Что делать с подростком если он не понимает человеческих слов: Почему с подростками так сложно — и как наладить контакт с теми, кому «ничего не надо»

Что делать с подростком если он не понимает человеческих слов: Почему с подростками так сложно — и как наладить контакт с теми, кому «ничего не надо»

Содержание

Почему с подростками так сложно — и как наладить контакт с теми, кому «ничего не надо»

«Я его совсем не понимаю! Он меня доведет!» — типичные мысли родителей, чей ребенок перерос отметку 11–12 лет. В эфире «Радиошколы» мы поговорили с подростковым психологом и автором курса «Как не прибить подростка» Никитой Карповым о том, как разговаривать с теми, кто не хочет общаться.

Когда подростки становятся подростками

Сейчас многие психологи говорят о том, что сдвинулись границы подросткового возраста и что сейчас уже чуть ли не в 9 лет дети могут считаться подростками. Это, на мой взгляд, преждевременное заявление. Мы, несмотря на появление интернета, с точки зрения биологии поменялись не сильно. Да, сегодня у детей 7–9 лет действительно может проявляться то, что считается подростковыми особенностями: они могут высказывать свое мнение, сопротивляться, подолгу сидеть в гаджетах. Но это связано не с наступлением подросткового возраста, а с общей тенденцией к демократизации образования, к повышению технологической грамотности родителей.

Когда родители спрашивают меня, как понять, стал ли их ребенок подростком, я обычно уточняю, что они будут делать с этой информацией. Если не обращать внимания на физиологию, внешние изменения вроде ломающегося голоса, то прежде всего к признакам подростка относятся новые запросы на личное пространство, учет личного мнения, самостоятельность, а также снижение количества и глубины контакта с родителями. Дети становятся менее удобными, более замкнутыми в отношении родителей и, наоборот, ориентированными на сверстников.

А если говорить о стандартной периодизации, то подростками считаются люди с 11 лет и до 17. Младший подростковый возраст — условные 11–13 лет, старший подростковый возраст — 14–17.

Как подростковый возраст влияет на учебу

У каждого возраста есть свои ключевые задачи. Первая базовая задача подростков — это сепарация от родителей, вторая связана со взаимодействием со сверстниками. Фокус деятельности подростка с учебы переключается на общение с подобными себе, соответственно, школа начинает вызывать сопротивление, усиливается критичность по отношению к ней.

Есть статистика, которая говорит: в основном у мальчиков с 5-го по 9-й класс снижается успеваемость в учебе, успехов становится меньше. Это связано во многом с тем, что учеба в задачи возраста не попадает. И если в младшей школе дети учатся, потому что привыкли, потому что повезло с учительницей, ради одобрения родителей, то к средней школе сидеть и слушать 40 минут уже неинтересно.

К подростковому возрасту мнение учителей и родителей становится недостаточно значимым, чтобы прилагать усилия для учебы, а внутренняя мотивация еще недостаточна. Еще не созрели отделы мозга, которые отвечают за прогнозирование, за долгосрочные планы, за связь действий сейчас и результатов в будущем. Поэтому учеба страдает.

На плаву держатся те, у кого сохранилась привычка, кому проще продолжать учиться, чем протестовать. Бывают, правда, и редкие случаи, когда у подростка высокая ценность познания и характер обучения совпадает с его особенностями восприятия. Ему такой формат получения знаний подходит.

Ключевые стремления подросткового возраста одинаковы и у мальчиков, и у девочек. Им важно одно и то же, их психика решает одни и те же вопросы. При этом есть значительные различия в социальном реагировании на мальчиков и на девочек в культуре, и дальше эти отличия начинают влиять на то, как подростки себя проявляют.

Девочки чаще, чем мальчики, продолжают дисциплинированно выполнять социальные обязательства. Они в меньшей степени склонны к активным проявлениям агрессии. Девочки в среднем чуть тяжелее переживают физиологические изменения в теле и принятие своей сексуальности, сексуальную идентификацию. Это тоже во многом связано с культурой и социумом. Им труднее, тяжелее это дается эмоционально, да и внимания к ним гораздо больше.

Зачем к психологам идут родители

Есть запрос заявляемый и реальный. Заявляемый запрос — «У подростка есть проблема, и я хочу ее решить. Он плохо учится, хамит, не убирается, считает себя человеком другого пола, интересуется алкоголем, не адаптируется в классе, у него нет друзей, у него не те друзья» и так далее.

Есть родители, которые с кем-то пообщались, книжки почитали — и уже говорят иначе: «У меня не получается выстроить контакт. Что мне делать?» Этот вопрос больше ориентирован на себя. А глубинный, реальный запрос — это «Снимите мою тревогу, скажите, что все в порядке».

Самый популярный запрос к психологу — «Ребенка ничего не интересует, он ничего не хочет»

В этом случае важно провести проверку на депрессию (чаще всего ее нет). Хотя подростки, конечно, склонны к проживанию депрессивных эпизодов, да и в принципе нужно понимать, что в подростковом возрасте многое меняется именно в психике на психофизиологическом уровне, в том числе и все структуры, отвечающие за эмоции. Поэтому для подростков и характерно в большей степени такое мрачно-злобное состояние, характерны грусть-тоска, печаль и уныние.

Понятно, что в таком состоянии стремлений и желаний не особо много. Но мы ничего сделать не можем, только понять, принять и согласиться. В связи с чем и еще одну важную тему нужно поднять: родители сейчас переживающие, включенные, заботливые и очень многое для детей делающие. Но иногда они это делают так интенсивно, делают так много, что, по сути, подростковую мотивацию к чему-нибудь и хотению чего-нибудь подменяют своей.

Почему подростки не умеют хотеть

Дети, особенно те, что послабее характером, на уговоры родителей ведутся и поддаются, выбирают то, чего хотят именно родители. Время ребенка занимается капитально: у него английский, музыка, конный спорт, игра на свирели и учеба с репетиторами, конечно же. И наступает подростковый возраст, когда приходит желание от родителей отдалиться, значимость родителей в глазах ребенка падает, и ребенок в какой-то момент говорит: «Не-а, я не пойду на музыку, на свирель и на конный спорт». Если ему удалось родителей побороть, то он ложится на диван с гаджетом.

Тут интересная история: родители начинают переживать, что он ничего не хочет, а получается такая штука, что он и не умеет хотеть, — до этого все время хотели «за него». Своего умения ощутить желание и исполнить его у него не сформировалось. И по большому счету нужны время, внимание, усилия родителей, чтобы это желание вернулось. Ведь даже взрослые люди приходят к психотерапевту с запросом «Я ничего не хочу», «Я не умею хотеть».

Для того чтобы научить подростка понимать, чего он хочет, существует два великолепных (правда, крайне сложных) инструмента: спрашивать и слушать. Далеко не про все надо договариваться, но совершенно точно в каждом возрасте есть куча моментов, когда ребенок может решить, чего он хочет сам. Это касается и выбора мороженого, и подбора одежды. Задача в любом возрасте — найти тот сегмент ситуаций, в рамках которых ребенок сам сможет принять решение, — и никто от этого не умрет.

Очень многое из того, что подросток делает, вообще не совпадает с нашим родительским внутренним стандартом. И реагируем мы не на то, что что-то «опасно и плохо». Нас волнует, остаемся ли мы хорошими родителями, когда действия подростка нас не устраивают. Но это не очень хороший критерий оценки поступков.

Он порождает большое количество бессмысленных конфликтов, диалогов, напряжения

У каждого из нас внутри есть достаточно сформированная концепция того, как нужно жить, чтобы быть счастливым. Мы очень часто ее не осознаем, но детей мы воспитываем в рамках именно этой концепции. И если поведение ребенка из нашей неосознаваемой концепции выбивается, мы сильно расстраиваемся. Здесь хороший путь — начинать осознавать происходящее и доводить все до вопроса «Каким он должен быть? Каким он должен стать, чтобы сделать себя счастливым?». В конечном итоге все родители хотят, чтоб их ребенок был счастливым. Мы не можем сделать его успешным, счастливым, мы должны ему что-то дать для того, чтобы у него появился шанс себя сделать таковым.

Очень часто встречается парадокс: с одной стороны, родители требуют послушания, но с другой стороны, все хотят, чтобы их дети были самостоятельными, свободными и так далее. И получается, что наше стратегическое отступление вступает в противовес с нашими тактическими действиями. Потому что послушание — это обратный вектор от самостоятельности.

Почему ребенок становится успешным

Младший подростковый возраст — самый сложный в смысле взаимодействия. Детям уже трудно, у них уже начались все занимательные изменения, при этом им не подвезли мозг и не скоро подвезут. Они еще не взрослые.

Очень большая ошибка родителей — в какой-то момент начать считать подростков взрослыми, думать, что они мыслят примерно так же, как и мы. Это вообще не так. Очень часто в младшем подростковом возрасте мышление детское и мышление взрослое мелькают и сменяются, как огни стробоскопа на дискотеке. Сейчас он общается как взрослый вменяемый человек, а через минуту стоит на голове и что-то вытворяет. У них плохо с саморегуляцией. Есть нейропсихологические исследования, объясняющие, почему дети в младшем подростковом возрасте плохо управляют своим эмоциональным состоянием. Хуже, чем младшие школьники, хуже, чем старшие подростки.

У них не хватает в мышлении структур, которые помогают отрефлексировать, проанализировать, что с ними происходит, сделать выводы — то, на что родители рассчитывают.

Чтобы постепенно передать подростку ответственность за происходящее, родителям понадобится важный навык включенного наблюдения. Хорошо бы перед тем, как передавать ребенку эту ответственность, понимать, какой он и на что он способен.

Есть исследование, в котором выявлялась корреляция между уровнем успешности и стилем требований к подростку от родителей. Получились забавные данные. Наиболее успешны те, с кого требовали сообразно способностям. Значительно менее успешны те, с кого требовали больше, чем они могут, ну и, понятно, менее успешны те, с кого требовали меньше, чем позволяют их способности. И почему-то родители очень переживают, что требуют мало, поэтому на всякий случай накидывают побольше: или вывезет, или поможем.

Но надо понимать: если требовать то, чего подросток выполнить не в состоянии, он окажется в ситуации, когда он непрерывно родителей разочаровывает. Это достаточно болезненная история для каждого ребенка, потому что мнение родителей очень важно. Задача родителей — изучить ребенка, понять, на что он способен, а на что нет. Тактика — передавать ответственность понемногу, чтобы подросток постепенно с ней справлялся. Увидели, что справляется, — добавили еще немного. Ошибка — резко навалить на ребенка ответственность.

Полную запись интервью с Никитой Карповым слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

Фото: fizkes / Shutterstock / Fotodom

Подросток ничего не рассказывает родителям — что делать?

Подросток приходит домой и вроде бы хочет что-то рассказать, но родители сразу начинают сравнивать его с сыном подруги, волнуются или слишком настойчиво лезут с советами. После пары подобных разговоров желание делиться чем-то у ребенка пропадает. На вопрос читателя «Что делать, если ребенок ничего не рассказывает о своей жизни?» отвечают четверо подростков.

Резкая реакция может отбить желание делиться

Ева, 16 лет:

То, что дети не хотят рассказывать о чем-то взрослым, не всегда проблема родителей. Может быть, ребенок банально замкнут в себе и боится отчуждения — тогда он не готов делиться своими переживаниями. У меня такое бывает: я не могу рассказать родителям абсолютно все, потому что боюсь недопонимания и того, что они могут изменить мнение обо мне не в лучшую сторону.

Иногда взрослые допускают стереотипные ошибки. Например, в детстве мама мало общалась с ребенком, обсуждала что-либо. Повзрослев, он может продолжить жить замкнуто, в себе, особо не распространяясь о своих мыслях и чувствах. Бывает, что говорить с родителями не хочется, потому что вспоминаются прошлые резкие реакции на какие-то события в жизни подростка. Так у него можно отбить желание высказываться, высказывать свою точку зрения и делиться переживаниями и заботами.

Во многих ситуациях дети не хотят показаться родителям такими, какие они есть, — удобнее быть хорошенькими и пушистенькими. Подростки могут скрывать, что они тусуются во дворах, может быть, общаются с какими-то людьми, которых родители могут не одобрить. Рассказывая о проблеме, придется так или иначе описать и свое окружение. Тогда родители будут просто перманентно переживать.

Думаю, можно установить контакт с ребенком, говоря на банальные темы: «Как прошел день? Что смотрел, что читал?» Наверное, это просто интерес к жизни и интересам подростка, его увлечениям.

Так можно узнать, как проходит его день. Родители и сами могут делиться своими проблемами и переживаниями, спрашивая у ребенка его мнение и тем самым укрепляя контакт. Это поможет подростку раскрыться, а родителю — показать: «Мне не все равно, как ты живешь. Думаю, ты можешь помочь мне, а я — тебе».

Я знаю, когда на меня будут кричать

Ира, 16 лет:

Дело может быть как в родителе, так и в ребенке. Все зависит от ситуации. Часто родители совершают стандартные ошибки: начинают постоянно сравнивать ребенка с другими. Ребенок рассказывает о своих достижениях, а ему говорят: «Ты, конечно, молодец, но вот сын тети Маши сделал это уже несколько лет назад, а ты только сейчас добился таких результатов». Ребенок думает: «Класс, значит, я плохой». Итог — низкая самооценка и все сопутствующие проблемы.

А может, родитель однажды, когда ребенок рассказал ему о чем-то личном и трагическом, отреагировал неправильно: «Сколько еще таких ситуаций в жизни будет! Что ты паришься! Рассталась с парнем — сколько их еще будет!»

Другая ситуация: ребенок расстроен, а родитель накричал на него, что он плохой. После этого у ребенка закрепляется, что если что-то случается, то: а) на меня накричат; б) какой смысл рассказывать, если отдачи и рефлексии я все равно не получу.

Случай может быть единичным, но значимым. Родитель должен помогать ребенку в проживании жизненных трудностей

Подростковый возраст — очень сложный период, когда о жизни ты что-то как бы знаешь, но как бы и нет. Если рядом нет человека, который может поддержать, человек замкнется.

Думаю, дело все-таки скорее в родителях. Даже если ребенок слишком эмоционально о чем-то рассказывает, кричит, родителям не стоит говорить: «Не кричи. Успокойся». Ребенок на подсознательном уровне решит, что ему нельзя испытывать эмоции. У меня такое бывало два раза. Кажется, что ты идешь к родителям открытым, а им неинтересны твои эмоции: «Рассказывай, но спокойно». Но как? Безэмоционально нельзя рассказывать, обидно становится.

Родители часто дают советы, которых не спрашивают. Понятно, что советы — это полезно. Но если их дают, когда никто не просит, это раздражает. Какой смысл? Ты ими все равно не воспользуешься. Кажется, что каждую твою историю переделывают в нравоучение.

А еще есть фраза «Я знал, что так будет». Каждый опыт — это опыт. Я такой человек, что, если мне расскажут историю, я покиваю, но, не пережив этот опыт самостоятельно, не пойму. Нужно самой наступить на эти грабли. Родители могут не понимать этого: «Я тебя предупреждал». Смысл делиться, если ты априори не прав?

Или такое: ребенок что-то рассказывает, а родитель сидит в телефоне, читает, с кем-то общается, повернулся спиной, моет посуду, ушел куда-то, сказав: «Я тебя все равно слышу». Но ведь так просто неприятно что-то рассказывать! Даже если он и правда слышит, сразу пропадает все желание говорить.

Наконец, ребенок может просто не хотеть разговаривать. Иногда люди устают, лимит общения заканчивается. Приходят домой — и даже там не хочется говорить. Если это происходит постоянно, стоит на всякий случай уточнить, нет ли у него больших проблем, например депрессии. Если это периодическая ситуация, зря волноваться не стоит. Родителям можно просто сказать: «Сейчас не хочу». А взрослым надо это принять, потому что ничего страшного на деле не происходит.

Не вижу смысла делиться с родителями

Юля, 15 лет:

Года два назад я постоянно рассказывала родителям, что происходит у меня в школе, как я общаюсь с ребятами. Однажды я рассказала маме про одного мальчика… У меня это вообще больная тема: я с ними не могу общаться и не понимаю почему. Вроде бы все нормально, а с другой стороны, им со мной неинтересно. Тогда, наверное, и был переломный момент.

Я рассказала, что начала общаться с мальчиком, а мама сказала: «Ой, блин. Зачем? Не надо, он тебе не нужен». Когда я начинала говорить с ней об этом переживании, она отвечала: «Они просто боятся подойти к тебе, ты слишком хорошая для них, а они боятся, что ты с ними общаться не будешь, а не они с тобой». Нет никакого смысла рассказывать ей что-либо.

Она просто говорит, что я самая хорошая, а нормальных советов не дает

Я перестала подробно рассказывать ей о чем-либо, потому что она нередко отговаривала меня от того, что я хотела делать. В последнее время я много езжу по стране: от «Большой перемены», с танцевальным коллективом. Мама меня вроде поддерживает, а за спиной говорит: «Опять она в этой поездке, мы ее вообще не видим». О том, что происходит в поездках, я ей тоже не рассказываю, потому что знаю: она будет пересказывать все другим людям. В общем, причин, по которым я не говорю чего-либо родителям, много.

Не хочется выслушивать нравоучения

Ксюша, 16 лет:

Иногда действительно ничего особенного не происходит и рассказать нечего. Иногда забываешь, что что-то случилось, и поэтому не рассказываешь. Иногда не хочется разговаривать вообще ни с кем, даже с семьей. Иногда родители спрашивают слишком настойчиво, и поэтому желание делиться чем-то (часто совсем тухлое из-за усталости и вымотанности) совсем пропадает.

Иногда дело в теме новости: родители часто не поддерживают определенные темы, и поэтому рассказать нечего. Иногда у тебя есть новость, но ты ее не расскажешь даже лучшему другу или подруге из-за желания сохранить приватность другого человека, например. Также я редко рассказываю родителям о ситуациях, когда я чудом избежала плохих последствий: мама любит превращать любую историю, даже смешную, в поучительную. В таких случаях очень хочется, чтобы была поддержка или все просто посмеялись.

Кто-то ничего не рассказывает, потому что боится осуждения и непонимания со стороны родителей. Таким образом, есть причины, на которые родитель может повлиять, и те, на которые не может. Я бы посоветовала родителям понаблюдать за собой во время общения с ребёнком: может, вы найдете свою ошибку?

Проблемы с речью (для подростков) — Nemours KidsHealth

Когда вы были моложе и впервые начали говорить, вы, возможно, шепелявили, заикались или с трудом произносили слова. Может быть, вам сказали, что это «мило», или не волноваться, потому что вы скоро перерастете это. Но если вы находитесь в подростковом возрасте и все еще заикаетесь, вам может показаться, что это не так мило.

Ты не один. Более 3 миллионов американцев имеют расстройство речи, известное как заикание (или заикание, как его называют в Британии). Это одно из нескольких условий, которые могут повлиять на способность человека четко говорить.

Некоторые распространенные расстройства речи и языка

Заикание  — это проблема, которая мешает беглой (плавной и легкой) речи. Человек, который заикается, может повторять первую часть слова (как в ва-ва-ва-вода ) или долго удерживать один звук (как в caaaaaaake ). Некоторые люди, которые заикаются, вообще не могут произносить звуки. Заикание сложное явление, и оно может по-разному влиять на речь.

Нарушения артикуляции  подразумевают широкий спектр ошибок, которые люди могут совершать во время разговора. Замена «w» на «r» («wabbit» на «кролик»), пропуск звуков («cool» на «school») или добавление звуков к словам («pinanio» на «фортепиано») являются примерами артикуляции. ошибки. Lisping относится к конкретной замене, включающей буквы «s» и «z». Человек, который шепелявит, заменяет эти звуки на «й» («простой» звучит как «наперсток»).

Беспорядок — еще одна проблема, которая затрудняет понимание речи человека. Подобно заиканию, беспорядок влияет на беглость или плавность речи человека. Разница в том, что заикание – это расстройство речи, а беспорядок – языковое расстройство. Людям, которые заикаются, трудно сказать то, что они хотят сказать; те, кто захламляют, говорят то, что думают, но по мере того, как они говорят, это становится неорганизованным. Таким образом, тот, кто захламляет, может говорить отрывисто или делать паузы в неожиданных местах. Ритм беспорядочной речи может звучать отрывисто, а не плавно, и говорящий часто не подозревает о проблеме.

Апраксия (также известная как вербальная апраксия или диспраксия) представляет собой орально-моторное расстройство речи. Людям с этой проблемой трудно двигать мышцами и структурами, необходимыми для преобразования звуков речи в слова.

Что вызывает проблемы с речью?

Обычная речь может показаться легкой, но на самом деле это сложный процесс, требующий точного расчета времени и контроля нервов и мышц.

Когда мы говорим, мы должны координировать работу многих мышц различных частей и систем тела, включая гортань, в которой находятся голосовые связки; зубы, губы, язык и рот; и дыхательная система.

Способность понимать язык и произносить речь координируется мозгом. Таким образом, человек с повреждением головного мозга в результате несчастного случая, инсульта или врожденного дефекта может иметь проблемы с речью и языком.

У некоторых людей с нарушениями речи, особенно с нарушениями артикуляции, могут быть проблемы со слухом. Даже легкая потеря слуха может повлиять на то, как люди воспроизводят звуки, которые слышат. Некоторые врожденные дефекты, такие как волчья пасть, могут мешать речи. У людей с расщелиной неба есть отверстие в нёбе (что влияет на движение воздуха через ротовые и носовые проходы), а также могут быть проблемы с другими структурами, необходимыми для речи, включая губы, зубы и челюсть.

Некоторые проблемы с речью, такие как заикание, могут передаваться по наследству. Но в некоторых случаях никто точно не знает, что вызывает у человека проблемы с речью.

p

Как лечатся проблемы с речью?

Хорошая новость заключается в том, что такие методы лечения, как логопед, могут помочь людям любого возраста преодолеть некоторые проблемы с речью.

Если вас беспокоит ваша речь, важно сообщить об этом родителям и врачу. Если проверки слуха и физические осмотры не выявляют никаких проблем, некоторые врачи назначают консультацию с логопед (произносится: пух-ТОЛ-э-джист).

Логопед обучен наблюдать за людьми, когда они говорят, и выявлять проблемы с речью. Логопеды ищут тип проблемы (например, отсутствие беглости речи, артикуляции или двигательных навыков) у человека. Например, если вы заикаетесь, патологоанатом проверит, как и когда вы это делаете.

Логопеды могут оценивать речь своих клиентов, записывая их на аудио- или видеопленку или прослушивая во время разговора. Некоторые клиники, специализирующиеся на нарушениях беглости речи, могут использовать компьютерный анализ. Собрав как можно больше информации о том, как кто-то говорит, патологоанатом может разработать план лечения, отвечающий потребностям каждого человека. План будет зависеть от таких вещей, как возраст человека и тип нарушения речи.

Если вы лечитесь от речевого расстройства, часть вашего плана лечения может включать посещение логопеда , человека, обученного лечить речевые расстройства.

Частота посещения логопеда будет варьироваться. Скорее всего, сначала вы начнете посещать его или ее довольно часто, затем со временем количество посещений может уменьшиться. Большинство планов лечения включают в себя дыхательные техники, стратегии релаксации, которые помогают расслабить мышцы, когда вы говорите, контроль осанки и голосовые упражнения, называемые 9.0009 орально-двигательные упражнения . Вероятно, вам придется выполнять эти упражнения каждый день самостоятельно, чтобы ваш план лечения был как можно более успешным.

Решение проблем с речью

Люди с проблемами речи знают, как они могут расстраиваться. Люди, которые заикаются, например, часто жалуются, что другие пытаются закончить их предложения или вставить слова за них. Некоторым кажется, что люди обращаются с ними как с дураками, особенно когда слушатель говорит что-то вроде «медленнее» или «успокойтесь». (Люди, которые заикаются, так же умны, как и люди, которые не заикаются.) Люди, которые заикаются, сообщают, что слушатели часто избегают зрительного контакта и отказываются терпеливо ждать, пока они закончат говорить. Если у вас есть проблемы с речью, можно сообщить другим, как вы хотите, чтобы к вам относились во время разговора.

Некоторые люди обращаются к своим логопедам за советом и помощью по вопросам заикания. Ваш логопед может связать вас с другими людьми в подобных ситуациях, например, с группами поддержки в вашем районе для заикающихся подростков.

Если у вас проблемы с речью, достижение и сохранение контроля над своей речью может занять всю жизнь. Хотя логопед может помочь, у вас обязательно будут взлеты и падения в ваших усилиях по общению. Но правда в том, что то, как вы говорите, — это лишь малая часть того, кто вы есть. Не стесняйтесь, чтобы вас услышали!

Автор: Rhonda S. Walter, MD

Дата рассмотрения: сентябрь 2016 г.

Дизартрия (затрудненная речь) — NHS

Дизартрия — это затрудненная речь, вызванная повреждением головного мозга или его изменениями в более позднем возрасте.

Симптомы дизартрии

У ребенка или взрослого с дизартрией могут быть:

  • невнятная, гнусавая или хриплая речь
  • напряженный и хриплый голос
  • очень громкая или тихая речь
  • проблемы с речью в регулярном ритме, с частыми запинками
  • булькающая или монотонная речь
  • затруднение движений языка и губ
  • затруднение глотания (дисфагия), которое может привести к постоянному слюнотечению

As В результате этих проблем человека с дизартрией может быть трудно понять.

В некоторых случаях они могут произносить только короткие фразы, отдельные слова или вообще не внятно произносить речь.

Дизартрия не влияет на интеллект или понимание, но у человека с этим заболеванием также могут быть проблемы в этих областях. Проблемы с речью также могут повлиять на социальное взаимодействие, занятость и образование.

Если у вас или вашего ребенка дизартрия, вам может быть полезно обратиться к логопеду (SLT). Спросите врача общей практики о ближайшей к вам клинике речевой и языковой терапии.

Что вызывает дизартрию?

Мышцы, используемые для речи, контролируются мозгом и нервной системой. Дизартрия может развиться, если какой-либо из них каким-либо образом поврежден.

Дизартрия может быть:

  • связанной с развитием – когда она возникает в результате повреждения головного мозга до или во время рождения, например, при церебральном параличе
  • приобретенная – когда она возникает в результате изменений головного мозга в более позднем возрасте, таких как повреждения, вызванные инсультом, тяжелой травмой головы или опухолью головного мозга, или прогрессирующим состоянием, таким как болезнь Паркинсона или заболевание двигательных нейронов

Дизартрия у детей обычно связана с развитием, в то время как дизартрия у взрослых часто является приобретенной, хотя оба типа могут поражать людей старшего возраста. в любом возрасте.

Улучшится ли дизартрия с помощью речевой и языковой терапии, зависит от причины и степени повреждения или дисфункции головного мозга. Некоторые причины остаются стабильными, в то время как другие могут со временем усугубляться.

Диагностика дизартрии

Врачи-логопеды могут провести оценку, чтобы определить степень нарушения речи. Вас или вашего ребенка могут попросить:

  • произнести разные звуки
  • поговорить на знакомую тему
  • считать числа или называть дни недели
  • читать отрывок вслух

Терапевт может также захотеть изучить движение мышц рта и голосового аппарата (гортани) и может пожелать сделать запись.

Лечение дизартрии

Логопед будет работать в команде медицинских работников, в которую входят люди из сферы здравоохранения, социального обеспечения и волонтерства.

Психотерапевт попытается улучшить и максимизировать вашу способность или способность вашего ребенка говорить. Они помогут вам найти разные способы общения и помогут вам и вашей семье адаптироваться к новой ситуации.

Они могут порекомендовать:

  • стратегии для улучшения речи, такие как замедление речи
  • упражнения для улучшения громкости или четкости речи
  • вспомогательные устройства, такие как простая доска с алфавитом, усилитель или компьютеризированный голосовой вывод system

Некоторые логопеды могут провести или направить вас на специализированную оценку средств коммуникации, включая компьютеризированные системы голосового вывода. Для некоторых людей эти устройства могут использоваться вместе или вместо речи, чтобы помочь им общаться.

Обратитесь к местному логопеду, если вы хотите пройти обследование. Они смогут предоставить дополнительную информацию и советы по организации оценки и испытания средств коммуникации.

Нет никакой гарантии, что логопедическая и языковая терапия может улучшить речь всех, кто страдает дизартрией. Успешность лечения будет зависеть от степени и локализации повреждения или дисфункции головного мозга, основного состояния, вызвавшего это, и личных обстоятельств человека.

Советы по общению

Следующие советы могут помочь вам более эффективно общаться, если у вас дизартрия или если вы общаетесь с кем-то с этим заболеванием.

Советы для людей с дизартрией

Если у вас дизартрия, вам может быть полезно:

  • сделать глубокий вдох, прежде чем начать говорить
  • приложить дополнительные усилия, чтобы произнести ключевые слова время при необходимости
  • оставляйте свободное пространство между каждым словом
  • убедитесь, что вы находитесь в одной комнате с человеком, с которым разговариваете, и повернитесь к нему лицом
  • привлеките внимание слушателя – например, прикосновением или зовите его по имени, прежде чем начать разговаривайте с ними
  • говорите короткими предложениями и избегайте длинных разговоров, если вы устали
  • уменьшите фоновый шум – например, выключите телевизор или радио
  • повторите, если необходимо

советы для семьи, друзей и опекунов

Если вы разговариваете с человеком, страдающим дизартрией, вам могут пригодиться следующие советы:

  • уменьшить отвлекающие факторы и фоновый шум во время разговора
  • смотреть на человека, когда он говорит
  • после разговора, дайте им достаточно времени для ответа – если они чувствуют, что их торопят или заставляют говорить, они могут начать волноваться, что может повлиять на их способность общаться разочарование
  • если вы не понимаете, что они пытаются сообщить, не притворяйтесь, что понимаете, так как они могут счесть это покровительственным и расстраивающим – всегда лучше честно признаться в своем непонимании /без вопросов или перефразирования – например, скажите: «Вы спрашивали меня, ходил ли я за покупками?»

Состояния, связанные с речью

  • дизартрия – трудности с речью, вызванные поражением головного мозга, что приводит к неспособности контролировать мышцы, используемые при речи
  • дисфагия – затрудненное глотание, которое может быть симптомом дизартрии
  • дисфазия или афазия – языковые трудности, которые могут быть трудностью понимания языка (рецептивная дисфазия) или самовыражения (экспрессивная дисфазия)
  • диспраксия и атаксия – проблемы с физической -координация, которая также может иногда влиять на движения, необходимые для речи

Последняя проверка страницы: 06 ноября 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *