Факторы формирования агрессивности: Факторы формирования агрессивного поведения личности. – Агрессия и влияющие на неё факторы

Факторы формирования агрессивности: Факторы формирования агрессивного поведения личности. – Агрессия и влияющие на неё факторы

Содержание

Факторы формирования агрессивного поведения личности.


ТОП 10:

Факторы агрессивного поведения— совокупность причин и условий, инициирующих агрессию или определяющих ее характер и отдельные черты.

Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются следующие.

1. социально-психологические факторы, т.е. формирующиеся на уровне социальных групп и оказывающие влияние на агрессивность индивида;

2. микросоциальные факторы, которые определяется характеристиками родительской семьи (ее состава, качества воспитания, благоприятными или неблагоприятными условиями воспитания), самого индивида (социальное и имущественное положение, уровень образования, трудовой статус), особенностями межличностного взаимодействия (формальный, неформальный статус индивида, мера индивидуальной адаптации, коммуникативные предпочтения и проч.). Проагрессивными факторами среди перечисленных, как правило, признаются: употребление родителями алкоголя, наркотиков, негативное воспитание ребенка, недостаточный уровень его социализации, влияние антисоциальной среды, особенности воспитания и социализации у мальчиков по сравнению с девочками и т.д.

3. макросоциальные факторы, обеспечивающие связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами). Ландо предполагает, что агрессия в обществе тесно связана с эффективностью социальных институтов и социальной системы в целом. Кроме того, предполагается, что на макросоциальном уровне важную роль в развитии агрессивности играют различные групповые атрибуции. Например, считается установленным, что предубежденные люди склонны приписывать дурные намерения членам той группы, к которой сами испытывают неприязнь. Этот процесс получил название «предвзятая атрибуция враждебности» и, как указывают некоторые исследователи, он играет немаловажную роль в формировании расовой и межнациональной ненависти. Помимо упомянутых, к макросоциальным факторам относят экономическую и политическую ситуацию в стране, состояние войны или мира, характеристики демографических процессов, экологическую обстановку и проч.

4. личностно-психологические факторы, т.е. качества личности, формирующиеся в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью. К таковым могут быть причислены когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы.

К когнитивным факторам причисляют прежде всего определённый способ мышления, опосредующий агрессивное поведение. Это т.н. агрессивные убеждения, т.е. сознательные представления о нормативности тяжкого деструктивного поведения. Они тесно связаны с формированием стратегии и тактики поведения, интерпретации различных воздействующих стимулов и ситуаций, а также самого себя в контексте социальной коммуникации. Настоящие факторы действуют, например, в случаях, когда определенные ситуации трактуются, как угрожающие и требующие упреждающего применения агрессии или когда осуществляется осознанный выбор неконструктивных способов реагирования в ситуации фрустрации. Иногда неадекватно завышенную самооценку также включают в перечень когнитивных факторов агрессивного поведения

Среди эмоциональных факторов рассмативают склонность к эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия; повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональную неустойчивость.

Волевые факторы, как предполагается, обеспечивают определённый уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям.

Факторы бессознательного, по мнению некоторых исследователей, определяют стереотипы агрессивности и агрессивные установки индивида. Агрессивные установки представляют собой неосознаваемое состояние готовности индивида к агрессии в определенной ситуации, а агрессивные стереотипы — устойчивое враждебное поведение, повторяемое в неизменном виде, лищённое раздумий и рефлексивности.

Вероятно, личностно-психологические факторы могут быть как нормотипическими, т.е. присущие в целом здоровому человеку без каких-либо явных психических отклонений, так и клиническими, патологическими. К последним обычно относят психические, психопатические, психопатоподобные и поведенческие расстройства, алкоголизм и наркоманию.

5. Биолого-психологические факторы, т.е. формирующиеся в процессе онтогенеза (индивидуального развития человеческого организма) и определяющие поведение индивида на биологическом уровне. К ним относятся

генетические, гормональные, нейромедиаторные, нейроанатомические и половые факторы.

Некоторые исследователим в категорию факторов агрессии включают физические характеристики окружающей среды, в частности, те из них, которые обусловливают некоторые особенности агрессивного поведения индивида (жара, шум, теснота и проч.). Их обозначают термином внешние детерминанты агрессии.

Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении индивида играют социально-, личностно- и биолого-психологические факторы, но не каждый из них в отдельности и не арифметическая их сумма, а действующие в контексте целостной личности и в связи с конкретной жизненной ситуацией. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом обычно не придерживаются механистической доктрины и чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант.

 



«Факторы развития агрессивности в подростковом возрасте»

Факторы развития агрессивности в подростковом возрасте.

Сафонова Галина Григорьевна педагог-психолог г.ЧерногорскМОУ «СОШ №16 имени Д.М.Карбышева»

Агрессивные проявления в личностных характеристиках и поведении подростков обусловлены не столько биологическими, сколько социально-психологическими причинами. В данной статье автор рассматривает факторы, влияющие на развитие подростковой агрессивности, знакомит с приемами управления собственным гневом. Основываясь на свой опыт работы, автор дает рекомендации по общению с агрессивными детьми.

Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом. Нарастающая волна детской и подростковой преступности и увеличение детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти явления. Те или иные формы агрессии характерны для большинства людей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Существует множество определений агрессии, однако ни одно из них не является исчерпывающим. В научной литературе агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессивное поведение-это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому(жертве).Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст .В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Нередко проявляется агрессивность в открытой или замаскированной форме: физическая ,косвенная, вербальная агрессия ,склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность.

Какие же факторы влияют на развитие агрессивности у детей и подростков? Подростковый возраст-время конфликтов со взрослыми. Результаты опросов свидетельствуют, что двое ребят из каждых пяти, постоянно конфликтуют со своими родителями, причем «пик» конфликтов на подростков 12-13 лет. В подростковом возрасте сила эмоций преобладает чаще, чем сила сила разума. Одним из главных факторов развития агрессии у подростков является семья.

  1. Неприятие детей родителями. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации.

  2. Безразличие или враждебность со стороны родителей.

  3. Разрушение эмоциональных связей в семье. Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми. Родители пример для агрессивности подростков. Думаю не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители «скандалисты», то более 90% что в будущей семье ребенка будет так же, даже если родители стараются хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но впоследствии он станет жестоким агрессивным тираном.

  4. Неуважение к личности подростка. Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.

  5. Чрезмерный контроль или отсутствие его. Подавляемый гнев, как джин из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

  6. Жестокий характер матери или отца. Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

  7. Запрет на физическую активность. Если подросток целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

  8. Отказ в праве на личную свободу. Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы научился самостоятельно принимать свобода, чтобы научился самостоятельно принимать решения и отвечать за них.

  9. Недовольство собой. Вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других.

Подросток получает пример агрессивного поведения не только в семье, но и во время общения со сверстниками. Группы сверстников, близких по уровню развития, интересам, закрепляют и культивируют девиантные ценности и способы поведения, оказывают сильное влияние на личностное развитие каждого ребенка.
Существуют особые группы, направленные на немедленное удовлетворение желаний, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличают пренебрежительное отношение к учебе, плохая успеваемость, нежелание выполнять какие-либо обязанности по дому, готовить домашние задания… У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо увлечения. У них много свободного времени, они не умеют проводить его содержательно, поэтому ищут «острых ощущений».

Личные причины.

1.Тип темперамента и особенности характера. Менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиники по природе своей не агрессивны и чаще всего предпочитают решать проблемы и даже конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики, вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения.

2.Подсознательное ожидание опасности. Чаще всего мать такого подростка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Поэтому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может.

На уровень агрессии подростка влияют и ситуативные причины: плохое самочувствие, переутомление. Чаще подростки ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.

Внешние факторы.

Агрессия в средствах массовой информации. То количество агрессии и аморального поведения, которое очень активно тиражируется в СМИ, особенно на телевиденье, поражает своим количеством не только российских психологов, но и независимых международных специалистов. Если подросток, с еще неокрепшей психикой, целый день будет смотреть передачи про убийства, суды, алкоголь, про аморальное поведение в реалити-шоу, то выйдя на улицу он будет действовать так, как «научил» его телевизор.

Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе, как орудие в борьбе за преуспевание. Этой замаскированной формой агрессии являются компьютерные игры. Обилие разнообразных игр завлекают подростков на длительное время, создают иллюзию всемогущества. Вживаясь в образ компьютерного героя, подросток страдает внутренним раздвоением, доходящих порой до возникновения безумных идей.

Влияние продуктов питания. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью.

Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

Подростки становятся особенно раздражительными в жару. Теснота-еще один могучий провокатор агрессивности. У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах, находящихся над туннелями или вблизи от железнодорожных путей, уровень агрессивности повышен.

На основе бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, на основе анкет и обследований детей психологи смогли выделить четыре типа агрессивных подростков.
1. Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отлича­ющиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
3. Подростки, у которых присутствует конфликт между деформированными и позитивными потребностями. Отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
4. Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами.
Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы для каждого.

Непременным условием агрессивного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений.

Коррекция агрессивного поведения.

Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Это различные виды социально признаваемой деятельности- трудовая, спортивная, художественная и т.д. Очень выгодной, с точки зрения работы с агрессивными подростками является арт-терапия. Это связано с такими ее достоинствами, как полное отсутствие дискриминации по какому бы то ни было признаку; возможность невербального общения, так как часто подростки из неблагополучных семей недостаточно хорошо владеют речью; возможность свободного самовыражения и самопознания. Эффективно организовывать работу по снижению агрессивности и модификации поведения могут быть игры и упражнения, целью которых является проявление, переживание и отыгрывание агрессии.

Техники и способы управления собственным гневом:

-комкать и рвать бумагу

-бить подушку или боксерскую грушу

-топать ногами

Посчитать до десяти

-Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу

-Втирать пластилин в картон

-спортивные игры, бег.

-водные процедуры хорошо снимают агрессию.

Рекомендации по общению с агрессивными подростками

1 Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

2 Акцентирование внимания на поступках, а не на личности

3 Контроль над собственными негативными эмоциями

4 Снижение напряжения ситуации

5 Обсуждение проступка

6 Сохранение положительной репутации ребенка

7 Демонстрация модели неагрессивного поведения

Самое главное лекарство для подростов, предрасположенных к формам проявления агрессии, это любовь и забота родителей, благополучная атмосфера в семье.
Родителям и педагогам, соприкасающимся с подростками, необходимо знать, что предотвратить беду можно только на основе установления и поддержания с ребятами доброжелательного и дружеского контакта. С подростками обязательно надо дружить, открыто беседовать, всячески показывая уважение и доверие к принятой ими позиции. Если же эта жизненная позиция неправильна, нужно пытаться ненавязчиво их переубеждать, приводя в доказательство конкретные факты и аргументы. Взрослый человек, если он действительно желает подросткам добра, должен уметь войти в общение с ними как старший, понимающий друг, проявляющий готовность выслушать, понять, простить и поправить допущенные ими жизненные ошибки. Разумная, требовательная доброта, проявленная по отношению к подросткам, поможет родителям, педагогам и социальным работникам почувствовать болезненные изломы их души, а также направить их энергию и творческий потенциал не на самоутверждение, а на подлинное развитие личности.

1.4 Возрастные факторы формирования агрессивности. Регуляция агрессивного поведения младших школьников

Похожие главы из других работ:

Агрессивность как свойство личности

1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности

Слово «агрессия» произошло от слова «aggredi», корень в основе которого буквально происходит от «adgradi» (gradus означает «шаг», а ad — «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «на-ступать»…

Анализ закономерностей формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе

2.1 Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте

Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностной перцепции и коммуникации. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении…

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками

§ 2. Возрастные особенности формирования личности подростка

Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст — от 14 до 17 лет (8 — 11 классы)…

Влияние семейного положения на детскую агрессивность

1.2.2 Причины формирования детской агрессивности

Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. До определённого момента он выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение…

Влияния дидактических игр на формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Возрастные особенности формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста

На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности…

Детская агрессивность

5. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием…

Детская агрессивность и способы ее коррекции

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием…

Коррекция детской агрессивности

1.2 Особенности формирования детской агрессивности

Следует отметить то, что в первые годы жизни ребенка его жизнь полностью зависит от родителей, особенно матери, поскольку именно она дает ему защиту, еду, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период ребенок, больше…

Особенности агрессивности подростков и пути помощи

2.2 Особенности агрессивности подростков и факторы, обуславливающие их проявление

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявления агрессивности в поведении, авторы выделяют следующие: — индивидуальный фактор, который действует на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения…

Особенности представлений о предпочитаемых профессиях подростками и их родителей

1.2 Возрастные особенности формирования личности подростка

Проблема выбора профессии возникает в подростковом возрасте, включающем период от 14 до 17 лет (8 — 11 классы). Существует множество различных периодизаций возрастного развития. Удобнее всего будет взять за основу периодизацию Коломинский Я.Л….

Особенности проявления агрессии в младшем школьном и подростковом возрасте

1.2 Факторы, влияющие на развитие агрессивности

Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) Способов усвоения подобных действий; 2) Факторов, провоцирующих их появление; 3) Условий, при которых они закрепляются…

Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами

1.2 Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным — именно те черты, которые связаны с темпераментом.[10,c…

Профилактика агрессивности детей в современной семье

1.2 Факторы влияющие на развитие агрессивности

Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий; 2) факторов провоцирующих их появление; 3) условий, при которых они закрепляются…

Психолого-педагогические факторы развития агрессивности у дошкольников

1.2 Природа агрессивности и факторы агрессивного поведения детей

Детская агрессивность проявляется в самом раннем возрасте. Агрессивность — это некая модель поведения которую, в данном случае, ребенок демонстрирует окружающим. В первые годы агрессивность проявляется импульсивными действиями: криком…

Социально-психологическая работа с агрессивными подростками

1.2 Условия и факторы, оказывающие влияние на формирование агрессивности в подростковом возрасте

На возрастание проявления насилия и агрессивности среди людей влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность. В настоящее время повседневностью стали конфликты, некоторые из них перерастают в физическое насилие…

Возрастные факторы формирования агрессивности. — КиберПедия

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. Используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым — родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!»), до прямых оскорблений и угроз («Ты — уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии — как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

— стремление привлечь к себе внимание сверстников;

— стремление получить желанный результат;

— стремление быть главным;

— защита и месть;

— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: не деструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.



Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

— сниженный уровень саморегуляции;

— неразвитость игровой деятельности;

— сниженную самооценку;

— нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют не деструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

А. Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.



У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников — их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: «Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают». Поведение похоже на проявления гипер кинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

Б. Несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Принято выделять особенности протекания агрессивного поведения у детей:

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди — родные, друзья и пр. Это своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей — жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Агрессия часто возникает без реального повода.

Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов — в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями.

Почему-то большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе (классе) обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Что касается родителей, то очень часто требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, отражает не заботу о ребенке, а только их собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которые усиливаются под действием детского гама и суматохи. И в таких случаях родителю (бабушке, воспитателю) лучше честно признаться в этом сначала самому себе. А потом довести до детей в прямой и понятной для них форме («мама устала», «у бабушки болит голова» и т. п.), а не рационализировать, прячась за маску беспокойства о ребенке.

Пуританское воспитание приводит к тому, что дети перестают (вернее, не научаются) проводить необходимую грань между допустимым проявлением агрессии и непозволительным — у них не хватает практики. Наверно, у каждого из нас в детстве был печальный, но полезный опыт, когда мы весьма сильно били кого-либо из сверстников (часто «превышая пределы необходимой самообороны»). Реакция родителей и других взрослых тогда, да и собственный страх от содеянного, явились ценным вкладом в наше развитие и научили в дальнейшем соизмерять силу своей агрессии.

Формирование детской агрессивности происходит от рождения. В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату — ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду — детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, астероидные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее — замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями — в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

-совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

-восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном — с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко — с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс — вина, совесть и мораль — будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (становится частью психики человека, по 3.Фрейду — это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля — совести — нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд.

Развитие внутреннего контроля у детей идет с помощью процесса идентификации — стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения — ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А «исправляя ошибки» после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают не принимаемые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны — сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг.

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих рези дуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись — бей всех подряд».

Таким образом, родители (чаще мамы и бабушки), стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка.

Выступая как важный этап становления личности, младший школьный возраст подобен фундаменту. И чем прочнее он будет, тем крепче потом ребенок будет стоять на ногах. Возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разно уровневыми характеристиками социального созревания. Уровень социальных возможностей ребенка, условия и скорость его социального развития соотнесены с осмыслением детей себя и своей принадлежности к обществу, классу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей.

 

 


4.Условия и особенности формирования агрессивного поведения

Каждая из описанных в психологии теорий агрессии и агрессивного поведения указывает на наиболее важный фактор в возникновении и закреплении агрессии. Это и человеческий инстинкт, и социальные условия, и возрастные особенности, и особенности личности в целом, и ситуация фрустрирующего характера, и многое другое. Каждый из факторов провоцирует возникновение агрессии и участвует в ее закреплении в поведении человека специфическим образом.

Во-первых, необходимо определить роль возрастного фактора в формировании агрессии.

Агрессия может возникнуть в любом возрасте и все же на каждом возрастном этапе имеется своя причина ее возникновения и свои особенности ее закрепления.

Каждый возрастной этап выдвигает определенные требования к личности и характеризуется определенной специфической ситуацией развития.

Как считают ученые, наибольшую выраженность агрессия имеет в кризисные периоды развития. В период кризиса она характеризуется импульсивностью, а так же может являться неосознаваемой. Например, старший ребенок 3 лет ревнует свою мать к младшему брату или сестре, неосознанно проявляя некоторую агрессивность по отношению к этому ребенку.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности детей. Если ребенок чувствует себя незащищенным, он испытывает страх, который в свою очередь порождает защитно-агрессивное поведение или даже направленную на себя агрессию.

На разных возрастных этапах агрессия проявляется по-своему:

  • у младенцев в виде крика, плача;

  • в дошкольном возрасте в виде негативизма по отношению к взрослым, упрямства, капризов, обид;

  • в младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется в форме насмешек, давления, ругательств, редко драк;

  • в подростковом возрасте проявляется зависимость агрессии от референтной группы, с помощью агрессии самоутверждаются, доказывают свою правоту.

У взрослых людей агрессия возникает по разным причинам и в большей степени обусловлена не возрастом и возрастными особенностями, а индивидуально-личностными особенностями.

По этому следует рассмотреть индивидуально-личностные особенности людей как фактор формирования агрессии.

В ряду личностных характеристик, которые могут стать предпосылками агрессивного поведения стоят:

  • боязнь общественного неодобрения;

  • раздражительность;

  • подозрительность;

  • постоянное чувство стыда, заменяющее чувство вины;

  • положительное отношение к агрессивным действиям.

Кроме того, ученые выделяют определенную группу людей – экстремистов, которые проявляют агрессию либо в крайних формах, либо слишком часто. Выделяют экстремистов со сниженным и повышенным самоконтролем. Первые обычно проявляют агрессию слишком часто, а вторые обычно в крайних формах.

Следующим моментом, который хотелось бы отметить является индивидуальная способность человека переносить ситуацию фрустрации. Чаще фрустрация появляется вследствие противоречия между личными желаниями человека и ограничениями общества.

Связь фрустрации с агрессией заключается в том, что вторая является самым простым и зачастую самым доступным способом разрешения первой.

Если человек всегда выбирает агрессию как способ разрешение проблемы в фрустрирующей ситуации, агрессивное поведение закрепляется в соответствии с законом бессознательного научения.

Психологами была выявлена зависимость между интенсивностью агрессивных реакций и уровнем значимости фрустрации. Результаты некоторых экспериментов дают возможность предположить, что фрустрация с низким уровнем значимости для человека обычно не приводит к проявлениям агрессии. Человек оказывается в данном случае толерантным к данной фрустрации.

Толерантность к фрустрации является переменной величиной. Она зависит от величины напряжения человека, его личностных особенностей и значимости для него данной ситуации. Человек может испытывать выраженную и длительную фрустрацию, при этом, не проявляя агрессии. Но если в дальнейшем напряженность ситуации увеличивается, повышается ее значимость, индивидуальный уровень толерантности к фрустрации может быть превышен. Это и приведет к возникновению агрессии.

Еще один фактор, влияющий на проявление агрессии, в результате фрустрации – степень неожиданности возникновения фрустрации.

Как выявили ученые, более высокий уровень раздражения и агрессии характерен при внезапной значимой фрустрации.

Не вызывает сомнения зависимость агрессивного поведения от личностных характеристик человека. Можно выделить основные черты и склонности, при наличии которых можно говорить о предрасположенности к агрессивным проявлениям.

Например, фактором, влияющим на возникновение агрессивности, может стать субъективное понимание ситуации индивидом.

Внешний облик и действия людей могут по-разному отвечать этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека. Люди могут приписывать другим дурные намерения, враждебное отношение.

Эта тенденция, назовем ее проекцией враждебности, может спровоцировать агрессивное поведение. Индивид, предполагая наличие враждебного отношения к себе, может вести себя агрессивно, понимая свое поведение как самозащиту.

Следующий фактор, который хотелось бы выделить – гендерный фактор. Американские ученые Маккоби и Джеклин на основе своих исследований получили убедительные доказательства гендерных различий в проявлении агрессии.

Как показали исследования ученых, мужчины действительно более склон­ны прибегать к открытой физической агрессии.

Мужчины и женщины также отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги по поводу собственной агрессии. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обер­нуться для них самих.

Так же мужчины и женщины при­держиваются противоположных социальных представлений противополож­ных моделей и теорий о функциях агрессии (Campbell, Muncer & German, 1993).

Женщины рассматривают агрессию как экспрессию как сред­ство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энер­гии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного соци­ального и материального вознаграждения.

Мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрес­сии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые на­носят вред противнику окольным путем.

Причиной гендерных различий в агрессивном поведении многие биологи, считают генетический фактор. Согласно этой точке зрения, для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению.

Кроме того, большую склонность мужчин прибегать к агрессии, наиболее убе­дительно доказывает наличие связи между уровнем тестостерона (мужской половой гормон) и проявлениями агрессивного характера.

С другой стороны, гендерные различия в агрессии объясняются вли­янием социальных и культурных факторов на человека. Согласно теории интерпретации социальной роли (Eagly, 1987; Eagly & Wood, 1991) гендерные различия в агрессии порождаются, главным образом, противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение; представителей различных полов.

В большинстве культур считается, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, нежели женщины. Это зачастую и объясняет закрепление гендерной предрасположенность мужчин к более высокому уровню агрессии, особенно физических ее форм.

Одним из наиболее важных условий формирования агрессивного поведения личности являются неблагоприятные условия ее воспитания и развития. Дети получают представления о моделях агрессивного поведения из двух основных источников: семья и окружающий социум.

Существуют различные мнения о том, является ли агрессия врожденным качеством или же она приобретается в процессе жизни в обществе. Но все ученые сходятся в одном – контроль над проявлениями агрессивности и некоторые формы ее выражения приобретаются человеком в процессе его развития.

Овладение навыками контроля над своим агрессивными устремлениями или приобретение умения выражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, называется социализацией агрессии.

Именно семья является основным фактором, как в становления агрессии, так и в процессе ее социализации. Ребенок, на примере тех взаимоотношений, которые характерны в его семье, получает знания о моделях агрессивного поведения.

Формирование агрессивного поведения коррелирует со стилем семейного руководства. Здесь нужно обратить внимание на два фактора: строгость наказаний и родительский контроль.

Выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль над детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Наибольший процент агрессивных детей приходится на те семьи, где родители ведут себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, но, если ребенок все же совершает проступок, то его строго наказывают (амбивалентное отношение в семье).

Сходные данные выявлены и там, где родители были снисходительны к поведению ребенка и редко наказывали за какие-либо проступки (поощрительное отношение). Так же большое количество агрессивных детей наблюдалась в тех случаях, когда родители всегда проявляют строгое отношение.

Характеристика «полная или неполная» семья также коррелирует с понятием агрессивности. Например, Геттинг указал на то, что несовершеннолетние преступники в основном вырастают в неполных семьях. В большей степени это связано с нарушением воспитательных позиций и отсутствием контроля в данных семьях.

Что же касается среды как условия формирования агрессии, то здесь существует множество аспектов, которые необходимо рассмотреть.

Под социальной средой понимается среда жизни в целом. Поэтому на возникновение агрессии у человека могут влиять различные средовые условия.

Например, шумная обстановка ассоциируется с уменьшением взаимопомощи и снижением социализации, громкий и неприятный шум может способствовать агрессивным проявлениям.

Так же проживание большого количества людей в ограниченном пространстве порождает дискомфорт и является одной из причин стресса.

До сих пор нет единого мнения — усиливает ли этот дискомфорт агрессивное поведение. Одни исследователи считают, что неприятные ощущения, порождаемые теснотой, трансформируются в агрессию.

Следующий фактор социального характера, влияющий на усвоение агрессивного поведения — это общение со сверстниками.

Игра со сверстниками дает возможность приобрести навыки агрессивного поведения. Шумные игры, во время которых дети толкаются и т. д., обучают агрессивному поведению.

Существуют исследования, показавшие связь между посещением дошкольных учреждений и последующей агрессивностью ребенка.

Детей, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали детский сад, учителя оценили как более агрессивных, чем посещавших менее регулярно.

Референтная группа в подростковом возрасте тоже может повлиять на формирование агрессивного поведения у ребенка.

Подросток может участвовать в драках, проявлять агрессию, чтобы получить определенный статус в группе, защищать свои интересы, используя различные варианты агрессивного поведения.

Самый спорный вопрос возникает при рассмотрении влияния СМИ на формирование агрессивного поведения детей и взрослых.

Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того, что СМИ отражает агрессию во всех ее проявления. Люди наблюдают за чужой агрессией и учатся вести себя агрессивно.

Формирование агрессивного поведения через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий:

  • увиденное, услышанное или прочитанное должно выглядеть реально и захватывающе;

  • увиденное должно восприниматься как агрессия;

  • если человек отождествляет себя с агрессором, потенциальный объект агрессии с жертвой агрессии в СМИ;

  • важное условие: результат агрессии является целью агрессора, он получает от агрессивного действия какую либо выгоду, значимую для человека получающего информацию из СМИ.

В настоящее время особую озабоченность у родителей и специалистов вызывает вопрос о том, какое влияние оказывает демонстрация насилия в средствах массовой информации на детскую аудиторию.

Несмотря на многочисленные исследования, эта проблема остается до сих пор нерешенной.

Исследователи приходят к различным, порой противоположным выводам.

Одни считают, что сцены насилия и жестокости в кино и по телевидению способствуют развитию агрессивного поведения у детей.

Другие утверждают, что подобные сюжеты служат разрядкой и возможно даже достигается эффект катарсиса, когда накопившиеся агрессия и гнев находят безопасный для окружающих выход.

Следует помнить, что просмотр или чтение продукции СМИ не оказывает прямого воздействия на человека, только косвенное. Многое в процессе закрепления агрессивного поведения у людей при просмотре СМИ зависит от индивидуальных, личностных качеств озвученных ранее, а так же и от качеств, заложенных в процессе воспитания ребенка в семье.

Феномен человеческой агрессии. Биологические и социальные факторы агрессивного поведения (стр. 1 из 3)

Курский Государственный Технический Университет

Курсовая работа по социологии

«Феномен человеческой агрессии. Биологические и социальные факторы агрессивного поведения»


Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив – роль агрессии в развитии жизни столь велика, что её попросту трудно переоценить. Существует точка зрения, согласно которой считается, что, когда рассерженный человек «выпускает пар» посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых — уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.

Типы агрессии по Фромму

В «доброкачественной агрессии» он выделил несколько видов:

в) Агрессия как самоутверждение. Важнейший вид псевдоагрессии – самоутверждение. Само слово «агрессия» происходит от aggradi (gradus означает «шаг», а ad – «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «на-ступать». Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Есть один очень важный факт: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, вцелом ведет себя менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности. Агрессия самоутверждения повышает способность человека к достижению целей, и поэтому она значительно снижает потребность в подавлении другого человека (в жестоком, садистском поведении). Робкий, закомплексованный человек страдает от недостатка наступательной активности, поэтому ему гораздо сложнее достугнуть поставленной цели из-за определенных комплексов.

г) Оборонительная агрессия. Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. «Человек, как зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам»[I, с.371]. Каждый человек нуждается в эмоциональном равновесии, поэтому любое покушение вызывает гнев; индивид пытается любой ценой избавиться от боли и страха. Результат всего этого – оборонительная агрессия.

По мнению Э. Фромма, «биологически неадаптивная, злокачественная агрессия вовсе не является защитной от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификой только для человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение»[IV,133].

Главные проявления такой агрессии – убийство и жестокие истязания. Они не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. В основе «злокачественной агрессии» лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал.

Такая агрессия встречается в двух различных формах: спонтанной и связанной со структурой личности.

1. Спонтанные формы.

Спонтанные проявления агрессивности обусловлены не человеческой природой, а тем деструктивным потенциалом, который произрастает в определенных постоянно действующих условиях. Однако в результате внезапных травмирующих обстоятельств этот потенциал мобилизуется и дает резкую вспышку (войны, религиозные или политические конфликты, нужда, чувство обездоленности).

Существуют различные формы садизма, поэтому мне не хотелось бы подробно их описывать. Главная его цель заключается в «желании причинить боль вне зависимости от наличия или отсутствия сексуальных мотивов». Ощущение абсолютной власти над другим существом, чувство своего всемогущества – вот главная сущность садизма.

Типы агрессии по Бассу

По мнению Баса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая.[VI] Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.

Факторы, способствующие агрессии

7 Условия формирования агрессивного поведения личности

Мы исходим из гипотезы, что агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями его индивидуального развития. В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т.п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, ведущие факторы, вызывающие или поддерживающие агрессивное поведение личности.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Так, в самом раннем возрасте дети, по всей видимости, демонстрируют агрессию: если часто, громко и требовательно плачут; если у них отсутствует улыбка; если они не вступают в контакт. Психоаналитические исследования свидетельствуют об огромном количестве гнева, переживаемом младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются [7]. Также хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре.

Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются, что называется, «без разбора» — импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы (или испытания новичков). Шокирующая глаз «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповои и внешней агрессии. Так, например, любое проявление насилия по отношению к «не членам группы» оправдывается заверениями типа — «они предатели… мы должны защищать своих… мы должны заставить всех уважать нас». Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.

В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей я подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

У взрослых людей проявления агрессивного поведения более разнообразны, поскольку определяются преимущественно их индивидуальными особенностями. В качестве индивидуально-личностных характеристик [2], потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению).

Можно говорить об особой категории людей — экстремистах, проявляющих агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты, в свою очередь, отчетливо подразделяются на две группы: со сниженным и повышенным самоконтролем. Первые в силу слабо развитых сдерживающих механизмов склонны к постоянному проявлению агрессии, вторые — способны длительно воздерживаться даже от сильных провокаций, но проявлять крайние формы агрессии (вплоть до брутальных), когда внутренние ресурсы уже иссякают.

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. Как известно, под фрустрацией понимают состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности или достижения цели. Некоторые авторы рассматривают фрустрацию как одну из ведущих причин агрессивного поведения. В целом фрустрация — весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также если у него не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации.

Если оценивать влияние другого — полового (гендерного) фактора, — то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие Уровни прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) — косвенной и вербальной. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.

При всей важности возрастного, тендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М.Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивно- o стью в течение 20 лет [2, с. 115]. Они обнаружили, что тяжесть; совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует пред- » почтениям в телепередачах в возрасте 8 лет. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения может вы-; глядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередача- if ми — агрессивные фантазии — отождествление себя с персонажем — 1 усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на 4 людей — повторение агрессивных действий — использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях — подкрепление — агрессивные привычки — неразвитые социальные и учебные умения — фрустрация — чрезмерный просмотр телепередач-и т.д.

Формирование агрессивного поведения через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых, увиденное должно выглядеть реально и захватывать. Во-вторых, увиденное должно восприниматься именно как агрессия. В-третьих, агрессия перенимается, когда зритель отождествляет себя с агрессором, а потенциальный объект агрессии для конкретной личности ассоциируется с жертвой агрессии в фильме. Следующим принципиальным условием научения является то, что в результате агрессии герой достигает цели или получает удовольствие, значимое для зрителя.

В целом просмотр агрессивных сцен, видимо, не оказывает предполагаемого прямого негативного воздействия на большинство I взрослых людей, поскольку само восприятие определяется сово- -купностью внутренних и внешних условий. Реакции людей на сцены насилия могут быть самыми различными: отвращение, неприятие, виртуализация (восприятие изображаемых событий как нереальных), только в некоторых случаях — восхищение или стремление подражать. Тем не менее негативное влияние СМИ на развитие детей и подростков вызывает справедливые опасения и требует специального изучения.

В то время как влияние средств массовой информации на поведение личности остается не вполне понятным, семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Хорошо известно, что агрессия проявляется не только к врагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое или физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы проявления агрессии в семье разнообразны. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например выражая гордость его победой в драке.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношение к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).

А. Бандура и Р. Уолтере [1] посвятили изучению данного «семейного» вопроса специальное исследование и получили следующие данные. Родители агрессивных мальчиков предъявляли меньшие требования к достижениям детей в сравнение с родителями контрольной группы (без агрессивного поведения) и меньше ограничивали их в детстве. В то же время рассматриваемые подростки сильнее сопротивлялись воздействиям родителей. Мальчики с агрессивным поведением были более привязаны к матерям, чем к отцам. Родители агрессивных подростков чаще опирались на методы принуждения, в то время как в контрольной группе шире использовались методы развития внутреннего самоконтроля, например убеждение. Отцы агрессивных мальчиков характеризовались резкостью и тенденцией часто наказывать детей, тогда как матери — нетребовательностью при низкой общей согласованности требований и недостаточной сердечности взаимоотношений. Агрессивные мальчики меньше идентифицировались со своими отцами, они чаще отвечали им критичным и враждебным отношением, чем подростки из контрольной группы. Все это, по мнению исследователей, затрудняло усвоение родительской системы ценностей и выполнение их требований.

Изучая связь между социализацией подростков и их семейными Условиями, А. Бандура и Р. Уолтере выделили три основные особенности, определяющие поведение ребенка: его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения, степень развития совести, силу мотивации к агрессии. По мнению авторов семья должна создать минимальные условия эффективной социализации [1, с. 35]. Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Второй необходимой предпосылкой исследователи называют «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.

Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное поведение ребенка вызывается прежде всего недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект.

Следует уточнить, что в рассмотренных выше экспериментах участвовали преимущественно мальчики. Большинство же исследователей отмечают различное влияние плохого обращения в семье на детей разного пола. По мнению ряда авторов, девочки, к которым в детстве проявляли жестокость, более склонны к развитию мазохистического паттерна поведения, в то время как мальчики в этом случае чаще идентифицируют себя с агрессором и с большей вероятностью развиваются в садистическом направлении [7, с. 335].

Еще одним доказательством в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении агрессивного поведения является известное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). В то же время не все дети, лишенные необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейной депривации может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность (исход, вероятно, зависит от степени депривации, возраста ребенка, его конституциональных особенностей и других обстоятельств).

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т.д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии — дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией — одна из труднейших психологических задач вообще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *