Экзальтированная женщина это: особенности, причины, диагностика и лечение – Экзальтация — Википедия
ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Акцентуированные личности››
АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.
Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски», говоря словами поэта, у них один шаг. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.
Другой полюс его реакций крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Страх у людей с таким темпераментом обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций.
Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. В чем заключается причина данного явления?
Во-первых, я полагаю, что сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Такое произведение рождается лишь тогда, когда творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний. Если человек обладает глубоким умом и практическим здравым смыслом, то ничто не помешает ему развивать свои математические, технические или организационные способности. Но при подобной разумной практической установке данное лицо не пишет стихов и не сочиняет музыку, хотя его природных данных хватило бы на это.
Во-вторых, эмоции сами по себе позволяют создавать верное суждение о возникающем произведении, давать ему верную оценку. Уровень науки измеряется ее прикладным значением, ценность же художественного произведения познается лишь по эмоциональному воздействию. Из этого следует, что неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт характера. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.
Конфликты артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу.
Например, избыток чувств у Гельдерлина стимулировал его поэтическое творчество, но одновременно не давал приспособиться к повседневным жизненным требованиям. Возможно, его постоянная эмотивная возбудимость носила болезненный характер, так как во второй половине жизни у него развилось тяжелое психическое заболевание (моя работа на данную тему издана в 1964 г.).
Гельдерлин всю жизнь больше страдал, чем испытывал порывы восторженной радости, но это было связано с большими жизненными трудностями, которые ему пришлось испытать из-за чрезмерной чувствительности. К началу душевного заболевания эта исключительная эмотивная возбудимость еще возросла. В письме к В. Ланге он пишет: «Поверь мне, дорогой! Я боролся до смертельного изнеможения, чтобы сохранить высшую жизнь, в вере и в созерцании, о, да! Я боролся, страдая невыразимо, и полагаю, что мучения мои превышают все, когда-либо испытанное человеком». В подобных жизненных гиперболах мы не только узнаем Гельдерлина, но одновременно получаем представление о силе импульсов, которыми возбудимость питала его поэтическое вдохновение.
Выдающийся немецкий лирик приведен мною как пример.
Подобным же образом, хотя, возможно, и не в такой степени, эмотивная возбудимость является базой создания художественных произведений у многих артистических натур. Добавим к этому закономерное стремление художника отразить в своем творчестве то, что его так сильно и глубоко захватывает.
Негативный полюс аффективно-экзальтированного темперамента можно наблюдать на следующем примере.
Клаус Э., 1928 г. рожд. Мать экзальтированная женщина, для которой характерно, с одной стороны, чувство восторженности, с другой подверженность печальным переживаниям. В детстве Э. боялся темноты. В темноте ему постоянно казалось, что кто-то стоит за спиной, он оглядывался и быстро убегал, сердце его бешено колотилось. Это был молчаливый, замкнутый человек, не любивший выступать публично: при этом он терял голос и сильно потел. Э. не выносил, когда при нем били животных, испытывал при этом «щемящую тоску», но, так как его «душило волнение», не мог произнести ни звука в защиту бедного четвероногого. Его захватывают различные торжественные мероприятия: «Когда исполняются торжественные гимны, я прямо боюсь заплакать, все от растроганности » Нечто подобное Э. испытывает и во время посещений театра. Однако сам играть он не может и никогда не мог, у него начинается «сценическая лихорадка» и точно «ком в горле стоит». Он очень любит музыку, нежную, лирическую, подобную «Грезам» Шумана, но и хор из «Летучего голландца» ему нравится. В 25 лет он поступил в вуз, с увлечением занимался 2 года, после чего наступил срыв. Э. заболел. Мать послала ему значительную сумму на покупку продуктов, но он, поддавшись на уговоры товарищей, растратил все эти деньги на спиртное и устроил пирушку. «Бог мой, да я ведь из самых дружеских чувств, надо же помогать друг другу!» Этот случай послужил началом. Теперь после всяких мелких неудач, часто вызывающих у Э. сильное угнетение, он все чаще выпивает. По этому поводу к нам и обратилась его мать.
Можно сказать, что в характере данного обследуемого преобладает «готовность к отчаянию». Уже ребенком он часто находился во власти грустных и тревожных переживаний. Позже он все чаще стал приходить в отчаяние, когда не мог чего-нибудь добиться, часто им овладевал страх. То, что эти колебания были связаны с типичным темпераментом тревоги и счастья, подтверждается умилением Э. при всяких торжественных мероприятиях: в данном случае это состояние символизирует чувство счастья, а слезы его в этот момент это слезы счастья.
Поэты и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.
Мартин Р., 1901 г. рожд., поэт-лирик. В 62-летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р, отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал «как песни». Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как «чудо-женщину». Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах.
В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.
Р. типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.
Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Тросторфф.
Аделе Г., 1901 г. рожд., мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним.
Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается «всем прекрасным». При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: «Писать картины величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!» Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: «Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье. И думаю: «Вот это прекрасно, это ты напиши!» Счастья без живописи для меня не существует!» Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда своих картин не выставляет, она ответила: «Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это » Интересно и такое ее высказывание: «Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календуласколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию!» Или вот еще: «Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души».
Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.
Следующий пример, ранее описанный Зайге.
Мартин Ц., 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление. Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.
Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя «сверхсчастливым». Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается под влиянием жены. В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда «на столе танцевать». Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.
Однажды Ц., очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но (коронки «безумно мешают»: он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц., за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.
Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.
Экзальтация – что это
Содержание статьи:
Что такое экзальтация простыми словами
Экзальтацией (от латинского слова exaltatio — воодушевление, подъём) называют состояние душевного подъема, для которого характерны эмоции восторга.
Иными словами, человек находится в состоянии нервного возбуждения, его эмоциональность проявляется как в мечтательности, так и в воодушевлении, страстном увлечении чем-либо.
У душевно больных людей экзальтация может выражаться как состояние патологического возбуждения в крайней степени, для которого свойственна стремительная смена мыслей и намерений, а также передача импульсов раздражения в отделы головного мозга, отвечающие за двигательную активность.
Психологи экзальтацией называют состояние сильного возбуждения, пограничного с состоянием психоза.
Экзальтированная личность
Очень часто люди заблуждаются, понимая под экзальтированностью претенциозность в одежде, стиле, экстравагантную манеру поведения, позволяющую человеку визуально выделиться в своем окружении.
На самом же деле экзальтированностью можно назвать лишь особенности темперамента, натуры человека, которые и определяют его манеру себя держать, а в некоторой степени и его склад мышления, жизненный уклад.
Социология определяет термин «экзальтация» как оживленность, граничащую с болезненностью, сильное возбуждение и восторженность.
В определенных случаях можно сказать, что человек «впал в экзальтацию», и такое состояние характерно для натур впечатлительных, творческих, живущих эмоциями.
Полностью поглотить человека экзальтированного могут такие эмоциональные проявления, как чувство любви к искусству и природе, страсть, поиск своего пути.
Эти люди сильно волнуются за своих близких и просто знакомых, остро переживают происходящее с ними, даже тогда, когда они сами не считают произошедшее серьезным событием. Они способны впасть в отчаяние лишь сострадая животному, которого посчитают одиноким.
Например, женщина в состоянии экзальтации может приютить несчастного котенка с улицы, а уже на другой день вернет его туда же, поскольку игривое поведение животного или не способность сразу приучиться «к лотку» выведут её из равновесия. При этом внутренне она будет страдать от совершенного поступка.
К сожалению, экзальтированные люди часто не в состоянии совладать со своими эмоциями, потому могут причинять неудобство окружающим своей склонностью драматизировать, паниковать часто без причин.
Среди положительных черт экзальтированных людей можно отметить то, что они умеют сопереживать, вовремя поддержать близких, искренне порадоваться вместе с ними.
Немецкий психиатр Карл Леонгард считал, что экзальтированные личности наделены «темпераментом тревоги и счастья», ведь порой им нужен лишь небольшой толчок, чтобы перейти из состояния ликования в состояние тревожности и тоски, причем спровоцировать этот переход способно поставленное на рубашку пятно, недостаток внимания близкого человека и даже мельком услышанная в СМИ новость.
Однако не впасть в глубокую депрессию экзальтированным людям помогает то, что так же легко им и найти повод порадоваться, чтобы погрузиться в состояние счастья.
Для экзальтированных людей эмоции стоят превыше всего, чувства не сдерживаются, поскольку переживания лежат в основе жизни таких личностей.
Потому чаще всего и выбирают они для себя профессии связанные с искусством, творчеством, религией. Именно среди актеров можно встретить наибольшее количество лиц с повышенной эмоциональностью.
Экзальтацией также называют краткосрочные периоды, во время которых у человека повышена возбудимость мышечных и нервных тканей, что сменяется впоследствии стадией пониженной возбудимости.
Такая смена настроения – от восторга до разочарованности – характерна для экзальтированных личностей. Эти люди очень разговорчивы, способны спорить, но весьма редко конфликтуют, стараясь избегать острых углов.
Экзальтация массовая
Бывает, что экзальтация одновременно овладевает группами людей, и это может выражаться в виде стихийного возбуждения, причиной которого может стать реакция на природные катаклизмы и происходящие в обществе события.
Экзальтацию масс можно искусственно спровоцировать, к примеру, это происходит на концертах известных музыкантов и шоуменов, на спортивных мероприятиях.
Экзальтация в астрологии
Понятие экзальтации широко используется в астрологии, при этом обозначает не состояние личности, а особое расположение небесного тела.
Так, чтобы обозначить, что планета находится не в своем доме и движется по своей траектории, заглядывая в другие «дома», говорят, что «планета в экзальтации».
Соответственно и воздействует на определенный знак зодиака она иначе. Астрологи полагают, что в своем доме планета работает интуитивно-инстинктивно, находясь в экзальтации – эмоционально-чувственно.
Экзальтация – что это такое, плюсы и минусы, существующие признаки, примеры
Неотъемлемой частью психики человека являются эмоции. Способность радоваться и грустить присуща нам с рождения, но каждый имеет свою степень выраженности тех или иных чувств. Чрезмерная и преувеличенная радость без особой причины, которая легко может смениться глубокой печалью, в психологии носит название экзальтация.
Что такое экзальтация?
Реакции человека на какие-либо события зависят от врожденного темперамента и самых ярких черт личности, которые называются акцентуациями. Эту теорию выдвинул немецкий психиатр Карл Леонгард, который выделил 10 типов акцентуаций. Они различаются специфическими реакциями на различные виды раздражителей. Одной из таких акцентуаций является аффективно-экзальтированный тип.
Экзальтированность в психологии – это свойство человека необычайно бурно и несоразмерно реагировать на любые ситуации. Приводить в восторг таких людей может любая незначительная мелочь, вплоть до равномерности окраса какого-то изделия. Однако этот душевный подъем может очень быстро смениться вселенской печалью от вида бездомного котенка или случайного пятна на одежде.
Экзальтированность – плюсы и минусы
Всего на планете экзальтированный тип личности встречается у 15% населения, чаще у женщин, чем у мужчин. Такая особенность психики имеет как свои положительные, так и отрицательные свойства. К плюсам можно отнести:
- Экзальтация способствует умению замечать и искренне радоваться мелочам.
- Способность заражать окружающих своим хорошим настроением и хохотом.
- Эстетический вкус и тонкое чувство стиля, поэтому такие личности часто находят себя в искусстве.
- Частое воодушевление способствует тому, что человек легко заводит знакомства, не склонен к комплексам и стеснительности.
Отрицательными сторонами экзальтации являются:
- Склонность к драматизации и бурным страданиям по любому, даже незначительному поводу.
- В любви такие люди полностью отдаются своему партнеру, не редко становясь очень навязчивыми.
- В порыве своих эмоций экзальтированный человек способен на некие агрессивные действия, неприемлемые в обществе.
- Работоспособность зависит от настроения.
- Повышенная тревожность и зацикленность на определенных событиях в прошлом.
Признаки экзальтации
Заметить у знакомых или определить экзальтацию у себя можно по следующим признакам:
- Постоянные резкие перепады настроения.
- Несоразмерные интенсивные реакции на простые ситуации. Таких людей всегда очень сильно трогают просмотренные фильмы и выпуски новостей, прочитанные книги и услышанные сообщения по радио.
- Экзальтированный человек всегда говорит очень громко и много, а смех его очень заразителен.
- Неравнодушен к детям и животным.
- Всегда готов прийти на помощь, ведь чужие несчастья могут трогать сильнее, чем собственные проблемы.
- Эмоциональное состояние у такого человека влияет практически на все: аппетит, сон, работоспособность и общее физическое самочувствие.
Экзальтированная личность – примеры
Очень часто экзальтированность встречается у деятелей искусства: известных художников, актеров и режиссеров. Таких персонажей любят использовать авторы в художественных произведениях, ведь своими выходками они легко нагнетаю страсти и поворачивают сюжет в самое невообразимое русло. Популярные персонажи в постоянном состоянии экзальтации:
- Катерина Ивановна в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»;
- Ромео из знаменитой пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта»;
- Николай Ростов в романе Л. Толстого «Война и мир»;
- Экзальтация прослеживается у телезвезды Руби Роуз в фильме «Пятый элемент»;
- лемур по кличке Король Джулиан из мультфильма «Мадагаскар».
Причины экзальтации
Психологи утверждают, что экзальтировать может любой человек в определенные возрастные периоды:
- Маленькие дети примерно с 2 до 5 лет еще только учатся управлять своими эмоциями, поэтому упавшая конфета может вызвать бурное огорчение, а приход папы с работы безудержную радость.
- Следующий этап вспышек экзальтированности приходится на переходный возраст из-за гормональной перестройки организма.
- Во взрослом возрасте экзальтация может периодически случаться у людей во время влюбленности или рождения детей. Можно и искусственно вызвать такую реакцию. Ярким примером искусственного воодушевления являются фанаты после концертов любимых групп или спортивных состязаний.
Экзальтированный тип личности можно признавать во взрослом возрасте тогда, когда бурные эмоциональные всплески становятся обыденным явлением для человека. Этому могут способствовать:
- Генетика.
- Неправильная методика воспитания, отсутствие развития эмоционального интеллекта.
- Завышенная или заниженная самооценка.
- Неудовлетворенность базовых потребностей в общении и безопасности может закрепить экзальтацию во взрослом возрасте.
- Отсутствие понятия моральных и культурных норм.
- Частые конфликты со сверстниками в пубертатный период способны перенести экзальтацию во взрослую жизнь.
Экзальтированная религиозность
Встретить искусственную экзальтированность чувств можно в различных религиозных действиях. Под руководством одного или нескольких людей толпа верующих может быстро прийти в состояние крайней эмоциональности, которой свойственны:
- обожание божества;
- боязнь сверхъестественной силы;
- подчинение велениям наставников;
- отказ от рационального осмысления религиозных догматов и стремление их распространять;
- нетерпимость к другим верованиям.
Рекомендации экзальтированному типу
Сама по себе экзальтация психологами не считается патологией и относится к вариантам нормы кроме тех случаев, когда такое поведение мешает адаптации в обществе. В случае неадекватного поведения используются следующие методы коррекции, которые можно проводить как самостоятельно, так и с психологом:
- Экзальтированная личность прежде всего должна научиться адекватно представлять те ситуации, которые считаются самыми уязвимыми.
- Не менее важно признать особенности строения своей нервной системы и подстраивать под них режим дня и стиль жизни.
- Неэффективные способы реагирования на разные ситуации можно научиться изменять благодаря включению волевого компонента.
Экзальтированный тип профессии
Выбирать профессию экзальтированной женщине и мужчине нужно особенно тщательно, ведь работоспособность сильно зависит от эмоционального состояния. Психологи рекомендуют:
- При наличии таланта обращать свое внимание на творческие профессии: художник или дизайнер, писатель.
- Восторженно возбужденное состояние присуще многим актерам, которые добиваются значительных высот в своем ремесле благодаря своей эмоциональности.
- При отсутствии тяги к искусству, можно попробовать себя в роли воспитателя или педагога, ведь работа с детьми многим людям подобного психотипа приносит искреннее удовольствие.
- Экзальтированному человеку можно проявить себя и в проектной деятельности, связанной с организациями праздников и специальных событий.
Как бороться с экзальтацией?
Когда экзальтированная натура мешает человеку нормально жить в обществе, можно использовать специальные методики коррекции поведения и управления эмоциями, которые проводятся психологами в следующих формах:
- Индивидуальная и семейная беседа.
- Групповой тренинг по борьбе с определенной проблемой. Сейчас можно найти курсы управления гневом, например.
- Другой разновидностью групповой методики является психодрама, когда психолог у одного или нескольких клиентов создает вымышленные излишне преувеличенные ситуации, при этом помогая найти правильные пути выхода из них.
Что такое экзальтация 🚩 Психоанализ
Под экзальтированностью некоторыми ошибочно понимается вычурность в одежде, какой-то особый внешний шик в человеке, выделяющий его из окружающей серой массы. В то время как экзальтированность – это черта характера, темперамент, а отсюда – манера поведения и в определенной степени стиль жизни человека.
Социологи трактуют понятие «экзальтация», как, возбужденное, восторженное состояние, болезненную оживленность. Существует такое выражение: «впасть в экзальтацию». Подобное состояние присуще художественным натурам, живущим на эмоциях. Они крайне впечатлительны. Любовь к природе, искусству, мировоззренческие поиски могут захватить экзальтированную личность до глубины души. Они глубоко переживают неудачи родных и близких им людей, просто знакомых, в то время, когда самим потерпевшим трагедия не видится такой уж масштабной. Сострадание к животному, одинокому и несчастному на их взгляд, может также довести таких людей до отчаяния. Экзальтированная дамочка в порыве сострадания способна подобрать на улице и унести домой «брошенного» котенка, а на следующий день, после того, как он «сделал лужу» в ее туфлю, внутренне мучаясь и прячась от чужих глаз, отнесет его обратно.
Также под понятием «экзальтация» понимается кратковременный период повышенной возбудимости нервной и мышечной тканей, сменяющийся затем фазой несколько сниженной возбудимости. Смена настроения, восторженности и разочарования – свойственны людям этого типа. Они словоохотливы, часто спорят, но редко скатываются до открытых конфликтов.
Состояние экзальтации может одновременно охватывать большие группы людей в виде стихийного возбуждения на определенные события – пожар, землетрясение, другие природные, а также социальные явления. Восторженное, крайне возбужденное состояние масс может быть вызвано искусственно. Например, явление массовой экзальтации проявляется на концертах поп-звезд, во время и после крупных спортивных соревнований.
Термин «экзальтация» используют и астрологи. У них он означает положение планеты в определенной части ее траектории, пути. Планета в экзальтации – значит планета не дома, не в своей обители. Она в «гостях» и в то же время на работе. Ее воздействие на знак Зодиака иное. Считается, что если в обители планета действует на интуитивно-инстинктивном уровне, то в экзальтации – на эмоционально-чувственном.
Экзальтированность
Значение слова экзальтированность поясняется психологами как склонность к ярко выраженным всплескам эмоций. Эти эмоции обычно бывают вызваны как положительными, так и отрицательными факторами и для других людей они могут быть вовсе незначительными.
Акцентуация характера — экзальтированность
Ярко выраженные черты экзальтированного темперамента приближены к психопатии. Это чувство можно было бы назвать темпераментом счастья и тревоги и сравнить психозом этих двух чувств, сопровождающегося резкими колебаниями настроения.
Но часто экзальтированность проявляется сама по себе, без сопутствующих психических нарушений. В этом случае не следует говорить о ней, как о болезни, скорее это просто черта характера.
Эмоциональная экзальтированность
Экзальтированные люди – это максималисты, они реагируют на жизнь гораздо эмоциональнее, чем остальные. Их одинаково легко привести в восторг и в отчаяние. Незначительные формы экзальтированности проявляются в эгоистических стимулах и самолюбии. Такому человеку кажется, что он лучше всех. Он привязан к своим близким, переживает с ними за их неудачи и радуется их победам. Чаще всего экзальтированный человек увлекаем. Он любит музыку, искусство, интересуются религиозными предписаниями, занимается спортом и саморазвитием.
Другое значение экзальтированности – это невероятная впечатлительность и бурная реакция на печальные события. Сострадание и жалость к посторонним людям и больным, брошенным животным иногда доходит до абсурда. Они могут привести домой и напоить чаем бездомного и, заметив, что вместе с его уходом пропали некоторые вещи, впасть в уныние. Легкое разочарование или неудача, о которой обычный человек забывает уже на следующий день, может выбить экзальтированного человека из колеи. Нервное напряжение может читаться и во внешних проявлениях. Чувство страха и злости, охватившие человека, вызывают дрожь, выступание пота и др.
Как узнать, склонны ли вы к экзальтированности?
Вы экзальтированны, если:
- Если вам свойственно бурное проявление чувств.
- Моменты, вызывающие у других простую улыбку, у вас вызывают ощущение безграничного счастья.
- Незначительные разочарования способны ввергнуть вас в полное отчаяние.
- Вы часто используете фразы «люблю до безумия», «ненавижу до глубины души».
- Дома у вас много животных, которых вы приютили из чувства жалости к ним. К ним вы испытываете самые нежные и трепетные чувства.
- Вы часто просто на дух не переносите некоторых людей (сослуживцев, молодого человека вашей подруги, директора и т.д.)
- Один поступок или подмеченная вами черта характера человека может основательно изменить ваше отношение к нему.
- Творчество любого талантливого человека (артиста, художника, музыканта) потрясает вас и вызывает неописуемый восторг.
- Вы плачете, просматривая трагический фильм, читая роман, слушая грустную музыку.
- Вы относитесь ко всем людям либо с огромной любовью, либо с глубоким презрением.
- У вас чувство полной уверенности, что окружающие уступают вам в умении одеваться, не столь умны и талантливы, никто не может сравниться с вами.
- Ваши мнения, оценки и вкусы часто прямо противоположны позициям большинства.
Если вам свойственна экзальтированность чувств — ничего страшного в этом нет. Если она проявляется в незначительной степени — это даже хорошо. Вы видите мир в более ярких красках, нежели остальные люди. Вам только надо научиться быть более сдержанной и не совершать глупых поступков, продиктованных вашей повышенной эмоциональностью.
ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Акцентуированные личности››
АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.
Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски», говоря словами поэта, у них один шаг. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.
Другой полюс его реакций крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Страх у людей с таким темпераментом обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций.
Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. В чем заключается причина данного явления?
Во-первых, я полагаю, что сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Такое произведение рождается лишь тогда, когда творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний. Если человек обладает глубоким умом и практическим здравым смыслом, то ничто не помешает ему развивать свои математические, технические или организационные способности. Но при подобной разумной практической установке данное лицо не пишет стихов и не сочиняет музыку, хотя его природных данных хватило бы на это.
Во-вторых, эмоции сами по себе позволяют создавать верное суждение о возникающем произведении, давать ему верную оценку. Уровень науки измеряется ее прикладным значением, ценность же художественного произведения познается лишь по эмоциональному воздействию. Из этого следует, что неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт характера. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.
Конфликты артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу.
Например, избыток чувств у Гельдерлина стимулировал его поэтическое творчество, но одновременно не давал приспособиться к повседневным жизненным требованиям. Возможно, его постоянная эмотивная возбудимость носила болезненный характер, так как во второй половине жизни у него развилось тяжелое психическое заболевание (моя работа на данную тему издана в 1964 г.).
Гельдерлин всю жизнь больше страдал, чем испытывал порывы восторженной радости, но это было связано с большими жизненными трудностями, которые ему пришлось испытать из-за чрезмерной чувствительности. К началу душевного заболевания эта исключительная эмотивная возбудимость еще возросла. В письме к В. Ланге он пишет: «Поверь мне, дорогой! Я боролся до смертельного изнеможения, чтобы сохранить высшую жизнь, в вере и в созерцании, о, да! Я боролся, страдая невыразимо, и полагаю, что мучения мои превышают все, когда-либо испытанное человеком». В подобных жизненных гиперболах мы не только узнаем Гельдерлина, но одновременно получаем представление о силе импульсов, которыми возбудимость питала его поэтическое вдохновение.
Выдающийся немецкий лирик приведен мною как пример.
Подобным же образом, хотя, возможно, и не в такой степени, эмотивная возбудимость является базой создания художественных произведений у многих артистических натур. Добавим к этому закономерное стремление художника отразить в своем творчестве то, что его так сильно и глубоко захватывает.
Негативный полюс аффективно-экзальтированного темперамента можно наблюдать на следующем примере.
Клаус Э., 1928 г. рожд. Мать экзальтированная женщина, для которой характерно, с одной стороны, чувство восторженности, с другой подверженность печальным переживаниям. В детстве Э. боялся темноты. В темноте ему постоянно казалось, что кто-то стоит за спиной, он оглядывался и быстро убегал, сердце его бешено колотилось. Это был молчаливый, замкнутый человек, не любивший выступать публично: при этом он терял голос и сильно потел. Э. не выносил, когда при нем били животных, испытывал при этом «щемящую тоску», но, так как его «душило волнение», не мог произнести ни звука в защиту бедного четвероногого. Его захватывают различные торжественные мероприятия: «Когда исполняются торжественные гимны, я прямо боюсь заплакать, все от растроганности » Нечто подобное Э. испытывает и во время посещений театра. Однако сам играть он не может и никогда не мог, у него начинается «сценическая лихорадка» и точно «ком в горле стоит». Он очень любит музыку, нежную, лирическую, подобную «Грезам» Шумана, но и хор из «Летучего голландца» ему нравится. В 25 лет он поступил в вуз, с увлечением занимался 2 года, после чего наступил срыв. Э. заболел. Мать послала ему значительную сумму на покупку продуктов, но он, поддавшись на уговоры товарищей, растратил все эти деньги на спиртное и устроил пирушку. «Бог мой, да я ведь из самых дружеских чувств, надо же помогать друг другу!» Этот случай послужил началом. Теперь после всяких мелких неудач, часто вызывающих у Э. сильное угнетение, он все чаще выпивает. По этому поводу к нам и обратилась его мать.
Можно сказать, что в характере данного обследуемого преобладает «готовность к отчаянию». Уже ребенком он часто находился во власти грустных и тревожных переживаний. Позже он все чаще стал приходить в отчаяние, когда не мог чего-нибудь добиться, часто им овладевал страх. То, что эти колебания были связаны с типичным темпераментом тревоги и счастья, подтверждается умилением Э. при всяких торжественных мероприятиях: в данном случае это состояние символизирует чувство счастья, а слезы его в этот момент это слезы счастья.
Поэты и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.
Мартин Р., 1901 г. рожд., поэт-лирик. В 62-летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р, отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал «как песни». Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как «чудо-женщину». Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах.
В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.
Р. типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.
Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Тросторфф.
Аделе Г., 1901 г. рожд., мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним.
Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается «всем прекрасным». При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: «Писать картины величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!» Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: «Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье. И думаю: «Вот это прекрасно, это ты напиши!» Счастья без живописи для меня не существует!» Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда своих картин не выставляет, она ответила: «Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это » Интересно и такое ее высказывание: «Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календуласколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию!» Или вот еще: «Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души».
Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.
Следующий пример, ранее описанный Зайге.
Мартин Ц., 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление. Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.
Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя «сверхсчастливым». Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается под влиянием жены. В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда «на столе танцевать». Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.
Однажды Ц., очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но (коронки «безумно мешают»: он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц., за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.
Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.
Экзальтированность — это… Что такое Экзальтированность?
- Экзальтированность
- (лат. – восторженность) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в неумеренной и безудержной восторженности по поводу самых простых вещей и событий, повышенной возбужденности. Человек экзальтированный часто испытывает ощущение полного счастья, эмоциональной переполненности без достаточных для этого причин. Но такой человек также легко впадает в отчаяние от простых мыслей и в самых простых ситуациях. У экзальтированных людей часто меняются настроения, состояния в диапазоне от восторга до полного уныния. Это люди при своих крайностях безудержно мечтательны, фантазеры.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
- Эзотерическое учение
- Экзистенциальная педагогика
Смотреть что такое «Экзальтированность» в других словарях:
экзальтированность — воодушевленность, возбужденность, восторженность Словарь русских синонимов. экзальтированность см. восторженность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
экзальтированность — и, ж. exalter. 1. Экзальтированный поступок. Уш. 1940. Такие экзальтированности не могли казаться правдоподобными. Черныш. // Уш. 2. Свойство и состояние экзальтированного. Юношеская экзальтированность. БАС 1. Г н Л<опухин>, такой… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ — ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ, экзальтированности, жен. (книжн.). 1. только ед. отвлеч. сущ. к экзальтированный. 2. Экзальтированный поступок (редк.). «Такие экзальтированности не могли казаться правдоподобными.» Чернышевский. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова
экзальтированность — ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна и ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна (книжн.). Находящийся в экзальтации, проникнутый экзальтацией. Экзальтированное поведение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
экзальтированность — ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна и ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна (книжн.). Находящийся в экзальтации, проникнутый экзальтацией. Экзальтированное поведение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ — склонность к экзальтации к чрезмерной восторженности. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Экзальтированность — ж. отвлеч. сущ. по прил. экзальтированный 2., 3., 4. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
экзальтированность — экзальтированность, экзальтированности, экзальтированности, экзальтированностей, экзальтированности, экзальтированностям, экзальтированность, экзальтированности, экзальтированностью, экзальтированностями, экзальтированности, экзальтированностях… … Формы слов
экзальтированность — экзальт ир ованность, и … Русский орфографический словарь
экзальтированность — (3 ж), Р., Д., Пр. экзальти/ро/ванности … Орфографический словарь русского языка
Книги
- Хохочущий Шилимбо, Юрий Иванович. «Более жизнерадостного человека, чем Петр Губанов, вряд ли можно было отыскать во всем мире. Причем его непомерная веселость очень часто принималась окружающими засумасшествие. Да еще в… Подробнее Купить за 5.99 руб электронная книга