Для личности характерно: Для личности характерно:
3. Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для …
экзистенциализма | |
| марксизма |
| немецкого классического идеализма |
| неофрейдизма |
Решение: Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для экзистенциализма, согласно которому человек не может быть сведен к какой-либо «сущности» (биологической, социальной или духовной). Экзистенциализм, как и персонализм, разграничивает и противопоставляет понятия индивидуальности как части природного и социального целого и личности как неповторимого духовного самоопределения. «Существование предшествует сущности»: человек в результате своего жизненного выбора сам определяет себя как личность.
4. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период …
Средневековья | |
| Нового времени |
| Античности |
| Возрождения |
Решение: Философия Средних веков впервые сделала объектом анализа личность как особую индивидуальную сущность. Если в Античности личность понималась как отношение человека к обществу (для греческой философии, например, личность нереальна вне общины или полиса), то в христианстве она понимается как особая «индивидуальная субстанция», синоним нематериальной души.
Именно в эпоху Средневековья личность понимается как внеприродная и внесоциальная сущность, обладающая свободой выбора, самосознанием, нравственными качествами. В отличие от древних учений, христианская религия и философия отрицают идею растворения индивидуальной души в природе и идею перерождения, утверждают безусловную, абсолютную ценность личности.5. Самобытность конкретного человека, его способность быть самим собой в рамках социальной системы, называется …
индивидуальностью | |
свободой | |
| творчеством |
| универсальностью |
6. По мнению и. Канта, основой личности является …
моральный закон | |
| истинное познание |
| индивидуальность |
| психика |
Решение: По мнению И. Канта, основой личности является моральный закон. Личность отличается от других вещей мира тем, что она есть не средство, а «цель сама по себе».
7. Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется …
личностью | |
| профессионалом |
| коллективом |
| субстанцией |
8. Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется …
интровертом | |
| |
| холериком |
| атлетом |
9. Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется …
экстравертом | |||
| интровертом | ||
| флегматиком | ||
астеником |
10. Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в …
психоанализе | |
| схоластике |
| марксизме |
| рационализме |
11. Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем …
| Августина |
| З. Фрейда |
| Д. Юма |
12. Личность как субъект социальных отношений характеризуется …
активностью | |
| объективностью |
| коллективностью |
| обратимостью |
13. Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был …
Л. Фейербах | |
| Дж. Локк |
| В. Вернадский |
| Ф. Ницше |
14. Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется …
личностью | |
| профессионалом |
| коллективом |
| субстанцией |
15. Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется …
персонализмом | |
| антропоморфизмом |
| солипсизмом |
| рационализмом |
16. Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является …
личностью | |
| творцом мира |
| животным |
| объектом |
Решение: Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является личностью. С позиций персонализма, личность – единство духовности, душевности и телесности.
17. Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано …
Боэцием | |
| Сократом |
В. Соловьевым | |
| К. Марксом |
Решение: Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано Боэцием (ок.490–524 гг.) – средневековым философом. Личность – индивидуальная субстанция разумной природы.
18. Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был …
Д. Юм | |
| И. Фихте |
| А. Камю |
| П. Абеляр |
19. Доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство, независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций, называется …
гуманизмом | |
| толерантностью |
| позитивизмом |
| учтивостью |
20. Единичный представитель человеческого рода без учета его реальных антропологических и социальных особенностей называется …
индивидом | |
| личностью |
| субстратом |
| элементом |
21. Автором психоаналитической типологии характеров человека (экстраверт-интроверт) является …
Клавдий Гален | |
| Карл Юнг |
| Зигмунд Фрейд |
| Георг Гегель |
Решение: Автором психоаналитической типологии характеров человека (экстраверт-интроверт) является Клавдий Гален, врач II-го века нашей эры.
3. Человек и культура
1. История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется …
мировой культурой | |
| философией культуры |
| историософией |
| метафизикой |
Решение: История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется мировой культурой. Второй смысл этого понятия – достижения, признаваемые различными народами и включаемые в их культуру (например, мировое признание творчества А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, русского искусства и т.д.).
2. Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется …
культурой | |
| политикой |
| бизнесом |
| образованием |
Решение: Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется культурой. Впервые этот термин встречается у Цицерона.
3. Слово «культура» в переводе с _________языка означает «возделывание», «обработка земли»
латинского | |
| греческого |
| английского |
| немецкого |
4. Высказывание о культуре, с которым НЕЛЬЗЯ согласиться:
Культура наследуется биологически | |
| Культура такой же древний феномен, как и человечество |
| Выражение «малокультурные народы» бескультурно |
| Бескультурных народов не бывает |
5. Воспитание и образование относятся к __________ культуре.
духовной | |
| материалистической |
| биологической |
| технической |
6. Подход, по которому культура – это система внебиологических программ человеческой практики, называется …
деятельностным | |
| аксиологическим |
| антропологическим |
| сознательным |
Решение: Подход, по которому культура – это система внебиологических программ человеческой практики, называется деятельностным. В качестве способа регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность.
7. Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется …
семиотическим | |
| антропоцентрическим |
| социальным |
| культурным |
Решение: Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется семиотическим. Данной позиции придерживался Ю. А. Лотман. Культура как сложно организованный и развивающийся набор семиотических систем передает программы поведения и деятельности будущим поколениям.
8. Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется …
аксиологическим | |
| культурологическим |
| онтологическим |
| этическим |
Решение: Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется аксиологическим. Эта система значима для конкретного общества в конкретных исторических условиях.
9. Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был …
З. Фрейд | |
| Г. Гегель |
| Н. Бердяев |
| В. Дильтей |
Решение: Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был З. Фрейд (1856–1939 гг.). Культура как бы «табуирует» многие желания и мотивы, связанные со свободным проявлением животных инстинктов, воспитывая и формируя человека с раннего детства, свобода индивида все более ограничивается развитием культуры.
10. Культуру и цивилизацию противостоящими друг другу считал …
О. Шпенглер | |
| М. Лютер |
| П. Абеляр |
| У. Оккам |
11. Идеологические и мировоззренческие установки, радикально противостоящие принципам и основоположениям западной культуры последней трети XX в., называются …
контркультурой | |
| конформизмом |
| пацифизмом |
| индивидуализмом |
Решение: Идеологические и мировоззренческие установки, радикально противостоящие принципам и основоположениям западной культуры последней трети XX в., называются контркультурой. Для идеологии контркультуры характерен революционный настрой, в основном в сфере духовной культуры – «революция в искусстве», «сексуальная революция», «психоделическая революция». Это бунт молодого поколения против «культуры отцов».
Эмоциональное расстройство личности — лечение и реабилитация в ЦМЗ «Альянс»
Эмоционально неустойчивое (лабильное) расстройство личности — это повышенная возбудимость, импульсивность, низкая способность к самоконтролю и эмоциональная неуравновешенность. Как и другие личностные расстройства, это скорее патология характера («тяжелый характер»), а не болезнь. Помочь при расстройстве может опытный врач-психотерапевт.
Важно
«Тяжелый характер», невозможность совладать со своими эмоциями — повод обратиться за помощью к психотерапевту.
По-другому называется агрессивным, эпилептоидным, возбудимым, эксплозивным расстройство личности. Иногда врачи рассматривают его как два отдельных расстройства — импульсивное и пограничное расстройство личности.
Общее свойство людей с обоими вариантами эмоционально неустойчивого расстройства личности — то, что им сложно сдерживать себя, подчиняться нормам и правилам из-за слабого самоконтроля и импульсивности. Особенности характера мешают устанавливать и поддерживать контакты с другими. Лечение у психотерапевта для таких людей — возможность принять особенности своей психики и научиться жить в гармонии с окружающими.
Симптомы эпилептоидного расстройства личности
Если говорить о классификации эмоционально неустойчивого расстройства личности, МКБ-10 делит его на два подвида:
- Импульсивный.
- Пограничный.
Эмоционально неустойчивое расстройство личности импульсивного типа характеризуется выраженной эмоциональной лабильностью (частой беспричинной сменой настроения), склонностью к импульсивным поступкам и агрессивным вспышкам с неспособностью сдерживаться. Люди с данным расстройством тяжело переносят критику и порицания.
Эпилептоидам свойственна ревность, подозрительность, склонность к манипуляции, раздражительность и вспышки гнева.
Для эмоционально неустойчивого расстройства личности пограничного типа менее характерно агрессивное поведение по отношению к окружающим, но такие люди склонны к самоповреждению, вплоть до суицидальных поступков. Подробнее о пограничном расстройстве.
Согласно МКБ-10 для расстройства характерны общие черты расстройства личности и специфические особенности. Общие критерии следующие:
- начинает проявляться в детском и подростковом возрасте, сохраняется в зрелости;
- сложно выделить четкие фазы выздоровления/обострения;
- особенности характера мешают общаться с близкими и незнакомыми, не дают состояться профессионально;
- человек часто эгоцентричен, не способен к эмпатии (сочувствие другим людям), постоянно стремится к получению удовольствий.
Специфические симптомы импульсивного (эксплозивного) типа эмоционально неустойчивого расстройства личности:
- Импульсивность в мыслях и действиях.
- Низкая способность к самоконтролю.
- Вспышки гнева.
- Склонность к жестоким и асоциальным поступкам.
- Нетерпимость к порицанию и критике.
Для диагностики импульсивного типа эмоционально неустойчивого расстройства личности врач-психотерапевт подробно беседует с клиентом.
Дифференциальный диагноз проводится с другими расстройствами личности (пограничное, истерическое), а также с эпилепсией. Для этого применяют патопсихологическое исследование (выполняет клинический психолог), ЭЭГ, Нейротест.
Комплексный подход к диагностике необходим, чтобы врач мог назначить наиболее эффективное для данного человека лечение.
Эмоционально неустойчивое расстройство личности — лечение
Люди с эмоционально неустойчивым расстройством личности особенно остро нуждаются в помощи психотерапевта. Специалист может научить их контролировать свои эмоции и не допускать негативного влияния эмоциональных вспышек на окружающих (при импульсивном расстройстве) и на самого человека (при пограничном расстройстве личности).
Лабильное расстройство личности описывается как один из самых непростых диагнозов в плане лечения. Установить контакт с человеком, который страдает эмоционально неустойчивым личностным расстройством, — непростая задача для психотерапевта. Неопытные специалисты избегают стойкого альянса с такими пациентами, чтобы не потерять собственное душевное равновесие.
Но при этом важно помнить, что расстройство личности — не заболевание, у пациента нет повреждения нервной системы. Следовательно, при грамотном лечении он достигает серьезных положительных результатов. У людей с пограничным и агрессивным расстройствами личности лечение должен проводить опытный психотерапевт.
Важно
Психотерапия — основной немедикаментозный метод лечения психических расстройств. В отличие от медикаментов, которые устраняют симптомы, она работает с причиной — позволяет достичь длительного, стойкого результата.
Основной метод лечения эмоционального расстройства личности — психотерапия. Медикаментозное лечение используется не во всех случаях. Назначение лекарственной поддержки иногда бывает необходимо, если расстройство личности сочетается с другими заболеваниями, например, депрессией.
Наиболее эффективные методики при работе с людьми, которые страдают эмоционально лабильным личностным расстройством, — это когнитивно-поведенческая терапия и диалектическая поведенческая терапия. Они помогают пациентам осознать мысли и чувства, которые влияют на их поступки, и учат себя контролировать.
При соблюдении всех рекомендаций врача и, главное, желании пациента взаимодействовать с психотерапевтом, терапия дает стойкий положительный эффект. При этом специалист не стремится изменить личность пациента, а помогает принять себя и научиться жить в гармонии с собой и окружающими.
Индивидуальные характеристики Определение | Law Insider
означает всю нагрузку, оставшуюся в зоне(ах) франшизы электрораспределительной компании или территории(ях) обслуживания с полным счетчиком после того, как вся нагрузка по узловой цене организаций, обслуживающих нагрузку в такой(ых) зоне(ах) или территории(ях), была снята. вырезанный.
означает низкоактивные радиоактивные отходы, образующиеся в результате деятельности по переработке или дезактивации, которые нельзя легко разделить на отдельные партии, относящиеся к конкретным производителям отходов. Эти отходы относятся к перерабатывающему или дезактивационному предприятию, в зависимости от обстоятельств.
означает хорошие моральные качества, определенные в соответствии с PA 381 1974 года, MCL 338.41–338.47.
В отношении любой Даты распределения сумма, если таковая имеется, на которую (i) Средневзвешенная чистая ипотечная ставка на такую Дату распределения превышает (ii) сумму Класса компонентов класса LA-1-2-A Пропускная ставка X-2 и Пропускная ставка класса A-1 на такую Дату распространения.
Основная сумма любых Регулярных процентов более низкого уровня, непогашенных на любую дату определения. На Дату закрытия Основной баланс Нижнего уровня каждой Регулярной доли Нижнего уровня должен равняться первоначальному Основному балансу Нижнего уровня, как указано в Предварительном отчете к настоящему документу. В каждую Дату распределения Остаток основной суммы нижнего уровня каждой Регулярной доли нижнего уровня будет безвозвратно уменьшен за счет всех распределений основной суммы, которые считаются произведенными в отношении таких Регулярных процентов нижнего уровня в такую Дату распределения в соответствии с Разделом 4.01( a)(ii) настоящего Соглашения, и в дальнейшем будут постоянно уменьшаться в такую Дату распределения на все применимые Реализованные убытки, которые считаются отнесенными на такую Дату распределения в соответствии с Разделом 4.01(f) настоящего Соглашения, таким образом, что в любое время Основной остаток Нижнего уровня Регулярных процентов Нижнего уровня должен быть равен Сертификатному остатку Соответствующих сертификатов. Остаток основной суммы нижнего уровня любой регулярной процентной ставки нижнего уровня может быть увеличен в конкретную Дату распределения, как и в той мере, в какой это предусмотрено Разделом 4.01(g) настоящего Соглашения.
Неприменимо.
В отношении каждого Ипотечного кредита — годовая ставка, равная превышению (a) Чистой ипотечной ставки такого Ипотечного кредита над (b) Дисконтной чистой ипотечной ставкой (но не менее 0,00%) в год .
В случае Сертификатов Класса A, Класса M и Класса B верхний уровень REMIC Net WAC Cap для соответствующего REMIC Regular Interest.
В отношении каждого Компонента на любую Дату распространения годовая ставка равна: (i) Ставке WAC на такую Дату распространения минус (ii) Процентная ставка для Соответствующих сертификатов.
Как указано в предварительном заявлении.
означает, что обнаруживаемая концентрация радионуклида статистически отличается от фоновой концентрации этого радионуклида вблизи площадки или, в случае сооружений, в аналогичных материалах с использованием соответствующих технологий измерения, обследования и статистических методов.
означает любое транспортное средство, предназначенное и используемое главным образом для буксировки других транспортных средств
означает место, которое подвержено природным или антропогенным явлениям или силам, способным нарушить целостность некоторых или всех структурных компонентов полигона, ответственных за предотвращение выбросов с полигона. Нестабильные области могут включать в себя плохое состояние фундамента, области, подверженные массовым движениям, и карстовые террейны.
означает на любую Дату окончания квартального финансового периода или Дату внеочередного расчета, в зависимости от обстоятельств, совокупную сумму, выраженную в фунтах стерлингов, активов Группы, взвешенных с учетом риска, на такую дату, рассчитанную Компанией на консолидированной основе в соответствии с Положениями о капитале, применимыми к Группе на такую дату (эти расчеты являются обязательными для Доверительного управляющего, Держателей и Бенефициарного владельца). Для целей данного определения термин «активы, взвешенные с учетом риска», означает активы, взвешенные с учетом риска, или общую сумму риска, рассчитанную Компанией в соответствии с Положениями о капитале, применимыми к Группе.
(«CFD») означает контракт, который представляет собой контракт на разницу в отношении изменений в цене Базового актива. CFD — это финансовый инструмент.
означает 2 или более участков, которые имеют общую линию собственности и находятся в одном владении.
В отношении REMIC 1 Регулярные проценты I и REMIC 1 Регулярные проценты P, годовая ставка, равная средневзвешенному значению Скорректированных чистых процентных ставок по ипотечным кредитам. В отношении каждой регулярной процентной ставки REMIC 1, заканчивающейся обозначением «А», годовая ставка равна средневзвешенному значению Скорректированных чистых ипотечных ставок по ипотечным кредитам, умноженному на 2, при максимальной ставке 10,700%. В отношении каждой регулярной процентной ставки REMIC 1, оканчивающейся обозначением «B», большее из (x) годовой процентной ставки, равной превышению, если таковое имеется, из (i) 2, умноженное на средневзвешенное значение Скорректированных чистых ипотечных ставок. ипотечных кредитов свыше (ii) 10,700% и (y) 0,00%.
означает багаж, единоличное хранение которого находится у перевозчика и на который перевозчик выдает багажную идентификационную бирку.
Любая запись или бенефициарное участие в сертификатах класса R.
означает товары, импортированные в рамках Программы (за исключением товаров, специально исключенных в соответствии с Приложением 1 к Приложению 3 к настоящему Соглашению о займе), затраты на обмен иностранной валюты которых подлежат финансированию за счет средств Займа;
означает снятие RACM с любой части объекта или компонентов объекта.
На любую Дату распределения годовая ставка равна процентному эквиваленту дроби, числитель которой представляет собой сумму сумм, рассчитанных в соответствии с пунктами (A)–(Q) ниже, а знаменатель которой представляет собой совокупность бездокументарных основных балансов REMIC II Регулярные проценты LT-AA, REMIC II Регулярные проценты LT-A1, REMIC II Регулярные проценты LT-A2, REMIC II Регулярные проценты LT-A3, REMIC II Регулярные проценты LT-A4, REMIC II Обычная процентная LT-M1, REMIC II Обычная процентная LT-M2, REMIC II Обычная процентная LT-M3, REMIC II Обычная процентная LT-M4, REMIC II Обычная процентная LT-M5, REMIC II Обычная процентная LT-M6, REMIC II Обычная Процентная LT-M7, REMIC II Обычная процентная LT-M8, REMIC II Обычная процентная LT-M9, REMIC II с обычными процентами LT-B1, REMIC II с обычными процентами LT-B2 и REMIC II с обычными процентами LT-ZZ. Для целей расчета коэффициента передачи сертификатов класса X числитель равен сумме следующих компонентов:
означает радиоактивность в конструкциях, материалах, грунтах, грунтовых водах и других средах на объекте в результате деятельность под контролем лицензиата. Это включает радиоактивность от всех лицензированных и нелицензированных источников, используемых лицензиатом, но не включает фоновое излучение. Он также включает радиоактивные материалы, оставшиеся на площадке в результате плановых или аварийных выбросов радиоактивных материалов на площадке и предыдущих захоронений на площадке, даже если эти захоронения были произведены в соответствии с положениями 641 — Глава 40 или любым предыдущим состоянием. или федеральные лицензии, правила или положения.
Любой из регулярных долей REMIC нижнего уровня или сертификатов класса A-LR.
На любую Дату распределения и в отношении любого Компонента, кроме любого Условного компонента, его первоначальный Основной баланс Компонента (как указано, если применимо, в определении Компонента) (плюс, в случае любой Компонент начисления, любая соответствующая Сумма начисления за каждую предыдущую Дату распределения) за вычетом суммы (x) всех сумм, распределенных в порядке их уменьшения в предыдущие Даты распределения в соответствии с Разделом 4. 01, и (y) суммы всех Реализованных убытков, отнесенных на них в соответствии с Разделом 4.03(г).
означает в отношении любой Аренды любое право арендодателя или его правопреемников, как владельца основного Оборудования, на получение стоимости от соответствующего Оборудования после прекращения Аренды, включая право владельца Оборудования получать любые доходы от продажи, повторной аренды, дальнейшего использования или иного отчуждения Оборудования после прекращения Аренды.
Характеристики людей с РАС: Статьи: Ресурсный центр Индианы по аутизму: Университет Индианы, Блумингтон
Хотя люди с расстройством аутистического спектра (РАС) уникальны, как и все остальные, среди населения существуют некоторые общие характеристики. Эти характеристики различаются по интенсивности, степени и количеству и проявляются по-разному у разных людей и с течением времени. Следующие характеристики, связанные с РАС, в общих чертах основаны на Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5™), и их следует использовать для лучшего понимания людей с диагнозом РАС, разработки программы или проведения обсуждения.
Нарушения социальной коммуникации
У всех людей с РАС наблюдаются нарушения социальной коммуникации. В первые несколько лет жизни характерными признаками аутизма являются отсутствие надлежащего зрительного контакта и неспособность инициировать или реагировать на совместное внимание (например, делиться социальным опытом с партнером по общению). Общие социальные трудности включают:
- Демонстрация соответствующих игровых навыков, таких как совместная игра с другими. Некоторые дети с РАС могут казаться незаинтересованными в играх со сверстниками.
- Некоторые могут отвергать или игнорировать социальные подходы других.
- Реагирование и инициирование совместного внимания в социальных целях. Например, многие люди с РАС умеют просить предметы, но менее склонны общаться с целью обмена социальным опытом. Некоторым людям с РАС может не хватать интереса к разговорам, не затрагивающим темы, представляющие интерес.
- Использование и интерпретация языка тела. Например, люди с РАС могут иметь проблемы с пониманием тона голоса или выражения лица в социальных ситуациях.
- Оставаться в теме, чередоваться и задавать соответствующие или уместные вопросы во время разговора.
- Взгляд на точку зрения своего партнера по общению, проверка на понимание или предсказание того, какая информация может быть уже известна о понятии или ситуации во время разговоров.
Нарушения речи/языка
Лица с РАС могут иметь особые трудности в области рецептивной и экспрессивной речи. Рецептивный язык — это понимание языка (например, выполнение указаний), а выразительный язык — это способность выражать желания и мысли другим людям. Некоторые люди с РАС выражают свои мысли вербально, в то время как другие могут быть невербальными и нуждаться в устройстве связи.
Лица невербальные могут демонстрировать следующее:
- Задержка или отсутствие разговорной речи/языка, затрагивающие примерно 20-30% населения.
- Отсутствие эффективного способа общения может привести к необходимости использования альтернативных вспомогательных средств коммуникации (AAC), таких как язык жестов, изображения или устройство вывода голоса.
Те, кто вербален , могут демонстрировать следующее:
- Отсроченная или немедленная эхолалия как средство разговора с другими, для самоконтроля или самостимуляции. Например, в качестве средства разговора может использоваться диалог из телевизионных программ или видеороликов.
- Стереотипное или повторяющееся использование неэхолатических языковых процедур, которые выполняют различные функции, такие как инициирование или поддержание разговора.
- Использование идиосинкразической речи (например, неуместное использование слов).
- Грамматическая структура, которая может показаться незрелой (например, телеграфная речь, неправильное время или использование местоимений), или грамматическая структура, которая может показаться педантичной (например, монолог, расширенный словарный запас в интересующей области).
- Аномальное использование высоты тона, интонации, ритма или ударения. Например, речь может быть монотонной или гиперназальной, а повествовательные предложения могут заканчиваться повышающимся тоном, сигнализирующим о задании вопроса.
Как вербальные, так и невербальные люди могут демонстрировать трудности с рецептивной речью, такие как:
- Задержка развития словарного запаса;
- Трудно следовать указаниям;
- Трудности в понимании абстрактных понятий; и
- Трудности с интерпретацией социального языка, такого как сарказм и шутки.
Ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и деятельности
Хотя люди с РАС могут получать удовольствие от тех же занятий, что и типичные сверстники того же возраста, интенсивность и направленность их интересов могут отличаться. Это может быть связано с тем, что некоторые из них имеют ограниченный репертуар альтернативных вариантов поведения или что они предпочитают и чувствуют себя комфортно, многократно выполняя определенные задачи. Поведение в этой категории включает:
- Стереотипные или повторяющиеся двигательные движения, такие как взмахи руками или щелчки пальцами, использование предметов, таких как вращение монет или выстраивание игрушек, или использование речи, например эхолалия (отсроченное или немедленное повторение услышанных слов), использование «ты» при обращении к себе или стереотипному использованию слов или фраз.
- Чрезмерная приверженность рутине и однообразию, например, беспокойство из-за изменений в расписании, настаивание на следовании правилам или негибкое мышление.
- Ритуализированные паттерны поведения, такие как повторяющиеся вопросы или стимуляция.
- Крайне ограниченные, фиксированные интересы, ненормальные по интенсивности или направленности. У малыша может быть родительский ремень, который он носит повсюду, ребенок может быть озабочен пылесосами, а взрослый может часами запоминать факты о своей любимой бейсбольной команде.
В DSM-5™ сенсорные различия классифицируются как ограниченное повторяющееся поведение. Люди с сенсорными различиями будут недостаточно (гипо) или сверх (гипер) чувствительны к разнообразным сенсорным данным:
- Чувствительность зрительного восприятия — смотреть на вращающиеся объекты, беспокоить флуоресцентные лампы или иметь проблемы с сохранением места при чтении.
- Слуховая входная чувствительность заключается в том, что человек закрывает уши во время громких звуков, предпочитает громкую музыку или ее отсутствие в машине или не может реагировать на словесные подсказки в шумном месте.
- Тактильная входная чувствительность выражается в нежелании пачкать руки или ноги, избегании/предпочтении определенных поверхностей, текстур или тканей или обнаружении определенных типов прикосновений, вызывающих отвращение (легкое прикосновение к плечу или сильное объятие).
- Чувствительность к вкусу/обонянию проявляется в том, что человек не ест определенные продукты, не облизывает и не пробует на вкус непищевые продукты, не испытывает отвращения к сильным духам или одеколонам.
- Проприоцептивная входная чувствительность — это трудности с интерпретацией ощущений от мышц, суставов, связок и сухожилий (например, слишком сильное давление на карандаш при письме или падение/удары о предметы).
- Входная чувствительность вестибулярного аппарата выше или ниже чувствительности к ощущениям равновесия и движения, например, трудности с удержанием сидячего положения, постоянное опирание головы на руки и руки или легкая потеря равновесия.
Нарушения исполнительных функций
Исполнительные функции относятся к развитым когнитивным навыкам, таким как внимание, рабочая память, планирование, рассуждение, построение последовательности и гибкое мышление. У типично развивающихся людей эти навыки приносят пользу не только в социальных взаимодействиях, но и в учебе, обучении, саморегуляции и повседневной жизни.
- У людей с РАС могут возникнуть трудности с выполнением широкого круга задач исполнительной функции, таких как определение последовательности, в которой нужно одеться, завязать шнурки, собраться в поездку или выполнить домашнее задание.
- Жесткое, негибкое мышление является общей характеристикой людей с РАС, и поэтому у людей могут возникнуть проблемы с решением проблемы или созданием более чем одного решения проблемы.
- У людей с РАС могут быть трудности с исполнительными функциями на более базовых уровнях, например, при длительном удержании внимания на какой-либо деятельности или разделении внимания между двумя видами деятельности одновременно.
Общие характеристики обучения
Хотя нет двух одинаковых людей с РАС, многие демонстрируют общие характеристики обучения. Тем, кто работает с людьми с РАС, потребуется базовая информация об этих характеристиках и о том, как они влияют на обучение.
- Люди с РАС часто демонстрируют исключительные навыки механической памяти; однако их рабочая память или время, необходимое для обработки информации, особенно обработки нескольких фрагментов информации одновременно, могут быть трудными для людей с РАС.
- Многие люди с РАС способны лучше обрабатывать информацию, представленную визуально. Им могут быть полезны картинки, моделирование поведения других, практические занятия и конкретные примеры.
- Неструктурированное время или длительное ожидание могут быть трудными для многих. Расписания или контрольные списки могут помочь уменьшить беспокойство или путаницу, связанную с неструктурированным временем. Педагоги также могут подумать о том, чтобы иметь коробку с занятиями во время ожидания, например, с книгами, игрушками или сенсорными предметами.
- Люди с РАС часто испытывают трудности с переносом усвоенных навыков из одной среды в другую. Педагогам может потребоваться обучать навыкам в разных условиях, с разными людьми и видами деятельности.
- Организация материалов и занятий может быть проблематичной для людей с РАС. Педагогам, возможно, придется учить людей с РАС, как организовывать свои материалы для разных классов, поддерживать порядок в своих шкафчиках, как использовать повестку дня и собирать материалы для домашних заданий. Люди с РАС обычно неравномерно учатся в академических областях и между ними.
- Некоторые люди с РАС добиваются высоких результатов во всех областях, у некоторых хорошие навыки распознавания слов, но плохое понимание, у других хорошие вычислительные навыки, но плохие навыки прикладных математических задач, и доля низка во всех областях.
Дополнительные соображения
Для некоторых людей с РАС дополнительные условия еще больше влияют на их способность успешно учиться и жить в обществе. К таким состояниям относятся:
- Текущая или предшествующая судорожная активность.
- Использование лекарств при судорожной активности, психических расстройствах, поведении или других состояниях.
- Проблемы с питанием, такие как пикацизм, переедание и употребление только определенных продуктов.
- Текущие или предыдущие проблемы со сном или туалетом.
- Самоповреждающее поведение, такое как удары по голове, укусы себя, шлепки по лицу и сильное царапание.
Пратт, К., Хопф, Р., и Ларриба-Квест, К.