Факторы влияющие на формирование личности: Факторы, влияющие на формирование личности
Факторы, влияющие на формирование личности
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Факторы формирования личности» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
В системе социальных связей человек занимает то или иное место, играет ту или иную роль в зависимости от уровня развития своей личности.
Структура личности формируется из убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов; привычек, умений, навыков и знаний; особенностей психики; биологических свойств, связанных с полом, возрастом, темпераментом.
Личность — это самая высшая оценка социального значения человека. Иными словами, личность — это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Факторы, влияющие на формирование личности:
1) наследственность, т. е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей;
2) окружающая среда (природа) всегда оказывала и оказывает большое влияние на человека, на его развитие и творческие способности. Такие природные факторы как цикличность — смена дня и ночи, сезонность, погода, ландшафт — непосредственно и постоянно влияют на психоэмоциональную сферу личности;
3) культура с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;
4) социальное окружение, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем. Именно в обществе происходит формирование основных личностных качеств, самопознание и самореализация;
5) личный опыт. Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате которых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт (положительный или отрицательный), исходя из которого, он будет ориентироваться в будущем.
Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- интеллектуальность;
- эмоции и чувства.
Темперамент — это индивидуальные особенности личности, связанные с проявлением эмоций, активности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Характер — это совокупность психических свойств человека, которые проявляются в его поведении, поступках и действиях. Мужество, трусость, честность, трудолюбие, добросовестность, лень, скрытность — примеры различных черт характера в различных жизненных ситуациях.
Если темперамент является врожденным качеством, то характер формируется в процессе социализации и изменяется с получением нового жизненного опыта.
Ведущие факторы развития человека как личности
Чтобы детально рассмотреть воздействие определенных факторов на развитие личности, необходимо разобрать каждый из них в отдельности сформулировав четкое и соответствующее определение.
Основные понятия
Развитие личности в общем понимании является сложным биосоциальным процессом, которому сопутствует качественные и количественные преобразования.
Определение 1Наследственность – перенос от поколения к поколению видовых особенностей и очередности их развития, где главной единицей передачи этой информации является ген.
Определение 2Среда – еще один ведущий фактор развития, понимаемый как совокупность внешних обстоятельств, влияющих на развитие человека.
Среда при этом может рассматриваться как самостоятельный элемент влияния, или компонент системы, особым образом оказывающий влияние на развитие. Например, рассматривают информационную, географическую или социальную среду в отдельности.
Определение 3Воспитание – рассматривается как целенаправленный процесс формирования и преобразования личности.
Базой процесса воспитания является сознание человека, т.е. воспитание требует непосредственного участия личности.
Наследственность
Наследственность относится к группе биологических факторов, оказывающих прямое влияние на развитие личности человека. Структуру этого элемента можно наглядно изобразить в схематической форме:
Как можно понять из иллюстрации наследственность формируется из нескольких факторов. Следовательно, следует разобрать каждый составляющий элемент в отдельности, что поможет сформулировать выводы.
Анатомо-физиологическая структура
Под ее воздействием закладываются базовые способности речи и мышления индивида. Сюда также включают прямохождение и другие признаки вида.
Задатки
По своей природе являются частью анатомо-физиологической системы, но все же с отдельным значением для развития. Задатки – это предпосылки развития способностей. От этих свойств нервной системы зависит уровень работоспособности, внимание, скорость образования связей. Из группы принято выделять специфические задатки к тому или иному виду деятельности. Например, к музыке, танцам, спорту, математике, языкам и так далее. Однако, при отсутствии благоприятных внешних условий и занятий по какому-либо направлению, способности не смогут развиться, даже если существует предрасположенность в виде задатков. Но в случае создания необходимых условий развития и систематических занятий выбранным видом деятельности личность может достичь высшего уровня развития способностей – это талант и гениальность.
Аномалии в развитии
Здесь имеются в виду наследуемые генетические заболевания или же предрасположенности к ним. Нередко данный элемент рассматривается как ведущий фактор, влияющий на развитие личности.
Особенности нервной системы
Процессы в нервной системе организма формируют типы нервной деятельности, являются биологическим фактором и влияют на формирование наследственности.
Физиологические особенности
Этот фактор также передается от поколения к поколению. Под физиологическими особенностями принято рассматривать группу крови, скорость обмена веществ и прочие.
Физические особенности
Также наследуемые качества личности. В группу передаваемых по наследству физических качеств входит цвет волос, расовые признаки, основные черты лица и телосложение.
Различные исследователи все еще спорят о вероятности передачи моральных качеств по наследству. В рамках отечественной педагогики принято рассматривать моральные качества личности как итог взаимодействия с внешней средой, а не наследуемый генетически признак. Данное предположение находит подтверждение в исследованиях генома человека. Удалось выявить отсутствие генов агрессии, зла, добра и прочих, так называемых «нравственных» генов. Однако западная педагогика имеет на этот счет обратное мнение. Там принято считать нравственность частью наследственности, что объясняется наличием инстинктов.
Среда
Среда, а именно внешние условия влияния на развитие личности, является социальным фактором. Данный фактор был недооценен приверженцами концепции биологического развития индивида. Среда включает в себя несколько составляющих, в той или иной степени оказывающих влияние на личность и ее формирование:
- Социальная.
- Национально-этническая.
- Географическая.
- Школьная.
- Семейно-родственная.
- Культурная.
- Религиозная.
- Материально-экономическая и другие.
Также среда может быть разделена на три основные группы:
Многие исследователи задаются вопросом, что формирует личность, наследственность или среда, но единственно правильным решением будет определение этих двух факторов как взаимосвязанных. Среда по своей сути является реальной действительностью, в которой происходит формирование человеческой личности. Отмечается, что в детском возрасте особое значение имеет семейно-родственная, домашняя и окружающая среда. Под воздействием этих факторов закладываются базовые нравственные и социальные качества индивида.
Наименее изученной на сегодня является искусственно созданная среда обитания и ее степень влияния на человека до конца не определена. Также не отрицается важность этой среды в современном обществе.
Изучая средовой фактор влияния на становление личности человека, учитывается не только степень и характер воздействия внешних обстоятельств, но и уровень активности самого индивида, его реакция на те, или иные обстоятельства.
Формирование устойчивости личности к негативным внешним воздействиям положительно сказывается на развитии в целом. Исходя из этого, еще одним ведущим фактором в становлении человека как личности является воспитание, которое требует более детального рассмотрения.
Воспитание
Воспитание выполняет особую роль в процессе формирования личности человека. Оно позволяет сгладить отрицательное воздействие двух других формирующих факторов. Основными функциями воспитания являются:
- Определение задатков, обусловленных наследственностью и их последующее совершенствование.
- Формирование специальных способностей для последующего их применения во всех жизненных сферах.
- Организация и реализация на практике учебно-воспитательной деятельности.
- Влияние на социальные условия, сглаживание отрицательного воздействия среды.
- Применение и укрепление положительных факторов в процессе развития и становления личности.
В процессе воспитания важно учитывать уровни развития, предложенные в теории Л.С.Выготского. ребенок должен быть подготовлен к определенному воспитательному воздействию. Необходимо четко определить зону ближайшего и активного развития, т. е. «сейчас» и «скоро». Так воспитание получить структурированное, последовательное направление и позволит добиться максимального уровня развития личности.
3 основных фактора, влияющих на развитие личности
РЕКЛАМА:
Эта статья проливает свет на три основных фактора, влияющих на развитие личности. Факторы: 1. Биологические факторы 2. Культурные детерминанты личности 3. Влияние семьи на развитие личности.
Фактор № 1. Биологические факторы :В целом влияние биологических факторов на структуру личности ограничено и косвенно.
К биологическим факторам относятся генетические, наследственные факторы, внешний вид и телосложение, а также скорость созревания.
РЕКЛАМА:
Большинство этих факторов подробно обсуждалось в главе о развитии этой книги. Для развития личности такие характеристики, как агрессивность, нервозность, робость и общительность, сильно зависят от генетической одаренности.
Конституциональный склад, который также во многом определяется наследственностью, влияет на личностные характеристики человека и косвенно влияет на развитие его личности. Дети, надежно классифицированные как активные, умеренно активные или тихие, на самом деле представляют собой различия, связанные с наследственной одаренностью, хотя обучение и обучение могут вызывать заметные изменения. Здесь окружающая среда и культура играют решающую роль.
Влияние внешнего вида и телосложения подробно обсуждалось в разделе физического развития и не требует повторения. Единственное, что следует отметить, это то, что любой недостаток во внешности или телосложении может быть компенсирован другими достижениями человека в жизни.
Скорость взросления является еще одним важным фактором, вызывающим поразительные вариации в разном возрасте, которого достигает ребенок вследствие хронологического развития. Различия в поведении заметны у относительно зрелых или незрелых подростков одного возраста.
РЕКЛАМА:
Это различие может быть связано с воздействием на подростка различных социально-психологических условий. Поздний взрослеющий мальчик выглядит моложе своего возраста, и другие, вероятно, будут считать его незрелым и обращаться с ним как с незрелым, в то время как рано созревающий мальчик, скорее всего, будет считаться более взрослым в социальном и эмоциональном плане.
Но следует с осторожностью подчеркивать влияние физических характеристик на развитие личности. Потому что, хотя скорость взросления и связанные с ней факторы могут влиять на развитие личности, связь между телосложением и психологическими характеристиками не очень жесткая и категоричная. На отношения может влиять огромное количество сложных взаимодействующих факторов, определяющих структуру личности человека.
Фактор № 2. Культурные детерминанты личности :С точки зрения развития личности наиболее значимым аспектом мира человека является его социальная среда. Все люди живут в обществе, взаимодействующей группе людей, и каждое общество имеет самобытную культуру, совокупность накопленных знаний, характерный образ мышления, чувства, установки, цели, идеалы и систему ценностей.
Культура регулирует нашу жизнь и влияет на развитие личности на каждом шагу, прежде всего предписывая и ограничивая то, что он должен будет приобрести для развития своей личности. Такая культура ожидает и обучает своих членов вести себя приемлемым для группы образом. Каждая культура имеет свои собственные концепции, потребности и особые методы воспитания детей, а также набор ожиданий в отношении моделей одобренного поведения.
Существуют культурные различия в методах достижения таких целей, как сохранение группы и поддержание солидарности или удовлетворение основных потребностей ее членов. Существуют культурные предписания для различных типов воспитания детей в соответствии с потребностями различных групп. Опять же, существуют социальные классовые различия — дети из разных социально-экономических слоев отличаются по структуре личности, поведению и установкам.
Они отличаются мотивацией достижения — основной потребностью, ведущей к успеху в жизни. Родители из среднего класса, как правило, сильно подчеркивают достижения, а родители из низшего класса — нет. Социологический анализ показывает, что у ребенка из низшего класса мало развита способность «откладывать удовлетворение», потому что для него будущее неопределенно. Следовательно, вариация в социальном классе приводит к постановке разнообразных целей, способов и методов развития социального поведения и, тем самым, обуславливает дифференциацию индивидов в развитии личности.
Фактор № 3. Влияние семьи на развитие личности :Конечной целью развития личности является развитие социального поведения детей. Социализация — это процесс, посредством которого отдельный младенец приобретает поведенческие возможности и, в конечном счете, те модели поведения, которые являются привычными и приемлемыми в соответствии со стандартами его семьи и социальной группы. Он начинает усваивать эти образцы социального поведения из ближайшего окружения и постепенно из широкого круга расширенных сред.
Первое социальное обучение ребенка происходит дома, и его ранний опыт общения с семьей, особенно с матерью, имеет решающее значение для определения его отношения к другим людям и его ожиданий от них. Мать остается для него самой важной, потому что она удовлетворяет его первичные потребности в еде, в облегчении его боли и источнике удовольствия, в тепле. Младенец вскоре учится искать свою мать и приближаться к ней всякий раз, когда он голоден, испытывает боль или дискомфорт.
Если мать проявляет заботу и удовлетворяет его потребности быстро и эффективно, она вознаграждает реакции ребенка на «приближение», и они, вероятно, будут повторяться. Положительные реакции подхода затем постепенно распространяются и на других людей, и у ребенка развивается позитивное социальное отношение. Как мы видели в теории Эриксона, самые ранние взаимодействия между матерью и ребенком закладывают основу для развития у ребенка доверия и недоверия к миру. Это приводит к тому, что доверие и недоверие переходят в доверие к другим, когда ребенок вырастает.
РЕКЛАМА:
Почти все теоретики развития личности утверждают, что ранние отношения матери и ребенка влияют не только на непосредственное поведение ребенка, но и на его последующую и долговременную адаптацию.
Практика воспитания детей также принимается во внимание как влияющая на развитие личности. Отношение родителей (в процессе воспитания) к растущей независимости ребенка и их реакции на исследования и любопытство сильно влияет на развитие важных мотивов, таких как любопытство и стремление к автономии, независимости, мастерству, компетентности и достижениям. а также интеллект. Это видно из различных межкультурных исследований методов воспитания детей и их влияния на поведение детей.
Снисходительные и спокойные родители позволят своему ребенку свободно исследовать и исследовать, поощряя и вознаграждая его любопытство и независимое поведение. В результате их дети будут активно манипулировать своим окружением, тем самым развивая уверенность в себе, спонтанность и стремление к господству над своим окружением.
Родители, которые жестко ограничивают своих детей в изучении и манипулировании окружающей средой и препятствуют развитию мотивации к самостоятельности, в конечном итоге приведут к зависимому поведению ребенка. Тот же результат дает, когда матери становятся чрезмерно защищающими. Сверхопекаемые дети склонны становиться покорными, уступчивыми, а иногда и пассивными.
Влияние различных типов домашней атмосферы на личностные характеристики изучалось в межкультурном пространстве, и результаты исследований показывают, что дети из демократических семей, для которых характерна общая вседозволенность, частое общение с детьми, акцент на принятии решений ребенком , решение проблем и помощь им в рационализации поведения — ведут к укреплению их (детей) силы эго и сильной самооценки в будущем.
Напротив, дети, воспитывающиеся в авторитарных (контролируемых, ограниченных) домах, домах с четкими правилами, запретами и ограничениями, как правило, тихие, благовоспитанные, застенчивые, социально неуверенные в себе дети. Дети из очень «снисходительных» семей демонстрируют почти такое же поведение, когда вырастают, как и дети, ограниченные и чрезмерно защищенные.
Таким образом, можно предположить, что черты, вырабатываемые в ходе развития личности, зависят в целом и в целом от взаимодействия биологических, культурных и социальных факторов и благоприятной среды, обеспечиваемой семьей и обществом.
Приведенные выше прогнозы (полученные из различных исследований) являются лишь обобщениями и не являются абсолютно окончательными. Большинство черт, приобретаемых ребенком в будущем, зависят от многих других факторов, с которыми он сталкивается в собственной жизни, от собственного восприятия и реакции на них. На поведение маленького ребенка может повлиять реакция его сверстников на него. Изменения личности действительно часто происходят в детстве, потому что на этом этапе характеристики личности не являются фиксированными или неизменными.
По мере того как его мир расширяется, ребенок сталкивается со многими новыми ситуациями и сталкивается со многими новыми социальными взаимодействиями, которые могут привести к радикальным изменениям в структуре личности и поведении. Даже простое социальное обучение и формальное обучение отношениям и ценностям в надлежащих учебных ситуациях, таких как школа и другие учреждения, играют важную роль во влиянии на изменение и развитие личности.
Главная ›› Психология ›› Педагогическая психология ›› Развитие личности ›› Факторы, влияющие на развитие личности
Факторы, влияющие на развитие личности – индивидуальные и социальные факторы
3 комментария / Развитие личности / Автор Уникальный 2 гениальности
В этом разделе мы собираемся обсудить факторы, влияющие на личность или развитие личности. Прежде чем перейти к факторам, влияющим на развитие личности, мы собираемся понять, что такое личность. Разные психологи определяют личность по-разному.
В определениях говорится, что личность — это все, что мы делаем. Личность – это то, что делает человека эффективным в обществе. Это также то, что влияет на людей в обществе. Кроме того, личность — это то, что говорит о чертах, отношениях и способностях человека. Прочтите нашу статью «Развитие личности и окно Джохари», чтобы узнать больше о том, как «окно Джохари» используется для развития личности.
Таким образом, личность — это то, что описывает человека. Он включает в себя индивидуальные, а также социальные проблемы или поведение человека. В целом он состоит из многих элементов, которые работают вместе, организованно функционируя как единое целое. В нем говорится, что личность человека зависит от двух факторов, а именно от индивидуальных или личных факторов и социальных или экологических факторов 9.0003
Факторы, влияющие на развитие личности
Различные факторы, влияющие на личность, можно в основном разделить на две группы, а именно: индивидуальные или личностные факторы и факторы окружающей среды или социальные факторы.
Индивидуальные или личностные факторы, влияющие на развитие личности
Индивидуальные факторы — это факторы, присущие человеку. Некоторые из них неизменны или не могут развиваться. К индивидуальным факторам относятся:
а) Наследственность
Наследственность – это то, что передается из поколения в поколение. Вы можете обладать некоторыми навыками, которыми обладает ваш отец или ваша мать. Он передается вам как врожденный характер от ваших родителей. Черты, навыки, которые передаются вам от родителей в виде генетической передачи, могут определить вашу личность.
b) Телосложение
Вы можете быть невысоким человеком, вы можете быть высоким человеком, например, у каждого человека разная внешность. Телосложение человека влияет на его личность. То есть биологический состав или телосложение человека является фактором, определяющим личность этого человека.
c) Биологические факторы
Различия в биологических факторах, таких как пол, уровень гормонов, функционирование эндокринных желез, таких как щитовидная железа, паращитовидная железа, гипофиз, надпочечники, гонады и т. д., влияют на личность человека. Это определяет, как человек ведет себя в определенных ситуациях. Эти биологические факторы позволяют человеку формировать социальную среду в соответствии со своими потребностями.
d) Нервная система
Центральная нервная система, включающая головной и спинной мозг, играет фундаментальную и важную роль в определении поведения человека. Головной и спинной мозг играют важную роль в реакции человека и приспособлении к ситуации. Таким образом, рост и функционирование нервной системы влияет на личность человека.
e) Интеллект
Люди с разным интеллектом ведут себя или приспосабливаются по-разному в окружающей их социальной среде. Они по-разному относятся к обществу, имеют разные привычки и т. д. Таким образом, это рассматривается как фактор, определяющий личность человека.
Вы можете прочитать нашу статью «Система координат и развитие личности: самооценка»
Окружающие или социальные факторы, влияющие на развитие личности
Окружающая среда оказывает свое влияние на развитие личности человека. Социальные факторы или факторы окружающей среды – это те факторы, которые окружают человека. Некоторые социальные факторы, влияющие на личность человека, следующие:
а) Семья
Первым и наиболее важным фактором, влияющим на развитие личности человека, является семья. Ребенок больше времени проводит с семьей, поэтому домашняя атмосфера влияет на развитие личности ребенка. Поведение и отношение родителей, их ожидания от ребенка, их образование и внимание к ребенку — все это влияет на развитие личности ребенка. Тип опыта, полученного от семьи в раннем детстве, будет играть важную роль в развитии личности. Экономические и социальные условия семьи также будут влиять на развитие личности ребенка.
б) Школа
Следующим социальным фактором, влияющим на личностное развитие ребенка, является школа. Школьная атмосфера и дисциплина влияют на развитие личности ребенка. Личность и характер учителя, отношение и характер сверстников — все это влияет на развитие личности ребенка.
c) Созревание
Созревание – это процесс обучения справляться с проблемами и реагировать эмоционально приемлемым образом. Окружающее их социальное окружение помогает понять, как реагировать на различные ситуации. Это часть роста, но не всегда происходит со старением или физическим ростом. Созревание улучшает координацию многочисленных отношений и, таким образом, в развитии личности человека.
d) Ранний опыт
Развитие мозга и личности оказывает явное влияние на ранний опыт человека. Хороший опыт и взаимодействие с окружающими могут помочь ребенку развить позитивное отношение, тогда как горький опыт может повлиять отрицательно. Итак, создание положительного опыта на раннем этапе важно для развития личности.
д) Успехи и неудачи
Успехи и неудачи являются частью жизни, и это только то, как мы ее воспринимаем. То есть это зависит от того, где мы фиксируем нашу систему отсчета в жизни. Когда дело доходит до развития личности, его можно рассматривать как фактор, поскольку он может мотивировать и демотивировать человека.