Что формирует характер человека: Характер и его формирование
«Влияние детства на формирование характера человека» из жизни и литературы
Автор Алёна Базан На чтение 19 мин Просмотров 8.9к. Обновлено
В данной работе собраны аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для сочинения ЕГЭ «Влияние детства на формирование характера человека». Желаем успехов в подготовке к единому государственному экзамену.
Содержание
- Проблема
- Отношение автора к проблеме
- Аргументы
- Эпитеты к слову «детство»
- Эпитеты к слову «характер»
- Синонимы к слову «детство»
- Синонимы к слову «характер»
- Примеры из художественной литературы
- Примеры из жизни
- Народная мудрость
- Афоризмы
Влияние детства на формирование характера человека.
Отношение автора к проблемеЛичность формируется под влиянием многих факторов. Но основные черты характера человека закладываются в детстве. Характер формируется постепенно, однако в первые годы закладывается его «фундамент». Под руководством внимательных и заботливых родителей вырастет достойный человек.
Аргументы- Воспитание характера начинается в семье.
- Душевная травма, нанесённая в детстве, оказывает значительное влияние на формирование дальнейшего характера.
- Ничего не проходит бесследно, всё, что окружает ребёнка в детстве – оказывает влияние на становления его характера и мировоззрение.
- Ранимая детская душа подвержена влиянию окружающих.
- Требовательность, внимательное и ответственное отношение родителей к детям – залог хорошего характера у ребёнка.
- Детство определяет черты характера и будущее человека.
- Характер представляет собой совокупность интеллектуальных, нравственных и эмоциональных черт человека.
- С давних времён люди стремились создать идеальную систему воспитания, которая бы формировала нужный характер.
- Формирование характера представляет собой сложный и разноплановый процесс.
- Характер формируется под воздействием внешних обстоятельств.
Беззаботное, безмятежное, беспечное, беспечальное, светлое, радостное, благополучное, весёлое, дивное, чудесное, удивительное, неповторимое, лучезарное, золотое, счастливое, неомрачённое, цветущее, нежное, прекрасное, радужное, волшебное, сказочное, счастливое, вечное, давнее, далёкое, невозвратное, забавное, незабываемое, короткое, шаловливое, смешное, раннее, деревенское, послевоенное, невинное, чистое, советское, нормальное, обычное, сознательное, собственное, позднее, солнечное, бурное, замечательное, военное, прекрасное. Трудное, тяжёлое, бездомное, безотрадное, бедное, голодное, горькое, горемычное, нелёгкое, невесёлое, печальное, несчастливое, обездоленное, одинокое, унылое, хмурое, босое, холодное, ужасающее, полуголодное, нищенское, сиротское, странное.
Эпитеты к слову «характер»Азартный, ангельский, беспокойный, бесхитростный, благородный, бойцовский, веселый, взрывчатый, возвышенный, волевой, голубиный, гордый, деликатный, деловитый, добрый, дружелюбный, железный, живой, жизнерадостный, завидный, закаленный, замечательный, золотой, инициативный, компанейский, крепкий, кроткий, ласковый, мирный, мужественный, мягкий, мятежный, настойчивый, нежный, независимый, незаурядный, незлобивый, неподкупный, несгибаемый, неукротимый, неуступчивый, общительный, открытый, покладистый, покойный, правдивый, прекрасный, простой, прямодушный, прямой, пылкий, решительный, ровный, самоотверженный, самостоятельный, светлый, свободный, сговорчивый, сдержанный, сильный, складный, славный, смелый, смирный, собранный, спокойный, стальной, стойкий, счастливый, твердый, тихий, уверенный, увлекающийся, удобный, уживчивый, упорный, уступчивый, хороший, цельный, честный, щедрый, эмоциональный, безалаберный, безвольный, безрасчетный, беспечный, бешеный, боязливый, вероломный, взбалмошный, вздорный, взыскательный, властный, властолюбивый, вспыльчивый, высокомерный, гадкий, грубый, дерзкий, деспотический, дикий, дурной, дьявольский, желчный, жесткий, жестокий, задиристый, замкнутый, заносчивый, злобный, зловредный, злой, изменчивый, капризный, крутой, легкий, легкомысленный, малообщительный, мелкий, мерзопакостный, мрачный, мстительный, невыносимый, нелюдимый, необщительный, непоседливый, непостоянный, неприятный, нервозный, неровный, несамостоятельный, несносный, несчастный, нетерпеливый, неуживчивый, неуравновешенный, неустойчивый, низкий, ничтожный, норовистый, озорной, отвратительный, пакостный, плохой, податливый, подлый, порывистый, придирчивый, раздражительный, резкий, робкий, самовластный, самовлюбленный, самолюбивый, сварливый, своевольный, своенравный, скверный, скрытный, скрытый, слабовольный, слабый, спесивый, странный, строптивый, сумасбродный, сумасшедший, сумбурный, суровый, сухой, тиранический, трудный, тяжелый, тяжкий, угловатый, угрюмый, ужасный, упрямый, черствый, ядовитый, язвительный.
Синонимы к слову «детство»Младенчество, ребячество, малолетство, юность, отрочество, нежный возраст, ранний возраст, детские годы, детская пора.
Синонимы к слову «характер»Нрав, натура, норов, темперамент, личность, сущность, повадки, установка, душа, природа, облик, склад, образ, тип, основные черты, качества человека.
Примеры из художественной литературы- И.А. Гончаров «Обломов».
В эпизоде «Сон Обломова» становится многое понятно о становлении личности главного героя. Именно с раннего детства порядки Обломовки сформировали безвольный, слабый характер Ильи Ильича.
Илюша был единственным ребёнком в семье. Изначально он был резвым, весёлым и любознательным мальчиком, который не любил сидеть на месте. Ему хотелось исследовать всю Обломовку, но чрезмерная опека и постоянные запреты становились на пути у любой активности. Любая попытка действовать пресекалась. Со временем Илья начинает привыкать к безделью, ему внушают, что работать должны только слуги. И вот он уже стал частью спокойной и размеренной жизни, текущей в Обломовке. Каждый день в их доме был похож на предыдущий, ничто не нарушало покой хозяев. Самым большим событием для Обломовки был обед, после которого все спали. Илюша быстро подчинился местным порядкам и стал делать то же самое, что и его родители.
Именно постоянный надзор и запреты положили начало в формировании инертной личности главного героя. С ним рядом постоянно находилась няня, которая при малейшей угрозе изменения распорядка дня уводила мальчика в дом. Илья Ильич привык к тому, что за него всё решают другие, поэтому повзрослев, не имел никаких целей и стремлений. Он стал тем, кем его хотели видеть его родители. С раннего детства ему твердили, что труд – это наказание, поэтому Обломов бросил службу и проводил всё своё время так, как было положено в его семье. Он часто предавался мечтам, переносясь в волшебный мир няниных сказок. Избалованный мальчик превратился в безвольного мужчину, который перестал отличать реальность от вымысла.
- А. Грин «Алые паруса».
Главная героиня повести А. Грина «Алые паруса» родилась в семье обыкновенного моряка Лонгрена. Мать девочки умерла, когда она ещё была совсем маленькой. Лонгрен тогда находился в длительном плаванье и даже не знал, что уже стал отцом. Здоровье его жены ослабло после рождения дочки, и ей пришлось потратить все отложенные деньги. Нужда заставила её отправиться к местному лавочнику, чтобы попросить у него взаймы, но Меннерс согласился дать денег только в обмен на любовь Мери. Тогда бедной женщине ничего не оставалось, кроме как отправиться в город во время жуткого ливня, для того чтобы заложить своё обручальное кольцо. Она сильно промокла и заболела, а вскоре умерла от лихорадки.
Воспитанием Ассоль занялся вернувшийся домой Лонгрен. Он уволился с корабля и посвятил всего себя дочери. Ассоль видела безмерную заботу отца и росла доброй, послушной девочкой. Однако её детство трудно назвать безоблачным. Всему виной стал случай, который произошёл много лет назад с Лонгреном. Он стал невольным свидетелем того, как лодку Меннерса стало уносить в открытое море во время шторма. И вместо того, чтобы помочь, Лонгрен просто стоял и наблюдал за происходящим, не обращая внимания на крики своего соседа о помощи. Он прокричал Меннерсу лишь одно, что его бедная Мери также просила о помощи.
Меннерсу удалось спастись, и он успел перед смертью рассказать всем о том, что произошло в тот день на берегу моря. Жители Каперны не смогли понять поступка Лонгрена, поэтому они стали считать его убийцей, и детям было запрещено играть с его дочерью.
Ассоль росла в полном одиночестве. Отец пытался всячески заменить ей друзей, но девочка искренне не могла понять, почему все её сторонятся. Вскоре она сумела справиться со своей печалью и перебороть нанесённую окружающими обиду. С тех пор она научилась играть одна и стала много мечтать. Лишь благодаря своему умению прощать и не отчаиваться, она не утратила способности радоваться и любить. А ещё ей удалось сохранить заветную мечту, и она вопреки людской злобе дождалась свои алые паруса, которые увезли её навстречу счастью.
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
О детстве главного героя романа Ф.М. Достоевского известно немного, но именно в то время начала формироваться личность, которая впоследствии создала бесчеловечную теорию. Известно, что он жил в таком же пыльном и грязном городе, как и Петербург. Он часто ходил в церковь, а затем посещал могилу своего младшего брата, которого никогда не видел.
Однажды Родион стал свидетелем чудовищной картины, которая повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Мальчик увидел, как на площади насмерть забили невинную лошадь и никто из присутствующих, в том числе и его отец, не попытались этому помешать. Находясь под впечатлением, он бросился к мёртвой лошади и принялся целовать её окровавленную голову. Такое жестокое убийство животного, несомненно, оставило отпечаток на детской психике. Родион уже не смог стать прежним после пережитого ужаса. Он лишь спрашивал хозяина лошади, за что он отнял у неё жизнь. Однако в ответ услышал, что каждый волен делать со своей собственностью то, что ему вздумается. Возможно, именно эти слова и зародили в неокрепшем детском сознании мысли о вседозволенности.
Не случайно это событие вспоминается главному герою в его сне накануне преступления. Автор проводит аналогию между несчастной лошадью и такими же несчастными людьми, которых бьёт жизнь. Все видят страдания тех, кого сломила нужда и голод, но никто им не помогает. Этот сон ещё больше укрепляет убеждение Раскольникова в необходимости доказательства его теории, он понимает, что ему нужно, во что бы то ни стало, осуществить задуманное.
Без воспоминаний о детстве образ главного героя был бы неполным, потому что именно они передают его душевные переживания. Становится понятно, почему такой чувствительный мальчик, повзрослев, решился на убийство. Родион просто хотел сделать мир лучше, но не смог выбрать нужные методы.
- В.Г. Распутин «Уроки французского».
В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» описывается, насколько трудной и жестокой была жизнь после окончания Великой Отечественной войны. Везде царили голод и разруха, людям не хватало самого необходимого, все пытались как-то выжить, но не у всех это получалось.
На судьбу главного героя мальчика-пятиклассника выпало много испытаний. Его отец погиб, а мать работала изо всех сил, но все равно не могла прокормить трёх детей. Тем не менее, она приложила все усилия и отправила старшего сына в город, чтобы он продолжил учиться. Вот только обеспечить ему там проживание у нее не получалось.
Таким образом, у главного героя началась самостоятельная жизнь всего в одиннадцать лет. Еды, присылаемой матерью, хватало на несколько дней, поэтому ему часто приходилось голодать. А ему каждый день необходимо было выпивать стакан молока из-за его болезни. Для того чтобы выжить, мальчик начал играть с другими школьниками в карты на деньги. Но он не забывал причину, по которой решился на такое постыдное занятие, поэтому сразу же переставал играть и уходил, после того как заработает на необходимый стакан молока.
Благодаря своей стойкости и доброте учительницы французского языка, главному герою удалось сохранить лучшие качества и стать достойным человеком. Трудное детство закалило его характер и позволило добиться в жизни высоких целей.
- В.Г. Короленко «В дурном обществе».
Детство главного героя повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» было нелёгким. Вася рано лишился матери, а его отец не обращал на мальчика никакого внимания. История его случайного знакомства и дальнейшей дружбы с Валеком и Марусей – это история внутреннего перерождения главного героя.
Вася чувствовал себя очень одиноким даже в родном доме. Со временем он стал замкнутым, отдалился от всех и много времени проводил на улице. Однажды в заброшенной церкви он увидел мальчика и девочку, которые навсегда изменили его жизнь. Благодаря Валенку и Марусе Вася вспомнил, что такое любовь, отзывчивость и сострадание. Он понял, что в мире есть люди, которым живётся намного хуже, чем ему, но они не жалуются и умеют радоваться каждому дню.
На Васю произвело большое впечатление осознание того, что кто-то может голодать. Он никогда не задумывался об этом, ведь еда и крыша над головой для него были само собой разумеющимися понятиями. Вася не понимал, почему этих бедных людей так презирают, ведь они ничем не отличаются от остальных, просто их жизнь сложилась иначе. Их можно пожалеть, помочь им, вместо того, чтобы ненавидеть и отталкивать.
Главный герой был поражён тем, что Валеку приходится воровать. Но он не стал осуждать своего нового приятеля, потому что понял, что это единственный для них выход. По-другому они бы не выжили. Васе пришлось многое понять и пересмотреть своё отношение к жизни, после знакомства с дурным обществом. Только благодаря Валеку и его сестрёнке Марусе он изменил мнение о своём отце, а потом даже начал им гордиться.
Это знакомство дало Васе многое, он стал по-другому относиться к людям. Тяжелая судьба обездоленных детей научила его быть милосердным, добрым и понимающим.
- М. Горький «Детство».
Повесть М. Горького «Детство» является автобиографией, поэтому, рассказывая о жизни главного героя, автор знакомит нас со своей собственной судьбой. У писателя было трудное детство. Ему пришлось расти в тяжёлой и мрачной атмосфере, которая царила в доме его деда. Но лишь благодаря всем пережитым испытаниям, он смог стать достойным человеком.
Алёша рано лишился своего отца. После его смерти они с матерью были вынуждены переехать в Нижний Новгород к её родителям. Мальчику сразу не понравился ни его дед, ни его дяди.
Алёша с раннего детства был очень любознательным и пытливым мальчиком. Дома его интересы поощрялись, родители никогда не били и не наказывали его. Зато в доме деда мальчику пришлось прочувствовать это сполна. Дед Каширин был жестоким человеком, который наказывал своих внуков розгами за любую провинность. Однажды досталось и Алёше. Он очень долго отходил от дедовой порки, для него это стало не только физической травмой, а ещё и душевной.
Единственным светлым человеком в этом доме была бабушка Алёши Акулина Ивановна. Она была мудрой и рассудительной женщиной. Все её уважали и спрашивали совета. Алёша очень любил свою бабушку, только она о нём заботилась и жалела его. Мальчику запомнились на всю жизнь удивительные истории Акулины Ивановны. При помощи их и сказок она учила своего внука жизни, советовала ему, как нужно вести себя в разных ситуациях.
Алёше трудно приходилось в доме деда ещё и потому, что он был не похож на Кашириных. Он отличался от всех остальных членов семейства, не мог мириться с жадностью и глупостью своих родственников. Алёша был добрым и отзывчивым мальчиком, он всегда сопереживал чужой беде. Поэтому у него и друзей в Нижнем Новгороде не было, потому что местные мальчишки дразнили нищих и обижали беззащитных животных.
Тяжело жилось главному герою в такой обстановке, но он знал, что можно и нужно жить по-другому. Поэтому жизнь в доме деда не сделала его жестоким и безразличным. Алёша смог сохранить в своём сердце веру в людей и надежду на светлое будущее. Уроки, полученные в детстве, помогли мальчику стать тем, кем он стал – великим писателем.
Примеры из жизниИзучение детства Петра Великого имеет особую важность, потому что даёт возможность понять в какой обстановке формировался его характер, как развивались его умственные способности, какое у него сложилось отношение к окружающему миру и той среде, в которой он воспитывался. Бытует мнение, что именно в детстве Петра Алексеевича кроются причины его резкого характера и ненависти по отношению к старине. Сам император с горечью вспоминал свои ранние года.
Пётр Великий был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Царь Алексей был женат два раза, и от первого брака у него было тринадцать детей. Большинство из них умерли ещё при жизни отца. Два оставшихся сына Алексея Михайловича были очень слабы здоровьем, а один из них ещё и рассудком. Возможно, именно страх остаться без наследника побудил царя жениться ещё один раз. Его второй супругой стала Наталья Кирилловна Нарышкина. От этого брака родился здоровый и крепкий мальчик, названный Петром.
Наталья Кирилловна происходила из незнатного дворянского рода. Враги даже говорили, что она ходила в лаптях до того, как стать царицей. После её замужества Нарышкины приблизились ко двору и стали играть немалую роль в придворной жизни. Родственники первой жены Алексея Михайловича, Милославские, были настроены враждебно по отношению к Нарышкиным. Рождение Петра только увеличило эту вражду. Все понимали, что родственники наследника престола будут иметь значительное политическое влияние. И хотя наследником уже был официально объявлен царевич Фёдор, из-за его болезненности всё могло измениться.
Царь Алексей Михайлович сдерживал неприязнь между Нарышкиными и Милославскими, но он неожиданно умер в возрасте сорока семи лет. На престол вступил четырнадцатилетний Фёдор, благодаря хитрости Милославские стали управлять всеми делами. Царь Фёдор продержался у власти недолго, спустя шесть лет он умер. После него престол достался не его родному брату, следующему по очереди наследнику, а Петру. Царя пришлось избирать, потому что у Фёдора не было детей – законных наследников. Таким образом, благодаря влиянию Нарышкиных и их союзников Пётр пришёл к власти. Опека над ним принадлежала его матери, царице Наталье Кирилловне.
Формально Пётр Алексеевич стал царём в десятилетнем возрасте, с этого времени он был полностью лишён детства. Ему и до этого было непросто расти, среди всех придворных интриг и противостоянии Милославских и Нарышкиных, но теперь всё стало намного хуже. В скором времени после вступления Петра на престол произошёл Стрелецкий бунт. Стрельцы убили всех, кого Милославские считали изменниками. После этого мятеж закончился.
Маленький Пётр стал свидетелем того, как жестоко убили близких ему людей. А затем властью фактически завладела его сводная сестра Софья. Вскоре она добилась того, чтобы Ивана провозгласили первым царём, а Петра вторым, и в силу их молодого возраста взяла управление государством в свои руки.
Таковы были обстоятельства, в которых родился и вырос Пётр I. И чем старше он становился, тем хуже становилась окружающая его обстановка. Ему постоянно грозила опасность, он видел множество убийств. Чувство неприязни к Милославским переросло в настоящую ненависть, а испуг от произошедших в те годы событий повлиял на всю его дальнейшую жизнь.
Народная мудрость- «Отца с матерью не почитать – никого не уважать». В детстве закладываются жизненные ценности и характер ребёнка. Если ребёнок не уважает своих родителей, в дальнейшем он не будет уважать никого из окружающих.
- «Посеешь привычку, вырастет характер». В данной пословице говорится о том, что характер можно менять, если очень этого захотеть. Мы сами строим своё будущее.
- «Отец рыбак и дети в воду смотрят». В этой пословице идёт речь о родительском примере. Дети всегда стремятся быть похожими на своих родителей, поэтому ответственные мамы и папы своим примером формируют правильный характер у ребёнка.
- «Дитя, словно тесто, что замесил, то и получается». Смысл данной пословицы заключается в том, что характер человека формируется в детстве. Что родители вложили в своего ребёнка, то и составит основу его личности в дальнейшем.
- «Овощи видно по рассаде, человека с детства». В этой пословице говорится о том, что характер человека формируется в его детстве, поэтому сразу видно, каким он вырастет.
- «Каков характер, таковы и поступки». Наши мудрые предки считали, что поступки человека напрямую зависят от его характера. Хороший человек никогда не совершит недостойного поступка.
- «Умный сын слова боится, а глупый и побоев не страшится». В этой пословице говорится о том, что умные дети понимает своих родителей с полуслова. А глупому ребёнку ничего не докажешь даже через побои.
- «Кто родителей почитает, тому Бог помогает». Смысл данной пословицы заключается в том, что ребёнок должен изначально научиться почитать своих родителей. Правильные нравственные ценности – залог хорошего характера.
- «Ласковое теля двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся». В этой пословице говорится о том, что человек с хорошим характером везде добьется успеха, а недружелюбному придётся очень трудно в жизни.
- «Птицы в гнезде до осени, дети в доме до возраста». В этой пословице идёт речь о неизбежном взрослении детей. Вырастая, они покидают родительский дом, точно так же, как птицы улетают из родного гнезда.
- «Надо не с виду быть хорошим, а характером пригожим». Древнегреческий философ и математик Фалес Милетский говорил, что внешность не главное, гораздо важнее характер человека. Даже некрасивый человек становится привлекательным, если у него чистая душа.
- «Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех». Французский писатель Стендаль говорил о том, что человек может стать успешным, только если он сумеет остаться самим собой.
- «Не делайте что-нибудь только потому, что другие так делают». Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что каждый человек уникален. Он призывал не подчиняться мнению окружающих, а всегда действовать, согласно своим личным убеждениям.
- «Нас делают наши мысли». Римский философ и поэт Луций Анней Сенека говорил, что узнать человека можно только по его мыслям. В мире слишком много лицемеров, чтобы верить словам каждого.
- «Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая книжкая тайна и великая задача воспитания». Французская писательница Жорж Санд говорила, что никто не в силах изменить свою сущность. Человек может только использовать свои положительные и отрицательные стороны во благо другим.
- «Право на глупость — одна из гарантий свободного развития личности». Американский писатель и журналист Марк Твен считал, что каждый ребёнок имеет право на глупость. По его мнению, человек может стать личностью, только если будет учиться на собственных ошибках.
- «Наши характеры образуют наши нравы». Древнеримский медик и философ Клавдий Гален говорил, что характер человека – основа его нравственных ценностей.
- «Характер человека создаёт его судьбу». Древнегреческий философ Гераклит говорил, что будущее человека напрямую зависит от его характера.
- «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». Французский писатель Виктор Мари Гюго говорил о том, что никто не знает истинного характера человека, даже он сам.
- «Хороший характер – богатство на всю жизнь». Английский философ и публицист Уильям Хэзлитт считал, что хороший характер – главное достоинство человека, благодаря которому он сможет прожить успешную и счастливую жизнь.
5. Формирование характера.
Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.
Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве.
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами.
Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.
Основные понятия и ключевые слова: характер, структура характера, черта характера, содержание характера, единство направления и образа действия, мотивация достижений, типичные черты, гороскопы, физиогномика, хиромантия, конституциональное направление характерологии, графология, типизация характера, акцентуация, социальная типология характеров, «мазохист-садист», «разрушитель», «конформист-автомат».
Личность против персонажа | Psychology Today
Однажды я проводил собеседование с человеком, который показался мне страстным, энергичным, умным, интересным и подготовленным. Задавая ей вопросы, призванные составить точную картину ее возможного поведения в будущем, я оставался настроенным на свои эмоциональные реакции на ее поведение, пытаясь услышать, что мой внутренний голос говорит мне о ней. В конце интервью я обнаружил, что взволнован перспективой ее прихода на работу ко мне. Однако мне пришлось напомнить себе оставаться осторожным, поскольку я размышлял о том, как легко спутать личность с характером и как важно их разделить.
Какая разница?
Личность легко читается, и мы все в этом эксперты. Мы оцениваем людей забавными, экстравертными, энергичными, оптимистичными, уверенными в себе, а также чрезмерно серьезными, ленивыми, негативными и застенчивыми, если не при первой встрече с ними, то вскоре после этого. И хотя нам может потребоваться более одного взаимодействия, чтобы подтвердить наличие такого рода признаков, к тому времени, когда мы решаем, что они действительно присутствуют, мы обычно собираем достаточно данных, чтобы обосновать наши выводы.
С другой стороны, на разгадку персонажа уходит гораздо больше времени. Он включает в себя черты, которые проявляются только в определенных — и часто необычных — обстоятельствах, такие черты, как честность, добродетель и доброта. По иронии судьбы, исследования показали, что личностные черты во многом определяются наследственностью и в большинстве случаев неизменны. С другой стороны, возможно, более важные черты характера более податливы, хотя, следует отметить, не без больших усилий. Черты характера, в отличие от черт личности, основаны на убеждениях (например, что честность и хорошее отношение к другим важны или нет), и хотя убеждения можно изменить, это гораздо сложнее, чем многие думают.
Почему это важно?
Проблема формирования суждений о пригодности человека для важных ролей в нашей жизни (сотрудник, друг, любовник, супруг) заключается в том, что у всех нас есть сверхъестественная склонность наблюдать за привлекательными личностными чертами и производить из них наличие положительных характеров черт (то есть, если кто-то общительный, уверенный в себе и веселый, мы, скорее всего, сочтем его честным, нравственным и добрым). Но далеко не ясно, что один вид следует за другим. На самом деле, как я рассказал в Прислушиваясь к своему внутреннему голосу , это предположение часто доставляет нам неприятности.
Мы бессознательно склонны связывать личность с характером по двум основным причинам: мы хотим нравиться людям, которые нам уже нравятся, и самый надежный способ оценить характер человека трудоемок и требует много времени. (Нам действительно нужно наблюдать за людьми в ситуациях, бросающих вызов их характеру, чтобы делать надежные выводы об их характере. Например, если мы наблюдаем, как кто-то легко лжет, мы можем быть достаточно уверены хотя бы в одном случае, что он делал это в жизни. прошлое и будет делать это снова в будущем, поскольку лучший предсказатель будущего поведения — это прошлое поведение.)
Это потому, что убеждения, заставляющие нас легко лгать или говорить правду, присутствуют в нас всегда. Они могут оставаться «бездействующими» до тех пор, пока обстоятельства не подстегнут их таким образом, что они станут мотивом для наблюдаемых действий, но их редко намеренно прячут. В связи с чем возникает вопрос: может ли существовать способ увидеть такие убеждения, не дожидаясь, пока обстоятельства выставят их напоказ?
Одним словом — да. Не столько напрямую разговаривая с людьми, чей характер вы пытаетесь раскрыть, сколько разговаривая с людьми, которые знают людей, чей характер вы пытаетесь раскрыть. Вот почему, например, мудрые потенциальные работодатели всегда называют рекомендации.
Проблема, однако, заключается в том, что после того, как мы это сделаем, потенциальные сотрудники предоставят рекомендации, которые, как они ожидают, будут говорить о них хорошо. Таким образом, хитрость заключается в том, чтобы задавать вопросы о рекомендациях человека, предназначенные для того, чтобы заставить его честно раскрыть свои самые точные суждения.
Вопросы типа «Вы когда-нибудь знали, что Х лжет?» бесполезны, потому что ответ, который вы получите, будет зависеть от характера человека, которого вы спрашиваете. Вы не будете знать, удобно ли референту лгать, поэтому правдивость любого ответа, который вы получите, останется в лучшем случае под вопросом. По этой причине лучше задавать вопросы, которые побуждают людей применять собственные суждения. Такие вопросы с большей вероятностью (хотя, конечно, не во всех обстоятельствах) дадут честные ответы.
Поэтому вместо этого спрашивайте что-то вроде: «Что, по вашему мнению, является самой большой слабостью X?» Подразумевается, что у всех есть слабости, поэтому неразумно ожидать ответа «ни одного». Сложнее придумать недостаток на месте, чем сказать правду о слабости, которую на самом деле ощущает референт, поэтому у вас больше шансов получить честную оценку. Ваш источник может попытаться преуменьшить слабость, которую они раскрывают, но вы можете читать между строк.
Недостатком этого метода является то, что он опирается на суждения отдельных лиц, которые, как мы знаем, предвзяты и часто ошибочны. Однако этот недостаток можно преодолеть, задавая одни и те же вопросы многим людям, которые знают человека, характер которого вас интересует. Как я писал в предыдущем посте «Мудрость толпы», если несколько человек независимо дают одинаковые ответы, вероятность того, что их коллективное суждение будет точным, высока.
Хотя это может показаться макиавеллистским, вы можете применить этот процесс и к друзьям, и к потенциальным партнерам. Например, в Соединенном Королевстве средняя продолжительность времени, в течение которого люди встречаются, прежде чем решиться вступить в брак, составляет примерно три года (должен отметить, что эта цифра сильно различается в зависимости от культуры). Проблема с решением жениться на ком-то после знакомства всего три года, например, заключается в том, что некоторые важные черты характера, хорошие и плохие, могут не проявиться к тому времени. Конечно, это социально неловко, граничащее с неприемлемым, допрашивать друзей и семью потенциального партнера о них напрямую. И хотя я никому не предлагаю это делать, я am предполагает, что мы можем и должны обращать внимание на данные, представленные нам другими, поскольку они могут располагать лучшими данными, чем мы. Людям обычно трудно скрывать свои истинные чувства к другим с течением времени, поэтому, если вы слышите общие темы от людей, близких человеку, чей характер вас интересует, обратите внимание. Вы почти наверняка слышите правду.
Ни одним из вышеперечисленных я не подразумеваю, что личность не важна. Но когда мы принимаем решения о том, кого допустить в нашу жизнь на важные роли, характер должен считаться не менее важным, если не более важным, но его часто легко упускают из виду. К счастью для меня, рекомендации человека, у которого я брал интервью все это время назад, давали не только сильное одобрение, но и одобрение, содержание которого было последовательным. Я нанял ее и со временем обнаружил, что она настолько выдающаяся, насколько предсказывали ее рекомендации.
8 черт исключительного характера, ведущих к счастью и успеху
Нет ничего более ценного для любой команды или компании, чем люди с хорошим характером. Эти типы людей несут в себе черты, которые отличают их от других. При приеме на работу единственное, на что мы хотим обратить внимание, — это представление об их характере.
Если мы наймем человека с нестандартной репутацией, но способного производить, мы можем получить финансовую выгоду, но столкнемся с массой проблем, вызванных их плохой репутацией, которые станут скорее головной болью, чем пользы. Мы хотим нанимать и работать вместе с людьми, которые могут производить, но при этом демонстрируют исключительный характер. В моей новой книге Уравнения успеха: путь к эмоционально благополучной жизни , Я обсуждаю важность исключительного характера. Вот некоторые черты, которые я определяю.
1. ЧестныйВ основе любого человека с хорошим характером лежит честность. Они делают свою работу чисто, в соответствии с тем, что правильно, и никогда не жульничают и не лгут, чтобы опередить кривую. Люди с хорошим характером являются теми, за кого себя выдают, и выполняют то, что им обещано и что от них ожидается. Честность — это то, что отличает активатора от прокрастинатора, мечтателя от деятеля и успешного от неуспешного. Когда дело доходит до характера, мы не то, что мы думаем, мы не то, что мы говорим, мы то, что мы сделать.
По теме: Наука подтвердила, что честность действительно является лучшей политикой на рабочем месте
2. Оставшийся в живыхХарактер в значительной степени формируется в результате жизненных испытаний и ошибок. Выжившие держатся, они не сдаются. Люди с исключительным характером не сдаются, когда наступают трудные времена, и не обращаются ужасно с другими, когда что-то идет не по плану. Люди, обладающие исключительным характером, обладают верой и твердостью духа, чтобы оставаться в рутине и добиваться успеха, несмотря ни на что. Можно много говорить о выносливости. Чем больше других уходят из-за одних и тех же факторов стресса, тем больше у человека с хорошим характером возможностей и выдержки, чтобы добиться того, к чему он стремился.
Связанный: 10 цитат о настойчивости, которые помогут вам не сдаваться
3. ЛюбовникЛюди с хорошим характером — любящие люди. Они тратят время на заботу. Они понимают, что когда люди чувствуют, что о них заботятся, они сделают для них почти все. На самом деле, невозможно подделать искреннюю заботу. У этого совершенно другая атмосфера, чем у «продажи» или «убедительности». Люди с хорошим характером так же сильно влияют на других, и люди хотят работать вместе с ними из-за их любящей и искренней натуры. Когда мы работаем вокруг, для или с людьми, которые заботятся о них, меньше прогулов, меньше пропущенных или отмененных встреч и более высокие показатели производительности, потому что людям нравится работать с теми, кто поднимает их моральный дух.
Связанный: 11 цитат о жизни и любви от бывшей первой леди Барбары Буш
4. ЛидерКогда люди обладают хорошим характером, лидерство является естественным побочным эффектом. Люди хотят идти за теми, кто пострадал, за теми, кто обладает самосознанием, терпением и способностью подняться выше. Независимо от занимаемого ими положения в деловом мире, люди с исключительным характером привлекают последователей благодаря молвам, поддерживающим и продвигающим их репутацию как людей, которые должны инвестировать в обучение и сотрудничество. Когда характер человека подлинный, он живет со спокойной решимостью, которой другие чувствуют себя обязанными доверять, подражать и следовать за ним.
Связанный: 11 Качеств Хороших Людей, Которые Продвигаются вперед
5. ЭлегантностьСамообладание — одна из самых сильных черт людей, которые обладают исключительным характером. У них спокойная манера поведения, что проявляется в их способности быть терпеливыми и слушать других. Требуется определенный самоконтроль, чтобы слушать, а не говорить. Именно эта элегантная натура людей с хорошим характером делает их не только немного загадочными, но и такими интересными для окружающих. Люди с хорошим характером признают, что мягкость — их величайшая сила. Они выше мелочности правильного и неправильного, когда находятся в конфликте или сталкиваются с проблемами. Они больше заинтересованы в поиске решения, которое предполагает инклюзивность и инновации; идеи, данные всеми.
По теме: Как успешные люди сохраняют спокойствие
6. ТрудолюбивыйХороший характер и трудолюбие идут рука об руку. Никто из нас не рождается с хорошим характером. Хороший характер развивается с течением времени и благодаря добродетелям упорного труда и преданности делу. Мы не можем развивать свой характер без того, чтобы тяжело работать и страдать во времена конфликтов и испытаний. Причина, по которой тяжелая работа развивает характер, заключается в том, что это единственное, что может превзойти и пережить как гений, так и талант.
Связанный: Тяжелая работа? Это еще не все. Это может быть даже неактуально. Вот почему.
7. ПомощникБольше всего люди с хорошим характером стремятся помогать другим. Они не считают успех и эгоизм совместимыми. Однажды успех человека является и другим. Лучшее, во что люди с хорошим характером верят и что делают, — это помогать другим добиваться успеха. Такие люди будут вмешиваться и помогать всем, чем смогут, особенно когда это будет хорошо для команды. Успех никогда не рассматривается как позиция одного человека. Успех — это всегда командная работа.
Связано с этим: Как сосредоточить внимание сотрудников, которые слишком полезны своими идеями
8.