Факторы это в психологии: фактор (в психологии) | это… Что такое фактор (в психологии)?

Факторы это в психологии: фактор (в психологии) | это… Что такое фактор (в психологии)?

Психологический фактор

У людей, организм которых биологически предрасположен к депрессии, в силу воспитания и других социальных факторов окружающей среды, формируются такие особенности личности, характеризующиеся неполноценными механизмами психологической защиты.

С точки зрения З. Фрейда, депрессия возникает вследствие обращения гнева на самого себя. Отсюда такие ее симптомы как самообвинение и самобичевание, представляющие, по мнению психоаналитиков, вытесненный в подсознание гнев на других людей. Согласно психоанализу, у склонных к депрессии лиц на уровне подсознания сформирована уверенность в отсутствии любви со стороны родителей.

З. Фрейд (1926) предполагал, что предрасположенность к депрессии закладывается в раннем младенчестве. В клинических исследованиях удалось установить, что потеря матери в возрасте до 11 лет является одним из предикторов вероятного появления частых депрессивных эпизодов в дальнейшем (Angold A.,1988). Депрессивные больные имеют достоверно большее количество психических травм (в основном потерь близких) в течение 6 месяцев, предшествующих l депрессивному эпизоду (Davidson M.

,1963 ). Тем не менее, роль последних в этиологии аффективных расстройств остается не вполне ясной (Борисова О.А.,1989).

Остается также неясной роль преморбидных особенностей личности в генезе аффективных расстройств. Некоторые типы личности — эмоционально неустойчивый, тревожный (сенситивный), истероидный — более чувствительны по отношению к депрессии, чем ананкастный, шизоидный и параноидный (Ануфриев А.К.,1978, Bruder G., Stewart J., Towey J.,1992). Симптоматика депрессии по-видимому является опосредованной преморбидной структуре личности, уровню психических расстройств и нозологической принадлежности депрессии (Синицын В.Н., 1976).

Было замечено, что люди, предрасположенные к депрессии, отличаются неуверенностью в себе и замкнутостью. Они склонны к самокритике, ориентированны на поддержку и помощь со стороны близкого окружения, эмоционально экспрессивны, на жизнь смотрят с пессимизмом и плохо справляются с любой ситуацией стресса.

Выделяют три типа личности, особенно склонных к развитию депрессии. Это:

  • «статотимическая личность», отличающаяся трудолюбием, аккуратностью и утрированной совестливостью;
  • личность «меланхолического типа», характеризующаяся стремлением к порядку, постоянству, педантизму, повышенной требовательностью к себе, добросовестностью при выполнении порученной работы;
  • «гипотимная личность», имеющая склонность к сниженному настроению, тревоге, сопереживанию, чувству неуверенности в себе и ощущением собственной неполноценности.

Сравнительно часто психологическим фактором, особенно способствующим формированию депрессии, становится стремление к совершенству, с высокими планками притязаний при одновременной склонности к заниженной самооценке своих успехов и достижений.

Для лиц, психологически предрасположенных к депрессии принципиальное значение имеет справедливость и поэтому незаслуженное наказание может быть пусковым фактором возникновения депрессии.

Постоянные поиски смысла жизни и неспособность его найти, болезненное отношение к деньгам, как, возможно, единственному средству получения удовольствия, потребность в поддержки других людей, стремление к воплощению в жизнь их ожиданий, объяснение своих проблем внешними причинами и не зависящими от самого человека ударами судьбы, неумение расслабиться, упрямство, самолюбие и гордость, затрудняющие обращение за помощью склонность к мистике и религиозности также являются теми чертами личности, которые благоприятствуют развитию депрессии.

Вероятно, для человека склонного к депрессии характерна алекситимия — неспособность выразить словами свои чувства, а также трудности, возникающие в процессе общения с другими людьми. Эти трудности заметны особенно тогда, когда необходимо получить совет или поделиться с близким человеком своими проблемами. Расстройство депрессивного спектра легче возникает у человека, не получающего адекватной поддержки от тех людей, которым он уделял много времени и внимания и от которых в свою очередь ожидал ответных чувств.

Следует отметить, что до 50% больных с пограничным расстройством личности (DSM — IV) имеют сопутствующий диагноз выраженной депрессии или биполярного аффективного расстройства.

Вернуться к Содержанию

Психологические факторы, как основная составляющая безопасности в горах — Федерация альпинизма и скалолазания Новосибирской области

14.07.2017

Психологические факторы влияют на человека как в обычной жизни, так и в горах. Понимание психологических механизмов может помочь лидеру в оценке ситуации и принятии решений, что напрямую связано с прохождением маршрута и безопасностью путешествия в целом.

Принятие решений разного уровня – от выбора зацепки до, например, оценки лавинной опасности, является энергозатратным занятием. Самоконтроль, поддержание концентрации внимания и эффективности действий требуют определенных усилий, и в определенный момент наступает психологическое истощение.

Длительная концентрация приводит к тому, что совершать обдуманные, сознательные действия, требующие усилий, становится все сложнее. Не только физическая, но и психологическая усталость порождает пассивность: как показывают исследования, достаточно продолжительная концентрация внимания заставляет реже прибегать к принятию активных решений, человек начинает действовать стереотипно.
При очень сильной мотивации человек может воспринимать окружающие условия выборочно, принимая желаемое за действительное (мотив достижения цели). При этом событие, которое является нежелательным, кажется менее вероятным, чем есть на самом деле.

Именно поэтому в конце смены группа может выйти на маршрут, которым закрывается разряд, при плохом прогнозе погоды и физической истощенности после альпинистской смены.

-«Внимание, стрессовые ситуации!»

В горах люди часто попадают в стрессовые ситуации. Стресс средней интенсивности, который длится не слишком долго, помогает выполнить действие более эффективно. Чрезмерный и/или длительный стресс перегружает психику, дезорганизует деятельность и поведение. Человек может испугаться, запаниковать или, наоборот, впасть в «оцепенение». Такое состояние называется «дистресс». Выделяют дистресс тормозной формы (ослабление активности, оцепенение, ступор) и дистресс возбудимой формы (неосмысленная хаотическая деятельность, суета, паника). Необходимо, «узнавать» даже слабые признаки психологического и физического утомления у себя и у других членов группы.

Если люди устали физически или психологически, важно не увеличивать стресс еще больше, а найти способы его снизить.

Часто, особенно в состоянии усталости, человек выбирает более легкий способ выполнения задачи, который экономит силы и/или время (мотив удобства). Элементы, повышающие безопасность, мешают, поэтому для удобства ими не пользуются. Например, многие считают схватывающий узел при спуске по веревке потерей времени. Если между снегом и скалами есть полоса льда, то кошки надевают не всегда, так как их нужно достать из рюкзака, надеть, а потом снять, а на это уйдет время. Вероятность получения травмы от небезопасного действия может быть невысока, но при этом оно однозначно повышает удобство, экономит силы и время.

Бывает и наоборот, когда желание перестраховаться (мотив безопасности) проявляется чрезмерно сильно, непропорционально реальной угрозе. Тогда человек начинает впустую тратить силы и время, например, пытается проконтролировать каждый шаг на мелкой осыпи. Люди получают удовольствия, когда заканчивают начатое дело – будь то полноценное восхождение или просто скалолазная трасса. Если у человека не получается пролезть сложный участок, он будет пробовать снова и снова, хотя возможно целесообразнее отдохнуть и продолжить позже. Если в этот момент закончить тренировку, у человека может остаться ощущение неудовлетворенности и разочарования (фрустрация).

Когда речь идет о завершении более масштабных планов, то принятие решения сложнее, а цена ошибки — выше. Возникает проблема вовремя отступить. Суметь повернуть в непосредственной близости от вершины еще сложнее: были потрачены силы, время и деньги. К тому же каждый хочет рассказать своим знакомым (которые наверняка знают о планируемом восхождении) об успехе, а не о причинах неудачи. Особенно ярко это проявляется в отношении «знаковых» вершин, таких как Эльбрус, поскольку о них знают даже те, кто не занимается горными видами спорта. Человек знает, что продолжение восхождения опасно, но ради последнего рывка пренебрегает осторожностью, старается не думать о возможной опасности.

Опасность «легких» мест

Значительное количество фатальных ошибок в горах люди совершают на относительно простых участках. На сложном («ключевом») участке приходится работать с максимальной концентрацией внимания и сил. Сложный, опасный или «страшный» участок сам по себе мотивирует на то, чтобы чаще устанавливать промежуточные точки, дублировать страховку. Высокий риск заставляет ответственно относиться к поставленной задаче. После прохождения «ключа» может возникнуть обманчивое ощущение, что все опасное уже пройдено. Схожая ситуация – спуск, который происходит, как правило, по более простому маршруту, к тому же люди уже устали, темнеет, портится погода, хочется быстрее оказаться в палатке. Это является ярчайшим примером влияния психологии человека на его действия и принятие решений. Помните, что на относительно простом участке можно допустить фатальную ошибку.

Нарушение правил

Правила безопасности усложняют действия, а их нарушение может экономить силы и время. Нарушение правил «поощряется» облегчением деятельности и в подавляющем большинстве случаев это не приводит к НС.

Нельзя не рассказать  о таком важном факторе, как влияние группы на поведение человека. Группа как правило проходит определенные стадии развития:
• Формирование.

Люди в разном темпе адаптируются в новой группе. Когда члены группы только начинают работать вместе, они вежливы и занимают выжидательную позицию, следя за развитием событий. Часто человек ощущает страх быть хуже других, неуверенность в том, что группа его примет. Общение обычно нейтрально.

• Привыкание.

Постепенно выделяются роли, каждый начинает понимать свое место в группе и общий стиль взаимоотношений. Нередко происходят конфликты по поводу выполняемых функций и ответственности. Атмосфера может стать враждебной из-за непринятия индивидуальных различий. Определяется лидер и аутсайдер. Важно сгладить конфликты, не допустить того, чтобы вся группа настроилась против кого-то из участников.

• Нормализация.

Члены группы начинают признавать мнения и взгляды, отличные от своих. Сплоченность группы растет. На этой стадии развития группы достигается самая высокая эффективность взаимодействия. Группа стремится к улучшениям, чтобы совместными усилиями добиться как можно больших результатов.

• Закат.

Время существования группы ограничено. В одном случае альпинистские сборы заканчиваются и группа распадается. В других случаях группа продолжает свое существование, но со временем одни члены группы уходят, и на их место приходят другие. Изменение состава группы часто означает возвращение на более раннюю стадию развития.

 

Влияние группы и принятие решений.

Работа в группе повышает безопасность и придает уверенность. С другой стороны, группа может стать причиной стресса, негативно влияющего на работу каждого участника.

Источники стресса, вызываемого группой (в нормальных условиях):
• психологическая несовместимость участников;
• ответственность за руководство группой;
• неуверенность в каком-либо участнике;
• разное представление об опасности, тактике, времени;
• перегрузка / недогрузка по сравнению с другими;
• невозможность реализовать свои способности;
• страх подвести группу;
• страх сформировать у других негативное мнение, быть хуже других;
• страх нарушить принятые в группе нормы, даже если есть сомнения в безопасности.

Физическая и социальная опасность

Можно выделить 2 вида психологической опасности — «физическую» и «социальную». В первом случае существует вероятность получения травмы или гибели, во втором — появляется страх потерять уважение, подвести группу, быть хуже остальных, другое. В ситуациях, когда нет непосредственной угрозы для жизни, на первый план выходят социальные факторы, которые могут порождать «социальный стресс». И только в том случае, если существует непосредственная угроза для жизни, доминирующей становится физическая опасность.
Под влиянием социальной опасности участники могут замалчивать проблемы или скрывать плохое самочувствие. Может также накапливаться раздражение поведением кого-то из группы. Во время разбора занятий или восхождения люди иногда говорят «речь на Оскар», то есть вместо объективной оценки действий других дают им заведомо высокую необъективную оценку: «спасибо инструктору, моему напарнику и всем ребятам, все очень понравилось». Это может быть ярким признаком социального стресса. Если человек не чувствует социальной опасности при подведении итогов дня, он может сам сказать о своих ошибках, высказать пожелания, другое. Лидеру с самого начала работы с группой нужно формировать благоприятный психологический климат через общение и обсуждение текущих событий. Важно, чтобы люди свободно говорили о трудностях и возникающих проблемах.

Оценка опасности

Один и тот же участок маршрута может показаться достаточно простым для одного человека и вызвать трудности у другого. Для обоих эта ситуация является дискомфортной: первый не хочет терять время и организовывать «лишнюю» страховку, второй испытывает стресс как от физической, так и от социальной опасности, чувствуя себя причиной задержки движения всей группы.
Участники, в меньшей степени уверенные в своих физических и технических возможностях, могут согласиться с мнением более активных и склонных к риску участников, снижая тем самым ощущение социальной опасности. По мере движения у них могут возникать проблемы или сомнения в правильности принятого решения о тактике движения. Однако велика вероятность, что они не скажут об этом. Таким образом, человек пытается снизить социальную опасность, но подвергает себя и других физической опасности.

Коммуникация и взаимный контроль

Если в группе есть хотя бы один новый участник или группа смешанная, нужно проговорить команды, обсудить последовательность действий и провести совместные тренировки. Если этого не сделать, могут возникнуть опасные ситуации.
При длительной совместной работе в результате развития доверия снижается взаимный контроль. Особенно плохо контролируются действия и состояние лидеров группы и сильных участников, так как считается, что скорее всего трудности возникнут у менее подготовленных. Возникает обманчивое ощущение, что они не допускают ошибок и с ними ничего случиться не может, при этом сильным участникам даются дополнительные задания, их ставят замыкающими.
В высокогорной зоне у любого человека, в том числе и лидера, может внезапно ухудшиться самочувствие. На фоне стресса или усталости всегда существует вероятность совершения ошибки. Взаимное внимание и контроль может помочь избежать несчастных случаев в группе.

Обсуждение и анализ

По итогам каждого занятия или восхождения лидеру группы рекомендуется организовывать обсуждения. Важно знать, что поняли, запомнили участники. Не пропущены ли важные детали. Какие эмоции остались: что понравилось, а что не понравилось. Самое главное, сделать анализ и выводы и полученного опыта. Опыт, который не был осмыслен и структурирован, можно считать утерянным.

Друзья,  желаем всем Вам безопасных и успешных восхождений!

Чтение: Психологические факторы | Принципы маркетинга

Когда мы говорим о психологических факторах, влияющих на решения потребителей, мы имеем в виду работу разума или психики: мотивацию, обучение и социализацию, отношения и убеждения.

Мотивация

Мотив – это внутреннее побуждение или побуждение к действию для удовлетворения потребности. Высокомотивированный человек — это очень целеустремленный человек. Независимо от того, являются ли цели положительными или отрицательными, некоторые люди, как правило, имеют высокий уровень целеустремленности, в то время как другие, как правило, имеют более низкий уровень целеполагания. Люди могут проявлять разные уровни мотивации в разных аспектах своей жизни. Например, ученик старшей школы может завалить тригонометрию (низкая мотивация), но при этом добиться чемпионских результатов в видеоигре Guitar Hero (высокая мотивация).

Для принятия любого потребительского решения о покупке потребность должна быть пробуждена на достаточно высоком уровне, чтобы она служила мотивом. В любой момент времени у человека есть множество потребностей, которые не являются достаточно неотложными, чтобы вызвать мотивацию к действию, в то время как есть другие, ради которых он сильно мотивирован к действию. Силы, которые создают ощущение безотлагательности и мотивации, могут быть внутренними (люди проголодались), внешними (вы видите рекламу Биг Мака) или психологическими (думая о еде, вы чувствуете голод).

Чтобы мотивация была полезной в маркетинговой практике, менеджерам по маркетингу полезно понимать, как мотивация влияет на конкретную ситуацию с покупкой — что побуждает потребителей ставить цели, предпринимать действия и решать свои проблемы, основанные на потребностях.

Мотивация начинается с неудовлетворенной потребности, как и любое решение потребительских проблем. Одной из самых известных теорий индивидуальной мотивации является работа А.

Х. Маслоу, известная как иерархия потребностей. Маслоу разработал модель, которая выделяет пять различных уровней человеческих потребностей. Эти потребности связаны друг с другом в «иерархии потребностей», при этом основные потребности, ориентированные на выживание, находятся на более низких уровнях иерархии, перерастая в более высокие эмоциональные потребности, связанные с любовью, самооценкой и самореализацией. Эта иерархия показана на рисунке 1 ниже:

Рисунок 1

Физиологические потребности находятся на первом уровне иерархии Маслоу: голод, жажда и другие базовые влечения. Все живые существа, независимо от уровня их зрелости, обладают физиологическими потребностями. Физиологические потребности вездесущи и повторяются в природе.

Безопасность и защищенность занимают второе место в иерархии Маслоу. Потребности в безопасности и защищенности предполагают постоянное удовлетворение физиологических потребностей, а также отсутствие угрозы физического вреда. Безопасность и безопасность включают в себя как физическую, так и финансовую безопасность, поскольку финансовая безопасность связана со способностью человека удовлетворять свои физиологические потребности. Здоровье и физическое благополучие и защита от несчастных случаев также связаны с этим уровнем потребности. Это считается расширением более основных потребностей.

Любовь и принадлежность занимают третье место в иерархии потребностей Маслоу. Любовь включает в себя потребности в принадлежности, дружбе, человеческой близости и семье. Они включают взаимодействие человека с другими и потребность чувствовать себя принятым социальными группами, большими или малыми.

Уважение — четвертый уровень. Уважение включает в себя потребность чувствовать себя хорошо, чтобы другие уважали и ценили вас, а также иметь положительное представление о себе.

Самореализация — это пятый и самый высокий уровень в иерархии потребностей Маслоу. Также описываемая как самореализация, это потребность, которую люди чувствуют, чтобы полностью раскрыть свой потенциал и сделать все, что они могут, используя свои таланты и способности. Разные люди могут выражать эту потребность очень по-разному: для одного самореализация может включать в себя музыкальные или художественные занятия, для другого — воспитание детей, а для третьего — спорт. В разные периоды своей жизни люди могут выражать эту потребность в различных занятиях.

В своей работе Маслоу утверждает, что эти пять уровней потребностей действуют на бессознательном уровне. Другими словами, люди могут даже не осознавать, что они концентрируются на одном конкретном уровне потребностей или наборе потребностей. Теория Маслоу предполагает, что более низкие уровни потребностей должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет сосредоточиться на более высоких уровнях потребностей. При этом человек может испытывать одновременно несколько различных потребностей. То, как человек мотивирован действовать, зависит от важности каждой потребности.

Когда мы думаем об иерархии потребностей Маслоу в контексте маркетинга и сегментации, мы можем использовать иерархию, чтобы помочь определить общий уровень потребностей для данного сегмента. Эффективный и мощный маркетинг может работать на любом уровне иерархии Маслоу. Рассмотрим следующие примеры:

  • Рекламные щиты In-N-Out Burger с изображением гигантского трехмерного чизбургера (физиологические потребности )
  • Рекламная кампания Procter & Gamble «Спасибо, мама» с участием преданных родителей олимпийских спортсменов и их любовных отношений (любовь и принадлежность)
  • Знаменитый лозунг армии США «Будь всем, кем ты можешь быть» и рекламные кампании, побуждающие молодых людей вступать в армию (самореализация), показаны в следующем видео.

Обучение и социализация

В контексте потребительского поведения обучение определяется как изменения в поведении, являющиеся результатом предыдущего опыта. Обучение — это непрерывный процесс, который является динамичным, адаптивным и подвержен изменениям. Обучение не включает поведение, связанное с инстинктивными реакциями или временными состояниями человека, такими как голод, усталость или сон.

Обучение — это опыт и практика, которые действительно приводят к изменениям в поведении. Например, чтобы научиться играть в теннис, вы можете узнать о правилах игры и навыках, необходимых теннисистам. Вы будете практиковать навыки и участвовать в теннисных играх, чтобы набраться опыта. Обучение также может происходить без реального участия в физическом опыте. Вы также можете узнать о чем-то концептуально. Другими словами, вы можете научиться играть в теннис, наблюдая за экспертами и читая о том, как играть, не делая этого на самом деле. Это называется неэмпирическое обучение .

На решения потребителей может влиять как экспериментальное, так и неэмпирическое обучение. Возьмем, к примеру, покупку вина. Предположим, вы находитесь на винодельне и подумываете о покупке бутылки зинфанделя, который никогда раньше не пробовали. Если вы попробуете вино и обнаружите, что вам не нравится сильный пряный вкус, вы на собственном опыте узнали, что вам не нравится зинфандель. С другой стороны, вы можете спросить хозяйку дегустационного зала о вкусе зинфанделя, и она может сказать, что он напоминает крепкий имбирный эль, и в этом случае вы можете решить не покупать вино, потому что вам не нравится имбирный эль. Во втором случае вы узнали о продукте не из опыта.

Маркетинг в значительной степени опирается на неэмпирическое обучение, используя такие тактики, как отзывы клиентов, тематические исследования и обзоры блогеров, чтобы обучать новых клиентов на основе опыта и мнений других. Сами потребители ищут ресурсы для неэмпирического обучения, когда читают обзоры книг и товаров на Amazon, обзоры фильмов на Rotten Tomatoes и обзоры ресторанов на Yelp.

Другой характеристикой обучения является то, что изменения могут быть немедленными или ожидаемыми. Другими словами, обучение может иметь место, даже если нет никаких доказательств этого. Мы можем хранить наши знания до тех пор, пока они не понадобятся, и мы часто делаем это с решениями о покупке. Например, человек может прочитать обзоры последних моделей планшетных компьютеров, даже если он не собирается покупать их в ближайшее время. В конце концов она может оказаться на рынке, и в этот момент она сможет применить свои знания.

Подкрепление — это процесс проверки вашего обучения с помощью поощрений или наказаний, подтверждающих правильность того, что вы узнали. Со временем подкрепление может формировать прочные модели поведения. Предположим, что первая покупка автомобиля потребителем — это Subaru. Он любит машину и считает ее безопасной, надежной, энергоэффективной и отличной по соотношению цена-качество. Каждый положительный опыт общения с его автомобилем вознаграждает его и укрепляет то, что он узнал о Subaru: это отличные автомобили. Когда он решит заменить машину, положительное подкрепление почти наверняка заставит его снова подумать о Subaru. Подкрепление может работать положительным или отрицательным образом, когда потребители испытывают вознаграждение или наказание, которые влияют на их решения.

Социализация — это процесс, посредством которого люди приобретают знания и навыки, которые делают их более или менее способными членами своего общества. Социализированное поведение усваивается и изменяется на протяжении жизни человека. Этот подход к социальному обучению делает упор на «агентов социализации» (то есть других людей), которые передают учащемуся когнитивные и поведенческие модели. Этими людьми может быть кто угодно: родитель, друг, представитель знаменитости, учитель, образец для подражания и т. д. В случае социализации в потребительском поведении это происходит в ходе взаимодействия человека с другими людьми в различных социальных условиях. Агенты социализации могут включать любое лицо, организацию или источник информации, которые вступают в контакт с потребителем.

Потребители получают эту информацию от других людей посредством процессов моделирования, подкрепления и социального взаимодействия. Моделирование включает в себя имитацию поведения агента. Например, подросток может получить предпочтение торговой марки Adidas от друзей и товарищей по команде. Маркетологи могут воспользоваться этой идеей, наняв представителей продуктов, пользующихся большим доверием у своих целевых потребителей, как в случае со звездой НБА Леброном Джеймсом для Nike. Как было сказано выше, подкрепление включает механизм вознаграждения или наказания, используемый агентом. Когда коллега хвалит коллегу по поводу ее наряда, это передает приятное сообщение о типе одежды, которую нужно надеть на работу. Маркетологи могут использовать поощрение, предоставляя хорошие характеристики продукта, отличные услуги после покупки или что-то подобное. Социальное взаимодействие может включать в себя сочетание моделирования и подкрепления в различных социальных условиях. Эти переменные могут влиять на обучение, оказывая влияние на отношения между потребителем и другими людьми.

Отношения и убеждения

Отношения и убеждения представляют собой еще один психологический фактор, влияющий на поведение потребителей. Убеждение  – это убеждение человека относительно чего-либо, например, «темный шоколад горький», или «темный шоколад вкусный», или «темный шоколад хорош для выпечки». Отношение — это последовательный взгляд на что-то, что включает в себя убеждение, а также эмоциональное чувство и связанное с ним поведение. Например, отношение к темному шоколаду может быть выражено как убеждение («темный шоколад восхитителен»), чувство («темный шоколад делает меня счастливым») и поведение («я каждый день ем темный шоколад, меня).

У людей есть убеждения и взгляды на самые разные вещи: еду, семью, политику, места, праздники, религию, бренды и так далее. Убеждения и отношения могут быть положительными, отрицательными или нейтральными, и они могут быть основаны на мнении или факте. Для маркетологов важно понимать, как убеждения и отношения могут влиять на поведение потребителей и принятие решений. Если среди населения в целом или целевой аудитории существуют неправильные или пагубные убеждения, могут потребоваться маркетинговые усилия, чтобы изменить мнение людей.

Например, в 1993 году вспыхнули и широко распространились слухи о шприце, якобы найденном в банке диетической пепси. Весь инцидент оказался мистификацией, но PepsiCo отреагировала не только решительными немедленными публичными заявлениями, но также видеороликами и кампанией по связям с общественностью, чтобы развеять слухи и убедить потребителей в том, что продукты Pepsi безопасны.

Убеждения и взгляды не всегда трансформируются в поведение: в некоторых ситуациях клиенты могут сделать что-то, несмотря на свои личные взгляды. Предположим, потребителю нравится пицца, но не нравится Pizza Hut. В социальной обстановке, когда все остальные хотят пойти поужинать в Pizza Hut, этот человек может пойти вместе с группой, а не обедать в одиночестве или пропустить ужин.

Когда основным камнем преткновения является отношение потребителей, у маркетологов есть два варианта: либо они могут изменить отношение потребителей, чтобы они соответствовали их продукту, либо они могут изменить продукт, чтобы соответствовать их отношениям. Часто легче изменить продукт, чем изменить отношение потребителей. Отношение бывает очень трудно изменить, главным образом потому, что оно переплетается с шаблоном убеждений, эмоций и поведения. Изменение отношения требует изменения всего паттерна. Как правило, маркетологам легче приспособиться к существующим взглядам, чем пытаться их изменить.

Конечно, возможны исключения. Например, отец маленьких детей может ненавидеть минивэны вплоть до того момента, когда он выезжает за пределы автостоянки. По мере того, как он испытывает множество замечательных особенностей автомобиля и видит, насколько он подходит для перевозки его семьи, его отношение постепенно меняется, пока он не становится фанатом. Эта предпосылка для корректировки отношения лежит в основе популярной серии рекламных роликов Toyota «Swagger Wagon» для Toyota Sienna, показанной в следующем видео: непредубежденный, как при редизайне продукта или представлении нового продукта.

Что такое психология человеческого фактора?

Психология человеческого фактора — это междисциплинарная академическая специализация, которая фокусируется на ряде уникальных тем, представляющих интерес в психологии и технике. Например, эргономика, человеческие ошибки, безопасность на рабочем месте, проектирование продукции и взаимодействие человека с компьютером. Он используется в таком количестве предметов, что его полезность не ограничивается только психологией, а использует аспекты инженерии.

Психология человеческого фактора 101

Хотя большинство людей взаимозаменяемо используют эргономику и человеческий фактор для описания одной и той же области исследования, это совершенно разные области. Эргономика фокусируется конкретно на рабочих процессах и движениях, а психология человеческого фактора представляет собой комплексный подход эргономики, техники и психологии. Психология человеческого фактора — это научное исследование взаимосвязей и взаимодействий между продуктами, процессами и людьми.

Психология человеческого фактора заимствует передовые теории и методы социальной, обучающей, когнитивной и экспериментальной психологии. Эта ветвь психологии сильно отличается от господствующей психологии, потому что почти все исследования и эксперименты в этой области проводятся в или деловые или промышленные установки. Таким образом, дизайн и проектирование являются основными частями психологии человеческого фактора. Следовательно, психология человеческого фактора не имеет ничего общего с консультированием, психическим здоровьем или психологическими расстройствами.

Скорее, это прикладная область дисциплины, изучающая, как люди думают и почему они делают тот или иной выбор. Рекурсивно эти наблюдаемые варианты затем применяются к дизайну продуктов, процессов и интерфейсов, чтобы улучшить их использование. Он использует такие факторы, как инкультурация определенных способов или методов ведения дел, социолингвистика или то, как люди говорят о процессе или продукте, а также социологическая доступность товаров или услуг, чтобы понять, как используется предмет или услуга.

Как начиналась психология человеческого фактора

Хотя многие люди даже не слышали термина психолог человеческого фактора, их работа повсюду. Элементарные теории психологии человеческого фактора начали развиваться в 1950-х годах, когда отраслевые эксперты и штатные психологи пытались повысить безопасность самолетов. Психологи, занимающиеся человеческим фактором, значительно улучшили процессы и методы общения персонала самолетов и вышек для повышения безопасности полетов. С годами психология человеческого фактора распространилась на области вычислительной техники, производства и дизайна продукции.

Связанной и неотъемлемой частью человеческого фактора является область взаимодействия человека с компьютером. До 1970-х HCI не был отдельной областью. По мере того, как компьютеры становились меньше, сложнее и все чаще появлялись в повседневной жизни большего числа людей, они становились необходимостью. Появление персональных компьютеров позволило большему количеству людей взаимодействовать с вычислительными технологиями. Это указывало на необходимость лучшего, более интуитивно понятного дизайна.

Однако эта сфера психологии не ограничивается виртуальным миром. Это также вступает в игру, когда люди взаимодействуют с материальными объектами, чтобы предотвратить повторяющиеся травмы от перенапряжения, дорогостоящие ошибки или травмы из-за неспособности понять, как работает объект. Во многих отношениях это область, изучающая то, как мы используем объекты, реальные и виртуальные, с целью сделать их более безопасными и более удобными в концептуальном смысле.

Это то, что дизайнеры взаимодействия с пользователем называют защитой прав пользователей. Большое внимание уделяется тому, как люди будут взаимодействовать с продуктом, артефактом или системой, потому что, если пользователь не может или не хочет их использовать, это не работает. По данным Американской психологической ассоциации, сегодня психологи, занимающиеся человеческим фактором, работают практически в любой ситуации, в которой люди работают с продуктами, машинами и окружающей средой. Поэтому психология человеческого фактора позволяет студентам работать практически в любой сфере.

Чем психология человеческого фактора

отличается от других направлений психологии?

Многие отрасли психологии основаны на академических исследованиях в университетских условиях. Тем не менее, многие психологи, работающие с человеческими факторами, на 100 процентов применяют и проводят исследования в этой области. Психологи, занимающиеся человеческим фактором, проводят большую часть своего времени, исследуя взаимосвязь между человеческим поведением, восприятием и познанием в рамках использования продукта и среды на рабочем месте. Их цель — решать реальные проблемы, с которыми люди и организации сталкиваются каждый день. В идеале должны быть улучшены безопасность, производительность и функциональность.


Например, психолог, занимающийся человеческим фактором, может провести исследование определенного продукта на рабочем месте, например экрана компьютерного интерфейса, используемого рабочими на промышленном предприятии. После проведения наблюдательных, количественных, и качественных исследований психолог по человеческому фактору попытается изменить дизайн экрана интерфейса, чтобы повысить точность и удобство использования. Или, скорее, предложить свои результаты команде разработчиков и позволить им итерировать до желаемого результата. В результате ожидается, что многие психологи, занимающиеся человеческим фактором, будут помогать в разработке программ обучения, направленных на повышение производительности, производительности и точности. Эти программы также направлены на сокращение производственного травматизма, несчастных случаев и ошибок.

Что такое общие темы и специализации?

Психологи, занимающиеся человеческим фактором, часто предпочитают специализироваться в какой-либо области. Это включает в себя общие концентрации, такие как дизайн продукта, удобство использования, инженерия и инженерная психология. Уникальные концентрации включают когнитивную эргономику, которая является научной дисциплиной по созданию технологических систем, совместимых с когнитивными способностями и ограничениями человека на работе, а также с человеческим поведением. С другой стороны, инженеры по пользовательскому опыту (UX) улучшают функциональность и эффективность. Наконец, предотвращение ошибок — одна из самых важных специализаций, поскольку она играет активную роль в уменьшении проблем с качеством и безопасностью.

Дизайн продукта


При разработке продуктов важно не предполагать, что их правильное использование будет неотъемлемым, будь то виртуальный продукт или услуга или материальный объект. Сегодня во многих случаях эти две области смешиваются: услуги предоставляются посредством виртуальных взаимодействий и киосков с реальными аналогами, такими как визиты к врачу или доставка объектов, также называемых артефактами, в реальном мире. Специалисты по человеческому фактору собирают данные об эстетике, пространственных отношениях между объектами и пользователем, антропометрии и психологическом понимании того, как используются вещи.

Есть много анекдотов о сборке мебели или бытовой техники, в которых инструкция по эксплуатации была написана на другом языке, а затем переведена на английский язык. Хотя это и смешно, это указывает на неудачу дизайна с точки зрения человеческого фактора. То, как люди передают информацию и как они отдают ей предпочтение, варьируется от культуры к культуре, что может привести к некоторым удивительно сложным взаимодействиям при заказе продукта у компании, которая в основном базируется в другой стране.

К чему это приводит, так это к снижению бизнеса для этой компании, снижению удовлетворенности приобретенными продуктами и снижению доходов. Когда привлекаются специалисты по человеческому фактору, можно не увидеть улучшения в том, как передаются указания. Однако картинки, сопровождающие указания, более четкие, и успех в меньшей степени зависит от случая. Это связано с тем, что эти специалисты знают, что концептуальная модель или то, как элемент рассматривается в сознании пользователей, может отличаться. Даже внутри культуры это часто имеет место.


Дизайн продукта не ограничивается инструкцией по сборке изделия. Когда разрабатывается концепция продукта, в первую очередь рассматриваются пользователи или клиенты. Поскольку эти пользователи будут различаться по многим осям, важно, чтобы ученые и дизайнеры научились учитывать эти переменные. Различия могут быть физическими. Например, не все пользователи смогут использовать свое зрение или слух. Предназначен ли продукт и для них? В то же время у некоторых пользователей будет снижена ловкость, сила и досягаемость. Как к ним отнеслись дизайнеры?

Но необходимо учитывать и когнитивный аспект, который в некотором роде менее интуитивен для дизайнеров. Продолжительность концентрации внимания, обработка информации, память, решение проблем и оценка или понимание связанных с этим опасностей варьируются довольно широко, даже в пределах нормальной популяции. Даже среда, в которой используется продукт, может повлиять на простоту использования, безопасность и полезность объекта.

Тестирование людей является рутинным занятием психологов, занимающихся человеческим фактором, и позволяет им проводить исследования, чтобы понять возможности человека. Это обеспечивает превосходную запись продолжающегося удобства использования или мест, в которых команда дизайнеров должна вернуться к чертежной доске, потому что предметы нарисованы на основе подробных стратегий выборки или схем исследования. Часто их рассматривают регулирующие органы, такие как FDA или другие с национальными односторонними стандартами безопасности. Что касается физических продуктов, они также изучают отчеты об авариях, чтобы увидеть, не является ли дизайн причиной травм, которые затем необходимо устранить.

Возможно, самым интересным технологическим достижением в области исследований является возможность отслеживать, куда направляются глаза испытуемых, когда они смотрят на продукт или читают инструкции. В результате этого целые веб-сайты были переработаны, чтобы соответствовать так называемым принципам гештальта, совокупности теорий, часто используемых в мире дизайна.

Пользовательские интерфейсы и пользовательский дизайн


Рассматривая виртуальную сферу, редко кто задумывается над тем, какая часть мирового бизнеса в настоящее время осуществляется онлайн. Более того, и еще реже, кто-то задумывается, сколько времени и усилий уходит на то, чтобы сделать вещи легкими, понятными и простыми в выполнении даже для начинающего пользователя.

Именно здесь исследования человеческого фактора наиболее заметны и, возможно, практикуются людьми с другими специальностями, потому что UX-дизайнер должен быть защитником пользователей для всех типов пользователей. Их поддерживают UX-исследователи, которые чаще всего моделируют человеческий фактор в своих методах исследования, которые затем представляют командам дизайнеров. В основе своей они стремятся снизить когнитивную нагрузку пользователей и их продуктов. Это уменьшает количество человеческих ошибок, поскольку пользователю меньше о чем нужно думать, поэтому он может принимать соответствующие решения с минимальными трудностями.

Это восходит к первоначальной цели исследований человеческого фактора в аэрокосмической отрасли. Чем больше решений приходится принимать человеку, тем больше его когнитивная нагрузка и тем выше вероятность того, что он совершит ошибку. Хотя это может не привести к физическим травмам в UX, это может испортить их день. Кроме того, это гораздо более применимо, чем в исходном контексте, поскольку многие из наших взаимодействий происходят онлайн или в виртуальном контексте.

Наряду с гештальт-принципами и тем, как люди понимают дизайн или испытывают удовлетворение от него, существует нечто, называемое скевоморфизмом. Это использование или представление повседневных предметов и терминов из физического мира в виртуальном мире для повышения комфорта и ощущения близости. Корзина для покупок часто используется как место для размещения товаров, которые вы хотите купить во время просмотра в Интернете. То, что это действительно представляет, является сигналом. Настоящей корзины нет.

А что, если тележку заменить хозяйственной сумкой? Можно не считать, что это имеет значение, но это имеет значение. Сумка для покупок на самом деле подразумевает другой тип покупок, один для удовольствия, а не для необходимости, или, возможно, рассматривается другой тип покупателя. Сумка подразумевает опыт работы в бутике, а не в оптовой продаже, даже несмотря на то, что между двумя торговыми центрами может быть очень мало различий.

Точно так же слова, напечатанные на кнопках, имеют значение при входе в систему, входе в систему, принятии или согласии. Каждое из этих слов означает что-то свое, и дизайнеры учитывают это при рассмотрении когнитивной нагрузки пользователей. Точно так же цветовая схема, шрифт, способ представления текста и объем предлагаемой информации также имеют значение, поскольку пользователи будут по-разному взаимодействовать с продуктом, который они находят приятным, и с продуктом, который им не нравится, даже если он не нравится. единственная разница.

Психология человеческого фактора гарантирует, что онлайн-взаимодействие будет соответствовать используемой технологии. Приложения, доступные на телефоне, будут настроены несколько иначе, в основном потому, что экран меньше, чем у настольного компьютера, а технология сенсорного экрана используется чаще. Все, начиная с ориентации страницы — независимо от того, просматривается ли она вертикально или горизонтально — до размера кнопки, учитывается, чтобы исключить ошибки. Пользовательское тестирование является обязательным аспектом этой области, поскольку предположения, какими бы хорошо обоснованными они ни были, редко бывают всеобъемлющими.

С UX связан сервисный дизайн, ориентированный на пользователя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *