Дембо рубинштейн самооценка модификация прихожан: Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

Дембо рубинштейн самооценка модификация прихожан: Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

Содержание

Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

Изучение мотивации учебной деятельности

Обычно мотивационная сфера личности изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки, и требуют высокой квалификации специалиста, который с ними работает.

Вместе с тем, в психолого-педагогической практике используются методики, которые предъявляют меньше требований к квалификации исследователя для их обработки. Здесь приведена подобная методика, которая включает в себя 3 раздела.

I. Изучение отношения к учебным предметам.

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые…

1. Любимые

2. Нелюбимые

II. Отметь причины, которые характеризуют твое отношение к предмету.

Люблю предмет потому, что…

1. Данный предмет интересен.

2. Нравится, как его преподает учитель.

3. Предмет нужно знать всем.

4. Предмет нужен для будущей работы.

5. Предмет легко усваивается.

6. Предмет заставляет думать.

7. Предмет считается выгодным.

8. Требует наблюдательности, сообразительности.

9. Требует терпения.

10. Предмет занимательный.

11. Одноклассники интересуются этим предметом.

12. Интересны отдельные факты.

13. Родители считают этот предмет важным.

14. У меня хорошие отношения с учителем.

15. Учитель часто хвалит.

16. Учитель интересно объясняет.

17. Знания по предмету необходимы для поступления в ВУЗ (училище, колледж).

18. Предмет помогает развивать общую культуру.

19. Знание предмета меняет представления об окружающем мире.

20. Просто интересно.

21. Другие причины_____________________________

Не люблю предмет потому, что…

1. Данный предмет неинтересен.

2. Не нравится, как преподает его учитель.

3. Предмет не нужно знать всем.

4. Предмет не нужен для будущей работы.

5. Предмет трудно усваивается.

6. Предмет не заставляет думать.

7. Предмет не считается выгодным.

8. Не требует наблюдательности, сообразительности.

9. Не требует терпения.

10. Предмет незанимательный.

11. Одноклассники не интересуются этим предметом.

12. Интересны только отдельные факты.

13. Родители не считают этот предмет важным.

14. У меня плохие отношения с учителем по этому предмету.

15. Учитель редко хвалит.

16. Учитель неинтересно объясняет.

17. Знания по предмету не нужны для поступления в ВУЗ (училище, колледж).

18. Предмет не способствует развитию общей культуры.

19. Предмет не меняет представлений об окружающем мире.

20. Просто неинтересно.

21. Другие причины__________________________

III. Почему ты вообще учишься?Отметь те ответы (не больше трех), которые тебе подходят больше всего или допиши свой вариант.

Я учусь потому, что…

1. Это мой долг.

2. Хочу стать грамотным.

3. Не хочу подводить класс.

4. Хочу быть умным и сообразительным.

5. Хочу добиться глубоких знаний.

6. Хочу научиться самостоятельно работать.

7. Все учатся, и я тоже.

8. Родители заставляют.

9. Нравится получать хорошие оценки.

10. Хочу, чтобы хвалил учитель.

11. Хочу, чтобы со мной дружили одноклассники.

12. Это нужно для расширения кругозора.

13. Классный руководитель заставляет.

14. Просто хочу учиться.

Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

1. Описание задания.Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. .Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице нарисовано семь таких линий. Они обозначают: I) здоровье, 2) ум, способности, 3) характер, 4)авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии отметьте черточкой (-) тот уровень, которым вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого отметьте крестиком (х), при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Итак: «-» — уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент;

«х» — такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, и, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой. Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности — от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя — абсолютно здорового.

Задание. Далее изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной точкой.

2. Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу. Пройдя по классу, нужно посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, и ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимает обычно 10-12 мин.

В процессе выполнения задания целесообразно наблюдать за тем, как учащиеся выполняют задание. Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнить задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (с разницей не менее 5 мин) — все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов выполненного задания.

3. Обработка результатов.Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается, а в случае необходимости анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, и в соответствии с этой величиной ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

I. По каждой из шести шкал («ум, способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», »уверенность в себе») определяются: а) уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы («О») до знака «х»; б) высота самооценки — от «О» до знака «-«; в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «знака «х» до «-«. В тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражайте отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

II. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Её характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

III. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили (см. рис. I) наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие — очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

IV. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.

4. Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, которые приведены ниже. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

I. Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов («средние» и «высокие» притязания). При этом наилучшим является сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат — от 90 до 100 баллов (очень высокий уровень притязаний) — обычно свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы (100 баллов). Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель. Как известно, основное психологическое содержание данного возраста составляет самоопределение, предъявляющее к реалистичности достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.

Результат менее 60 баллов («низкие» притязания) свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем больше он свидетельствует о неблагополучии.

Если отмечен очень высокий или очень низкий уровень притязаний на одной из шкал, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.

2. Величина самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка): свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом, так же как и при оценке уровня притязаний, оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов («высокая» самооценка).

Количество баллов от 75 до 100 (и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке (переоценке себя). Завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытость для опыта», нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, т.е. отношение к себе как к ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет» позволяет не прилагать никаких усилий, или, по меткому выражению В. Н.Мясищева, подменить деятельность отношением к ней.

3. Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки. За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь, Притязания в значительной части случаев основывается на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы (76-100 баллов) они свидетельствуют о завышенной самооценке. В средней части (46-75 баллов) — указывают на то, что отношение школьника к себе не носит конструктивного характера. И, наконец, оценка в нижней части (0-45 баллов) может являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае, если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствуя о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», и не надеется исправить положение. Если таким образом заполняется одна или две шкалы, это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 и более баллов характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания — в средней или высокой. При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие.

Как уже отмечалось, характеристика описанных выше параметров может быть применена как при анализе результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.

4. Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого, зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности. Поэтому мы остановимся на этом вопросе позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически (см. рис. I), так и количественно (см. табл. 2).

5. Количественные характеристики параметров. Для удобства в табл. I и 2 приведены количественные характеристики всех параметров.

Таблица1

Параметр   Количественная характеристика,   балл  
Низкий       Норма      
Средний   Высокий   Очень высокий  
Уровень притязаний менее 60   60-74   75-89   90-100  
Уровень само оценки менее 45 45-59   60-74   75-100  

Таблица 2

Параметр   Количественная характеристика, балл
  Слабая Умеренная Сильная
Степень расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки 0-7 8-22 более 22
Степень дифференцированности притязаний 0-8 9-21 более 21
Степень дифференцированности самооценки 0-14 15-29 более 29

6. Редкие ответы. К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом, Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценка или только уровень притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых, притязаниях. Переживания, связанные о таким отношением к себе столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента.

Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.

Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?»,»!!!») обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций — сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего, для самого себя, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся VII классов, у старших подростков.

7. Особенности поведения. Сильное возбуждение, демонстративные высказывании разного рода во время заполнения методики, отказ выполнять задание и другие проявления в значительной части случаев свидетельствуют о повышенной тревожности, вызванной столк­новением конфликтных тенденций, о которых говорилось выше. Слиш­ком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым и в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок (см. выше) указывают на значительные затруднения в оценке себя. Слишком быстрое выполнение задания обычно свидетельствует о формальном отношении к данной работе

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М.Прихожан)

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн

(модификация )

Введение

В структуре характера особое место занимают черты личности, в которых выражается отношение человека к самому себе. Отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, внешнему облику называется самооценкой.

Самооценка личности формируется в процессе ее постоянного общения с окружающими. Во время общения человек получает от других людей оценку своих возможностей, способностей, успехов в учебе и т.д. Эти оценочные суждения окружающих, усваиваясь личностью, превращаются в самооценку. У человека формируется не только обобщенное отношение к образу своего «Я» (общая самооценка), но и система частных самооценок — своего внешнего вида, своих достижений, возможностей и т.д. Дифференцированность самооценки человека может рассматриваться в качестве одного из важных показателей нравственной зрелости личности.

Самооценка определяет отношение человека ко всем его жизненным задачам, влияет на становление личности и тесно связана с уровнем притязаний.

Характер самооценки оказывает существенное влияние на процесс профессионального самоопределения, тесно связан с престижностью выбираемой профессии.

Самооценка может быть адекватной, когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, и неадекватной (завышенной или заниженной). Неадекватность самооценки людей нередко становится причиной межличностных конфликтов.

В основу предлагаемой методики положена методика Дембо-Рубинштейн, направленная на диагностику самооценки личности. Она основана на положении о том, что личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной или недовольной.

Областью применения методики является психологическое консультирование школьников и взрослого населения по вопросам личностного и профессионального самоопределения, разрешения проблем межличностной коммуникации, социально-профессиональной адаптации т.д.

Психометрическая проверка теста

Данных по психометрической проверке теста не найдено

Описание методики и процедура тестирования

Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемому предлагается на вертикальных линиях-шкалах отмечать выраженность интересующих исследователя личностных качеств (актуальную) и также такую их степень выраженности, которую бы испытуемый хотел иметь у себя (идеальную, отражающую его притязания).

Порядок проведения

Каждому испытуемому выдается бланк методики, содержащий задание и инструкцию.

Набланке изображено семь вертикальных линий (высота каждой линии — 100 мм), представляющих собой биполярные шкалы с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Каждая линия имеет название сверху и снизу:

1) здоровый — больной;

2) хороший характер – плохой характер;

3) умный — глупый;

4) способный — неспособный;

5) авторитетен у сверстников – презирается сверстниками;

6) красивый — некрасивый;

7) уверенный в себе – не уверенный в себе.

Инструкция: «Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя – на самую высокую. Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает. Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и чёрточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.

После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы Вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х)».

Обследование может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе после раздачи бланков, школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все вопросы и проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу (здоровый – больной).

Среднее время выполнения методики – 10 -15 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» — не учитывается).  При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

Для удобства подсчёта оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1.По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

б) уровень самооценки – от «0» до знака «-»;

в) показатель расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан

См.: Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. — М., 1988. — С-110-118.

Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемому предлагается на вертикальных линиях-шкалах отмечать выраженность интересующих исследователя личностных качеств (актуальную) и также такую их степень выраженности, которую бы испытуемый хотел иметь у себя (идеальную, отражающую его притязания). Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и другие качества. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

На каждой вертикальной линии горизонтальной чертой (—) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (+) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий (высота каждой линии — 100 мм) с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Обследование может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Перед началом самооценки следует убедиться, правильно ли испытуемый понял инструкцию. На самооценку по всем шкалам отводится 10—12 мин.

Анализ результатов.Обработка проводится по шести шкалам (первая, «здоровье», которую авторы рассматривают как тренировочную — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. За один балл принимается отрезок шкалы, равный 1 мм.

1. По каждой из шести шкал определяется:

а) уровень притязаний — расстояние в миллиметрах от нижней точки шкалы («0») до знака «+»;

б) высота самооценки — от «0» до знака «-»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака <+» до знака «—», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Нормативные показатели уровня притязаний и самооценки для учащихся VII—XI классов городских школ (около 900 человек) представлены в таблице.

Уровни притязаний и самооценки Количественная характеристика (балл)
низкий (норма) средний высокий очень высокий
Уровень притязаний менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки менее 45 45-59 60-74 75-100

Уровень притязаний. Норму притязаний, по мнению автора, составляют величины в диапазоне от 60 до 89 баллов, а оптимальный их уровень для личностного развития — от 75 до 89 баллов. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытое для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Методика личностного дифференциала (ЛД)

Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учеб. пособие. — Самара, 1998.-С. 269-281.

Личностный (семантический) дифференциал, основанный на самооценке функционального состояния, является высоко значимой методикой для перевода получаемой объективной информации на язык субъективно-рефлексивных черт личности — на язык самого испытуемого. Этот метод с наибольшей полнотой позволяет проникнуть именно во внутренний мир личности, систему его «психических координат».

Предлагаемый здесь классический вариант методики (разработан в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева) ориентирован на выделение «фактора оценки» (О) — самочувствия, «фактора силы» (С) — настроения и «фактора активности» (А) — активности. Процедура обследования заключается в следующем.

Испытуемым выдаются бланки, на которых в двух колонках помещены полярные значения, характеризующие самочувствие, настроение и активность, между колонками помещены цифры, обозначающие степень выраженности этих характеристик. Например, самочувствие:

Инструкция: выберите полюс характеристики своего состояния на настоящий момент и отметьте степень его выраженности, подчеркнув ту или иную цифру. Неопределенному состоянию соответствует цифра «0»,максимально выраженному — «3». Во избежание стереотипизации ответов позитивные и негативные полюсы располагаются в списке как слева, так и справа, например, «Счастливый — несчастный» и «Рассеянный — внимательный».

ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или другим людямВ этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов — с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности— тревожности и экстраверсии— интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т.д.

В семейной психотерапии ЛД может быть полезен для сопоставления разных точек зрения членов семьи по отношению друг к другу, в том числе к ребенку. Также он позволяет получить дифференцированную оценку эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Анализ результатов. После выполнения задания испытуемым производится подсчет средней алгебраической суммы баллов для каждого фактора.

Фактор О характеризует уровень самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. Положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) — его отвержению.

Фактор С в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирования—подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор А в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение-

Самооценка личности (Дембо-Рубинштейн в модификации A. M. Прихожан)

Самооценка личности (Дембо-Рубинштейн в модификации A. M. Прихожан)
После этого крестиком (+) отметьте, при каком уровне развития этих качеств сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали…
46. Модификации
При этом возникшее конкретное модифицированное изменение признака не наследуется, но диапазон такой изменчивости, или норма реакции,…
Социально-психологический подход к изучению личности
И это выступает объектом социальной психологии личности. Как видим, объект социальной психологии личности шире объекта социологии…
4. основные подходы к изучению личности
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Основные вопросы, на которые…
Онлайн Библиотека
Основные работы: «Многомерность личности», «Биологические основы личности», «Структура человеческой личности», «Контроль за сознанием»….
3. формирование и развитие личности
«критические» моменты (периоды), переводящие свойства личности на другой качественный уровень и т д. Постановка таких вопросов оправдывается…
Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением по курсу «Психология личности»
Юфу, изучающих курс «Психологии личности». Оно написано в соответствии с модульной программой читаемого курса и представляет собой…
Практикум по психологии личности. С. Пб: Питер, 2001. Олпорт Г. Личность в психологии Олпорт Г. Становление личности
Структура личности по Салливану – динамизмы, я-система, персонификация, когнитивные процессы
Анкета ф. И. О
Самооценка своего личного и профессионального качества
Автомобиль типа » газель» и модификации диагностика двс

Лекция №2 (4 часа) Языковая личность. Процесс становления современного представления о языковой личности. Трехуровневая модель языковой личности, разработанная Ю.
Процесс становления современного представления о языковой личности. Трехуровневая модель языковой личности, разработанная Ю. Н. Карауловым….

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Методика диагностики самооценки универсальна, её можно проводить не только в школьном возрасте, но и во взрослом, а также менять предложенные личностные качества на те, которые вы хотите исследовать в данный момент, например, шкалу «умение многое делать своими руками, умелые руки», можно заменить на «развитие профессиональных или личностных качеств», шкалу «авторитет у сверстников» на «авторитет у коллег» и т.д. 

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие-0, а верхняя — наивысшее-100. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников или коллег;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

На каждой вертикальной линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени. После того, как чертой (-) были отмечены все качества, необходимо снова пройтись по всем этим линиям и уже крестиком (х) отметить тот уровень, на котором развития этих качеств удовлетворяли бы вас полностью и вы почувствовали гордость за себя.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим каждый ответ выражается в баллах (например, 54мм = 54 баллам).

Итак, все баллы полученные по шести шкалам складываем и делим на шесть, это и будет результат вашей самооценки.

По каждой из шести шкал определить:

  • уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высоту самооценки – от «о» до знака «–»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

 

Какие бы результаты не были бы получены, к ним можно относиться, как к ещё одному шагу в познанию себя.

Одним тестом исследовать и познать себя сложно или не возможно, необходимо ежедневная работа над собой, ведение дневника наблюдения или дневника саморазвития. Познать себя можно только в деятельности (общение с другими людьми, развитие профессиональных и личностных качеств и т.д.)

К исследованию самооценки некоторые психологи подходят по разному, так например психолог,  кандидат медицинских наук, психотерапевт и писатель Михаил Ефимович Литвак, самооценку предлагает исследовать не как классический вариант, заниженная, завышенная и адекватная, как предлагается выше в тесте Дембо-Рубинштейн, в виде вертикального «столба», а в виде, горизонтального, поваленного «столба» , где себя мы можем воспринимать уже иначе, то есть, не с позиции я хуже, а кто то лучше и наоборот, а с позиции, сегодня я на этом «столбе» нахожусь здесь, а другой человек в другом месте, а завтра может быть всё иначе.

Анализ тестового задания.

Ответьте на вопросы.

  1. Соответствуют ли результаты теста с вашей реальной самооценкой?
  2. Какие трудности и дискомфорт вызывает ваша самооценка? Осложняет ли она взаимоотношение с людьми, на работе и в жизни в целом?
  3.  Что вы хотите изменить в вашей самооценки? Какие результаты хотите получить?
  4. Что вы готовы для этого сделать?

Для осознания самооценки и понимания способа её коррекции, вы можете получить бесплатную диагностическую консультацию психолога. Для этого перейдите по ссылке «Записаться на бесплатную консультацию»

Если вы желаете иметь адекватную, стабильную, позитивную самооценку и научиться управлять своими эмоциональными состояниями, то можете ознакомиться с такими курсами как: курс «Поверь в себя, свои способности. Открой призвание«,  курс «Эмоции и Я», курс «Управляй мышлением. Позитивное мышление», курс «Мотивация достижений»,  курс «Как общаться эффективно».

Для познания психологических знаний в области личностного развития и освоения различных методик, упражнений и техник, вы можете получить их, перейдя по ссылке «Вебинары» и выбрать участие в заинтересовавшим вас вебинаре.

Методика Дембо-Рубинштейн и её модификация Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

40

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.923 (045)

К.Р. Сидоров

МЕТОДИКА ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН И ЕЁ МОДИФИКАЦИЯ

Подробно рассматривается методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн и её модификация, осуществленная Л.В. Бороздиной.

Ключевые слова: методика, модификация методики, исследование самооценки.

Краткая информация о методике и ее назначении. Замысел исследования заимствован у Т. Дембо. Она разработала и применила методику для выявления представлений человека о своем счастье. В дальнейшем данный прием стал использоваться значительно шире — для выявления самооценки (СО) и сознания болезни у взрослых и детей [10]. В настоящее время существуют различные модификации данной техники, а ее использование возможно не только в клинической практике, но и в научных исследованиях [8]. Возможно проведение методики и в консультативной практике для выработки программ помощи клиенту, поскольку базируется она на психологическом общении диагноста и клиента.

Диагностический материал. Вариант С.Я. Рубинштейн (2004) предполагает следующий набор шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье». Более глубокое исследование содержания СО и точная оценка таких ее параметров, как высота, устойчивость и адекватность осуществляются с помощью варианта методики Дембо-Рубинштейн [1; 4]. Стандартный набор состоит из 9 шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье», «академическая успеваемость»/ «профессиональное мастерство», «социальные контакты», «внешность», «общая оценка себя», «будущее» [3], которые необходимо размещать в порядке минимально возможной их интерференции. Набор шкал можно расширить за счет техники «Выбор ценностей» в проективном варианте проведения. Испытуемым необходимо написать десять наиболее значимых для них ценнностей и проранжировать их в порядке значимости. Обработка данных методики «Выбор ценностей» предусматривает выделение наиболее значимых ценностей по частоте их встречаемости. Так, на выборке старшеклассников к 9 основным шкалам можно добавить еще три: «воля», «порядочность», «жизненный успех». Вместо шкалы «социальные контакты» целесообразнее ввести шкалу «общение с другими людьми» для лучшего ее понимания юношами при выполнении методики [11]. Число шкал и их содержание зависят от возраста испытуемых и задач исследования. Дополнительно могут быть предложены «свободные» шкалы, название которых респонденты предлагают сами [9]. Целесообразно вводить число шкал, кратное 3 (9, 12 или 15) для последующего определения параметров СО.

Испытуемым предлагается набор шкал СО, собранных в виде буклета бланков с изображением вертикальной линии постоянной длины 12 см. Все шкалы имеют чуть заметную точку посередине, чтобы избежать ошибок глазомера. Каждая шкала расположена на отдельном чистом листе (в середине листа) с обозначением названия шкалы печатными буквами в правом верхнем углу [8].

Л.В. Бороздина указывает со ссылками на других авторов, что оптимальный размер шкал -около 15 см [8]. Однако целесообразно использовать шкалу, равную 12 см. Это необходимо для верификации одного из видов внутриличностного конфликта. В этом случае за диагностикой СО должна следовать детекция уровня притязаний (УП) с помощью техники Хоппе в варианте, предложенном Юкнат, где содержатся однородные ранжированные по трудности задачи — всего 12 рангов сложности. Сопоставление ранговых градаций по двум методикам и дает возможность установить наличие/отсутствие внутриличностного конфликта [2; 4; 6; 7; 11].

Оборудование: ручка или карандаш для обозначения позиций на шкалах.

Проведение. Испытуемому предлагается стандартная инструкция, усвоение которой контролируется экспериментатором на первых двух шкалах, одна из которых является нейтральной или «пробной». Это шкала «почерк» [3; 4]. Вариант С.Я. Рубинштейн предполагает установление испытуемым только одной позиции (реальной СО). В модификации Л.В. Бороздиной по инструкции на каждой из шкал испытуемый проставляет три отметки: отражающую его реальную СО, желаемую (идеальную) и действительно достижимую (могу) [5]. Инструкция (по рабочей шкале «здоровье»): «Допустим, на этой линии расположились все люди мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а

Методика Дембо-Рубинштейн и её модификация ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

41

2013. Вып. 1

здесь внизу (показ) самые больные. Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья. Поставьте этим карандашом отметку — черту (-) в том месте, где, как вам думается, вы находитесь» [10]. «А теперь отметьте, каким бы вы хотели быть по состоянию здоровья, проставляя крестик (х) на линии» [9]. «Теперь укажите точкой (*), каким вы могли быть по состоянию здоровья, если бы приложили силу и старание» [11]. Испытуемому дают карандаш или ручку для отметки. Инструкцию можно разъяснять и повторять, но обсуждать решение испытуемого пока не следует [10].

После выставления субъектом графических оценок с ним проводится клиническая беседа с целью верификации данных отметок и выяснения их аргументации. Выясняются общее представление респондента о себе и других людях, критерии оценки собственных качеств, способ обоснования выбранного положения на шкалах, мотивы выбора «свободных шкал», аргументация дифференциации или ее отсутствия между реальной и идеальными СО [9], реальной и достижимой, достижимой и идеальной. Беседа, проводимая с клиентом (психологическое общение), позволяет не только раскрыть особенности СО субъекта, но и его внутриличностные и межличностные конфликты. И в этом большая диагностическая ценность методики.

С.Я. Рубинштейн (2004) ввела ряд рекомендаций при организации клинической беседы. Так, если испытуемый отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними, спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым.

Важно прояснить диагносту не только реальные оценки испытуемого (есть по шкале), но и его идеальные (хочу), достижимые (могу) оценки. К чему стремится субъект, чего мог бы достичь по конкретной шкале, то есть что в его силах и что от него не зависит. Чрезвычайно важным диагностическим признаком является положение достижимой СО относительно реальной и идеальной СО, а также расстояние между идеальной и реальной СО. Здесь можно говорить об оптимизме/пессимизме испытуемого, что имеет важнейшее диагностическое значение.

Регистрация показателей и интерпретация

На основании полученных данных строится профиль реальной, идеальной и достижимой СО.

Высота самооценки определяется по уровню пролегания профиля реальной СО. Если большинство графических отметок располагается в диапазоне от 0 до 40 мм — это свидетельствует о низкой СО; от 40 до 80 мм — о средней; от 80 до 120 мм — о высокой. Можно выявить и промежуточные диапазоны: от 60 мм и выше — средневысокая СО; от 60 мм и ниже — средненизкая. Если большинство графических отметок нельзя отнести к какому-то определенному диапазону, то следует говорить о лабильном профиле СО [9]. Аналогично определяются идеальная и достижимая СО.

Уровень СО устанавливался по преимущественному расположению 2/3 отметок в каком-либо из выделенных секторов или одном из смежных с ними [8].

Степень удовлетворенности собой определяется соотношением профилей реальной и идеальной СО: чем значительней они расходятся, тем ниже степень удовлетворенности собой, и наоборот, чем ближе пролегают эти два профиля, тем выше удовлетворение собой [9].

Устойчивость СО определяется повторным тестированием через 10-14 дней. Если значительных расхождений между профилями реальной СО при первом и втором предъявлении методики не выявлено, то следует говорить об устойчивости СО [9].

СО признается неустойчивой, если обнаруживается расхождение при ретесте около половины набора шкал на величину от полсектора [8].

Адекватность СО исследуется методом экспертных оценок. В качестве экспертов выступают индивиды (обычно не менее трех человек), которые хорошо знают респондента. Эксперты оценивают респондента по тем же самым параметрам, которые предъявлялись самому респонденту. Экспертные оценки усредняются и по ним строится профиль экспертных оценок. По соотношению профилей реальной СО и экспертной оценки судят о степени адекватности СО. Если профиль реальной СО респондента пролегает значительно ниже экспертного, то говорят о заниженной СО, если выше, то о завышенной [9].

За критерий адекватности СО принимается совпадение отметок испытуемых и экспертов с точностью до сектора по 2/3 комплекта шкал [8].

42 К.Р. Сидоров

2012. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1986. № 3. С. 22-30.

2. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. 1993. № 4. С. 104-113.

3. Бороздина Л.В. Тестовый материал к спецпрактикуму «Самооценка и притязания: диагностика факторов риска психосоматических заболеваний». М., 1997.

4. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: дис. … д-ра психол. наук. М.: МГУ, 1999.

5. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001. 204 с.

6. Бороздина Л.В., Пукинска О.В., Щедрова Л.В. Верификация «триады риска» на материале первичной артериальной гипертонии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. №2. С. 3-24.

7. Бороздина Л.В., Былкина Н.Д. «Триада риска» у пациентов с дуоденальной язвой // Психол. журн. 2002. №2. С. 65-78.

8. Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования. М.: Акрополь, 2011. 322 с.

9. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 392 с.

10. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство). Тернополь, 2004. 168 с.

11. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: дис. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 2007.

Поступила в редакцию 17.01.13

K.R. Sidorov

Dembo-Rubinstein technique and its modification

The self-assessment diagnostic technique by Dembo-Rubinstein and its modification perfomed by L.V. Borozdina are considered in detail.

Keywords: technique, technique modification, self-assessment analysis.

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: kо[email protected]

Sidorov K.R.,

candidate of psychology, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: [email protected]

Методика Дембо — Рубинштейн: исследование самооценки. | Идеи Саморазвития

Представление о самом себе. Фото из открытых источников.

Представление о самом себе. Фото из открытых источников.

Соответствующее норме отношение к себе весьма важно, иначе у человека возникнут трудности в деятельности, при общении с окружающими и родственниками. Исследование самооценки по методике Дембо и Рубинштейна заключается в нанесении меток на шкалы. Для испытаний предоставляется бланк с заданием — лист самооценки.

Важно! Сейчас применяется не классический способ, а модификация психолога А. М. Прихожан. В ее версии исследование самооценки по методике Дембо и Рубинштейна проводится с увеличением числа шкал от 4 до 7. А также с некоторым изменением категорий «уверенность в себе», «счастье».

Каждый может проверить себя, для чего применяется шкала самооценки. На одном ее конце низкие баллы, а на другом — наивысший (10). Требуется отметить чертой уровень того или иного своего качества . А крестом обозначают то число баллов, при котором наступает гордость или довольствие.

Категории тестирования по Демб и Рубинштейн

Для тестирования предоставляется 7 следующих категорий:

  • здоровье ;
  • ум и способности;
  • характер;
  • авторитетность среди сверстников;
  • умение что-то делать;
  • уверенность в себе;
  • внешние данные.

Обновленная методология самооценки Дембо и Рубинштейна применяется для тестирования, при котором шкала самооценки «здоровье» имеет тренировочное назначение. При выводе результата она не берется в расчет. Ведь этот параметр не является личностным. Тест выполняют за 10 или 12 минут. Далее методика самооценки личности переходит к анализу полученных результатов.

Все шкалы изготавливаются по 100 мм, в результате чего баллы легко исчисляются в миллиметрах. По сути это методика самооценки и уровня притязаний, в которой первый показатель замеряют от 0 до «-«, а второй — от 0 до «х». После этого вычисляют расстояние между чертой и крестом. Если притязания ниже самооценки, результат отмечают отрицательным числом.

Результаты тестирования по Дембо и Рубинштейн

Подсчитав баллы, определяют искомую характеристику.

  • Сумма очков по притязаниям должна быть от 75 до 89, если человека можно считать адекватным, реалистично относящимся к своим возможностям.
  • Отсутствие самокритичности наблюдается при 90 или 100 баллах.
  • При результате ниже 60 личность не может развиваться, у нее нет стремлений.

Аналогично трактуется самооценка, которая адекватна (реалистична) при значении от 45 до 74, более 75 указывает на завышенную характеристику относительно самого себя. Такой человек не прислушивается к советам. Тот, у кого набралось меньше 45, имеет проблемы при создании своего благополучия, не уверен в себе.

Желаем всем здоровья и добра!

Оригинал статьи находится здесь.

Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал.

Том 38, № 3 (2019)

Цель: исследовать эффективность разработанной методики оценки стрессоустойчивости кандидатов для поступления в Высшее военное авиационное училище летчиков (далее — кандидат, соискатель) в процессе прохождения профессионального психологического отбора. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 3671 абитуриент, прошедший профессиональный психологический отбор в Высшем военном авиационном училище летчиков: в 2016 году — 1330 человек, в 2017 году — 1232 человека, в 2018 году — 1109 человек.Возраст обследуемых составляет от 17 до 27 лет, средний возраст — 18 лет 5 месяцев. Для оценки стрессоустойчивости кандидатов использовалась разработанная оригинальная методика со следующими критериями: продуктивность мыслительной деятельности и ее динамика в стрессовой ситуации, «цена» активности по физиологическим показателям, изменение поведения (поведенческие проявления). Для составления интегральной оценки стрессоустойчивости использован экспертно-аналитический метод многомерного шкалирования, обоснованный ведущими учеными в области авиационной психологии для практической оценки профессионально важных качеств (ППК) военного летчика.Методика оценки стрессоустойчивости реализована на базе программного обеспечения психофизиологического прибора «Реакор» (НПКФ Медиком МТД, Таганрог). Результаты исследования. Стрессовый стимул был разработан для моделирования стрессовых реакций, состоящих из сложных арифметических задач в сочетании с такими факторами, как звук и семантический шум, подавляемые в наушниках. Показатели стандартизированы, разработана формула интегрального показателя стрессоустойчивости, в соответствии с которой обследуемые кандидаты разделены на четыре категории пригодности для летной подготовки.Значимые корреляционные отношения (стр.

Российская военно-медицинская академия Доклады . 2019; 38 (3): 34-40

(PDF) Субъективное благополучие американской молодежи: на пути к комплексной оценке

Мера из восьми пунктов

лучше всего работает; однако, исходя из предшествующего анализа

, хорошей альтернативой будет шкала из четырех пунктов

. Обе из

этих шкал были более успешными

мер, чем пяти- и трех-

версий пунктов, которые мы также исследовали —

изд.Версии из восьми и четырех пунктов

имеют вариабельность в своем распределении,

имеют мало недостающих данных, надежны

в целом и по демографическим группам ниже

, следуют ожидаемым демографическим образцам

ic и пользуются конструкцией

Срок действия

. Кроме того, они демонстрируют стратегическую прогностическую достоверность

для всей выборки

. Главный недостаток

этих показателей заключается в том, что их прогнозирующая природа

не работает хорошо в определенных подгруппах популяции

(например,

).г., небелые подростки —

цента и подростки, живущие ниже

порога бедности).

не только является надежным и действенным показателем, но и

структура качественных отношений между родителями и подростками

является важным аспектом

жизни детей сама по себе;

любая версия отношения

шкала поэтому рекомендуется для использования

в национальных системах данных, представляющих интерес —

ed для благополучия детей и

молодежи.Эти показатели отношений между родителями и подростками также могут быть полезны

инструментами для программ, оценщиков или

лонгитюдных исследователей, заинтересованных в

, отслеживающих развитие детей

и молодежи.

Ссылки

Amato, P., & Booth, A. (1997). Поколение

в опасности: Вырастание в эпоху семейных потрясений

. Кембридж, Массачусетс:

Издательство Гарвардского университета.

Bahr, S.J., Maughan, S.Л., Маркос, A.C.,

,

, и Ли, Б. (1998). Семья, религиозность,

и риск употребления наркотиков подростками.

Journal of Marriage & Family, 60 (4),

979-992.

Барбер Б.К. и Эриксон Л.Д. (2001).

Социальная инициатива подростков:

Антецеденты в экологии социальных

связей. Journal of Adolescent

Research, 16 (4), 326-354.

Blum, R., & Rinehart, P.M. (1997).

Снижение риска: связи, которые

меняют жизнь

молодых людей.Молодежные исследования Австралии, 16 (4),

37-50.

Borkowsky, J., Ramey, S., & Bristol-

Power, M. (Eds.). (2002). Воспитание

и мир ребенка: влияет на

академическое, интеллектуальное и социальное

эмоциональное развитие. Махва, Нью-Джерси:

Эрлбаум.

Брук, Дж. С., Брук, Д. У., Гордон, С.,

Уайтман, М., и Коэн, П. (1989).

Психосоциальная этиология подростков —

центов Употребление наркотиков: семейный подход

.Genetic, Social and

General Psychology Monographs,

116 (2), 111-267.

Капальди Д.М. и Стулмиллер М. (1999).

Сочетание проблем поведения

и депрессивных симптомов у ранних

мальчиков-подростков: III. Прогноз для корректировки

молодых взрослых. Развитие

и Психопатология, 11 (1), 59-84.

Collins, W.A., Maccoby, E.E., Steinberg,

L., Hetherington, E.M., & Bornstein,

M.Х. (2000). Современные исследования

по воспитанию детей: аргументы в пользу природы и

Nuture. Американский психолог, 55 (2),

218-232.

Конгер Р. Д. и Элдер Г. Х. младший (1994).

Семьи в трудные времена: адаптация

к переменам в сельской Америке. New

York: Aldine de Gruyter.

Кумбс Р.Х., Полсон М.Дж. и

Ричардсон М.А. (1991). Сверстники против

Влияние родителей на употребление психоактивных веществ

среди латиноамериканских и англоязычных детей

и подростков.Журнал молодежи и

Подростковый возраст, 20 (1), 73-88.

DeCato, L.A., Donohue, B., Azrin, N.A.,

& Teichner, G.A. (2001). Удовлетворение

расстройства поведения и злоупотребления наркотиками

жестокого обращения молодежи со своими родителями.

Модификация поведения, 25 (1), 44-52.

ДеКато, Л.А., Донохью, Б., Азрин, Н.А.,

Тейхнер, Г.А., и Крам, Т. (2002).

Подростки и их родители: критический обзор

мер по оценке их удовлетворенности друг другом.Clinical

Psychology Review, 22, 833-874.

Энгельс, Р.С., Финкенауэр, К., Мееус, В.,

,

и Декович, М. (2001). Родительская привязанность

и эмоциональная адаптация подростков

: ассоциации с социальными навыками

и реляционной конкуренцией. Консультационный журнал

Психология, 48 (4), 428-439.

Фарбер, Б., и Дженн, W.C. (1963). Семья

организация и родительская организация ребенка

связь: Родители и братья и сестры

умственно отсталого ребенка.Монографии

Общества по исследованию детей

Развитие, 28 (7, серийный № 91).

Фаррелл, А.Д., и Уайт, К.С. (1998). Влияние сверстников

и употребление наркотиков среди городских

подростков: структура семьи и отношения между ребенком и подростком как защитные факторы. Journal of Consulting

and Clinical Psychology, 66 (2), 248-

258.

Franz, C.E., McClelland, D.C., &

Weinberger, J.(1991). Детство

антецеденты общепринятых социальных достижений

взрослых среднего возраста: 36-летнее проспективное исследование

. Журнал

Личность и социальная психология,

60 (4), 586-595.

Garnier, H.E., & Stein, J.A. (1998).

Ценности и семья: риск и защитные факторы

Факторы поведения для подростковой проблемы

поведения. Молодежь и общество, 30 (1), 89-

120.

Hair, E.C., Jager, J., & Гарретт, С.

(2002). Предпосылки для сообщества — работа на уровне

по социальной компетентности в подростковом возрасте

: обзор литературы

о влияющих факторах. Вашингтон,

округ Колумбия: Детские тенденции.

Харрис, Дж. Р. (2002). За пределами предположения

: проверка гипотез о

окружении ребенка. В M.

Bristol-Power (Ed.), Parenting и

the Child’s World (стр. 3–20).

Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум

Associates.

Херман, М.Р., Дорнбуш, С.М.,

, Херрон, М.К., & Хертинг, Дж. Р. (1997).

Влияние семейной регуляции,

связи и психологической автономии

my на шесть показателей функционирования подростка

. Journal of Adolescent

Research, 12 (1), 34-67.

Hundleby, J.D., & Mercer, G.W. (1987).

Семья и друзья как социальная среда —

и их отношения с молодыми

подростков, употребляющих алкоголь, табак,

и марихуану.Журнал брака и

Семья, 49, 151–164.

Джессор, С.Л., и Джессор, Р. (1975).

Переход от девственности к девственности —

Молодежь: социально-психологическое исследование

с течением времени. Развитие

Психология, 11 (4), 473-484.

Кернс, К.А., и Стивенс, А.С. (1996).

Привязанность родителя к ребенку в позднем подростковом возрасте —

cence: Связь с социальными отношениями и

личности. Журнал молодежи и

Подростковый возраст, 25 (3), 323-342.

Манлав, Дж., Терри-Хьюмен, Э., Романо

Папилло, А., Францетта, К., и Райан, С.

(2002). Предпосылки для сообщества — работа на уровне

по положительному репродуктивному здоровью

Отношения родителей и подростков

24 Здоровье подростков и семьи

Джош Рубинштейн, по-видимому, называет чернокожих офицеров полиции Лос-Анджелеса «мальчиками» — прямо в лицо — и когда его подчиненный-афроамериканец Раймонд Браун неоднократно жаловался на Рубинштейна и его помощника по связям со СМИ Патрисию Сандовал, очевидно, сказал ему, что он никогда не получит повышения — а затем, очевидно, не продвигал его по крайней мере дважды — поэтому в мае Браун подал иск против города Лос-Анджелес — это стоит прочитать И есть копия прямо здесь для вас!

Примерно в конце 2017 года директор Джош Рубинштейн приветствовал офицеров в открытом офисе Отдела по связям со СМИ как «дам, мужчин и офицеров» и сразу после этого подошел к офису онлайн-отдела и сказал: «Как дела? мальчики? » В то время в офисе онлайн-подразделения присутствовали только истец и полицейский III Лайл Найт.Истец и офицер Найт — афроамериканцы. Примерно через неделю Рубинштейн снова спросил истца и офицера Найта: «Как дела, мальчики?» Всего несколько дней спустя Рубинштейн в третий раз обратился к истцу и офицеру Найту как к «мальчикам». Однако на этот раз Рубинштейн сделал это ехидным и насмешливым тоном. Более того, Рубинштейн так громко сказал «мальчики», что даже Sgt. Пресиадо, который сидел как снаружи, так и на значительном расстоянии от офиса онлайн-подразделения, услышал это.

—Рэймонд Браун против города Лос-Анджелес

Подали в суд на полицейское управление Лос-Анджелеса. На него много судебных исков. И дело не только в их гражданских жертвах. Оказывается, организация, занимающаяся насилием, секретностью, мужским мужеством и защитой капитала, — кто бы мог подумать — не очень хорошее место для работы. Вот почему их собственные сотрудники также часто судятся с LAPD.

Как, например, только в прошлом году сотрудник полиции Лос-Анджелеса по связям со СМИ Франк Пресиадо подал в суд, утверждая, что его начальник Джош Рубинштейн не разрешал Пресиадо и другим говорить по-испански в офисе.Preciado также утверждал, что Рубинштейн запретил сотрудникам отдела по связям со СМИ настраиваться на испаноязычное телевидение на мониторах Департамента.

По словам Пресиадо, ситуация является не только дискриминационной, но, учитывая, что в его официальные обязанности входит общение с испаноязычными СМИ, она также мешает ему выполнять свою работу должным образом. Рубинштейн — наиболее заметный англоязычный сотрудник полиции Лос-Анджелеса по общественной информации. Этот чувак везде, и у него всегда есть время для СМИ. Если, я полагаю, они не работают на испанском языке.

Иск

Preciado привлек внимание средств массовой информации в 2019 году, когда был подан, но с тех пор не так много. Однако это немного больше, чем получил иск Рэймонда Брауна, поданный в мае 2020 года. И костюм Брауна также зависит от странных выходок Рубинштейна, в частности от того факта, что Рубенштейн, очевидно, считает приемлемым называть черных офицеров полиции Лос-Анджелеса «мальчиками».

И не только в будке в темном баре для полицейских или в частных группах полицейских в Facebook, но и прямо им в лицо, чтобы сказать вслух.Не один раз, а много раз. Более того, когда Браун неоднократно жаловался начальству, Рубинштейн и капитан Патриция Сандовал продолжали говорить ему, что он никогда не получит повышения, если останется в отделе по связям со СМИ. Затем они несколько раз переходили к продвижению по службе.

Обучение неявной предвзятости или какое-либо другое решение, рекомендованное Фондом национальной полиции, не решит такой проблемы. А вот копия жалобы Брауна.А вот несколько отрывков из жалобы, которые, может быть, полезно подумать в следующий раз, когда Рубенштейн по телевизору скажет вам, что в чем-то не виноват коп:


1. Во все времена, относящиеся к настоящему документу, Джош Рубинштейн был и остается директором, отвечающим за Отдел по связям со СМИ.

2. Отдел по связям со СМИ был и находится на втором этаже здания штаб-квартиры полиции Лос-Анджелеса. В 2017 году онлайн-подразделение, куда был назначен истец, располагало небольшим офисом на втором этаже.Остальные сотрудники Подразделения были размещены в большом открытом офисе, соединенном с офисом онлайн-подразделения коротким коридором.

3. Примерно в конце 2017 года директор Джош Рубинштейн приветствовал сотрудников в открытом офисе Отдела по связям со СМИ как «дам, мужчин и офицеров» и сразу после этого подошел к офису онлайн-подразделения и сказал: «Как поживаете? вы мальчики? » В то время в офисе онлайн-подразделения присутствовали только истец и полицейский III Лайл Найт.Истец и офицер Найт — афроамериканцы.

4. Примерно через неделю Рубинштейн снова спросил истца и офицера Найта: «Как дела, мальчики?»

5. Поскольку термин «мальчик» исторически использовался для унижения и даже дегуманизации афроамериканских мужчин, истец и офицер Найт вежливо попросили Рубинштейна во второй раз не обращаться к ним как «мальчики».

6. Рубинштейн пренебрежительно заявил, что примет во внимание их просьбу, а затем ушел, явно рассерженный.

7. Истец и офицер Найт доложили о заявлениях Рубинштейна своему непосредственному руководителю, сержанту. Фрэнк Пресиадо.

8. Истец обоснованно полагал, что его жалобы на то, что Рубинштейн обращался к нему и офицеру Найту как к «мальчикам», свидетельствуют о нарушениях раздела 12940 Правительственного кодекса Калифорнии и последующих статей, а также других применимых федеральных, государственных и местных законов и правил.

9. Всего несколько дней спустя Рубинштейн в третий раз обратился к истцу и офицеру Найту как к «мальчикам».Однако на этот раз Рубинштейн сделал это ехидным и насмешливым тоном. Более того, Рубинштейн так громко сказал «мальчики», что даже Sgt. Пресиадо, который сидел как снаружи, так и на значительном расстоянии от офиса онлайн-подразделения, услышал это.

10. Sgt. Пресиадо передал унизительные заявления Рубинштейна капитану Патриции Сандовал.

11. Примерно через неделю Рубинштейн в четвертый раз обратился к истцу и офицеру Найту как к «мальчикам».

12. В этом случае капитан Сандовал немедленно подошла к истцу и офицеру Найту из ее офиса через холл.

13. Капитан Сандовал сказала им, что слышала комментарий Рубинштейна; что ей было жаль; и что она сказала Рубенштейну, что «не круто» обращаться к истцу и офицеру Найту в такой манере.

14. Сразу после того, как Рубинштейн в четвертый раз назвал Истца и Офицера Найта «мальчиками», как Рубинштейн, так и капитан Сандовал стали холодными и пренебрежительными по отношению к Истцу и Офицеру Найту.

15. В 2018 году и Рубинштейн, и капитан Сандовал сделали заявления, в которых указывалось, что истец и офицер Найт не будут продвигаться в Подразделении по связям со СМИ и что им следует покинуть Подразделение.

16. Примерно в октябре 2018 года истец подал заявку на две должности повышения квалификации полицейского III, которые были объявлены в Отделе по связям со СМИ.

17. Истец был наиболее квалифицированным офицером для этой должности, но Рубинштейн и капитан Сандовал обошли истца и вместо этого выбрали менее квалифицированных офицеров.

18. Вскоре после того, как истцу было отказано в вакансиях, руководитель, близкий к капитану Сандовалю, сказал истцу, что он (истец) был наиболее подходящим кандидатом и что в любом другом дивизионе он был бы выбран.

19. В апреле 2019 года сержант. Фрэнк Пресиадо подал иск против полиции Лос-Анджелеса и властей Лос-Анджелеса за расовую дискриминацию, расовые домогательства и репрессалии в нарушение Закона Калифорнии о справедливой занятости и жилье.

20. Утверждения в Sgt. Иск Preciado касался приказов капитана Сандоваля в 2017 и 2018 годах, запрещающих использование испанского языка в отделе по связям со СМИ, и действий, предпринятых против Preciado после того, как он пожаловался на эти приказы.

21.Сержант. Иск компании Preciado широко освещался в СМИ примерно в июне 2019 года.

22. На основании информации и убеждений руководители отдела, включая Джоша Рубинштейна, сформировали уверенность в том, что истец поддержит сержанта. Пресиадо в своем иске, правдиво свидетельствуя о действиях, предпринятых надзорными органами Департамента против Preciado, которые, по обоснованному мнению истца, нарушают раздел 12940 Правительственного кодекса и последующие, а также другие применимые федеральные, государственные и местные законы и постановления.

23. Примерно в июле 2019 года истец подал заявление о приеме на новую должность офицера полиции III уровня в Отделе по связям со СМИ. И снова истец был наиболее квалифицированным офицером на эту должность, но был отклонен вместо менее квалифицированного офицера.

24. После того, как истцу было отказано в повышении должности, руководитель отдела по связям со СМИ сообщил истцу, что при принятии решения о выборе надзорные органы должны учитывать тот факт, что сержант. Иск Фрэнка Пресиадо находился на рассмотрении, и этот Истец входит в подразделение Прециадо, имея в виду тот факт, что надзорные органы полагали, что Истец будет давать показания от имени Прециадо в своем иске.

25. В результате действий Департамента против Истца он потерял и будет продолжать терять доход, сверхурочную работу, пенсию и другие привилегии и льготы. Кроме того, Истец понес и будет продолжать нести ущерб своей репутации, и его способность продвигать, продвигать и / или получать желанные должности в будущем была и / или будет подвергаться неблагоприятному воздействию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.