Эмоциональное развитие это: Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие это: Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Содержание

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Определение 1

Эмоциональное развитие — это процесс развития (формирования) умений, позволяющих откликаться на явления окружающего мира, контролировать собственные чувства и управлять их проявлениями.

Составляющие эмоционального развития

Для эмоционального развития характерны содержательные характеристики. Они включают:

  • элементы (типы) эмоций,
  • комбинации и функции эмоций,
  • индивидуальную систему эмоциональных значений,
  • системность в виде взаимной связи эмоций между собой и элементами личностной структуры с когнитивной сферой и потребностями.

Эмоциональное развитие индивида непосредственно связано с речью. По этой причине полноценная эмоциональная жизнь может быть лишь при непременном наличии символической языковой системы. С точки зрения семиотического подхода развитие механизмов эмоционального реагирования в детском развитии существует как дифференциация и последовательное усложнение. Этот процесс наглядно демонстрирует единство процессуальных и содержательных составляющих эмоционального развития.

В младенчестве эмоциональное реагирование сопровождается криками и мышечным напряжением (например, при рождении ребенка). Это проявление эмоций отрицательного значения как ответ на начало жизни организма. Позитивное состояние удовлетворенности наблюдается в покое, расслаблении. В завершение первого месяца жизни уже могут появиться соответствующие положительные эмоции (например, улыбка).

Первые три месяца в жизни ребенка преобладают реакции неудовольствия (плач), а также удовлетворения (например, после насыщения). Позднее происходит выработка мимических проявлений, которые имеют не только фиксированную структуру, но и предупреждают выражение готовности к испугу, капризам, настороженности (сочетаются с телесной экспрессией).

Зависимость ребенка от взрослых способствует преломлению его отношения к действительности и самому себе посредством призмы отношений с взрослым человеком, который запускает через подражание механизм дифференцированного реагирования. Из-за подражания взрослым у детей развивается эмоциональная дифференциация в качестве свойства психики. Наряду с этим подражание представляет собой первичную форму идентификации.

Первые стадии эмоционального развития представлены идентификацией мамы и состояния малыша. Этот процесс помогает развивать эмоциональную причастность ребенка к человеческому роду.

Возрастное развитие эмоциональной сферы ребенка

С возрастом механизмы эмоционального реагирования усложняются, что происходит на всех стадиях дошкольного возраста. Это происходит при наличии знаковой ситуации. В дальнейшем для эмоциональных проявлений свойственна дифференциация и схематизация эмоциональных обобщений. Эти особенности исследователи относят к содержательным характеристикам.

Теория преодоления описывает психогенез отдельных эмоций, включая радость, интерес и страдание. Он проясняет искомые содержательные и процессуальные составляющие эмоционального развития в рамках их единства. Например, радость представляет собой сложное чувство. Его появление нельзя объяснить однозначно. Так, эмоциональный подъем в этой эмоции связан, как правило, с прошлым эмоциональным опытом, который в сознании ассоциируется с определенными людьми (событиями).

В рассуждениях некоторых ученых можно проследить идею детерминированности эмоций в качестве процессуальной характеристики эмоционального развития. Например, радость производна от успеха, а неуверенность начинается с непреодолимых барьеров. Как видно, исследователи подразумевает под этим пониманием содержательную сторону эмоционального развития в ходе раскрытия связи эмоций и результатов оценки.

Эмоциональное развитие дошкольника

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте связано, в первую очередь, с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Важные изменения в мотивационной сфере заключаются в возникновении общественных мотивов, которые уже не обусловлены достижением узких личных целей. По этой причине начинают интенсивно развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, которые в пред дошкольном возрасте отсутствовали или наблюдались в зачаточном состоянии.

Замечание 1

Эмоциональная сфера меняется при установлении иерархии мотивов. Выявление одного основного мотива, которому подчиняется система других, должно стимулировать устойчивость и глубину переживаний. При этом их можно отнести не к ближайшим (сиюминутным), а к относительно далеким результатам деятельности.

Эмоциональные переживания в дошкольном возрасте вызваны не непосредственно воспринимаемым фактором, а глубоким внутренним смыслом, приобретаемым этим фактом при появлении ведущего мотива деятельности ребенка. У дошкольников развивается эмоциональное предвосхищение, заставляющее их переживать в отношении возможных результатов деятельности.

Значение эмоций в деятельности ребенка меняется в дошкольный период существенно. Если раньше дети могли испытывать радость от получения желаемого результата, то теперь они уже радуются по той причине, что просто результат получают. Если ранее они выполняли нравственную норму для зарабатывания положительной оценки, то теперь они ее выполняют и предвидят, каким образом обрадуются другие люди их поступку.

Таким образом, с одной стороны, эмоциональное развитие происходит через формирование новых мотивов и их соподчинение, а с другой — данное соподчинение обеспечено эмоциональным предвосхищением. Изменения в эмоциональной области связаны с развитием мотивационной и познавательной сферы. Включение речевой составляющей в эмоциональные процессы должно обеспечивать интеллектуализацию. Тогда эмоции становятся более обобщенными и начинают осознаваться.

Первую попытку сдержать свои эмоции (внешние проявления чувств) можно заметить у ребенка в 3 года (например, малыш пытается сдержать слезы, но ему это плохо удается). Старшие дошкольники уже начинают управлять выражением эмоций и воздействуют на себя словами.

Эмоциональное развитие — Психологос

01 окт. 2022 г.

Здоровая эмоциональность

Здоровая эмоциональность — один из типовых ценностных выборов в эмоциональном развитии личности. А именно, это выбор эмоций, решающих жизненные задачи. Как правило, это выбор простых, практичных, сильных и в основном позитивных эмоций.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Направление и идеал эмоционального развития

Направление и идеал эмоционального развития определяется культурой и ценностями человека.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Развитие душевной стабильности

Развитие душевной стабильности предполагает работу по нескольким направлениям

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Развитие эмоциональной сферы и типы личности

Направление развития эмоциональной сферы будет совершенно разным в зависимости от типа личности.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Развитие эмоциональной сферы истероида

0Подробнее

01 янв. 2012 г.

Развитие эмоциональной сферы личности

Чем больше я работаю с людьми, тем более убеждаюсь, что единых рецептов нет. Развитие эмоциональной сферы — задача, актуальная для каждого, но направление этого развития будет совершенно разным в зависимости от типа личности. Каждый тип личности имеет свои задачи, и разговор о развитии эмоциональной сферы должен быть предельно конкретным.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Развитие эмоциональной сферы Переживателя

Переживатель легко входит в негативные переживания и с трудом из них выходит. Здесь окажется и астеник, тревожно-мнительный, и тревожно-ответственный тип личности. Переживатель легко расстраивается по пустякам, в полном шоке от тревожных новостей и в настоящем кошмаре от более-менее серьезных неприятностей. Это человек, который как будто ищет повод расстроиться, тревожиться, попереживать, причем обычно он в это вовлекает и окружающих: «Ты слышала? Это совершенный ужас!». Это не истерик — ему не важно быть в центре внимания, ему важнее, чтобы были расстроены все. Это не человек настроения — переключить на позитив его малореально. Его любимое состояние — ощущение себя Жертвой…

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Развитие эмоциональной сферы человека насторения

Человек настроения — это легкое включение в любые эмоциональные состояния, перепады настроения, шараханье от восторга к отчаянию. Но это не истероид — ему мало важно быть в центре внимания, это не демонстрации для других, это просто очень легкая отзывчивость на все, легкая заражаемость эмоциями и внутренняя эмоциональная нестабильность.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Развитие эмоциональной сферы шизоида

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Развитие эмоциональности

Эмоциональность, а точнее правую эмоциональность, можно развивать, если делать специальные практики и упражнения. Развитие эмоциональности — развитие элементов, из которых состоит эмоциональность.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Эмоциональная компетентность

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

5Подробнее

Эмоциональное развитие — Будь собой

  • Эмоциональное развитие и ощущение себя

    Самоощущение человека сильно зависит от его восприятие себя.

    Зная, что они могут быть успешными в том, что они позволяет детям чувствовать себя компетентными и уверенными, что, в свою очередь, влияет на их эмоциональное развитие.

    Дети, у которых мало опыта успеха, чаще приходится справляться с разочарованием, которое может привести к развитие негативного самоощущения.

    Получая поддержку в обучении ценить свои сильные стороны и усилия, а также силы и усилия других, дети и молодые люди развивают устойчивость , чтобы оправиться от проблем и трудностей.

  • Как педагоги могут поддерживать эмоциональное развитие детей и молодежи?

    Обеспечение эффективной поддержки эмоционального развития детей и молодых людей начинается с обращения внимания на их чувства и наблюдения за тем, как они с ними справляются.

    Многие учебные сообщества включают специальные программы для обучения социальным и эмоциональным навыкам. Этим навыкам также можно обучать и изучать посредством повседневного взаимодействия.

    Настройтесь на чувства и эмоции детей и молодежи

    Некоторые эмоции легко распознать, а другие менее очевидны. Чтобы настроиться на эмоции детей и молодых людей, нужно смотреть на язык их тела, слушать, что они говорят и как они это говорят, и наблюдать за их поведением. Это позволяет вам более эффективно реагировать на потребности детей и молодых людей и предлагать более конкретные рекомендации, помогающие им управлять своими эмоциями.

    Помощь детям и подросткам в распознавании и понимании эмоций

    Общение с детьми и подростками и обучение их эмоциям помогает им лучше осознавать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей. Это также помогает им лучше управлять своими эмоциями с течением времени.

    Установите ограничения на неуместное выражение эмоций

    Сообщите детям и подросткам, что испытывать разные эмоции и чувства — это нормально и нормально. Обучайте языку и навыкам, позволяющим справляться с сильными или трудными эмоциями, такими как гнев и разочарование, в позитивном ключе. Также важно установить ограничения на агрессивное, небезопасное или ненадлежащее поведение.

    Будьте образцом для подражания

    Демонстрируя детям и молодежи различные способы понимания и управления эмоциями, вы помогаете им учиться на вашем примере. Если вы выйдете из себя, извинитесь и покажите, как вы можете загладить свою вину.

    Be You Professional Learning

    Ознакомьтесь с материалами по социальному и эмоциональному обучению (SEL) и обучению устойчивости в области обучения устойчивости.

  • использованная литература

    Совместное для академического, социального и эмоционального обучения (CASEL) (2018). Основные компетенции SEL.  Чикаго: КАЗЕЛЬ. Получено с https://casel.org/core-competencies/.

    Национальный научный совет по развитию ребенка (2004). Маленькие дети развиваются в среда взаимоотношений. Бостон: Гарвардский университет. Извлекаются из http://developingchild.harvard.edu/resources/wp1/.

    Шонкофф, Дж.П., и Филлипс, Д.А. (2000). От нейронов к районам: наука развития раннего детства. Вашингтон: Издательство Национальной академии.

Эмоциональное развитие | Определение, примеры, дети и подростки

Связанные темы:
развитие человека эмоция психологическое развитие

Просмотреть весь связанный контент →

эмоциональное развитие , появление опыта, выражение, понимание и регулирование эмоций с рождения, а также рост и изменение этих способностей в детстве, юности и взрослой жизни. Развитие эмоций происходит в сочетании с нервным, когнитивным и поведенческим развитием и возникает в определенном социальном и культурном контексте.

Младенчество

Выражение эмоций в младенчестве способствует переходу от полной зависимости к самостоятельности. Выражение интереса способствует исследованию и когнитивному развитию. Социальные (преднамеренные) улыбки и другие выражения радости способствуют социальному взаимодействию и здоровым отношениям привязанности с основными опекунами. Выражение грусти побуждает к сочувствию и помогает, а выражение гнева сигнализирует о протесте и дискомфорте. Уникальная склонность младенцев испытывать и выражать определенные эмоции, а также порог выражения этих эмоций обычно называют их темпераментом или характерной эмоциональностью.

Исследователи в целом согласны с тем, что неонатальные (непреднамеренные) улыбки присутствуют при рождении и что социальная улыбка и выражение эмоционального интереса появляются уже в шестинедельном возрасте. К четырем-пяти месяцам младенцы выборочно улыбаются знакомым лицам и другим младенцам, и их опекуны начинают обмениваться с ними положительным эмоциональным обменом.

Исследователи расходятся в своих объяснениях развития и времени возникновения дискретных негативных эмоциональных проявлений. В соответствии с мнением о том, что младенцы выражают негативные эмоции в раннем младенчестве, ученые показали, что младенцы по-разному воспринимают и реагируют на негативные эмоциональные выражения (например, грусть, гнев) других в возрасте четырех месяцев.

В течение второго полугодия жизни, по мере того как младенцы приобретают рудиментарные когнитивные способности и память, они начинают выражать определенные эмоции в зависимости от контекста. Эмоции начинают проявляться динамично по мере того, как младенец начинает играть более непосредственную роль в эмоциональном обмене с опекунами. Эмоциональная связь с опекуном становится все более важной, поскольку младенцы ищут поддержки для исследования и ищут сигналы опасности.

Детство и раннее детство

В период дошкольного возраста в сочетании с быстрым созреванием лобных долей и лимбического контура в головном мозге возникает осознание себя. В результате малыш стремится стать более независимым, и в этой борьбе за автономию усиливается выражение гнева и неповиновения. Способность отличать себя от других также способствует базовому эмпатическому поведению и моральному пониманию. К концу второго года жизни малыши реагируют на негативные сигналы от других и имеют специфические эмоциональные реакции на собственные негативные действия. Эмоции, возникающие при рудиментарном представлении о себе, часто называют эмоциями самосознания и включают стыд, смущение, вину и гордость. Некоторые самосознательные эмоции, такие как гордость и вина, не проявляются до тех пор, пока малыши и маленькие дети не научатся концептуализировать интернализированные стандарты поведения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Когда дети поступают в дошкольные учреждения, они начинают обозначать свои эмоции и полагаться на разговоры об эмоциях в семье, чтобы облегчить себе понимание основных эмоций. Маленькие дети сначала отличают счастье от отрицательных эмоций, а затем начинают отличать отрицательные эмоции, такие как печаль, гнев и страх, друг от друга. Они начинают распознавать эти эмоции по выражению лица, а затем, в среднем детстве, начинают понимать ситуационные детерминанты эмоций. Понимание эмоциональной субъективности также развивается по мере того, как дети узнают, что то, что делает одного ребенка счастливым, может не заставить другого ребенка чувствовать то же самое.

Появление эмоциональной саморегуляции особенно важно в раннем детстве и происходит в контексте отношений в семье и со сверстниками. Открытое выражение положительных эмоций и теплые поддерживающие отношения между родителями и детьми способствуют эффективной эмоциональной саморегуляции. С другой стороны, частое выражение негативных эмоций в семье и жесткие карательные дисциплинарные меры усиливают переживания тревожных и нерегулируемых эмоций, которые могут привести к психопатологии. Соответствующие отношения со сверстниками, характеризующиеся совместной игровой деятельностью, также важны для развития эмоциональной регуляции в раннем детстве. Дети приобретают эмоциональное понимание и способность к сопереживанию и помогающему поведению благодаря хорошо отрегулированному эмоциональному обмену со сверстниками.

Среднее и позднее детство

В среднем и позднем детстве формируются устойчивые представления о себе, основанные на типичных эмоциональных переживаниях ребенка. Благодаря повышенной способности к саморефлексии дети начинают понимать свои сознательные эмоции. В результате постоянное переживание паттернов самосознательных эмоций оказывает влияние на самооценку ребенка. Например, склонность испытывать стыд, а не вину в ответ на негативные проступки, влияет на зарождающуюся самооценку ребенка и может стимулировать склонность реагировать агрессией или насилием.

Также в среднем и старшем детстве дети начинают понимать, что одна ситуация или событие может привести к возникновению множества смешанных эмоций. Например, дети старшего возраста понимают, что прощальная вечеринка для брата или сестры, который уезжает в колледж, может быть как радостным, так и печальным событием для ребенка и его брата или сестры. Эта способность, вероятно, возникает вместе с когнитивной способностью понимать несколько аспектов ситуации, называемой децентрацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *