Фрейд теория: Что такое «оговорки по Фрейду»? И как вообще устроен психоанализ? — Meduza

Фрейд теория: Что такое «оговорки по Фрейду»? И как вообще устроен психоанализ? — Meduza

Содержание

Что такое «оговорки по Фрейду»? И как вообще устроен психоанализ? — Meduza

Bourgeron Collection / RDA / Hulton Archive / Getty Images

6 мая — день рождения основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Фрейд настолько известен, что даже те, кто не читал ни одной его статьи, знают про «оговорки по Фрейду» и любят его вспомнить, если видят банан или другой предмет подобной формы. «Медуза» попросила ведущего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН и автора книги о психиатрии в российской культуре Ирину Сироткину ответить на базовые вопросы о Фрейде и его методе.

В чем заключались главные идеи Фрейда? Что в них было революционного? 

И до Фрейда люди понимали: человек не осознает всего, что происходит в его внутреннем мире. Не новой была и мысль о том, что неврозы и другие психические расстройства произрастают из сферы сексуальности — об этом говорили французские психологи и психиатры, начиная с Жана-Мартена Шарко. 

То, что принес Фрейд, касалось, во-первых, важности и могущества бессознательного: сознание — не более чем островок в океане иррациональных сил и влечений, которые могут полностью захватить человека. Чтобы проникнуть в этот океан и понять свою иррациональную часть, человеку не обойтись без помощи другого — психоаналитика. 

Во-вторых, Фрейд настаивал: природа этих сил насквозь сексуальна (он назвал ее «либидо»). 

В третьих, он считал, что либидо активно с самого начала человеческой жизни, с младенческого возраста. Знаток и любитель античности, Фрейд назвал главное драматическое событие, в котором проявляется либидо ребенка, «Эдиповым комплексом». Мальчика тянет к матери, он бессознательно хочет занять около нее место отца. Разрешается Эдипов комплекс, когда ребенок перестает страстно желать мать и идентифицируется с отцом — так якобы формируется мужской характер. 

А что такое психоанализ?

Образно говоря, главным инструментом в психоанализе служила кушетка. Все началось с устланного коврами турецкого дивана, куда Фрейд укладывал своих пациентов (и который до сих пор можно увидеть в его доме-музее в Лондоне). Он просил пациента закрыть глаза, садился у изголовья и в течение часа выслушивал — иногда задавая вопросы, иногда безмолвно. Сначала Фрейд в основном расспрашивал о сновидениях, считая сны «царской дорогой к бессознательному». По его мнению, заветные желания — часто сексуальные, о которых нельзя было говорить днем, — обнаруживали себя во сне, в виде символов и сюжетов сновидений. Он также просил пациента говорить без раздумий первое, что приходит в голову, и это стало известно как метод свободных ассоциаций. А одна из первых пациенток Фрейда назвала психоанализ «лечением беседой», «talking cure».

Постепенно Фрейд пришел к тому, что главный метод психоаналитического лечения — не сновидения, а так называемый трансфер, или перенос на терапевта тех чувств, которые пациент испытывал в раннем детстве по отношению к отцу или матери. На время сеанса психоаналитик становится для пациента отцом или матерью (пол или гендер терапевта здесь значения не имеет), что помогает пациенту вытащить из-под цензуры сознания и полностью пережить свои обиды, ненависть, агрессию, запретные любовные влечения. Для того, чтобы трансфер совершился, сессии с психоаналитиком должны быть частыми и их должно быть много: иногда — по часу, шесть раз в неделю, годами. При успешном психоанализе пациент в итоге освобождается от комплексов, навязчивых идей и других невротических симптомов и может жить «нормальной» жизнью. Сам Фрейд в работе «Недовольство культурой» выразился в том смысле, что психоанализ не обеспечивает человеку счастья — лишь помогает чувствовать себя менее несчастным. 

Музей Фрейда в Лондоне

Dukas Presseagentur GmbH / Alamy / Vida Press

Психоанализ полностью изменил современную Фрейду психологию, которая была преимущественно экспериментальной и редукционистской, то есть сводила внутренний мир к фиксируемым в эксперименте «психическим процессам», а личностью, чувствами и мотивами человека почти не занималась. Психоанализ показал, как можно относительно объективно изучать субъективный внутренний мир человека. Кроме того, развернув ученых и медиков лицом к сексуальной сфере, психоанализ приблизил сексуальную революцию середины ХХ века. 

Правда ли, что в современном психоанализе идеи Фрейда считаются устаревшими? 

Любая теория — не окаменелость, она развивается. Фрейд и сам много способствовал развитию теории психоанализа, поощряя учеников вносить в нее свой вклад (долгое время он присуждал ежегодный приз за лучшую работу). К примеру, берлинский психоаналитик Карл Абрахам развил идею Фрейда о психосексуальной эволюции, согласно которой ребенок проходит несколько стадий — оральную, анальную, генитальную, проследив, какие особенности характера могут сформироваться на каждой из них. Так, находящийся на оральной стадии развития ребенок, которого принуждают к подчинению, тайно желает отомстить за свой ущемленный нарциссизм и становится завистливым, надменным, жадным, желающим обладать и получать, а не отдавать. Абрахам одним из первых показал, что психоанализ может использоваться не только для терапии, но и для анализа характера и личности. 

Однако и случаев кардинального пересмотра психоанализа достаточно. Больше всего противники Фрейда и даже некоторые ученики критиковали две его идеи: либидозной природы бессознательного и детской сексуальности. Карл Густав Юнг отказался от примата либидо и видел основу бессознательного в коллективной памяти человечества, Мелани Кляйн и Жак Лакан создали каждый свой собственный вид психоанализа. В целом из-за прихода нацизма психоанализ в прежнем, фрейдовском, виде прекратил существование и возродился в Америке и Европе уже в новых формах, часто экзотических и далеких от первоисточника. Реальный Фрейд превратился в легенду, которая хоть как-то цементирует разрозненное сообщество психоаналитиков.

В первом ряду: Зигмунд Фрейд, Грэнвилл Стэнли Холл, Карл Юнг. Сзади: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. Университет Кларка, 1909.

Wikimedia Commons

Считается, что видеть в банане мужской половой орган — это «по Фрейду». О чем это вообще? 

Если посмотреть вокруг без ханжества, считал Фрейд, то можно увидеть, что в повседневной жизни полно ассоциаций с сексом. Банан — не единственная из них (кстати, банан — это не просто пенис, а пенис эрегированный, то есть фаллос, символ власти). Об отце психоанализа, правда, говорили, что он видел все через очки сексуальности, потому что сам был «сексуально озабочен». Так или иначе, свой анализ сновидений, бессознательного и произведений искусства, — например, романов Достоевского, — он насыщал сексуальными символами.

Сексуальную жизнь современников Фрейда трудно назвать счастливой: в то время отношения между полами регламентировались гораздо жестче, чем сейчас, и на отношения мужчин и женщин налагалось множество запретов. Еще более репрессивными были законы в отношении гомосексуальности и других так называемых «половых извращений». Фрейд и его сторонники, надо отдать им должное, много сделали, чтобы это изменить. Пользуясь своим врачебным статусом, они открыто аргументировали свою либеральную позицию перед лицом моралистов и ханжей и достигли успеха. 

Фрейд и правда считал, что оговорки могут что-то сказать о человеке? 

Фрейд считал, что так человек проговаривается о своих скрытых желаниях. Например, открывая конференцию, которая ему почему-то неприятна, председатель неожиданно для себя и окружающих говорит: «Позвольте считать конференцию закрытой». Оговорки, описки и случаи «забывания», когда человек силится и не может что-то вспомнить, все имеют свою причину — это подавленные, вытесненные в сферу бессознательного желания и страхи. Пример, который приводит сам Фрейд в «Психопатологии обыденной жизни»: его собеседник никак не мог вспомнить вполне нейтральное латинское слово «aliquis», поскольку в его уме оно оказалось ассоциировано с жидкостью, кровью и календарем, — а его в тот момент беспокоила задержка месячных у его любовницы.

Почему Фрейд стал так популярен в массовой культуре? Почему о нем знают даже те, кто никогда не читал его книг? 

Психоанализ дал язык, на котором можно говорить о том, что людей остро интересует. Это не только секс, но и агрессивность, ненависть, ревность и другие чувства. Фрейдовская интерпретация сексуальности (в частности, утверждение о том, что сексуальные желания есть и у маленького ребенка) — альтернативна христианским представлениям, что ребенок до 12 лет чист как ангел и что плотская любовь греховна, поскольку она — результат падения Адама и Евы, первородного греха. Психоанализ дал возможность обсуждать многие проблемы (связанные не только с сексом, но и с психической травмой и деструктивными чувствами), которые, если их оставить как есть, могут привести человека к серьезной психической дисфункции. Кроме того, в психоанализе подчеркивалась сложность, амбивалентность, неоднозначность человеческой психики: так, сыновья не только ненавидят, но и любят своего отца. В целом, Фрейд смог выразить на научном языке, что человек устроен намного сложнее и, вероятно, намного трагичнее, чем было принято думать.

Насколько идеи Фрейда отвечают современным западным представлениям о равенстве полов? Сейчас Фрейда сочли бы сексистом? 

Сексистом его можно назвать в том смысле, что базовой моделью для него является мальчик, которому Фрейд приписывает бессознательное желание избавиться от отца и заняться любовью с матерью. Поэтому, хотя к «комлексу Эдипа» Фрейд и добавил позднее «комплекс Электры», психоанализ все-таки был скроен по мужской мерке.

За то, что Фрейд диагностировал у женщин «зависть к пенису», его много критиковали не только феминисты, но и его собственные ученики, включая Карен Хорни. Одна из первых женщин-теоретиков психоанализа дала альтернативное объяснение тому, что Фрейд назвал «завистью к пенису». Когда девочка — утверждала Хорни — понимает, что она не главная любовь ее отца, то пугается собственной сексуальности и, в качестве психологической защиты, хочет идентифицироваться с отцом и стать мальчиком. Хорни открыто заявила, что здание психоанализа держится на игнорировании женской психологии. В целом же, привлекая внимание к психосексуальной сфере, психоанализ скорее способствовал эмансипации.

Ирина Сироткина

Зигмунд Фрейд. Теория инстинктов и влечений: эрос и танатос

Либидо, влечение к жизни и смерти — по Фрейду, все это связано. Узнаем как именно.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Софья Порфирьева

Магистр философии и теологии, литературный редактор журнала «Философия.

Зигмунд Фрейд был уверен, что каждым человеком руководят два влечения: к жизни и смерти. Эти конфликтующие между собой инстинкты он называл эрос и танатос. Эрос — влечение к наслаждению и жизни — нацелен на развитие, а танатос — тяга к смерти — на разрушение.

👨‍🎓 Этология — это наука, которая изучает генетически обусловленные инстинкты животных, а также инстинкты человека через призму принадлежности к животным. В конце 19 века этология только-только зарождалась, но теории, обуславливающие типы врожденного поведения инстинктами, появлялись уже тогда. Фрейд свел все многообразие инстинктов к двум основным: инстинкты продолжения рода и самосохранения.

😏 Фрейд тесно связывал инстинкты с сексуальным влечением. В основе последнего лежит особая энергия — либидо. Влечение лежит между сознательными и физиологическими процессами, мы осознаем его как желание или волевой акт. Бессознательное в этом отношении выступает как биологическое основание сознания.

🤷‍♂️ По Фрейду, влечение бывает к жизни и смерти. Это два базовых и антагонистических друг другу инстинкта человека — эрос и танатос. Они проявляются в физическом мире и являются основой, фундаментом жизни. Эрос обозначает прогрессивную тенденцию, стремление живого организма к развитию и усложнению. Танатос, наоборот, представляет собой тягу организма к более простым формам, деструкции и саморазрушению.

Эрос отождествляется с либидо, но подразумевает под собой не только сексуальное влечение, но и стремление к жизни и самосохранению. Ему противостоит танатос, тяга к смерти, тоже присущая каждому человеку.

☀️ Фрейдовский «эрос» восходит к платоновской трактовке этого понятия. В Древней Греции Эросом называли бога любви или любовь в целом. Платоновский (и фрейдовский) эрос обозначает платоническое влечение, не обязательно подразумевающее половой контекст и сексуальные взаимодействия. В концепции Фрейда эрос отождествляется с либидо и включает в себя не только сексуальное влечение, но и естественное стремление человека к самосохранению (инстинкт самосохранения) — то есть, стремление к жизни.

💀 Эросу противопоставляется танатос — влечение к смерти. Это направленность на разрушение живого организма и возвращение его в неорганическое состояние. Танатос тоже функционирует на основе либидо и может быть направлен как во вне — против других людей или предметов, так и во внутрь — в форме мазохизма или самоубийства. Пристрастие к алкоголю, сигаретам, наркотикам — тоже пример влечения к смерти.

⚔️ Эрос и танатос постоянно борются между собой. Каждый из инстинктов хочет утянуть «Я» человека на свою сторону. Правда, говорит Фрейд, исход этой войны предопределен природой — победу всегда одерживает влечение к смерти.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Очень долго человек не верил в собственную смертность, мысль о ней находилась где-то на периферии сознания. Кровопролитная Первая мировая война заставила людей задуматься о смерти и своем бессилии перед ней.

🗣 «Не лучше ли было бы вернуть смерти в действительности и в наших мыслях то место, которое ей принадлежит, и понемногу извлечь на свет наше бессознательное отношение к смерти, которое до сих пор мы так тщательно подавляли?», — эту фразу Зигмунд Фрейд произнес во время лекции в Вене в 1915 году.

🤔 Что за бессознательное отношение к смерти? Фрейд утверждал, что каждый из нас в глубине души не верит в собственную смерть. Это — наследие первобытных людей, которые не осознавали свою смертность, но убивали Другого, видя в нем опасность.

Первая мировая война заставила взглянуть на этот вопрос иначе: человек стал понимать свое бессилие перед смертью. Из чего-то далекого и несущественного она превратилась в реальность — относиться к смерти как раньше оказалось невозможным.

🗡 Фрейд отмечал, что история, которую преподают детям в школе, это история нескончаемых убийств одних народов другими. Войны не кончатся до тех пор, пока нации и государства не прекратят давить на силу инстинктов в психике. Психоаналитик осторожно относился к вопросу об инстинкте агрессии и инстинкте смерти. Тезис о равноправной борьбе эроса и танатоса в человеческой психике Фрейд сформулировал уже в поздней работе «Недовольство культурой» (1930):

«Теперь смысл культурного развития проясняется. Оно должно нам продемонстрировать на примере человечества борьбу между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. Эта борьба — сущность и содержание жизни вообще, а потому культурное развитие можно было бы просто обозначить как борьбу человеческого рода за выживание».

Смерть и жизнь. Густав Климт, 1916

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

Теория Фрейда: определение и примеры​

Теория Фрейда: определение и примеры​

Чарли Хантингтон, магистр искусств, доктор философии. Кандидат

Теория Фрейда столь же противоречива, сколь и фундаментальна для понимания истории психологии. В этой статье дается определение теории Фрейда и приводится множество примеров вклада Фрейда в эту область.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Мое знакомство с Зигмундом Фрейдом произошло на уроке сравнительной литературы, где я прочитал один из самых известных случаев Фрейда с клиенткой. В то время у меня не было опыта психологии, и я нашел отношение Фрейда к своему клиенту сексистским и инфантильным. Хотя верно то, что Фрейд часто так поступал с женщинами — и это лишь одно из нескольких обоснованных критических замечаний, которые мы можем сделать в отношении теории Фрейда, — многие из его идей сохранились в области психологии, даже когда их трудно доказать. .

Так почему же теория Фрейда по-прежнему так важна для понимания, даже если вы не заинтересованы в получении или предоставлении фрейдистского психоанализа (разновидности психотерапии, разработанной Фрейдом)? Я надеюсь, что благодаря введению и применению многих ключевых концепций Фрейда эта статья сможет пролить свет на живучесть теории Фрейда.

​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный1 контент2 

Что такое теория Фрейда? (Определение)

Теория Фрейда состоит из многих частей, что затрудняет краткое определение теории Фрейда. Прежде всего, важно понять, что Фрейд получил образование врача, а именно невролога и психиатра, и руководствовался в своем мышлении философами и учеными, которые были до него. Теория Фрейда черпает вдохновение, в частности, из открытий Дарвина относительно адаптации и эволюции. Он рассматривал людей и как социальных животных, и как животных инстинктов, и Фрейд разработал свои теории из желания объяснить, как люди уравновешивают свою потребность в общении и принятии другими с их стремлением действовать в соответствии со своими инстинктивными желаниями (Freud, 19).36).
 
Фрейд считал, что с течением времени у людей растет способность справляться как с инстинктивными, так и с социальными требованиями — об этом позже. В то же время он считал, что многие из наших инстинктивных побуждений были неприемлемы для нашего сознательного разума — они либо слишком часто приводили к отвержению со стороны других, либо слишком часто вступали в противоречие с нашими представлениями о том, кто мы такие, — чтобы мы могли терпеть признание. их прямо. По этой причине он уделял большое внимание пониманию того, как мы справляемся со всеми этими бессознательными мыслями и чувствами, особенно когда они противоречат нашим сознательным убеждениям и желаниям.


 
В то время как идеи Фрейда о бессознательном проявлялись в его размышлениях о либидо, защитных механизмах, переносе и сновидениях, самое важное для начала понимания фрейдовской теории — это понимание трех частей нашей психики по Фрейду: Ид, Суперэго и Эго. (Фрейд, 1936):

  1. Ид. Фрейд считал Ид вместилищем бессознательного. Считалось, что все желания и пожелания, которые мы могли бы иметь, но не хотели бы сознательно признавать, находятся в Ид. Например, родитель может возмущаться и отчаянно желать быть свободным от своих детей, но поскольку такая мысль кажется этому родителю совершенно «неродительской», они не могут сознательно признать это для себя.
  2.  Суперэго. Если Ид — это вместилище всех наших врожденных желаний, то Суперэго — полная противоположность: это часть мозга, которая отслеживает все моральные и социальные ожидания от нас. Продолжая пример обиженного родителя, скажем, что суперэго — это часть мозга, которая напоминает родителю: «Вот что должен делать родитель и чего все ожидают от вас как от родителя». Это та часть мозга, которая выкрикивает свое неодобрение, когда родитель повышает голос в продуктовом магазине на своего требовательного, голодного ребенка.
  3. Эго. Между Ид и Суперэго застряло эго: это наше самоощущение стремится сбалансировать требования Суперэго и Ид. Чтобы закончить мой пример, эго может попытаться договориться между идентификатором родителя и суперэго (например, «Нельзя ненавидеть своих детей, но можно излить своему лучшему другу о том, как они раздражают»).

 
Я написал приведенные выше примеры так, как будто эго, ид и суперэго на самом деле являются отдельными частями мозга, которые могут общаться друг с другом, но у нас нет доказательств того, как работает наш мозг, и я сомневаюсь, мы переживаем себя таким образом. Смысл изображения частей психики Фрейда таким образом состоит в том, чтобы прояснить, как Фрейд видел эти части связанными друг с другом и функционирующими в нашей жизни. Вы могли заметить, что тема, о которой я упоминал ранее, — напряжение между нашим бессознательным и сознанием — в значительной степени присутствует в отношениях между эго, ид и суперэго.

Почему важна теория Фрейда

Простой ответ на вопрос, почему теория Фрейда важна, состоит из двух частей: (1) она вдохновила область психотерапии, которая продолжает широко применяться и известна своей эффективностью; и (2) многие идеи Фрейда вошли в общественное сознание и продолжают влиять на психологов сегодня (Blatt, 1998). В более общем плане Фрейд был одним из первых, кто начал проводить длительную интенсивную терапию — иногда по несколько сеансов в неделю с каждым клиентом — и он был одним из первых, кто обратил большое внимание на то, что происходит в психотерапевтическом процессе. (Блатт, 19 лет98).
 
Хотя некоторые идеи Фрейда о том, как дети превращаются во взрослых, не считаются точными, его внимание к тому, как качество и характер воспитания сильно влияет на то, кем станут дети, привлекло столь необходимое внимание к взаимодействию родителей и детей и послужило основой для работы многие психологи развития. Например, Фрейд полагал, что родители, которые наказывают, резко критикуют и чрезмерно контролируют своих детей, делают их депрессивными, отчасти за счет того, что прививают им чрезмерно критичное Супер-Эго (Freud, 19). 36). Это утверждение было подтверждено многими психологическими исследованиями, проведенными со времен Фрейда (например, Blatt & Homann, 1992; Zuroff et al., 1994), которые показали, что самокритика, развивающаяся у детей при таком родительстве, впоследствии приводит ко многим негативным последствиям. в жизни.
 
Кроме того, хотя многие особенности различных психологических диагнозов со временем изменились, идеи Фрейда о том, как развивается личность, и о природе различных расстройств личности также были основополагающими для более поздней работы по этим темам (Blatt, 19).98).
 
Наконец, теория Фрейда остается важной, потому что она вошла в обиход — многие идеи Фрейда стали частью того, как мы описываем нашу повседневную жизнь. Например, Фрейд ввел идею словесных оговорок (оговорки по Фрейду) или моментов, когда мы оговариваемся таким образом, что раскрываются скрытые мысли или чувства (Фрейд, 1901) (например, говоря: «Не могу дождаться, когда ты уйдешь». », когда вы хотели сказать «Я ненавижу, когда ты уходишь»)

Примеры теории Фрейда

Другим примером устойчивой теории Фрейда являются защитные механизмы Фрейда (Freud, 1936). Проще говоря, Фрейд считал, что один из способов, которым эго может защитить себя от мыслей, чувств и событий, которые оно считает неприемлемыми, — это использовать различные психологические уловки или защитные механизмы, чтобы избавиться от этого неприемлемого. Для Фрейда особенно важным импульсом, против которого большинство людей использовало бы защитные механизмы, был сексуальный интерес к одному из родителей (обычно к родителю другого пола). Поскольку такое желание является социальным табу, человек может использовать защитный механизм, такой как отрицание или проекция, чтобы избежать столкновения с ним.
 
Другим примером теории Фрейда в действии является его идея фиксации или застревания на задачах, типичных для определенной стадии развития, даже когда человек продолжает стареть и должен «перерасти» фиксацию (Freud, 1936). Для Фрейда эти фиксации часто были связаны с частями тела — более подробную информацию см. В разделе ниже о сексуальном развитии в теории Фрейда.
 
Наконец, Фрейд использовал слово «либидо» для описания психической энергии внутри нас, которая управляется нашими врожденными, инстинктивными желаниями. Он видел, что наше либидо реализуется как через сексуальную активность, так и через исполнение желаний, например, во сне (Solms, 2000).

Фрейдистская теория психоанализа

Фрейдистский психоанализ поставил своей целью признание и интеграцию своих бессознательных желаний и потребностей, поскольку игнорирование этих бессознательных побуждений обычно приводило к болезненным последствиям и психологическим проблемам для его клиентов (Sarnoff, 1960). Например, считалось, что многие люди задействуют защитные механизмы, которые значительно усложняют их жизнь, но, исследуя бессознательные причины этих защитных механизмов, психоаналитик мог помочь клиенту более эффективно реагировать на бессознательные побуждения.
 
Например, человек из группы меньшинств, столкнувшись с расизмом или гомофобией, может отождествить себя со своими угнетателями (защитный механизм) и занять позицию этих людей, пытаясь нейтрализовать угрозу со стороны этих людей ( Сарнов, 1960). Психоаналитик может помочь своему клиенту осознать, как он бессознательно идентифицирует себя с убеждениями и установками более привилегированной группы и как это негативно влияет на его жизнь.
 
Еще одна линза, которую использовал психоанализ, заключается в том, чтобы рассматривать нашу жизнь как наполненную противоречивыми мотивами, которые все обусловлены либо желанием социальных связей и принятия, либо желанием удовлетворить побуждения своего либидо. Или это напряжение может быть результатом внешнего мотива (например, нежелания рассердить родителя) и внутреннего мотива (например, желания быть честным и признать проступок). Наша трудность в выборе того, как разрешить эти противоречивые мотивы, в сочетании с трудностью ожидания реализации одних мотивов, в то время как мы отдаем приоритет другим, считается, что психоанализ лежит в основе наших проблем с психическим здоровьем.

Фрейдистская теория личности

Фрейд считал, что наши личности определяются тем, как наши Ид, Эго и Супер-Эго взаимодействуют друг с другом (Freud, 1936). Например, человек с высокоразвитым и могущественным Супер-Эго может показаться перфекционистом, осуждающим или крайне самокритичным, в то время как человек со слабым Эго будет иметь много перепадов настроения и с большим трудом скажет вам, что он чувствует. я есть.
 
Фрейд рассматривал ранние годы ребенка как время, когда эго и суперэго обретают форму и начинают осуществлять контроль над ид. Он считал, что навязчивые идеи и другие трудности в развитии здорового эго и суперэго будут причиной психических расстройств во взрослом возрасте. Теперь мы можем обратить наше внимание на психосексуальные стадии развития в теории Фрейда, которые являются ключом к пониманию того, как в его глазах выглядят фиксации и проблемы с эго и суперэго.

Фрейдистская теория сексуальности

Фрейд (1905) считал, что личность, развившаяся как индивидуум, прошла пять психосексуальных (и очень гетеронормативных, подкрепляющих гендерную бинарность) стадий развития. На каждой стадии он видел, что наше либидо зациклено на определенных частях тела.

  1. Оральный этап. Будучи младенцами, мы общаемся с миром через рот. Фрейд считал, что проблемы развития в этот период жизни оставят людей с оральной фиксацией в более поздние годы, например, они будут грызть ногти во взрослом возрасте.
  2. Анальная сцена. Примерно в возрасте от одного до трех лет мы больше сосредотачиваемся на удовольствии от предательства и начинаем видеть себя отличными от других людей. Фрейд рассматривал приучение к горшку как центральный конфликт этой стадии.
  3. Фаллическая стадия. Фрейд считал, что в возрасте от трех до шести лет дети начинают осознавать свои гениталии и, соответственно, свой пол. Это приведет к тому, что у них начнут развиваться антагонистические чувства по отношению к людям своего пола и влечение к людям другого пола. Обнаружение самоудовлетворения также было характерно для этой стадии.
  4. Стадия задержки. С семи лет до полового созревания Фрейд считал, что сексуальная энергия в основном подавляется или направляется на другие виды деятельности, такие как школьная работа и спорт.
  5. Генитальная стадия. Начиная с периода полового созревания, Фрейд считал, что сексуальная энергия концентрируется на экспериментах как с собственными гениталиями, так и с гениталиями других людей. Он считал это исследование — пока оно было гетеросексуальным — нормальным и здоровым на данном этапе.​

Теория Фрейда и бессознательное

Для описания того, как теория бессознательного Фрейда и как она связана с рядом других тем этой статьи, рекомендую посмотреть следующее видео:

Видео: Зигмунд Фрейд: Подсознание

Фрейдистская теория сновидений

Фрейд (1961) считал, что сны демонстрируют наши бессознательные побуждения — они являются воротами к пониманию того, чего хочет наше либидо. Фрейд очень интересовался интерпретацией снов своих клиентов, чтобы определить побуждения, которые они подавляли или превращали в другие мысли и образы. Это было одно из мест, где теорию Фрейда труднее всего доказать — нет науки, подтверждающей его методы толкования сновидений как точные или полезные, и действительно, его толкования были именно таковыми — толкованиями, основанными на его собственных теориях (Solms, 2000). ).

Статьи, связанные с теорией Фрейда

Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:

  • Работа с тенью: определение, примеры и подсказки
  • Защитные механизмы: определение, примеры и типы​
  • Подсознание: определение, мысли и поведение​​​​​​​​​​​

Книги, связанные с теорией Фрейда

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Фрейд и душа человека: важная интерпретация теории Фрейда
  • Психология и теория Фрейда: введение
  • Учебник по психологии Фрейда

Заключительные мысли о теории Фрейда

Эта статья едва затрагивает поверхность понимания теории Фрейда, но я надеюсь, что она может послужить полезной отправной точкой, если вы новичок в его работах. Вы всегда можете узнать больше из авторитетных источников в Интернете, собственных работ Фрейда и работ многих людей, которых он прямо наставлял или косвенно вдохновлял.

Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


расширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

Ссылки

  • Блатт, С.Дж. (1998). Вклад психоанализа в понимание и лечение депрессии. Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 46(3), 723-752.
  • Блатт, С.Дж., и Хоманн, Э. (1992). Взаимодействие родителей и детей в этиологии зависимой и самокритичной депрессии. Обзор клинической психологии, 12 (1), 47–9.1.
  • Фрейд, С. (1901). Психопатология повседневности. Лондон: Пингвин.
  • Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности. Standard Edition 7: 123-246.
  • Фрейд, А. (1936). Эго и механизмы защиты. Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
  • Фрейд, С. (1961). Толкование снов. В J. Strachey (Ed. and Trans.), Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (тома 4–5). Лондон: Хогарт Пресс. (Оригинальная работа опубликована 1900)
  • Сарнофф, И. (1960). Психоаналитическая теория и социальные установки. Общественное мнение Ежеквартально, 24 (2), 251-279.
  • Солмс, М. (2000). Теория сновидений Фрейда сегодня. Психолог, 13(12), 618-619.
  • Зурофф, Д.К., Кестнер, Р., и Пауэрс, Т.А. (1994). Самокритика в возрасте 12 лет: лонгитюдное исследование приспособления. Когнитивная терапия и исследования, 18, 367-385.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье
  • БОЛЕЕ БОЛЕЗНА :

    • All-Access Pass​
    • ​ PLR Content Packages
    • PLR Курсы​

Психосексуальная теория Фрейда и 5 стадий человеческого развития

Зигмунд Фрейд предположил, что развитие личности в детстве происходит в течение пяти психосексуальных стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.

На каждой стадии сексуальная энергия (либидо) выражается по-разному и через разные части тела.

Они называются психосексуальными стадиями, потому что каждая стадия представляет собой фиксацию либидо (примерно переводимого как сексуальные влечения или инстинкты) на различных участках тела.

По мере того, как человек физически растет, определенные области его тела становятся важными источниками потенциальной фрустрации (эрогенные зоны), удовольствия или того и другого.

Фрейд (1905) считал, что жизнь строится вокруг напряжения и удовольствия. Фрейд также считал, что всякое напряжение возникает из-за накопления либидо (сексуальной энергии) и что все удовольствия приходят от ее разрядки.

Описывая развитие человеческой личности как психосексуальное, Фрейд имел в виду, что то, что развивается, — это способ накопления и высвобождения сексуальной энергии Ид по мере того, как мы биологически взрослеем. (Н. Б. Фрейд использовал термин «сексуальный» в очень общем смысле для обозначения всех доставляющих удовольствие действий и мыслей).

Фрейд подчеркивал, что первые пять лет жизни имеют решающее значение для формирования взрослой личности. Ид должен контролироваться, чтобы удовлетворить социальные требования; это создает конфликт между неудовлетворенными желаниями и социальными нормами.

Эго и Суперэго развиваются, чтобы осуществлять этот контроль и направлять потребность в удовлетворении в социально приемлемые каналы. Центры удовлетворения находятся в разных частях тела на разных стадиях роста, что делает конфликт на каждой стадии психосексуальным.

Роль конфликта

Каждая из психосексуальных стадий связана с определенным конфликтом, который необходимо разрешить, прежде чем человек сможет успешно перейти к следующей стадии.

Разрешение каждого из этих конфликтов требует затрат сексуальной энергии, и чем больше энергии затрачивается на определенной стадии, тем более важные характеристики этой стадии сохраняются у индивидуума по мере его психологического взросления.

Чтобы объяснить это, Фрейд предложил аналогию с войсками на марше. По мере продвижения войск они встречают сопротивление или конфликт. Если они добьются больших успехов в победе в сражении (разрешении конфликта), то большая часть войск (либидо) сможет перейти к следующему сражению (этапу).

Но чем больше трудностей, возникающих в какой-либо конкретной точке, тем выше потребность в войсках, которые должны оставаться позади для сражения, и, следовательно, тем меньше войск будет способно перейти к следующему столкновению.

Вы можете запомнить порядок этих стадий, используя мнемонику : «старый (оральный) возраст (анальный) пенсионеры (фаллический) любят (латентный) виноград (генитальный).

Содержание

Оральный столик

(от рождения до 1 года)

На первой стадии психосексуального развития центр либидо сосредоточен во рту ребенка. На оральных стадиях младенец получает большое удовольствие от того, что кладет в рот всевозможные предметы, чтобы удовлетворить либидо и, следовательно, требования Ид.

Которые на данном этапе жизни ориентированы на рот или рот, например, сосание, кусание и грудное вскармливание.

Фрейд говорил, что оральная стимуляция может привести к оральной фиксации в дальнейшей жизни. Мы повсюду видим вокруг себя оральных личностей, таких как курильщики, кусающие ногти, жующие пальцы и сосущие большой палец. Оральные личности участвуют в таком оральном поведении, особенно в состоянии стресса.

Анальная стадия

(от 1 до 3 лет)

На анальной стадии психосексуального развития

либидо фокусируется на анусе, и ребенок получает огромное удовольствие от дефекации. Теперь ребенок полностью осознает, что он самодостаточная личность и что его желания могут привести его в конфликт с требованиями внешнего мира (т. е. его эго развилось).

Фрейд полагал, что этот тип конфликта достигает апогея при приучении к горшку, когда взрослые налагают ограничения на то, когда и где ребенок может испражняться. Природа этого первого конфликта с властью может определить будущие отношения ребенка со всеми формами власти.

Раннее или жесткое приучение к горшку может привести к тому, что ребенок станет анально-сохраняющей личностью, которая ненавидит беспорядок, одержимо опрятна, пунктуальна и уважает власть. Они могут быть упрямыми и скупыми со своими деньгами и имуществом.

Все это связано с удовольствием, полученным от удержания своих фекалий, когда они были малышами, а затем их мамы настаивали на том, чтобы они избавились от этого, посадив их на горшок, пока они не выступят!

Не так глупо, как кажется. С другой стороны, анальная экспульсия подвергалась либеральному режиму приучения к туалету во время анальной стадии.

Во взрослом возрасте анальный экспульсив — это человек, который хочет поделиться с вами вещами. Им нравится раздавать вещи. По сути, они «делятся своим дерьмом»!» Анально-экспульсивная личность также неряшлива, неорганизованна и непокорна.

Фаллическая стадия

(от 3 до 6 лет)

Фаллическая стадия — это третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от трех до шести лет, когда либидо (желание) младенца концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне.

Ребенок осознает анатомические половые различия, что приводит в движение конфликт между эротическим влечением, обидой, соперничеством, ревностью и страхом, который Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).

Это решается в процессе идентификации, в ходе которого ребенок перенимает характеристики родителя того же пола.

Эдипов комплекс

Наиболее важным аспектом фаллической стадии является Эдипов комплекс. Это одна из самых противоречивых идей Фрейда, которую многие люди категорически отвергают.

Название комплекса Эдипа происходит от греческого мифа, в котором молодой человек Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Обнаружив это, он выкалывает себе глаза и ослеп. Этот эдипальный термин является родовым (то есть общим) термином как для Эдипова комплекса, так и для комплекса Электры.

У маленького мальчика Эдипов комплекс или, правильнее сказать, конфликт возникает из-за того, что у мальчика развиваются сексуальные (приятные) желания к матери. Он хочет обладать исключительно своей матерью и избавиться от отца, чтобы иметь возможность сделать это.

Иррационально мальчик думает, что если его отец узнает обо всем этом, его отец заберет то, что он любит больше всего. На фаллической стадии больше всего мальчик любит свой пенис. Следовательно, у мальчика развивается страх кастрации .

Затем маленький мальчик решает эту проблему, имитируя, копируя и присоединяясь к мужскому поведению папы. Это называется отождествлением , и именно так мальчик в возрасте от трех до пяти лет разрешает свой Эдипов комплекс.

Идентификация означает внутреннее принятие ценностей, взглядов и поведения другого человека. Следствием этого является то, что мальчик берет на себя мужскую гендерную роль и принимает идеал эго и ценности, которые становятся суперэго.

Фрейд (1909) предложил случай Маленького Ганса как доказательство Эдипова комплекса.

Комплекс Электры

Для девочек комплекс Электры менее чем удовлетворительен. Короче говоря, девушка желает отца, но понимает, что у нее нет пениса. Это приводит к развитию зависть к пенису и желание быть мальчиком.

Девушка решает эту проблему, подавляя свое желание отца и заменяя желание пениса желанием ребенка. В своем «кастрированном состоянии» девочка винит мать, и это создает большое напряжение.

Затем девочка подавляет свои чувства (чтобы снять напряжение) и идентифицирует себя с матерью, чтобы взять на себя женскую гендерную роль.

Латентная стадия

(6 лет до полового созревания)

Латентная стадия — это четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая период от шести лет до полового созревания. На этой стадии либидо бездействует
и никакого дальнейшего психосексуального развития не происходит (латентное означает скрытое).

Фрейд считал, что большинство сексуальных импульсов подавляется на латентной стадии, и сексуальная энергия может быть направлена ​​на учебу, хобби и дружбу.

 

Большая часть энергии ребенка направляется на развитие новых навыков и приобретение новых знаний, а игра в основном ограничивается другими детьми того же пола.

Генитальная стадия

(от полового созревания до взрослой жизни)

Генитальная стадия является последней стадией психосексуальной теории развития личности Фрейда и начинается в период полового созревания.

Это время юношеских сексуальных экспериментов, успешное завершение которых заключается в установлении любовных отношений один на один с другим человеком в возрасте 20 лет.

Сексуальный инстинкт направлен на гетеросексуальное удовольствие, а не на самоудовлетворение, как на фаллической стадии.

Для Фрейда надлежащий выход сексуального инстинкта у взрослых был через гетеросексуальные отношения. Фиксация и конфликт могут помешать этому, что может привести к развитию сексуальных извращений.

Например, фиксация на оральной стадии может привести к тому, что человек будет получать сексуальное удовольствие в основном от поцелуев и орального секса, а не от полового акта.

Фрустрация, излишество и фиксация

Кажется, что некоторые люди не могут оставить одну стадию и перейти к следующей. Одна из причин этого может заключаться в том, что потребности развивающегося человека на каком-либо конкретном этапе могут быть неудовлетворены должным образом, и в этом случае возникает фрустрация.

Или, возможно, потребности человека были настолько хорошо удовлетворены, что он/она не хочет отказываться от психологических преимуществ определенной стадии, на которой наблюдается чрезмерное потворство своим желаниям.

И фрустрация, и чрезмерное баловство (или любое их сочетание) могут привести к тому, что психоаналитики называют фиксацией на определенной психосексуальной стадии.

Фиксация относится к теоретическому представлению о том, что часть либидо человека постоянно «инвестируется» в определенную стадию его развития.

Критическая оценка

Поддерживается ли психология Фрейда доказательствами? Теория Фрейда хороша для объяснения, но не для предсказания поведения (что является одной из целей науки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *