Что такое акцентуация характера: Акцентуация. Что такое «Акцентуация»? Понятие и определение термина «Акцентуация» – Глоссарий

Что такое акцентуация характера: Акцентуация. Что такое «Акцентуация»? Понятие и определение термина «Акцентуация» – Глоссарий

Исследование акцентуаций характера у студентов

ID: 2016-05-1151-A-7126

Оригинальная статья (свободная структура)

Бочкова Д.Б., Калашникова А.А., Ксенофонтова В.А., Усова Е.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Резюме

Ключевые слова

акцентуации характера, стрессогенные воздействия

Статья

Актуальность.

Человек подвергается огромным стрессогенным воздействиям, умственным и психическим нагрузкам. Все это может послужить факторами развития выраженности и уязвимости некоторых черт характера. Акцентуация характера, как крайний вариант психического здоровья, является сложной проблемой как с социально-психологической, так и с медицинской стороны. Чрезмерно выраженные черты характера оказывают влияние на поведение людей, межличностные отношения, успеваемость в учебной деятельности и многое другое.

  Акцентуации характера часто (около 50-80%) встречаются в подростковом и юношеском возрастах. Педагогам нередко приходится вступать во взаимодействие с молодыми людьми, обладающими теми или иными акцентуированными чертами.

Цель: изучение выраженности акцентуаций характера у студентов.

Материалы и методы. В исследовании был использован тест-опросник Г.Шмишека и К.Леонгарда «Методика акцентуации характера и темперамента личности» (1970). Методы математической статистики — метод корреляции Пирсона. Для количественной оценки результатов исследования использовались программы Microsoft Excel.В качестве респондентов выступили студенты первого и второго курсов Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского в возрасте 17-19 лет, выборка составила 49 человек (31 девушка и 18 юношей).

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что наиболее часто встречающимися типами среди девушек являются следующие: циклотимный (7 респондентов), экзальтированный (6 респондентов), гипертимный (5 респондентов), эмотивный и демонстративный (по 3 респондента), тревожный и возбудимый (по 1 респонденту).

Лиц с педантичным, неуравновешенным и дистимным типами выявлено не было; у пяти респондентов выраженные черты характера определены не были. Среди юношей были получены следующие результаты: гипертимный (8 респондентов), неуравновешенный – 4 респондента, демонстративный, дистимный и циклотимный – по 3 респондента, возбудимый тип – 2, педантичный и тревожный – по 1 соответственно, лиц с экзальтированным типом выявлено не было.

В содержательном плане для студентов с циклотимным типом акцентуации свойственна частая смена настроения, зависимость от внешних событий, так радостные события вызывают у них стремление к деятельности, повышенная говорливость, скачку идей, а печальные события — подавленность, замедленность реакций и мышления, смену манеры общения с окружающими людьми.

Для студентов с экзальтированным типом характерна крайняя впечатлительность, бурная реакция на жизнь, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью, одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных.

У  лиц с гипертимным типом акцентуации наблюдается чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов и мимики; такие люди склонны к борьбе за лидерство, озорству, поэтому они трудно уживаются в условиях жестокой дисциплины, так же они неусидчивы и подвижны, в связи с этим часто отвлекаются от важных вещей.

У демонстративных типов  главными особенностями являются жажда внимания к собственной персоне, легкостью в установлении контактов, а так же склонность к фантазерству, позерству и притворству.

Эмотивный тип характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность, поэтому редко вступают в конфликты, обиды носят в себе.

У неуравновешенного типа преобладают такие черты, как нерациональность и импульсивность в поведении, у них крайне низкая терпимость в области социального взаимодействия.

Тревожному типу свойственна низкая контактность, робость,  покорность, люди такого типа пугливы и не уверены в себе, поэтому не могут  отстоять свою позицию в споре. Так же выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования.  

Для возбудимого типа характерны такие черты, как недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность. Для этого типа свойственны инстинктивность, гневливость, нетерпимость, склонность к конфликтам, поэтому у таких людей отмечается низкая контактность в общении.

Педантичный тип характеризуется пунктуальностью, аккуратностью, скурпулезностью, чистоплотностью и добросовестностью, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполнения работы, формализму.

Дистимный  тип отличается серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий,  пессимистическим отношением к будущему, заниженной самооценкой, низкой контактностью, немногословностью.

Выводы.

По полученным в ходе исследования результатам, были выявлены как наиболее, там и наименее выраженные типы акцентуации у студентов. Причем, данные девушек и юношей отличны друг от друга. Таким образом, у девушек больше преобладает эмоционально неустойчивые типы, которые могут характеризоваться нестабильностью настроения, повышенной возбудимостью и раздражительностью. У юношей наоборот: для них характерно подавленность настроения и серьезность. Выраженность педантичного и тревожного типов мала у студентов и женского, и мужского пола.  

Литература

Список литературы.

1. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды / П.Б. Ганнушкин. — М.: Издательский центр «Академия», 1964. — 207с.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности = Akzentuierte Persönlichkeiten. — Берлин, 1976. — 328 с. — ISBN 3-437-10447-0.

3. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов — М.: Владос, 1997. — 513с.

4. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. -2003. с. 88

Файл

2016-05-1151-A-7126.pdf

Взаимосвязь психологических защит подростков с разными типами акцентуаций характера

Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.

handle.net/10995/68062

Title: Взаимосвязь психологических защит подростков с разными типами акцентуаций характера
Other Titles: The Relationship of Psychological Protection of Adolescents with Different Types of Character Accentuations
Authors: Муслумов, Р. Р.
Печеркина, А. А.
Веденкина, И. П.
Muslumov, R. R.
Pecherkina, A. A.
Vedenkina, I. P.
Issue Date: 2019
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Муслумов Р. Р. Взаимосвязь психологических защит подростков с разными типами акцентуаций характера / Р. Р. Муслумов, А. А. Печеркина, И. П. Веденкина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2019. — Т. 25, № 1 (183). — С. 160-168.
Abstract: 
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи психологических защит подростков с типом акцентуации характера. Под психологической защитой понимаются такие механизмы психики, которые развиваются для совладания с основными аффективными процессами и влечениями. Акцентуация характера определяется как чрезмерно выраженная черта характера, которая делает подростка уязвимым к специфическим воздействиям. В основу исследования положена типология психологических защит Р. Плутчика и типология акцентуаций характера К. Леонгарда. По результатам исследования установлены взаимосвязи психологических защит с определенными типами акцентуаций характера, а именно: между реактивным образованием и застреванием, эмотивностью, тревожностью и экзальтированностью; между замещением и возбудимостью; между проекцией и застреванием; между компенсацией и дистимией, эмотивностью; между регрессий и дистимией, циклотимией; между вытеснением и экзальтированностью; между отрицанием и демонстративностью; между интеллектуализацией и педантичностью. Полученные результаты возможно использовать для разработки программ психологического сопровождения подростков.

The article presents the results of the study of the relationship of psychological defenses of adolescents with the type of character accentuation. Psychological protection is understood as such mental mechanism that helps to cope with the main affective processes and drives. Character accentuation is defined as an overly pronounced character trait that makes a teenager vulnerable to specific influences. The study is based on the R. Plutchik’s typology of the psychological defenses and K. Leonhard’s typology of accentuations of the character. According to the results of the study, the relationship of psychological defenses with certain types of character accentuations has been established. In particular there are links between the reactive formation and sticking, emotiveness, anxiety and exaltation; between substitution and excitability; between projection and jam; between compensation and dysthymia, emotiveness; between regressions and dysthymia, cyclotymy; between repression and exaltation; between denial and demonstrativeness; between intellectualization and pedantry.
The results of the study can be used to develop programs for the psychological support of adolescents.
Keywords: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
PSYCHOLOGICAL DEFENSES
CHARACTER ACCENTUATIONS
ADOLESCENCE
URI: http://hdl.handle.net/10995/68062
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=37105179
ISSN: 2587-7151
2227-2275
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25. № 1 (183)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры

Show full item record   Google Scholar


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Изучение акцентуаций личности на основе трехфакторного дихотомически-типологического подхода

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 121, 2021

Международная научная конференция «Евразийское образовательное пространство: традиции, реальность и перспективы» 2021
Номер статьи 02004
Количество страниц) 6
Секция Актуальные проблемы современного образовательного пространства
ДОИ https://doi.org/10.1051/shsconf/202112102004
Опубликовано онлайн 07 сентября 2021 г.

SHS Web of Conferences 121 , 02004 (2021)

Konstantin Borisovich Malyshev 1 , Nikolay Gurgenovich Sobolev 1 , Aleksey Modestovich Chirkov 1 , Nina Nikolaevna Ershova 2 and Tatyana Vyacheslavovna Maltseva 3 1

1 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, факультет психологии, кафедра юридической психологии и педагогики, Вологда, Россия
2 Вятский государственный университет, педагогический институт, факультет психологии, Киров, Россия
3 Академия управления МВД России, кафедра психологии, педагогики и управления персоналом, Москва, Россия

1 Автор, ответственный за переписку: mtv-psy@mail. ru

Реферат

Важной проблемой для практических психологов является разработка собственных методов, необходимых для частных и частных случаев исследования характера. Для этого необходимы технологии создания инструментов психологической диагностики, которые могли бы помочь расширить, упорядочить и показать полную картину личности, а также надежная система валидации разработанного инструментария. Практической психологии необходимо сформулировать социальный заказ на разработку технологии классификации, выявляющей психологические особенности личности. Цель исследования: создание новой методики получения и измерения информации об акцентуациях личности. Методы: в моделировании типов акцентуаций личности и разновидностей темперамента использован трехфакторный интегрированный дихотомический базисный подход. Респондентами выступили 187 студентов Вологодского государственного университета. Исследование проводилось с использованием теста MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) и Руководства по профессиональным тестам Холланда. Корреляционный анализ применялся и при обработке данных. Проверка новой методики измерения акцентуаций личности проводилась с точки зрения конструктивной валидности. Результаты исследования расширяют научную концепцию, определяющую роль и значение процессов структурирования личностно-специфической психологической информации, на основе использования дихотомического трехфакторного базисного подхода, что, в свою очередь, будет способствовать развитию творческого мышления психолога-теоретика. Кроме того, результаты направлены на получение полной и упорядоченной измерительной информации об акцентуациях личности на основе применения интегрально-дихотомического трехфакторного базового типологического подхода, что имеет особое значение для формирования теоретического мышления практического психолога. Результаты исследования могут быть использованы с целью расширения содержания психодиагностического тренинга.

Ключевые слова: личность / психометрия / типология / темперамент

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021 г. , распространение и воспроизведение на любом носителе при условии надлежащего цитирования оригинальной работы.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАРКОМАННОСТЬ СТУДЕНТОВ | Американский журнал фармакологии и токсикологии

Исследовательская статья Открытый доступ

Чеверикина Елена Александровна 1 , Лейфа Андрей Васильевич 2 , Кора Наталия Алексеевна 3 , Бадалян Юлия Валерьевна 3 , Елена Анатолиевна Бурдуковская 3 и Экатерина Викторовна Павлова 3

  • 1 Институт педагогического и психологии профессионального образования.
  • 3 Амурский государственный университет, Россия

Реферат

Выявление акцентуаций характера у склонных к аддикции студентов позволит скорректировать процесс их социализации в период обучения с целью повышения его результативности, а также будет способствовать созданию эффективных психообразовательных программ, направленных на снижение уровень их зависимости от наркотиков. Цель: выявить влияние экспериментальной акцентуации характера на склонность к наркомании у студентов. В основу исследования положена концепция акцентированных личностей К. Леонгарда и типология акцентированных личностей А. Е. Личко. Психологическое тестирование выступало в качестве эмпирического метода исследования. Обработку данных проводили с помощью пакета Statistical Package for Social Sciences (SPSS) v.17. Выявлено, что у студентов высшей школы по сравнению со студентами среднего профессионального образования выявлена ​​склонность к наркомании, связанная с меньшей акцентуацией характера. Это можно объяснить тем, что те, кто едет учиться в вузы, более социально адаптированы, обладают более высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины, способны в силу возраста и воспитания контролировать всплески эмоций и поведения. . Выводы данных исследования позволят скорректировать психолого-педагогические программы, направленные на снижение склонности к аддикции у студентов с учетом выявленных акцентуаций характера у студентов высших и средних специальных учебных заведений.

Американский журнал фармакологии и токсикологии

Том 9 № 2, 2014 г., 168-173

DOI: https://doi.org/10.3844/ajptsp.2014.168.173

Подано: 15 мая 2014 г. Опубликовано: 27 июня 2014 г.

Образец цитирования: Чеверикина Е. А., Лейфа А. В., Кора Н. А., Бадалян Ю. В., Бурдуковская Е. А., Павлова Е. В. (2014). ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАРКОМАННОСТЬ СТУДЕНТОВ. Американский журнал фармакологии и токсикологии , 9 (2), 168-173.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *