Эмпатия в педагогике это: Конспект по психологии общения на тему «Педагогическая эмпатия»

Эмпатия в педагогике это: Конспект по психологии общения на тему «Педагогическая эмпатия»

Навыки эмпатии в работе педагога. | Статья:

Навыки эмпатии в работе педагога.

Одним из важнейших показателей эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, гибкости, эмпатии.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимодействия с другим человеком: ребенком, родителем, коллегой.

Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Педагогическая эмпатия – эмоциональная особенность педагога, которая играет большую роль в отношениях между участниками образовательного процесса, в восприятии ими друг друга, в установлении взаимопонимания между ними.

Одним из важнейших показателей эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, гибкости, эмпатии.

Способность педагога к эмпатии находит выражение в понимании им психологического состояния ребенка на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. Эмпатия – это способность к сочувствию, т.е. умению отразить чувство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимодействия с другим человеком: ребенком, родителем, коллегой. В условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога, которое способствует установлению «успешного общения», сбалансированности межличностных отношений.

Эмпатия — эмоциональное явление, которое включает отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.

Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Ее можно и необходимо развивать. Роль психолога заключается в расширении знаний педагогов о понятии эмпатия и включении их в систему отношений, способствующих пониманию внутреннего мира человека.

С этой целью используется система работы, направленная на развитие эмпатии у педагогов ДОУ как профессионально-личностного качества. Она включает этап теоретический – консультацию, на которой педагоги знакомятся с понятием эмпатия и значении этого свойства личности в общении. Второй этап – практический, заключающийся в проведении тренинговых упражнений, на которых формируется опыт в решении задач, требующих проявления эмпатии.

Большое значение в этой работе имеет метод диалогового общения, который располагает рядом эмоционально-интеллектуальных приемов, способствующих становлению и развитию эмпатической культуры. Вот некоторые из них:

Идентификация – это способ понимания путем переноса себя в ситуацию, позицию другого человека. Это помогает понять его внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства.

Резюмирование – прием, когда подводятся итоги основных идей и чувств собеседника, высказанные им в ходе разговора. Это дает уверенность в точности восприятия сообщения собеседника. «Зеркало» — прием повторения последней фразы с изменением порядка слов, что помогает собеседнику осмыслить свое же высказывание. Такой прием направлен на установление взаимопонимания.

«Имя собственное» — при общении с собеседником чаще следует обращаться к нему по имени, что вызывает не всегда осознанное им чувство удовлетворения

Подбадривания и заверения – это приемы подтверждения того, что педагог хочет принять мысли чувства собеседника. Примеры таких реакций: «Да, я понимаю твое состояние», «Приятно слышать» и др.

Эмоциональный отклик – это отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явления и ситуации. Внешне это выражается в мимике, речи, пантомимике.

Предлагаемые приемы стимулирования процесса формирования эмпатической культуры педагога в ходе диалогового общения способствуют использованию еще одного приема – установления личного контакта.

Личный контакт может быть тактильным (прикосновение), визуальным – посредством взгляда, вербальным – с помощью слов, пластический – выраженный жестом. Наиболее ценным является взгляд, сосредоточенный на лице, таким образом, что ваш собеседник чувствует понимание и ощущает веру в себя.

Большое значение в плане эмоциональной значимости имеет такой прием как положительное подкрепление. Это воздействия на человека, вызывающие удовлетворение происшедшим или произведенным. Этот прием подчеркивает достоинства самой личности, а не только его действий и поступков. Подкрепление может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах руки), тактильным (поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение сувениров, цветов), действенным (предложение чего-либо, уступка).

Все эти приемы включены в упражнения, которые входят в тренинговые занятия. Участие в них дает возможность эмоционального познания другого человека посредством чувствования, вхождения, включения в данное состояние и в данные обстоятельства.

Эмпатия как стиль жизни

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. КОНЦЕПЦИЯ

EdCrunch Gloсal, международная конференция по новым технологиям в образовании, в 2021 году прошла 7−8 декабря онлайн с подключением локальных студий из Европы, Азии и Америки.

Тема: «Проектирование нового образовательного опыта». Ведущие эксперты со всего мира поделятся инновационным опытом в области педагогического дизайна, обсудят вопросы будущего образования и влияния новых технологий, достижений науки в области обучения.

На тему социально-эмоционального обучения мы поговорили со спикером EdCrunch Gloсal Мэтью Фарбером, доцентом кафедры технологий, инноваций и педагогики, основателем Gaming SEL Lab в Университете Северного Колорадо.

Мэтью Фарбер

доцент кафедры технологий, инноваций и педагогики, основатель Gaming SEL Lab в Университете Северного Колорадо

«Улица Сезам»

Что такое социально-эмоциональное обучение (social and emotional learning, SEL)? Как возникла концепция?

Социально-эмоциональное обучение — образовательный процесс, ориентированный на развитие навыков и компетенций, которые принципиально важны для успешного обучения в школе и жизненного благополучия. По определению исследовательской группы CASEL (The Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning), социально-эмоциональное обучение — это «процесс присвоения и применения знаний, навыков, формирования здоровой идентичности, управления эмоциями, способности достигать целей, персональных или групповых. Это способность чувствовать и проявлять эмпатию, устанавливать и поддерживать доверительные отношения, принимать ответственные и учитывающие интересы других решения».

Социально-эмоциональные компетенции можно «выучить», как мы изучаем предметное содержание той или иной области научного знания. И не нужны какие-то специальные уроки эмпатии. SEL должно стать частью культуры, уклада школьной жизни

Истоки концепции восходят к феномену детского образовательного телевидения в конце 1960-х — начале 1970-х в США (это как раз когда я рос!). Появившуюся тогда познавательную телепередачу «Улица Сезам» и сейчас смотрят в разных странах и на многих языках мира. Идея была в том, чтобы с помощью коротких обучающих видео помочь дошкольникам освоить некоторые базовые навыки (например, чтение и счет) до того, как они пойдут в детский сад.

В то же время, в 1969 году, популярный телеведущий Фред Роджерс начал выпускать авторскую детскую программу «Соседство мистера Роджерса», которая тоже будет пользоваться успехом у зрителей еще долгие годы. Роджерса можно рассматривать в некотором роде как предтечу социально-эмоционального обучения. В одном из интервью он говорит, что «Улица Сезам» и «Соседство мистера Роджерса» — «две стороны монеты», поскольку первая посвящена развитию когнитивных навыков, а вторая — развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта. Там, в выдуманном мире, населенном куклами и фантазиями, у ребенка есть возможность встречаться со своими чувствами и эмоциями, осваивать их.

SEL и гибкие навыки — одно и то же?

Социально-эмоциональные навыки иногда называют гибкими навыками или компетенциями, которые обеспечивают конкурентоспособность на рынке труда, — способность к сотрудничеству, креативность, критическое мышление.

Все еще ориентируясь по инерции на запрос экономики XX века, многие школы сегодня по-прежнему делают акцент на формирование «жестких навыков», таких как механическое запоминание фактов, предметного содержания, получение знаний. Сегодняшняя глобальная экономика изменилась. Нужна способность проявлять эмпатию к окружающим в работе и в жизни. Надо уметь вырабатывать видение ситуации, выстраивать перспективы, ставить цели и достигать их, быть способным к партнерству, творчески работать в команде. Cумма этих навыков должна вырастать из этического фундамента — способности принимать ответственные решения.

SEL — это игровое обучение?

Игра — необходимая часть социально-эмоционального развития, вспомним основные идеи Л. С. Выготского. Исследованию роли игры в развитии социально-эмоциональных навыков посвящена моя книга.

Игра создает условия для того, чтобы ребенок исследовал собственные эмоции в безопасном пространстве, свободном от причинно-следственных связей реального мира. Многие видеоигры дают эту возможность: понимать точку зрения другого, развивать «виртуальную» эмпатию, используя собственного аватара как инструмент. На детской площадке дети учатся действовать по правилам, регулировать собственное поведение, контролировать импульсы, ставить цели.

Gaming SEL: Games as Transformational to Social and Emotional Learning

В вашей практике преподавания реализовались идеи SEL? Как вы пришли к пониманию, что это важно?

До того как стать преподавателем вуза, я был учителем истории в средней школе. В преподавании гуманитарных дисциплин эмпатия мне часто помогала, это важный инструмент, который позволяет сделать исторические события живыми, актуальными для школьника. Поэтому мы с учениками писали дневниковые заметки, создавали скетчи, импровизации, играли в игры. В конце концов, мы же хотим, чтобы дети не просто выучили даты и факты, но поняли их взаимосвязь, последствия. Такой подход актуален и в преподавании литературы, и в целом все чаще используются групповые деятельностные форматы работы.

Глубокий вдох

Почему социальные компетенции и эмоциональный интеллект ключевые условия для академических достижений и благополучия?

Участки мозга, отвечающие за развитие когнитивных функций, зреют быстрее, чем зоны, отвечающие за эмоции, поэтому мозг подростка обладает другой нейропластичностью, не той, которая свойственна мозгу взрослого или маленького ребенка.

С одной стороны, процессы в нем протекают быстро, он способен хорошо удерживать информацию, с другой — тонкая система регуляции эмоций еще только формируется. Подростки, как известно, склонны к рискованному поведению, особенно если рядом сверстники.

Освоенные в подростковом возрасте способы регуляции эмоций, механизмы совладания со стрессом могут принципиальным образом повлиять на качество жизни взрослого человека. Если подросток научится управлять собственным поведением, делать, образно говоря, глубокий вдох, вырабатывать стрессоустойчивость, способность не погружаться в состояние фрустрации, печали, гнева, то во взрослом возрасте эти механизмы будут работать автоматически. Если этого не происходит, автоматизм не формируется, то это может стать причиной определенных трудностей впоследствии.

Как организовать обучение так, чтобы развивались социально-эмоциональные навыки? Какие инструменты нужны?

Нет универсального рецепта, единого шаблона, но есть рамки, на которые можно ориентироваться. Чтобы реализовать идеи SEL, нужно создать поддерживающий контекст, где было бы пространство для мнения ученика, где могли бы развиваться отношения между учениками и учителями.

Социально-эмоциональные компетенции можно «выучить», как мы изучаем предметное содержание той или иной области научного знания. И не нужны какие-то специальные уроки эмпатии. SEL должно стать частью культуры, уклада школьной жизни.

Есть тем не менее инструменты, которые многие учителя уже используют. Это, например, шкалы оценки, позволяющие ученику определить собственное состояние в данный момент: благополучно ли его самоощущение или он с трудом справляется с переживаниями. В классе удобно использовать простые задания, предполагающие выбор опции в меню по принципу choice boards.

Цель этих упражнений — стать, по выражению основателя Йельского центра эмоционального интеллекта Марка Брэкетта, «эмоциональным ученым».

Какие школьные практики, где успешно реализовано SEL, можно назвать?

На эту тему Институт Махатмы Ганди (Mahatma Gandhi Institute of Education for Peace and Sustainable Development, UNESCO MGIEP) подготовил обзор, в составлении которого я участвовал в качестве соавтора. На открытом ресурсе UNESCO MGIEP размещены материалы о том, как интегрировать SEL в школьное обучение, исследования влияния SEL на психологическое благополучие школьников и климат в школе.

Rethinking Learning. A Review of Social and Emotional Learning for Education Systems publication mgiep.unesco.org/rethinking-learning

Комментировать

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:

«Кружки от чемпионов»

Руководитель Департамента образования и науки Москвы Александр Молотков рассказал EdExpert о том, как построена в столице система интеграции общего и среднего профессионального образования

«Общее детство, общие ценности и культура — вот основная миссия школы»

Руководитель Департамента образования и науки Москвы Александр Молотков анализирует успехи московского образования периода онлайн и рассказывает, зачем нужна школа в новой реальности цифрового образования

Карьерный барьер

Чего хотят друг от друга бизнес и образование, исследует Сергей Гиль, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель группы проектов «Карьера в России»

«Школы, работодатели и государство должны думать как родители»

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и главный редактор EdExpert Денис Кравченко встретились, чтобы поговорить о неожиданных итогах пандемии, которые образовательному сообществу еще предстоит осмыслить

Большинство педагогов считают, что лекции можно перевести в онлайн-формат

Уроки карантина

Галина Ларионова, куратор HR-процессов, исследует психологическое благополучие педагогов во время карантина

Что будешь делать после уроков?

Чем занят современный российский школьник после уроков? Выясняют сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгинина и Евгений Пучков

Время фанатиков

Частный сектор дополнительного образования в условиях кризиса: результаты исследования

Учителя под копирку

Как с помощью франшизы масштабировать образовательный бизнес

Порвать шаблон

Неопределенность в положениях законодательства ведет к неправомерным требованиям к образовательным организациям при проверках

Бесплатное школьное питание: мнения экспертов

Показать еще

Понимание современной педагогики, основанной на эмпатии, в инженерном образовании

Грантополучатели

Дженни Хоукрофт, проектирование систем

Кейт Мерсер, проектирование библиотек и систем

Описание

Эмпатия — это способность понимать точки зрения других и является необходимым навыком межличностного общения для инженеров 21 ст века. Навыки эмпатии приносят пользу учащимся, помогая глубже понимать пользователей, повышать творческий потенциал и развивать этические навыки. Однако педагогика, основанная на эмпатии, является недостаточно развитой областью исследований в области инженерного образования. Мы стремимся внести свой вклад в эту область исследований, развивая понимание (1) эмпатических знаний, восприятия и ценностей преподавателей и (2) основанной на эмпатии педагогики в инженерных и архитектурных курсах. Это будет сделано путем опроса инженерного факультета Университета Ватерлоо. Этот опрос может предоставить обзор восприятия эмпатии и педагогики среди преподавателей и выявить различия между факультетами, полом, типами курсов (например, дизайн против технических) и т. д. в восприятии эмпатии и включении педагогики, основанной на эмпатии. Это исследование является частью более широкой цели по созданию педагогической основы для обучения на основе инженерной эмпатии.

Ссылки

[1]        М. Х. Дэвис, «Многомерный подход к индивидуальным различиям в эмпатии», в JSAS Catalogue of Selected Documents in Psychology , 1980, p. 85.

[2]        Дж. Стробел, Дж. Хесс, Р. Пэн и К.А.В. Моррис, «Эмпатия и забота в инженерном деле: качественные перспективы инженерных факультетов и практикующих инженеров», Engineering Studies , vol. 5, нет. 2, стр. 137–159, август 2013 г., doi: 10.1080/19378629.2013.814136.

[3]        X. Танг, «От «эмпатического дизайна» к «эмпатической инженерии»: к генеалогии эмпатии в инженерном образовании», Солт-Лейк-Сити, Юта, 2018 г., с. 22414.

[4]       Дж. Вальтер, С. Э. Миллер и Н. В. Сочачка, «Модель эмпатии в инженерии как основной навык, практическая ориентация и профессиональный образ жизни», Journal of Engineering Education , vol. 106, нет. 1, стр. 123–148, 2017, doi: https://doi.org/10.1002/jee.20159.

[5]       Дж. Л. Хесс, С. Миллер, С. Хигби, Г. А. Форе и Дж. Уоллес, «Эмпатия и этическое становление в биомедицинском инженерном образовании: исследование смешанных методов в лаборатории сбора тканей животных», Австралазийский журнал инженерного образования , том. 0, нет. 0, стр. 1–11, июль 2020 г., doi: 10.1080/22054952.2020.1796045.

[6]        Г. Хупл и А. Чой-Фитцпатрик, «Инженерная эмпатия: междисциплинарный подход, сочетающий инженерию, мироведение и дроны», Колумбус, Огайо, 2017, с. 19372.

[7]        Д. Г. Джонсон, Н. Дженко, М. Н. Сондерс, П. Уильямс, К. С. Сиперсад и К. Холтта-Отто, «Экспериментальное исследование эффективности эмпатического дизайна опыта для создания инновационных концепций», Журнал механического проектирования , том. 136, нет. 5, стр. 052009, 12 страниц, март 2014 г., doi: 10.1115/1.4026951.

[8]        Н. Дженко, Д. Джонсон, К. Хольтта¨-Отто и К. С. Сиперсад, «Исследование эффективности дизайна эмпатического опыта как метода творчества», июнь 2012 г., стр. 131– 139. doi: 10.1115/DETC2011-48256.

[9]        С. Рависельвам, К. Хёльтта-Отто и К. Л. Вуд, «Экстремальные условия пользователя для повышения эмпатии и творчества дизайнеров: приложения, использующие нарушения зрения», представленные на Международных технических конференциях по проектированию ASME 2016 и Компьютеры и информация на инженерной конференции, декабрь 2016 г. doi: 10.1115/DETC2016-59602.

[10]      К. Баттарби и И. Коскинен, «Совместный опыт: пользовательский опыт как взаимодействие», International Journal of CoCreation in Design and Arts , vol. 1, нет. 1, pp. 5–18, 2005.

[11]      M. Q. Patton, Качественные методы исследования и оценки: интеграция теории и практики , Fourth. Sage Publications Inc., 2015.

[12]      Р. Педерсен, «Развитие эмпатии в медицинском образовании — критический обзор», Med Teach , vol. 32, нет. 7, стр. 593–600, 2010, doi: 10.3109/01421590903544702.

[13]      М. Альсагер Альзайед, К. Маккомб, Дж. Менольд, Дж. Хафф и С. Р. Миллер, «Вы меня чувствуете? Исследование развития эмпатии в обучении инженерному дизайну», Journal of Mechanical Design , стр. 1–57, октябрь 2020 г., doi: 10.1115/1.4048624.

[14]      Дж. Вальтер, М. А. Брюэр, Н. В. Сочачка и С. Э. Миллер, «Эмпатия и инженерное образование», Journal of Engineering Education , vol. 109, нет. 1, стр. 11–33, 2020, doi: https://doi.org/10.1002/jee.20301.

[15]      Дж. Вальтер, С. Э. Миллер и Н. Келлам, «Изучение роли эмпатии в инженерной коммуникации с помощью междисциплинарного диалога», представлено на 119-й ежегодной конференции и выставке ASEE, 2012 г. Доступ: 18 февраля, 2021. [Онлайн]. Доступно: https://asu.pure.elsevier.com/en/publications/exploring-the-role-of-empathy-in-engineering-communication-throug-2

[16]      P. Reese, «Utilizing Empathy- Модули курса на основе для повышения мотивации студентов на курсах механики нижнего уровня», 2017. doi: 10.18260/1-2—29100.

[17]      Дж. Л. Хесс и Н. Д. Фила, «Развитие и рост эмпатии среди студентов инженерных специальностей», в ASEE , Новый Орлеан, Лос-Анджелес, 2016, с. 16281. По состоянию на 18 февраля 2021 г. [Онлайн]. Доступно: https://scholarworks.iupui.edu/handle/1805/12192

[18]      Дж. А. Лейденс и Дж. К. Лусена, «Проблема знаний при включении гуманитарной этики в инженерное образование: барьеры и возможности», в Proceedings. Границы в образовании. 36-я ежегодная конференция , октябрь 2006 г., стр. 24–29. doi: 10.1109/FIE.2006.322645.

[19]      М. Г. Бернхэм, «Системный подход» к человеческим проблемам: как гуманитарная инженерия может помочь», в 2009 IEEE International Symposium on Technology and Society , май 2009 г., стр. 1–10. doi: 10.1109/ISTAS.2009.5155899.

[20]      Д. Ниусма и Д. Райли, «Проекты развития: инженерия, глобализация и социальная справедливость», Engineering Studies , vol. 2, нет. 1, стр. 29–59, апрель 2010 г., doi: 10.1080/19378621003604748.

[21] Титус К., Золтовски С. Б. и Оукс У. К., «Дизайн в социальном контексте: размещение дизайна в ориентированном на человека социальном мире», июнь 2011 г., с. 22.444.1-22.444.11. Доступ: 11 мая 2021 г. [Онлайн]. Доступно: https://peer.asee.org/designing-in-a-social-context-situating-design-in-a-human-centered-social-world

[22]      J. L. Hess, J. Strobel и Р. Пэн, «Голоса с рабочего места: взгляды практиков на роль сопереживания и заботы в технике: Инженерные исследования: Том 8, № 3», Инженерные исследования , том. 8, нет. 3, стр. 212–242, 2016 г.

«Эмпатическая педагогика» Мэтью Виктора Шерца

  • < Предыдущий
  • Далее >
  •  
Название

Эмпатическая педагогика

Дата присуждения

2004

Тип документа

Диссертация

Степень доктора образования

30007

College/School

College of Education and Human Services

Department/Program

Educational Foundations

Thesis Sponsor/Dissertation Chair/Project Chair

David Kennedy

Committee Member

Mark Weinstein

Committee Member

Меган Лаверти

Член комитета

Тони В. Джонсон

Аннотация

В данной диссертации эмпатия исследуется в свете педагогики. Он призывает педагогов использовать педагогические системы, поддерживающие интерсубъективное эмпатическое развитие.

В первой главе исследуется история концепции эмпатии, которая таит в себе разногласия. Я утверждаю, что приверженность онтологическому дуализму и дискретной субъективности проблематизировала как наше понимание эмпатии, так и наши представления о природе себя. Чтобы преодолеть проблематичные теории эмпатии, мы должны переосмыслить как себя, так и отношения я/другой. Затем я исследую себя как интерсубъективное существо и переопределяю эмпатию как средство, с помощью которого субъекты взаимодействуют в полевом гештальте.

Во второй главе исследуется теория развития Хоффмана в свете моего переопределения самости и отношений самости и другого. Я подчеркиваю необходимость сосредоточиться на интерсубъективном эмпатическом развитии, используя исследование Дэниела Стерна, которое позволяет мне пересмотреть процесс развития с точки зрения межличностных отношений. Затем следует изучение влияния различных родительских дисциплинарных практик на дальнейшее развитие эмпатии и просоциального поведения.

Третья глава представляет собой повествовательное исследование истории нравственного воспитания в американских школах. Мой обзор литературы показывает, что школьная среда не способствовала развитию эмпатии. Я утверждаю, что наша давняя приверженность коммунитарному авторитаризму, дисциплинарным практикам и эффективной школьной среде, пропагандируемой во время подъема индустриализации, и наша нынешняя идеализация материалистического, потребляющего индивидуума, коллективно бросают вызов актуализации школьной среды, способствующей развитию эмпатии.

Я открываю четвертую главу, посвященную существующим исследованиям эмпатии в образовательной литературе. Я выступаю за то, чтобы педагоги сосредоточили внимание на важности педагогических систем, которые способствуют сочувствию. Затем я исследую, как диалог, как показано во второй главе, способствует развитию эмпатических наклонностей. За этим следует призыв к эмпатической педагогике, основанной на диалогах, которая поддерживает развитие детей и подростков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *