Что такое графология: Графология — Википедия – Что такое графология? — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Что такое графология: Графология — Википедия – Что такое графология? — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Графология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 января 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 января 2020; проверки требует 1 правка.

Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии[1], в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное[2][3][4][5][6], а также относится к протонаучному способу мышления.[7]

В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы. Термин «графология» иногда некорректно применяется по отношению к почерковедению.

Научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение[8], больши́м числом исследователей графология признаётся псевдонаукой[4][5][9]. Британское психологическое общество рассматривает графологию наравне с астрологией — как имеющую «нулевую достоверность»[10]. Несмотря на то, что изначально графология получила некоторую поддержку в научном сообществе (работы Флакингера, Триппа и Вайнберга (1961)[11], Локковандта (1976)[12] и Нэво (1986)[13], а также на то, что некоторыми исследованиями всё же поддерживается мнение о достоверности графологических методик анализа почерка (Крамбо и Стокхольм[14]), подавляющее большинство исследователей

[15] считает окончательно доказанным отсутствие у методов графологии какой-либо предсказательной способности.

Так, показана несостоятельность методов графологии при оценке черт личности[13] и её деловых качеств[16]. В частности, графологам не удалось предсказать результаты тестирования личности по методике Айзенка[17] и показатели исследования черт личности по методике Майерс-Бриггс[18]; в целом мета-анализ более 200 исследований показал, что графологи оказались неспособны предсказать наличие любой черты личности, выявляемой по любой методике тестирования[19].

Аналогично графологам не удалось достоверно оценить и трудовые способности человека: профессиональные графологи давали такую же по степени достоверности оценку, как и люди «с улицы»[20]; широкий обзор публикаций, который произвели Кинг и Кёхлер, подтвердил, что в десятках исследований было показано отсутствие связи механических особенностей почерка (например, наклона) с трудовыми способностями человека

[16].

При проверке методов графологии оказалось, что на поверку они являются «попросту набором интуитивных догадок, основанных на отождествлении слов, описывающих свойства почерка, со словами, описывающими свойства характера»[21].

Графологию не следует смешивать с изучением почерка в ходе предварительного расследования уголовных дел, которое имеет в основном криминалистические задачи (см. почерковедение).

  1. Попов Ю. Н. Графология // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — Т. 7. Гоголь — Дебит.
  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-290-1
  3. ↑ The use of graphology as a tool for employee hiring and evaluation, British Columbia Civil Liberties Association.
    Архивировано 17 февраля 2008 года.
    Дата обращения 22 февраля 2008.
    «On the other hand, in properly controlled, blind studies, where the handwriting samples contain no content that could provide non-graphological information upon which to base a prediction (e.g., a piece copied from a magazine), graphologists do no better than chance at predicting the personality traits»
  4. 1 2 Scott O. Lilienfeld, Kristin Landfield. Science and Pseudoscience in Law Enforcement: A User-Friendly Primer // Current Perspectives in Forensic Psychology and Criminal Behavior / Curt R. Bartol, Anne M. Bartol. — SAGE, 2012. — С. 24—35. — ISBN 9781412992442.
  5. 1 2 Elsevier’s Dictionary of Psychological Theories / J Roeckelein. — Elsvier Science, 2006. — С. 253. — ISBN 9780444517500.
  6. Suzanne Bell. Dictionary of Forensic Science. — Infobase Publishing, 2004. — С. 107—108. — P. 107.
  7. ↑ «Еще ближе в интересующей нас вненаучной познавательной деятельности такие протонаучные способы мышления, как парафизика (лозоискательство, левитация), парапсихология (ясновидение, телепатия, телекинез), алхимия, астрология, а также хиромантия, графология, френология, уфология, философский герметизм». — Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов / Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ; СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В. Л. Обухова, Ю. Н. Солонина, В. П. Сальникова и В. В. Васильковой. — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
  8. ↑ Grafology // MSN Encarta.
  9. ↑ Pseudoscience (недоступная ссылка) // Britannica Student Encyclopædia.
  10. Duffy J.; Wilson G. Writing wrongs
     (неопр.)
    . BBC News Magazine. Дата обращения 24 июня 2008. Архивировано 14 февраля 2012 года.
  11. Fluckwinger A., Tripp C. A., Weinberg G. H.. Обзор экспериментальных исследований в графологии (A Review of Experimental Research in Graphology): 1933 — 1960 (рус.) // Восприятельные и моторные навыки (Perceptual And Motor Skills) : журнал. — 1961. — № 12. — С. 67—90.
  12. Lockowandte O.. Present status of the investigation of handwriting psychology as a diagnostic method (англ.) // Catalog of Selected Documents in Psychology : journal. — 1976. — No. 6. — P. 4—5.
  13. 1 2 Nevo B. Scientific Aspects Of Graphology: A Handbook.— Springfield, IL: Thomas, 1986
  14. Crumbaugh J. C., Stockholm E.. Validation of Graphoanalysis by «Global» or «Holistic» Method (англ.) // Perceptual And Motor Skills : journal. — 1977. — April (vol. 44, no. 2). — P. 403—410.
  15. Ben-Shakar G., Bar-Hillel M., Blum Y., Ben-Abba E., Flug A.. Can graphology predict occupational success? Two empirical studies and some methodological ruminations (англ.) // Журнал прикладной психологии (Journal of Applied Psychology) : journal. — 1986. — Vol. 71. — P. 645—653.
  16. 1 2 King R. N., Koehler D. J.. Illusory Correlations in Graphological Inference (англ.) // Journal of Experimental Psychology: Applied (англ.)русск. : journal. — 2000. — Vol. 6, no. 4. — P. 336—348. — doi:10.1037/1076-898X.6.4.336.
  17. Furnham A.; Gunter B.. Graphology and Personality: Another Failure to Validate Graphological Analysis (англ.) // Personality And Individual Differences : journal. — 1987. — Vol. 8. — P. 433—435. — doi:10.1016/0191-8869(87)90045-6.
  18. Bayne R., O’Neill F.. Handwriting and personality: A test of some expert graphologists’ judgments (англ.) // Guidance and Assessment Review : journal. — 1988. — No. 4. — P. 1—3.
  19. Jennings D. L., Amabile T. M., Ross L. Informal covariation assessment: Data-based versus theory-based judgments / In: D. Kahneman, P. Slovic, & A. Tversky (Eds.), Judgment under uncertainty: Heuristics and biases (англ.). — Cambridge, England: Cambridge University Press, 1982. — P. 211—238.
  20. Neter E., Ben-Shakhar G.. The predictive validity of graphological influences: A meta-analytic approach (англ.) // Personality and Individual Differences (англ.)русск. : journal. — 1989. — No. 10. — P. 737—745.
  21. Нудельман Р. Обесславленные науки возвращаются в новом обличье // «Знание — сила». 2002, № 9.

О графологии | ГРАФОЛОГ.RU

КОРОТКО

Графология – наука, изучающая связь почерка с характером человека, его способностями и эмоциональным состоянием. Исследуя отдельные элементы почерка графологи могут составить подробный психологический портрет личности.

Несмотря на то, что история графологии в Европе насчитывает века, в России эта наука начала активно развиваться лишь в начале XXI века. Однако уже сейчас в нашей стране графология применяется в рекрутинге, профориентации, психологии, медицине и других смежных областях. Графологический анализ обладает рядом неоспоримых преимуществ (быстрота исполнения, непредвзятость, дистанционность) перед многими психологическими тестами и исследованиями, что открывает большие перспективы для развития и роста популярности графологии в России.

НЕ КОРОТКО

Понять человека бывает непросто, но порой это необходимо.

Что движет им в тех или иных делах, как установить контакт, как сделать взаимодействие максимально продуктивным? Раньше, когда люди жили более замкнуто подобные вопросы стояли не столь остро. Ускоренный ритм жизни, постоянные рабочие и личные встречи заставляют нас все чаще обращаться к психологии личности. А порой – сталкиваясь с жизненными трудностями или стоя перед важным выбором, — нам бывает необходимо разобраться и в самом себе. Многочисленные психологические практики, обилие популярных книг по психологии и тренинговых школ – характерный показатель запросов современного общества.

Одна из наук, которая помогает приоткрыть тайну человеческой натуры – графология.

Графология – наука, изучающая почерк, его связь с психологическими особенностями, характером, эмоциональным состоянием и способностями человека. Графология широко применяется как в самой психологии, так и в смежных с ней областях.

«Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении», — отмечал Иван Михайлович Сеченов, известный русский мыслитель, физиолог, психолог.

Сейчас ни для кого не секрет, что существует связь между мозговой активностью человека, его нервной системой, психическими процессами и мелкой моторикой. По мнению многих психологов в любой двигательной активности человека проявляется его сущность, в том числе – в почерке. Характер движений зависит от непроизвольного напряжения тех или иных мышц, что в свою очередь напрямую связано с особенностями психического состояния человека. Тонус мышц отражается и на почерке, делая его более резким или округлым, крупным или мелким, ровным или отрывистым.

В 1895 году немецкий физиолог Тьерри Вильям Прейер провел ряд исследований почерков людей, получивших различные травмы рук, в результате которых им пришлось научиться писать ртом или ногами. Почерки до и после инвалидности совпадали. Исходя из этого ученый сделал вывод, что почерк человека в большей мере связан с его мозгом и сознанием, чем с чисто физиологическими особенностями.

Люди стали обращать внимание на почерк очень давно. Конфуций, например, наставлял: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Почерку человека уделяли внимание Аристотель, Теофраст, древнеримский историк Светоний. Император Нерон писал: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него — предательская натура».

Первая известная истории книга, посвященная исключительно анализу почерка была написана итальянским врачом, профессором Болонского университета Камилло Бальдо в 1622 году. Само слово «графология» появилось два века спустя благодаря французскому аббату Жану Ипполиту Мишону, который в 1871 году написал труд «Система графологии». В своей книге аббат попытался систематизировать особенности почерка и связать их с психологическими особенностями человека, метод Мишона выделял и сравнивал отдельные элементы почерка – штрихи, буквы, слова и строчки, — каждый графологический признак предполагал наличие определенной черты характера, его отсутствие – наличие противоположной черты. И хотя в настоящее время данное утверждение считается верным лишь отчасти именно Мишона принято считать отцом современной графологии.

Многие выдающиеся деятели культуры прошлых лет проявляли интерес к исследованию почерка. Так, немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель и государственный деятель Иоган Вольфганг фон Гете писал: «нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях». А Жорж Санд считала: «Возможно, что я во всем ошибаюсь, так как я не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем».

Высокую оценку графологии давали культурологи, физиологи, психологи. Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг с помощью графологии пытались проникнуть в бессознательное человека, известный австрийский психолог Альфред Адлер также признавал важность графологии и сам занимался анализом почерков своих пациентов.

В настоящее время графология является официально признанной наукой во многих странах Европы и США. Во Франции, Италии, Германии, Нидерландах и других странах графология изучается в вузах наравне с другими дисциплинами. Графологи являются востребованными специалистами в таких областях как рекрутинг, профориентация, психология, медицина. Анализ почерка активно применяется в космической медицине — специалистами анализируются записи, сделанные космонавтами на орбите, чтобы оценить состояние их нервной системы.

В России графология только начинает активно развиваться. Несмотря на то, что еще в начале 20 века нашими учеными были сделаны попытки представить науку широкой публике (был написан ряд работ по криминалистическому и графологическому направлениям в анализе почерка), в советское время последовал застой в данной области. Графология отвергалась советской властью как «буржуазная лженаука» и советские ученые не только не имели возможности заниматься ею официально, но также читать работы европейских коллег.

В 21 веке ситуация начала меняться – высокий интерес к психологии и смежным наукам, доступность иностранных источников информации, возможность более свободного выбора научного интереса играют важную роль в становлении российской графологии. Появилось достаточно большое количество книг и статей по данной теме на русском языке.

Существует два основных направления в анализе почерка: криминалистическое и собственно графологическое.

Криминалистическое направление – оно же почерковедение – занимается изучением почерка с целью решения задач судебно-почерковедческой экспертизы и помогает установить авторство текста, подлинность подписи и т.п.

Графологическое направление в изучении почерка – это и есть графология, т.е. наука о связи между почерком человека и его характером. Графология широко применяется в бизнесе, медицине, образовании и других сферах. С графологами консультируются специалисты HR при подборе сотрудников — по почерку графолог поможет определить, соответствует ли соискатель требуемой должности, рассказать о его сильных и слабых сторонах. На собеседовании бывает трудно понять, как будет вести себя работник в долгосрочной перспективе, графологический анализ – это наиболее быстрый и удобный способ узнать характер и склонности человека.

Графология может оказать значительную помощь при профориентации. Анализ почерка ребенка или сотрудника позволяет понять, в какой сфере деятельности он наилучшим образом проявит свои качества и сможет раскрыться в полной мере. Графологи занимаются и семейными консультациями, помогая выявить причину возникающих трудностей и разногласий внутри пар, найти подходящее решение и определить степень совместимости партнеров.

У графологии есть ряд бесспорных преимуществ перед психологическими тестами и консультациями.

Во-первых, графология позволяет оценивать незнакомых людей, ничего о них не зная, кроме их почерка. Психологу требуется довольно много времени, чтобы дать точное и обширное заключение, графологу достаточно посмотреть на образец почерка, полный результат исследования может быть выдан через пару дней.

Графологический анализ не требует личного присутствия диагностируемого при работе графолога. Благодаря этому исключается возможность воздействия ряда субъективных факторов на процесс диагностики: внешнего вида проверяемого, его сознательного или неосознанного влияния на результаты тестирования, здесь невозможно соврать или дать заранее подготовленные и социально ожидаемые ответы.

Кроме того, графолог может дать характеристику человеку независимо от языка, на котором человек говорит и пишет. Графологу неважно, на каком языке написан документ, потому что он обращает внимание на признаки письма, а не на его суть. (Это не касается иероглифического письма, которое является в большей степени рисунком, чем собственно письмом.)

Аристотель отмечал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих», — и с этим нельзя поспорить. Однако возможной графология стала как раз благодаря наличию сходных элементов в письме разных людей. Этих элементов множество и их бесконечные комбинации как раз и создают ту непохожесть почерков, о которой говорил Аристотель.

В своей работе графологи пользуются вспомогательными таблицами, составленными на основе многочисленных научных трудов и исследований. Есть графологические таблицы признаков различных психотипов, есть такие, которые помогают сориентироваться в самих графологических признаках, какие-то посвящены интерпретации различных симптомов и эмоциональных состояний. Важным фактором является и профессиональное чутье графолога, которое вырабатывается обширной практикой еще во время обучения.

Несмотря на то, что графология в России только начинает свой путь, преимущества данного вида тестирования уже по достоинству оценены многими.

Области применения графологии | ГРАФОЛОГ.RU

Примерно с середины ХХ века графология начинает широко применяться в самых разных областях человеческой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

HR. Во многих развитых странах графология стала незаменимой при подборе персонала. Графологический анализ помогает кадровым службам найти наиболее подходящего кандидата на должность, ведь графолог может быстро и точно определить способности человека, черты его характера. Можно получить оперативный и четкий ответ относительно развитости определенных качеств, необходимых для конкретной вакантной должности.

Образование и профориентация. Анализ почерка ребенка позволяет довольно рано распознать его способности и понять сферу деятельности, в которой он раскроется лучше всего. Это поможет с выбором старшей школы, дополнительных занятий и вуза. Проанализировав почерки работников можно выбрать кандидатов на повышение или для перевода на другие должности – и быть уверенным, что человек будет прекрасно справляться со своими новыми обязанностями.

Психология. Графология широко применяется в психологии как один из видов психологического тестирования. Анализ почерка помогает понять, в каком эмоциональном состоянии находится человек, установить наличие психических расстройств, подобрать подходящую терапию в случае необходимости.

Семейная психология. Очень часто к графологам обращаются семейные пары или те, кто только ищет своего спутника жизни. Проанализировав почерки двух людей, графолог может найти причины семейных проблем и подсказать способы их решения, определить совместимость характеров, рассказать о возможных трудностях в отношениях и о том, как их избежать.

Медицина. Медицинская графология изучает, как та или иная болезнь отражается на почерке человека, это может оказать существенную помощь в ранней диагностике заболеваний. Как правило, таким образом можно диагностировать болезни, связанные с деятельностью мозга.

Криминалистика. В России данный раздел графологии принято называть почерковедением. Специалист-почерковед может установить подлинность и авторство подписи или текста, рассказать об условиях и состоянии человека, писавшего текст – был ли он пьян, встревожен, писал ли он за столом или в какой-то неудобной позе. Данные почерковедческой экспертизы используются в суде и при расследовании преступлений.

графология — это… Что такое графология?

   ГРАФОЛОГИЯ (с. 165) — наука о проявлении индивидуально-психологических качеств человека в особенностях его почерка.

   Каждому понятно выражение «знакомый почерк». Если мы имели возможность ознакомиться с почерком какого-то человека, то, получив от него записку, можем с первого взгляда установить ее авторство. Или наоборот, даже несмотря на подпись, усомнимся в авторстве, если форма букв или строк отличается от той, что мы видели прежде. То есть почерк — это своеобразная индивидуальная характеристика, отличающая одного человека от другого.

   Но если это так, то не существует ли связи этой индивидуальной характеристики с иными особенностями человека, его психологическими качествами? Попытки ответить на этот вопрос предпринимались еще в XVH в. Ранее эта проблема просто не ставилась вследствие почти поголовной неграмотности. Однако с распространением грамотности особенности индивидуального почерка стали привлекать все больше внимания. Так, Гете в своем письме Лафатеру от 3 апреля 1820 г. писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем приходится соприкасаться».

   В середине XX в. французским аббатом Мишоном была разработана специальная наука — графология, призванная выявить связь между почерком и личностью. На эту тему было написано немало книг, выходили специальные графологические журналы, было основано графологическое общество. Благодаря стараниям последователя аббата Мишона графологические идеи распространились далеко за пределами Франции. Проблема почерка занимала таких видных психологов, какЧезареЛомброзо (Италия), Вильгельм Прейер (Германия) и др. В нашей стране наиболее известна работа Д. М.Зуева-Инсарова «Почерк и личность», увидевшая свет в 1929 г. свидетельствует Она была неоднократно переиздана уже в наши дни, что о неослабевающем интересе к этой давней проблеме.

   На чем основываются взгляды графологов? Известный специалист в этой области профессор Г.Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, концентрирующихся через движения.

   «Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и познаем их только через органические движения. Если же выражения желания надлежит рассматривать как результат рефлекторного последствия постоянно разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, также и упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма».

   Приведем несколько примеров выявленных графологами закономерностей. Обращает на себя внимание, что все они построены посредством прямой ассоциации. Например, считается, что мелкий убористый почерк с небольшим расстоянием между буквами выдает человека экономного, даже скупого, не склонного в самом широком смысле к размаху и расточительности. Подобная особенность привлекла внимание еще Светония, составителя жизнеописаний римских императоров. Он, характеризуя скупость императора Августа, говорит, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками».

   Крупный и размашистый почерк, наоборот, свидетельствуете широте натуры, склонности к размаху (в самом широком смысле), некоторой демонстративности поведения. Стремление занять на бумаге как можно больше места прямо трактуется как аналогичная тенденция во всем поведении человека. Особое внимание обращается на крупные заглавные буквы как наиболее явный показатель стремления к самоутверждению.

   Подобным образом оцениваются разнообразные особенности почерка — наклон, нажим, высота и ширина букв, конфигурация слов, форма соединений и т.д.

   Насколько обоснованны графологические заключения? Известный эксперт в области криминологии и судебной медицины С.Оттоленги писал: «Никто больше нас не убежден в научном обосновании графологии, что было бесспорно подтверждено известными опытами Рише и Геринкура и последующими Бине».

   Остановимся лишь на последнем примере. Альфред Бине, известный французский психолог, не был графологом, а прославился преимущественно своими работами в области создания психологических тестов. Разработанный им в 1905 г. совместно с Т.Симоном метод количественной оценки умственных способностей (известная шкала Бине-Симона) в его усовершенствованном варианте (шкала Стэнфорд-Бине — модификация профессора Стэнфордского университета Л.Термена) по сей день является одним из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта. Но Бине действительно предпринял в свое время попытку сопоставить результаты собственного теста с данными графологов. Поскольку надежность теста Бине не вызывала сомнений, совпадение результатов должно было послужить весомым аргументом в пользу графологической теории. И такое совпадение было установлено.

   Сначала группе испытуемых были предъявлены задачи теста Бине, и по результатам решения было сделано заключение об уровне их умственных способностей. Затем было дано еще одно задание. Испытуемым предлагалось сочинить и написать от руки любой текст, который затем анализировали графологи. Заключение по результатам графологической экспертизы практически совпало сданными психологического теста.

   По прошествии многих лет, уже в наши дни, возникла идея объективно проверить этот впечатляющий результат. В качестве оценивающих на этот раз выступили вовсе не эксперты, а обычные люди, которых просили сделать заключение об уровне способностей автора того или иного текста. Однако на сей раз тексты, полученные в давнем опыте Бине, были предъявлены не в рукописном, а в отпечатанном варианте. К удивлению исследователей, оценки оказались довольно точными, почти совпадающими с баллами психологических тестов. А ведь «судьи» выносили свое заключение, исходя из единственно возможного критерия — содержания текста. По всей вероятности, и графологи, даже не отдавая себе в том отчета, учитывали этот критерий и опирались не столько на особенности написания букв, сколько на интеллектуальную значимость написанного. Таким образом, была поколеблена вера в возможности чисто графологической экспертизы.

   Так неужели за индивидуальными особенностями почерка не скрывается никакое психологическое содержание?

   Совершенно справедливым является наблюдение, согласно которому почерк заметно изменяется под влиянием перемен в душевном состоянии. Поэтому специалисты довольно точно могут определить, в каком состоянии выполнена та или иная рукопись. Однако делать вывод о том, что такое состояние является доминирующим в душевной жизни данного человека, было бы неоправданно.

   Несомненно, что для каждого человека характерно индивидуальное своеобразие начертания букв и слов. По ряду признаков специалисты (в частности, в области криминологической экспертизы) могут установить, написан ли некоторый неавторизованный текст именно тем человеком, чей образец почерка им известен.

   Задача графологии — определение того, как отражаются на почерке определенные психические особенности. В предисловии к уже упоминавшейся книге Зуева-Инсарова профессор Н.Иванцов указывал: «Сделать это возможно только путем критической обработки весьма большого конкретного материала, и в этом отношении сделано еще пока очень мало. Между тем только на этой основе могут строиться обратные заключения, на какие особенности характера указывают данные особенности почерка; задача тем более трудная, что одна и та же особенность почерка может быть следствием различных особенностей характера, подобно тому как высокая температура куска проволоки может быть результатом нагревания ее на огне или на солнце, пропускания электрических токов, повторных ударов и пр.».

   Независимые исследования позволяют заключить, что графологические оценки личности не могут быть признаны безусловно достоверными и объективно научными. Хотя сегодня графология находит широкое практическое распространение в некоторых странах (например, во Франции и в Израиле), наука все еще не располагает убедительными доказательствами четкого соотношения почерка и личности.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Возникновение графологии | ГРАФОЛОГ.RU

Предпосылки к возникновению графологии возникли очень давно.

На почерк обращали внимание философы, писатели и императоры древности. «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром», — писал Конфуций. Древнеримский историк, автор жизнеописаний императоров Гай Светоний Транквилл очень подробно описывал почерк императора Августа — «он писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками», отмечая при этом бережливость императора.

О почерке высказывались Аристотель, Теофраст, древнегреческий писатель Дионисий Галикарнасский, император Нерон, в письмах которого есть такие слова: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура».

Первая книга, посвященная почерку появилась в 1622 году и была написана итальянским врачом, профессором Болонского университета Камилло Бальдо. Книга называлась «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму», эпиграфом послужила пословица «по когтям узнают и льва». И хотя книга была переведена на латынь, она не имела большого успеха.

Однако с развитием естественных наук, ростом интереса к изучению человеческой природы и ее проявлений, возникает и интерес к исследованию письма.

Определять характер по почерку пытались многие деятели XIX века — английский премьер-министр Бенджамин Дизраэли, писатель Эдгар Аллан По, немецкий мыслитель Иоган Вольфганг фон Гете. Гете писал: «Нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях».

В середине XIX века этой темой заинтересовался французский аббат Фландрэн. Он организовал группу, которая начала исследовать почерки людей различных профессий и интересов. Исследования продолжил ученик Фландрэна – аббат Жан Ипполит Мишон. Именно его принято считать отцом современной графологии.

В 1871 году Жан Ипполит Мишон систематизировал данные своих исследований и написал труд — «Система графологии». В нем он выделял и сравнивал такие элементы почерка как штрихи, буквы, слова и строчки, находя общие признаки в них. Каждый признак предполагал наличие определенной черты характера, его отсутствие – наличие противоположной черты. В настоящее время это считается верным лишь отчасти, однако именно «Система графологии» легла в основу современной науки.

Графология: наука или искусство? — Психологос

Автор: Инесса Гольдберг, графолог, судебный эксперт-графолог, руководитель Института Графоанализа Инессы Гольдберг, действительный член Научного Графологического Общества Израиля

«Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении»

И.М. Сеченов

Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы как науки, так и искусства.

Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования.

С точки зрения используемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.

Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от тех направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.

При этом важно отметить, что графология, как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины, не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д., — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков.

Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой.

Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. В частности, необходима немалая доля профессиональной интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а имеет широкий диапазон интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в «синдромы», от степени выраженности и т.д.), то необходим синтезный подход. «Чистая математика» ошибется, т.к. совокупность признаков может равняться большему или иному, чем просто их сумма.

Интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина — тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии – невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который, как правило, имеет несколько различных позитивных и негативных значений.

Никакой, даже профессиональный материал – сам по себе не гарантирует его обладателю успешных анализов. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, сопоставлять, комбинировать имеемую информацию.

В связи с указанными особенностями, графологический анализ плохо поддается компьютеризации, подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения.

В своей работе графологи используют вспомогательные графологические таблицы.

Эти таблицы удобны и важны, поскольку систематизируют огромный объем информации. Отметим, что они будут эффективны только в руках специалиста, да и большинство нюансов будут просто непонятны постороннему читателю.

Таблицы имеют разные задачи. Одни – содержат алгоритмы распознавания графических признаков как таковых, а также помогают сориентироваться в их выраженности. Другие – посвящены исключительно психологическим интерпретациям конкретных признаков («симптомов»). Третьи – позволяют ориентироваться в гомогенных и гетерогенных «синдромах», т.е. характерных комплексах параметров, определений и значений. Есть также графологические таблицы признаков различных психотипов, относящихся к различным типологиям личности.

В процессе графологического анализа учитывается:

  • Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей), законы формирования почерка и приобретения черт личной индивидуальности, этапы этого процесса.
  • Наличие или отсутствие предварительных условий, соответствие инструкциям и правилам подачи почерка на анализ
  • Исходные данные касательно пишущей руки, наличия очков, данные относительно пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфии, дислексии и т.д.)

На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии. Это так и…. не так.

Дело в том, что у почерка, т.е. личности, есть «свои» пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим, как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Аналогично и с возрастом – субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст, при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы.

Почерк, имеющий «старческие» признаки депрессии и апатии может принадлежать двадцатипятилетнему человеку, а признаки жизнелюбия и энергичности – семидесятилетнему. Почерк, говорящий о сентиментальности, романтичности, впечатлительности и утонченности – вопреки гендерным стереотипам, может принадлежать мужчине. Предположив, что эти качества свидетельствуют о женском поле, мы ошибемся.

Графологический анализ отличается от почерковедения. Имея общий объект исследования, почерковедение не изучает почерк с точки зрения психодиагностики, не требует знаний психологии, а занимается преимущественно сличением и идентификацией графических признаков для определения наличия или отсутствия факта подделки подписи и почерка.

Графологический анализ, несомненно, является не только анализом, но и настоящим творческим процессом, способность к которому графологу необходима.

Вводное занятие Университета

Графология — это… Что такое Графология?

Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии[1], в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное[2][3][4][5][6][7].

В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы. Термин «графология» иногда некорректно применяется по отношению к почерковедению.

Оценка графологии научным сообществом

Научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение[8], больши́м числом исследователей графология признаётся псевдонаукой[9][5][6]. Британское психологическое общество рассматривает графологию наравне с астрологией — как имеющую «нулевую достоверность»[10]. Несмотря на то, что изначально графология получила некоторую поддержку в научном сообществе (работы Флакингера, Триппа и Вайнберга (1961)[11], Локковандта (1976)[12] и Нэво (1986)[13], а также на то, что некоторыми исследованиями всё же поддерживается мнение о достоверности графологических методик анализа почерка (Крамбо и Стокхольм[14]), подавляющее большинство исследователей[15] считает окончательно доказанным отсутствие у методов графологии какой-либо предсказательной способности.

Так, показана несостоятельность методов графологии при оценке черт личности[13] и её деловых качеств[16]. В частности, графологам не удалось предсказать результаты тестирования личности по методике Айзенка[17] и показатели исследования черт личности по методике Майерс-Бриггс[18]; в целом мета-анализ более 200 исследований показал, что графологи оказались неспособны предсказать наличие любой черты личности, выявляемой по любой методике тестирования[19].

Аналогично графологам не удалось достоверно оценить и трудовые способности человека: профессиональные графологи давали такую же по степени достоверности оценку, как и люди «с улицы»[20]; широкий обзор публикаций, который произвели Кинг и Кёхлер, подтвердил, что в десятках исследований было показано отсутствие связи механических особенностей почерка (например, наклона) с трудовыми способностями человека[16].

При проверке методов графологии оказалось, что на поверку они являются «попросту набором интуитивных догадок, основанных на отождествлении слов, описывающих свойства почерка, со словами, описывающими свойства характера»[21].

Графологию не следует смешивать с изучением почерка в ходе предварительного расследования уголовных дел, которое имеет в основном криминалистические задачи (см. почерковедение).

Примечания

  1. Попов Ю. Н. Графология // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — Т. 7. Гоголь — Дебит.
  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. — 3-е изд. —СПб.: Питер, 2004. — 558 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-290-1
  3. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ: Учебник для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ; СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В. Л. Обухова, Ю. Н. Солонина, В. П. Сальникова и В. В. Васильковой.— СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
    «Еще ближе в интересующей нас вненаучной познавательной деятельности такие протонаучные способы мышления, как парафизика (лозоискательство, левитация), парапсихология (ясновидение, телепатия, телекинез), алхимия, астрология, а также хиромантия, графология, френология, уфология, философский герметизм».
  4. The use of graphology as a tool for employee hiring and evaluation, British Columbia Civil Liberties Association. Проверено 22 февраля 2008.
    «On the other hand, in properly controlled, blind studies, where the handwriting samples contain no content that could provide non-graphological information upon which to base a prediction (e.g., a piece copied from a magazine), graphologists do no better than chance at predicting the personality traits»
  5. 1 2 Scott O. Lilienfeld, Kristin Landfield Science and Pseudoscience in Law Enforcement: A User-Friendly Primer // Current Perspectives in Forensic Psychology and Criminal Behavior / Curt R. Bartol, Anne M. Bartol. — SAGE, 2012. — С. 24-35. — ISBN 9781412992442
  6. 1 2 Elsevier’s Dictionary of Psychological Theories / J Roeckelein. — Elsvier Science, 2006. — С. 253. — ISBN 9780444517500
  7. Suzanne Bell Dictionary of Forensic Science. — Infobase Publishing, 2004. — С. 107-108. — P. 107.
  8. Grafology // MSN Encarta.
  9. Pseudoscience // Britannica Student Encyclopædia.
  10. Duffy J.; Wilson G. Writing wrongs. BBC News Magazine. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 24 июня 2008.
  11. Fluckwinger A., Tripp C. A., Weinberg G. H. (1961). «Обзор экспериментальных исследований в графологии (A Review of Experimental Research in Graphology): 1933 — 1960». Восприятельные и моторные навыки (Perceptual And Motor Skills) (12): 67–90.
  12. Lockowandte O. (1976). «Present status of the investigation of handwriting psychology as a diagnostic method». Catalog of Selected Documents in Psychology (6): 4–5.
  13. 1 2 Nevo B. Scientific Aspects Of Graphology: A Handbook.— Springfield, IL: Thomas, 1986
  14. Crumbaugh J. C., Stockholm E. (April 1977). «Validation of Graphoanalysis by «Global» or «Holistic» Method». Perceptual And Motor Skills 44 (2): 403–410.
  15. Ben-Shakar G., Bar-Hillel M., Blum Y., Ben-Abba E., Flug A. (1986). «Can graphology predict occupational success? Two empirical studies and some methodological ruminations». Журнал прикладной психологии (Journal of Applied Psychology) 71: 645–653.
  16. 1 2 King R. N., Koehler D. J. (2000). «Illusory Correlations in Graphological Inference». Journal of Experimental Psychology: Applied 6 (4): 336–348. DOI:10.1037/1076-898X.6.4.336.
  17. Furnham A.; Gunter B. (1987). «Graphology and Personality: Another Failure to Validate Graphological Analysis.». Personality And Individual Differences 8: 433–435. DOI:10.1016/0191-8869(87)90045-6.
  18. Bayne R., O’Neill F. (1988). «Handwriting and personality: A test of some expert graphologists’ judgments». Guidance and Assessment Review (4): 1–3.
  19. Jennings D. L., Amabile T. M., Ross L. Informal covariation assessment: Data-based versus theory-based judgments / In: D. Kahneman, P. Slovic, & A. Tversky (Eds.), Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. — Cambridge, England: Cambridge University Press. — P. 211-238.
  20. Neter E., Ben-Shakhar G. (1989). «The predictive validity of graphological influences: A meta-analytic approach». Personality and Individual Differences (10): 737–745.
  21. Нудельман Р. Обесславленные науки возвращаются в новом обличье // «Знание — сила». 2002, № 9.

См. также

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *