Что такое мутизм у детей: Селективный мутизм у детей и подростков

Что такое мутизм у детей: Селективный мутизм у детей и подростков

виды, симптомы, причины и коррекция. Блог Лого-Эксперт

Блог Лого-Эксперт

Бесплатно логопеду начинающему логопеду

Содержание статьи:

  • Мутизм — определение
  • Причины
  • Виды мутизма:
  1. Элективный мутизм
  2. Психогенный мутизм
  3. Акинетический мутизм
  4. Эндогенно-психотический
  5. Аппалический
  • Коррекция

Полное отсутствие речи при условиях сохранности речедвигательного аппарата в психиатрии и неврологии называется «мутизмом» (от латинского mutus – немой, безгласный). Как правило, мутизм проявляется у детей в возрасте от 3 до 9 лет и связан с невротическим расстройством.

Для этого состояния характерно отсутствие ответа со стороны ребенка на вопросы другого человека, при этом он даже не дает понять невербальными знаками, что он согласен вступить с ним в контакт. Примечательно, что при мутизме сохраняется функциональность речевого аппарата и восприятие речи, но по каким-то причинам (неврологическим или психологическим) он перестает разговаривать.

При этом отсутствует не только ответная, но и спонтанная речь.

Мутизм у детей важно отличать от афазии и других расстройств, имеющих схожую клиническую картину. В частности, если у ребенка сохраняется способность к письму, то вероятнее всего у него мутизм, а не афазия.

Данное нарушение может возникнуть из-за следующих причин:

  • Различные психологические факторы. Большую роль в развитии этого нарушения играют индивидуальные особенности характера ребенка. Мутизм развивается у детей с инфантильными чертами характера: излишняя плаксивость, ранимость, впечатлительность, пугливость, застенчивость и т.д.
  • Особенности воспитания в семье. Часто у детей с мутизмом наблюдалась сильная связь с матерью, которая выражалась в гиперопеке с ее стороны. Но риск развития данного нарушения есть и в тех семьях, где ребенок воспитывается в атмосфере агрессии и постоянных конфликтов.
  • Стрессы, сопровождающие ребенка постоянно, а также сильные эмоциональные потрясения. Оказать влияние на ребенка может любое сильное негативное впечатление: насилие над ним, переезд на новое место жительства, перевод в другую школу, разлука с близкими людьми и т. д. Вероятность возникновения мутизма увеличивается, когда ребенок сталкивается сразу с несколькими психотравмирующими факторами в течение короткого периода времени (к примеру, смена постоянного места жительства и рождение младшего брата/сестры).
  • Ряд физиологических причин: органические поражения мозга, черепно-мозговые травмы и т.д.

Существует несколько видом мутизма, в связи с чем могут отличаться основные симптомы данного нарушения. Отсутствие речевой активности может сопровождаться дополнительными признаками, а также проявляться по-разному.

Выделяют несколько основных видов мутизма:

  • Элективный (селективный, избирательный).
  • Психогенный.
  • Акинетический.
  • Эндогенно-психотический.
  • Аппалический.

Элективный мутизм еще называют избирательным, потому что отсутствие речи проявляется эпизодами, т.е. оно не является постоянным состоянием ребенка. Как правило, ребенок не разговаривает при определенных обстоятельствах или с определенными людьми. К примеру, дома он может быть очень разговорчив, активно обсуждать различные темы, а с посторонними людьми (либо в саду или школе) он будет молчать и не идти на контакт.
Соответственно, при элективном мутизме полностью сохранена способность говорить и понимать обращенную речь. Но ребенок в определенных ситуациях попросту не желает разговаривать, что может быть проявлением социофобии.

Психогенный мутизм – это состояние, при котором ребенок утрачивает способность разговаривать после пережитой психической травмы. Существует 2 формы психогенного мутизма:

  1. Истерический. Развивается на фоне испытанного сильного шока. Часто ему подвержены излишне эмоциональные дети. Такое состояние может длиться разное количество времени – от нескольких секунд до нескольких месяцев.
  2. Логофобический. Молчание вызвано страхом ребенка услышать свой собственный голос.

Причинами логофобической формы могут быть разные факторы. В частности, нежелание говорить может быть связано с низкой самооценкой, когда ребенок боится критических оценок или осуждения со стороны окружающих.

Такое состояние может быть следствием приобретенного страха. К примеру, если мать ребенка злоупотребляла алкоголем и проявляла всяческую агрессию и начинала кричать на ребенка, когда он подходил к ней с какой-то просьбой.

Другая возможная причина – это попадание в новую языковую среду. Когда семья переезжает в другую страну, то ребенок оказывается в окружении людей, говорящих на другом языке, поэтому логофобия может возникнуть как ответ на новую для него обстановку.

Акинетический мутизм имеет органическую природу происхождения. В частности, он может возникать при следующих органических поражениях головного мозга:

  • тромбоз базилярной артерии;
  • гемангиомы мезенцефальной локализации;
  • опухолевые процессы и т.д.

Проявляется в рамках эндогенных заболеваний. В частности, речь идет о шизофрении, когда мутизм становится одним из признаков кататонического синдрома. Часто возникает вместе с двигательной заторможенностью.

Отличается очень тяжелыми проявлениями. У ребенка наблюдается полное отсутствие какой-либо реакции на внешние раздражители. Данный вид еще называется «бодрствующей комой» и редко заканчивается выздоровлением ребенка.

Коррекция данного расстройства предполагает комплексный подход. Важно понимать, что универсальной терапии при мутизме не существует, потому что данное нарушение может возникнуть из-за действия различных факторов.

Медикаментозная терапия не является основной при мутизме, но использование препаратов может снять напряжение и купировать страх. В частности, ноотропы помогают бороться со страхом, антидепрессанты чаще всего назначаются при психогенном мутизме, а нейролептики могут использоваться при лечении психических расстройств.

Существуют и другие методы коррекции:

  • Физиотерапевтические процедуры, которые позволяют расслабить мышцы речедвигательного аппарата и шеи.
  • Совместная работа психолога, логопеда и психотерапевта. Изначально проводится индивидуальная терапия, но в дальнейшем рекомендуется переходить на групповую форму.
  • Элективный мутизм корректируется при помощи поведенческой терапии путем налаживания общения с незнакомыми людьми и сверстниками.

Важно понимать, что основным шагом в устранении мутизма является лечение основного заболевания (в случае органической природы расстройства), либо устранение психотравмирующего фактора. Крайне важна роль психолога, который помогает ребенку принять и осознать сложившуюся ситуацию, а также учит его, как правильно вести себя в этих условиях. Логопед, в свою очередь, помогает устранить проблемы с артикуляцией и восстановить нормальную речь ребенка.

1 Нравится

Бесплатно логопеду начинающему логопеду

Связанные статьи

  • Дифференциация звуков З Ж — речевой материал
  • Брадилалия в логопедии: причины, симптомы, классификация и коррекция
  • Тугоухость: симптомы, причины и лечение
  • Функциональные нарушения голоса: причины, симптомы и коррекция
  • Задержка психического развития у детей: причины ЗПР, диагностика и профилактика

И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁

Элективный мутизм: психоаналитический взгляд на проблему — Консультативная психология и психотерапия — 2013.

Том 21. № 4

Аннотация

Элективный мутизм рассматривается в статье через призму психологических проблем, ведущих к формированию «добровольного отказа» от речи. Эти психологические проблемы исследуются с помощью клинического материала из психотерапии девочки 5 лет. Важнейшими факторами, приводящими к формированию элективного мутизма, называются 1) избыточная связь с матерью, тормозящая социальноAэмоциональное развитие ребенка; 2) трудности выражения агрессии в ситуации, когда невозможно чувствовать себя отдельным/ой от матери; 3) примитивные формы справляться со своими агрессивными чувствами, основанные на фантазии и всемогуществе, 4) символическое смешение ануса и рта на этапе, когда одновременно осваиваются обе области (и овладение речью, и контроль над сфинктерами), которое и является причиной «удерживания» слов.

Ключевые слова: агрессия, элективный мутизм, психоаналитическая психотерапия, взаимоотношения мать-ребенок

Рубрика издания: Анализ случая

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Васильева Н.

Л. Элективный мутизм: психоаналитический взгляд на проблему // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 4. С. 208–225.

Фрагмент статьи

Основным симптомом элективного  мутизма является отказ от речи в определенных ситуациях. В настоящее время общепризнано,  что элективный мутизм возникает, чаще всего, у детей до 9 лет, в основном,  за пределами дома, в контексте социального общения (в детском саду или школе). Элективный мутизм являлся предметом внимания психиатров  еще с конца XIX века, когда Ж. Шарко описал мутизм как одно из проявлений истерического невроза. В изучение элективного мутизма внесли большой вклад как российские, так и зарубежные авторы, рассматривавшие вопросы этиологии заболевания, вопросы дифференциальной диагностики, возможные причины психогенного невроза у детей [Буянов, 1995]. В литературе упоминаются разные методы и способы лечения мутизма. Важным считается применение комплекса мер: психиатрического, неврологического, логопедического и психологического воздействий.

Многие авторы отмечают, однако, что доля медикаментов в общем комплексе лечения пациентов невелика, основное же внимание уделяется различным вариантам психотерапии. В настоящее время наиболее часто применяемой и эффективной считаются различные виды бихевиоA ральной терапии [Кириллина, 2002].

Литература

  1. Буянов М.И. Системные психоневрологические  расстройства у детей и подростков (руководство  для врачей и логопедов). М.: Российское общество медиков-литераторов. 1995. 192 с.

  2. Кириллина Н.К. Лечение элективного мутизма у детей: современное состояние вопроса / Н.К. Кириллина, Ю.С. Шевченко // Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. М., 2002, № 3. — с. 42—50.

  3. Ambrosino, S.V., and Alessi, M. (1979). Elective Mutism: Fixation and the DoubleBind. American Journal of Psychoanalysis, 39: 251—256.

  4. Greenacre, P. (1958). Toward an Understanding of the Physical Nucleus of Some Defence Reactions. Int. J. PsychoAAnal., 39: 69—76.

  5. Hayden, T.L. (1982) Classification of Elective Mutism. J. Amer. Acad. Child Psychiat., XIX, 1980: 118—133. Psychoanal Q., 51: 337.

  6. Kolvin J., Fundudis T. Electively mute children, psychological development and background factors. J. Child. Psychol. Psych. 1981. 22. 219A232.

  7. Lebrun Y. Mutism. Whurr Publishers Ltd. London and New Jersey, 1990. 124 p.

  8. Pustrom, E., and Speers, R.W. (1964). Elective mutism in children. J. Amer. Acad. Child Psychiat., 3: 287—297.

  9. Rhode, M. (2004). Different Responses to Trauma in Two Children with Autistic Spectrum Disorder: The Mouth as Crossroads   for the Sense of Self. Journal of Child Psychotherapy, 30: 3—20.

  10. Steinhausen H. and Juzi C: Elective mutism: an analysis of 100 cases // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1996. 35 (5). 606—614.

  11. Weber, A. Zum electiven Mutismus der Kinder / Kinderpsychiat.  1950, 17: 1—15.

  12. Weinstein, L. (2002) Language, Transference, and the Developmental Context in Child Analysis. Psychoanalytic Study of the Child, 57: 355—373.

  13. Youngerman, J.K. (1979). The Syntax of Silence: Electively Mute Therapy. International Review of Psycho-Analysis, 6: 283—295.

 

Васильева Нина Леонидовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]

[Мутизм у детей] — PubMed

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Отчеты о делах

. 2001 фев; 32 (3): 244-6.

[Статья в испанский]

J Grippo 1 , М. Ф. Вергель, Х. Комар, Т. Гриппо

принадлежность

  • 1 Отделение неврологии, Больница Ниньоса Гутьерреса, Буэнос-Айрес, Аргентина. [email protected]
  • PMID: 11310279

Отчеты о делах

[Статья в испанский]

Дж. Гриппо и соавт. Преподобный Нейрол. 2001 Февраль

. 2001 фев; 32 (3): 244-6.

Авторы

Дж Гриппо 1 , М. Ф. Вергель, Х. Комар, Т. Гриппо

принадлежность

  • 1 Отделение неврологии, Больница Ниньоса Гутьерреса, Буэнос-Айрес, Аргентина. [email protected]
  • PMID: 11310279

Абстрактный

Введение: Мутизм – это отсутствие словесного выражения с сохранением понимания языка. Происхождение мутизма многофакторно и может быть следствием черепно-мозговых травм задней черепной ямки, приобретенных эпилептических синдромов и психогенного происхождения.

Цель: Для направления пациентов с мутизмом различной этиологии.

Клинические случаи: Мы проанализировали трех детей с мутизмом, вызванным различными причинами. Случай 1. Ребенок с семейными и школьными проблемами, дефицитом внимания и ограниченными коммуникативными ресурсами. Неврологическое обследование и другие вспомогательные тесты (ЭЭГ) были нормальными. У него не было изменений ни в языке, ни в речи. Нам рекомендовали смену школы и психотерапевтическую направленность. Случай 2. 4-летняя девочка, перенесшая ветряную оспу 15 дней назад и проявляющая ограничения в вербальном выражении, несмотря на сохранение языковых способностей. Она демонстрировала безразличное поведение, и ее движения были незаконченными. Неврологическое обследование было нормальным. Девушка правильно поняла и выполнила инструкцию. Однако ее словесное общение отсутствовало. Полное выздоровление наступило через 72 часа. Случай 3. Ребенок 12 лет, перенесший черепно-мозговую травму с потерей сознания 10 дней назад. После этого травматизма у него появились изменения в поведении, дезориентация и помутнение зрения. Кроме того, он представил стереотипы и ограничения в психосоциальных связях. Несмотря на свой мутизм, он сохранил структуру и содержание языка. ОФЭКТ показала гипоперфузию в орбитотемпоральной области. Полное улучшение наступило через 20 дней после травмы.

Выводы: Мутизм имеет многофакторную этиологию. Были сделаны ссылки на три случая, когда мутизм был связан с эмоциональными причинами, осложнениями после ветряной оспы и посттравматическими событиями.

Похожие статьи

  • Спектр нейроповеденческих нарушений при синдроме задней черепной ямки у детей после хирургического лечения опухоли мозжечка.

    Catsman-Berrevoets CE, Aarsen FK. Catsman-Berrevoets CE, et al. кора. 2010 июль-август;46(7):933-46. doi: 10.1016/j.cortex.2009.10.007. Epub 2009 29 октября. кора. 2010. PMID: 20116053

  • Нарушения зрения, связанные с мутизмом, после операций на задней черепной ямке у детей.

    Liu GT, Phillips PC, Molloy PT, Needle MN, Galetta SL, Balcer LJ, Schut L, Duhaime AC, Sutton LN. Лю Г.Т. и др. Нейрохирургия. 1998 февраля; 42(2):253-6; обсуждение 256-7. doi: 10.1097/00006123-199802000-00027. Нейрохирургия. 1998. PMID: 9482175

  • Посттравматический мутизм у детей: клиника, характер выздоровления и клинико-патологические корреляции.

    Дайер А., Руле Э., Маедер П., Деонна Т. Дайер А. и др. Eur J Paediatr Neurol. 1998;2(3):109-16. doi: 10.1016/s1090-3798(98)80026-3. Eur J Paediatr Neurol. 1998. PMID: 10726832

  • Элективный мутизм у детей: обзор литературы.

    Колаковский А., Ливска М., Воланчик Т. Колаковский А. и соавт. Психиатр Пол. 1996 март-апрель;30(2):233-46. Психиатр Пол. 1996. PMID: 8650285 Обзор. польский.

  • [Избирательный мутизм].

    Ицхак А., Дорон Ю., Лахат Э., Ливне А. Ицхак А. и др. Харефуа. 2012 Октябрь;151(10):597-9, 603. Харефуа. 2012. PMID: 23316670 Обзор. Иврит.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Распознавание алфавита американского языка жестов путем извлечения признаков из оценки позы рук.

    Шин Дж., Мацуока А., Хасан М.А.М., Шризон А.Ю. Шин Дж. и др. Датчики (Базель). 2021 31 августа; 21 (17): 5856. дои: 10.3390/s21175856. Датчики (Базель). 2021. PMID: 34502747 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Процитируйте

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить в

Boys Town: Сэкономить детей, семейные семьи, советы по воспитанию детей

Автор: Рэйчеле Мерк, доктор философии, мальчика Невада. Дома Нина болтлива и общительна, но цепляется за мать и не отвечает на вопросы взрослых на людях. Нина ходит в детский сад уже три месяца, и ее воспитательница заметила, что она не разговаривает с другими детьми или учителями и избегает зрительного контакта, когда другие задают ей вопросы. Учительница спросила ее родителей, есть ли у нее проблемы с речью, потому что она никогда не слышала, как она говорит в школе. Сначала родители Нины считали, что их дочь «просто застенчива» и что она это перерастет. Теперь они обеспокоены и задаются вопросом, не является ли это чем-то большим, чем просто застенчивость.

Исторические отчеты о детях, которые не общались в отдельных ситуациях, можно проследить до конца 19 -го -го века. В 1877 году Адольф Куссмауль предложил термин «волонтарная афазия», которым описывались дети, которые не говорили в определенных ситуациях, даже если они были способны это делать.

Сегодня это состояние называется селективным мутизмом (СМ) (ранее элективный мутизм) и понимается как детское тревожное расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка или подростка говорить в одной или нескольких социальных средах (например, в школе, в общественных местах, со взрослыми), несмотря на то, что они могут комфортно говорить в других условиях (например, дома с семьей). Как и в случае с Ниной, избирательный мутизм обычно впервые распознается, когда ребенок поступает в школу и начинает взаимодействовать с новыми взрослыми и сверстниками. Недавние оценки показывают, что примерно 1% детей младшего школьного возраста соответствуют критериям этого расстройства.

Где возникает мутизм и как эти дети общаются?

  • Школьная среда является наиболее распространенным местом для мутизма. Некоторые дети с избирательным мутизмом не разговаривают ни с кем из сверстников в школе, но некоторые разговаривают с избранными друзьями.
  • Часто молодые люди полагаются на другие формы общения (указывание и кивание, мимика, письмо и высказывание), чтобы функционировать в сообществе и школе.
  • Тревога является отличительной чертой расстройства, о чем свидетельствуют уход в себя, избегание зрительного контакта, цепляние за взрослых и поиск ответа за них, а также «жесткая» поза тела.

Как узнать, борется ли мой ребенок с селективным мутизмом?

  • Избирательный мутизм связан с застенчивостью, социальной тревожностью и заторможенным темпераментом (например, боязнью новых впечатлений, медленной адаптацией к новым ситуациям).
  • Имеются данные, указывающие на генетическую связь между детьми с селективным мутизмом и тревогой у их родителей или членов семьи.
  • Чрезмерная реакция — это сигнал угрозы мозга, который позволяет человеку узнать, когда опасность присутствует. Тревога вызывается социальными взаимодействиями и условиями, в которых ожидается разговор, включая школу, игровую площадку или общественные собрания. Хотя реальной опасности или угрозы может и не быть, чувства, которые испытывает ребенок, так же реальны, как если бы существовала реальная угроза или опасность.
  • Некоторые дети с селективным мутизмом также имеют расстройства экспрессивной речи, а некоторые происходят из двуязычных семей. Эти факторы сами по себе не вызывают избирательный мутизм, но могут способствовать беспокойству ребенка в отношении речи. В частности, ребенок может стесняться своих разговорных навыков и может испытывать повышенный страх перед оценкой другими.

В то время как мутизм можно рассматривать как стратегию, которую ребенок использует для уменьшения тревожности в социальных ситуациях, тревожность на самом деле усиливается (подкрепляется негативным образом), когда требование говорить отменяется (например, кто-то отвечает за ребенка или не дается никакого ответа). ), и ребенок начинает более последовательно полагаться на других, чтобы общаться за него или ее. На приведенной ниже диаграмме показано, как можно поддерживать мутизм.

Как лечить селективный мутизм?

Селективный мутизм обычно лечат с помощью поведенческой терапии. Целью терапии является поощрение речевого поведения и лишение детей возможности полагаться на своих родителей или других опекунов, говорящих за них или невербально отвечающих (например, указывая пальцем, записывая ответы на вопросы). Принуждение к общению обычно усугубляет тревожность и мутизм. Таким образом, терапевт работает с ребенком и его или ее семьей, чтобы помочь ребенку постепенно обрести уверенность, чтобы говорить во все более сложных и вызывающих тревогу ситуациях, когда в прошлом ребенок был немым. На протяжении всего этого процесса терапевт работает с семьей, чтобы уменьшить «спасательное» поведение, чтобы ребенок мог практиковать речь в различных социальных ситуациях, в том числе в школе и в обществе.

Медикаментозное лечение также может быть рассмотрено, когда последовательного применения терапевтических стратегий и методов недостаточно, а тревога ребенка или подростка делает его или ее неспособным говорить в ситуациях, провоцирующих тревогу. Препараты первой линии для лечения тревоги у детей и подростков представляют собой класс препаратов, известных как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Лекарства наиболее эффективны в сочетании со стратегиями поведенческой терапии, особенно для того, чтобы помочь ребенку поддерживать прогресс в общении с течением времени.

Американская академия детской и подростковой психиатрии (https://aacap.org) имеет ресурсный центр, где родители могут узнать больше о лекарствах от беспокойства у детей и найти ответы на часто задаваемые вопросы. Это также может помочь родителям найти детского психиатра в своем районе. (Я рекомендую семьям, рассматривающим возможность медикаментозного лечения, обсудить возможные преимущества и побочные эффекты/риски с детским психиатром, прежде чем принимать решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *