Феменистка это: Что такое феминизм? — все самое интересное на ПостНауке
Миф vs Факт | «Феминизм — это война не с мужчинами, а с их с привилегиями»
Развеиваем мифы и подтверждаем факты о феминизме вместе с профессором истории Питтсбургского университета Алисой Клоц
Вера Гиренко
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
1 Феминисткой может быть только женщина.
Феминизм — это система взглядов, поэтому и женщины, и мужчины, разделяющие эти взгляды, могут считать себя феминист(к)ами. Правда, есть и те, кто считают, что раз феминизм — это о правах женщин, то мужчины могут быть только «про-феминистами» или «союзниками».
2 Феминистки — это женщины, которые ненавидят мужчин. На самом деле феминизм — это разновидность сексизма, войны полов.
Среди феминисток наверняка есть те, кто «ненавидят» мужчин. Но большинство феминисток ненавидят партиархат — систему гендерного неравенства, которая ставит женщину в подчинённое положение. Феминистки стремятся разрушить патриархальную систему, в том числе и лишив мужчин их привилегий. Феминизм — это война не с мужчинами, а с их с привилегиями.
3 Феминистки против мужской галантности и могут засудить любого мужчину за то, что он подал ей пальто.
Хотя, конечно, «мужская галантность» — это часть патриархальной культуры, где роли гендерно определены: он подаёт пальто, она принимает; он зарабатывает, она создаёт уют и так далее. При равноправных отношениях каждый из партнёров может сам надеть своё пальто или, наоборот, подать его.
4 Феминистки — это неуверенные в себе и обиженные мужчинами женщины, у которых не сложилась личная жизнь.
Во-первых, далеко не всем женщинам интересны мужчины. Во-вторых, «личная жизнь» как романтические отношения не обязательно определяет политические взгляды человека. В-третьих, даже если личный опыт приводит человека к определённым политическим взглядам, это не значит, что такие взгляды нужно обесценивать: вполне логично, что девушка, подвергавшаяся травле из-за нестандартной внешности, может найти себя в феминизме. Феминистские ценности разделяют очень разные люди.
5 Феминистки имеют нестандартные представления о семье и материнстве. Они выступают за однополые браки, ратуют за то, чтобы отцы выходили в декрет и ухаживали за ребёнком. И вообще феминистки чаще всего чайлдфри.

В феминизме есть много различных направлений, но большинство феминисток выступают за свободу выбора в вопросе семейных отношений и материнства. Женщина должна иметь возможность иметь столько детей, сколько она хочет: хоть десять, хоть ни одного. И у женщин, и у мужчин должна быть возможность вступить в брак с любимым человеком, не важно, какого пола, и воспитывать с ним или с ней детей. Ну а отпуск по уходу за ребёнком для отцов даёт возможность более равномерно распределить обязанности внутри семьи.
6 Феминистки агрессивны, мужеподобны и непривлекательны.
7 Цель феминизма давно достигнута.

Право голосовать и получать образования — это цели, которых достигли так называемые феминистки первой волны в первой половине XX века. Сейчас феминистки борются за равноправие в других сферах: в области оплаты труда, распределения домашних обязанностей… Учитывая, сколько женщин ежегодно погибает в результате домашнего насилия, какой высокий процент женщин среди беднейшего населения и какой низкий — на руководящих позициях, очевидно, что женщинам ещё далеко до равноправия с мужчинами.
8 Феминизм — это западное явление. В России феминистка одна: Мария Арбатова.
Феминизм в России появился тогда же, когда и в других европейских странах: в конце XIX века. В России феминистки называли себя равноправками и также боролись за доступ женщин к образованию, профессиональной карьере и, после 1905 года, за право голоса.
Россия была в значительно степени исключена из дискуссий так называемой «второй волны» феминизма, но даже в условиях идеологической изоляции в конце 1970-х годов в Советском Союзе были феминистки. Они даже публиковали самиздатовские феминистские журналы: альманах «Женщины России» и журнал «Мария». В период перестройки начался новый период феминистского движения в России. Так что Мария Арбатова — лишь одна из многих феминисток в истории России.
9 Феминистки любое своё поведение оправдывают дискриминацией со стороны мужчин.
Мне сложно понять, что имеется в виду под «любым поведением», но феминистки борются с патриархатом как системой неравенства. Поэтому многие вещи, которые могут казаться отдельным поступком отдельного человека, рассматриваются как продукт властных отношений внутри патриархальной системы.
10 Мужчины ненавидят феминисток, боятся их и/или смеются над ними.
Скажите это актёрам Бенедикту Камбербетчу или Николаю Костеру-Вальдау, которые снялись в футболках «Так выглядит феминист». Все «Миф vs факт»Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Быстрый поиск
защита прав мужчины общество женщиныКто такие феминистки простыми словами, чего хотят феминистки в России — 8 марта 2019
Феминистки периодически проводят акции против запрета абортов, насилия и патриархата
Фото: Татьяна Фатеева / NGS.RU
Поделиться
— Унизительно ли то, что женщина снимает себя красивую и размещает на аватарку в социальных сетях? Одни феминистки скажут, что она позорит женский род, зазывая своим телом мужчин, другие — что она так себя видит, а потому имеет право. Внутри сообщества исчезает однородность, — рассуждает Лях. — Человек — сам по себе существо агрессивное, и там, где есть возможность проявить агрессию, он будет это делать независимо от пола. А то, что русские женщины агрессивны, отмечал еще Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»
По другую сторону забора — та самая женская солидарность. Порой она доводит до того, что феминистку внутри себя растит замужняя женщина, ведь в этом деле главное — вовремя заручиться поддержкой. А в социальных сетях сегодня её предостаточно.
По данным Ляха, сегодня открыты феминистскому движению 10% россиянок, еще 60% поддерживают направление скрыто. Можно представить, что скоро феминистками станут все женщины, но нет. Хотя бы из-за того, что феминизм не ставит перед собой задачу кому-то что-то навязывать. Это история о том, что у людей должны быть равные права независимо от того, мужчина ты или женщина, говорит феминистка Арина Танцырева.
— Бытует мнение, что феминизм — это удел некрасивых женщин с неудавшейся личной жизнью, баб со стальными яйцами, а также идеи про конкуренцию и ненависть к мужчинам. На деле же феминизм — про равные права людей вне зависимости от формы гениталий. Про то, что женщины не обязаны носить розовое, варить борщи, стремиться замуж и плевать на свою карьеру. Могут, но не обязаны. Про то, что мужчины не должны быть кому-то каменной стеной, зарабатывать миллиарды, выглядеть чуть лучше примата и никогда не поддаваться эмоциям. Могут, но снова не обязаны, — говорит Арина. — Равенство между полами наступает тогда, когда дискуссия о том, кто лучше, прекращается и приходит к выводу, что люди по сути своей разные. Это нужно уважать и принимать.
Феминистка Арина Танцырева считает, что споры о том, кто лучше, бесполезны
Фото: предоставлено героиней публикации
Поделиться
Напороться на «баб со стальными яйцами» вполне себе легко даже в самом безобидном паблике — такая история произошла с нашей читательницей Александрой, которая после развода сёрфила группы в «ВКонтакте», чтобы посмотреть, что вообще происходит в жизни других женщин.
— В группе «Щастьебытьженщиной» пользователи делились историями из жизни, и в основном это было нытье и обвинения в адрес мужчин — их называли абьюзами, — вспоминает Александра. — Одна авторка написала пост о том, что у нее классный муж, но одна беда — он не моет посуду, поэтому она должна всё это терпеть. Я предположила, что такую ситуацию паре стоит обсуждать вдвоем, может, муж вообще не в курсе того, что проблема существует. За это меня обвинили в том, что я защищаю абьюза, и забанили за нарушение правила сообщества «Не защищать мужчин и не осуждать женщин».
Подсчитать направления феминизма так же сложно, как и составить средний портрет участниц этих сообществ: в России можно найти последователей либерального феминизма (наследство от суфражисток, главная цель — обеспечить женщин и мужчин равными правами), постмодернистского феминизма (размывает гендерные границы, выступает против бинарной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (кратко: мужчины подавляют женщин, отношения с ними не нужны). Есть даже интерсекциональный феминизм — в нем борьба за права женщин неотделима от борьбы за права сексуальных меньшинств.
Фактически феминистами могут быть и мужчины, если они разделяют идею «что хочет женщина, то хочет и бог». Для них даже придумали особый термин — «профеминист». В реальной многослойной России профеминист — существо краснокнижное, гораздо легче найти среди мужчин тех, кто не понимает феминисток и ведет себя агрессивно. Это естественная реакция, объясняет сексолог Ирина Бочарова: они начинают бояться, когда женщина играет на их поле.
— Эмансипированная (свободная) женщина и феминистка — это два разных понятия. Но когда женщина начинает проявлять себя, выполнять наравне с мужчинами социальные функции, так же работать, столько же получать — это пугает мужчин. Соревнование с мужчиной — уже повод, чтобы назвать ее феминисткой, хотя таковой она может и не быть, — говорит сексолог. — Эти соревнования влияют и на отношения отдельных людей, и на общество в целом, ведь патриархальная система в России сохраняется. Как бы ни росло число семей, где мужчина сидит в декрете, а женщина делает бизнес просто потому, что у нее это выходит лучше, у нас по-прежнему к этому относятся плохо.
Сексолог Ирина Бочарова уверена: в России феминисткой назовут любую, кто хоть немного сильная и независимая
Феминизм | Определение, история, типы, волны, примеры и факты
Мэри Уоллстонкрафт «Защита прав женщины: со критикой политических и моральных тем»
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Мэри Маклейн Джойс Банда Джудит Батлер Кэроли Шнееманн Лена Данэм
- Похожие темы:
- философский феминизм лесбийский феминизм экофеминизм личное политическое теория точки зрения
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое феминизм?
По своей сути феминизм — это вера в полное социальное, экономическое и политическое равенство женщин. Феминизм во многом возник в ответ на западные традиции, ограничивавшие права женщин, но феминистская мысль имеет глобальные проявления и вариации.
Кто были ранние феминистские мыслители и активистки?
В средневековой Франции философ Кристин де Пизан бросила вызов социальным ограничениям в отношении женщин и выступила за женское образование. В Англии 18-го века Мэри Уолстонкрафт «Защита прав женщины » стала основополагающим произведением англоязычной феминистской философии. Феминизм в Соединенных Штатах имел ряд видных активистов в середине-конце 19 века. Среди известных основных активистов были Лукреция Мотт, Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзан Б. Энтони. Менее распространенные, но столь же важные взгляды исходили от Соджорнер Трут, бывшей порабощенной чернокожей женщины, и Эммы Гольдман, ведущей анархистки страны в конце 19 века.
Что такое интерсекциональный феминизм?
Интерсекциональность — это термин, введенный профессором Кимберле Креншоу в 1989 году для описания того, как взаимодействуют различные социальные категории, что иногда приводит к усугублению эффектов и напряженности. В ее статье на эту тему утверждалось, что дискриминация конкретно чернокожих женщин отличается от общей дискриминации женщин или античерного расизма. Вместо этого он включает в себя уникальный сложный опыт как сексизма, так и расизма. Первоначально использовавшаяся в контексте закона о дискриминации, эта концепция возродилась в 21 веке среди левых активистов, которые расширили интерсекциональность, включив в нее такие категории, как класс и сексуальная ориентация.
Как феминистская политика изменила мир?
Феминизм предоставил западным женщинам более широкие возможности для получения образования, право голоса, защиту от дискриминации на рабочем месте и право принимать личные решения относительно беременности. В некоторых сообществах феминизму также удалось бросить вызов широко распространенным культурным нормам в отношении женщин. За пределами западного мира такие активисты, как Малала Юсуфзай, выдвигали на первый план такие проблемы, как неравный доступ к образованию для женщин.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
феминизм , вера в социальное, экономическое и политическое равенство полов. Хотя феминизм в основном зародился на Западе, он проявляется во всем мире и представлен различными институтами, приверженными деятельности в защиту прав и интересов женщин.
На протяжении большей части западной истории женщины были ограничены домашней сферой, в то время как общественная жизнь была зарезервирована для мужчин. В средневековой Европе женщинам было отказано в праве владеть имуществом, учиться или участвовать в общественной жизни. В конце 1910 века во Франции все еще заставляли прилюдно покрывать голову, а в некоторых частях Германии муж все еще имел право продать свою жену. Даже в начале 20 века женщины не могли ни голосовать, ни занимать выборные должности в Европе и большей части Соединенных Штатов (где несколько территорий и штатов предоставили женщинам избирательное право задолго до того, как это сделало федеральное правительство). Женщинам запрещалось вести бизнес без представителя-мужчины, будь то отец, брат, муж, законный представитель или даже сын. Замужние женщины не могли осуществлять контроль над своими детьми без разрешения своих мужей. Более того, женщины практически не имели доступа к образованию и были лишены доступа к большинству профессий. В некоторых частях мира такие ограничения для женщин сохраняются и сегодня.
История феминизма
Древний мир
Свидетельств раннего организованного протеста против такого ограниченного статуса немного. В III веке до нашей эры римские женщины заполнили Капитолийский холм и заблокировали все входы на Форум, когда консул Маркус Порций Катон сопротивлялся попыткам отменить законы, ограничивающие использование женщинами дорогих товаров. «Если они победят сейчас, чего они не предпримут?» Катон заплакал. «Как только они станут равными вам, они станут выше вас».
Однако это восстание оказалось исключительным. На протяжении большей части записанной истории только отдельные голоса высказывались против неполноценного положения женщин, предвещая грядущие аргументы. Во Франции конца 14-го и начала 15-го века первый философ-феминистка Кристин де Пизан бросила вызов преобладающему отношению к женщинам, призвав к женскому образованию. Ее мантию позже в том же веке приняла Лаура Серета, венецианка 15-го века, опубликовавшая Epistolae familyes 9.0034 (1488; «Личные письма»; англ. пер. Собрание писем феминистки эпохи Возрождения ), том писем, посвященных множеству женских жалоб, от отказа в образовании и семейного угнетения до легкомыслия женской одежды.
Защита женщин стала литературным поджанром к концу XVI века, когда был опубликован Il Merito delle Donne (1600; Ценность женщин ), феминистский репортаж другого венецианского автора, Модераты Фонте. посмертно. Защитники статус-кво изображали женщин поверхностными и аморальными по своей сути, в то время как зарождающиеся феминистки составляли длинные списки мужественных и успешных женщин и провозглашали, что женщины будут интеллектуально равны мужчинам, если им будет предоставлен равный доступ к образованию.
Так называемые «дебаты о женщинах» не доходили до Англии до конца 16 века, когда памфлетисты и полемисты объединились в битве за истинную природу женственности. После того, как была опубликована серия сатирических статей, высмеивающих женщин, первая памфлетистка-феминистка в Англии, писавшая как Джейн Энгер, ответила Джейн Энгер, Ее защита для женщин (1589). Этот залп мнений продолжался более века, пока другой английский автор, Мэри Эстелл, не выступила с более аргументированным возражением в Серьезное предложение дамам (1694, 1697). В двухтомном труде предлагалось, чтобы женщины, не склонные ни к замужеству, ни к религиозному призванию, основывали светские монастыри, где они могли бы жить, учиться и преподавать.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Голоса феминисток эпохи Возрождения никогда не сливались в связную философию или движение. Это произошло только в эпоху Просвещения, когда женщины стали требовать, чтобы новая реформистская риторика о свободе, равенстве и естественных правах применялась к обоим полам.
Первоначально философы Просвещения сосредоточились на неравенстве социальных классов и каст, исключая пол. Французский философ швейцарского происхождения Жан-Жак Руссо, например, изображал женщин глупыми и легкомысленными существами, рожденными для того, чтобы подчиняться мужчинам. Кроме того, Декларация прав человека и гражданина, которая определила французское гражданство после революции 1789 года, явно не урегулировала правовой статус женщин.
Женщины-интеллектуалы эпохи Просвещения поспешили указать на отсутствие инклюзивности и ограниченность реформистской риторики. Олимпия де Гуж, известный драматург, опубликовала Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne (1791; «Декларация прав женщины и [женщины] гражданина»), провозглашающая женщин не только равными мужчине, но и его партнершами. В следующем году в Англии была опубликована основополагающая англоязычная феминистская работа Мэри Уоллстонкрафт «: Защита прав женщины » (1792). Оспаривая представление о том, что женщины существуют только для того, чтобы нравиться мужчинам, она предложила предоставить женщинам и мужчинам равные возможности в образовании, работе и политике. Женщины, писала она, по своей природе так же рациональны, как и мужчины. Если они глупы, то только потому, что общество учит их быть неуместными.
Эпоха Просвещения превратилась в эпоху политического брожения, отмеченного революциями во Франции, Германии и Италии и подъемом аболиционизма. В Соединенных Штатах феминистский активизм укоренился, когда женщины-аболиционисты стремились применить концепции свободы и равенства к своим собственным социальным и политическим ситуациям. Их работа привела их к контакту с женщинами-аболиционистками в Англии, которые пришли к тем же выводам. К середине 19 века проблемы, связанные с феминизмом, добавились к шуму социальных изменений, когда идеи стали обмениваться в Европе и Северной Америке.
В первой феминистской статье, которую она осмелилась подписать своим именем, Луиза Отто, немка, она основывалась на работе Шарля Фурье, французского социального теоретика, цитируя его изречение, что «по положению, которое женщины занимают в стране, вы можно увидеть, густой ли воздух штата от грязного тумана или свободный и чистый». А после того, как в 1848 году парижские феминистки начали издавать ежедневную газету под названием La Voix des femmes («Голос женщин»), немецкая писательница Луиза Диттмар год спустя последовала их примеру со своим журналом 9.0033 Социальная реформа .
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Самые популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.