Догматический метод в философии это: Основные методы философии

Догматический метод в философии это: Основные методы философии

Содержание

Основные методы философии

Методы философии могут быть самыми разнообразными, и их классификация определяется не только историческим развитием философской науки, но и взглядами тех или иных представителей философии на функции и задачи науки. Действительности, чаще всего под методами понимаются средства, посредством которых философия собирается решать поставленные перед нею задачи.

Всеобщий философский метод

Всеобщий философский метод – это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Выявление фактов связано с отражением социальной действительности в человеческом сознании посредством использования объективной диалектики.

При рассмотрении того или иного события исключается всякая субъективность и предвзятость за счет того, что вышеуказанное событие изучается в тот момент, когда оно становится и развивается.

Диалектический метод

Диалектический метод в философии

– это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Особенное внимание разработке такой методике уделял в собственных трудах Гегель. Благодаря диалектике:

  • Расширяются возможности для прогнозирования;
  • Обнаруживаются причины и причинные связи явлений и событий;
  • Вскрываются внутренние закономерности, которые присущи явлениям и событиям.

Научный метод

Научный метод философии – это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.

Философско-мировоззренческий блок научной методики является крайне важным для развития любого философского направления и выполнения основных задач этой дисциплины. Только философия, рассматриваемая, как наука, имеет все шансы на дальнейшее развитие и непосредственное применение в практическом смысле.

Герменевтический метод

Герменевтический метод в философии – это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.

Благодаря герменевтике философия может истолковывать предельные культурные значения, наблюдая окружающую реальность через культуру. Сама культура может рассматриваться в качестве совокупности главных текстов.

Догматический метод

Догматический метод философии – это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Он основан на равенстве:

  • Мыслительных процессов и окружающего бытия;
  • Любого явления и его смысла;
  • Мыслительной самодостаточности и самостоятельности.

Основой такого метода является вера в то, что абсолютное знания может быть достигнуто. Интересно, что Гегель определял догматизмом собственное философствование, поскольку считал мышление высшим методом, связанные с познанием истины.

Аксиоматический метод

Аксиоматический метод в философии – это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.

Такая методика предполагает выбор какой-нибудь теории, которая принимается без доказательной базы (собственно, такие теории называются аксиомами) и последующую фиксацию стандартов по определению и выводу этой теории, благодаря чему появляется новая терминология.

Вот эта терминология и используется для вывода всех последующих предложений из представленной теории. Одними из первых мыслителей, применивших такую методику, были древние греки (тот же Платон или Аристотель).

Прагматический метод

Прагматический метод философии – это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека.

Исследования, предполагаемые этим методом, заключаются в структурализме, системном подходе, функциональном анализе и так далее.

Формально-логический метод

Формально-логический метод философии – это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.

Такие умозаключения могут быть:

  • Индуктивными;
  • Дедуктивными;
  • Традуктивными.

Гегель вообще называл формально-логический метод средствами рассудка, противопоставляя его диалектическим методам, то есть точкам зрения разума.

Метафизический метод

Метафизический метод философии – это средства изучения разнообразных природных, социальных и сознательных явлений в качестве неизменных и таких, которые не связаны между собой.

Эту методику противопоставляют диалектике. Однако даже диалектические методы начинаются с констатации какого-нибудь явления и его вычленения из основной массы, что уже само по себе предполагает метафизический подход. Лишь после этого возможно дальнейшее исследование связей и поиск закономерностей.

Критический метод

Критический метод философии – это средства, помогающие провести анализ положительных и отрицательных сторон изучаемого объекта относительно поставленных целей.

При этом не стоит думать, что критика предполагает выявление одних только отрицательных моментов.

Метод дедукции

Метод дедукции в философии – это средства для получения частных итогов на базе знания определенных общих положений.

Таким образом, мыслительные процессы двигаются от общих понятий к частным и единичным определениям.

Дедукция способствует зарождению новых теоретических систем для проведения последующих эмпирических исследований. Вместе с философией методика активно применяется в математике. Философия же говорит о взаимосвязи данного метода с индукцией (хотя неоднократно принимались попытки противопоставления этих методик).

Материалистический метод

Материалистический метод философии – это определенные концепции, предполагающие материю первичным философским вопросом, требующим исследования и решения.

Бытие практически идентично материи, поскольку материя является непосредственной действительностью бытия.

Окружающий мир представлен формами и различными состояниями материи, которая сама по себе объективна и не определяется человеческим сознанием.

Метод моделирования

Метод моделирования в философии – это построение модели, которая будет отображать ту или иную грань исследуемого явления для более полного и глубокого его изучения.

Считается одним из основных познавательных приемов.

Сама модель получается намного проще, чем реальное явление и это позволяет изучить ее основные характеристики и специфику. В частности, за счет моделирования могут достигаться:

  • Понимание того, как устроена та или иная исследуемая система, какими являются характеристики ее развития и отношений с окружающим бытием.
  • Управление исследуемой системой, поскольку наряду с пониманием специфики изучаются методы управления ею притом, что заданы определенные цели и критерии.
  • Прогнозирование возможных последствий после того, как будут реализованы те или иные методы воздействия.

Метод эмпирического познания

Метод эмпирического познания в философии – это определенные средства и нормы освоения окружающей действительности за счет наблюдения, измерения, дескрипции и эксперимента.

К примеру, то же наблюдение считается целенаправленным восприятием внешних характеристик тех или иных изучаемых предметов или явлений.

Измерение представляет собой то же наблюдение, при котором уже применяются специальные приборы, позволяющие глубже анализировать изучаемые процессы, а также явления. Определяется отношение единицы изучаемого объекта к любой другой величине.

 



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 1017; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


понятие, основные методы, классификация по времени и философу, проблемы метода в философии, краткий вывод.

Методы философии – это специальные средства, помогающие проводить разнообразные философские исследования.

Философская наука является особенной дисциплиной, изучающей главные принципы, связанные с человеческим познанием, бытием, окружающей реальностью и человеческим отношением к окружающему миру.

Необходимо говорить об уникальности философских методов, как и самой науки в целом. Временами эти средства могут противоречить друг другу и одновременно дополнять друг друга (например, дедуктивные и индуктивные методики). Кроме прочего, их использование зачастую непосредственно связано с другими науками, включая психологию, логику, социологию и так далее.

Содержание статьи

  • 1. Основные методы философии
  • 2. Именные методы философии
    • 2.1 По Бэкону
    • 2.2 По Сократу
    • 2.3 По Канту
  • 3. Методы изучения и исследования в философии
    • 3.1 О диалектике
    • 3.2 Общелогические методики
  • 4. Методы по временным периодам
    • 4. 1 Средневековый период
    • 4.1 Период нового времени
  • 5. Проблемы метода в философии
  • 6. Выводы о методах в философии

Основные методы философии

Методы философии могут быть самыми разнообразными, и их классификация определяется не только историческим развитием философской науки, но и взглядами тех или иных представителей философии на функции и задачи науки. Действительности, чаще всего под методами понимаются средства, посредством которых философия собирается решать поставленные перед нею задачи.

Всеобщий философский метод

Всеобщий философский метод – это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Выявление фактов связано с отражением социальной действительности в человеческом сознании посредством использования объективной диалектики.

При рассмотрении того или иного события исключается всякая субъективность и предвзятость за счет того, что вышеуказанное событие изучается в тот момент, когда оно становится и развивается.

Диалектический метод

Диалектический метод в философии – это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Особенное внимание разработке такой методике уделял в собственный трудах Гегель. Благодаря диалектике:

  • Расширяются возможности для прогнозирования;
  • Обнаруживаются причины и причинные связи явлений и событий;
  • Вскрываются внутренние закономерности, которые присущи явлениям и событиям.

Научный метод

Научный метод философии – это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.

Философско-мировоззренческий блок научной методики является крайне важным для развития любого философского направления и выполнения основных задач этой дисциплины. Только философия, рассматриваемая, как наука, имеет все шансы на дальнейшее развитие и непосредственное применение в практическом смысле.

Герменевтический метод

Герменевтический метод в философии – это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.

Благодаря герменевтике философия может истолковывать предельные культурные значения, наблюдая окружающую реальность через культуру. Сама культура может рассматриваться в качестве совокупности главных текстов.

Догматический метод

Догматический метод философии – это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Он основан на равенстве:

  • Мыслительных процессов и окружающего бытия;
  • Любого явления и его смысла;
  • Мыслительной самодостаточности и самостоятельности.

Основой такого метода является вера в то, что абсолютное знания может быть достигнуто. Интересно, что Гегель определял догматизмом собственное философствование, поскольку считал мышление высшим методом, связанные с познанием истины.

Аксиоматический метод

Аксиоматический метод в философии – это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.

Такая методика предполагает выбор какой-нибудь теории, которая принимается без доказательной базы (собственно, такие теории называются аксиомами) и последующую фиксацию стандартов по определению и выводу этой теории, благодаря чему появляется новая терминология.

Вот эта терминология и используется для вывода всех последующих предложений из представленной теории. Одними из первых мыслителей, применивших такую методику, были древние греки (тот же Платон или Аристотель).

Прагматический метод

Прагматический метод философии – это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека.

Исследования, предполагаемые этим методом, заключаются в структурализме, системном подходе, функциональном анализе и так далее.

Формально-логический метод

Формально-логический метод философии – это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.

Такие умозаключения могут быть:

  • Индуктивными;
  • Дедуктивными;
  • Традуктивными.

Гегель вообще называл формально-логический метод средствами рассудка, противопоставляя его диалектическим методам, то есть точкам зрения разума.

Метафизический метод

Метафизический метод философии – это средства изучения разнообразных природных, социальных и сознательных явлений в качестве неизменных и таких, которые не связаны между собой.

Эту методику противопоставляют диалектике. Однако даже диалектические методы начинаются с констатации какого-нибудь явления и его вычленения из основной массы, что уже само по себе предполагает метафизический подход. Лишь после этого возможно дальнейшее исследование связей и поиск закономерностей.

Критический метод

Критический метод философии – это средства, помогающие провести анализ положительных и отрицательных сторон изучаемого объекта относительно поставленных целей.

При этом не стоит думать, что критика предполагает выявление одних только отрицательных моментов.

Метод дедукции

Метод дедукции в философии – это средства для получения частных итогов на базе знания определенных общих положений.

Таким образом, мыслительные процессы двигаются от общих понятий к частным и единичным определениям.

Дедукция способствует зарождению новых теоретических систем для проведения последующих эмпирических исследований. Вместе с философией методика активно применяется в математике. Философия же говорит о взаимосвязи данного метода с индукцией (хотя неоднократно принимались попытки противопоставления этих методик).

Материалистический метод

Материалистический метод философии – это определенные концепции, предполагающие материю первичным философским вопросом, требующим исследования и решения.

Бытие практически идентично материи, поскольку материя является непосредственной действительностью бытия.

Окружающий мир представлен формами и различными состояниями материи, которая сама по себе объективна и не определяется человеческим сознанием.

Метод моделирования

Метод моделирования в философии – это построение модели, которая будет отображать ту или иную грань исследуемого явления для более полного и глубокого его изучения.

Считается одним из основных познавательных приемов.

Сама модель получается намного проще, чем реальное явление и это позволяет изучить ее основные характеристики и специфику. В частности, за счет моделирования могут достигаться:

  • Понимание того, как устроена та или иная исследуемая система, какими являются характеристики ее развития и отношений с окружающим бытием.
  • Управление исследуемой системой, поскольку наряду с пониманием специфики изучаются методы управления ею притом, что заданы определенные цели и критерии.
  • Прогнозирование возможных последствий после того, как будут реализованы те или иные методы воздействия.

Метод эмпирического познания

Метод эмпирического познания в философии – это определенные средства и нормы освоения окружающей действительности за счет наблюдения, измерения, дескрипции и эксперимента.

К примеру, то же наблюдение считается целенаправленным восприятием внешних характеристик тех или иных изучаемых предметов или явлений.

Измерение представляет собой то же наблюдение, при котором уже применяются специальные приборы, позволяющие глубже анализировать изучаемые процессы, а также явления. Определяется отношение единицы изучаемого объекта к любой другой величине.

Именные методы философии

Философские методы Бэкона

Фрэнсис Бэкон является известным английским мыслителем, политическим деятелем и первооткрывателем эмпиризма. Когда Фрэнсису исполнилось 23 года, его избрали в парламент. В 56 лет он стал лордом, ответственным за сохранение печати, а потом получил должность лорда-канцлера. Кроме того, Бэкон владел титулами барона Веруламского и даже виконта Сент-Олбанского.

В пожилом возрасте его осудили за взяточничество и отстранили от должности, и хотя впоследствии король помиловал Бэкона, на государственную службу он уже не возвращался. Последние жизненные годы были посвящены научной работе.

По мнению Бэкона научные методы обязаны отвечать настоящим целям философии, связанным с обеспечением человеческого благополучия, а также достоинства. Практическое могущество невозможно без обладания истиной. То есть, именно знание Фрэнсис Бэкон считал единственной настоящей и действенной силой.

Одной из используемых ним методик была опытно-индуктивная. Она заключалась в формировании новых определений посредством интерпретации явлений после их наблюдения и последующего анализа. Только такой способ может способствовать открытию новых истин.

Дедукция Бэконом не отрицалась, но должна была использоваться вместе с индуктивными методами, которые, в свою очередь, могли быть:

  • Полными;
  • Неполными.

Полные индуктивные методы связаны с идеалом познания, то есть регулярной повторяемости того или иного свойства явления. Однако они используются достаточно редко, так как в окружающем мире нет почти ничего постоянного.

Неполные индуктивные методы предполагают построение выводов на основе частичного анализа эмпирических материалов. При этом не исключается вероятность характера сделанных выводов.

Философские методы Сократа

Сократ считается первым афинским мыслителем, отцом которого был обычный ремесленник, а матерью – повивальная бабка. В молодости Сократ участвовал в афинских войнах со Спартой, участвовал в качестве председателя в послевоенном суде, где крепко стоял на том, чтобы не спешить казнить всех спартанских стратегов (однако его не послушались).

Считается, что Сократ был не самым лучшим семьянином, так как не проявлял никакой заботы о своей жене и трех сыновьях. Основное время он посвящал различным спорам и проведению философских бесед, так как имел большое количество учеников (хотя и не брал ха это деньги).

В семидесятилетнем возрасте был обвинен в безбожии, отказался сбежать из тюрьмы (хотя подобная возможность предоставлялась) и выпил растительного яда, чтобы покончить с собой.

Что касается философского метода Сократа, то сам он называл его майевтикой. Данная методика заключалась в извлечении скрытого знания посредством правильных наводящих вопросов. Отдельное значение придавалось смыслу добродетели. Нравственные люди должны обладать добродетелью, а мораль совпадает со знанием.

В сущности, такую методику можно смело считать началом идеалистической диалектики, так как истина открывалась с помощью того, что раскрывались и впоследствии преодолевались противоречия. Сократовская «ирония» заключалась в том, чтобы привести собеседника к противоречию самому себе, из чего следовало его признание своего невежества.

Философские методы Канта

Иммануил Кант является великим немецким мыслителем и основателем классического философского учения немецкой школы, которая действовала на стыке просветительской и романтической эпохи. Он родился в достаточно бедной семье, а его отец был обычным ремесленником. С самой юности Иммануил проявлял особенную одаренность, сумел успешно окончить престижные учебные заведения и долгое время работал домашним преподавателем.

В 30 лет ему удалось разработать космогоническую гипотезу, предполагающую происхождение нашей галактики из туманности. Данная гипотеза является актуальной и по сегодняшний день. Тогда же Кант получил докторскую степень и на протяжении 40 лет учительствовал в университете. С 46 лет он начал писать свои знаменитые «критические» труды, немало внимания уделял политической философии.

Философская методика Канта связана с трансцендентальным мышлением, а целью такой методики является определение условий познания. Такие условия оказываются связанными с условиями суждения.

Само же сознание выполняет объективную роль и является необходимым. Причем эти суждения должны быть не аналитическими, а синтетическими, то есть, такими, которые выходят за границы понятий и связывают понятия с моментами, выходящими за его границы. Причем, такие суждения опираются не только на данные опыта, но и на результаты интуиции.

Методы изучения и исследования в философии

Если говорить про методы изучения и исследования в философии, то самыми распространенными из них являются методики:

  • Диалектические;
  • Метафизические.

Нередко эти методы связаны с разными философскими учениями. Например, диалектика в учении Маркса соединялась с материализмом, а в учении Гегеля та же диалектика связана с идеализмом.

О диалектике

Диалектика основывается на нескольких принципах, когда изучает те или иные явления. Например, изучаемые объекты могут рассматриваться при единстве противоположностей, становлении количественных изменений качественными, отрицании отрицательных понятий.

Описание и объяснение явлений должно опираться на такие философские категории, как общее и единичное, явление и сущность, реальность и возможность и так далее.

Объект исследования должен восприниматься в качестве объективной реальности. Любое изучаемое явление должно рассматриваться всесторонне и со всеми взаимоотношениями. При этом явления должны рассматриваться с учетом того, что они непрерывно изменяются. Все знания, которые были получены, обязательно проверяются на практическом опыте.

Общелогические методики

Если говорить про общелогические методики, то они представлены анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, а также аналогией.

Например, анализ представляет собой расчленение исследуемого объекта на разные части лдля внимательного изучения каждой из них. Видами анализа считаются:

  • Классификационные методики;
  • Периодизация.

Синтез, наоборот, является соединением самостоятельных частей.

Индукция считается мыслительным движение от отдельных случаев к определенным общим положениям.

Дедукция, наоборот, заключается в выведении частного из общих положений.

Аналогия заключена в получении знаний об изучаемых явлениях на базе их сходства с какими-нибудь другими явлениями, то есть заключения основываются на сходных признаках.

Если говорить о методиках теоретического уровня, то здесь выделяются аксиоматические и гипотетические методики, абстрагирование, системный анализ и так далее.

Методы по временным периодам

Естественно, философские методы различаются в зависимости от того, в какую историческую эпоху использовались. В частности, особенное внимание следует уделить методиках, использованным в учениях средневековой философии, а также философским методикам нового времени.

Методы средневековой философии

Если говорить о методах средневековой философии, то они были непосредственно связаны с христианской религией. Прежде всего, христианские проповедники нуждались в обязательном обосновании собственных позиций. Поэтому христианство было основным ориентиром философской мысли того времени.

Тесные связи средневековых философских течений с монотеистическими религиозными взглядами считались одной из наиболее существенных отличий средневековой философии от учений других эпох.

Можно выделить такие периоды, через которые прошла средневековая философия в собственном развитии:

  • Патристика;
  • Схоластика.

В частности, патристика предполагает систему теологических взглядов, принадлежащих основателям церкви и тем, кто разрабатывал христианские идеи. Схоластика является средневековой ученостью, которая была связана с западной образовательной системой. Основанием схоластических учений служила святоотеческая литература.

Представители западной патристики составляли свои труды на латыни, а представители восточной патристики – на греческом. Самыми известными представителями считаются Иоанн Златоуст, Климент Александрийский и так далее.

Метод в философии нового времени

Если говорить о методах философии нового времени, то они связаны с переходом экономики от феодальных отношений к капиталистическим. Одним из основателей таких методик был мыслитель Фрэнсис Бэкон, провозгласивший о том, что настоящей силой является знание.

Направление применяемых методов связано с выявлением причин всех явлений, которые могут происходить в окружающем мире посредством научных методов (особенное развитие в этой время получили естественные науки).

Наука рассматривалась главной силой, способной одолеть природу и властвовать над ее законами. В частности Бэкон делал акцент на существовании двух основных научных методов:

  • Догматическом;
  • Эмпирическом.

Мыслители, придерживающиеся догматических методик, начинают собственную работу с каких-нибудь общих положений и стремятся под это положение подводить все остальные явления. Ученые же, опирающиеся на эмпирические методики, занимаются максимальным накоплением разных фактов.

По мнению Бэкона методы познания должны начинаться с изучения отдельных позиций и фактов и приближаться к общим результатам. Собственно, это индуктивный способ, который может быть:

  • Полным;
  • Неполным.

Полная индукция предполагает исследование явлений одного класса, а неполная индукция связана с изучением даже тех фактов, которые не входят в область явления и даже могут отрицать его.

Проблемы метода в философии

Методы философии должны зарождаться непосредственно в человеческой практической деятельности в качестве ее обобщенных приемов.

Предмет философского исследования заключается в организации универсальных видов мышления и познания. Все методы предоставляют возможность познавания отдельных сторон явления, из чего следует взаимодействие различных методик между собой. Вместе с тем у каждого метода присутствуют определенные границы познания.

Философские методы должны использоваться для решения различных задач, тем более, что они являются универсальными. Среди общих принципов мышления в этой области необходимо отметить методы:

  • Индуктивные;
  • Дедуктивные;
  • Аналитические;
  • Синтетические;
  • Аналогические;
  • Сравнительные;
  • Экспериментальные;
  • Наблюдательные и так далее.

Правильный выбор и доказательство тех или иных методов внимательно рассматривается методологией, являющейся системой основных принципов, организационных методик.

В философии теоретическая область и является методом, используемым научным познанием. По сравнению с некоторыми другими науками здесь вырабатывается диалектика, то есть особенное познание, рассматривающее закономерные связи и бытийное развитие. Образование творческого мышления, кстати, невозможно без применения таких методик.

Еще диалектику принимают в качестве искусства ведения беседы и рассуждения, методики, связанной с познанием окружающей действительности, изучением мировых закономерностей. Такой философский взгляд развивается достаточно длительное время, начиная еще с эпохи древнекитайских и античных мыслителей. Если брать во внимание процесс ее исторического развития, то можно отметить:

  • Стихийную диалектику, которой придерживались древние философы.
  • Идеалистическую диалектику, которой придерживались немецкие классические мыслители.
  • Материалистическую диалектику, которая рассматривается многими современными мыслителями.

Вывод о методах в философии

Выбор того или иного метода философии основывается на многих факторов. Например, немаловажным является то явление или предмет, который изучается. Кроме того, выбор может упираться в ту систему ценностей, которую вы исповедуете и в те категории, которыми Вы оперируете.

Способ мышления, наиболее близкий к какому-нибудь из философских учений, соответственно, будет основываться на методиках, используемых представителями этого типа учения.

Необходимо также учитывать, что некоторые методы считаются теоретически устаревшими для современной философии (к примеру, догматические)

Словарь Канта Г. Дж. Матти: Догматик

Лексикон Канта Г. Дж. Матти: Догматик

Лексикон Канта

Догматический: dogmatisch (немецкий)

Догматический метод — это способ изучения метафизики. Это версия научного метода. В «Истории чистого разума» Кант упоминает только «прославленного Вольфа » как практикующего догматический метод (А856/В884). Можно было бы упомянуть также предшественника Вольфа Лейбница и его последователя Баумгартена.

Догматический метод не описан в отрывке из «Истории чистого разума» и не определен явно в Критике . Лучшее описание дает его лекции по метафизике. Начинают с набора недоказуемых общих принципов, которые широко признаны, и выводят из них другие принципы.

Научная трактовка является догматической, когда она не утруждает себя исследованием того, из каких сил ума возникает познание, а скорее кладет в основу некоторые общие и принятые положения и выводит из них все остальное. (Метафизик Мронговиус, Ак 29:772)
Например, в своей «Монадологии» Лейбниц излагает принцип достаточного основания: «Не может быть ни факта, реального или существующего, ни высказывания истинным, если нет достаточного основания, почему должно быть так, а не иначе, хотя эти причины обычно нам неизвестны» («Монадология», § 32). Он не дает никаких оснований для принятия этого принципа.

Догматический метод основывается на успехе математики (A713/B741, A724/B752). Математика, в свою очередь, оперирует определениями, аксиомами и доказательствами. Кант пытался показать, что ни один из них не подходит для философии, как того требует догматический метод.

Из всего этого следует, что природе философии, прежде всего в области чистого разума, совсем не подобает расхаживать догматической походкой и украшать себя титулами и лентами математики, ибо философия все еще не принадлежит к разряду математики, несмотря на все основания надеяться на братский союз с математикой. (А735/Б763)
Догматический метод также может быть уникальным для метафизики (A737/B765), хотя это лишит его связи с успехами математики.

Технически Кант описывает «догму» как «непосредственно синтетическое предложение, основанное на понятиях» (А736/В764), которое отличается от « математики » математики, основанной на построении понятий. Проблема догматического метода в его применении к метафизике состоит в том, что догматов не существует, потому что ни одно синтетическое суждение не может быть основано только на понятиях.

В то время как Кант осудил догматический метод, во втором издании Критики он одобрил догматический процедура ( Verfahren ). Метафизика как наука должна основываться на строгих доказательствах из надежных априорных принципов (Bxxxv). В частности, он должен (как указано в Bxxxvii):

  • Установить свои принципы в установленном законом порядке,
  • Четко определить его понятия,
  • Стремитесь к строгости в доказательствах,
  • Избегайте резких выводов.
Эта процедура имеет много общего с догматическим методом. Но догматический метод заканчивается догматизмом, потому что он развертывает свои предполагаемые доказательства без предварительного исследования их происхождения и законности их использования.

Догматический метод противопоставляется скептическому и критическому методам.

[ Алфавитный указатель | Философия 175 Домашняя страница | Меню лекций ]

Что такое догматизм? – ИНИП

Запись опубликована в рубрике Отклонения


 

 

Пролетарская Альтернатива

(февраль 2014 г.)

Догматизм – это проявление теоретических и/или идеологических недостатков, таких как идеализм (метафизика), сектантство, элитарность или приверженность. Это серьезное препятствие на пути к освобождению рабочего класса, которое мы должны определить и понять, чтобы бороться с ним. Есть несколько вариантов и выражений, в том числе:

А) Практика смешения наших представлений с реальностью (например, утверждение, что понятие демократии есть власть народа, и действительно существовало в Древней Греции, хотя это было рабовладельческое общество).
Б) Попытка сделать понятие реальностью (для догматика Бог существует не как понятие, а как реальность).
C) Вера в то, что концепция может создавать реальность (утопические схемы).
D) Попытка приспособить концепцию к реальности (например, идея о том, что мы можем формировать наши социальные отношения в соответствии с такими концепциями, как прямая демократия или горизонтализм, которые исторически никогда не существовали, кроме как как концепции).
E) Вера в догму: «неизменные, непреложные истины», которые следует принимать как должное, беспрекословно и которые не основаны на реальности. (Это подобно цитированию какого-либо исторически известного деятеля для доказательства своей точки зрения в споре, как будто самой этой цитаты достаточно, чтобы «доказать» свою точку зрения, как если бы исторические условия не изменились…)

Реальность существует независимо от наши умы. Объективная реальность является основой для построения понятий, а не наоборот. Понятие не предшествует объективной реальности, а опирается на уже проявленную реальность, будь то в природе (погода), социально (классовая борьба) или системах мышления (наука, философия). Например, наш мыслительный процесс не создал ДНК, а просто разработал для нее концепцию посредством нашей рационализации и централизации. Мы создаем концепции для обобщения и централизации паттернов, чтобы мы могли распознавать и интерпретировать явления. Например, вместо того, чтобы воспринимать каждое отдельное скопление водяного пара как совершенно новое явление, понятие «облако» может помочь нам интерпретировать его на основе наших предыдущих наблюдений и опыта с другими облаками.

В развитии нашего мыслительного процесса человечество пока выработало два основных подхода. Основа обоих одна и та же: объективная реальность. В антагонистическом классовом разделенном обществе эти противоположные способы мышления обычно соответствуют противоположным интересам разных классов. Каждый служит определенному классу для своего воспроизводства.

1) Метафизический (идеалистический) подход утверждает, что наш мыслительный процесс создает объективную реальность. (Термин «метафизический» имеет различные употребления и определения; здесь он означает «за пределами физического», имея в виду веру в то, что разум, мысль, душа и т. д. превосходят объективную реальность). Обычно такой подход к пониманию всех внешних проявлений реальности приписывает их построение высшей силе, направляющей наш разум. Метафизический способ мышления поддерживает интересы класса или классов, господствующих в обществе, способствуя вере в догмы, принятию своей роли в обществе и постоянному воспроизводству классовых отношений. Религия с ее созданием Бога или богов является примером этого.

2) Диалектико-материалистический подход стремится выявить и понять внутреннее функционирование, дающее жизнь объективным явлениям, особенно основной двигатель (противоречие), обеспечивающий их воспроизведение. Диалектико-материалистический способ мышления продвигает интересы угнетенных классов, способствуя присвоению реальности (особенно социальной реальности) такой, какой она действительно существует вне нашего мыслительного процесса, что открывает дверь для ее преобразования. Например, классовая борьба есть материалистическая концепция производственных отношений в любом обществе, разделенном на классы.

Объективная реальность существует даже тогда, когда мы не осознаем конкретных явлений. В морях плавают виды рыб, о которых мы ничего не знаем. Мы не говорим о них, не определяем их и не подробно изучаем их историю, потому что наши системы чувств с ними не сталкивались. Объективная реальность предшествует нашему мыслительному процессу; наше первоначальное столкновение с любым явлением обычно происходит с помощью нашего восприятия, сенсорного уровня нашего мыслительного процесса, поддерживаемого нашими системами чувств: слухом, осязанием, зрением, обонянием.

И метафизический, и диалектико-материалистический способы мышления начинаются с этой первой встречи. Идеалист даст определение явлению в этот начальный момент, тогда как диалектический материалист перейдет к другому уровню мыслительного процесса: рационализации.

Реальность имеет свое собственное движение, свою собственную динамику, и мы инициируем систему мышления для ее интерпретации. Процесс рационализации — это постоянное развитие нашего мыслительного процесса от перцептивного к рациональному во время присвоения реальности. В этом процессе нет постоянства, кроме непрерывного воспроизведения объективной реальности.

Когда явления больше не существует, оно становится просто историческим свидетельством. В этот момент мы можем только извлечь из этого уроки, так как процесс рационализации больше не будет нужен. Хотя столкновение между феодализмом и капитализмом по-прежнему играет важную роль во многих социальных формациях, где доминирует империализм, и в крупных конфликтах по всему миру, в наиболее развитых капиталистических социальных формациях мы не обсуждаем феодализм как действующую систему, потому что он больше не является господствующей формой. социальной организации. Мы просто продолжаем наблюдать и отмечать некоторые остатки феодализма, которые находятся большей частью в области надстройки. Мы можем определить это поле как: консерватизм.

Консерватизм — это подход, который отказывается отождествлять прогресс реальности и соответствующую потребность в том, чтобы наш мыслительный процесс продвигался вместе с ним. Утверждать, что концепция не претерпела никаких изменений за 300 лет, означает, что наш мыслительный процесс застрял в обратном направлении. Например, определение демократии как «власти народа» является консервативным подходом, потому что разум создает реальность, которая полностью отличается от объективной реальности (и даже антагонистична ей). Как возможно в обществе, разделенном на классы, где один или несколько классов господствуют над другими, все, что регулирует это отношение господства, одинаково рассеяно? Как рабы могут делить власть с хозяином? Как эксплуатируемые могут разделить богатство, полученное в результате их эксплуатации?

Другая сторона той же метафизической медали, принципиально не отличающаяся от консерватизма, — это либерализм. Либерализм (также термин, который имеет различные значения и определения) — это подход, который поверхностно и прагматически признает развитие реальности и адаптируется к нему с целью удовлетворения общей цели капитала (что способствует повышению ценности всего, с чем он сталкивается). ).

Либерализм и консерватизм — обе тенденции догматизма. В конечном счете догматизм есть метафизический (идеалистический) способ мышления, служащий интересам класса или классов, господствующих в обществе. Этот факт основан на неспособности догматиков не только дать истолкование объективной действительности, но и предложить какое-либо руководство для обращения с ней — ибо то, что они воспринимают как реальность, не является реальностью.

Поскольку интерпретация реальности представляет собой непрерывный процесс рационализации, наш мыслительный процесс является контекстуальным и конъюнктурным. Большую часть времени мы никогда не сможем полностью постичь реальность, хотя иногда мы можем усвоить определенные тенденции отдельных явлений и предопределить их развитие. Так было, когда Ленин выявлял тенденции и истолковывал развитие капитализма к его высшей стадии империализма и когда Маркс определял теорию стоимости. Но это редкие случаи, и поэтому их нельзя рассматривать как повторяющиеся модели мыслительного процесса.

Обычно большинство попыток расширить наши интерпретации за пределы текущего контекста и конъюнктуры (сделать прогнозы) оказываются ошибочными. Маркс предсказывал, что развитие производительных сил, создающих общество изобилия, автоматически приведет к социализму. Ясно, что нет (даже если процесс конструирования изобилия объективно способствовал социализированным формам социальной организации). Это было основано на ошибочной оценке Марксом (и другими) взаимосвязи между производственными отношениями и производительными силами. С тех пор была продемонстрирована определяющая роль производственных отношений.

Другая опасность в процессе рационализации заключается в преждевременных поспешных выводах. Часто выводы делаются на сенсорной/перцептивной стадии нашего мыслительного процесса или в разгар дебатов. Например, называть людей догматиками (или любым другим ярлыком) в разгар дебатов (на перцептивной стадии мышления) само по себе является догматическим подходом. Когда для такого вывода недостаточно оснований, то это случай смешения представлений в голове с реальностью. Такой подход обычно препятствует дальнейшему развитию мышления, потому что вывод уже сделан.

Процесс рационализации – это метод интерпретации объективной действительности в любой области науки. Обнаружение закономерности в поведении яблок, падающих с деревьев (они всегда падают вниз, никогда вверх или вбок, если только другое внешнее явление, например ветер, не влияет на доминирующую форму траектории яблока) привело к теории гравитации. Теория сопротивления возникла из трудовой практики. Борьба народов за свое воспроизводство дала нам классовую борьбу. Эти теории не были созданы из воздуха; они пришли из нашей интерпретации реальности, включая наши социальные практики.

Интерпретации могут быть идеалистическими (метафизическими) или материалистическими. В нашем первоначальном чувственном контакте с объективной реальностью присутствуют обе тенденции. Идеализм приведет к интерпретации, внешней по отношению к реальности, в то время как диалектический материализм попытается присвоить внутреннее функционирование этой реальности. Диалектический материализм есть постоянная борьба поля материалистического с полем идеалистическим за торжество материализма.

Идеалистическое поле постоянно, что делает его догматическим. Его постоянство требует воспроизводства классового разделения общества, классового господства. Материалистическое поле постоянно, но не постоянно; мы можем войти в реку в одном и том же месте и в одно и то же время суток в течение 100 лет, но это никогда не будет одной и той же рекой. Материалистическое поле предназначено для радикальных изменений.

Не существует принципиальной разницы между левой догматической практикой высечения в камне анализа предыдущих революционеров и правой догматической привязанностью к Библии. Интерпретация демократии левыми догматиками ничем не отличается от ее интерпретации правыми догматиками. Оба создают реальность из идей, существующих исключительно в их головах.

Левые догматики рано или поздно перейдут к правому догматизму. Мы видели, как многие сторонники механического перехода к обществу без заработной платы вступали в ту же практику, что и реакционный организованный рабочий истеблишмент в США. В худшем случае они переносят одни и те же традиции с Дня труда истеблишмента рабочих организаций на Первомай, пытаясь заменить революционную идеологию рабочего класса либерализмом ради постоянства капитализма.

Для рабочего класса догматизм опасен как в теории, так и на практике. Это буржуазная теория среди нас. Догматики не способны сформулировать политическую линию, соответствующую действительности, потому что у них нет истолкования внутреннего фундаментального функционирования действительности. Какой бы подход они ни предлагали, он является метафизическим, основанным на поверхностных элементах или просто на внешних аспектах и ​​проявлениях внутренних противоречий (а не на самих действительных противоречиях). Всякая интерпретация, основанная на поверхностности, на внешнем выражении, приведет только к реформизму. История это уже многократно доказала.

Теория — это не реальность, а ее интерпретация. Теория не творится из ничего, а создается нашими усилиями понять реальность. Он строится в диалектическом отношении теории и практики, определяется и подтверждается практикой.

Революционные и прогрессивные активисты и движения должны постоянно бороться с догматизмом. Догматизм — это проявление капиталистического идеологического господства, способ мышления класса капиталистов и для него, и он не служит ничему, кроме воспроизводства и постоянного увеличения стоимости капитала.

Непрерывное производство пролетарской теории есть для нашего постоянно развивающегося понимания объективной действительности, ведущее и позволяющее иметь дело с бесспорно противоположными и антагонистическими явлениями: процессом накопления капитала и процессом пролетарской борьбы. Диалектический материализм необходим для победы пролетарской борьбы или, по крайней мере, для того, чтобы история развивалась в интересах масс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *