Фаллическая стадия по фрейду: Freud’s psychosexual development
Психосексуальное развитие — Психологос
01 октября 2022 г., 21:44
Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) — теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.
Стадии психосексуального развития
Cамо развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:
- Оральная фаза (0 — 1.5 года) — первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания.
- Анальная фаза (1.5 — 3.5 года) — вторая стадия детской сексуальности, где ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям.

Возникновение проблем в отношении между ребёнком и родителями (когда например, ребёнок из принципа отказывается какать в горшок, а затем какает в штаны, испытывая удовлетворение из-за того, что он «насолил» маме) могут привести к развитию у ребёнка так называемого «анального характера», который проявляется в жадности, педантичности и перфекционизме. - Фаллическая фаза (3.5 — 6 лет) — третья стадия детской сексуальности. На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы; у него возникает интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. При проблемном прохождении стадии у ребёнка может развиться эдипов комплекс, что во взрослой жизни может привести к идентификации себя с другим полом или проблемам во взаимоотношениях с партнёрами.
- Латентная фаза (6 — 12 лет) — четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
- Генитальная фаза — пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.
Основной тезис Фрейда был, что раннее различие полов детей полиморфно, и что развивается сильная тяга к кровосмешению, и ребенок должен использовать или сублимировать это, чтобы развить здоровую взрослую сексуальность. Научных данных, подтвержающих обязательность прохождения детьми данных стадий психосексуального развития — нет. Напротив того, есть данные, что исследования З.Фрейда в этой области содержат многочисленные фальсификации.
- Психосексуальное развитие
- Автор Зигмунд Фрейд
Комментарии (0):
Материалы по теме:
31 авг. 2019 г.
Как правильно ответить ребенку на вопрос «Откуда я взялся?»
Объяснения в этом вопросе давайте по возрастам, чтобы не разрушить своими чрезмерными откровениями детскую психику.
1Подробнее
31 дек. 2000 г.
Эдипов комплекс
Название «Эдипов комплекс» основано на греческом мифе, в котором Эдип убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте, и в психоанализе означает бессознательное влечение ребёнка к родителю противоположного пола. По мнению Фрейда, это влечение сопровождается не только ревностью к родителю того же пола, что и ребёнок, но также бессознательным желанием смерти этого родителя. Научных данных, подтвержающих обязательность прохождения эдипова комплекса мальчиками в процессе их психосексуального развития — нет.
2Подробнее
31 дек. 1999 г.
Фрейдизм, классический психоанализ
Фрейдизм — классический, ортодоксальный психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта. В расширительном понимании под фрейдизмом подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера.
В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг.
0Подробнее
10 июн. 2016 г.
Как получить божественный секс?
Последнее время на консультациях я часто слышу от клиенток очень разочарованное отношение к сексу. Дескать и так его пытались улучшить и этак… толку никакого: звезды с неба как не сыпались, так и не сыпятся. Для хорошего секса, в первую очередь, важно и необходимо возбуждение, и чем оно сильнее, тем божественнее секс. Да, проблемы с возбуждением больше свойственны женщинам. Во всяком случае, исходя из половых особенностей, женщины менее предрасположены к спонтанному возбуждению, над ним нужно потрудиться. И все мужчины это знают: женщину нужно разогреть и завести. А вот как правильно это сделать? С этим часто проблемы, всего лишь потому, что очень многие путают процесс возбуждения с процессом стимуляции.
4Подробнее
01 окт.
2022 г.
Комплекс Электры
Комплексом Электры называют психологическое явление, аналогичное по своей сути Эдипову комплексу, проявляющееся у девочек на фаллической стадии развития. Оно заключается в неосознанном влечении девочек к собственному отцу и соперничестве с матерью за его внимание. Название этого комплекса основано на греческом мифе об Электре, желавшей отомстить за смерть своего отца Агамемнона и подстрекавшей брата Ореста на убийство собственной матери Клитемнестры и её любовника.
0Подробнее
01 янв. 2010 г.
Мама, я хочу жениться на тебе
Едва только ребенок перестал вас мучить бесконечными вопросами о тайне своего рождения и так потрясшими его различиями между мальчиком и девочкой, как вы почувствовали что-то неладное, пусть не совсем, но косвенно имеющее отношение к этой проблеме. Вы всеми фибрами своей души вдруг ощутили, и интуиция навряд ли подвела вас, что ваш малыш влюбился, он — влюблен. Да, да, по-настоящему влюблен, если на свете есть вообще такое чувство.
И главный объект любви — вы, вы, и никто иной.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.
2Подробнее
Содержание
- Работа над собой
- Воспитание детей
- Любовь, муж-жена
- Жизнь, деятельность
- Психика и здоровье
- Общение и влияние
- Личность, общество
- Психология для профи
Новые статьи:
- Формат, обязательный для маленьких детей
- Уважение начинается с вежливости
- Кружки и развивающие занятия – как часто?
- Как развивать у ребенка самостоятельность?
- Автор и Жертва в практической психологии
Популярные статьи:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Убираю нетки: отчеты
- Навигатор по сайту
- Ложусь вовремя.
Отчеты
Хиты недели:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Дистанция для членов Клуба
- АТ короткий текст
- Аутогенная тренировка. Отчеты
Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
«Психоаналитическое исследование было вынуждено заняться также сексуальной жизнью ребенка, а именно потому, что воспоминания и мысли, приходящие в голову при анализе симптомов (взрослых), постоянно ведут ко времени раннего детства. То, что мы при этом открыли, подтвердилось затем шаг за шагом благодаря непосредственным наблюдениям за детьми». З. Фрейд
Теория психоанализа с ее акцентом на бессознательные и сознательные процессы, уходящие своими корнями в прошлое, предполагает рассмотрение сексуальности через призму инфантильных (детских) воспоминаний и переживаний.
Практика психоанализа ориентирована на выявление истоков возникновения симптомов заболевания взрослых людей, психические расстройства которых чаще всего соотносятся с их подавленной сексуальностью. Но понять истоки этого явления немыслимо без раскрытия травматических ситуаций, страхов и переживаний, имевших место в детстве и, возможно, возникших на начальных стадиях психосексуального развития ребенка.
Первой из них является оральная (ротовая). В этой фазе развития сексуальная деятельность ребенка тесно связана с принятием пищи, поэтому ее можно назватьтакже каннибальной. Данная фаза развития характеризуется поглощением пищи или сосанием груди, а также других частей тела, например пальцев рук и ног.
Вторая фаза прегенитальной сексуальной организации — анальная. Здесь основную роль эрогенной зоны начинает играть анус (задний проход).

В рамках анальной фазы развития возникает амбивалентное (двойственное) отношение ребенка к своей собственной деятельности, которое пронизывает собой всю сексуальную жизнь. Ребенок проявляет активность, связанную с овладением продуктами своей деятельности, и в то же время анус является органом пассивного характера. Продукты его деятельности являются частью его самого и в то же время становятся чем-то внешним.
Они воспринимаются им самим как приятный «подарок» родителям и воспитателям, но оказываются чем-то таким, что вызывает брезгливость и ассоциируется с грязью в глазах последних. Подобная амбивалентность приводит к тому, что у ребенка могут возникать зародыши внутренних конфликтов между удовольствием и стыдом, садистскоанальной деятельностью и страхом. В свою очередь, все это может привести к кишечным расстройствам, оказывающим влияние на характер последующих симптомов невротических заболеваний. Временной период анальной фазы психосексуального развития ребенка — приблизительно от двух до пяти лет.
Ребенок может проявлять агрессивность, выражать чувство ревности. Его сексуальное исследование сопровождается переходом от аутоэротизма, то есть ориентации на собственное тело, к различению и выбору другого сексуального объекта и иной сексуальной цели.В процессе своей исследовательской деятельности ребенок обращает внимание на гениталии. Интерес к гениталиям и пользование ими ведет к инфантильной генитальной организации. Она отличается от взрослой тем, что для детей, как мальчиков, так и девочек, важное значение приобретают только гениталии мальчиков. При этом существует примат не гениталий как таковых, а фаллоса, как символического представителя мужского полового органа. Эту инфантильную генитальную организацию сексуальной жизни детей Фрейд назвал фаллической фазой развития.
В этой фазе отчетливо проявляется сексуальное любопытство ребенка, наблюдаются эксгибиционистские, то есть связанные с разглядыванием и подглядыванием, тенденции, а также агрессивные действия. Если в рамках анальной фазы развития наблюдается противоположность между активным и пассивным, то в период фаллической фазы развития противоположность сводится к наличию или отсутствию пениса, то есть к кастрации.

В возрасте примерно с шести до восьми лет у ребенка наблюдается спад в сексуальном развитии. Этот период психосексуального развития детей Фрейд называет латентным (скрытым). Перед наступлением латентного периода, в течение которого сексуальная жизнь ребенка не прерывается, а характеризуется некоторым затишьем, большинство переживаний подвергается инфантильной амнезии. То есть забыванию, в результате которого первые годы жизни как бы выпадают из памяти. На протяжении всего латентного периода ребенок научается любить других лиц, находящихся рядом с ним и помогающих ему удовлетворить его потребности. Недостаток нежности со стороны родителей, особенно матери, сказывается на его чувствительности по отношению к другим людям. Переизбыток родительской нежности делает ребенка избалованным, неспособным в дальнейшей жизни отказаться от родительской любви.
Ненасытность в требовании родительской нежности становится одним из признаков будущей нервозности. Латентный период примечателен в том отношении, что в это время у ребенка наблюдается присоединение сексуальных компонентов к социальным чувствам: в его жизнь включаются нравственные требования, оказывающие позднее воздействие на образование сексуальных ограничений. На протяжении этого периода в психике ребенка накапливаются силы, предназначенные для сдерживания сексуального влечения. Их накопление осуществляется посредством перверсных сексуальных переживаний и благодаря воспитанию ребенка. Но, повторюсь, в латентный период сексуальная жизнь ребенка, хотя и в ослабленном виде, все же проявляется. Вследствие этого нарастает напряжение между формирующимися ограничениями и чувственными возбуждениями эрогенных зон, возникают душевные переживания, отмеченные печатью склонности к неврозу. Возбуждения, возникающие на основе раздражения различных эрогенных зон, еще не объединены между собой.
Таковы представления Фрейда о сексуальном или, точнее, о психосексуальном развитии ребенка. В процессе этого развития не исключены различного рода фиксации, то есть задержки на той или иной фазе, что сказывается на сексуальной жизни взрослого человека.
Возможна также регрессия, то есть возвращение к инфантильной сексуальности, к различным фазам ее развития. Все это может вести к отклонению от сексуальной деятельности взрослых, связанной с деторождением. Фактически извращения, перверсии взрослых оказываются не чем иным, как проявлением инфантильной сексуальности, вызванной к жизни предшествующими фиксациями или регрессиями. На основании своих представлений об инфантильной сексуальности Фрейд выдвинул предположение, что формирование характера человека тесно связано с прегенитальными фазами развития. В работе «Характер и анальная эротика» (1908) он провел параллели между анальной сексуальностью и такими чертами характера человека, как аккуратность, бережливость, упрямство. Аккуратность рассматривалась им не только как физическая чистоплотность, но и как добросовестность в исполнении различных, в том числе и мелких обязательств. Бережливость — как доходящая до крайности и превращающаяся в скупость. Упрямство — как нечто такое, что способно перейти в упорство, к которому присоединяется на склонность к гневу и мстительности.
Все эти три свойства расценивались Фрейдом как тесно связанные между собой составляющие одного целого, уходящего своими корнями в детство человека. Люди, обладающие подобными свойствами, относились, с его точки зрения, к той категории грудных младенцев, которые имели обыкновение не опорожнять кишечник, если их сажали на горшок, поскольку акт дефекации и задерживание стула доставляли им удовольствие. По мере их инфантильного развития часть сексуальной деятельности подверглась отклонению от половых целей и направилась в сторону задач иного рода. Этот процесс отклонения от первоначальных сексуальных целей на социально приемлемые Фрейд назвал сублимацией. Аккуратность, бережливость и упрямство как раз и представляют собой, на его взгляд, постоянные продукты сублимированной анальной эротики.Размышления Фрейда о сексуальном развитии ребенка вызвали резкую критику со стороны тех, кто усмотрел в них некий пасквиль на невинное детство. Психоаналитические представления о фазах сексуальной организации жизни вызвали неоднозначное отношение и среди ученых, которые (с учетом эмпирических данных, полученных в ходе этнографических, медицинских и психологических исследований) выявили иные возрастные периоды сексуального развития детей.
Однако если первоначальная реакция на соответствующие взгляды Фрейда об инфантильной сексуальности характеризовалась резким их неприятием, сопровождавшимся моральным осуждением, особенно со стороны педагогов, то со временем отношение к психоаналитической теории сексуального развития человека изменилось.Специалисты в различных областях естественнонаучного и гуманитарного знания стали более основательно подходить к вопросу о детской сексуальности. Это не означает, что идеи Фрейда получили всеобщее признание. Скорее напротив, они вызвали потребность в переосмыслении их. Однако в ходе их переосмысления, часто довольно критического и продуктивного, многие исследователи подтвердили правомерность по крайней мере двух выдвинутых Фрейдом психоаналитических положений. Во-первых, генитальное действительно не покрывает собой полностью сферу сексуального. Во-вторых, сексуальная организация жизни взрослых самым тесным образом связана с психосексуальным развитием ребенка и, следовательно, для понимания тех или иных отклонений в сексуальности взрослого человека, а также его психических заболеваний следует обратиться к изучению его детства.
Фрейд инициировал дальнейшие исследования в области изучения сексуальности человека. В рамках психоанализа и за его пределами вносились уточнения в содержание понятия инфантильной сексуальности. Проводились научные исследования с целью выявления периодов или фаз психосексуального развития в детском и юношеском возрасте.
Так, К. Абрахам в рамках оральной стадии развития выделил две фазы: одну, связанную с желанием ребенка сосать; другую — с его желанием кусать. Дж. Садгер рассмотрел уретральную (уретра — проток, по которому моча выводится из мочевого пузыря) фазу, связанную с удовольствием, получаемым ребенком при мочеиспускании. С точки зрения М. Малер, в начальном периоде жизни ребенка можно выделить такие фазы, как аутическая, характеризующаяся отчуждением, отделением ребенка от матери, и симбиотическая, характеризующаяся единением, близостью между ребенком и матерью.
Если Фрейд уделял основное внимание рассмотрению эдипова комплекса, про являющегося на фаллической фазе инфантильной сексуальности и лежащего в основе возникновения психических расстройств, то многие психоаналитики стали исследовать более ранние фазы психосексуального развития ребенка.
Д. Винникотт, М. Кляйн, М. Малер, Р. Шпиц, Х. Кохут и другие обратились к изучению доэдиповых связей между ребенком и матерью. Они исследовали влияние материнских отношений на начало жизни ребенка, вредные последствия разлучения маленьких детей с матерью, роль регрессивных процессов в детской психике.Рассмотренная Фрейдом зависимость между анальной эротикой и специфическими чертами характера (анального характера) человека также подверглась дальнейшему изучению и осмыслению.
Одни психоаналитики попытались более подробно, чем это сделал Фрейд, раскрыть особенности анальной эротики, оказывающей влияние на формирование характера человека. В частности, Э. Джонс рассмотрел анальноэротические черты двух типов характера. Для первого типа характера свойственны раздражительность, мелочность, властолюбие, упрямство; для второго — решительность, упорство, деловитость, надежность, любовь к порядку.
Другие психоаналитики выдвинули иное представление о типах характера. Так, В. Райх провел различие между генитальным и невротическим характером человека.
В рамках невротического характера он выделил истерический (фиксация в генитальной стадии инфантильного развития со склонностью к инцесту), компульсивный (основанное на анальном эротизме преувеличенное чувство порядка и педантизма) и фаллически-нарциссический (защита от регрессии к анальной стадии путем чрезмерной самоуверенности, высокомерия, хвастовства) типы характеров. В свою очередь, Э. Фромм исходил из того, что основу характера составляют не различные типы прегенитальной сексуальной организации, а специфические отношения личности с миром, проявляющиеся в процессах ассимиляции (овладение вещами) и социализации (взаимодействие с людьми). В соответствии с этим он различал типы характера, связанные с рецептивной (усматривающей источник всех благ жизни вовне, ноне проявляющей активности), эксплуататорской, стяжательской и рыночной ориентациями человека. Надо сказать, что по мере развития психоанализа Фрейд вносил добавления и исправления в различные свои теории. В 1905 году, когда он выдвинул психоаналитические представления о прегенитальной и генитальной фазах сексуальной организации жизни ребенка, у него имелись лишь смутные представления об инфантильной генитальной организации.
Несколько лет спустя особое внимание Фрейд уделил роли фаллоса и эдипова комплекса в психосексуальном развитии детей. На начальном этапе развития психоанализа Фрейд рассматривал прегенительную организацию сексуальности, выделив оральную и анальную фазы развития.К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале «Psychologies»
Психодинамические и психосоциальные теории раннего детства
Результаты обучения
- Объясните психодинамическую теорию Фрейда применительно к раннему детству
- Объясните психосоциальную теорию Эриксона применительно к раннему детству
В раннем детстве дети проходят две стадии теории Фрейда: стадию 2 (анальную стадию) и стадию 3 (фаллическую стадию).
Анальная стадия начинается примерно в возрасте 18 месяцев и продолжается до достижения ребенком трехлетнего возраста.
Фрейд считал, что на анальной стадии источник либидо перемещается изо рта (на стадии 1) в анус. Таким образом, ребенок получает удовольствие от дефекации. В этот момент ребенок понимает, что у него есть некоторый контроль над своей жизнью, включая контроль над тем, когда и где он испражняется. Это может привести к трудностям во время приучения к горшку. Что важно, с точки зрения теории Фрейда, так это то, как родитель реагирует на неизбежные трудности в приучении к горшку. Реакции родителей во время приучения к горшку могут привести к тому, что их ребенок будет реагировать одним из двух способов: (1) родители, которые грубы или высмеивают ребенка за ошибки, могут иметь детей, которые упрямо держат свои фекалии, пытаясь не иметь несчастный случай – эти дети могут стать анальными ретентами или (2) родители, которые слишком спокойны, могут иметь ребенка, который реагирует, намеренно устраивая беспорядок – эти дети могут стать анально вытесняющими. Взрослые с анальной ретенцией, как правило, упрямы, очень аккуратны, ригидны и скупы.
Взрослые, склонные к анальному изгнанию, как правило, неряшливы, расточительны и суровы.
Ссылка на статью «Обучение: приучение к туалету»
К облегчению большинства родителей, существует очень мало доказательств того, что Фрейд был прав в отношении фиксаций, возникающих на анальной стадии, главным образом потому, что саму теорию было бы очень трудно проверить. Тем не менее, родители беспокоятся о приучении к туалету и о том, смогут ли они провести своих детей через этот процесс целыми и невредимыми. На сайте Kidshealth.org есть хорошая веб-страница о приучении к горшку , которая может помочь родителям, беспокоящимся о приучении к горшку.
Фаллическая стадия психосексуального развития происходит в возрасте от трех до шести лет. Согласно Фрейду, во время фаллической стадии , у ребенка развивается влечение к родителю другого пола, чем они, что называется Эдиповым комплексом у мальчиков и комплексом Электры у девочек. Когда ребенок осознает, что родитель другого пола недоступен, он учится моделировать свое поведение по образцу родителя того же пола.
Благодаря этому решению у ребенка развивается собственное чувство мужественности или женственности. Согласно Фрейду, человек, который не демонстрирует поведение, соответствующее гендеру, например женщина, конкурирующая с мужчинами за работу, или мужчина, которому не хватает уверенности в себе и доминирования, не успешно завершил эту стадию развития. Следовательно, такой человек продолжает бороться со своей гендерной идентичностью.
Ходоров, неофрейдист, считал, что материнство способствует формированию гендерных стереотипов в поведении. Матери слишком рано отталкивают своих сыновей и направляют их внимание на решение проблем и независимость. В результате сыновья вырастают уверенными в своих силах, но испытывают дискомфорт от близости. Девочек слишком долго держат на иждивении и получают ненужную и даже нежелательную помощь от своих матерей. Девочки учатся недооценивать свои способности и теряют уверенность в себе, но чувствуют себя комфортно в близости.
Обе эти модели предполагают, что опыт раннего детства приводит к пожизненным гендерным представлениям о себе.
Однако гендерная социализация – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни. Дети, подростки и взрослые совершенствуют и могут изменять свое ощущение себя в зависимости от пола.
Другая важная часть фаллической стадии Фрейда заключается в том, что в это время ребенок учится правильному от неправильного посредством процесса интроекции . Помните, что, по мнению Кольберга, у ребенка в это время развивается чувство нравственности. Согласно Фрейду, это происходит в процессе интроекции, когда дети включают ценности других в свой набор ценностей. Фрейд выдвинул теорию о родительской интроекции, когда дети узнают, что родители кажутся довольными определенным поведением (и поэтому хотят делать это больше, чтобы получить вознаграждение и любовь) и недовольны другим поведением (и поэтому хотят меньше делать это поведение, чтобы избежать наказания и потери). любви). Сегодня современные психоаналитические теоретики признают место других и общества в интроекции. Социальная интроекция становится все более и более важной по мере того, как все больше детей посещают детские сады, поскольку мы все больше окружены технологиями и рекламой и чем больше мы путешествуем.
Социальное развитие: важность игры
Развитие игры является важной вехой в раннем детстве. Игра играет решающую роль в обеспечении безопасного, заботливого, защитного, конфиденциального и сдерживающего пространства, где дети могут воссоздать себя и свой опыт в процессе исследования (Winnicott, 1942; Erikson, 1963). На этом этапе притворная игра — отличный способ для детей выразить свои мысли, эмоции, страхи и тревоги. Игру в раннем детстве можно понять, наблюдая элементы фантазии, организации и комфорта. Фантазия, процесс воображения, представляет собой существенное поведение ребенка во время воображаемой игры; организация помогает ребенку структурировать притворную игру в рассказ и использовать причинно-следственное мышление; а комфорт используется для оценки легкости и удовольствия от участия в игре. [1]
По мере того, как дети проходят стадию раннего детства, они также проходят несколько стадий несоциальной и социальной игры. Стадии игры — это теория и классификация участия в игре, разработанная Милдред Партен Ньюхолл в 1929 году.
Партен наблюдал за свободной игрой американских детей. Она распознала шесть разных типов игр:
- Игра без занятий — когда ребенок не играет, а просто наблюдает. Ребенок может стоять на одном месте или совершать беспорядочные движения.
- Одиночная (самостоятельная) игра – когда ребенок один и сохраняет концентрацию на своей деятельности. Такой ребенок не интересуется или не знает, что делают другие. Чаще встречается у детей младшего возраста (2–3 года), чем у детей старшего возраста.
- Игра со стороны – когда ребенок наблюдает за игрой других, но не участвует в ней. Ребенок может участвовать в формах социального взаимодействия, например, в разговоре об игре, фактически не участвуя в этой деятельности. Этот тип активности также чаще встречается у детей младшего возраста.
- Параллельная игра (соседняя игра) – когда ребенок играет отдельно от других, но рядом с ними и имитирует их действия. Этот тип игры рассматривается как переходный этап от социально незрелой одиночной и зрительской игры к более социально зрелому ассоциативному и кооперативному типу игры.
- Ассоциативная игра – когда ребенку интересны играющие люди, но он не согласовывает свою деятельность с этими людьми или вообще отсутствует организованная деятельность. Существует значительное количество взаимодействий, но действия не синхронизированы.
- Совместная игра – когда ребенку интересны как люди, играющие, так и то, чем они занимаются. В совместной игре деятельность организована, и участники распределяются по ролям. Также повышается самоидентификация с группой, и может возникнуть групповая идентичность. Это чаще встречается к концу стадии раннего детства. Примерами могут служить драматические игровые действия с ролями, такие как игра в школу, или игра с правилами, например стоп-флажок.
Попробуйте
Эриксон: Инициатива против вины
Хотя Эрик Эриксон находился под сильным влиянием Фрейда, он считал, что на развитие личности влияют отношения, которые существуют у людей, а не психосексуальные стадии. В начале раннего детства ребенок все еще находится на стадии автономии против стыда и сомнения (стадия 2).
К трем годам у ребенка начинается стадия 3: инициатива против чувства вины. Доверие и автономия предыдущих стадий перерастают в желание проявлять инициативу или обдумывать идеи и инициировать действия. В этом возрасте дети проявляют любопытство и начинают задавать вопросы, чтобы познавать мир. Родители должны попытаться ответить на эти вопросы, не заставляя ребенка чувствовать себя обузой или намекая на то, что вопрос ребенка не стоит задавать.
Эти дети также начинают использовать свое воображение (помните, что мы узнали, когда обсуждали Пиаже!). Дети могут построить крепость из подушек с дивана в гостиной, открыть киоск с лимонадом на подъездной дорожке или устроить зоопарк из своих плюшевых животных и выдать билеты тем, кто хочет прийти. Еще один способ, которым дети могут выражать автономию, — это желание приготовиться ко сну без посторонней помощи. Чтобы подкрепить инициативу, опекуны должны хвалить ребенка за его усилия и избегать чрезмерной критики за неразбериху или ошибки.
Промокшие тряпки и зубная паста, оставленные в раковине, бледнеют по сравнению с улыбающимся лицом пятилетнего ребенка, выходящего из ванной с чистыми зубами и в пижаме!
Тем не менее, важно, чтобы родитель делал все возможное, чтобы любезно направлять ребенка к правильным действиям. Помните, что, согласно Фрейду и Кольбергу, в это время у детей развивается чувство морали. Эриксон соглашается. Если ребенок оставил мокрые тряпки в раковине, попросите ребенка помочь их убрать. Возможно, ребенку не понравится помощь в уборке, и он может даже стать агрессивным или злым, но важно помнить, что ребенок все еще учится ориентироваться в своем мире. Они пытаются создать чувство автономии и могут плохо реагировать, когда их просят сделать что-то, чего они не планировали. Родители должны знать об этом и стараться быть понимающими, но в то же время твердыми. Чувство вины за ситуацию, когда ребенок не сделал все возможное, позволяет ребенку понять свои обязанности и помогает ребенку научиться проявлять самообладание (вспомните зефирный тест).
Цель состоит в том, чтобы найти баланс между инициативой и чувством вины, а не свободой для всех, когда родитель позволяет ребенку делать все, что он хочет. Родитель должен направлять ребенка, если он хочет добиться успешного решения на этом этапе.
смотреть
Кино, телевидение и средства массовой информации в целом дают множество примеров психосоциального развития. Видеоклипы в этом видео демонстрируют третью стадию развития Эриксона, инициативу против чувства вины. Какие еще примеры вы можете привести, чтобы продемонстрировать, что маленькие дети развивают чувство автономии?
Вы можете просмотреть расшифровку «инициативы против вины wlmp 2» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Глоссарий
- анальная стадия:
- вторая стадия в теории психосексуального развития Фрейда, продолжающаяся от 18 месяцев до трех лет, в течение которой анус является основной эрогенной зоной, а удовольствие достигается за счет контроля над мочевым пузырем и дефекацией
- интроекция:
- процесс, описанный Фрейдом, когда дети включают ценности других в свой набор ценностей
- фаллическая стадия:
- третья стадия фрейдовской теории психосексуального развития, длящаяся от трех до шести лет, во время которой либидо (желание) сосредотачивается на гениталиях, а дети начинают осознавать тела
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
- Салькуни Сильвия, Ди Рисо Даниэла, Мабилия Диана, Лис Адриана (2017). «Психотерапия с 3-летним ребенком: роль игры в процессе раскрытия». Границы в психологии. Получено с https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.02021/full ↵
Фрейд и зависть к пенису – недостаток мужества?
Зигмунд Фрейд, которого считают отцом психологии, был основателем психоанализа и одним из самых влиятельных врачей 20-го века. Он представил новые теории, изменил способ мышления людей и оказал влияние на область психологии даже в 21 веке. Но наряду со своими теориями бессознательного и развитием терапевтических техник он также был известен противоречивыми концепциями…
Теория Эдипова комплекса Фрейда была основана на вере в то, что маленькие дети испытывают бессознательное влечение к своему родителю противоположного пола. . Это считалось необходимой частью фаллической стадии психосексуального развития (в возрасте от трех до пяти лет), и Фрейд полагал, что это может привести к педофилии, если не решить вовремя.
Эдипов комплекс воспринимался как «физическое воспроизведение патриархата» и как ведущий к различным сексуальным ролям в современном обществе.
Фрейд также имел противоречивые взгляды на женщин, считая, что в их жизни преобладают половые репродуктивные функции. Он даже написал в 1925 году в «Психических последствиях анатомических различий между полами», что «женщины сопротивляются переменам, пассивно принимают и ничего не добавляют от себя». Для Фрейда женщины были просто мужчинами без пениса (Cohler & Galatzer-Levy, 2008), поэтому, естественно, он ввел стадию «зависти к пенису», когда женщина понимает, что у нее нет пениса, и испытывает зависть к мужчине. что во многом определяло женское поведение. Фрейд утверждал, что единственный способ преодолеть эту зависть к пенису — это завести собственного ребенка, вплоть до предположения, что они хотят ребенка мужского пола в своих попытках получить пенис.
Его теория несправедливо основывалась на модели, в которой не было места женственности, если только она не была напрямую связана с мужественностью.
Считалось, что женщины всегда чувствуют себя морально ниже мужчин, у которых, как говорили, было более развитое супер-эго, чем у женщин. Это, по Фрейду, проблема, которую невозможно решить.
Элен Дойч была первой женщиной, присоединившейся к Венскому психоаналитическому обществу Фрейда в 1918 году, опубликовав первую психоаналитическую книгу о женской сексуальности. Она была одной из его учениц и опиралась на его теории в своем исследовании психологического развития женщины, полагая, что женщины обладают «пассивно-мазохистской сексуальностью» и рождаются только для размножения. По ее словам, отсутствие пениса у молодой девушки означало, что она перестала отождествлять себя со своим отцом и продолжала развивать фантазии об изнасиловании. Дойч считал, что «фантазия об изнасиловании» была неотъемлемой частью женской сексуальности, и вместе с этим в обществе сильно укрепилась идея о том, что личность женщины определяется отсутствием у нее пениса.
В свое время концепция Фрейда о зависти к пенису подверглась критике со стороны психоаналитика Карен Хорни.
Ее критика фактически привела к формированию феминистской психологии, и она представила идею о том, что на мужчин влияет их неспособность иметь детей, назвав это «завистью к матке». Она объяснила, что мужчины завидовали «биологическим функциям женского пола» (таким как грудное вскармливание, беременность), назвав это «мужским стремлением к достижениям как сверхкомпенсации» (Линда Брэннон, в ее книге «Гендер: психологические перспективы»). Хорни рассудил, что теория Фрейда о зависти к пенису имеет больше смысла, если рассматривать ее как метафору; зависть к пенису была символическим стремлением к социальному престижу и положению, которые испытывают мужчины. Таким образом, женщины чувствовали себя неполноценными из-за свободы и социального статуса, которых им не хватало из-за их пола, а не из-за буквального отсутствия у них фаллоса.
Фрейд ответил ей, написав: «Мы не очень удивимся, если женщина-аналитик, которая не была достаточно убеждена в интенсивности своего собственного желания иметь пенис, также не придаст должного значения этому фактору у своих пациентов.
Согласно Фрейду, развитие Хорни концепции зависти к матке коренится в зависти к пенису, которую она сама испытывала.
Через пятьдесят лет после Фрейда феминистский теоретик Джессика Бенджамин выпустила Желание собственного (1986), где она писала о том, что Эдипов комплекс только поощрял патриархальную иерархию. Далее она писала о том, что зависть к пенису возникла не из-за отсутствия фаллоса, как описал Фрейд, а из-за социокультурных причин, что делает ее неуместной частью женской сексуальности.
Взгляд Хорни и Бенджамина на зависть к пенису, возможно, имеет гораздо больше смысла, чем идеи Фрейда в 21 веке. Как предложила Клара Томпсон в статье 1943 года, более подходящей является социальная зависть — «социологический ответ на подчинение женщин патриархату». Понятно, как женщины могут завидовать власти и престижу мужчин в большинстве обществ по всему миру. От сексуальных комментариев на улице до 10-процентного разрыва в заработной плате мужчины по-прежнему, как правило, занимают доминирующее положение.
Большое количество психологов выступило против Фрейда, но концепция зависти к пенису была создана и ущерб нанесен. Но помимо немного глупой теории с некоторым символическим использованием, если не воспринимать ее слишком буквально, было ли более коварное влияние? Была ли зависть к пенису спасительным путем для обидчиков, который влияет на нас даже сегодня?
Спасти свою карьеру?
Истерия, определяемая как неконтролируемый эмоциональный избыток, происходит от греческого слова, обозначающего матку, hystera. Это была болезнь, приписываемая только женщинам. Симптомы включали нервозность, галлюцинации и, прежде всего, эмоциональные всплески. Фрейд лечил истеричных женщин, разговаривая с ними, и пришел к выводу, что причиной истерии являются психологическая травма и наследственная предрасположенность. В течение его 1900 исследования пациентки Доры, она утверждала, что в детстве к ней приставал друг семьи, только для того, чтобы Фрейд отклонил ее утверждения и предположил, что она выдумала ухаживания.
Фрейд фактически начинал как сторонник угнетенных, сначала работая над последствиями травмы и выявляя сексуальное насилие, имевшее место в семьях. Он считал, что сексуальное насилие в детстве было причиной многих неврозов и других проблем с психическим здоровьем у его пациентов, а Фрейд был первым психиатром, поверившим, что его пациенты говорят правду. Его ранние работы в 189Он принял механизм диссоциации, и в апреле 1896 года он выступил с речью под названием «Этиология истерии». «на что медицинская наука предпочитала не обращать внимания» — тела детей, которые были изнасилованы и убиты.
К сожалению, его коллеги утверждали, что сообщение ребенка о сексуальном насилии было симптомом pseudologica phantastica — патологической выдумкой или фантазией. Они были потрясены идеями Фрейда, и, решив спасти свою карьеру и репутацию, Фрейд решил последовать их примеру, отклонив претензии жертв. Именно это побудило его ввести «Эдипов комплекс» и зависть к пенису в качестве объяснения того, что пациенты «фантазируют» об изнасиловании.
Существует несколько теорий относительно того, почему Фрейд отказался от своих первоначальных утверждений, начиная от отрицания своего личного опыта и заканчивая попытками спасти свою карьеру после выступления в 1896 году или знанием того, что в обществе, где так много влиятельных людей были обидчиками, его претензии останутся неуслышанными. Позднее его решение было названо психоаналитиком Джеффри М. Массоном «неудачей мужества, а не клиническим или теоретическим прозрением».
Недалеко от дома
В 1897 году Зигмунд Фрейд провел самоанализ, сделав себе 19 лет.й пациент. Он пришел к выводу, что у него и его братьев и сестер проявлялись одинаковые симптомы истерии, что означало, что они тоже подвергались сексуальному насилию в детстве. Идея была немыслимой, и предполагается, что Фрейд объявлял истории своих пациентов фантазиями, чтобы защитить свою семью.
Флоренс Раш в своей книге 1980 года The Best Keeped Secret написала, что Фрейд явно избегал обвинять отцов любой ценой.
В его случаях насильниками были сестры, братья, тети, дяди и даже гувернантки, но никогда не отцы, вплоть до публикации ошибочной статьи, в которой дядя 14-летней девочки обвинялся в домогательствах к ней, но раскрывались десятилетия спустя. что на самом деле это был ее отец. Массон также считал, что на решение Фрейда повлияли обидчики, которых он знал лично. Один из его ближайших друзей, Флисс, подозревался в растлении собственного сына. Фрейд часто доверял Флиссу, посылая ему письма, в которых обсуждалось, как он считает истерию или психологические расстройства результатом сексуального насилия. Поняв, что сам Флисс виновен в таком злоупотреблении, Фрейд почувствовал себя вынужденным отказаться от своих теорий и доказательств.
В своей книге Раш написала, что «мир слушал Фрейда и мало обращал внимания на сексуальное насилие над молодыми людьми» (стр. 96). Массон поддержал ее, заявив в 1985 году в книге «Нападение на истину», что «Фрейд знал о жестоком обращении с детьми и его разрушительных последствиях, но скрыл эту информацию и приписал воспоминания об изнасиловании фантазиям».
В своих отчаянных попытках спасти свою карьеру и завоевать популярность Фрейд нормализовал презренную практику взрослых, «посвящающих» детей в сексуальные отношения, и проложил путь не только к серьезной неудаче феминистского движения того времени, но и к области психологии на долгие годы. Его игнорирование женщин и их «истерии» (сокрытия посттравматического стрессового расстройства, от которого они страдали) привело к пробелам в исследованиях посттравматического стрессового расстройства и других травм, от которых впоследствии пострадали солдаты Первой мировой войны. Как сказал обозреватель New Scientist, «[Фрейд] отлучил от церкви любого, кто… хотел критиковать родителей… Он отбросил наше понимание жестокого обращения с детьми на сто лет назад» (27 апреля 19 г.).96, с.49).
Другие присоединились к критике того, что они назвали «фрейдистским сокрытием». Флоренс Раш, социальный работник в 1970-х годах, разоблачила нежелание Фрейда раскрывать преступников, поскольку они считались не только респектабельными людьми в обществе, но и его собственными друзьями.
Таким образом, викторианские мужчины могли скрывать свои незаконные и аморальные сексуальные отношения. Она считала, что Фрейд требовал, чтобы секс практиковался с максимальной осмотрительностью, чтобы гарантировать, что «поверхность викторианской респектабельности» никоим образом не будет нарушена. Любая попытка разоблачить нарушителя лишь обнажила собственные предполагаемые сексуальные мотивы жертвы, еще больше их стигматизировав; «сокрытие было их единственным выходом».
В 1971 году Раш представила доклад о сексуальном насилии над детьми на Нью-Йоркской конференции радикальных феминисток. Она утверждала, что сексуальное насилие над детьми было симптомом институционализированного патриархата, женского бессилия и господствующих семейных структур, которые нам «поощряется поддерживать, независимо от того, как часто мы становимся свидетелями разрушительных пагубных последствий этого устройства для женщин и детей» (Satter, 2003, стр. 454). Раш вдохновил многих феминисток, таких как Сьюзан Браунмиллер (1975) и Луизу Армстронг (19 лет).
78). Они пытались заставить общественность осознать, что замалчивание и стигматизация сексуального насилия над детьми были защитой гендерных привилегий и иерархии (Olafson et al., 1993).
Даже сегодня стигматизация по-прежнему окружает травмированных, а жертвы часто считают, что они заслужили, хотели или вообразили свое насилие. Игнорирование и вопиющее непризнание травматического насилия сохраняется и может сохраняться до тех пор, пока оно поддерживается наследием Фрейда.
— Рия Ядав — ученица 12-го класса из Дели, которая учится на уровне AS и мечтает стать психологом 9.0145 [электронная почта защищена]
Ключевые источники
Бенджамин, Дж. (1986). Собственное желание: психоаналитический феминизм и интерсубъективное пространство. В Т. де Лауретис (ред.) Феминистские исследования / критические исследования: язык, дискурс, общество. Лондон: Пэлгрейв Макмиллан.
Браннон, Л. (1996). Пол: психологические аспекты. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Отчеты