Эллис психолог: Автор: Эллис Альберт | новинки 2023

Эллис психолог: Автор: Эллис Альберт | новинки 2023

рационально-эмоциональный метод А. Эллиса //Психологическая газета

Альберт Эллис — американский когнитивный терапевт и психолог. Он один из первых заговорил о важности рационального процесса мышления в коррекции нарушений поведения человека. Изучая свою психотерапевтическую деятельность, Эллис понял, что большинство проблем поведения и эмоционального здоровья происходят из определенных мыслей и внутренних установок. Он выяснил, что именно убеждения, а не жизненные реалии, порождают сбои на уровне эмоций и чувств. Те же, в свою очередь, делают поведение неадекватным и приводят людей на прием терапевта.

Есть несколько причин, почему психотерапевт начал изучение когнитивной сферы пациентов. Первое — это невозможность изменить жизненные ситуации, в которых оказывается клиент. Например, нельзя изменить факт потери денег или факт кончины члена семьи.

Второе — это невозможность быстро изменить эмоциональное состояние пациента. Например, не помогает просто внушение человеку установок, чтобы он перестал расстраиваться и жил дальше.

Третье — очень часто восприятие человеком определенной ситуации кардинально отличается от реальной действительности. И даже если изменить ситуацию, в которой находится клиент, тот всё равно найдет в новом положении вещей что-то негативное. И это будет поддерживать его плохое эмоциональное самочувствие. Для подтверждения этого и иллюстрации принципа действия рационально-эмоционального метода терапии, Эллис сформулировал схему ABC. По его мнению, события ситуации, действия, происшествия (А), которые присутствуют в жизни индивида, никак не влияют на его поведение, эмоции и чувства (С). Между объективной ситуацией и чувствами людей находятся мысли и установки человека (В).

То, что часто мы не можем изменить ситуацию (А) и эмоциональную реакцию (С), заставляет задуматься над тем, чтобы скорректировать мысленные установки (В).

Неосознанные установки возникают в травмирующих ситуациях и заставляют человека испытывать негативные чувства. И именно это портит настроение, понижает самооценку, а в итоге меняет наше поведение.

И если ситуацию нельзя изменить, а эмоции нельзя контролировать, то изменить мышление и убеждения вполне возможно.  И тут можно задаться вопросом о том, какие именно идеи и убеждения становятся причиной плохого эмоционального самочувствия человека? Что именно в его мышлении потом может повлиять на поведение?

Эллис отыскал ответ на эти вопросы, суммируя результаты своей работы с пациентами. Он понял, что в мыслительном процессе людей присутствует нерациональные установки. Эллис зафиксировал также свойства нерациональных убеждений.

Ему удалось выяснить, что в восприятии его клиентов всегда были обобщения: «постоянно», «всегда», «никогда». А также, люди говорили о своем долженствовании. Что они «должны», «обязаны» делать что-либо. Конечно, иногда долженствование совпадало с реальным положением вещей. Например, ничто не изменит того факта, что «небо всегда голубое в ясную погоду». Но в сфере человеческих отношений слова «всегда» и «постоянно» показывают тенденцию человека делать выводы обо всем, исходя из одного единственного факта.

А такие глобальные выводы влияют на всю жизнь человека нерационально. А могут и навредить самой его жизни.

Словосочетания «меня никто не понимает», «в жизни ничего не изменить», «я все порчу» являются нерациональными обобщениями, которые сам человек себе внушил. Ведь на самом деле в действительности у него все может быть по-другому: есть или были люди, которые понимают, все можно изменить и за всю жизнь была только одна испорченная вещь.

И долженствование тоже может быть вполне адекватным, если, например, речь идет об исполнении условий договора. Однако когда человек считает: «я должен быть всем интересен» или «я всегда должен поступать правильно» — это уже нерациональные убеждения. Несоответствия таким жестким установкам в какой-то момент могут принести человеку большие страдания и нанести психологическую травму.

Вкупе неадекватное обобщение и долженствование, по выводам Эллиса, указывают на нерациональное мышление. Именно оно губительно действует на чувства человека и его поведение.

Если человек будет считать, что обязан быть всем и всегда интересен, то, скорее всего, начнет концентрироваться на тех, кому он не интересен. А заметив таких людей, человек станет думать, что он плохой. Начнет чувствовать негативные эмоции. А позже и депрессию.

Нерациональные убеждения мешают адекватному поведению. А неадекватное поведение, например, попытка вычисления людей, которым человек не интересен в данный момент, навредит еще больше. Оно сделает нерациональные убеждения еще более устойчивыми. И этот замкнутый круг можно прервать, только изменив нерациональные мысли.

Однако нерациональные убеждения не так просты. Они редко встречаются по отдельности. Часто они объединены в сложные цепочки убеждений, которые вытекают одно из другого. И, бывает, зависят одно от другого. Поэтому, разобрать эти нагромождения убеждений бывает сложно.

Эллис сформулировал десять нерациональных установок, которые встречаются чаще других. А наиболее часто попадаются первые четыре установки из списка, приведенного ниже. Естественно, каждый человек находит свои индивидуальные формулировки, которые отражают эти установки.

Но если обобщить выводы Эллиса, получается следующий список:

  • Очень важно, чтобы все люди всегда ценили, любили, уважали, слушали меня. Окружающие, которых я ценю, люблю и уважаю должны ценить, любить и уважать меня. А если это не так, то это катастрофа.
  • Все у меня в жизни всегда обязано получаться, происходить, как я задумал. Неудачи не могут происходить. Особенно, в той ситуации, которую я считаю ценной для себя.
  • Все всегда в мире должно быть таким, как я считаю. Лживые, злые, неумные, плохие, неправильные люди обязаны получить наказание.
  • Если дело меня сильно волнует, значит оно действительно важное, стоящее, необходимое. Мне нельзя проявлять волнение в этой ситуации, иначе, случится неудача.
  • Всякий вопрос имеет ответ, и мне необходимо найти ответ на вопрос, разрешить ситуацию.
  • Необходимо обходить сложные и стрессовые события. Тогда моя жизнь будет хорошей, правильной.
  • Я не должен воспринимать серьезно проблемные ситуации. Тогда расстраиваться не буду.
  • Все, что было со мной плохого раньше, уже навсегда нарушило мою жизнь. Мне надо смириться.
  • Все люди не могут поступать со мной плохо, подло. Они не должны быть со мной наглыми, нечестными. Это ужасно, если они так поступают.

Эллис выявил эти нерациональные установки у своих клиентов и считал, что изменение мыслей принесет выраженный эффект в короткие сроки. Ведь изменение мышления дается легче, чем попытки изменить чувства. К тому же, мысли всегда находят себе подкрепление в жизненных ситуациях. Стало быть, изменив мысли на более рациональные, можно изменить и видимый человеком мир, и его поступки.

Для корректировки нерациональных установок Эллис создал метод, который состоит из нескольких шагов:

Первое — это разбор ситуаций (А), которые могли вызвать убеждение.

Может ли человек припомнить детали ситуации, моменты, которые привели к негативным чувствам?

Потом можно приступить к анализу чувств (С). Какие именно негативные эмоции возникают у человека в этих обстоятельствах? Какие именно последствия наступают в этой ситуации?

Далее — разбор нерациональных установок (В). Что именно в данной ситуации беспокоит клиента, вызывает у него негативные ощущения? Какие мысли его тревожат, угнетают, провоцируют чувство вины и заставляют вести себя некорректно: мысли о себе, о других людях в этих событиях, о самой ситуации? Есть ли у этих идей нерациональные свойства?

Проверка мыслей на разумность. Как возможно выявить нерациональные установки? Есть ли правда в том, что человек в данных обстоятельствах кому-то чем-то обязан или это придуманное им убеждение? Правда ли итог этой ситуации так ужасен или это преувеличение?

Новая формулировка ситуации

Какой иной, адекватный образ мыслей подходит для этого события? Здесь важны словосочетания «я могу», «я хочу», «для меня лучше». Это наверно, самый важный этап терапии-изменить «я должен» на «я хочу». Умозаключения, которые начинаются с «я хочу», часто, оказываются самыми правильными. Особенно, если человек подкрепит свои новые рациональные убеждения словами «я бы мог». Это будет значить, что желания клиента совпадают с его возможностями. Следующим этапом является постановка задач и реализация задуманного.

Список действий

Это очень важный этап терапии. Он выводит человека из нереалистичного и неконтролируемого замкнутого круга. Теперь, с новыми убеждениями, человек может делать то, что хочет он. Здесь же назначается контроль его поведения. Сначала, контроль ведет терапевт. Либо он передает право контроля людям, близким клиенту. В дальнейшем, человек учится сам контролировать и анализировать свои действия.

Например. Женщина на склоне лет, страдает, что ее жизнь плоха. Она всю жизнь заботилась о детях. А заработав состояние, передала его сыновьям. Теперь они, по ее словам, забыли о маме.

Ситуация

Клиентка живет в особняке с прислугой. Сыновья приходят, привозят гостинцы и интересуются ее жизнью. Однако она любит смотреть сериалы и у нее есть план их просмотра. Дети всегда приходят не вовремя и мешают ей смотреть фильмы. Она вынуждена отвлекаться. Из-за этого она убеждена, что они ее не любят.

Эмоции

Она расстроена тем, что вынуждена разрываться между общением с близкими и любимыми сериалами. Ведь есть план просмотра, в котором мало свободных моментов. А свободное время уходит на другие дела. И женщина убеждена: «Когда они приходят, я расстроена, считаю, они меня злят, они отрывают меня от просмотра и делают это намеренно. Поэтому мне так плохо».

Нерациональные убеждения

«Я так много для них сделала, что они обязаны благодарить. Они обязаны любить меня и приходить в гости, когда я хочу. Если навещают не вовремя, то хотят быстрее от меня уйти и бросить. Значит, не любят меня».

Проверка разумности убеждений

Сыновья, в реальности, приезжают часто, но они не знают, когда она не смотрит телевизор. А вписаться в ее график просмотра сериалов очень трудно. Разве это значит, что они ее не любят? Скорее наоборот, они ее любят и ценят.

Новая трактовка ситуации

«Я была бы рада видеть детей чаще, но, чтобы это было согласовано с моим графиком просмотра сериалов. Я могла бы их информировать, когда я свободна. А пока неплохо бы все обсудить с ними. Сказать, что я их люблю, но сериалы мне тоже важны. Надо сказать им это, но чтобы они не обиделись».

Планирование действий

«В следующий раз, когда они придут, поговорю с детьми. Спрошу, как им можно присылать программу передач, чтобы они знали, когда я свободна. Пришлю им программу просмотра сериалов, где отмечу свободное время, удобное для встречи. Посмотрю, что из этого выйдет и расскажу об этом психологу».

Постоянный анализ своих мыслей и неприятных ощущений в повседневных ситуациях позволяет, со временем, скорректировать собственное нерациональное поведение. Терапия рационально-эмоционального характера очень действенна и может помочь людям за довольно короткое время. Поэтому она так привлекает терапевтов.  

Альберт Эллис — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, психолог

Биография

Альберт Эллис не смог достичь успехов в бизнесе, но решил посвятить жизнь психологии. Его стараниями мир узнал о когнитивном подходе и рационально-эмотивной терапии.

Детство и юность

Альберт Эллис родился 27 сентября 1913 года в Питтсбурге, США. Он рос в еврейской семье, которая эмигрировала из России. Родители развелись, когда мальчик был подростком, что стало тяжелым моментом в его биографии. Он остался жить с матерью, как и младшие брат и сестра.

Воспитание наложило отпечаток на взгляды маленького Альберта и его дальнейшую судьбу. Уже в детстве он отличался склонностью анализировать поведение своих близких и считал родителей слишком холодными и отстраненными. Поэтому мальчик был вынужден заботиться о младших, он будил и одевал их в школу, а когда начались проблемы с деньгами, искал способы заработка.

Дела осложнялись болезненностью будущего психолога. В 5 лет у него диагностировали патологию почек, затем мальчик перенес тонзиллит и стрептококковую инфекцию. Эллис часто лежал в больнице и во время очередной болезни провел там почти год. В то время родители редко навещали сына, из-за чего он чувствовал себя одиноким. Но взрослея, юноша учился справляться с переживаниями.

Уже в 19 лет Альберт начал проявлять способности когнитивного терапевта. Когда он обнаружил у себя страх перед общением с женщинами, то заставил себя познакомиться с сотней представительниц противоположного пола в течение месяца. Это помогло парню почувствовать себя увереннее.

Несмотря на задатки психолога, после школы Эллис захотел реализовать себя в сфере бизнеса. Он поступил в Городской колледж, расположенный в центре Нью-Йорка, и вскоре получил диплом бакалавра. Молодой человек открыл свое небольшое дело и занялся написанием художественных книг. Но стать успешным предпринимателем так и не удалось, а литературные потуги Альберта были провальными. Тогда он выявил у себя талант к написанию научных текстов и интерес к клинической психологии. После этого парень окончил Колумбийский университет, где изучал психоанализ.

Личная жизнь

У психолога были активная личная жизнь и множество любовниц, но детьми он так и не обзавелся. Два его брака закончились разводом, с третьей женой Дэбби Джоффи он прожил в браке последние 3 года до своей смерти.

Психология

Эллис начал вести частную практику еще до получения докторской степени. Параллельно он писал статьи и занимался критикой психологических тестов и опросников. Будучи последователем Зигмунда Фрейда, мужчина использовал классический психоанализ. Но по мере знакомства с трудами Альфреда Адлера, Карен Хорни и Эриха Фромма его интерес к идеям психоаналитика угасал.

Психолог занялся разработкой рационально-эмотивной поведенческой терапии. В основе подхода лежит так называемая модель АВС, согласно которой следствия (С) возникают не под влиянием активаторов (А), а на основе верований (В) клиента. Говоря проще, негативные переживания появляются не из-за событий, которые происходят с человеком, а на основе его личных убеждений. Уже в 1954 году идеями Эллиса заинтересовались другие терапевты.

Вскоре мужчина основал институт имени самого себя, в котором проводилось обучение новому подходу и основам психотренинга, направленного на разрешение эмоциональных проблем. Вместе с Робертом А. Харпером он выпустил книгу «Руководство по рациональной жизни», в которой описал принципы рационально-эмотивной терапии. Наравне с Аароном Беком Альберт считается пионером и популяризатором когнитивного подхода.

Эллис преуспел не меньше, работая сексологом. Он посвятил ряд статей исследованию человеческой сексуальности и любви, став основателем американской сексуальной революции. Мужчина был сторонником либерального отношения к сексу и выразил свою точку зрения на гомосексуализм как врожденное явление.

Смерть

Эллис многие годы страдал от сахарного диабета и проблем с кишечником, но причиной его смерти стала пневмония. Мужчина умер в Нью-Йорке 24 июля 2007 года. В память о нем остались книги, научные труды и фото.

Библиография

  • 1961 – «Руководство по рациональной жизни»
  • 1997 – «Не давите мне на психику!»
  • 1999 – «Психотренинг по методу Альберта Эллиса»
  • 2002 – «Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход»
  • 2002 – «Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии»
  • 2004 – «Кого хочет женщина? Практическое пособие по эротическому соблазнению»
  • 2008 – «Рационально-эмоциональная поведенческая терапия»

Об Альберте Эллисе, докторе философии. — Институт Альберта Эллиса

«Практически ничто не доставляет мне большего удовольствия, — говорит Альберт Эллис, — чем то, что я бросаюсь в хорошую и сложную задачу». Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) — это прямой и эффективный метод решения проблем, хорошо подходящий личности Эллиса. Его самоуверенность — а некоторые даже назвали бы его высокомерием — позволяла ему обсуждать со своими клиентами их убеждения и говорить им, что рационально, а что нет. Успех его клинической практики, его учебный институт и его книги свидетельствуют о том, что его методы работают для многих и что он является одним из самых влиятельных терапевтов Америки.

Эллис родился в Питтсбурге в 1913 году и вырос в Нью-Йорке. Он сделал все возможное из трудного детства, используя свою голову и став, по его словам, «упрямым и ярко выраженным решателем проблем». Серьезное заболевание почек переключило его внимание со спорта на книги, а раздоры в семье (его родители развелись, когда ему было 12 лет) заставили его работать над пониманием других.

В средней школе Эллис нацелился на то, чтобы стать великим американским писателем. Он планировал изучать бухгалтерский учет в средней школе и колледже, зарабатывать достаточно денег, чтобы выйти на пенсию в 30 лет, и писать без финансовых нужд. Великая депрессия положила конец его видению, но он закончил колледж в 19 лет.34 года со степенью делового администрирования Городского университета Нью-Йорка. Его первым предприятием в мире бизнеса был бизнес по подбору брюк, который он начал со своим братом. Они рыскали по нью-йоркским аукционам одежды в поисках брюк, подходящих к пальто их покупателей, которые еще можно было носить. В 1938 году он стал менеджером по персоналу в фирме подарков и новинок.

Эллис посвящал большую часть своего свободного времени написанию рассказов, пьес, романов, комиксов, эссе и научно-популярных книг. К 28 годам он закончил почти два десятка полноформатных рукописей, но так и не смог их опубликовать. Он понял, что его будущее не связано с написанием художественной литературы, и обратился исключительно к документальной литературе, к продвижению того, что он назвал «революцией секс-семей».

По мере того, как он собирал все больше и больше материалов для трактата под названием «Дело в пользу сексуальной свободы», многие из его друзей стали считать его своего рода экспертом в этом вопросе. Они часто спрашивали совета, и Эллис обнаружил, что ему нравится консультировать не меньше, чем писать. В 1942 году он вернулся в школу, поступив на программу клинической психологии в Колумбийский университет. Вскоре после того, как в 1943 году он получил степень магистра, он начал заниматься частной практикой семейного и сексуального консультирования.

Когда в 1947 году Колумбийский университет присвоил ему докторскую степень, Эллис пришел к выводу, что психоанализ — самая глубокая и эффективная форма терапии. Он решил провести обучающий анализ и «стать выдающимся психоаналитиком в ближайшие несколько лет». Психоаналитические институты отказались брать стажеров без докторской степени, но он нашел аналитика из группы Карен Хорни, которая согласилась работать с ним. Эллис завершил полный анализ и начал практиковать классический психоанализ под руководством своего учителя.

В конце 1940-х он преподавал в Университете Рутгерса и Нью-Йоркском университете, а также был старшим клиническим психологом в Клинике психической гигиены Северного Нью-Джерси. Он также стал главным психологом в Диагностическом центре Нью-Джерси, а затем в Департаменте учреждений и агентств Нью-Джерси.

Но вера Эллиса в психоанализ быстро рушилась. Он обнаружил, что когда он видел клиентов только раз в неделю или даже раз в две недели, они прогрессировали так же хорошо, как и когда он видел их каждый день. Он взял на себя более активную роль, давая советы и прямые интерпретации, как он это делал, когда консультировал людей с семейными или сексуальными проблемами. Его клиенты, казалось, выздоравливали быстрее, чем когда он использовал пассивные психоаналитические процедуры. И помня, что до того, как он прошел анализ, он проработал многие из своих собственных проблем, читая и практикуя философию Эпиктета, Марка Аврелия, Спинозы и Бертрана Рассела, он начал обучать своих клиентов принципам, которые сработали для него.

К 1955 году Эллис полностью отказался от психоанализа и вместо этого сосредоточился на изменении поведения людей, сталкивая их с их иррациональными убеждениями и убеждая их принять рациональные. Эта роль была больше по вкусу Эллису, потому что он мог быть более честным. «Когда я стал рационально-эмоциональным, — сказал он, — мои собственные личностные процессы действительно начали вибрировать».

Он опубликовал свою первую книгу по РЭПТ «Как жить с невротиком» в 1957 году. Два года спустя он организовал Институт рациональной жизни, где проводил семинары, чтобы обучать своим принципам других терапевтов. «Искусство и наука любви», его первая по-настоящему успешная книга, вышла в 1960 лет, он опубликовал 80 книг и более 1200 статей о РЭПТ, сексе и браке. До своей смерти 24 июля 2007 г. д-р Эллис был почетным президентом Института Альберта Эллиса (AEI) в Нью-Йорке, который предоставляет программы профессиональной подготовки, психотерапии и психологической оценки отдельным лицам, семьям и группам.

РЭПТ — это терапия, популярность которой продолжает расти (сегодня ее практикуют тысячи людей), ее корни восходят к философу-стоику Эпиктету, а также к Зигмунду Фрейду. Тем не менее, происхождение REBT следует искать не просто в логическом темпераменте, который Эллис разделял с длинной чередой рациональных философов. «Иррациональность — даже в отношении РЭПТ — которую я прекрасно терпел на протяжении многих лет своей жизни, скорее всего, опровергнет эту гипотезу», — сказал он. Но он ненавидел неэффективность и не терпел пассивности, и эти черты сыграли важную роль в эволюции РЭПТ. «Я люблю свою работу и работаю с любовью», — сказал Эллис. «В этом секрет моего теперешнего необычайно счастливого состояния».

Альберт Эллис — Биография, книги и теории

[Процитировать]

Альберт Эллис был американским психологом, получившим признание за предложение рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ), признанным одним из величайших психологов, оказавших влияние на общество через его произведения. Его награждают за теории, признанные новаторскими в истории современной психологии. Его глубокие работы в области клинической психологии, психотерапии и философии пользуются всемирной славой и признанием.

Родившийся в Питтсбурге и выросший в Нью-Йорке, его детство не было усыпанным розами, но он прекрасно пережил свое детство. Когда он был ребенком, он определил, что у его матери биполярное расстройство, но вместо того, чтобы расстраиваться из-за этой проблемы, он попытался помочь своей матери, действуя как взрослый брат и сестра по отношению к своим младшим брату и сестрам. Его мать и отец безответственно относились к нему и его братьям и сестрам, что заставило его встать на ноги в очень молодом возрасте, научившись превращать препятствия и неудачи в возможности и успехи в довольно нежном возрасте. Он хотел быть писателем, но с течением времени стал хорошим советчиком для своих друзей благодаря полученным знаниям и проблемам, которые он решил для друзей с течением времени.

Он получил университетское образование в Городском университете Нью-Йорка в 1934 году и степень доктора философии в области клинической психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Там он получил образование психоаналитика. С течением времени его интерес к клинической психологии все больше возрастал. Он также осознал эффективность психотерапии во время обучения в Колумбийском университете.

Его теория РЭПТ работает на принципах ABC: A означает активацию, B означает убеждение, а C относится к последствиям. Эта теория работает, вызывая болезненные переживания или проблемы в прошлом или настоящем, которые являются причинами неудовлетворенности и несчастья, а также убеждений, которые имеют или не имеют под собой никакой почвы в реальности, но стали частью ума, которая всегда создает несчастье, последствия определяют депрессию и крайние состояния. гнев, вызванный убеждениями и запуском событий из прошлого. Согласно своей теории РЭПТ, он предположил, что длительное несчастье, вызванное какими-либо неприятными событиями в прошлом, можно вылечить, заставив несчастного или подавленного человека осознать, что он имел свою долю успехов и достижений, а не полный неудачник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *