Что такое общение и его виды: 16. Виды и функции общения
Понятие общения. Структуры и виды общения. — Logoprofy.ru
Понятие общенияОбщение — это многоплановый процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.
Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью.
Структура общения:
1) коммуникативно-информативный компонент — передача информации и обратная связь, в основе которой лежит психологический контакт;
2) познавательный аспект основан на взаимовосприятии и понимании людьми друг друга;
3) интерактивный аспект — взаимодействие людей друг с другом.
Структура взаимодействия в общении:
1) физический контакт;
2) перемещение в пространстве;
3) совместное групповое или массовое действие;
4) духовный вербальный контакт;
5) невербальный информационный контакт.
Взаимодействия бывают:
1) внутриличностные;
2) межличностные;
3) личностно-групповые;
4) личностно-массовые;
5) межгрупповые;
6) массово-групповые.
Для общения характерно наличие содержания и целей.
Под содержанием понимается информация, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Эта информация может содержать сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа, о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Благодаря общению от одного существа к другому могут передаваться данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт.
Через общение от одного живого существа к другому может передаваться информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа).
Содержание человеческого общения значительно шире, чем у животных. В процессе общения люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение характеризуется многопредметностью и многоплановостью.
Целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.
Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей.
При общении выделяют три зоны восприятия пространства:
1) интимная (20-30 сантиметров до тела человека) — впускаются только очень близкие люди, за исключением тех случаев, когда подобные контакты вызваны социальной необходимостью
2) личностная (один метр до тела человека) — допускаются люди, с которыми установлены ровные отношения;
3) социальная (три метра до тела человека) — впускаются практически все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.
Знание закономерностей общения является очень важным как для педагога, так и для врача, юриста, бизнесмена.
Виды общения.
Виды общения по содержанию:
1) материальное — обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное — передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
Виды общения по целям:
биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по средствам:
1) непосредственное общение — происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.
2) опосредствованное общение — связано с использованием специаль ных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) предметов).
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.).
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение является частным моментом какой-либо совместной деятельности людей. Оно служит средством повышения качества этой деятельности;
2) личностное общение характеризуется сосредоточеностью в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п. ).
3) инструментальное общение — это общение, которое не является сaмoцeлью, не стимулируется, самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;
4) целевое общение служит средством удовлетворения потребности в общении.
5) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позв оляют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях;
6) вербальное общение является прерогативой человека и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.
Пособие для детских психологов: Психологические «Кубики историй» для детей
1
Первый слайд презентации: Общение и его виды
Изображение слайда
2
Слайд 2
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
Изображение слайда
3
Слайд 3: Виды общения
Контакт масок Примитивное общение Формально-ролевое общение Деловое общение Духовное или межличностное общение Манипулятивное общение Светское общение
Изображение слайда
4
Слайд 4: Контакт масок
Формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Контакт масок
Изображение слайда
5
Слайд 5: Примитивное общение
При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него — активно вступаешь в контакт, мешает он тебе — отталкиваешь безразличием или грубостью. Примитивное общение
Изображение слайда
6
Слайд 6: Формально-ролевое общение
В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника. Формально-ролевое общение
Изображение слайда
7
Слайд 7: Деловое общение
При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты. Деловое общение
Изображение слайда
8
Слайд 8: Духовное или межличностное общение
Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Духовное или межличностное общение
Изображение слайда
9
Слайд 9: Манипулятивное общение
направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т.
д. . Все эти приемы нечестные, так как имеют цель заставить вас что-то сделать. Манипулятивное общениеИзображение слайда
10
Последний слайд презентации: Общение и его виды: Светское общение
Суть светского общения — в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях, этакая легкая болтовня ни о чем. В светском общении существуют неписаные правила поведения, характерные для данной обстановки: — вежливость, — одобрение, — симпатия. — делай все, что в твоих силах, для совместного решения проблемы; — говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент; — не лги; — не отклоняйся от темы, ищи решение; — выражай мысль ясно и убедительно, понятно для собеседника; — умей слушать и понять нужную мысль — никто не будет повторять дважды; — умей приспособиться к собеседнику ради интересов дела.
Изображение слайда
Типы общения в русском языке
Содержание
- Разновидности общения — формы, средства и цели
- Как мы общаемся — все виды коммуникации
- Содержательный компонент процесса общения
- Цели общения
- Средства общения
- Временной критерий коммуникации
- Другие виды общения
- Количество участников в процессе коммуникации
- Классификация по Е.И. Рогову
- Императивное
- Манипулятивное
- Диалогическое
- Педагогическое общение
- «Виды и типы общения»
- Просмотр содержимого документа «»Виды и типы общения»»
- Видео
Разновидности общения — формы, средства и цели
Разновидности общения характеризуют и определяют роль и средства коммуникантов, а также саму ситуацию контакта.
Непосредственное и опосредованное
Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.
Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.
Отступление от этих условий делает общение опосредованным.
Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном. Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт. Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.
При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно
(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).
Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).
Опосредованное — может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.
Вербальное и невербальное общение
Как уже говорилось, при непосредственной беседе важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.
Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.
Невербальные средства используют не только при непосредственном, но и при опосредованном контакте:
Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.
Межличностное общение
Оно характеризуется тем, что партнеры выступают в нем как личности, принимают во внимание общие и индивидуальные черты и свойства. К межличностному виду контакта относится дружеская беседа, семейная ссора, выяснение отношений. Межличностное общение бывает как непосредственным, так и опосредованным (телефонные разговоры, переписка по электронной почте, письма). Межличностная беседа всегда неофициально
Представительское и ролевое общение
В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.
И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).
Представительская беседа нередко включает в себя ролевое общение, т. к. и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевой контакт может выходит за рамки представительского. Так, человек, например, может играть в разговоре с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).
Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.
Групповое общение
Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей (например, разговор ведущего и зрителей). Групповой контакт связан с публичной деятельностью и массовой коммуникацией.
Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, непосредственно видит ее, может сразу реагировать на то, как воспринимают его слова.
Публичное общение осуществляется в жанрах лекции, доклада, религиозной проповеди, парламентской речи и т. д. Массовая коммуникация представляет собой речевое воздействие на анонимную, неоднородную, рассредоточенную аудиторию. К средствам массовой коммуникации относят периодическую печать (газеты и журналы), радио, телевидение, Интернет.
Средства массовой коммуникации могут оказывать огромнейшее воздействие на людей, внедряя в них определенные стереотипы (поведения, внешности, социальных установок). Конечно, телевидение и радио, например, стремятся преодолеть опосредованность общения: используется прямой эфир, шоу со зрителями в студии и т.д.
К сожалению, доля непосредственного общения, по данным ученых, уменьшается, соответственно, растет доля опосредованного.
Общение культур
Ни одна культура не существует замкнуто, изолировано. Отношения между культурами могут быть различны. Так, чужая культура может рассматриваться как эталон, образец (англомания — подражание всему английскому) или вызывать неприязнь, даже враждебное отношение (ксенофобия — неприязнь ко всему чужому).
На самом деле люди разных культур должны понимать, что главное в диалоге культур — толерантность (уважение к правам каждого человека и каждой культуры на сохранение индивидуального и культурного разнообразия). Толерантность межкультурных отношений — моральный долг, политическая и правовая потребность («Декларация принципов толерантности» Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).
Разные культуры постоянно взаимодействуют друг с другом, что проявляется, в частности, в языке: например, слово монумент пришло к нам из латинского языка, слово оранжевый — из французского, слово тайга – диалектов Сибири.
Наша презентация по теме:
Общение информативной и регулятивной направленности
Основной целью общения информативной направленности является изменение знаний адресатов с помощью сообщения им новой информации.
Цель общения регулятивной направленности управление поведением адресата. Так, информационные телевыпуски, научно-популярные передачи имеют информативную направленность. Публицистические очерки, обращения, декларации — регулятивную.
Источник
Как мы общаемся — все виды коммуникации
Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.
С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.
Содержательный компонент процесса общения
Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.
Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.
Цели общения
Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.
Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.
Средства общения
Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.
Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:
Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.
Временной критерий коммуникации
Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:
В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.
Другие виды общения
Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:
Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.
Количество участников в процессе коммуникации
Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.
Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.
Классификация по Е.И. Рогову
Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное
В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.
Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.
Манипулятивное
Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.
Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.
Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:
Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.
Диалогическое
Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:
Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.
Педагогическое общение
Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.
Существует несколько стилей общения:
Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.
Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.
Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.
В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.
В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.
Источник
«Виды и типы общения»
Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.
Просмотр содержимого документа«»Виды и типы общения»»
«Вида и типы общения»
1. Понятие и сущность общения
2. Структура и функции общения
3. Виды и типы общения
Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.
Цель работы: рассмотреть основы общения: понятие, сущность, виды.
В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.
Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.
Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения.
2. Структура и функции общения
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации.
Феномен общения монолитен и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи пытаются все-таки вычленить отдельные составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения.
Б.Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения:
1) содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим;
2) форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;
3) способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, убеждение.
Б.Ф.Ломов определяет структуру общения через функции: информационно-коммуникативная; регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Г.М. Андреева выделяет три взаимосвязанных стороны общения:
По своему назначению общение многофункционально. Выделяют шесть функций общения:
1) прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;
2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;
3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;
4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;
5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;
6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.
Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения.
3. Виды и типы общения
Общаясь друг с другом, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг друга, слышим тембр голоса, интонацию, видим мимику и жесты. При этом слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос информацию дополняют.
Получая письменное сообщение, мы видим не только слова, но и конверт, марку, бумагу, расположение и выделения текста, шрифт. Все это создает впечатление от письма, либо усиливая словесное содержание, либо ослабляя его.
При характеристике психологических целей и свойств общения выделяют следующие виды общения.
«Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.
Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.
Специалисты выделяют следующие формы общения.
Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и герой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.
Г.А.Ковалев дает свою классификацию типов общения, основанную на трехкомпонентной модели общения (табл. 1).
Таблица 1 — Классификация типов общения
Остановимся кратко на следующих видах общения, представленные на рис. 2. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.
Вербальное (словесное) общение возникло вместе с абстрактным (логическим) мышлением. В этом аспекте два этих вида мышления обладают фундаментальными различиями.
Эмоции и чувства мы легко передаем без слов. Без слов мы можем попросить исполнить несложные действия, например, подозвать кого-нибудь. Передача же сложной информации, равно как и выполнение совместной непростой работы, требует общения при помощи слов. Словесное общение опирается на язык и грамматику и может заключаться как в устной, так и письменной речи. Эмоции и чувства мы легко передаем без слов, например, без слов мы можем попросить исполнить несложные действия, то есть подозвать кого-нибудь. Передача же сложной информации, равно как и выполнение совместной непростой работы, требует общения при помощи слов.
Невербальное общение не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык, например, моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.
Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении, и с его помощью мы:
подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
— передаем информацию сознательно или бессознательно;
— выражаем свои эмоции и чувства;
— регулируем ход разговора;
— контролируем и воздействуем на других лиц;
— восполняем недостаток слов.
Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы, фазы. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно (непосредственное, опосредованное общение; межличностное и массовое общение; межперсональное и ролевое общение и др.).
Современные средства массовой коммуникации способствовали возникновению новых направлений исследования специфических форм общения разного типа (телефон, телевидение, радио, Интернет и т. п.).
Источник
Видео
Типы речи
Текст и его основные признаки. Типы речи. Стили речи| Русский язык ЕГЭ, ЦТ
Урок. Общение Виды и способы общения. Русский язык 1 класс. #учусьсам
Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.
Типы речи — повествование, описание и рассуждение — как легко отличать их друг от друга
ВСЕ ОШИБКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ// Как их различать? [IrishU]
Типы односоставных предложений | Русский язык ОГЭ 2022 | Умскул
Русский речевой этикет
Типы подлежащих в русском языке | Русский язык ОГЭ 2022 | Умскул
Максим Кронгауз — Речевой этикет
Принципы межличностного общения | SkillsYouNeed
Общими для всех межличностных коммуникаций являются некоторые основные принципы.
Эти принципы определяют эффективность наших коммуникаций; они могут быть простыми для понимания, но на их освоение может уйти целая жизнь.
На этой странице объясняются эти принципы и приводятся примеры того, как, почему и когда происходит межличностное общение.
Межличностное общение необязательно
Иногда мы можем стараться не общаться; но не общаться не вариант. На самом деле, чем больше мы пытаемся не общаться, тем больше мы делаем! Не сообщая, мы что-то сообщаем: возможно, что мы застенчивы, возможно, мы злимся или дуемся, возможно, что мы слишком заняты. Игнорирование кого-то — это общение с ним, мы можем не говорить им, что игнорируем их, но с помощью невербального общения мы надеемся сделать это очевидным.
Мы общаемся гораздо больше и гораздо честнее с помощью невербального общения, чем с помощью слов. Поза и положение нашего тела, зрительный контакт (или его отсутствие), малейшие и самые тонкие манеры — все это способы общения с другими. Кроме того, с нами постоянно общаются, мы получаем сигналы от других и интерпретируем их определенным образом, и то, понимаем мы или нет, зависит от того, насколько мы искусны в интерпретации межличностного общения.
См. наши страницы: Невербальное общение и Внешний вид для получения дополнительной информации.
Как только он вышел, он вышел.
Процесс межличностного общения необратим, вы можете сожалеть о том, что не сказали что-то, и вы можете извиниться за то, что вы сказали, а потом пожалеть — но вы не можете взять это обратно.
Мы часто ведем себя и поэтому общаемся с другими на основе предыдущих коммуникативных встреч. Эти встречи могут быть или не быть подходящими точками отсчета. Мы стереотипируем людей, часто подсознательно, возможно, по полу, социальному положению, религии, расе, возрасту и другим факторам — стереотипы — это обобщения, часто преувеличенные.
Из-за этих стереотипов, когда мы общаемся с людьми, у нас могут быть определенные предубеждения относительно того, что они думают или как они могут себя вести, у нас могут быть представления об исходе разговора.
Эти предубеждения влияют на то, как мы говорим с другими, какие слова мы используем и на тон голоса. Мы естественным образом общаемся так, как нам кажется, наиболее подходящим для человека, с которым мы разговариваем. К сожалению, наши предубеждения о других часто неверны. Это может означать, что наше общение неуместно и, следовательно, с большей вероятностью будет неправильно понято. Поскольку целью любого общения должно быть понимание, можно сказать, что мы не смогли общаться. Общаясь таким образом, находясь под влиянием предвзятых идей, мы передаем дополнительные стереотипы человеку, с которым разговариваем, тем самым усугубляя проблему.
Начинайте любое межличностное общение непредвзято; слушайте то, что говорят, а не то, что вы ожидаете услышать. Тогда у вас будет меньше шансов быть неправильно понятым или сказать что-то, о чем вы потом пожалеете.
Научитесь развивать свои навыки слушания на наших страницах: Навыки слушания и Активное слушание . Также см. нашу страницу: Искусство такта и дипломатии для помощи в этих областях.
Бесконечная сложность
Ни одна форма общения не является простой, существует множество причин, по которым происходит общение, как оно происходит и как сообщения передаются и принимаются.
Переменные в общении, такие как язык, окружающая среда и отвлекающие факторы, а также люди, участвующие в общении, влияют на то, как сообщения отправляются, принимаются и интерпретируются.
Когда мы устно общаемся, мы обмениваемся словами — словами, которые имеют, возможно, неявное значение для разных людей в разных контекстах. Можно возразить, что слова на самом деле являются просто символами, которыми мы обмениваемся друг с другом, и что они вообще не имеют внутреннего значения — см. Философия и ревень 9.0014 за беззаботное обсуждение в этой области. Мы можем сообщать одно и то же разным людям, но у каждого человека может быть разное понимание или интерпретация сообщения.
В любой момент общения любое недопонимание, каким бы незначительным оно ни казалось, повлияет на получаемое сообщение.
См. Общение в трудных ситуациях и Барьеры для эффективного общения для получения дополнительной информации.
Контекст общения
Все общение имеет контекст; общение происходит по какой-то причине.
Коммуникация может завершиться неудачей, поскольку один или несколько участников упускают из виду контекст. Чтобы помочь избежать недоразумений и, следовательно, общаться более эффективно, важно, чтобы контекст общения был понятен всем. Почему происходит общение? Важно, чтобы участники находились на одной «волне», чтобы они понимали, почему происходит общение. Может быть полезно начать более широкий разговор, объяснив, почему это происходит.
Знание того, почему происходит общение, является важным первым шагом, однако существуют проблемы, влияющие на контекст общения:
Время
Время имеет основополагающее значение для успешного общения. а также обдумывая подходящее время для беседы, вы должны убедиться, что у вас достаточно времени, чтобы охватить все необходимое, включая время для уточнения и переговоров. Говорить с сотрудником о стратегическом решении, например, за пять минут до того, как ему нужно будет покинуть офис на целый день, вероятно, будет не так успешно, как такой же разговор на следующее утро.
Местоположение
Должно быть совершенно очевидно, что общение будет менее эффективным, если оно будет проводиться в шумном, неудобном или людном месте. В таких местах много отвлекающих факторов и часто отсутствует уединение.
Заблуждения
Контекст общения также определяется нашими собственными чувствами по этому поводу.
Как уже говорилось, мы стереотипируем людей, и поэтому у нас могут возникать неверные заблуждения и ложные предположения. При общении мы можем предположить, что:
- все стороны знают, о чем мы говорим;
- мы знаем мнение другого человека о ситуации;
- мы не должны проявлять никаких эмоций;
- мы правы, они ошибаются.
Есть много других примеров неверных представлений, подчеркивающих важность тщательного размышления и разъяснения во всех коммуникациях.
Дополнительная литература по необходимым вам навыкам
Навыки, которые вам нужны. Электронные книги по навыкам межличностного общения.
Развивайте навыки межличностного общения с помощью нашей серии электронных книг. Узнайте и улучшите свои коммуникативные навыки, займитесь разрешением конфликтов, выступите посредником в трудных ситуациях и развивайте свой эмоциональный интеллект.
Коммуникационные концепции. | Aplmed Academy
Связь очень важна при работе с другими людьми. То, как вы общаетесь, влияет на чувства и поведение других людей, что, в свою очередь, может усложнить или облегчить вашу работу. Изучение того, как происходит общение, и некоторых основных методов позволят вам лучше заботиться о своем клиенте. Коммуникация – это процесс отправки и получения сообщения. Он состоит из вербальной и невербальной коммуникации. Вербальное общение связано со словами, независимо от того, написаны они, прочитаны или произнесены вслух. Слова должны быть простыми и понятными, чтобы люди правильно поняли. Помните, что слова могут иметь разное значение для разных людей. Невербальное общение, чаще называемое «языком тела», также посылает сообщение. Мы отправляем сообщения выражением лица, тоном голоса, жестами, позой, зрительным контактом и прикосновением. Коммуникация неправильно понимается, когда вербальные и невербальные (язык тела) сообщения различаются. Если вы говорите одно, а ваше тело посылает другое, люди путаются. Большинство людей, получив противоречивые сообщения, поверят тому, что видят. Вы, наверное, слышали фразу «действия говорят громче слов». Это действительно применимо в этой ситуации. Вы должны осознавать свой собственный язык тела, а также язык других».
Принципы позитивного общения.
Типы общения
Общение включает обмен мыслями, мнениями или информацией между людьми посредством речи, письма или жестов. Люди общаются по-разному. Насколько эффективен ваш стиль общения? Вы выдаете мысли, которых не хотели?
Вербальная
Вербальная коммуникация предполагает использование слов для передачи предполагаемого сообщения. Две основные формы вербального общения включают письменное и устное общение.
Письменное общение включает традиционные письма и документы, написанные ручкой и бумагой, печатные электронные документы, электронные письма, текстовые чаты, SMS и все остальное, передаваемое с помощью письменных символов, таких как язык. Этот тип связи незаменим для официальных деловых коммуникаций и выдачи юридических инструкций.
Формы коммуникации, в которых преимущественно используется письменное общение, включают справочники, брошюры, контракты, служебные записки, пресс-релизы, официальные деловые предложения и тому подобное. Эффективность письменного общения зависит от стиля письма, грамматики, словарного запаса и ясности
Устное/вербальное общение
Другой формой вербального общения является устная речь, либо лицом к лицу, либо по телефону, голосовому чату, видеоконференции или любым другим способом. Различные формы неформального общения, такие как виноградная лоза или неформальная мельница слухов, и формальные сообщения, такие как лекции, конференции, являются формами устного общения. Устное общение находит применение в дискуссиях, а также в повседневных и неформальных беседах. Эффективность устных разговоров зависит от ясности речи, модуляции голоса, высоты тона, громкости, скорости и даже невербальных коммуникаций, таких как язык тела и визуальные сигналы.
Вербальное общение упрощает и ускоряет процесс передачи мыслей и остается наиболее успешной формой общения. А ведь это всего лишь семь процентов всего человеческого общения!
Невербальная коммуникация
Невербальная коммуникация предполагает общение путем отправки и получения бессловесных сообщений. Эти сообщения обычно подкрепляют вербальное общение, но они также могут передавать мысли и чувства сами по себе.
Физическая невербальная коммуникация, или язык тела, включает выражение лица, зрительный контакт, позу тела, такие жесты, как взмах, указательный палец и т. п., общие движения тела, тон голоса, прикосновения и другие.
Выражения лица являются наиболее распространенными среди всех невербальных коммуникаций. Например, улыбка или хмурый взгляд выражают определенные эмоции, которые трудно выразить посредством вербального общения. По оценкам исследований, язык тела, включая выражение лица, составляет 55 процентов всего общения.
Параязык
То, как что-то сказано, а не то, что сказано на самом деле, является важным компонентом невербальной коммуникации. Это включает в себя качество голоса, интонацию, высоту тона, ударение, эмоции, тон и стиль речи, а также сообщает об одобрении, интересе или его отсутствии. По оценкам исследований, на тон голоса приходится 38 процентов всех сообщений.
Другие формы невербальной коммуникации обычно сообщают о личности человека. К ним относятся:
- Эстетическое общение или творческое самовыражение, такое как танцы, рисование и т.п.
- Внешний вид или манера одеваться и ухаживать за собой, отражающая индивидуальность человека.
- Космический язык , такой как картины и пейзажи, сообщает о социальном статусе и вкусе.
- Символы , такие как религиозные, статусные или эгоистические символы.
Визуальная коммуникация
Третий тип коммуникации – это визуальная коммуникация с помощью визуальных средств, таких как знаки, типографика, рисунок, графический дизайн, иллюстрация, цвет и другие электронные ресурсы.
Визуальное общение с помощью графиков и диаграмм обычно подкрепляет письменное общение и во многих случаях может полностью заменить письменное общение. Как говорится, «картинка стоит тысячи слов»; такая визуальная коммуникация во многих случаях более эффективна, чем вербальная и невербальная коммуникация. Технологические разработки сделали визуальную коммуникацию намного проще, чем раньше.
Хорошее понимание различных типов общения и стилей общения может помочь вам лучше узнавать людей и общаться с ними, устранять недопонимание и заблуждения и способствовать успеху предприятия.
Типы невербальной коммуникации – Общение для бизнес-профессионалов
Глава 4: Невербальная коммуникация
Теперь, когда вы узнали об общих принципах невербальной коммуникации, вот восемь типов невербальной коммуникации, чтобы лучше понять этот сложный аспект коммуникации:
1. Пробел
2. Время
3. Физические характеристики
4. Движения тела
5. Нажмите
6. Параязык
7. Артефакты
8. Окружающая среда
Пробел
Когда мы обсуждаем пространство в невербальном контексте, мы имеем в виду пространство между объектами и людьми.
Пространство часто ассоциируется с социальным статусом и является важной частью делового общения. Кому достанется угловой офис? Почему важен глава стола и кто за ним сидит?Люди из разных культур могут иметь разные нормативные требования к пространству. Если вы из большого города, люди могут стоять рядом с вами, это нормально. Если вы из сельской местности или культуры, где люди ожидают большего пространства, возможно, кто-то стоит «слишком близко» для комфорта и не знает об этом.
Территория связана с контролем. Чтобы установить контроль над своей комнатой, возможно, вы покрасили ее в свой любимый цвет или развесили плакаты, отражающие ваши интересы или то, что вы считаете уникальным в себе. Семьи или домохозяйства часто отмечают свое пространство, возводя заборы или стены вокруг своих домов. Это чувство права контролировать свое пространство имплицитно связано с территорией. Территория означает пространство, которое вы считаете своим, за которое несете ответственность или хотите защищать.
У большинства людей есть базовая потребность в личном пространстве, но нормативные требования к пространству сильно различаются в зависимости от культуры. Вы можете заметить, что в вашем доме люди спят по одному на каждую кровать, но во многих культурах люди спят по двое или больше, и это считается нормальным. Если бы вы делили эту кровать, вы могли бы чувствовать себя некомфортно, в то время как кто-то, воспитанный с нормами группового сна, может чувствовать себя некомфортно спать в одиночестве. От того, где вы стоите на уроке аэробики по отношению к другим, до того, как вы кладете свою сумку с книгами в классе, ваши личные представления о пространстве часто расходятся с другими.
Посмотрите следующее 3-минутное видео CBS со специальным корреспондентом Тарин Винтер Брилл о личном пространстве:
Точно так же, как существуют культурные контексты и ожидания от невербального поведения, публичные выступления также происходят в контекстах. В Северной Америке ожидается зрительный контакт с аудиторией. Крупные движения и жесты обычно не ожидаются и могут отвлекать. Спикер занимает место на «сцене», даже если он находится перед классом. Когда вы занимаете это пространство, аудитория будет ожидать определенного поведения. Если вы разговариваете с экраном позади себя во время демонстрации презентации PowerPoint, аудитория может подумать, что вы не обращаете на нее внимания. Ожидается, что выступающие будут обращать внимание на аудиторию и взаимодействовать с ней, даже если обратная связь будет в основном невербальной. Ваши движения должны согласовываться с тоном, ритмом и содержанием вашей речи. Ходьба взад и вперед, держа руки в карманах или скрещивая руки, может свидетельствовать о нервозности или даже оборонительном поведении и отвлекать от вашего сообщения.
Время
Ты знаешь, сколько сейчас времени? Насколько вы осведомлены о времени, зависит от культуры и нормативных ожиданий соблюдения (или незнания) времени. Некоторые люди, а также сообщества и культуры, которые они представляют, очень ориентированы на время.
Когда вы проводите презентацию, ваша аудитория должна вас ждать? Время является важным фактором коммуникативного процесса в вашей речи. Лучший способ проявить уважение к аудитории — это соблюдать ожидания, связанные с вашим выступлением. Всегда старайтесь прекратить говорить до того, как аудитория перестанет слушать; если аудитория поймет, что вы «ушли со временем», она будет менее охотно вас слушать. Это, в свою очередь, окажет негативное влияние на вашу способность донести свое сообщение.
Физические характеристики
Вы не выбирали свои гены, цвет глаз, натуральный цвет волос или рост, но люди ежегодно тратят миллионы, пытаясь изменить свои физические характеристики. Вы можете получить цветные контакты; Покрась свои волосы; а если вы ниже, чем вам хотелось бы, купите обувь, чтобы поднять свой рост на пару дюймов. Однако, как бы вы ни наклонялись, чтобы казаться ниже, вы не измените свой рост до тех пор, пока время и возраст постепенно не дадут о себе знать. Если вы высокий, вам может быть сложно определить правильный размер обуви, длину брюк или даже длину матраса, но есть и преимущества.
Независимо от цвета ваших глаз или волос, или даже от вашего роста, чувствовать себя комфортно с самим собой — важная часть вашей презентации. Действуйте естественно и рассмотрите те аспекты презентации, которые вы можете контролировать, чтобы максимально создать положительный образ для аудитории.
Движения тела
Изучение движений тела, называемое кинесикой, является ключом к пониманию невербальной коммуникации.
Движения тела могут дополнять вербальное сообщение, усиливая основную мысль. Например, вы можете предоставить клиенту вводную презентацию о программе. Когда вы говорите «Нажмите на эту вкладку», вы также можете инициировать это действие. Ваши вербальные и невербальные сообщения усиливают друг друга. Вы также можете усилить сообщение, повторяя его. Если вы сначала скажете: «Нажмите на вкладку», а затем сделаете движение рукой вправо, показывая, что клиент должен переместить стрелку курсора мыши на вкладку, ваше повторение может помочь слушателю понять сообщение.
В дополнение к повторению вашего сообщения движения тела также могут регулировать разговор. Кивок головы в знак того, что вы слушаете, может побудить клиента продолжать задавать вопросы. Если вы поднимете руку ладонью вперед, это может послужить сигналом к остановке и дать паузу, во время которой вы можете начать отвечать.
Движения тела также заменяют или заменяют словесные сообщения. Например, если клиент делает разочарованное лицо при попытке использовать программу, ему может понадобиться помощь. Если они оттолкнутся от компьютера и физически отделят себя от взаимодействия с ним, они могут быть крайне разочарованы. Научиться измерять чувства и их интенсивность, выраженные клиентами, требует времени и терпения, и ваше внимание к ним улучшит вашу способность способствовать позитивному взаимодействию.
Сенсорный
Перед презентацией вы можете взаимодействовать с людьми, обмениваясь рукопожатиями и завязывая непринужденную беседу. Это взаимодействие может помочь установить доверительные отношения, прежде чем вы выйдете на сцену. Оказавшись на сцене, большинство людей не прикасаются к зрителям физически, но вы можете взаимодействовать с ними с помощью наглядных пособий, карточек для заметок и других предметов.
Посмотрите следующий короткий видеоролик, демонстрирующий важность рукопожатий. Плохие деловые рукопожатия:
Параязык
Параязык является исключением из определения невербальной коммуникации. Возможно, вы помните, что невербальное общение определялось как «без слов», но параязык — это уникальная форма невербального общения, которая существует, когда мы говорим, используя слова. Параязык включает в себя тон и невербальные аспекты речи, которые влияют на смысл, в том числе на то, насколько громко или тихо вы говорите, интенсивность, паузы и даже тишину.
Возможно, вы также слышали о многозначительной паузе, полной смысла паузе между словесными сообщениями. Само значение может быть трудно понять или расшифровать, но, тем не менее, оно есть. Например, ваш коллега Ян возвращается с собрания по продажам безмолвным. Вы можете спросить, хорошо ли прошла встреча. «Ну, ааа…» может быть единственным ответом, который вы получите. Пауза говорит о многом. Что-то произошло, хотя вы, возможно, не знаете, что.
Молчание или голосовые паузы могут свидетельствовать о нерешительности, указывать на необходимость собраться с мыслями или служить знаком уважения. Иногда мы узнаем столько же или даже больше из того, что человек не говорит, чем из того, что он говорит.
Посмотрите следующее 1-минутное видео. Важно не то, что вы говорите, а то, как вы это говорите:
Артефакты
Вы прикрываете свои татуировки, когда находитесь на работе? Вы знаете кого-то, кто делает? Или, может быть, вы знаете кого-то, у кого есть татуировка, и ему не нужно скрывать ее по работе? Ожидания сильно различаются, и боди-арт или татуировки все еще могут вызывать споры на рабочем месте. В вашей сфере деятельности татуировка может быть важным визуальным подспорьем или же умалять вашу эффективность как делового коммуникатора. Пирсинг может выражать индивидуальность, но нужно учитывать, как его воспримут работодатели и клиенты.
Артефакты — это формы декоративных украшений, выбранные для представления самооценки. Они могут включать кольца и татуировки, а также названия брендов и логотипы. От одежды до автомобилей, часов, портфелей, кошельков и даже очков — то, чем мы себя окружаем, сообщает что-то о нашем самоощущении. Артефакты могут проецировать пол, роль или положение, класс или статус, личность и принадлежность к группе или принадлежность к ней. Уделение внимания артефактам клиента может дать вам представление о том, что они хотят сообщить, и может позволить вам более точно адаптировать свое сообщение к их потребностям.
В этом 1-минутном 24-секундном видео Адони Ирани из Университета Торонто рассказывает историю своих татуировок: