Что такое реминисценция в психологии: реминисценция | это… Что такое реминисценция?
это что такое в психологии, примеры реминисценции
Реминисценция — это мнемический эффект характеризующийся внезапным воспоминанием воспринятого материала без его повторения через длительное время (от одних суток до 7, а то и более длительного периода времени). Реминисценция это психическое явление, которое зачастую возникает при восприятии информационного материала с внутренними логическими связями содержимого, производящего сильное эмоциональное впечатление на индивида. Явные причины возникновения внезапного воспоминания еще не изучены.
Что такое реминисценция?
Реминисценцией называют такой феномен памяти, который появляется после запоминания информации без непосредственного воспроизведения ее сразу же после восприятия, а через определенный промежуток времени без действия на человека стимульного ряда.
Термин реминисценция был предложен в психологии сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 году. Ученый изучил феномен, который наблюдал у испытуемых при запоминании материала (вербального, невербального характера и сенсомоторных движений).
Эффект реминисценции наиболее выражен в дошкольном возрасте и у младших школьников. В области психологии учеными выявлены более высокие качественные показатели отсроченного воспроизведения заученного материала, нежели воспроизведение информации сразу после ее заучивания.
Внезапное воспроизведение материала после заучивания изучал П. Бэллард. В его экспериментальных исследованиях принимали участие личности, которые заучивали стимульный материал, но время для достаточного освоения было недостаточно. Через интервал времени длительностью в 24 часа – 7 дней испытуемые воспроизводили материал. Наилучшие результаты показали воспроизведения после 2-3 суточного интервала. Полученные результаты отличались количественно высокими показателями, что закрепилось в психологической науке о памяти, как феномен Бэлларда.
Также в психологии ученый Пьер Жане изучал реминисценцию. В своих трудах он описывал феномен, как независящий от внешних факторов автоматическое повторение действий.
Реминисценция это явление, которое довольно широко распространено, при этом частота ее возникновения зависит во многом от характера материала, который нужно запомнить.
В исследованиях ученого Д. И. Красильщиковой воспроизведение смыслового материала было выявлено гораздо в большем объеме, чем бессвязного воспроизведения материала. Экспериментальные исследования установили, что интерес к материалу существенно влияет на проявление реминисценции.
На возникновение явления внезапного воспоминания влияет степень овладения содержания материала заучивающим. При условии, что индивид недостаточно овладел содержанием информационного материала, внезапное воспоминание не состоится. Если заучивающий пытается непосредственно после самого заучивания воспроизвести материал, то он опирается на ассоциации, появляющиеся между образами и понятиями, а если воспроизведение более отстроченное, то субъект опирается на логическую связь.
Примером реминисценции можно назвать сдачу зачета студентом, который наизусть заучивает необходимую информацию без ее понимания, осмысливания. Перед сдачей зачета у индивида может быть «каша в голове», но в необходимый момент информация вспоминается. А после сдачи зачета студент забывает все, так и не поняв смысла заученного. Или же, например, какой-либо стих у школьника, формулировка, понятие. Во многих моделях обучения главным как раз выступает неосмысленное запоминание действий, фраз или слов, которое достигается частым повторением стимульного материала.
Реминисценцию может наблюдать у себя практически каждый человек. Бывает, что индивид неожиданно вспоминает ту или иную песню, стих или незначительные события. Особенностью данного эффекта есть то, что это воспроизведение материала происходит без целенаправленных на это усилий. Человек не вытягивает из памяти, не старается вспомнить строчки с песни, они сами выныривают из глубин памяти.
Реминисценция в психологии
Учеными достаточно не изучен причинный ряд возникновения внезапного воспоминания, факторы, обуславливающие внезапное вспоминание, но сам механизм эффекта реминисценции удалось исследовать, опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей.
Механизм возникновения внезапного воспоминания обусловлен действием аффективного торможения, вследствие выраженного эмоционального переживания, впечатления от воспринятого информационного материала.
С точки зрения психологии реминисценция является процессом нормализации состояния усталости после напряженной физической, интеллектуальной или эмоциональной нагрузки. Информационный материал после его восприятия индивидом упорядочивается в голове, после чего озвучить человеку его становится проще.
Также внезапное воспоминание возникает при отсутствии наслоения многих деталей одного логического явления, при котором возникает путаница. Может иметь место условное забывание, но после интервала, во время которого не действует стимульный материал на индивида и нет дополнительной нагрузки на память, может проявиться внезапное воспоминание.
Реминисценция зависит от аллюзии, которая является лишь намеком, подсказкой, толкающей на нужную мысль. У индивида вследствие возникновения аллюзии возникает внезапное воспоминание. Аллюзия является внешним явлением, стимульным фактором, который провоцирует появление внутреннего явления реминисценции.
Феномен реминисценции рассматривают и с точки зрения патологии в психологии, когда имеет место психотравмирующие событие и воспоминания принимают характер навязчивых и негативных. Попадая во внешние обстоятельства, схожие с обстоятельствами психотравмирующего события, личность может испытывать эмоциональный дискомфорт, связанный с эффектом навязчивой реминисценции. Это состояние напрямую зависит и от исходного эмоционального состояния индивида.
Явление внезапное воспоминание в навязчивой форме можно наблюдать у лиц с ПТСР. Реминисценция в этих случаях проявляется в сновидениях с воспоминаниями о приобретенном травмирующем опыте.
Внезапное воспроизведение раннее воспринятой информации зачастую является естественной особенностью работы памяти человека.
Если рассматривать реминисценцию со стороны психиатрии, то она может быть симптомом таких заболеваний, как черепно-мозговая травма, алкогольные или инфекционные интоксикации, патологии головного мозга и прочие.
Реминисценция в психиатрии рассматривается, как форма навязчивых состояний, как проявление неврозов, как симптом при депрессивных состояниях, проявляющийся бесконтрольными хаотичными мыслями. Внезапные воспоминания могут проявляться при панических состояниях, страхах и фобиях.
Проявление реминисценции, как патологического симптома, характеризуется навязчивостью мыслей и образов, а также вызывает у индивида достаточно выразительную эмоциональную реакцию (беспокойство, тревожность, панические реакции, страхи).
Реминисценция может стать объектом внимания в практической деятельности психолога, деятельности коррекционной направленности с целью подмены негативных переживаний на позитивные, при терапии состояний, связанных с психотравмирующими ситуациями. Вмешательства специалиста требуют как навязчивые реминисценции с негативной эмоциональной симптоматикой, так и полное отсутствие этого эффекта памяти, что может сигнализировать о нарушениях работы ЦНС или начинающей старческой деменции.
Если же внезапное воспоминание имеет место в патологическом проявлении, то необходимо вмешательство специалиста, который определит медикаментозные принципы лечения болезни, проявлениями которой стала реминисценция. Также квалифицированным специалистом должна быть подобрана эффективная и адекватная заболеванию психотерапевтическая тактика.
Реминисценции и их значение в художественном тексте
Автор admin На читання 16 хв Переглядів 47 Опубліковано Оновлено
Реминисценция – это что такое в психологии, примеры реминисценции
Психика человека очень сложна по своей структуре. До сих пор многие явления не поддаются точному объяснению. Приходится выдвигать предположения и теории, чтобы хоть как-то затронуть явление, которое пока непонятно, но явно проявляется у человека. Так же происходит с таким явлением, как реминисценция, понятие и примеры которой будут рассмотрены в интернет-журнале psytheater.com.
Как возникают воспоминания? Если говорить простым языком, то человек на что-то обращает свое внимание, после чего сознательно запоминает то, что увидел, услышал, сказал, сделал и пр. Однако человек не может абсолютно на все обращать внимание. К примеру, пока вы стоите на остановке и высматриваете номера маршруток, чтобы словить ту, которая вам нужна, в это же время мимо вас проходят люди, проезжают другие автомобили, дует ветер, пролетают птички, люди о чем-то говорят и пр. Вокруг вас происходит много событий, однако обращаете внимание вы лишь на то, что вас интересует в данную секунду времени.
Кажется, что человек не запоминает всего, на что он не обратил внимания. Ученые опровергают данную идею. Реминисценция – это как раз и есть те воспоминания, которые мозг запечатлил, хотя сам человек не обратил на них внимания.
Поскольку воспоминания – это образы из прошлого, которые имеют четкую картину и тематику, то и при реминисценции воспоминания являются четкими и ясными.
Только они являются непонятными человеку, поскольку он их не запоминал осознанно, не обращал на них внимания, когда эти события происходили в его жизни.
По мнению психологов, мозг запоминает абсолютно все, что с человеком происходит как внутри, так и снаружи. Человек может не обратить на что-то внимания, однако если его глаза увидели или уши услышали, тогда это обязательно запомнится и отложится в подсознании, откуда воспоминания и будут возникать в будущем.
Зміст
- Что такое реминисценция?
- Россия
- Реминисценция в психологии
- Функции и роль
- Лечение реминисценции
- Практика
- Психология
- Литература
- Кино
- К какому итогу приводит реминисценция?
- Практика
- Психология
- Литература
- Кино
Что такое реминисценция?
Далеко неизученным остается явление реминисценции, поскольку невозможно пока логически понять, как возникают воспоминания, которые человек не запоминал. Под реминисценцией понимаются воспоминания, которые человек воспроизводит без их повторения спустя несколько дней или даже лет после их запоминания. Причем данные воспоминания являются очень четкими и логически построенными. Несомненно, такие воспоминания вызывают эмоции у человека, который даже и не подозревал об их наличии.
Читайте также: Как правильно мечтать, чтобы мечты сбывались
Реминисценция – это воспроизведение информации спустя какое-то время после его восприятия, что происходило неосознанно, без повторений и намеренного участия человека.
Данное понятие было описано в 1907 году сербским ученым Урбанчичем, который наблюдал за тем, как люди воспроизводят вербальный, невербальный и сенсомоторный материал. Ученые отмечают данный феномен у детей дошкольного и школьного возраста. Именно они могут воспроизводить материал через несколько лет после его восприятия, когда это происходило единожды, без заучивания.
Феноменом реминисценции было заинтересовано много психологов.
Каждый пытался описать данное явление, стараясь объяснить механизм его возникновения. Однако пока это никому не удалось сделать. Просто человек совершает автоматически действия или воспроизводит материал, что происходит не по его воле, а неосознанно.
Реминисценция проявляется так часто, насколько интересным для человека является материал. К примеру, логические цепочки чаще воспроизводятся, нежели бессвязный материал, а то, что человеку интересно, может всплыть в голове уже через несколько месяцев после его восприятия.
На воспроизведение влияет множество факторов. К примеру, если человек недостаточно овладевает материалом, тогда он не воспроизводится.
- Если материал воспроизводится сразу после его заучивания, тогда индивид опирается на ассоциации.
- Если информация воспроизводится спустя какое-то время после получения, тогда основывается на логических связях.
Реминисценция часто проявляется у детей, поскольку в ее основе лежит неосмысленное восприятие информации. Так происходит, когда студент заучивает материал, но не понимает его, либо когда ученик учит стихотворение без его понимания, эмоционального восприятия. Как только зачет будет сдан или стихотворение услышит учитель, информация сотрется с сознательной части памяти.
Таким образом, реминисценцией является восприятие материала без его понимания. Идет просто заучивание путем его повторения много раз, чтобы потом забыть (информация уйдет в подсознание), как только он будет использован или длительное время не будет использоваться. Воспроизведение данного материала спустя какое-то время будет реминисценцией, когда человек внезапно вспомнит то, что забыл, и этому будут способствовать благоприятные условия внешней среды.
Реминисценция является внезапным воспоминанием. Человек его не помнит. Человек не участвует в процессе его воспоминания, то есть он даже не догадывается об его наличии. Однако во внешней среде возникают определенные условия, которые помогают вытащить из бессознательного некую информацию. Так происходило с каждым. К примеру:
- Кто-то мог вспомнить слова песни.
- Кто-то мог вспомнить события, которые предшествовали потере памяти.
- Кто-то вдруг вспоминал материал, который был рассказан учителем в школе.
Человек не пытается вспомнить что-то. Реминисценция – это воспоминания, которые возникают внезапно и неожиданно для самого человека, а он о них забыл или даже не знал, что ими обладает.
В психиатрии под реминисценцией понимаются навязчивые образы, воспоминания, которые часто отображаются в кошмарных снах.
Отклонением от реально забытых воспоминаний является вид парамнезии – псевдореминисценция. Это когда в памяти искажаются события прошлого, неверно локализуются во времени из-за негативных эмоций, которые возникли в момент их запоминания.
Россия
Вместе с тем в русский язык слово входило как бытовой галлицизм и аллюзия. В письме за 1 февраля 1840 года к российскому историку Т. Н. Грановскому философ и поэт Н. В. Станкевич называл «реминисценцией» платонические отношения адресата с Н. В. Во второй половине XIX века слово становится традиционным музыкальным термином. В письме к российскому композитору М. П. Мусоргскому пианист и дирижёр М. А. Балакирев от 10 июня 1863 года давал описание прошедшей оперы через музыкальные «реминисценции».
В современный период в России методологическими проблемами литературной реминисценции занимались М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, Ю. М. Лотман, А. Голловачева (), А. Архангельский () и П. Бухаркин (). Ряд плодотворных решений найден Ло ().
В начале 1990-х годов реминисценцией в драматургии (в творчестве Н. Садур и др.) занималась теоретик массмедийных искусств Санкт-Петербурга Т. А. Марченко и её студенты.
Читайте также: Смешной ответ парню на вопрос как дела: лучшие оригинальные и прикольные варианты
Реминисценция в психологии
Реминисценция является нормальным явлением, поскольку относится к свойствам памяти. Как уже говорилось, оно часто возникает в детском возрасте и относится к тому материалу, который имеет ярко насыщенные эмоции и логические связи. Тогда они легко воспроизводятся в будущем, даже если человек о них забыл либо не знал об их наличии.
Реминисценция часто возникает в ситуациях:
- Когда проходит утомление. В период утомленности человек запоминает материал, однако не может его воспроизвести, поскольку не понимает. Уже после прохождения утомления возможно понимание информации.
- Когда отсутствует наслоение материала. Если человек находится в ситуации восприятия большого количества материала, тогда он многое забывает. Однако в момент отсутствия получения новой информации материал может всплыть из подсознания.
Ученые говорят о том, что мозг постоянно повторяет имеющуюся информацию. Вот почему происходит реминисценция, даже если информация не заучивалась специально.
Говоря о патологических состояниях, когда реминисценция является навязчивыми образами из прошлого, психологи говорят об явлении как о психотравмирующем событии. Если человек попадет в аналогичную травмирующую ситуацию, тогда негативные эмоции приведут к воспоминаниям – реминисценция.
Другими причинами, вызывающими реминисценцию, являются:
- Неврозы.
- Депрессия.
- Панические состояния.
- Интоксикация.
- Иррациональные страхи.
- Патологии головного мозга с нарушением функций памяти.
- Черепно-мозговые травмы.
Внешние факторы, которые толкают человека на внезапные воспоминания, называются аллюзией. Они являются намеком, подсказкой, которая толкает на нужную мысль. Аллюзия является внешним стимулом, который провоцирует реминисценцию.
Функции и роль
Понимание памяти, как культурно-исторического явления, породило установление новых связей между историками и психологами. Для того чтобы культурный человек был способен раскрывать свое бытие в современном ему мире, не утрачивая связь с предшествующим, необходимо, чтобы он мог понимать смысл уже существующих артефактов и умел находить в них отзвуки своей культуры.
Реминисценция в психологии – это процесс семиотического воспроизведения материала памяти. Они осуществляются на границе, где происходит встреча – взаимодействие ядра социальной памяти с ее маргинальными окраинами, где осуществляется перевод ценностно-символических кодов с одного языка на другой:
Анализ социальной памяти | Реминисценция в онтогносеологическом ключе является необходимым, но не достаточным для полного ее исследования. Социальная память – это не только реальность, имеющая особые способы своего бытия, это еще и определенный уровень отношений, которые постоянно образуются в рамках социальной памяти, связывая прошлое, настоящее и будущее. |
Гносеологические траектории | Роль реминисценции также доказана в теоретико-познавательном дискурсе. Она предполагает и некоторую корреляцию онтогносеологического подхода. В современном культурологическом знании в настоящее время происходят процессы, аналогичные тому, которые привели в середине XX века к институализации нового научного направления – науковедения.![]() |
Корреляция позиций | Реминисценция позволяет характеризовать все гносеологические позиции. Её роль заключается в институализации нового научного направления. |
Таким образом, несмотря на то, что реминисценция указывает на психиатрическое и психофизиологическое расстройство, этот процесс важен для изучения патогенеза личности в разрезе формирования памяти и воспоминаний.
Лечение реминисценции
Занимаются ли специалисты лечением реминисценции? Поскольку данное явление полностью не изучено, то и лечить его достаточно проблематично. Нормальным состоянием является реминисценция, которая не вызывает навязчивых состояний. Она не требует ни лечения медикаментами, ни консультаций у психиатра.
Большее волнение вызывает отсутствие реминисценции у человека, что, по мнению психиатров, может указывать на нарушение функций памяти или патологии в головном мозгу. Также это может указывать на развитие старческой деменции.
Медикаментозное лечение заключается в устранении тех причин, которые вызвали патологическую реминисценцию, и симптомов, которые проявляются при этом:
- Седативные препараты назначаются для нормализации сна.
- Повышенную тревожность и панические состояния устраняются нейролептиками и успокаивающими лекарствами.
- Антидепрессанты помогают устранить депрессию, которая вызывает соответствующие навязчивые воспоминания.
Медикаментозное лечение проходит параллельно с психокоррекцией. Здесь помогает выявление глубинных проблем и гипноз, нацеленный на изменение негативных воспоминаний на позитивные.
Читайте также: Я — псих! Заметки психолога родителям и детям. Прагматичная женщина
Проводится индивидуальное консультирование, которое способствует устранению страхов, паники и тревоги, а также на вытеснение воспоминаний, которые вызывают дискомфорт при своем появлении. При групповой работе используются методы арт-терапии.
Чтобы в будущем не возникли негативные воспоминания, психологи предлагают свою помощь. Человеку полезным станет так называемый дебрифинг, который осуществляется сразу после стрессовой или психотравмирующей ситуации с целью изменения ее восприятия (с негативного на позитивное) и отсутствия вытеснения ее в подсознание, чтобы она не всплывала внезапно.
Если реминисценция проявляется в нормальной форме, тогда ее не следует лечить. Лишь патологические формы реминисценции, принимающие навязчивое состояние, требуют психологической помощи. Самостоятельно с данной проблемой человек не справится, поэтому лучше не медлить с лечением.
Практика
Психология
Эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.
Литература
Различие между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» () реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.
Кино
Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь. Например, в фильме «Триумф воли» кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)».
Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе. Например, в английском фильме «Повелитель „Золотого треугольника“», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан: в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.
В политической кинодраме «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, ) при объяснении главному персонажу позиции ЦРУ офицер Хиггинс упоминает интересы толпы потребителей, которым нефть нужна любой ценой и вопреки международным договоренностям. Этот диалог кинематографических персонажей можно рассматривать реминисценцией монолога Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского.
Американский фильм «Айк: Обратный отсчёт» () оказался насыщен реминисценциями из более объективной, а местами самокритичной американской военной драмы «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far, ).
К какому итогу приводит реминисценция?
Вполне нормальным явлением для здорового мозга является реминисценция – непроизвольный накат воспоминаний, о которых человек мог и не догадываться. Однако если они являются негативными, эмоционально захлестывающими, навязчивыми, проявляются во снах, тогда речь может идти об отклонениях в психике. Итог зависит от того, какие меры будут предприняты человеком.
Каждый человек хоть раз о чем-то вспоминал, что было уже давно забыто. У всех периодически возникают четкие и яркие воспоминания, которые никогда не воспроизводились человеком осознанно. Данная функция мозга часто проявляется в ситуации, когда человек попадает в обстоятельства, являющиеся триггерами. Они имеют некую логическую связь с теми воспоминаниями, которые вызвали, что может вызвать интерес для психологов и самого человека. Если задаться вопросом, почему возникли эти воспоминания, тогда можно увидеть связь между триггером и реминисценцией.
Практика
Психология
Эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.
Литература
Различие между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» (1943) реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.
Кино
Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь. Например, в фильме «Триумф воли» кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)».
Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе. Например, в английском фильме «Повелитель „Золотого треугольника“», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан: в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.
В политической кинодраме «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, 1975) при объяснении главному персонажу позиции ЦРУ офицер Хиггинс упоминает интересы толпы потребителей, которым нефть нужна любой ценой и вопреки международным договоренностям. Этот диалог кинематографических персонажей можно рассматривать реминисценцией монолога Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского.
Американский фильм «Айк: Обратный отсчёт» (2004) оказался насыщен реминисценциями из более объективной, а местами самокритичной американской военной драмы «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far, 1977).
Воспоминания и размышления | Psychology Today
Воспоминания и размышления — это средства, с помощью которых сознание обеспечивает как память о событиях, так и их воздействие на человека по мере того, как все жизненные «события» идут своим чередом. Тем не менее, в настоящее время (приблизительно к моему 94-летию) я считаю необходимым не допустить, чтобы такие прошлые воспоминания и порожденные ими чувства и мысли полностью завладели моим отношением к жизни. Они склонны делать это по мере взросления, тем самым уменьшая значимость и привлекательность многого из того, что происходит сейчас. Ибо существует естественная склонность с возрастом слишком много жить прошлым — вспоминать и размышлять. С возрастом очень легко мысленно «уйти» в поток воспоминаний, снов и размышлений, не связанных с настоящим моментом, но упорно доминирующих над сознанием, когда они мелькают на экране разума («Был там»; Видел это, сделал то…» отношение).
Тем не менее, индивидуальность формировалась на протяжении многих лет благодаря жизни с сознанием, функционирующим на двух уровнях: 1) сенсорным реагированием и прочувствованными мыслями на внешние фактические события жизни и 2) рефлективным внутренним осознанием их значимости. в добавлении смысла и цели к своему существованию. Я пытаюсь здесь подчеркнуть, что по-прежнему очень важно, каким бы старым ни был человек, участвовать в жизни внешнего мира и продолжать реагировать на него. Ибо поддержание этих двух функций сознания в рабочем состоянии — единственный способ достичь значительного уровня самореализации в терминах как себя в мире времени и пространства, так и себя в мире разума. Другими словами, ментальная двойственность, результатом которой является то, что некоторые психологи называют индивидуацией, и которую они считают целью каждой отдельной человеческой жизни.
Знаменитый английский лексикограф и писатель Сэмюэл Джонсон, возможно, предполагает, что такой двойной процесс человеческого сознания (направленный вовне, с одной стороны, и внутренне-оценочный, с другой) работает не слишком хорошо, когда он пишет: «Нет». ум много занят настоящим; воспоминание и предвкушение наполняют почти все наши мгновения». Другой английский поэт и философ того же периода, Джон Драйден, пишет примерно в том же духе: / Тот, кто, уверенный в себе, может сказать: / Завтра делай свое худшее, ибо я жил сегодня».0008
Ну, современный человеческий образ жизни, должно быть, сеет некоторый хаос в этом сбалансированном (внешнем и внутреннем) взгляде на двойственность сознания, который я только что попытался описать. Поскольку с появлением компьютерных технологий и технологий в целом, как обычно меняющийся ежедневный круговорот событий, так и реальные физические события во времени и пространстве стали просто визуальными переживаниями на экране. и значение. Это очень абстрактный образ жизни, который может в конечном счете свести на нет цель достижения уровня личной индивидуации и даже запоминания вопросов «кто» и «почему» я на этом жизненном пути.
Несколько лет назад я написал книгу под названием Что, черт возьми, замышляют нейроны? Просматривая его на днях, я наткнулся на следующий абзац:
Если когда-нибудь придет время, по мере того, как электронный век прогрессирует и мы становимся все больше и больше его жертвами (автоматами по праву), преследуя полностью экстравертную жизнь , мы можем достичь стадии, когда слово «человек» больше не будет обозначать слово «бытие». В этом случае утверждение Дарвина о том, что «моральные чувства удивления и совести являются наиболее важными и благородными из всех человеческих качеств и что отсутствие их делает нас более похожими на низших животных», приобретет характер пророческой истины.
Исследования показывают, что психологический парадокс, известный как бугорок воспоминаний, является межкультурным явлением.

Полученные данные пополняют ряд литературных данных, указывающих на то, что люди испытывают «всплеск воспоминаний» по мере взросления.
«Меня интересует, как люди из разных культур помнят свою жизнь и как эти воспоминания связаны с психическим здоровьем», — сказала Алехандра Сарагоса Шерман (@antiquisima) из Орхусского университета, автор нового исследования.
«Исследования показали, что наша память часто ошибочна и изобилует предубеждениями. Например, люди среднего и старшего возраста часто вспоминают молодость как положительный период, несмотря на то, что молодые люди обычно сообщают о более высоком уровне дистресса по сравнению с людьми среднего и старшего возраста. Я нашел это довольно интригующим, но в этой области было проведено очень мало межкультурных исследований. Следующим шагом в моей исследовательской программе стало изучение возрастных различий в отношении депрессии, центральности события, посттравматического стрессового расстройства и удовлетворенности жизнью в разных культурах».
Для своего исследования Сарагоса Шерман и ее коллеги опросили 553 молодых человека (от 18 до 30 лет) и 390 взрослых среднего возраста (от 45 до 64 лет) из Мексики, Гренландии, Китая и Дании. Опросы включали оценку депрессии, посттравматического стрессового расстройства, важных жизненных событий и удовлетворенности жизнью.
Исследователи обнаружили схожие результаты во всех четырех культурах. Молодые взрослые участники сообщили о более низком уровне удовлетворенности жизнью по сравнению с участниками среднего возраста, а также о более высоком уровне депрессии и симптомов посттравматического стрессового расстройства.
«В целом молодые люди сообщали о более сильном дистрессе и более низком уровне удовлетворенности жизнью по сравнению со взрослыми среднего возраста. Это хорошая новость для людей среднего возраста. Кажется, у старения есть некоторые преимущества. С другой стороны, это плохие новости для молодых людей. Необходимо приложить усилия, чтобы лучше понять, как поддержать молодых людей в достижении психического здоровья», — сказал Сарагоса Шерман PsyPost.
Исследователи также обнаружили, что положительные воспоминания были менее важны для личности и жизненных историй молодых людей по сравнению с участниками среднего возраста.
Так почему же пожилые люди так хорошо вспоминают молодость? По словам Сарагосы Шерман, теория сценария культурной жизни может дать одно объяснение этому явлению.
«Одним из самых надежных открытий в области автобиографической памяти является выпуклость воспоминаний. Выброс воспоминаний показывает, что, когда людей старше 40 лет просят вспомнить важные жизненные события из своей жизни, они непропорционально часто вспоминают положительные события из своего подросткового возраста и ранней взрослой жизни. Этот период жизни лучше всего запоминается», — сказала она PsyPost.
«Теория сценария культурной жизни была предложена для объяснения бугра воспоминаний. Сценарий культурной жизни – это обычно разделяемые культурой представления о сроках и порядке важных переходных жизненных событий. Теория утверждает, что жизненный сценарий служит шаблоном, помогающим людям помнить свою жизнь».
Сарагоса Шерман и ее коллеги нашли доказательства теории в другом межкультурном исследовании, которое было опубликовано в Журнале прикладных исследований памяти и познания в 2017 году.
«Сценарий культурной жизни отдает предпочтение подростковому и юношескому взрослению, создавая предвзятое отношение к этому периоду жизни. Это может помочь объяснить, почему молодость вспоминается положительно, несмотря на то, что молодые люди сообщают о большем психологическом стрессе», — сказал Сарагоса Шерман.
Основным ограничением нового исследования является то, что в нем собраны только перекрестные данные.