Что такое традиционные ценности: Про традиционные ценности – почему традиционных ценностей не существует – Как жить – Материалы сайта – Сноб

Что такое традиционные ценности: Про традиционные ценности – почему традиционных ценностей не существует – Как жить – Материалы сайта – Сноб

Содержание

Что такое «традиционные ценности» и на кой они нужны?

Запись опубликована в блоге Религиозник. Можно комментировать здесь или там.

Что такое «традиционные ценности», защищать которые «до последней капли крови» (чужой, разумеется) намереваются попы, власти и вообще «правые»?
Это – «понятия» и правила жизни, которые сложились в древности в недрах рабовладельческого общества, а затем были зафиксированы в «священных книгах», типа Корана или Библии, а потому считаются «данными Богом», а значит, неизменными.
Сразу нужно оговориться, что не всё в этих «традиционных ценностях» плохо. Скажем, «почитай отца и мать», «не убий», «не укради» – это заповеди и для нас сегодня необходимые.
Но есть и другие «заповеди». Типа: «рабы да будут покорны своим господам, причем по совести, а не как человекоугодники», «жена да убоится мужа своего», «Бога бойтесь, царя чтите», «всякая власть от Бога» и проч.

«Традиционные ценности» – это ценности архаичного, патриархального общества, с деспотической властью начальников и полным бесправием подчиненных (а другой модели общественного устройства Библия просто не знает), со столь же авторитарной семьей, где муж и отец имеет власть бесконтрольно распоряжаться жизнью и смертью всех домочадцев (именно такой и была нормальная римская семья), с дискриминацией женщины, которую считают существом низшим и «машиной для деторождения».

Чего стоит, например, такой замечательный пассаж из апостола Павла:
«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 2,11-15).
Т.е. идеальным является такое положение дел, когда «жена» не испытывает никакого удовольствия от секса, но при этом непрерывно рожает! Даже религиозный мыслитель Н. Бердяев назвал однажды христианскую сексуальную мораль «моралью свинофермы».

Кстати, очень любопытно, что с точки зрения «традиционных ценностей» в случае изнасилования навеки опозоренной считается именно изнасилованная сторона, а вовсе не насильник!

А что заведомо не принадлежит к «традиционным ценностям»? К ним заведомо не принадлежат права человека. Ведь Библия и Коран сообщают нам лишь о «правах Бога», которые поистине безграничны. В этом случае само словосочетание «права человека» выглядит как проявление жуткой гордыни, да и просто как богохульство.
Гражданское общество к «традиционным ценностям» тоже не принадлежит. Ведь такого понятия как «гражданин» в «священных книгах» нет. Эти книги говорят нам лишь о царях и их подданных.
Никак не может быть «традиционной ценностью» и самостоятельное мышление. Вместо него приветствуются слепое послушание и поклонение «авторитетам».

Вообще-то давно уже отмечено, что из всех типов групповой морали, принятой в современном обществе, ближе всего к «традиционным ценностям» стоят именно блатные понятия! И не случайно как раз криминал является в нашей стране наиболее воцерковленным социальным слоем. Отсюда же текут в адрес церкви щедрые пожертвования. Со своей стороны, «верующие и воцерковленные» – это частью обслуга криминала, а частью – те лохи, которые составляют необходимую для криминала среду.

И, наконец, нужно понимать, кто и зачем втюривает нам «традиционные ценности». Современным попам и светскому начальству совершенно наплевать, как мы относимся к своим родителям или испытываем или нет оргазм при занятиях сексом. Из всех «традиционных ценностей» их в сущности заботит только одна: там, где говорится о слепом повиновении начальству «не за страх, а за совесть». И о праве начальства бесконтрольно «стричь и доить», а иногда и «резать» своих «овец».
Так что идут-ко эти «традиционные ценности» на х… Вместе с их носителями!

Про традиционные ценности — Кто к нам с чем зачем, тот от того и того! — LiveJournal

Мы тут с товарищами задались вопросом, а что это такое вообще «традиционные ценности», о которых все говорят? Вроде как, в стране объявлен курс на их защиту, но нигде не сказано четко, о чем речь.

Интуитивно, видимо, большинство понимает под «традиционными ценностями» альтернативу навязываемым современным западным нормам и идеалам. Нам навязывают как норму однополые «семьи» — значит, «традиционной» (по отношению к этой «норме») становится нормальная семейная жизнь, которой живет большинство. Нам навязывают индивидуализм — значит «традиционной ценностью» становится коллективизм. Нам навязывают постмодернизм в искусстве, отрицающий всякие смыслы и задаваемые ими нормы — значит в число «традиционного» попадает всё предшествующее, в том числе, советская «классика».

Такое интуитивное понимание обусловлено тем, что, по большому счету, курс на «традиционные ценности» большинство воспринимает как часть общего курса на укрепление суверенитета. И так оно и есть. Достаточно сказать, что в «Стратегии государственной культурной политики», принятой 29 февраля 2016 года, эта самая культурная политика признается «неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В этой логике «традиционные ценности» обязаны быть чем-то альтернативным западному тлену. Однако, поскольку нынешняя российская элита, разрушив СССР, не предложила ничего нового, кроме сближения с Западом и подражания всему западному, — альтернативой сегодня естественным образом воспринимаются ценности предыдущих периодов.

Однако, это именно интуитивное понимание. Официальные документы, оформляющие новый курс, повторюсь, ничего внятного не говорят.

Вот, например, закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» упоминает семейные ценности, но не определяет, что это. В «Основах государственной культурной политики», утвержденных 24 декабря 2014 года, также сказано о «традиционных семейных ценностях» безо всякой расшифровки.

В Послании президента Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года говорится, о «защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира».

Нечто более-менее конкретное сказано в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», принятой 31 декабря 2015 года. Согласно ей, к «традиционным российским духовно-нравственным ценностям» относятся:

«приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

Однако, простое перечисление это не лучший способ раскрыть содержание понятия. Например, непонятно, почему выбраны именно эти ценности, какова методология их выбора. Непонятно, исчерпывающий ли это набор. Не говоря уж о том, что сами перечисленные ценности достаточно абстрактны (какие именно «нормы морали» имеются ввиду?).

И особенно непонятно, как «традиционные ценности» связаны с понятием традиционного общества.

Дело в том, что традиционное общество («аграрное общество», или «Премодерн») — это вполне определенное понятие. Это тип общества, предшествующий Модерну и регулируемый религией, традицией, сословной корпоративностью, отличающийся жесткой иерархичностью. Это доиндустриальное, докапиталистическое общество с преобладанием сельскохозяйственного уклада. В общем, это дремучий феодализм и то, что было до него.

Так что же, «традиционные ценности», защиту которых объявило своей целью наше государство, — это ценности Премодерна? И как вообще можно защищать то, чего уже нет?

Ну, действительно, где у нас можно в массе встретить традиционную патриархальную семью, т.е. состоящую из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство, с абсолютной властью мужчины как главы семейства? С договорными браками между такими семьями, независимо от желаний жениха и невесты? С возрастом вступления в брак, начинающимся с 12 лет? Даже если взять более поздний православный «Домострой», там частично сохраняются эти нормы. (Подробнее эти вопросы были раскрыты в одном из докладов на нашем клубе «Искания».)

Благодаря коллективизации и индустриализации крестьянская страна превратилась в промышленную державу с преобладанием городского населения, произошло уравнивание женщин в правах с мужчинами, общество стало в большинстве своем светским… У нас не было классического западного Модерна, но у нас был СССР.

Между тем даже текст Послания Президента, упомянутого выше, содержит упоминание неких «ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа…» Нельзя, конечно, отрицать ценностную преемственность между эпохами и существование определенных констант, составляющих культурное ядро народа. Но всё же, на фоне явно неудачно выбранного термина эта фраза звучит двусмысленно.

На мой взгляд, в этой терминологической двусмысленности отражается вся наша стратегическая неопределенность. Запад, в который мечтала ввести Россию наша элита, уже не тот. Проект Модерн исчерпан. О его исчерпании такие мыслители, как Томас Манн, говорили ещё в первой половине ХХ века. Ему на смену пришел Постмодерн. Наша элита готова была бы принять и его, но геополитическая ситуация (Крым, Сирия) обнулила любую возможность вхождения в Запад на достойных условиях. Единственная известная человечеству альтернатива Модерну — коммунистический проект — отвергнута. И до тех пор, пока она отвергнута, есть лишь два пути: до последнего цепляться за какие-то реликтовые остатки Модерна (что, в общем-то, и «путем» назвать нельзя), или двигаться в новую архаику (см. исламизм и т.п.), которая, как мы считаем, искусственно сооружается для того, чтобы ускорить крушение Модерна в остальных частях света.

Пока что наши власти выбирают первый вариант, но долгосрочной перспективы у него нет. Однако, поскольку искусственная архаика (иначе называемая «Контрмодерном») гораздо хуже, то в этой борьбе реально существующих сегодня мировых проектов безусловно следует поддерживать умирающий Модерн, в надежде на рождение новой альтернативы и в работе, приближающей её рождение.

Вместе с тем, определенные группы в российской элите уже во всю пропагандируют, скажем, монархизм. Самым ярким примером является деятельность крымского прокурора Натальи Поклонской (безудержное и бесцеремонное возведение культа Николая II и монархии, соединенное с выпячиваемой набожностью), которая, конечно, действует не только в силу своих личных убеждений. (Просто задумайтесь, что это — Крым, на котором сосредоточено гигантское политическое внимание, как внутреннее, так и внешнее, — не думаю, что там возможна самодеятельность в духе той, которую ведет Поклонская).

Одновременно, ведётся игра под условным названием «Шарли-ИГИЛ», когда единственной альтернативой лишенному всякой нравственности постмодернизму «Шарли Эбдо» провозглашается лишенный всякого гуманизма «ИГИЛ» — та самая искусственная архаика в чистом виде. В России самым ярким проявлением этой игры стал скандал с «Пусси Райот», главным оппонентом которых была выставлена карикатурная «Божья воля», ряженые казаки с нагайками и тому подобные маргиналы. Обществу навязывают ложный выбор: либо «креативный класс», либо «православный халифат».

В этой связи, неудачный термин «традиционные ценности» может быть достаточно опасным, поскольку именно как «ценности традиционного общества» его и будут трактовать приверженцы идеи возврата к этому самому «традиционному обществу» (в кавычках, потому что оно будет искусственным и лишенным любых предпосылок к развитию — иначе зачем в него возвращаться?). И такие трактовки уже возникают. Именно так и пытаются трактовать все эти Стратегии и Основы наши местные «Шарли» («Пусси», Гельманы, Мильграмы и их паства). Лоббисты ювенальной юстиции пытаются выставить своих противников адептами «Домостроя», а российское общество вцелом — «домостройным». Этим силам подыгрывают ряженые провокаторы с нагайками.

И при этом, действительно, нет уверенности, что та (влиятельная) часть элиты, которая грезит монархией и прочим «хрустом французской булки», не собирается именно так и использовать перечисленные выше программные документы.

В этой ситуации патриотическому большинству необходимо с одной стороны приветствовать поворот государственной политики в сторону укрепления суверенитета, но при этом определиться с пониманием «традиционных ценностей» и отстаивать это понимание. Если бы речь шла о Европе, то для неё такими ценностями стали бы ценности Модерна, но нам они чужды. Капитал в России оказался слаб и не продержался даже года после Февральской революции. Вместо капитализма у нас был социализм. Россия не осуществляла модернизацию по-европейски. Та коллективизация и индустриализация, которую осуществляли большевики, проходила без слома коллективизма, а наоборот с его поддержанием. В общем, для нас в данной ситуации «традиционными ценностями», как ни крути, оказываются ценности советского доперестроечного общества. Естественно, со всеми оговорками о преемственности эпох с одной стороны, и необходимостью развиваться и искать альтернативу умирающему Модерну — с другой.

Традиционные ценности — идеологическое оружие современной России | Политика | ИноСМИ

Выступая на большой ежегодной пресс-конференции 2016 года, Путин связал победу Трампа с представлениями о «традиционных ценностях», которые у россиян и американцев якобы совпадают. Год спустя, на Архиерейском соборе РПЦ, Путин заявил, что «размывание традиционных ценностей» во многих странах «ведет к деградации, взаимному отчуждению общества, обезличиванию людей» а также к росту радикализма, ксенофобии, конфликтам на религиозной почве, и все это происходит когда «разрушающий человека эгоизм превращается в агрессивный национализм».


Обращение к традиции — распространенный прием, применимый в любой обстановке. Политик в США может сослаться на демократическую традицию, заложенную Декларацией Независимости, а авторитарный политик сошлется на традиции поклонения авторитарному лидеру из прошлого. Но у таких обращений есть общая черта. Ссылка на традицию чаще всего используется в оборонительных целях, когда политическое пространство, на котором идет игра, находится под гипотетической угрозой. «Традиция» в этом случае играет роль виртуальной защитной стены, отделяя защищающихся от «опасных» и «разрушающих» социальных конструктов.


К примеру, идеология СССР, носившая в период его экспансии наступательный характер, призывала не к защите традиций, а к их слому, и к построению нового общества, живущего по новым правилам. Идеологические укрепления на завоеванных территориях советские идеологи стали возводить только тогда, когда наступление выдохлось, да и то на первых порах делали это довольно небрежно. «Моральный кодекс строителя коммунизма», небрежно передранный с моисеевых заповедей, был скорее, еще одним документом, который, вместе с советской Конституцией, никто не читал, и которому никто не следовал. В постсоветской же России ссылки на традицию первоначально носили маргинальный характер. К ним прибегали идеологические эпигоны КПСС — от КПРФ до «Трудовой России» и «Национал-большевиков» (запрещенная в России организация — прим. ред.), а также «почвенные» русские националисты.


Ситуация начала меняться в 2005 — 2007 годах, когда волна ксенофобии, прежде всего, по отношению к выходцам с Кавказа, достигла Москвы и превратилась в серьезную проблему, и для общества, и для государства. Конечно, межнациональные отношения в России всегда были непростыми, но в этой ситуации на них наложился еще и конфликт центра и периферии, обострившийся после отмены прямых выборов глав субъектов федерации.


В сочетании с отсутствием четкой идеологии, позволяющей провести мобилизацию общества, направив недовольство в безопасное для властей русло, это создало для режима серьезные проблемы. Попытки канализировать назревший конфликт вовне, высшей точкой которых стал конфликт в Грузии, замедлили, но не остановили его обострение. После отката в 2008, ситуация вновь накалилась к 2010, вылившись в декабрьские митинги на Манежной площади. Вслед за межнациональным конфликтом, тесно с ним переплетясь, обострился и конфликт за доступ к ресурсам и власти между средним классом крупных городов и государственной бюрократией, что породило протесты «белоленточников» 2011 — 2012 г. Так возник запрос на идею, способную объединить вокруг Кремля все российское общество, убрав самые острые противоречия на второй план.


О создании новой российской мифологии для решения этой задачи заговорили еще в разгар декабрьских событий 2010 года. К 2015 году ее основные принципы и политика продвижения были закреплены в очередной версии Стратегии национальной безопасности, где «традиционным ценностям» был посвящен раздел «Культура», а покушение на них стало рассматриваться как фундаментальная угроза безопасности РФ. В список ценностей государственной важности вошли (ст.78) «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».


О каких же ценностях идет речь и почему обращение к ним оказалось эффективным?


В статье «Россия — национальный вопрос», написанной в 2012 году как часть предвыборной программы кандидата в президенты, Путин продекларировал обращение к ценностям, «общим для всех традиционных религий России».


Президент РФ Владимир Путин во время встречи с высшими офицерами в Кремле. 26 октября 2017

Die Presse
Dagbladet
The Atlantic
La Stampa
Через год, в декабре 2013, в послании к Федеральному собранию, «традиционные ценности» появляются на свет уже как устойчивое понятие. Путин сообщает, что этим ценностям «тысячи лет», что они составляют «духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа» и включают в себя ценности «подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной». Он объявляет Россию мировым лидером в защите ценностей из этого списка, оказавшихся под ударом «в других странах», и вспоминает, прозрачно намекая на Европу и США, о том, как «попытки навязать другим странам якобы более прогрессивную модель развития на деле оборачивались регрессом, варварством, большой кровью».


В России покушение на «традиционные ценности» осуществляется, согласно этой версии, путем их «размывания» и «ослабления единства многонационального народа Российской Федерации», реализуемого при помощи «внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижения роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попыток фальсификации российской и мировой истории, противоправных посягательств на объекты культуры».


Защита «традиционных ценностей» закреплена на уровне государственного управления: в Администрации Президента с этой целью в 2012 году организовано Управление общественных проектов. Не забыто и преследование за посягательство на них, как уголовное, так и административное. Ст.148 УК РФ предусматривает ответственность за «оскорбление чувств верующих», а статья 282 УК — за «возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе».


Формулировки указанных деяний в этих статьях позволяют с легкостью осудить даже столб городского освещения, просто за то, что он стоит не в том месте. Впрочем, на практике к указанным статьям прибегают выборочно и не очень широко. Скорее, они используются как рамочные инструменты, предписывающие лояльной части общества и бюрократии поведение в рамках определенных идеологических схем. В целом же политика «традиционных ценностей» призвана не столько разруливать конфликты внутри российского общества, сколько канализировать его недовольство на внешние объекты, сплачивая россиян общим чувством исключительности мультинационального и мультиконфессионального русского народа, а также русской культуры и языка как инструментов «беспрецедентного», не имеющего ни аналогов в мировой истории, ни рационального объяснения, межэтнического и межконфессионального объединения.

 

В целом, политика «возвращения к корням» пока проходит без особых эксцессов. И в российском обществе, и российских элитах, включая их условно-либеральную часть, по вопросу «традиционных ценностей» существует консенсус. «Традиционные ценности» и их защита стали общей формулой российского консервативного поворота, лингва-франка всех хоть сколь-нибудь значимых социальных и политических групп.


В то время как патриарх Кирилл и исламское сообщество заявляют о божественной природе традиционных ценностей, думские депутаты от российской компартии (КПРФ) активно работают в межфракционной депутатской группе по защите христианских ценностей, а лидер КПРФ Геннадий Зюганов, характеризуемый на официальном партийном сайте как «православный христианин, храмостроитель», высказывает мысль о необходимости защиты «национальных, семейных ценностей, духовных святынь Русского народа, уничтожаемых и подвергающихся глумлению со стороны буржуазного режима».


Активное участие в пропаганде концепции традиционных ценностей принимают и большинство известных мастеров культуры. То, как далеко зашли в России эти процессы можно увидеть, ознакомившись с нынешней «Литературной газетой». Не обошлось и без деятельного соучастия российского академического сообщества в котором активно разрабатывается тема противопоставления прав человека в их западном понимании и «традиционных ценностей», приверженность к которым якобы принципиально отличает российское население от европейского.


Что касается Кремля, то там не останавливаются на достигнутом, а, напротив, стремятся закрепить и развить достигнутый успех. Нащупав чувствительные точки в психологии среднего россиянина, связанные, прежде всего, с семьей и воспитанием детей, изобретая угрозы и прививая с их помощью неприязнь к индустриальному Западу чье влияние для российского режима чрезвычайно опасно, кремлевским политтехнологам удалось возродить царившую в СССР истерию «осажденной крепости», доведя ее до уровня 40-х годов 20-го века.


Предпринимаются энергичные меры для дальнейшей делиберализации института семьи возрождая самые архаичные и патриархальные формы семейных отношений, а также для широкого проникновения религии в повседневную жизнь и в систему образования. Эти меры справедливо рассматриваются российской властью как важнейшее условие успеха проекта «укрепления российской нации».


Наконец, еще одним направлением, над которым работают кремлевские пропагандисты, стал агрессивный экспорт «традиционных ценностей» за пределы России, в страны бывшего СССР и на Запад. С их помощью Россия пытается объединить все силы, которые можно в дальнейшем использовать для разобщения и дестабилизации атакуемого общества и государства, а также для создания эффекта присутствия там «русских людей», нуждающихся в защите и помощи Москвы.


В целом, «традиционные ценности» — крайне агрессивный и токсичный конструкт. По сути, Москва создала и выпустила на свободу вариант православного «Талибана» («Талибан», запрещенная в России организация — прим. ред.), который при системном сбое способен полностью выйти из-под контроля Кремля с не вполне предсказуемыми последствиями. Последние события, такие, к примеру, как неконтролируемая активность «неравнодушных граждан» по защите «традиционных ценностей», приобретающая формы нападения на гражданских активистов и погромов художественных выставок показывает, что этот «Талибан» все менее склонен оставаться под контролем государства, его породившего.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Как традиционные ценности вредят воспитанию ребёнка

Говорить о защите традиционных устоев — популистский ход. С трибун периодически несутся речи о том, что устои эти надо заботливо растить в семье и ни в коем случае не расшатывать. Но стоит разобраться, что именно подразумевается под «традиционными ценностями», охота культивировать этот набор дома сразу же отпадает. Инна Прибора рассказывает, как именно традиционные ценности мешают нам воспитывать детей гармонично.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Увечные ценности

Традиционные ценности замечательно подходили аграрному обществу с твёрдой властной вертикалью и с большими семьями, трудящимися в поле. Такие добродетели, как послушание, страх перед богом, семейная иерархия (бонусом — физические наказания), многодетность (а заодно отсутствие просвещения в сексуальной сфере), разное воспитание мальчиков и девочек, выглядят здорово в книжке, где у всех героев борода до пояса. А в сегодняшнем мегаполисе все эти замечательные штуки представляют собой что-то вроде деревянных счётов. Вроде прикольно, но ребята с компьютером тебя все время обгоняют.

Картина Алексея Кившенко «Жнитво»

Чем мешает послушание

Православный журнал о воспитании «Виноград» сообщает: «В полном соответствии с Пятой Заповедью главной детской добродетелью считалось послушание родителям. „Царицей детских добродетелей“ называл его Святой праведный Иоанн Кронштадтский, указывая, что из него произрастают в детях все остальные хорошие качества. И напротив, непослушание создаёт почву для развития множества пороков. Религиозный смысл почитания родителей очень ярко проявлялся в повсеместно распространённом у русских особом отношении к родительскому благословению и проклятию. Без благословения никаких серьёзных шагов в жизни не предпринималось. Родительского проклятия страшились как огня, считая, что это навлекает на человека множество бед».

Картина Николая Богданова-Бельского «Новые хозяева»

Сейчас психологи уверены, что слишком послушный, безотказный ребёнок — человек с проблемами. Необычайная покладистость может быть связана с неверием в себя, низкой самооценкой, подавленной волей. В норме человек уже в период трёхлетнего кризиса учится отстаивать свои интересы, даже если они вылезают семье боком. В этот момент ребёнку важно решить задачу: могу ли я действовать сам, наперекор маме, овсяной каше и природным условиям, много ли у меня компетенций. Некоторые люди поступают очень жёстко с упрямым существом в туфлях на не ту ногу, но есть большая вероятность, что через много лет родитель станет сетовать: «Ты у меня какой-то неинициативный! И в начальники тебя не берут, и до кассира не повышают».

Это нормально, что здоровый ребёнок позволяет себе некоторые эксперименты, после которых традиционный родитель схватился бы за розгу. Энергия дерзновения — жажда познания мира, не всегда выливается тихими экспериментами с батарейками, однако эту энергию радостно наблюдать в своих детях, даже если приходится лишний раз включать пылесос или отклеивать скотч от собаки.

Бунты подросткового возраста тоже закономерно способствуют взрослению и сепарации.

С точки зрения нынешней науки непослушание — не мать всех пороков, а естественное право ребёнка. Знак, что ему нужно больше внимания и понимания

Проверьте себя: вы хотите, чтобы ваш тридцатилетний сын отказался от свадьбы только потому, что вам или вашему мужу не понравились татуировки его невесты? Серьёзно?

Картина Ивана Куликова «Семья лесника»

Чем мешает «страх божий»

Из того же журнала: «Важнейшей задачей в воспитании детей было научить их страху Божию, ведь среди русских людей бытовало представление о том, что совершению грехов препятствует не столько страх наказания, сколько именно страх Божий…»

Это сомнительный моральный уровень — не делать чего-то только из-за «страха Божия»

Это как объяснить домочадцам, что вы не крадёте бумажники только из-за того, что вас могут в тюрьму посадить, а при других условиях, конечно, занялись бы. Традиционные ценности вообще отрицают некоторую долю скептицизма во всём, что касается божия страха, божьей благодати и прочих божьих аффектов.

Да и для поиска авторитетов в нынешней ситуации с доступным вай-фаем больше пригодилось бы воспитывать гибкость и подвижность ума, критическое мышление, недоверие к антинаучным источникам. Почему-то «страх божий», в отличие от публикации в рецензируемом научном журнале, не то, на что можно поставить ссылку и победить в споре.

Проверьте себя: вы хотите, чтобы ваш ребёнок при решении моральных дилемм, хотя бы в вопросах благотворительности, променял здравый смысл на страх божий?

Картина Николая Богданов-Бельского «В церкви»

Чем мешают физические наказания

Из интернет-газеты «Фонтанка»: «Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ выразила глубокую обеспокоенность изменениями в законодательстве, согласно которым побои, нанесённые родителями детям, уголовно наказуемы. «Это может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей», — считают в РПЦ. Запрет на телесные наказания представители назвали «запретом на воспитание». Такая норма, по их мнению, «не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества». Она «направлена против семьи и принятого в российской культуре понимания прав родителей» и вообще «не имеет нравственных оправданий и юридических оснований».

Эээ… Ну тут даже нечего обсуждать. Непонятно, почему в РПЦ так спешат записать в нравственную ценность насилие над слабым и беззащитным. Там, вероятно, не знают, что воспитание не сводится к раздаче подзатыльников и битью длинной ложкой тех, кто потянулся к супу раньше дедушки.

Практикуя телесные наказания, можно вырастить боязливого, послушного, скрытного, травмированного человека

В нынешнем веке ему будет довольно некомфортно, конечно, до тех пор, пока он не пойдёт работать в пресс-службу РПЦ, чтобы раздавать комментарии о садистских устоях.

Проверьте себя: вы хотите, чтобы ваш ребёнок испуганно вздрагивал, когда вы заходите в его комнату?

Картина Михаила Ватутина «Воспитатель»

Чем мешает отсутствие сексуального воспитания

Вот цитата из текста «Газеты.ру»: «Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон предложил свой рецепт борьбы со СПИДом: «Эта болезнь как никакая другая имеет социальные и нравственные, вернее, безнравственные причины». Епископ призвал к целомудрию и заявил, что в жизни человека «должны присутствовать любовь к семье, творчество, патриотизм, вера, интеллектуальная деятельность». А затем с удовлетворением признал, что в России не используют элементарные общепринятые меры профилактики СПИДа: «Мы очень рады, что в нашей стране не принимаются программы так называемого снижения вреда, бесплатной раздачи контрацептивов, замены наркотика метадоном».

А вот ТАСС: «В 2013 году в России было сделано 11 884 аборта у подростков, сообщила Мизулина. По её мнению, причина сложившейся ситуации во многом кроется в нынешнем семейном кодексе, чьи принципы вмешательства в дела семьи и игнорирование родительского авторитета перекочевали и в закон об основах охраны здоровья граждан».

Программа «традиционных ценностей» включает запрет на сексуальное просвещение, на аборты и на раздачу контрацептивов. Наверное, некоторая дремучесть в этой сфере должна хорошо сказаться на росте общей численности населения. Чадолюбие и семьи с кучей детишек, от которых потом тоже будут скрывать страшную правду о презервативах, — вот цель патриархальных проповедников.

Однако здесь есть несколько проблем. Например, сексом люди занимаются ещё до создания семьи, что заметно по статистике подростковых абортов

И странное дело — в тех странах, где рассказывают школьникам про презервативы, про секс и мастурбацию (греховные!), цифры с абортами выглядит не так печально как у нас.

Проверьте себя: вы хотите, чтобы ваш ребёнок считал воздержание единственным приемлемым способом предохранения?

Картина Ивана Глазунова «Семья художника»

Чем мешает половое неравенство

Сайт «Благословение.су»: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью, а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 11–15)».

Традиционная ценность — патриархальный уклад, мужское главенство на фоне женской покорности. Конечно, апостолы древности могли не слышать про права человека, но после XVIII века уже как-то неловко пропагандировать смирение одного взрослого человека перед другим на основании биологических различий.

Проверьте себя: вы хотите, чтобы ваша дочь встречалась с парнем, который бы подсказывал ей, в какой одежде ходить на работу?

Таким образом, традиционные ценности помогут сформировать человека безынициативного, невежественного и с шовинистическими взглядами на мир. Даже тренинги лидерства и личностного роста вряд ли исправят ситуацию.

Но чтобы совсем не выбивать почву из-под ног поклонников традиций, можно предложить им другие ценности, тоже традиционные, но уже в общечеловеческом смысле. Вот они: уважение к личности вне зависимости от возраста и пола, право на неприкосновенность и индивидуальные особенности, равноправие между мужем и женой, критическое мышление, жажда познания и свободомыслие.

Традиционные русские ценности

 

 

Обычай осуждает нас за многие глупости;
самая большая из них — сделаться его рабом.
Наполеон I (Бонапарт)

 

Не традиция, а разум представляет собой
последний источник всякого авторитета.
Ханс Георг Гадамер

 

 

 

Меня чудовищно раздражает пропаганда так называемых традиционных русских ценностей, которую усиленно ведёт РПЦ и которую радостно подхватывают разные духовно богатые депутаты, чиновники, генералы КГБ, а затем и мудозвоны меньшего калибра. 

 

Люди, которые считают традиционные русские “ценности” чем-то возвышенным и добрым, видимо, не совсем представляют, о чем же на самом деле идёт речь. Кстати, сходная история и с хвалами в адрес Библии. Те, кто заявляет, что это источник доброты, радости, милосердия, смирения и любви, просто либо плохо читали саму Библию, либо читали её в детстве вместе с родителями, когда у человека ещё не сформировано критическое мышление. Все эти казни египетских младенцев, геноцид аммонитян, методичное вырезание последователей Аарона, распятия, железные молотилки… Да это прям пособие по особо циничному религиозному терроризму! 

 

Но оставим Библию и поговорим, что же есть “традиционные русские ценности” на самом деле. Во-первых, говорить о чем-либо как о традиционно русском более-менее корректно, если это относится к домонгольской Руси. Но и здесь не вполне ясно, а кто же такие русы? И какие ценности относить к ним? Русы – это скандинавы, финно-угры или славяне? Вы знаете, этот вопрос до сих пор обсуждается историками и остается открытым. 

 

Вопрос о традиционно русском усложняется и тем, что по ходу истории Русь ассимилировалась много раз, например, монголо-татарами, шведами, поляками, литовцами. Так как же отличить традиционно русское от, скажем, татарского? 

 

Оставим этот вопрос историкам и этнографам, а мы посмотрим на то, что же пытается РПЦ под соусом традиционно-русского подать. 

 

Можно догадаться, что РПЦ вряд-ли стала бы петь про устои общества Киевской Руси, особенно до её крещения; скорее всего, здесь речь идёт каких-то более поздних. Вероятнее всего, речь идёт о том, что было описано в Домострое или же в законах, принятых в соборном уложении Московского Государства 1649 года. 

 

 

В любом случае, конкретный источник традиционной русскости и её ценностей не уточняется, но, скорее всего, имеются в виду общественные уклады, существовавшие в Русском государстве с XVI века по XIX-й. И знаете, что это за уклады, в общих чертах? Давайте глянем. 

 

1) Рабство. Крепостное право существовало огромную часть истории России. По сути, крепостное право – это ни что иное, как форма рабства. Жизнь крестьян тех времён вряд-ли заставит современного человека ей позавидовать: вши, блохи, болезни, каторжный труд и неурожаи, лучины, бычьи пузыри вместо окон на хатах, лапти и ранние браки. Тяжелый невольнический труд. Полная зависимость от милости помещика, который мог бить, насиловать, морить. Что многие помещики и делали. Вспомните про боярыню Морозову. Плюс к тому, долгая воинская повинность в царской России – это тоже форма рабства. В общем, можете прочесть, например, “Тупейного художника” Лескова. Крепостной крестьянин был навсегда прикован к тому клочку земли, на котором он жил. Ни о какой возможности поехать в город поучиться не было и речи. 

 

Крестьяне жили нередко большими плотными семьями. Кстати, попы очень любят петь про то, что большая семья – это очень по-русски и есть огромная ценность. Но что, если приглядеться к этой “ценности” поближе? 

 

Во-первых, жизнь крестьян большими семьями был продиктована лишь их крайней бедностью. Это сейчас мы можем позволить себе покупать новые квартиры, пусть иногда и в грабительскую ипотеку. Жизнь большой семьей – это, если хотите, способ выживания для всех её членов. Больше рук могут сделать больше дел. Но не стоит забывать, что это практикуется тогда, когда нет денег и сил на новый дом. 

 

 

Нет ничего приятного в коммуналках, в родственных в том числе. В том, что молодые мужчины и женщины живут в тесной обстановке, наверняка получая нравоучения (и стереотипы) от людей старшего поколения, нет ничего хорошего. Это институт навязывания старушачьих стереотипов молодому поколению. И это, я считаю, зло. 

 

Большие семьи в тесных домах – это пережиток времён массовой бедности. И петь про блага тесной семьи – это всё равно, что восхвалять каменные рубила, когда у вас есть острый стальной топор. Я сомневаюсь, что нынешний министр образования, кхе-кхе, России готов жить со своими бабушками-дедушками в деревянной избе. 

 

Да, про избы. Жили эти семьи в крошечных нищих полных вшей домах, не имея больших возможностей их покинуть. Несмотря на то, что “отпочковывание” семей – это вполне нормальная, продиктованная естественным отбором, стратегия расселения. 

 

Крепостничество дало основу меткому выражению М.Ю. Лермонтова в адрес России – “страна рабов, страна господ”. Не стоит забывать и его продолжение: “и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ”. 

 

Перефразируя В.И. Ленина, холуй – это довольный своим положением раб. Омерзительная преданность синим мундирам, покорность, готовность жить в скотских условиях. И это насаждалось в течение сотен лет. 

 

Все нынешние пропагандистские рассказы о том, что отношения помещика и крестьян – это отношение добрго отца и послушных сыновей, омерзительны своим лицемерным несоответствием действительности. Крестьяне – это тягло. И они не могли быть на том же социальном уровне, что и дети помещика. Меня, кстати, чудовищно раздражает Михалков с его показной барскостью, лизанием задницы правительству и боговерской серостью. Уж простите мне мою прямоту. 

 

Знаете, если говорить о населении Рима, то никому в голову не придёт идея учитывать рабов. Рабы – это как мебель. Но кого считать гражданами царской России до 1861? Ведь крепостные крестьяне составляли значительную часть русского населения, в некоторые эпохи – большую! Так что чьи традиционные ценности нам пытаются привить под видом традиционных русских? Помещиков или же их юнитов? 

 

Следствия рабства – это царизм, почтение к барскому сапогу, холуйство, безволие, необразованность. Мог ли простолюдин выучиться на профессора? Да, но такие случаи крайне редки. Кстати, массовая серость – это следующий пункт. 

 

 

2) Серость. Большую часть населения России составляли (да и составляют) люди тёмные. Так можно ли считать на этом основании необразованность традиционной русской ценностью? 

 

Традицией – да. А ценностью? Я думаю, что тоже да. Особенно с точки зрения Церкви. Ведь она строится на невежестве людей, которым впаривают мифы о том, что всё создал какой-то всесильный дяденька, что Земле всего 6000 лет, что из воды можно делать вино и прочую чушь. Церковь старается максимально обезоружить своих прихожан интеллектуально, чтобы они не засомневались в её мифах, лишив попов их доходов. 

 

Образованный человек усомниться в церковных постулатах, просто в силу своего образования и выросшего из него критического мышления. Тогда как серый невежественный человек проглотит церковные сказки без звука. И ему куда проще втюхивать воск. 

 

И это очень хорошо понимают в Церкви. Которая всячески борется с образованием, преследует учёных еретиков. И всячески насаждает идею о том, что отказ от критического мышления (читай, обретение веры) и образования – это благо. 

 

Отдельно хочется сказать про образование женщин. Я думаю, что ничтожно малый процент женщин-учёных в России (Ковалевская, например) обусловлен не глупостью женщин, а традициями общества, которое категорически пресекало попытки женщин получить образование. Роль женщины – растить детей, готовить жратву и полоть грядки. Собственно, вот и третий пункт. 

 

3) Бесправие женщин. На Руси отношение к женщинам было агрессивным, что отражают русские пословицы. Баба с воза – кобыле легче. Все от Бога, окромя бабы. Любовь зла – полюбишь и козла. Пока баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает. Баба – что жаба. Бабе дорога – от печи до порога. Бабий ум – бабье коромысло: и криво, и зарубисто, и на оба конца. 

 

Русское общество традиционно насильственно приписывало женщинам роль домохозяек и растилок детей, о чём мы можем прочитать в Домострое. Ни о каком образовании женщин, равноправии с мужчинами или же возможности отказаться от традиционной роли и говорить не приходилось. Среди крестьян была популярна практика ранних браков, после которых судьба женщин была расписана на годы вперёд. Это словно рабство у рабов. 

 

Вы женщина и хотите стать психологом? А не офигела ли ты, баба?! Ведь согласно традиционным русским ценностям, ты должна топить печку и растить детей. Плюс к тому, замаливать свою греховную женскую природу. 

 

Ну вот мы и подошли к самой главной русской ценности. 

 

 

4) Религиозность и религиозный фашизм. Русь православная, народ-богоносец, Русь святая, Русь земля христова, храни боже Русь ненаглядную – вот вам некоторые восторженные пропагандистские обороты, отражающие крайнее умиление и упоение верующими религией в России. Но так ли хороша религия? Как я уже сказал, религия потрафляет отказу от образования. Но это далеко не все её прелести. Религия воспитывает крайне нетерпимое отношение к любым другим точкам зрения. Я бы сказал, что религия – это способ разделить людей на правоверных, то есть своих, и нехристей. То есть, чужих. И это разделение на своих и чужих неизбежно выливается в конфликты. 

 

Поскольку доказательных проверяемых критериев правоверности нет, то религия – это просто инструмент репрессирования любых неугодных власти. Причём очень агрессивный. Стоит нам открыть Библию, как мы видим примеры казней, погромов, войн, пыток по признаку веры. И это то, чему религия учит своих последователей по своей основной книге. 

 

Религия только на словах учит любви и добру; тут надо брать в расчёт не сказки попов, а трупы. На деле религия выливается в пытки еретиков, казни богохульцев, крестовые походы, аресты, погромы анатомических выставок и многое другое. Представьте, что было бы, если бы не было религии вообще. Не было бы Талибана и Аль-Каеды, крестовых походов, ересей жидовствующих, Варфоломеевой ночи, казней старообрядцев, исламских головорезов и многого другого. Так что религия – это, скорее, источник зла. 

 

В общем, что же такое традиционные русские “ценности”? Что госидеологи пытаются нам преподнести под этим соусом? Это нищета, религиозность, унижение женщин, невежество, рабство, ханжество, холуйство, бесправие, предопределённость судеб людей доктринами “Домостроя” и полное отсутствие свободомыслия. В общем, те вещи, которым персонажи вроде Мизулиной с Милоновым вряд-ли готовы следовать в собственной жизни. 

 

Те, кто поёт о традиционных русских ценностях, либо просто не знают, о чём они говорят, либо сознательно искажают факты в угоду режимной пропаганды. 

 

Кстати, я совершенно не понимаю аргумента традиций. Почему если что-то – традиция, то я обязан этому следовать? Традиции – это негласные правила. Но они приняты за вас в ваше отсутствие посторонними людьми. И вы вовсе не обязаны их выполнять. Поэтому от традиций вполне можно отказываться. И даже нужно, если речь идёт о традиционных укладах Московской Руси. 

 

 

Может быть, рабство с нищетой и было в порядке вещей раньше. Но дело в том, что попы пытаются прививать нам это сейчас и учить современных людей традициям древних. 

 

Поэтому здоровый современный путь для России – это не прививание “традиционных ценностей”, а полный отказ от них. Более того, он уже фактически произошел. Так что пропаганда домостроевских ценностей обречена на провал, словно пропаганда свечей, когда все уже пользуются энергосберегающими лампами. Вы вовсе не обязаны лелеять религиозные пережитки. Главное, помнить об этом.

 

 

 

 

 

Популярные статьи на тему:

 

 

 

Всемирный обзор ценностей — Википедия

Всемирный обзор ценностей (англ. World Values Survey, WVS) — исследовательский проект, объединяющий социологов по всему миру, которые изучают ценности и их воздействие на социальную и культурную жизнь. WVS провёл социологические исследования уже в 97 странах, которые охватили в общей сложности 90 % населения[1]. Всего проведено 6 раундов исследований общественного мнения с 1981 по 2014 год. Исследования начались социологом Рональдом Инглхартом. Диаграмма ценностей стала известна как диаграмма Инглхарта.

Эти исследования демонстрируют изменения в мировоззрении людей, в том, чего они хотят от жизни. Социологи опрашивают представителей всех слоёв населения, используя стандартизированные опросные листы, посредством которых измеряют изменения в ценностях, касающихся религии, отношений полов, трудовой мотивации, демократии, системы управления в стране, социального капитала, участия в политической жизни, толерантности, защиты окружающей среды и субъективного ощущения благополучия. Общество социологов анализирует воздействие изменений в этих ценностях на экономическое развитие стран, на качество жизни граждан и на демократию. Согласно авторам исследований, взгляды на жизнь населения страны играют ключевую роль в её экономическом развитии, в возникновении и функционировании демократических институтов, в распространении равенства полов, а также влияют на эффективность управления.

Исследования проводятся в странах с различными режимами (от авторитарных до демократических), находящихся на разных стадиях экономического развития (как в бедных, так и в очень богатых) и представляющих собой многообразие культурных форм.

WVS — единственный источник эмпирических данных о мировоззрении, ценностях людей, собранных практически по всему миру. На основе этих данных социологами подготовлены тысячи публикаций, которые в свою очередь использованы в материалах различных изданий, таких как Time, Newsweek, The New York Times, The Economist, The World Development Report, а также Human Development Report, которые готовят специалисты ООН. Данные Мирового исследования ценностей доступны бесплатно на сайте WVS; они изучаются социологами по всему миру, а также журналистами, политиками и всеми, кому интересны изменения, происходящие в мировом сообществе.

Культурные различия[править | править код]

Диаграмма Инглхарта. Версия 2017 года

Исследователи сравнивают страны, основываясь на классификации ценностей в две большие категории:

  • Ценности выживания/ Самовыражения, где ценностями выживания являются экономическая и физическая безопасность, материальные ценности, нетерпимость к инакомыслию, ксенофобия, низкая оценка свободы и прав человека, готовность принять авторитаризм, покорность, склонность к вере во всемогущество науки и техники; а ценностями самовыражения — высокие оценки личности, свободы, прав человека, материальных благ, успеха, озабоченность экономией, равенством полов.

Например, ценности выживания близки посткоммунистическим восточноевропейским странам, а также странам Азии и Африки, ценности самовыражения — жителям Западной Европы и англоязычным странам. Исследователи также считают, что существует связь между выраженностью в стране ценностей самовыражения и уровнем её благосостояния.

  • Традиционные/Секулярно-рациональные ценности. В категории Традиционные/Секулярно-рациональные ценности традиционным ценностям принадлежат религия, семья, почтение к власти, абсолютные стандарты, социальный конформизм, согласие предпочитается открытым политическим конфликтам; секулярно-рациональным — рациональное поведение, достижение успеха, предпочтение светского государства, низкая роль религии.

Например, Россия, с одной стороны, близка по ценностям к полюсу выживания, с другой стороны — рационалистична, как Германия, Норвегия и Дания[2]. Примеры стран с выраженными традиционными ценностями — США, Ирландия, почти все страны Латинской Америки, Индия.

Глобализация, гендерные отношения и сближение ценностей[править | править код]

Начиная с самого первого этапа исследований 1981 года, данные показывают, что происходят глубокие изменения в политической, экономической и социальной сфере жизни общества наряду с развитием современных технологий. Также происходит интеграция рынков капитала, люди начинают использовать одни и те же СМИ: читать одни и те же книги, смотреть одни и те же фильмы, посещать одни и те же сайты и, наконец, смотреть одни и те же новостные каналы. Действительно, глобализация всегда характеризовалась беспрецедентным ростом мирового движения капитала, товаров, услуг и информации. Поэтому всегда считалось, что процесс глобализации напрямую связан со сближением ценностей. Однако результаты четырёх раундов Мирового исследования ценностей показали, что, вопреки расхожему мнению о том, что в процессе глобализации происходит унификация и вестернизация ценностей, ценности остаются стабильны и не подвергаются изменениям. В результате проведённых исследований не выявлено ни малейших изменений в ценностных нормах, касающихся семьи, брака, отношений полов и национального самосознания за предшествующие 20 лет[3]

Кроме того, результаты исследований показали, что равенство полов — это не просто последствие демократизации, а один из аспектов глобальных культурных изменений, преобразующих индустриальное общество и создающих необходимость в демократических институтах. Хотя большинство населения до сих пор считает, что мужчины являются лучшими лидерами, чем женщины, число разделяющих эту точку зрения постепенно сокращается в индустриально развитых странах, а также среди молодёжи в менее развитых странах.

Культура, многонациональность и религия[править | править код]

В отношении религии, важными для исследователей являются 2 показателя. Один из них измеряет, насколько люди участвуют в религиозных обрядах и насколько для них важна их вера. Другой показатель касается отношения людей к взаимосвязи политики и религии и того, одобряют ли они практику, когда религиозные лидеры пытаются воздействовать на политические решения и выбор при голосовании.

Несмотря на то, что согласно теории секуляризации, модернизация и повышение уровня социальной защищённости, приводят к снижению уровня участия в религиозной жизни наряду с более скептическим отношением к влиянию религии на политику. Однако недавние исследования изменений в религиозности людей показали, что в процессе глобализации мир становится более разнообразным в культурном отношении, что в свою очередь повышает уровень участия людей в религиозной жизни, а также способствует более позитивному отношению к влиянию религии на политику.

WVS охватывает всё большее количество стран с мусульманским населением. Во время последнего этапа исследований 25 % респондентов[1] идентифицировали себя с мусульманами. WVS в будущем надеется получить больше информации, чтобы составить ценностные портреты рядовых мужчин и женщин из разных частей исламского мира.

Демократия[править | править код]

Стремление к свободе и демократии является общечеловеческим, но оно присуще лишь тем обществам, в которых уже удовлетворены первичные потребности. Как показывают результаты WVS, только тогда развиваются ценности самовыражения, которые, в свою очередь, ведут к развитию и становлению демократии.

Также обнаружено, что со сменой поколений ценности самовыражения находят всё большее распространение. Поэтому авторы исследований полагают, что в результате, страны с авторитарным режимом имеют шанс через 15—20 лет стать более либеральными. А те страны, в которых уровень развития демократии не соответствуют ценностям самовыражения населения, могут со временем стать по-настоящему демократическими.

Суть демократии — в наделении властью рядовых граждан, для чего необходима передача власти от элиты к народу. Следовательно, должно иметь место личностное развитие всех членов общества. WVS показал, что развитие личности основывается на трёх элементах: возможностях для действий (которые включают как материальные ресурсы, так и когнитивные возможности человека), ценностях самовыражения и демократических институтах.

Развитие личности происходит в два этапа. На первом — экономическое развитие способствует росту материальных ресурсов, которые, в свою очередь, развивают ценности самовыражения. На втором этапе эффективные демократические институты объединяются в общества, в которых процветают ценности самовыражения.

Для того, чтобы понять сущность становления демократии, сообщество исследователей считает, что недостаточно фокусироваться только на элите; необходимо изучать все слои населения. Важно также делать различие между эффективной демократией и псевдо-демократией, которая может оказаться недолговечной, если решения правительства на деле не будут реализовывать.

Ассоциация Всемирного Обзора ценностей[править | править код]

Ассоциация Всемирного Обзора Ценностей англ. (The World Values Survey Association, WVSA) — некоммерческая организация со штаб-квартирой в Стокгольме (Швеция). WVSA старается охватить опросами общественного мнения максимально большое количество стран. В каждую страну-участницу опроса направляется Приглашённый Исследователь — представитель Ассоциации, ответственный за проведение исследований в данной стране. Эти представители анализируют и интерпретируют данные, полученные в ходе исследований, и распространяют отчёты в научной среде, среди представителей власти и широкой публики.

Так как интерпретация полученных результатов опросов и публикация результатов исследования может быть эффективной, только если опросы проводятся одновременно во всех частях планеты, другой целью ассоциации является привлечение к сотрудничеству социологов по всему миру, интересующихся изменениями в социальной жизни общества.

World Values Survey использует метод семплирования в качестве способа сбора данных, систематический и стандартизированный подход к сбору информации через опрос представителей различных национальностей и жителей разных стран. Основными этапами семплированного опроса являются: анкетирование; семплирование; сбор и анализ данных.

Анкетирование[править | править код]

Для каждой волны опросов запрашивается предложение социологов со всего мира касательно вопросов для анкеты, а также разработан Мастер Анкет на английском языке. С 1981 года каждая последующая волна охватывала более широкий спектр общества, нежели предыдущий. Анализ данных каждой волны показал, что некоторые вопросы касались интересных и важных понятий в то время, как другие были маловажными. Это привело к отбору более важных вопросов, и, таким образом, в последующих волнах появляется место для новых вопросов. [4] Вопросник переведен на различных языки, но во многих случаях также предоставляется оригинал на английском, чтобы проверить точность перевода.

Семплирование[править | править код]

Опрос проводятся для населения от 18 лет и старше. Минимальное количество респондентов — 1000. На первых этапах, выборка проводится на основе статистических данных по областям, районам, избирательным участкам, спискам избирателей или избирательным участках и центральным регистрам населения. В большинстве стран учитываются численность населения и / или степень урбанизации. В некоторых странах, люди взяты из национальных реестров.[5]

Сбор данных[править | править код]

После семплирования из каждой страны выбирают определённое количество респондентов. Затем эти люди дают интервью в течение ограниченного периода времени, который устанавливается Исполнительным комитетом World Values Survey, с помощью равномерно структурированной анкеты. Опрос проводится профессиональными организациями с использованием личных интервью или телефонных интервью для отдалённых районов. Каждая страна имеет главных исследователей (социологов, работающих в академических учреждениях), которые отвечают за соответствие проведенных исследований с установленными правилами. Ни одна страна не входит в волну до того момента, как полная документация не будет передана. Это означает, что данные предоставляются с полностью заполненной методологической анкетой[6] и с специфической информацией по конкретной стране (например, важные политические события во время исследований или важные проблемы страны). После того, как все опросы будут завершены, главный исследователь получит доступ ко всем исследованиям и данным.

Анализ[править | править код]

Группа WVS работает с ведущими социологами каждого из исследованных обществ. Это помогает распространять методы социальных наук в новые страны. Каждая исследовательская группа, которая внесла свой вклад в исследования, анализирует результаты в соответствии с их гипотезами. Потому что все исследователи получают данные из всех участвующих обществ, они также в состоянии сравнить ценности и убеждения людей их страны с множеством других обществ и протестировать альтернативные гипотезы. Кроме того, участники приглашаются на международные заседания, на которых сравниваются результаты и интерпретации с другими членами сети WVS. Результаты исследования затем распространяются через совместные публикации.[7]

Практическое использование[править | править код]

Данные WVS используют более 100 000 ученых, журналистов, политиков и т. д. Данные доступны на веб-сайте WVS, который содержит инструменты, разработанные для оперативного анализа..[8]

Всемирный Обзор Ценностей берёт своё начало от Европейского исследования ценностей, проведённого впервые в 1981 г. В фокусе исследования 1981 г. были, в основном, развитые страны, однако интерес в данном исследовании настолько велик, что опросы общественного мнения проведены в более чем 20 странах на 6 континентах. Американский ученый-социолог Рональд Инглхарт инициатор проведения таких исследований по всему миру. Сейчас проект объединяет сотни учёных-социологов по всему миру.

Результаты первой волны опросов показали, что изменения между смена поколений привела к изменению основных ценностей, относящихся к политике, экономической жизни, религии, роли мужчин и женщин, семейных и сексуальных норм. Ценности молодого поколения отличались последовательно от тех, которые преобладали среди старших поколений, особенно в странах с быстрым экономическим ростом. Чтобы исследовать, действительно ли происходит изменения ценностей и проанализировать основные причины, была проведена вторая волна опросов WVS в 1990-91 годах. Поскольку эти изменения связаны с экономическим и технологическим развитием, необходимо было включить общества уровней развития: от обществ с низким уровнем доходов до материально состоятельных обществ. Третья волна опросов проводилась в 1995-97 годах. На этот раз она была проведена в 55 странах, и с повышенное внимание уделялось анализу культурных условий для демократии. Четвёртая волна опросов была проведена в 1999—2001 годах в 65 странах. Ключевой целью был более широкий охват африканских и исламских обществ, которые были недостаточно исследованы в предыдущих опросах. Пятая волна была проведена в 2005-07 годах и шестая волна осуществлялась в течение 2011-12 годов. В связи с европейским происхождением проекта, ранние волны WVS являются европоцентричными, с небольшим представительством в Африке и Юго-Восточной Азии. Для расширения WVS принял децентрализованную структуру, в которой приняли участие социологи из стран всего мира приняли участие в проектировании, собирании, анализе данных и публикации результатов. В обмен на предоставленные данные опроса по собственному обществу, каждая группа получает непосредственный доступ к данным из всех участвующих обществ, что позволяет им анализировать социальные изменения в более широкой перспективе.[9] Сеть WVS провела более 1000 публикаций на 20 языках и вторичные пользователи провели ещё несколько тысяч дополнительных публикаций. Базы данных WVS опубликованы в Интернете с бесплатным доступом .[10] Официальный архив World Values Survey расположен в [ ASEP / JDS ] Мадриде, Испания.

  1. 1 2 WVS brochure (неопр.) (недоступная ссылка). Архивировано 6 мая 2015 года.
  2. Ясин Е. Г. Модернизация экономики и система ценностей (неопр.) 31.
  3. Liman Man Wai Li,Michael H. Bond. Analyzing National Change in Citizen Secularism Across Four Time Periods in the World Values Survey. — 2010. — С. 28.
  4. ↑ Esmer, 2004, p. 386.
  5. ↑ Esmer, 2004, p. 390.
  6. World values survey, 2005, <http://www.worldvaluessurvey.org/wvs/articles/folder_published/survey_2005> .
  7. New index publications, World values survey, <http://www.worldvaluessurvey.org/new_index_publications> .
  8. Index surveys, World values survey, <http://www.worldvaluessurvey.org/index_surveys> .
  9. World values survey, <http://www.worldvaluessurvey.org/wvs/articles/folder_published/article_base_51>. Проверено 15 апреля 2018.  Архивная копия от 9 апреля 2014 на Wayback Machine.
  10. ↑ WVS Analize, WVS EVS DB, <http://www.wvsevsdb.com/wvs/WVSAnalize.jsp> .
  • Рональд Инглхарт. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. — 1997. — № 4. — С. 6—23.
  • Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. — М.: Новое издательство, 2011. — 464 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»). — ISBN 978-5-98379-144-2.
  • Е. Г. Ясин. Модернизация экономики и система ценностей. — М.: Оформление. ГУ ВШЭ, 2003. — ISBN 5-7598-0235-6.
  • Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. — Левада-Центр, 2012. — Июль–декабрь (№ 3–4 (113)).
  • Collection of Graphs Presenting WVS Data // World Values Survey.
  • Alexander A., Welzel C. Islam and Patriarchy: How Robust is Muslim Support for Patriarchal Values? // World Values Survey. — 2011.
  • Esmer, Y (2004), Inglehart, Ronald; Basanez, Miguel & Diez-Medrano, Jaime et al., eds., Human Beliefs and Values: A cross-cultural sourcebook based on the 1999–2002 values surveys 
  • Ronald Inglehart. Changing Values among Western Publics from 1970 to 2006 // World Values Survey. — 2008.
  • Ronald Inglehart, Welzel C. Development and Democracy: What We Know about Modernization Today // World Values Survey. — 2009.
  • Ronald Inglehart, Welzel C. Changing Mass Priorities: The Link between Modernization and Democracy // World Values Survey. — 2010.
  • Van de Vliert E. Climatoeconomic Roots of Survival Versus Self-expression Cultures // World Values Survey. — 2006.
  • Welzel C. Individual Modernity // World Values Survey. — 2006.
  • Welzel C. Democratization in the Human Development Perspective // World Values Survey. — 2006.
  • Welzel C. Are Levels of Democracy Affected by Mass Attitudes? // International Political Science Review. — 2007. — Vol. 28. — Вып. 4.
  • Welzel C. Theories of Democratization // World Values Survey. — 2009.
  • Welzel C. How Selfish Are Self-Expression Values? A Civicness Test // World Values Survey. — 2009.
  • Welzel C., Inglehart Ronald. Mass Beliefs in Comparative Poltics // World Values Survey. — 2006.
  • Welzel C., Inglehart Ronald. The Role of Ordinary People in Democratization // World Values Survey. — 2009.
  • Welzel С., Inglehart Ronald. Mass Beliefs and Democratization // World Values Survey. — 2009.
  • Welzel C., Inglehart Ronald. Agency, Values, and Well-Being: A Human Development Model // World Values Survey. — 2009.
  • Alesina A., Giuliano P., Nunn N. The Origins of Gender roles — Women and the Plough // World Values Survey. — 2010.
  • Brockmann H., Delhay J., Yuan H., Welzel C. The China Puzzle: Declining Happiness in a Rising Economy // Journal of Happiness Studies. — 2008.
  • Welzel C. Democratization as an Emancipative Process // World Values Survey. — 2006.

что это такое, какие бывают

Между родными и близкими людьми появляется незримая духовная связь, которая ощущается с первых дней рождения человека. Ребенок растет в определенных условиях, впитывает вкусы и привычки окружающих его людей, находит ответы на возникающие в процессе взросления вопросы. Он существует в понятном для него социуме и становится частью общества с одинаковым восприятием и отношением к определенным действиям.

Вступая в брак, человек сталкивается с похожим или кардинально противоположным взаимодействием другого человека и его родственников. В результате, соединяются привычки, вкусы, культуры и формируются новые традиции, основанные на опыте предыдущих поколений. Так возникают семейные ценности, которые дополняются личным духовным вкладом каждой ячейки общества. Они являются тем фундаментом, который держит на себе отношения определенного количества людей, связанных родственными узами.

1

Понятие и значение семейных ценностей

Семейные ценности — это качества, черты, поступки, которые почитаются и выдвигаются на первый план всеми домочадцами и образуют прочный фундамент для родственных отношений. Постоянное общение с близкими, чувство уверенности в том, что рядом находятся родные доброжелательные люди, вселяет в человека спокойствие. Он всегда может надеяться на их поддержку и помощь в любой жизненной ситуации.

Немаловажную роль играет фактор отсутствия одиночества, когда даже воспоминания могут стать источником воодушевления. Вместе со своими близкими проще перенести любое горе, справиться с трудной жизненной ситуацией, не сделать ошибок в будущем.

Проведенные вместе праздники, отдых, досуг являются способом получения истинного удовольствия от жизни.

Преимущества наличия семейных ценностей:

  1. 1. Постоянная возможность общаться с дорогими людьми. Счастье для человека заключается в возможности повстречаться с родственниками, перед которыми можно расслабиться, показаться таким, какой он есть на самом деле. Возможность почувствовать себя свободно и легко в нынешнем мире ценится высоко.
  2. 2. Формирование новой ячейки общества. Опыт предыдущих поколений будет полезен для создания своей семьи. Необязательно полностью копировать модель поведения родителей или других родственников, но основные аспекты для счастливой гармоничной жизни следует перенять.
  3. 3. Спланированные праздники. У человека есть уверенность в том, что во время проведения общего праздника он не будет одиноким. Есть прекрасные традиции встречать Новый год в кругу семьи, отмечать религиозные праздники, проводить вместе досуг.
  4. 4. Общие увлечения. Есть множество семей, в которых принято вместе заниматься рукоделием, земледелием, творчеством. Это может стать совместным бизнесом или просто способом провести время с пользой для себя.
  5. 5. Материальная поддержка. Традиция общих ценных подарков на свадьбу, день рождения и другие знаменательные события является своеобразным способом взаимопомощи. Им также пользуются в случае несчастий или форс-мажорных обстоятельств.
  6. 6. Моральный аспект. Наличие семейных ценностей не позволит члену дружной семьи поступить не по совести или совершить непоправимые ошибки.

В современных школах огромное внимание уделяется семейным ценностям, по этой теме проводятся дополнительные уроки. Это решение обусловлено тем, что не у всех детей есть возможность увидеть наглядный пример у себя дома. В результате этих занятий ребенок поймет преимущества традиций и постарается создать их в своей взрослой жизни.

Как удивить мужа и освежить отношения: лучшие способы

Как удивить мужа и освежить отношения: лучшие способы

2

Какие бывают виды ценностей?

Существует множество видов ценностей. В каждой семье присутствует определенный их набор. Чем больше общих интересов, увлечений и воспоминаний, тем более сильное духовное родство ощущают родственники.

7 способов наладить взаимоотношения между свекровью и невесткой

7 способов наладить взаимоотношения между свекровью и невесткой

2.1

Нравственные

Под этими ценностями подразумевают любовь, доверие, верность, взаимопонимание, доброту, ответственность, уважение и прочие чувства и качества, которые объединяют людей. Очень важно, чтобы каждый из членов семьи старался дарить своим близким весь спектр своих положительных эмоций и избавляться от негатива. Люди должны общаться много и постоянно, это даст возможность избежать неприятных моментов.

В жизни не все просто, но важно чувствовать, что дома ждут близкие, которые выслушают и придут на помощь.

Высоконравственные люди никогда не воспользуются своим физическим и моральным преимуществом. Они всегда сострадательны и добродушны. Главное, чтобы взрослые обладали подобными качествами характера и научили этому своих детей. Тогда эта семья по праву будет называться ячейкой общества с высокими нравственными ценностями.

Как найти мужа после 30 лет: советы психологов

Как найти мужа после 30 лет: советы психологов

2.2

Социальные

Существует множество семей, члены которых продолжают дела своих предков. Это целые династии опытных врачей, военных, моряков, артистов, спортсменов и других профессий. С самого детства ребятам прививается любовь к общему делу. Они живут в специфической атмосфере тех плюсов и минусов, с которыми приходилось сталкиваться их родителям. Молодое поколение приходит на смену старшему и совершенствует его навыки. Данная традиция позволяет получать опытных специалистов в разных сферах деятельности и приносит большую пользу для страны.

Такие династии становятся примером для окружающих и гордостью для всех, кто с ними общается.

2.3

Культурные

Многие семьи увлечены искусством. В их традиции входят посещения театров, выставок, вернисажей, концертов. Люди следят за премьерами и гастролями знаменитых артистов, знают репертуары культурных заведений. Существуют примеры, когда родственники планируют совместное посещение таких мероприятий раз в месяц или в неделю.

Традицией становятся домашние чтения или творческие вечера, на которых люди демонстрируют свои таланты. Такое времяпрепровождение является очень полезным для развития подрастающего поколения. Глядя на старших, ребята сами стараются участвовать в мероприятиях. Им интересно сделать самостоятельную постановку кукольного спектакля или разыграть театральную сценку, чтобы повеселить родителей.

2.4

Духовно-нравственные

Такие семейные ценности часто основаны на религии. Люди одной веры любят проводить вместе свободное время. Они посещают религиозные заведения, придерживаются постов и традиций в питании. Нередко подобные семьи занимаются благотворительностью или организуют помощь нуждающимся. Вера становится основой их общения, и она облагораживает и объединяет людей в крепкую нерушимую семью.

Прекрасным поводом встретиться за круглым столом является празднование религиозных праздников, к которым готовятся все родственники. Они заблаговременно подготавливают все необходимое, чтобы насладиться общением с единомышленниками.

2.5

Национальные

Каждый народ имеет свои определенные обряды, увлечения, вкусовые предпочтения. Мероприятия этнического характера объединяют не только большое количество людей, но и делают намного крепче каждую отдельную ячейку. По воле судьбы, некоторые соотечественники оказываются за границей. Именно вдали от Родины они особо сильно чувствуют свою национальную принадлежность и с трепетом относятся к традициям. Они собираются на праздники за общим столом, накрытым национальными блюдами, поют песни и вспоминают родную страну.

Отмечая важное национальное событие со своими земляками, каждая маленькая семья имеет возможность соединиться и стать одним целым с большим количеством людей, которые вместе составляют единый народ.

2.6

Традиционные и современные семейные ценности

Существуют традиционные (классические) и современные (прогрессивные) семейные ценности. Традиции уходят своими корнями в глубокую древность, но с течением времени люди меняются. Они начинают дополнять прежние каноны своими нововведениями.

Менталитет людей с годами меняется, но остаются определенные постулаты, которых некоторые семьи придерживаются до сих пор. При сохранении общих устоев у личности есть право выбора.

2.6.1

Традиционные ценности брака

Множество классических канонов сохраняется в поведении людей до сегодняшнего времени. Основным является проявление крепких искренних чувств, на которых держится семья.

К традиционным ценностям относятся:

  1. 1. Патриархат. Это модель семьи, при которой мужчина главенствует в доме. Многие женщины до сих пор не согласны с равноправием, поскольку видят свое предназначение в хозяйственных делах и воспитании детей. Им не нужно принимать решения и думать о завтрашнем дне, для этого есть рядом муж.
  2. 2. Матриархат. Такая модель существовала в истории, встречается она и сегодня. Женщина берет на себя полное управление семьей, а мужчина без сожаления отдает ей право лидерства. Матриархат встречается намного реже, но люди его не забывают.
  3. 3. Многодетность. Эта традиция зародилась в древние века, но сегодня стала особо актуальной для современной семьи. Родители чувствуют облегчение, когда старший ребенок помогает младшему. Дети растут ответственными, воспитанными и добрыми. К тому же, государство всячески поощряет многодетные семьи материально.
  4. 4. Сватовство. При соблюдении этой традиции дети друзей находят совместное счастье. Ее преимущества заключаются в том, что людям не приходится знакомиться и нет возможности скрыть недостатки, которые присутствуют у жениха и невесты.

Многие современные новобрачные предпочитают проводить свадьбы с соблюдением старинных обрядов. Определенные ритуалы присутствуют при других знаменательных торжествах, связанных с семьей и домочадцами.

2.6.2

Современные ценности

Многие семейные устои сейчас полностью изменили свои приоритеты. Общество стало более свободным и прогрессивным, поэтому появились новые традиции, которые считаются ценными.

Новшествами являются:

  1. 1. Партнерские отношения. Речь идет о полном и безоговорочном равноправии между мужчиной и женщиной. Люди распределяют роли и обязанности, находят разумные компромиссы по всем вопросам. Каждый имеет возможность для самореализации и долю свободы. Оба партнера чувствуют себя комфортно и уверенно, поскольку все аспекты оговорены заранее.
  2. 2. Брачный контракт. С таким документом каждый партнер защищает себя от всевозможных рисков, которые способны разрушить семью.
  3. 3. Гражданский брак. Люди не торопятся связывать себя брачными узами, узаконенными государством. Они предпочитают лучше узнать друг друга, чтобы не ошибиться в выборе.
  4. 4. Позднее вступление в брак. Это отличительная черта современного человека, который не спешит начинать официальные отношения. Раньше подобное поведение считалось выходящим за нормы, сегодня у молодежи есть большой запас времени. Люди успевают выучиться, состояться в профессии, достичь материальной независимости и только потом создают семью.

Люди должны чувствовать себя комфортно в любом статусе. Но главное – во всем чувствовать меру и не пренебрегать советами старших и опытом предков.

3

Базовые семейные ценности

Определение конкретных семейных ценностей для каждой ячейки общества будет своим. У каждой семьи оно базируется на собственной философии и личных наблюдениях.

Но есть несколько основных постулатов, на которых основываются все счастливые семьи. Без них невозможна не только гармоничная жизнь, но и существование дружной ячейки в целом.

3.1

Любовь

Это необходимый аспект, который должен присутствовать во всех отношениях. Нежные чувства партнеров друг к другу, детям, родителям проявляются постоянно.

В представлениях о традиционной классической семье прошлых поколений, после появления любви должен был следовать брак. Другое проявление чувств строго наказывалось общественным порицанием. В сегодняшнем мире люди получили достаточно много свободы. Они могут жить в гражданском браке или просто приходить в гости. При этом в их отношениях также присутствуют ценности и традиции.

Любовь является именно той основой, на которой держатся все личные отношения. Не имеет никакого значения, находятся ли люди в официальном браке или живут без регистрации. Именно искренние чувства позволяют им находиться вместе и дарить их всем окружающим.

Важно, чтобы любовь в достаточной мере получали дети и пожилые родственники, им она особенно необходима.

3.2

Уважение

Это важный аспект семейных ценностей. Все члены большой или маленькой семьи должны уважать друг друга и окружающих их людей. Супругам стоит быть внимательными к чувствам и настроению своего избранника, считаться с его точкой зрения и никогда не игнорировать мысли и предложения. Родителям рекомендуется воспринимать своих детей как полноценных личностей и никогда не применять авторитарности. Ребенок должен уважать своего отца и мать, а не бояться их наказаний. В этом есть суть воспитания.

Немаловажное значение имеет почтительное отношение к бабушкам и дедушкам, к другим престарелым родственникам. Этому необходимо учить ребенка с первых лет жизни.

Уважение должно оставаться даже тогда, когда по какой-либо причине уходит любовь и разрываются отношения. Негативными примерами являются случаи, когда после расставания родителей дети перестают поддерживать родственников с одной из сторон. Супруги должны оставить амбиции и сохранить прежние отношения между всеми членами семьи.

3.3

Взаимопонимание

Главным условием для функционирования любой семьи является взаимопонимание между ее членами. Важно, чтобы не только супруги умели слушать и слышать друг друга, но и все остальные домочадцы пытались найти общий язык. Существуют примеры, когда в доме царит полная идиллия и никогда не бывает ссор и скандалов.

Дети считают, что мнение родителей неразделимо, поскольку они всегда придерживаются одной точки зрения (супруги обговаривают «взрослые» проблемы в отсутствие детей). Гуляющей с ребенком маме достаточно одного тихого слова, чтобы малыш отреагировал на ее замечание. Посторонние люди думают, что эта семья практически идеальна, хотя каждый понимает, что между людьми не может быть стопроцентного согласия по всем вопросам.

Бывают и другие случаи, когда дети не слышат родителей, а мужья с женами находятся в постоянной конфронтации. Здесь можно говорить об отсутствии взаимопонимания. Каждый живет своими проблемами и игнорирует чужую точку зрения. Ни о каких ценностях не может идти и речи, пока не начнется искреннее общение с близким окружением.

3.4

Ответственность

У каждого члена семьи должна присутствовать определенная доля ответственности. Это относится к обязанностям, отношениям, рабочим аспектам. Эта черта характера позволяет каждому человеку достичь высот в своем духовном и физическом развитии.

В нормальной здоровой семье все с удовольствием относятся к выполнению своих функций, поскольку считают этот процесс необходимым для внесения своего вклада в счастливую жизнь. Никто не прячется за спину другого человека и не старается переложить свои обязанности на родственника.

Важным моментом считается воспитание подрастающего поколения в этом направлении. Дети должны осознавать, что являются частью семьи, на которую могут рассчитывать близкие люди. Им надо не только брать, но и отдавать, поскольку спрос будет с каждого по его возможностям. В этом случае между домочадцами складываются доверительные отношения и каждый ребенок ощущает себя нужной и значимой личностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *