Дембо рубинштейн методика: Методики дембо рубинштейн пример интерпретации. Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял
Методика Дембо — Рубинштейн
Простая в использовании, методика — в соединении с беседой и другими методиками — помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого. Методика предложена С. Я. Рубинштейн в 1970 г.
В ней использован прием T. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем счастье. С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо одной шкалы четыре (здоровье, умственное развитие, характер и счастье).
В методике Дембо — Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.
Методика отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта длиной 10-20 см, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье (или здоровье/умственное развитие/характер).
Обследуемого просят обозначить на этой линии жирной точкой своё место. Для нанесения точки может использоваться карандаш, ручка или маркер.
Далее приступают к беседе с испытуемым, в которой выясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом характере и т.д. Таким образом, поставленная точка — это не конец процедуры, а материал для обсуждения с испытуемым. Выясняется, почему испытуемый сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными?
Методика предоставляет свободу выбора шкал. В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополучия и служебных достижений.
Психически здоровым людям, по наблюдениям С. Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой «чуть выше середины». У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает «позиционное» отношение к исследующему, играющее, важную роль в определении своего места на линиях шкал психически здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жизненной ситуации.
Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного испытуемого особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. Могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность.
Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности.
Методика носит для испытуемого весьма очевидный характер, поэтому её не рекомендуется применять в тех случаях, когда она может явным образом повлиять на судьбу испытуемого (например при приёме на работу).
Методику можно использовать в батареях психологических тестов при проведении исследований на более-менее больших выборках. В качестве исчисляемого показателя может браться расстояние от точки до начала линии, в процентах. Значение «55%» будет соответствовать положению «чуть выше среднего».
Литература
В.М. Блейхер, И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
См. также
Проективные тесты
- Метод цветовых выборов
- Методика «Агрессивность»
- Методика «Завершение предложения» (на эгоцентризм)
- Проективная методика «Завершение суждения»
- Проективная методика «Мини-сочинение»
- Проективная методика «Мои праздники»
- Проективная методика «Три дерева»
- Проективная психодиагностическая методика «ТАТ: Профессия»
- Проективная психодиагностическая методика «ТАТ: Счастье»
- .
.. и другое
Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн)
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Методика предназначена для исследования самооценки у школьников; она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких как способности, красота и т.д.Методика валидна для умственно отсталых младших школьников от 9 – 10 лет. Методика прошла апробацию в диссертационных исследованиях (Малинаускене М.А., 1977; Гаурилюс И.А., 1998), дипломных исследованиях выпускников ИСПиП.
Оборудование: бланк, на котором изображено 7 линий, высотой каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Шкалы обозначены:
здоровье;
ум, способности;
характер;
авторитет у сверстников;
умение много делать своими руками, умелые руки;
внешность;
уверенность в себе.

Инструкция: «Представь себе, что на этой линии (1 шкала) стоят все ученики твоей школы. Внизу стоят самые больные дети, они часто болеют, у них плохое здоровье. Вверху стоят дети с очень хорошим здоровьем, ни не болют, про их говорят, что они очень здоровые. Отметь, пожалуйста, где, как ты думаешь, находишься ты («-»). А теперь отметь, куда бы поставила тебя твоя учительница (друзья)» («Х»). Аналогичным образом ребенок оценивает себя по остальным шкалам.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится по 6 шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» — не оценивается). Каждый ответ выражается в баллах.
1. По каждой шести шкалам определяется:
уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «Х»;
высоту самооценки – от «0» до знака «-»
значение расхождений между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «Х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удовлетворяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высока» самооценка) удовлетворяют реалистическую («адекватную») самооценку.
Количество баллов
от75 до 100 и выше свидетельствует о
завышенной самооценки.
Завышенная
самооценка может указывать на незрелость
личности, неумение правильно оценивать
результаты своей деятельности.
Количество балов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.
По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Методика валидна для умственно отсталых подростков от 9 – 10 лет. Дана методика была апробирована в дипломных исследованиях работах студентов ИСПиП/
Оборудование: лист формата А-4, простой карандаш средней мягкости
Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ
животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ
названием”.
Показатели и интерпретация
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ
СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или
замещающая ее деталь). Голова повернута
вправо – устойчивая тенденция к
деятельности, действенности: почти все,
что обдумывается, планируется –
осуществляется или, по крайней мере,
начинает осуществляться (если даже и
не доводится до конца).
Испытуемый
активно переходит к реализации своих
планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)
Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены
детали, соответствующие органам чувств
– уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации,
значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и
их сочетанию определяется, предпринимает
ли испытуемый что-либо для завоевания
положительной оценки или только
продуцирует на оценки окружающих
соответствующие эмоциональные реакции
(радость, гордость, обида, огорчение),
не изменяя своего поведения.
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии
прорисовки губ трактуется как большая
речевая активность (болтливость), в
сочетании с прорисовкой губ – как
чувственность; иногда и то и другое
вместе. Открытый рот без прорисовки
языка и губ, особенно – зачерченный,
трактуется как легкость возникновения
опасений и страхов, недоверия. Рот с
зубами – вербальная агрессия, в
большинстве случаев – защитная
(огрызается, задирается, грубит в ответ
на обращение к нему отрицательного
свойства, осуждение, порицание). Для
детей и подростков характерен рисунок
зачерченного рта округлой формы
(боязливость, тревожность).
Особое значение
придают глазам. Это символ присущего
человеку переживания страха: подчеркивается
резкой прорисовкой радужки. Обратить
внимание на наличие или отсутствие
ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные
манеры поведения; для мужчин: женственные
черты характера с прорисовкой зрачка
и радужки совпадают редко. Ресницы –
также заинтересованность в восхищении
окружающих внешней красотой и манерой
одеваться, придание этому большого
значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность
суждений, легкомыслие в выводах и
неосновательность суждений, иногда
импульсивность принятия решения
(особенно при отсутствии или почти
отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ
НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть
функциональными или украшающими: крылья,
дополнительные ноги, щупальца, детали
панциря, перья, бантики вроде
завитушек-кудрей, цветково-функциональные
детали – энергия охвата разных областей
человеческой деятельности, уверенность
в себе, “самораспространение” с
неделикатным и неразборчивым притеснением
окружающих, либо любознательность,
желание соучаствовать как можно в
большем числе дел окружающих, завоевание
себе места под солнцем, увлеченность
своей деятельностью, смелость предприятий
(соответственно значению детали-символа
– крылья или щупальца и т.
д.). Украшающие
детали – демонстративность, склонность
обращать на себя внимание окружающих,
манерность (например, лошадь или ее
несуществующее подобие в султане из
павлиньих перьев).
ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
КОНТУРЫ ФИГУРЫ.
Анализируются по наличию или отсутствию
выступов (типа щитов, панцирей, игл),
прорисовки и затемнения линии контура.
Это защита от окружающих, агрессивная
– если она выполнена в острых углах; со
страхом и тревогой – если имеет место
затемнение, “запачкивание” контурной
линии; с опасением, подозрительностью
– если поставлены щиты, “заслоны”,
линия удвоена. Направленность такой
защиты – соответственно пространственному
расположению: верхний контур фигуры –
против вышестоящих, против лиц, имеющих
возможность наложить запрет, ограничение,
осуществить принуждение, т.е. против
старших по возрасту, родителей, учителей,
начальников, руководителей; нижний
контур – защита против насмешек,
непризнания, отсутствия авторитета у
нижестоящих подчиненных, младших, боязнь
осуждения; боковые контуры –
недифференцированная опасливость и
готовность к самозащите любого порядка
и в разных ситуациях; то же самое –
элементы “защиты”, расположенные не
по контуру, а внутри контура, на самом
корпусе животного. Справа – больше в
процессе деятельности (реальной), слева
– больше защита своих мнений, убеждений,
вкусов.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ.
Оценивается количество изображенных
деталей – только ли необходимое
количество, чтобы дать представление
о придуманном несуществующем животном
(тело, голова, конечности или тело, хвост,
крылья и т.п.): с заполненным контуром,
без штриховки и дополнительных линий
и частей, просто примитивный контур, –
или имеет место щедрое изображение не
только необходимых, но “ усложняющих
конструкцию дополнительных деталей.
Соответственно, чем больше составных
частей и элементов (помимо самых
необходимых), тем выше энергия. В обратном
случае – экономия энергии, астеничность
организма, хроническое соматическое
заболевание. (То же самое подтверждается
характером линии – слабая паутинообразная
линия, “возит карандашом по бумаге”,
не нажимая на него.) Обратный же характер
линий – жирная с нажимом – не является
полярным: это не энергия, а тревожность.
Следует обратить внимание на резко
продавленные линии, видимые даже на
обратной стороне листа (судорожный,
высокий тонус мышц рисующей руки) –
резкая тревожность.
Обратить внимание
также на то, какая деталь, какой символ
, выполнен таким образом (т.е. к чему
привязана тревога).
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление
рисуемого животного человеку, начиная
с постановки животного в положение
прямохождения на две лапы, вместо четырех
или более, и заканчивая одеванием
животного в человеческую одежду (штаны,
юбки, банты, пояса, платье), включая
похожесть морды на лицо, ног и лап на
руки, – свидетельствует об инфантильности,
эмоциональной незрелости, соответственно
степени выраженности “очеловечивания”
животного.
Механизм сходен (и параллелен)
аллегорическому значению животных и
их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание
на случаи вмонтирования механических
частей в тело “животного” – постановка
животного на постамент, тракторные или
танковые гусеницы, треножник; прикрепление
к голове пропеллера, винта; вмонтирование
в глаз электролампы, в тело и конечности
животного – рукояток, клавиш и антенн.
Это наблюдается чаще у больных шизофренией
и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может
выражать рациональное соединение
смысловых частей (летающий заяц,
“бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой
вариант – словообразование с
книжно-научным, иногда латинским
суффиксом или окончанием (“ратолетиус”
и т.п.). Первое – рациональность, конкретная
установка при ориентировке и адаптации;
второе – демонстративность, направленная
главным образом на демонстрацию
собственного разума, эрудиции, знаний.
Встречаются названия поверхностно-звуковые
без всякого осмысления (“лялие”,
“лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие
легкомысленное отношение к окружающим,
неумение учитывать сигнал опасности,
наличие аффективных критериев в основе
мышления, перевес эстетических элементов
в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п
Примерная сводная таблица показателей по методике «Несуществующее животное»
№ | Ф. | Положение на листе | Поворот головы | Большие уши | Рот+язык | Четко прорисованные губы | Зачерченный рот | увеличеный размер головы | уменьшенный размер головы | Четко прорисованная радужка | защитно-агрессивные детали | Демонстративные детали | НАЛИЧИЕ МЕЖАНИЧЕСКИХ ВКЛЮЧЕНИЙ | РАЗВЕРНУТЫЕ КРЫЛЬЯ | СВЕРНУТЫЕ КРЫЛЬЯ | НАЛИЧИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ | РЫБИЙ ХВОСТ, ПЛАВНИК, ЧЕШУЯ | ОДНОТИПНОСТЬ КОНЕЧНОСТЕЙ | УСТОЙЧИВАЯ ФИГУРА | НЕУСТОЙЧИВАЯ ФИГУРА | ПОВОРОТ ХВОСТА | угловатость фигуры | затемнение контурных линий | угрожающее животное | угрожаемое животное | нейтральное животное | ||||||||||||||||||
В верхней части | В нижней части | В середине | Вправо | Влево | «анфас» | Зубы | Когти | Копыта | Рога | Иглы | Щиты | Панцири | Ресницы | Грива | Прическа | Украшающие детали | Кисточки | Элементы одежды | Вправо | Влево | Вниз | Вверх | ||||||||||||||||||||||
CrossMark_BW_stacked
%PDF-1.
7
%
1 0 объект
>
эндообъект
2 0 объект
>
/Шрифт
>
/ProcSet [/PDF /текст /ImageB]
/XОбъект
>
/ExtGState
>
/Цветовое пространство
>
>>
/Тип /Страница
/Родитель 1 0 Р
/Содержание [20 0 R 21 0 R 22 0 R 23 0 R 24 0 R 25 0 R 26 0 R 27 0 R]
/MediaBox [0 0 544,252 742,677]
/CropBox [0 0 544,252 742,677]
/BleedBox [0 0 544,252 742,677]
>>
эндообъект
5 0 объект
>
>>
эндообъект
6 0 объект
>
эндообъект
28 0 объект
>
транслировать
приложение/постскриптум
did:FE7F117407206811871FC47077F3EB43xmp.iid:FE7F117407206811871FC47077F3EB43uuid:102FE2DB1549E111B07DEAC01E274E5Eproof:pdfuuid:c257a7e2-a64a-4f9d-b1c5-803438ee5c0fxmp.did:B8710A937DA9E111A64CBB7CCA643992uuid:102FE2DB1549E111B07DEAC01E274E5Eproof:pdf
00000094.64099991.6288990.000000
00000050.18230190.7987980.000000
000000
79930198.35510340.7263032.069098
66749676.04940032.922901
90 конечный поток
эндообъект
7 0 объект
>
эндообъект
290 объект
>
транслировать
hn0@{i`viDFUsتDJo+/8SZB
lPh*U9Xx dQmiU&A
OIX:/snsQhZGrͩnl#xl/`.
3!I3/L|L9J8’v
UzC@E֘b\UH
v ÞXG /BH:PrDKIya4vM4HµKmh}YdwY(~z6ςɌτY*X`턁\ILmWW4}r`zt#KRCb Q5J2㚕DdX»M]I)C/i
/&Ym’2BF!#係L~慝+;B`
АКТУАЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОСПИТАНИЕМ | Ковалевская
АКТУАЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОСПИТАНИЕМ
Ковалевская Екатерина, Колбасова Ирина, Карпенко Елена
Реферат
В современной России происходит трансформация системы образования. Происходит переход на гибкую систему обучения, адаптированную к образовательным потребностям каждого человека любой возрастной, культурной, языковой принадлежности. Все большее значение приобретают практические учебные дисциплины. Учебные дисциплины, формирующие универсальные компетенции, переводятся в онлайн-обучение. Физкультура – это такие дисциплины. Все теоретические занятия переведены в онлайн, а доля занятий в зале сведена к минимуму. Целью данного пилотного исследования является выявление актуального психического состояния студентов в спортивном зале в условиях использования игровых и соревновательных методов.
Кроме того, важной задачей является сравнение самочувствия, активности и настроения студентов, занимающихся физической культурой в тренажерном зале и онлайн. Адаптированный вариант методики Дембо-Рубинштейна применялся для диагностики таких показателей текущего психического состояния, как самочувствие, активность и настроение. Динамика этих показателей в условиях занятий в тренажерном зале игровыми и соревновательными методами изучалась с помощью формирующего эксперимента. Установлено, что реальные занятия в спортивном зале положительно сказываются на актуальном психическом состоянии студентов. У большинства студентов улучшилось самочувствие, настроение, повысилась активность. При этом занятия игровым методом, в отличие от занятий соревновательным методом, гораздо более эффективны для активизации учащихся и улучшения их настроения. Сравнение показателей фактического психического состояния студентов на реальных занятиях в тренажерном зале и онлайн показало, что занятия в тренажерном зале способны более эффективно влиять на настроение и активность студентов.
Ключевые слова
деятельность; занятия в тренажерном зале; текущее психическое состояние; интерактивные методы обучения; настроение; онлайн-обучение; благополучие
Полный текст:
PDFСсылки
Борковиц, М. (2013). Счастье на уроках физкультуры. Журнал новой физиотерапии, 3(3), 1-4.
Черкашин И.А., Платонов Д.Н., Мигалкин А.Г. (2015). Изучение индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций студентов, занимающихся тайским боксом. Успехи современного естествознания, 9(3), 576-578.
Дирлевангер М., Ди Ветта В., Джусти В., Шнайтер П., Жекье Э. и Таппи Л. (1999). Влияние умеренной физической активности на концентрацию лептина в плазме у людей. Европейский журнал прикладной физиологии, 79 (4). 331–335.
Деркач А. А. (2012). Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности. Акмеология, 3(43), 10-19.
Ганзен В.

.. и другое

И.О.