Духовные и материальные ценности семьи: Вы точно человек? – Материал: «Семейные ценности в современном мире» (исследование)

Духовные и материальные ценности семьи: Вы точно человек? – Материал: «Семейные ценности в современном мире» (исследование)

Материал: «Семейные ценности в современном мире» (исследование)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя политехническая школа №33 »

«Семейные ценности в современном мире»

(исследование)

Выполнили:

Бочарова Л.И.,

учитель начальных классов

Старый Оскол

2019

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы семьи и семейных ценностей.…….……….5

  1. Что такое семья?.………………………………………………………….5
  2. Понятие и определение семейных ценностей.…………………………6
  3. Какие проблемы семейных ценностей видят психологи?…………………..7
  4. Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения………………………………………………………8

Глава II. Исследование представления детей и их родителей о семье и семейных ценностях.….…………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………10

Список используемой литературы………………………………………….. 11

Приложения…………………………………………………………………… 12

Введение

В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети едят на ходу, взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живёт одинокий ребёнок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения. С помощью родителей у ребёнка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, её взаимоотношения между членами семьи. Семья, в которой растёт ребёнок, становится моделью его будущей семьи. Слово семья с самого раннего возраста известно всем. Это самое ценное в жизни. Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. 

Тема, которую я взяла для исследовательской работы, актуальна, так как особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. По статистике, в России за 2018год на 1200 миллионов зарегистрированных браков приходится 660 тысяч разводов молодых семей. По данным института РАН основной причиной разводов признана психологическая неподготовленность супругов к семейной жизни (около 40% разводов) [4].

У нынешнего поколения при создании молодой семьи материальные ценности преобладают над духовными. Без духовных ценностей не будет единства семьи и существования её в целом. 

На смену совести, ответственности, бескорыстности, взаимопонимания пришли материальные интересы, карьерный рост, эгоизм, цинизм. У большинства взрослых происходит падение нравственности и неопределенной духовности.

У родителей в современном ритме жизни на беседы с детьми почти не остается времени. Так и получается, что ребёнок оказывается в ситуации диссонанса относительно семейных ценностей.

Мы решили проверить, является ли актуальной проблема семейных ценностей для детей.

Предмет исследования: представления семейных ценностей у детей младшего возраста.

Объект исследования: семейные ценности семьи.

Цель: выявить с помощью анкетирования у родителей и детей сформированность представления о семейных ценностях и их значимости в семье.

Задачи:

  • изучить теоретическую часть данного вопроса;
  • исследовать представления детей и их родителей о семейных ценностях;
  • провести анализ полученных результатов.

Гипотеза: мы предполагаем, что понимание семейных ценностей у современных детей и их родителей недостаточно сформировано.

В процессе работы нами использованы следующие методы:

  • Теоретические (изучение литературы, информация в Интернете)
  • Эмпирические (беседа, анкетирование)
  • Методы статистической обработки результатов

В нашем исследовании мы использовали следующие методы:беседы, опрос, анкетирование, анализ, наблюдение. В своей работе мы хотим донести информацию о семейных ценностях.

Глава I. Теоретические основы семьи и семейных ценностей.

1.1.Что такое семья?

На основании изучения научных источников,семья – это  одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культура не обошлась без семьи. [9].  

Семья всегда была одной из самых важных ценностей человеческой жизни, потому что каждый человек  связан с семьей. Семья — это единица общества, которая требует постоянного внимания. Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я».

Семья-колыбель духовного рождения человека. Многообразныеотношения между её членами, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения  ребенка-всё это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

        Социальная необходимость в семье действительно есть, потому что исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была «личным делом», ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.

     Воспитательнаяфункция достаточно ясна, потому что именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т.п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества.[1].

За всю свою историю человечество так и не создало — и, наверное, никогда не создаст — лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека.

1.2. Понятие и определение семейных ценностей.

Можно открыть Википедию и прочитать длинное, написанное умными словами определение. Но мы пойдем по более простому пути и попробуем объяснить все своими словами. Во многих семьях праздники не обходятся без спиртного. Такое представление о семейных торжествах возможно, будет царить в будущем в семьях детей. Но бывают и другие семейные праздники – радостные и светлые, добрые и весёлые. Праздники, которых ждут и о которых помнят.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Классификация и виды понятия семейных ценностей

Выделяют две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Традиционные ценности: что к ним относится

  • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
  • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
  • воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
  • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

Ценности современной ячейки общества

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

  • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
  • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
  • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Отношение молодых семей к семейным ценностям, как правило, детское, незрелое. Сложно воспитать в ребенке правильное понимание семейных ценностей, их значение и ответственность за их возникновение и присутствие.

Для того,чтобы родители смогли передать свой опыт взращивания семейных ценностей ребёнку, а ребенок начал этот опыт привносить в общество, важно понимать все психологические проблемы, связанные с семейными ценностями[5].

1.3. Какие проблемы семейных ценностей видят психологи?

Очень много молодых людей создают семейный союз, беря за основу для будущей семьи свое чувство влюблённости. Это чувство хорошее, но для создания семьи обманчивое. Во внешности или характере человека, в которого влюбляются, как правило, есть одна или несколько особых чёрт, на которыеочень обращают внимание. Для влюблённости всегда достаточно психофизиологической и психологической совместимости, а иногда даже только психофизиологической. Ценностные ориентации у партнёров могут и не совпадать, но они либо игнорируют этот факт, либо вообще из-за пылкости чувств, даже и не думают о каком-то там совпадении своих взглядов на жизнь, убеждений и идей. Когда молодой человек влюбляется только в привлекательную внешность девушки и её весёлость нрава, очень нравится ему то, что она «заводная». При создании семьи, опираясь только на такие параметры это огромная ошибка. Внешность девушки со временем будет изменяться, и порой очень сильно, особенно во время беременности и после родов. Соответственно влюблённость молодого человека утрачивается и видоизменяется. Пылкость чувств остывает. Что останется, если социальной совместимости между молодыми супругами так и не было? Штамп в паспорте, общее имущество и общий ребенок и всё. И тогда начинаются скандалы: кто и кому должен, ты был другим, ты была другой. Зачастую подобные браки распадаются. Иногда существуют достаточно долго, но при этом они мертвы. Очень сложно уже в этом случае привить с воспитанием семейные ценности.

В современном обществе, в наше время, когда материальное преобладает над духовным, молодые девушки влюбляются во внешние атрибуты молодого человека, в наличие хорошего дохода, красивой машины. Они женятся, но если потом по какой-то причине, материальное положение этого молодого человека меняется, то жена утрачивает смысл нахождения рядом с мужем. Для неё счастливая картинка рушится, утрачивается первоначальная влюбленность, он её раздражает.

Если дети выросли в неблагополучной семье, то где взять пример благополучной? Той, где супруги совпадают своими взглядами на семейные ценности и заботливо взращивают их? В образовательных учреждениях надо говорить больше об отношениях в семье и семейных ценностях.

1.4Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения.

90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.

Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться.

Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Глава 2. Исследование представления детей и их родителей о семье и семейных ценностях.

Для проведения исследования нами была разработана анкета, состоящая из нескольких  вопросов(приложение 1).Для более подробного изучения отношения детей младшего школьного возраста к семье мы взяли вопросы о своей семье. Она позволила нам выявить основные представления о семье и семейных ценностях.

Среди второклассников и их родителей нашей школы, мы провели анонимное анкетирование. Приняли участие 98 человек.

Все результаты выражены в относительных величинах – в процентах.

Анализ полученных результатов (графическое представление результатов – в (приложении 2) позволяет сделать следующие выводы:

С определением понятия «Семья» полностью справились92 % опрошенных. Семья как ценность имеет высокий рейтинг. А понятие «Семейные ценности и их сущность» смогли раскрыть лишь 34% опрошенных; 19% раскрыли частично и 47 % не смогли ответить на данный вопрос. На вопрос «Что, по-твоему, самое главное в семье?» большинство опрошенных затруднялись с ответом – 80%; ответили «Взаимопомощь, уважение, преданность семье, взаимоличностное развитие» — 12%; 4% считают, что главное «Свод правил и совместные воспоминания, 11% «Любовь и ответственность».

Проанализировав полученные анкеты, мы выяснили, что понятие о «семейных ценностях» есть, но сформировано не полностью и размыто. Проанализировав ответы опрошенных, можно сказать, что отношение к семье положительно.

Влияние со стороны семьи, как отмечают опрошенные, огромное и положительное. В это понятие опрошенные включили желание иметь такую же семью или похожую на нее — 63%и не хотят такой семьи как родительская -39%.

В понятие ценности большинство опрошенных включили понятие семьи как таковой.

В ходе нашего исследования было выявлено, что все опрошенные уже имеют представление о семье в целом. Однако ценность у детей ещё находится, в основном, на среднем уровне сформированности и требует необходимости формирования данных ценностейв дальнейшем.

Таким образом, наша гипотеза справедливо подтвердилась. И можно сделать вывод, что «семья» осознаётся детьми  как социальный институт; они имеют представления о важных качествах присущих семье. Семья является ценностью для них, однако у них нет полного представления о сущности семейных ценностных ориентаций на семейную жизнь.

Данное исследование было полезным для нас, поскольку указало на существующие проблемы и заставило продумать пути решения.

Заключение.

Младший школьный возраст является одним из наиболее сложных периодов.  

Ничто иное как семейное воспитание формирует у детей понятие основных жизненных ценностей.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод – семейные ценности не в полной мере осознаются детьми как социальный институт. Семья является ценностью, однако у них нет установок, ценностных ориентаций на семейную жизнь.

В семейных отношениях, должно быть ценно взаимное уважение и доверие, чувствовать любовь и заботу друг о друге, возможность реализовать себя вне семьи, семейное единство и сплоченность, общение, возможность получить поддержку в трудную минуту, дружеские отношения детей и родителей.

Список литературы.

  1. Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электрон.научн. журн. 2005. №. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n3/Dokuchaeva.shtml
  1.  Леонова С. Мой дом – моя крепость /С.Леонова // Классное

руководство и воспитание школьников. Газета «Первое  сентября». –

2001. -№14.-с.20-21

  1. Москвичева Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. СПб, 2000.
  1. Нравственность современного российского общества: психологический анализ // Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. — М.: «Издательство психологии РАН», 2016.http://www.ipras.ru/engine/documents/document4057.pdf
  1. Рахманова В. К. Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу // Психологическая наука и образование. 2008. № 4.
  1. Самсонова П. М. Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25–27 октября 2005 г.). В 3-х частях. Ч. 3. М., 2005.
  1. Туманова Е. В., Филиппова Е. В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты). Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
  1. Шнейдер Л.Б. Семейная психология,-М.: Академический проект, Екатеринбург 2006. — 768с.

Приложение 1

АНКЕТА (для родителей)

  1. Что по-твоему семья?
  2. Что по-твоему самое главное в семье?
  3. Дайте определение понятия «семейные ценности»
  4. В каком возрасте вы готовы создать семью?

— до 18 лет     — от 18 до 20 лет      — от 20 до 25 лет     — от 25 до 30 лет

— старше 30 лет                              — Затрудняюсь ответить

  1. Какой форме семейной жизни вы отдаете предпочтение?

— официально зарегистрированный брак

— не регистрированный брак с дальнейшим намерением его заключить

— не регистрированный брак без дальнейшего намерения его заключить

— затрудняюсь ответить

  1. Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?

— да, хочу

— скорее хочу, чем не хочу

— скорее не хочу, чем хочу

— нет, не хочу

АНКЕТА (для детей)

1.Что по-твоему семья?

2.Что по-твоему самое главное в семье?

3.Дайте определение понятия «семейные ценности»

4.Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?

— да, хочу

— скорее хочу, чем не хочу

— скорее не хочу, чем хочу

— нет, не хочу

Приложение 2

Приложение 3

Анкетирование родителей

        Анкетирование детей

        

Приложение 4

Семейное древо

        

        Поделка «Уютный вечер дома»        Приложение5

«Что для человека важнее духовные или материальные ценности?» – Яндекс.Знатоки

Так, друзья, давайте начинать с понятий. Человек — кончтрукция многоуровневая, и если подходить с точки зрения свода наук, то видим биомеханика (тело, нейрофизиология) + психика + дух/душа. Стало быть человек не будет целостным, если упор делать на одну из составляющих, а остальное игнорировать.

Отсюда у каждого человека вытекают соответсвующие классы задач — выживание, налаживание состояния, управление настоящим и создание будущего для себя и своего окружения. И хотите вы или нет, а жизнь будет ставить перед вами такие задачи. И одеться надо и за квартиру заплатить и что-то из себя представлять. Поэтому в крайности впадать не надо. Этим вопросом нужно задаваться, когда у вас уже есть на что кушать. А зарабатывает человек, грубо говоря продавая свои способности. Что толкает нас управляемо стать специалистов в какой-то сфере и совершенствовать свои навыки постоянно.

Так вот, если опираться на как минимум три источника — Догматику испанской школы фехтования Дестрезы ( а любая традиционная школа — это воспитание личности — воина и ученого в одном лице), школу русского академика Попова (который при Сталине вместе с Яковлевым занимался вопросами памяти и сознания) и пркладные знания наших предшественников (можно сказать как справлялись с теми или иными задачами наши предшественники), то можно сказать коротко следующее:

Человека всегда помнят по его поступкам. Человек родился не для того чтобы себя увековечить в недвижимости и имуществе, т.к. все что сделано для себя будет разрушено и разорено сразу же после смерти алчными родственниками, а его самого скоро позабудут . Человек увековечивает себя своими поступками, выполняя долг (делает то, что должен на своем месте) и при этом он скромен — так выглядит вечная жизнь в памяти многих поколений.

И исторических примеров тому масса — вспомните Сергей Королев, Иеронимо де Карранза, Петр I, Карл V, Федор Ушаков и многие другие — их всех помнят по поступкам. И они всем при жизни владели, но никакого имущества за собой не имели — не потому что бедные, эти люди были сильными личностями и могущественными, а потому что приоритеты уже выстроились. Они могли обеспечить себе хлеб на столе и могли быть полезны другим. Тот, кто из себя ничего не представляет, тот будет накапливать и дрожать чтоб не потерять.

Семейные ценности и традиции (примеры и формирование в семье)

Традиции, обычаи, духовные, нравственные и моральные ценности семьи заключают в себе связь между поколениями, поток любви по роду, что помогает не только выживать, а жить, и жить комфортно в этом мире. Семейные ценности помогают в воспитании детей. Именно благодаря им в ребенке закладывается стержень, который ведет его по жизни.


 

Содержание:

 

О семье и семейных ценностях

Основные ценности семьи

Влияние семейных ценностей на воспитание ребенка

Как формировать ценности семейной жизни (советы родителям)

Формирование семейных ценностей в школе


 

 

 

О семье и семейных ценностях

 

Прежде чем говорить о семейных ценностях, важно понять, что такое вообще — СЕМЬЯ.

Есть много версий происхождения слова семья, одна из них говорит о том, что слово семья произошло от многодетных семей. В дореволюционные и послереволюционные годы в семьях было от пяти и более детей. Но есть стихи про семью, в которых описывается другая версия происхождения слова семья.

 

семья и семейные ценности

  

«Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

— Сейчас я тебе семь вопросов задам

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

— Я.

— Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

— Я.

— Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила:

— Я.

— Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

— Я.. . Я.. . -тихо молвила Ева,

— Я.. . Я.. .

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась семья.

На свадьбе сегодня бокал я свой пью

За вас, молодые, за вашу семью!»

 

ценности семьи, семейные ценности это

 

Семья – это ковчег, в котором ребенок учится ходить, любить, в котором познает азы жизни. Семья – это те, кто дают путевку в жизнь и поддерживают до последнего вздоха. Семья – это папа, мама, дитя, это бабушки, дедушки, тёти, дядья.

Семья – это микромир родных людей, источник любви, тепла, уважения и согласия. Место, где человек растет и развивается, впитывая, как губка, все плохое и все хорошее из пространства, которое его окружает.

Ранимость и обнаженность чувств, которые дарят друг другу близкие люди, многообразие форм проявления таких чувств, особое, бережно восхищенное отношение к своему ребенку – это семья, это ее уникальность и своеобразие.

 

В Великую Отечественную войну много мужчин не вернулись домой, много семей остались без кормильца, появились неполные семьи, где роль и отца, и матери выполняла женщина. Ей приходилось и зарабатывать, и воспитывать, что привело ко многим огрехам. В эту пору были утеряны многие семейные ценности и традиции.

В наши дни словосочетание «семейные традиции и ценности» воспринимается, как что-то связанное с большой семьей, с государством, с работой, с чем-то глобальным. И только в последние годы начинает доходить, что это необходимо в семьях, а особенно в неполных, ведь семья – это основа любого общества.

В последнее время заново появилась преемственность в профессии – это трудовые традиции семьи: потомственный врач, адвокат, горняк и многие другие. И, наконец, начинаем понимать, что мужчина – это глава рода, это материальное обеспечение семьи, это внешний мир (вне семьи) с которым он знакомит своих наследников.

Мать – это душа семьи, это та которая дает жизнь и дает любовь, это воспитание детей в традициях рода. Это внутренний мир семьи, это связь детей со всеми членами рода. Эту связь дает и поддерживает в семье мать – женщина.

 

Семейные ценности – это обычаи, традиции, нормы поведения и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Это основополагающие принципы, на которых строится вся жизнь семьи.

 

ценности семейной жизни

 

 

 

Основные ценности семьи

 

Семейные ценности и традиции это все то, что сплачивает семью. Это мелочи, которых не замечают. Ежедневная книжка, прочитываемая на ночь, сказка, рассказанная перед сном, воскресный обед, традиционный отдых с детьми летом, день рождения бабушки и дедушки, где собираются все родственники, это тепло и уют дома, в котором живете, куда хочется бежать как в радости, так и в печали.

К семейным традициям и обычаям относятся и праздники. День рождения отца, матери, детей, когда каждый именинник имеет право пригласить своих друзей, когда печется именинный торт и дарятся подарки. И еще много мелочей, которые связывают семью теплом, заботой и любовью друг к другу.

Ценности семейной жизни помогают воспитывать у детей внимание к окружающим, умение заботиться о ближних, любовь к близким и дальним родственникам. В семье ребенок узнает к какому роду принадлежит, учится гордиться своим родом, своей семьей.

 

Некоторые ценности семейной жизни:

 

  • Любовь. Глубокое и искреннее чувство, которое ведет мужчину и женщину к созданию семьи. Любовь матери к ребенку – истинная и безграничная, любовь ребенка к своим родителям – безусловная и полная доверия.
  • Ответственность. В данном случае перед семьей, ведь все что мы делаем – мы делаем ради своей семьи.
  • Общение. С близкими людьми мы делимся всем – впечатлениями дня, ссорой с начальником, несправедливостью учителя в школе и надеемся на утешение, понимание и добрый совет.
  • Забота и поддержка. Каждый человек хочет быть уверенным в том, что есть место, где ему всегда рады, где его любят и ценят, где его примут и поймут в любом состоянии, в любой ситуации. Место, где близкие люди помогут ему, согреют его и дадут силы жить дальше.
  • Уважение. Полное взаимопонимание между членами семьи возможно только тогда, когда с интересами и потребностями другого человека в семье считаются, когда соблюдают комфортный для него формат общения, когда признают его ценность и значимость. Как только исчезает уважение, исчезает и любовь.
  • Умение прощать. Если люди любят, они не держат зла и не зацикливаются на обидах, они пытаются найти компромисс и жить дальше. Дети должны знать, что в семье их всегда поймут и простят.
  • Честность. Доверие, которое испытывают друг к другу люди в семье невозможно переоценить. Пожалуй, нет другого такого сообщества, где это качество выражено столь ярко и неподдельно. Честность и искренность в семейных отношениях рождают доверие и спокойную уверенность в благополучии.
  • Традиции. Еженедельные прогулки в лесу, выбивание ковриков по субботам, совместные поездки на дачу или празднование семейных праздников – это верный путь к укреплению семьи.

 

Это лишь некоторые примеры, но уже и они убеждают нас, что семья и семейные ценности, на самом деле, — лучшее, что у нас есть. Конечно, существуют такие значимые категории, как карьера, отношения с друзьями, образование, но семья – это спокойное и надежное счастье, доступное каждому. Семейные традиции и ценности необходимо создавать и развивать в каждой семье, для того чтобы у детей формировались четкие ориентиры и приоритеты.

 

семейные ценности и традиции

 

 

 

Влияние семейных ценностей на воспитание ребенка

 

Семья в современном обществе играет огромную роль. В любом человеке заложено понятие семьи, усвоенное еще в детстве: это представления об отношениях между отцом и матерью, родителями и детьми, а также об отношении к старшему поколению, а самое главное – это дух семьи и родительского дома. Вот почему так важно, чтобы семья для ребенка с самого раннего возраста была источником уюта, любви, уважения, поддержки и безопасности, тогда согласно этим семейным ценностям в будущем он построит и свою семью.

Нередко общение с детьми ограничивается обсуждением,  что было на обед в садике или  как дела в школе и т.п. Но для ребенка очень важно внимание и ощущение, что его любят, уважают, всегда выслушают и, главное, услышат! Поэтому родителям необходимо именно обсуждать с детьми прошедший день (выслушивать мнение ребенка, отвечать на его вопросы и задавать вопросы самим).

Хорошо, если в семье есть свои семейные традиции. Например, прогулка в парке по выходным или походы в театр, даже обыкновенный ежевечерний ужин с обсуждением событий, произошедших за день у каждого – все это может стать семейной традицией. Самое главное –  ее соблюдение.

В семье у каждого должны быть обязанности, в том числе и у ребенка, так он получает опыт для будущей самостоятельной жизни.

Многие современные семьи связаны только работой и бытом, уже не хочется выйти вместе погулять и находится тысяча причин, чтобы отложить поход в кино, а досуг сводится к ежевечернему просиживанию перед телевизором. Это очень сказывается на отношениях между самыми близкими людьми в семье, вроде бы все вместе, но на самом деле далеко друг от друга.

 

Чтобы семейные выходные не остались в памяти ребенка как самые скучные дни недели, необходимо проводить время вместе как можно чаще, можно даже просто гулять или играть в какую-нибудь игру. Главное – искренняя теплота общения в семье.

 

Родителям всеми силами нужно избегать выяснения отношений друг с другом при ребенке. Недопустима ложь в отношениях, в том числе и ложь в отношениях с ребенком. Лучше совместное честное обсуждение проблем, чем обиды, раздражение и «гордое» молчание при этом.

Ребенку необходимо научиться понимать: не страшно совершать ошибки, никто не застрахован от этого, даже взрослые. Поэтому родителям не стоит бояться попросить  прощения у своего ребенка, если они поняли, что были не правы в какой-либо ситуации. Это очень сближает с ребенком и учит его не только прощать близких людей, но и  признавать свои ошибки.

Родителям нужно совместно с ребенком переживать его неприятности и искренне радоваться его успехам. Ребенок должен усвоить, что главная ценность семьи – взаимное внимание, поддержка и любовь между самыми родными людьми в любой жизненный период.

 

о семье и семейных ценностях

 

 

 

Как формировать ценности семейной жизни (советы родителям)

 

Научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими его близкими людьми, уважать старших, быть честным и искренним, уметь общаться и ладить с разными людьми – задача, прежде всего, семьи.

 

Лучшее воспитание – собственный пример. Если малыш будет расти в счастливой и дружной семье, где мама с папой любят и уважают друг друга, заботятся о своих родителях и детях, то и в свою семью в будущем он принесет такие же нормы и ценности.

 

Общайтесь с детьми. Сделайте традицией вечерами, когда вся семья в сборе, делиться впечатлениями о дне прошедшем, радоваться новым достижениям, утешать обиженных, хвалить за добрые поступки. Найдите время внимательно выслушать своих детей и узнать, чем был наполнен их день. С самого раннего детства поддерживайте в детях стремление к доверительному и открытому общению и тогда вас минуют проблемы непонимания отцов и детей.

Если вы не живете с родителями в одном доме, то навещайте их вместе с детьми, звоните им, напоминайте детям позвонить бабушке и дедушке – поздравить с праздником, узнать о самочувствии. Пусть дети видят искреннюю заботу, которые вы проявляете по отношению к своим родителям и учатся…

Не потакайте детям во всем и не балуйте их без чувства меры. Помните о том, что в семье должны быть базовые правила, соблюдать которые должен каждый домочадец.

Эти несложные принципы помогут вашему ребенку сформировать правильные установки, нормы и ценности, которые позволят ему в будущем создать счастливую семью.

 

ценность семьи, о семейных ценностях

 

 

 

Формирование семейных ценностей в школе

 

Школа может помочь родителям и детям осознать важность и ценность семьи для человека, увидеть какие несметные богатства хранятся в каждой из них. Необходимо организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно.

 

Педагоги, совместно с родителями, могут организовать мероприятия по формированию семейных ценностей в самых разных формах:

 

  • совместные семейные праздники и спортивные мероприятия,
  • сюжетно-ролевая игра с родителями,
  • классный час про семейные ценности,
  • акции ко Дню матери и Дню пожилого человека,
  • час размышлений, индивидуальная беседа, сообщение, доклад по теме.

 

ценность семьи для человека

 

Мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей в школе должны быть разнообразными и ориентироваться на возраст ребенка.

 

  • Младшим школьникам нужно рассказать о традициях в семье, об исконных ролях матери и отца, бабушки и дедушки, о том, что в семьях принято уважать своих близких и помогать им. Хорошо, если на такой урок придут члены семей младших школьников.
  • Для учащихся 5-6 классов, интересными будут занятия, к которым они составят свое семейное древо, расскажут историю своего рода, придумают для своей семьи символику (герб семьи, флаг семьи, девиз семьи, гимн семьи). Важным достижением урока станет воспитание чувства гордости своей семьей, предками, давшими истоки. Значимым окажется воспитание чувства ответственности ребенка, как продолжателя семейных традиций.
  • Мероприятие по укреплению семейных ценностей в 6-7 классе может быть посвящено беседе о детях, живущих без родителей в детских домах, о неполных семьях, в которых нет отца или матери. Можно поговорить о роли семьи в жизни каждого человека, о правах и ответственности членов семьи друг перед другом, о нравственных и правовых аспектах семьи.
  • Старшеклассникам будет интересна беседа о моделях своей будущей семьи, о том, какими они видят отношения со своей предполагаемой половинкой, каким образом, они собираются выстраивать отношения со своими родителями и детьми. Интересным будет создание образа идеальной жены или мужа.

 

Такой урок запомнится надолго и станет позитивным эмоциональным впечатлением, если затронет струнки добра в каждом детском сердечке и даст пищу для мечтаний и размышлений, обсуждений и познания.

 

основные ценности семьи

 

Счастливая и дружная семья – это тыл, который позволяет жить полноценной жизнью, расти и развиваться, радоваться каждому дню. Ценности семьи и ее традиции необходимо взращивать, ухаживать за ними и беречь, ибо это лучшее, что у нас есть. Формирование семейных ценностей – долгий и творческий процесс. Это процесс переноса всего самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную семью: выстраивание теплых и дружеских отношений, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение.

 

формирование семейных ценностей в школе

 

Сколько стихов написано про семью, сколько песен сложено про отчий дом, прочтите вот эти стихи про семью:

 

«Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

 

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

 

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!»

 

(М. Лангер)

 

С очень с большой любовью и нежностью написаны они. И в них так прекрасно сказано о семье и семейных ценностях.


 

Социальный фильм о семейных ценностях «Семья»

 

Что такое семейные ценности

Автор:
Владимир Мананников

Что такое семейные ценности? Уж точно не материальные блага, которые хранятся дома в платяном шкафу или сейфе.

Не документы на квартиру, не деньги, не винтажная одежда и не бабушкины драгоценности. Хотя – для кого как.

Семья и семейные ценности

Традиционные семейные ценности – это каркас, на котором выстраивается сплоченная сущность конкретной семьи.

Это вещи (качества, свойства, черты, поступки), которые почитаются и выдвигаются на первый план всеми членами большого или малого семейства. Это то, что делает базу родственных отношений крепкой и нерушимой, как цемент.

Без семейных ценностей, которые в равных пропорциях почитаются и защищаются всей родней, не может быть настоящей семьи с крепким «фундаментом».

Борясь за общие идеалы, стремясь к единой цели, получая радость от одних и тех же вещей и действий, члены родственного мини-сообщества становятся ближе друг другу, ощущают себя цельным и крепким звеном человеческой цепи.

Формирование семейных ценностей начинается еще в крошечном возрасте. Ребенок, воспитанный в родной семье, с молоком матери впитывает ориентиры конкретного круга людей.

Он становится его частью и, в большинстве случаев (подчас даже подсознательно), – продолжает проповедовать идеалы отцов и матерей во взрослой жизни.

Лучший способ преподавать семейные ценности – примеры, демонстрируемые самими родителями, наглядные и искренние, а не школьные лекции на тему.

Семья и семейные ценности

Семья и семейные ценности

hello_html_6e4cd4d2.png

Что такое для человека семья? Слово,  которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

Семьи бывают разные: веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так?  Разные семьи имеют разные характеры, как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

hello_html_m6d660cb4.jpg

Как вы понимаете семейные ценности? В вашем доме семейные ценности – это определенные правила и идеалы, по которым вы живете, стараясь не нарушать их. Перечень  семейных ценностей может быть бесконечен и для каждой семьи ценности уникальны, однако постараемся выделить из них 10 основных.

Четко определенные семейные ценности помогают укрепить основу для создания сильной и дружной семьи. Когда отношения длятся достаточно долго, то нередко в них появляются слабые места, особенно, когда жизнь не идет по плану. Сильные и последовательные семейные ценности играют важную роль в укреплении доверия и уверенности для каждого члена семьи.

Вот 10 основных семейных ценностей.

hello_html_1a85465a.jpg

  1. Принадлежность.

Очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Создание сплоченной семьи означает, что вы проводите каждую свободную минуту вместе, устраиваете семейные мероприятия, но имейте в виду, что все люди разные. Создание прочных семейных отношений — это прекрасно, но каждый человек должен иметь свободу для той деятельности, которая, по его мнению, приносит ему удовольствие. Люди становятся более смелыми и склонны к риску, если они знают, что у них есть то безопасное место, куда можно вернуться, когда что-то не получилось. Собирайтесь всей семьёй не только по особым случаям, но и просто проводите время вместе, это помогает усилить чувство принадлежности.
2. Гибкость.

Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, не забывайте иногда проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество несчастий и обид. Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья. Представьте себе, если один из членов семьи всегда будет считать, что только он один прав — это не принесет много счастья семье.

3. Уважение.

Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и ценить мнения, чувства и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах.

4. Честность.

Это основа продолжения любых отношений. Мать-дочь, муж-жена, сестра — брат. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы не будем этого делать и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.

5. Прощение. hello_html_m1a2d0576.jpg

Прощать людей, которые обидели вас, очень важный выбор. Да, прощение – это выбор. Это не какое-то чувство, что случайно гложет вас, когда вы ощущаете, что другой человек очень «пострадал». Это может быть трудно, так как многие из нас склонны приравнивать прощение к фразе *всё в порядке*. Это не то же самое. Утаенная обида не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.

6. Щедрость.

hello_html_m2d5c628c.jpg

Отдавать, не думая, «а что я получу взамен » является важным качеством для тех, кто хочет стать ответственным, полезным членом общества. Благодаря щедрости нам удаётся сочувствовать и сопереживать, так как мы пытаемся понять то, что люди хотят или в чем нуждаются. Быть щедрым — не значит просто дать денег тем, кто в них нуждается. Это также и ваше время, любовь, внимание и даже иногда ваше имущество

7. Любопытство. hello_html_m1288c90f.jpg

Дети по своей природе очень любопытны. Если бы вы понаблюдали за малышом, даже пару минут, то вы четко просмотрели бы это качество. У некоторых это любопытство ослабевает. Я думаю, важно поощрять и подталкивать наших детей, и даже самих себя, быть любопытным к вещам. Как разжечь наше любопытство? Задавайте множество вопросов. Читайте о том, о чем вы очень мало знаете и не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Критическое мышление является важным навыком, которому можно научиться и развивать путем изучения собственного любопытства.

8. Общение. hello_html_7a2f9b86.jpg

Общение — как искусство, так и наука. Неспособность общаться, скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Я считаю, что это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми.

9. Ответственность. hello_html_7025cbbe.jpg

Мы все хотели бы, чтобы нас считали ответственным людьми. Некоторые из нас являются таковыми, а некоторые – не совсем. Ответственность появляется с опытом. Будучи ребенком, вам, возможно, показывали, как убирать свои игрушки после того, как вы поиграли, как убирать свою комнату, как и когда кормить собаку. Это чувство ответственности увеличивается в зрелом возрасте. Взрослого человека, который имеет внутреннее чувство ответственности, не нужно силой заставлять приходить на работу вовремя, отвечать на телефонные звонки или выполнить работу в срок. Проявляйте ответственность в семье, чтобы привить это качество каждому из членов семьи.

10. Традиции.

hello_html_m38aa7002.jpg

Это, безусловно, самое веселое для меня. Я думаю, что традиции, это то, что делает семью уникальной, объединяет людей и создает чувство принадлежности у всех. Традиции не обязательно должны быть дорогостоящими , сложными или требующие много работы. Это может быть что-то простое, например, *ленивая суббота*, когда вы просто попиваете кофе, общаетесь все вместе, или семейный праздничный ужин, когда вся семья собирается за одним столом. Если вы в настоящее время не имеете традиций в вашей семье, создайте их! Все традиции происходили от какого-то конкретного человека. Почему бы не позволить вашим семейным традициям начаться с вас? Проявите творческий подход и получайте удовольствие.

hello_html_m249f3a41.jpg

И в заключение несколько пословиц:

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Согласную семью и горе не берет.

Согласье в семье – богатство.

Сценарий урока «Ценности духовные и материальные проблемы нравственного выбора»

Тема урока: «Ценности материальные и духовные. Проблемы нравственного выбора».

Цель урока: способствовать формированию духовно-нравственных качеств, учащихся и создание личной системы духовных ценностей, у школьников.

Задачи:

Образовательные:

  • Раскрыть смысл понятия «ценности»;
  • Познакомить с видами ценностей и их различиями;
  • Сформулировать представление о собственных жизненных ценностях;
  • Объяснить, как эти ценности влияют на жизнь;
  • Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей;
  • Формирование приоритета духовных ценностей над материальными;

Воспитательные:

  • Воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
  • Воспитывать духовно-нравственную личность.

Развивающие:

  • Развивать навыки самостоятельной работы с разными источниками  информации;
  • Способствовать развитию интереса и бережного отношения к культуре;
  • Развивать творческие способности;
  • Развивать навыки устной речи.

  Планируемые результаты :
    Предметные

  • понимать смысл понятия «ценности», нравственные ценности, виды ценностей.

Метапредметные

  • исследовательские навыки, уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность. 
    Личностные
  • испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания; осознавать свою роль в обществе  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианских ценностей.
     

Тип урока: урок  практикум творческой направленности.

Оборудование урока: Мультимедийная презентация, карточки с пословицами; словари; карточки для игры  «лавка ценностей»; материалы для демонстрации ценностей; нить с бусинами для рефлексии; макет дерева для актуализации знаний и рефлексии; материалы для изготовления цветов.

Используемые технологии и методы: игровая технология;  технология критического мышления; метод ассоциаций; метод демонстрации;

Формы работы на уроке:  коллективная работа в ходе игры лавка ценностей; парная работа с пословицами;

 

Ход урока:

1. Актуализация знаний

2. Вводная часть

3.основная часть

4. Рефлексия

5. Подведение итогов.

 

Актуализация знаний

 

Учитель: Прежде чем мы с вами начнем урок, давайте с вами выполним небольшое творческое задание , перед вами лежат материалы  из них мы с вами можем изготовить небольшие цветы для  дерева которое украшает нашу доску  и олицетворяет собой жизнь. В каждом цветке должно быть не более пяти лепестков. (3 мин)

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, почему я всем давала одинаковые указания, а цветы получились у всех разные?

(Вывод: каждый человек – это неповторимая личность, и другой такой больше не существует.)

Учитель: Сегодня, я предлагаю вам поговорить, о том, что нас всех  объединяет. Что бы определить тему нашего сегодняшнего занятия нам предстоит отгадать слова  определения которых, вы можете увидеть на доске.

Задания на слайде:

  • — то, к чему стремится и за что борется человек. Другое значение ориентир для стрельбы ( цель)
  • — взаимосвязь определённых предметов, процессов. Объединение чего либо в целое  (единство)
  • моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе (нравственность)
  • — правила или образцы поведения принятые в обществе (нормы)
  • — это в любой, даже самой трудной ситуации сделать все, от тебя зависящее, не возлагая свои проблемы на окружающих. При этом держать ответ за свои действия или бездействия, за доведение начатого до конца (ответственность)
  • — возможность, поступать как ты  хочешь в рамках дозволенного (свобода)
  • сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества  (труд)
  • знание, которое соответствует предмету познания (истина)

Из первых букв каждого термина давайте попытаемся сложить слово, которое и будет являться  основой темы  нашего сегодняшнего урока.(5 мин)

ЦЕННОСТИ

 

Тема «Ценности»

Учитель: А какие ассоциации у вас вызывает слово ценности? (примерные ответы детей)(3 мин)

Учитель: Давайте с вами познакомимся с определением слова ценности, которые приводятся в разных словарях: обществоведческом, философском, энциклопедическом, словаре В. Даля и Брокгауза и Евфрона.

 

Какое из определений вам кажется наиболее точным. Давайте зафиксируем определение ценностей в ваших тетрадях.

Ценности — социальные определения объектов окружаю­щего мира, отражающие их положительные или отрицательные значения для человека и общества.(5 минут)

Учитель:  Посмотрите на доску перед вами изображения некоторых предметов, как вы думаете, можем мы назвать их ценностями, почему?(1 минута)

Учитель: Существуют разные классификации ценностей, но чаще всего ценности делят на материальные и духовные.

Перед вами карточки, на которых перечислены разные ценности  поработайте в парах: распределите их в две группы материальны и духовные. Выберите из предложенных вам ценностей те которые вы считаете наиболее важными мы перекрепим их на доску, объясните почему вы именно так распределили ценности.(7 минут)

( выполнение заданий)

Учитель: Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать.

Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека.

Ценности человека формируются под влиянием разных факторов:

Это и история народа,

и религия,

моральные и правовые нормы,

социальное окружение,

жизненный опыт,

характер,

убеждения и интересы человека.

Кладезем народной мудрости являются пословицы и поговорки, в них собраны  ценности, которые мы называем общечеловеческими.

Давайте попытаемся по пословицам определить ту ценность которая, в ней отражена.

(работа с пословицами) (7 минут)

Учитель: сейчас я предлагаю вам  посетить “Волшебную лавку ценностей ” Она поможет каждому ответить на вопрос:»Как выбор ценностей влияет на нашу жизнь?»

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих — одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

(Учитель раздает каждому учащимся жетоны. Заранее нужно заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей.)

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить”жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Учитель показывает классу слайды с названиями двух первых “товаров”и  обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

Следующая пара:

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) возможность не посещать школу в течение двух месяцев(2жетона)

Затем:

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Далее:

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Возможность стать президентом. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда — два лишних жетона.

Потом:

а) Изменить любую черту своей внешности. (1жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Следующая пара:

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Затем:

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить)любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

а) Стать миллионером (3 жетона)

б) Счастье(3жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Учитель: Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например,ты отдал жетон за изменение внешности — значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой -значит, больше ценишь свое мнение о себе.) Большинство ваших предложений действительно разумны и правильны. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.

Учитель: Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно“отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. (10 минут)

Учитель: Как вы думаете, какие ценности материальные или духовные преобладают в современном обществе? От чего это зависит? К каким последствиям это может привести? А может ли человек вообще отказаться от материальных ценностей?

( ответы детей) (5 минут)

Учитель: Самое трудное в жизни сделать правильный выбор . как сделать так чтобы материальные ценности  и стремление к материальному благополучию не привели к потере духовности. Во многом выбор всегда зависит от человека, от его отношения к себе. к людям, к жизни.

(Притча)

Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты делаешь?» — спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишь — камни таскаю!» — зло ответил тот. Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи», — получил он ответ. Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм», — улыбнулся тот.(5 минут)

Учитель: Ребята , перед вами  листочки  красным маркером напишите духовную ценность а черным материальную и которую вы считаете наиболее важной в своей жизни, теперь расположите по одну сторону ствола материальные ценности, а  по другую духовные. (5 минут)

Каких ценностей оказалось больше? я очень рада, что для вас дороги духовные ценности и вы понимаете, что главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл.

Учитель: Какие же ценности самые важные в жизни? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Каждый из вас ответить на этот вопрос должен сам. Я хочу рассказать вам один случай из жизни об одном из преподавателей психологии.

Притча про сосуд. (Демонстрация) (6 минут)

Однажды студенты спросили старого профессора философии перед лекцией что самое главное в жизни человека. что является смыслом жизни. Чем должен заполнить свою жизнь каждый человек В начале лекции он молча взял  большую пустую банку, и заполнил её большими камнями.

— Банка полна? спросил он

-Да! – соглашаются студенты.

Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Он снова спросил студентов:

— Банка полна?

Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!

— Теперь, — сказал профессор, — я хочу, чтобы вы поняли что это — ваша жизнь. Камни — важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.

Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.

Учитель: Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо …»

Учитель Наш урок подошел к концу, я надеюсь что урок заставит вас задуматься о том что самое ценное в вашей жизни. Нить жизни состоит из множества мелочей и каждая имеет свою ценность, все, что происходит с нами в жизни является нашим уроком из которого нам надо будет извлечь знание. Наш сегодняшний урок это тоже эпизод вашей жизни если вам все понравилось то на нашу нить вы нанижите золотую бусину если нет то черную.(3 минуты)

Статья «Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей»

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

Разрушены нравственные представления о браке и семье.

Повреждены устои семьи:

— утрачен традиционный уклад семейной жизни;

— традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
— культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

— не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

— прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
— представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приёмами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
— чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;

— нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

— духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;

— у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
— в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно.

Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:

1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

2. Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций;
3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;

4. Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

О доме родном, родимом, отцовском сложено и до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен и легенд. По своей значимости родной дом стоял в ряду таких понятий русского народа, как жизнь, совесть, Родина, земля, добро, отец и мать. Дом этот всегда отличается от других домов, хотя конструкции строительства могут быть схожи. Разница заключается в самой атмосфере семьи, семейных привычках, традициях — культуре семьи.

Сначала попробуем ответить на вопросы:

Что такое семья? Какая семья называется счастливой?

Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова

«Семья – группа живущих вместе близких родственников».

Что такое семейные ценности? Это общие интересы всей семьи:

это любовь, верность, доверие, уважение, понимание, дом, дети.

Семейные ценности

  • не передаются по наследству;

  • их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.

Давайте попробуем мысленно построить «идеальный дом» и назовем его «Домом счастья».

Фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».

Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, но имея за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких. Иные традиции передаются от дедов и прадедов. Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению.

Традиции наших предков позволяют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество».

Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Родители здесь не играют в демократию и свободу со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких из них личностями, заслуживающими уважения.

Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме — кирпичик «Дружба».

Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее и, конечно же, воспитывает бескорыстие.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональную привязанность.

Основа жизни семьи — честный, добросовестный общественно полезный труд.

Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. А вот и другая подходящая к теме мудрость: ни дня без напряженного труда. С самого детства и на всю жизнь. Чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Каждодневный труд всех членов семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие. Дети оказывают взрослым посильную помощь. Взрослые воспринимают труд как источник благосостояния, что естественно передается детям.

Условие эмоционального здоровья семьи — подлинность чувств, когда поступок находится в гармонии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье».

Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие:

♦  высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.

♦  уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями.

♦  стремление и умение управлять собственным здоровьем.

Человек не может воспринимать окружающий его мир одним лишь умом, ему необходимо подключить сюда и свое сердце, и свои чувства. Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота».

Дома мы проводим значительную часть времени — отдыхаем, занимаемся учебой, любимыми делами, отмечаем семейные праздники, ведем домашнее хозяйство. Здесь растут и получают первые жизненные уроки дети; формируются внутрисемейные отношения, традиции, складывается особая семейная атмосфера домашнего очага. Гармоничное сочетание предметов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстановлению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик — «Чистота».

«Каково на дому, таково и самому», — гласит народная мудрость. Наш дом — место психологической защищенности и комфорта. Но сам по себе он таковым не становится. Чтобы было тепло и уютно в доме, помимо душевности в отношениях между близкими людьми нужен элементарный порядок. Чистота, как известно, и залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме.

Наверное, вы замечали, что порядок в доме легче поддерживать, чем наводить. А нужно-то совсем немного: каждому члену семьи убирать за собой, и тогда чистота и порядок будут в радость.

Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи, испытывать в семье эмоциональное благополучие. Определение счастья включает желание быть понятым. Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психологического климата любой семьи.

Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».

В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье — это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, заботу о них. Но счастье — в обоюдности, а значит, в том, чтобы и родители понимали детей.

Очень важен для строительства нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам — ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и будущими членами семьи в частности.

В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших — друг к другу и к младшим, а младших — к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.

Для воспитания нравственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей. Взаимная любовь родителей — главный воспитательный фактор. Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь».

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для счастливой семьи называется «Хорошее настроение». Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции — сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм — создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение.

Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье — наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят…

«Семья — один из шедевров природы»,- говорил Л.Н. Толстой. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

Уклад жизни любой семьи является источником традиций. Наше обращение к духовным традициям русской семьи поможет понять и изменить в лучшую сторону то, что происходит в семьях сегодня и в вашей семье в частности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *