Эллис рационально эмоциональная терапия: Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса | Материал по психологии по теме:

Эллис рационально эмоциональная терапия: Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса | Материал по психологии по теме:

Содержание

Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса | Материал по психологии по теме:

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса

Основатель РЭТ А. Эллис (р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В пятидесятые годы двадцатого века А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психологии. Одним из таких положений, часто цитируемым А. Эллисом, является высказывание стоика Эпиктета: “Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят”. Уже в этом положении легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания. Отсюда — основной предмет направленности его усилий в рационально-эмотивной терапии: способы рассуждения и действий. А. Эллис — по-видимому, под влиянием А. Адлера — значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию Я-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

Представление о человеке. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д. 

Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения суть абсолютное мерило его жизненного успеха. Человек — существо, чрезвычайно подверженное различн

Рационально эмотивная терапия Эллиса

Основатель РЭТ Альберт Эллис сформулировал ряд положений, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, является высказывание:

«Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят»
Эпиктет

Основываясь на подчеркнуто-научных подходах в структуре индивидуального сознания, А. Эллис стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.

А. Эллис считает, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д. Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения — абсолютные мерила его жизненного успеха. К тому же человек — существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям на всех уровнях — от биологического до социального.

Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному А. Эллис не склонен.

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это «чистая» информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.

Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий — их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки).

Источник психологических нарушений — это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

Важным в РЭТ является понятие «ловушка», т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

Возникновение психологических проблем у клиента связано с функционированием системы иррациональных установок.

В концепции Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия приятно, человек должен чувствовать себя достаточно уязвимым и в так

Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии (fb2) | КулЛиб

Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии (fb2) | КулЛиб — Классная библиотека! Скачать книги бесплатно — Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии 1.27 Мб, 371с.  (читать) (читать постранично) (скачать fb2) (скачать исправленную) — Альберт Эллис — Уинди Драйден

Настройки текста:

Цвет фоначерныйсветло-черныйбежевыйбежевый 2персиковыйзеленыйсеро-зеленыйжелтыйсинийсерыйкрасныйбелыйЦвет шрифтабелыйзеленыйжелтыйсинийтемно-синийсерыйсветло-серыйтёмно-серыйкрасныйРазмер шрифта14px16px18px20px22px24pxШрифтArial, Helvetica, sans-serif»Arial Black», Gadget, sans-serif»Bookman Old Style», serif»Comic Sans MS», cursiveCourier, monospace»Courier New», Courier, monospaceGaramond, serifGeorgia, serifImpact, Charcoal, sans-serif»Lucida Console», Monaco, monospace»Lucida Sans Unicode», «Lucida Grande», sans-serif»MS Sans Serif», Geneva, sans-serif»MS Serif», «New York», sans-serif»Palatino Linotype», «Book Antiqua», Palatino, serifSymbol, sans-serifTahoma, Geneva, sans-serif»Times New Roman», Times, serif»Trebuchet MS», Helvetica, sans-serifVerdana, Geneva, sans-serifWebdings, sans-serifWingdings, «Zapf Dingbats», sans-serif

Насыщенность шрифтажирныйОбычный стилькурсивШирина текста400px500px600px700px800px900px1000px1100px1200pxПоказывать менюУбрать менюАбзац0px4px12px16px20px24px28px32px36px40pxМежстрочный интервал18px20px22px24px26px28px30px32px

От авторов

По рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) опубликовано немало превосходных специальных работ, включая и несколько наших собственных (Bernard, 1991; Bernard & Wolfe, 1993; Dryden, 1994a, 1994b, 1995a, 1995b; Dryden & DiGiuseppe, 1990; Dryden & Hill, 1993; Dryden &Neenan, 1995; Ellis, 1985c, 1994c, 1996a; Ellis & Crieger, 1986; Walen, DiGiuseppe, & Dryden, 1992; Yankura & Dryden, 1990,1994).

Однако ни в одной из этих книг нет систематического описания клинического применения РЭПТ, например, ее использования в индивидуальной, супружеской, семейной, групповой и интенсивной терапии. Таким образом, работы, в которой бы систематически обобщался порядок проведения РЭПТ, до сих пор не было.

Ранее мы публиковали статьи и монографии, охватывающие важные аспекты практики РЭПТ (Dryden, 1985b; Ellis, 1971а, 1985с, 1993b), однако некоторые из этих работ уже устарели и более не издаются. Поэтому в данной работе мы пересмотрели и модернизировали материал прошлых лет и добавили несколько глав по новым разработкам РЭПТ — в общем, попытались создать книгу, которая бы предоставляла всеобъемлющую картину по проведению РЭПТ. Такое изложение принципов РЭПТ позволило бы любому заинтересованному психотерапевту эффективнее использовать ее основные клинические приемы.

Эта книга не раскрывает всех аспектов РЭПТ. В некоторых из уже упомянутых публикаций те или иные способы применения РЭПТ описываются более подробно, здесь же о них говорится лишь вскользь. То же самое можно сказать и об использовании РЭПТ в психологической просветительской практике, например, на курсах, семинарах и интенсивных рационально-эмоциональных поведенческих тренингах. Однако специалисты, желающие использовать наиболее популярные клинические методы РЭПТ, найдут в этой книге их самое детальное описание Мы не ждем, что данная работа заменит собой все другие публикации по РЭПТ, но в то же время надеемся, что она станет существенным и полезным дополнением к ним.

Альберт Эллис, PhD

УиндиДрайден, PhD

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга является результатом более чем 50-летней истории развития когнитивно-эмоциональной поведенческой психотерапии. Безусловно, главная роль в развитии этого метода немедицинской психотерапии принадлежит Альберту Эллису. Созданный им и разработанный в деталях новый метод психотерапии получил широкое распространение в мире и пользуется на сегодняшний момент заслуженным признанием как психотерапевтов, так и их клиентов, о чем свидетельствует успех института Эллиса и написанных им книг.

Альберт Эллис родился в Питтсбурге в 1913 году и вырос в Нью- Йорке. Так или иначе, вся профессиональная деятельность Эллиса связана с этим городом, доставившим ему много неприятностей. Лишь высокая степень уверенности в себе и умение извлекать пользу из жизненных трудностей путем их рациональной проработки и решения проблем позволили Эллису найти способ помощи в преодоление трудностей другим людям. Проблемы со здоровьем еще в раннем детстве заставили Эллиса сменить занятия спортом на чтение, конфликты в семье (родители Эллиса развелись, когда ему было 12 лет) научили Эллиса внимательно относиться к внутреннему миру человека и стремиться к пониманию других людей.

Первоначально Эллис планировал заняться литературной деятельностью. Он хотел получить специальность экономиста, чтобы к 30 годам заработать дос

Глава 7. Рационально-эмотивная психотерапия: Эллис

 

Вероятно, одной из наиболее известных и ранних попыток привнести в психотерапию логику и рассуждение является подход Альберта Эллиса, впервые изложенный в нескольких журнальных статьях. Первоначально названный рациональной психотерапией,он с 1962 г. получил наименование рационально-эмотивной терапии(РЭТ) (rational-emotive therapy

, RET).

Альберт Эллис (род. в 1913 г.) получил степень бакалавра в 1934 г. в Сити колледже в Нью-Йорке; звание магистра и доктора философии ему было присвоено соответственно в 1943 г. и 1947 г. в Колумбийском университете. Эллис начал частную практику в сфере брачного, семейного и сексуального консультирования в 1943 г. В связи со своим интересом к психоанализу Эллис прошел психоаналитическое обучение и трехгодичный личный анализ. Он какое-то время работал клиническим психологом в клинике психической гигиены в государственном диагностическом центре, главным психологом Департамента учреждений и агентств штата Нью-Джерси, а также инструктором в Рутжеровском и Нью-Йоркском университетах. Основная часть его профессиональной деятельности, однако, была посвящена частной практике. Несмотря на это, он занимался активной лекторской работой и проводил семинары по терапии РЭТ по всему миру и сейчас продолжает это делать.

В 1958 г. он основал Институт рациональной жизни (Institute for Rational Living),а в 1968 г. — Институт усовершенствования в области рациональной психотерапии (Institute for Advanced Study in Rational Psychotherapy),исполнительным директором которого он в настоящее время является. Кроме обучения РЭТ Институт предлагает уроки в Школе жизни (Living School),где нормальных детей обучают принципам рационально-эмотивной психологии.

Эллис получил множество наград, в частности «За выдающийся профессиональный вклад в развитие знаний» от Американской психологической ассоциации (см. American Psychologist,1986, 41,pp. 381-397), звание «Гуманист года» от Американской гуманистической ассоциации и награду за личное развитие от Американской консультативной ассоциации.

Эллис, дипломант в области клинической психологии Американского комитета профессиональной психологии, опубликовал множество своих трудов. Он является автором многочисленных популярных и научных книг по вопросам секса и сексуальности. Эллис был одним из трех психотерапевтов в серии фильмов под общим названием «Три подхода к психотерапии» продюсера Эверетта Л. Шострома. Он распространил рационально-эмотивный подход на групповую психотерапию и группы встреч. Эллис опубликовал принципы своего подхода в ряде книг и статей. Биография Эллиса подготовлена Вайнером (Wiener, 1988).

 

 

Становление и развитие

 

На заре своей практики в области консультирования супругов Эллис уделял внимание предоставлению авторитетной информации. Вместе с тем он стал осознавать, что проблемы, с которыми обращаются к нему клиенты, часто обусловлены отсутствием необходимой информации или знаний; его клиенты также страдали психологическими или эмоциональными расстройствами. Он обратился за помощью к психоанализу и, пройдя обучение и личный анализ, начал заниматься традиционным психоанализом. Несмотря на свои значительные успехи как психоаналитика (по его словам, заметное улучшение наступало у 50% всех его пациентов и 70% пациентов-невротиков), он не был удовлетворен этими результатами и, что более важно, теорией и техниками психоанализа. Эллис ощущал, что пассивность и бездеятельность ортодоксального психоанализа идут вразрез с его собственной личностью и темпераментом.

«Если мне кажется, что я отлично знаю причины проблем пациента, почему я должен пассивно ожидать, иногда в течение нескольких недель и даже месяцев, пока он, по собственной инициативе, покажет мне, что полностью «готов» принять мои толкования? Почему, когда пациентам с трудом даются свободные ассоциации, когда они за всю сессию могут вымолвить всего несколько слов, я не должен помочь им наводящими вопросами или замечаниями?» (Ellis, 1962, р. 7.)

В результате своей неудовлетворенности Эллис внес изменения в неофрейдистский подход, а впоследствии и в психоаналитическую терапию, активизировав процесс. Несмотря на явное повышение эффективности (значительного улучшения достигали 63% всех пациентов и 70% пациентов-невротиков), причем это отнимало меньше времени и усилий, Эллис по-прежнему был недоволен. Хотя его пациенты достигали инсайта относительно собственного поведения и его причин, они не всегда менялись в лучшую сторону.

Эллис заинтересовался теорией научения (то есть обусловливания) и попытался применить ее для разрушения условных рефлексов у своих пациентов путем привлечения их к подходящим терапевтическим видам деятельности. И вновь ему показалось, что эта направленная на деятельность эклектическая терапия более эффективна, но неудовлетворенность не оставляла Эллиса. Его рациональный подход начал развиваться именно в этот момент (в 1954 г.). Эллис убедился, что иррациональные, невротические ранние навыки обладают значительной стойкостью, поскольку индивиды упорствовали в переобучении себя этим навыкам, оказывая сопротивление терапии и достижению инсайтов. Тогда Эллис принялся обучать своих пациентов изменять мышление и принимать рациональный подход к проблемам. Он видел, что до 90% людей после применения этого метода в течение 10 и более сессий достигали заметного и даже значительного улучшения.

Принципы терапии РЭТ были сформулированы в ряде статей, выходивших начиная с 1955 г. (Ellis, 1955a, 1955b, 1956, 1957a, 1957b, 1958, 1959), а наиболее полно они были изложены в книге «Разум и эмоции в психотерапии» (Reason and Emotion in Psychotherapy,Ellis, 1962). Последние работы Эллиса (Ellis, 1987a, 1988b, 1989; Ellis & Dryden, 1987; Ellis & Grieger, 1977a; Ellis & Whiteley, 1979) дополнили и развили уже сформулированную теорию.

 

 

Философия и концепции

 

Дав своему подходу название «рациональная терапия», Эллис впоследствии отказался от него, поскольку возникала путаница с другими «рациональными» подходами и классической рационалистической философией, от которой он хотел отмежеваться. Вместе с тем он сочувственно относится к современному рационализму или неорационализму, который вносит в науку и поиск истины логику и разум в отличие от сверхъестественных тенденций, мистицизма и догматизма. Кроме того, Эллис разделяет цели жизни современных экзистенциалистов и приемлет следующие принципы (Braaten, 1961).

«1) Человек, ты свободен, самоопределяйся; 2) культивируй собственную индивидуальность; 3) живи в согласии со своим ближним; 4) высшим мерилом являются твои собственные переживания; 5) целиком пребывай в текущем моменте; 6) истина заключается в действии; 7) ты можешь скачком выйти за пределы своих возможностей; 8) творчески используй свои возможности; 9) делая свой выбор, выбирай в пользу человека и 10) тебе следует принять ограниченность своих возможностей.»

Эллис утверждает, что концепции, составляющие его систему, не являются оригинальными. Хотя многие из них он открыл на собственном опыте, он признает, что некоторые из них были ранее сформулированы древними и современными философами, психологами, психотерапевтами и социологами (Ellis, 1979c, 1987а).

 

Допущения

 

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) основывается на ряде допущений о человеческой природе и происхождении человеческих несчастий, или эмоциональных нарушений (Ellis, 1988b, 1989, 1993). Вот некоторые из этих допущений.

1. Люди сочетают в себе рациональное и иррациональное. Когда они мыслят и действуют рационально, более вероятно, что они будут эффективны, счастливы и компетентны.

2. Эмоциональное или психологическое нарушение — невротическое поведение — является результатом иррационального и нелогичного мышления. Мысли и эмоции неразделимы. Эмоции сопровождают мышление, а мышление, как правило, предвзято, субъективно и иррацион

Rational Emotive Behavior Therapy

Альберт Эллис, важный участник идей, лежащих в основе когнитивно-поведенческой терапии и основатель Rational Emotive Behavior Therapy (REBT), обнаружил, что убеждения людей сильно влияют на их эмоциональное функционирование. В частности, некоторые иррациональные убеждения заставляли людей чувствовать себя подавленными, тревожными или злыми и приводили к саморазрушающемуся поведению.

Когда Эллис представил свою теорию в середине 1950-х годов (Ellis, 1962), роль познания в эмоциональных расстройствах не была полностью рассмотрена в области психологии. Эллис разработал теорию и терапию REB в ответ на то, что он считал неадекватными методами психоанализа и бихевиоризма. Он объяснил недостаток техник двух лагерей их концептуальным представлением о личности и эмоциональным расстройством. Эллис чувствовал, что игнорирование той роли, которую мышление играет в эмоциональном расстройстве, ни психоаналитическая теория, ни теория поведения не могут объяснить, как люди изначально были обеспокоены и как они оставались обеспокоенными.

Слово «вера» означает убежденность в истинности, действительности или обоснованности чего-либо.Итак, убеждение — это мысль с эмоциональным компонентом (убеждением) и фактическим компонентом (истина, действительность или обоснованность). Убеждения могут быть как положительными, так и отрицательными. Негативное убеждение не обязательно плохо; однако, когда кто-то верит во что-то ложное, отрицательное убеждение имеет тенденцию превращаться в то, что Эллис назвал «иррациональным». Иррациональные убеждения не благоприятствуют счастью и удовлетворенности и определенно бесполезны для удовлетворения основных желаний человека — любви и одобрения, комфорта и достижений или успеха.

Основные иррациональные убеждения

  • Требовательность или абсолютизм — негибкие, догматические, крайние убеждения, о которых свидетельствуют такие слова, как «должен, должен, должен и нужно» (например, «Мне не должно быть больно» или «Я должен уметь делать то, что делал раньше »). Это не должно, как в фразе «Я должен пойти в магазин за молоком», а скорее должен с большой буквы «S», то есть требование.
  • Спрос на любовь и одобрение почти от всех, кого считают важным
  • Спрос на успех или достижения В вещах, которые кажутся важными
  • Спрос на комфорт или почти полное отсутствие разочарования или дискомфорта.

Когда кто-то придерживается одного из этих иррациональных убеждений, он также склонен придерживаться одного или комбинации следующих иррациональных убеждений.

  • Ужас — относится к 100% катастрофическим убеждениям, обозначенным такими словами, как катастрофа, ужасный или ужасный и катастрофа.
  • Низкая толерантность к разочарованию — убеждения, обозначенные такими словами, как невыносимые, невыносимые и слишком жесткие.
  • Global-Rating — убеждения, в которых вы осуждаете или обвиняете всю свою личность или чью-то основную ценность каким-либо важным образом.Глобальный рейтинг обозначается такими словами, как неудачник, никчемный, бесполезный, идиот, тупой.

Модель эмоционального расстройства ABCDE

Альберт Эллис считал, что люди развивают иррациональные убеждения в ответ на блокировку предпочтительных целей. Он установил это в модели ABCDE (Ellis and Dryden, 1987). «А» означает «Активизирующее событие или несчастье». Это любое событие. Это просто факт. «Б» означает иррациональное представление о событии в «А». Затем эта вера приводит к «С» — эмоциональным и поведенческим последствиям.«D» обозначает споры или аргументы против иррациональных убеждений. E означает Новый эффект или новые, более эффективные эмоции и поведение, возникающие в результате более разумного размышления об исходном событии.

Обсуждение иррациональных убеждений

При оспаривании иррациональных убеждений важно использовать силу или энергию. Спор — это не только рациональный или когнитивный метод, но и эмоциональный метод преобразования иррациональных убеждений в рациональные.

Спор иррациональных убеждений Продолжение…

Рациональные убеждения гибки и основаны на предпочтениях, а не на экстремистских требованиях комфорта, успеха и одобрения.Вера также развивает эмоциональный компонент после того, как она неоднократно практикуется. К сожалению, люди могут репетировать ложные идеи и развивать иррациональные убеждения. Обычно здравый смысл подсказывает нам, что иррациональное убеждение ложно, но с этой здравой мыслью связано мало эмоций. Другими словами, можно увидеть, что идея неверна, но она кажется верной. Люди склонны путать это чувство, потому что оно настолько сильное, с правдой, а затем склонны заниматься деятельностью, которая поддерживает иррациональное убеждение.Чтобы оспорить иррациональные убеждения, нужно задать себе несколько простых вопросов.

  1. Эмпирический или научный спор . Спросите: «Где доказательство того, что это убеждение истинно?» Задавая этот вопрос, человек ищет научное доказательство обоснованности иррационального убеждения. Например, иррациональное убеждение Джона состоит в том, что его любовный интерес, Джейн, не должен отвергать его. Но Джон очень расстроен и отвергнут, потому что Джейн отвергла его на свидание за ужином, и он думает, что не может выдержать этого отказа и что это просто ужасно! Где доказательство того, что его вера в то, что Джейн не должна отвергать его, верна? Нет.Фактически, она отвергла его, поэтому иррациональное убеждение, что она не должна отвергать его, явно ложно. Если бы Джон изначально не придерживался своего иррационального убеждения в отношении Джанет, он не чувствовал бы себя слишком грустным или отвергнутым.
  2. Функциональный спор . Спросите: «Помогает ли мне моя иррациональная вера или от этого становится хуже?» Другими словами, помогает ли вера достичь основных целей? Эта вера помогает счастью или вредит ему? Было ясно, что иррациональная вера Джона заставляла его чувствовать себя хуже, когда его вера сталкивалась с фактами.
  3. Логический спор . Спросите «логично ли это убеждение? Соответствует ли это здравому смыслу? » С помощью этого вопроса человек ищет способы, которыми вера не проистекает из предпочтений в отношении любви и одобрения, комфорта и успеха или достижений. Может происходить чрезмерное обобщение. Есть ли смысл в том, что Джанет не должна отвергать Джона, потому что он считает, что она не должна? Три основные цели человека: любовь и одобрение, комфорт и успех или достижение — это желания. Это предпочтения или желания.Когда вы занимаетесь требовательным или абсолютистским мышлением, эти предпочтения становятся абсолютными (Ellis and Dryden, 1987).

Предпочтения не являются законами природы. Хотя верно то, что люди имеют эти основные желания или предпочтения в своей жизни, это не означает, что эти предпочтения обязательно достигаются. Помните, что в Декларации независимости Томас Джефферсон заявляет, что у нас есть право на жизнь, свободу и стремление к счастью. У нас нет неотъемлемого права на счастье, а только право добиваться его.Причина, по которой он не говорит, что мы имеем право на счастье, заключается в том, что счастье не является законом природы. То, что нам нравится счастье, кажется законом, а стремление к счастью — законом нашей природы. То, что мы любим любовь и одобрение, комфорт и успех, — это факт. Но если нам что-то нравится, или мы чего-то хотим, или что-то предпочитаем, это не означает, что мы должны это иметь. Мы определенно страдаем, если не испытываем счастья или не достигаем наших целей; это правда. Это не закон, который мы должны иметь.Если бы это был закон природы, мы были бы просто счастливы — наши желания любви, комфорта и успеха существовали бы для всех как факт. И у Джефферсона не было бы причин заявлять, что мы имеем право стремиться к счастью. Он бы просто сказал, что мы имеем право на счастье.

Любое иррациональное убеждение проистекает из основных утверждений «должен», «должен», «должен», «необходимо». Нелогичные выводы о низкой толерантности к фрустрации, ужасу, самоуничижению или иному унижению (глобальный рейтинг) — все вытекают из требований комфорта, любви и одобрения, а также успеха или достижений. В логическом споре первый вопрос, который нужно задать: «Мои выводы проистекают из моих предпочтений или из каких-то требований, которые я сделал?» Давайте посмотрим, как требование может привести к ложным выводам.

Утверждение «у всех собак должна быть белая шерсть», сопровождаемое присутствием того, что кажется собакой с черной шерстью, приводит нас к неверному заключению, что это похожее на собаку существо с черной шерстью не является собакой. Когда мы говорим: «Мне нужны любовь и одобрение» и не получаем этого от кого-то, кого считаем важным, мы склонны делать вывод, что это ужасно, что это невыносимо и, возможно, мы недостойны.

Мы также можем оспорить эти выводы как нелогичные. Если бы не получить желаемой любви было бы ужасно или невыносимо, мы бы просто упали замертво. Мы не сможем выжить. И если мы придем к выводу, что мы недостойны или нелюбимы из-за того, что не получаем чьей-то любви, мы также делаем ложное заявление. Невозможно, чтобы основная ценность человека была основана на любви или одобрении одного конкретного человека. Это наше суждение о себе заставляет нас чувствовать себя плохо или хорошо.Когда мы судим о своей самооценке по внешним событиям, мы делаем вывод, что наша ценность как личности зависит от получения чьей-то любви или одобрения, а это явно не так.

Источники

Эллис, А. (1962). Разум и эмоции в психотерапии. Нью-Йорк: Лайл Стюарт.

Эллис, А. и Драйден, В. (1987). Практика рациональной эмоциональной терапии. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Springer.

Доктор Йорн — эксперт по рациональной эмоциональной поведенческой терапии (REBT), обученный Альбертом Эллисом.Она специализируется на лечении хронических болей с 1993 года. Она является лектором и писателем по обезболиванию и REBT. Она является основателем Беркширского института терапии рационального эмоционального поведения .

Библиотека REBT — Сеть REBT: Альберт Эллис

Библиотека REBT

REBT может применяться для решения широкого круга проблем, включая депрессию, тревогу, управление гневом, злоупотребление наркотиками и алкоголем, потерю веса, трудности в отношениях, управление стрессом и множество других жизненных невзгод.

Премия APA Альберту Эллису за выдающийся вклад в психологию

Для человека, который почти в одиночку произвел революцию в психологии и консультировании в середине 1950-х годов, высшая награда была вручена ему президентом Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в психологию на протяжении всей жизни. Подробнее (PDF)

REBT Форма оспаривания иррациональных убеждений (DIBS)

REBT учит людей искать и оспаривать свои иррациональные убеждения.Вы можете повысить свой разум и уменьшить свои иррациональные убеждения, тратя несколько минут каждый день на ответы на ряд вопросов о своих иррациональных убеждениях. Чтобы получить наилучшие результаты от формы REBT «Обсуждение иррациональных убеждений», внимательно обдумывайте каждый вопрос и не полагайтесь на хорошо отрепетированные ответы.

Онлайн-форма самопомощи REBT

Формы самопомощи REBT используются с 1968 года. Доктор Эллис настоятельно рекомендует вам постоянно использовать формы самопомощи, чтобы изменить свои иррациональные убеждения. Если вы хотите повысить свой разум и уменьшить свои иррациональные убеждения, вы можете ежедневно тратить несколько минут, используя онлайн-форму самопомощи REBT.

Что такое иррациональное?

В течение первых лет практики REBT доктор Эллис увидел, что практически все его клиенты придерживались примерно дюжины иррациональных убеждений, которые приводили к нездоровым эмоциям и саморазрушающемуся поведению. Хотя в своих более поздних работах он сумел объединить исходные иррациональные идеи в 3 основных убеждения, может быть полезно знать об исходных идеях, которые д-р.Эллис отметил и причины, по которым он назвал их иррациональными. Подробнее

Три основных требования

Все мы выражаем себя по-разному, но иррациональные убеждения, которые нас расстраивают, можно разделить на три основных рубрики. Каждое из этих основных убеждений содержит абсолютистское must или требование. Эти три основных направления и можно резюмировать следующим образом . .. Более

Степень безумия в текущем политическом дискурсе

Д-р Джом Минор исследует уровень «неразумного» дискурса в преддверии U.С. президентские выборы и утверждает, что дискурс мог бы быть более разумным, если бы мы применили учения Альберта Эллиса и Альфреда Коржибски. Подробнее

Ценности REBT, способствующие психическому здоровью

Доктор Пэм Гарси показывает, как ценности REBT способствуют психическому здоровью и благополучию. Многим клиентам выгодно сочетать ценности REBT с регулярным процессом оспаривания своих иррациональных убеждений. Подробнее

Удовольствие: цель на сегодня И завтра

Альберт Эллис советует нам искать удовольствия как в будущем, так и в настоящем, и рекомендует уравновесить две конкурирующие поговорки: (1) живите так, как будто это будет последний день вашей жизни, и (2) живите сегодня, как если бы ты будешь жить вечно.У большинства из нас нет проблем с первой поговоркой, но, как объясняет Уилл Росс в книге «Удовольствие: цель на сегодня» И «Завтра», выполнить вторую задачу намного труднее, но не невозможно.

Победите промедление сейчас!

Новая электронная книга доктора Билла Кнауса показывает, как преодолеть промедление. Сделайте сегодня свой день отказа от членства в клубе проэрастинаторов. Вы сделаете больше и получите больше удовольствия. Щелкните здесь, чтобы прочитать электронную книгу (PDF)

Хорошие новости о плохом поведении

Уилл Росс показывает, почему чувство вины контрпродуктивно.Многие люди считают чувство вины уместным и полезным. Они утверждают, что без чувства вины у нас был бы моральный хаос, когда все делали бы то, что им заблагорассудится, без учета последствий. Но тщательное изучение вины показывает, что это еще не все, что нужно, и есть хорошие новости о плохом поведении.

Как вылечить разбитое сердце

Лучший способ справиться с нарушенными отношениями — это преодолеть их; лучшее время, чтобы преодолеть это сейчас. Есть старая поговорка, что время лечит разбитое сердце.Спустя месяцы или годы раны заживают, и вы можете продолжать жить своей жизнью. Но зачем ждать месяцы или годы? Почему бы не преодолеть это сегодня? Зачем подвергать себя одной минуте страданий, не говоря уже о месяцах или годах? Легче сказать, чем сделать? Конечно. Это непросто, но и возможно. Подробнее

Новый праймер REBT от Альберта Эллиса и Дебби Джоффе-Эллис

Долгожданная книга: Рациональная терапия эмоционального поведения Альберта Эллиса и Дебби Джоффе Эллис теперь доступна.Этот новый том является частью серии «Теории психотерапии», опубликованной Американской психологической ассоциацией (APA). Щелкните здесь, чтобы прочитать обзор (PDF)

Все готово! Автобиография

Робин Торберн рассматривает недавно опубликованную автобиографию доктора Альберта Эллиса. Он заключает: «Эту книгу должен прочитать всякий, кто интересуется людьми; это страстно написано с огромными знаниями … Короче говоря, это поразительное, открывающее видение человека, который успешно изменил психотерапию по существу блестящим, глубоким и действительно эффективным способом, а затем в конечном итоге добился признания со стороны выдающихся фигур и лидеров, включая Далай-лама. Лама, мэр города Нью-Йорка, президенты Клинтон и Буш.Щелкните здесь, чтобы прочитать обзор (PDF)

Бесплатный ускоренный курс для успешного поиска работы

Пройдите этот бесплатный курс поиска работы, созданный доктором Биллом Кнаусом, и изучите 10 основных методов поиска работы, 12 важнейших ресурсов поиска и простой в использовании набор для эмоционального выживания, чтобы избежать стресса при поиске работы. Выберите нужные вам детали. Нет оценок. Работа, которую вы получите, — ваша награда. Нажмите здесь, чтобы пройти курс

Призыв Альберта Эллиса

Д-р Дебби Джоффе-Эллис обсуждает призыв своего покойного мужа д-раАльберт Эллис, в своем выступлении ее пригласили выступить на 117 -м ежегодном съезде APA , который проходил в Торонто в августе 2009 года. Доктор Джоффе-Эллис любезно разрешил сети REBT опубликовать ее стенограмму. talk (PDF), который был получен по приглашению отдела СМИ АПА (Отдел 52).

Настоящий REBT жив и работает в Кортрейке с доктором Дебби Джоффе-Эллис

Дебби Джоффе-Эллис представляет программную речь и семинар по REBT в университете Като, бельгийский город Кортрейк, 14 мая 2009 года.Читайте о мероприятии.

Выпущена серия книг, посвященных памяти Альберта Эллиса

Серия будет включать книги для профессионалов, самопомощь по психологии, теорию и практику психотерапии, применение философии в клинической практике, профессиональные руководства для работы с особыми группами населения, а также учебные материалы для учебных заведений и колледжей. Узнайте больше о Tribute Series

Как побороть свои разочарования

Сеть REBT рада объявить о выпуске How to Conquer Your Frustrations by Dr.Уильям Дж. Кнаус. Эта электронная книга (PDF) доступна для бесплатной загрузки. Сеть благодарна Биллу Кнаусу за то, что он сделал эту книгу доступной для всех. Как победить свои разочарования показывает вам, как достичь того, чего вы хотите в жизни, и как применять революционные стратегии снижения стресса, чтобы избавиться от деструктивных привычек, среди которых курение и переедание, а также от нетерпения, беспокойства и депрессии. , и скука. Загрузите бесплатную электронную книгу.

REBT движется вперед

Завершились первые две из серии конференций на высшем уровне по REBT.После последнего саммита прошла специальная встреча по обучению и развитию. Итоги конференции на высшем уровне и учебной конференции указывают на захватывающее будущее REBT. Больше.

Создан Международный комитет по развитию рационального эмоционального воспитания

Создание международного комитета по развитию рационального эмоционального образования — важный шаг на пути к внедрению REBT среди школьников по всему миру. Больше.

Мемориальная служба Альберта Эллиса

Официальный мемориал Др.Альберт Эллис был проведен в Колумбийском университете 28 сентября 2007 года. Длинный список выступающих воздал должное основоположнику терапии рационального эмоционального поведения. Подробнее (PDF).

Дань Альберту Эллису

В августе 2007 года Американская психологическая ассоциация провела свой 115-й ежегодный съезд в центре Москоне в Сан-Франциско. Важным событием на съезде этого года была дань уважения доктору Альберту Эллису. Участники дискуссии любезно разрешили сети REBT опубликовать свои выступления.

Рациональное радио

Мика Перкинс представляет серию подкастов, в которых излагаются основы REBT. Слушайте здесь

Под влиянием

Стив Лейк рассматривает « Под влиянием: размышления Альберта Эллиса в работах других» «Этот сборник эссе устанавливает примат работ Эллиса по ряду тем в психотерапии. Прочтите обзор.

Альберт Эллис и Дебби Джоффе Эллис размышляют о том, что заставляет их отношения работать

Доктор.Дэниел Экштейн собирается опубликовать книгу о спасении отношений. В прошлом году он попросил Альберта Эллиса и Дебби Джоффе Эллис рассказать об их отношениях и о том, что заставило их работать. Это то, что Эл и Дебби сказали об их отношениях 14 марта 2006 года.

Бесплатная электронная книга: рациональное эмоциональное воспитание

«В этом руководстве, рационально-эмоциональное образование, он [автор, доктор Билл Кнаус] прямо, прямо и без всякой ерунды показывает почти любому заинтересованному учителю, как он или она могут использовать REE в ходе обычных уроков в классе. и другие мероприятия.»- Альберт Эллис, из предисловия. Чтобы загрузить эту бесплатную электронную книгу, щелкните эту ссылку правой кнопкой мыши и выберите» Сохранить цель как «.

Очерк месяца

Основная образовательная цель — помочь учащимся использовать свои ресурсы для решения проблем и изменений, с которыми они неизбежно столкнутся в школьные годы и в жизни. Рациональное эмоциональное образование (REE) поддерживает эту цель. Доктор Билл Кнаус, основатель Rational Emotive Education, описывает программу, исследования и возможности развития для расширения модулей уроков REE.Рациональное эмоциональное образование: прошлое, настоящее и будущее

Профиль убийцы из Вирджинии

После недавних убийств в Технологическом университете Вирджинии доктор Билл Кнаус, основатель Rational Emotive Education, представляет Профиль убийцы Технологического института Вирджинии и утверждает, что преподавание программ позитивного психического здоровья в школах, включая REBT, может помочь чтобы уменьшить частоту этих трагедий.

Депрессию можно победить

В прошлом месяце доктор Билл Кнаус обсуждал связь между праздниками и депрессией.В этом месяце доктор Кнаус обсуждает альтернативы антидепрессантам при лечении депрессии и показывает, что депрессию можно победить.

REBT Отражения

Независимо от того, являетесь ли вы новичком в REBT или уже давно практикующим, вам предлагается поделиться своими размышлениями об Альберте Эллисе и REBT. Все представленные материалы будут рассматриваться для публикации в разделе «REBT Reflections» этого веб-сайта.

Фото галерея

Доктор Эллис и Дебби Джоффе-Эллис представляют REBT студентам-психологам из Санкт-Петербурга.John’s University — ноябрь и декабрь 2006 г. «См. Фотографии.

Альберт Эллис и видео REBT

Коллекция видеороликов со всего Интернета, на которых доктор Альберт Эллис обсуждает различные аспекты теории и практики REBT. Подробнее

Обращение к праздничному блюзу и депрессии

Д-р Билл Кнаус обсуждает связь между праздниками и депрессией. День Благодарения в течение Нового года — это время для возобновления старых знакомств, праздничных вечеринок, собраний за столом на праздник Благодарения, покупки подарков, пения колокольчиков и принятия новогодних решений.Это счастливое время года? Иногда. Подробнее

Почему я использую REBT

Джон Минор, это первая из серии личных эссе, отражающих точку зрения писателей на то, где REBT является частью картины их жизни. Подробнее

Интервью: Трехминутный терапевт

Доктор Пэм Гарси берет интервью у доктора Майкла Эдельштейна о влиянии REBT на его работу. Доктор Гарси и доктор Эдельштейн посвящают интервью Альберту Эллису по случаю его 93-летия.Подробнее (вне сайта)

Победите промедление сейчас!
Д-р Уильям Дж. Кнаус

На следующих страницах мы рассмотрим прокрастинацию как увлекательную, сложную и универсальную часть жизни. Мы начнем с изучения того, что такое прокрастинация, а позже — что это не так. Мы рассмотрим два основных типа прокрастинации: социальный дедлайн и виды личного развития. Далее мы рассмотрим осложнения прокрастинации и то, почему прокрастинацию бывает сложно преодолеть. После этого вы узнаете о трехэтапной программе по сдерживанию прокрастинации.Наконец, мы рассмотрим финальную стадию прокрастинации. Этот финал сводится к тому, что эмоционально требуется, чтобы выдержать усилия, чтобы довести дело до конца и освободить ваше время для того, чтобы делать то, что вы действительно хотите делать. Прочтите статью полностью и узнайте, как победить промедление прямо сейчас !. Пересмотрено и обновлено 8 декабря 2006 г.

Логическая терапия: новые философские рубежи для REBT

Специалист по этике

Эллиот Коэн исследует логическую терапию, вариант REBT, разработанный автором в середине 1980-х годов.Логическая терапия: новые философские рубежи для REBT.

Метафизика логической терапии

Логическая терапия (LBT) — это философское развитие рационально-эмоциональной поведенческой терапии (REBT). В этой статье Эллиот Коэн обсуждает четыре основных метафизических предположения LBT относительно человеческих эмоций, человеческой склонности к ошибкам, реальности и человеческой свободы. Прочтите «Метафизику логической терапии» (PDF).

Воображаемый обруч

Сторонники РЭПИ вместе с Св.Фрэнсис и Райнхольд Нибур, изменяя неприятные условия, которые вы можете изменить, и принимая те, которые вы не можете изменить. У Кэти Стоун есть интересная метафора, которая помогает определить разницу между ними. Подробнее (оф.)

Найдите терапевта REBT

Список квалифицированных терапевтов REBT в Соединенных Штатах и ​​во всем мире.

Альберт Эллис: Уверенный и ударный

Альберт Эллис, создатель терапии рационального эмоционального поведения (REBT), беседует с Нандо Пелуси об уверенности, философии и стоицизме.Подробнее (офф.).

Рациональные юмористические песни

Альберт Эллис написал пародии на ряд известных песен. Чтобы помочь своим клиентам относиться к жизни менее серьезно, он часто поручает им домашнее задание — петь себе эти рациональные юмористические песни. Подробнее (офф.).

Суть рациональной терапии эмоционального поведения:

Комплексный подход к лечению
Альберт Эллис, Ph.D.

Рациональная эмоционально-поведенческая терапия — это комплексный подход к психологическому лечению, который касается не только эмоциональных и поведенческих аспектов человеческого расстройства, но и уделяет большое внимание его мыслительному компоненту.Человеческие существа исключительно сложны, и, кажется, нет ни простого способа, которым они становятся «эмоционально расстроенными», ни единого способа помочь им стать менее разрушительными. Их психологические проблемы возникают из-за их неправильных представлений и ошибочных представлений о том, что они воспринимают; от их эмоциональной недостаточной реакции или чрезмерной реакции на нормальные и необычные раздражители; и от их привычно дисфункциональных моделей поведения, которые позволяют им продолжать повторять некорректные реакции, даже когда они «знают», что ведут себя плохо.Подробнее (офф.).

Общая семантика и рациональная эмоциональная терапия (RET)

Мемориальная лекция Альфреда Коржибски
Доктор Альберт Эллис

Я никогда бы не создал рационально-эмоциональную терапию (RET), если бы на меня не оказали сильное влияние философы, а не психотерапевты. Когда я основал RET в 1955 году, сфера терапии почти полностью находилась в ведении клиницистов, от психоанализа до бихевиористов, которые твердо и довольно догматично полагали, что ранний опыт людей, особенно со своими священными родителями, заставил или обусловил их стать эмоционально расстроенным.Подробнее (офф.).

Догматическая преданность не помогает, а ранит

Альберт Эллис

Как защитник психического и эмоционального здоровья, я всегда видел «умеренных» религиозных верующих как разумно здоровых людей, которые обычно не более невротичны (или как-то обеспокоены), чем скептически настроенные нерелигиозные люди. Как и неверующие, они относительно непредубеждены, демократичны и неверующие. Они позволяют себе следовать и испытывать «религиозные» и «светские» ценности, удовольствия и обязательства.Поэтому они нечасто попадают в серьезные эмоциональные проблемы с собой или с другими из-за своих религиозных убеждений и действий. Это не относится к фанатичным религиозным фанатикам. Подробнее (офф.).

Принц разума

Роберт Эпштейн
Интервью с Альбертом Эллисом

Альберт Эллис — сила, с которой нужно считаться как с человеком, так и с профессионалом. Известный своим ярким языком и твердыми взглядами, как и своими нововведениями в терапии, Эллис в середине 1950-х разработал то, что сейчас называется «рациональной эмоционально-поведенческой терапией» (REBT).Новаторская терапия основана на его главной философии: большинство наших поведенческих и эмоциональных проблем — от преодоления разрыва до совладания с жестоким обращением с детьми — проистекают из наших собственных иррациональных представлений о наших ситуациях и о том, как с нами следует обращаться. REBT быстро и эффективно помогает заменить такие иррациональные мысли рациональными. Учитывая, что эти техники сейчас стали мейнстримом, можно с уверенностью сказать, что ни один человек — даже сам Фрейд — не оказал большего влияния на современную психотерапию.В свои 87 лет Эллис все еще читает лекции, пишет и встречается с 70 или более клиентами в неделю — его постоянный поток удовольствия и бравады, по-видимому, невозможно остановить. Подробнее (офф.).

Спорный основатель когнитивно-поведенческой терапии

Психолог, заложивший интеллектуальные основы когнитивной терапии, не всегда хвалил психиатрическое сообщество. Фактически, доктор Альберт Эллис считал, что большинство психологов и психиатров ненавидят его, а когнитивная терапия — поверхностным. Эллис сейчас считается одним из самых влиятельных психотерапевтов прошлого века.Послушайте, как сообщает Аликс Шпигель из NPR (за пределами сайта).

От Ленни Брюса из Therapy: Преодолей это! Перестань ныть!

Дэн Херли

Недавно в пятницу вечером около 200 человек пришли в Институт Альберта Эллиса на Манхэттене, чтобы посмотреть выступление легенды — назовем это стойкой психотерапией. Подробнее (офф.).

Состояние человека

Ageless, Guiltless
Адам Грин

Второму по влиянию психотерапевту двадцатого века, по подсчетам Американской психологической ассоциации, в прошлом месяце исполнилось девяносто.Его зовут Альберт Эллис, и, если вы не знали, он является основателем Rational Emotive Behavior Therapy, или REBT, и автором более семидесяти книг, в том числе «Секс без вины», «Секс и освобожденные. Человек «,„Дело для распущенности“и„Как упорно не сделать себе несчастным о чем угодно! — Да, что-нибудь“ Эллис начинал как психоаналитик в 1947 году, но вскоре решил, что изучение детских травм его пациентов «не имеет ничего общего с ценой на шпинат». К середине пятидесятых годов он разработал свой собственный метод, основанный на предпосылке, высказанной философом-стоиком Эпиктетом, что людей беспокоит не то, что с ними происходит, а их взгляд на то, что с ними происходит, а также его личное наблюдение, что, как он сказал на днях, «все люди сошли с ума — каждый из них.Подробнее (офф.).

Интерпретация стопок

Разговор с Альбертом Эллисом, всемирно известным антифрейдовским терапевтом
Рэйчел Авив

Альберт Эллис, основатель когнитивно-поведенческой терапии, последние 50 лет побуждал пациентов «забыть свое проклятое прошлое!» По его словам, лучший способ излечить людей от несчастья — это просто сказать им — твердо — перестать действовать иррационально. Автор более 75 книг по саморазвитию и 400 песен, в том числе «Beautiful Hang-Up» и «Whine, Whine, Whine», Эллис «чуть не умер» несколько раз и теперь, благодаря недавней операции, скучает по себе. основной кишечник.Тем не менее, он преподает и пишет с угрожающей скоростью, и недавно Американская психологическая ассоциация назвала его вторым по значимости терапевтом века. Подробнее (офф.).

Глава 11.3: Альберт Эллис и рациональная эмоциональная терапия

Так же просто, как A-B-C

Несмотря на то, что Альберт Эллис был больше терапевтом, чем теоретиком, его интерпретация когнитивной теории приобрела большую известность за последние двадцать с лишним лет. На первый взгляд его модель довольно проста и часто описывается как процесс ABC.

Согласно Эллису, мы каждый день переживаем Активирующие События (A), которые побуждают нас смотреть, интерпретировать или иным образом думать о том, что происходит. Наша интерпретация этих событий приводит к определенным убеждениям (B) о событии, мире и нашей роли в событии. Как только мы развиваем это убеждение, мы испытываем эмоциональные последствия (E), основанные исключительно на наших убеждениях.

Давайте еще раз посмотрим на сценарий, представленный в предыдущей главе. Первоначально мы использовали этот подход, чтобы продемонстрировать типичный гуманистический обмен.Давайте вернемся к началу и посмотрим, как Эллис или другие когнитивные терапевты могли поступить по-другому. Если вы вспомните решение из предыдущей главы, то заметите, что средства могут быть совершенно разными, но цель очень похожа.

Терапевт: Мне очень любопытно, что с вами происходит. В чем вы видите причину, по которой вы пришли сегодня поговорить со мной?

Клиент: Я считаю себя неудачником. Кажется, я ничего не могу сделать, а мой муж говорит, что хочет развода, потому что я весь день сижу без дела и ничего не делаю.Я просто не вижу выхода из всей этой неразберихи.

Терапевт: Почему вы считаете себя неудачником?

Клиент: Я ничего не могу сделать, муж меня ненавидит, я ленивая. Я просто неудачник.

Терапевт: Значит, вы вообще ничего не достигли, скажем, за последний месяц.

Клиент: Ничего.

Терапевт: Вау, в это действительно трудно поверить. Почему бы вам не переосмыслить этот ответ и не взглянуть на то, чего вы уже достигли.

Клиент: Как что?

Терапевт: начните с основ.Сегодня вы приняли душ, позавтракали, подготовили детей к школе.

Клиент: Итак?

Терапевт: Так это немного больше, чем ничего, не так ли?

Клиент: Наверное. Но я все еще чувствую себя…

Терапевт: Погодите секунду. Почему вы отрицаете тот факт, что сегодня чего-то добились?

Клиент: Потому что мужу этого мало.

Терапевт: Но это о тебе. Как вы думаете, вы чего-то добились сегодня?

Клиент: Да.

Терапевт: Каково это знать, что вы, по крайней мере, заботитесь о своих основных потребностях и видите, что потребности ваших детей удовлетворяются.

Клиент: Думаю, это хорошо.

Терапевт: Думаете?

Клиент: Нет, это могло быть намного хуже, я действительно мог ничего не делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *