Если дети не слушаются что делать: Что делать, если ребенок не слушается. Советы детского психолога
Что делать, если ребенок не слушается взрослых: отвечает психолог
Взрослые часто сталкиваются с тем, что дети их не слушаются: игнорируют просьбы или делают что-либо назло. Все эти ситуации могут быть утомительными, особенно если конфликт случается вне дома или в тот момент, когда родители куда-то торопятся. О том, почему дети не слышат взрослых и как родителям бороться с этим, в своей колонке «Газете.Ru» рассказала практикующий психолог, сооснователь детского сада Infant School Хамовники Наталия Дербенева.
Причины, по которым ребенок не слышит взрослых
Наверняка каждому родителю знакомо ощущение, когда он долго и подробно что-то объясняет ребенку, но в итоге ловит себя на мысли, что разговаривает со стеной. Причин для такого непослушания может быть несколько.
1. Возрастные кризисы. Непослушание ребенка может объясняться теми психическими изменениями, которые свойственны его возрасту. Например, дети во время кризиса трех лет стремятся к самостоятельности во всем, поэтому они могут быть очень упрямы и своенравны. В таком случае родителям важно понимать, что это просто период, который рано или поздно закончится. На это время следует набраться терпения и помочь ребенку справиться со всеми сложностями взросления.
2. Высокие требования. Иногда родители могут ставить ребенку задачи, с которыми он не в силах справиться в силу своего возраста и уровня психоэмоционального развития. Не стоит ждать, что дошкольник выполнит какое-то сложное указание. Более того, он может просто не понять сложную задачу и, как следствие, проигнорировать ее.
3. Угрозы. Дети противятся любым запретам и, услышав их, стараются сделать все наоборот. Если родители часто прибегают к запретам или угрозам наказания, то, скорее всего, ребенок не будет прислушиваться к тому, что ему говорят. А фраза «Убери игрушки, не то останешься без мультика!» в данном случае не принесет никакого эффекта.
Иной раз внимание ребенка может быть поглощено игрой или прогулкой, поэтому просьба взрослого остается без внимания.
Нервничать из-за этого точно не стоит: дети не обладают таким высоким уровнем концентрации, как взрослые, поэтому иногда нужно обратить их внимание на себя.
В любом случае, выяснить причину непослушания ребенка очень важно. В дальнейшем это поможет наладить коммуникацию и прийти к взаимопониманию.
close
100%
Что делать, чтобы ребенок услышал просьбу
Все дети очень разные и причин для игнорирования просьб родителей может быть масса. Универсальной формулы для решения этого вопроса, к сожалению, нет. Тем не менее, существует ряд советов, которые помогут родителям достигнуть взаимопонимания с ребенком.
1. Просите так, чтобы не возникало второго смысла. Чтобы ребенок вас услышал и понял, чего вы от него хотите, не стоит говорить уклончиво. Фразы вроде «Давай соберем твои игрушки!» – бессмысленны. Чтобы вас услышали, следует сказать: «Собери свои игрушки».
Такой подход поможет ребенку понять, что родитель не будет убирать за ним игрушки, и он должен сделать это самостоятельно.
2. Используйте конкретные просьбы. Дети еще не могут распознавать и выполнять комплексные задания. Например, родительское «Приготовься ко сну», скорее всего, останется без внимания просто потому, что его сложно понять и запомнить.
Ребенок куда более охотно будет откликаться на простые просьбы, поэтому лучше озвучить просьбу так: «Надень пижаму и почисти зубы».
3. Выбирайте позитивные указания. Ребенок, как правило, не воспринимает все то, что начинается с «не» или «прекрати» из уст родителя.
Если вы хотите быть услышанным, то «Не залезай на кухонный стол» следует заменить на «Слезь со стола».
4. Не повторяйте просьбу несколько раз. Прежде, чем обращаться к ребенку, убедитесь, что его внимание направлено на вас: посмотрите ему в глаза, дотроньтесь до плеча. Если он сосредоточен на вас, то наверняка услышит и поймет указание.
5. Объясните ребенку правила общения. Дети не делят поведение на плохое и хорошее, любое для них – нормально. Поэтому, чтобы его скорректировать, родителям следует разговаривать с ребенком и объяснять разницу между уважительным и неуважительным отношением. Если вы донесете до ребенка, что игнорировать кого-то, кто к нему обращается, – неправильно, то выстраивать коммуникацию с ним в дальнейшем будет куда проще.
Даже при применении каждого из этих советов вы не сможете полностью избежать недопонимания с ребенком. Родителям время от времени приходится ощутить собственное бессилие в попытке достучаться до детей – так случается, и у взрослых есть полное право расстраиваться. Однако стоит помнить, что идеальных детей и родителей не существует, поэтому не стоит ставить высокие требования ни себе, ни своему ребенку. Сохраняйте спокойствие и делайте все, что в ваших силах, чтобы прийти к взаимопониманию и уважению.
Ребенок не слушается, что делать? Советы детского психолога.
Большинство родителей сталкивается с проблемой детского непослушания и не понимают, как лучше поступать в таких ситуациях: наказывать детей за проступки или демонстративно игнорировать детский «бунт», ругать их или, как равным, пытаться все объяснять?
Общепринято, что любое наказание должно выполнять следующие задачи:
- Профилактика плохого поведения в будущем;
- Исправление поведения ребёнка;
- Поддержание авторитета родителей.
Но, как правило, у родителей не всегда есть возможность концентрироваться на этих задачах во время разговора с детьми. Чаще всего родители просто поднимают голос на ребенка или что-то запрещают ему, а не объясняют, как правильно стоило поступить в данной ситуации, приводя в пример разумные и понятные ему доводы. У взрослых не всегда есть силы и время на то, чтобы в корректной форме донести до своего чада суть его наказания.
К каким методам чаще всего прибегают родители, наказывая ребенка?
Например:
- запрет на телефоны, конфеты и игры;
- полное игнорирование ребенка;
- телесные наказания;
- крики и скандалы.
Важно понимать, что такие методы обижают малыша и никак не мотивируют его изменить модель поведения после наказания.
Квалифицированные детские психологи утверждают, что личность ребенка начинает формироваться в возрасте 2 лет. К 3 годам у малыша уже присутствует собственное «Я», и он развивает его, учась у своего окружения. В этот промежуток времени малыш начинает проявлять свои эмоции как позитивные (в виде радости, смеха и нежности), так и негативные (в виде агрессии, слез и протестов). Родителям же важно не пропустить этот этап, сфокусировав на ребенке всё свое внимание, иначе исправить это упущение впоследствии будет непросто. Необходимо старательно наблюдать за детьми, грамотно наставлять их и подсказывать, быть рядом и ни в коем случае не поднимать голос.
Большинство мам и пап задаются вопросом, почему дети могут устраивать истерики и не слушаться. Чтобы в этом разобраться, нужно понять, с кого берет пример Ваш малыш. Возможно, он неосознанно копирует поведение родителей или родственников. Для этого необходимо выяснить, в каких ситуациях ребенок вел себя не лучшим образом, а после — проанализировать их.
Если малыш продолжает вести себя точно также, и изменений в его поведении ничего не предвещает, то можно сделать вывод, что семья не придерживается педагогических принципов. В чем это выражается? Например, родители могут нарушать последовательность запретительных и разрешительных действий.
Методы воспитания у папы и мамы в корне отличаются. Например, один родитель разрешает играть в игрушки на протяжении всего вечера, а второй отправляет ребенка в кровать. Получается, что у ребенка возникает внутренний диссонанс, ведь он попадает в ситуацию, в которой нет четких правил и понимания, кого нужно слушать.
Причины, почему ребенок не слушается в 1 год Ребенок в год не слушается, и на то есть причина. У малыша возникает конфликт возможностей и потребностей. Появляется частичное желание делать все самостоятельно, без помощи родителей, но получается так далеко не всегда. Он пробует разговаривать или дотянуться до определенных предметов, начинает ходить или самостоятельно есть. Когда это не получается, ребенок проецирует логичную реакцию – гнев, а следом – непослушание.
Причины этого могут быть разные, например:
- Активные физические нагрузки.
Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить и проявлять иную активность.
- Выстраивание социальных связей. Если до года ребенок всегда находился рядом с мамой, то теперь ему приходится делать первые шаги по направлению к социализации и коммуникации.
- Изменение рациона. В меню у малыша появились новые продукты или же было прекращено грудное вскармливание.
- Большое количество новой информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится, и для него это далеко непросто, ведь объем незнакомых сведений слишком велик.
Характерные признаки упрямства в 1 год:
- Обиды;
- Агрессия;
- Противоречивое поведение;
- Упрямство;
- Непослушание;
- Чувствительность к замечаниям;
- Капризность.
Психологи советуют родителям:
- Давать малышу выполнять простые задачи, чтобы он мог осознать и ощутить свою самостоятельность;
- Придерживаться привычного режима дня;
- Обсудить методы воспитания с семьей, чтобы не было противоречивого поведения со стороны близких людей по отношению к ребенку, когда кто-то запрещает, а кто-то разрешает;
- Оказывать поддержку;
- Много заниматься со своими чадом, показывать, как пользоваться разными предметами и всё объяснять.
- Создать для него отдельное личное пространство;
- Определить четкую систему правил и запретов;
- Уделять время ребенку, когда он этого требует.
Почему ребенок не слушается в 2 года?
В 2 года дети активно показывают свой характер и редко соглашаются идти на уступки. Они настроены делать только то, что пожелают сами. Но в данном случае малыш делает это, исходя не из вредности и злых умыслов, а из желания осознать грани дозволенного.
Обычно ребенок в 2 года не слушается в двух случаях:
1. Если его насильно принуждают к тому, что он не хочет.
2. Если ему запрещают делать то, что он хочет.
В такой период становления личности ребенка от взрослых потребуется, прежде всего, умеренная требовательность и к поведению малыша, и к его поступкам. Ему ни в коем случае нельзя излишне уступать, но и устанавливать необоснованно строгие рамки крайне нежелательно. В обоих случаях можно спровоцировать еще большее непослушание со стороны маленького проказника двух лет.
Причины, почему ребенок не слушается в 3-4 года
В 3-4 года у детей начинается новый этап становления, но они еще не осознают важности социальных и семейных установок. Ребенок в 3 года не слушается, вероятнее всего, из-за своей чрезмерной эмоциональности.
Основными причинами психологи называют:
· Тяга к тому, чтобы брать с кого-то из родных не очень удачный пример.
· Неумение видеть отличие между реальным и воображаемым миром. Всё то, что он не понимает, старается объяснить своими вымыслами.
· Отсутствие способности правильно формулировать свои желания.
· Недостаток социального навыка. Малыши делят людей исключительно на «плохих» и «хороших».
В такой период важно быть рядом с ребенком и стараться транслировать ему исключительно положительный пример. Рекомендуется вместе изучать мир вокруг, внимательно слушать свое чадо и социализировать его, прививая принятые обществом нормы.
Причины, почему ребенок не слушается 5-6 лет
Дети в 5 лет практически никогда не устраивают истерик без повода. Главное, что нужно сделать родителю в такой ситуации, — понять, по какой причине ваше чадо повело себя подобным образом, и постараться разобраться.
Психологи акцентируют внимание на 4 распространенных причинах такого поведения:
- Вы уделяете недостаточно внимания ребенку. Именно в 5-6 лет дети готовы на все, лишь бы взрослые поиграли с ними или поговорили. Поэтому малыши стараются заявить о себе при помощи провокаций, ведь, если он не будет слушаться, его точно заметят.
- Желание самоутвердиться. Если вы проводите много времени со своим ребенком, но он все равно продолжает игнорировать ваши просьбы и запреты, то причиной может являться подсознательное стремление противиться контролю взрослых.
- У ребенка отсутствует вера в себя. Наблюдая за родителями или родственниками, у малыша формируется собственная личность. Поэтому не стоит говорить детям, что они как-то не так выглядят или недостаточно стараются.
- Желание выместить обиду на ком-то.
Если дети вас не слушают, причиной может являться обида, которую ребенок на кого-то затаил. Чаще всего это может происходить из-за того, что родитель что-то пообещал, но потом не выполнил.
Причины, почему ребенок не слушается в 7-8 лет
Если ваши дети большую часть времени были послушными, а потом перестали обращать внимание на ваши просьбы и огрызаться, стоит обратить внимание на ряд причин:
- Непростой характер. Важно помнить, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте, поэтому, если ребенок 7 лет не слушается, это лишь говорит о том, что он проявляет свой характер. Непослушание в таком случае означает лишь то, что у него такой темперамент, и нужно постараться находить компромиссы.
- Желания доминировать и показать себя. Дети в этом возрасте идут в школу, привычный распорядок дня меняется, следовательно, меняется и поведение школьника. Возможно он испытывает вас, показывает, что он тоже может быть лидером.
В такой ситуации придется показать, что главой семьи являетесь вы, но без скандалов, а доходчиво это объясняя, не теряя теплоты во взаимоотношениях.
Что делать родителям, если ребенок не слушается. Совет от детского психолога
Психологи советуют придерживаться 5 основных правил при воспитании и выстраивании коммуникации с ребенком:
1. Любой ваш запрет вы должны объяснять. Например, если вы запрещаете ребенку смотреть определенный мультик, то должны до него в дружественной и понятной ему манере донести причину запрета и предложить альтернативу.
2. Нужно принимать меры и разговаривать сразу же после проступка. Если пройдет продолжительное время, ребенок, скорее всего, этого не поймет или даже не вспомнит подробности ситуации.
3. Ругать и хвалить свое чадо вы должны в одинаковой мере. Необходимо воспитывать ребенка, придерживаясь «золотой середины», когда практически на каждое замечание будет находиться похвала.
4. Взрослым необходимо придерживаться тех правил, которые они установили для своих детей. Например, не кричать в общественном месте — это основное правило не только для детей, но и их родителей.
5. Постарайтесь всегда быть другом своему ребенку, при этом не теряя авторитета в его глазах.
Хорошим выходом из ситуации будет консультация детского психолога, так как именно специалист сможет грамотно объяснить все детали и подсказать направление, в котором стоит двигаться дальше.
Что делать, если дети старшего возраста не слушаются? (Послушание, Часть 6)
Мы изучали послушание в течение последнего месяца или около того.
Даниэль исследовал:
- Почему мы склонны позволять нашим детям не слушаться,
- Почему детям полезно учиться слушаться,
- Какое послушание на самом деле есть ,
- и некоторые практические способы научить наших детей слушаться.
Мы также рассмотрели некоторые причины, по которым наши дети слушаются весело и некоторые способы поощрения бодрого послушания.
Сегодня мы рассмотрим , что мы должны делать с детьми, которые продолжают не подчиняться или «повинуются» с плохим отношением. Что мы можем сделать?
Первое, что мы можем сделать, это посмотреть на самим .
Мы можем попросить Бога помочь нам увидеть, как мы, родители, можем мешать нашим детям уважать и слушаться нас. Наши грехи и ошибки не извиняют наших детей от их обязанности повиноваться нам (если только мы не просим их грешить). Но наши ошибки и грехи могут сделать более трудным послушание наших детей.
Примечательно, что после обоих новозаветных заповедей детям слушаться родителей (Еф. 6:1 и Кол. 3:20) отцам сразу же дается указание не провоцировать своих детей.
«Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Отцы, не раздражайте своих детей, чтобы они не разочаровались» [Кол. 3:21).
Слово провоцировать имеет отношение к раздражению или возбуждению гнева, и в обоих этих стихах мы видим, что провокация наших детей может привести их к гневу или разочарованию. То, как мы, родители (как отцы, так и матери), взаимодействуем — или не взаимодействуем — с нашими детьми и с другими людьми, может сильно повлиять на их отношение к данной нам Богом власти.
Мы должны просить Бога помочь нам понять, как мы можем раздражать или обескураживать наших детей. Он будет говорить с нами через Свое Слово, а также через советы и честные слова тех, кто хорошо нас знает.
Если вы имеете дело с обычно непослушным ребенком, попросите совета у своего пастора и у доверенных, благочестивых друзей, которые любят вас достаточно, чтобы быть с вами честными. Могут ли они помочь вам увидеть слабости и грехи, которые вам трудно увидеть в себе? Могут ли они помочь вам увидеть слепые пятна, которые могут повлиять на то, как вы относитесь к своим детям?
Поговорите со старшими детьми, которые не слушаются, и будьте готовы их выслушать. Вы их как-то провоцируете или отговариваете? Это требует мудрости и благодати. Мы не должны брать на себя вину за непослушание наших детей. Но если мы готовы смиренно выслушать их, мы можем обнаружить, что не выполнили свои собственные данные Богом обязанности таким образом, что это искушает их восстать.
Мы можем говорить слишком много.
« Когда много слов, не миновать греха, но тот, кто сдерживает уста свои, благоразумен» (Притчи 10:19).
«Молитва праведного имеет великую силу, когда она действует» (Иакова 5:16б).
Так легко начать пытаться быть Святым Духом в жизни наших детей. Когда мы делаем это, мы начинаем ворчать. Когда мы ворчим, наши дети перестают нас слышать. И когда они перестанут нас слышать, они могут перестать слышать обличающий голос Святого Духа. Когда мы слышим, как снова и снова повторяем одно и то же, возможно, это хороший знак того, что нам нужно меньше говорить и больше молиться. Мы можем молиться, чтобы Бог смягчил сердце нашего ребенка — и наш. Мы можем молиться, чтобы Он использовал слова Писания, а также слова и примеры других, чтобы тронуть сердца наших детей.
Мы можем видеть только то, что наши дети делают неправильно.
«Посему ободряйте друг друга и назидайте друг друга, как вы делаете» (1Фес 5:11)
Постоянное исправление без поощрения или похвалы за то, что он правильно делает, может привести к сдаваться или бунтовать. Нам нужно сосредоточиться на созидании, пока мы помогаем нашим детям преодолевать грех.
Мы можем быть не в состоянии активно
любить наших детей.« Мы любим его, потому что он прежде возлюбил нас» (1 Иоанна 4:19).
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13).
Исправление и дисциплина должны происходить в контексте любящих, доверительных отношений. Если наши дети знают, что мы любим их и хотим для них самого лучшего, они примут наше наставление и исправление. Мы можем знать, что любим своих детей, но нам нужно любить их так, чтобы они могли понять. Если мы хотим помочь им повиноваться, нам нужно проводить с ними время, слушать их, разделять их интересы и отказываться от части собственного комфорта и желаний, чтобы любить их и служить им.
Мы можем сосредоточиться на внешнем поведении.
«…ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар. 16:7).
Если мы сосредоточим все свое внимание на внешних действиях наших детей, не затрагивая более глубокие сердечные проблемы, наши дети не будут по-настоящему послушными, особенно когда нас нет рядом, чтобы видеть, что они делают.
Внешние действия свидетельствуют о том, что происходит в сердце. Разберитесь с коренными грехами в сердцах ваших детей, иначе эти корни будут продолжать порождать грех и непослушание.
Мы можем пытаться контролировать наших детей с помощью гнева и недобрых слов.
«…ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иакова 1:20).
«Никакое гнилостное слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания, в зависимости от случая, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29).
Наша дисциплина в гневе превращается в наказание . Мы больше не учим, а вместо этого делаем наших детей заплатите за свой проступок. Такое мстительное отношение обязательно спровоцирует наших детей, соблазнив их уйти в себя или наброситься в собственном гневе. Им нужно знать, что Иисус заплатил за их грех. Им не нужно платить за это снова.
Мы можем заставить наших детей поверить, что они могут повиноваться
своими собственными силами.«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, ничего доброго. Ибо имею желание делать доброе, но не могу исполнить» (Рим. 7:18).
» Но Бог, богатый милостью, по великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям нашим, оживотворил со Христом – благодатью вы спасены» ( Еф. 2:4-5).
Без Иисуса наши дети мертвы в своих грехах. Они не могут повиноваться своими силами. Если мы только исправим наших детей, не приведя их к Иисусу, когда они согрешили, многие просто сдадутся. Они знают, что никогда не будут соответствовать Божьим стандартам. Им нужен Иисус и изменяющая жизнь надежда на Евангелие, которое преображает их сердца и дает им желание и силу повиноваться.
Мы можем быть слишком строгими, ожидая совершенства от наших детей.
«…Да не покинут вас милость и истина; Навяжи их на шею твою, Напиши их на скрижали сердца твоего » (Притчи 3:3, NKJV)
Да, мы должны быть последовательны, но мы также должны молитвенно проявлять к нашим детям такое же любящее терпение , благодать и милость, которые Бог показывает нам. Чтобы вырасти и созреть, нужно время.
Следующая запись: Достучаться до сердца непослушного ребенка (Послушание, часть 7)
« « Предыдущий пост| Следующий пост » »Непослушный ребенок — HealthyChildren.

Авторизоваться | регистр
Возраст и этапы
Возрасты и этапы
Что можно сделать с хронически непослушным ребенком?
Время от времени большинство детей бросают вызов желаниям своих родителей. Это часть взросления и проверки правил и ожиданий взрослых. Это один из способов для детей узнать и открыть себя, выразить свою индивидуальность и обрести чувство автономии. По мере того, как они расправляют свои независимые крылья и вступают в мелкие конфликты со своими родителями, они обнаруживают границы родительских правил и собственного самоконтроля.
Иногда, однако, эти конфликты представляют собой нечто большее, чем случайные нарушения, и становятся образцом взаимодействия родителей и детей. Непослушание может иметь разные причины. Иногда это происходит из-за необоснованных родительских ожиданий. Или это может быть связано с темпераментом ребенка, проблемами в школе, семейным стрессом или конфликтами между родителями.
Что могут сделать родители
Если у вас хронически непослушный ребенок, изучите возможные источники его внутреннего беспокойства и бунта. Если это была устойчивая модель, которая продолжалась в среднем детстве, внимательно оцените свою собственную семейную ситуацию:
-
Насколько члены вашей семьи уважают друг друга?
-
Уважают ли они частную жизнь, идеи и личные ценности друг друга?
-
Как семья решает свои конфликты?
-
Разногласия разрешаются путем рационального обсуждения, или люди регулярно спорят или прибегают к насилию?
-
Каков ваш обычный стиль общения с ребенком и какие формы обычно принимает дисциплина?
-
Сколько шлепков и криков?
-
У вас с ребенком очень разные характеры и способы жить в мире, что вызывает трения между вами?
-
У вашего ребенка проблемы с успеваемостью в школе или с дружбой?
-
Семья переживает особенно напряженные времена?
Если ваш ребенок только недавно начал проявлять неуважение и непослушание, скажите ему, что вы заметили разницу в его поведении и чувствуете, что он недоволен или испытывает трудности. С его помощью попытайтесь определить конкретную причину его расстройства или расстройства. Это первый шаг к тому, чтобы помочь ему изменить свое поведение.
Ваша реакция имеет значение
Если вы отреагируете на возражение вашего ребенка взрывом или выходом из себя, он отреагирует непослушанием и неуважением. Напротив, он станет более послушным, если вы будете сохранять спокойствие, сотрудничество и последовательность. Он научится быть уважительным, если вы уважительно относитесь к нему и другим членам семьи. Если он становится непослушным и выходит из-под контроля, назначьте тайм-аут, пока он не успокоится и не восстановит самообладание.
Когда ваш ребенок ведет себя послушно и уважительно, похвалите его за такое поведение. Поощряйте желаемое поведение, включая сотрудничество и разрешение разногласий. Эти позитивные усилия всегда будут намного успешнее наказания.
Когда обращаться за дополнительной помощью
Некоторым непослушным детям может потребоваться профессиональная психиатрическая помощь. Вот некоторые ситуации, в которых может потребоваться внешнее консультирование:
-
Если существует устойчивая, давняя модель неуважения к властям как в школе, так и дома.
-
Если модели непослушания сохраняются, несмотря на все ваши усилия поощрить ребенка к выражению своих негативных чувств
-
Если непослушание и/или неуважение ребенка сопровождается агрессивностью и деструктивностью
-
Если у ребенка проявляются признаки общей неудовлетворенности — возможно, он говорит о том, что чувствует себя подавленным, неприятным, лишенным друзей или даже склонен к самоубийству
-
Если в вашей семье выработалась привычка реагировать на разногласия физическим или эмоциональным насилием
-
Если вы, ваш супруг или ребенок употребляете алкоголь или другие наркотики, чтобы чувствовать себя лучше или справиться со стрессом
Если отношения в вашей семье демонстрируют признаки затруднения и отсутствия сотрудничества, может быть показана семейная терапия.