Генитальная стадия: Генитальная стадия — Википедия – Психосексуальное развитие — Википедия

Генитальная стадия: Генитальная стадия — Википедия – Психосексуальное развитие — Википедия

Содержание

Генитальная стадия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Генитальная стадия (генитальная фаза) — пятая и последняя стадия психосексуального развития по З. Фрейду. Охватывает период бурного полового созревания в 12-18 лет. Выражается в активном проявлении сексуальной энергии — либидо.

Генитальная фаза наступает после завершения латентной стадии, при которой сексуальное развитие приостанавливается, а энергия либидо перенаправляется в занятия спортом, творчество или учебную деятельность.

В течение генитальной стадии в организме подростка происходят биохимические и физиологические изменения. Невозможность удовлетворения возросшего сексуального влечения под действием Супер-Эго и социальных запретов приводит к конфликту. Конфликт направлен на приобретение автономии от родителей, преодоление остатков эдипова комплекса. В этом возрасте у подростков наблюдается повышенный уровень агрессии, аутоагрессии и эмоциональной нестабильности.

На генитальной стадии происходит второй выбор сексуального партнёра (первый — на фаллической стадии).

При возникновении трудностей внутри этой фазы возникают нарушения, вызванные неспособностью Эго справиться с давлением Супер-Эго и Ид:

  • Регрессия на оральную стадию проявляется в расстройствах пищевого поведения от анорексии до обжорства и алкоголизма;
  • Регрессия на анальную стадию проявляется в крайних формах отношения к порядку: от неопрятности до педантичности.

Нарушения в формировании характера, по З. Фрейду, выражаются в двух исходах: гомосексуальность и нарциссизм.

К защитным формам поведения на этой стадии психосексуального развития З. Фрейд относит отрицание сексуальных интересов, аскетизм и интеллектуализм.

  • З.Фрейд Введение в психоанализ. — 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-9985-0453-2.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с. — (Серия «Высшее образование»). ISBN 5-8112-1353-0

Психосексуальное развитие — Википедия

Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций[1].

В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом, психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.

Фазы — этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

Оральная фаза[править | править код]

От момента рождения до 1,5 лет — первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.[2]

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей. Человек с оральным типом характера (оральной фиксацией) обычно неспособен копить деньги, инфантилен и аморфен, это «содержанки» и «маменькины сынки».

Анальная фаза[править | править код]

(1,5 — 3,5 года) — второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

Фаллическая фаза[править | править код]

(3.5 — 6 лет) — третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

Повышение интереса к гениталиям может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода — мужской половой орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс — желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина — его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.

Люди с фаллическим типом характера (фаллической фиксацией) обычно ведут себя вызывающе, ярко, буквально «втыкают» себя в реальность. Такая хара́ктерная ориентация может граничить с истерической психопатией из-за схожести в поведении.

У девочки проявляется любовь к отцу — комплекс Электры.

Латентная фаза[править | править код]

(6 — 12 лет) — четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная фаза[править | править код]

(12 лет) — пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные[неавторитетный источник?].

Генитальный характер — это совокупность черт человека, определяющих его мышление, поведение, образ действий, связанных с сексуальной жизнью. На уровне зрелой личности — это способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и умение трудиться, откладывать удовлетворение на потом, ответственность в сексуальных и социальных отношениях, забота о других людях.

Вильгельм Райх противопоставлял понятие генитальный характер характеру невротическому. В первом случае индивид может управлять сексуальной энергией и нормами морали сообразно ситуации. При невротическом характере гармония нарушается и происходит застой либидо из-за ограничений рамок морали Супер-Эго. Образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но мышление и действия предопределяются самим человеком.

  1. Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990. — 576 с. — ISBN 5-225-01179-9.
  2. З.Фрейд. Введение в психоанализ. — 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-9985-0453-2.
  • Фрейд З. Психоаналитические этюды/Составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондрашенко; Худ. обл. М. В. Драко. — Мн.: ООО «Попурри»,1999., — 608с. ISBN 985-438-121-8.

Стадии психосексуального развития. Стадии развития личности по Фрейду

Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

  • оральная стадия — от рождения до полутора лет;
  • анальная стадия — от полутора до трех лет;
  • фаллическая стадия — с трех до 6-7 лет;
  • латентная стадия — с 6 до 12-13 лет;
  • генитальная стадия — с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря — фиксация.

Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы — это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.

Оральная стадия развития

Названа так потому, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь — как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.

В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:

  • излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
  • чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.

Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Анальная стадия развития

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.

В этот период и малыш, и его родители сосредоточивают свое внимание на… детской попке.

Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку — это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.

Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии — это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению — отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

  1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;
  2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким. Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей.

Но даже при положительном течении этапа приучения к горшку остается элемент конфликта этой стадии, поскольку с одной стороны фекалии воспринимаются родителями как подарок, а с другой — к ним не разрешается притрагиваться, от них стремятся как можно быстрее избавиться. Это противоречие придает анальной стадии развития драматичный, амбивалентный характер.

Фаллическая стадия

Начинается примерно с трех лет. Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга. Кроху занимают вопросы отношений между полами. Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: «Откуда берутся дети?» Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к «запретной» теме, многочисленные «неприличные» вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием. Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс — для мальчиков; или комплекс Электры — для девочек.

Эдипов комплекс — это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. «Мама, я хочу на тебе жениться!» — вот фраза, говорящая сама за себя. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемый страх кастрации, который заставляет его отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Комплекс Электры — вариант Эдипова комплекса для девочек — протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом — олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.

Латентная стадия

С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.

Формируются новые элементы структуры личности ребенка — эго и супер-эго.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал «Оно» (Id). Оно — это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности «Я» (Ego). Я — это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности — «Сверх-Я» (Super-ego). Сверх-Я — это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития — генитальной стадии.

Генитальная стадия

Начинается с момента полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и физиологические изменения в организме подростка, и развивается примерно до 18 лет. Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола.

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого — анальный, у третьего — фаллический.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

Генитальная стадия — это… Что такое Генитальная стадия?


Генитальная стадия
(genital stage) — по теории Фрейда эта стадия начинается, когда ребенку исполняется приблизительно 12 лет и он начинает искать сексуальные удовольствия в гетеросексуальных отношениях.

Общая психология: глоссарий. Р. Комер.

  • Генерализованное тревожное расстройство
  • Гены

Смотреть что такое «Генитальная стадия» в других словарях:

  • Генитальная стадия — (от лат. genitale половые органы), стадия психосексуального развития, четвертый, заключительный этап генетической концепции З. Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Генитальная стадия — четвертая стадия психосексуального развития (приходится на подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения …   Психология человека: словарь терминов

  • генитальная стадия сексуальности —      сексуальность: стадия генитальная согласно З. Фрейду стадия психосексуального развития, соответственная половой зрелости, наступающей в отрочестве. Период развития сексуальности, при коем половые органы имеют решающее значение для получения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Генитальная Стадия Психосексуального — развития (от лат. genitale половые органы) четвертый, заключительный этап генетической концепции З. Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте …   Психологический словарь

  • генитальная стадия психосексуального развития — Этимология. Происходит от лат. genitale половые органы. Категория. Четвертый, заключительный этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ) — В психоаналитической теории – кульминационный уровень психосексуального развития, характеризующийся формированием отношений с людьми противоположного пола …   Толковый словарь по психологии

  • сексуальность: стадия генитальная — согласно З. Фрейду стадия психосексуального развития, соответственная половой зрелости, наступающей в отрочестве. Период развития сексуальности, при коем половые органы имеют решающее значение для получения полового удовлетворения. Словарь… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психоаналитические стадии (psychoanalytic stages) — Психоаналитические, или психосексуальные стадии это стадии психосексуального развития, постулированные Фрейдом для объяснения развития личности через изменения биолог. функционирования индивидуума. Фрейд полагал, что центральной темой, проходящей …   Психологическая энциклопедия

  • Стадии психосексуального развития (psychosexual stages) — В теории личности Зигмунда Фрейда развитие описывается в терминах стадий, которые определяются специфическим выражением сексуальных, или либидинальных, побуждений. Те участки тела (эрогенные зоны), к рые порождают либидинальное удовлетворение в… …   Психологическая энциклопедия

  • сексуальность инфантильная — (сексуальность догенитальная) сексуальность детского возраста, а также ее элементы, обнаруживаемые у взрослых. Согласно З. Фрейду, существует несколько ее стадий этапов в возрастном развитии сексуальности: 1) автоэротизм; 2) нарциссизм; 3)… …   Большая психологическая энциклопедия

Психосексуальное развитие | Познание мира

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Как развивается личность? По словам известного психоаналитика Зигмунда Фрейда, ребенок проходит серию психосексуальных стадий, которые ведут к развитию взрослой личности. Его теория показала, как человек развивался в течение детского периода. Хотя теория хорошо известна в психологии, она всегда была довольно противоречивой, как во времена Фрейда, так и в современной психологии.

Теория Зигмунда Фрейда, объясняет особенности развития личности человека в биологическом функционировании индивидуума. Опыты которые проводятся в социальной стадии, накладывают отпечаток в виде установок, определенных ценностей и черт личности человека, которые он получил на определенном этапе жизни.

Известные теории Фрейда и его вклады

В то время как современные теоретики критикуют Зигмунда Фрейда, он является одним из самых влиятельных психологов прошлого и настоящего. 

Многие утверждают, что его идеи были слишком ограничены, его исследования не завершены, а его теории не имеют доказательств. 

Но, несмотря на десятилетия критики, о нем все еще говорят, и его работы все еще изучаются почти во всех сферах общества — от воспитания детей до образования, консультирования, семинаров по взаимоотношениям и даже законов.

Важно! «Мало того, что З. Фрейд сильно повлиял на психологию и психиатрию, он также оказал огромное влияние на наше представление о себе и о нашем мире. Можно утверждать, что лишь немногие идеи в истории человечества имели такой широкий и глубокий смысл.» 

Стадии психосексуального развития

Если знать все тонкости нашей психики и каким образом она формируется, мы можем избавиться от ряда проблем в своей жизни. В детстве, при формировании психосексуального развития, в нашей психике могло зафиксироваться какое-то переживание, которые может мешать нам жить. Это может проявлять в виде страхов, фобий, а также в недостатке радости и удовлетворения от жизни и ее благ. Ученый З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития.

Пять стадий психосексуального развития, которые выделил Зигмунд Фрейд

Фрейд считал, что концепция личности, проходящая через ряд этапов в детстве, в которых удовольствия и энергия сфокусированы на определенных эрогенных зонах. Эрогенная зона характеризуется как область тела, которая особенно чувствительна к стимуляции. Всего он выделил пять этапов психосексуального развития, которые служат источником удовольствия.

  1. Оральная (от 0 до 18 месяцев).
  2. Анальная (от 18 месяцев до 3 лет).
  3. Фаллическая (от 3 лет до 6 лет).
  4. Латентная (от 6 до 12 лет).
  5. Генитальная (период полового созревания и до 22 лет).

Оральная стадия

В период оральной, самой первой стадии(от самого рождения до полутора лет), сохранность ребенка, полностью зависит от того, кто за ним ухаживает. Основная цель младенца в орально-зависимом периоде, заключается в формировании важных установок таких как: опора и доверие по отношению к другим людям, зависимости и независимости младенца.

Изначально дитя не может отличать свое тело от груди собственной матери, за счет этого он чувствует любовь и нежность к себе. Но с течением времени младенец будет заменять материнскую грудь собственным телом: он может сосать свой палец или губу, таким образом уменьшая напряжение собственного тела, которая происходит из-за недостатка материнской заботы.

Важно! Матери необходимо не прерывать процесс кормления грудью, если конечно мама, в состоянии кормить его самостоятельно.

Фиксирование состояние у ребенка могло произойти по двум причинам:

  1. Фрустрации или запрет на потребности младенца.
  2. Ребенку даются большие возможности, на управление своими внутренними функциями. В конечном итоге, у малыша появляется чувство зависимости и некомпетентности.

В дальнейшем, в более взрослые годы, фиксация на данной стадии может появиться в виде «остаточного» поведения. Если взрослый человек возле ребенка будет в сильном стрессе, то это может выливаться в различные нарушения у малыша, такими как:

  • желанием плакать;
  • желанием пить;
  • желание обсасывать палец или губу.

Важно! Конец оральной стадии происходит в тот момент, когда мать, перестают кормить ребенка грудью, потому что это лишает его удовольствия.

Согласно теории Фрейда, если ребенок получил недостаточную или переизбыточную стимуляцию во младенчестве, то в будущем у него сформируется орально-пассивный тип личности.

К орально-пассивному типу относят
  • пассивность в жизни;
  • потребность в принятии и поддержке;
  • слишком доверчив и зависим;
  • постоянно ждет одобрения;
  • ждет от окружающих «материнского» отношения к себе.

После полугода жизни ребенка, начинается вторая фаза развития – орально-агрессивная. В этот период у малыша появляются зубки, за счет покусывания и жевания он выражает свои пустоты и нехватки, которые он получил во младенчестве путем отсрочки удовлетворения или отсутствие мамы.

Как проявляется орально-агрессивная черта у взрослых:

  • циничное отношение к людям;
  • сарказм;
  • пессимизм;
  • желание спорить.

Важно! Человек с таким типом характера доминирует и эксплуатирует другими людьми для удовлетворения своих нужд.

Анальная стадия

Особенность анальной стадии заключается в том, что у ребенка весь фокус внимания направлен на акт дефекации, так как в этом периоде он получает максимальное удовольствие от этого процесса. Анальная фаза формируется в возрасте 18 месяцев и длится до трех лет. Ребенок теперь в полной мере осознает, что он сам по себе и что его желания могут привести к конфликтам с внешним миром. 

Важно! З. Фрейд полагал, что этот тип конфликта, как правило, приходит при не правильном обучении, когда взрослые создают ограничения на то, когда и где ребенок может испражняться.

Зигмунд Фрейд утверждал, что если родители не правильно приучают ребенка к туалету, то это скажется на его личностном развитии, таких как саморегуляция и самоконтроль.

Родители приучают своих детей контролировать свои процессы двумя способами: первый способ — это принуждающий, действуя таким способом, родители приносят наибольший вред своим детям. Очень часто родители, заставляют своих детей сходить в туалет прямо сейчас, они прям приказывают ему.

Важно! Из-за этого ребенок может отказаться идти в туалет, у него появится задержка, в следствии чего у ребенка появятся запоры.

Анально — удерживающий тип личности

Если поведение родителя становится постоянным, да еще и такое происходит с другими жизненными ситуациями. То, вполне вероятно что у ребенка сформируется анально-удерживающий тип личности. Такие люди во взрослом возрасте невероятно пунктуальны, скупы, методичны и очень упрямы. Таким людям трудно переносить неразбериху, беспорядок, неопределенность.

Анально – выталкивающий тип личности

Следующий тип личности называется анально – выталкивающий, такой тип личности формируется при чрезмерной строгости родителей к своему ребенку. Такой ребенок импульсивен, беспокоен, склонен к вредительству.

Другой же способ — это хвалить ребенка за постоянное посещение туалета. Такой подход поощрения малыша за регулярный акт дефекации и контроля себя, повышает ребенку самооценку и развивает творческие способности.

Фаллическая стадия(возраст от 3 до 5 или 6 лет). Комплекс Электры. Эдипов комплекс

Теперь у ребенка чувствительность появляется в гениталиях, а мастурбация (у обоих полов) становится новым источником удовольствия. Ребенок начинает осознавать половые различия, которые приводят к конфликтам между влечением, обидой, соперничеством, ревностью и страхом, который Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электра (у девочек). 

Эдипов комплекс

Наиболее важным аспектом фаллической стадии у мальчиков является Эдипов комплекс. Это одна из самых противоречивых идей Зигмунда Фрейда, которую многие люди отвергают.

Название Эдипов комплекс происходит от греческого мифа, где Эдип, молодой человек, убивает своего отца и женится на своей матери. Узнав о том, что он совершил, он ослепил себя.

У маленького мальчика комплекс Эдипа, он возникает потому, что у него появляются сексуальные желания по отношению к матери. Он хочет владеть исключительно своей матерью и избавиться от отца. Мальчик думает, что если бы его отец узнал обо всем этом, то он забрал бы то, что он любит больше всего. 

Важно! Во время фаллической стадии мальчик больше всего любит свой пенис. Отсюда у мальчика развивается кастрационная тревога.

Затем мальчик решает эту проблему, имитируя, копируя и объединяя мужское поведение отца. Это называется идентификацией, и именно так мальчики в дошкольном возрасте от 3 до 5 лет решают свой Эдипов комплекс. Идентификация означает внутреннее принятие ценностей, установок и поведения другого человека. Следствием этого является то, что мальчик берет на себя мужскую роль и принимает его ценности.

Важно! Фрейд предложил исследование «Маленький Ганс» в качестве доказательства эдипова комплекса.

Комплекс электры

Если вкратце, девушка желает отца, но понимает, что у нее нет пениса. Это приводит к развитию зависти к пенису и желанию быть мальчиком.

Девушка решает эту проблему, подавляя свое желание к отцу и заменяя желание на пенис желанием ребенка. Девочка обвиняет свою мать, за то что ее «кастрировали», и это создает сильное напряжение. Затем девушка подавляет свои чувства (чтобы снять напряжение) и идентифицируется с матерью, чтобы взять на себя роль женского пола.

Латентная стадия

В возрасте от 6 до 7 лет перед формированием подросткового периода либидо ребенка сублимируется и направляется во внешнее. В период латентной фазы, ребенок интересуется различными интеллектуальными занятиями, такие как спортивные занятия и общение. Этот период готовит ребенка к взрослой жизни.

Структура личности ребенка:
  1. Эго – отвечает за абсолютный контакт с окружающим миром. Такие как мышление, обучаемость и восприятие.
  2. Суперэго – нормализация ценностей, проще говоря – совесть человека. Формируется при контакте ребенка с авторитетными личностями, в первую очередь, с родителями.
  3. Ид – это наше желание, основанное на инстинкте, не осознаваемые стремления человеком.

Важно! В период от 6 до 7 лет, у ребенка сексуальный инстинкт не проявляется(временно). В этот период все качества его личности уже сформировались и ими он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно на протяжении этого периода, будет происходит «укрепление» его взглядов и убеждений.

Генитальная стадия

В заключительной генитальной стадии, идет формирование отношения к партнеру, идет выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.

Когда проходит латентная стадия развития, у ребенка восстанавливается сексуально-агрессивные действия, а вместе с этим появляется влечение к противоположному полу. Период генитальной стадии начинается от зрелости и продолжается до самой смерти, характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме.

Важно! Результатом таких изменений является характерное для ребенка повышение влечения и сексуальной активности.

Зигмунд Фрейд выдвинул теорию, что все в подростковом возрасте проходят через «гомосексуальную» стадию. Его сексуальная энергия направляется на человека мужского пола, это могут быть: друг, сосед, учитель. Это может не сильно проявляться, обычно дети предпочитают дружить и общаться с детьми одного и того же пола. Но со временем цель его влечения, переносится на девочку и он начинает за ней ухаживать.

Генитальный тип личности — это взрослый и ответственный человек в социально-сексуальных отношениях. З. Фрейд утверждал: если подросток проявляет инициативу, решать самостоятельно задачи, то таким образом у человека сформируется идеальный генитальный характер.

Важно! Если ребенку уделять недостаточно внимания или наоборот чрезмерно опекать его на начальной, оральной стадии, то это приведет к циничности или пассивности. Его личность зафиксируется на анальной стадии, и он будет жесток, упрям и скуп.

Также, если оставить без внимания Эдипов комплекс, то вполне грозит тем, что у мальчика будет склонность к постоянным сексуальным связям, неврозу или импотенции.

Вывод! Вы можете здорово помочь своему ребенку и научить его управлять своими желаниями и стремлениями, необходимо лишь знать какие стадии проходит ребенок и как работает его психика.

SOURCE

Теория Жана Пиаже

Как и Фрейд, швейцарский психолог Жан Пиаже(1896-1980) также был заинтересован в том, чтобы аккуратно вывести детскую психологию на стадию развития.

Пиаже разработал когнитивную теорию, чтобы помочь понять, как работает психология детей с точки зрения того, как дети понимают мир и думают о нем.

В своей теории развития Жан Пиаже выделил 4 стадии развития, которые проходит ребенок в хронологическом порядке.

Он считал, что ребенок должен полностью пройти один этап, прежде чем погрузиться в следующий. Также он постулировал, что возрасты в фазах были универсальными и, следовательно, применимыми для любой культуры.

SOURCE

Этапы детской психологии Пиаже

  • Сенсорно-моторная стадия (0-2 года): ребенок познает мир только через свои чувства.
  • Предоперационная стадия (от 2-7 лет): ребенок может воспринимать слова, но не может их обрабатывать. Ум ребенка все еще только интуитивен, но не логичен.
  • Конкретный этап операции (с 6-12 лет): ребенок начинает понимать символы и понятия на конкретном уровне. Ребенок может заниматься системным и логическим мышлением, но опять же только на конкретном уровне.
  • Стадия формальной операции (12+ лет). Теперь ребенок может более или менее понимать абстрактные понятия, как и взрослый.
SOURCE

Перспективы теории Пиаже на сегодняшний день

Одним из наиболее критикуемых моментов в теории Пиаже является его привязанность к возрасту.

Недавние исследования детской психологии показали, что он часто недооценивает умственные способности детей. Например, на предоперационном этапе дети, как правило, имеют гораздо больше самосознания и осознания мыслей других людей, чем он считает.

Важно! Хотя более поздние исследования в области детской психологии подорвали некоторое положение Пиаже, сама идея, что дети просто думают иначе, чем взрослые, что их ум работает не так, как у взрослых, была новой в то время.

Теория Лоуренса Колберга. 
Этапы развития

Американский психолог Лоуренс Колберг (1927-1987) разработал теорию о том, как дети и взрослые проходят процесс нравственного развития.

Как и другие теоретики детской психологии, он хотел тщательно наметить стадии развития. И он был убежден, что дети переходят от одного уровня развития к другому.

Уровень 1. Ребенок служит своим собственным интересам

  1. Ориентация на послушание и наказание. Рассуждения ребенка основаны на подчинении родителям и страху наказания за непослушание. «Правильное» и «неправильное» не ставятся под сомнение, они заложены в правилах, которых он должен придерживаться.
  2. Индивидуализм и обмен: здесь ребенок признает, что у людей разные мнения и что каждый может преследовать свои собственные интересы. 

Уровень 2. Ориентация ребенка

  1. Хорошие межличностные отношения. Мотив здесь — быть хорошим человеком: быть хорошим для других людей. Это основаны на оценке «что такое этика» с точки зрения благополучия за других: «Мы обязаны сделать все возможное, чтобы помогать другим».
  2. Поддержание общественного порядка. Здесь мотивом является ответственность за что-то вне себя, но основное внимание уделяется не отдельным людям, а нормальному функционированию общества в целом.

Уровень 3. Человек руководствуется этическими ценностями и абстрактными идеалами

  1. Индивидуальные права. Здесь ценности и принципы общества оцениваются в соответствии с тем, что считается основными правами человека.
  2. Универсальные принципы. Эта стадия характеризуется справедливостью. Здесь цель состоит в том, чтобы быть объективным, а решения оцениваются на основе принципов справедливости. Все люди равны и должны относиться с равным уважением.

Перспективы теории Колберга на сегодняшний день

Кольберг предполагает, что его теория применима ко всем культурам. Таким образом, его можно считать «этноцентричным».

Определение! Этноцентричность — это сложное слово для применения западного критерия ко всем другим культурам: то, что считается идеалом морали на Западе, не обязательно является идеалом, например, для африканских бушменов. Скорее всего, в других культурах есть другие способы измерения морали. 

Тория Эрика Эриксона. 8 этапов развития

Датско-немецко-американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994) представляет нам психосоциальную теорию из 8 стадий развития.

Эти стадии также характеризуются положительным или отрицательным результатом.

Важно! Одним из определяющих факторов в развитии психологии ребенка является поддержка, поощрение и принятие со стороны окружения, особенно родителей.

Как и во многих других теориях детской психологии, каждый этап должен быть успешно завершен, прежде чем ребенок сможет перейти к следующему этапу.

Как и Фрейд, Эрик Эриксон считал, что если по какой-то причине ребенок не завершил определенную стадию, проблемы неизбежно возникнут в жизни в дальнейшем.

Этапы Эрика Эриксона

Теория Эрика Эриксона приведена в кратком содержании, наиболее подробно вы можете изучить в специальной литературе, которые вы увидите в конце статьи.

Стадия 1. Младенчество. Доверие против недоверия(0-1 год )

Младенец полностью зависит от своих родителей в получении удовлетворения и наслаждения. Если ребенок чувствует отзывчивость, заботу, то он понимает, что миру можно доверять. Если ребенок чувствует, что не может полагаться на своих родителей, существует риск развития недоверия к людям.

Стадия 2. Раннее детство. Автономия против стыда и сомнения(2-3 года)

Когда ребенок растет, он становится способным делать многие вещи самостоятельно. Если родители его независимое поведение, у ребенка развивается здоровая самостоятельность и позитивное самооценка. Если родители предъявляют слишком много требований к ребенку, а ребенок постоянно терпит неудачу — или если родители смеются над его усилиями, ребенок может испытывать стыд и начинает сомневаться в своих собственных силах.

Стадия 3. Игровой возраст. Инициатива против вины(4 — 6 лет)

В это время ребенок развивает более целенаправленные ориентации в своих действиях. Ребенок начинает больше планировать действия и судить о них. И если ребенок не преуспевает в своих усилиях, тогда ребенок будет чувствовать вину, что является новой эмоцией.

Стадия 4. Школьный возраст. Комплекс неполноценности(7-12 лет)

Способности и навыки ребенка все еще стремительно развиваются, и теперь ребенок способен прилагать больше усилий и целенаправленных действий для выполнения своих задач. Если ребенок получает в этом позитивную поддержку, то у него скорее всего, появится больше уверенности в себе, что снова заставляет ребенка хотеть учиться больше. Если же нет, ребенок может испытывать чувство неполноценности и неудачи.

Стадия 5.Юность. Личность против ролевого замешательства(13-19 лет)

Теперь ребенок больше заботится о том, кем он является по отношению к другим: «Как меня видят люди?» Он может играть с разными личностями и ролями, что может привести к путанице в идентичности, но это также может помочь создать чувство принадлежности.

Стадия 6. Ранняя зрелость. Интим против изоляции(20-34 года)

Теперь человек может начать развивать отношения на более глубоком уровне с партнерами и друзьями. Когда человек преуспевает в этом, он получает положительные эффекты глубокой связи и положительное чувство «кто-то хочет меня». Если человек испытывает неудачу, он или она может не хотеть близости из-за боязни отказа. Такой страх может привести к изоляции.

Стадия 7. Средняя зрелость. Продуктивность – инертность и застой(35-65 лет)

На этой стадии человек начинает спрашивать себя, полезен ли он для других в обществе? Если родители были добры в детстве по отношению к ребенку и поощряли его заслуги, то он будет стремится быть полезным для общества.

Стадия 8. Поздняя зрелость. Целостность эго против отчаяния (65+ лет)

Человек теперь оглядывается назад на свою жизнь и оценивает ее в свете счастья и продуктивности. Если перспектива будет позитивна, может возникнуть чувство смысла и целостности, в противном случае существует риск безнадежности.

Детская психология на сегодняшний день

Как вы, возможно, заметили, многие из великих больших теорий психологии детей были сосредоточены на строгом хронологическом развитии:

  1. Как мы изменяем наш способ мышления, восприятия, чувств, отношений и поведения по мере взросления.
  2. А также большое внимание уделяется тому, что происходит, когда мы уходим с определенного «курса» .

Во второй половине 20-го века большие всеобъемлющие теории отошли на задний план, и на передний план вышли меньшие теории, основанные на реальных наблюдениях.

Исследователи показали, что идея иметь одну большую теорию детской психологии, объясняющую все это, была слишком амбициозной, и что эти теории, часто были слишком далеки от реальной жизни.

Старые теории детской психологии просто не были достаточно детализированы.

Поэтому сейчас исследователи детской психологии в основном занимаются изучением конкретных областей детской психологии, а не пытаются охватить все.

Список литературы

Название книгиАвтор книги
Психосексуальное развитие ребенка.А. И. Луньков.
Очерки по психологии сексуальности.Зигмунд Фрейд.
Психология сексуальности.Зигмунд Фрейд.
Речь и мышление ребенка.Жан Пиаже.
Детство и общество.Эрик Эриксон.
Психология подростка. Психо-сексуальное развитие.М. Кле.

Лев Щеглов рассказывает про психосексуальное развитие детей и подростков(видео)

Генитальная Стадия Психосексуального — это… Что такое Генитальная Стадия Психосексуального?


Генитальная Стадия Психосексуального
Генитальная стадия психосексуального развития (от лат. genitale — половые органы) — четвертый, заключительный этап генетической концепции З. Фрейда — . Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.

Психологический словарь. 2000.

  • Гениальность
  • Генитальный Характер

Смотреть что такое «Генитальная Стадия Психосексуального» в других словарях:

  • генитальная стадия психосексуального развития — Этимология. Происходит от лат. genitale половые органы. Категория. Четвертый, заключительный этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • генитальная стадия сексуальности —      сексуальность: стадия генитальная согласно З. Фрейду стадия психосексуального развития, соответственная половой зрелости, наступающей в отрочестве. Период развития сексуальности, при коем половые органы имеют решающее значение для получения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Генитальная стадия — (от лат. genitale половые органы), стадия психосексуального развития, четвертый, заключительный этап генетической концепции З. Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Генитальная стадия — четвертая стадия психосексуального развития (приходится на подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения …   Психология человека: словарь терминов

  • ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ) — В психоаналитической теории – кульминационный уровень психосексуального развития, характеризующийся формированием отношений с людьми противоположного пола …   Толковый словарь по психологии

  • Стадии психосексуального развития (psychosexual stages) — В теории личности Зигмунда Фрейда развитие описывается в терминах стадий, которые определяются специфическим выражением сексуальных, или либидинальных, побуждений. Те участки тела (эрогенные зоны), к рые порождают либидинальное удовлетворение в… …   Психологическая энциклопедия

  • сексуальность: стадия генитальная — согласно З. Фрейду стадия психосексуального развития, соответственная половой зрелости, наступающей в отрочестве. Период развития сексуальности, при коем половые органы имеют решающее значение для получения полового удовлетворения. Словарь… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психоаналитические стадии (psychoanalytic stages) — Психоаналитические, или психосексуальные стадии это стадии психосексуального развития, постулированные Фрейдом для объяснения развития личности через изменения биолог. функционирования индивидуума. Фрейд полагал, что центральной темой, проходящей …   Психологическая энциклопедия

  • СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — – этапы возрастного развития человека от младенчества до его зрелости.    В психоанализе значительное внимание уделяется рассмотрению этапов, стадий, фаз развития человека, особенно развития ребенка. Этот исследовательский интерес связан с… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Фрейдизм — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • …   Википедия

Генитальная стадия — это… Что такое Генитальная стадия?


Генитальная стадия
— (от лат. genitale — половые органы), стадия психосексуального развития, четвертый, заключительный этап генетической концепции З. Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.


* * *

термин психоанализа, обозначающий зрелую стадию психосексуального развития.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Гениталии
  • Генитальная фаза

Смотреть что такое «Генитальная стадия» в других словарях:

  • Генитальная стадия — (genital stage) по теории Фрейда эта стадия начинается, когда ребенку исполняется приблизительно 12 лет и он начинает искать сексуальные удовольствия в гетеросексуальных отношениях …   Общая психология: глоссарий

  • Генитальная стадия — четвертая стадия психосексуального развития (приходится на подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения …   Психология человека: словарь терминов

  • генитальная стадия сексуальности —      сексуальность: стадия генитальная согласно З. Фрейду стадия психосексуального развития, соответственная половой зрелости, наступающей в отрочестве. Период развития сексуальности, при коем половые органы имеют решающее значение для получения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Генитальная Стадия Психосексуального — развития (от лат. genitale половые органы) четвертый, заключительный этап генетической концепции З. Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте …   Психологический словарь

  • генитальная стадия психосексуального развития — Этимология. Происходит от лат. genitale половые органы. Категория. Четвертый, заключительный этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ) — В психоаналитической теории – кульминационный уровень психосексуального развития, характеризующийся формированием отношений с людьми противоположного пола …   Толковый словарь по психологии

  • сексуальность: стадия генитальная — согласно З. Фрейду стадия психосексуального развития, соответственная половой зрелости, наступающей в отрочестве. Период развития сексуальности, при коем половые органы имеют решающее значение для получения полового удовлетворения. Словарь… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психоаналитические стадии (psychoanalytic stages) — Психоаналитические, или психосексуальные стадии это стадии психосексуального развития, постулированные Фрейдом для объяснения развития личности через изменения биолог. функционирования индивидуума. Фрейд полагал, что центральной темой, проходящей …   Психологическая энциклопедия

  • Стадии психосексуального развития (psychosexual stages) — В теории личности Зигмунда Фрейда развитие описывается в терминах стадий, которые определяются специфическим выражением сексуальных, или либидинальных, побуждений. Те участки тела (эрогенные зоны), к рые порождают либидинальное удовлетворение в… …   Психологическая энциклопедия

  • сексуальность инфантильная — (сексуальность догенитальная) сексуальность детского возраста, а также ее элементы, обнаруживаемые у взрослых. Согласно З. Фрейду, существует несколько ее стадий этапов в возрастном развитии сексуальности: 1) автоэротизм; 2) нарциссизм; 3)… …   Большая психологическая энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *