Гениальность и талант: Талант, гениальность, одаренность – различие понятий, как проявляются, взаимосвязь
Талант, гениальность, одаренность – различие понятий, как проявляются, взаимосвязь
В педагогике и психологии есть разные термины, которыми обозначают особые качества детей. Часто между собой путают понятия «талант», «гениальность» и «одаренность». Предлагаем разобрать эти термины и определить их отличительные особенности.
Как эти понятия связаны между собой
Особые качества человека формируются в следующем порядке:
- задаток;
- способность;
- талант;
- гениальность.
Задатком называют врожденную предрасположенность к конкретному виду деятельности. К примеру, у человека хорошо развита память, он легко запоминает новые слова и их значение.
Благодаря задатку появляется возможность развить способность. Однако для перехода на новый уровень недостаточно врожденной предрасположенности. Для этого нужно прикладывать усилия и трудиться.
Способностями называют развитые умения, позволяющие выполнять определенные действия лучше других.
Отличие способностей от задатков – необходимость практического развития. Они бывают разных видов:
- интеллектуальные, как творческое мышление, развитое воображение, способность к вычислительным действиям;
- природные, как острый слух, гибкое тело, сильный голос;
- специальные, когда человек успешен в определенной сфере, например, в математике, спорте или программировании.
Часто способности определяют образ жизни человека, его профессию, здоровье. Они различаются по степени развитости. Так, люди бывают:
- способными;
- одаренными;
- талантливыми;
- гениальными.
Таким образом, талант, гениальность и одаренность – это разные степени развития способностей человека.
Что такое «одаренность»
Одаренностью называют одну или несколько развитых способностей, которые позволяют добиться успеха в определенной сфере деятельности.
Ее признаки часто обнаруживаются еще в детстве. Одаренный ребенок:- Мыслит оригинально. Он часто находит нестандартные решения.
- Хорошо учится по одной или нескольким дисциплинам.
- Активно проявляет себя творчески.
Одаренные дети обгоняют сверстников в нравственном и интеллектуальном развитии. В эмоциональном и физическом плане они находятся на одном уровне с одногодками.
Одаренность проявляется:
- Явно. Окружающим очевидно, что определенные виды деятельности ребенок выполняет легче, быстрее и качественнее, чем остальные.
- Скрытая. Ребенок не может или не хочет ярко проявлять свои способности. В этом случае может сложиться ошибочное мнение об отсутствии одаренности.
Особые способности выявляются в разном возрасте, независимо от темпа психического развития.
Что такое «талант»
Талантом называют высокую степень развитости способностей. Он возникает на базе природных задатков, определяющих предрасположенность к какой-либо сфере деятельности, и чаще всего связан с психофизиологическими или другими особенностями.
Например, талантливыми называют людей с:
- музыкальным слухом;
- быстрыми психическими реакциями;
- развитыми активными центрами головного мозга, отвечающими за математические, творческие или другие способности.
Важно, что такие природные особенности – это потенциал для дальнейшего развития. Если их не совершенствовать, то стать талантливым человеком не получится.
К примеру, у ребенка развитое воображение и мелкая моторика. Он с детства рисует лучше сверстников. Если не развивать эту способность, то он не овладеет талантом художника.
Считается, что люди, сумевшие усовершенствовать природные задатки до высокой степени, встречаются достаточно часто.
Что такое «гениальность»
В отличие от одаренности и таланта, гениальность – это высочайший уровень развития способностей, выходящий за пределы принятых норм. Это позволяет не просто реализовать свой потенциал в определенном виде деятельности.
Гении способны оставить след в истории человечества, оказать влияние на развитие цивилизации. Их отличительные черты:
- Склонны к спонтанной креативности. Часто новые идеи возникают без предпосылок.
- У гениев интуиция развита сильнее, чем рациональное мышление. Нередко они принимают верные решения, и не могут сразу объяснить причину действий.
Гениальные люди полностью погружаются в сферу деятельности, способность к которой они развили до высочайшего уровня. Иногда они доходят до одержимости.
Врожденная одаренность, заинтересованность, колоссальные усилия, приложенные для развития, позволяют достигать такие результаты. Нередко гении готовы пожертвовать ради своего дела здоровьем, семьей, отношениями с друзьями и близкими.
Благодаря развитой интуиции они часто опережают время, и достигают успеха в совершенно разных областях. Например, Михайло Ломоносов был гением математики и химии, а также занимался поэзией.
Гениями становятся или рождаются
Считается, что гением можно только стать. Однако без врожденных навыков достичь высочайшей степени развитости невозможно. Поэтому правильно называть гениальность симбиозом из врожденных задатков и усилий, приложенных для их усовершенствования.
В данном случае предрасположенность имеет большее значение, чем социальные условия, в которых находится гений. Если не заниматься собственным развитием, способности так и останутся на среднем уровне.
Важно определить потенциал и работать над его улучшением. Достичь высочайшего уровня без приложенных усилий не получится. Если бездействовать, гениальность окажется подавленной. В этом случае наличие задатков не окажет существенного влияния на развитость.
В настоящее время нет универсальной теории, которая с научной точки зрения могла бы объяснить гениальность. Психоаналитики считают, что это явление – следствие сублимации, когда слабые качества компенсируются за счет развития более сильных.
Можно ли вырастить гения
Невозможно предугадать, когда родится гений. Статистика говорит, что развить способности до максимально высокого уровня чаще удается мальчикам. Гениальность невозможно получить или передать по наследственности.
Многие родители хотят, чтобы их ребенок достиг высочайшей степени развития. Однако действительно гениальные люди встречаются очень редко. Поэтому, когда у ребенка не отмечается особых способностей, не заставляйте его развивать то, чего нет.
Если же родители видят, что есть предпосылки вырастить гения, стоит:
- Поощрять ребенка, когда он проявляет любознательность и активность.
- Заниматься ранним развитием в игровой форме.
- Работать над расширением словарного запаса и кругозора. Лучше всего в этом помогает чтение.
- Полноценно общаться с ребенком. Задавайте уточняющие вопросы, интересоваться мнением.
- Предложить пойти в музыкальную школу или кружок. Такие занятия позволяют развить разные навыки, в том числе память.
- Помогать ребенку изучать окружающий мир. Ходите вместе в зоопарк, театр, океанариум.
- Заниматься творчеством. Рисование, лепка, вышивание развивает мелкую моторику, воображение, фантазию.
Родителям следует собственным примером учить будущего гения любознательности, целеустремленности, креативности.
Талант и гениальность — сходство и различия
Талантом — называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.
Проблема одаренности в настоящее время рассматривается как психологическая, при этом не возникает сомнений в том, что понятия «одаренность», «гениальность», «талант» не принадлежат только психологическому категориальному аппарату.
По сути, проблема одаренности есть частное проблемы индивидуальных различий, степени развития способностей индивидов. Именно в таком контексте рассматривают одаренность (гениальность, талант) многие философы. Необходимо отметить, что четкое разделение гениальности, одаренности и талантливости произошло много позже, чем даже выделение психологии в самостоятельную науку, — долгое время эти понятия считались синонимичными, а понятия «одаренность» вообще не существовало до определенного времени. В связи с тем, что исследование проблемы одаренности в философии охватывает значительный временной период, целесообразным представляется его разделить на два периода: досхоластический и постсхоластический.Досхоластический период.
1.
Досхоластический период относительно воззрений на гениальность, талантливость и одаренность можно разделить на два течения. Представители первого течения придерживаются идеи предопределенности развития человека, существования судьбы, рока, некой силы, которая детерминирует любые человеческие проявления. К таким философам относятся Платон, Посидоний, Сенека, Плотин. Отчасти подобные взгляды разделяет Демокрит. Одаренный или гениальный человек, по Платону, — человек, обладающий истинным знанием. Платон предполагает, что души различных людей различны не только по своим добродетелям и нравственным доблестям, но и по умственным и прочим способностям. Основным критерием проявления способностей и в то же время показателем наличия одаренности Платон считает вдохновение. Проявление одаренности Платон рассматривает на примере творчества. Источником и причиной творчества служит одаренность — особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами. Платон выделяет категорическое отрицание роли обучения в развитии одаренности. Он считает, что обучение способствует превращению деятельности в ремесло, мастерство.
Платон детерминирующей силой считал предыдущее воплощение человека. Если в предыдущем воплощении человек был одарен певческим талантом, то в следующем он может воплотиться или в птицу, или в певца.
Вышеописанные философы считали одаренность, гениальность, талантливость, мудрость таким явлением, которое зависит от божественного произвола.
На пересечении этой и следующей точек зрения находится Демокрит, считавший проявлением одаренности вдохновение, как и Платон. Второе направление досхоластического периода развития проблемы одаренности представлено работами таких философов, как Гераклит, Эпикур, Аристотель, Ибн Габирол. Они придерживались идеи о свободе воли человека, в том числе и его свободе развивать свои способности до идеала. Идеалом для всех философов является мудрец, идеальный человек, максимально близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством. Такой человек обладает абсолютным знанием и абсолютной волей.
Постсхоластический период. В середине века слово «гений», появившееся в античности, исчезает из употребления и заменяется выражениями «дар Божий», «люди одаренные Богом». То есть примерно в это время, собственно, и появилось понятие — одаренности. Этим понятием обозначаются врожденные, дарованные Богом способности, развивающиеся до высокого уровня.
Гением же с этого времени считается высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиции), соединения различных элементов (фантазии, творческого формирования изображения).
Конт определяет гения как способность создавать то, к чему нет определённых правил, гений есть полная противоположность подражанию. Так как учиться есть нечто иное, как подражать, то и величайшая способность к изучению не может быть признана гениальностью.
- Гениальность основывается на исключительном превосходстве высших, одному человеку присущих центров, функциями которых являются мысль и воля. Эти две способности возвышают человека над прочим животным миром, а высшее исключительное их развитие дает нам гения.
- Вторую категорию занимают гении мышления: исследователи, экспериментаторы и изобретатели.
- К третьей категории принадлежат гении чистой мысли, обладающие слабо развитой волей.
- За этими категориями следуют эмоциональные гении, отличающиеся от обыкновенных людей только силою автоматических процессов, а вовсе не личной оригинальностью. Среди эмоциональных гениев первое место принадлежит поэтам, затем следуют художники, скульпторы, музыканты и т.д.
Талант же определяется как выдающиеся способности, необычайная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений, развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. По сравнению с понятием гениальности, понятие таланты — менее глубокое.
Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения вместе с интересом к проблеме творчества. Понятие «гений», по мнению В. Ланге, возникло приблизительно в конце XVII века. Гений всегда считался существом, наделенным сверхчеловеческими склонностями и возможностями. Не существует единого мнения по поводу определения одаренности. Понятие «талантливые дети» подразумевает только потенциальные возможности развития.
Талант определяется высокой степенью одаренности, представляет собой совокупность способностей, которые позволяют достичь высокого результата в деятельности, характеризующегося новизной, общественной и личностной значимостью. Определение гениальности можно найти у Ц. Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том, что она является чем-то бессознательным и появляется неожиданно».
Гений преимущественно творит на основе активности бессознательного, а талант — творит рационально, на основе продуманного плана.
Гений может быть отнесен преимущественно к креативам, а талант к интеллектуалам.
Психологическая «формула гения выглядит следующим образом: гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.
В современной науке сформировались два основных подхода к объяснению феномена гения: эгалитарный и элитарный.
Сторонники первого считают, что в личности гения нет ничего такого, что не было бы присуще другим людям, но в нем все качества представлены как бы в превосходной степени: сверхумный, сверхнастойчивый, сверхнезависимый. Деятельность гения можно рассматривать как наиболее наглядную модель творческого процесса, сущность которого одинакова для всех.
Сторонники второго утверждают, что гений в корне отличается от других людей тем, что он обладает характеристиками, не свойственными другим, и тем, что это совершенно иная человеческая сущность, некое новое качество системы, следовательно, гений представляет собой редкое, исключительное явление.
Критериями гениальности научного открытия принято считать:
- новизну и оригинальность;
- значимость, ценность для общества;
- совершенство исполнения.
Гениальное открытие в науке отличается тем, что с его помощью приращение знания происходит не постоянно, шаг за шагом, а скачком, и в этом смысле оно всегда опережает свое время.
Необходимые предпосылки становления гения Н.В. Гончаренко сводит к четырем факторам:
- врожденная одаренность;
- собственные усилия;
- ближайшее окружение;
- ситуация в обществе в целом.
Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности. Среди основных способностей и умений, которые необходимо развивать у одаренных детей, можно выделить:
- интеллектуальные способности, дивергентное мышление, познавательные способности;
- творческие способности: оригинальность мышления, богатое воображение, фантазия, развитая интуиция, готовность к риску;
- самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;
- реалистическая Я-концепция, терпимое отношение к критике;
- чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.
Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Проблема одаренности содержит в себе больше вопросов, чем ответов, поскольку известны примеры так называемой разрушительной одаренности, когда деятельность одаренных личностей направлена на разрушение, а не на создание.
Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству.
В современных исследованиях можно встретить и другие определения способностей. По мнению Ю. П. Гиппенрейтера, «способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».
Вопрос о роли среды и врожденных задатков в процессе развития способностей в различных исследованиях психологов и педагогов решаются по-разному. До сих пор существуют крайне противоречивые точки зрения: от биологизаторских концепций, рассматривающих способности как биологические обусловленные свойства, до социологизаторских теорий, отрицающих полностью или частично существование биологических предпосылок способностей.
Изучая природу способностей, можно отметить, что в настоящее время имеются экспериментальные доказательства, позволяющие утверждать существование врожденных предпосылок, имеющих огромное значение в процессе развития способностей и формирования индивидуальных особенностей психики людей. Еще нет точных данных о том, в чем именно они состоят. Проявление и формирование задатков зависит от условий индивидуального развития.
Влияние врожденных предпосылок в ходе развития личности становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными. На каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, взаимодействуя с теми или иными природными задатками, все более опосредствуют их влияние.
В процессе развития способностей происходит качественное преобразование самой личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.
Согласно С. Л. Рубинштейну:
«все специальные способности человека — это, в конце концов, различные проявления, сторон общей его способности… к обучению и труду».
Общими универсальными внутренними условиями осуществления являются, по Н. С. Лейтес, активность и самореализация. Возрастное отношение способностей характеризуется особенностями активности и саморегуляции.
Словом «способности» принято называть степень выраженности и своеобразие тех свойств психики, от которых зависит успешность деятельности. Свойства психики, которые зависят от природных предпосылок развития и могут найти применение в различных видах деятельности, включают в себя психические процессы (восприятие, память, мышление и соответствующие психофизические функции). Способности не могут быть просто заданы извне. Они обязательно предполагают внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, которые имеют свои природные предпосылки. Поэтому способности всегда несут в себе следы индивидуальности. Любой человек неповторим с точки зрения наличия определенных психических свойств, обусловленных природными предпосылками (задатками).
Предпосылкой внутренних условий развития способностей (по Н.С. Лейтес) остаются природные свойства человеческого мозга в сочетании с бесчисленными индивидуальными вариациями способностей. Природными (врожденными) способностями заданы только одни из внутренних условий развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями (социальной среды и самой деятельности) оказываются включенными в процессы формирования определенных способностей. Поэтому наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей человека и наибольшая эффективность учебно-воспитательных воздействий предполагают учет внутренних предпосылок развития, обусловленных природными особенностями — индивидуальными и возрастными. Гуманистическая парадигма современной педагогики определяет тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому ребенку. Роль педагогов заключается в раскрытии этих способностей и создании условий для их успешного развития.
Разница между талантом и гением
Стандарт
Магия — это слово, которое не может объяснить разницу между ремесленником, чрезвычайно талантливым в своем ремесле, и человеком, являющимся гением в этом же ремесле. Тем не менее, мы можем понять, что Майкл Джордан был гением на баскетбольной площадке, а Бетховен был гением в концертном зале.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр обнаружил, что различие между талантом и гениальностью легко определить.
«Талант поражает цель, которую никто другой не может поразить; Гений попадает в цель, которую никто другой не видит».
Американский писатель Джек Керуак, писатель, который чувствовал, что ему нечего предложить, кроме собственного замешательства, понял, что разница между талантом и гениальностью ясна.
«Гений рождает, талант рождает».
Разница между двумя стихиями, поднимающимися из глубины души художника, не отделяет его от боли, которую испытывают все ремесленники. Ян Сваффорд поделился в Бетховен: Тоска и триумф , его трагический и торжествующий гений, который сделал его аутсайдером. Она заявила, что он «полностью уверен в себе и своем даре, но не менее самокритичен и лишен сентиментальности в отношении своей работы».
Сваффорд также поделилась своим взглядом на соотношение таланта и гениальности:
«Гений — это то, что находится по другую сторону таланта… Талант в значительной степени является врожденным, и в определенной области некоторые люди обладают им в гораздо большей степени, чем другие. Все-таки, в конце концов, одного таланта недостаточно, чтобы подтолкнуть к самым высоким достижениям. Гений должен основываться на крупном таланте, но к нему добавляются свежесть и буйство воображения, неистовое честолюбие и необыкновенный дар к обучению и развитию, глубина и широта мысли и духа, умение использовать не только свои сильные стороны. но и ваши слабости, способность удивлять не только публику, но и себя».
Осознавая себя, Бетховен описал гениальность в своем письме к Эмили:
«У настоящего художника нет гордости. К сожалению, он видит, что искусство не имеет границ; у него есть смутное осознание того, насколько он далек от достижения своей цели; и в то время как другие, возможно, восхищаются им, он сокрушается о том, что еще не достиг той точки, где его лучший гений лишь освещает ему путь, как далекое солнце».
Навыкам учатся, и они будут сопровождать врожденный талант, но гений — это тот неуловимый элемент, который порождает вау-фактор. Гениальности не учат. Это то, что я называю сверхъестественным даром, который позволяет ремесленнику создавать вещи, на которые никто другой не обращает внимания. Это дает ему точку зрения на жизнь, которую никто другой не может увидеть, если он не проявит ее в своем искусстве.
Хорошим примером может быть автор, который попадает в писательский кризис. Он может быть искусным писателем, но талантливые продолжают играть словами, пока история не складывается воедино. У талантливого человека внутри есть несколько книг, ожидающих своего выхода, но у гения есть неограниченный запас историй, которыми он может поделиться на всю жизнь.
© 2017 CJ Powers
Нравится:
Нравится Загрузка…
Поиск- Эволюция монтажа фильмов
- Как найти свой визуальный голос
- Известные стили режиссуры
- Взгляд режиссера на разведку местоположения
- Взгляд режиссера на прослушивания
- Требуемое мастерство для лучшего режиссера
- 3 типа опытных кинорежиссеров
- Правое полушарие мозга против левого полушария
- Разработка 4D-персонажа
- Динамическая композиция
- 5 правил мозгового штурма
- За кулисами
- Творчество
- Кинопроизводство
- Интервью
- Лидерство
- СМИ и общество
- отзывов
- историй
- Мысли и идеи
- Регистрация
- Вход в систему
- Лента записей
- Лента комментариев
- WordPress.com
Бетховен и решающая разница между гениальностью и талантом – маргинал
«Гений должен быть основан на большом таланте, но он добавляет свежести и необузданности воображения, неистового честолюбия, необычного дара к обучению и росту, глубины и широта мысли и духа…»
Мария Попова
Вопрос о том, различаются ли талант и гениальность по степени или по характеру, является непреходящим и часто неудобным для размышления над ним любому творческому человеку, — ведь мы не любим думать, что мы можем быть просто наделены талантом, но лишены его. гениальности. И все же изучение отношений между ними может быть источником чрезвычайно живительного понимания творческого духа во множестве его проявлений. Торо провел важное различие между ремесленником, художником и гением. Шопенгауэр сравнивал талант с попаданием в цель, которую никто другой не может поразить, а гениальность с попаданием в цель, которую никто другой не видит. «Гений рождает, талант рождает», Джек Керуак утверждал, размышляя о том, рождаются ли великие художники или становятся ими. «Талант ничтожен. Я знаю много талантливых руин», — предупредил Джеймс Болдуин начинающих писателей, рассматривая настоящие кирпичики гения.
Еще одно яркое различие между гением и талантом исходит от биографа Яна Сваффорда в Бетховен: Страдание и Триумф ( публичная библиотека ) — его захватывающий рассказ о художнике, отмеченном трагическим и торжествующим гением аутсайдера, который Сваффорд описывает его как «полностью уверенного в себе и своем даре, но не менее самокритичного и лишенного сентиментальности в отношении своей работы».
Бетховен Йозефа Карла ШтилераИмея в виду безошибочную гениальность Бетховена, Сваффорд пишет:
Гениальность — это нечто, лежащее по другую сторону таланта… Талант в значительной степени врожденный, и в данной области у некоторых людей он далеко более высокой степени, чем другие. Все-таки, в конце концов, одного таланта недостаточно, чтобы подтолкнуть к самым высоким достижениям. Гениальность должна основываться на крупном таланте, но к ней добавляются свежесть и буйство воображения, неистовое честолюбие, необыкновенный дар к обучению и росту, глубина и широта мысли и духа, умение использовать не только свои сильные стороны. но и ваши слабости, способность удивлять не только публику, но и себя.
Размышляя о культурной истории гения, Сваффорд добавляет:
Мое понимание этой идеи ближе к восемнадцатому веку: я верю в гениев, но не в полубогов… Для меня идея провести свою жизнь гоняться за чем-то невозможным просто нормально, необходимо, даже немного героически. Это то, что художники делают все время.
Он цитирует самого Бетховена, который написал в поэтическом отрывке из своего письма к Эмили 1812 года:
У настоящего художника нет гордости. К сожалению, он видит, что искусство не имеет границ; у него есть смутное осознание того, насколько он далек от достижения своей цели; и в то время как другие, возможно, восхищаются им, он сокрушается о том, что еще не достиг той точки, где его лучший гений лишь освещает ему путь, как далекое солнце.
Дополните эту особую часть увлекательной книги Бетховен: Страдание и триумф рассказом отца-основателя нейронауки Сантьяго Рамона-и-Кахаля о шести «болезнях воли», которые мешают талантливым людям достичь величия, а затем еще раз прочтите волнующее письмо Бетховена. своим братьям о том, как музыка спасла ему жизнь и о секрете его сверхчеловеческой жизненной силы.
—
Опубликовано 6 июня 2017 г.
—
https://www.