Элективный мутизм: Элективный мутизм у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение – Элективный мутизм у детей — что это такое, коррекция

Элективный мутизм: Элективный мутизм у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение – Элективный мутизм у детей — что это такое, коррекция

Содержание

Элективный мутизм у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм у детей – это психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Общие сведения

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм у детей

Причины

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги.

Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития, нарушения артикуляции, фобии, тики, депрессия, энурез, энкопрез.

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Дифференциальная диагностика

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз и профилактика

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

Элективный мутизм у детей — что это такое, коррекция

Элективный мутизм у детей развивается в связи с совокупностью различных причин: наследственность, особенности беременности и родов, стиль семейного воспитания, индивидуально-личностные особенности. Он проявляется тем, что ребенок умеет говорить и понимает речь, но молчит в определенных ситуациях или при незнакомых людях.

Немота возникает на физическом уровне, человек не может сам сознательно это изменить. Элективный мутизм требует обязательного лечения и наблюдения специалистов:невролога, психиатра и логопеда.

Что такое элективный мутизм

Что такое элективный мутизм

Название переводится с латинского как «избирательная немота». При элективном мутизме сохраняется умение говорить, но в определенных ситуациях или с конкретными людьми замолкает и не может проронить ни слова. Обычно это обусловлено резким появлением чувства тревоги. При этом в других случаях – с близкими людьми, в семье, с друзьями он свободно общается, раскрепощен, иногда даже болтлив.

Проявляется элективный мутизм чаще всего в детском и подростковом возрасте, очень редко встречается у взрослых.

Виды заболевания

Виды заболевания элективного мутизма

  • Пассивно-агрессивный — малыш пытается своим молчанием воздействовать на взрослых в своих целях. Например, мама отказывается купить ребенку игрушку, в ответ он перестает с ней разговаривать на несколько часов. Этим он пытается продемонстрировать свои чувства: обиду, злость, гнев, разочарование.
  • Симбиотический – ребенок имеет очень сильные связи с самыми близкими людьми, например, с родителями. С ними он свободно общается и взаимодействует. При этом разговор с другими людьми у него не получается. Он понимает их речь, но не готов им отвечать.
  • Реактивный – формируется в результате психологической травмы.
  • Речевой фобический – причина такого мутизма заключается в том, что малыш боится слышать свой голос или переживает, что скажет что-то неправильно.

Симптомы

Симптомы элективного мутизма

Главный симптом элективного мутизма у детей — исчезновение речи при некоторых конкретных ситуациях. Например, ребенок может замолкать при большом количестве людей или при виде врачей в белых халатах.

Наиболее часто ребенок замолкает в образовательных и воспитательных организациях: в детском саду или школе. При этом ребенок может свободно общаться с одногруппниками или одноклассниками, а при возникновении воспитателей вообще или каких-либо конкретных педагогов – замолкать. При необходимости оценки уровня развития ребенка с ним лучше проводить письменную диагностику.

Обычно человек, страдающий элективным мутизмом, пытается взаимодействовать с окружающими с помощью невербального общения: через мимику и жесты. Но встречаются дети, которые в определенных ситуациях и двигаться не могут: замирают, стараются не контактировать тактильно, прячут голову.

Поведение ребенка в напрягающих его ситуациях становится непонятным большинству окружающих. Появляются навязчивые движения: перебирает пальцы, грызет ногти или кожу на пальцах, накручивает волосы, раскладывает предметы по понятным только ему признакам, постоянно моет руки. Этими действиями человек пытается снять внутреннее напряжение и тревогу.

В школе обучающийся может быть застенчивым и робким, а дома психологически разгружаться с помощью агрессии, непослушания и упрямства.

Часто дошкольник или первоклассник, страдающий элективным мутизмом, слишком сильно привязан к маме, не может от нее психологически дистанцироваться. На фоне тревожности и постоянного нервного напряжения развиваются и другие симптомы: задержка развития речи, нервные тики, проблемы с артикуляционным аппаратом.

Сопутствующие заболевания

нервный тик у детей

В связи с тем, что речевой аппарат долгое время не работает, страдает от спазмов, на фоне элективного мутизма возникают другие заболевания и расстройства.

  • Задержка психического развития. Ребенок не проговаривает важную информацию, не может полноценно осваивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификации. Это возникает в тех случаях, когда родители по каким-либо причинам сами не занимаются с ребенком в тех условиях, где ему комфортно и он может говорить.
  • Задержка речевого развития. Чем меньше тренируется речевой аппарат и отвечающие за говорение структуры мозга, тем более сильно ребенок будет отставать от сверстников в развитии речи. Усугубляется ситуация у детей, в семьях которых родители не имеют возможности или желания как можно чаще общаться с малышом.
  • Нервные тики. Ребенок, страдающий элективным мутизмом, обычно тревожный и напряженный. Нервная система, стараясь себя разгрузить, включает механизмы, выполняющие независимые от человека подергивания некоторых мышц или их групп.
  • Энурез. Тревожные дети часто страдают этим нарушением, которое не зависит от их сознательного выбора – идти в туалет или нет.

Причины

Внутрисемейный конфликт

Элективный мутизм формируется в результате влияния совокупности базовых психологических особенностей и средовых факторов. Можно выделить следующие причины возникновения недуга:

  • Внутрисемейные конфликты. Ребенок может испытывать бессознательный гнев или страх, связанный с отношениями внутри семьи. Малыш прибегает к такому стилю поведения для того, чтобы продемонстрировать свои чувства, хотя, чаще всего, не осознает этого.
  • Отрицательное усиление. Это обычно относится к поведению в период адаптации к новому учреждению. Ребенок своим молчанием пытается повлиять на отношение к себе других людей. Например, в его представлении, если он не будет говорить, то для него снизят учебную нагрузку. Это также бессознательный процесс, ребенок не замолкает целенаправленно. Мутизм в этом случае связан с повышенной тревожностью, а не с сознательным манипулятивным поведением.
  • Личностно-эмоциональные особенности. Наиболее часто с элективным мутизмом сталкиваются дети с повышенной тревожностью, мнительностью, фобиями. Ранимые, впечатлительные, интровертированные и дети с подавленной агрессией также находятся в группе риска по возникновению мутизма.
  • Отклонения психического развития также способствуют формированию недуга. К таким нарушениям относится задержка психического и речевого развития. Если малыш не уверен в своих умственных способностях или осознает, что у него недостаточно чистая речь, то он часто замыкается и не говорит в окружении людей, которые, по его мнению, могут его засмеять или обидеть на этой почве.
  • Неврологические нарушения, такие как черепно-мозговая травма, опухоль или гематома, провоцируют молчание ребенка в определенных ситуациях.
  • Тип воспитания, сложившийся в семье, определяет поведение ребенка. Элективный мутизм возникает или в семьях с очень тревожными и неуверенными родителями в связи с гиперопекой, или в семьях с тотальным контролем и авторитарным стилем воспитания в связи со страхами малыша.
  • Стрессовые ситуации, сильно повлиявшие на психику, могут запустить механизм развития мутизма. Это часто бывает после аварий, развода родителей, насилия или переезда в другой город и страну.

Элективный мутизм обычно развивается в связи с врожденными особенностями, на которые повлияли внешние обстоятельства: отношения мамы и папы, стрессы, тревоги, поведение других людей.

Диагностика

диагностика элективного мутизма

Элективный мутизм определяет врач-невролог или психиатр на основе комплексного обследования и заключений других специалистов.

Для начала врач опрашивает родителей для сбора первичной информации: как прошли роды, какие были проблемы во время беременности и после ее окончания, были ли в течение жизни ребенка выявлены какие-либо неврологические, психологические или речевые нарушения. Также доктора интересует, случались ли травмы головы или опухоли.

Во время приема врач наблюдает за поведением маленького пациента: оценивает его потребности в общении, уровень взаимодействия с другими людьми, способность к установлению контактов. Также выявляет, готов ли он участвовать в совместной деятельности с кем-либо, пытается ли общаться с помощью мимики и жестов и есть ли у него видимая психологическая подавленность.

Для более полной картины к обследованию подключается психиатр. Он проводит стандартизированные и проективные диагностические методики, чтобы исключить серьезные психиатрические заболевания, например, шизофрению.

По номенклатуре психических расстройств имеется несколько специальных критериев, указывающих на наличие элективного мутизма в комплексе с другими диагностическими исследованиями. Эти признаки должны наблюдаться не менее, чем в течение одного месяца.

Критерии наличия элективного мутизма:

  • умеет говорить и общаться, но в определенных ситуациях или в присутствии каких-то определенных людей замолкает;
  • взаимосвязь между неспособностью ребенка говорить и его слабым знанием языка или темы разговора отсутствует;
  • временная немота оказывает негативное воздействие на обучение или отношения ребенка с другими людьми;
  • немота в определенных ситуациях не связана с нарушениями речи или обострением психических заболеваний.

Обращаясь к врачу, стоит иметь в виду, что на сегодняшний день не все медики могут быть осведомлены о признаках и методах лечения элективного мутизма. Если есть сомнения в правильной постановке диагноза, то родителям стоит попробовать обратиться к другому доктору за дополнительной информацией.

Какая вероятность что у ребенка элективный мутизм, тест:

  1. Если есть время привыкнуть к новым людям или ситуации, то его состояние немоты сохраняется?
  2. Верно ли, что малыш молчит только в некомфортной обстановке или в образовательном учреждении, а в привычных условиях успешно общается?
  3. Взаимодействует ли он с помощью жестов и мимики, избегая ответов на вопросы в словесной форме?
  4. Случается ли, что при ответе на простые вопросы (как тебя зовут? где ты учишься?) как будто замирает, даже если они исходят от знакомых людей и в неопасных ситуациях?
  5. Старается ли избегать вербальных обращений к знакомым людям даже в том случае, если в ситуациях, не требующих словесного общения, он чувствует себя с ними комфортно?
  6. Относятся ли окружающие люди к нему как к не говорящему?
  7. Является ли отсутствие речи причиной трудностей с участием в групповых занятиях, с озвучиванием своих просьб и с заявлением о своих неудобствах?
  8. Проявляются ли признаки избирательного мутизма дольше, чем 1 месяц или чем полгода, если ребенок только пошел в первый класс?

Если родители отвечают на 3 и более вопросов утвердительно, то есть вероятность, что дошкольник или первоклассник действительно страдает элективным мутизмом. Но это тестирование не является критерием точной постановки диагноза, его может определить только врач – психиатр или невролог.

Лечение

Когда симптомы у детей действительно указывают на наличие элективного мутизма, то врач назначает необходимое лечение. Комплексная терапия включает в себя прием определенных медикаментов и одновременное проведение психотерапевтической работы. Обычно для лечения врач рекомендует следующие группы препаратов:

  • антидепрессанты — они снимают тревожность, психическое перевозбуждение, успокаивают;
  • нейролептики уменьшают симптомы психических расстройств, в том числе неврозов, бессонницы, фобий;
  • бензодиазепины назначаются для снятия страхов, физического расслабления при спазмах мускулатуры, общего успокоения;
  • ноотропы помогают организму противостоять стрессам.

Лечение может проводиться как в домашних условиях, так и в стационаре. Длительность курса определяется врачом. Чем раньше началось медикаментозное лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.

Лекарства помогают восстановиться нервной системе, но также необходимо восстановить самооценку, умение взаимодействовать, речевые навыки. Поэтому в комплексе с медикаментами необходимо использовать работу психотерапевта и логопеда.

Обычно применяются следующие виды психотерапии для коррекции элективного мутизма у детей:

  • Поведенческая терапия. Она позволяет научиться переводить явления страха и тревоги в позитивные мысли и убеждения. Ребенок начинает осознавать свое состояние, приходит к пониманию того, как он сам себе может помочь и зачем это нужно: для взаимодействия, для общения, для информирования кого-то о чем-то важном.
  • Арт-терапия помогает снять физические и психологические зажимы, почувствовать уверенность в себе и повысить самооценку.
  • Сказкотерапия позволяет увидеть себя со стороны, придумать, как можно преодолеть свои страхи и тревоги, эмоционально расслабиться и проявить себя.

Как помочь ребенку: советы родителям

повышение самооценки ребенку

  1. Стараться с раннего детства не поощрять ребенка к избегающему поведению. Например, если знакомый маме человек спрашивает у ребенка его имя, то не стоит отвечать за него, даже если он прячет лицо и молчит. Иначе малыш привыкнет к тому, что в ситуации возникновения у него стеснения и тревоги мама за него все скажет. Чем чаще это будет повторяться, тем более вероятно, что он вовсе перестанет разговаривать в неуютных для него ситуациях. Лучше сообщить знакомому, что дочь или сын сейчас не готов общаться, но, возможно, удастся сделать это позже.
  2. Повышать самооценку. Если малыш с детства знает, что он – хороший, что его голос приятно звучит и его никто не ругает за неясность речи, то страдать мутизмом он, скорее всего, не будет. Хорошо, когда его хвалят, поощряют, иногда восхищаются тем, что он делает и говорит. Когда же ребенок с малых лет несколько раз в день слышит: «у тебя слишком громкий голос», «не кричи», «не коверкай слова», «помолчи», «тебя не спрашивали», то со временем он решит, что лучше совсем не разговаривать, чем постоянно быть раскритикованным. Он будет бояться сказать что-то не так, ошибиться или то, что он говорит, окажется неважным.
  3. Вводить ребенка в общество как можно раньше, чтобы большое количество людей не было для него стрессовой ситуацией. Приводить на детские площадки, встречаться с друзьями, ходить на праздники и кружки, где много людей. Если мутизм уже есть, то поначалу стараться подбирать компании, в которых он комфортно себя чувствует: знакомые дети и взрослые, отсутствие осуждений и насмешек, наличие общих тем для общения. Позже постепенно добавлять менее знакомых сверстников.
  4. При имеющемся элективном мутизме не стоит ждать, что речь появится сразу в начале лечения. Для этого должно пройти определенное время в зависимости от индивидуальных особенностей течения болезни.
  5. Оказываясь в новой обстановке или в окружении незнакомых людей, стоит дать немного освоиться, чтобы начать общаться. Не нужно сразу заставлять его разговаривать со всеми, кто к нему обращается, — это может только усугубить его состояние.

Как создать комфортную обстановку в школе

обстановка в школе

  • Для того чтобы ребенок с элективным мутизмом хорошо чувствовал себя в школе, обязательно нужно сообщить учителю о его особенностях. Педагог должен знать, что ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новой атмосфере.
  • Попросить учителя не заставлять его отвечать у доски в первое время, включаться в совместные игры и дела. Но со временем, по мере привыкания, можно постепенно включать его в жизнь класса. Сначала предлагать пообщаться и вместе поделать что-то с теми ребятами, к которым он тянется. Потом постепенно подключать и других учеников.
  • Спрашивать учебный материал индивидуально или в присутствии очень маленького количества одноклассников, не более 3-4 человек. Позже, если первоклассник смог говорить при них, постепенно добавлять других слушателей. Если же ребенок молчит в присутствии только учителя, то можно договориться записывать устные ответы на видео.
  • Оценку знаний и умений первое время лучше проводить по письменным работам.
  • Самое главное – учитель должен расположить первоклассника к себе, чтобы он мог ему открываться и доверять. Учитель, практикующий авторитарный стиль общения, вряд ли сможет найти подход к обучающемуся с таким диагнозом.
  • Для более быстрого привыкания к одноклассникам, для детей полезно проводить игры на сплочение. Среди них много таких, которые не требуют вербальной коммуникации. Ребенок знакомится с ребятами, контактирует с ними тактильно и физически. В результате они становятся для него тем «кругом людей», с которым он может комфортно находиться и разговаривать.

Отказ от лечения: что будет, если не лечить

Если родители упускают возможность вылечить элективный мутизм в детском возрасте, то они вырастят человека, который не может уверенно общаться. С возрастом он сможет объясняться в необходимых ситуациях, но при возникновении небольшого стресса речь снова будет исчезать.

Кроме того, останутся симптомы, сопровождающие элективный мутизм: повышенная тревожность, беспокойство, сниженная самооценка, неуверенность в себе. Человек будет склонен к депрессиям и вредным привычкам на фоне постоянного нервного напряжения.

Элективный мутизм – это такое заболевание, при котором человек понимает речь других и умеет говорить, но при попадании в определенные ситуации он настолько тревожится, что у него пропадает речь.

Для того, чтобы ребенок выздоровел, родителям нужно обратиться к специалистам, которые смогут провести необходимую терапию. Кроме того, возможно, придется изменить свое поведение, чтобы малыш или школьник чувствовал себя более комфортно при вербальном общении.

Анастасия Аникиева

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

Коррекция и лечение элективного мутизма. Симптомы

Коррекция и лечение элективного мутизма. Симптомы

Коррекция и лечение элективного мутизма. СимптомыЭлективный мутизм – это своеобразная болезнь, при которой пациент отказывается разговаривать. Встречается патология как у взрослых, так и детей. Человек не имеет никаких физических дефектов и органических поражений. В детском возрасте заболевание проявляется более заметно. Потребуется коррекция и лечение элективного мутизма. Симптомы могут проявляться по-разному. Для терапии могут применяться различные препараты.

Симптомы элективного мутизма

Самый главный симптом – это избирательный метод общения. Может отсутствовать речь в каких-то определенных ситуациях. Элективный мутизм у детей проявляется в школах, детском саду. Ребенок не может говорить в комнате или кабинете. Малыш не общается при чужих людях или при учителях. В редких случаях дети могут не говорить дома, но в детском саду или школе они охотно разговаривают.

Больные могут не применять вербальный контакт, а использовать мимику, пантомимику. Если расстройство в запущенной форме, то ребенок может замирать, прятать голову и поджимать ноги. Может наблюдаться патологическая привязанность к матери. Могут добавляться такие симптомы элективного мутизма: задержка развитие речи, фобии, депрессивное состояние, энурез.

Диагностика элективного мутизма

Для выявления элективного мутизма потребуется посетить невролога, логопеда, психолога. Врачи не только помогут поставить диагноз, но и вылечить патологию.

Могут назначаться следующие процедуры для выявления болезни:

  • Общий сбор информации. Первым делом доктор должен знать, как проходила беременность у матери, и какие болезни она перенесла при вынашивании ребенка. После этого установит реакцию малыша на прививку и проследит за его развитием. Психолог должен посмотреть на диагностику врача и поговорить с ребенком, чтобы он смог рассказать о фобиях. После этого назначается комплексное лечение элективного мутизма.
  • Посещение невролога. Доктор проводит различные исследования, которые включают себя качество речи, ритм дыхания. Ребенку могут мерить артериальное давление, а также анализировать болезни неврологического характера.
  • Краниограмма. Процедура помогает оценить состояние головного мозга.
  • Магнитно-резонансная томография и компьютерная томография. Процедуры выполняют ту же функцию, что и краниограмма, но более точными результатами.
  • Электрокардиограмма.
  • Рентгенография грудной клетки.
  • Электроэнцефалография. Без данной процедуры, которая помогает узнать уровень электрофизиологических процессов, нельзя обнаружить болезнь.
  • Анализ крови и мочи. Доктору следует узнать уровень гормонов.

После того как будет проведена диагностика элективного мутизма, специалист назначает лечение.

Элективный мутизм у взрослых

Чаще всего элективный мутизм у взрослых возникает у женщин. Представительницы слабого пола более эмоциональны и чувствительны. Таким образом, они предрасположены к чрезмерной импульсивности. Специалисты ставят диагнозы и мужчинам.

Развивается патология в следующих случаях:

  • Высокая чувствительность. Если проблема сопровождается гипертрофированной мнительностью, то после эмоциональной реакции пациент приобретет патологию.
  • Инсульт. Если человек перенес сбои кровоснабжения, то в головном мозге поражается участок, отвечающий за речь.
  • Проблемы с голосовыми связками. Они могут быть из-за повреждения или полного паралича данных мышечных складок.

Если у человека мутизм вызван истерией, то болезнь имеет временный характер.

Лечение элективного мутизма

В обязательном порядке необходимо использовать медикаментозное лечение. Не рекомендуется заниматься самолечением, так как это может привести к ухудшению ситуации.

После тщательного обследования назначают следующие препараты:

  • Антидепрессанты. Они помогают справиться с проблемой. Чаще всего специалисты выписывают Прозак, Флуоксетин.
  • Нейролептики. Вещества помогают вылечить психические расстройства. В таком случае назначают Френолон, Гидазепам, Рисперидон.
  • Бензодиазепины. Препараты данной группы имеют седативный, снотворный и анксиолитический эффект. Врачи выписывают Гидазепам, Фторфеназин, Алпразолам.
  • Ноотропные средства. Главным компонентом является витамин В15, он помогает продлить жизнь и хорошо борется со стрессовыми ситуациями. К таким средствам относятся Пирецетам, Салбутамин и Оксирацетам.

Болезнь может лечиться не только дома, но и в стационарных условиях. Важно, начинать лечение элективного мутизма своевременно. Если время будет упущено, то в будущем будут развиваться неврозы, психические расстройства, социофобии.

Коррекция элективного мутизма

На самом деле существует множество способов, которые помогают справиться больному с патологией.

Коррекция элективного мутизма проводится следующим образом:

  • Дыхательная гимнастика. В такой ситуации подыскивается хороший специалист. Он поможет научиться глубокому, поверхностному, редкому, частому и смешанному дыханию. Если освоить эти азы, то можно начать заниматься йогой. Она помогает координировать духовные и физиологические функции организма.
  • Массажные процедуры. Массаж необходим не только для того, что разминать мышцы. Благодаря процедуре человек сможет стать спокойнее и быстрее восстановиться после психологической травмы. Применяется также гидромассаж.
  • Иглорефлексотерапия. Процедура поможет больному при мутизме справиться с проблемами нервной системы. Иглоукалывание назначается только лечащим врачом.
  • Арт-терапия. Большинство людей думают, что процедура назначается только для детей. Коррекция мутизма у взрослых подразумевает работу с цветовой гаммой и поиск с её помощью неожиданных решений.
  • Фототерапия. Люди любят пересматривать семейные фотографии. Если больной молчит, то можно его заставить заговорить с помощью снимков. Когда он увидит волнующий момент на фото, то он может начать говорить.

Цель лечения – это устранить причины возникновения болезни. Устранить невротические расстройства, а также сделать лучше межличностный контакт.

Коррекция элективного мутизма у детей

Элективный мутизм является по большей части детской патологией. Если проявляются даже небольшие отклонения в поведении у малыша, то следует обращаться к специалистам. Коррекция элективного мутизма у детей должна проводится в обязательном порядке.

Ребенку можно помочь следующим образом:

  • Создать положительную обстановку. В доме, где мир, доброта и взаимопонимание, в редких случаях ребенок страдает элективным мутизмом. Малыш должен знать, что его любят и прислушиваются, чтобы он не сказал.
  • Адекватное наказание. Не стоит слушать прихоти своего ребенка. Чаще всего дети не могут выдерживать жестокости со стороны родителей, так как у них неокрепшая психика. Не стоит физически наказывать малыша, лучше всего объяснить, что так делать нельзя.
  • Выполнять обещания. Все дети верят, что взрослые всегда держат свои слова.
  • Сменить окружение малыша. Если мутизм произошел из-за перенесенной психологической травмы, то рекомендуется найти новый детсад или школу.
  • Посещать на постоянной основе специалистов. Не рекомендуется относиться к неврологам или психологам как к тем людям, которые не смогут помочь ребенку.

Если малыш перестал разговаривать или ведет себя странно, то следует принимать определённые меры. Многие люди считают, что посещение психиатра отразиться на жизни ребенка. Если происходит какая-то проблема с ребенком, то следует обратиться к специалистам. При бездействии может наносится вред ребенку и заболевание приобретет стойкий характер.

Элективный мутизм у детей

Заболевание может происходит по разным причинам, они все отличаются друг от друга.

Следующие факторы, которые приводят к элективному мутизму у детей:

  • Ребенок не умеет разговаривать с другими людьми и находить общий язык.
  • Малыш не может в устной форме сформулировать свое желание.
  • Ребенок не имеет собственного пространства для того, чтобы выразить неприятные чувства.
  • Негативная атмосфера в доме.
  • Поражение головного мозга.
  • Развитие шизофрении на начальном этапе или аутизм.
  • Истерический невроз.
  • Волнение из-за сильного испуга или потеря родного человека.
  • Нехватка внимания со стороны взрослых людей, а также непонимание в семье.
  • Высокая тревожность, а также нервные тики.
  • Упрямство.
  • Проблемы с речью.

Такие причины могут приводить и к другим проблемам. Потребуется выявить элективный мутизм, чтобы назначить комплексное и эффективное лечение. Патология является тревожным расстройством. Ребенок может ощущать себя хорошо и общаться с друзьями, родственниками. Если малыш меняет обстановку, то он перестает говорить. Ребенок не может сказать ни слова, так как боится.

Элективный мутизм может оставаться и во взрослом возрасте. В таком случае проявляются разные социофобии. Проблема случается у тех детей, у которых лабильная нервная система, а также замкнутость, сопротивляемость или беспокойство без каких-либо причин. Если у ребенка тревожность, то ему необходима поддержка родителей в сложных ситуациях.

Чаще всего патология встречается в тех семьях, где некомфортный психологический климат. Множество врачей говорят, что разновидность мутизма – это невротическое расстройство. Дети могут страдать не только немотой, но и депрессией, робостью, ранимостью. Патология проходит тяжелее всего у подростков. Заболевание может передаваться по наследству.

Лечение элективного мутизма у детей

Терапия должна быть направлена на то, чтобы устранить социальные фобии, а также тревожно-депрессивное состояние.

Применяются следующие способы лечения элективного мутизма у детей:

  1. Когнитивно-бихевиоральные. Процедура проводится индивидуального для каждого ребенка. Психотерапевт помогает наладить контакт и помогает высказать и пережить нехорошие моменты.
  2. Поведенческие. Групповые тренинги помогут сформировать навыки коммуникации, вербального взаимодействия. Правильные действия должны подкрепляться вниманием, похвалой. Ребенок контактирует с другими людьми любого возраста, поэтому он преодолевает застенчивость и смущение.
  3. Семейное консультирование. Врач говорит взрослым, как правильно общаться с ребенком. Потребуется одобрять, хвалить малыша.

Психотерапия может дополниться логопедическими занятиями. Если ребенок будет правильно произносить слова, то это поможет снизить неуверенность ребенка.

Элективный мутизм удается устранить при первых шести месяцах. Постепенно состояние пациента будет улучшаться, если будет психотерапевтическое вмешательство. Профилактика болезни – это предоставление малышу возможности выбора, эмоционального выражения, а также права высказать свое мнение.

причины и симптомы у детей

Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.

Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.

Почему появляется  

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Виды  

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.

     

 

 

 


Селективный мутизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Селекти́вный мути́зм, также известный как электи́вный мути́зм — постоянная неспособность разговаривать в особых социальных ситуациях, когда от индивида ожидается, что он должен разговаривать. Несмотря на неспособность разговаривать в специфических социальных ситуациях, в других ситуациях индивид способен говорить. Чаще всего данное расстройство впервые проявляется в раннем детстве[1] (обычно до 5 лет)[2].

Типично, что ребёнок с селективным мутизмом разговаривает дома или с близкими друзьями, но молчит с незнакомцами или в школе, хотя могут встречаться случаи прямо противоположные[1].

МКБ-10[править | править код]

Для постановки диагноза по Международной классификации болезней 10-пересмотра (МКБ-10) селективный мутизм должен превышать 4 недели, должно отсутствовать первазивное расстройство развития (F8484., например, детский аутизм), и мутизм не должен быть обусловлен отсутствием достаточных знаний разговорного языка, требуемого в той социальной ситуации, в которой требуется разговаривать.

DSM-5[править | править код]

Критерии американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам 5-го издания (DSM-5) схожи с диагностическими критериями МКБ-10. Для постановки диагноза должна наблюдаться неспособность говорить в конкретных социальных ситуациях, расстройство должно препятствовать образовательным или профессиональным достижениям или социальной коммуникации, продолжительность — не менее 1 месяца и невозможность говорить не должна быть связана с отсутствием знаний[2].

Должны быть исключены коммуникативные расстройства и социофобия (социальное тревожное расстройство)[2].

  • R. Lindsey Bergman. Treatment for Children with Selective Mutism: An Integrative Behavioral Approach. — OUP USA, 2013. — 137 p. — ISBN 978-0-19-539152-7. (англ.)
  • Thomas R. Kratochwill. Selective Mutism (Psychology Revivals): Implications for Research and Treatment. — Psychology Press, 2015. — 218 p. — ISBN 978-1-317-53271-2. (англ.)
  • Johnson M., Wintgens A. The Selective Mutism Resource Manual. — 2nd Ed. — Taylor & Francis, 2017. — 354 p. — ISBN 978-1-351-70269-0. (англ.)
  • Anstendig K. Selective mutism: A review of the treatment literature by modality from 1980—1996. (англ.) // Psychotherapy (англ.)русск. : journal. — American Psychological Association, 1998. — Vol. 35, no. 3. — P. 381—391. — ISSN 1939-1536. — doi:10.1037/h0087851.
  • Shriver Mark D., Segool Natasha, Gortmaker Valerie. Behavior Observations for Linking Assessment to Treatment for Selective Mutism (англ.) // Education and Treatment of Children : journal. — Johns Hopkins University Press, 2011. — Vol. 34, no. 3. — P. 389—410. — ISSN 1934-8924. — doi:10.1353/etc.2011.0023.
  • Bergman R. L., Piacentini J., McCracken J. T. Prevalence and Description of Selective Mutism in a School-Based Sample (англ.) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (англ.)русск. : journal. — Elsevier BV, 2002. — Vol. 41, no. 8. — P. 938—946. — ISSN 0890-8567. — doi:10.1097/00004583-200208000-00012.
  • Black B., Uhde T. W. Psychiatric Characteristics of Children with Selective Mutism: A Pilot Study (англ.) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (англ.)русск. : journal. — Elsevier BV, 1995. — Vol. 34, no. 7. — P. 847—856. — ISSN 0890-8567. — doi:10.1097/00004583-199507000-00007.
  • Dummit E. S., Klein R. G., Tancer N. K., Asche B., Martin J., Fairbanks J. A. Systematic Assessment of 50 Children With Selective Mutism (англ.) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (англ.)русск. : journal. — Elsevier BV, 1997. — Vol. 36, no. 5. — P. 653—660. — ISSN 0890-8567. — doi:10.1097/00004583-199705000-00016.
  • Oerbeck B., Johansen J., Lundahl K., Kristensen H. Selective mutism: A home-and kindergarten-based intervention for children 3—5 Years: A pilot study (англ.) // Clinical Child Psychology and Psychiatry (англ.)русск. : journal. — SAGE Publications, 2011. — Vol. 17, no. 3. — P. 370—383. — ISSN 1359-1045. — doi:10.1177/1359104511415174.

Элективный мутизм у детей: причины, симптомы и лечение

Симптомы и лечение элективного мутизма у детейРазного рода проблемы с речью наблюдаются сегодня у достаточно большого количества детей. Одной из такого рода патологий является элективный мутизм. По сути, это психологическое отклонение, проявляющее себя отказом разговаривать в каких-то определенных жизненных ситуациях. То есть основным симптомом в данном случае будет немота, вызванная психологическими факторами.

Элективный мутизм у детей встречается преимущественно в возрасте от 3 до 9 лет. При этом патология не оказывает негативного воздействия на слух ребенка. Он хорошо слышит, понимает, о чем говорят, и сам может разговаривать. Но в определенных ситуациях, чаще всего за пределами родного дома, такие дети буквально теряют дар речи. Зачастую родители достаточно поздно обращают внимание на проблему, как правило, это происходит спустя полгода после первых случаев проявления патологии.

Читайте также: Симптомы и лечение акинетического мутизма

Элективный мутизм у детей – причины развития и лечение

Для начала давайте разберемся, какие факторы могут спровоцировать появление данной патологии. Ее развитие в большинстве случаев вызвано целым рядом причин. Вернее, элективный мутизм может появиться у ребенка при сочетании определенных конституциональных психологических особенностей и воздействий окружающей среды. При этом следует отметить, что первые – это своего рода база, и здесь происходит как бы накопление предпосылок. Но спусковым механизмом, который и дает старт развитию патологии, здесь будет воздействие внешней среды.

Читайте также:Как называется и лечится фобия боязни темноты

Если же говорить в целом, то факторами, способствующими развитию у ребенка элективного мутизма, являются:

  • отклонения в психическом развитии,
  • эмоционально-личностные и неврологические особенности,
  • серьезные стрессовые ситуации,
  • тип воспитания.

В частности, нередко данная патология развивается у детей, имеющих дефекты развития речи или ЗПР. Объясняется это тем, что ребенок, испытывая затруднения с артикуляцией или будучи неуверенным в собственных умственных способностях, становится замкнутым. Это, в свою очередь, и провоцирует появление немоты в определенных ситуациях.

Важную роль здесь также играют эмоционально-личностные и неврологические особенности. Например, факторами, способствующими развитию элективного мутизма, являются сильная ранимость, робость, застенчивость, впечатлительность, стремление к уединению. Довольно часто патология развивается у детей, которые постоянно подавляют собственную агрессию, или же просто склонных к молчаливости. Также здесь следует особо выделить и неврологические особенности, в том числе и наличие каких-либо нарушений. Например, нередко элективный мутизм проявляется у детей с лабильным типом нервной системы. Кроме того, к провоцирующим факторам в данном случае также относятся различные органические повреждения головного мозга – опухоли, гематомы, черепно-мозговые травмы.

Такое расстройство вполне может проявиться и после пережитого ребенком серьезного стресса – развода родителе, гибели близкого человека, совершенного над ним или непосредственного увиденного насилия. Таким потрясением даже может оказаться переезд семьи в другой город или эмиграция за границу. Не менее важное значение здесь играет и тип воспитания. Патология довольно часто развивается у детей при отсутствии гармонии в отношениях с родителями. Кроме того, провоцирующим фактором здесь способен оказаться высокий уровень социальной тревоги у кого-то из членов семьи, неуверенность или чрезмерная застенчивость матери/отца. Также элективный мутизм может развиться у ребенка при наличии у одного из родителей депрессивных расстройств.

В медицине данную патологию разделяют по типу течения. Согласно данной классификации выделяют проходящий (транзисторный) и постоянный (континуальный) элективный мутизм. Первый тип в подавляющем большинстве случаев становится следствием полученной ребенком психологической травмы. В свою очередь, континуальный элективный мутизм чаще всего выявляется у детей, имеющих психологическую предрасположенность к развитию этой патологии.

Симптомы и лечение элективного мутизма у детейКроме того, существует еще и классификация по особенностям течения. В данном случае выделяют следующие формы элективного мутизма:

  • пассивно-агрессивный,
  • реактивный,
  • речевой фобический,
  • симбиотический.

В случае отсутствия своевременной и, главное, правильно оказанной помощи, патология способна спровоцировать развитие у ребенка вторичных психологических расстройств. Поэтому родителям, заметившим такую проблему, рекомендуется обратиться к врачу как можно скорее. Для того чтобы поставить точный диагноз, потребуется клиническое обследование у психиатра. Здесь очень важно, чтобы патология была четко дифференцирована от органических поражений мозга, а также от иных психических расстройств, которое тоже могут проявлять себя расстройствами речи.

Лечение элективного мутизма обязательно должно быть комплексным. Основой здесь будет психотерапия, с помощью которой необходимо помочь ребенку выработать должные коммуникативные навыки, а также убрать тревожно-депрессивный компонент, и устранить имеющиеся социальные фобии. Здесь есть несколько эффективных методик – поведенческие, когнитивно-бихевиоральные, семейное консультирование.  Также важным моментом является коррекция дизартрии, устранение артикулярных нарушений.

Здесь многое зависит от выбранной формы обучения и квалификации специалиста. При грамотном подходе вполне реально поставить правильное произношение, благодаря чему ребенок сможет избавиться от неуверенности, а также сумеет достаточно быстро восстановить речевое общение. В случае наличия социальных фобий, депрессивных либо тревожных проявлений, в комплексную терапию включают лекарственные препараты, с помощью которых можно убрать данные проблемы – ноотропы, транквилизаторы, антидепрессанты. Естественно, все назначения должен делать только врач. В подавляющем большинстве случаев расстройство можно полностью вылечить, если приступить к борьбе с патологией в течение полугода после начала ее проявления.

Симптомы и лечение элективного мутизма у детей Загрузка…

Мутизм. Элективный мутизм у детей. Коррекция и лечение мутизма

Мутизм – это психологическое и/или неврологическое, психическое расстройство, при котором человек не отвечает на вопросы окружающих ни речью, ни знаками и вообще никак не дает понять, что готов вступить в контакт. При этом функциональная способность воспринимать и понимать обращенную речь не нарушена, человек может читать и сохранять способность к письменной речи.

Симптомы мутизма

К основной симптоматике мутизма относится отсутствие или прекращение речи на фоне сохранности функций речевого аппарата и мозговых структур, отвечающих за понимание и воспроизведение речевых конструкций. Кроме этого для постановки диагноза собираются следующие данные:

  • длительность отсутствия речи, движений, ответов на вопросы;
  • наличие сильных эмоциональных потрясений;
  • социальная изолированность в поведении;
  • выражение своих потребностей и желаний жестами;
  • потери сознания;
  • травмы головы;
  • асимметрия лица;
  • ЗПР и нарушения речи;
  • косоглазие и нарушение движений глазных яблок.

У одного человека не обязательно наличие всей симптоматики, чаще это сочетание пары нарушений, характерных для определенного вида мутизма.

Виды и причины мутизма

Варианты мутизма отличаются не только своим проявлением, но также и причиной, вызвавшей данное нарушение. Выделяются следующие виды мутизма:

  • Психогенный – возникает вследствие психотравмирующей ситуации либо в конкретных социальных условиях, которые вызывают у ребенка чувство страха или сильной тревоги.
  • Кататонический – характерен для кататонического синдрома, представляет собой немотивированный отказ от общения (при расстройствах шизофренического спектра).
  • Истерический – подсознательное желание личности привлечь к себе внимание окружающих, используя утрату речи (при диссоциациях).
  • Акинетический – возникает вследствие нарушений целостности мозговых структур, органических, травматических или инфекционных поражениях мозга, опухолях и т.д.

Отдельно следует выделить избирательный мутизм, когда человек способен общаться с определенным кругом лиц. Наиболее распространено данное нарушение у взрослых. У детей встречается в возрасте от трех лет, когда речь считается сформированной.

Мутизм у детей

Детский мутизм изначально подразделяют на ситуационный, постоянный и тотальный. Обычно провоцирующим фактором возникновения этого нарушения в детском возрасте является травматическое психогенное воздействие и общий психологический климат в семье. Избирательный (элективный) детский мутизм возникает в возрасте от трех лет, часто диагноз впервые ставится в начале школьного обучения. Встречаются случаи, когда он самостоятельно проходит к десяти годам, но если его не корректировать, у ребенка сформируются вторичные речевые и психоэмоциональные нарушения: логофобия, логоневроз, социофобия, заниженная самооценка, тревожные и иные невротические расстройства. У детей с мутизмом, который не корректировали, ярко выражаются шизоидные и тормозимые черты, имеются трудности в интеллектуальном развитии и словесно-логическом мышлении.

Какие-либо физиологические нарушения при этом отсутствуют, поэтому мутизм можно воспринимать как пассивную форму протеста против новых норм общества или изменения социальных условий.

Психогенный мутизм, возникающий у детей вследствие перенесенных психологических травм, имеет иную специфику. Такое состояние возникает вследствие неготовности психики трансформировать полученный жизненный опыт и устанавливать актуальный ситуации контакт с окружающими. Военные события, психологическое насилие в семье, сексуальное насилие, присутствие при смерти близких людей и т.д. – все это нарушает стабильность психики. Сопровождается эта форма мутизма повышенным уровнем тревожности, депрессивностью, впечатлительностью, инфантилизмом. Возможны нарушения аппетита и сна, заторможенность, частые протестные настроения.

При наиболее частых формах детского мутизма отсутствуют физиологические нарушения, поэтому коррекция состояния происходит исключительно психотерапевтическими методами.

Лечение и коррекция мутизма

Для коррекции мутизма используется комплексный подход, подразумевающий слаженную работу нескольких специалистов:

  • Прежде всего рекомендуется обратиться к психоневрологу или детскому психотерапевту, который поставит точный диагноз и при необходимости назначит медикаментозное лечение.
  • Невролог – назначает лекарственные препараты и физиопроцедуры, корректирующие работу головного мозга, а также проводит периодическую диагностику изменения состояния.
  • Детский психолог – проводит основную психотерапевтическую работу, где само по себе общение является стимулирующим и поддерживающим речь и письмо методом, дает консультации по изменению ситуации в семье. Детям отлично помогает метод песочной терапии, которые используют психологи.
  • Логопед – проводит занятия по развитию артикуляционного аппарата, чтобы предотвратить или скорректировать речевые нарушения, возникающие вследствие долгого молчания.
  • Также может использоваться аппаратный метод Томатис для снижения уровня тревожности. Он предотвращает логофобию и логоневроз как распространенные последствия мутизма.

Все действия специалистов должны быть согласованы для каждого конкретного случая. Одинаковой остается только одна рекомендация – начинать коррекцию как можно раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *