Что такое апперцепция: Апперцепция. Что такое «Апперцепция»? Понятие и определение термина «Апперцепция» – Глоссарий
Апперцепция — это понятие психо-философского дискурса, выражающее осознанность восприятия, а также его зависимость от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввёл Г. В. Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). «Таким образом, следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния»… (Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х тт., т. 1. — М., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились… во мнении о смертности душ». С тех пор понятие апперцепции стало одним из распространённых в философии и психологии. Наиболее сложное содержание термин «апперцепция» получает в философии И. Канта, который использовал это понятие, чтобы обозначить им «самосознание, производящее представление «я мыслю», которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознании» (Кант И. Критика чистого разума. — М., 1998, с. 149). Кант выделяет два вида апперцепции: эмпирическую и трансцендентальную. В отличие от эмпирической апперцепции, которая представляет собой всего лишь «субъективное единство сознания», возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, трансцендентальная апперцепция является априорной, первоначальной, чистой и объективной. Именно благодаря трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение всего данного в наглядном представлении многообразия в понятие объекта. Главное утверждение Канта, которое он сам называл «высшим основанием во всём человеческом знании», состоит в том, что единство чувственного опыта (наглядных представлений) заключено в единстве самосознания, но никак не наоборот. Именно для утверждения изначального единства сознания, навязывающего свои категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие трансцендентальной апперцепции: «… Единство сознания есть то непременное условие, которым создаётся отношение представлений к предмету… то есть превращение их в знание; на этом условии, следовательно, основывается возможность самого рассудка» (там же, с. 137–138). Другими словами, чтобы наглядные представления стали для субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их как свои, то есть объединить со своим «Я» посредством выражения «я мыслю». В XIX–XX веках понятие апперцепции получило развитие в психологии как истолкование нового опыта путём использования старого и как центр или основное начало всей психической деятельности. В русле первого понимания И. Ф. Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперцепционной массы»), при этом новые представления пробуждают старые и смешиваются с ними, образуя некий синтез. При таком понимании термин «апперцепция» фактически являлся синонимом объёма внимания. В рамках второго понимания В. Вундт считал апперцепцию проявлением воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчётливое осознание психических явлений. При этом апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда-то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий. Как один из основателей экспериментальной психологии Вундт сделал даже попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции, выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу «апперцепционных центрах». Подчёркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определённых условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита). Продолжение исследований в этой области привело к появлению гештальт-психологии. В современной психологии апперцепция понимается как зависимость каждого нового восприятия от общего содержания психической жизни человека. Апперцепция толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта. Психология исходит из того, что психическое отражение какого-либо предмета не является отражением зеркальным. В результате овладения новыми знаниями человеческое восприятие непрерывно изменяется, приобретает содержательность, глубину и осмысленность. Апперцепция может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые характеристики личности (мировоззрение, образование, привычки и так далее), во втором — психическое состояние непосредственно в момент восприятия (настроение, мимолётные чувства, надежды и так далее). Физиологической основой апперцепции является сам системный характер высшей нервной деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных связей в коре головного мозга. При этом большое влияние на апперцепцию оказывает доминанта — мозговой центр наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу остальных нервных центров. |
АППЕРЦЕПЦИЯ • Большая российская энциклопедия
В книжной версии
Том 2. Москва, 2005, стр. 125
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: А. Н. Ждан
АППЕРЦЕ́ПЦИЯ (от лат. ad – к и perceptio – восприятие), термин в философии и психологии, обозначающий осознанность и связность восприятия, а также процесс соединения нового представления с прошлым опытом. Термин «А.» ввёл Г. В. Лейбниц для обозначения активного и сознат. восприятия в отличие от бессознат. перцепции в полемике с Дж. Локком, утверждавшим пассивность сознания в некоторых формах восприятия, и Р. Декартом, отрицавшим неосознаваемое восприятие. В дальнейшем понятие А. используется для объяснения деятельной природы и единства сознания. И. Кант называет А. самосознание, различая эмпирич. А. – сознание конкретных состояний субъекта, возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, и первоначальную, или чистую, А., носящую априорный характер, – то сохраняющееся в потоке перцепций единство самосознания (самотождественное «Я мыслю»), которое сопровождает все остальные представления и обусловливает их единство. В психологии И. Гербарта А. означает зависимость восприятия – и вообще всякого усвоения нового – от прошлого опыта субъекта: новые впечатления могут проникнуть в сознание лишь при условии поддержки родств. представлениями прежнего опыта. У В. Вундта А. предстаёт как принцип работы сознания, отличный от простого ассоциирования, хотя генетически и связанный с ним: все активные процессы сознания – внимание, воля, воображение, рассудок – суть образования А. как творческой силы душевной жизни, противостоящей ассоциативным процессам механич. сцепления представлений.
В совр. психологии понятие А. практически не употребляется, хотя зависимость восприятия от жизненного опыта личности иногда обозначается этим термином.
Апперцепция — Психологос
Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них — разная апперцепция.
Другое определение апперцепции — это психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).
Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия.
Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.
Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.
Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.
АППЕРЦЕПЦИЯ — Что такое АППЕРЦЕПЦИЯ?
Слово состоит из 11 букв: первая а, вторая п, третья п, четвёртая е, пятая р, шестая ц, седьмая е, восьмая п, девятая ц, десятая и, последняя я,
Слово апперцепция английскими буквами(транслитом) — appertseptsiya
Значения слова апперцепция. Что такое апперцепция?
Апперцепция
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad—к и perceptio— восприятие)— понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений.
Философская энциклопедия
Апперцепция (лат. ad — к и лат. perceptio — восприятие) — одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания…
ru.wikipedia.org
АППЕРЦЕПЦИЯ [латинск. apperceptio — восприятие] — термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов…
Лит. энциклопедия. — 1929-1939
АППЕРЦЕПЦИЯ — механизм человеческой психики, феномен, который возникает при восприятии новой информации, фактов, событий и мнений, когда на понимание этого нового и отношение к нему существенно влияют уже имеющиеся у человека взгляды…
Нейролингвистическое программирование
Апперцепции единство трансцендентальное
Апперцепции единство трансцендентальное (Transzendentale Einheit des Apperzeption — нем.). Понятие кантовской философии, играющее важнейшую роль как в теории. познавательных способностей, так и в системе трансцендентальной. философии Канта в целом.
Васильев В. Термины кантовской философии
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ — сетка категорий предшествующего исторического типа научного познания, сквозь призму которого в науке воспринимается любое вновь познаваемое содержание.
Лебедев С.А. Философия науки. — 2004
Тест тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации
Тест тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации Ревалидизация Ю. М. Орлова, Н. Д. Твороговой. ТАТ — проективная методика, усовершенствованная Р. Хейнсом, Д. Вероффом и Д. Аткинсоном (1958)…
Психология общения: энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М., 2011
ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ АППЕРЦЕ́ПЦИЯ
ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ АППЕРЦЕ́ПЦИЯ термин кантовской теории познания; означает априорное единство самосознания, составляющее условие возможности всякого знания (см. Априори).
Философская энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ АППЕРЦЕ́ПЦИЯ — термин кантовской теории познания; означает априорное единство самосознания, составляющее условие возможности всякого знания (см. Априори).
Философская энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ — термин Канта, обозначающий априорное, т. е. существующее до всякого опыта, первоначальное, чистое и неизменное сознание, к-рое якобы служит условием единства мира явлений, получающего от него свои формы и законы.
Философский энциклопедический словарь. — М., 1989
Трансцендентальное единство апперцепции
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ (нем transzendentale Einheit der Apperzeption)— понятие философии Канта, введенное им в “Критике чистого разума” Апперцепцией вообще Кант называет самосознание…
Философская энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ (нем transzendentale Einheit der Apperzeption)— понятие философии Канта, введенное им в “Критике чистого разума” Апперцепцией вообще Кант называет самосознание…
Философская энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ (нем transzendentale Einheit der Apperzeption)— понятие философии Канта, введенное им в «Критике чистого разума» Апперцепцией вообще Кант называет самосознание…
Новая философская энциклопедия. — 2003
Русский язык
Апперце́пци/я [й/а].
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
- апперкот
- апперцептивный
- апперцепционный
- апперцепция
- апперципировать
- аппетитик
- аппетитнейший
Апперцепция — примеры, трансцендентальное единство апперцепции
Апперцепция – это свойство психики, которое способствует условному восприятию объектов окружающего мира, согласно своему опыту, интересам, мировоззрению и взглядам. Понятие апперцепция означает осмысленное, внимательное и вдумчивое восприятие. Бывает, что различные люди наблюдают нечто одно, но у них всех может сложиться различное впечатление об увиденном. Это происходит в силу их способа мышления, прошлого опыта, фантазии и восприятия – это и называется апперцепцией. У всех людей она разная.
Апперцепция это в психологии понятие, которым описывается психический процесс, обеспечивающий отношение зависимости восприятия объектов и явлений из прошлого опыта личности, её знаний, направленности, мотивов и целей, текущей основной деятельности, личностных особенностей (эмоций, установок и др.).
Апперцепция восприятия это осмысленный процесс созерцания вещей и явлений окружающего мира. На апперцепцию большое влияние оказывают интересы и влечения человека, его характер, способности, эмоциональное состояние, социальный статус, поведение и другие факторы.
Также на апперцепцию влияет психическое состояние, актуальная установка, поставленные задачи и цели деятельности.
Примеры понятия апперцепция: человек, специализирующийся на ремонтах квартир, придя на новоселье, будет в первую очередь замечать все тонкости сделанного ремонта, если работа была сделана не совсем качественно, то он это увидит, хотя другим людям будет казаться, что все нормально. Другой пример апперцепции: человек, пришедший в магазин за покупками, будет ориентироваться на то, что ему необходимо купить, а не на весь ассортимент товаровю
Апперцепция это в психологии термин, введенный Г. Лейбницом. Понятие апперцепция по Г. Лейбницу содержит в себе психические процессы памяти и внимания, является условием развитого самосознания и познания. После эпохи Лейбница понятие апперцепция изучалось многими психологами и философами – И. Кантом, В. Вундтом, И. Гербартом и другими.
И. Кант в отличие от Лейбница не ограничивал апперцепцию высшим уровнем познания, а считал, что ею обуславливаются сочетания представлений. Он различал апперцепцию эмпирическую и трансцендентальную.
И. Гербарт характеризовал апперцепцию, как процесс приобретения знаний, в котором воспринятые характеристики нового объекта или явления связываются с существующими знаниями, сбереженными в опыте. Также И. Гербарт ввел понятие «апперцептивная масса», которым обозначил предварительно приобретенные знания. Его представление демонстрирует, что понимание и учение зависят от осознания того, что между последними идеями и имеющимися знаниями есть связь.
В. Вундт апперцепцией считал активный интеллектуальный процесс избрания и структурирования внутреннего накопленного опыта, центра внимания в области сознания. В. Вундт активно использовал данный термин в экспериментальной психологии, но в актуальное время, понятие апперцепция встречается все реже. Но, концепции, заложенные в данном понятии, очень важны, поэтому делаются попытки введения этого термина в повторное употребление в науке.
Термин «апперцепция» используется в большей мере представителями когнитивной психологии. Вместе с существующим понятием апперцепции, американским психологом Брунером было выделено еще понятие социальная апперцепция, под которой понимают процесс восприятия материальных предметов, социальных групп, отдельных личностей, этнических национальностей, народов и так далее. Брунер выяснил, что субъекты апперцепции могут в достаточной степени влиять на личную оценку.
Социальная апперцепция позволяет индивидам в процессе восприятия быть более субъективными и пристрастными, нежели в восприятии предметов или каких-то явлений.
Социальная апперцепция восприятия это влияние группы, их мнений и настроений, хода совместной деятельности на человека, на его оценки.
Происхождение апперцепции является биологическим, культурным и историческим. Апперцепции являются и врожденными и приобретенными в то же время. Целостность апперцепции человека можно объяснить только через единство мира и строения человека. Нейрофизиологические данные о различении ощущений и восприятий согласуется с психологическими знаниями о человеке.
Трансцендентальная апперцепция
Кант рассматривал апперцепцию, как трансцендентальное единство апперцепций. Под ней он понимал единство самосознания, представление «Я мыслю», принесенное всякому мышлению и одновременно не относящееся к чувственности. Это представление сопровождает все другие установки и является с ними тождественным в любом сознании.
Трансцендентальное единство апперцепции – это целостность сознания любого мыслящего субъекта, относительно которого является допустимым представление о предметах и объектах. После написания Кантом труда «Аналитика понятий», в котором он дает перечень первоначальных понятий синтеза, посредством которых человек может соображать что-либо в разнообразии наглядного представления, автор реализовывает идею трансцендентальной дедукции категорий. И. Кант видел цель этой дедукции в конституировании доступных для познания объектов, как приложения категорий к созерцанию.
Кант делает попытки отыскать в рассудке источник всевозможных типов связей и синтезов. Он называет этот источник изначальным единством, без существования которого не было бы реальным всякое синтезирующее действие. Объективным условием возможности реализации синтезов рассудка и «объективности знания» является единство человеческого «Я», целостность сознания мыслящего индивида.
Проводя исследования этого единства сознания субъекта, Кант говорит, что оно не сможет являться результатом опыта или познания, поскольку априорно и является фактором возможности подведения разнообразности чувственного представления до априорного единства. Именно эта принадлежность чувственной многообразности к единому сознанию становится высшим объективным условием возможности синтезов.
Представление, которое может быть предано всякому мышлению, у Канта называется созерцанием. Вся разнообразность в созерцании относится к представлению «я мыслю» в субъекте, в котором имеется это разнообразие. Это представление является актом спонтанности, то есть чем-то не принадлежащим чувственности. Именно это и является апперцепцией, сознанием, поднимающим идею – «я мыслю», которое должно сопровождать другие представления и оставаться одним во всяком сознании.
Трансцендентальное единство апперцепции дано изначально, как базовое неотъемлемое человеческое свойство и Кант отвергает идею, согласно которой это единство было данное Богом. Опыт человека и естествознание становятся возможными, благодаря наличию в разуме априорных категорий и приложения их к чувственным данным.
Кант считал, что представление «я мыслю» способно выражать акт человеческого существования, этим уже было дано существование субъекта, но ему не было дано понимание того способа, которым необходимо его определять. Выходит, что «я не способен определить себя, как самодеятельное существо, но могу представить самодеятельность собственного мышления». Из этой формулировки возникает идея «вещи в себе». Подобно процессу познания человеком явлений внешнего мира синтезом рассудка многообразия, таким же самым образом, человек познает и себя.
Внутреннее человеческое Я является результатом воздействия на внутреннее субъективное ощущение «вещи в себе». Каждый человек является «вещью в себе».
Концепция другого мыслителя, Фихте, содержится в том, что его видение трансцендентальной апперцепции заключается в акте созерцания, посредством рассудка, в действии, в котором этот самый рассудок является интуитивным. Согласно идее Фихте, в процессе апперцепции впервые порождается человеческое «Я», таким образом, сознание делается тождественным самосознанию, оно рождается от влияния самого человека в ходе интеллектуальной интуиции.
В трансцендентальной апперцепции язык играет большую роль. Языки являются субстратом априорных правил, имеющих заранее выдвинутое решение о возможном объяснении, описании всех вещей в такой мере, в которой они создают некоторую закономерную взаимосвязь. Так достигается единство в осознании предметов и самосознания. Современное изучение науками человека, исходящее из семиотического или аналитического языкового основания рефлексии, постулирует то, что через интерпретацию знаков должна достигаться интерсубъективная единая интерпретация мира.
Трансцендентальность силы воображения берет на себя роль начального момента и опосредствования рассудка и чувственности, субъекта и объекта, представления и предмета и так далее. С помощью воображения осуществляется связь чувственности с рассудком, образуется чувственно понятие, с помощью которого осознается, то есть создается предмет знаний, предмет субъективной деятельности человека. Воображение является способностью к самому важному акту познания, с помощью которого реализовывается функция систематизации в сфере чувственно-рассудочной деятельности и в теоретическом познании, содействуя систематичности и единству самого познания в целом.
Перцепция и апперцепция
Известный немецкий психолог Г.В. Лейбниц разделил понятие перцепция и понятие апперцепция. Перцепцию он понимал, как явление примитивного, бессознательного, неопределенного представления какого-нибудь содержания, то есть нечто нечеткое, неясное. Апперцепции он давал другое определение, он считал, что это осмысленная, четкая, понятная категория восприятия.
Апперцепция имеет связь с прошлым духовным опытом человека, его знаниями, способностями. Апперцепция является рефлективным актом, с помощью которого человек способен постичь себя, понять свое «Я», на что не способно явление неосознаваемой перцепции.
Необходимо понимать это важное отличие между неосознанным восприятием внутренних процессов – перцепцией и апперцепцией, то есть сознательным восприятием, познанием своего внутреннего мира и его состояния.
Картезианцы немного ранее говорили о том, что неосознаваемые данные апперцепции не несут в себе смысла, что их значение не велико, исходя из этого, они подкрепили свое мнение о смертности самой души.
Апперцепция является важным психическим свойством индивида, которое выражается в процессе условного восприятия предметов и явлений от всего окружающего мира на основании мировоззрения человека, его интересов и личного опыта взаимодействия с предметами или явлениями.
Перцепция – это процесс приема и преобразования сенсорной информации, основываясь на которой создается субъективный образ явлений или объекта. С помощью данного понятия человек способен понять себя и особенности другой личности, и на основе этих знаний устанавливать взаимодействие, и проявлять взаимопонимание.
Г. Лейбниц продемонстрировал, что апперцепция это базовое условие самосознания. Позже он дополнил это определение процессами памяти и внимания. Таким образом, это понятие еще более расширилось и стало пониматься, как сочетание самых главных психических процессов.
Лейбниц в свое время употреблял термин перцепции в качестве не доходящего до сознания впечатления, которое отбивается на органах человеческих чувств, но такое определение уже отошло и в современной психологии перцепция понимается, как, тоже самое, что и восприятие.
Под апперцепцией понимается то ощущение, которое было уже воспринято сознанием. Понятия апперцепция примеры существуют самые разные, но для наглядности можно один привести. Если вблизи раздается звук, то он только сотрясает барабанную перепонку уха, но до самого человеческого сознания он уже не имеет возможности дойти – это простая перцепция, если человек обращает свое внимание на этот звук, пытается его уловить, сознательно услышать, понять, о чем он извещает – это уже апперцепция. Следовательно, апперцепция – это полностью сознательный процесс восприятия известного ощущаемого впечатления и он служит, своего рода, переходом от впечатления до познавания. Данный термин употребляется в узком и в широком смысле.
Первоначально воспринятые впечатления объединяются в одно общее представление о предмете, таким образом, из этих впечатлений формируются простейшие и базовые понятия. В этом смысле И. Кант извещает о процессе синтеза понятий, он даже старается доказать, что формы данного синтеза, роды сочетаний впечатления, понятие пространства и времени, основоположные формы понятий о категориях формируют прирождённое истинное достояние человеческого духа, которое не вытекает из непосредственного наблюдения.
Посредством этого синтеза, новое сформированное впечатление с помощью сравнения, сопоставления и других процессов, включается в перечень уже созданных понятий, наблюдений, впечатлений, находящихся в памяти, и занимает своё постоянное место между этими явлениями.
Данный процесс приобретения, усвоения и слияния понятий в единый круг, который будет все время расширяться за счет обогащения сознания новыми понятиями, представляет апперцепцию, как она есть в широком значении этого слова.
Немецкий психолог и философ И. Гербарт наводил интересное сравнение этого процесса апперцепции и процесса переваривания пищи в желудке человека.
Оба рода апперцепции не сильно отделяются друг от друга, поскольку вообще, восприятие какого-то отдельно взятого впечатления обуславливается деятельностью, образованной на основе сопоставления, сравнения, соединения, это можно наблюдать, когда человек пытается определить величину какого-то предмета.
Современная психология рассматривает апперцепцию, как зависимость каждого поступающего восприятия от всеобщего содержания психологической сферы человека. Под апперцепцией разумеется процесс осмысленного восприятия, благодаря которому, в связи со знаниями жизненного опыта, человек может выдвигать гипотезы об особенностях воспринимаемого предмета или явления. Современная психология исходит из данных о том, что психическое отображение любого воспринимаемого объекта не является зеркальным отражением этого самого объекта. Поскольку человек овладевает все время новыми знаниями, его восприятие находится в состоянии постоянной изменяемости, оно становится содержательным, глубоким и осмысленным.
Восприятие может быть более успешным и отличаться необходимой правильностью, полнотой и глубиной только при определенной соответствующей апперцепции. Знание такой закономерности апперцепции обвязывает партнеров учитывать прошлый жизненный опыт каждого из них, характер их знаний, направленность интересов и одновременно содействовать формированию нового опыта, усовершенствованию и пополнению знаний.
Социальная перцепция – это сложный процесс восприятия. Он содержит в себе: восприятие внешних признаков окружающих людей; последующее соотношение полученных результатов с реальными личностными факторами; интерпретация и прогнозирование на полученной основе возможных действий.
В социальной перцепции всегда имеется оценка одним человеком другого и формирование личного отношения к нему, проявляющееся в поступках и эмоциях, в результате чего происходит построение личной стратегии деятельности.
Социальная перцепция включает межличностное, само- и межгрупповое восприятие.
В узком значении социальную перцепцию обозначают, как межличностное восприятие внешних признаков, их соотношение с индивидуальными свойствами, интерпретацию и прогнозирование соответствующих поступков.
Социальная перцепция имеет два аспекта: субъективный (субъект – воспринимающий человек) и объективный (объект – человек, которого воспринимают). Перцептивный процесс взаимодействия и общения является взаимным. Личности воспринимают друг друга, оценивают и не всегда эта оценка бывает верной и справедливой.
Социальная перцепция имеет специальные особенности: активность субъекта социального восприятия, которая означает, что этот субъект (индивид или группа) не безразличен и не пассивен относительно к воспринимаемому, как это может быть в случае восприятия материальных, неодушевленных предметов.
Объект, как и субъект социальной перцепции, имеют взаимное воздействие, они стремятся модифицировать представления о себе на положительные. Воспринимаемые явления или процесс являются целостными, представляют, что внимание субъекта социального восприятия концентрируются не на моментах создания образа, как конечного результата отображения воспринимаемой действительности, а на оценочных и смысловых интерпретациях объекта перцепции. Мотивация субъекта социальной перцепции свидетельствует, что восприятие объектов социального направления, характеризуется слитностью познавательных интересов и эмоционального положения и отношения к воспринимаемому, зависимостью социального восприятия от мотивационно-смысловой направленности воспринимающего.
Примеры социальной апперцепции: восприятие участниками группы друг друга или индивидов из другой группы; восприятие человеком себя самого, своей группы и других групп; восприятие группой своего участника, членов других групп и наконец, восприятие одной группы другой.
В социальных и психологических науках, как правило, выделяют четыре главные функции социальной перцепции. Первая функция – это познание субъектом себя самого, что является первоначальной базой в оценке других людей. Второй функцией социальной перцепции является познание партнеров по взаимодействию между собой, что дает возможность ориентироваться в социальном обществе. Третья функция – это установление эмоциональных контактов, которыми обеспечивается выбор самых надежных и предпочтительных собеседников и партнеров. Четвертая функция социальной перцепции – это формирование готовности к общей деятельности на принципе взаимопонимания, позволяющей достигать больших успехов.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!это, определение слова, понятие. Что такое Апперцепция, значение, словарь, энциклопедия
Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М
(от лат. ad – к и perceptio восприятие), ясное осознание, зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию зависимость восприятия от устойчивых особенностей…
Философский словарь
(от лат. ad — при, perceptio — восприятие) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннеесостояние ума, направленное на представление о…
Новейший философский словарь
АППЕРЦЕПЦИЯ (лат ad — к и percepcio — восприятие) — термин, введенный Г Лейбницем для обозначения процессов актуализации элементов восприятия и опыта, обусловленных предшествующим знанием и составляющих активное самосознание монады С тех пор А является одним из ведущих понятий…
Психологический словарь
(от лат. ad — к и perceptio — воспринимаю) — влияние на восприятие — предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин «»апперцепция»» был введен Г. 
Психологическая энциклопедия
(Apperception). Восприятие, включающее субъективную интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств.
Психологическая энциклопедия
(Apperception; Apperzeption) — термин, принадлежащий в равной степени общей психологии; обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его личностных и индивидуальных особенностей. Юнг различает активную и пассивную…
Психологическая энциклопедия
(лат. ad — к, до, при, perceptio — восприятие). Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным…
Психологическая энциклопедия
Словообразование. Происходит от лат. ad — к + perceptio — воспринимаю. Автор. Г.Лейбниц. Категория. Теоретический конструкт для объяснения феноменов восприятия. Специфика. Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов…
Психологическая энциклопедия
Психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что его обозначают как понятое, постигнутое или ясное. /78- Bd.I. S.322/ Различают активную и пассивную апперцепцию; первая есть процесс, при котором субъект от себя, по…
Психологическая энциклопедия
(apperception) — (в психологии) состояние, при котором характеристики предмета, окружающая обстановка и т.д. воспринимаются человеком с учетом имеющихся у него знаний и опыта.
Апперцепция – что это такое, примеры, отличия от перцепции, особенности разных видов
Если говорить максимально просто и незатейливо, то апперцепция – это когда человек обратил на что-то внимание и сразу же понял, что увидел. Впервые термины апперцепция и перцепция разделил выдающийся ученый в области многих наук Г. Лейбниц.
Что такое апперцепция?
Давая определение, что такое апперцепция в психологии, стоит отметить, что это психические процессы высшего порядка, которые направленные на обеспечение зависимости явлений и предметов от того опыта, который человек получил ранее, от целей, мотивов и от личностных особенностей, таких как аттитюды, чувства, темперамент и так далее. По теории Лейбница апперцепция включает внимание человека и его память, являясь важным и необходимым условием для самосознания и высшего познания.
Апперцепция восприятия – примеры
Хороший пример апперцепции восприятия в психологии можно привести из тех, с которыми почти каждый сталкивался. Человек, работающий редактором, читая посты в соцсетях будет постоянно замечать ошибки, парикмахер-колорист при встрече с женщиной, у которой окрашены волосы, первостепенно обратит внимание на покраску, ее качество, детали и прочее. Апперцепцией называют то, что мы воспринимаем в данный момент в зависимости от внутреннего состояния и накопленного ранее опыта.
Другие примеры апперцепции восприятия:
- Человек голоден и вместо «обувь» на вывеске может прочесть «обеды».
- Если в аудитории повесить надпись «Не разгоривать!», то все прочтут ее, как «Не разговаривать!», то есть, человек не прочтет написанное, а по сути, узнает, потому что он уже когда-то сталкивался с ней.
- Просматривая программу телепередач, чтобы найти время трансляции футбольного матча, на вопрос, во сколько будет премьера сериала, он вряд ли ответит.
Апперцепция и перцепция – разница
Понятия перцепция и апперцепция в психологии имеют сходства, потому что оба означают восприятие, но их отличают особенности этой способности человека.
- Перцепция – это смутное восприятие, еще не дошедшее до сознания, связанное в большей степени с органами чувств. Оно бессознательное, размытое, примитивное.
- Апперцепция – сознательное, осмысленное, это ясность сознания, когда мы воспринимаем что-либо очень четко и осознаем то, что воспринимаем.
Виды апперцепции
Изучалась апперцепция восприятия множеством выдающихся ученых и каждый внес свою лепту в раскрытие вопроса об этом понятии и систематизацию полученных знаний. Так, И. Кант выделил два вида апперцепции: эмпирическую и трансцендентальную. Таким вариантом классификации пользуется много современных ученых, целиком и полностью согласных с теорией Канта.
Трансцендентальная апперцепция
Этот термин из теории Канта означает, что трансцендентальная апперцепция – это то, что априори заложено в субъекте, это единство самосознания, не зависящее от полученного опыта, но являющееся основой для получения всякого знания. По Канту единство апперцепции, которое мы рассматриваем как априорное трансцендентальное, изначально существует, как неотъемлемое человеческое свойство. Оно никак не зависит от накопленных опыта и знаний, оно есть фундаментальное, само собой разумеющееся и дающее основы для получения и накопления новых знаний.
Эмпирическая апперцепция
В отличие от трансцендентальной, эмпирическая апперцептивность представляет собой не что иное, как субъективное единство сознания, которое возникает в силу некоторых иных причин, чем в первом случае. Этим причинами являются накопленные опыт и знания, которые по своей сути вторичны и зависят от самых разных личностных характеристик. То есть, субъект воспринимает что-либо благодаря полученным ранее знаниям, ассоциациям с чем-либо, по сути, он воспринимает узнавая. Однако, первостепенное – априорное, трансцендентальное, давшее возможность возникновению эмпирического.
Апперцепция в психологии
Мы выяснили, что апперцепция в психологии – это восприятие человеком тех или иных предметов и явлений при помощи навыков и знаний, полученных ранее. В современном мире философии и психологии различают два вида апперцепции: временную и устойчивую (постоянную), как основные и социальную апперцепцию – особый тип, выведенный и предложенный американским психологом Брунером.
Временная апперцепция
Можно сказать, временная апперцепция – это эмоциональная, вызванная теми чувствами, эмоциями и настроением, которые человек испытывает в какой-то конкретный момент. Она возникает ситуативно и на нее влияют установки эмоционального характера. То есть, в данном случае апперцептивный – это носящий временный характер, а не постоянный, он может постоянно меняться вместе с настроением субъекта.
Устойчивая апперцепция
Во время изучения явления был выделен устойчивый ее тип. Это постоянная апперцепция, которая зависит от существующих характеристик отдельно взятой личности. На этот вид восприятия влияют такие показатели, как мировоззрение, привычки человека, образование и образованность, уровень интеллектуального развития, личные убеждения. В зависимости от самосовершенствования субъекта, его роста интеллектуального и духовного устойчивое восприятие тоже может со временем меняться.
Социальная апперцепция
Этот отдельный вид апперцепции относится к восприятию социума, а не отдельно взятых предметов и явлений. Социальная апперцепция предполагает восприятие целых социальных групп, однако оценка людей в данном случае, более пристрастна и субъективна, чем когда речь идет об апперцептивном восприятии предметов, например. Этот вид апперцепции напрямую связан с социальной стороной нашей жизни, когда нарушается апперцептивное поведение, возникают разного рода негативные явления, несущие вред обществу.
Апперцептивное искажение
У каждого субъекта есть стандартная интерпретация стимула, но у некоторых могут наблюдаться отклонения от стандартов, такой случай и будет означать апперцептивное искажение. При исследованиях применяют различные тестирования и исследовательские методики. Каждый апперцептивный тест предполагает четыре формы искажения:
- Экстернализация. Это прием, применяемый психотерапевтами, заключающийся в рассмотрении проблем личности, как внутренних характеристик.
- Сентизация. Это вид терапии, направленный на преодоление нежелательного поведения, которое в большинстве случаев ассоциируется с малоприятными представлениями психического характера.
- Простая проекция. Это влияние на апперцепцию аффективных состояний, которые сопровождали человека в прошлом, и ее искажение. Например, человек может ненавидеть кого-то, являясь убежденным, что у объекта ненависти тоже есть повод ненавидеть. То есть, это приписывание другим тех качеств, чувств и эмоций, которые свойственны субъекту.
- Обратная проекция. Это понятие, противоположное предыдущему, когда личность приписывает себе качества, которыми не обладает, но очень хочет ими обладать или приписывает свои плохие качества другим людям. Например: бывший алкоголик набрасывается на всех, кто употребляет спиртное и осуждает их, тот, кто остро поднимает гей-тему, возмущается парадами и в каждом стильном мужчине видит гея – вероятно, сам латентный гей, борцы за нравственность осуждают мини-юбки только потому что воспитывались в семьях, где им не было позволено их носить, хотя очень хотелось (у них девушки в мини – легкого поведения).
Апперцептивные галлюцинации
Когда апперцептивное восприятие дает сбой, это может повлечь искажение и дальнейшие проблемы. Если рассматривать причину такого явления, как апперцептивные галлюцинации, то стоит отметить, что они бывают двух видов и оба являются следствием психических отклонений. Но об этом немного позже.
Для начала необходимо понять, что же такое галлюцинация. Это расстройство восприятия, которое влечет за собой всплывание разных образов без наличия реальных объектов. Галлюцинации могут быть не только зрительными, но и слуховыми (например, голоса в голове), тактильными, обонятельными, то есть, подразделяться по органом чувств.
Апперцептивные галлюцинации имеют четкое отличие механизма их появление от других известных. Такого рода галлюцинации возникают при помощи волевого усилия человека. Он, как бы, заставляет себя их испытать и страстно этого желает. Например, человек, страдающий шизофренией заставляет себя испытать слуховые галлюцинации и через некоторое время ему действительно начинают слышаться голоса в голове и прочие звуки.
Итак, переходим к рассмотрению двух видов апперцептивных галлюцинаций:
- Абстрактная фонторемия. Заключается в отнятии своих собственных мыслей и вколачивание в голову чужих.
- Конкретная фонторемия. Появляется на фоне собственных воспоминаний, которые вроде как всплывали ранее в галлюцинациях.
определение апперцептива The Free Dictionary
(16) Нет оригинала: апперцептивные действия, которые редуктивные формы способствуют увеличению дистанции между зрителем и произведением. МакДауэлл также утверждает, что его неортодоксальная интерпретация раскрывает ранее игнорировавшееся, но исключительно важное значение LBD, а именно то, что для Гегеля: «эмпирическое сознание становится апперцептивным сознанием» (2009: 164). Некоторые из них рассматривают эмпатию как врожденный механизм, другие как усвоенный феномен; в то время как некоторые исследователи различают несколько типов эмпатии: связанная с настроением (возникающая при ощущении объекта в наблюдаемом произведении искусства), апперцептивная (основанная на зрительной и слуховой апперцепции), интеллектуальная (являющаяся основой для развития речи, поскольку речь всегда была отражение интеллектуального развития, от примитивных форм до тех, которые происходят сегодня), и этического (состоящего из альтруистических действий, которые являются основой для создания обществ) [4-9].(3) Зрительные агнозии классифицируются как апперцептивные или ассоциативные. Подчеркивается, что донорство органов может быть сделано с живыми людьми, в таких случаях, как печень, почки, легкие и костный мозг, или в случае смерти от энцефалии, которая, согласно Федеральный совет по медицине (CFM) представляет собой необратимую остановку энцефальных функций, характеризуемую как апперцептивная кома с отсутствием двигательной реакции и апноэ (CFM, 1997). Благодаря опыту главного героя, который не может сформировать новые долговременные воспоминания, Memento драматизирует апперцептивное состояние, описанное Эллсбергом, в котором «повторяются одни и те же паттерны»…. Точнее, для Макдауэлла «Господство и рабство» представляет собой превращение эмпирического сознания в апперцептивное сознание. (83) У Канта (и, в более широком смысле, у Генриха) единство — это апперцептивное достижение, которое «априори предшествует всем концепциям комбинации. » (84) Согласно Платону, эйдос основывает разборчивость как то единство во множестве, которое открыто для noesis. Маркиан берет на себя роль Отца для этого «ребенка, который отличается от других, физически хилым, немощным духом, серьезным по характеру, «к которому Елена не имеет чувств, и он делает это в полном смысле абсолютного отцовства, аккумулируя качества обоих родителей, становясь сущностью, которая, усиливая его защитные способности, в конечном итоге, по-видимому, поглощает слабое существо своим глубоко восприимчивым существом , служащая усилителем неразборчивого бормотания чужой жизни: «Он был страшным ребенком, не умным и не живым; только Марк воодушевлял его, придавал ему силы.В тексте рассматриваются такие темы, как искусство и проективные методы, тест на рисование человека и язык тела, тематические техники апперцепции, информирующие науку об индивидуальности, и другие. без них никакое мышление. Объективность — это функция, продукт синтетической деятельности, посредством которой сознание вызывает собственное апперцептивное единство.Апперцепция | Психология вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательная |
Развивающий |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клиническая |
Образовательная |
Промышленное |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Техники · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические вопросы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Apperception (лат. ad + percipere , воспринимать) имеет следующие значения:
- В эпистемологии это «интроспективное или рефлексивное постижение разумом своих собственных внутренних состояний» (Леджер Вуд в « Рунах »).
- В психологии это «процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется остатками прошлого опыта человека, чтобы сформировать новое целое» (Леджер Вуд в Рунах ). Короче говоря, воспринимать новый опыт по отношению к прошлому опыту.
Пример 1: Мы видим огонь (визуальное восприятие). По апперцепции мы соотносим появление огня с прошлым опытом сгорания. Объединив настоящий и прошлый опыт, мы понимаем, что это ситуация, в которой нам не следует класть руку в огонь и не обжечься. [1]
Пример 2: Богатый ребенок и бедный ребенок, идя вместе, наткнулись на одну и ту же купюру в 10 долларов на тротуаре. Богатый ребенок говорит, что это не очень большие деньги, а бедный ребенок говорит, что это большие деньги. Разница заключается в том, как они воспринимают одно и то же событие — призму прошлого опыта, через которую они видят и оценивают (или обесценивают) деньги. [2]
Генри Мюррей использовал термин «апперцепция» для обозначения процесса проецирования фантазийных образов на объективный стимул.Концепция апперцепции и предположение о том, что мышление каждого человека формируется субъективными процессами, составляют основу Тематического апперцептивного теста (ТАТ). Это было разработано Мюрреем и Морганом (1935).
- В философии Кант отделил эмпирическую апперцепцию от трансцендентальной апперцепции . Первый — это «сознание конкретного актуального я с его изменяющимися состояниями», так называемое «внутреннее чувство». Второй — «чистое, изначальное, неизменное сознание, которое является необходимым условием опыта как такового и окончательной основой синтетического единства опыта» (Отто Ф.Краушаар в Рунах ). См. Кантианство .
- Восточная концепция санскары или самскары также может рассматриваться как форма апперцепции — видение событий через «линзу» накопленных впечатлений.
См. Также []
Список литературы []
- ↑ Из обсуждения апперцепции Уильямом Джеймсом, «Беседы с учителями», глава 14
- ↑ Эволюция восприятия и космология субстанции Кристофера Отта, 2004.
- Руны, Дагоберт Д. (ред.), Философский словарь , Литтлфилд, Адамс и компания, Тотова, Нью-Джерси, 1972.
Внешние ссылки []
апперцепция — определение и значение
Это акт « апперцепции » — взятие множества отдельных свидетельств и опыта и объединение их в единое представление.
Архив 2009-08-01
Это акт « апперцепции » — взятие множества отдельных свидетельств и опыта и объединение их в единое представление.
История современности
Кроме того, некоторые души иногда также могут участвовать в апперцепции , то есть размышлять о своих внутренних состояниях или восприятии.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Это быстрое, управляемое знаниями восприятие, иногда называемое апперцепцией , можно увидеть и у экспертов в других областях.
Mind Hacks: SciAm в сознании экспертов
Это быстрое, управляемое знаниями восприятие, иногда называемое апперцепцией , можно увидеть и у экспертов в других областях.
Mind Hacks: Архив августа 2006
(Психология того времени была особенностью противопоставления сознания или осознания, называемого апперцепцией , восприятию.)
Словарь истории идей
Но образный синтез, когда он имеет отношение только к первоначально синтетическому единству апперцепции , то есть к трансцендентальному единству, осмысленному в категориях, должен, в отличие от чисто интеллектуального соединения, называться трансцендентальным синтезом воображения. .
Критика чистого разума
Учитывая очевидную невозможность оправдания проекта, внутренняя организация которого основывается на нашем принятии гипотезы о вещах, предшествующих опыту, что исключает всякую проверку или фальсификацию опытом, Кант вводит новый тип предсознательной символизации, чтобы гарантировать как самосознательная целостность философского предмета, известного как « апперцепция », так и рациональность и законность его представлений как знания.
Знакомство с прошлым
В концепции Канта моя апперцепция имеет необходимое единство, поскольку все мои репрезентации должны быть основаны «на чистой апперцепции, то есть на полной идентичности самости во всех возможных репрезентациях» (B131 «2, выделено мной).
Трансцендентальные аргументы Канта
Возможно, слово « apperception » процветало в их глазах и ушах, как это часто бывает в наши дни, воплощает в себе такую же мистификацию, как и любая другая вещь.
Беседы с учителями психологии; И студентам о некоторых жизненных идеалах
Apperception — обзор | ScienceDirect Topics
Введение
Согласно Лиссауэру (1890; английский перевод Шеллис и Джексон, 1988), существуют две широкие формы визуальной объектной агнозии, известные на английском языке как апперцептивная и ассоциативная агнозия соответственно. Он предположил, что апперцептивная агнозия отражает неспособность построить сознательное восприятие структуры объекта, тем самым препятствуя узнаванию.Напротив, он считал, что пациенты с ассоциативной агнозией полностью способны достичь такого восприятия, не распознавая объект по совершенно другим причинам. По словам Лиссауэра, пациент с ассоциативным агнозом сможет скопировать рисунок, даже если не сможет его идентифицировать, в то время как пациент с апперцептивным агнозом не сможет скопировать или идентифицировать рисунок. Он утверждал, что у апперцептивного пациента было нарушение на стадии перцептивной обработки (апперцепции), в то время как нарушение в ассоциативной агнозике было на более высоком уровне обработки (ассоциации), где восприятия могли быть связаны с сохраненной семантической информацией.С тех пор экспериментальные исследования показали, что пациенты с ассоциативной агнозией страдают высокоуровневым, но, тем не менее, «зрительным» расстройством, в результате чего они не могут интегрировать детали в визуальные целостности (Farah, 2004; Humphreys and Riddoch, 2013).
Различение Лиссауэра оставалось полезным на протяжении более столетия, по-прежнему служа удобным, хотя и грубым средством классификации отдельных пациентов (Anaki et al., 2007). Более того, кажется разумным поддержать традиционное предположение о том, что место данного пациента в апперцептивно-ассоциативном измерении отражает вероятное местоположение функционального повреждения относительно ранних и поздних стадий обработки визуального распознавания.
В то время как (ap) восприятие можно считать первой стадией процесса распознавания, Лиссауэр придумал неудачный неправильный термин, назвав расстройство восприятия своего пациента формой агнозии. Узнавание требует восприятия, но восприятие — это не вид признания; подобным же образом ошибочное восприятие само по себе не является неудачей распознавания. Другими словами, апперцептивная агнозия по определению Лиссауэра на самом деле не является разновидностью агнозии, а скорее расстройством восприятия, которое (неизбежно) вызывает проблемы с распознаванием.
Хьюлингс Джексон ввел термин «невосприятие» в свое новаторское описание случая зрительной агнозии (1876 г.), которое, если бы оно стало популярным, могло бы предотвратить некоторые ненужные более поздние споры. Уоррингтон (1985), например, чувствовал себя вынужденным утверждать, что пациенты, неспособность распознавания которых вызвана дефицитом элементарного восприятия или различения формы, не могут рассматриваться как имеющие апперцептивную агнозию, а только как имеющие псевдоагнозию. Это поставило Уоррингтона в противоречие с другими специалистами по агнозии, для которых пациенты, которые не могут воспринимать и различать формы, фактически представляют собой воплощение апперцептивной агнозии (Alexander and Albert, 1983; Benson, 1989; Grüsser and Landis, 1991; Farah, 2004).На самом деле, конечно, единственное реальное разногласие между Уоррингтоном и другими авторами было словесным, возникшим из неудачной терминологии Лиссауэра.
Поворотным моментом в истории апперцептивной агнозии стал тщательно изученный случай, известный как мистер С. (Бенсон и Гринберг, 1969; Эфрон, 1969). Бенсон и Гринберг (1969) применили для своего пациента специальный термин визуальная форма агнозия , и эта номенклатура впоследствии стала стандартной. Тем не менее, следует отметить, что Эфрон (1969), который провел подробное психологическое исследование г.С., который раскрыл всю природу своего дефицита восприятия формы, правильно поставил под сомнение уместность термина агнозия. Точно так же Бенсон и Гринберг ясно понимали, что расстройство распознавания объектов у их пациентов было связано с основным дефицитом восприятия формы, а не являлось расстройством узнавания как таковым. Потеря восприятия формы — это, конечно, только одно из нескольких расстройств восприятия, которые могут возникнуть в результате повреждения головного мозга (Warrington, 1985). Сам Лиссауэр включил в «апперцепцию» восприятие цвета, глубины и остроты зрения, к которым можно было бы добавить восприятие текстуры поверхности, контраста, легкости и местоположения, а также восприятие движения.Неупорядоченная обработка любого из этих визуальных качеств может вызвать или усугубить трудности в распознавании объектов.
Что означает апперцепция — Определение апперцепции
Примеры использования слова «apperception».
Здесь очевидно, что ребенок, верный закону апперцепции , истолковал или, скорее, неверно истолковал слова учителя с помощью единственных имеющихся у него идей, которые, казалось, соответствовали произнесенным звукам.
Таким образом, в целом учебник с большей вероятностью соответствует условиям законов апперцепции и самодеятельности, чем метод лекции.
Обучение включает в себя апперцепцию , а апперцепцию всегда придает смысл новым презентациям, активно привнося в них старые знания.
Согласно принципу апперцепции , новый опыт должен организовать себя с любыми мыслями и чувствами, которые сейчас занимают сознание.
Это неуклюжее и искаженное применение принципа апперцепции , перехода от известного к неизвестному.
При обсуждении апперцепции в следующей главе мы увидим, что в процессе получения знаний наши приобретенные идеи и концепции играют наиболее важную роль.
Каждый час школьного труда демонстрирует ценность апперцепции , и учителя должны найти в ней постоянное противоядие от ошибочных методов.
Существует бессознательное использование апперцепции в практических делах жизни, что представляет интерес.
Результатом успешного акта апперцепции всегда является чувство удовольствия или, по крайней мере, интереса.
Когда принцип апперцепции полностью применяется в обучении, переход от одного пункта к другому настолько постепенен и ясен, что доставляет удовольствие.
Напротив, когда апперцепция нарушается, а новое знание понимается и усваивается только наполовину, может возникнуть лишь небольшое чувство удовлетворения.
К этому приятному ощущению легко добавить усилие, при благоприятной возможности, воспроизвести продукт апперцепции , дополнить и углубить его, объединить с другими идеями и так далее, чтобы расширить определенные цепочки мыслей.
Если мы рассматриваем приобретенные знания как объективный результат апперцепции , интерес следует рассматривать как субъективную сторону.
Но в свете апперцепции , приобретенные знания следует сохранять и использовать, поскольку они открывают дверь к большему знанию.
Сначала мы наблюдали, какие существенные услуги apperception оказывает человеческому разуму в приобретении новых идей и каким необычайным облегчением и облегчением обретающая душа обязана ему.
Что такое пример Apperception?
Посмотрите на похожую надпись задания
Получите письменное задание или получите бесплатную консультацию с квалифицированный академический писатель
Проверить ценаСодержание:
- Что такое пример Apperception?
- Что означает Apperceive?
- В чем разница между апперцепцией и опасением по Вундту?
- Что такое теория апперцепции?
- Что такое теория ментальной дисциплины?
- Что такое теория факультета?
- Как развить умственную дисциплину?
- Хочет ли Бог, чтобы мы занимались спортом?
- Разве не заниматься спортом — это грех?
- Как мы почитаем Бога своим телом?
- Что Бог говорит о тренировках?
- Что Бог говорит о здоровье?
Что такое пример Apperception?
Apperception — это процесс изучения новой информации путем соотнесения и включения ее в прошлые знания и опыт.Для , например, , восприятие будет видеть собаку и думать: «Это собака». Апперцепция увидит собаку и подумает: «Эта собака похожа на собаку моего друга Ларри». …
Что означает Apperceive?
глагол (употребляется с объектом), ap · per · ceived, ap · per · ceiv · ing. Психология. иметь сознательное восприятие; постигать. постичь (новую идею) путем ассимиляции с суммой своих предыдущих знаний и опыта.
В чем разница между апперцепцией и опасением по Вундту?
Процесс, посредством которого любой такой контент — это , доводится до ясного понимания, мы называем апперцепцией .В отличие от этого, восприятие , которое — это , не сопровождаемое состоянием внимания , мы обозначаем восприятие .
Что такое теория апперцепции?
Согласно Иоганну Фридриху Гербарту апперцепция — это процесс, с помощью которого совокупность или «масса» представлений систематизируется (система апперцепций) путем наращивания новых элементов, либо смысловых данных, либо как продукта внутренней работы человека. разум.
Что такое теория ментальной дисциплины?
1. Теория умственной дисциплины обучения: Согласно доктрине умственной дисциплины , обучение — это процесс дисциплины или тренировки умов. Сторонники учения считают, что в этом процессе посредством упражнений укрепляются умственных способностей. … То, что дисциплинировано, или обучено, есть субстанция ума.
Что такое теория факультета?
Факультетская теория — самая старая теория относительно природы интеллекта.Эта теория утверждает, что разум состоит из различных способностей , таких как рассуждение, память, различение и воображение и т. Д. Эти способностей независимы друг от друга и могут развиваться с помощью энергичных упражнений.
Как развить умственную дисциплину?
7 простых способов улучшить себя — дисциплина
- Обратный отсчет, а затем действовать. …
- Ставьте цели так, чтобы их можно было видеть каждый день….
- Напомните себе, зачем вы начали. …
- Ставьте сначала маленькие цели. …
- Расстановка приоритетов в практике. …
- Знайте свои слабые стороны. …
- Заставьте друзей привлечь вас к ответственности.
Хочет ли Бог, чтобы мы занимались спортом?
Упражнение — это еще не все Да, Бог хочет, чтобы вы были здоровы. Да, Бог хочет, чтобы вы почитали Его своим телом. … «Телесное упражнение мало пользы, а благочестие на ВСЕМ полезно» (1 Тимофею 4: 8).Внешний вид — это еще не все.
Разве не заниматься спортом — это грех?
Второзаконие 4: 2; Второзаконие 12:32). Имея это в виду, главный вопрос заключается в том, есть ли в Библии какая-либо заповедь, которая гласит: «Ты должен выполнять »? Ответ — это нет . Нет такая заповедь существует в Библии, поэтому по определению не является грехом , а не – упражнением .
Как мы почитаем Бога своим телом?
Вот семь способов почтить Бога своим телом и сохранить здоровье.
- Перемещение вашего тела . …
- Достаточное количество питьевой воды. …
- Употребление полноценной пищи. …
- Обращение за надлежащей медицинской помощью и ее доведение до конца. …
- Принятие мер по снижению стресса в наших жизнях. …
- Избегать вещей, наносящих ущерб нашему телу .
Что Бог говорит о физических упражнениях?
# 7 — Обновите свою силу … но те, кто надеется на Господа , обновят свою силу.Они будут летать на крыльях, как орлы; они побегут и не устанут, пойдут и не утомятся. «Я слишком устал» — одно из самых распространенных оправданий, чтобы не выполнять упражнение .
Что Бог говорит о здоровье?
— 1 Коринфянам 10:31. Когда вы добавляете God в свою здоровую пищу , это меняет все. Стремление почитать Его в выборе еды и питья принесет не только перемену в сердце, но также изменит ваш выбор.
Что такое тематический тест апперцепции (ТАТ)?
Тематический апперцептивный тест, или ТАТ, представляет собой тип проективного теста, который включает в себя описание неоднозначных сцен. Широко известная как «техника интерпретации изображений», она была разработана американскими психологами Генри А. Мюррей и Кристиной Д. Морган в Гарвардском университете в 1930-х годах. На сегодняшний день ТАТ является одной из наиболее широко исследуемых и клинически используемых личностей. тесты.
Как работает ТАТ
ТАТ включает в себя показ людям серии карточек с изображением различных неоднозначных персонажей (которые могут включать мужчин, женщин и / или детей), сцен и ситуаций.
Затем их просят рассказать как можно более драматичную историю для каждой представленной картинки, включая:
- что привело к показанному событию
- что происходит в сцене
- мысли и чувства персонажей
- исход рассказа
Полная версия ТАТ включает 31 карточку. Первоначально Мюррей рекомендовал использовать примерно 20 карточек и выбирать те, на которых изображены персонажи, похожие на предмет.
Сегодня многие практикующие используют только от 5 до 12 карточек, часто выбираемых потому, что экзаменатор считает, что сцена соответствует потребностям и ситуации клиента.
Специалисты-практики руководствуются здравым смыслом при выборе сцен, чтобы определить, какие из них с наибольшей вероятностью позволят получить полезную информацию от респондента.
Почему используется ТАТ
Терапевты могут использовать ТАТ по-разному. Некоторые из них включают:
- Чтобы узнать больше о человеке .Таким образом, тест действует как ледокол, предоставляя полезную информацию о потенциальных эмоциональных конфликтах, которые могут возникнуть у клиента.
- Чтобы помочь людям выразить свои чувства . ТАТ часто используется в качестве терапевтического инструмента, позволяющего клиентам выражать чувства непрямым способом. Клиент может еще не быть в состоянии выразить определенное чувство напрямую, но он может быть в состоянии идентифицировать эмоцию, если смотреть со стороны.
- Для изучения тем, связанных с жизненным опытом человека .Клиенты, имеющие дело с такими проблемами, как потеря работы, развод или проблемы со здоровьем, могут интерпретировать неоднозначные сцены и относящиеся к их уникальным обстоятельствам, что позволяет глубже исследовать их в ходе терапии.
- Для оценки психологического состояния человека . Тест иногда используется как инструмент для оценки расстройств личности или мышления.
- Для оценки подозреваемых в преступлении . Клиницисты могут назначить этот тест преступникам, чтобы оценить риск рецидивизма или определить, соответствует ли человек профилю подозреваемого в преступлении.
- Для проверки кандидатов на работу . Иногда это используется, чтобы определить, подходят ли люди для определенных ролей, особенно позиций, которые требуют преодоления стресса и оценки неопределенных ситуаций, таких как военное руководство и должности в правоохранительных органах.
Критика
ТАТ часто критикуют за то, что он не стандартизирован, что означает отсутствие правил администрирования или формальной системы выставления оценок. Клиницисты часто различаются по способу проведения теста.Кроме того, немногие практикующие врачи используют сложную систему оценок Мюррея и вместо этого полагаются на свою субъективную интерпретацию и клиническое мнение.
Например, даже если врачи используют одну и ту же систему подсчета очков, они могут использовать разные карточки или другое количество карточек. Это делает невероятно трудным получение оценок надежности и достоверности и почти невозможным сравнение результатов.
.