Что такое талант и гениальность определение: Талант и гениальность — сходство и различия

Что такое талант и гениальность определение: Талант и гениальность — сходство и различия

Талант и гениальность — сходство и различия

Талантом — называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.

А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Проблема одаренности в настоящее время рассматривается как психологическая, при этом не возникает сомнений в том, что понятия «одаренность», «гениальность», «талант» не принадлежат только психологическому категориальному аппарату. По сути, проблема одаренности есть частное проблемы индивидуальных различий, степени развития способностей индивидов. Именно в таком контексте рассматривают одаренность (гениальность, талант) многие философы. Необходимо отметить, что четкое разделение гениальности, одаренности и талантливости произошло много позже, чем даже выделение психологии в самостоятельную науку, — долгое время эти понятия считались синонимичными, а понятия «одаренность» вообще не существовало до определенного времени. В связи с тем, что исследование проблемы одаренности в философии охватывает значительный временной период, целесообразным представляется его разделить на два периода: досхоластический и постсхоластический.

Досхоластический период. 
1. Античная философия — это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в.до н.э. вплоть до VI в. н.э. Начиная с античности, мыслители не выделяли существенных различий между такими понятиями, как одаренность, гениальность, талантливость.

Досхоластический период относительно воззрений на гениальность, талантливость и одаренность можно разделить на два течения. Представители первого течения придерживаются идеи предопределенности развития человека, существования судьбы, рока, некой силы, которая детерминирует любые человеческие проявления. К таким философам относятся Платон, Посидоний, Сенека, Плотин. Отчасти подобные взгляды разделяет Демокрит. Одаренный или гениальный человек, по Платону, — человек, обладающий истинным знанием. Платон предполагает, что души различных людей различны не только по своим добродетелям и нравственным доблестям, но и по умственным и прочим способностям.

Основным критерием проявления способностей и в то же время показателем наличия одаренности Платон считает вдохновение. Проявление одаренности Платон рассматривает на примере творчества. Источником и причиной творчества служит одаренность — особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами. Платон выделяет категорическое отрицание роли обучения в развитии одаренности. Он считает, что обучение способствует превращению деятельности в ремесло, мастерство.

Платон детерминирующей силой считал предыдущее воплощение человека. Если в предыдущем воплощении человек был одарен певческим талантом, то в следующем он может воплотиться или в птицу, или в певца.

Вышеописанные философы считали одаренность, гениальность, талантливость, мудрость таким явлением, которое зависит от божественного произвола.

На пересечении этой и следующей точек зрения находится Демокрит, считавший проявлением одаренности вдохновение, как и Платон. Второе направление досхоластического периода развития проблемы одаренности представлено работами таких философов, как Гераклит, Эпикур, Аристотель, Ибн Габирол. Они придерживались идеи о свободе воли человека, в том числе и его свободе развивать свои способности до идеала. Идеалом для всех философов является мудрец, идеальный человек, максимально близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством. Такой человек обладает абсолютным знанием и абсолютной волей.

Постсхоластический период. В середине века слово «гений», появившееся в античности, исчезает из употребления и заменяется выражениями «дар Божий», «люди одаренные Богом». То есть примерно в это время, собственно, и появилось понятие — одаренности. Этим понятием обозначаются врожденные, дарованные Богом способности, развивающиеся до высокого уровня.
 
Гением же с этого времени считается высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиции), соединения различных элементов (фантазии, творческого формирования изображения).

Конт определяет гения как способность создавать то, к чему нет определённых правил, гений есть полная противоположность подражанию. Так как учиться есть нечто иное, как подражать, то и величайшая способность к изучению не может быть признана гениальностью.

  • Гениальность основывается на исключительном превосходстве высших, одному человеку присущих центров, функциями которых являются мысль и воля. Эти две способности возвышают человека над прочим животным миром, а высшее исключительное их развитие дает нам гения.
  • Вторую категорию занимают гении мышления: исследователи, экспериментаторы и изобретатели.
  • К третьей категории принадлежат гении чистой мысли, обладающие слабо развитой волей.
  • За этими категориями следуют эмоциональные гении, отличающиеся от обыкновенных людей только силою автоматических процессов, а вовсе не личной оригинальностью. Среди эмоциональных гениев первое место принадлежит поэтам, затем следуют художники, скульпторы, музыканты и т. д.

Талант же определяется как выдающиеся способности, необычайная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений, развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. По сравнению с понятием гениальности, понятие таланты — менее глубокое.

Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения вместе с интересом к проблеме творчества. Понятие «гений», по мнению В. Ланге, возникло приблизительно в конце XVII века. Гений всегда считался существом, наделенным сверхчеловеческими склонностями и возможностями. Не существует единого мнения по поводу определения одаренности. Понятие «талантливые дети» подразумевает только потенциальные возможности развития.

Талант определяется высокой степенью одаренности, представляет собой совокупность способностей, которые позволяют достичь высокого результата в деятельности, характеризующегося новизной, общественной и личностной значимостью.

Определение гениальности можно найти у Ц. Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том, что она является чем-то бессознательным и появляется неожиданно».

Гений преимущественно творит на основе активности бессознательного, а талант — творит рационально, на основе продуманного плана.

Гений может быть отнесен преимущественно к креативам, а талант к интеллектуалам.

Психологическая «формула гения выглядит следующим образом: гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

В современной науке сформировались два основных подхода к объяснению феномена гения: эгалитарный и элитарный.

Сторонники первого считают, что в личности гения нет ничего такого, что не было бы присуще другим людям, но в нем все качества представлены как бы в превосходной степени: сверхумный, сверхнастойчивый, сверхнезависимый. Деятельность гения можно рассматривать как наиболее наглядную модель творческого процесса, сущность которого одинакова для всех.

Сторонники второго утверждают, что гений в корне отличается от других людей тем, что он обладает характеристиками, не свойственными другим, и тем, что это совершенно иная человеческая сущность, некое новое качество системы, следовательно, гений представляет собой редкое, исключительное явление.

Критериями гениальности научного открытия принято считать:

  • новизну и оригинальность;
  • значимость, ценность для общества;
  • совершенство исполнения.

Гениальное открытие в науке отличается тем, что с его помощью приращение знания происходит не постоянно, шаг за шагом, а скачком, и в этом смысле оно всегда опережает свое время.

Необходимые предпосылки становления гения Н.В. Гончаренко сводит к четырем факторам:

  • врожденная одаренность;
  • собственные усилия;
  • ближайшее окружение;
  • ситуация в обществе в целом.

Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности. Среди основных способностей и умений, которые необходимо развивать у одаренных детей, можно выделить:

  • интеллектуальные способности, дивергентное мышление, познавательные способности;
  • творческие способности: оригинальность мышления, богатое воображение, фантазия, развитая интуиция, готовность к риску;
  • самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;
  • реалистическая Я-концепция, терпимое отношение к критике;
  • чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.

Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Проблема одаренности содержит в себе больше вопросов, чем ответов, поскольку известны примеры так называемой разрушительной одаренности, когда деятельность одаренных личностей направлена на разрушение, а не на создание.

Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству.

В современных исследованиях можно встретить и другие определения способностей. По мнению Ю. П. Гиппенрейтера, «способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».

Вопрос о роли среды и врожденных задатков в процессе развития способностей в различных исследованиях психологов и педагогов решаются по-разному. До сих пор существуют крайне противоречивые точки зрения: от биологизаторских концепций, рассматривающих способности как биологические обусловленные свойства, до социологизаторских теорий, отрицающих полностью или частично существование биологических предпосылок способностей.

Изучая природу способностей, можно отметить, что в настоящее время имеются экспериментальные доказательства, позволяющие утверждать существование врожденных предпосылок, имеющих огромное значение в процессе развития способностей и формирования индивидуальных особенностей психики людей. Еще нет точных данных о том, в чем именно они состоят. Проявление и формирование задатков зависит от условий индивидуального развития.

Влияние врожденных предпосылок в ходе развития личности становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными. На каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, взаимодействуя с теми или иными природными задатками, все более опосредствуют их влияние.

В процессе развития способностей происходит качественное преобразование самой личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.
 
Согласно С. Л. Рубинштейну:

«все специальные способности человека — это, в конце концов, различные проявления, сторон общей его способности… к обучению и труду».

Общими универсальными внутренними условиями осуществления являются, по Н. С. Лейтес, активность и самореализация. Возрастное отношение способностей характеризуется особенностями активности и саморегуляции.

Словом «способности» принято называть степень выраженности и своеобразие тех свойств психики, от которых зависит успешность деятельности. Свойства психики, которые зависят от природных предпосылок развития и могут найти применение в различных видах деятельности, включают в себя психические процессы (восприятие, память, мышление и соответствующие психофизические функции). Способности не могут быть просто заданы извне. Они обязательно предполагают внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, которые имеют свои природные предпосылки. Поэтому способности всегда несут в себе следы индивидуальности. Любой человек неповторим с точки зрения наличия определенных психических свойств, обусловленных природными предпосылками (задатками).

Предпосылкой внутренних условий развития способностей (по Н.С. Лейтес) остаются природные свойства человеческого мозга в сочетании с бесчисленными индивидуальными вариациями способностей. Природными (врожденными) способностями заданы только одни из внутренних условий развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями (социальной среды и самой деятельности) оказываются включенными в процессы формирования определенных способностей. Поэтому наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей человека и наибольшая эффективность учебно-воспитательных воздействий предполагают учет внутренних предпосылок развития, обусловленных природными особенностями — индивидуальными и возрастными. Гуманистическая парадигма современной педагогики определяет тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому ребенку. Роль педагогов заключается в раскрытии этих способностей и создании условий для их успешного развития.

Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии

Положение человека в обществе, его социальный статус, благополучие, признание окружающих во многом зависят от качеств личности. И каждый, кто стремится к успеху, мечтает стать если не гениальным, то талантливым или хотя бы одаренным. В психологии понятия «одаренность», «талант», «гениальность» так или иначе связаны со способностями. Иногда даже их называют высшими уровнями развития способностей, но это не совсем так.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Способности и их виды
  • 2 Одаренность и ее роль в жизни человека
  • 3 Талант как природный дар и уровень способностей
  • 4 Что такое гениальность
    • 4.1 Высший уровень способностей человека
    • 4.2 Может, все же патология?

Способности и их виды

Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.

Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.

Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:

  • музыкальный слух;
  • высокая чувствительность к цветоразличению;
  • большой объем легких;
  • повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.

Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.

Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.

Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.

Одаренность и ее роль в жизни человека

В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.

В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:

  • наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
  • способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
  • свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
  • гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
  • высокий уровень логического мышления;
  • развитое образное мышление и воображение;
  • способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.

Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.

Талант как природный дар и уровень способностей

Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» — уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.

Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:

  • музыкальный слух;
  • чувствительность зрительного анализатора;
  • активность центра математических способностей в коре головного мозга;
  • скорость психических реакций и т. д.

Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.

То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».

Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.

А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.

Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.

Что такое гениальность

Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.

Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.

Высший уровень способностей человека

Для гения характерно:

  • необычное восприятие окружающего;
  • нестандартное мышление;
  • высочайший уровень креативности.

Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.

Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.

Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.

Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:

  • Леонардо да Винчи был не только художником, но и архитектором, и выдающимся изобретателем, чьи идеи на сотни лет опередили его время.
  • Джордано Бруно известен не только как гениальный астроном, высказавший идеи, несопоставимые с уровнем развития науки того времени, но как поэт и философ.
  • Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, прославился и как известный математик, механик и оптик.
  • Выдающийся философ Рене Декарт был еще создателем аналитической геометрии, физиком и даже физиологом. Кстати, российский физиолог И. П. Павлов считал его своим предшественником.
  • Один из самых ярких русских гениев – Михайло Ломоносов проявил способности в очень разных сферах: в поэзии и механике, химии и истории, живописи и металлургии, географии и астрономии.

Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?

Может, все же патология?

Именно к такой мысли пришли ряд исследователей, изучавших в начале XX века феномен «гения», — уж слишком деятельность этих гениальных людей и их поведение отличались от обычных.

Одним из наиболее известных сторонников идеи связи гениальности с психической патологией был итальянский психиатр Чарльз Ломброзо. Он написал книгу «Гений и сумасшествие», в которой собрал и проанализировал большой статистический материал различных отклонений талантливых людей. Ломброзо сделал вывод, правда, довольно осторожный, что гениальность часто связана с проявлением болезни, причем не только психической. Прав ли он?

Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:

  • Для гениев характерна высокая степень чувствительности, они как губка впитывают в себя всю информацию, в том числе эмоциональную. Поэтому нередко гениальные люди отличаются экзальтированностью, несдержанностью и ранимостью.
  • Обладая высокой работоспособностью и часто одержимостью своей деятельностью, гении тратят физической и психической энергии значительно больше, чем обычные люди. Поэтому часто страдают от «отката» — резкого спада активности, когда эмоциональный подъем сменяется резким спадом, а нередко и депрессией.
  • В силу подвижности, неустойчивости нервной системы и повышенной эмоциональности гении тяжелее, чем обычные люди переносят жизненные неурядицы, у них чаще возникают проблемы социального характера, они хуже уживаются с другими людьми. Поэтому нередко страдают от одиночества.
  • Достижения гениальных людей опережают их время, поэтому они часто не получают признания современников, а бывает, что их подвергают гонениям. И как следствие отторжения обществом, у них могут развиться неврозы и депрессия. Даже Леонардо да Винчи, казалось бы, один из самых благополучных гениев, современниками (да и не только современниками) был признан как великий художник, а вовсе не как гениальный изобретатель. А вот сам он считал живопись малозначительным хобби и большее значение придавал изобретениям, которые, увы, в XV–XVI веках так и не были воплощены в жизнь.

Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.

Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.

Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?

Разница между талантом и гением

Стандарт

Магия — это слово, которое не может объяснить разницу между ремесленником, чрезвычайно талантливым в своем ремесле, и человеком, являющимся гением в этом же ремесле. Тем не менее, мы можем понять, что Майкл Джордан был гением на баскетбольной площадке, а Бетховен был гением в концертном зале.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр обнаружил, что различие между талантом и гениальностью легко провести.

«Талант поражает цель, которую никто другой не может поразить; Гений попадает в цель, которую никто другой не видит».

Американский писатель Джек Керуак, писатель, который чувствовал, что ему нечего предложить, кроме собственного замешательства, понял, что разница между талантом и гениальностью ясна.

«Гений рождает, талант рождает».

Разница между двумя стихиями, поднимающимися из глубины души художника, не отделяет его от боли, которую испытывают все ремесленники. Ян Сваффорд поделился в Бетховен: Тоска и триумф , его трагический и торжествующий гений, который сделал его аутсайдером. Она заявила, что он «полностью уверен в себе и своем даре, но не менее самокритичен и лишен сентиментальности в отношении своей работы».

Сваффорд также поделилась своим взглядом на соотношение таланта и гениальности:

«Гений — это то, что лежит по другую сторону таланта… Талант в значительной степени является врожденным, и в определенной области некоторые люди обладают им в гораздо большей степени, чем другие. Все-таки, в конце концов, одного таланта недостаточно, чтобы подтолкнуть к самым высоким достижениям. Гений должен основываться на крупном таланте, но к нему добавляются свежесть и буйство воображения, неистовое честолюбие и необыкновенный дар к обучению и развитию, глубина и широта мысли и духа, умение использовать не только свои сильные стороны. но и ваши слабости, способность удивлять не только публику, но и себя».

Осознавая себя, Бетховен описал гениальность в своем письме к Эмили:

«У настоящего художника нет гордости. К сожалению, он видит, что искусство не имеет границ; у него есть смутное осознание того, насколько он далек от достижения своей цели; и в то время как другие, возможно, восхищаются им, он сокрушается о том, что еще не достиг той точки, где его лучший гений лишь освещает ему путь, как далекое солнце».

Навыкам учатся, и они будут сопровождать врожденный талант, но гений — это тот неуловимый элемент, который порождает вау-фактор. Гениальности не учат. Это то, что я называю сверхъестественным даром, который позволяет ремесленнику создавать вещи, на которые никто другой не обращает внимания. Это дает ему точку зрения на жизнь, которую никто другой не может увидеть, если он не проявит ее в своем искусстве.

Хорошим примером может быть автор, который попадает в писательский кризис. Он может быть искусным писателем, но талантливые продолжают играть словами, пока история не складывается воедино. У талантливого человека внутри есть несколько книг, ожидающих своего выхода, но у гения есть неограниченный запас историй, которыми он может поделиться на всю жизнь.

© 2017 CJ Powers

Нравится:

Нравится Загрузка…

Поиск

Введите свой адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты:

  • Боулинг как охотник
  • Подходящая климатическая концовка — обзор Princess Cut 
  • Princess Cut – муж против жены режиссеры
  • Взгляд на франшизу Princess Cut 
  • Понимание языка кино (Часть 2)
  • Понимание языка кино (Часть 1)
  • Разница между талантом и гениальностью
  • Правое полушарие мозга и левое полушарие
  • 3 типа опытных кинорежиссеров
  • Рождественский домик – обзор
  • 5 правил мозгового штурма
  • За кулисами
  • Творчество
  • Кинопроизводство
  • Интервью
  • Лидерство
  • СМИ и общество
  • отзывов
  • историй
  • Мысли и идеи
Прошлые статьи Выбрать месяц Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Март 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Май 2 Сентябрь 2020 Июль 2020 Август 2020 Февраль 2020 года, январь 2020 г. , октябрь 2019 г., сентябрь 2019 г. Август 2019 г., июль 2019 г., июнь 2019 г., май 2019 апрель 2019 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. Август 2018 г., июль 2018 г., июнь 2018 г., май 2018 апрель 2018 г. Март 2018 февраль 2018 г., январь 2018 г. Декабрь 2017 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. Август 2017 Июль 2017 г., июнь 2017 г., май 2017 г. Апрель 2017 г. Март 2017 г. Февраль 2017 г. Январь 2017 г., декабрь 2016 г., ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г., сентябрь 2016 г., июль 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г., апрель 2016 г. Март 2016 г., февраль 2016 г., январь 2016 г., декабрь 2015 г., ноябрь 2015 г., октябрь 2015 г., сентябрь 2015 г., июль 2015 г. 2015 июнь 2015 май 2015 апрель 2015 г. Март 2015 г. Февраль 2015 г. Январь 2015 г. Декабрь 2014 г., ноябрь 2014 г., октябрь 2014 г., сентябрь 2014 г., август 2014 г., июль 2014 г., июнь 2014 г., май 2014 г., апрель 2014 г. Март 2014 г. Февраль 2014 г. Январь 2014 г. Декабрь 2013 г. Ноябрь 2013 г. Октябрь 2013 г. Сентябрь 2013 г. Август 2013 г., июль 2013 г., июнь 2013 г., май 2013 г., апрель. 2013 март 2013 г. Февраль 2013 г. Январь 2013 г. Декабрь 2012 г. 2012 г., ноябрь 2012 г., октябрь 2012 г., сентябрь 2012 г., август 2012 г., июль 2012 г., июнь 2012 г., апрель 2012 г., февраль 2012 г., январь 2012 г., декабрь 2011 г., ноябрь 2011 г., октябрь 2011 г., сентябрь 2011 г., август 2011 г., июль 2011 г., июнь 2011 г., май 2011, апрель 2011 г. Март 2011 г. Февраль 2011 январь. 2011 Декабрь 2010
  • Регистрация
  • Вход в систему
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.com

Шопенгауэр о том, что делает гения и о решающей разнице между талантом и гением – маргинал

«Гений рождает, талант родит», Джек Керуак, размышляя о том, рождаются ли великие художники или становятся ими. «Талант ничтожен. Я знаю много талантливых руин», — предупредил Джеймс Болдуин начинающих писателей, рассматривая настоящие кирпичики гения. Более века назад Торо провел важное различие между ремесленником, художником и гением.

Но, пожалуй, самый полезный и актуальный взгляд на извечное недоумение по поводу разницы между талантом и гениальностью был сделан через год после рождения Торо великим немецким философом Артуром Шопенгауэром (22 февраля 1788 г. — 21 сентября 1860 г.) в его 1818 шедевр Мир как воля и представление ( публичная библиотека ).

Центральная посылка Шопенгауэра состоит в том, что талант достигает того, чего другие не могут достичь, тогда как гений достигает того, чего другие не могут вообразить. Он утверждает, что это видение другого порядка отличает гениев от простых смертных, и оно возникает из-за превосходной способности к созерцанию, которая заставляет гения превзойти малость эго и войти в бесконечный мир идей. Он пишет:

Только через [такое] чистое созерцание… можно понять Идеи; и природа гения состоит в исключительной способности к такому созерцанию. А так как это требует, чтобы человек* совершенно забыл себя и отношения, в которых он находится, то гениальность есть просто полнейшая объективность , т. е. объективная тенденция духа в противоположность субъективной, направленной к самому себе — другими словами, к воле. Таким образом, гениальность есть способность пребывать в состоянии чистого созерцания, растворяться в созерцании и привлекать к этому служению знание, первоначально существовавшее только для служения воле; иными словами, гениальность есть способность полностью оставлять свои интересы, желания и цели вне поля зрения, то есть полностью отказываться на время от собственной личности, чтобы оставаться чистое знание субъекта , ясное видение мира; и это не просто на мгновение, но в течение достаточного периода времени и с достаточным сознанием, чтобы можно было воспроизвести преднамеренным искусством то, что было таким образом воспринято.

Но хотя превосходная способность к воображению является центральным элементом гениальности, Шопенгауэр предостерегает от ошибочного принятия воображения за всю гениальность:

Воображение справедливо признано существенным элементом гениальности; иногда его даже рассматривали как тождественное с ним; но это ошибка. Так как предметами гения являются вечные Идеи, постоянные, существенные формы мира и всех его явлений, и так как познание Идеи есть необходимо познание через восприятие, а не абстрактно, то познание гения было бы ограничено Представления о предметах, действительно представленных его личности и зависящих от цепи обстоятельств, приведших к нему эти предметы, если только его воображение не расширило его кругозор далеко за пределы его действительного личного существования и, таким образом, не позволило ему сконструировать всю из того немногого, что приходит в его собственное актуальное восприятие, и, таким образом, позволить почти всем возможным сценам жизни пройти перед ним в его собственном сознании… Затем воображение расширяет интеллектуальный горизонт гениального человека за пределы объектов, которые действительно предстают перед ним. его как по качеству, так и по количеству. Поэтому необычайная сила воображения сопутствует и является необходимым условием гениальности. Но обратное неверно, ибо сила воображения не указывает на гениальность; напротив, люди, лишенные гениальности, могут обладать богатым воображением.

Но проклятие необыкновенного, предполагает Шопенгауэр, есть некое одиночество, с которым гениальный человек идет по жизни, всегда немного в стороне от обыденного мира, находясь чуть выше его:

Простой смертный, это производство Природа, которую она производит тысячами каждый день, как мы сказали, не способна, по крайней мере, не постоянно, к наблюдению, которое во всех смыслах совершенно бескорыстно, как чувственное созерцание, строго так называемое. Он может обращать свое внимание на вещи лишь постольку, поскольку они имеют какое-то отношение к его воле, как бы косвенно это ни было… останавливается на рассмотрении самой жизни, стремится постичь идею каждой вещи, а не ее отношения к другим вещам; и при этом он часто забывает обдумать свой собственный жизненный путь и поэтому большей частью идет по нему достаточно неловко. В то время как для обыкновенного человека его способность познания является светильником, освещающим его путь, для гения это солнце, открывающее мир. .. Человека, в котором живет и работает гений, легко узнать по его взгляду, одновременно острому и и устойчивый, и несет на себе печать восприятия, созерцания.

Во втором томе своего трактата Шопенгауэр пересматривает тему таланта и гениальности через призму времени — талант, утверждает он, блестяще говорит сиюминутно и принадлежит к моменту, тогда как гениальность говорит о вечном и о вечности . Он пишет:

Талантливые люди всегда приходят вовремя; ибо, поскольку они пробуждаются духом своего века и вызываются к жизни его потребностями, они едва способны их удовлетворить. Следовательно, они идут рука об руку с развитием культуры их современников или с постепенным развитием какой-либо специальной науки; за это они пожинают награду и одобрение. Но следующему поколению их произведения уже не доставляют удовольствия; они должны быть заменены другими; и они не перестают появляться.

Гений, с другой стороны, сияет на своем веке, как комета, на пути планет, чьему хорошо отрегулированному и понятному устройству чуждо его совершенно эксцентричное движение. Соответственно, он не может идти рука об руку с закономерным ходом культуры того времени, как он обнаруживается; напротив, он забрасывает свои произведения далеко на путь впереди (подобно тому, как император, предаваясь смерти, метает свое копье во врага), на котором время должно прежде всего настигнуть их… Талант способен достичь то, что находится за пределами способности других людей достичь, но не то, что находится за пределами их способности понимания; поэтому он сразу находит своих ценителей. Достижение гения, с другой стороны, превосходит не только способности других к достижениям, но и их способность понимания; поэтому они не сразу осознают это. Талант подобен стрелку, который попадает в цель, недоступную другим; гений подобен стрелку, который попадает в цель… которую другие даже не видят.

«Мир как воля и представление» — одна из любимых книг Оливера Сакса и источник неизменного понимания Шопенгауэром силы музыки — является незаменимым чтением во всей ее полноте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *