Дети зпр характеристика: Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Дети зпр характеристика: Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Краткая характеристика детей с задержкой психического развития. | Учебно-методический материал на тему:

Краткая характеристика детей с ЗПР

ЗПР – задержка психического развития — особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС).

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

 Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

 Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы — ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

 Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Особенности  памяти — ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.  Учащиеся  значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Речевые проблемы- связаны в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи — нарушение ее лексико-грамматической стороны.

Отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Эмоциональная сфера – у учащихся  с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.

Отмечается нестойкость к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ученик то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, не умения оценить ситуацию и настроение окружающих. Учащиеся с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определённом недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.

Развитие личности — для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общего назначения). Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки (Н. Л. Белопольская). В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны со школьной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений учащихся.  Это  приводит к различным трудностям — повышением тревожности, появление неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

Педагог-психолог О.В. Гвоздева

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.

Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта.

В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с сурдопедагогом, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы.

Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.

ЗПР конституционального происхождения

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются.

Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.

Ребёнок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.

Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Раннее начало коррекционной работы, индивидуальный подход могут снять вышеописанные проблемы. Возможно дублирование первого года обучения. Второгодничество не травмирует детей с данным видом ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю.

ЗПР соматогенного происхождения

Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития – следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Несмотря на то. Что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий.

В школе дети данной категории прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Они долго не могут освоиться в школьном коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблема данных детей в школе – трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать.

Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используется такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую –либо работу. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное.

Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи. Наиболее целесообразно помещать такого ребёнка в школы санаторного типа, при их отсутствии – необходимо создать в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим.

ЗПР психогенного происхождения

Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором – неблагоприятными условиями воспитания. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделённость, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка; как результат – снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений.

Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим образом жизни стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции),непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная атмосфера ребёнка пропитана ссорами, конфликтами между взрослыми. Основная форма родительского воздействия – подавление и наказание систематически травмирует психику ребёнка. В ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности.

Дети данной группы интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво.

В их поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.

При заинтересованности со стороны учителя, индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в своих знаниях в обычных условиях школы-интерната.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.

Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга является патология беременности, в том числе тяжёлый токсикоз, перенесённый матерью вирусный грипп, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия, тяжёлые заболевания на первом году жизни, тяжёлые инфекционные заболевания.

У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижения памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям-олигофренам. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими..

Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР. Дети долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, нечувствительны к собственным промахам. Ведущий мотив – игра, что ведёт к постоянному конфликту между «хочу» и «надо».

Обучение таких детей по общеобразовательной программе бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка.

Обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.

Серьёзные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической, психологической, медицинской поддержке.

В связи с этим нужна адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Особое место должны занять уроки ручного труда (ппо, изо, занятия с воспитателем), так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.

Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы как по ходу её выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.

Опыт показывает невозможность решения сложных вопросов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии без глубокой работы с родителями. Со всеми родителями необходимо проводить разъяснительную работу об особенностях психофизического и соматического состояния ребёнка, о необходимости оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии. Каждому родителю необходимо дать рекомендации по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях детей.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Дефицит сепиаптеринредуктазы — GeneReviews®

  • Абелинг Н.Г., Дюран М., Баккер Х.Д., Строумер Л., Тони Б., Блау Н., Буидж Дж., Полл-Б.Т. Дефицит сепиаптеринредуктазы – аутосомно-рецессивная ДОФА-зависимая дистония. Мол Жене Метаб. 2006; 89: 116–20. [PubMed: 16650784]

  • Аррабаль Л., Тереза ​​Л., Санчес-Алькудия Р., Кастро М., Медрано С., Гутьеррес-Солана Л., Ролдан С., Ормазабаль А., Перес-Серда С., Меринеро Б., Перес Б., Артуч Р. , Угарте М, Десвиат ЛР. Генотип-фенотипические корреляции при дефиците сепиаптеринредуктазы. Дефект сплайсинга объясняет новый фенотипический вариант. Нейрогенетика. 2011;12:183–91. [PubMed: 21431957]

  • Bainbridge MN, Wiszniewski W, Murdock DR, Friedman J, Gonzaga-Jauregui C, Newsham I, Reid JG, Fink JK, Morgan MB, Gingras MC, Muzny DM, Hoang LD, Yousaf С., Лупски Дж.Р., Гиббс Р.А. Полногеномное секвенирование для оптимизации ведения пациентов. Sci Transl Med. 2011;3:87re3. [Статья бесплатно PMC: PMC3314311] [PubMed: 21677200]

  • Blau N, Bonafe L, Thony B. Дефицит тетрагидробиоптерина без гиперфенилаланемии: диагностика и генетика допа-зависимой дистонии и дефицита сепиаптеринредуктазы. Мол Жене Метаб. 2001; 74: 172–85. [В паблике: 11592814]

  • Блау Н., Тони Б., Реннеберг А., Арнольд Л.А., Хайланд К. Дефицит дигидроптеридинредуктазы локализован в центральной нервной системе. J Наследовать Metab Dis. 1998; 21: 433–4. [PubMed: 9700606]

  • Блау Н., Тони Б., Реннеберг А., Пензин Дж.М., Хайланд К., Хоффманн Г.Ф. Вариант дефицита дигидроптеридинредуктазы без гиперфенилаланинемии: эффект пероральной нагрузки фенилаланином. J Наследовать Metab Dis. 1999; 22: 216–20. [PubMed: 10384371]

  • Bonafé L. Дефицит сепиаптеринредуктазы. В: Блау Н, изд. PKU и Bh5 Успехи в лечении фенилкетонурии и тетрагидробиоптерина. Хайльбронн: SPS Verlagsgesellschaft. 2006: 593-611.

  • Bonafé L, Thony B, Leimbacher W, Kierat L, Blau N. Диагностика дофа-зависимой дистонии и других нарушений тетрагидробиоптерина путем изучения метаболизма биоптерина в фибробластах. Клин Хим. 2001а; 47: 477–85. [PubMed: 11238300]

  • Bonafé L, Thony B, Penzien JM, Czarnecki B, Blau N. Мутации в гене сепиаптеринредуктазы вызывают новый тетрагидробиоптерин-зависимый дефицит моноаминов-нейротрансмиттеров без гиперфенилаланинемии. Am J Hum Genet. 2001б;69: 269–77. [Бесплатная статья PMC: PMC1235302] [PubMed: 11443547]

  • Bräutigam C, Weykamp C, Hoffmann GF, Wevers RA. Метаболиты нейротрансмиттеров в спинномозговой жидкости: схема внешнего контроля качества. J Наследовать Metab Dis. 2002; 25: 287–98. [PubMed: 12227459]

  • Брун Л., Нгу Л.Х., Кенг В.Т., Чонг Г.С., Чой Ю.С., Хву В.Л., Ли В.Т., Виллемсен М.А., Вербек М.М., Вассенберг Т., Регал Л., Орчези С., Тондути Д., Accorsi P, Testard H, Abdenur JE, Tay S, Allen GF, Heales S, Kern I, Kato M, Burlina A, Manegold C, Hoffmann GF, Blau N. Клинические и биохимические особенности дефицита декарбоксилазы ароматических L-аминокислот. Неврология. 2010;75:64–71. [В паблике: 20505134]

  • Чанг Ю.Т., Шарма Р., Марш Дж.Л., Макферсон Дж.Д., Беделл Дж.А., Кнаст А., Браутигам С., Хоффманн Г. Ф., Хайленд К. Декарбоксилаза ароматической L-аминокислоты, реагирующая на леводопа. Энн Нейрол. 2004; 55: 435–8. [PubMed: 14991824]

  • Клот Ф., Грабли Д., Казнев С., Розе Э., Кастельно П., Чабро Б., Ландриу П., Нгуен К., Понсо Г., Абада М., Думар Д., Дамье П., Гил Р., Тобуа С. , Уорд А.Дж., Хатчинсон М., Тутэн А., Пикард Ф., Камузат А., Федирко Э., Сан С., Бутейлер Д., ЛеГерн Э., Дурр А., Видайльет М., Брис А. Французская сеть дистонии. Исчерпывающий анализ генов биосинтеза Bh5 и дофамина у пациентов с дофа-зависимой дистонией. Мозг. 2009 г.;132:1753–63. [PubMed: 19491146]

  • Concolino D, Muzzi G, Rapsomaniki M, Moricca MT, Pascale MG, Strisciuglio P. Сывороточный пролактин как инструмент для наблюдения за лечившимися пациентами с дефицитом DHPR. J Наследовать Metab Dis. 2008;31:S193–7. [PubMed: 18425437]

  • Дилл П., Вагнер М., Сомервилль А., Тони Б., Блау Н., Вебер П. Детская неврология: пароксизмальная скованность, взгляд вверх и гипотония: признаки дефицита сепиаптеринредуктазы. Неврология. 2012;78:e29–32. [В паблике: 22291068]. Дефицит сепиаптеринредуктазы: клиническая картина и оценка долгосрочной терапии. Педиатр Нейрол. 2006; 35: 308–13. [PubMed: 17074599]

  • Friedman J, Hyland K, Blau N, MacCollin M. Допа-зависимая гиперсомния и смешанное двигательное расстройство из-за дефицита сепиаптеринредуктазы. Неврология. 2006;67:2032–5. [PubMed: 17159114]

  • Фридман Дж., Розе Э., Абденур Дж.Э., Чанг Р., Гасперини С., Салетти В., Вали Г.М., Эйроа Х., Невилл Б., Феличе А., Параскандало Р., Зафейриу Д.И., Аррабаль-Фернандес Л., Дилл П., Эйхлер Ф.С., Эхенн Б., Гутьеррес-Солана Л.Г., Хоффманн Г.Ф., Хайланд К., Кусмерска К., Тийссен М.А.Дж., Лутц Т., Маццука М., Пензиен Дж., Полл-Б.Т., Сикут-Цегельска Дж., Шиманска К., Тони Б. , Блау Н. Дефицит сепиаптеринредуктазы: излечимая имитация церебрального паралича. Энн Нейрол. 2012;71:520–30. [В паблике: 22522443]

  • Фурукава Ю., Гуттман М., Вонг Х., Фаррелл С.А., Фуртадо С., Киш С. Дж. Сывороточный пролактин при симптоматической и бессимптомной допа-зависимой дистонии, обусловленной мутацией GCh2. Неврология. 2003; 61: 269–70. [PubMed: 12874420]

  • Furukawa Y, Kish SJ. Допа-зависимая дистония: последние достижения и остающиеся вопросы, требующие решения. Мов Беспорядок. 1999; 14: 709–15. [PubMed: 10495030]

  • Haruki H, Pedersen MG, Gorska KI, Pojer F, Johnsson K. Биосинтез тетрагидробиоптерина как нецелевой эффект сульфаниламидных препаратов. Наука. 2013;340:987–91. [PubMed: 23704574]

  • Homma D, Katoh S, Tokuoka H, ​​Ichinose H. Роль тетрагидробиоптерина и катехоламинов в регуляции развития уровня тирозингидроксилазы в головном мозге. Дж. Нейрохим. 2013; 126:70–81. [PubMed: 23647001]

  • Homma D, Sumi-Ichinose C, Tokuoka H, ​​Ikemoto K, Nomura T, Kondo K, Katoh S, Ichinose H. Частичный дефицит биоптерина нарушает постнатальное развитие дофаминергической системы в головном мозге. Дж. Биол. Хим. 2011; 286:1445–52. [Бесплатная статья PMC: PMC3020753] [PubMed: 21062748]

  • Хайленд К., Фрайбург Дж.С., Уилсон В.Г., Бебин Э.М., Арнольд Л.А., Гунасекера Р.С., Якобсон Р.Д., Рост-Раффнер Э., Тругман Дж.М. Пероральная нагрузка фенилаланином при дофа-зависимой дистонии: возможный диагностический тест. Неврология. 1997;48:1290–7. [PubMed: 9153460]

  • Hyland K, Surtees RA, Heales SJ, Bowron A, Howells DW, Smith I. Концентрация птеринов и метаболитов серотонина и дофамина в спинномозговой жидкости в детской эталонной популяции. Педиатр Рез. 1993; 34:10–4. [В паблике: 7689195]

  • Koht J, Rengmark A, Opladen T, Bjørnarå KA, Selberg T, Tallaksen CM, Blau N, Toft M. Клинические и генетические исследования в семье с новой мутацией в гене сепиаптеринредуктазы. Acta Neurol Scand Suppl. 2014;(198):7–12. [PubMed: 24588500]

  • Kusmierska K, Jansen EE, Jakobs C, Szymanska K, Malunowicz E, Meilei D, Thony B, Blau N, Tryfon J, Rokicki D, Pronicka E, Sykut-Cegielska J. Дефицит сепиаптеринредуктазы у 2-летней девочки с неполным ответом на лечение при краткосрочном наблюдении. J Наследовать Metab Dis. 2009 г.;32 Приложение 1:S5–10. [PubMed: 19130291]

  • Леу-Семенеску С., Арнульф И., Деке С., Мусса Ф., Клот Ф., Бониол С., Туиту И., Леви Р., Видайхет М., Розе Э. Последствия сна и ритма генетически индуцированной потери серотонина. Спать. 2010;33:307–14. [Статья бесплатно PMC: PMC2831424] [PubMed: 20337188]

  • Леуцци В., Кардуччи С., Кардуччи С., Кардона Ф., Артиола С., Антоноцци И. Аутосомно-доминантный дефицит GTP-CH, проявляющийся синдромом миоклонии-дистонии, чувствительным к дофа . Неврология. 2002;59: 1241–3. [PubMed: 12391354]

  • Leuzzi V, Carducci C, Tolve M, Giannini MT, Angeloni A, Carducci C. Очень ранняя картина двигательных расстройств при дефиците сепиаптеринредуктазы. Неврология. 2013;81:2141–2. [PubMed: 24212389]

  • Lohmann E, Köroğlu Ç, Hanagasi HA, Dursun B, Tasan E, Tolun A. Гомозиготная мутация сдвига рамки считывания гена сепиаптеринредуктазы, вызывающая паркинсонизм с началом в детстве. Расстройство, связанное с паркинсонизмом. 2012;18:191–3. [В паблике: 22018912]

  • Mazzuca M, Christa L, Damaj L, Plouin P, Dauvilliers Y, Rabier D, Clot F, Odent S, Benoist JF, De Lonlay P. Допа-зависимая гиперсомния при комбинированном применении сепиаптеринредуктазы (SR) и метила Дефицит малонил-КоА-эпимеразы (MCEE). Стамбул, Турция: Ежегодный симпозиум Общества изучения врожденных нарушений метаболизма; 2010.

  • Невилл Б. Врожденные расстройства, реагирующие на ДОФА: диагностическая и терапевтическая проблема церебральных параличей? Dev Med Child Neurol. 2007;49:85. [PubMed: 17253992]

  • Невилл Б.Г., Параскандало Р., Фарруджа Р., Феличе А. Дефицит сепиаптеринредуктазы: врожденное двигательное и когнитивное расстройство, реагирующее на дофа. Мозг. 2005; 128:2291–6. [PubMed: 16049044]

  • Nygaard TG, Marsden CD, Fahn S. Чувствительная к допа дистония: долгосрочный ответ на лечение и прогноз. Неврология. 1991; 41: 174–81. [PubMed: 1899474]

  • Okuno S, Fujisawa H. Новый механизм регуляции тирозин-3-монооксигеназы с помощью конечного продукта и циклической AMP-зависимой протеинкиназы. Дж. Биол. Хим. 1985;260:2633–5. [PubMed: 2857715]

  • Steinberger D, Blau N, Goriuonov D, Bitsch J, Zuker M, Hummel S, Muller U. Гетерозиготная мутация в 5′-нетранслируемой области гена сепиаптеринредуктазы (SPR) у пациента с допа -ответная дистония. Нейрогенетика. 2004; 5: 187–90. [PubMed: 15241655]

  • Takazawa C, Fujimoto K, Homma D, Sumi-Ichinose C, Nomura T, Ichinose H, Katoh S. Специфическое для мозга снижение белка тирозингидроксилазы у мышей с нулевой сепиаптеринредуктазой — в качестве мышиной модели болезни Паркинсона. Biochem Biophys Res Commun. 2008; 367: 787–92. [PubMed: 18201550]

  • Thibert R, Hyland K, Chiles J, Steinberg S, Eichler F. Реакция леводопы выявляет дефицит сепиаптеринредуктазы у гетерозиготной женщины с адренолейкодистрофией. Представитель JIMD, 2012 г.; 3:79–82. [Бесплатная статья PMC: PMC3509860] [PubMed: 23430877]

  • Trender-Gerhard I, Sweeney MG, Schwingenschuh P, Mir P, Edwards MJ, Gerhard A, Polke JM, Hanna MG, Davis MB, Wood NW, Bhatia KP . Аутосомно-доминантная ГТПЧ2-дефицитная ДЗЗ: клинические характеристики и отдаленные результаты у 34 пациентов. J Neurol Нейрохирург Психиатрия. 2009 г.;80:839–45. [PubMed: 19332422]

  • Verbeek MM, Willemsen MA, Wevers RA, Lagerwerf AJ, Abeling NGGM, Blau N, Thony B, Vargiami E, Zafeiriou DI. Два греческих брата и сестры с дефицитом сепиаптеринредуктазы. Мол Жене Метаб. 2008;94:403–9. [PubMed: 18502672]

  • Wali GM, Thony B, Blau N. Дефицит сепиаптеринредуктазы: два индийских брата и сестры с необычными клиническими особенностями. Мов Беспорядок. 2010;25:954–5. [PubMed: 20222129]

  • Ватанабе Т., Мацубара С. Хороший акушерский исход у пациентки с болезнью Сегава. Арк Нейропсиквиатр. 2012;70:559–60. [PubMed: 22836471]

  • Woody RC, Брюстер, Массачусетс. Побочные эффекты триметоприм-сульфаметоксазола у ребенка с дефицитом дигидроптеридинредуктазы. Dev Med Child Neurol. 1990; 32: 639–42. [PubMed: 2391014]

  • Вятт С.С., Гилл Р.С. Абсолютное противопоказание к закиси азота. Анестезия. 1999; 54:307. [PubMed: 10364889]

  • Дефицит сепиаптеринредуктазы — NORD (Национальная организация редких заболеваний)

    Дефицит сепиаптеринредуктазы

    NORD выражает благодарность Дженнифер Фридман, доктору медицинских наук, клиническому профессору неврологии и педиатрии, UCSD/Детская больница Ради в Сан-Диего, за помощь в подготовке этого отчета.

    Синонимы дефицита сепиаптерина редуктазы
    • DOPA-чувствительная дистония из-за дефицита сепиаптерин-редуктазы
    • SRD
    • Definciotment
    .0028 SPR
    ген. Гены предоставляют инструкции для создания белков, которые играют важную роль во многих функциях организма. Когда происходит мутация гена, белковый продукт может быть дефектным, неэффективным или отсутствовать. В зависимости от функций конкретного белка это может повлиять на многие системы органов тела, включая мозг.

    Исследователи установили, что ген SPR расположен на коротком плече (p) хромосомы 2 (2p13.2). Хромосомы, присутствующие в ядре клеток человека, несут генетическую информацию для каждого человека. Клетки человеческого тела обычно имеют 46 хромосом. Пары хромосом человека пронумерованы от 1 до 22, а половые хромосомы обозначены X и Y. У мужчин есть одна X и одна Y хромосома, а у женщин две X хромосомы. Каждая хромосома имеет короткое плечо, обозначенное «p», и длинное плечо, обозначенное «q». Хромосомы далее подразделяются на множество полос, которые пронумерованы. Например, «хромосома 2p13.2» относится к полосе 13.2 на коротком плече хромосомы 2.

    В большинстве случаев мутации в гене SPR наследуются по аутосомно-рецессивному типу. Рецессивные генетические нарушения возникают, когда человек наследует аномалию в одном и том же гене от каждого родителя. Если человек получает один нормальный ген и один ген болезни, он будет носителем болезни, но обычно не будет проявлять симптомов. Риск для двух родителей-носителей передать дефектный ген и, следовательно, родить больного ребенка составляет 25% при каждой беременности. Риск рождения ребенка-носителя, как и родители, составляет 50% при каждой беременности. Вероятность того, что ребенок получит нормальные гены от обоих родителей и будет генетически нормальным по этому конкретному признаку, составляет 25%. Риск одинаков для мужчин и женщин.

    Ген SPR содержит инструкции по созданию (кодированию) фермента сепиаптеринредуктазы, который является третьим (и последним) ферментом, необходимым для создания (синтеза) тетрагидробиоптерина. Мутации в гене SPR приводят к недостаточному уровню функционального фермента сепиаптеринредуктазы и, следовательно, к неправильной или недостаточной продукции тетрагидробиоптерина, встречающегося в природе соединения, которое действует как кофактор. Кофактор — это небелковое вещество в организме, которое усиливает или необходимо для правильного функционирования определенных ферментов. При дефиците тетрагидробиоптерина химический баланс в организме нарушается. Тетрагидробиоптерин выполняет несколько функций в организме, включая помощь в расщеплении или обработке определенных аминокислот. Тетрагидробиоптерин также необходим для правильного развития аминовых нейротрансмиттеров, таких как катехоламины (то есть дофамин, норадреналин или адреналин) и серотонин. Катехоламины необходимы для правильного функционирования определенных процессов мозга, особенно тех, которые контролируют движение. Серотонин помогает регулировать настроение, аппетит, память, циклы сна и определенные мышечные функции.

    Затронутые группы населения

    Дефицит сепиаптеринредуктазы — крайне редкое заболевание, поражающее мужчин и женщин в равной степени. В медицинской литературе описано более 40 случаев. Точная заболеваемость или распространенность неизвестна. Поскольку случаи могут остаться недиагностированными или неправильно диагностированными, определить истинную частоту расстройства среди населения в целом сложно.

    Диагностика

    Диагноз дефицита сепиаптеринредуктазы основывается на выявлении характерных симптомов, подробном анамнезе пациента, тщательном клиническом обследовании и проведении ряда специализированных тестов. В отличие от других нарушений дефицита тетрагидробиоптерина, дефицит сепиаптеринредуктазы не связан с повышенным уровнем фенилаланина и, следовательно, не будет обнаружен при скрининге новорожденных.

    Клиническое тестирование и обследование

    Диагноз может быть поставлен после оценки спинномозговой жидкости (ЦСЖ), которая может выявить низкие уровни побочных продуктов (метаболитов) распада (метаболизма) нейротрансмиттера, такого как 5-гидроксииндолуксусная кислота (5-HIAA) и гомованиловая кислота (ГВК). У лиц с дефицитом сепиаптеринредуктазы исследование спинномозговой жидкости также покажет повышенный уровень биоптерина и дигидробиоптерина, которые являются птеринами. Птерины являются побочными продуктами метаболизма тетрагидробиоптерина.

    Другим редко используемым тестом, который может указывать на расстройство, является анализ ферментов, который представляет собой тест, который может продемонстрировать низкую активность фермента сепиаптеринредуктазы в специализированных клетках, известных как фибробласты.

    Молекулярно-генетический анализ может подтвердить диагноз. Молекулярно-генетическое тестирование может выявить мутации в гене SPR , которые, как известно, вызывают дефицит сепиаптеринредуктазы, но доступно только в качестве диагностической услуги в специализированных лабораториях.

    Стандартные терапии

    Лечение

    Своевременное распознавание и раннее лечение дефицита сепиаптеринредуктазы имеет решающее значение для уменьшения или предотвращения потенциально тяжелых необратимых неврологических повреждений, которые могут возникнуть в тяжелых случаях. Основное внимание в лечении уделяется восстановлению надлежащего баланса нейротрансмиттеров в головном мозге. Пострадавших людей сначала лечат низкими уровнями химического вещества или предшественника нейротрансмиттера, называемого леводопа (L-дофа), который преобразуется в нейротрансмиттер, дофамин, ферментами в печени и мозге. Дофамин не может проникнуть через гематоэнцефалический барьер, поэтому больные также получают второе лекарство (обычно карбидопу), чтобы предотвратить превращение L-дофа в дофамин, прежде чем он сможет пересечь гематоэнцефалический барьер. Гематоэнцефалический барьер представляет собой защитную сеть кровеносных сосудов и клеток, которая позволяет некоторым материалам проникать в мозг, но не пропускает другие материалы.

    Реакция на терапию леводопой варьируется у разных людей. Некоторые люди быстро и полностью реагируют на терапию леводопой, наблюдая значительное улучшение симптомов. В других ответ может занять некоторое время, и улучшение наблюдается постепенно в течение нескольких месяцев. L-дофа особенно эффективна при лечении двигательных расстройств, связанных с дефицитом сепиаптеринредуктазы, при этом в некоторых случаях симптоматическое улучшение наступает в течение нескольких часов после лечения. Воздействие на когнитивные проблемы менее последовательно. В некоторых случаях может потребоваться корректировка дозы L-допы, используемой для лечения больного, до тех пор, пока не будет достигнута дозировка, которая эффективно лечит расстройство. У лиц, которые не реагируют на эту терапию, к схеме лечения может быть добавлен другой предшественник нейротрансмиттера, такой как 5-гидрокситриптофан (комбинированная терапия). В большинстве случаев дополнительная терапия предшественниками нейротрансмиттеров требуется на всю жизнь.

    У некоторых людей может развиться побочный эффект терапии леводопой, называемый дискинезией, который относится к аномальным непроизвольным движениям при выполнении произвольных движений (дискинезия). Дискинезия проходит при снижении дозы леводопы; при постепенном увеличении дозы в дальнейшем дискинезия обычно не появляется снова.

    Генетическое консультирование может быть полезным для больных людей и их семей. Психосоциальная поддержка для всей семьи также важна.

    Исследовательская терапия

    Информация о текущих клинических испытаниях размещена в Интернете на сайте www.clinicaltrials.gov. Все исследования, финансируемые правительством США, а некоторые из них поддерживаются частным сектором, публикуются на этом правительственном веб-сайте.

    Для получения информации о клинических испытаниях, проводимых в Клиническом центре NIH в Бетесде, штат Мэриленд, обращайтесь в отдел набора пациентов NIH:

    Бесплатный номер: (800) 411-1222
    Телетайп: (866) 411-1010
    Электронная почта: [email protected]

    Для получения информации о клинических испытаниях, спонсируемых в основном из частных источников, обращайтесь:

    www.centerwatch.com

    Для получения дополнительной информации о клинических испытаниях, проведенных в Европе, обращайтесь: https://www.clinicaltrialsregister.eu/

    Ресурсы

    Обратите внимание, что некоторые из этих организаций могут предоставлять информацию, касающуюся определенных состояний, потенциально связанных с этим расстройством.

    Литература

    УЧЕБНИКИ
    Pearl PL. Дефицит моноаминовых нейротрансмиттеров. В: Справочник по клинической неврологии. Aminoff MJ, Boller F, Swaab DF (ред.) 2013: Elsevier, Амстердам, Нидерланды. Стр. 1819 г.-1825.

    Тони Б., Блау Н. Дефицит тетрагидробиоптерина. В: Руководство NORD по редким заболеваниям. Липпинкотт Уильямс и Уилкинс. Филадельфия, Пенсильвания. 2003:502.

    Elzaouk L, Osmani H, Leimbacher L. Дефицит сепиаптеринредуктазы: молекулярный анализ в новом случае с дефицитом нейротрансмиттера без гиперфенилаланинемии. В кн.: Химия и биология птеридинов и фолатов. Милстиен С., Капатос Г., Левин Р.А., Шейн Б., ред. Springer Science + Business Media, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 2002: 277-285.

    СТАТЬИ В ЖУРНАЛЕ
    Leuzzi V, Carducci C, Tolye M, et al. Очень ранняя картина двигательных нарушений при дефиците сепиаптеринредуктазы. Неврология . 2013;81:2141-2142. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24212389

    Friedman J, Roze E, Abdenur JE, et al. Дефицит сепиаптеринредуктазы: излечимая имитация церебрального паралича. Энн Нейрол. 2012;71:520-530. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22522443

    Dill P, Wagner M, Somerville A, et al. Детская неврология: пароксизмальная скованность, взгляд вверх и гипотония: признаки дефицита сепиаптеринредуктазы. Неврология . 2012;78:e29-32.

    http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22291068

    Arrabal L, Teresa L, Sanchez-Alcudia R, et al. Генотип-фенотипические корреляции при дефиците сепиаптеринредуктазы. Дефект сплайсинга объясняет новый фенотипический вариант. Нейрогенетика. 2011;12:183-191. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21431957

    Kusmierska K, Jansen EE, Jakobs C et al. Дефицит сепиаптеринредуктазы у 2-летней девочки с неполным ответом на лечение при краткосрочном наблюдении. J Наследовать Метаб Дис. 2009;32:S5-10. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19130291

    Echenne B, Roubertie A, Assmann B, et al. Дефицит сепиаптеринредуктазы: клиническая картина и оценка долгосрочной терапии. Педиатр Нейрол. 2006;35:308-313. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17074599

    Abeling NG, Duran M, Bakker HD, et al. Дефицит сепиаптеринредуктазы – аутосомно-рецессивная ДОФА-зависимая дистония. Мол Жене Метаб. 2006;89:116-120. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16650784

    Neville BG, Parascandalo R, Farrugia R, Felice A. Дефицит сепиаптеринредуктазы: врожденное двигательное и когнитивное расстройство, реагирующее на дофа. Мозг. 2005;128:2291-2296. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16049044

    Bonafe L, Thony B, Penzien JM, Czarnecki B, Blau N. Мутации в гене сепиаптеринредуктазы вызывают новый тетрагидробиоптерин-зависимый дефицит моноаминов-нейротрансмиттеров без гиперфенилаланинемии. Am J Hum Genet. 2001;69:269-277. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1235302/

    INTERNET
    Kamm C. Допа-зависимая дистония вследствие дефицита сепиаптеринредуктазы. Orphanet Encyclopedia, , ноябрь 2013 г. Доступно на: http://www. orpha.net Дата обращения: 20 марта 2015 г.

    McKusick VA., ed. Онлайн-менделевское наследование у человека (OMIM). Балтимор. Доктор медицины: Университет Джона Хопкинса; Запись №:612716; Последнее обновление: 19.09.20013. Доступно по адресу: http://omim.org/entry/612716. Дата обращения: 20 марта 2015 г.

    Годы публикации

    2015

    Информация в базе данных редких заболеваний NORD предназначена только для образовательных целей и не предназначена для замены рекомендаций врача или другого квалифицированного медицинского работника.

    Содержание веб-сайта и баз данных Национальной организации редких заболеваний (NORD) защищено авторским правом и не может быть воспроизведено, скопировано, загружено или распространено каким-либо образом в коммерческих или общественных целях без предварительного письменного разрешения и одобрения. от НОРД. Физические лица могут распечатать одну бумажную копию отдельного заболевания для личного использования при условии, что содержание не изменено и включает авторские права NORD.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *