Гуманистическая теория личности эриха фромма: Гуманистические теории личности. Гуманистический подход Э. Фромма.

Гуманистическая теория личности эриха фромма: Гуманистические теории личности. Гуманистический подход Э. Фромма.

Содержание

гуманистическая теория личности. Теории личности

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности. Теории личности

ВикиЧтение

Теории личности
Хьелл Ларри

Содержание

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности

Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.

Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.

Эрих Фромм (1900–1980) Фундаментальные потребности человека

Эрих Фромм (1900–1980) Фундаментальные потребности человека Эрих Фромм был единственным ребенком в семье ортодоксальных иудеев. Он родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне. Свое детство Фромм описывал как в высшей степени традиционное и невротическое и говорил,

Эрих Фромм Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии

Эрих Фромм Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии Fromm Е.The Anatomy of Human DestructivenessИздательство: Прогресс1992 г.Когда психоаналитик изучает биографию своего клиента, он всегда пытается получить ответ на два вопроса:1) Каковы основные движущие силы в жизни человека, какие

Эрих Фромм.

 Революционный характер

Эрих Фромм.  Революционный характер Доклад на 7-ом Межамериканском Психологическом Конгрессе(Мехико, декабрь 1961 г.)Перевод с английского А.И. Фета«Революционный характер» – политико-психологическое понятие. В этом отношении оно подобно понятию авторитарного характера,

Эрих ФРОММ (1900–1980)

Эрих ФРОММ (1900–1980) Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующих поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех — или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной

Эрих Фромм Может ли человек преобладать?

Эрих Фромм Может ли человек преобладать? Предисловие Почти все ответственные политические лидеры сходятся во мнении, что Соединенные Штаты и весь западный мир вступили в опасный период.

Хотя высказывания на этот счет несколько разнятся при определении степени этих

Глава 5. Эго — психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни

Глава 5. Эго — психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго — процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью — Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей — евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи

Эрих Фромм Мужчина и женщина

Эрих Фромм Мужчина и женщина Отношения между мужчиной и женщиной представляют, очевидно, весьма сложную проблему, иначе у многих людей не было бы трудностей при ее разрешении. Поэтому я хочу сначала поставить некоторые вопросы, касающиеся этих отношений. Если бы я мог

Глава 20. Эрих Фромм и диалектический гуманизм, или гуманистический психоанализ

Глава 20. Эрих Фромм и диалектический гуманизм, или гуманистический психоанализ Д. ЧернышевТеория, созданная Эрихом Фроммом, привлекает психологов в первую очередь тем, что в ней, как ни в одной другой, досконально описаны социальные детерминанты человеческой личности.

Эрих ФРОММ ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ПОДЧИНЕНИЯ

Эрих ФРОММ ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ПОДЧИНЕНИЯ Новую историю Европы и Америки обусловили усилия, направленные на завоевание свободы от политических, экономических и духовных оков, которые связывали человека. Угнетенные, мечтавшие о новых правах, боролись за свободу против

Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность

Гуманистическими считаются теории личности, изначально признающие человека существом духовным, положительным, стремящимся к саморазвитию и самоактуализации. Весь негатив, свойственный людям, гуманистические теории склонны объяснять неблагоприятным воздействием внешних факторов. Таким образом, согласно теории гуманизма, изначально человек не может быть носителем отрицательных черт и характеристик.

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Гуманистические теории личности: основные направления

Едва зародившись, гуманистические теории личности разделились на два основных направления: клиническое и мотивационное. Клиническое направление сосредоточено на оказании психотерапевтической помощи людям, которые в ней нуждаются. Мотивационное направление имеет своей целью разработку системы мотивации для разных людей и ситуаций, что широко востребовано в бизнесе.

Карл Рэнсом Роджерс

Основоположником клинического направления в развитии теории личности является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. Главным звеном его теории стала так называемая «Я-концепция», которая формируется у каждого человека в процессе взаимодействия с окружающим социумом. Это некая цепочка восприятий человеком собственных свойств или свойств «Я», и восприятий его взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, у каждого человека есть собственное «Я», связанное с тем как он воспринимает себя, окружающий мир и свое взаимодействие с ним, и «Я-идеал», т.е. некий образ, которому человек стремится соответствовать. Поэтому развитие человека, предопределяемое «Я-концепцией», всегда направлено на самосовершенствование, самоактуализацию, достижение существующего в сознании человека идеала.

Разумеется, идеал, существующий в мыслях человека, может не совпадать и часто не совпадает с навязанными обществом стереотипами, однако стремление стать лучше в своем понимании выражено у каждой личности. На этом построена вся клиент-центрированная психотерапия Роджерса. Он считает, что у любого человека есть потенциал к развитию и преодолению препятствий, а задача психолога или психотерапевта – помочь раскрыть этот потенциал.

Абрахам Маслоу

Изначально американский психолог Абрахам Маслоу изучал бихевиоризм, однако быстро пришел к выводу, что исключительно бихевиористский подход приемлем только в условиях научной лаборатории и мало соответствует реалиям жизни.

Кроме того, Маслоу был едва ли не первым, кто поставил под сомнение применимость данных, полученных в ходе работы психотерапевтов с нуждающимися в психологической помощи людьми, к обычным людям, которые в такой помощи не нуждаются.

Все эти соображения привели Маслоу к необходимости создать некую универсальную теорию, применимую абсолютно ко всем людям. Так родилась схема иерархии потребностей человека, более известная как пирамида Маслоу. Интересно, что сам Маслоу никогда не использовал пирамиду для оформления и презентации своих идей. Маслоу разработал не только систему потребностей, но и способы мотивации на основе актуальных потребностей человека.

Иерархия потребностей в пирамиде Маслоу:

  1. Физиологические (еда, питье, сон, секс и т.д.)
  2. Безопасность (защита, комфортная среда обитания).
  3. Любовь и чувство принадлежности (например, к семье).
  4. Уважение (самоуважение, уважение окружающих, одобрение).
  5. Познание (стремление к новым знаниям, образованию, информации).
  6. Эстетические (стремление к искусству и красоте).
  7. Самоактуализация (раскрытие внутреннего потенциала).

Иногда можно встретить так называемую усеченную пирамиду Маслоу, где всего пять ступеней, а не семь. В этом случае последние три ступени объединяются в одну и рассматриваются как метапотребность в искусстве, творчестве, красоте, самоактуализации, самореализации.

На основе иерархии потребностей Маслоу выделил два типа мотивации: дефицитарную мотивацию и мотивацию роста. По его мнению, пока не удовлетворены базовые физиологические потребности человека и его потребность в защите, им движет дефицитарная мотивация, т.е. поведение и действия осознанно направлены на то чтобы компенсировать дефицит базовых потребностей. Четвертый и последующий уровни в иерархии потребностей наступают после удовлетворения первых трех, достигаются за счет мотивации роста и даны не всем.

Разумеется, такая конструкция не является жесткой и вовсе не значит, что, например, по достижении определенного уровня комфорта человека перестает интересовать материальная сторона жизни и интересует только духовная. Речь о том, что степень актуальности каждой из потребностей, в зависимости от ситуации, может отличаться, а внутренняя потребность подниматься в системе иерархии к высшим ступеням есть у любого человека.

Мешать этому могут неблагоприятные внешние обстоятельства, сомнения в собственных возможностях, избыточная потребность в безопасности, заставляющая застрять на низших ступенях и не предпринимать действий, ведущих к риску потери. Такая модель полностью соответствует основополагающему принципу гуманистических теорий, согласно которому, человек изначально является существом духовным и стремящимся к самоактуализации.

Насколько актуальны сами гуманистические теории личности? Насколько они подтверждены жизнь? Давайте подумаем вместе.

Актуальность гуманистических теорий

Говоря о теории Маслоу, мы уже упомянули, что его конструкцию нельзя рассматривать линейно как замещение удовлетворенной потребности следующей, пока что не удовлетворенной. Более того, истории известна масса фактов, когда великие ученые, художники и музыканты прозябали в глубокой бедности и нищете, что не отвлекало их от занятий наукой и творчеством. А ставшая расхожей фраза «художник должен быть голодным» и вовсе подразумевает, что избыточная сосредоточенность на решении бытовых проблем будет мешать думать о возвышенном.

Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.

Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.

Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.

Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.

Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.

Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Эрих Фромм и гуманистический психоанализ

9 минут

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.

Для Эриха Фромма, главная цель в жизни каждого — стать сильнее, свободнее, благороднее — по сути, стать тем, кем вы должны быть. Это представитель его гуманистической точки зрения, которая была революционной для такой важной фигуры в психологии того времени.

Когда упоминается психоаналитическая теория, некоторые люди делают ошибку, рассматривая ее как жесткую и конкретную сущность, состоящую из четко определенных концепций, динамики и подходов, предложенных отцом психоанализа  Зигмундом Фрейдом . Возможно, они забывают, что в рамках этого подхода существуют и другие школы мысли, которые обогатили основы психоанализа, отклонившись от слов и идей Фрейда.

«Только тот, кто верит в себя, может быть верен другим».

-Эрих Фромм-

Эрих Фромм был одним из этих девиантов. В 1940-х годах немецкий социальный психолог еврейского происхождения решил порвать с психоаналитической доктриной Франкфуртского института социальных исследований и полностью обновил теорию и практику психоанализа, приведя к более культурному и гуманистическому подходу. Например, он заменил фрейдовское представление о либидо как жизненном влечении на более практическое , которое включало новое понимание ассимиляции и социализации.

Фромм был прежде всего очаровательным философом и одним из лучших представителей гуманизма 20 века. В своих трех наиболее значимых книгах ( «Побег от свободы», «Искусство любить», и «Сердце человека ») он оставил нам целую вселенную мыслей, размышлений и теорий, которые ставят психологию рука об руку с антропологией. и истории, а также продолжили наследие Зигмунда Фрейда и Карен Хорни.

Эрих Фромм и системные кризисы западного общества

Чтобы понять теорию гуманистического психоанализа Эриха Фромма, необходимо узнать его как личность, понять его корни, контекст, в котором он вырос, и изменяющийся мир, составлявший его ближайшую реальность. Это прольет свет на то, что послужило руководством и источником вдохновения для его теорий.

Когда вы читаете его автобиографию  За цепями иллюзий и обращаете внимание на его детство и юность, легко увидеть, что это были не совсем счастливые времена для него. Его отец был агрессивным бизнесменом, мать страдала хронической депрессией , и он вырос в соответствии с подчеркнуто строгими нормами ортодоксального иудаизма. За это время он пережил два определяющих момента.

«Национализм — это наша форма инцеста, это наше идолопоклонство, это наше безумие. «Патриотизм» — это его культ».

-Эрих Фромм-

Первым было самоубийство 25-летней женщины, в которую он был влюблен в детстве. Она была художницей и была очень близка со своим единственным членом семьи: отцом. Он скоропостижно скончался, а через несколько дней юная художница покончила с собой. Ее самоубийство заставило Фромма задаться вопросом, что заставляет людей идти на такие крайности.

Вторым определяющим моментом стало начало Первой мировой войны, когда тень национализма, радикализация масс и послания ненависти и «мы против них» вошли в его жизнь.

Мир начал распадаться, и трещины не только создали непреодолимую дистанцию ​​между разными силами, но и положили начало периоду системного кризиса во всем западном обществе. Все психологические, философские и социальные теории до этого момента должны были быть переформулированы в поисках ответов и объяснений среди такого хаоса.

Понимание и надежда для людей

Чтение работ Фромма почти необходимо, чтобы понять кризисы ценностей, принципов и социальной политики, разразившиеся в первой половине 20-го века, когда две мировые войны подошли к концу. вера людей в человечество.

Чтение Фромма само по себе является способом примириться с собственной человечностью. Он говорит о надежде и, самое главное, предоставляет невероятные ресурсы социальных наук и психоанализа, которые могут помочь инициировать позитивную и творческую трансформацию.

Теперь давайте рассмотрим основные принципы его теории.

От биолого-механистического к биолого-социальному взгляду на человека

Эрих Фромм принял большинство концепций Фрейда, включая бессознательное, вытеснение, защитные механизмы , перенос, идею сновидений как выражения бессознательного и представление о детстве как о корне многих психических расстройств.

Однако он не мог смириться с одной вещью, а именно с представлением о людях как о биолого-механистической сущности, как об организме, реагирующем исключительно на основные импульсы агрессии, выживания и размножения.

  • Эрих Фромм говорит о биолого-социальном человеке как о способе превозносить «психологию себя», в которой люди не ограничиваются исключительно реагированием на наши импульсы и инстинкты или их защитой.
    Необходимо расширить кругозор и осознать социальный аспект, а также то, как самые значимые для ребенка фигуры могут вызывать у него неблагоприятные и травмирующие процессы.
  • Межличностные отношения были основой теории Фромма, которая полностью заменила классическую теорию либидо Фрейда как мотивационное и механистическое стремление человека.

Человек и свобода

На теории Фромма повлияли не только Фрейд и Карен Хорни. Говорить об Эрихе Фромме — значит говорить о Карле Марксе. Вспомните социальный контекст того времени; кризис ценностей; отсутствие объяснений человеческого поведения, войны, национализма, ненависти, классовых различий…

Биомеханистическая точка зрения Фрейда была бессмысленной и бесполезной, а принципы, защищаемые Марксом, гораздо больше соответствовали предпосылкам Фромма. По Марксу, люди находятся под влиянием не только общества, но и их экономических систем.

Таким образом, во многих текстах Фромма мы и сейчас еще можем узнавать себя в его словах и посланиях.

«Наша потребительская и рыночная экономика основана на идее, что счастье можно купить. Но будьте осторожны, потому что если у вас нет денег, чтобы заплатить за что-то, то вы потеряли свой шанс на счастье. Помните, что только то, что исходит от наших собственных усилий, изнутри, есть не только самое «дешевое», но и самое лучшее счастье».

-Эрих Фромм-

Один действительно интересный компонент теории Фромма заключается в том, что, хотя на людей и влияют их культуры и экономические системы, мы всегда должны бороться и всегда можем достичь одной цели: свободы . На самом деле, Фромм призывал людей отказаться от жесткого детерминизма Фрейда и Маркса и развить свою личную свободу, присущую человеческим существам.

 

Фромм считал, что люди, как и все другие животные, определяются определенными биологическими принципами. Мы рождаемся в теле, взрослеем, стареем и боремся за выживание. Однако мы способны на гораздо большее, чем предписывают эти ограничения. Например, если мы можем перейти от традиционных обществ Средневековья к современному обществу, мы не можем сдаться в поисках большей свободы, больше прав, большего благополучия.

Свободу трудно достичь, но для того, чтобы ее получить, необходимо развивать личную ответственность и общественное уважение. В противном случае мы рискуем:

  • Авторитаризм.
  • Разрушение (включая агрессию, насилие и самоубийство).
  • Слепое соответствие, при котором люди становятся «социальными хамелеонами» и принимают цвет своего окружения, не протестуя и не подвергая сомнению.

Фромм подробно изложил эти три идеи в незаменимой книге, к которой стоит время от времени обращаться: Побег от свободы.

Основы гуманистического психоанализа

В траектории Эриха Фромма выделяется то, что, в отличие от классических психоаналитиков,  он не делал карьеру в области медицины или психиатрии. Он основывал свою работу на социологии, а не на медицине, и поэтому не всегда пользовался большим уважением. Его отношения с Карен Хорни на самом деле были довольно сложными, и многие психологи считали его теоретиком поля, а не ортодоксальным психологом.

«Любовь — единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования».

-Эрих Фромм-

Однако именно в этом проявляется истинное величие Фромма: в его более широком и комплексном взгляде на людей. С его точки зрения, не все является ответом на органическую патологию или силы биологии. Он считал, что культура, семья и общество часто накладывают ограничения на наше самовыражение.

Продолжайте читать ниже, чтобы ознакомиться с основами его теории гуманистического психоанализа.

Ключи к пониманию психологического подхода Эриха Фромма

  • Гуманистическая точка зрения Фромма способствовала новому подходу к концепции болезни. По его словам, психоаналитик обязан переформулировать не только определение болезни, но и инструменты, которые используются для ее решения.
  • Цель специалиста — помочь пациенту в самопознании, или, говоря более современным языком, способствовать личному развитию для достижения счастья.
  • Этого можно достичь, только усилив чувство ответственности и любовь к себе.
  • При лечении больного не имеет смысла сосредотачиваться исключительно на его патологических качествах, симптомах его болезни или негативных сторонах его состояния. Признание их положительных качеств улучшит терапевтическую технику.
  • Психоаналитик не должен просто добавить свои пять копеек, чтобы человек изменился. Они также должны помочь пациенту разработать стратегии, чтобы он мог реинтегрироваться в общество, чувствовать себя сильнее и понимать, что существуют также «патологические» аспекты общества, которые большинство людей считают действительными.
  • Психоанализ должен быть восприимчив к достижениям науки и изменениям в обществе. Он должен понимать культурные, экономические и политические условия, которые нас окружают, чтобы лучше помогать пациенту. Было бы ошибкой работать с редукционистской точки зрения.
  • Профессионал должен использовать ясную, прозрачную, понятную лексику. Кроме того, они должны стараться не создавать образ силы или превосходства.

Наследие Фромма представляет собой гигантский шаг как в психологии, так и в философии. В то время как многие люди считали его теории несколько утопическими, он представил более реалистичную форму психоанализа, которая стремилась развить лучшее в каждом человеке. Это был важный подход, который стоит запомнить и внимательно прочитать. Разрешить этой статье быть приглашением.

Это может вас заинтересовать…
Ссылки

Фромм, Э. (1947) Человек для себя, исследование психологии этики. Райнхарт.
Фромм Э. (1965) Социалистический гуманизм: международный симпозиум. Даблдэй.
Фромм, Э. (1971)  Сердце человека, его способность к добру и злу. Многолетняя библиотека.
Фромм Э. (1976) Иметь или быть . Харпер и Роу.
Фромм, Э. (1984). О непослушании и другие очерки. Рутледж и Кеган Пол.
Фромм, Э. (2010) Патология нормальности.  Книги Американского фонда психического здоровья.
Фромм, Э. и Маккоби, М. (1970)  Социальный персонаж в мексиканской деревне; социальнопсихоаналитическое исследование. Издатели транзакций.
Морен, Э. (1999) La Tête bien faite.

Глава 10, часть 2: Наши отношения с обществом – PSY321 Текст курса: Теории личности

Фромм был плодовитым писателем, чьи интересы включали психоанализ, экономику, религию, этику, культуру и социальные системы. Он оценил как Фрейда-человека, так и теории Фрейда в «Миссии Зигмунда Фрейда» (Fromm, 1978) и «Величие и ограничения мысли Фрейда» (Fromm, 1980). Его религиозные произведения включают такие провокационные названия, как «Догмат о Христе» (Fromm, 1955b) и «Будете богами» (Fromm, 1966). Он рассматривал место человека в обществе в таких книгах, как «Общество в здравом уме» (1955а) и «Революция надежды» (1968). А сборник его работ по гендерной психологии «Любовь, сексуальность и матриархат» вышел под редакцией Райнера Фанка (1977). Объединяющей темой всех сочинений Фромма является отношение каждого человека к обществу, к которому он обращался наиболее непосредственно в «Побеге от свободы» (Fromm, 1941).

Фромм интерпретировал теории Фрейда об удовлетворении влечений как обязательно вовлекающие других людей, но для Фрейда эти отношения являются лишь средством для достижения цели. Хотя голод, жажда и секс могут быть общими потребностями, Фромм предположил, что потребности, которые приводят к различиям в характерах людей, такие как любовь и ненависть, жажда власти или стремление подчиниться, или наслаждение чувственными удовольствиями, а также страх из него, все являются результатом социальных процессов. Сама природа человека является продуктом взаимодействия между человеком и его культурным окружением. Мы — творение и достижение человеческой истории, и в то же время мы влияем на ход этой истории и культуры. В наше время, особенно в западном мире, наше стремление к индивидуальности отдалило нас от других и от той самой социальной структуры, которая присуща нашей природе. Следовательно, наша свобода стала психологической проблемой; оно изолировало нас от связей, необходимых для нашего выживания и развития (Фромм, 1941). Опасность этой ситуации, согласно Фромму, заключается в том, что, когда все общество страдает от чувства изоляции и оторванности от естественного порядка (от самой природы, по мнению Фромма), члены этого общества могут искать связи с социальной структурой. это разрушает их свободу и, таким образом, интегрирует их «я» в целое (хотя и дисфункциональным образом). Три способа, которыми люди убегают от свободы, — это авторитаризм, или подчинение себя какому-то авторитету, чтобы обрести силу, которой не хватает человеку, деструктивность, при которой человек пытается разрушить объект, вызывающий тревогу (например, общество), и автоматный конформизм, при котором человек отказывается от своей индивидуальной целостности. Фромм считал, что эти явления объясняют развитие диктатур, таких как подъем фашизма в Европе в XIX веке.20-х и 1930-х годов. Для лидеров этих обществ эти процессы являются настолько глубоко укоренившимся аспектом их характера, что Фромм фактически описал деструктивность Адольфа Гитлера как свидетельство некрофильского характера (некрофил — это тот, кто испытывает сексуальное влечение к мертвым; Фромм, 1973).

Чтобы найти решение этой проблемы, Фромм стремился к полной интеграции человека и общества. Он считал, что психологию нельзя отделить от философии, социологии, экономики или этики. Нравственная проблема, с которой сталкиваются люди в современном мире, — это их равнодушие к самим себе. Хотя кажется, что демократия и индивидуальность предлагают свободу, это всего лишь обещание свободы. Когда наша неуверенность и тревога заставляют нас подчиняться какому-либо источнику власти, будь то политическая партия, церковь, клуб и т. д., мы отказываемся от своей личной власти (Fromm, 19). 47). Следовательно, мы становимся подвержены неправомерному влиянию других (а в крайних случаях и Гитлера или Сталина). Решение может быть таким же простым, как любовь, но Фромм предполагает, что любовь — это отнюдь не легкая задача, и это не просто отношения между двумя людьми:

…любовь – это не то чувство, которому может легко поддаться каждый, независимо от достигнутого им уровня зрелости. Она [книга Фромма] хочет убедить читателя, что все его попытки любить обречены на провал, если только он не попытается самым активным образом развить всю свою личность, чтобы добиться продуктивной ориентации; что удовлетворение в личной любви не может быть достигнуто без способности любить ближнего, без истинного смирения, мужества, веры и дисциплины. (стр. xxi; Фромм, 1956)

Способность человека к любви является отражением того, в какой степени его культура поощряет развитие способности к любви как части характера каждого человека. Капиталистические общества, по Фромму, делают упор на индивидуальную свободу и экономические отношения. Таким образом, капиталистическое общество ценит экономическую выгоду (накопленное богатство) выше труда (власти людей). И все же такая экономика нуждается в больших группах людей, работающих вместе (рабочая сила). По мере того, как люди становятся озабоченными в своих стремлениях к жизни, они психологически вкладываются в капиталистическую систему, они подчиняются капитализму и становятся рабочей силой, которая ведет к богатству тех, кто владеет компанией. Фромм считал, что это отчуждает нас от самих себя, от других и от природы (или естественного порядка). Чтобы восстановить нашу связь с другими здоровым образом, нам нужно практиковать искусство любви; любить и себя, и других. Это требует дисциплины, концентрации и терпения, личных сильных сторон, которым обучают в практике дзен. Действительно, Фромм рекомендует одну из любимых книг Хорни: «Дзен в искусстве стрельбы из лука» (Herrigel, 1953). Взаимосвязь дзэн и подходов Хорни и Фромма к решению проблем общества мы рассмотрим более подробно в «Теории личности в реальной жизни». Но сначала Фромм решил проверить, можно ли использовать принципы психоанализа для изучения отношений между людьми и обществом.

Фромм считал, что помимо определенной структуры характера у индивида есть еще и социальный характер. Социальный характер является общим для групп или классов внутри общества и обеспечивает рамки, в которых психическая энергия вообще превращается в специфическую психическую энергию каждого человека внутри группы. с 19С 57 по 1963 год Фромм, Майкл Маккоби и их многочисленные коллеги опросили каждого взрослого жителя мексиканской деревни и примерно половину детей, сосредоточив внимание на применении психодинамической теории для понимания социального характера деревни и ее роли в формировании личности. каждого человека. Деревня была выбрана как представитель многих небольших деревень (в этой деревне проживало около 800 жителей) Мексики, которые претерпели существенные изменения в социально-экономической структуре после мексиканской революции. Основная и наиболее спорная цель этого исследования состояла в том, чтобы определить, может ли общество быть подвергнуто «психоанализу», чтобы понять характер людей в этом обществе. Фромм и Маккоби также надеялись, что их исследование предоставит информацию, которая поможет предсказать и спланировать социальные изменения во времена резких социально-экономических изменений, таких как переход от недемократического общества к демократическому (Фромм и Маккоби, 19).70).

Хотя Фромму и Маккоби потребовалась целая книга, чтобы сообщить о своих результатах, можно резюмировать несколько ключевых выводов. Во-первых, хотя они начали свое исследование с вопросника, который был разработан для предыдущего исследования, уровень интерпретации, необходимый для психоаналитического теоретизирования, требовал дополнительной информации. Это было получено благодаря тому, что участники также прошли тест на чернильные пятна Роршаха. Во-вторых, была подтверждена теория социального характера как приспособления к социально-экономическим условиям общества, служащего стабилизации и поддержанию этого общества. Особый интерес представляли те люди, чей характер обычно считался девиантным, потому что они искали перемен и возможностей. Когда внешние социально-экономические условия вызывают изменения в обществе, ранее «отклоняющиеся» индивидуумы оказываются среди тех, кто процветает благодаря этой новой возможности для изменений. Другими словами, их так называемая девиантность теперь становится выгодной, и они ведут других к новым адаптивным изменениям в социальном характере (хотя для большинства членов общества это может происходить медленно). Подобно естественному отбору в эволюции, Фромм и Маккоби называли этот тип изменений в обществе социальным отбором. К сожалению, если люди, ведущие эти изменения, являются недееспособными или жестокими людьми, такими как лидеры фашистских группировок в Европе во время 19-го века.20-х и 1930-х годов последствия могут быть трагическими. Именно по этой причине Фромм стремился понять, как люди вовлекаются в группы после их отчуждения и беспокойства из-за изменений в ходе общества.

Фромм рассматривал общества как силы, ведущие к отчуждению от более естественного, примитивного образа жизни. В результате свобода и индивидуальность на самом деле создают психологические проблемы, поскольку мы отрываемся от наших непосредственных социальных групп (таких как семья или местное сообщество). Это часто приводит к неблагоприятным последствиям, таким как стремление к общению в обществе за счет уважения к себе и другим, создавая основу, в которой могут развиваться диктатуры (поскольку люди полностью отказываются от своей свободы).

Фромм считал, что свобода, которой мы обладаем в современных западных обществах, на самом деле отделяет и отчуждает нас от других, становясь источником большого беспокойства. Согласны ли вы с тем, что свобода может стать проблемой? Можете ли вы согласиться с тем, что люди во всем обществе могут настолько встревожиться, что поддержат приход диктатора?

Дополнительные материалы

Теории личности Карен Хорни и Эрих Фромм

В этом видео [39:03] обобщаются некоторые из основных теоретических концепций Фромма, в том числе три механизма побега (авторитаризм, деструктивность и автоматическое подчинение), основные потребности, ориентации характера и его исследование, проведенное в мексиканской деревне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *