Что такое контрперенос: Контрперенос | это… Что такое Контрперенос?
КОНТРПЕРЕНОС | это… Что такое КОНТРПЕРЕНОС?
Совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос. В этом правильном значении К. является мешающим, искажающим фактором в лечении. В расширенном значении К. — эмоциональное отношение аналитика к своему пациенту, включающее его реакцию на определенные моменты поведения пациента (Райкрофт Ч., 1995).
Впервые термин «К.» был употреблен Фрейдом (Freud S., 1910) при обсуждении будущих перспектив психоанализа. Касаясь работы психоаналитика, Фрейд указывает, что в результате влияния пациента на бессознательное психоаналитика возникает явление К., которое необходимо распознать и преодолеть его, «ни один психоаналитик не продвигается в своей работе дальше, чем ему позволяют собственные комплексы и внутренние сопротивления…». Точно так же как в переносе с самого начала Фрейд усматривал препятствие потоку свободных ассоциаций пациента, в К. он постоянно видел преграду к свободе понимания пациента психоаналитиком. В этом контексте Фрейд рассматривал сознание аналитика как «инструмент», эффективному функционированию которого препятствует К. Фрейд придавал огромное значение «психоаналитическому очищению» (1912) еще и потому, что его беспокоили опасности, которым психоаналитический метод может подвергнуться из-за неправильного использования, а также из научных соображений.
Первоначально Фрейд (1910) был сторонником постоянного самоанализа для аналитика, но вскоре пришел к мысли, что это весьма сложно из-за собственного сопротивления самопониманию, и стал рекомендовать психоанализ для самого аналитика. Обоснованность «тренировочного анализа» аргументировалась необходимостью достичь инсайта и преодолеть психологические недостатки, создаваемые неразрешенными бессознательными конфликтами. Позднее, считая, что и такой метод не является вполне адекватным, Фрейд (1937) предложил прохождение психоанализа аналитиком каждые пять лет. Эта рекомендация обычно не соблюдалась, возможно из-за того, что тренировочные анализы стали намного продолжительнее и — как следствие этого — более тщательными. Однако повторные анализы не являются чем-то необычным среди аналитиков, особенно если они ощущают трудности в своей работе или вне ее (Сандлер Дж. и др., 1995).
В то время как перенос за короткое время превратился из основного препятствия в самый мощный ресурс лечения, К. сохранял свой негативный образ почти сорок лет. Он противоречил утвержденному временем научному идеалу, которому был предан Фрейд и который был для него важен как по причине личного убеждения, так и ради репутации его противоречивого метода. Требование преодолеть невротические конфликты, и особенно их проявление по отношению к пациенту в К., привело к откровенно фобическому отношению аналитиков к своим чувствам. Эти причины были решающими факторами в очень непохожих историях концепций переноса и К. Только гораздо позднее эти отдельные пути сошлись в понимании того, что «мы имеем дело с системой отношений, в которой каждый фактор является функцией другого» (Томэ Х., Кёхеле Х., 1996).
Большой шаг вперед в разработке понятия К. в психоаналитических работах произошел в тот период, когда стало очевидным, сколь важную помощь данное явление может оказать психоаналитику в понимании информации, получаемой от пациента. Вперед выдвинулась идея о том, что психоаналитик несет в себе элементы понимания и осмысления процессов, протекающих в психике пациента, что эти элементы осознаются не сразу, а могут быть обнаружены, если психоаналитик, выслушивая пациента, обозревает свои собственные ментальные ассоциации. Эта идея имплицитно содержалась в описаниях Фрейда (1912), посвященных ценности нейтрального, или «свободно парящего», внимания, но первое четкое высказывание о позитивном значении К. было сделано Хайман (Heiman P.), а затем продолжено другими аналитиками. Хайман стала рассматривать К. как явление, включающее все чувства, испытываемые аналитиком по отношению к пациенту. В этом состоянии аналитик должен оказаться в состоянии сдерживать свои чувства, в то время как пациент, наоборот, «разряжается», общаясь с аналитиком. Хайман считала, что психоаналитик должен использовать свою эмоциональную реакцию на пациента — свой К. — в качестве ключа для понимания. Осознание психоаналитиком своих реакций может, таким образом, обеспечить дополнительный доступ к распознаванию бессознательных ментальных процессов пациента (Сандлер Дж. и др., 1995).
Работы клейнианского аналитика Ракера (Racker H., 1953) связали К. с таким понятием, как проективная идентификация. Ракер рассматривал К. психоаналитика как реакцию на проективные идентификации пациента. Он различал два типа таких реакций: конкордантные (согласующиеся) и комплементарные (дополнительные). В первом случае аналитик идентифицируется с пациентом; во втором со значимыми объектами переноса пациента. В этом состоянии аналитик испытывает в реакциях К. чувства, которые пациент приписывает его объекту переноса, в то время как пациент повторно испытывает чувства, которые он имел к его первоначальной родительской фигуре (Сандлер Дж. и др., 1995; Марголис Б. , 1994).
Уинникот (Winnicott D. W., 1947) предлагал различать чувства, основанные на текущей идентификации с пациентом, — объективный К. — от реакций К., возникающих из ранних идентификаций и основных задержек в истории самого аналитика — субъективный К. (Марголис, 1994). Объективный К. отражает текущую идентификацию и эмпатический регресс аналитика с пациентом. Объективные чувства вызваны чувствами переноса пациента и, независимо от их характера и интенсивности, остаются ограниченными терапевтическим взаимодействием между аналитиком и пациентом. Они часто упоминаются как индуцированные чувства. Субъективные К. чувства также в значительной степени индуцированы чувствами переноса пациента. Поначалу они заметно не отличаются от объективных. Однако эмпатический регресс аналитика с пациентом скоро уступает регрессу под влиянием актуализировавшихся ранних идентификаций и паттернов приспособления психотерапевта и неразрешенных конфликтов вокруг них.
Объективный К. обычно ограничивается по времени промежутком аналитического сеанса. Когда пациент уходит, аналитик открыт для новых впечатлений от следующего пациента. По контрасту характеристикой субъективного К. является зачастую продление реакций К. за пределы сессии. Чувства гнева, сексуальное волнение, которое не спадает в течение нескольких часов и дней, — часто являются признаками субъективного К. К ним может также относиться то, что аналитик реагирует на всех своих пациентов в любое время с идентичным настроением, например раздражением, беспокойством, депрессией. Другая отличительная черта — отыгрывание вовне. Субъективный контрперенос ограничивается не только сильными чувствами гнева, сексуального возбуждения или отыгрыванием. Часто его присутствие выдается застоем в анализе, вызванным сопротивлением контрпереноса.
Арлоу (Arlow J. А., 1985) выделяет несколько аспектов психоаналитического взаимодействия, которые способствуют появлению К. Первым из них является постоянная идентификация с пациентом, базирующаяся главным образом на разделяемых бессознательных фантазиях.
Это происходит, когда аналитик идентифицируется с пациентом в том смысле, что бессознательные фантазии и желания пациента соответствуют постоянным бессознательным фантазиям и желаниям аналитика. Здесь необходимо провести разграничение между эмпатией и К. В эмпатии и в К. происходит идентификация с пациентом. Но в эмпатии идентификация — это лишь временное разделение производных выражений бессознательных фантазий и желаний пациента. При обычном ходе событий за этим следует разрыв идентификации и отделение от пациента. Опыт разделения с пациентом производных бессознательных фантазий служит ключом для понимания конфликтов пациента. В случае К, аналитик остается фиксированным на точке идентификации с пациентом. Он пойман в сети конфликтов, идентичных конфликтам пациента. Соответственно аналитик становится склонным к переживаниям злоключений этих конфликтов, и у него может появиться тенденция отыгрывать это или реагировать защитным образом. Довольно сложно провести адекватное различие между временной идентификацией, которая характеризует эмпатию, и постоянной идентификацией, которая приводит к К.
Разрешение этому Арлоу находит в парадоксе — то, что является эмпатией для одного человека, может у другого оказаться К. Эффекты постоянной контртрансферной идентификации различны. Классическое слепое пятно, т. е. «отказ» или неспособность «увидеть», о чем идет речь в материале, является лишь одной формой отклика и, вероятно, самой распространенной. Что происходит в действительности, так это то, что аналитик не хочет, чтобы материал пациента напоминал ему о собственных бессознательных конфликтах. Таким образом, он упускает из вида интерпретацию или не может преподнести ее, оправдывая свое нежелание различными рационализациями. В дополнение к этому существует тенденция отклонять внимание пациента от продолжения следования производным его бессознательного конфликта некоторыми интервенциями, которые привлекают внимание к другим элементам материала, а также занимать моралистическую позицию и осуждать в пациенте то, что аналитик не может выносить в себе самом.
Вторая форма К. нарушений вытекает из природы материала, который представляет пациент. Это может пробуждать фантазийные желания в аналитике, которые не являются обязательно идентичными бессознательным желаниям пациента. Они могут быть дополнительными, как в случае желания пациента быть спасенным и желания аналитика спасать. В примерах, где существует сильный, неразрешенный действующий у аналитика конфликт, материал, достаточно удаленный по отношению к центральным конфликтам пациента, может тем не менее оказывать пробуждающий эффект на потенциал аналитика к К.
И в-третьих, существуют примеры, в которых нечто в самой аналитической ситуации как таковой пробуждает конфликты аналитика. Уже упоминалось желание спасать. Аналитический сеттинг может быть представлен как театр, где аналитик может играть некую бессознательную роль центрального действующего лица перед восхищенной аудиторией — возможность обнаружить свой ум или использовать аналитическую ситуацию как пробную площадку для своих способностей. С другой стороны, он может принять роль восхищенного слушателя, бессознательно идентифицируясь с пациентом. Физические условия аналитической ситуации, лежащий пациент, пассивность аналитика и/или пациента может прочитываться аналитиком в терминах, стимулирующих бессознательные желания, связанные с пассивностью, мазохизмом и т. д.
Рассматривая сложность феномена К., Сандлер и др. (1995) приходят к следующим выводам: 1) в ходе терапии у аналитика возникают реакции в виде К., и эти реакции существуют на протяжении всего лечения; 2) К. может привести к осложнениям в ходе психоаналитического процесса или к неправильному его проведению. Это может произойти, если (и когда) психоаналитик не осознает какие-то аспекты своих К. реакций на пациента или не способен справиться с ними в случае, когда он их осознает; 3) постоянное внимательное изучение аналитиком всего разнообразия своих чувств и отношений к пациенту может способствовать более глубокому проникновению в процессы психической жизни пациента.
Контрперенос в психологии — это что такое, виды
Работа психолога или психотерапевта сопряжена с определенными трудностями. С одной стороны — это явление переноса, когда пациент проецирует на специалиста свои чувства и эмоции. А с другой — явление переноса, при котором все то же самое делает сам специалист. Во втором случае эффективность психоанализа стоит под вопросом. Почему? Как бороться с контрпереносом?
Содержание
- Определение понятия
- Отличия переноса и контрпереноса
- Контрперенос по Фрейду
- Причины и виды контрпереноса
- Признаки контрпереноса
- Как не допустить развитие контрпереноса
- Заключение
Определение понятия
Что такое контрперенос? Контрперенос в психологии — это одна из граней общения психолога (консультанта) и его пациента. Представляет собой реакцию первого на слова и действия второго. Психолог — такой же человек, как и клиент, со своими чувствами и переживаниями. И, вероятнее всего, внутри него затаились какие-то неразрешенные конфликты. Если человек осознанно или неосознанно их затрагивает, развивается явление контрпереноса.
Специалисты дают 2 разных объяснения этому понятию:
- В общем смысле определение выглядит так: контрперенос — все эмоциональные реакции консультанта на клиента. Речь идет даже о тех эмоциях, которые не имеют отношения к внутренним переживаниям.
- В классическом понимании контрпереносом считают ответную реакцию на перенос со стороны человека.
Также существует промежуточное определение. Согласно ему, контрперенос в психотерапии — это проецирование проблем психолога на информацию, предоставленную пациентом. При этом она может быть и не связана с переносом.
Отличия переноса и контрпереноса
Чем отличаются перенос и контрперенос в консультировании? Перенос — это феномен, при котором человек проецирует свои чувства и эмоции на психолога. При контрпереносе все происходит наоборот. По сути, это встречное перенесение неразрешенных проблем.
Контрперенос по Фрейду
Понятия перенос и контрперенос были введены Зигмундом Фрейдом. По его мнению, в работе психотерапевта и его пациентов должен соблюдаться принцип нейтральности. Но при этом он отмечал важную роль хороших межличностных отношений. Он считал, что без них невозможно достичь каких-то результатов.
Психоаналитический процесс, как говорил Фрейд, представляет собой увлекательное путешествие во внутренний мир пациента, его жизнь, чувства, воспоминания. В процессе этого путешествия между ним и специалистом устанавливается особая связь, которая способствует развитию терапевтических отношений. Ее Фрейд назвал переносом. Без этой связи помочь человеку не получится.
В процессе работы у психолога и клиента появляется совместный опыт, переживания. Они учатся чувствовать вместе, переживать какие-то травмирующие ситуации. С одной стороны, это помогает в работе. Но с другой — несет с собой ряд проблем.
Перед консультантом стоит непростая задача. Ему нужно не перейти грань дозволенного, то есть не привнести в рабочий процесс свои личные мысли и чувства (контрперенос). Но при этом следует постараться не утратить связь с пациентом.
Зигмунд Фрейд считал контрперенос препятствием для аналитической работы, проявлением сопротивления со стороны психолога. В переносе он тоже изначально видел проблему, усложняющую и замедляющую работу. Но позже в результате тщательного изучения этого явления выяснил, что это — одно из самых ценных психологических орудий. Оно помогает не только выявить симптомы и причины невроза, но и научиться его контролировать.
Отношения с контрпереносом у Фрейда были более напряженные. Не один раз он говорил, что этот процесс сильно мешает психоанализу.
Причины и виды контрпереноса
Выделяют 5 причин развития контрпереносных реакций:
- Желание консультанта понравиться клиенту, получить хорошую оценку за свою работу.
- Опасения психолога, что о нем будут думать плохо.
- Романтические или даже сексуальные чувства по отношению к человеку, который пришел на прием.
- Слишком эмоциональная реакция на клиента, вызванная внутренними переживаниями и конфликтами.
- Навязчивое желание учить пациентов жизни, давать им советы.
Существует 2 вида контрпереноса. Первый — гомогенный — представляет собой правильную реакцию на психологические проблемы человека. Второй — идиосинкратический — это реакция, вызванная личным жизненным опытом и чувствами психолога.
Интересно, что контрперенос может быть как негативным, так и положительным. В первом случае возникает определенная опасность. Психолог или психотерапевт в попытке понять чувства клиента может занять роль судьи, обвиняя человека в том, что произошло. Этим он только ухудшит его состояние. А во втором — психоанализ, наоборот, помогает обоим участникам разговора справиться со своими переживаниями. Так бывает, если специалист пережил такую же травмирующую ситуацию.
Признаки контрпереноса
Психиатр Карл Меннингер выделил ряд общих признаков и особенностей поведения специалиста, характерных для всех типов контрпереноса:
- Неспособность понять и проанализировать материал, который касается личных проблем.
- Депрессия и негативные эмоции после общения с конкретным пациентом.
- Небрежное отношение к человеку. Проявляется в беспричинных переносах сеансов, опозданиях и т.д.
- Сонливость, а иногда даже и засыпание во время сеанса.
- Навязчивость или полное отсутствие внимания к финансовой стороне вопроса, времени, месту встречи.
- Поощрение раскрепощенности или, наоборот, зажатости со стороны пациента.
- Стремление доказать коллегам важность этого человека.
- Желание написать и опубликовать статью о том или ином клиенте.
- Ощущение, что пациент может повлиять на репутацию или карьеру в целом. Страх потерять все это.
- Споры во время сеанса.
- Попытка помочь человеку вне сеанса.
- Стремление добиться расположения.
- Сновидения о пациенте.
Как не допустить развитие контрпереноса
В этом вопросе вся ответственность ложится на психолога. Как только он осознал, что в работе с конкретным пациентом проявляются вышеописанные симптомы, ему самому нужно обратиться за помощью. Есть три рекомендации:
- На время отстраниться от работы для того, чтобы провести самоанализ, разобраться в своих внутренних ощущениях.
- Записаться на консультацию к коллегам.
- Пройти личную психотерапию и психоанализ. Эти процедуры нужно чередовать.
Интересно, что Фрейд рекомендовал психотерапевтам проверять себя минимум 1 раз в 5 лет.
Заключение
Работу с психологом можно сравнить в двухполосным шоссе. Перенос и контрперенос в психотерапии — части этого шоссе. И если первая позволяет найти подход к человеку, то вторая сильно усложняет процесс работы. Ввиду этого специалистам нужно выделять время на самоанализ, на решение своих внутренних проблем. Только в таком случае они смогут помочь своим пациентам.
Типы, примеры и способы обращения
Контрперенос относится к переносу личных мыслей и чувств терапевта на клиента. Это может быть проблемой, но современная психотерапия признает, что существуют и полезные формы контрпереноса.
Контрперенос — явление, возникающее в контексте психотерапии. Зигмунд Фрейд впервые назвал термин «контрперенос» в начале 1900-х годов. Он рассматривал это как препятствие для работы терапевта с клиентом.
Взгляды на контрперенос со временем изменились, и хотя контрперенос все еще может быть вредным для процесса терапии, он также может принести пользу.
Контрперенос в психотерапии относится к ситуации, когда у терапевта возникает первоначальная внутренняя реакция — сознательная или бессознательная — на своего клиента, основанная на собственных психологических потребностях терапевта.
Это часто происходит из-за переноса, когда клиент проецирует на терапевта бессознательные чувства, которые изначально были направлены на важных людей в собственной жизни клиента.
Контрперенос может помешать их способности объективно работать с клиентом. Большинство хороших терапевтов могут распознать свой контрперенос и работать с ним.
История контрпереноса
Фрейд впервые разработал концепцию контрпереноса в 1910-х годах, рассматривая его как препятствие, которое должен преодолеть терапевт. С тех пор понимание концепции изменилось.
Немецкий психиатр Паула Хейманн писала о контрпереносе в 1950, предполагая, что эмоциональная реакция терапевта на клиента может предоставить информацию для понимания бессознательного мира клиента. Он рассматривал это не как препятствие для терапии, а как инструмент.
Примерно в то же время британский психоаналитик Дональд У. Винникотт также приводил доводы в пользу преимуществ контрпереноса. Например, он считал, что терапевты часто реагируют на своих клиентов так, как могли бы другие.
Современное понимание
Сегодня многие терапевты признают, что контрперенос может предоставить полезную информацию о клиенте.
Наметилось движение к принятию идеи контрпереноса как феномена, созданного совместно терапевтом и клиентом. Однако контрперенос может помешать отношениям клиент-терапевт, если терапевт не будет внимательно следить за ними.
Существует много примеров контрпереноса, которые могут возникнуть в терапии. Некоторые из них могут оказывать более неблагоприятное воздействие на терапевтический процесс, чем другие.
Примеры контрпереноса, которые может демонстрировать терапевт, включают:
- неуместное раскрытие личной информации
- предложение совета
- отсутствие границ
- развитие сильных романтических чувств по отношению к вам
- чрезмерная критика по отношению к вам
- чрезмерная поддержка вас
- разрешение личным переживаниям или переживаниям вашей терапии
Вопреки распространенному заблуждению о терапии, давать прямые советы не входит в обязанности терапевтов. Однако они могут давать предложения, например, как эффективно общаться с другими.
Самораскрытие от терапевта не всегда плохо. Однако, когда самораскрытие отвлекает от вашего лечения или если вы думаете, что терапевт проводит терапию по их поводу, это может быть предупреждающим знаком, что вам нужно найти нового терапевта.
Некоторые терапевты решают поделиться эффектом, который их клиенты оказывают на них, и их чувствами. Это может быть использовано в качестве техники, чтобы завоевать доверие, помимо других терапевтических соображений, и для того, чтобы терапевт продемонстрировал искренность по отношению к своим клиентам.
Терапия должна быть посвящена вам как клиенту, и если чувства вашего терапевта мешают этому, это может нанести вред процессу. С другой стороны, полезный контрперенос в терапии может помочь вам расти.
Контрперенос и перенос очень похожи. В переносе клиент проецирует свои чувства на терапевта.
Например, ваш психотерапевт может напомнить вам о вашей матери. Если это так, то вы можете воспринимать своего терапевта так же, как свою мать. Эти чувства могут подсказать терапевту, какая работа должна выполняться в терапии.
Иногда реакция терапевта на вас может быть результатом того, что вы передаете свои чувства терапевту. С другой стороны, иногда, когда терапевты испытывают контрперенос, он может вообще не иметь ничего общего с вами как с клиентом.
Иногда перенос и контрперенос связаны. В остальное время они не имеют ничего общего друг с другом.
Терапевты работают с контрпереносом различными способами. Один из наиболее распространенных способов, с помощью которых терапевты справляются с контрпереносом, — это супервизия или консультации с другими терапевтами.
Поскольку терапевту может быть трудно понять, когда происходит контрперенос, беседа с другими профессионалами о том, что происходит, может помочь терапевту идентифицировать и изменить реакции контрпереноса.
Контрперенос тоже приходит с опытом. Когда терапевты проходят обучение, они должны проходить супервизию. Их супервизор часто может указать, когда терапевт испытывает контрперенос, и помочь ему справиться с этим, чтобы не причинить вреда клиенту.
Терапевты также могут справиться с контрпереносом, найдя собственную терапию, которая поможет им решить проблемы, вызывающие контрперенос. Кроме того, они могут получить личную осведомленность о своем лечении и узнать области, в которых им необходимо улучшить свои навыки.
В некоторых отношениях контрперенос может быть полезен в рамках терапевтических отношений, а в других случаях он может быть вреден. Если вы чувствуете, что ваш терапевт проявляет признаки контрпереноса, вы можете предпринять несколько шагов.
Вы можете поговорить со своим терапевтом о том, что вы замечаете, чтобы создать более честный диалог в рамках терапевтических отношений. Делайте этот шаг только в том случае, если вам это удобно. Если ваш психотерапевт ведет себя откровенно вредно или непрофессионально, лучше рассмотреть другой вариант.
Вы можете попросить поговорить с руководителем терапевтов, если он у них есть, или вы можете сообщить о них в их совет по лицензированию штата, если вы считаете, что они причинили вам вред.
Другой вариант — прекратить терапию у этого терапевта и найти другого терапевта, который лучше подходит и более профессионален. Вы не обязаны оставаться на лечении у терапевта, который непрофессионален или причиняет вам вред. Вот полезная статья с советами, как расстаться с психотерапевтом.
Если вам нужна помощь в поиске нового терапевта, есть много вариантов. Вы можете прочитать о советах по поиску подходящего терапевта, а также найти доступные варианты терапии или онлайн-провайдеров терапии.
Помните, что работа психотерапевта состоит в том, чтобы помочь вам, а не причинить вам вред. Если у вашего терапевта возникают вредные реакции контрпереноса, пожалуйста, подумайте об этом. Ты этого стоишь.
Типы, примеры и способы обращения
Контрперенос относится к переносу личных мыслей и чувств терапевта на клиента. Это может быть проблемой, но современная психотерапия признает, что существуют и полезные формы контрпереноса.
Контрперенос — явление, возникающее в контексте психотерапии. Зигмунд Фрейд впервые назвал термин «контрперенос» в начале 1900-х годов. Он рассматривал это как препятствие для работы терапевта с клиентом.
Взгляды на контрперенос со временем изменились, и хотя контрперенос все еще может быть вредным для процесса терапии, он также может принести пользу.
Контрперенос в психотерапии относится к ситуации, когда у терапевта возникает первоначальная внутренняя реакция — сознательная или бессознательная — на своего клиента, основанная на собственных психологических потребностях терапевта.
Это часто происходит из-за переноса, когда клиент проецирует на терапевта бессознательные чувства, которые изначально были направлены на важных людей в собственной жизни клиента.
Контрперенос может помешать их способности объективно работать с клиентом. Большинство хороших терапевтов могут распознать свой контрперенос и работать с ним.
История контрпереноса
Фрейд впервые разработал концепцию контрпереноса в XIX веке. 10s, где он рассматривал это как препятствие, которое должен преодолеть терапевт. С тех пор понимание концепции изменилось.
Немецкий психиатр Паула Хейманн писала о контрпереносе в 1950 году, предположив, что эмоциональная реакция терапевта на клиента может предоставить информацию для понимания бессознательного мира клиента. Он рассматривал это не как препятствие для терапии, а как инструмент.
Примерно в то же время британский психоаналитик Дональд У. Винникотт также приводил доводы в пользу преимуществ контрпереноса. Например, он считал, что терапевты часто реагируют на своих клиентов так, как могли бы другие.
Современное понимание
Сегодня многие терапевты признают, что контрперенос может предоставить полезную информацию о клиенте.
Наметилось движение к принятию идеи контрпереноса как феномена, созданного совместно терапевтом и клиентом. Однако контрперенос может помешать отношениям клиент-терапевт, если терапевт не будет внимательно следить за ними.
Существует много примеров контрпереноса, которые могут возникнуть в терапии. Некоторые из них могут оказывать более неблагоприятное воздействие на терапевтический процесс, чем другие.
Примеры контрпереноса, которые может демонстрировать терапевт, включают:
- ненадлежащее раскрытие личной информации
- предложение совета
- отсутствие границ
- развитие сильных романтических чувств по отношению к вам
- чрезмерная критика вас
- чрезмерная поддержка вас
- позволять личным чувствам или переживаниям мешать вашей терапии
Вопреки распространенному заблуждению о терапии, давать прямые советы не входит в обязанности терапевтов. Однако они могут давать предложения, например, как эффективно общаться с другими.
Самораскрытие от терапевта не всегда плохо. Однако, когда самораскрытие отвлекает от вашего лечения или если вы думаете, что терапевт проводит терапию по их поводу, это может быть предупреждающим знаком, что вам нужно найти нового терапевта.
Некоторые терапевты решают поделиться эффектом, который их клиенты оказывают на них, и их чувствами. Это может быть использовано в качестве техники, чтобы завоевать доверие, помимо других терапевтических соображений, и для того, чтобы терапевт продемонстрировал искренность по отношению к своим клиентам.
Терапия должна быть посвящена вам как клиенту, и если чувства вашего терапевта мешают этому, это может нанести вред процессу. С другой стороны, полезный контрперенос в терапии может помочь вам расти.
Контрперенос и перенос очень похожи. В переносе клиент проецирует свои чувства на терапевта.
Например, ваш психотерапевт может напомнить вам о вашей матери. Если это так, то вы можете воспринимать своего терапевта так же, как свою мать. Эти чувства могут подсказать терапевту, какая работа должна выполняться в терапии.
Иногда реакция терапевта на вас может быть результатом того, что вы передаете свои чувства терапевту. С другой стороны, иногда, когда терапевты испытывают контрперенос, он может вообще не иметь ничего общего с вами как с клиентом.
Иногда перенос и контрперенос связаны. В остальное время они не имеют ничего общего друг с другом.
Терапевты работают с контрпереносом различными способами. Один из наиболее распространенных способов, с помощью которых терапевты справляются с контрпереносом, — это супервизия или консультации с другими терапевтами.
Поскольку терапевту может быть трудно понять, когда происходит контрперенос, беседа с другими профессионалами о том, что происходит, может помочь терапевту идентифицировать и изменить реакции контрпереноса.
Контрперенос тоже приходит с опытом. Когда терапевты проходят обучение, они должны проходить супервизию. Их супервизор часто может указать, когда терапевт испытывает контрперенос, и помочь ему справиться с этим, чтобы не причинить вреда клиенту.
Терапевты также могут справиться с контрпереносом, найдя собственную терапию, которая поможет им решить проблемы, вызывающие контрперенос. Кроме того, они могут получить личную осведомленность о своем лечении и узнать области, в которых им необходимо улучшить свои навыки.
В некоторых отношениях контрперенос может быть полезен в рамках терапевтических отношений, а в других случаях он может быть вреден. Если вы чувствуете, что ваш терапевт проявляет признаки контрпереноса, вы можете предпринять несколько шагов.
Вы можете поговорить со своим терапевтом о том, что вы замечаете, чтобы создать более честный диалог в рамках терапевтических отношений. Делайте этот шаг только в том случае, если вам это удобно. Если ваш психотерапевт ведет себя откровенно вредно или непрофессионально, лучше рассмотреть другой вариант.
Вы можете попросить поговорить с руководителем терапевтов, если он у них есть, или вы можете сообщить о них в их совет по лицензированию штата, если вы считаете, что они причинили вам вред.
Другой вариант — прекратить терапию у этого терапевта и найти другого терапевта, который лучше подходит и более профессионален. Вы не обязаны оставаться на лечении у терапевта, который непрофессионален или причиняет вам вред. Вот полезная статья с советами, как расстаться с психотерапевтом.