Дисгармоничное развитие: Дисгармоничное развитие личности | Познание мира – Дисгармоническое развитие — это… Характеристика, особенности, развитие, причины появления и влияние на человека

Дисгармоничное развитие: Дисгармоничное развитие личности | Познание мира – Дисгармоническое развитие — это… Характеристика, особенности, развитие, причины появления и влияние на человека

Содержание

Дисгармоничное развитие личности | Познание мира

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Дисгармоничное развитие – врождённая либо преждевременно обретенная диспропорция психики в ее эмоционально-волевой сфере. Аффективные переживания, появляющиеся в итоге конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при конкретных критериях делаются источником формирования дисгармонической личности.

Внимание! Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Типы дисгармоничного развития:

• Интрапунитивный;
• Экстрапунитивный;
• Апатический.

Экстрапунитивный тип.

В предоставленной подгруппе развития можно отметить разные типы, которые характеризуются прямо противоположной тенденцией феноменологических проявлений, дисфункцией уровней аффективной регуляции и, конечно же, самой разной их структурой и реагирования у детей в самых разных обстановках, при действиях окружающей среды. Характер аффективного реагирования детей и положен в базу определений, «отличительных» обозначений выбранных типов. Наиболее адекватной в терминологическом плане представляется собственно психологическое (экстра и интрапунитивные чувственные реакции: различение направленности реакций личности на окружение, внешнее препятствие — экстрапунитивная реакция, либо на себя самого, с принятием вины и своей ответственности — интрапунитивная реакция.

При экстрапунитивном виде дисгармоничного развития в первую очередность направляет на себя интерес довольно воплощенная особенность поведения малыша: от нарочитой автономии по выраженной демонстративности, время от времени демонстративной негативистичности. В более раннем возрасте (5—7 лет) допустимо беседовать о истоке формирования негативистических и протестных форм поведения, частей демонстративности. Все эти проявления значительно усугубляются на фоне утомления ребенка.

Дети данного вида, как верховодило, достаточно трудоспособны, но пресыщаемы монотипной деловитостью, как будто нередко и вызывает брутальные и протестные (часто демонстративные) реакции. Речевая активность в предоставленном случае будет высочайшей, часто лишней (но отлично контролируемой ребёнком). При данном совместный степень познавательного развития в целом удовлетворенный. Так как среди этих детей чаще, ежели в среднем сообразно популяции, встречаются знаки левшества (варианты атипичного развития, атипичного профиля функциональной ассиметрии), вероятны особые трудности в овладении школьными умениями (чтение, письмо, трудные счетные операции). В данных достаточно часто встречающихся вариантах допустимо беседовать о сочетании парциальной несформированности ВПФ и экстрапунитивного вида аффективного реагирования.

Интрапунитивный тип.

Последующий тип — интрапунитивный тип характеризуется принципиально другими реакциями малыша и, поэтому, чертами аффективно-личностного развития.

Это дети, как правило, боязливые и неуверенные в себе. В том числе и внешне они отличаются сутулостью, моторной и эмоциональной «зажатостью». Речевая активность, как правило, невысокая. Дети довольно тяжело вступают в контакт, отыскивают взглядом помощи, одобрения со стороны близких, а в их отсутствие — со стороны других взрослых.

Показатели когнитивного развития в целом соответствуют возрасту, однако у одного и того же малыша имеются все шансы значительно разниться в зависимости от ситуации, в которой предъявляются задания, и стиля общения взрослого с ним. В не очень благоприятных случаях имеются все шансы быть крайне замедленны, вплоть до полного ступора, «КПД» их деятельности может быть очень невысоким. И напротив, дети имеют все шансы показывать довольно высочайшую результативность и темп деятельности в ситуации одобрения и поддержки.

Чаще, чем в среднем по популяции, встречаются случаи неустоявшейся латерализации либо латентное левшество, что осложняет процесс овладения школьной программой, еще наиболее усугубляя нерешительность и тревожность ребенка.

Совершенно естественно, что при предоставленном типе дисгармоничного становления можно говорить о сверх либо суперконтроле (сверхкритичности) из-за своей деятельностью, то есть, как правило, о высочайшем развитии регуляторных функций. При этом, кроме высокой тревожности, неуверенности в собственных силах, нередко встречаются навязчивости, элементы ритуализации, инертность методик эмоционального взаимодействия. Явно понятно, что в предоставленном варианте развития все эмоциональные реакции ориентированы как бы «внутрь», в том числе и в вариантах психомоторного возбуждения, обусловленного диффузной тревогой, страхом. К этому типу детей относятся все варианты психосоматического развития, в особенности очевидно это проявляется в том случае, когда происходит девиация из неравномерно задержанного типа развития (дисгармонический инфантилизм), когда причиной темповой задержки психического развитии являлись соматическая ослабленность либо болезнь ребенка.

Апатический тип дисгармонического развития

Более трудным и в то же время редким считается апатический тип дисгармонического развития. Более выраженные проявления данного типа развития наблюдаются в предподростковом и подростковом периоде. В данном возрасте в первую очередь направляет на себя внимание слабость, равнодушие, собственно апатичность, отсутствие каких-либо жизненных интересов, опустошенность подростков. Для них характерно равнодушие, как к результатам своей деятельности, так и к их оценке. Ребенок имеет возможность быть, сразу пресыщаем и в то же время длительно, монотонно, «безэмоционально» и механически делать какие-либо задания.
Специфическим считается отсутствие каких-либо интересов, в том числе, и сверхценных (что, собственно, и различает данный тип развития от одного из вариантов искаженного развития). В некоторых случаях вероятны проявления негативистичных и протестных реакций, однако это «пассивный» негативизм.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах данный тип развития проявляется в наиболее мягких и сглаженных формах, заключающихся в общем снижении психического тонуса, отсутствии специфичных детских интересов и живости реагирования. Следует различать этот вариант развития от проявлений депрессивных (то есть интрапунитивных) знаков у ребенка, которые, как правило, маскируются обилием соматических расстройств, повышенной чувствительностью, нарушениями сна, пищеварения, появлением тревожности и т.п.

Внимание! При «остром» возникновении подобной апатии, в особенности в начале подросткового возраста, сочетающемся с выходом в свет «философской интоксикации» либо суицидальных мыслей, нужно экстренное обращение к психиатру для квалификации состояния и необходимого лечения.

Таким же трудным при этом типе дисгармонии считается и анализ структуры базовых составляющих психического развития. Этот тип дисгармонического развития в дошкольном и младшем школьном возрастах имеет стертую, очень «смазанную» симптоматику, а в выраженных формах он имеет возможность обнаруживаться только в предподростковом и подростковом возрастах, когда структура базовых составляющих в значимой степени интероризировалась и разрешено говорить только об «операционально-технологическом» уровне их функционирования. И в данной ситуации тяжело говорить о какой-либо диагностике и анализе структуры таких базовых составляющих, как произвольность психической активности и сформированность пространственных представлений, так как проблематично обнаружить их в процессе консультирования. Достаточно очевидной особенностью, детерминирующей специфику всего состояния ребенка, считается структура сформированности базовых аффективных регуляций.

Вопрос о вероятной развивающей и коррекционной работе обязан решаться вместе с психиатром, как ведущим в данном случае специалистом. В то же время при невыраженных случаях апатичного типа дисгармонического развития и отсутствии противопоказаний к использованию психологической коррекции со стороны доктора может проводиться тонизация аффективной сферы за счет равномерно нарастающей сенсорной стимуляции в сочетании с психотерапевтической работой с ребенком и его семьей.

Внимание! Прогноз развития зависит от «остроты» состояния, особенностей возникновения, остальных факторов. Нередко схожее состояние значит начало процессуального заболевания, прогноз которого выходит за пределы компетенции специалиста по психологии. Как правило, в данном случае психиатром выставляется диагноз, описывающий наличие либо начало эндогенного заболевания.

Виды дисгармонического психического развития у детей. Характеристика

Классификация дисгармонии психического развития относятся психопатии и психопатическое формирование личности у ребенка.

Внимание! Как правило, диагноз психопатии не ставится в детском возрасте, и традиционно эти состояния именуются психопатическими синдромами, которые приводят к выраженным нарушениям поведения.

В. В. Ковалев описывает психопатические синдромы как относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, образовавшиеся в результате нарушения ее формирования, под влиянием разных эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным факторам могут быть отнесены и психогении, т. е. различные психические травмы, с которыми встречается ребенок.

Механизмы психического дизонтогенеза, лежащие в основе нарушений формирования персоны при психопатических синдромах, неоднозначны. Систематика психопатий представляет значительные проблемы. Это связано с рядом причин, главной из которых — многообразие психопатических разновидностей личности, их промежуточное положение между нормой и психическими болезнями. Кроме того, важное значение имеют и социальные причины, характеризующие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию.
Этиология психопатий обширна, она имеет возможность быть связана либо с генетическими, наследственными причинами, или с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза. Некоторые виды психопатий имеют как потомственное, так и экзогенное возникновение. Возможно, формирование психопатий перед воздействием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов.

В отечественной психиатрии классифицирование психопатий построена по этиологическому принципу. Г. Е. Сухарева выделяет 3 категории психопатий:

  • конституциональные;
  • органические;
  • смешанные.

Конституциональные психопатии, как правило, имеют наследственное происхождение. К ним относятся:

  • шизоидные;
  • эпилептоидные;
  • циклоидные;
  • психастенические;
  • истерические.

Дисгармоничное формирование детей с психопатическим синдромом по шизоидному типу проявляется в сочетании завышенной чувствительности с отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешней сухости по отношению к собственным родным и близким. Главным свойством их личности является аутизм. Им характерна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Формирование речи обгоняет формирование моторики, в связи, с чем у деток затруднены навыки самообслуживания. В играх детки выбирают одиночество либо общение с взрослыми и наиболее старшими детьми. У основной массы детей с психопатическим развитием по шизоидному типу имеется преобладание интеллектуальных интересов. Они выбирают точные науки, различаются сухостью. Но их аутистические установки никак не проявляются в полном отрыве от находящихся вокруг, как это имеет место при шизофрении. Для них характерно замещающее общение, т. е. вместо общения с детьми — общение с взрослыми, вместо игры — ранняя фиксация на интеллектуальных интересах.

Психопатическое формирование у деток по эпилептоидному типутся в устойчивых характерологических особенностях в облике эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и желаний, в предрасположенности к немотивированным колебаниям настроения, в полярности чувств.

Циклоидный вид психопатического развития различается очевидной предрасположеностью к немотивированным колебаниям настроения от пониженного субдепрессивного, до завышенного маниакального. В детском возрасте это проявляется в преобладании повышенного фона настроения, в предрасположенности к озорству, в чрезмерной коммуникабельности, которые заменяются подавленностью, апатией и др.

Внимание!Психопатическое формирование по психастеническому виду в детском возрасте видно в повышенной мнительности, в навязчивых страхах, в тревожности. В наиболее старшем возрасте наблюдаются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность.

УровеньИнтен­сивность функцийВосприятие мира
Эмоциональ­ный контроль+Приятны любые контакты с людьми, маленькая дистанция общения
 Эмоциональ-
ный диском­форт при общении, ослож­нения в оценке эмоций других людей
Сверх-избирательность   в общении, контакт — «борьба с противником»
Экспансия+Мир — место для исследо­ваний и преодоления пре­пятствий, выраженное ощущение своей силы
 Неуверен-
ность в своих силах, острое восприятие неудач
Стремление к компенса­ции неуверенности, труд­ности выбора и принятия решения

Продолжение таблицы

Ведущий мотив деятельностиСпособы реабилитации
Стремление к контакту с людьми и соблюдению групповых норм Вхождение в разнообраз­ные группы и сообщества и согласие с их нормами
Общение с ограниченным количеством людей, избе­гание прямого общения, подозрительность Психопатия параноидальная
Стремление к борьбе, риску, самоутверждение, преодоление трудностей, стремление привлечь вниманиеДостижение внимания окружающих, доказательство своей исключительности
Чувствительность к оценкам окружающих, стремление к стереотипизации жизниСенситивность и психастения

Одаренные дети с дисгармоничным типом развития

Понятие об одаренном ребенке как о хилом, слабеньким и социально нелепом созданье не всегда подходит в реальности. Однако у доли детей, исключительно одаренных в какой-либо одной области, действительно отмечается ярко выраженная неритмичность психического развития (диссинхрония), которая напрямую воздействует на личность в период ее развития и считается источником почти всех проблем необычного ребенка.

Для таких детей довольно типичным считается существенное опережение в умственном либо художественно-эстетическом развитии. Ясно, что все остальные психические сферы — эмоциональная, социальная и физическая — не всегда поспевают за таковым бурным подъемом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Эту неравномерность в развитии усиливает излишняя специализация интересов в виде доминирования интереса, соответствующего их незаурядным возможностям.

Внимание! Более важной чертой личности деток с проявлениями яркой одаренности считается особенная система ценностей, т.е. система личных ценностей, важное место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У подавляющего большинства талантливых детей есть пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов.

Свои особенности у таких детей имеет и самооценка, описывающая их представление о собственных силах и способностях. Вполне закономерен факт чрезвычайно высочайшей самооценки у данных детей и молодых людей. Но иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью — от очень высочайшей самооценки в одних случаях тот же ребенок кидается в другую крайность в иных, полагая, что он ничего не может и никак не может. И те, и остальные дети имеют необходимость в психологической поддержке.

Рвение достигнуть совершенства (так называемый перфекционизм) характерен и для данной группы талантливых детей. В целом перфекционизм носит, как уже рассказывалось, положительный характер, способствуя достижению вершин профессионального мастерства. Однако завышенная требовательность имеет возможность превращаться в невыносимую и болезненную неудовлетворенность собой и результатами собственного труда, что плохо влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Часто задачи, которые ставит перед собой ребенок, имеют все шансы намного превышать его настоящие способности на данном шаге обучения и развития. Известен ряд образцов, когда невозможность добиться поставленной цели порождала тяжелейшие стрессы, долгое переживание собственных неудач. Часто у таких детей есть трудности в эмоциональном развитии. У основной массы из них имеется завышенная впечатлительность и связанная с ней особенная эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная прежде всего со сферой их предметного интереса. События, не очень значительные для обычных детей, становятся для этих деток источником ярких переживаний. Так, к примеру, для данных детей типично принятие на себя ответственности за итоги собственной деятельности, признание, что конкретно в них скрывается причина удач и неудач, что очень часто ведет к не всегда аргументированному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

Дисгармоничность физического развития

Это отклонение имеет место быть в резком несоблюдении пропорций тела: среднее несоответствие массы тела его длине, а еще – обхватных размеров продольным. Кроме того, дисгармоничным следует считать возникновение женских черт строения тела (большой объем бедер и таза при узкой грудной клетке) у мальчиков (юношей) и мужских (узкий таз в сочетании с широкими плечами, избыточная мускулинизация) у девочек (девушек).

Дисгармоничность может появиться в результате некоторых видов спортивной тренировки, особенно в случаях ранней спортивной квалификации. Прежде всего это касается девочек и девушек. Такие виды дисгармонии могут показывать негативное воздействие на динамику роста и становления и сказываться в дальнейшем в течение всей жизни. Травмы, приобретенные в детстве, и ряд остальных болезней, особенно повреждающие позвоночник, имеют все шансы оказаться причиной физиологической дисгармоничности и наиболее серьезных отклонений состояния здоровья. Более популярными видами дисгармоничности физического становления считаются плоскостопие и нарушение осанки.

Плоскостопие – это разная степень уплощения стопы. У человека отлично развитый свод стопы, приспособленный для прямохождения, гарантирует равномерное распределение силы тяжести тела и выполняет рессорную функцию при ходьбе, беге и прыжках, сохраняя мозг от сотрясения. Уплощенная стопа приводит к завышенной усталости ног при состоянии, ходьбе и беге. Сильно выраженное плоскостопие приводит к нарушению координации движений и ограничению двигательных способностей.

Внимание! Для профилактики и лечения плоскостопия более действенным считаются специальные физические упражнения, усиливающие мышцы свода стопы, массаж стопы, контрастные ванны ног, а еще использование специальных супинаторов – обувных прокладок, дозирующих нагрузку на различные участки подошвы ног.

Осанка – это привычное непринужденное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы. Нарушение осанки, как правило, связано с искривлением позвоночника в том либо другом его отделе. Факторами возникновения данного отклонения чаще всего считаются: не соответствующая возрасту детей мебель и неправильная поза во время занятий. Более эффективным средством профилактики нарушений осанки считаются физические упражнения,тренирующие мышцы спины и шеи, а еще – систематическое поддерживание правильной позы во время занятий и при ходьбе.

В студенческий период обучения, когда в особенности нередко начинают обнаруживаться нарушения осанки из-за увеличения объемов статических нагрузок, связанных с длительным неподвижным сидением (нередко в неправильной позе) нужен постоянный контроль за позой и применение особых упражнений, формирующих мускульный каркас. Определенный результат может дать еще массаж и электростимуляция боковых мышц. В тяжелых случаях бывает нужно хирургическое вмешательство.

Дисгармоничное развитие по Лебединскому

Книга: «нарушения психического развития у детей»
Автор: Лебединский В.В.

Пособие содержит 1-ое постоянное изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд единых закономерностей аномального развития. Показана роль разных причин в происхождении асинхроний развития и патопсихологических новообразований. Автором представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза. Описана их психологическая конструкция. Книжка рассчитана на специалистов по психологии, дефектологов, преподавателей, докторов.

Дисгармоническое развитие - это... Характеристика, особенности, развитие, причины появления и влияние на человека

Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

агрессия у детей

Что такое дисгармония в психическом развитии?

Дисгармоническое развитие - это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий. Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка. Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.

ребенок в неблагополучной семье

Причины

Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности. Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды. В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.

Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.

оставленный ребенок

Механизмы формирования

Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:

  • Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
  • Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.
психопатология подростка

Протестные реакции

В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер. Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида. Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.

Особенности пассивного протеста

Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились. Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным. Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.

отклонения в развитии

Реакции эмансипации

Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.

Реакция группирования

У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы. У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства). Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.

Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.

реакция протеста у ребенка

Варианты патологий: влияние на личность

В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:

  • Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
  • Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
  • Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
  • Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.

Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.

Дисгармоничное развитие

В свою очередь, в данной подгруппе развития можно выделить отдельные типы, характеризующиеся противоположной направленностью феноменологических проявлений, дисфункцией уровней аффективной регуляции и, соответственно, принципиально различной структурой реагирования детей в различных ситуациях, при воздействиях окружающей среды. Характер аффективного реагирования детей и положен в основу определяющих, «отличительных» понятий и обозначения выделяемых типов. Наиболее адекватной в терминологическом плане представляется собственно психологическое (экстра и интрапунитивные эмоциональные реакции) {В данном случае имеется в виду терминология, предложенная в рамках теории фрустрации С. Розенцвейгом, для выделения направленности реакций личности на окружение, внешнее препятствие (экстрапунитивная реакция) или на себя самого, с принятием вины и собственной ответственности (интрапунитивная реакция), а не традиционно психиатрическое выделение.

При экстрапунитивном типе дисгармоничного развития в первую очередь обращает на себя внимание достаточно выраженная специфика поведения ребенка: от нарочитой независимости до выраженной демонстративности, порой демонстративной негативистичности. В более раннем возрасте (57 лет) можно говорить о начале формирования негативистических и протестных форм поведения, элементов демонстративности. Все эти проявления значительно усугубляются на фоне утомления ребенка.

Дети этого типа, как правило, достаточно работоспособны, но пресыщаемы однотипной деятельностью, что часто и вызывает агрессивные и протестные (часто демонстративные) реакции. Речевая активность в этом случае будет высокой, часто чрезмерной (но хорошо контролируемой ребенком). При этом общий уровень познавательного развития в целом достаточный. Поскольку среди этих детей чаще, чем в среднем по популяции, встречаются знаки левшества (варианты атипичного развития, атипичного профиля функциональной ассиметрии), возможны специфические трудности в овладении школьными навыками (чтение, письмо, сложные счетные операции). В этих достаточно часто встречающихся случаях можно говорить о сочетании парциальной несформированности ВПФ и экстрапунитивного типа аффективного реагирования.

Регуляция собственной деятельности соответствует возрастным показателям, а особую специфику можно наблюдать в эмоционально-личностных проявлениях. У детей наблюдаются высокие притязания на успех, как правило, завышенная самооценка. Они чрезвычайно требовательны к окружающим (по типу «маленького монстра» в семье), могут сознательно демонстрировать поведенческие реакции, характерные для более младшего возраста, или, наоборот, требовать признания себя как лидера, даже не имея на то фактических оснований. Часто они бывают раздражительными, легко могут переходить от дисфории к эйфории.

В том случае, если имела место девиация из темпов задержанного развития в дисгармоничное (при неблагоприятных условиях развития — см. раздел 2.2.2., поскольку форма выражения себя и самоактуализация в этом случае идет за счет формирования именно неадекватного поведения по типу: «шута горохового», реже — «козла отпущения»), вероятно возникновение асоциальных форм поведения, как правило, группового характера.

В структуре базовых составляющих: произвольность психической активности, как правило, бывает сформирована в соответствии с возрастом, однако чем младше ребенок, тем вероятнее встречаются варианты невыраженной несформированности регуляторных функций (в том числе и на уровне произвольной регуляции двигательной активности). При преобладании демонстративных черт характера, вне зависимости от возраста, выявляется достаточная сформированность произвольного звена ВПФ.

Пространственные представления при данном типе дисгармоничного развития в целом развиваются в соответствии с нормативной программой, и недостаточность в их развитии неспецифична для этого типа развития. Как уже упоминалось, чаще всего это наблюдается при наличии знаков атипичного развития.

Наибольшую специфику можно наблюдать при анализе строения аффективной регуляции поведения — ее уровневой организации. В данном случае в первую очередь обращает на себя внимание гиперфункция 3го уровня (уровень эмоциональной экспансии) при своеобразии функционирования 4го уровня аффективной регуляции (уровень эмоционального контроля), что выражается, с одной стороны, хорошей ориентацией в проявлениях эмоционального состояния других людей по отношению к себе, а с другой — отсутствием собственно эмоционального контроля и эмпатии по отношению к другим людям. При этом достаточно развит 1й уровень (уровень полевых реакций) и можно говорить о невыраженной гиперфункции 2го уровня (уровня стереотипов). Последнее проявляется в отсутствии потребностей в постоянстве окружения, поиске все новых социальных условий и «объектов» приложения своих эмоциональных экспансий.

В плане специальной психологической помощи таким детям необходима психокоррекционная / психотерапевтическая работа с целью гармонизации аффективной сферы (в данном случае можно говорить о предпочтении достаточно «жестких» психотерапевтических техник), семейная психотерапия. В случаях присоединения знаков атипичного развития может быть показана двигательная нейропсихологическая коррекция. В тяжелых случаях дисгармоничноо развития этого типа необходимо привлечение врачапсихиатра.

В случае адекватно подобранной коррекции, возможности адекватной «легализации» демонстративности ребенка в социально приемлемых формах и успешной работы с ближайшим окружением ребенка (в том числе и с педагогами) прогноз развития достаточно благоприятен.

Наиболее типичными диагнозами других специалистов для детей и подростков этого типа развития являются: «формирование личности по истерическому типу», «неврозоподобные реакции», «характерологические и патохарактерологические реакции» — для детского возраста, «психопатия возбудимого типа», «патологическое формирование личности», «истерический невроз» — для подростковых возрастов (по МКБ9), «расстройство поведения — (F91), в частности, вызывающее оппозиционное расстройство» — (F91.3) (по МКБ10) и т.п.

Ведущим специалистом в данном случае следует считать психолога или психотерапевта. При формах, значительно нарушающих социальную адаптацию, — психиатра.

Интрапунитивный тип характеризуется принципиально противоположными реакциями ребенка и, соответственно, чертами аффективноличностного развития.

Это дети, как правило, робкие и неуверенные в себе. Даже внешне они выделяются сутулостью, моторной и эмоциональной «зажатостью». Речевая активность, как правило, низкая. Дети достаточно трудно вступают в контакт, ищут взглядом поддержки, одобрения со стороны близких, а в их отсутствие — со стороны других взрослых. Показатели когнитивного развития в целом соответствуют возрасту, однако у одного и того же ребенка могут значительно разниться в зависимости от ситуации, в которой предъявляются задания, и стиля общения взрослого с ним. В неблагоприятных случаях могут быть крайне замедленны, вплоть до полного ступора, «КПД» их деятельности может быть крайне низким. И наоборот: дети могут показывать достаточно высокие результативность и даже темп деятельности в ситуации одобрения и поддержки.

Чаще, чем в среднем по популяции, встречаются случаи неустоявшейся латерализации или латентное левшество, что осложняет процесс овладения школьной программой, еще более усугубляя неуверенность и тревожность ребенка.

Совершенно естественно, что при данном типе дисгармоничного развития можно говорить о сверх или суперконтроле (сверхкритичности) за своей деятельностью, то есть, как правило, о высоком развитии регуляторных функций. При этом, помимо высокой тревожности, неуверенности в своих силах, часто встречаются навязчивости, элементы ритуализации, инертность способов эмоционального взаимодействия. Вполне очевидно, что в данном варианте развития все эмоциональные реакции направлены как бы «вовнутрь», даже в случаях психомоторного возбуждения, обусловленного диффузной тревогой, страхом.

К этому типу детей относятся все варианты психосоматического развития, особенно очевидно это проявляется в том случае, когда происходит девиация из неравномерно задержанного типа развития (дисгармонический инфантилизм), когда причиной темповой задержки психического развития являлись соматическая ослабленность или заболевание ребенка.

Об особенностях формирования базовых составляющих при этом типе психического дизонтогенеза можно сказать следующее. По отношению к произвольной регуляции поведения, как уже было сказано, при данном варианте можно говорить о, по крайней мере, достаточном ее уровне (если мы говорим о произвольной регуляции собственной деятельности), в том числе когнитивного звена ВПФ; часто можно говорить о высоком уровне развития функции программирования и контроля собственной деятельности, что выражается в сверхкритичности, проявляющейся порой в навязчивых движениях, ритуалах, даже мыслях как защитных механизмах компенсации сверхнапряжения. В то же время уровень произвольной регуляции эмоционального состояния часто бывает сформирован недостаточно, смыкаясь в своих проявлениях со спецификой формирования структуры аффективной регуляции поведения.

Сформированность пространственных представлений в целом соответствует возрастным показателям, более того, могут быть достаточно высоко развиты собственно квазипространственные (лингвистические) представления. В качестве иллюстрации можно предложить образ Пьеро из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик» как один из вариантов данного типа: поэт, меланхолик и интраверт! В случаях сочетания знаков атипичного развития и данного варианта дисгармонии пространственные представления будут сформированы недостаточно, что, в свою очередь, негативно скажется на возможности овладения школьной программой и еще более усугубит личностную дезадаптацию.

С точки зрения сформированности уровневой организации аффективной регуляции спецификой является достаточно выраженная гипофункция 3го уровня аффективной регуляции при гипофункции 2го и 4го уровней. Хорошо понятно, что для таких детей сама мысль о необходимости «преодоления» страшна, но в ситуации коллективного поведения или ради блага другого человека (может быть, совсем и неблизкого) они в состоянии «переломить» себя и за счет собственного аффективного истощения реализовать требуемое. В этом случае необходимая для решения поведенческих задач аффективная тонизация может компенсаторно проявиться в нарастании защитных механизмов 2го уровня аффективной регуляции, что выразится в виде уже упомянутых компенсаторно формирующихся навязчивостях, ритуалах, стереотипных формах эмоционального реагирования. Компенсаторно это может выражаться также и в фантазиях на тему успеха, преодоления, риска, что в реальной ситуации не имеет места. В этом случае можно говорить о том, что такие исходно интрапунитивные эмоциональные реакции проявляются в виде неких «экстрапунитивноподобных» форм. Это необходимо учитывать психологу при анализе поведения ребенка. Можно также говорить об относительной недостаточности функционирования 1го уровня, трудностях «полевой» оценки ситуации, что может проявляться в неадекватных формах реагирования в критических ситуациях.

Как и в предыдущем случае, основной формой работы с детьми является психокоррекционная / психотерапевтическая помощь. Помимо гармонизации системы аффективной регуляции, которая может проходить в виде ставшей уже классической системы О.С. Никольской, крайне успешной следует считать кататимноимагинативную психотерапию по К. Лернеру, а также другие виды психотерапевтической работы, направленные на создание ситуации успеха и принятия в широком смысле этого слова. Не менее важной является и психокоррекционная работа с родителями и ближайшим окружением ребенка. В случае сочетания такого типа развития с элементами атипии формирования межфункциональных взаимодействий (профиля функциональной ассиметрии) в первую очередь необходима моторная коррекция, основанная на нейропсихологическом подходе с последующим формированием пространственных представлений в специально создаваемой ситуации закрепления успеха и достижений.

Наиболее типичными диагнозами являются: для детей — «формирование личности по тормозимому типу», «неврозоподобные реакции», «невротическое развитие личности», отдельные расстройства привычек и влечений детского возраста; для подростков  «невроз навязчивых состояний», «психопатия тормозимого типа», различные варианты психосоматического развития, включая «психогенную нервную анорексию», незлокачественные «дисморфофобии» (по МКБ9), «расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов»  (F94), «смешанные расстройства поведения и эмоций»  (F92) «эмоциональные расстройства, специфичные для детского возраста»  (РОЗ), «другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте»  (F98) (по МКБ10).

Ведущим специалистом, как и в предыдущем случае, следует считать психолога или психотерапевта. При выраженных нарушениях, в первую очередь нарушающих социальную адаптацию, ведущим специалистом должен стать психиатр.

Наиболее сложным и в то же время редким является выделяемый нами апатический тип дисгармонического развития. Феноменологически наиболее выраженные проявления этого типа развития наблюдаются в предподростковом и подростковом периоде. В этом возрасте в первую очередь обращает на себя внимание вялость, безразличие, собственно апатичность, отсутствие каких либо жизненных интересов, опустошенность подростков. Для них характерно безразличие как к результатам собственной деятельности, так и к их оценке. Ребенок может быть одновременно пресыщаем и в то же время длительно, монотонно, «безэмоционально» и механически выполнять какие-либо задания.

Специфичным является отсутствие каких-либо интересов, в том числе, и сверхценных (что, собственно, и отличает этот тип развития от одного из вариантов искаженного развития). В некоторых случаях возможны проявления негативистичных и протестных реакций, однако это «пассивный» негативизм.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах этот тип развития проявляется в более мягких и сглаженных формах, заключающихся в общем снижении психического тонуса, отсутствии специфических детских интересов и живости реагирования. Следует отличать данный вариант развития от проявлений депрессивных (то есть интрапунитивных) знаков у ребенка, которые как правило маскируются обилием соматических расстройств, повышенной чувствительностью, нарушениями сна, пищеварения, появлением тревожности и т.п..

Внимание! При «остром» возникновении подобной апатии, особенно в начале подросткового возраста, сочетающемся с появлением «философской интоксикации» или суицидальных мыслей, необходимо экстренное обращение к психиатру для квалификации состояния и необходимого лечения.

Таким же сложным при этом типе дисгармонии является и анализ структуры базовых составляющих психического развития. Данный тип дисгармонического развития в дошкольном и младшем школьном возрастах имеет стертую, чрезвычайно «смазанную» симптоматику, а в выраженных формах он может проявляться лишь в предподростковом и подростковом возрастах, когда структура базовых составляющих в значительной степени интероризировалась и можно говорить лишь об «операционально технологическом» уровне их функционирования. И в этой ситуации трудно говорить о какойлибо диагностике и анализе структуры таких базовых составляющих, как произвольность психической активности и сформированность пространственных представлений, поскольку проблематично выявить их в процессе консультирования. Достаточно очевидной особенностью, детерминирующей специфику всего состояния ребенка, является структура сформированности базовых аффективных регуляций.

На первый план скорее всего можно поставить значительную гипофункцию первого уровня при, повидимому, гипофункции всех последующих иерархически «надстраивающихся» над ним уровней: 2го, 3го и 4го, что и проявляется в феноменологическом плане в виде грубого снижения жизненного тонуса за счет выраженной недостаточности всей системы аффективной тонизации. На настоящем этапе окончательного решения вопроса о специфике структуры базовых составляющих при этом типе отклоняющегося развития нет.

Вопрос о возможной развивающей и коррекционной работе должен решаться совместно с психиатром, как ведущим в этом случае специалистом. В то же время при невыраженных случаях апатичного типа дисгармонического развития и отсутствии противопоказаний к применению психологической коррекции со стороны врача может проводиться тонизация аффективной сферы за счет постепенно нарастающей сенсорной стимуляции в сочетании с психотерапевтической работой с ребенком и его семьей.

Прогноз развития зависит от «остроты» состояния, особенностей возникновения, других факторов. Часто подобное состояние означает начало процессуального заболевания, прогноз которого выходит за пределы компетенции психолога. Как правило, в этом случае психиатром выставляется диагноз, характеризующий наличие или начало эндогенного заболевания.

Лекция. Дисгармоничное психическое развитие.

Дисгармоничное психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонической личности 

Моделями дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое формирование личности. В их основе лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Патологическое формирование личности обусловлено неблагоприятными условиями воспитания ребенка и наличием в его жизни длительных психотравмирующих ситуаций. В патогенезе патологического формирования личности основная роль принадлежит двум факторам:

  • закреплению патологических реакций, представляющих собой форму реакции на психотравмирующую ситуацию. Эти реакции становятся устойчивыми свойствами личности;

  • непроизвольному воспитанию у ребенка таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, инертность, негативизм и др.

Выделяют основные варианты патологического формирования личности:

  • аффективно-возбудимый тип;

  • тормозимый тип;

  • истероидный тип;

  • неустойчивый тип;

  • невропатический тип.

Под психопатией понимают стойкие врожденные особенности склада личности, препятствующие полноценной адаптации к окружающей среде. Это заболевание предполагает стойкий дисгармонический склад психики. Этиология психопатий связана как с генетическими и наследственными факторами, так и с экзогенными факторами. К ним относятся различные патологические факторы, действующие на ранних этапах онтогенеза. Некоторые виды психопатии могут возникать в результате действия как наследственных, так и экзогенных факторов. В отдельную группу выделяют психопатии приобретенного характера вследствие органических поражений центральной нервной системы и других заболеваний. Дети с психопатией отличаются от остальных групп детей не только дисгармонией характера. Им свойственна значительно большая чувствительность к влиянию ряда внутренних, соматогенных, психогенных и социальных факторов. Этим и обусловлено многообразие динамики психопатии. Основными видами психопатии являются фазы и патологические состояния. Отдельной проблемой специальной психологии является дифференциация психопатии от постпроцессуальных резидуальных состояний и прогредиентно текущих заболеваний. Психопатиям не свойствен большой динамизм проявлений, сопровождающийся расширением клинической картины и возникновением новых расстройств.

Ведущую группу психопатий составляют конституциональные психопатии, имеющие наследственное происхождение. К этой группе относятся шизоидная психопатия, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая и истерическая психопатии. Шизоидную и эпилептоидную психопатии следует отличать от шизофрении и эпилепсии. Шизофреническая психопатия имеет больше сходств с ранним детским аутизмом, но в отличие от последнего у ребенка не наблюдается столь грубых нарушений мышления, речи, расстройств эмоционально-волевой сферы. При эпилептической психопатии отсутствуют судорожные припадки, свойственные эпилепсии.

Органическая психопатия связана с ранним поражением центральной нервной системы в перинатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. К группе органических психопатий относят возбудимый и бестормозной типы. 

Классификация психопатий. Характеристика психопатий 

В отечественной дефектологии выделяют следующие типы психопатии:

  • шизоидные,

  • эпилептоидные,

  • психастенические, 

  • истерические, 

  • циклоидные, 

  • возбудимые

  • бестормозные.

Шизоидные психопаты. Ребенку с шизоидной психопатией присущи черты аутизма. Они избегают общения; одиночество и мир фантазий предпочитают обществу сверстников. Для эмоциональной сферы шизоидных психопатов характерны, с одной стороны, повышенная чувствительность и ранимость, а с другой стороны, безразличие по отношению к родным и близким, эмоциональная холодность. При этом типе психопатии нет грубых нарушений мышления, речи, нарушения в эмоционально-волевой сфере также отсутствуют.

Эпилептоидная психопатия. Такой тип психопатии имеет внешнее сходство с эпилепсией, хотя при эпилептоидной психопатии отсутствуют судорожные припадки и отмечаются лишь стойкие характерологические особенности в виде эмоциональной вязкости и инертности. У детей с эпилептоидной психопатией наблюдаются трудности перехода от одного настроения к другому или склонность к немотивированным его колебаниям, заострение внимания на плохом настроении.

Циклоидная психопатия. При этом типе психопатии наблюдается склонность к немотивированным колебаниям настроения от пониженного депрессивного до повышенного маниакального. Педагогиче­ская работа с такими детьми сложна из-за их гиперактивности и неугомонности.

Психастеническая психопатия. Дети с таким типом психопатии склонны к тревожности и мнительности. В школьном возрасте у них отмечаются навязчивые сомнения и патологическая нерешительность, а качестве некоторой компенсации возникает склонность к порядку и неизменному режиму дня.

Истерическая психопатия. Такой тип психопатии наблюдается у девочек. Для них характерны эгоцентризм, повышенная возбудимость, неспособность к волевому усилию. В раннем возрасте такие дети склонны к капризности, в дошкольном возрасте им свойственны жажда признания, желание быть в центре внимания, в подростковом возрасте - тяга к интригам, вымыслу, кокетству.

Возбудимый тип (относится к группе органических психопатий). Возбудимый тип диагностируется чаще у мальчиков, чем у девочек. Для него характерна аффективная и двигательная возбудимость. Уже в раннем возрасте у мальчиков с возбудимым типом психопатии возникают аффективные вспышки с нескрываемой злобой, агрессией, упрямством, негативизмом. Эта группа детей считается трудной с точки зрения воспи­тательной работы с ними: они неуправляемы. Обижают более слабых детей, грубят взрослым. В ответ на малейшие замечания возникают бурные реакции протеста, возможны побеги из дома, школы.

Бестормозной тип (относится к группе органических психопатий). Для детей с таким типом психопатии характерны повышенный, даже эйфорический тон настроения, постоянная отвлекаемость на раздражители, отсутствие критичности при достаточно сохранном интеллекте. Любое впечатление вызывает бурную эмоциональную реакцию. В школьном возрасте отсутствие критичности и волевой регуляции вызывает развитие склонности к бродяжничеству, импульсивным сексуальным поступкам и др. 

Психолого-педагогическая характеристика детей с психопатией 

В современной дефектологии к психопатиям относят такие особенности личности, которые характеризуются дисгармоничностью ее психического склада. Они относительно постоянны, практически необратимы и тотальны, оказывают сильное влияние на определение всей психической структуры человека. Выло выявлено, что патологические личностные особенности выражены настолько значительно, что препятствуют дальнейшей полноценной социальной адаптации и самоопределению личности. Считается, что определенный клинический тип психопатии формируется не ранее 18 лет. В связи с этим постановка диагноза «психопатия» ребенку неправомерна. Действительно, в большинстве случаев до начала юношеского возраста патологические черты характера лишены двух главных признаков психопатии: стабильности и тотальности. Но при этом достаточно очевидным является третий признак психопатии - школьная дезадаптация, которая у детей с разными типами психопатии протекает по-разному.

У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте наступает несоответствие между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Развитие речи у таких детей обгоняет развитие моторики. Они с трудом овладевают навыками самообслуживания, отказываются принимать участие в подвижных играх. В начальных классах школьники с шизоидной психопатией испытывают значительные трудности при овладении письмом. В старших классах их увлечения довольно своеобразны, оригинальны и чаще всего односторонни. Особенности мышления детей с психопатией нередко находят отражение в необычных, оригинальных, творческих работах. Иногда имеет место одаренность, и тогда дети достигают определенных успехов, особенно на поприще абстрактных наук. В то же время им чужды нормальные человеческие потребности, они равнодушны к нуждам семьи.

Детям с психастенической психопатией свойственно обладание хорошими интеллектуальными способностями, иногда бывает даже одаренность в опре­деленных сферах науки или искусства. Несмотря на это, многие из них учатся средне ли ниже среднего. Причина кроется в характерологических особенностях детей с психастенической психопатией. Они педантично и скурпулезно подходят к подготовке домашнего задания, но в то же время чрезмерно волнуются при устных ответах, находятся в состоянии паники при написании контрольных и проверочных работ, постоянно сомневаются в правильности полученных результатов и тратят большее количество времени на перепроверку.

Характерными особенностями детей и подростков с циклоидной психопатией являются колебание настроения от бодрого, приподнятого до подавленного, появление апатии, резкого снижения умственной и физической активности. В таком состоянии дети и подростки испытывают серьезные затруднения при обучении в школе. Иногда они прекращают посещать школу, избегают общества друзей, быстро устают от общения с людьми, предпочитая проводить все время дома перед компьютером или телевизором. Такие состояния продолжаются 1 - 3 недели и сменяются у детей обычным настроением или приподнятым настроением с повышением активности и ощущением физической бодрости и силы.

Дисгармоничное развитие личности (стр. 1 из 2)

План

Введение

1. Общие вопросы формирования личности

2. Дисгармоничная личность

Заключение

Список литературы

Введение

Известная мудрость, ставшая народной, гласит: «Не тот родитель, кто на свет произвел, а тот, кто вырастил и уму-разуму выучил». И действительно, долг каждого родителя заключается не только в уходе за ним, обеспечении условий для его физического развития, но и в воспитании его личности. Индивидом человек рождается, а вот личностью становиться. И от того, какие социально значимые качества, установки и ценности мы воспитаем в своем ребенке, такой и будет его личность.

Семейные взаимоотношения являются одним из главных условий гармоничного или дисгармоничного развития личности. Учеными и практиками было проведено большое количество исследований, в результате которых сформировалось довольно четкое представление о закономерностях развития личности ребенка. Не менее богатый опыт и знания накоплены об отклонениях или его дисгармоничном личностном развитии. Все это должно в той или иной степени стать достоянием каждого родителя, стремящегося с самого начала серьезно подойти к воспитанию своего ребенка.

Цель реферата – рассмотреть факторы, влияющие на дисгармоничное развитие личности.

1. Общие вопросы формирования личности

Под гармонично развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности.

Не всякий человек является личностью. Новорожденный младенец – это уже человек, но отнюдь еще не личность. Нельзя также считать личностью ребенка-идиота. В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией либо иным поражением головного мозга, он может и перестать быть личностью.

Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, гармоничную личность. Личность формируется постепенно.

Личность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т.е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка.

На разных этапах формирования личности взрослые люди вводят ребенка в мир социальной действительности. У ребенка под влиянием социальной ситуации его развития складывается определенная система мотивов и потребностей.

Врожденные биологические особенности организма ребенка оказывают влияния на свойства его личности. Оказывают, но отнюдь не предопределяют ее развитие. Всякие внешние воздействия действуют на человека опосредованно, через внутренние условия, важный физиологический компонент этих внутренних условий составляют свойств нервной системы.

Следовательно, хотя состояние и свойства нервной системы входят составным элементом в комплекс условий, от которых зависит полноценное развитие личности ребенка, их не следует рассматривать как определяющие развитие личности. Определяют развитие личности ребенка общественные условия его воспитания, конкретная историческая среда, в которой он развивается, его образ жизни.

Этими положениями теории личности, разрабатываемые русскими психологами, существенно отличаются от некоторых зарубежных концепций, рассматривающих личность и характер ребенка как прямое следствие его конституциональных, наследуемых свойств.

При формировании личности школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. При нормальном развитии личности здорового ребенка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются, образуя сложную, взаимосвязанную иерархию. Не только развиваются и все более «очеловечиваются» элементарные органические потребности, но формируются и усложняются разнообразные культурные специфически человеческие потребности. Возникают интересы и потребности познавательного характера: ребенок хочет овладевать знаниями, читать книги, слушать музыку, любоваться природой, произведениями искусства.

Наиболее сложными человеческими потребностями, формируемыми в наших школах, являются такие, как потребность в положительной общественной оценке, в уважении со стороны коллектива, в полезном обществу творческом труде, в самоуважении, т.е. в переживании своей деятельности как соответствующей принятым нравственным нормам.

Иначе обстоит дело с развитием высших потребностей у умственно отсталых детей. Умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего не знает, не может и не хочет, т.е. отсутствуют какие-либо хотения, стремления, потребности. Умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений (в отсутствии духовных интересов и потребностей. У многих из умственно отсталых школьников крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.

Слабость побуждений умственно отсталых детей неравномерна. Элементарные органические потребности у большинства умственно отсталых детей совершенно адекватны, и их побудительная сила с годами все увеличивается.

Даже если не наблюдается расторможенности влечений, а только замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей. Именно эта дисгармоничность, иначе говоря, непропорциональное развитие потребностей представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития личности умственно отсталого ребенка.

Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование ее направленности. Понятие «направленность личности» расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. К чему стремится ученик, заканчивающий вспомогательную школу: хочет ли он работать, читать, заниматься спортом, либо главные его устремления состоят в желании развлекаться, потреблять то, что могут дать ему родители и государство?

Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство. Труд способствует развитию критичности детей, укреплению навыков самоконтроля и повышению самооценки. В процессе изготовления какой-либо вещи школьник видит свои достижения и замечает свои ошибки. Успешное изготовление вещи укрепляет веру в собственные возможности. Самостоятельное изготовление вещей способствует развитию положительной направленности личности школьника.

Большое значение для формирования личности имеет коллектив, в котором она развивается. Личность, формируясь под влиянием окружающей действительности, становится все более независимой от непосредственного влияния сиюминутной ситуации. Так, например, зрелый и сознательный юноша, оказавшись в дурной компании, не даст себя уговорить пойти на аморальное действие. Однако зрелой и сознательной личностью этот человек не родился, а стал под влиянием всего своего образа жизни в семье, школе, среди друзей по трудовой деятельности.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитий на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений.

2. Дисгармоничная личность

Гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже не осознаваемыми им самим желаниями. Мотивирующая сила таких бессознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже ломающим человеческую личность.

Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.

Острые эмоциональные реакции, негативистическое поведение больше всего свойственны детям, у которых в результате прошлого опыта прочно сложилась завышенная самооценка и соответствующий ей завышенный уровень притязаний. Эти ребята во что бы то ни стало стремятся доказать другим и, главное, самим себе, что их самооценка верна, что они действительно способны добиться желаемого, в том числе и соответствующей оценки окружающих.

Среди аффективных детей встречаются также школьники и с неадекватно заниженной самооценкой, постоянно боящиеся обнаружить свою мнимую несостоятельность. Такого рода неуверенность в себе выступает лишь обратной стороной стремления к самоутверждению и служит в качестве защитного механизма против возможности оказаться не на уровне имеющихся у ребенка слишком высоких притязаний.

Эмоциональные переживания, связанные с тем, что ребенок не хочет допустить в сознание мысль о своей несостоятельности и потому отвергает свой неуспех, искаженно воспринимая и толкуя все факты, свидетельствующие о его поражении, в сумме приводят к «аффекту неадекватности». Дети с таким аффектом действительно не понимают подлинную причину ни своей неудачи, ни своего эмоционального состояния. При этом аффект неадекватности особенно продолжительно держится у тех детей, мнимая самоуверенность которых все время поддерживается времени им или частичным успехом. Так начинает складываться дисгармоничная структура личности ребенка. В сознании - высокая самооценка, высокие притязания, желание быть на уровне своих мнимых возможностей, как в своих собственных глазах, так и в глазах других людей. А в области бессознательных психических процессов - неуверенность в себе, которую ребенок не хочет допустить в сознание.

Дисгармоничное развитие личности - Реферат

метки: Ребенок, Развитие, Человек, Потребность, Воспитание, Условие, Влияние, Формирование

ПланВВЕДЕНИЕ1. Общие вопросы формирования личности2. Дисгармоничная личностьЗаключениеСписок литературыВВЕДЕНИЕИзвестная мудрость, ставшая народной, гласит: «Не тот родитель, кто на свет произвел, а тот, кто вырастил и уму-разуму выучил». И действительно, долг каждого родителя заключается не только в уходе за ним, обеспечении условий для его физического развития, но и в воспитании его личности. Индивидом человек рождается, а вот личностью становиться. И от того, какие социально значимые качества, установки и ценности мы воспитаем в своем ребенке, такой и будет его личность. Семейные взаимоотношения являются одним из главных условий гармоничного или дисгармоничного развития личности. Учеными и практиками было проведено большое количество исследований, в результате которых сформировалось довольно четкое представление о закономерностях развития личности ребенка. Не менее богатый опыт и знания накоплены об отклонениях или его дисгармоничном личностном развитии. Все это должно в той или иной степени стать достоянием каждого родителя, стремящегося с самого начала серьезно подойти к воспитанию своего ребенка.

Цель реферата — рассмотреть факторы, влияющие на дисгармоничное развитие личности.1. Общие вопросы формирования личностиПод гармонично развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности. Не всякий человек является личностью. Новорожденный младенец — это уже человек, но отнюдь еще не личность. Нельзя также считать личностью ребенка-идиота. В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией либо иным поражением головного мозга, он может и перестать быть личностью. Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, гармоничную личность. Личность формируется постепенно. Личность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т.

12 стр., 5536 слов

Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста

... человеком стал Лев Семенович Выготский. Именно он стал революционером в построении теории и изучении развития сознательной личности ребенка ... возможно решить важнейшие практические вопросы и задачи по обучению и воспитанию детей, по-новому подходить к ... 11. Леонтьев А.Н.Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -- М.-Л., 1948г ...

е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка. На разных этапах формирования личности взрослые люди вводят ребенка в мир социальной действительности. У ребенка под влиянием социальной ситуации его развития складывается определенная система мотивов и потребностей. Врожденные биологические особенности организма ребенка оказывают влияния на свойства его личности. Оказывают, но отнюдь не предопределяют ее развитие. Всякие внешние воздействия действуют на человека опосредованно, через внутренние условия, важный физиологический компонент этих внутренних условий составляют свойств нервной системы. Следовательно, хотя состояние и свойства нервной системы входят составным элементом в комплекс условий, от которых зависит полноценное развитие личности ребенка, их не следует рассматривать как определяющие развитие личности. Определяют развитие личности ребенка общественные условия его воспитания, конкретная историческая среда, в которой он развивается, его образ жизни. Этими положениями теории личности, разрабатываемые русскими психологами, существенно отличаются от некоторых зарубежных концепций, рассматривающих личность и характер ребенка как прямое следствие его конституциональных, наследуемых свойств.

При формировании личности школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т. п. При нормальном развитии личности здорового ребенка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются, образуя сложную, взаимосвязанную иерархию. Не только развиваются и все более «очеловечиваются» элементарные органические потребности, но формируются и усложняются разнообразные культурные специфически человеческие потребности. Возникают интересы и потребности познавательного характера: ребенок хочет овладевать знаниями, читать книги, слушать музыку, любоваться природой, произведениями искусства. Наиболее сложными человеческими потребностями, формируемыми в наших школах, являются такие, как потребность в положительной общественной оценке, в уважении со стороны коллектива, в полезном обществу творческом труде, в самоуважении, т. е. в переживании своей деятельности как соответствующей принятым нравственным нормам. Иначе обстоит дело с развитием высших потребностей у умственно отсталых детей.

9 стр., 4134 слов

Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития

... учреждения VII вида. 4. Определить влияние трудового воспитания на развитие личности детей с нарушениями умственно развития. Практическая значимость заключается в подборе диагностического материала по исследованию ... В.П. Кащенко (1870-1943) считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности [; 209]. В ...

Умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего не знает, не может и не хочет, т. е. отсутствуют какие-либо хотения, стремления, потребности. Умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений (в отсутствии духовных интересов и потребностей. У многих из умственно отсталых школьников крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Слабость побуждений умственно отсталых детей неравномерна. Элементарные органические потребности у большинства умственно отсталых детей совершенно адекватны, и их побудительная сила с годами все увеличивается. Даже если не наблюдается расторможенности влечений, а только замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей. Именно эта дисгармоничность, иначе говоря, непропорциональное развитие потребностей представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития личности умственно отсталого ребенка.

15 стр., 7151 слов

Исследование умственного развития детей подготовительной группы в процессе дидактических игр

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы исследования умственного развития детей к школе (подготовительная группа) в процессе дидактических игр 1.1 Особенности формирования умственного развития детей к школе (подготовительная группа) 1.2 Дидактические игры как средство умственного развития детей к школе (подготовительная группа) Глава 2. Определение влияния дидактических игр на умственное ...

Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование ее направленности. Понятие «направленность личности» расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. К чему стремится ученик, заканчивающий вспомогательную школу: хочет ли он работать, читать, заниматься спортом, либо главные его устремления состоят в желании развлекаться, потреблять то, что могут дать ему родители и государство? Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство. Труд способствует развитию критичности детей, укреплению навыков самоконтроля и повышению самооценки. В процессе изготовления какой-либо вещи школьник видит свои достижения и замечает свои ошибки. Успешное изготовление вещи укрепляет веру в собственные возможности. Самостоятельное изготовление вещей способствует развитию положительной направленности личности школьника.

Большое значение для формирования личности имеет коллектив, в котором она развивается. Личность, формируясь под влиянием окружающей действительности, становится все более независимой от непосредственного влияния сиюминутной ситуации. Так, например, зрелый и сознательный юноша, оказавшись в дурной компании, не даст себя уговорить пойти на аморальное действие. При этом зрелой и сознательной личностью этот человек не родился, а стал под влиянием всего своего образа жизни в семье, школе, среди друзей по трудовой деятельности. Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитий на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений.2. Дисгармоничная личностьГармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже не осознаваемыми им самим желаниями.

8 стр., 3642 слов

Высшие чувства личности и формирования их в современных условиях 2

... знаний, умений и навыков. Формирование высшихчувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это периодпервоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного возраста сбольшим желанием ... Они возникают под влияниемповедения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания –своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствиянормам морали ...

Мотивирующая сила таких бессознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже ломающим человеческую личность. Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности. Острые эмоциональные реакции, негативистическое поведение больше всего свойственны детям, у которых в результате прошлого опыта прочно сложилась завышенная самооценка и соответствующий ей завышенный уровень притязаний. Эти ребята во что бы то ни стало стремятся доказать другим и, главное, самим себе, что их самооценка верна, что они действительно способны добиться желаемого, в том числе и соответствующей оценки окружающих. Среди аффективных детей встречаются также школьники и с неадекватно заниженной самооценкой, постоянно боящиеся обнаружить свою мнимую несостоятельность. Такого рода неуверенность в себе выступает лишь обратной стороной стремления к самоутверждению и служит в качестве защитного механизма против возможности оказаться не на уровне имеющихся у ребенка слишком высоких притязаний.

Эмоциональные переживания, связанные с тем, что ребенок не хочет допустить в сознание мысль о своей несостоятельности и потому отвергает свой неуспех, искаженно воспринимая и толкуя все факты, свидетельствующие о его поражении, в сумме приводят к «аффекту неадекватности». Дети с таким аффектом действительно не понимают подлинную причину ни своей неудачи, ни своего эмоционального состояния. При этом аффект неадекватности особенно продолжительно держится у тех детей, мнимая самоуверенность которых все время поддерживается времени им или частичным успехом. Так начинает складываться дисгармоничная структура личности ребенка. В сознании — высокая самооценка, высокие притязания, желание быть на уровне своих мнимых возможностей, как в своих собственных глазах, так и в глазах других людей. А в области бессознательных психических процессов — неуверенность в себе, которую ребенок не хочет допустить в сознание. С возрастом у одних детей возникает потребность оправдать свои особенности, и тогда они начинают превращать пороки в добродетели, т.

4 стр., 1922 слов

Психологические закономерности влияния условий социализации в детском доме на особенности когнитивного развития и на особенности развития личности детей в

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА 6 1.1. Влияние социальной среды на развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома 6 1.2. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях детского дома 12 1.2.1. Специфические особенности формирования личности 22 2. МЕТОДЫ И КОНТИНГЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ 46 2.1. Характеристика ...

е. относиться к ним как ценностным. В этих случаях рассогласованность между сознанием и поведением, казалось бы, исчезает, однако в действительности она остается, ибо у таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущейся недооценкой значимости их личности. Другие дети продолжают сознательно принимать усвоенные ими нравственные ценности, которые, находясь в конфликте с особенностями их личности, вызывают у этих ребят постоянный разлад с собой. В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально не адаптированные, склонные к преступлениям. ЗаключениеЗавершая работу над рефератом, можно прийти к выводу, что дисгармоничное развитие личности обусловлено многими факторами, такими как общественные отношения, врожденные биологические особенности, направленность личности, трудовое воспитание, коллектив, семейные взаимоотношения.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, ...

Источником формирования дисгармонической личности при определенных условиях становятся аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций. Таким образом, люди с дисгармонической организацией личности — это не просто индивиды с направленностью на себя. Это люди с двойной направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находится в постоянном противоречии.Список литературы1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1996. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,. 1998. 3. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М., 2001. 4. Рубинштейн С.Л. Пути и принципы развития психологии. — М., 1995.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

7. Дисгармоническое развитие личности

7.1. Нарушения эмоциональной регуляции как основа дисгармонического развития

К дисгармоническому психическому развитию можно отнести такие варианты развития личности, как психопатии и невротическое развитие личности. Зачастую в качестве проявления этих состояний выступают стойкие поведенческие нарушения. Сочетание динамических расстройств эмоциональной сферы: повышенной возбудимости, лабильности, инертности, вязкости аффекта и преобладающей модальности эмоций (страха, гнева, печали и т. д.) – порождает многообразие конкретных вариантов дисгармонического развития личности.

Дисгармоническое психическое развитие – это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии – это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

Происхождение психопатий может быть связано либо с генетическими, наследственными факторами, либо с воздействиями внешних повреждающих факторов в раннем детстве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболевания). Возможно также возникновение психопатий как реакция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоционального реагирования.

При психопатиях происходит усиление либо ослабление функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции. Базальная система эмоциональной регуляции создает и интенсивность, и направленность бессознательной оценки воздействий окружающей среды (насколько какой-либо раздражитель воспринимается как сильный или слабый, приятный или неприятный, вызывающий стремление к избеганию, приближению или агрессии). В дальнейшем, в зависимости от этого базального тонуса, происходит построение мотивационных структур личности и волевой регуляции (как возможности реализации мотива, достижения цели). Неравномерность, дисгармоничность развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением либо ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со стороны остальных уровней приводят к формированию психопатии.

Возможна классификация психопатий в зависимости от усиления либо ослабления функций и уровней эмоциональной регуляции. Базальные уровни эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) возникли вследствие необходимости активного контакта человека со средой и в норме обеспечивают ему успешное избегание опасностей и достижение целей, удовлетворение потребностей. Выделяют 4 уровня базальной аффективной организации, каждый из которых разрешает свойственную ему задачу адаптации.

1-й уровень (полевой реактивности) связан с предварительной оценкой допустимости контакта с объектом внешнего мира. Эффективная ориентировка на этом уровне производится вне активного избирательного контакта с окружающим, как целостное восприятие интенсивности и притяжения – отталкивания со стороны объекта.

2-й уровень (стереотипов) регулирует процессы удовлетворения телесных потребностей; задача – обработка эмоциональных стереотипов сенсорного контакта с миром. Происходит оценка качества впечатления: соответствие – несоответствие нуждам организма. Эмоционально окрашиваются ощущения всех модальностей: вкусовые, обонятельные, зрительные, тактильные и т. д. Особо сильная чувствительность к ритмическим, повторяющимся воздействиям. Задержка в исполнении желания вызывает резкую неудовлетворенность.

3-й уровень (экспансии) обеспечивает активную адаптацию к нестабильной ситуации. Происходит разрешение задач достижения значимой цели и преодоления препятствий. Выделяются не только объекты желания, но и препятствия. Для этого уровня характерны сгенические и астенические переживания. Высокая чувствительность к переживаниям контрастных эмоций, ситуациям борьбы, риска, достижений.

4-й уровень (эмоционального контроля) отвечает за организацию эмоционального взаимодействия с другими людьми. Оценка окружающего начинает зависеть от оценок другого человека или группы. Значимым стимулом становится похвала, оценка и т. п. Важна эмоциональная уверенность в силе и значимости других людей.

Усиление либо ослабление функции каждого уровня изменяет восприятие субъектом самого себя и окружающего мира. На основании этого восприятия формируются ведущие мотивы деятельности. В дальнейшем, под воздействием воспитания, обучения, приобретения опыта возникают индивидуальные средства реализации своих ведущих потребностей. Конкретное поведение, направленное на реализацию потребностей, может в большей или меньшей мере отклоняться от общепринятых норм. Успешное функционирование относительно более сохранных уровней аффективной регуляции создает возможность успешной компенсации и социальной адаптации личности. При усилении рассогласования уровней эмоциональной регуляции возникает тотальность изменений эмоционально-мотивационной сферы личности, стабильность этих изменений и социальная дезадаптация – формируется психопатия (табл. 2).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *