Что значит светлана: происхождение, характер, судьба, церковное имя, совместимость, песни. Именины Светланы. Под каким именем крестить светлану Каким именем крестят светлану

Что значит светлана: происхождение, характер, судьба, церковное имя, совместимость, песни. Именины Светланы. Под каким именем крестить светлану Каким именем крестят светлану

Светлана, значит светлая — Вязники.РФ

Имя Светлана означает «несущая свет». Все, кто был знаком с замечательной вязниковской поэтессой Светланой Байгуловой, знают, насколько ей подходило это имя. Она была по-настоящему светлым человеком.

До сих пор сложно поверить, что её нет с нами. А ведь с той печальной даты – 24 ноября — прошёл уже год. Но в наших сердцах продолжает жить творчество Светланы Байгуловой. Её стихи и рассказы неизменно вызывают у читателя эмоции, заставляя его  улыбаться, грустить, сочувствовать, сопереживать, думать. Они затрагивают сокровенное и человечное, тонкие струны  души.

Писать стихи Светлана начала ещё в юности – с 16 лет. Одно из первых произведений под названием «Вязни, Кий!», напечатанное в газете «Маяк», вдохновило композитора Игоря Федотова на написание музыки. Так появилась замечательная песня о нашем городе.

С этого времени стихи стали частью жизни Светланы Байгуловой. А ещё её важной частью были дети: и свои, и те, с которыми она занималась, работая воспитательницей. Многие поэтические произведения автора написаны именно о детворе и для детворы. Малыши с удовольствием читают её стихи, учат наизусть, знакомясь с богатством родного языка.

Дочь Светланы Байгуловой Ирина утверждает, что с мамиными стихами идёт буквально по жизни. Ведь зачастую именно она и становилась первой их слушательницей. До сих пор о своей маме Ирина не может говорить в прошедшем времени. Для неё она всегда будет жива, не только в памяти или сердце, но и в стихах, наполненных теплом и любовью.

— Мама очень добрая, очень ласковая. Она всех любила, — рассказывает Ирина. – В жизни всегда старалась дарить радость людям, делиться своей позитивной энергией.

— Часто ли Светлана Вам читала свои стихи?

— Да. Постоянно. Она, когда пишет, постоянно зачитывает. Так что, многие произведения рождались при мне.

— Вам нравятся мамины стихи?

— Безумно! Она очень красиво пишет. Стихи, песни, произведения для детей: ей всё удавалось, ведь строки, рождавшиеся в её светлой душе, попросту не могли быть скучными или чёрствыми. Она так не умела…

— Как-то планируете в дальнейшем сохранить творческое наследие Светланы Байгуловой?

— В данный момент я, вместе с друзьями и коллегами мамы, работаю над большим сборником её творчества. Собран богатый и очень ценный материал. Редактором выступает  вязниковский поэт Роберт Зиганшин.

— Есть ли какое-нибудь любимое стихотворение?

— Однажды я ушла на дискотеку. Опоздала на два часа, а мама весь вечер ждала и переживала. И у неё родился стих под названием «Дочка не идёт». Он очень личный…

Вообще же любимых стихов много. Хотела бы вспомнить два маминых произведения:

Пишу письмо тебе опять,

Да, дни летят неумолимо.

Так много хочется сказать,

Как дорога ты и любима.

Я утром с Богом говорю,

Ведь ты к нему гораздо ближе,

И потому Его молю,

Беречь  все то, что я не вижу.

Твои любимые глаза,

Твоё святое пониманье,

Они теперь – все небеса,

В них бескорыстны все желанья.

Стремилась ты всегда помочь,

Душа, как мир, где солнце всюду,

Какое счастья, что я дочь,

Твоя родная, ей и буду.

Не надо мне других миров,

И благ других совсем не надо.

Дал Бог тебя, и лучших слов,

Найти ли? Ты моя награда!

Я верю, где-то высоко,

Под теплым солнцем, в небе синем,

Живешь свободно и легко,

Твой мир огромный и красивый.

И всё ты знаешь обо мне,

Как мне тебя тут не хватает.

Как я прошу придти во сне,

Но видимо нельзя… бывает.

Люблю тебя! Благодарю!

Как много значишь ты родная!

Я путь земной одна торю,

Но он идет к тебе, я знаю…

 

***

Я жизнь прошу – не остуди,

Мотор, что бьется равномерно,

Дней светлых много впереди

И счастье будет непременно!

Хотя оно и так со мной,

С утра в окно лучи пускает,

И облака над головой,

И солнце нежно обнимает.

И на душе вновь благодать,

Колокола звучали в храме,

Как птице хочется летать,

И снова прикоснуться к маме.

И хочется весь мир обнять,

И Богу петь свои рулады.

Всем людям радости желать.

И слушать капель канонады.

За все, за все благодарю

Творца, что дарит нам волненье!

За всех, кого я так люблю!

За жизнь, за счастье, за мгновенье!

Подготовила Яна ХВАТОВА.

Источник: Газета «Районка, 21 век» № 48 (515) от 26 ноября 2020 г.

«Перестаньте ругаться». Как Светлана Тихановская пыталась помирить белорусскую оппозицию и что из этого вышло

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Tikhanovskaya instagram

Подпись к фото,

Эксперты считают, что создание Объединенного переходного кабинета помогло сгладить острые углы между оппозиционными политиками

На этой неделе в Вильнюсе прошла конференция «Новая Беларусь», на которой лидеры демократических сил страны пытались помириться и договориться о том, как действовать дальше. На протяжении предыдущих нескольких месяцев приехавшие на форум политики и активисты жестко критиковали лидера оппозиции Светлану Тихановскую, обвиняя ее то в проблемах с лидерством и монополии на принятие решений, то в бесполезных международных поездках, «которые ничего не решают».

Одна из главных претензий в адрес офиса Светланы Тихановской — отсутствие «решительных действий», под которыми часть критиков подразумевает силовой выход из белорусского кризиса.

Некоторые политики отказались приехать на форум, в очередной раз продемонстрировав свое отношение к Тихановской.

«Все, что намечено на так называемой конференции, не имело, не имеет и не будет иметь никакого значения», — заявил лидер старейшей оппозиционной партии Беларуси «Белорусский народный фронт» и жесткий критик лидера оппозиции Зенон Позняк.

9 августа Тихановская объявила о создании Объединенного переходного кабинета, призванного консолидировать демсилы, однако некоторые аналитики сомневаются, что новый орган принципиально что-то изменит в жизни самих белорусов.

Как из объединяющей фигуры в 2020-м году Тихановская превратилась в объект критики и давления и получится ли у нее сплотить оппозиционных политиков и активистов?

  • «Политическая золушка». Кем стала Светлана Тихановская за год с начала протестов
  • Надежда на чудо и на Украину. Оппозиционеры — о будущем Беларуси спустя два года после начала протестов

В чем суть претензий к офису Тихановской?

«Неделю назад мы запустили форму для сбора критики и предложений перед конференцией. И знаете, какими были два самых частых ответа на вопросы? «Перестаньте ругаться» и «Объединитесь вокруг общего плана», — заявила Тихановская на открытии форума «Новая Беларусь».

Тихановскую неоднократно критиковали многие оппозиционные политики, которые поддержали ее два года назад, в том числе — активист Вадим Прокопьев, бывший директор Национального театра им. Янки Купалы Павел Латушко, а также кандидат в президенты Валерий Цепкало и его жена и глава предвыборного штаба Вероника Цепкало.

Особенно громко недовольство работой команды Тихановской стало звучать после начала войны в Украине, когда Беларусь поддержала страну-агрессора, фактически став плацдармом для российских войск. Тогда СМИ и аналитики заговорили о расколе внутри демократических сил и пошатнувшемся авторитете самой Тихановской, а представители оппозиции обвинили ее в бездействии.

Автор фото, HAKON MOSVOLD LARSEN/NTB/AFP

Подпись к фото,

Светлану Тихановскую среди прочего обвиняют в нерешительности и отсутствии четкого плана действий

«Мы уже четыре месяца в войне, и я вместе с вами не понимаю, есть ли у главного штаба белорусской оппозиции какой-то план», — заявил активист Вадим Прокопьев на Форуме демократических сил Беларуси (который прошел в июне без участия Тихановской и ее команды).

Бывший ресторатор и помощник командира полка «Погоня» (добровольческое формирование белорусов в составе Вооруженных сил Украины) Вадим Прокопьев обвинил Светлану Тихановскую в «пассивности и беспомощности», призвав ее офис срочно создать правительство в изгнании с прикрепленным к нему силовым блоком.

«Наша национальная освободительная армия, — заявил на форуме Прокопьев. — Казалось бы, вот нам и шанс снести собственную диктатуру и поставить империи шах. Но что видно братьям нашим украинцам, когда они наблюдают за нашим процессом со стороны? Похожи ли мы на тех людей, которые хотят построить свое государство»?

Автор фото, Belarus democratic forum screenshot

Подпись к фото,

Тихановская «ужасно вымоталась» и «занимается нелюбимым делом», ранее говорил Вадим Прокопьев, неоднократно намекая (а то и говоря прямым текстом), что Светлана может сдать свои полномочия и выполнять «более символическую роль».

Прокопьев придерживается твердой позиции, что единственный выход из белорусского кризиса — силовое сопротивление, о чем он продолжает говорить с трибун демократических конференций и в интервью СМИ последние несколько месяцев.

Тихановская «ужасно вымоталась» и «занимается нелюбимым делом», ранее говорил оппозиционер, неоднократно намекая (а то и говоря прямым текстом), что та может сдать свои полномочия и выполнять «более символическую роль».

«Устал молчать»

Прокопьев — не единственный, кто потребовал от Тихановской создать переходное правительство. С аналогичным призывом в июле выступил бывший белорусский дипломат и глава Народного антикризисного управления (НАУ) Павел Латушко, заявив, что «больше не может молчать».

О планах по созданию переходного кабинета Тихановская говорила еще в первый день войны в Украине, 24 февраля, однако этого не произошло вплоть до августовской конференции.

Автор фото, SERGEI GAPON/AFP

Подпись к фото,

С критикой в адрес Тихановской выступал и бывший белорусский дипломат, оппозиционер Павел Латушко

«Почему появляются голоса Цепкало, Прокопьева и так далее? Потому что внутри нас не слышат, — говорил Латушко в июле 2022 года. — Мы за совместные действия. Мы за то, чтобы работать вместе. Мы за то, чтобы когда кто-то выходит на международную встречу, там было несколько человек «.

Особенно жестко о Тихановской отзывается представитель «старой оппозиции», лидер БНФ Зенон Позняк. В многочисленных интервью СМИ он неоднократно называл ее «пророссийским политиком», который должен попасть под следствие в Беларуси.

За нелестные формулировки в адрес лидера демсил сам Позняк снискал внимание белорусских пропагандистов, цитирующих его слова.

«Мы в ваших услугах больше не нуждаемся»

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

У бывшего кандидата в президенты Валерия Цепкало и его супруги Вероники к Тихановской также накопилось множество претензий: они обвиняют ее в бесполезных зарубежных поездках («картинками в Instagram нам диктатуру не победить»), отсутствии прозрачности со стороны офиса, кулуарности и закрытости в принятии решений.

Чета Цепкало возмутилась даже из-за самого названия штаба, в августе 2020 года переименованного в «Офис Светланы Тихановской».

Валерий Цепкало говорит о Тихановской в уничижительной манере, называя ее то «домохозяйкой», то «священной коровой». На организованный офисом Тихановской форум он не приехал, отправив туда в качестве представителя свою супругу.

«Раскол произошел сразу после августа 2020-го, ни одна инициатива не обсуждалась среди участников демократического движения, — говорил Цепкало в интервью изданию «Зеркало» в конце июля этого года. — Было какое-то решение, которое принималось неизвестно кем. Я понимаю, что это не Светлана его принимает: вряд ли стоит ожидать, чтобы ученик средней школы решал интегральные уравнения второго порядка».

Вероника Цепкало среди прочего обиделась на Тихановскую за то, что та не взяла ее в свою команду.

Автор фото, SERGEI GAPON/AFP

Подпись к фото,

Вероника Цепкало, Светлана Тихановская и Мария Колесникова объединили свои штабы в 2020 году

«Все эти люди, которые были рядом со Светланой во время президентской кампании 2020 года, были отодвинуты в сторону», — говорит Цепкало, намекая на себя: вместе с Марией Колесниковой Вероника была членом объединенного штаба Тихановской. «Мы взрослые люди и понимаем, что если нам говорят, что это «Офис Светланы Тихановской», то это означает: «Спасибо, ребята, мы в ваших услугах больше не нуждаемся», — заключает она.

В ответ на критику в свой адрес, Тихановская сдержанно отвечала, что каждый человек имеет право на свое мнение и что любое публичное обсуждение проблем и решений — это признак здорового общества. Ранее лидер демсил заявила, что конференция «Новая Беларусь» даст возможность обсудить накопившиеся вопросы и обиды со всеми желающими.

«Вы говорили — соберитесь вместе и дайте голос всем, — сказала в июле Светлана Тихановская. — Мы будем открыто говорить друг с другом, показывать итоги своей работы, спорить о реальных планах».

Правительство создано — что дальше?

9 августа по итогам форума «Новая Беларусь» Тихановская объявила о создании Объединенного переходного кабинета, в числе задач которого, как сказала сама лидер оппозиции, — деоккупация Беларуси и освобождение всех политзаключенных. «Идет война, наша страна под угрозой утраты суверенитета, и я согласна с Павлом Павловичем (Латушко): время действовать», — отметила Тихановская.

В состав кабинета в том числе вошел сам Латушко и бывший командир 38-й брестской десантно-штурмовой бригады Валерий Сахащик — он займет должность представителя кабинета по обороне и национальной безопасности (кандидатуру Сахащика зал встретил аплодисментами).

Назначение Сахащика — ответ Тихановской на запрос политизированной части общества, призывающей к силовому решению белорусского кризиса, считают аналитики. Однако многие наблюдатели не верят в создание белорусской армии в изгнании (о которой говорил Прокопьев), на которую нет ни человеческих, ни финансовых ресурсов.

Кроме того, один из главных вопросов заключается в том, чем будет отличаться работа нового кабинета от той, которую выполнял офис Тихановской, и смогут ли его «министры» повлиять на ситуацию в Беларуси.

В противном случае кабинет Тихановской будет лишь «временным успокоительным для его участников», писал у себя в телеграме политолог Артем Шрайбман. «А потом, по истечении первого отчетного периода, если ничего не изменится, начнется взаимное тыканье пальцами и поиск виноватых», — продолжил он.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Оппоненты Тихановской отдают себе отчет в том, что им не выиграть в гонке с лидером демсил за международные контакты

Несмотря на туманные прогнозы на будущее, белорусский политик Анатолий Лебедько считает, что представителям демократических сил удалось сгладить острые углы и объединиться — по крайней мере, на ближайшие полгода (именно на такой срок были назначены члены нового кабинета).

«Светлана Тихановская — победитель в этой ситуации. Она осталась национальным лидером и возглавила объединенный переходный кабинет, ей удалось укрепить свои позиции. За ней также закрепилась функция формирования этого кабинета», — заявил Би-би-си Лебедько.

«Тихановская обладает большой легитимностью, разрушить ее невозможно. Именно вокруг нее объединяется основная часть оппозиционных сил», — соглашается с ним политолог Валерий Карбалевич в комментарии «Радио Свобода» (в России включено в реестр СМИ, выполняющих функции «иностранного агента»).

Однако полного взаимопонимания среди политиков достичь не удалось — Вероника и Валерий Цепкало не подключились к этому процессу, оказавшись, по мнению аналитиков, на периферии.

Один из главных критиков Тихановской Вадим Прокопьев заявил, что дискуссия была конструктивной лишь отчасти. «Может эта конференция ускорит события, но я хочу напомнить, что мы сильно отстаем от повестки, — заявил Прокопьев. — Темп и время, в котором живут лидеры демсил, не синхронизирован с тем, что происходит сейчас в нашем регионе».

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Instagram
  • Facebook
  • Twitter
  • VK
  • OK

Загрузите наше приложение:

  • iOS
  • Android

Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.

Светлана — Wikiwand

  • Введение Светлана
    • Светлана Ахадова (1993 г.р.), украинская каноистка
    • Светлана Азарова (1976 г.р.), украинско-голландский композитор современной классической музыки
    • Биляева Светлана (1946 г.р.), археолог, специалист по Украине, Золотой Орде и Османской империи
    • Светлана Бондаренко (1971 г.р.), бывшая международная пловчиха брасс из Украины
    • Светлана Черникова (1977 г.р.), украинская бывшая танцовщица на льду
    • Светлана Филь (1969 г.р.), советская гребчиха
    • Светлана Фришко, украинский футболист
    • Светлана Горбенко, паралимпийская спортсменка из Украины
    • Светлана Галюк (1987 г.р.), украинская профессиональная велосипедистка
    • .
    • Яромка Светлана (1989 г.р.), украинская дзюдоистка
    • Светлана Кащенко (1968 г.р.), российский никарагуанский спортивный стрелок
    • Светлана Константинова (1975 г.
      р.), украинская конькобежка
    • Светлана Копчикова (1967 г.р.), украинская пловчиха
    • Криворучко Светлана (1975 г.р.), украинский журналист, генеральный директор телеканалов БТБ и Киев
    • Светлана Куделя (1992 г.р.), паралимпийская спортсменка из Украины
    • Светлана Лобода (1982 г.р.), украинская певица и композитор
    • Светлана Малкова (19 г.р.)90), украинская гимнастка на батуте, член сборной
    • Светлана Мамеева (1982 г.р.), украинская тройная прыгунья
    • Светлана Манькова (1962 г.р.), бывшая украинская гандболистка
    • Светлана Матевушева (1981 г.р.), украинский моряк
    • Светлана Майборода (1981 г.р.), украинский профессор математики Миннесотского университета
    • Светлана Мазий (1968 г.р.), гребец на пенсии, двукратный призер Олимпийских игр из Украины
    • Швачко Светлана Алексеевна (19 г.р.)35), профессор германской филологии Сумского государственного университета
    • Светлана Прокопова (1993 г. р.), украинская групповая художественная гимнастка
    • Светлана Пристав , бывшая фигуристка из Украины
    • Светлана Пилипенко (1983 г.р.), бывшая украинская фигуристка
    • Светлана Пыркало (1976 г.р.), украинский писатель, журналист и переводчик из Лондона
    • Светлана Семчук (1984 г.р.), легкоатлетка из Украины
    • Светлана Сербина (19 г.р.)80), украинский олимпийский прыгун
    • Светлана Шаталова (1983 г.р.), украинский политический деятель, заместитель Губернатора Одесской области
    • Светлана Шмидт (1990 г.р.), украинская бегунья на средние дистанции
    • Спирюхова Светлана (1982 г.р.), украинская гребчиха
    • Светлана Станько-Клименко (1976 г.р.), украинская бегунья на длинные дистанции
    • Светлана Еременко (1959 г.р.), украинский журналист, писатель, руководитель общественной организации
    • Светлана Захарова (певица) (1987 г.р.), украинская певица и автор песен
    • Светлана Залищук (1982 г. р.), политик, правозащитник, бывший депутат Верховной Рады Украины
    • Светлана Зелепукина (1980 г.р.), украинская гимнастка

    Ностальгия | Светлана Бойм

    Слово «ностальгия» происходит от двух греческих корней: νόστος, nóstos («возвращение домой») и ἄλγος , algos («тоска»). Я бы определил это как тоску по дому, которого больше нет или никогда не существовало. Ностальгия — это чувство утраты и перемещения, но это также и роман с собственной фантазией. Ностальгическая любовь может выжить только в отношениях на расстоянии. Кинематографический образ ностальгии — это двойная экспозиция, или наложение двух образов — дома и заграницы, прошлого и настоящего, сна и повседневности. В тот момент, когда мы пытаемся превратить его в единое изображение, он ломает рамку или сжигает поверхность.

    Несмотря на греческие корни, слово «ностальгия» возникло не в Древней Греции. «Ностальгия» — это только псевдогреческое или ностальгически греческое.

    Это слово было придумано амбициозным швейцарским студентом Йоханнесом Хофером в его медицинской диссертации в 1688 году. нам бы не пришло в голову требовать рецепта от ностальгии. Однако в XVII веке ностальгия считалась излечимой болезнью, сродни тяжелой простуде. Швейцарские врачи считали, что опиум, пиявки и путешествие в швейцарские Альпы избавят от ностальгических симптомов. К концу 18 века врачи обнаружили, что возвращение домой не всегда лечит ностальгию, а иногда и убивает (особенно когда врачи-патриоты ошибочно принимают туберкулез за ностальгию). Точно так же, как сегодня исследователи-генетики надеются идентифицировать гены, кодирующие заболевания, социальное поведение и даже сексуальную ориентацию, так и врачи 18-19 вв.века искали единую причину, одну «патологическую кость». Тем не менее им не удалось найти очаг ностальгии в уме или теле своего пациента. Один врач заявил, что ностальгия — это «ипохондрия сердца», которая процветает благодаря своим симптомам. Из излечимой болезни ностальгия превратилась в неизлечимую болезнь.
    Провинциальная болезнь, maladie du pays , превратилась в болезнь современности, mal du siècle.

    Ностальгия, которая меня здесь интересует, — это не просто индивидуальная болезнь, а симптом нашего века, историческая эмоция. Поэтому я сделаю три важных замечания. Во-первых, ностальгия в моем диагнозе — это не «антимодерн». Он не обязательно противостоит современности, но ровесник ей. Ностальгия и прогресс подобны Джекилу и Хайду: двойники и зеркальные отражения друг друга. Ностальгия — это не просто выражение локальной тоски, а результат нового понимания времени и пространства, сделавшего возможным разделение на «местное» и «всеобщее».

    Во-вторых, ностальгия кажется тоской по месту, но на самом деле это тоска по другому времени — времени нашего детства, более медленных ритмов наших снов. В более широком смысле ностальгия — это бунт против современного представления о времени, времени истории и прогресса. Ностальгические желания стереть историю и превратить ее в частную или коллективную мифологию, переосмыслить время как пространство, отказываясь сдаться необратимости времени, отравляющей человеческое существование.

    Следовательно, «прошлое ностальгии», перефразируя Фолкнера, не есть «даже прошлое». Это может быть просто другое время или более медленное время. Время вне времени, не обремененное ежедневниками.

    В-третьих, ностальгия, на мой взгляд, не всегда ретроспективна; это может быть и перспективным. Фантазии прошлого, обусловленные потребностями настоящего, оказывают прямое влияние на реалии будущего. Думая о будущем, мы берем на себя ответственность за наши ностальгические рассказы. В отличие от меланхолии, ограничивающей себя планами индивидуального сознания, ностальгия касается отношения между индивидуальной биографией и биографией группы или нации, между личной и коллективной памятью. Хотя футуристические утопии могут быть не в моде, ностальгия сама по себе имеет утопическое измерение, только она больше не направлена ​​в будущее. Иногда оно тоже направлено не в прошлое, а скорее в сторону. Ностальгия чувствует себя подавленной в условных рамках времени и пространства.

    На самом деле существует традиция критического осмысления современного состояния, включающая в себя ностальгию. Его можно назвать «несовременным». Наречие «вне» сбивает с толку наше чувство направления; это заставляет нас исследовать боковые тени и закоулки, а не прямую дорогу прогресса; это позволяет нам отклониться от детерминированного повествования истории 20-го века. Офмодернизм предлагал критику как современного увлечения новизной, так и не менее современного переосмысления традиции. В несовременной традиции размышление и тоска, отчуждение и привязанность идут рука об руку.

    Современная ностальгия парадоксальна в том смысле, что универсальность тоски может сделать нас более чуткими по отношению к другим людям, но в тот момент, когда мы пытаемся исправить «тоску» с помощью особой «принадлежности» – опасения утраты с переоткрытием идентичности и особенно национальной общности и уникальной и чистой Родины — мы часто расходимся и ставим крест на взаимопонимании. Álgos (тоска) — это то, что нас объединяет, но nóstos (возвращение домой) — это то, что нас разделяет. Это обещание восстановить идеальный дом, лежащее в основе многих мощных идеологий сегодняшнего дня, искушающее нас отказаться от критического мышления в пользу эмоциональной связи. Опасность ностальгии в том, что она склонна путать настоящий дом с воображаемым. В крайнем случае может создать фантомную родину, ради которой человек готов умереть или убить. Неизбранная ностальгия порождает монстров. Тем не менее, само это чувство, оплакивание смещения и временной необратимости лежит в самой основе современного состояния.

    Вспышки ностальгии часто следуют за революциями: Французская революция 1789 года, русская революция и недавние «бархатные» революции в Восточной Европе сопровождались политическими и культурными проявлениями тоски. Во Франции не только древний режим произвел революцию, но в некотором отношении революция произвела ancien régime , придав ему форму, ощущение завершенности и позолоченную ауру. Точно так же революционная эпоха перестройки и распад Советского Союза создали образ последних советских десятилетий как времени застоя или, наоборот, как советского золотого века стабильности, национальной силы и «нормальности». Тем не менее, ностальгия, которую я здесь исследую, не всегда связана с древний режим , стабильная сверхдержава или падшая империя, но и за нереализованные мечты прошлого и видения будущего, которые устарели. История ностальгии может позволить нам взглянуть на современную историю как на поиск не только новизны и технического прогресса, но и нереализованных возможностей, непредсказуемых поворотов и перекрестков.

    Наиболее распространенной валютой глобализма, экспортируемого по всему миру, являются деньги и массовая культура. Ностальгия тоже является чертой глобальной культуры, но она требует другой валюты. Ведь ключевые слова, определяющие глобализм — «прогресс», «современность» и «виртуальная реальность» — были придуманы поэтами и философами: «прогресс» придумал Иммануил Кант; существительное «современность» — творение Шарля Бодлера; а «виртуальную реальность» впервые придумал Анри Бергсон, а не Билл Гейтс. Только в определении Бергсона «виртуальная реальность» относилась к планам сознания, потенциальным измерениям времени и творчеству, которые отчетливо и неповторимо принадлежат человеку. Что же касается ностальгии, то врачи XVIII века, не сумев выявить ее точного очага, рекомендовали обратиться за помощью к поэтам и философам.

    Ностальгия говорит загадками и головоломками, переступая границы между дисциплинами и национальными территориями. Так что нужно встретиться с ним лицом к лицу, чтобы не стать его следующей жертвой или следующим мучителем.

    Вместо волшебного лекарства от ностальгии я предложу примерную типологию и различаю два основных типа ностальгии: восстановительную и рефлексивную. Восстановительная ностальгия подчеркивает nóstos (дом) и пытается трансисторически воссоздать потерянный дом. Рефлексивная ностальгия процветает в álgos , самой тоске, и оттягивает возвращение домой — тоскливо, иронично, отчаянно. Эти различия не являются абсолютно бинарными, и, безусловно, можно составить более точную карту серых зон на окраинах воображаемых родных земель. Восстановительная ностальгия считает себя не ностальгией, а правдой и традицией. Рефлексивная ностальгия останавливается на амбивалентности человеческого стремления и принадлежности и не уклоняется от противоречий современности. Восстановительная ностальгия защищает абсолютную истину, а рефлективная ностальгия ставит ее под сомнение.

    Восстановительная ностальгия лежит в основе недавних национальных и религиозных возрождений. Он знает два основных сюжета — возвращение к истокам и заговор. Рефлексивная ностальгия не следует единому сюжету, а исследует способы проживания во многих местах одновременно и воображает разные часовые пояса. Он любит детали, а не символы. В лучшем случае это может стать этическим и творческим вызовом, а не просто предлогом для полуночных меланхолий. Если восстановительная ностальгия заканчивается реконструкцией эмблем и ритуалов дома и родины в попытке завоевать и специализировать время, то рефлективная ностальгия лелеет разбитые фрагменты памяти и деморализует пространство. Восстановительная ностальгия воспринимает себя очень серьезно. Рефлективная ностальгия, с другой стороны, может быть ироничной и юмористической. Он показывает, что страстное желание и критическое мышление не противопоставляются друг другу, так же как аффективные воспоминания не освобождают от сострадания, суждения или критического размышления.

    ХХ век начался с футуристической утопии, а закончился ностальгией. Оптимистичная вера в будущее устарела, а ностальгия, к лучшему или к худшему, никогда не выходила из моды, оставаясь сверхъестественно современной. 2 Вопреки мнению великой актрисы Симоны Синьор, назвавшей свою автобиографию «Ностальгия уже не та, что раньше », структура ностальгии во многих отношениях осталась прежней, несмотря на смену моды и достижений. в цифровых технологиях . В конце концов, единственным противоядием от диктатуры ностальгии может стать ностальгическое диссидентство. Ностальгия может быть поэтическим творением, индивидуальным механизмом выживания, контркультурной практикой, ядом и лекарством. Мы должны взять на себя ответственность за нашу ностальгию и не позволять другим «фабриковать» ее за нас. Предварительно упакованное «полезное прошлое» может быть бесполезным для нас, если мы хотим совместно создавать наше будущее. Возможно, мечты о воображаемой родине не могут и не должны воплотиться в жизнь. Иногда предпочтительнее (по крайней мере, по мнению этого ностальгирующего автора) оставить мечты в покое, пусть они будут не больше и не меньше мечтами, а не ориентирами на будущее . В то время как восстановительная ностальгия возвращается и восстанавливает родину с параноидальной решимостью, рефлексивные ностальгические страхи возвращаются с той же страстью. В конце концов, дом — это не закрытое сообщество. Рай на земле может оказаться очередной потемкинской деревней без выхода. Императив современного ностальгика: тосковать по дому и тосковать по дому – иногда одновременно.

    Note

    1 / Johannes Hofer, «Dissertation medica de nostalgia», Basel 1688. (Английский перевод Кэролайн Кисер Анспах дан в Вестник истории медицины , вып. II, Балтимор, 1934 г.). Об истории ностальгии см. Jean Starobinski, The Idea of ​​Nostalgia, Diogenes 54 (1966), p. 81–103, Фриц Эрнст, Vom Heimweh , Фрец и Васмут, Цюрих, 1949; и Джордж Розен, «Ностальгия: забытое психологическое расстройство», Clio Medica 10/1 (1975), с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *