Что такое психология наука: Что такое психология?

Что такое психология наука: Что такое психология?

Психология: наука, отрицающая душу | Paideuma.tv

  1. Главная
  2. Психология: наука, отрицающая душу

Длит: 00:06:39 Скачать: HD LD mp3 HD LD mp3

Поговорим сегодня о психологии, а точнее, о том, нужна ли России особая отдельная психологическая и психоаналитическая школа.

Вопрос не праздный. Во время локдауна я прочитал курс Фундаментальной психологии из 40 лекций, где довольно детально изложил основные принципы, подходы и теории психологической науки.  Курс выложен в открытом доступе на сайте paideuma.tv. Погрузившись в ту тему я обнаружил, насколько противоречива сама психология. Дело в том, что как наука психология сложилась довольно поздно – с конца 18 – го века. Но именно в этот период наука  практически полностью отказалась от веры в человеческую душу.

«ПсюхЭ» или «психИ» по-гречески «душа». Но что же изучает «наука о душе» «психо-логия», если души нет.

Если она считается пережитком ненаучных мифов и архаических предрассудков?

Отсюда важная проблема: психология изучает отнюдь не душу, а то, что от нее остается после ее упразднения, после ее утраты… Иногда это называется «психикой». Речь идет о тех процессах, которые сам человек проживает как нечто внутреннее по отношению к внешнему телесному миру, но что исчезает вместе с телом, а значит, не имеет – в отличие от души – никакого самостоятельного нематериального бытия.

Есть душа или нет это вопрос к философии и религии. Психология же начинается с такого положения: будем считать, что ее нет. Это конечно, очень приблизительно, но без такого допущения психология престает быть современной наукой, а точнее наукой западно-европейского Модерна. То есть психолог по умолчанию исходит из того, что души нет.

 

Конечно, среди психологических школ есть два крайних направления – радикальный психологический материализм, который сводит психические процессы к телесным, физическим и биологическим.

  Здесь человек мыслится как животное или автомат. Психика отвечает на импульсы ответными реакциями. И все? И все. То есть человек есть усовершенствованная модель собаки Павлова или несовершенная версия будущего Искусственного Интеллекта. Такой точки зрения придерживалась грубо материалистическая (по идеологическим основаниям) советская психиатрия. Но такой же подход в целом у бихевиаристов или когнитивистов.

Сразу можно сказать, что такая психология русским точно не нужна. Это грубое унизительное шарлатанство, основанное на политико-идеологическом заказе – неважно коммунистическом или либеральном. Мало того, что человеку отказано в душе, его внутреннюю пусть психическая автономия сведена к минимуму. Человек тут не просто объект, но грубо материальный объект. Обратим внимание, что подавляющее большинство современных психологов с необходимостью выходцы или из советской школы (что сразу означает полную дискредитация), либо набрались в последние десятилетия либеральных когнитивистких подходов.

И это надо вышвыривать без сожалений.

 

Но есть и иной полюс. Да, души он не признает, но внутренней жизни придает почти полную самостоятельность. Самым адекватным направлением является здесь Дазайн-терапия или психологическая антропология. Вот это очень серьезно и убедительно. А наиболее популярен психоанализ. Как бы мы его не оценивали и какие бы направления в нем не брали, а они подчас существенно друг от друга отличаются, все они хотя бы психику или область подсознания, бессознательного описывают как самостоятельную область бытия. Ну хоть так. Все лучше, чем машина Гельльмгольца , собака Павлова  или психология киборгов.

Но даже это не выход. Души-то и в этом случае нет. И вот тут надо решать: а мы вообще согласны с тем, что у нас отнимают душу? Но ведь с этого начинается психология – причем любая.

Вроде вывод напрашивается сам собой: а давайте для нас, русских, разработаем свою психологию – православную, и чтобы непременно с душой.

Давайте разработаем. Но надо понимать, сколь серьезный путь нам предстоит проделать. Совсем недостаточно того, что психолог православный верующий или русский патриот, а не чорт знает кто….  Это конечно важно, но не решает проблемы. Вся психология, с которой мы так и или иначе имеем дело, пронизана отказом от признания бытия души, основана на нем. Поэтому придется потратить огромные усилия, чтобы разминировать это теоретическое концептуальное поле. И лишь  после этого можно переходить к практикам. Нам нужна психология как наука о душе, о ее могуществе, о ее горизонтах, о ее суверенности… Душа это господин города, а сам город тело и внешний мир. Душа стоящая и не падающая,  anima stante et non cadente

это наука или нет?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Психология

Анонимный вопрос

  ·

17,5 K

На Кью задали 1 похожий вопросОтветитьУточнить

сергей сизов

4,0 K

Дьякон, https://vk. com/sunknife  · 23 сент 2016

Психологию принято вносить в число наук, однако такое включение, на мой взгляд, не столько делает чести психологии, сколько ударяет по сциентизму и научной картине мира.

Уже этимологически психо-логия обнаруживает свою беспомощность, все-таки понятие «душа», которое предполагалось исследовать изначально, теперь вовсе никем не принимается, как подлежащее научному изучению, и тут дело, конечно, в том, что согласно философии науки мы можем отнести к науке только то, что можно измерить. Никакая душа сюда, соответственно, не вписывается.

В этом случае возникают попытки выйти из сложившейся ситуации посредством выдумывания своего предмета исследования: сознание, психика, бессознательное, поведение, информация и т.д., но проблема в том, что все эти понятия не отображают объективной действительности, но являются скорее конструктами, поскольку экспериментальные данные в психологии (т.е. действительно научная область) подвергаются интерпретации и возгонке в какие угодно теории, вплоть до двух противоположных казалось бы (что, конечно, совсем не так просто как я это описал) в современности образов видения психики: телесного (т.

е. само слово «телесность» сейчас включает в себя то, что некогда принадлежало душе, фактически исключая душу: http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/527/%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC) и информационного, на что исследователей вдохновил цифровой контекст эпохи постмодерна. Так что все эти «сознания» и «психики» являются с точки зрения науки просто философскими формами для выпечки концептов, которые не имеют отношения к объективной действительности настолько, насколько были проинтерпретированы и интегрированы в теоретическую систему.

То есть все, что есть в психологии от науки — это экспериментальные данные, полученные на выходе из черного ящика «души», которые необходимо проинтерпретировать и вписать в какую-то теорию, так что с момента интерпретации научность психологии угасает. При этом все эти данные все равно основаны на таких сверхсложных и непознаваемых для современной науки (философских) явлениях как «мышление», «умственная деятельность», «здоровье» и т.

п. И даже если мы впоследствии применяем теорию к человеку и она дает результаты — это отнюдь не значит, что подход правильный, поскольку из неправильных положений вполне могут быть правильные следствия, чему свидетелями являются множество противоположных теорий, каждая из которых гарантирует эффективность.

При всем при этом достаточно ясным становится то, почему же так много выходцев из психологии попадают в ряды антинауки: парапсихология, трансперсональная психология, популярные тренинги личностного роста, онтопсихология, психоанализ и т.п., можно даже сказать, что сейчас какой-нибудь психолог рождает научную теорию, которой еще только предстоит стать антинаучной для наших детей и внуков.

Arsenii O

23 сентября 2016

>неправильных положений вполне могут быть правильные следствия Например? Я всегда думал, что это положение… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Kryp Ter

1,8 K

Налогоплательщик  · 23 сент 2016

На этот счет нет единого мнения, вопрос остается довольно дискуссионным. Она болтается где-то посередине между наукой и лженаукой. Дело в том, что она во многом не соответствует критерию Поппера, то есть некоторые ее теории не могут могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Одним из критериев выделения дисциплины в науку является соответствие научному методу, основой… Читать далее

Валентин Топольник

23 сентября 2016

Пример?

Комментировать ответ…Комментировать…

Лилия Гу

178

онтология, теософия, Учения Востока в современной интерпретации  · 19 июн 2021

Современная психология — это протонаука. Также как когда-то алхимия дала начало многим наукам, так обстоит и с психологией, название которой по сути используется большинством современных психологов, не знакомых с Доктриной, вслепую. Чтобы понять, что такое душа и ее место в современной науке энергий и их взаимодействий, необходимо серьезно изучать «Тайную Доктрину» и. .. Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Является ли психология наукой? — Просто психология

Наука использует эмпирический подход. Эмпиризм (основанный Джоном Локком) утверждает, что единственный источник знания исходит от наших органов чувств — например, зрения, слуха и т. д. аргумент (известный как рационализм). Таким образом, эмпиризм — это точка зрения, согласно которой все знания основаны на опыте или могут исходить из него.

Приобретая знания через опыт, эмпирический подход быстро превратился в научный подход и оказал большое влияние на развитие физики и химии в 17-м и 18-м веках.

Идея о том, что знание должно быть получено на основе опыта, т. е. эмпирическим путем, превратилась в метод исследования, в котором используются тщательное наблюдение и эксперименты для сбора фактов и доказательств.

Природа научного исследования может рассматриваться на двух уровнях:

1. Теория и обоснование гипотез.

2. И фактические эмпирические методы исследования (т. е. эксперименты, наблюдения)

Основным эмпирическим методом исследования в науке является эксперимент.

Ключевыми особенностями эксперимента являются контроль над переменными (независимыми, зависимыми и посторонними), тщательное, объективное измерение и установление причинно-следственных связей.

В этой статье

Основные характеристики

Эмпирические данные

  • Относится к данным, полученным путем прямого наблюдения или эксперимента.
  • Эмпирические данные не опираются на аргументы или убеждения.
  • Вместо этого эксперименты и наблюдения проводятся тщательно и подробно описываются, чтобы другие исследователи могли повторить и попытаться проверить работу.

Объективность

  • Исследователи должны оставаться свободными при обучении; они должны стараться оставаться беспристрастными в своих расследованиях. То есть, Исследователи не подвержены влиянию личных чувств и переживаний.
  • Объективность означает, что все источники предвзятости сведены к минимуму и что личные или субъективные идеи устранены. Занятия наукой предполагают, что факты будут говорить сами за себя, даже если они отличаются от того, на что рассчитывал исследователь.

Контроль

  • Необходимо контролировать все внешние переменные, чтобы можно было установить причину (IV) и следствие (DV).

Проверка гипотез

  • Например, заявление, сделанное в начале исследования, которое служит предсказанием и вытекает из теории. Существуют различные типы гипотез (нулевые и альтернативные), которые необходимо сформулировать в форме, которую можно проверить (т. е. операционализованной и однозначной).

Репликация

  • Это относится к тому, можно ли повторить конкретный метод и результаты с разными/одними и теми же людьми и/или в разных случаях, чтобы увидеть, будут ли результаты схожими.
  • Если сообщается о впечатляющем открытии, которое не может быть воспроизведено другими учеными, оно не будет принято.
  • Если мы снова и снова получаем одни и те же результаты при одних и тех же условиях, мы можем быть уверены в их точности вне всяких разумных сомнений.
  • Это дает нам уверенность в том, что результаты надежны и могут быть использованы для создания свода знаний или теории, что жизненно важно для создания научной теории.

Предсказуемость

  • Мы должны стремиться предсказывать будущее поведение на основе результатов нашего исследования.

Научный процесс

До двадцатого века наука в основном использовала принципы индукции — делая открытия о мире посредством точных наблюдений и формулируя теории на основе наблюдаемых закономерностей.

Законы Ньютона тому пример. Он наблюдал за поведением физических объектов (например, яблок) и выводил законы, объясняющие то, что он наблюдал.

Научный процесс теперь основан на гипотетико-дедуктивной модели, предложенной Карлом Поппером (1935). Поппер предположил, что теории/законы о мире должны стоять на первом месте, и их следует использовать для создания ожиданий/гипотез, которые могут быть опровергнуты наблюдениями и экспериментами.

Как указывал Поппер, фальсификация — единственный способ быть уверенным: «Никакое количество наблюдений за белыми лебедями не позволяет сделать вывод, что все лебеди белые, но наблюдения за одним черным лебедем достаточно, чтобы опровергнуть этот вывод».

Дарвиновская теория эволюции тому пример. Он сформулировал теорию и проверил ее положения, наблюдая за животными в природе. Он специально стремился собрать данные, чтобы доказать/опровергнуть свою теорию.

Томас Кун утверждал, что наука не движется к истине постепенно, у науки есть парадигма, которая остается неизменной до тех пор, пока не произойдет сдвиг парадигмы, когда существующие теории не могут объяснить какое-то явление, и кто-то предлагает новую теорию. Наука имеет тенденцию проходить через эти сдвиги; поэтому психология не является наукой, поскольку у нее нет согласованной парадигмы.

Существует множество противоречивых подходов, а предмет психологии настолько разнообразен; поэтому у исследователей разных областей мало общего.

Психология — действительно очень новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет или около того. Однако его можно проследить до Древней Греции, 400 – 500 лет до н.э. Акцент был сделан на философию, когда великие мыслители, такие как Сократ, оказали влияние на Платона, который, в свою очередь, повлиял на Аристотеля.

Платон утверждал, что существует четкое различие между телом и душой, очень твердо верил во влияние индивидуальных различий на поведение и сыграл ключевую роль в разработке понятия «психического здоровья», полагая, что разум нуждается в стимуляции с помощью искусства. чтобы сохранить его в живых.

Аристотель твердо верил в то, что тело сильно влияет на разум — можно сказать, что он был одним из первых биопсихологов.

Психология как наука занимала «второе место» до Декарта (1596 – 1650) писал в XVII в. Он твердо верил в концепцию сознания, утверждая, что именно оно отделяет нас от животных.

Однако он верил, что наши тела могут влиять на наше сознание и что начало этих взаимодействий было в шишковидной железе — теперь мы знаем, что это, вероятно, НЕ так!

Из этой влиятельной работы возникли другие важные философии психологии, в том числе работы Спинозы (1632–1677) и Лейбница (1646–1716). Но единой, научной, единой психологии как отдельной дисциплины еще не было (можно, конечно, возразить, что до сих пор нет!).

На вопрос «Кто является родоначальником психологии?» многие отвечают: «Фрейд». Так это или нет, можно обсуждать, но если бы мы спросили, кто является родоначальником экспериментальной психологии, вряд ли кто-то ответил бы точно так же. Так откуда же взялась современная экспериментальная психология и почему?

Психологии потребовалось так много времени, чтобы стать научной дисциплиной, потому что ей нужно было время для консолидации. Понять поведение, мысли и чувства нелегко, что может объяснить, почему в период между древнегреческими временами и 16-м веком это в значительной степени игнорировалось.

Но, устав от долгих лет спекуляций, теорий и споров, а также принимая во внимание призыв Аристотеля к научным исследованиям в поддержку теории, психология как научная дисциплина начала формироваться в конце 1800-х годов.

Вильгельм Вундт создал первую психологическую лабораторию в 1879 году. Интроспекция использовалась, но систематически (т.е. методологически). Это было действительно то место, с которого можно было начать думать о том, как использовать научные методы для исследования поведения.

Классическим движением в психологии, принявшим эти стратегии, были бихевиористы, которые были известны тем, что полагались на контролируемые лабораторные эксперименты и отвергали любые невидимые или подсознательные силы как причины поведения. Позже когнитивные психологи тоже переняли этот строгий (т. е. тщательный) научный подход, основанный на лабораторных данных.

Психологические подходы

Психоанализ обладает огромной объяснительной силой и пониманием поведения. Тем не менее, его обвиняют в том, что он объясняет поведение только после события, не предсказывает заранее, что произойдет, и не поддается фальсификации.

Некоторые утверждают, что психоанализ приблизился к статусу скорее религии, чем науки. Тем не менее, не только ее обвиняют в нефальсифицируемости (эволюционная теория тоже — почему все так, а не иначе? Потому что она так развилась!), и подобно теориям, которые трудно опровергнуть, — существует вероятность того, что она на самом деле прав.

Клайн (1984) утверждает, что психоаналитическую теорию можно разбить на проверяемые гипотезы и проверить научно. Например, Scodel (1957) постулировал, что орально зависимые мужчины предпочли бы большую грудь (положительная корреляция), но на самом деле обнаружил обратное (отрицательная корреляция).

Хотя теория Фрейда может быть использована для объяснения этого вывода (через формирование реакции — субъект демонстрирует прямо противоположные своим бессознательным импульсам!), Клайн, тем не менее, указал, что теория была бы опровергнута отсутствием значимой корреляции.

Бихевиоризм имеет скупые (т. е. экономические/сокращающие расходы) теории обучения, использующие несколько простых принципов (подкрепление, формирование поведения, обобщение и т. д.) для объяснения широкого спектра поведения от овладения языком до нравственного развития.

Он выдвигал смелые, точные и неопровержимые гипотезы (такие как закон эффекта Торндайка) и обладал твердым ядром центральных допущений, таких как детерминизм от окружающей среды (только когда это допущение столкнулось с подавляющей критикой со стороны теоретиков познания и этологии, бихевиористская парадигма/модель была свергнута).

Бихевиористы твердо верили в научные принципы детерминизма и упорядоченности. Таким образом, они пришли к довольно последовательным предсказаниям того, когда животное может отреагировать (хотя они признали, что идеальное предсказание для любого человека невозможно).

Бихевиористы использовали свои прогнозы для управления поведением как животных (голубей, обученных обнаруживать спасательные жилеты), так и людей (поведенческая терапия), и действительно Скиннер в своей книге «Уолден Два» (1948) описал общество, управляемое в соответствии с бихевиористскими принципами. .

Когнитивная психология – применяет научный подход к ненаблюдаемым психическим процессам путем разработки точных моделей и проведения экспериментов над поведением для их подтверждения или опровержения.

Полное понимание, предсказание и контроль в психологии, вероятно, недостижимы из-за огромной сложности внешних, психических и биологических влияний даже на самое простое поведение (т. е. невозможно контролировать все посторонние переменные).

Таким образом, вы увидите, что нет простого ответа на вопрос «Является ли психология наукой?». Но многие подходы психологии действительно отвечают принятым требованиям научного метода, тогда как другие кажутся в этом отношении более сомнительными.

Альтернативы

Однако некоторые психологи утверждают, что психология не должна быть наукой. Существуют альтернативы эмпиризму, такие как рациональное исследование, аргументация и вера.

Гуманистический подход (еще одна альтернатива) ценит частный, субъективный сознательный опыт и выступает за отказ от науки.

Гуманистический подход утверждает, что объективная реальность менее важна, чем субъективное восприятие человека и субъективное понимание мира. Из-за этого Карл Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию научной лаборатории для исследования поведения как человека, так и других животных.

Субъективное восприятие мира человеком является важным и влиятельным фактором его поведения. Только взглянув на мир с точки зрения отдельных людей, мы можем действительно понять, почему они ведут себя так, а не иначе. Именно на это направлен гуманистический подход.

Гуманизм — это психологическая точка зрения, которая делает упор на изучение человека в целом. Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, совершающего поведение. Гуманистические психологи считают, что поведение человека связано с его внутренними переживаниями и представлением о себе.

Гуманистический подход в психологии сознательно отступает от научной точки зрения, отказываясь от детерминизма в пользу свободы воли, стремясь прийти к уникальному и глубокому пониманию. Гуманистический подход не имеет упорядоченного набора теорий (хотя у него есть некоторые основные предположения). Его не интересует прогнозирование и контроль поведения людей — это могут и должны делать только сами люди.

Миллер (1969) в «Психологии как средстве повышения благосостояния человека» критикует контролирующий взгляд на психологию, предполагая, что понимание должно быть главной целью субъекта как науки, поскольку он спрашивает, кто будет осуществлять контроль и чья интересы будут обслуживаться этим?

Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, потому что считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.

Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.

Представления о поведении, основанные на здравом смысле

В некотором смысле каждый является психологом. Это не означает, что все были формально обучены изучению и обучению психологии. У людей есть здравомыслящие взгляды на мир, на других людей и на самих себя. Эти взгляды здравого смысла могут исходить из личного опыта, воспитания в детстве, культуры и т. д.

Люди имеют здравомыслящие представления о причинах своего поведения и поведения других людей, о личностных качествах, которыми они и другие люди обладают, о том, что должны делать другие люди, как воспитывать своих детей и о многих других аспектах психологии.

Неформальные психологи приобретают знания здравого смысла довольно субъективным (т. е. ненадежным) и анекдотичным путем. Представления о людях, основанные на здравом смысле, редко основываются на систематических (т.

Расовые или религиозные предрассудки могут отражать то, что кажется здравым смыслом в группе людей. Однако предвзятые убеждения редко противоречат тому, что на самом деле имеет место.

Здравый смысл — это то, что каждый использует в своей повседневной жизни, направляет решения и влияет на то, как мы взаимодействуем друг с другом.

Но, поскольку он не основан на систематических данных и не выведен из научных исследований, он может ввести в заблуждение и привести к несправедливому и дискриминационному отношению одной группы людей к другим.

Ограничения научной психологии

Несмотря на разработанную научную методологию (мы думаем), некоторые дополнительные проблемы и аргументы сомневаются в том, что психология когда-либо была наукой.

Ограничения могут относиться к предмету (например, открытое поведение в сравнении с субъективным, частным опытом), объективности, общности, проверяемости, экологической достоверности, этическим вопросам, философским дебатам и т. д.

Наука предполагает, что существуют законы человеческого поведения которые применимы к каждому человеку. Поэтому наука использует как детерминистский, так и редукционистский подход.

Наука изучает открытое поведение, потому что открытое поведение объективно наблюдаемо и может быть измерено, что позволяет различным психологам записывать поведение и соглашаться с тем, что наблюдалось. Это означает, что можно собрать доказательства для проверки теории о людях.

Научные законы поддаются обобщению, но психологические объяснения часто ограничены конкретным временем и местом. Поскольку психология изучает (в основном) людей, она изучает (косвенно) влияние социальных и культурных изменений на поведение.

Психология не существует в социальном вакууме. Поведение меняется со временем и в разных ситуациях. Эти факторы и индивидуальные различия делают результаты исследований надежными только в течение ограниченного времени.

Пригодны ли традиционные научные методы для изучения человеческого поведения? Когда психологи операционализируют свои IV, весьма вероятно, что это редукционистский, механистический, субъективный или просто неправильный подход.

Операционные переменные относятся к тому, как вы будете определять и измерять конкретную переменную, когда она используется в вашем исследовании. Например, биопсихолог может интерпретировать стресс как учащение пульса. Тем не менее, возможно, что при этом мы удаляемся от человеческого опыта того, что мы изучаем. То же самое касается причинно-следственной связи.

Эксперименты стремятся установить, что X вызывает Y, но принятие этой детерминистской точки зрения означает, что мы игнорируем посторонние переменные и тот факт, что в другое время, в другом месте мы, вероятно, не подверглись бы влиянию X. Их так много. переменные, влияющие на поведение человека, что их невозможно эффективно контролировать. Вопрос экологической валидности здесь очень хорошо вписывается.

Объективность невозможна. Это огромная проблема в психологии, так как люди изучают людей, а беспристрастно изучать поведение людей очень сложно.

Более того, с точки зрения общей философии науки нам трудно быть объективными, потому что на нас влияет теоретическая точка зрения (хорошим примером этого является Фрейд). Наблюдатель и наблюдаемое принадлежат к одному и тому же виду, что создает проблемы с отражательной способностью.

Бихевиорист никогда не стал бы исследовать фобию и рассматривать ее как причину бессознательного конфликта, точно так же, как Фрейд никогда не стал бы объяснять ее как поведение, приобретенное посредством оперантного обусловливания.

Эта особая точка зрения ученого называется парадигмой (Kuhn, 1970). Кун утверждает, что в большинстве научных дисциплин есть одна преобладающая парадигма, которой придерживается подавляющее большинство ученых.

Все, что имеет несколько парадигм (например, модели-теории), является преднаукой, пока не станет более унифицированной. При множестве парадигм в психологии дело не в том, что у нас есть какие-то универсальные законы человеческого поведения. Кун определенно утверждал бы, что психология не является наукой.

Проверка (т. е. доказательство) может быть невозможной. Мы никогда не сможем по-настоящему доказать гипотезу; мы можем найти результаты, подтверждающие это до конца времен, но мы никогда не будем на 100% уверены, что это правда.

Это может быть опровергнуто в любой момент. Главной движущей силой этого особого ворчания является Карл Поппер, известный философ науки и сторонник фальсификационизма.

Возьмем знаменитую гипотезу Поппера: «Все лебеди белые». Откуда мы знаем наверняка, что не увидим в будущем черного, зеленого или ярко-розового лебедя? Таким образом, даже если небелого лебедя никогда не видели, мы все равно не доказали нашу гипотезу.

Поппер утверждает, что лучшие гипотезы — это те, которые мы можем фальсифицировать — опровергнуть. Если мы знаем, что что-то не так, то мы знаем что-то наверняка.

Тестируемость: большая часть предмета психологии не поддается наблюдению (например, память) и, следовательно, не может быть точно измерена. Дело в том, что существует так много переменных, влияющих на поведение человека, что невозможно эффективно контролировать переменные.

Итак, приблизились ли мы к пониманию а) что такое наука и б) является ли психология наукой? Вряд ли. Не существует окончательной философии науки и безупречной научной методологии.

Когда люди используют термин «научный», у всех нас есть общая схема того, что они имеют в виду, но когда мы разбиваем ее так, как мы только что сделали, картина становится менее определенной. Что такое наука? Это зависит от вашей философии. Является ли психология наукой? Это зависит от вашего определения. Итак – зачем заморачиваться, и как нам все это заключить?

Слайф и Уильямс (1995) попытались ответить на эти два вопроса:

1) Мы должны по крайней мере стремиться к научным методам, потому что нам нужна строгая дисциплина. Если мы откажемся от поиска унифицированных методов, мы потеряем представление о том, что такое психология (если мы знали ее с самого начала).

2) Нам нужно продолжать попытки разработать научные методы, подходящие для изучения человеческого поведения – возможно, методы, принятые в естественных науках, нам не подходят.

Дополнительная информация

  • Психология как наука (PDF)

Что такое психология? Определение: Branches & History

Психология — это научное исследование разума и поведения, согласно Американской психологической ассоциации. Психология является многогранной дисциплиной и включает в себя множество областей исследования, таких как развитие человека, спорт, здоровье, клиническое, социальное поведение и когнитивные процессы.

Психология — действительно очень новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет или около того. Однако его происхождение можно проследить до Древней Греции, 400 – 500 лет до н.э.

Акцент был сделан на философию, когда великие мыслители, такие как Сократ (470 г. до н.э. – 399 г. до н.э.), оказали влияние на Платона (428/427 г. до н.э. – 348/347 г. до н.э.), который, в свою очередь, повлиял на Аристотеля (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.).

Раньше философы обсуждали многие темы, изучаемые современной психологией, такие как память, свобода воли и детерминизм, природа и воспитание, влечение и т. д.

В этой статье

Начало психологии как дисциплины

На заре психологии существовали две доминирующие теоретические точки зрения на то, как работает мозг: структурализм и функционализм.

Структурализм — это название, данное подходу, предложенному Вильгельмом Вундтом (1832-1920), который сосредоточился на разложении психических процессов на самые основные компоненты.

Термин возник у Эдварда Титченера, американского психолога, прошедшего обучение у Вундта. Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу разума более структурированным образом, с упором на объективное измерение и контроль.

Структурализм основывался на тренированном самоанализе, исследовательском методе, с помощью которого испытуемые сообщали о том, что происходило у них в голове во время выполнения определенной задачи.

Однако самоанализ оказался ненадежным методом, поскольку в опыте и отчетах испытуемых было слишком много индивидуальных различий.

Несмотря на провал самоанализа, Вундт является важной фигурой в истории психологии, поскольку он открыл первую лабораторию, посвященную психологии, в 1879 году., и его открытие обычно считается началом современной экспериментальной психологии.

Американский психолог по имени Уильям Джеймс (1842-1910) разработал подход, который стал известен как функционализм, который расходился с направленностью структурализма.

Джеймс утверждал, что разум постоянно меняется и бессмысленно искать структуру сознательного опыта. Скорее, он предложил сосредоточиться на том, как и почему организм что-то делает, то есть на функциях или целях мозга.

Джеймс предположил, что психологи должны искать основную причину поведения и связанных с ним психических процессов. Этот акцент на причинах и последствиях поведения повлиял на современную психологию.

Перспективы психологии

Структурализм и функционализм с тех пор были заменены несколькими доминирующими и влиятельными подходами к психологии, каждый из которых основан на общем наборе предположений о том, что представляют собой люди, что важно изучать и как это изучать.

Психоанализ, основанный Зигмундом Фрейдом (1856-1939), был доминирующей парадигмой в психологии в начале двадцатого века.
Фрейд считал, что людей можно вылечить, если они осознают свои бессознательные мысли и мотивы, достигая таким образом понимания.

Психоанализ Фрейда был оригинальной психодинамической теорией, но психодинамический подход в целом включает в себя все теории, основанные на его идеях, например, Юнга (1964), Адлера (1927) и Эриксона (1950).

Классическими современными взглядами в психологии на принятие научных стратегий были бихевиористы, которые были известны своей опорой на контролируемые лабораторные эксперименты и отказом от любых невидимых или бессознательных сил как причин поведения.

Позже гуманистический подход стал «третьей силой» в психологии и предложил важность субъективного опыта и личностного роста.

В 1960-х и 1970-х годах психология начала когнитивную революцию, приняв строгий, научный, лабораторный научный подход с применением к памяти, восприятию, когнитивному развитию, психическим заболеваниям и многому другому.

Цели психологии

Четыре основные цели психологии — описать, объяснить, предсказать и изменить поведение и психические процессы других

Описать

Описание поведения или познания — первая цель психологии. Это может позволить исследователям разработать общие законы человеческого поведения.

Например, описывая реакцию собак на различные раздражители, Иван Павлов помог разработать законы обучения, известные как классическая теория обусловливания.

Объяснить

После того как исследователи описали общие законы поведения, следующим шагом будет объяснение того, как и почему возникает эта тенденция. Психологи предлагают теории, которые могут объяснить поведение.

Чтобы предсказать

Целью психологии является способность предсказывать будущее поведение на основе результатов эмпирических исследований. Если прогноз не подтверждается, возможно, потребуется пересмотреть объяснение, на котором оно основано.

Например, классическое обусловливание предсказывает, что если человек связывает отрицательный результат со стимулами, у него может развиться фобия или отвращение к стимулам.

Чтобы изменить

После того, как психология описала, объяснила и сделала прогнозы поведения, можно попытаться изменить или контролировать поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *