Экзальтированная личность: Экзальтация: что это, как общаться с экзальтированными личностями
ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Акцентуированные личности››
ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ
Героев с экзальтированным темпераментом мы находим в литературе великое множество. Задаваясь вопросом о причинах пристрастия писателей к данной структуре личности, вспомним то, что говорилось уже об истерических личностях. Экзальтированные личности могут придать развитию сюжета большую живость, глубокие чувства героев способны увлечь читателя, захватить, потрясти его. Кроме того, писатели сами часто обладают в известной мере порывистой, лабильной психикой, поэтому человека данного типа им легко описать, так как его; внутренний мир им близок.
Нередко чрезмерная напряженность и страстность художественного произведения коренится не в своеобразии структуры личности его героев, а в том, что писатель показывает любовь, сексуальное влечение. В подобных случаях даже личности ничем не выделяющиеся легко доходят до высшей степени блаженства и отчаяния. Так, например, может быть истолкована экзальтация героев в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Вот жалоба Ромео, когда он узнает о своем изгнании из города, в котором живет Джульетта (с. 82):
Ромео:
Какая это милость! Это месть.
Небесный свод есть только над Джульеттой.
Собака, мышь, любая мелюзга
Живут под ним и вправе с ней водиться,
Но не Ромео. У навозных мух
Гораздо больше веса и значенья,
Чем у Ромео: им разрешено
Соприкасаться с белоснежным чудом
Джульеттиной руки и воровать
Благословенье губ ее стыдливых,
Но не Ромео. Этому нельзя.
Он в высылке, а мухи полноправны.
И ты сказал, что высылка не смерть?
Экстазом охвачен Ромео и в знаменитой сцене прощания, разделяет экстаз также Джульетта. Вот эта необыкновенная по романтичности и лиризму сцена (с. 8788):
Джульетта:
Уходишь ты? Еще не рассвело,
Нас оглушил не жаворонка голос,
А пенье соловья: он по ночам
Поет вот там, на дереве граната.
Поверь, мой милый, это соловей! Ромео:
Нет, это были жаворонка клики
Глашатая зари. Ее лучи
Румянят облака. Светильник ночи
Сгорел дотла. В горах родился день
И тянется на цыпочках к вершинам.
Мне надо удалиться, чтобы жить,
Или остаться и проститься с жизнью. Джульетта:
Та полоса совсем не свет зари,
А зарево какого-то светила,
Взошедшего, чтоб осветить твой путь
До Мантуи огнем факелоносца.
Побудь еще. Куда тебе спешить? Ромео:
Пусть схватят и казнят. Раз ты согласна
Я и подавно остаюсь с тобой.
Пусть будет так. Та мгла не мгла рассвета,
А блеск луны. Не жаворонка песнь
Над нами оглашает своды неба.
Мне легче оставаться, чем уйти.
Что ж, смерть так смерть! Так хочется Джульетте.
Поговорим, еще не рассвело. Джульетта:
Нельзя, нельзя! Скорей беги: светает,
Светает! Жаворонок-горлодер
Своей нескладицей нам режет уши,
А мастер трели будто разводить!
Не трели он, а любящих разводит,
И жабьи будто у него глаза.
Нет, против жаворонка жабы прелесть!
Он пеньем нам напомнил, что светло
И что расстаться время нам пришло.
Теперь беги: блеск утра все румяней. Ромео:
Румяней день и все черней прощанье.
Экзальтированность как черта акцентуированной личности наблюдается не только в любви. Особенно ярко это проявляется в образе принца Гомбургского в одноименной драме Клейста.
Характерно, что принц появляется на сцене в виде лунатика, автор явно хочет подчеркнуть этим нервность, возбудимость данного персонажа. Позже мы узнаем его в моменты, когда он целиком отдается как восторгу, так и отчаянию, т. е. когда проявляются обе стороны его экзальтированной личности. Когда после победы его переполняет счастье, это естественно и понятно. Но когда принц узнает, что он приговорен военным судом к смерти из-за нарушения порядка битвы, приравниваемого к измене, и в этот момент начинает восторженно бредить любовью к нему курфюрста, который все равно, мол, не допустит его, принца, казни, то это уже граничит с безрассудством экстаза. Своими собственными словами он как бы все больше разжигает в себе обожание принца, он убежден в отмене смертного приговора и не прислушивается к строгим предупреждениям друга. Тот в конце концов восклицает: «Безумный человек! На чем же беспечность зиждется твоя?» Но даже этот окрик не охлаждает избытка чувств принца (с. 395):
Принц:
Но прежде чем он даст исполнить кару
И это сердце, верное ему,
Отдаст на казнь, платку на мановенье,
Он сам себе скорее вскроет грудь
И кровь свою разбырзжет в прах по капле.
И вот вскоре эта беспечность исчезает; переполняющее принца счастье победы рушится по мере того, как угрожающая ему опасность становится все более грозной, зловещей. Теперь принцем овладевает безумное отчаяние. Он умоляет курфюрстину и Наталию о помощи (с. 100):
Принц:
Ах, матушка, ты б так не говорила,
Когда б тебе грозила смерть, как мне.
Мне кажется: ты, весь твой двор, принцесса
Одарены всесильностью небес.
Ведь я на шею броситься готов
К последнему из слуг твоей конюшни
С одной мольбой: спаси меня, спаси!
Отчаяние полностью лишает принца чувства собственного достоинства. Когда курфюрстина пытается его образумить, единственным ответом ей служит новый взрыв отчаяния (с. 401):
Принц:
Но божий мир, родная, так хорош! Не приобщай меня до срока в мыслях К семье страшилищ черных под землей! Он должен наказать меня? Есть кары, К чему же обязательно расстрел? Он может отрешить меня от званья, Понизить в чине, раз таков закон Разжаловать, уволить. Боже праведный! С тех пор как я увидел близко гроб, Что ждет меня, я жить хочу, и только, А с честью, нет ли больше не вопрос.
Однако когда курфюрст, пораженный поведением принца, призывает его самого стать судьей в этом конфликте, принять верное решение, с которым курфюрст непременно посчитается, то к принцу возвращается и гордость, и отвага, впрочем, не без экзальтированного преувеличения. Принц готов встретить смерть, но это решение не свидетельствует о большой силе воли, которая подчиняет себе чувства человека, напротив: именно чувства помогают ему принять новое решение. Принца теперь воодушевляет уже величие результата его казни (с. 430):
Принц:
Мое решенье непреклонно. Я желаю
Увековечить смертью тот святой
Закон войны, который я нарушил
Перед лицом солдат. Друзья мои,
Что значит скромный выигрыш сраженья
Пред одоленьем страшного врага:
Пред торжеством над спесью и упрямством,
Которые я завтра поборю?
Это воодушевление, смешавшееся с горечью, принц ощущает даже и тогда, когда его ведут с закрытыми глазами и он абсолютно уверен, что его ведут на казнь (с. 434):
Принц:
Теперь, бессмертье, ты в моих руках И, сквозь повязку на глаза, сверкаешь Снопом из многих тысяч жарких солнц. На крыльях за обоими плечами, За взмахом взмах, пространствами плыву. И как из кругозора корабля Под вздохом ветра исчезает гавань, Так постепенно вдаль уходит жизнь. Вот все еще я различаю краски, Но вот их нет, и вот сплошной туман.
Вполне соответствует такой эмоциональной сверхвозбудимости тот факт, что узнав о помиловании, принц падает в обморок.
В этом произведении Клейст чрезвычайно выразительно показал, что собой представляет экзальтированная личность. Сначала принц абсолютно уверен в отмене вынесенного ему смертного приговора, в помиловании. Осознав, что смерть совсем близко, он впадает в бурное отчаяние. Следует заметить, что не обладай принц сверхмощной эмоциональной возбудимостью, он в эти моменты скорее всего не потерял бы чувства собственного достоинства. Под конец мы снова сталкиваемся с его способностью к воодушевлению. При любом повороте ситуации принц не воспринял бы свой предстоящий расстрел так радостно, даже с экстазом, если бы его реакции не определялись все той же резкой эмоциональной возбудимостью, которая в данный момент представляет его воображению желанным то, что еще недавно приводило его в ужас. Характерна и быстрая смена эмоций. Следует учитывать также элемент поэтического преувеличения. Ведь описываемую степень экзальтации мы наблюдаем только у тревожно-экстатических душевнобольных. Нередко в подобных ситуациях они готовы к любому, самому тяжелому покаянию, готовы и пожертвовать жизнью ради другого человека.
Любопытно сравнить принца Гомбургского с Перси, персонажем трагедии Шекспира «Генрих IV». Перси носит прозвище «горячая шпора» (оно, кстати, вполне подходит и к принцу Гомбургскому). В силу горячности темперамента он нарушил приказ о ходе битвы и этим навлек на себя смертный приговор. Различие между принцем и Перси заключается в том, что первого захлестывают несдержанные порывы чувств, которые подчиняют себе волю; у Перси же первичным стимулом оказывается сильная волевая возбудимость, в то время как эмоциональная возбудимость его выражена слабо.
Точно так же, как и принц Гомбургский, способна на восторг, быстро переходящий в отчаяние, Катерина Ивановна из «Братьев Карамазовых». Катерина Ивановна, собственно, никогда не любила своего жениха, гораздо больше ее увлекала другая мысль спасти его. В основном из этих соображений она и стала его невестой. Снова мы сталкиваемся здесь с эндогенным психозом, имеющим некоторое отношение к экзальтированному темпераменту, или с «психозом счастья», как иногда его называют: такие больные, впадая в экстатическое состояние, чувствуют себя призванными к тому, чтобы принести счастье и освобождение другим людям. Катерина Ивановна восклицает (с. 187):
А коли так, то он еще не погиб! Он только в отчаянии, но я еще могу спасти его Я хочу его спасти навеки! Пусть он забудет меня как свою невесту! И вот он боится предо мной за честь свою!? Ведь вам же, Алексей Федорович, он не побоялся открыться? Отчего я до сих пор не заслужила того же? Последние слова она произнесла в слезах; слезы брызнули из ее глаз.
Полный страсти темперамент этой женщины заставляет ее позвать к себе домой Грушеньку, свою соперницу в отношениях с Митей. В силу легкой возбудимости она одержима мыслью, что сделает Грушеньку своей союзницей в деле спасения Мити. Она в восторге от Грушеньки (с. 101):
Грушенька, ангел, дайте мне вашу ручку, посмотрите на эту пухленькую, маленькую, прелестную ручку, Алексей Федорович; видите ли вы ее, она мне счастье принесла и воскресила меня, и я вот целовать ее сейчас буду, и сверху, и в ладошку, вот, вот и вот!.. И она три раза как бы в упоении поцеловала действительно прелестную, слишком, может быть, пухлую ручку Грушеньки.
Но Катерине Ивановне пришлось пережить жесточайшее разочарование. Отрезвление началось уже с того момента, когда Грушенька не соглашается ни на какие дальнейшие предложения, направленные на спасение Мити. И вот Грушенька окончательно срывает с себя маску (с. 193):
Так и оставайтесь с тем на память, что вы-то у меня ручку целовали, а я-то у вас совсем нет. Так я и Мите сейчас перескажу, как вы мне поцеловали ручку, а я-то у вас совсем нет. А уж как он будет смеяться!
В этот момент эмоциональное состояние Катерины Ивановны делает резкий «поворот» в другую сторону: она начинает бранить эту «беспутную женщину», это «создание, всегда готовое к услугам». Под конец «с Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее. Все около нее суетились».
Во время суда чрезмерная эмоциональная возбудимость Катерины Ивановны проявляется особенно резко. Вначале она Митю защищает, доходя до самоунижения. В своих свидетельских показаниях она рассказывает, как однажды, спасая отца, пришла просить у Мити денег (с. 219):
Тут было что-то беспримерное, так что даже и от такой самовластной и презрительно-гордой девушки, как она, почти невозможно было ожидать такого высокооткровенного показания, такой жертвы, такого самозаклания. И для чего, для кого? Чтобы спасти своего изменника и обидчика, чтобы послужить хоть чем-нибудь, хоть малым, к спасению его, произведя в его пользу хорошее впечатление.
Однако спустя немного времени свидетельские показания дает брат Мити, Иван, которого она любит больше, чем своего жениха. Иван предстает перед нами во время суда человеком психически больным, он обвиняет себя в подстрекательстве к отцеубийству. И вот тут-то разбушевавшиеся чувства заставляют Катерину Ивановну занять абсолютно противоположную позицию. Потрясенная жалостью к Ивану, а может быть, и объятая страхом, что его признания будут приняты всерьез, она почувствовала жестокую ненависть к Мите, считая его ответственным за душевное заболевание брата. Она кричит (с. 230):
Я пробовала победить его (Митю) моей любовью, любовью без конца, даже измену его хотела снести, но он ничего, ничего не понял. Да разве он может что-нибудь понять! Это изверг!
Незадолго до этого она уже называла его «зверем». Достоевский продолжает (с. 232):
О, разумеется, так говорить и так признаваться можно только какой-нибудь раз в жизни в предсмертную минуту, например всходя на эшафот. Но Катя именно была в своем характере и в своей минуте. Это была та же самая стремительная Катя, которая кинулась тогда к молодому развратнику, чтобы спасти отца; та же самая Катя, которая давеча, перед всею этою публикою, гордая и целомудренная, принесла себя и девичий стыд свой в жертву, рассказав про «благородный поступок Мити», чтобы только лишь сколько-нибудь смягчить ожидавшую его участь. И вот теперь точно так же она тоже принесла себя в жертву, но уже за другого, и может быть только лишь теперь, только в эту минуту, впервые почувствовав и осмыслив вполне, как дорог ей этот другой человек.
Дойдя до предела эмоционального возбуждения после своего свидетельского показания против Мити, Катерина Ивановна впадает в истерический припадок (с. 232233):
Минута же мщения слетела неожиданно, и все так долго и больно скоплявшееся в груди обиженной женщины разом, и опять таки неожиданно, вырвалось наружу. Она предала Митю, но предала и себя! И разумеется, только что успела высказаться, напряжение порвалось, и стыд подавил ее. Опять началась истерика, она упала, рыдая и выкрикивая. Ее увели.
Припадок не свидетельствует о наличии патологического истерического начала в психике; он указывает лишь на то, что внутреннее напряжение сделалось невыносимым, а нормальный путь разрядки не представлялся возможным.
В тех случаях, когда экзальтированность чувств остается ведущим фактором, но к ней присоединяется и самостоятельная возбудимость в сфере воли, возникает такое качество личности как страстность. Восторг и отчаяние находят в этом случае выражение в самих поступках, в то время как при отсутствии волевой возбудимости чрезмерная экзальтированность чувств больше выражается в идеях и душевных переживаниях. У Катерины Ивановны активность появилась лишь тогда, когда эмоциональное возбуждение достигло апогея, обычно же оно проявлялось больше в экзальтированности идей.
В художественной литературе есть и другие примеры сочетания в страстном порыве чрезмерности чувств и максимума активности. Вспомним о взрыве чувств Мортимера, который так убедительно изображен Шиллером в «Марии Стюарт». Мортимер пылает страстью к Марии (с. 528): Мортимер:
О, нет! Клянусь, не я, безумец тот,
Кто не удержит клад, ему однажды
Дарованный по изволенью бога!
Хотя б на казнь вела меня дорога,
Спасу тебя! Спасу! Но видит бог,
Спасу затем, чтоб завладеть тобою!
Охваченный бешеной страстью, он сжимает Марию в объятиях. Мария в ужасе кричит: «Так сжалься же, всевышний,
надо мною!» Шиллер ничего не сообщает о том, вел ли себя подобным образом Мортимер и в других жизненных ситуациях. Но можно сказать, что человек, становящийся рабом своих аффектов в такой мере, должен быть по природе своей натурой необычайно страстной.
Кстати, в «Орлеанской деве», где, казалось бы, страстные проявления подсказаны самим сюжетом, Шиллер изображает несравненно меньше «страстей». Вероятно, это объясняется тем, что Иоанна с радостью подчиняется воле матери божьей, что делает ее поведение скромным, сдержанным.
У Достоевского страстность натуры Настасьи Филипповны в романе «Идиот» проявляется во многих эпизодах. Если она, наряду с этим, представляется нам и подчеркнуто гордой, то эту черту можно считать проявлением психологического развития: ее еще ребенком вынудили стать любовницей развращенного сластолюбца, из-за чего она постоянно подвергалась унижениям, о которых уже никогда не могла забыть. Можно было бы рассматривать ее гордость как психологическую реакцию на все перенесенные унижения.
Страстность же этой женщины никак нельзя объяснить обстоятельствами ее биографии. Хотя Настасья Филипповна постоянно старается наладить спокойный размеренный ход жизни, тем не менее она постоянно сбивается с пути, и это связано с ее легкой эмоциональной возбудимостью. Она все время колеблется между князем Мышкиным и Рогожиным, и колебания эти не контролируются разумом ее чувства непрерывно толкают ее то к одному, то к другому. То она решает выйти замуж за одного, то за другого, но всякий раз именно аффекты уводят ее в сторону от принятого решения. Наконец, князь ждет Настасью Филипповну в церкви, где должно состояться венчание. Невесте остается только сесть в экипаж, чтобы доехать до церкви. В это мгновение она увидела Рогожина и вот уже бросается к нему и бежит с ним. Особенно ярко проявляется страстность героини в одной сцене: в результате всевозрастающего возбуждения она, вырвав кнут во внезапном порыве из рук одного из присутствующих гостей, хлещет своего оскорбителя этим кнутом по лицу.
Между импульсивностью Настасьи Филипповны и грубыми эксцессами Рогожина, о которых говорилось выше, нет никакого сходства. Поступки Настасьи Филипповны отнюдь не бесконтрольны, она отлично отдает себе отчет в том, что нужно, что она хочет сделать. Со своим «сластолюбцем» она расстается, как только достигает совершеннолетия; после этого она не ищет сексуальных похождений. Она начитана, образована, обладает большой чуткостью. Последнее проявляется в том, что она не хочет выйти за князя Мышкина, которого глубоко любит, ибо не верит, что сможет дать ему счастье. Таким образом именно аффекты, а не грубая несдержанность вызывают бурные взрывы чувств Настасьи Филипповны.
Экзальтированность в сочетании со взрывами страстей еще более ярко выражены у Матильды де ля Моль в романе «Красное и черное» Стендаля. Ее чувства к Жюльену все время колеблются между страстной любовью и ожесточенной враждебностью. Когда Жюльен равнодушен к ней, она льнет к нему со всей пылкостью; когда она уверена в его любви, она холодно отворачивается, бросает на него взгляды, полные ненависти и презрения. Стендаль изображает здесь как раз то психологическое развитие, которое им подробнее описано в произведении «Любовь»: самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда любящий не встречает взаимности. Правда, Стендаль, стремясь доказать эту мысль, изображает эти противоположные чувства с максималистских позиций.
После того как мадемуазель де ля Моль сама пригласила Жюльена, который на данном этапе развития их отношений едва ли ее любил, ночью в свою спальню и отдалась ему, утром наступает первый резкий поворот в ее поведении (с. 437):
Сударь, вы изволили, по-видимому, вообразить, сказала она с еле сдерживаемым гневом, что вы приобрели надо мной какие-то особенные права, если, вопреки моему желанию, выраженному как нельзя более ясно, вы пытаетесь заговорить со мной?.. Известно ли вам, что никто в мире не осмеливался на подобную дерзость?
Через два дня происходит следующая сцена (с. 439):
Растерявшись от неожиданности, Жюльен в порыве горя не удержался и сказал ей кротким голосом, идущим из глубины души:
Так, значит, вы меня больше не любите?
Я в себя не могу прийти от ужаса, что отдалась первому встречному, сказала Матильда и от злости на себя залилась слезами.
В последующие дни Матильде доставляет радость наблюдать терзания Жюльена; она глубоко презирает его. Но вскоре, под влиянием разлуки, ход ее чувств и мыслей снова изменяется, она уже начинает тосковать по возлюбленному, к ней возвращается пламенная любовь. Во время этой мучительной внутренней борьбы Матильды в спальне ее появляется Жюльен, на этот раз проникший сюда без приглашения. Она вновь охвачена страстью и проклинает себя за холодность, предшествовавшую их встрече (с. 453454):
Кто мог бы описать безумную радость Жюльена? Матильда была счастлива, пожалуй, не меньше его. Она кляла себя, жаловалась на себя.
Накажи меня за мою чудовищную гордость, говорила она, обнимая его так крепко, словно хотела задушить в своих объятиях.Ты мой повелитель, я твоя раба, я должна на коленях молить у тебя прощения за то, что я взбунтовалась. И, разомкнув объятия, она упала к его ногам. Да, ты мой повелитель! говорила она, упоенная счастьем и любовью. Властвуй надо мной всегда, карай без пощады свою рабыню, если она вздумает бунтовать.
Через несколько мгновений, вырвавшись из его объятий, она зажигает свечу, и Жюльену едва удается удержать ее: она непременно хочет отрезать огромную прядь, чуть ли не половину своих волос.
Я хочу всегда помнить о том, что я твоя служанка, и если когда-нибудь моя омерзительная гордость снова ослепит меня, покажи мне эти волосы и скажи: «Дело не в любви и не в том, какое чувство владеет сейчас вашей душой; вы поклялись мне повиноваться, извольте же держать слово!
На следующее утро страсть еще владеет ею с той же силой (с. 456):
За завтраком все поведение Матильды вполне соответствовало ее опрометчивой выходке. Можно было подумать, что ей не терпелось объявить всему свету, какую безумную страсть питает она к Жюльену.
Но уже на следующий день она впадает в противоположную крайность (с. 461):
Ее подавляло невыносимое сознание, что она дала какие-то права над собой этому попику, сыну деревенского мужика. «Это вроде того, если бы мне пришлось сознаться самой себе, что я влюбилась в лакея», говорила она себе в отчаянии, раздувая свое несчастье.
Даже когда Матильде кажется, что она держит себя с величайшим достоинством, ее поведение полно экспансивных крайностей (с. 463):
Сердце Матильды ликовало, упиваясь гордостью: вот она и порвала все, раз и навсегда! Она была необыкновенно счастлива, что ей удалось одержать блестящую победу над этой, так сильно одолевшей ее слабостью. «Теперь этот мальчишка поймет, наконец, что он не имеет и никогда не будет иметь надо мной никакой власти». Она была до того счастлива, что в эту минуту действительно не испытывала никакой любви.
Но следующего поворота в чувствах не приходится долго ждать, холодность, с которой Жюльен теперь демонстративно относится к Матильде, снова вызывает IB ней пылкие чувства.
Не подлежит сомнению, что как во всех приведенных, так и во многих других эмоциональных проявлениях Матильды де ля Моль заключено немало пафоса; слова и поступки ее, конечно, не всегда искренни. И все же перед нами типичная страстная натура, изображенная с некоторым поэтическим преувеличением.
В корне отличается от Матильды мадам де Реналь, которая также искренне любит Жюльена. Чувства ее, хотя не так сильны, не так жгучи, как чувства Матильды, но не менее глубоки. Можно полагать, что мадам де Реналь личность эмотивная. К сожалению, психология этой героини в романе описана исключительно в любовном аспекте, а следовательно, сама глубина ее чувств может быть обусловлена сокрушительной силой любви, которою она охвачена. Большая материнская любовь мадам де Реналь, упоминаемая в романе, описана здесь недостаточно, но все же и она заставляет лишний раз подумать о том, что перед нами личность эмотивная.
Крайности в поведении в романе «Идиот» мы наблюдаем не только у Настасьи Филипповны, но также и у ее соперницы Аглаи. Она тоже склонна к импульсивным поступкам. Но здесь речь идет о проявлении общей неуравновешенности в юном возрасте. Аглая еще почти ребенок, она склонна к тем крайностям, которые свойственны людям в период отрочества и в ранней юности. У этой молоденькой девушки, кроме того, нет никакого жизненного опыта. Она не способна справиться с чувством внезапно охватившей ее любви к князю, она то отталкивает, то снова приближает его к себе, причем чаще отталкивает, что характерно для натур импульсивных. Чисто юношескую склонность к крайностям обнаруживает в романе и шестнадцатилетний Ипполит. Преобладание враждебных и человеконенавистнических аффектов у Ипполита указывает на патологическое развитие. Причиной этого явилось его заболевание туберкулезом (Ипполит рано умирает от туберкулеза) чахоточный юноша озлоблен, ожесточен против всех
Юношеская чрезмерность чувств, которая в периоде «бури и натиска» проявляется у героев в страстности реакций, весьма ярко представлена у одного из главных персонажей «Войны и мира» Николая Ростова. Он с воодушевлением идет на войну, думая только о славе, но, столкнувшись с реальными опасностями битвы, впадает в другую крайность (т. 1, с. 360):
И разгоряченная, чужая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыхание, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам, что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с которым он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом.
Проходит немного времени, и Николай уже снова оправился, он начисто забыл о своем недостойном поведении во время боя и искренне гордится тем, что принимал в нем участие. Он охвачен воодушевлением, когда царь появляется на фронте, и мечтает о блаженстве умереть за своего царя.
Он совершенно забыл о недавней реальной возможности отдать жизнь за этого царя, когда, гонимый страхом и отчаянием, удирал, как заяц. Юный возраст Николая подчеркивается несколько ниже, когда автор говорит о его «добром, молодом сердце».
С годами эти юношеские гиперболизированные чувства уходят. Николай Ростов в дальнейшем не отличается избытком: эмоций. Свой долг в отношении родины он рассматривает теперь весьма трезво (т. 2, с 364):
Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось только в России. Если бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, то он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов, и другие
Таким образом, в зрелом возрасте Николай Ростов стал совсем другим человеком.
Все повышенные реакции Наташи, сестры Николая, также относятся к раннему девичьему возрасту. Совсем незадолго до того как она влюбилась в Анатоля, мы еще читаем о том живом, импульсивном детском складе Наташи, который способствует включению ее без остатка в события, происходящие в данный момент. Именно с этим, пожалуй, связано то восхищенное обожание, которым окружают этот образ читатели.
Экзальтированная и циклотимная акцентуации характера
Сегодня в посте, продолжающим цикл психокоррекции характера, речь пойдет о циклотимной (циклоидной), и о экзальтированной (лабильной) акцентуациях характера.
Экзальтированная и циклотимная акцентуации характера имеют некоторое сходство, а именно в частой и неожиданной смене состояний человека, чувств и настроений.
(тест акцентуация характера)
Но все же К. Леонгардом они выведены в отдельные блоки, как различные акцентуации характера.
Экзальтированная акцентуация в отличии от циклотимной менее прогнозируема в своих противоположных состояниях, которые более аритмичны, а «пики» и «пропасти» более неожиданные и яркие, внешне заметные.
Экзальтированная акцентуация характера
Яркая черта экзальтированного типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения.
Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных.
Экзальтированным личностям свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов.
В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Экзальтированные типы привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.
Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
У людей с экзальтированной акцентуацией характера свои автоматические механизмы психологической защиты («регрессия», «реактивное образование»)
Психотренинг-упражнения для экзальтированных личностей
1) Аналитик
Развивайте в себе привычку анализировать все внезапные перемены в настроении: что произошло, что изменило мое настроение?
Чаще задавайте себе подобные вопросы.
А когда наберется два-три десятка ответов, посмотрите какие из причин встречаются чаще.
Теперь остается самое главное – исключить причины, по которым Ваше настроение так резко и неожиданно даже для Вас изменяется.
Постарайтесь не попадать в те ситуации, которые приводят к резкой смене настроения в плохую сторону.
2) Единственная роль
Попробуйте войти в образ, например, флегматичного, спокойного человека, который все видел, все знает, и прожить в этом образе несколько часов подряд.
Как бы Вам не было трудно, какие бы поводы и причины не возникали, Вам нельзя выходить из образа.
Реагируйте на происходящее так, как бы реагировал Ваш герой образа – флегматик.
Сначала спокойно обдумайте, что, собственно, произошло, соберите дополнительную информацию для принятия необходимого решения, отложите его еще на некоторое время (вдруг еще что-то произойдет), а только потом действуйте.
3) Раздражение отменяется
Как бы Вам не хотелось разрядить свое плохое настроение на ком-то из близких или знакомых, не делайте этого сразу.
Найдите другой способ – сделайте мини зарядку, послушайте любимую музыку, прогуляйтесь по парку.
Нужно сформировать в себе привычку – не проявлять свое раздражение сразу после его проявления, постарайтесь переключиться на что-то более приятное.
Попробуйте, для начала, прожить целый день, не раздражаясь на слова и поступки окружающих Вас людей. Если получилось, то увеличивайте срок этого упражнения до двух дней подряд.
Потом сделайте маленький перерыв и еще раз повторите. Два дня без раздражения. И снова увеличивайте длительность периодов без раздражения, например до трех дней подряд.
Циклотимная (циклоидная) акцентуация характера
Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий.
Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий.
Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям.
У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Психотренинг-упражнения для циклотимных личностей
1) Черное и белое
В силу периодичности (цикличности) Вашего настроения воспринимайте «черную полосу» как неизбежный, и, главное, промежуточный период жизни, который обязательно сменится на белый.
И наоборот, когда эйфория (подъем настроения) заносит Вас в поднебесье жизни, помните – это не навсегда.
В период спада настроения используйте упражнения для гипотима.
В период подъема, при эйфории – используйте упражнения для гипертима.
Выполнение данных упражнений поможет Вам преодолеть негативные воздействия этих переменчивых акцентуаций характера на Вашу жизнь, что в свою очередь положительно скажется на Вашем личностном и карьерном росте, а также поможет в достижении успехов.
Упражнения для психокоррекции других акцентуаций характера:
Психокоррекция застревающей акцентуации (психологическая защита «Проекция»)
Коррекция тревожного и эмотивного характера (механизм защиты «Подавление» для тревожного типа и «Компенсация» для эмотивного)
Изменение гипертимной и гипотимной акцентуации («Отрицание», «Компенсация»)
Улучшение педантичного характера («Интеллектуализация»)
Психокоррекция демонстративной акцентуации характера (защита «Отрицание»)
Изменение возбудимого характера («Замещение»)
Пройдите психодиагностику личности онлайн:
Тест на акцентуацию характера
Тест на психологический тип личности
Тест на социальный тип
Тест на психологическую защиту (индекс жизненного стиля)
«Возвышенный» обзор: лос-анджелесская возня наркоманов-астрологов, ведущих себя плохо
Астрология — это в , особенно среди миллениалов и поколения Z, хотя многие представители поколения X и бумеры тоже увлекаются ею. Цифровые СМИ изобилуют гороскопами, викторинами и стилизованными ежедневными расписаниями; социальные сети наполнены астрологическими мемами. Зендая пьет через соломинку, где чашка обозначает общую черту («Рак: в одну минуту благодарен, в следующую жалуется»). точка, в которой, даже если вы ничего об этом не знаете (обо мне), вы все равно что-то об этом знаете (я Рак — следовательно, домосед, эмоциональный опекающий, очень напряженный, сентиментальный и неспособный пусть все идет своим чередом).
Анна Дорн, писательница («Бродяга»), мемуаристка («Плохой адвокат») и Дева, в своем новом романе «Возвышенный» воспользовалась навязчивой идеей поколений. Книга рассказывается в чередующихся главах двумя женщинами, Эмили и Доун.
(Unnamed Press)
Эмили (Скорпион) — жительница Лос-Анджелеса в возрасте около 30 лет, которая не стала актрисой. Вместо этого она ведет популярный астрологический аккаунт в Instagram Exalted, работает фрилансером в качестве автора списков на тему зодиака, таких как «Знаки как костюмы на Хэллоуин», читает карты рождения людей за непомерную плату и тусуется в бурлеск-клубе под названием Mirror Box. Доун (Лео) за сорок, она живет в Риверсайде, и ее только что бросила богатая подружка, что вынуждает вернуться на работу в «Слепую свинью», «где я обслуживаю столики между финансово состоятельными любовниками». Она также мать-одиночка взрослого сына, который, по ее мнению, стал высокомерным с тех пор, как ушел из дома.
Книга начинается с того, что Эмили беспокоится о том, что «увлечение астрологией проходит, и этот факт отражается на [ее] банковском счете». Более того, она почти уверена, что больше не верит в астрологию, хотя и считает ее полезным и точным способом ориентироваться в социальных ситуациях. Дела начинают налаживаться, когда она делает чтение для кого-то по имени Бо Рубиду и оказывается в восторге:
«[Его] карта рождения прекрасна. Совершенные переплетающиеся линии, гобелен, паутина. … Это сложно, но идеально сбалансировано. Произведение искусства. Его карта рождения принадлежит Метрополитену или, может быть, МоМА. Определенно художественный музей в Нью-Йорке. Это слишком сложно для LACMA».
Когда Эмили начинает преследовать Бо, начиная с Инстаграма, еще в Риверсайде, Доун привлекает внимание более прямыми способами. Она флиртует с барменом только для того, чтобы обнаружить, что бармен на самом деле не платил за ее напитки; она реагирует, обвиняя ее в гомофобии. У нее также есть склонность отправлять сообщения с угрозами людям, в том числе ее сыну, когда она слишком много выпила, что случается часто.
Эти отдельные сюжетные линии в конце концов начинают склоняться друг к другу, но поначалу связь между ними незначительна: Дон следует за Возвышенным, платит за чтение и лениво фантазирует о том, кто стоит за аккаунтом, и, возможно, пригласить ее на свидание. Эмили снова начинает зарабатывать деньги, когда известная модель Стелла Шадид (предположительно вымышленная Белла Хадид) публикует пост с возвышением.
Показательно, что так много мемов Эмили высмеивают худшие (но наиболее близкие) черты различных знаков. С одной стороны, подразумевается, что иметь недостатки — это нормально; с другой стороны, это также удобная отговорка. Некоторые люди все такие: «Извините, я был груб… такой момент Девы!» на что Эмили возражает: «Нет, Эллисон, ты просто с…».
Излишне говорить, что есть более заурядные объяснения недостатков характера. «Возвышенный» — это глубокое исследование двух женских навязчивых идей, компульсий и неадекватных механизмов выживания. У каждой диагностировано психическое заболевание, которое частично объясняет ее поведение: у Дон пограничное расстройство личности, у Эмили ОКР. Их незаинтересованность в управлении своими симптомами обязательно возродит вечные споры о «неприятных» рассказчиках, поместив Дорна в группу писателей, таких как Оттесса Мошфег, Роксана Гей и Николь Деннис-Бенн, в чьих работах часто фигурируют несовершенные женщины и их непокорные желания. .
Тем не менее, есть просто глубокое удовлетворение в том, что Эмили и Дон ведут себя плохо, страдают от последствий и снова ведут себя плохо — все, что угодно, только бы не столкнуться лицом к лицу с собой. Дон использует то, как Возвышенный читает свою карту, чтобы сосредоточиться на положительных аспектах, таких как ее магнетизм и сексуальная привлекательность. Эмили знает, что она одержима и недовольна, но компенсирует это тем, что придумывает экстравагантную ложь, чтобы произвести впечатление на людей, включая ее родителей. Обе женщины также ищут единомышленников , которые подтверждают свой выбор. Бо немного похож на Эмили, с его глубокими черными волосами и доспехами ледяной прохлады; Лучшая подруга Дон, Стеф, , также лесбиянка Лео и тусовщица, снова и снова прощает ее проступки.
Несмотря на большое количество действительно ужасных решений, трудно не поддерживать их, отчасти потому, что они оба такие дерзкие, но также и потому, что Дорн позволяет нам заглянуть в их уязвимость: Эмили сбита с толку тем, почему люди находят ее смешной, даже хотя она не хочет быть; Дон понимает, что она никогда не подавала хороший пример своему сыну.
Могут ли Эмили и Дон измениться? Может быть, если бы они захотели. Или, может быть, каждый из них содержит множество людей, способных вести себя как хорошо, так и плохо, и им нужно только то, что нужно всем нам: принятие, любовь и немного удачи. Правильное расположение звезд.
В конечном счете, «Возвышенный» живет в той же двойственности, которая определяет подход Эмили к астрологии: это «одна из древнейших систем верований в мире, космический набор инструментов для реализации наших лучших качеств, а также… модный костыль нового века, способ оправдать плохое поведение». Эмили и Доун могут быть лжецами, безответственными и вредными, но они также харизматичны и веселы, и они вызывают сочувствие и любовь у людей, с которыми они общаются.
«Возвышенный» тоже невероятно забавный, остро настроенный на современную интернет-культуру и разницу поколений. Моя единственная реальная претензия ко второму роману Дорн заключается в том, как мало она интересуется людьми с моим знаком. Но тогда я Рак, а это значит, что у меня есть комплекс жертвы.
Масад — книжный и культурный критик, автор книги «Все любовники моей матери».
Exalted 3-е издание — издательство Onyx Path
Превознесение
Ян А. А. Уотсон — 26 апреля 2018 г., 11:00
Onyx Path с радостью открывает новую серию статей о создании персонажей для опубликованных нами игровых линий. Сегодня Билл Бодден погружается в Exalted 3rd Edition . Если вам не терпится попробовать Exalted , взгляните на нового персонажа Билла!
На мой взгляд, Exalted 3rd Edition рассказывает о выдающихся персонажах: героях, которые служат своим богам пешками в нескончаемой борьбе и интригах, сопровождающих творение. Борьба может быть героической или гнусной, но в конце концов все, что имеет значение, это слава и слава. Возвышенные — это персонажи, которые либо были созданы, чтобы стать героями, либо были рождены героями, поэтому в них заключены дары для совершения экстраординарных поступков.
Прочитав примеры, я решил, что хочу придумать персонажа Exalted для игры в предстоящей игре. Во-первых, я просмотрел введение и текст описания в книге правил Exalted 3rd Edition , чтобы лучше понять сеттинг. Интересно, что тип персонажа по умолчанию в основной книге — Solar Exalted. В предыстории игры Солары в основном были убиты Кровавыми Драконами. Соляры были прокляты много веков назад врагами, которых они победили. Впоследствии — и в течение многих, многих лет — многие из Солар начали опьяняться силой или сходить с ума, и поэтому Драконокровные Экзальты — и другие — пошли на войну и победили Солар. Именно на этот фон выходят новые соляры, а атмосфера подозрительности и недоверия, окружающая соляров, создает сложную среду.
Чтобы начать создавать своего персонажа, я перелистнул страницу 120.
Шаг первый: концепция персонажа и каста
Каста Рассвета — это, прежде всего, воины, и я хочу надрать задницу в этой предстоящей игре, поэтому я остановился на Касте Рассвета, краткое изложение которой приведено на странице 139. Они очень любят боевые навыки, так что, надеюсь, я смогу разобраться. которые будут хорошо сочетаться друг с другом. Я выбрала имя Аиша для своего персонажа. Я выбрал в качестве ее прозвища «Дитя молнии», поэтому мне нужно убедиться, что она быстрая!
Шаг второй: выберите атрибуты
Моя каста Рассвета Солар явно боец, поэтому я соответствующим образом оценил Атрибуты Аиши. Физическое первично, Социальное вторично, Ментальное третично. Заглянув в «Сводку по созданию персонажа» на стр. 127, я вижу, что у меня есть восемь, шесть и четыре точки соответственно, которые я могу потратить в этих трех группах атрибутов, плюс точка по умолчанию в каждой.
Героический характер сеттинга дает мне много точек для игры, так что только ее Восприятие и Интеллект — по две на каждую — находятся на среднем уровне для нормального человека. Аиша собирается стать специалистом по боевым искусствам, и ее Ловкость выше среднего должна помочь ей в бою.
Я хочу больше восприятия, чем сейчас есть у Аиши, и для этого мне нужно окунуться в мой запас бонусных очков.
Еще одна точка Восприятия — одного из третичных атрибутов Аиши — будет стоить мне четыре бонусных очка. Теперь у Аиши три точки восприятия. Я также трачу три очка, чтобы добавить Аише еще одну точку к Силе, которая является одним из ее основных атрибутов, поэтому стоит немного меньше. После покупки этих двух атрибутов у меня осталось восемь бонусных баллов.Разбивка Атрибутов Аиши теперь выглядит следующим образом: Сила 4, Ловкость 4, Выносливость 4, Харизма 3, Манипулирование 3, Внешность 3, Восприятие 3, Интеллект 2, Сообразительность 3.
Шаг третий: Способности
Затем я выбираю Способности, которые для удобства разбиты на две группы: Способности касты и Избранные способности. Каста My Dawn Solar дает ей право выбрать пять из Стрельба из лука, Осведомленность, Драка/Боевые искусства, Уклонение, Ближний бой, Сопротивление, Метание и Война. Так как она воин, но также ориентирована на ловкость, я выбираю стрельбу из лука, бдительность, драку, уклонение и рукопашный бой.
В качестве избранных способностей Аиши я выбираю Атлетику, Медицину, Езду, Общение и Скрытность. Затем мне нужно выбрать одну из кастовых способностей Аиши в качестве ее Высшей способности — это то, что она делает лучше всего, то, на чем основаны ее легенды. Если я хочу, чтобы она была быстрым и проворным воином, мне придется выбрать рукопашный бой, но ограничение здесь в том, что я не могу иметь способность выше трех, не тратя бонусные очки.
У меня есть 28 точек, которые можно потратить, и на этот раз нет точек по умолчанию, на которые можно положиться. Окончательный результат выглядит следующим образом: Стрельба из лука 3, Атлетика 2, Осведомленность 3, Драка 3, Уклонение 3, Медицина 2, Рукопашный бой 3, Езда 1, Общение 2 и Скрытность 3. Я также беру Целостность 1, Присутствие 1 и Сопротивление 1. чтобы завершить Способности.
Мне также выделены четыре специальности. Специализации — это вещи, которые дают вам дополнительный кубик для броска этого навыка, когда работают специальные условия, и они не ограничены.
У меня нет списка, из которого я мог бы выбрать свои специальности, поэтому мне нужно придумать что-то, что дополнит существующие способности Аиши, но не будет слишком широким. Чтобы дополнить ее способности, специализации Аиши будут включать стрельбу из лука (дальний выстрел), рукопашный бой (мечи), бдительность (засада) и скрытность (разведка).Я хочу, чтобы способности Аиши были лучше, чем у нее сейчас, поэтому я потрачу несколько бонусных очков, чтобы расширить ее правила. Во-первых, я добавляю еще одну точку в стрельбу из лука, что будет стоить мне одного бонусного очка. Я также добавил еще одно очко в рукопашный бой, чтобы поднять эту Способность до четырех, и дополнительное очко в Сопротивление, в общей сложности потрачено еще два бонусных очка.
Общее количество очков, потраченных на этом этапе, включая добавление точки к двум Атрибутам, теперь составляет 11 из 15. Неплохо! Я потратил более двух третей своих бонусных баллов, поэтому в дальнейшем буду немного осторожнее.
Шаг четвертый: Достоинства
У меня есть 10 очков Достоинств, которые нужно приобрести, и я решил использовать их для работы в предыстории Аиши. Аиша всю свою жизнь была бойцом и хорошо знакома с простолюдинами. Я склоняюсь к созданию персонажа, который отстаивает свои интересы всегда и везде, где только может.
Я проверяю список Достоинств на стр. 157-58, и после дальнейшего чтения я инвестирую первые три точки в Manse 3 — что также дает мне Demense 2 и Hearthstone 2 бесплатно.
Exalted Healing бесплатен, так что беру и смеюсь от души. Остальные Достоинства Аиши выглядят так: Чувство Опасности 3, Быстрые Рефлексы 3 и Язык (Низкое Царство) 1.
Это в сумме дает мне 10 начальных очков в Достоинствах.
Шаг пятый: Чары
Талисманыневероятно круты: они предлагают фантастический способ персонализировать вашего персонажа, предоставляют отличный способ описания действий в игре, чтобы помочь создать волнение, и они могут позволить Экзальт делать некоторые удивительные вещи. Список начинается на странице 250 и занимает около 175 страниц. Это долго, но стоит прочитать их все.
Тем не менее, существует МНОГО оберегов. Сначала выбор 15 казался мне пугающим, но чем больше я читал о них, тем больше воодушевлялся. Мой выбор стал более трудным, потому что было так много отличных вариантов, и я хотел их всех!
В итоге остановился на этих:
Мудрая стрела (стрельба из лука)
Техника призрачной стрелы (стрельба из лука)
Изящная стойка журавля (Атлетика)
Острота чувств Прана (Осознанность)
Метод внезапного предвосхищения (Осознанность)
Техника железных кулаков (драка)
Тростник на ветру (уклонение)
Техника рефлекторного шага в сторону (уклонение)
Техника безупречной диагностики (медицина)
Превосходный удар (ближний бой)
Призыв клинка (ближний бой)
Техника бычьего тела (сопротивление)
Техника мастера-наездника (езда)
Идеальная теневая неподвижность (Скрытность)
Ослепляющий боевой финт (Скрытность)
Возможно, вы обнаружите, что некоторые талисманы будут достаточно привлекательными, чтобы вы захотели изменить свои показатели атрибутов и способностей, чтобы лучше использовать то, что они предлагают, и руководство, предлагаемое в книге, поощряет это!
Шаг шестой: близость и триггер ограничения
Близость — это то, что глубоко заботит Экзальт, от ее личного морального кодекса до ее самых дорогих друзей, вплоть до ее злейших врагов и самой глубокой ненависти. Я должен выбрать четыре для Аиши, но могу выбрать и больше, если захочу. Время от времени эти интимные отношения могут быть устранены по мере того, как в игре что-то меняется, поэтому иметь больше — это неплохо. Это помогает прояснить мотивацию моего персонажа и дает Рассказчику больше инструментов для введения новых сюжетов и интриг.
Поразмыслив над тем, что у меня есть, я решил, что определение Близости Аиши заключается в том, что она любит детей и сделает все, что в ее силах, чтобы защитить невинных от вреда. Ее главная близость заключается в том, что она заботится о творении и ненавидит, когда его жадно и расточительно разграбляют. Ее Положительная близость заключается в том, что она делает все возможное, чтобы поднять настроение своим товарищам по команде, а ее Негативная близость заключается в том, что она презирает Дикого и Хаос, который он представляет.
Предел«является мерой стресса, неуверенности в себе и нестабильности» внутри каждого Соляра, и чем ближе они подходят к своему Пределу, тем большей опасности они подвергаются. Интимность, которую я только что определил выше, работает рука об руку с Пределами. Когда персонаж сознательно действует против одной из своих интимностей, у этого персонажа есть шанс получить очки к своему пределу. Таким образом, Триггеры Предела — это событие, которое может привести к тому, что Солар перейдет через край, активировав проклятие, наложенное на их вид врагами богов, которых Солары победили.
Я решил, что подходящим триггером ограничения для Аиши будет момент, когда ее унижают друзья и союзники. Как только она наберет 10 очков лимита, у нее будет перерыв; его время и эффекты будут на усмотрение Рассказчика.
Шаг седьмой: Бонусные очки
Помните все те бонусные очки, которые я уже потратил? У меня есть в общей сложности 15 бонусных очков, которые я могу потратить на страницу 124. Недостатком является то, что бонусные очки работают как очки опыта, в том смысле, что большинство бонусов покупать дороже, чем во время создания персонажа. Я планирую дать Аише дополнительные очки Силы Воли — ведь кто не может использовать больше Силы Воли, верно? Я уже потратил 11, так что у меня осталось только четыре. Четырех Бонусных Очков достаточно, чтобы Аиша добавила еще две точки Силы Воли, так что это отлично срабатывает, и я достигаю 15.
Шаг восьмой: последние штрихи
Сила воли Аиши начинается с пяти точек. Я увеличил это число до семи точек, потратив бонусные очки с предыдущего шага. Я также могу/вместо этого потратить очки опыта позже, чтобы купить больше Силы Воли.
Мне нужно иметь семь доступных уровней здоровья, и лист персонажа на странице 635 облегчит отслеживание этого.
Рейтинг Сущности всех начальных персонажей равен единице. Это будет увеличиваться медленно, со временем и опытом. Сущность — это духовная/сверхъестественная сила, которую Возвышенные используют для совершения чудесных подвигов. Периферийную сущность легче всего использовать, так как она лежит на поверхности. Личная Сущность представляет дух Возвышенного. Личный пул эссенции Аиши содержит 13 частиц эссенции. Ее Периферийный Пул Сущностей содержит 33 частицы Сущности. Эссенция пополняется в течение коротких периодов времени, поэтому тратить ее обычно не проблема.