Деятельностное общение: Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни

Деятельностное общение: Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни

Содержание

Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни

В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения. Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам (имеется в виду не только систематическое обучение, но и наставление, передача опыта), делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда.

В этих и других случаях имеет место общение – взаимодействие двух и более индивидов, обменивающихся информацией. Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.

Содержание

  1. Виды общения по содержанию
  2. Виды общения по целям
  3. Виды общения по средствам
  4. Виды общения по времени
  5. Другие виды общения
  6. Педагогическое общение
  7. Обмен информацией в жизни

Виды общения по содержанию

В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:

  • материальное;
  • когнитивное;
  • кондиционное;
  • мотивационное;
  • деятельностное и
  • конвенциональное общение.

При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями. К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д. Поскольку люди выполняют совместную работу, этот вид общения реализуется в сочетании с деятельностным (разговоры по поводу совместной деятельности во время её выполнения).

Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки.

Конвенциональное общение призвано готовить к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, нормы и правила этикета).

Виды общения по целям

С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.

Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост. Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.

Виды общения по средствам

В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:

  • непосредственным;
  • опосредованным;
  • прямым;
  • косвенным.

Непосредственное общение происходит с помощью органов, которые даны человеку природой: голосовые связки, руки, туловище, голова. Если для передачи информации используются объекты природы (палки, камни, следы на земле) и достижения цивилизации (письменность, теле- и радиовещание, электронная почта, скайп, социальные сети), – это опосредованное взаимодействие.

К нему прибегают, чтобы поговорить с родными, близкими, коллегами, друзьями, которых нет рядом. Природные объекты помогали первобытным людям успешно охотиться и заниматься другими жизненно важными делами.

При прямом общении индивиды контактируют лично. Это может быть разговор, объятия, рукопожатие, научиться говорить перед людьми, ссора. Участники события видят друг друга без технических средств и сразу реагируют на высказывания, действия собеседника. Косвенное общение – это донесение информации через посредника (дипломата, адвоката и т. д.).

Виды общения по времени

Общение бывает кратковременным и долговременным. Кратковременное занимает от нескольких минут до пары часов. В процессе долговременного взаимодействия участники обсуждают способы решения предстоящих задач, а также самовыражаются, пытаются лучше узнать друг друга, укрепляют деловые или дружеские отношения, проверяют себя и партнёра на совместимость.

Другие виды общения

Кроме перечисленных видов, общение бывает:

  • деловое;
  • личностное;
  • инструментальное;
  • целевое;
  • вербальное;
  • невербальное;
  • формально-ролевое;
  • манипулятивное.

Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в

личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.

Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.

Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).

При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).

Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого.

Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное

общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.

Педагогическое общение

Без общения невозможно эффективное воспитание и обучение детей. Под педагогическим общением подразумевается взаимодействие педагога и обучающегося, которое способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе и разностороннему развитию личности.

Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:

  • на основе увлечённости совместным делом;
  • на основе дружеского расположения;
  • диалог;
  • дистанцирование;
  • устрашение;
  • заигрывание.

Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса.

Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.

Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение. Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.

Социально-деятельностная природа общения. Сущность, типология и функции общения. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации. ..

Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие…

Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж…

Интересное:

Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего…

Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски…

Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отноше­ний. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализа­ция» безличных отношений в деятельности конкретных личностей.

Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуа­ции социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимо­действия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.

Основные подходы к определению сущности общения:

интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов;

когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов;

неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты;

трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями;

необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации;

персоналистический – общение как личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла;

отечественный – общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.

Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.

Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.

Классификация функций общения в социальной психологии:социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.

Основные категории:социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.

Содержание и структура коммуникативного процесса. Особенности вербальной и невербальной информации.

Социально-психологические исследования общения как информацион­но-коммуни­ка­тив­но­го процесса. Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.

Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называютсякоммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации – ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений – необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении ин­формации и т. д.

Основные барьерына пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партне­рами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффекта сообщения (Ю.М.Забродин). Причины плохой коммуникации (стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии).

Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение.

Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые (паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).

Невербальная коммуникация. Исследования места и роли невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова. Знаки общения). Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М.Аргайла). Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе.

Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.

Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называетсяэкспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называетсяимпрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализом (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему). При восприятии речи также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз. (Так, распространенное неправильное слитное произношение фразы: «А ларчикпросто открывался» приводит к неправильному пониманию фразы – ларчик имел какой-то несложный запор. Между тем по смыслу басни ларчик вообще не имел запора, и эта фраза имеет такое членение: «А ларчик простооткрывался».)

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние – способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. Неразвитость речи – признак психической неразвитости индивида.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…



В чем разница между активным общением и активным слушанием?

При обучении переговорам часто используются термины «активное общение» и «активное слушание». Хотя эти два термина имеют общие черты, они также имеют существенные различия.

Понимание того, как быть активным коммуникатором и активным слушателем, и знание того, как они могут играть друг с другом, поможет вам добиться лучших результатов в переговорах

Прежде всего, несколько кратких определений:

  • Активное общение — это метод, который позволяет вам вербально и невербально общаться таким образом, чтобы вас было приятно и легко понять.
  •   Активное слушание  – это метод, в котором используются вербальные и невербальные сигналы (например, зрительный контакт и кивание), чтобы показать, что вы прилагаете реальные усилия, чтобы понять собеседника, и вам легче заслужить доверие.

Теперь, когда вы знакомы с обеими концепциями, давайте рассмотрим каждую из них более подробно.

Чем отличаются активное общение и активное слушание?

На базовом уровне активное общение обычно ориентировано на меня (например, «Что мне нужно сделать по-другому?»), тогда как активное слушание обычно ориентировано на вас (например, «Что я могу заставить сделать своего собеседника?» иначе?»).

Хотя они находятся на разных концах спектра, предпосылка, стоящая за каждым из них, на самом деле одна и та же — они оба достигаются путем корректировки вашего поведения. С помощью простого изменения мышления и использования эмоционального интеллекта вы начинаете сосредотачиваться на том, как изменение вашего поведения поможет вам получить лучшую реакцию от вашего оппонента.

Как активное общение ведет к активному слушанию

Как только вы поймете, что такое активное общение и активное слушание, вы начнете понимать, как эти два навыка дополняют друг друга.

Активное общение часто создает возможности для активного слушания. Задав изначально тон сотрудничества, вы затем откроете слово для того, чтобы ваш оппонент ответил на услугу.

Обычно, когда кто-то получает «да», он перестает слушать. Может быть, другая сторона говорит «да, и…» или «да, но…» — во многих случаях ваш мозг отключается после «да», и ценная информация теряется в эфире.

Это огромный красный флаг в переговорах. После того, как вы наладили активное общение, не забывайте, что теперь ваша очередь внимательно слушать их ответ. Помните, настоящее содержание разговора — это не то, что исходит из ваших уст; это то, что выходит из их.

Вот почему мы уделяем такое внимание этикеткам. Ярлыки заставляют вас слушать. Когда вы продолжаете спрашивать себя, что вы собираетесь обозначить в разговоре, ваш мозг сосредоточен на поступающей информации, а не на том, что вы собираетесь сказать дальше. Вы слушаете, потому что знаете, что вам нужны их слова, чтобы сообщить о вашем следующем шаге.

Советы для новичков в активном слушании и активном общении

Если вы новичок в идее стать активным слушателем и активным коммуникатором, поначалу этот ментальный сдвиг может быть проблемой.

Большинство людей привыкли вступать в переговоры, думая, что они должны немедленно изложить свою позицию и высказать свое мнение. Вы должны вообще перестать так думать. Хотя бывают случаи, когда вам определенно следует говорить первым, ваши усилия по общению всегда должны быть сосредоточены на сборе дополнительной информации. Понимание ценности умения слушать — один из первых шагов к оттачиванию навыков ведения переговоров.

Проявите терпение — к себе и к процессу. Если вы не привыкли к такому подходу, разговор с намерением понять может показаться пустой тратой времени. Но на самом деле такой подход приведет вас к сотрудничеству и решению проблем гораздо быстрее. В долгосрочной перспективе это также сокращает ваши временные рамки. Разные мнения всегда требуют больше времени для решения, чем совместные усилия для решения проблем.

Мы всегда имеем в виду, когда у нас есть решение и реализация. Вы могли бы подумать, что это сэкономит много времени для обеих сторон, если мы начнем с решения. Однако при таком подходе есть подтекст: «Я умнее тебя; Я лучше тебя знаю твою проблему». Если ваше общение заставит другую сторону почувствовать это, она почти наверняка упрется в дело. Стол переговоров — это место, где решения создаются, а не представляются.

Активное слушание и активное общение: укрепление доверия

Активное общение — это инструмент, который помогает другой стороне чувствовать себя комфортно. Время и доставка любого сообщения являются обязательными, использование тишины также является неотъемлемой частью исполнения за столом. Цель раскрытия неизвестного состоит в том, чтобы заставить вашего оппонента открыться и подумать вслух перед вами, что ставит вас в выгодное положение, чтобы продемонстрировать свои навыки активного слушания и получить более глубокое понимание. Зная человеческую природу и уделяя больше внимания пониманию другой стороны, вы строите взаимопонимание и доверие, что делает ваш окончательный аргумент гораздо более убедительным. Люди хотят помогать тем, кому они доверяют.

Как только вы зашли так далеко, есть вероятность, что человек на другом конце уже начал думать, как он собирается вам помочь. Показателем того, что сделка намного ближе, является то, что они предлагают решения.

Понимание активного общения на рабочем месте – блог Pumble

Сколько раз вы хотели научиться читать мысли или просто пригласить кого-нибудь прочитать ваши мысли и полностью понять вас?

К сожалению, телепатия еще не вещь, и мы не можем понять друг друга, не делая активные попытки передать наши чувства, мысли и идеи.

Здесь на помощь приходит активное общение.

Проще говоря, активное общение означает делать все возможное для достижения этого взаимопонимания.

В этом сообщении блога мы исследуем концепцию активного общения на рабочем месте, объясним, чем оно отличается от пассивного общения и активного слушания, и приведем примеры из реальной жизни.

Мы также рассказываем о пользе активного общения и даем практические советы о том, как развивать навыки активного общения.

Содержание

Что такое активная связь?

Проще говоря, активное общение представляет собой динамичный процесс общения с высокой степенью вовлеченности, в котором участники стремятся достичь максимального взаимопонимания.

В этом процессе обе (или все) стороны усердно работают над тем, чтобы понять своего собеседника и передать его сообщение наилучшим и наиболее эффективным способом.

Активные коммуникаторы не просто позволяют ситуации общения происходить с ними. Они инициируют эти ситуации. И когда они оказываются частью одного, активные коммуникаторы полностью вовлекаются в процесс.

Это означает, что они используют все свои чувства для изучения контекста общения, последствий, аудитории, намерений и многого другого. Они также используют все доступные инструменты коммуникации в своем арсенале, чтобы успешно передать свое сообщение.

Несмотря на то, что это довольно простое понятие, термин «активная коммуникация» не так широко используется. Однако те, кто им пользуется, намекают на его важность в жизни и работе.

Например, в ее документе Содействие активному коммуникативному поведению посредством внутренней коммуникации , Алессандра Маццеи исследует роль активной коммуникации в общем успехе компании.

Некоторые виды поведения, которые она считает активным общением на рабочем месте , включают:

  • Активный поиск, использование и обмен знаниями и информацией
  • Стремление к межфункциональному общению
  • Ведение переговоров с целью достижения взаимопонимания
  • Проактивно поиск информации о ценностях и стратегиях компании 9.

    В чем основное различие между пассивным и активным общением?

    В эпизоде ​​подкаста The Suite Spot соведущий Ховард Холтон, бывший технический директор Hitachi Vantara по вопросам общественной безопасности и соблюдения нормативных требований, исследует разницу между активная и пассивная коммуникация с точки зрения того, как наш мозг обрабатывает информацию .

    По его мнению, единственный полностью активный тип общения — это личное общение.

    Это потому, что при активном общении наш мозг улавливает различные биты информации в режиме реального времени, например:

    • Язык тела
    • Реакция другого человека на окружающую среду
    • Микровыражения

    Общение — это не просто о словах. Речь идет о том, чтобы поместить их в контекст. А когда дело доходит до личного общения, наш разум может активно работать над этим, собирая картинку и успешно ее интерпретируя.

    С другой стороны, все виды дистанционной связи в определенной степени пассивны, в отношении того, как в них действует наш мозг.

    При удаленном общении, независимо от того, синхронное оно или асинхронное, всегда отсутствуют некоторые сигналы, некоторая информация, которую мы не получаем, например тон голоса. Наш мозг склонен пассивно заполнять эти пробелы ожидаемой информацией, что часто приводит к непониманию.

    Даже видеоконференции не застрахованы от этой реакции мозга, поскольку, насколько нам известно, в примере с Говардом другой человек может сидеть по щиколотку в воде и чувствовать себя невероятно неудобно, пока мы болтаем. Но мы этого не видим, поэтому наш мозг просто предполагает, что все в порядке.

    Вот шкала от от самых пассивных до самых активных каналов связи , по Говарду:

    Электронная почта → текст → DM → телефон → видеоконференция → личное общение

    Пассивные и активные стили общения

    Когда мы позволяем нашему мозгу пассивно ориентироваться в ситуации общения, мы рискуем неправильно понять другого человека и его сообщение, а также быть непонятыми.

    Следовательно, чем больше мы удаляемся от личного общения, тем более активными участниками мы должны становиться для обеспечения взаимопонимания.

    Другими словами, личное общение обычно допускает более пассивный стиль общения, тогда как удаленное общение требует активного стиля общения.

    При дистанционном общении у нас нет такой роскоши, как непринужденность и спонтанность при личном общении.

    Говард объясняет: «Если я набираю электронное письмо, я предпринимаю действие, чтобы утвердительно сообщить о своей точке зрения. То же самое с текстом, то же самое со звонком. Я поставил перед собой задачу сделать это, даже если это будет четыре клика».

    По мнению Ховарда, в личном общении отсутствует «чувство активности».

    Если мы хотим выразить свое одобрение тому, что коллега сделал лично, мы просто скажем «Отлично!» , не задумываясь.

    Однако, если мы хотим выразить те же чувства в электронном письме или чате, нам нужно быть более обдуманными и вдумчивыми.

    Мы подумаем, следует ли просто напечатать «Отлично» или добавить восклицательный знак, чтобы сообщение выглядело более восторженным. Должны ли мы также добавить смайлик или это слишком много?

    Нам нужно приложить активные усилия, чтобы понять и быть понятыми.

    Для пояснения, термин «активное общение», который мы исследуем в этой статье, соответствует определению Ховарда активного стиля общения.

    💡 Совет Pumble Pro

    Чтобы изучить различные стили общения, с которыми вы можете столкнуться на рабочем месте, посетите наш подробный справочник:

    • Стили общения

    В чем основное различие между активным общением и активным слушанием?

    Активное слушание является краеугольным камнем активного общения. Они не являются синонимами, но мы могли бы сказать, что активное общение влечет за собой активное слушание .

    Чтобы быть полноценным участником беседы, нужно по-настоящему слушать и понимать собеседника.

    Это не означает просто молчать, пока другой человек говорит. Активное слушание включает в себя: 

    • Сосредоточенность на том, что говорит другой человек,
    • Внимательность к его невербальным сигналам,
    • Эмпатия к тому, что они говорят, и
    • Попытка помочь другому человеку донести свою мысль.

    Не владея навыком активного слушания, вы не сможете быть активным коммуникатором. Даже если вы думаете, что отлично умеете выражать свои мысли и идеи, вы не можете знать наверняка, если не настроены на то, как другой человек воспринимает ваши слова.

    Другими словами, без активного слушания вы в конечном итоге будете говорить на человек вместо на им .

    Какие примеры активного общения?

    Вот несколько примеров активного общения на рабочем месте, как показано в приложении для обмена сообщениями Pumble.

    🔸 Пример активной коммуникации #1

    Специалист по персоналу Катя ищет способы сделать компанию лучшим местом для сотрудников. Вместо того, чтобы делать предположения о том, что нужно сделать, она активно ищет прямую обратную связь от сотрудников в их приложении для обмена бизнес-сообщениями Pumble.

    Активное общение с сотрудниками через личные сообщения в Pumble (приложение для обмена бизнес-сообщениями)
    🔸 Пример активного общения № 2

    Питер является частью команды, которая работала над проектом компании, который, к сожалению, провалился. После встречи с руководителем проекта он и некоторые другие члены команды сомневаются в том, что проектный менеджер обвиняет их в провале проекта.

    Вместо того, чтобы размышлять над этой проблемой, Питер решает занять активную позицию и обратиться к премьер-министру за разъяснениями.

    Запрос разъяснений в удаленном общении (приложение командного обмена сообщениями Pumble)
    🔸 Пример активного общения #3

    Стив — новичок в отделе продаж, и это его первый рабочий день. Карен решает сделать так, чтобы Стив почувствовал себя желанным гостем, связавшись, чтобы узнать, как проходит его первый день, и пригласив его на обед с остальной командой.

    Обращение к новому коллеге, чтобы он почувствовал себя желанным гостем (приложение для командного общения Pumble)

    Почему активное общение важно на рабочем месте?

    Некоторые преимущества активного общения, вытекающие из статьи Маццеи и подкаста Холтона, включают следующее:

    • Улучшение межфункциональное сотрудничество — Большинство проектов, как правило, требуют кросс-функционального сотрудничества между сотрудниками разных отделов. Активное общение облегчает этот тип сотрудничества, поощряя участников к активным контактам.
    • Создание ценных ресурсов — Когда сотрудники и менеджеры являются активными коммуникаторами, они гораздо эффективнее делятся информацией и создают два нематериальных ресурса, которые Маццеи считает жизненно важными для любой организации, т. е. знания и преданность.
    • Создание бренда — Активное общение часто выходит за рамки внутреннего общения, т. е. счастливые сотрудники будут распространять информацию за пределами организации, тем самым способствуя улучшению имиджа бренда компании.
    • Усиление удаленных команд — Как объяснил Холтон, удаленное общение требует более активного участия. Таким образом, активное общение помогает связать удаленные команды, укрепить их связи, укрепить доверие и облегчить сотрудничество.

    7 Советы по развитию навыков активного общения

    Активное общение редко упоминается в научной литературе.

    Однако в 90-х годах появилась книга Мэтью Вестры под названием « Активное общение » как практический инструмент, помогающий любому человеку, занимающемуся коммуникативными профессиями, стать активным коммуникатором.

    Книга была основана на коммуникативных теориях, но она была написана разговорным языком и в таком стиле, чтобы каждый мог ее использовать и найти под рукой. Она свежа и актуальна и сегодня.

    В книге Мэтью использует изображение пирамиды для представления иерархии навыков, необходимых для того, чтобы стать активным коммуникатором .

    Каждый уровень основывается на предыдущем и в конечном итоге ведет к активному мастерству общения.

    Пирамида активного общения Вестры

    Здесь мы обсудим каждый уровень навыков пирамиды, чтобы помочь вам понять, как лучше всего овладеть активным общением.

    1️⃣ Понимание процесса общения

    Westra утверждает, что для того, чтобы улучшить свои усилия по общению, сначала необходимо понять основы процесса общения.

    Коммуникация обычно включает следующие компоненты:

    • Отправитель — тот, кто хочет передать сообщение
    • Получатель — предполагаемый получатель сообщения
    • Сообщение — содержание, которое отправитель хочет передать 9001
    • Средство передачи — способ передачи сообщения, т.е. в письменной или устной форме
    • Обратная связь — любая реакция на сообщение
    • Помехи — все, что может исказить сообщение и вызвать непонимание.

    Понимание основ общения является необходимой предпосылкой для развития ваших коммуникативных навыков.

    💡 Наконечник Pumble Pro

    Если вы хотите узнать больше об основах рабочего общения, изучите нашу обширную библиотеку коммуникаций:

    • Team Communication Hub

    2️⃣ Выработайте правильное отношение к активному общению

    Как выразилась Вестра: «Подобно тому, как фильтр на камере изменяет изображение, попадающее на пленку, наше отношение может изменить изображение, которое попадает в наше сознание».

    Нам нужно подходить к ситуации общения с правильным набором позиций, которые делают нас открытыми для понимания и поиска разъяснений.

    К таким установкам относятся:

    • Эмпатия — способность настраиваться на чувства других (а также себя),
    • Аутентичность — позволить себе быть тем, кто вы есть, в общении,
    • Откладывание интерпретаций — воздержание от действий на основе предположений, прежде чем вы их проверите,
    • Воздержание от суждений поддаваться суждениям, которые вы делаете на основе своих внутренних ценностей и стереотипов,
    • Оставаться с говорящим — слушать говорящего сейчас, вместо того, чтобы предвидеть, что он собирается сказать, или останавливаться на том, что он сказал, и
    • Терпение — позволять событиям идти своим чередом, вместо того, чтобы заставлять их развиваться или останавливаться.

    Усвоение этих установок приводит нас в правильное настроение, чтобы активно общаться, понимать и быть понятыми.

    3️⃣ Работайте над своим языком тела

    Большая часть процесса общения осуществляется невербально и зависит от вашего языка тела.

    Работа над «навыками тела» , как их называет Вестра, может помочь вам казаться более открытым и вызывать доверие и легкость у собеседника.

    Наиболее важные элементы языка тела, которые следует учитывать при активном общении, включают:

    • Поза — открытая поза, указывающая на присутствие ума и внимательность,
    • Зрительный контакт — поддержание зрительного контакта для обозначения вашего присутствия,
    • Голос — осознание своего вокального стиля и интонации и того, как это влияет на другого человека,
    • Руки — избегание ерзания руками, поскольку это может отвлекать, и 
    • Ваши физические потребности — Westra уделяет особое внимание удовлетворению ваших телесных потребностей, прежде чем вступать в общение. Неудовлетворенные потребности, такие как голод или полный мочевой пузырь, будут отвлекать вас и раздражать, делая невозможным присутствие и активность.

    4️⃣ Узнайте, как использовать зонды и вопросы

    Зонды и вопросы — это мощный инструмент для развития разговора, его распутывания и преодоления любых препятствий в общении.

    Правильное использование вопросов и проб позволяет вам помочь другому человеку выразить себя, получить разъяснения и важную информацию и двигаться вперед.

    Westra предлагает три метода в этой области:

    1. Ненавязчивая подсказка — мягкое подталкивание, позволяющее другому человеку понять, что вы заинтересованы, и он может продолжить. Например, кивнув или сказав что-то простое, например «Я слушаю» или «Угу» , можно подтолкнуть разговор.
    2. Уточнение — запрос более конкретной информации во избежание недоразумений. Например, вы можете сказать: «Когда вы сказали ____, вы имели в виду ____?»
    3. Вопросы — осознанно запрашивайте дополнительную информацию, следя за тем, чтобы вопрос был уместным и чтобы вы понимали его цель.

    Однако будьте осторожны при использовании зондов и вопросов, поскольку они могут привести к обратным результатам.

    Вопросы «почему» могут подразумевать вину и заставлять другого человека защищаться, поэтому лучше вообще их избегать.

    Например, если коллега признается вам, что он сделал что-то не так, и он обеспокоен, а вы спрашиваете его, почему он это сделал, он может почувствовать нападение и осуждение.

    💡 Pumble Pro Tip

    Задавать вопросы — дело тонкое, требующее тщательного обдумывания и учета другого человека и контекста. Если вы хотите более подробно изучить тему задавания вопросов, ознакомьтесь с сообщениями в нашем блоге на эту тему:

    • Как лучше задавать вопросы на работе
    • Как задавать сложные вопросы на работе

    5️⃣ Развитие навыков of Reflection

    Активное общение также предполагает успешное обдумывание того, что было сказано до сих пор, чтобы продвинуть разговор.

    Westra признает четыре навыка отражения:

    1. Отражение чувств — отражение того, что может чувствовать другой человек. Это может помочь вам проверить свои предположения, помочь им определить свои неясные чувства и помочь вам углубить доверие и понимание.
    2. Парафраз — перефразирование, простыми словами, того, что якобы сказал собеседник. Это помогает вам получить ясность и дает им возможность исправить любые неверные толкования.
    3. Подведение итогов — обзор основных сведений и моментов, сделанных в ходе обсуждения. Это помогает обеим сторонам увидеть, поняли ли они друг друга и нашли ли они общий язык.
    4. Вербальное отслеживание — следить за тем, чтобы собеседник не отходил от темы. Это особенно полезно для людей, которые склонны сбиваться с пути и терять точку зрения в процессе.

    Однако без всех ранее упомянутых навыков вы рискуете показаться снисходительным и неправильно истолковать другого человека, поэтому действуйте осторожно.

    6️⃣ Научитесь говорить так, чтобы вас услышали

    Активные коммуникаторы также знают, как лучше всего представить свои мысли и идеи так, чтобы их услышали.

    Короче говоря, говоря, чтобы быть понятым, подразумевается, что является конкретным, прямым и конкретным . Другими словами — не ходите вокруг да около, говорите, что хотите сказать.

    Однако перед тем, как говорить, необходимо принять во внимание некоторые соображения.

    ➡️ Используйте правильные методы

    Вот несколько методов, которые помогут вам донести задуманное до людей:

    • Я-утверждения — Они дают понять, что вы выражаете свои взгляды, а не нападаете на их. Например, лучше сказать «Я не согласен» , чем «Ты не прав».
    • Практика надлежащего самораскрытия — Рассказывая анекдоты из жизни, имеющие отношение к обсуждению, вы можете облегчить беседу и вызвать доверие.
    • Избегание советов — Давать советы, когда их не просят, может звучать как морализаторство и снисходительность, а также препятствовать открытому обсуждению.
    ➡️ Помните о слушателе

    Мы все разные, и каким бы искусным оратором вы ни были, вы должны учитывать уникальность вашего слушателя, прежде чем начать говорить.

    Сосредоточьтесь на следующих моментах:

    • Коммуникативные навыки слушателя — Возможно, ваш слушатель не так опытен, как вы, поэтому вам следует помнить о том, что вас могут неправильно понять.
    • Язык слушателя — Ваш слушатель может быть незнаком с жаргоном, которым вы обычно пользуетесь, техническими терминами, на которые вы опираетесь, и т.п. Возможно, вам придется соответствующим образом скорректировать свою речь.
    • Запрос разъяснений — Так же, как вы можете проверить свое понимание, попросив разъяснений, вы можете попросить слушателя обобщить ваши пункты, чтобы проверить их понимание.
    • Культурные аспекты — Вы и ваш слушатель можете происходить из разных культур, так что имейте это в виду.
    ➡️ Подумайте о разговоре в контексте ваших отношений со слушателем

    Динамика ваших отношений также играет жизненно важную роль в разговоре.

    Вы должны помнить о своей истории, различиях во власти или любых противоречиях, которые могут сыграть роль в успешной передаче вашего сообщения.

    7️⃣ Применяйте свои навыки

    Последний шаг в пирамиде — применение недавно приобретенных навыков во всех сферах жизни и работы .

    Конечно, процесс приобретения этих навыков нелинейный. Вы можете работать над ними понемногу, уделяя особое внимание одному или двум в конкретной ситуации.

    Применяя свои навыки активного общения на рабочем месте, вы помогаете создать благоприятную рабочую среду, в которой ценятся открытость и прозрачность.

    Westra призывает активных коммуникаторов также подавать пример и находить любые возможности, чтобы научить других тому, как лучше общаться самим.

    Подведение итогов: Только активное общение является настоящим общением

    Если вы не полностью вовлечены в процесс общения с другим человеком, вы обязательно столкнетесь с непониманием и помехами.

    Активное общение означает как активное участие в любой ситуации общения, так и самостоятельное инициирование этих ситуаций.

    Быть активным коммуникатором имеет много преимуществ на рабочем месте, и, к счастью, вы можете практиковать свои навыки и поднять их на новый уровень.

    Надеемся, что эти советы, основанные на пирамиде активного общения Весры, помогут вам отточить свои навыки активного общения и использовать их на благо всех.

    Каталожные номера

    • Холтон, Х. (2020, 14 сентября). Сравнение активной и пассивной связи . MarketScale. Получено 2 марта 2022 г. с https://marketscale.com/industries/industrial-iot/understanding-active-versus-passive-communication/
    • Mazzei, A. (nd). Поощрение активного общения через внутреннюю коммуникацию . ResearchGate. Получено 2 марта 2022 г. с https://www.researchgate.net/profile/Alessandra-Mazzei/publication/242153084_Promoting_active_communication_behaviours_through_internal_communication/links/02e7e52adde1738e4c000000/Promoting-active-communication-behaviours-through-internal-communication.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *