Экзальтация это в психологии: Экзальтация: что это, как общаться с экзальтированными личностями

Экзальтация это в психологии: Экзальтация: что это, как общаться с экзальтированными личностями

Экзальтированный тип личности: признаки эмоционального человека

Главная » Семья » Психология личности

Опубликовано:

Экзальтация – состояние восторженности и эмоционального возбуждения, сопровождается усилением психической деятельности, чаще выражающимся в воодушевлении или мечтательности. Экзальтированный тип личности без преувеличения можно назвать истерическим, невротическим, чувственным. Значение слова предполагает нервозность, горячность темперамента и возбудимость индивида, склонного к экзальтации.

Этим натурам свойственно любить страстно, всепоглощающе, безоговорочно, что часто обрекает их на одиночество. Полностью эмоционально отдаваясь партнеру, они ждут адекватной реакции. При ее отсутствии разочаровываются в избраннике. Инициатором разрыва отношений может быть экзальтированный человек (не получив ответного порыва страсти) или его партнер, уставший от экспрессии и неумеренного проявления чувств.

Содержание

  1. Определение в психологии
  2. Особенности поведения
  3. Признаки экзальтированной личности
  4. Влияние на здоровье
  5. Взаимоотношения с другими типами личности

Определение в психологии

Экзальтированный тип рассматривается в классификации акцентуаций характера. Акцентуации – пограничные варианты поведенческой нормы, которые проявляются усилением отдельных черт характера. Находясь в пределах клинической нормы, акцентуации провоцируют уязвимость индивида к отдельным психогенным воздействиям. Это значит, отдельные черты характера индивида могут переходить в патологическое состояние при неблагоприятных условиях.

Термин акцентуация впервые использовал немецкий психиатр Karl Leonhard (Карл Леонгард). По мнению врача, 50% населения планеты относится к акцентуированному типу личности (из них 15% склонны к экзальтации), остальная половина – к стандартному типу.

В своей классификации Леонгард выделил аффективно-экзальтированный тип, описав подобного индивида, как крайне воодушевленного, постоянно испытывающего возвышенные чувства, возводящего эмоции в ранг приоритетных аспектов жизни. Экзальтированный человек – это такой индивид, который бурно выражает чувства, что делает длительное общение с ним утомительным.

Настойчиво выражая свои эмоции, подобные люди буквально преследуют партнера, не оставляют его ни на минуту. Им необходим собеседник, который выслушает и разделит их восклицания, восторги, ощущения. Выдержать эмоциональный натиск может не каждый терпеливый человек, поэтому отношения обычно быстро заканчиваются. Личность, склонная к экзальтации, остается наедине с разочарованием и разрушенной иллюзией счастья.

Экспансивный, аффективный, экзальтированный – слова синонимы, которые описывают эмотивного человека, что в зависимости от контекста может значить преобладание порывистости, агрессивности, необузданности, горячности, страстности в общей структуре характера. В медицинской (психиатрической) практике термины используют для описания приподнятого настроения и сильного двигательного оживления.

Особенности поведения

Экзальтированный человек на первое место ставит эмоциональные переживания, что находит отражение в поведении. Каждый человек, реагируя на ситуацию, испытывает эмоции. Бурное проявление чувств, близкое к состоянию позитивного аффекта, провоцирует активность психических процессов.

Постоянное пребывание в возбужденном состоянии негативно отражается на психической деятельности, провоцирует нервные срывы, истерики, депрессии. Аффективность, экзальтированность, эксцентричность в какой-то степени синонимы, определяющие манеру поведения, в которой каждое событие воспринимается индивидом с изрядной долей сильных чувств.

В зависимости от ситуации они могут приобретать восторженные, радостные, агрессивные оттенки, разбавляться нотками раздражения, страсти, отчаяния. Экзальтированный тип ассоциируется с крайней несдержанностью, проявлением позитивных, жизнерадостных или пассивно-безнадежных, упаднических настроений. Основные отличительные черты личности:

  • Яростно, активно, непрестанно жестикулирует, сопровождая каждое слово характерными, иллюстрирующими движениями.
  • Выдает непрерывную тираду слов и выражений, нередко перескакивая с одной темы на другую.
  • Ведет себя оживленно, шумно, откликается на ситуацию со всей способностью к самоотдаче, мобилизуя весь чувственный потенциал.

Его звонкий голос звучит громко, интенсивные жесты невольно привлекают внимание и заставляют сосредоточиться на созерцании субъекта. Состояние типично для женщин и деятелей искусства. Экзальтированная женщина – это личность, которая в отношении незначительных событий и деталей проявляет неумеренную и безудержную восторженность. Нередко такие дамы ведут себя бесцеремонно и переоценивают свои достоинства – внешние данные, таланты, возможности.

Признаки экзальтированной личности

Они излишне откровенничают, открывают душу случайному прохожему, восторгаются бездомным котенком или розовым кустом, растущим у дороги. Проявляют безграничную радость, когда случайно встречают на улице знакомых людей. Однако состояние полета и счастья может быстро смениться унынием и отчаянием, если вдруг в планы окружающих не входит восприятие излившихся на них бурных чувств.

Перепады настроения (от ликования до угнетения) подтверждают неустойчивость психики. Экзальтированный человек – это индивид, для которого малейшая неудача может обернуться большой трагедией. Такие люди искренне увлекаются творческими занятиями, восхищаются произведениями искусства и природными ландшафтами.

Эмоции, которые испытывает индивид по поводу события или предмета, в момент апогея полностью охватывают его, затмевая разум и все остальные чувства. Тяга к прекрасному обуславливает хороший вкус. Они без труда определят истинную ценность предмета искусства, гардероба или украшения. Эта способность помогает добиваться успехов в таких профессиях, как ювелирное дело, экспертная оценка антиквариата, искусствоведение.

Экзальтированная личность воспринимает мир иначе, чем большинство людей. В ее глазах любое событие или обстоятельство выглядит преувеличенным, более масштабным и значимым. В какие-то минуты окружающий мир блещет пестрыми, яркими красками, в другой момент – он представляется в черном цвете без единой надежды на благополучие. Они додумывают детали общей картины, усугубляя содержание и смысл, делая ее более выразительной.

Неукротимая фантазия помогает таким людям в творческих профессиях. Благодаря развитому воображению и немалому творческому потенциалу, они добиваются признания в сфере изобразительного и театрального искусства, литературы и киноискусства. Из них получаются выдающиеся художники, писатели, артисты, дизайнеры, декораторы, организаторы праздников. Признаки этого типа личности:

  1. Использование в речи витиеватых оборотов, ярких эпитетов, красноречивых выражений.
  2. Склонность к детальному, подробному описанию событий, даже малозначительных (поход в булочную, получение письма).
  3. Свойство предаваться панике без очевидных причин.
  4. Способность к состраданию, проявление альтруизма и искренности в отношениях.
  5. Словоохотливость, смешливость – повсеместно демонстрируют ораторское мастерство, заразительно, искренне смеются.
  6. Влюбчивость, коммуникабельность – быстро заводят друзей, дружат поверхностно, так же быстро разрывают дружеские связи. В любви сильно привязываются, готовы на самопожертвование ради партнера.
  7. Ранимость, впечатлительность. Могут обидеться на ничего незначащую фразу, додумав ее смысл.

Дополнить характеристику личности могут такие типичные свойства, как навязчивость, порывистость, непосредственность, физическая и эмоциональная активность. Они ведут себя как дети, которые не приемлют отказа и искренне радуются пустяковым вещам.

Нередко экзальтированность сочетается с завышенной самооценкой. Людям этого типа свойственно считать безупречными свои манеры и вкус. Тогда они относятся к окружающим с легким пренебрежением, полагая, что те недостаточно умны, образованы, не обладают чувством стиля и ощущением прекрасного.

Примерами могут служить популярные литературные персонажи Катерина Верховцева («Братья Карамазовы», Ф. Достоевский), главные герои трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», Мортимер («Мария Стюарт», Ф. Шиллер), Николай и Наташа Ростовы в юношеские годы («Война и мир», Л. Толстой).

Интересно, что с возрастом экзальтированность Николая и Наташи Ростовых трансформировалась в прагматичность. Они стали спокойными и уравновешенными. Напрашивается вывод: экзальтированность, как черта характера, свойственна почти каждому в определенные моменты жизни.

Влияние на здоровье

Экзальтированным личностям свойственны такие черты характера, как повышенная тревожность и нервозность. Они большую часть времени находятся в состоянии крайнего эмоционального возбуждения (нередко негативно окрашенного), что приводит к развитию психических расстройств. Часто они страдают от отсутствия аппетита и нарушения сна.

У них на почве повышенной нервной возбудимости формируются психосоматические реакции, которые проявляются нарушением сердечного ритма, учащенным дыханием, повышенным потоотделением, гиперемией (покраснением) кожных покровов лица и другими патологическими реакциями вегетативной нервной системы.

Взаимоотношения с другими типами личности

Открыто демонстрируя свои чувства, такой человек очень восприимчив к оценке окружающих, которая в зависимости от полюса (положительная, отрицательная) может повергнуть его в экстаз или, напротив, в депрессию. Эмоциональная лабильность, резкие смены настроения – значимые особенности поведения людей этого типа, которые накладывают отпечаток на общение с окружающими.

Чаще они коммуникабельны и быстро знакомятся. Позже сталкиваются с проблемами, когда общение становится более длительным, глубоким, доверительным. Они подвергают партнера, друга, коллегу непрекращающемуся эмоциональному натиску, который быстро опустошает обоих физически и морально. Часто экзальтированные люди находятся под опекой родственников, которые пытаются организовать их быт и уберечь от чрезмерных переживаний.

Экзальтированные личности встречаются повсеместно, отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, несдержанностью, чаще проявляют искреннюю эмпатию и интерес к проблемам других людей.

0 3 169 просмотров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Экзальтация — это душевный подъем

Когда происходит какое-нибудь очень радостное событие, заставляющее сердце трепетать от счастья, а щеки – гореть живым румянцем, кажется, что человек прямо сеет добро вокруг себя.

Большинство людей в этом настроении пребывает по какому-то особому поводу, ведь не зря говорят: «Смех без причины – признак дурачины». Беспричинная радость, безусловно, — явление не отрицательное, если она имеет границы. Если же нет – тогда говорят, что человек находится в состоянии экзальтации.

И хорошо, и плохо

Экзальтация – это ничем не мотивированное чрезмерно радостное настроение. В этом состоянии человек может громко восторгаться качественно покрашенным к Пасхе бордюром или оригинальным оформлением конфетного фантика. Окружающие к таким людям, как правило, относятся с опаской: кто его знает, до чего может довести экзальтация. Это ведь не только безудержное веселье, но еще и искажение восприятия реальности, которое может привести к плачевным последствиям.

Страшные веселые люди

Кто-то может сказать, что лучше уж пусть человек бегает и смеется, чем лежит и плачет, но здесь есть и вторая сторона медали. В целом экзальтация – это ненормальное состояние с точки зрения психологии. Вспомним все знаменитые фильмы о психиатрических лечебницах. Классический образ сумасшедшего человека – это такой себе просветленный «божий одуванчик» со странным смехом и неадекватной реакцией на происходящее. Вот такое же впечатление производит и человек, на которого «нашла» экзальтация. Это может кому-то показаться слишком радикальным мнением, но в таком состоянии человеку лучше особенно не контактировать с окружающими. Есть большая вероятность того, что они не только не поймут такого настроения, но еще и срочно вызовут неотложку и попытаются насильно накормить счастливого товарища успокоительным. Беспричинная радость пугает всех точно так же, как и ничем не мотивированная агрессия, потому что она деструктивна в той же степени.

Что делать, если экзальтация дошла и до вас

Как ни странно, не психологи, а именно лингвисты могут очень доходчиво объяснить, что такое экзальтация. Значение слова происходит от латинского существительного exaltatio, которое означает «душевный подъем», «воодушевление». В том понятии, которое используется в наши дни, наблюдается та же семантика. Данное состояние может проявляться не только в виде активных восторгов по любому поводу, но и в виде обычного мечтательного настроения. Например, если человек вдруг решил пропустить один день на работе и вместо этого устроил себе одинокий пикник в местном парке, разлегся на траве и начал считать облака, скорее всего, на него «нашла» экзальтация. Это состояние может и расслабить, но только при том условии, если человек вовремя заметит неладное и сможет утихомирить себя. Но если экзальтации конца-края не видно – значит, лучше человека просто какое-то время оставить наедине с собой и по возможности лишний раз не смеяться над его шутками невпопад.

Чрезмерное весеннее счастье в середине января – вот что значит экзальтация. Такое состояние иногда наблюдается у влюбленных, которые еще не вышли из периода розовых очков и упорно называют свою новую любовь спутником всей жизни. Неважно, что этого спутника жизни они встретили около двух недель назад на вечеринке по поводу дня граненого стакана. Их перманентная экзальтация сгладит все шероховатости этого знакомства и убедит влюбленных в том, что на вечеринке они нашли свою судьбу. В таком состоянии люди обычно не замечают даже самых очевидных минусов своей второй половинки.

Наиболее внимательные и честные с собой люди отдают себе отчет в том, что, возможно, этот человек — не самый лучший вариант для совместной жизни, но продолжают без памяти любить его и делать вид, что все идет по плану. Жаль, что в конце концов эти отношения не имеют будущего, но хорошо, что люди хотя бы на какое-то время чувствуют себя такими счастливыми.

Экзальтация среди планет

Однако термин этот используется не только в психологии. Также есть еще такое понятие как «экзальтация планет». Оно довольно часто встречается в астрологии, и любители подробных гороскопов наверняка не понаслышке знают о его значении. Астрологи считают, что судьба человека напрямую зависит от расположения небесных тел, и именно они говорят об их экзальтации. Говорят, что определенные планеты в некоторых созвездиях лучше всего себя «чувствуют», и от этого отталкиваются астрологи при составлении гороскопов.

В этот период планеты как бы проявляют все свои самые лучшие качества с особой силой, и при этом им ничто не мешает. Определенный «градус» экзальтации может свидетельствовать о том, что планета находится на пике своих сил. В такие моменты астрологи советуют людям совершать то, о чем давно мечталось. Возможно, самое время признаться в любви вон той симпатичной девушке, и тогда экзальтация вполне может прийти и к вам. Однако нужно помнить о здравом смысле и во всем знать меру.

.

греческое слово, означающее «безумие безумия». Мания — это изменение настроения  , которое характеризуется крайним счастьем, крайней раздражительностью, гиперактивностью, малой потребностью во сне и/или бегом мыслей , что может привести к быстрой речи.
  • Мания — это одна из стадий расстройства настроения , которое описывается как расстройство настроения, сопровождающееся маниакальными и/или депрессивными эпизодами.
  • Важные моменты

    Классификация:

    • Гипомана , когда восприятие Self — это уместно, и у этого на мотосоне — это здравомыслящее, и у этого поднимается
    • Острая мания — это
      усиление гипомании, описываемое как пациент в эйфории и приподнятом настроении.
    • Делириозная мания характеризуется сильным помутнением сознания и дальнейшим усилением острой мании т.е. дезориентацией, ступором и помутнением сознания.
    • Бредовая мания характеризуется меньшим возбуждением, более стойкой грандиозностью и случайными галлюцинациями.

    Ключевые моменты Стадии приподнятого настроения:

    • Эйфория — повышенное чувство и психологического благополучия, и счастья (Отсюда вариант 1 — верный).
    • Приподнятость — умеренное повышение настроения с повышенной психомоторной активностью.
    • Экзальтация — это сильное возвышение настроения с манией Величия.
    • Экстаз as резкое повышение настроения, намерения блаженства.

    Дополнительная информация Клинические признаки мании:

    • Повышенное настроение
    • Дорогое настроение т.е. безостановочное и неизбирательное
    • раздражительное настроение
    • Повышенная психомоторная активность
    • Речь и мысль: Полет идей; Бред преследования и отвлекаемости.

    Менеджмент:

    • Фармакотерапия: Вальпроат лития и натрия
    • Электросудорожная терапия
    Скачать решение PDF

    Поделиться в WhatsApp

    Последние обновления штатной медсестры HPSSSB

    Последнее обновление: 8 октября 2022 г.

    Комиссия по отбору персонала штата Химачал-Прадеш (HPSSC) опубликовала результаты письменного экзамена для медсестер HPSSSB по программе Advt. № 37-3/2021 от 01.12.2021. Экзамен был проведен 10 апреля 2022 года. Кандидаты, прошедшие письменный тест на должность штатной медсестры HPSSSB, были предварительно включены в окончательный список и имеют право на участие в следующем раунде проверки документов. DV планируется провести с 25 по 27 июня 2022 года. С началом заработной платы медсестры HPSSSB в размере рупий. 13 500, это отличная возможность для соискателей работы в правительстве.

    Психология воплощения — Коалиция Евангелия

    Роб Кук

    Относительно фрейдовской концепции бессознательного разума Дин Мэтьюз писал: «Я не могу отделаться от мысли, что это упрек современной теологии в том, что, кажется, так мало внимания было уделено отношению этого открытия к учению о воплощении. ‘

    1 Хотя это суждение было написано почти тридцать лет назад, оно все еще применимо, поскольку, с одним важным ожиданием У. Сандея, идеи которого будут рассмотрены позже, эта концепция остается неиспользованной теологами. Однако этого нельзя сказать о психологии в целом. На протяжении веков ученые были очарованы вопросом субъективного опыта Христа. Это можно проследить до эпохи Просвещения и начала эпохи романтизма, когда богословы, так же как и художники, были озабочены эмпирическим, так что можно обнаружить, например, что Шлейермахер отвергал традиционную, статичную, метафизическую христологию Халкидона в пользу Христа, чья уникальность заключалась в Его совершенном сознании Бога. Затем последовало целое здание либерального богословия, включая неоднократные попытки обнажить разум Иисуса. Конечно, было нанесено много вреда, и божественность Господа часто затмевалась, но этому движению удалось восстановить Его полную человечность, почти забытую за века. Церкви напомнили, что Иисус был подвержен нормальному человеческому развитию, ибо, будучи мальчиком, Он «…преуспевал в премудрости и возрасте» (Луки 2:52, RSV), и, как говорит нам автор Послания к Евреям, «… послушание через страдания» (Евр.
    5:8). Теперь ученым казалось, что отношения Христа с Его Отцом не были готовыми или статичными, но, как особенно подчеркивается в Евангелии от Луки, Ему нужно было поддерживать жизненную молитвенную жизнь. Традиционно считалось, что Иисус совершал чудеса в Своей собственной силе через Свою божественную природу, но теперь ученые начали сталкиваться с последствиями необходимости для Него получить Духа при крещении и молиться Своему Отцу, прежде чем совершать сверхъестественные дела. Кроме того, они отметили, например, что у Христа не было искушения спрыгнуть с вершины Храма и подняться вверх, используя Свою собственную силу, а скорее прыгнуть и положиться на ангелов, чтобы поймать Его. Подобные прозрения не могут быть проигнорированы любой современной попыткой сформулировать адекватную христологию, и фактически самые последние построения прямо сталкиваются с такими вопросами, как: «Каким должно было быть то, что ты был Иисусом?», «Что двигало Им?», и «Какова была природа Его самосознания?»

    Именно здесь начинаются проблемы для современного евангелиста. Мы можем оценить работу, проделанную учеными девятнадцатого века по реабилитации человечества Христа, и мы разделяем с нашими современниками увлечение проблемой Его психологии, но, к сожалению, мы можем только восхищаться изобретательностью большинства современных попыток создать свежую христологию, мы не может их принять. Примером может служить широко известная христологическая модель Панненберга. В

    Иисус Бог и человек , он изображает Иисуса из Назарета как апокалиптического пророка с уникальным чувством миссии и как вестника неизбежного вторжения Царства Божьего. Хотя Он осознавал, что обладает необычайной властью, Иисус видел Себя только как человеческое существо. Его служение было трагически завершено Его ранним арестом и распятием, когда казалось, что доверие к Его учению было в полной опасности, но затем произошло страшное чудо Его воскресения, которое подтвердило, что Он действительно был воплощенным Богом на протяжении всей Своей земной жизни и что , без ведома человека Иисуса, Его смерть была принята как жертва за грех человечества. Несомненно, функциональный подход Панненберга очень умен, как и то, как он смещает фокус обсуждения с зачатия Иисуса во чреве на Его воскресение. Скорее, с одной точки зрения, страница из
    Гамлет
    — не что иное, как бумага и чернила, а с другой стороны, это возвышенная поэзия, так что Панненберг, кажется, говорит, что с земной и психологической точки зрения Иисус был не чем иным, как уникальным человеком, но с божественной точки зрения Он был Богом. все время. Или, говоря словами самого Панненберга: «Его человечество не синтезируется с божественной сущностью, но включает в себя два взаимодополняющих тотальных аспекта его существования». понимания миссии Иисуса. Разве Иисус не видел себя не столько апокалиптическим пророком, сколько Мессией, Сыном Божьим и тем, кто должен был быть принесён в жертву для прощения грехов и впоследствии воскреснуть из мёртвых? Панненберг ответил бы на этот вопрос категорически отрицательно, утверждая, что евангельские отрывки, которые предполагают такие вещи, являются пост-пасхальными интерполяциями ранней церкви.
    Другими словами, Панненберг отвергает богодухновенность и полную историчность евангелий и открыто использует топор высшей критики, вырезая многие ключевые отрывки. К сожалению, тогда, как евангельские христиане, мы должны отвергнуть модель, предложенную Панненбергом, наряду со многими другими современными предложениями. Трагедия заключается в том, что так мало ученых-евангелистов готовы строить собственные предположения, сохраняя при этом благоговение перед Богом и верность Писанию, и используя концептуальные инструменты нашего века, строят еще более адекватные христологические модели. В этой статье будут представлены некоторые предложения, основанные на одном или двух последних открытиях из области психологии.

    После столетий споров Халкидонский собор подтвердил в н.э. 451, что Иисус Христос был одной личностью, имеющей две природы, одну человеческую и одну божественную. Это определение, конечно, все еще остается католической ортодоксальностью, и реформаторы сочли это учение безупречным в свете библейских данных.

    Но многим сегодня кажется, что серьезная ограниченность Халкидона становится очевидной, как только задаешься не онтологическими, а психологическими вопросами. В каком-то смысле это было сделано еще в седьмом веке во время монофелитского спора, когда обсуждался вопрос о том, имел ли Христос один или два центра воли. Константинопольский Собор впоследствии постановил, что каждое из естеств Христа заключало в себе отдельную волю, хотя человек всегда был подчинен воле Божией. Это также учило, что Его жизнь состояла из двух наборов действий, одни из которых были человеческими, а другие — божественными. Многие теперь считают, что эта экстраполяция Халкидона обнажает его внутреннюю слабость: модель Христа, которая подразумевает своего рода шизофрению. Снова процитируем Панненберга: «Если предполагается, что божественность и человечность как две субстанции соединяются в индивидуальности Иисуса, то либо они смешаются, образуя третью, либо индивидуальность, конкретное живое единство Иисуса, будет разорвана».
    3 Евтихий предложил первую альтернативу Панненберга и был явно осужден в Халкидоне.

    Дальнейшие проблемы с традиционным взглядом становятся очевидными, когда кто-то пытается сочетать его с новозаветным учением о реальном человеческом развитии Христа. Сторонники Халкидона должны были либо утверждать, что Логос на небесах постепенно открывал знание воплощенному Логосу, так что Его божественная природа развивалась параллельно с Его человеческой природой, либо что в Своей божественной природе Иисус был всеведущим даже с колыбели. Первое утверждение страдает своего рода божественной шизофренией Логоса, в то время как второе подразумевает такие неприемлемые следствия, как однодневный младенец, который мог бы выдвигать Квантовую теорию, если бы захотел! На самом деле, эта вторая альтернатива, избегая обвинения в божественной шизофрении, открывает себя для обвинения в докетизме, поскольку качества Его божественной природы фактически поглотили бы качества Его человеческой природы. Например, каково было Иисусу столкнуться с искушениями сатаны в пустыне? Ответ будет заключаться в том, что как человек выбор был реален, а исход неизвестен, но как Бог Иисус знал все, включая результат этой конфронтации. Когда две природы соединяются вместе, остается человек, чье человеческое невежество было сведено на нет Его божественным всеведением. Но эта докетическая картина не согласуется с данными Нового Завета, которые представляют Иисуса ограниченным в знаниях; например, Он признает, что не знает точного времени Своего возвращения (Мф. 24:36). Не случайно в раннем средневековье преобладающим художественным изображением Христа был грозный Бог в человеческом обличье; своего рода богоявление, влекущее людей к Марии и Святым, ибо только там они могли найти сочувствие к своему человеческому затруднительному положению.

    Помимо таких личностей, как Панненберг и Сандей, которые предложили свои собственные альтернативы Халкидону, существовало еще две основные несогласные школы. Что касается евангельского христианства, то первое можно в целом отбросить. Миф о воплощенном Боге 4 — это всего лишь одна недавняя попытка воскресить древний призрак адопционизма, которому удается сохранить истинную человечность Иисуса, но только ценой неприемлемого отказа от воплощения в целом.

    Кенозис является более привлекательной альтернативой, особенно в его модифицированной и более тонкой форме. Такие ученые, как Форсайт, Макинтош и совсем недавно Винсент Тейлор, представляют Логоса, который покинул небеса и «опустошил» Себя в чисто человеческую психологию, постановив, что такие божественные атрибуты, как всеведение и всемогущество, должны стать скрытыми или потенциальными, пока Он был на земле. Тейлор считает, что свидетельства Нового Завета предполагают, что иногда Иисус обладал определенной степенью божественного самосознания, в то время как в других случаях Он принимал Свое уникальное Сыновство просто как символ веры. Грубо говоря, кенотская модель представляет собой божественную личность, имеющую только человеческую природу, и, таким образом, она избегает тенденции к шизофренической модели, обнаруженной в Халкидоне в интерпретации Константинополя. Он также избегает докетических тенденций традиционного взгляда. Тем не менее, Кенозис подвергся сильным нападкам в этом столетии, и хотя многие из критических замечаний были необоснованными, поскольку они основаны на эллинистическом, а не библейском взгляде на Бога, 5 остаются две области, в которых эта модель явно слаба.

    Первая область слабости была названа «космическим абсентеизмом». В Колоссянам мы читаем о Логосе: «Он есть прежде всего, и все Им держится» (Кол. 1:17), но если это так, то как космос «удерживался» в течение нескольких десятилетий? что его хранитель отсутствовал на небесах во время воплощения? В то время как Макинтош и другие отказываются размышлять об этом, некоторые, как и более ранние немецкие кенотики, считают, что Отец на время взял на себя функции Сына. Однако, по крайней мере, это неудобный аспект кенотической точки зрения, и некоторые даже согласятся с Темплом в том, что она постулирует делимое Божество и, таким образом, является формой троебожия. Излишне говорить, что эта слабость не разделяется традиционной христологией, которая просто учит: «Воплощение есть эпизод в Жизни или Бытии Бога-Сына»; 6 другими словами, что Сын никогда не покидал небеса, а просто расширил Свое сознание, включив в него сознание Иисуса. На самом деле было высказано предположение, что для этого традиционного взгляда есть библейское подтверждение, и цитируется Иоанна 3:13, который в официальной версии гласит: «И никто не восходил на небо, кроме сшедшего с небес, даже Сын Человеческий, сущий на небесах’; обратите внимание на настоящее время последнего глагола. Но, несмотря на то, что этот ключевой пункт встречается в Textus Receptus, он опущен в наиболее заслуживающих доверия рукописях, и вполне вероятно, что это ранняя интерполяция, введенная сторонниками христологии двойной природы.

    Вторая и более серьезная область слабости касается природы вознесенного Господа. Если Логос, лишенный определенных атрибутов, становится человеком, несомненно, после восстановления этих атрибутов Он снова становится просто Богом, однако Писание ясно учит, что это человек Иисус вознесся на небо (например, Евр. 6:19 и далее, Деяния 5:30 и далее). . Это означает, что Божество добавило к Себе человечество. Опять же, двухприродную христологию Халкидона это не смущает, но склонны смущать альтернативные взгляды. Например, Панненберг соглашается со Шлейермахером в том, что человеческая и божественная природа настолько качественно различны, что глупо предполагать, что обе они могли быть сведены воедино в одной личности Иисуса из Назарета. Но если признать, что в принципе две природы несовместимы, то как можно относиться к возвышенному Христу?

    Обозначив различные ограничения и сильные стороны прошлых христологических моделей, давайте теперь попробуем новую формулировку, которая, с одной стороны, избегает любой тенденции к докетизму или шизофрении в сознании Иисуса, а с другой стороны, проблемы «космического абсентеизма». и природа вознесенного Господа.

    Имея в виду последний пункт, мы можем заявить в качестве исходного утверждения, что, поскольку вознесшийся Христос имеет две природы, нет prima facie причины, по которой Иисус из Назарета не мог иметь также две природы. Далее, простое прочтение таких ключевых стихов, как: «Ибо в Нем благоугодно обитать всей полноте Божией» (Кол. 1:19).), кажется, подразумевает, что Иисус был не только человеком, но и полностью божественным. Однако предлагаемая христология лишь внешне похожа на Халкидонскую, поскольку последняя занимается онтологическими категориями, а мы также занимаемся психологическими. Под «личностью» отцы подразумевали что-то вроде «объединяющей реальности», а для целей этой модели мы определим ее как «переживающее себя»; то есть мы говорим, что Тот, кто испытал Его мысли, эмоции и т. д., был не кем иным, как Логосом. Под «природой» мы подразумеваем что-то вроде «психики». Здесь важно подчеркнуть, что настоящая христология никоим образом не претендует на то, чтобы быть переформулировкой Халкидона в современных концептуальных терминах. Неверно предполагать, что архитекторы Халкидона использовали бы слово «психология» вместо «природа» или «человек», и в этом вопросе следует уважать Масколла, когда он пишет:

    «Мы не должны отрицать, что доктрина Воплощения может иметь последствия в психологической сфере… но сама доктрина не является вопросом психологии, и поэтому любая попытка отождествить, например, «личность» с «сознанием» или с «личностью» (в общепринятом современном смысле этого термина) не может привести ни к чему, кроме путаницы».

    Хотя мы считаем невозможным придать психологическому смыслу идею о том, что у Христа две воли, и поэтому должны отвергнуть вывод Константинополя, мы предполагаем, что у Него было две природы, и теперь мы должны задаться вопросом, является ли такая гипотеза последовательной один. Можно ли найти аналогию этому уникальному положению дел? Г. Э. Брей предлагает интересную историю о человеке с двойным гражданством:

    , «…где человек может иметь две различные идентичности и при этом оставаться одним и тем же лицом». Когда он с нами, мы можем уподобить его себе, вплоть до того, что будем удивлены, если обнаружим, что тот же человек говорит на другом языке и несет в себе совершенно иной набор культурных ориентиров. Такой человек, конечно, не шизофреник и не невозможность; это просто то, что мы не смогли полностью понять ситуацию» 9.0171 8

    Как уже упоминалось, Константинополь утверждал, что жизнь Христа состояла из двух наборов действий, некоторых человеческих и некоторых божественных, и на самом деле этот взгляд можно найти гораздо раньше в истории Церкви; Лео писал в своем «Томе» (449 г. по Р.Х.), например: «Голод, жажда, усталость и сон, очевидно, человеческое; но с пятью хлебами, чтобы удовлетворить пять тысяч человек… это, без сомнения, божественно». 9 Можно использовать аналогию Брея, чтобы проиллюстрировать такую ​​позицию, просто сказав, что иногда человек говорит по-английски, а иногда он говорит, скажем, по-французски. Но та же самая аналогия может быть использована для объяснения альтернативной точки зрения, которая во многих отношениях более предпочтительна и состоит в том, что имел место личный союз двух природ, так что результирующее существо было единицей, которая думала и действовала как единица. . Возвращаясь к аналогии, можно попросить нашего испытуемого поделиться своими впечатлениями от Лондона и Парижа; тогда он как бы использовал обе «природы» («наборы культурных референций») и давал комплексный ответ.

    Тем не менее, даже если можно согласиться с тем, что идея человека с двумя природами является последовательной, остается проблема ограниченных сил Христа и проблема Его развития. Здесь мы могли бы поучиться у кенотиков с их представлением о Христе, «освобожденном» от определенных божественных функций, и ввести в предлагаемую нами модель идею «божественной амнезии»; то есть до Воплощения Логос решил, что, будучи младенцем Иисусом, Он ничего не будет помнить о Своей божественной природе, а затем постепенно и, возможно, с перерывами Он будет вспоминать и иметь доступ к Своей второй природе. Возвращаясь к нашей аналогии, представьте, что субъект находится в больнице с сотрясением мозга и не может вспомнить, что его детство прошло во Франции; это только когда ему предлагают Paris Match , что несколько слов по-французски подталкивают его в голову…

    Теперь мы должны ввести понятие бессознательного в нашу модель божественного переживания себя с двумя природами, одна из которых частично недоступна. Чтобы избежать проблемы «божественного отсутствия», мы предполагаем, что у Иисуса было не только человеческое, но и божественное бессознательное. Следуя совету Тиллиха о том, что Бога можно найти не столько в пространстве над нами, сколько в глубинах нашего существа, мы утверждаем, что подобно тому, как человеческое бессознательное Иисуса должно было поддерживать такие непроизвольные процессы, как биение Его сердца, так и Его божественное бессознательное поддерживало такие непроизвольные процессы, как биение Его сердца. «сердцебиение» космоса. Действительно, недавние исследования показали, что большая часть активности полтергейста, по-видимому, вызвана психокинезом, то есть энергиями, исходящими из бессознательного разума человека, находящегося поблизости, что приводит к разбрасыванию предметов. 10 Такие люди психически неуравновешенны и вносят хаос в свое окружение. Христос, напротив, был в высшей степени разумным и привнес гармонию во вселенную, которую Он поддерживал. Если придерживаться этой точки зрения, то остаются такие поразительные выводы, как то, что, находясь на кресте, Он сохранял в бытии те самые гвозди, которые убивали Его.

    Осталось обсудить только вопрос о возвышенном состоянии Христа. Используя предложенную модель, на небесах Он имел бы полное обращение к обеим природам и ко всем функциям, которые до сих пор были бессознательными, поскольку по определению всеведущий человек должен осознавать все. Практику расширения сознания для включения «непроизвольных процессов» практикуют продвинутые йоги, которые заявляют, что способны по желанию изменять свое кровяное давление и т. д., и вполне возможно, что в наших воскресших телах мы, подобно Христу, можем иметь без бессознательного ума, но сможет напрямую контролировать все наши психические и физиологические процессы.

    По общему признанию, вышеизложенные предположения являются простыми предположениями, и в то время как некоторые сочтут их возмутительно смелыми, другие сочтут их слишком расплывчатыми, а аналогии слишком приблизительными. Но ясно то, что психология снабжает нас некоторыми захватывающими концепциями, которые мы не должны стесняться использовать, стремясь снабдить наше поколение христологическими моделями, которые отвечают, где это возможно, на те вопросы, которые нам задают.

    Краткий обзор неортодоксальной христологии Сандея послужит постскриптумом. Опубликовано в 1910, в период расцвета психологии как зарождающейся науки, Сэндей «Христологии древних и современных » извлек выгоду из новой концепции бессознательного, в которой он предполагал, что человечность и божественность Христа были смешаны только для того, чтобы полностью выразиться в Его полностью человеческом сознании:

    «То, что было божественным во Христе, не было обнажено на всеобщее обозрение; оно не было настолько полностью удалено от внешнего взгляда, чтобы полностью погрузиться и погрузиться во тьму бессознательного; но существовала своего рода лестница Иакова, по которой божественные силы, хранящиеся внизу, находили выход, так сказать, в верхний воздух и в общий театр, в котором разыгрывается жизнь человечества». 0171 11

    Особое внимание уделяя свидетельствам мистиков, Сэндей предположил, что местом действия Бога в человеческой личности является бессознательное или «подсознательное сознание», как он иногда его называл. Параллельно с этим божественность Христа должна была быть обнаружена прежде всего в этой подсознательной области. Сандей чувствовал, что таким образом он пришел к модели Воплощения, избежавшей дуализма сознания, сбивавшего с толку традиционные христологии двух природ. Но его теория была плохо воспринята, и в следующем году он написал брошюру, в которой отказался от некоторых наиболее крайних аспектов своего дела и изменил их.

    Христология Сандея действительно может быть подвергнута критике, но те оппоненты, которые вошли в печать, не смогли разрушить его позицию. Возьмем, к примеру, выпад Макинтоша, который считал бессознательное непригодным вместилищем для божества:

    «Зачем нам брать эту полуосвещенную область душевной жизни, о которой мы можем говорить только гипотетически или из вторых рук — поскольку оно, конечно, не может быть познано напрямую — и говорить, что оно предлагает более истинное и более достойное местопребывание или посредника Бога, чем обеспечивается полной интенсивностью сознания?» 12

    Написав это в 1912 г. , Макинтош, очевидно, находился под монументальным влиянием фрейдистской психологии, и действительно Макинтош вторит Фрейду, когда он утверждает, что бессознательное имеет сходство только со сном, младенческой жизнью и инстинктами. Но в том же году Юнг порвал с фрейдистским кругом и собирался разработать свой собственный взгляд на бессознательное как не только на вместилище ментального мусора, но и на область, из которой возникает глубокая мудрость человечества и даже божественность. Те, для кого взгляды Юнга более убедительны, чем взгляды Фрейда, сочтут критику Макинтоша слабой.

    Совсем недавно Винсент Тейлор 13 ругал Сэнди на том основании, что пророки пришли к познанию Бога через сознательное общение и божественное откровение, а не через свой бессознательный разум, но это, безусловно, слишком упрощенная картина. Например, остается открытым вопрос о том, было ли первое видение Исайи в Храме объективным, или это была какая-то истинная галлюцинация, вызванная божественной активностью в его бессознательном уме. Конечно, Бог может напрямую общаться с нашим сознанием, но Сандей был прав, утверждая, что часть наиболее важной работы Бога выполняется на подсознательном уровне нашей личности. Поэтому, возможно, пришло время переосмыслить, почему гипотеза Сандея должна быть отвергнута.


    1 W. R. Matthews, Проблема Христа в двадцатом веке (OUP, 1949), p. 44.

    2 В. Панненберг, Иисус Бог и человек (СКМ, 1968), с. 337.

    3 Там же, с. 287.

    4 Изд. Дж. Хик (SCM, 1977).

    5 мнение о том, что кенозис невозможен в свете учения о неизменности Бога, ср. Л. Беркхоф, Систематическое богословие (Знамя Истины, 1958), с. 328.

    6 W. Temple, Christus Veritas (Macmillan, 1925), p. 144.

    7 Э. Л. Масколл, Христос, христианин и церковь (Longmans, 1946), с. 41.

    8 Г. Э. Брей, Можем ли мы обойтись без Халкидона ? ( Темелиос Том 3 № 2).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *