Что способствует низкой а что высокой самооценке подростка: Что способствует высокой, а что — низкой самооценке подростка?

Что способствует низкой а что высокой самооценке подростка: Что способствует высокой, а что — низкой самооценке подростка?

Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков

Аннотация. В статье представлено исследование взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков; эмпирически доказана взаимосвязь самооценки и агрессивного поведения подростков.
Ключевые слова: самооценка, агрессивное поведение, корреляция, подростки. 

Признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Б.Г. Ананьев, [1]).

В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Таким образом, постепенно у подростка формируется самооценка, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека (А.А. Реан [2, с. 168]).

В этот период перед подростком актуализируется задача интегрировать имеющиеся представления о себе в единое целое, осознать и принять результат этого процесса, что и позволяет обрести чувство идентичности, или психосоциального благополучия. При неблагоприятном исходе – возникает «спутанная идентичность», характеризующаяся, с одной стороны, сомнениями, внутренними противоречиями, неустойчивостью «Я», неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование, с другой стороны, высоким потенциалом для роста (В.И. Долгова, И.П. Ордина, [3, с. 7]).

Но в подростковом возрасте, наряду с осознанием своей особенности и неповторимости, происходят частые вспышки агрессивного поведения.

В исследованиях Н. Б.Трофимовой и А. А. Реана в 1999 году обнаруживается тенденция, которая состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки (А.А. Реан, [4, с. 147]).

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности.

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая (Е.В.

Гребенкин, [5]).

Специальные исследования, проведенные Ж.К. Дандаровой в 1999 году, показали, что подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида (Ю.Б. Можгинский, [6, с. 14]).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу (Т. П. Авдулова, [7]).

Агрессивное поведение — это, прежде всего, целенаправленное и преднамеренное поведение, т.е. это сознательное поведение человека. И если это так, то ведущая роль в организации такого поведения, принадлежит таким личностным образованиям, которые характеризуют систему установок и ценностей личности, уровень сформированности ее самосознания. Иными словами, человека, демонстрирующего устойчивое агрессивное поведение должны отличать специфический набор установок и ценностных ориентации, специфическая структура его самосознания (В.Г. Казанская, [8, с. 75]).

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта; сниженная самооценка; низкий уровень самоконтроля; неразвитость коммуникативных навыков; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.) (Л.М. Семенюк, [9, с. 34 ]).

Представленное исследование связано с тем, что подросток должен обладать определенной степенью агрессивности, так как полное ее отсутствие приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию.

Определение причин агрессивного поведения, позволит своевременно выявить и провести работу по коррекции агрессивного поведения.

В представленном исследовании было рассмотрено, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом проявление агрессивного поведения. Существует ли взаимосвязь между агрессивным поведением и самооценкой подростков.

Целью проведенного исследования было изучение взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков.

Гипотеза исследования состояла в том, что самооценка и агрессивное поведение подростков взаимосвязаны.

Для подтверждения гипотезы были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.

Для осуществления экспериментального исследования были использованы следующие методики: измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (адаптация А.М. Прихожан), тест «Самооценка», диагностика агрессии при помощи опросника Басса-Дарки [10, 11, 12].

База исследования: МБОУ СОШ №137 г. Челябинска, учащиеся 5Б класса.

Проведя вышеуказанные методики, были получены следующие результаты:

Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейн.

 

Рисунок 1 – Распределение результатов уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейн 

Из результатов проведенной методики (Рисунок 1) видно, что 39% подростков (далее учеников) имеет очень высокий уровень самооценки (неадекватно завышенная самооценка), что на 61 % меньше, чем количество подростков с высоким и средним уровнем самооценки – это означает, что такие подростки переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества.

У 39% подростков – норма, высокий уровень самооценки (адекватно высокая самооценка), что на 61 % меньше, чем количество подростков с неадекватно завышенной и адекватной самооценкой. Такие подростки отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности.

Их характеризует максимальная самостоятельность.

22% подростков с норма, средним уровнем самооценки (адекватная самооценка), что на 78% меньше, чем подростков с неадекватно завышенной и адекватно высокой самооценкой. Такие подростки активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. В проведенном исследовании подростки с низкой и неадекватно заниженной самооценкой не выявлены, что может говорить и о низком уровне проявления у них агрессивного поведения (Долгова В.И., Ордина И.П., [13]).

Результаты исследования по методике тест «Самооценка».

Исходя из полученных результатов (Рисунок 2) видно, что большая часть — 34% учеников имеют неадекватно высокую самооценку, что на 66% больше, чем подростков с адекватно высокой, средней и ниже средней самооценкой, такие подростки переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества, выбирают задачи, которые им не по силам.

  

Рисунок 2 – Распределение результатов уровня самооценки по методике тест «Самооценка» 

5% — высокую, адекватно высокую самооценку, что на 95% меньше, чем подростков с неадекватно высокой самооценкой, неадекватно низкой, низкой и средней. Такие подростки отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность.

22% — среднюю и выше средней, что на 78% меньше, чем подростков с неадекватно высокой самооценкой, высокой, неадекватно низкой и низкой самооценкой. Подростки с такой самооценкой активны, самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.

26% — низкую и ниже средней и 13% — неадекватно низкую, что на 61% меньше, чем подростков с неадекватно высокой, адекватно высокой и средней самооценкой. При заниженной самооценке могут возникать конфликты из-за чрезмерной критичности этих подростков. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. У таких подростков зачастую возникают напряженные отношения с одноклассниками и друзьями.

Результаты исследования по методике диагностика уровня агрессии по методике Басса-Дарка – индекс агрессии.

Исходя из полученных данных, только у 26% подростков нормальный уровень агрессии, что на 74% меньше, чем у подростков с уровнем агрессии выше нормы. Такая агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. 

 Рисунок 3 – Распределение результатов уровня агрессии по методике опросник Басса-Дарки. 

У остальных 74% уровень агрессии выше нормы, что на 26% больше, чем подростков с нормальным уровнем агрессии. Подростки с таким уровнем агрессии склонны к ее проявлению и возможно даже физическому. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т. д. (Долгова В.И., Долгов П.Т., Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. [14, 15]).

 Результаты исследования по методике диагностика уровня агрессии по методике Басса-Дарки – индекс враждебности.

 

 Рисунок 4 – Распределение результатов уровня враждебности по методике опросник Басса-Дарки 

Исходя из полученных данных, видно, что весь исследуемый класс детей подросткового возраста имеет коэффициент враждебности ниже нормы. Это говорит о том, что реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий (враждебность) у подростков не была выявлена.

Исходя из результатов проведенных исследований, хочется отметить, что в классе присутствуют дети с разным уровнем самооценки и разным уровнем агрессии. И все-таки больше учеников как с завышенным уровнем самооценки, так и с завышенным уровнем агрессии.

Далее был проведен математический расчет взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков. Для того, чтоб определить взаимосвязь самооценки и агрессивного поведения подростков, был использован расчёт коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Расчёт выявил положительную корреляцию между самооценкой и агрессивным поведением подростков.

Выводы:

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями формирования самосознания и самооценки. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям и специфики формирования самооценки нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.

Из проведенного исследования следует, что самооценка и агрессивное поведение подростков взаимосвязаны. Агрессивное поведение напрямую зависит от уровня самооценки, чем более неадекватен уровень самооценки (неадекватно занижен или неадекватно завышен), тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих.

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка, но агрессивное поведение для детского и подросткового возраста является обычным явлением. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

 Ссылки на источники

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. (Серия «Мастера психологии»). – СПб.: Питер, 2007. – 288 с.
  2. Психология человека от рождения до смерти/под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм — Еврознак. 2002. – 656 с.
  3. Долгова В.И., Ордина И.П. Я-концепция одаренных старшеклассников (монография). – Бишкек: Изд-во «ДЭЦ», 2012. – 155 с.
  4. Реан А.А. Психология подростка. – СПб: Прайм-Еврознак. 2007. – 480 с.
  5. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – М.: Феникс. 2005. – 157 с.
  6. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. – М.: Когито. 2006. – 181 с.
  7. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. – М.: Академия. 2008. – 128 с.
  8. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб: Питер. 2006. – 240 с.
  9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Флинта. 2001. – 96 с.
  10. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб: Питер. 2007. – 192 с.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д.: Феникс. 2003. – 704 c.
  12. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2005. — С. 80-84.
  13. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2012. — № 4 (24). — С. 63-65.
  14. Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
  15. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.

Психолог Холодова объяснила, как понять, что вы себя слишком низко цените

Образ жизни

Фото
iStockphoto/Getty Images

От родственников, друзей или коллег можно услышать следующие фразы: «Ты слишком мягкая и ранимая, тобой можно легко манипулировать, у тебя низкая самооценка!» Или такой вариант: «Ты очень высокомерный, смотришь на всех свысока, самооценка явно завышенная!»

Но действительно ли низкая самооценка — это всегда плохо? И надо ли как-то корректировать свою высокую самооценку? И что это вообще такое? Рассказывает петербургский психолог Юлия Холодова.

Практикующий психолог, автор научных и популярных статей

www. juliakholodova.com/

Что такое самооценка

«Самооценка — это совокупность представлений человека о самом себе. Простыми словами это то, как человек оценивает свои качества, способности, насколько принимает свои сильные и слабые стороны, ощущает свою ценность», — говорит психолог.

Основы самооценки формируются в детстве. Изначально ребенок опирается на мнение близких взрослых о себе. Затем постепенно учится сам оценивать свои достижения и сопоставлять себя с остальными. Самый важный этап развития самооценки — подростковый возраст. Подростки в основном опираются на мнение сверстников и уже не так зависят от мнения взрослых. В дальнейшем важно найти баланс между умением самостоятельно оценивать свои достижения и опорой на мнение окружающих. Чрезмерная зависимости от оценки окружающих, как и излишняя самонадеянность, создают почву для неадекватной самооценки.

Про высокую и низкую

Традиционно самооценку принято различать на высокую и низкую.

Высокая самооценка — склонность высоко оценивать свои качества и навыки, акцентируя внимания на сильных сторонах и упуская возможные недостатки. Представить портрет человека с высокой самооценкой может каждый. Это люди, которые стремятся при любой возможности продемонстрировать свои преимущества, быть в центре внимания. Они, как правило, болезненно реагируют на критику, так как считают свою точку зрению единственно-правильной. Считается, что высокая самооценка помогает карьерному росту, самоутверждению, достижению высокого социального статуса. В тоже время она может существенно мешать в отношениях с окружающими, в том числе в личных и семейных.

Низкая самооценка — это склонность занижать свои сильные стороны и переносить возможные недостатки на личность в целом. Человек с низкой самооценкой как правило «удобен» для окружающих — ведь он склонен уступать интересам других людей. Тем не менее у людей с низкой самооценкой часто бывают коммуникативные барьеры и сложности в отношениях. Они не решаются начать общение первым, отстаивать свою точку зрения, опасаются осуждения окружающими.

В профессиональной сфере низкая самооценка также мешает достижению успеха в силу невозможности человека «заявить о себе». Из плюсов можно выделить склонность к эмпатии, саморефлексии, стремление к понимаю себя. Низкая самооценка часто тяжело переносится человеком, становится причиной эмоционального дискомфорта, сопутствует тревожным и депрессивным расстройствам.

Какая самооценка считается здоровой

Ни завышенную, ни заниженную самооценку нельзя считать здоровой.

«Важный признак здоровой самооценки — не только уровень, но и степень ее адекватности. То есть то, насколько объективно человек может оценивать себя. Поэтому здоровая самооценка — это прежде всего, адекватная, человек должен уметь объективно оценивать свои сильные и слабые стороны. Основной способ развития здоровой самооценки — опираться на то, что хорошо получается, при этом корректируя остальные сферы», — пояснила эксперт.

Очень важно уметь признавать свои слабые стороны и свои недостатки. И начать с ними работать, чтобы улучшить качество своей жизни.

Как понять уровень своей самооценки

Есть простое упражнение, которое можно проделать самостоятельность для того, чтобы больше узнать о своей самооценки.

Для этого достаточно нарисовать на листе бумаги вертикально 10 отрезков — «столбцов», обозначить каждый от «0» до «10», посредине сделать отметку — «5». Затем нужно придумать для каждого столбца название — различные качества, способности, или даже сферы жизни. Например, общительность, уверенность в себе, целеустремленность, дружелюбие, а также можно указать «интеллект», «внешность».

Дополнить можно и самостоятельно исходя из того, какие качества для вас важны. После этого на каждом столбце необходимо отметить уровень развития данного качества у себя в данный момент — от 0 (полностью отсутствует) до 10 (максимально выражено). Потом соединяете ваши отметки и получается определенный профиль самооценки. Оптимально, если график проходит в пределах отметок 5 — 8, не имеет сильных перепадов.

Это упражнение можно проделывать с некоторой периодичностью, чтобы отследить динамику самооценки.

Иная точка зрения

Некоторые психологи считают, что нельзя называть самооценку только высокой или низкой.

Практикующий психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, сказкотерапевт, арт-терапевт.

«Высокая и низкая самооценка — это понятные термины, но не передающие сути состояния. Я выделяю адекватную и неадекватную самооценку. Некоторые авторы говорят еще о стабильной или нестабильной. Давайте внесем ясность», — предлагает психолог.

Самооценка — это сформированные с нас с момента рождения убеждения о том, как мы получаем любовь и обеспечиваем свое выживание. Неадекватная (как и низкая, высокая, не стабильная) самооценка зависит от мнения и поведения окружающих на людей. Например, в вас есть убеждение (чаще неосознаваемое), что любви (уважения) достойны только самые лучшие, первые, выдающиеся люди. Достаточно кому-то обогнать вас в карьере, купить сумку дороже, похвастать ребенком круглым отличником (а ваш просто хорошист) и так далее… Что случится? Вы ощутите неприятные эмоции, они будут раздражать вас, пока снова не найдете подтверждения своей «лучшести», «первости».

Это и есть неадекватная, низкая, нестабильная самооценка.

Часто такая самооценка формируется, когда родители хвалят только за первые места. Или сравнивают ребенка с другими детьми. Мол, а Катя лучше.

Есть и другие типичные виды неадекватной, шаткой самооценки: я сильная, я тружусь, я ублажаю, я страдаю. Идеи, заложенные в головы представителей названных шаблонов, формируются в период взросления. Если не принять в себе их наличие, то такими людьми легко можно манипулировать, они чаще испытывают дистресс.

Но! Неадекватная самооценка может проявляться и в самоуверенности (высокая). Это когда человек без объективных способностей переоценивает свои возможности. Выпускник мединститута берется за операцию на сердце без должной практики, например.

Но по факту и согласно различным исследований все мы, люди, часто себя переоцениваем. Это нормально и это двигатель прогресса (Илон Маск мечтает отправить экспедицию на Марс и многие считают, что он самоуверен, человек с завышенной самооценкой).

Адекватная, стабильная самооценка — это осознание своей самоценности, понимание своих черт личности, нервной системы, паттернов поведения, дающих свободу выбора. Начинается эта самооценка с самопознания. С безусловного принятия себя, своего прошлого. И с желания взять ответственность за свон настоящее и будущее.

«Да, люди с адекватной самооценкой тоже огорчаются, злятся. Но эмоции не берут верх над их поведением на длительный срок. Человек с адекватной самооценкой менее подвержен аффекту. Он понимает, что ценен по праву рождения», — заключил психолог.

Софья Хромова


Теги

  • Психология

Самоуважение и подростки — ReachOut Parents

Хотя для подростка иногда может быть нормальным отсутствие уверенности в себе, люди с проблемами самооценки обычно воспринимают себя иначе, чем другие.

Низкая самооценка может быть особенно тяжелой для молодых людей, особенно когда они занимаются такими делами, как поступление в школу или работу, а также заводят новые дружеские отношения и отношения. Продолжайте читать, чтобы понять проблемы с самооценкой, которые могут возникнуть у вашего подростка, и способы помочь вашему ребенку лучше чувствовать себя и свои возможности.

Это может помочь, если вы:

  • подозреваете, что у вашего ребенка низкая самооценка
  • хотите узнать, как повысить самооценку вашего ребенка
  • хотел бы определить причины низкой самооценки вашего ребенка.

Почему важна самооценка вашего ребенка

Позитивная самооценка важна для подростков, поскольку она позволяет им пробовать новые вещи, идти на здоровый риск и решать проблемы. В свою очередь, их обучение и развитие будут продуктивными и настроят их на здоровое и позитивное будущее. Молодой человек со здоровой самооценкой с большей вероятностью будет демонстрировать положительные поведенческие характеристики, такие как:

  • действовать независимо и зрело
  • гордятся своими достижениями/достижениями
  • принять разочарование и ответственно с ним справиться
  • пробовать новые вещи и решать задачи 
  • помогать другим, когда это возможно

Как низкая самооценка может повлиять на моего ребенка?

Когда у кого-то низкая самооценка, он склонен избегать ситуаций, в которых, по его мнению, существует риск неудачи, смущения или совершения ошибок. Это может включать в себя школьную работу, знакомство с друзьями и новые занятия, которые являются важными составляющими здоровой подростковой жизни.

Если низкая самооценка не выявлена ​​и не вылечена, это может привести к таким проблемам, как:

  • проблемы в отношениях или трудности с поиском друзей
  • — негативные настроения, такие как чувство грусти, беспокойства, стыда или гнева
  • низкая мотивация
  • плохой образ тела
  • ранняя половая жизнь
  • употребление алкоголя и/или наркотиков для улучшения самочувствия

Что может вызвать низкую самооценку?

То, как человек относится к себе, зависит от его опыта и того, как он справляется с ситуациями. Наиболее распространенными причинами низкой самооценки у подростков являются:

  • неподдерживающие родители, опекуны или другие лица, которые играют важную роль в их жизни
  • друзей, которые плохо на тебя влияют
  • стрессовые жизненные события, такие как развод или переезд
  • травма или жестокое обращение
  • плохая успеваемость в школе или нереальные цели
  • расстройства настроения, такие как депрессия
  • тревога
  • издевательства или одиночество
  • текущие медицинские проблемы

Признаки низкой самооценки

Ребенок с низкой самооценкой, скорее всего, будет иметь негативные мысли о своей ценности и ценности как личности. Некоторые общие признаки того, что у вашего ребенка низкая самооценка, включают:

  • избегание новых вещей и неиспользование возможностей
  • чувствовать себя нелюбимым и ненужным
  • обвинять других в своих ошибках
  • — неспособность справиться с нормальным уровнем разочарования
  • — негативный разговор с самим собой и сравнение с другими
  • страх неудачи или смущения
  • трудно найти друзей
  • низкий уровень мотивации и интереса
  • не принимает комплименты и проявляет смешанные чувства беспокойства или стресса.

Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку иметь положительную самооценку, но также важно помнить, что подростковая самооценка довольно часто развивается и меняется со временем. Если ваш ребенок не сразу проявляет признаки положительной самооценки, это не обязательно означает, что вы делаете что-то не так!


Здесь вы можете помочь своему ребенку развить положительную самооценку.

Низкая самооценка у подростков —

Одной из проблем, с которыми могут столкнуться подростки, является самооценка. Самооценка относится к тому, как человек относится к себе. Кроме того, это относится к тому, как, по вашему мнению, другие относятся к вам. Как вы думаете, вы им нравитесь? Или вам кажется, что вас никто не ценит? Существуют различные факторы, влияющие на самооценку, и для подростков эти факторы часто имеют большее значение. Низкая самооценка подростков может привести к сексуальной активности (иногда приводящей к подростковой беременности), депрессии и даже самоубийству. Важно признать, что подростки нуждаются в том, чтобы их ценили и любили.

Почему подростковая самооценка важна:

Может показаться неважным беспокоиться о подростковой самооценке, но на самом деле это может стать основой для всей жизни. Согласно опросу, проведенному среди 90 000 учащихся 7-12 классов, самооценка помогает подросткам справляться с эмоциональным стрессом. Кроме того, хорошая самооценка коррелирует с успехом в более позднем возрасте, главным образом потому, что хорошие оценки и уверенность в себе могут позволить подростку начать с получения стипендий и других возможностей.

Самоуважение также важно, когда дело доходит до принятия правильных решений. Статистика подростковой беременности снова и снова показывает, что девочки, занимающиеся незащищенным сексом, часто имеют более низкую самооценку, чем их сверстницы. Другие решения, например, связанные с рискованным поведением и употреблением запрещенных наркотиков, могут быть следствием низкой самооценки подростка.

Наконец, низкая самооценка подростка может привести к эмоциональным и психическим проблемам. Депрессия может быть связана с ощущением, что вы недостаточно хороши. В ряде случаев к суициду прибегают подростки, которые не могут преодолеть чувство безысходности и заниженную самооценку.

Что вызывает низкую самооценку?

Существует множество факторов, которые могут способствовать низкой самооценке подростка. Вот некоторые из факторов, которые могут способствовать возникновению у подростков проблем с самооценкой:

  • Внешность (самообраз) — Это может показаться поверхностным, но большинство подростков в той или иной степени обеспокоены своей внешностью. Это может быть трудно преодолеть, потому что в некоторых случаях может быть трудно изменить свою внешность. Подростки с избыточным весом часто плохо относятся к себе, как и подростки, которые думают, что в их внешности есть какая-то ненормальность.
  • Сверстники — У подростков могут быть сверстники, которые смеются над ними или унижают их. Если подросток чувствует себя изгоем, это может сказаться на его самооценке.
  • Родители —Иногда родители или другие авторитетные лица унижают подростков и вызывают проблемы с самооценкой. Родители, тренеры и учителя, которые всегда критикуют, могут заставить подростка почувствовать, что он или она никогда ничего не делает правильно и что его никогда не ценят. Такая постоянная критика может заставить его или ее чувствовать себя нелюбимым.
  • Нереалистичные ожидания —Мы все хотим реализовать свой потенциал. Но иногда подростки испытывают давление из-за нереалистичных ожиданий. Родители и учителя могут ожидать от них слишком многого. Часто у подростка может развиться низкая самооценка, потому что он или она не «оправдывает» ожидания, которые он устанавливает для себя. Иногда подросток может быть самым жестким критиком самого себя.

Как помочь подростку преодолеть низкую самооценку:

Вы хотите помочь подростку преодолеть низкую самооценку. Это означает, что вам может потребоваться внести изменения самостоятельно. Посмотрите на свое поведение и определите, можно ли что-то сделать по-другому. Подростков нужно исправлять, а вы всегда критикуете? Постарайтесь сказать хотя бы одну положительную вещь на каждую отрицательную вещь, которую вы говорите.

Если есть проблемы с внешностью, подбодрите своего подростка, если это разумно. Если у вашего подростка избыточный вес, это можно сделать, занимаясь вместе с ним или с ней и поощряя его или ее худеть по состоянию здоровья. Не указывайте в таких случаях на внешний вид. Вместо этого сосредоточьтесь на аспектах изменения здоровья. Если проблему с внешностью нельзя изменить, помогите подростку добиться ее принятия. Это может потребовать консультации, особенно если проблема возникла недавно, например, в результате несчастного случая.

Вы также можете поговорить со своим подростком о неудачах. Убедитесь, что вы не выражаете чрезмерного разочарования, когда ваш подросток не соответствует вашим ожиданиям. Вместо этого хвалите его за усилия и поощряйте его или ее в следующий раз работать усерднее. Объясните, что ошибки следует рассматривать как возможность учиться и расти, а не меру собственной ценности.

Существует тонкая грань между созданием у подростка ложного чувства самодовольства и чувством права и самоуважения. Но если вы будете осторожны, вы сможете помочь подростку развить здоровое отношение к себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *