Фромм неофрейдизм: Лекция 24. Неофрейдизм э. Фромма.

Фромм неофрейдизм: Лекция 24. Неофрейдизм э. Фромма.

Лекция 24. Неофрейдизм э. Фромма.

Вопросы лекции:

  1. Представления о природе человека.

  2. Развитие личности.

  3. Деформации личностного развития.

  4. Толкование сновидений.

Эрих Фромм (1900 — 1980) был одним из тех ученых психодинамической ориентации, кто, признавая вклад Фрейда в мировую психологию, все же отошел от базовых положений психоанализа. Прежде всего, Фромм полагал, что поведение человека невозможно полностью раскрыть в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Он утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, а личность является продуктом взаимодействия между врожденными потребностями и социальными нормами культуры.

В отличие от Фрейда, Адлера и Юнга, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, философию и социологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете.

И хотя позднее он продолжил свое образование в Берлинском психоаналитическом институте и даже вел частную практику, в выборе тем и методов своих исследований Фромм все же остался скорее философом и социологом, нежели психологом. Все его творчество пронизано интересом к проблеме становления личности в обществе, сложной динамике “природных”, биологических и социальных влияний в человеке.

В чем заключается его вклад в философию и психологию? – прежде всего в том, что Фромм явился одним из первых последовательных реформаторов психоанализа. Фромм предложил новый подход в изучении человеческой личности: она (личность) может быть постигнута через изучение своих отношений – к миру, природе, другим людям и самому себе. Следовательно, основная задача психологии заключается в изучении отношений человека.

Теоретические разработки Фромма во многом изменили классический метод психоанализа. Во-первых, Фромм считал, что психоанализ должен рассматривать, помимо простейших биологических стремлений человека, такие понятия как истина, любовь, справедливость, свобода и т.

д. во-вторых, Фромм предложил считать психоанализ не только (и не столько) методом управляемой интроспекции, но и своеобразной исповедью, выражением себя, и через это освобождением от своих проблем. В-третьих, Фромм пытался использовать методы психоанализа для анализа социально-исторических явлений.

Представления о природе человека. Основные положения теоретических работ Фромма можно изложить следующим образом:

  1. Личность – принципиально “открытая система”. Она открыта для воздействий со стороны окружающего мира, и она изменяется в результате этих воздействий.

  2. Человек – изначально социальное существо. Невозможно изучать человека вне социального окружения и вне конкретных социально-исторических условий.

  3. Человек открыт для самосозидания. Его можно соразмерять лишь с самим собой, с собственным еще не реализованным потенциалом.

Сущность человека может быть представлена не через имманентную субстанцию, а как противоречие, неразрывно присущее человеческому бытию. Это противоречие проявляется в двух формах. Во-первых, по своей природе человек – это животное. Но его биологической природы (инстинктов) недостаточно для выживания. Он может выжить, лишь производя материальные блага, удовлетворяя свои потребности и развивая культуру. Во-вторых, человек – это единственное животное, обладающее интеллектом и самосознанием. Таким образом, он находится одновременно внутри природы (как живое существо) и вне ее (так как может осознать себя отдельно от природы). Это осознание себя делает человека чужим в мире и преисполненным страха. Данная уникальная ситуация определяет основные страсти и желания человека. Человек, по Фромму, это единственное животное, для которого его существование является проблемой; он должен ее решить и от этого ему никуда не уйти.

Человек может реализовать в своей жизни два варианта разрешения этого противоречия, которые становятся модусами (способами) его существования: Иметь или Быть.

Иметь – значит обратиться к собственным инстинктивным стремлениям и биологическим потребностям, вырастающим из инстинкта самосохранения. Удовлетворение примитивных потребностей осуществляется преимущественно в форме накопления материальных благ, что доставляет человеку чувство иллюзорного благополучия и самодостаточности. Иллюзорного потому, что данная жизнь “отрывает” человека от других людей, от социума, и, в конце концов, от собственного “Я”. А без этого подлинная реализация себя, счастье и самодостаточность невозможны.

Быть – значит отдавать, жертвовать собой ради других. Эта тенденция обретает силу в специфических условиях человеческой экзистенции. Содержание человеческой истории – это непрерывное стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности, которые определяют их экзистенциальную сущность.

Общество может содействовать раскрытию данного потенциала, но может и препятствовать развитию этих внутренних побуждений. В результате такого воздействия личность либо развивается (синдром роста), либо деформируется (синдром распада).

Развитие личности. Развитие личности характеризуется наличием у человека следующих основных тенденций, которые определяют его общение и деятельность: любовь к жизни, любовь к людям и свобода.

Любовь к жизни (биофилия) представляет собой тотальную ориентацию, полностью определяющую жизнь человека. В самой элементарной форме оно проявляется в стремлении жить. Она присутствует у всех живых организмов. Другой аспект этой тенденции – стремление к интеграции и объединению. Жизнь стремится к другой жизни; она стремиться расти, развивая свою структуру. У человека любовь к жизни выражается в так называемой продуктивной ориентации. Продуктивно ориентированному человеку приятно созидать, а не разрушать, он хочет творить и развиваться. Основной этический принцип биофилии: добро есть все, что служит жизни, зло есть все, что служит смерти. Любовь к жизни развивается, если в обществе существуют для этого основные предпосылки: безопасность, справедливость и свобода.

Любовь к людям.

Любовь к человеку (непатологическая) – это такое отношение между двумя людьми, которые переживают себя как самостоятельные величины и которые, несмотря на это, открыты по отношению друг к другу. Человек достигает полной зрелости, когда он полностью освободится от “слепой” любви к самому себе.

Свобода связана с ясным осознанием ситуации, в которой находится человек (вспомним определение свободы К. Маркса). Она представляет собой осознание:

  1. того, что хорошо, а что – плохо;

  2. того, какое средство ведет к достижению цели;

  3. того, что стоит за осознанными желаниями;

  4. того, какие реальные возможности выбора существуют;

  5. того, какие последствия ведет за собой каждое решение;

  6. осознание необходимости объединения с другими людьми и желание действовать.

Деформации личностного развития. Деформации личностного развития связывались Фроммом с наличием у человека следующих патологических тенденций: некрофилии, нарциссизма и инцестуозной привязанности.

Некрофилия, согласно классическому пониманию этого термина, представляет собой любовь к мертвому, часто выражающуюся в стремлении сексуально обладать мертвым телом. Фромм понимал этот термин в более общем плане, как влечение ко всему неживому (трупы, смерть, болезнь, распад). Некрофилы испытывают удовольствие, разрушая, а не созидая. Для некрофилов характерна ориентация на прошлое (в нем они видят свои цели, желания и т.д.), а не на будущее. Для них характерна ориентация на грубую силу при разрешении формальных и личных проблем.

Некрофил любит все, что не является живым, неорганическое (техника, машины и механизмы). Он вступает в отношения с объектом или человеком, только тогда, когда обладает им. Некрофилов привлекают ночь и темнота. Вообще, все, что направлено против жизни, против роста притягивает некрофила. Некрофилия, считал Фромм, характерна для современной западной цивилизации; она, считает Фромм, создала нового человека – Homo mechanicus, который любит машины и полон отвращения ко всему живому.

Нарциссизм в классическом психоанализе рассматривается как направленность либидо на самого субъекта. У Фромма под этим термином понимается сконцентрированность человека на самом себе, любовь к самому себе, ведущая к неспособности отделить себя от другого, представить себя на его месте. Характерная черта нарциссического человека – отсутствие интереса к внешнему миру. Объектами нарциссической склонности становятся личность человека, ее отдельные черты, а также его знания, дом, “его” люди и т.п.

Биологическая функция нарциссизма – самосохранение, поэтому нельзя сказать, что нарциссизм – это всегда деформация личности. Фромм полагал, что существует оптимальный (биологически необходимый) уровень оптимизма, который позволяет человеку сотрудничать с окружающими и одновременно заботиться о себе. Патологический нарциссизм ведет к самоизоляции индивида.

В зависимости от объекта, на который направлен нарциссизм, Фромм выделял доброкачественный, злокачественный и общественный его виды. Доброкачественный нарциссизм направлен на результат собственных усилий (свои знания, умения, достижения и т.п.). Злокачественный нарциссизм направлен на то, что человек имеет, не затрачивая особых трудов со своей стороны. Общественный нарциссизм направлен на результат общественного труда, общественного развития (государство, национальная культура) и может быть полезен обществу, сплачивая его.

Инцестуозные привязанности в детстве характерны для большинства людей. Они выражаются в привязанности к матери, ее заботе и опеке.

Впоследствии многие люди перерастают эти детские привязанности и строят собственную жизнь сами. Однако те люди, которые по какой-либо причине не смогли “освободиться” от инцестуозной привязанности к матери, строят свою жизнь под сильным влиянием с ее стороны. Доброкачественная форма инцестуозных привязанностей ведет к тому, что человек (здесь – мужчина) будет искать жену, напоминающую свою мать. Злокачественная форма инцестуозной привязанности ведет к т. наз. “инцестуальному симбиозу”, стремлению слиться, стать частью матери. Это приводит к потере собственной индивидуальности и несовместимо, по Фромму, с настоящим желанием жить.

Фрейдизм и неофрейдизм, Фрейд и его концепция психики, архетипы Юнга, Адлер, Хорни,Фромм

Фрейдизм и неофрейдизм – направления психоаналитической философии, которая возникла в 20-х гг. XX столетия в странах Европы и Америки. Эмпирической базой фрейдизма и неофрейдизма является психоанализ. Психоанализ — метод лечения психических заболеваний, основанный на выявлении и анализе вытесненных переживаний. 

Фрейдизм

Фрейдизм получил название от основателя этого направления З. Фрейда (1856— 1939). 
Среди основных достижений Фрейда – создание первой развернутой теории структуры личности, основанной на древнейшей научно-философской проблеме – наличии в сознании человека противоборствующих начал.

Главный регулятор поведения человека – сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в личности, который обладает могущественными желаниями и стремлениями, скрытыми за покровом сознания – бессознательного. Таким образом, он выделил три уровня человеческой психики: бессознательное, предсознательное, сознательное.

В своей практике Фрейд часто встречался с наличием неосознаваемых переживаний и мотивов, которые серьезно отягощают жизнь человека и могут быть причинами его нервно-психических заболеваний. 

Фрейд разработал особую концепцию человеческой психики, компонентами (инстанциями) которой являются:

  • Оно (Es)
  • Я (Ich)
  •  Сверх-Я (Uber-Ich)

Оно является бессознательным слоем психики, который представляет собой «кипящий котел инстинктов». Инстинкты являются мотивацией человека и представляют собой врожденные состояния возбуждения, которые ищут разрядки. Основными инстинктами является Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт смерти). Оно находится в конфликте с Я и Сверх-Я.

Я  – это область сознательного, в которой происходит восприятие внешнего мира и приспособленность к нему. Я является посредником между Оно и Сверх – Я.

Сверх-Я  — высшая инстанция структуры психики человека, отвечающая за восприятие индивидом моральных стандартов и выполняющая роль совести. Деятельность Сверх-Я остаётся бессознательной.

В удовлетворении своих потребностей индивид сталкивается с внешней реальностью, в нём проявляется его Я, стремящееся обуздать бессознательное влечение Оно, и направить его в русло социально одобряемого поведения. Для этого Я обращается за помощью к Сверх-Я
Отношения Я и Сверх — Я происходят с помощью сублимации – неизбежного компромисса между бессознательными влечениями индивида и действительностью, со свойственными ей общественными нормами и правилами поведения и действия.

В «Толковании сновидений» Фрейд показал, что сны не являются бессмыслицей, а представляют собой искаженное замаскированное осуществление вытесненного желания. Фрейд проводит анализ большого количества сновидений, в том числе и своих собственных. Он трактует сновидения в качестве компромисса между потребностью во сне и бессознательными желаниями, которые стремятся его нарушить. В качестве функции сновидения Фрейд рассматривает оберегание сна и галлюцинаторное исполнение желаний.

Превращение скрытых мыслей человека в явное содержание сновидений – пример перехода одного способа выражения психического материала в другой. Для понимания природы сновидений важно понимать смысл самого сна. Фрейд выдвинул положение о том, что сознательное сновидение представляет собой искаженное замещение бессознательного.

Основные положения учения К.Юнга

Дальнейшее развития психоанализа продолжил президент Международного психоаналитического общества К. Юнг (1875—1961). 
Юнгом было введено  в психоанализ понятие «комплекс», в том числе «комплекс Электры», под которым подразумевалось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери.  

Юнгом была отвергнута теория сексуальности Фрейда, он предложил понимать либидо как психическую энергию человека, которая способна влиять на интенсивность психических процессов личности и на психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

Юнг открыл идею того, что при изучении психики личности можно использовать метод ассоциаций (тесты на ассоциацию слов). Им была разработана техника «свободных ассоциаций», он  довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.

Юнг разграничивал понятия коллективного и индивидуального бессознательного.

Индивидуальное бессознательное, по Юнгу, отражает личностный опыт отдельного индивида и включает в себя переживания, которые были когда-то сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. 

Коллективное бессознательное представляет собой общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, который фиксируется в мифологии, в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется через сновидения. Коллективному бессознательному свойственно транслироваться от поколения к поколению через структуры мозга и играть важнейшую роль в жизни и деятельности общества и личности.

В отличие от Фрейда, Юнг считал, что инстинкты имеют символическую, а не биологическую природу.
Символ представляет собой неосознаваемые мысли и чувства, которые способны преобразовать психическую энергию (либидо) в позитивные и  конструктивные ценности.

С проблематикой символов связано понимание Юнгом художественного творчества. Он понимает творчество не как изживание детской психической травмы или индивидуального невроза, а как поиск божества, к которому каждый из нас идет своим путем, который соответствует характеру самости человека. В то же время самость формируется в непосредственной зависимости от содержания божественных образов Святого Духа, Богоматери, Младенца Христа, Мудрого старца.

Символические образы являются, по Юнгу, соединительными звеньями между опытом отдельной личности и культурным наследием. Они служат матрицами познания. Помогая упорядочить впечатления, символические образы создают перспективу развития личности, расставляя в «смысловые ниши» надежды и страхи, радости и горести, триумфы и несчастья.

Значение учения Юнга о символе важно в контексте осознания символической природы культуры. Символы открывают человеку священное и одновременно охраняют его от непосредственной встречи с великой психической энергией архетипов. Юнг делает вывод о единстве архетипических основ всех культур. В народных мифах, детских рисунках, сновидениях, фантазиях, и бредовых идеях слабоумных людей встречаются одни и те же символы, например, круг, крест, золотой цветок, и более сложные знаки, которые передаются в различных контекстах. Освобождая эти культурные символы от случайных и личных ассоциаций, мы приближаемся к естественным архетипам, которые универсальны, устойчивы и формальны. В отличие от архетипов, символы содержательны, подвижны, конкретны.

Архетипы присутствуют изначально в сознании каждого из нас. Поэтому каждый человек способен сотворить свою символическую модель мира, исходя из своего жизненного опыта.  Благодаря этим архетипам люди, которые имеют разный жизненный опыт и различные убеждения, способны понимать друг друга. 

Поскольку символы взаимно дополняют и проясняют друг друга, вся проблематика духовной жизни сходится к соотношениям символов, которые могут быть политическими, художественными, мифологическими.
В общих чертах, «архетипам» свойственно образовывать наиболее древние и универсальные мыслительные формы, которые проявлялись в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и. т. д.). Этим образам и символам характерны закодированные, формализованные образцы и программы человеческого поведения. 

Архетипы индивидуального бессознательного по Юнгу

Юнг выделил основные архетипы индивидуального бессознательного:

  • Эго — считается центральным элементом личного сознания, которое в некотором роде способно собирать разрозненные данные личного опыта в единое целое, формировать из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго обладает стремлением противостоять всему, что способно угрожать хрупкой связности нашего сознания, имеет старания в убеждении нас самих в необходимости игнорировать бессознательную часть души. 
  • Персона — та часть нашей личности, которую мы демонстрируем миру, какими мы хотели бы быть в глазах других. Персоне свойственно иметь как позитивные, так и негативные характеристики. Доминирующей Персоне подвластно подавить индивидуальность человека, она может поспособствовать развитию в нем конформизма, стремления слиться с той ролью, которая навязана человеку средой. В то же время Персоне характерно защищать человека от внешнего давления среды, она оказывает помощь в общении, особенно с незнакомыми людьми. 
  • Тень — это центр личного бессознательного. Если для Эго характерным является сбор данных о нашем внешнем опыте, то для Тени — фокусировка и систематизация тех впечатлений, которым суждено быть вытесненными из сознания. Содержание Тени заключено  в тех стремлениях, которые способны отрицаться человеком, поскольку они рассматриваются как несовместимые с его Персоной, с общественными нормами. При этом, чем больше доминанта Персоны в личностной структуре, тем больше содержание Тени, поскольку индивиду необходимо вытеснить в бессознательное все большее количество желаний.
  • Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) – это те части души, в которых отражаются интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Анима – женская часть в психике мужчины, анимус— мужские проявление со стороны женщины. На  развитие этих архетипов большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки). Эти архетипы влияют как на поведение, так и на творчество человека, поскольку они являются источником проекций, новых образов в душе человека. 
  • Самость – это центральный архетип, «архетип порядка и целостности личности». Его главным значением является противопоставление разных частей души (сознательной и бессознательной) друг другу. В процессе развития личностью обретается целостность, личность становится более свободной в процессе своего  самопознания. 

Юнг хотел, чтобы аналитическая психология противостояла чрезмерно рациональному и чрезмерно сознательному подходу, который изолирует человека от мира природы и от его собственной природы и тем самым ограничивает его. 

Неофрейдисты

Неофрейдисты, в отличие от З.Фрейда и К.Юнга, пытались не исследовать природу индивидуальных поступков человека, а объяснить социальное устройство жизни людей. К основные неофрейдистам относят А. Адлера (1870—1937 ), К. Хорни (1885-1952 ), Э. Фромм (1900-1980).

Понятие «сверхкомпенсации» А.Адлера

А. Адлер указывал, что для постижения мотивов человека нужно знать конечную цель его устремлений, «бессознательный жизненный план». Человек реализует себя посредством поиска смысла жизни и стремления к самореализации. Самореализоваться человеку мешает чувство неполноценности. Чтобы преодолеть это чувство и самоутвердиться, человек актуализирует свой творческий потенциал. Эта актуализация называется компенсацией или сверхкомпенсаций. 

Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. На её основе люди добиваются значительных успехов в жизни и отличаются от остальных исключительными способностями.

Теория К.Хорни

В теории К.Хорни биологическая ориентированность, которая была характерной для психоанализа классического периода, была заменена социокультурной, присущей неофрейдизму.

Нововведением в теории Хорни было понятие «образа Я», который состоял из «знания о себе» и «отношения к себе». Адекватный образ Я способствовал преодолению психологической тревоги.

Социальные отношения между ребенком и родителями, по мнению Хорни, основываются на двух тенденциях – на стремлении к удовлетворению своих желаний и стремлении к безопасности. Ведущая роль отдана последней тенденции: процесс удовлетворения потребности в безопасности приводит к формированию здоровой личности, и наоборот – поведение родителей, которое препятствует этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), приводит к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. 

По Хорни, базальная тревога у ребенка в детстве в последующем приводит к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенку свойственно прибегать к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей (невротических тенденций). Каждой тенденции характерны три ориентации:

  • ориентации на людей
  • ориентации от людей
  • ориентации против людей

Согласно данным типам ориентации, Хорни выделила три типа невротической личности:

  • уступчивый
  • обособленный
  •  агрессивный

Хорни пыталась определить сущность невроза как структуру существующего характера, где звеньями являлись невротические наклонности. Каждая из таких наклонностей представляет собой ядро внутренней структуры личности, а каждая подструктура взаимодействует с другими подобными подструктурами.

Гуманистическая психология Э.Фромма

Качественно новым в развитии неофрейдистской психологии стало учение одного из ведущих теоретиков неофрейдизма — психоаналитика и социолога Эриха Фромма.
Он является создателем «радикально-гуманистического психоанализа». В целях гуманистического преобразования человека и социума, Фромм стремился к постижению законов, которые управляют жизнью отдельного индивида, и закономерностей, которым свойственно лежать в основе развития общества. 

Фромм отвергал миф о «неизменной человеческой природе» и утверждал, что в эволюционном процессе человеку свойственно частично утрачивать «непосредственную инстинктивную основу» и обретать новые качества, которые обусловлены социальной средой. В отличие от всех иных живых существ, человеку свойственно обладать сознанием и самосознанием, которые смогли породить чувства одиночества и страха. Разрыв естественных человеческих связей с природой составляет, по мнению Фромма, основное экзистенциальное противоречие, которое представляет собой главную проблему существования человека. На базе этого противоречия, как предполагал Фромм, могут возникать экзистенциальные и исторические дихотомии.

К «экзистенциальным дихотомиям» Фромм относил такие противоречия, которые находятся в корне самого существования человека и не могут быть аннулированы им. Эти дихотомии находятся между жизнью и смертью и характеризуются невозможностью их реализации по причине кратковременности его существования. Фроммом предполагалось, что на эти дихотомии человек должен реагировать различными способами, которые соответствуют его характеру и культуре. 

В отличие от «экзистенциальных дихотомий», «исторические дихотомии» не являются необходимой частью существования человека. Они способны возникать и разрешаться людьми в ходе процесса истории. К противоречиям этого ряда Фромм относил дихотомии между различными историческими формами существования общества и человеческими возможностями для подлинной реализации своей природы в определенных границах времени.

Жизнь, теории и вклад в психологию

  • Эрих Фромм (1800-1980) был немецко-американским психоаналитиком, членом Франкфуртской школы, который подчеркивал роль, которую культура играет в развитии личности. Он выступал за психоанализ как инструмент для лечения культурных проблем и, таким образом, уменьшения психических заболеваний.
  • Фромм считал, что человеческий характер развился как способ удовлетворить свои потребности. В отличие от Фрейда, он не считал, что характер фиксирован.
  • Фромм выделил пять основных человеческих потребностей: родственность, укорененность, трансцендентность, чувство идентичности и система ориентации. Отсутствие их, по мнению Фромма, вызовет психические и социальные проблемы, такие как отчуждение.
  • Фромм представлял себе идеальные версии общества и религии, которые подчеркивали свободу и удовлетворение человеческих потребностей. При этом он стал одним из основоположников гуманистического социализма.

Содержание

Обзор Life

Эрих Фромм был американским психоаналитиком и социальным философом немецкого происхождения, который подчеркивал культурные детерминанты личности.

Его работы исследовали эмоциональные проблемы в свободных обществах и защищали психоанализ как лекарство от культурных болезней и как инструмент, помогающий развитию не-невротического общества.

Фромм родился во Франкфурте, получил образование в Гейдельберге и Мюнхене, прежде чем в 1925 году основал частную психотерапевтическую практику. Фромм начинал как ученик Зигмунда Фрейда, сочетая свои психологические теории с социальным принципом Карла Маркса.

Он использовал уникальный метод психоанализа, предполагающий конфронтацию с пациентом как с его терапевтом, так и с другим чутким человеком, подчеркивая, что у пациента нет ни одной черты или фактора, которых нет у всех остальных (Маккоби, 1980).

Спасаясь от нацистской Германии, Фромм переехал в Чикаго в 1933 году, чтобы читать лекции в Психоаналитическом институте. Он преподавал в нескольких американских университетах и ​​расширил свои взгляды, включив в них принципы дзен-буддизма.

В 19В 57 лет он стал соучредителем Национального комитета разумной ядерной политики. Фромм также написал ряд книг и статей как для ученых, так и для широкой публики (Maccoby, 1980).

Фромм впервые завоевал популярность у широкой публики благодаря своей книге «Побег от свободы », в которой объяснялся бессознательный страх человека перед свободой и привлекательность авторитарных политических систем.

Эта книга в значительной степени сформировала интеллектуальную мысль в Америке того времени и привела к тому, что Фромм был отнесен к категории неофрейдистов вместе с Карен Хорни и Гарри Стэком Салливаном.

Хотя эти три фигуры различаются, согласно Фромму, каждая из них разделяет акцент на социальных и культурных факторах и критическое отношение к теории Фрейда о примате полового инстинкта.

В 1951 году Фромм стал профессором Национального университета Мексики, где он основал Мексиканский институт психоаналитиков и регулярно ездил в Соединенные Штаты, прежде чем поселиться в Швейцарии в 1971 году (Маккоби, 1980).

Темы

Фромм разработал несколько ключевых тем, постепенно развивая и совершенствуя свои идеи. Эти категории носят социальный характер, что относит психоаналитическую теорию динамической мотивации к социально-экономическим факторам.

Вторая тема — пересмотр Фроммом психоанализа Фрейда, особенно его акцента на агрессии и деструктивности.

Третья тема связана с его критикой индустриального общества, а четвертая — его анализом религии и ее связи с человеческим развитием (Маккоби, 1980).

Социальный характер

Из построенных им теорий социального характера на концепции Фрейда, что черты характера динамичны. Он считал, что структура характера объясняет действия, мысли и идеи: что мотивирует людей и что они находят удовлетворительным или разочаровывающим.

Фромм принял клиническое описание ориентаций характера Фрейдом в своей психосексуальной теории развития характера. Двумя из них являются анальный и орально-рецептивный характеры.

Анальная или анально-сохраняющая личность скупа, навязчиво стремится к порядку и опрятности. Говорят, что люди с анальным ретентивом зациклены на анальной стадии развития, которая происходит в возрасте от 18 месяцев до трех лет.

Между тем, орально-ретентивная личность описывает людей, которые находятся на первой стадии психосексуального развития, происходящей от рождения до восемнадцатимесячного возраста.

Фрейд считал, что люди, зацикленные на оральной стадии развития, имеют саркастичную, садистскую личность и склонны к оральным заболеваниям, таким как курение, переедание и алкоголизм.

Хотя Фромм принял обе эти концепции, он отверг теорию либидо как объяснение развития характера (Маккоби, 1980).

Фромм считал, что, хотя физиологические потребности должны быть удовлетворены, они не являются основными внутренними силами, определяющими действия, чувства и мысли человека.

Фромм считал, что Характер является эквивалентом инстинктивного детерминизма животного, утраченного людьми. Это способ, которым люди могут направить свою энергию и создать структуру посредством ассимиляции и социализации.

Развитие Характера, согласно Фромму, позволяет людям удовлетворять свои потребности в физическом выживании, потребности в эмоциональной связи с другими для защиты, работы, материальных благ, сексуального удовлетворения, игр, воспитания молодежи и передача знаний (Маккоби, 1980).

Фромм считал, что социальный характер лежит в основе структуры характера и разделяется большинством членов культурной или социальной группы. Вместо того, чтобы быть статистическим показателем или чертами, разделяемыми большинством, социальный характер можно понимать с точки зрения социально-экономической структуры — кто владеет средствами для производства вещей.

Фромм утверждал, что социальный характер был предназначен для формирования энергии членов общества таким образом, чтобы поведение было не вопросом сознательного решения, следовать или нет социальной модели, а желанием действовать так, как они должны. действовать и в то же время находить удовлетворение в действиях в соответствии с требованиями культуры.

Конечной целью этого, по мнению Фромма, было позволить обществу функционировать непрерывно.

Одним из примеров социального характера была пересмотренная Фроммом (1951) концепция Фрейда об анальном характере, которая включает внутренние побуждения к упорядоченности, бережливости, пунктуальности и уважению к авторитетам. Фромм считал, что это отвечало экономическим потребностям среднего класса в девятнадцатом веке.

Однако в развитых капиталистических обществах двадцатого века социальный характер заменяется другим, ориентированным на потребление и вписывающимся в бюрократические структуры путем приспособления к их правилам и предписаниям (Маккоби, 19).80).

Фромм использовал социальный характер для описания социального конфликта, а также адаптации. По мере изменения условий социальный персонаж может больше не подходить. Негодование и разочарование, которые возникают в результате, превращают социальный цемент во взрывную силу.

Фромм также считал, что социальные потребности могут конфликтовать с потребностями, вытекающими из природы людей и их врожденной потребности в любви, солидарности с другими людьми, развитии разума и творческих талантов.

Общества, которые не удовлетворяют эти человеческие потребности, согласно Фромму, разовьют «социально обусловленный дефект» (Маккоби, 1980).

Пересмотр Фрейдистского психоанализа и психопатологии

Фромм имел, как считается, сложные отношения с Фрейдом и его работами (Maccoby, 1980). Фромм критиковал теорию Фрейда и его тенденцию требовать идеологической чистоты в психоанализе (1959).

Однако Фромм также стремился развить и сохранить то, что он считал существенными элементами открытий Фрейда: превращение бессознательного в сознательное и науку об иррациональном (Маккоби, 1980).

Фромм (1970) критиковал фрейдовскую модель человека за то, что она чрезмерно определяется его социальными взглядами, такими как вера в патриархат и вера в то, что люди по своей сути эгоцентричны.

Фромм утверждал, что, ограничивая свою критику социальных норм сексуальностью, Фрейд был не в состоянии развить полное значение своих открытий.

Например, Фромм утверждал, что в своем тематическом исследовании «Маленького Ганса» модель человека Фрейда заставила его неверно интерпретировать клинические данные и недооценить важность отношений ребенка с матерью до эдипальной стадии.

Фромм также считал, что зрелая любовь требует равенства между полами (Маккоби, 1980).

Фромм отверг теорию инстинктов Фрейда, вместо этого рассматривая психопатологию как коренящуюся в характере. В своей книге «Бегство от свободы» Фромм описывает садизм и мазохизм как результат базовой потребности в родстве.

Фромм считал, что неспособность человечества переносить чувство бессилия, неуверенности и обособленности ведет к психопатологии (Maccoby, 1980).

Фромм описывает три основные патологические силы психики (1964). Две из них, инцестуозная фиксация и нарцизм, основаны на концепциях Фрейда, а третья, некрофилия, является собственным открытием Фромма (Maccoby, 1980).

Критика индустриального общества

Фромм, в частности, опирался на ранние работы Карла Маркса в своей книге Разумное общество , а позже опубликовал две книги по марксизму.

Общество здравомыслящих должно было стать продолжением его первой работы «Бегство от свободы», опубликованной 15 годами ранее (Тиллих, 19 лет).55), расширяясь между своим предыдущим психоанализом и социоанализом, чтобы разработать образ будущего общества, в котором здоровье целого поддерживает здоровье каждого человека.

В «Здоровом обществе» Фромм описывает «отчуждение» человека в условиях демократии середины двадцатого века (Fromm, 1955). Фромм считал это отчуждение необходимостью человеческого развития и, следовательно, чем-то, что может быть преодолено в ходе человеческого развития. Здравомыслящее общество Фромма побеждает отчуждение (Тиллих, 1955).

Одновременно Фромм стремился подчеркнуть идеал свободы способом, отсутствующим в современном советском марксизме.

В конце концов, Фромм заклеймил и западный капитализм, и советский коммунизм как бесчеловечные и причинно-следственные факторы отчуждения. В конечном итоге Общество здравомыслящих сделало Фромма основателем социалистического гуманизма (Fromm, 2017).

Пять человеческих потребностей Фромма

Фромм постулировал, что существует пять основных человеческих потребностей: связанность, укорененность, трансцендентность, чувство идентичности и структура ориентации (Das, 1993).

Родственность

Фромм активно обсуждал проблему отчуждения в современном обществе. Он считал, что отчуждение было проблемой, возникающей, когда потребность людей в родстве не удовлетворялась.

Эта потребность была настолько важна для формирования, что он считал отчуждение «центральной проблемой психического здоровья». (Фромм, 2017).

Фромм развил идею Маркса о том, что людям нежелательно говорить об отчуждении. Он считал, что отчуждение ведет к скуке, которую Фромм считал огромной психологической и, следовательно, социальной проблемой.

Для Фромма родство было источником психологической энергии, радости, благополучия и идентичности, и его потеря рассеивала эту энергию.

Для Фромма это отсутствие активной связи с миром и нашими собственными чувствами, возникающее в результате социальных обстоятельств, которые мешают людям развивать подлинные, любящие, продуктивные отношения.

Укорененность и единство

Фромм считал потребность в укорененности и единстве вариациями потребности в родственности. Он считал, что люди стремятся к единству из-за экзистенциального раскола между человеческим и нечеловеческим миром.

Фромм считал, что это состояние было бы невыносимым», если бы люди не установили чувство единства внутри себя и с природным и человеческим миром снаружи.

Как и в случае с родством, Фромм считал, что люди могут развивать родство через развитие связей с другими.

Это помогает людям преодолеть свою обособленность от других в своем обществе и чувствовать себя менее одинокими.

Возбуждение и стимуляция

Фромм утверждал, что людям присуща врожденная потребность в возбуждении и стимуляции, и они проявляют склонность искать удовольствия и активно интересоваться людьми, вещами и идеями (Fromm, 2017).

Цитируя Карла Бюлера, Фромм считал, что люди находят неотъемлемое удовольствие в том, чтобы быть функциональными (Funktionslust) и заниматься деятельностью.

Эффективность

Однако, по мнению Фромма, эта деятельность сама по себе не удовлетворяет потребности человека. Вместо этого Фромм считал, что людям необходимо заниматься творческой работой, которая значимо влияет на мир.

Он считал, что у людей есть потребность воздействовать на что-то, потому что это воздействие утверждает, что кто-то не импотент, а живой и функционирующий человек (Фромм, 2000).

Чтобы проиллюстрировать необходимость эффективности, Фромм заимствовал у Маркса пример средневекового ремесленника.

Ремесленник, по мнению Фромма, был продуктивным и оригинальным человеком, получавшим удовольствие от процесса работы (Fromm, 2017).

Физический результат мастерства отвечал глубокой потребности не только в стимуляции или самой деятельности, но и в эффективности.

Чувство идентичности

Чувство идентичности Фромма также является производным и зависит от основных потребностей в родственности и эффективности.

Фромм считал, что, находясь в странном и подавляющем мире, человек может чувствовать себя некомпетентным. Чтобы компенсировать реальную возможность почувствовать себя пассивным — и потерять чувство воли — люди должны обрести ощущение способности что-то делать.

Эта способность быть эффективной формой чьей-либо идентичности (Fromm, 2000).

Рамка ориентации

Другой потребностью, связанной с чувством идентичности, была потребность в системе ориентации.

Эта система ориентации принимает форму, согласно Фромму, как системы отсчета, так и объекта поклонения, вокруг которого кто-то может организовывать и направлять свои действия.

Эта система отсчета может предоставить связную карту мира, давая людям понимание мира и своего места в нем (Fromm, 2017)

Трансцендентность

Наконец, Фромм подчеркнул необходимость трансцендентности.

Эта потребность в трансцендентности, традиционно используемая в богословии, описывает склонность людей к необходимости выйти за пределы своего эгоцентричного и изолированного положения в мире и перейти к «отношению с другими, открытости миру, бегству от ада эгоизма». центрированность и, следовательно, самозаключение» (Fromm, 2000).

Фромм считал, что религия может удовлетворить эту потребность.

Анализ религии и ее отношения к человеческому развитию

Фромм считал, что жизнь есть борьба между тремя фундаментальными дихотомиями: свободой и детерминизмом, разделенностью и единством, знанием и невежеством.

Фромм был известен своей неофрейдистской критикой религии. Он считал, что религия — это бегство от ответственности, и что разум всегда лучше религии.

В то время как священники и психоаналитики имеют дело с душой, утверждал Фромм, только психоаналитик делает человека ответственным авторитетом (Тиллих, 1955).

Тем не менее, Фромм также считал, что у всех есть религиозные потребности. Людям, по мнению Фромма, нужен смысл жизни и более глубокий способ ориентации в мире, чем может дать только разум. В отличие от Фрейда, Фромм считал, что религия неизбежна.

В результате Фромм стремился различать хорошую и плохую религию.

Плохой, или «авторитарной религией», он считал ту, в которой людей неуместно подчиняют высшей силе и поэтому заставляют жертвовать своей целостностью (Тиллих, 1955).

Между тем, то, что Фромм называет «гуманистической религией», концентрируется на силе людей, а не на их бессилии, и предполагает, что то, что наполняет людей, есть добро. Целью гуманистической религии, по Фромму, была самореализация, а не послушание авторитету.

Ссылки

Das, A.K. (1993). Диалектический гуманизм Эриха Фромма. (2), 50-60.

Фромм, Э. (1951). Märchen, Mythen, Träume. Eine Einführung in das Verständnis einer vergessenen Sprache.

Фромм, Э. (1959). Психоанализ и дзен-буддизм. Психология, 2 (2), 79-99.

Фромм, Э. (1964). Творцы и разрушители. The Saturday Review, Нью-Йорк (4 января 1964 г.), стр. 22–25.

Фромм, Э. (2000). Искусство любить: столетнее издание. А&С черный.

Фромм, Э., и Андерсон, Л. А. (2017). Здравомыслящее общество. Рутледж.

Маккоби, М. (1980). Эрих Фромм. Биографическое приложение к Международной энциклопедии социальных наук, Нью-Йорк 1980. С. 215-220.

Тиллих, П. (1955). Эрих Фромм — здравомыслящее общество. Пастырская психология, 6( 6), 13-16.

История и системы психологии Социальные науки Психология

История и системы психологии PSY502

ВУ

Урок 35

НЕО-ФРЕДИАНЫ

Карен Хорни

Она был американским психоаналитиком и классифицируется как неофрейдист. Хорни был пионером-теоретиком в

личность, психоанализ и женский психология.

Карен Хорни предложил список из десяти невротические потребности, которые находятся:

1. Требуется утверждение

2. Потребность в господстве

3. Ограничение жизни

4. Независимость

5. Совершенство

6. Мощность

7. Эксплуатация других

8. Престиж

9. Амбиции

10. Восхищение

Эти потребности приводят к невротическим тенденции.

Невротик тенденции проявляются в виде трех видов в социальные связи:

i. Движение в сторону

Некоторые дети, которые прекрасно себя чувствуют дело беспокойства и беспомощности двигаться к людям, чтобы искать помощь

и принятие. Они стремятся чувствовать достойно и могу поверить единственный способ получить это, через приемку

других. У этих людей есть острая потребность нравиться, участвовать, быть важным, и

приветствуется. Так что они будут часто попадать в любить быстро или чувствовать себя искусственным но очень сильная привязанность к люди,

даже они могут плохо знать. Их попытки сделать это человек любит их создать навязчивость и

нуждаемость и это часто приводит к другое лицо, покидающее отношение.

ii. Уход

окончательное возможное последствие невротический домохозяйство — это стиль личности наполненный соц. поведение

и почти равнодушен к другим. Если они не связывайся с другие, они не могут быть повреждены их.

Пока защищает их от эмоционального боль отношений, это также сдерживает все положительное аспекты отношений

. Это заставляет их чувствовать себя одинокими и пустой.

iii. Движение против

Другой способ справиться с неуверенности и беспокойства заключается в том, чтобы попытаться навязывать свою силу другим в надежды на

чувство хорошо о себе. Те, с этим стиль личности встречается как властный, требовательный, эгоистичный, и

даже жестокий. И снова отношения кажутся обреченными с самого начала.

идеализированный образ себя – это попытка человеком интегрировать свою личность. Хорни различает

между ситуационный невроз и характер невроз. Ее метод лечения было обнаружить невротик

потребности, движение в сторону, движение навстречу и движение против плюса довести его до внимание

человек.

78

История и системы психологии PSY502

ВУ

Эрих Фромм

Эрих Фромм — еще один психоаналитик, который обучался по классическому фрейдистскому методу но позже разработал свой собственный

Теория и система. Родился в 1900 г. и умер в 19 г.80, он работал и практиковался в Чикаго и Нью Йорк,

США В своей знаменитой книге «Побег от свободы», написанное в 1941 г. он провозгласил свой разрыв по Фрейду

и классический психоанализ.

Фромм утверждал в книге, что человек стал свободным, но он хочет стать зависимый и жаждущий к

относятся

; это дилемма человека. Это значит что хотя у человека стать свободным, он опыт свободы

от условия/требования общества, но внутреннее желание быть аффилированным с кем-то еще существует. В

прочее слова, человек хочет быть относится к группе, которая становится его личностью. Это формирует основание общества

. Кроме того, это стремление принадлежать может также иметь привязанность от кто-то.

Фромм сказал, что эта потребность в свобода и зависимость создают ориентации. Ориентации относительно

заметный формы, в которых мы проводим энергия. Он выделил пять ориентации:

i. Рецептивная ориентация

Рецептивная ориентация представлена ​​в виде покорное и кроткое отношение. Этот означает, что человек стремится принять

что на него навязывают, чтобы удовлетворить его желание принадлежать кто-то или какая-то группа.

ii. Эксплуатационная направленность

Эксплуатационные ориентация означает быть агрессивным и использовать других для собственные цели. Эта ориентация

влечет за собой то, что человек использует других для достижения своего личного мотивы, которых может не быть в

интерес другого лица.

iii. Ориентация накопления

ориентация представлена ​​недоверием для других и жесткость показано человеком. В других слова,

человек кто чувствует, что он не может доверять другие стремятся сохранить все с собой. Он также становится жесткий

дюймов его подход не позволяет что-нибудь изменит его распоряжения.

iv. Ориентация на маркетинг

Маркетинг ориентация представлена, когда человек принимает социально одобряемый способы поведения и

деловые отношения с другими и продает сам. Другими словами, человек ведет себя так, как понравилось

другие. Поэтому он продает себя перед другие.

в. Продуктивная ориентация

Продуктивная направленность – здоровый образ жизни. Это образ жизни, при котором человек осознает свою полный

потенциал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *