Чем отличается произвольная память от непроизвольной: Произвольная и непроизвольная память

Чем отличается произвольная память от непроизвольной: Произвольная и непроизвольная память

Непроизвольная и произвольная память

   Процесс запоминания сильно зависит от особенностей деятельности, в частности от целей деятельности; в зависимости от наличия целей запомнить или отсутствия таковых память подразделяется на произвольную или непроизвольную.

Если осуществляется целенаправленная деятельность по запоминанию конкретного материала, то речь идет о произвольной деятельности (например студент готовится к экзамену). Если запоминание не носит целенаправленного характера, говорят о непроизвольной памяти (так, например, мы можем запомнить, что вчера был дождь, а позавчера снег).

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально.

Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа, когда материал представляет интерес и заполняет некоторый пробел в картине мира.

Работа кратковременной памяти осуществляется постоянно, интересное и полезное откладывается в долговременную память, хаотичное, скучное и бесполезное игнорируется и замещается в сознании другим материалом. Когда мы стараемся что-то запомнить в произвольном смысле (то, что надо, а не то, что хочется), мы:

— концентрируем свое внимание на том, что надо,

— используем разного рода мнемотехнические средства (например задействуем в своем сознании ассоциации, просто многократно повторяем),

— подбадриваем себя.

В этом и заключается произвольный характер работы памяти. Довольно легко можно запомнить таким образом небольшие объемы скучной информации. Однако нет особенной гарантии того, что эта информация останется в долговременной памяти.

Для успешного запоминания очень важен интерес, а им, к сожалению или радости, управлять тяжело. В качестве замены интереса может выступить самовнушение: «Это очень важно, это надо запомнить».

Работа произвольной или непроизвольной памяти тесно связана, зависит от работы произвольного или непроизвольного внимания. Эффективность произвольной памяти зависит от концентрации, устойчивости произвольного внимания. Что касается непроизвольных процессов, то тут механизм следующий: потенциально интересный объект привлекает и удерживает внимание, непроизвольное внимание запускает процессы непроизвольной кратковременной и долговременной памяти.

 


Память

  • Актуализация
  • Амнезия детства
  • Ассоциации как способ запоминания
  • Вербальная память
  • Виды памяти
  • Виды памяти и их особенности
  • Влияние впечатлений и эмоций на память
  • Воспроизведение
  • Вспышки памяти
  • Долговременная память
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Особенности произвольной памяти детей дошкольного возраста

Автор: Евтеева Анастасия Юрьевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022 2022-06-01

Статья просмотрена: 73 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 9 (pdf)

Библиографическое описание:

Евтеева, А. Ю. Особенности произвольной памяти детей дошкольного возраста / А. Ю. Евтеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 647-649. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92484/ (дата обращения: 30.10.2022).



В статье представлен анализ психолого-педагогической, научной и специальной литературы по проблеме особенностей произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте. Рассмотрены и обобщены труды отечественных учёных.

Ключевые слова:

произвольная память, память, старшие дошкольники, дошкольный возраст.

Память является фундаментом для формирования интеллектуальных способностей дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные процессы и качества личности (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.).

В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в мнемической деятельности. Поскольку память активно развивается в этом возрасте и включается в процесс формирования личности, она становится доминирующей функцией и становится в центр сознания ребёнка. [2] В этом возрасте дети очень быстро начинают овладевать знаниями, умениями и навыками. Это свидетельствует о том, что в памяти ребёнка происходят важные изменения в качественно-количественных характеристиках.

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный период для развития памяти. Ни до, ни после дошкольного возраста ребенок не запоминает различную информацию с такой же лёгкостью. Ребенок без усилий способен запомнить большое количество сказок, стихотворений и другой информации. Запоминание часто происходит без волевых усилий и значительно увеличивается объём запоминаемого материала. [6]

У младших дошкольников память носит преимущественно непроизвольный характер. Ребёнок не ставит перед собой цель запомнить информацию и не использует специальные приёмы, чтобы её запомнить. Однако непроизвольное запоминание может быть достаточно прочным и точным. Легко запечатлеваются события, образы, действия, которые вызывают интерес у ребёнка. Также легко запоминается словесная информация, если она вызывает эмоциональный отклик у дошкольника. Эффективность непроизвольного запоминания только увеличивается на протяжении дошкольного возраста. [2]

Важнейшее изменение в памяти состоит в том, что в среднем дошкольном возрасте, примерно в 4–5 лет, она приобретает элементы произвольности. Целенаправленное запоминание и припоминание в среднем дошкольном возрасте появляются только эпизодически. Обычно они включаются в различные виды деятельности, поскольку запоминать что-либо нужно и в игре, и при выполнении заданий взрослых, а также во время подготовки детей к обучению в школе.

Леонтьев А. Н. отмечал, что в старшем дошкольном возрасте память превращается в особую мнемическую деятельность, которая подчинена особой цели — запомнить информацию. Прежде память обслуживала другие психические процессы; в данном же возрасте запоминание становится особым целенаправленным процессом: оно превращается во внутреннее действие и занимает новое место в структуре деятельности ребенка.

[4] Память всё больше объединяется с речью и мышлением, благодаря этому она приобретает интеллектуальный характер. В этом возрасте ребёнок учится ставить перед собой цель запомнить, а также использовать простейшие приёмы запоминания .

Произвольная память не просто возникает на базе непроизвольной, для её развития требуется специальное обучение приемам запоминания и помощь со стороны взрослых. Специальные приёмы и способы запоминания ребёнок не изобретает сам. Мухина В. С. отмечает, что их дошкольнику в той или иной форме подсказывают взрослые. Для развития произвольности памяти, взрослому необходимо стимулировать ребенка к целенаправленному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т. е. ставить цель дошкольнику вспомнить что-либо. Ребёнок со временем сам начинает осмыслять, повторять материал. И в конце концов дети сами начинают осознавать значимость использования специальных техник для того, чтобы запомнить информацию.

[5] Важнейшей оценкой развития произвольной памяти у старших дошкольников является способность выделять мнемические цели и контролировать их достижение, т. е. осуществлять самоконтроль.

Таким образом, в овладении элементами произвольной памяти можно выделить несколько этапов:

  1. Взрослым формируется словесная постановка цели на запоминание.
  2. Появление у ребёнка под воздействием взрослых намерение что-либо запомнить для того, чтобы припомнить это в будущем.
  3. Осознание и выделение мнемической цели, которая наблюдается;

а) когда ребёнок оказывается в таких ситуациях, которые требуют от него активного запоминания и припоминания;

б) когда мотив, побуждающий ребёнка к деятельности, является значимым для него, происходит принятие цели.

  1. Осознание и использование ребёнком некоторых приёмов запоминания, которые выделяются из знакомых видов деятельности.
  2. Появление действий самоконтроля, которые впервые появляются примерно в четырёхлетнем возрасте.

Исследованием сравнительной эффективности произвольного и непроизвольного запоминания на разных этапах дошкольного возраста изучались П. И. Зинченко. Исследование показало, что в младшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного и произвольного запоминания одинакова. Только в младшем школьном возрасте эффективность этих видов запоминания сближается, и в дальнейшем эффективность произвольного запоминания становится выше, чем непроизвольного. [1]

Исследованием возникновения и развития произвольных форм запоминания у детей занимался отечественный психолог А. Н. Леонтьев. Давая детям дошкольного возраста для запоминания слова, он предлагал им в качестве вспомогательного средства картинки. У старших дошкольников использование картинок в качестве вспомогательного средства существенно повышает эффективность запоминания. Если у младших дошкольников запоминание слов с помощью картинок и без них не различается, то у старших дошкольников эффективность запоминания при помощи картинок повышается в 2 раза.

Всё это указывает на существенное развитие произвольной памяти у старших дошкольников. [7]

Исследованием произвольной памяти дошкольников занималась З. М. Истомина. Она ставила задачу дошкольникам разного возраста запомнить ряд слов в условиях лабораторных опытов и в ситуации игры. Одной из целей эксперимента было исследование эффективности памяти детей в условиях различной мотивации, т. е. в лабораторных опытах и в игре. Как показывают данные исследования, эффективность запоминания в ситуации игры заметно выше. Отмечается, что превращение процессов памяти в целенаправленные процессы, происходит у младшего дошкольника легче в игре, чем в лабораторных опытах. Детям это возраста легче выделяет цель запомнить. Однако у детей 6–7-ми летнего возраста заметной разницы между эффективностью запоминания в ситуации игры и в лабораторных опытах не выявлено. [3]

З. М. Истомина выделила 3 типа поведения детей при запоминании, которые соответствуют разным уровням развития произвольной памяти. З. М. Истомина выделила следующие уровни развития произвольной памяти дошкольников:

– низкий уровень, характеризующийся тем, что дошкольники не ставят цели запоминать и припоминать что-либо;

– средний уровень, который отличается наличием у детей цели запомнить и припомнить что-либо, но отсутствием использования специальных приёмов запоминания;

– высокий уровень, который характеризуется как наличием цели запомнить или припомнить, так и использованием специальных способов и приёмов для её достижения. [3]

По исследованиям З. М. Истоминой был сделан вывод, что у старших дошкольников преобладает второй и третий уровень развития произвольной памяти, причём большая часть детей была отнесена к группе с третьим уровнем развития памяти. Дети ставят себе цели запомнить информацию, используют для её осуществления различные способы запоминания. Также отмечено, что у старших дошкольников начинают совершенствоваться приёмы запоминания, дети начинают делать попытки образовывать внутренние связи между словами, что показывает переход произвольной памяти на более высокие уровни. По результатам исследования, можно сделать вывод, что к концу дошкольного возраста повышается эффективность произвольного запоминания, объём запоминаемой информации увеличивается, ошибок при воспроизведении становится меньше. [3]

Несмотря на видимые успехи в развитии произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте, основной путь своего развития она проходит на следующих возрастных этапах.

Литература:

  1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание / Акад. пед. наук РСФСР. О-во психологов. — Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 562 с.
  2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. -5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с. — 368 с.
  3. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
  4. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания / Избранные психологические произведения. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 391с.
  5. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Изд. Академия, 1998. 456 с
  6. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. М.: Академия, 2012.
  7. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): произвольная память, дошкольный возраст, дошкольник, ребенок, эффективность запоминания, непроизвольное запоминание, прием запоминания, произвольное запоминание, ситуация игры, старший дошкольный возраст.

Ключевые слова

дошкольный возраст, память, старшие дошкольники, произвольная память

произвольная память, память, старшие дошкольники, дошкольный возраст

Похожие статьи

Педагогические условия развития смысловой

произвольной. ..

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания.

Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Развитие

произвольной памяти детей старшего дошкольного

Произвольная память — это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания [2, с. 7]. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем. ..

Развитие

памяти у детей дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, произвольная память, непроизвольное запоминание, дошкольное учреждение, картинка, предмет, продуктивность запоминания, развитие, способ запоминания.

Развитие

памяти у детей дошкольного возраста

произвольная и непроизвольная память (зависит от степени волевой регуляции, а также от цели и способов запоминания и

Развитие памяти старших дошкольников средствами… Возможности для улучшения и развития памяти ребенка в дошкольном возрасте очень. ..

Особенности развития образной

памяти у детей дошкольного

Качественный анализ запоминания произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала показывает

дошкольный возраст, способность дошкольников, прием, старший дошкольный возраст, способность, развитие, произвольная память

Проблема развития мнемических способностей

дошкольников

дошкольный возраст, способность дошкольников, прием, образная память, прием запоминания, произвольная память, развитие, способность, старший дошкольный возраст, учебная деятельность.

Развитие

памяти старших дошкольников средствами…

Память ребенкадошкольника является ведущим познавательным процессом и позволяет успешно осваивать разнообразные способы социального взаимодействие в игре, процессы памяти в этом возрасте продолжают формироваться, и запоминают дошкольники в основном…

Дидактические

игры для развития памяти как средство…

От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. К концу дошкольного возраста память выделяется в особую

С помощью постановки перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти.

Увеличение объема

памяти у дошкольников приемами

В дошкольном детстве преобладает наглядно-образная память и отчасти сенсорная, поэтому запоминание

– провести сравнительный анализ эффективности модели.

Сравнительный анализ развития и увеличения объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники.

Похожие статьи

Педагогические условия развития смысловой

произвольной

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания.

Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Развитие

произвольной памяти детей старшего дошкольного

Произвольная память — это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания [2, с. 7]. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем…

Развитие

памяти у детей дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, произвольная память, непроизвольное запоминание, дошкольное учреждение, картинка, предмет, продуктивность запоминания, развитие, способ запоминания.

Развитие

памяти у детей дошкольного возраста

произвольная и непроизвольная память (зависит от степени волевой регуляции, а также от цели и способов запоминания и

Развитие памяти старших дошкольников средствами… Возможности для улучшения и развития памяти ребенка в дошкольном возрасте очень…

Особенности развития образной

памяти у детей дошкольного

Качественный анализ запоминания произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала показывает

дошкольный возраст, способность дошкольников, прием, старший дошкольный возраст, способность, развитие, произвольная память. ..

Проблема развития мнемических способностей

дошкольников

дошкольный возраст, способность дошкольников, прием, образная память, прием запоминания, произвольная память, развитие, способность, старший дошкольный возраст, учебная деятельность.

Развитие

памяти старших дошкольников средствами…

Память ребенкадошкольника является ведущим познавательным процессом и позволяет успешно осваивать разнообразные способы социального взаимодействие в игре, процессы памяти в этом возрасте продолжают формироваться, и запоминают дошкольники в основном. ..

Дидактические

игры для развития памяти как средство…

От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. К концу дошкольного возраста память выделяется в особую

С помощью постановки перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти.

Увеличение объема

памяти у дошкольников приемами

В дошкольном детстве преобладает наглядно-образная память и отчасти сенсорная, поэтому запоминание

– провести сравнительный анализ эффективности модели.

Сравнительный анализ развития и увеличения объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники.

[Пример эссе], 2273 слова GradesFixer

Это эссе было представлено студентом. Это не пример работы, написанной профессиональными авторами эссе.

В повседневной жизни, напротив, во многих случаях воспоминания приходят к нам, так сказать, без каких-либо преднамеренных усилий с нашей стороны. Такие воспоминания обычно называют непроизвольными воспоминаниями (или «сумасшедшими», «непрошеными мыслями», «непроизвольными воспоминаниями» и т. д.).

Это эссе подготовлено с целью подробно объяснить разницу между непроизвольной памятью и произвольной памятью. Я начну нашу статью с точных определений наших ключевых понятий, от которых я перейду к основной части обсуждения. Я, наконец, сделаю всеобъемлющий вывод.

Непроизвольная память, также известная как непроизвольная эксплицитная память, непроизвольная сознательная память, непроизвольная осознанная память и, чаще всего, непроизвольная память, является подкомпонентом памяти, возникающим, когда сигналы, встречающиеся в повседневной жизни, вызывают воспоминания о прошлом без сознательных усилий. Произвольная память, ее бинарная противоположность, характеризуется преднамеренной попыткой вспомнить прошлое (Tulving, E., and Donaldson, W. (1972).

. Мы можем дополнительно определить два ключевых термина, заявив, что непроизвольные воспоминания являются явными. воспоминания о личных событиях, которые приходят на ум без предшествующей попытки вспомнить (Бернтсен, 2009 г.). Их аналогом являются произвольные воспоминания, то есть личные воспоминания, которые следуют контролируемому стратегическому процессу поиска. Исследования памяти сосредоточены на последнем.

Люди обладают необычайной способностью вспоминать наше личное прошлое и представлять наше потенциальное будущее. Иногда это происходит в результате преднамеренного и сознательно инициированного процесса. Однако столь же часто воспоминания о прошлых событиях и образы возможных будущих событий возникают непроизвольно, т. е. без предварительной попытки их произвести (Бернцен, 19).96).

Большинство «формальных» ситуаций, в которых задействована память, предполагают произвольное, контролируемое припоминание. Лучшими примерами являются тесты достижений, в которых учащиеся должны исследовать свои воспоминания в поисках запрошенной информации. На самом деле, большинство лабораторных исследований памяти, таких как задания на свободное припоминание, задания на парные ассоциации и общие информационные вопросы, пытаются выявить произвольное припоминание. С точки зрения метафоры пути, произвольные воспоминания включают в себя построение пути к нашим воспоминаниям. В повседневной жизни также распространено контролируемое воспоминание, но оно также может быть личным, например, когда кто-то вспоминает о предыдущем опыте, не намереваясь давать отчет о памяти. Например, когда человек гуляет в одиночестве или размышляет о своем прошлом перед сном. Каждое воспоминание предположительно окрашено предыдущими воспоминаниями и влияет на последующие воспоминания. Важные эпизоды непременно вспоминаются по нескольку раз. Часто вспоминаемые эпизоды схематизируются. Схематизация, по-видимому, подразумевает стирание различия между полученной и предполагаемой информацией (Neisser, 19). 67).

Как будет показано ниже, произвольное припоминание включает множество метакогнитивных процессов, которые отслеживают и контролируют процесс припоминания, оценивают истинность полученной информации, регулируют припоминание, заполняют пробелы и участвуют в реконструктивных процессах. Добровольное извлечение обычно выполняет какую-то функцию. Очевидно, что в тестах достижений цель человека состоит в том, чтобы дать правильный ответ. То же самое верно для многих телевизионных игр. Личный, приватный поиск своей памяти также часто обусловлен желанием установить, что же произошло «на самом деле» (Квавилашвили Л. и Мандлер Г. (2004)9).0003

Непроизвольные воспоминания по сравнению с произвольными чаще связаны с конкретными эпизодами и имеют тенденцию оказывать большее влияние на настроение во время извлечения (e.G., Berntsen and Hall, 2004). Их также часто оценивают как менее важные для истории жизни и личности (Бернтсен, 2009).

Скорее всего, эти различия вызваны тем фактом, что для извлечения непроизвольных воспоминаний обычно требуется четкое соответствие ключевого элемента (Berntsen, Staugaard and Sørensen, 2012), которое может отдавать предпочтение конкретным эпизодам, а не более абстрактным знаниям о событиях, а также тот факт, что быстрое и неконтролируемое извлечение непроизвольных воспоминаний оставляет мало места для регуляции предшествующих эмоций. Таким образом, непроизвольные воспоминания распространены в повседневной жизни, их активации способствуют ситуационные сигналы, и они обычно возникают в ситуациях с рассеянным вниманием. Они имеют много общих характеристик с произвольными воспоминаниями, например преобладание эмоционально положительных событий, но являются результатом более ассоциативной и контекстно-зависимой формы извлечения, требующей меньших усилий. Непроизвольные воспоминания встречаются в повседневной жизни так же часто, как и преднамеренные воспоминания, преднамеренные Berntsen, Staugaard and Sørensen, 2012.

Непроизвольные воспоминания и мысли о будущем можно рассматривать как связанные с представлениями о блуждании ума (e.G., Smallwood and Schooler, 2006), мечтаниях и образах и мыслях, не связанных с задачей, которые все относятся к мыслительным процессам, возникающим в отсутствие конкретных ситуативные требования. Понятия мечтаний, блужданий ума и мыслей, не связанных с задачей, концептуально и эмпирически очень похожи в том, что все они в широком смысле определяются как умственное содержание, возникающее, когда внимание переключается с основной задачи, и вместо этого человек занимается частными и внутренними мыслительными процессами. (Гольдштейн и Фортганг, 19 лет.70).

Однако эти понятия отличаются от концепций непроизвольных воспоминаний и непроизвольных мыслей о будущем в нескольких важных аспектах. Во-первых, мысленное содержание мечтаний или блужданий ума не обязательно должно быть эпизодическим или абстрактным. Напротив, непроизвольные воспоминания и непроизвольные мысли о будущем по определению связаны с ментальным переживанием личного события. Во-вторых, мечтательность и блуждание ума могут быть произвольными, поскольку человек может намеренно отказаться от внешней задачи, чтобы следовать внутреннему потоку мыслей (McMillan et al., 2013).

Когнитивные теоретики считают непроизвольные воспоминания редкостью. Например, ученый, желающий их изучить, «может только сидеть и ждать, надеясь на невероятное» (Miller, 1962). Талвинг (1983) утверждал, что успешное припоминание из системы эпизодической памяти зависит от того, находится ли оно в режиме воспроизведения. Лишь изредка стимулы в окружающей среде активировали сознательные эпизодические воспоминания посредством чисто ассоциативных механизмов вне режима поиска. «Доступ к информации или актуализация информации в эпизодической системе имеет тенденцию быть преднамеренным и обычно требует сознательных усилий» (стр. 46). «Немногие вещи, которые мы воспринимаем, заставляют нас думать о прошлых событиях в нашей собственной жизни… многие стимулы, которые потенциально могут служить напоминанием или сигналом, даже если они будут показаны человеку на видном месте, не будут иметь такого эффекта» (стр. 169).). Хотя Мандлер (1989) признавал, что «большая часть повседневных воспоминаний на самом деле не преднамеренна» (стр. 102–103), он также заметил, что эпизодическое знание, как правило, «преднамеренно и осуществляется сознательно, зависит от контекста и «запоминается»». тогда как семантическое знание «часто доступно автоматически, независимо от контекста и «известно»» (стр. 94).

В отличие от этой точки зрения утверждалось, что непроизвольные и произвольные воспоминания отражают операции одной и той же базовой системы эпизодической памяти (Rubin, Boals, and Berntsen, 2008). С этой точки зрения два типа воспоминаний различаются только механизмами, вызывающими их в памяти в определенный момент, в то время как их кодирование и долговременное поддержание должны поддерживаться одними и теми же механизмами. Например, ожидается, что эмоция во время кодирования повысит вероятность последующего припоминания, независимо от того, является ли припоминание непроизвольным или произвольным.

Различие между произвольными и непроизвольными воспоминаниями нечеткое. Процессы памяти обычно включают смесь двух способов извлечения информации. Даже когда контролируемая проверка нашей памяти инициируется в ответ на вопрос знакомого («Что вы делали, когда были в Норвегии?», «Что вы делали в последний вечер перед возвращением домой?»). из запомненных эпизодов могут всплывать сами собой с большей готовностью, чем другие, и открываются новые ассоциации воспоминаний. Таким образом, контролируемое путешествие по своим воспоминаниям может быть отклонено непроизвольными воспоминаниями, несмотря на нашу попытку остаться на том же пути памяти. Конечно, контролируемый поиск может также руководствоваться общими знаниями о событии (например, что раньше темнело рано, что мы были с друзьями), а также абстрактными семантическими знаниями (мы знаем, что конец года наступает). в полночь мы знаем, что скандинавской зимой часто бывает снег и т. д.).

Контролируемые произвольные воспоминания обычно подвергаются процессу редактирования, чтобы убедиться, что они удовлетворяют определенным критериям, таким как точность. Процесс редактирования становится более строгим, когда речь идет о публичном отчете. Напротив, непроизвольные воспоминания всплывают в нашем сознании в виде «неотредактированных» необработанных данных. Конечно, когда мы их пересказываем, вероятно, происходит некоторое редактирование (Jones, G.V. 1989).

Различие между произвольной и непроизвольной памятью фактически провел Эббингауз (1885). Он проводил различие между воспоминаниями, возникающими «с кажущейся спонтанностью и без какого-либо акта воли», и воспоминаниями, которые вызываются «в сознание усилием воли». Таким образом, непроизвольные воспоминания — это те, которые возникают спонтанно, иногда неожиданно, без какого-либо намерения вызвать их в воображении. Произвольные воспоминания, напротив, возникают в ответ на контролируемый, целенаправленный поиск, обычно побуждаемый какой-либо потребностью и направляемый потребностью удовлетворить некий общий критерий (Голдсмит М., Кориат А. 19).99).

Непроизвольные воспоминания, как правило, связаны с определенными феноменологическими свойствами: более богатой сохранностью исходных эмоционально-чувственных особенностей, сильным восприятием живости события и ощущением «повторного переживания» события. Память иногда имеет качество восприятия (Голдсмит М. и Кориат А. 1999).

Мы заново переживаем событие или эпизод, а не извлекаем его словесное содержание или суть. Таким образом, спонтанное извлечение может производить воспоминания, более точно соответствующие первоначальному опыту. Это отличается от произвольных воспоминаний, которые имеют тенденцию быть более избирательными и целенаправленными. Еще одна отличительная черта касается интервала сохранения: Бернтсен обнаружил, что непроизвольные воспоминания имеют тенденцию быть более свежими, чем произвольные. Большинство зарегистрированных непроизвольных воспоминаний относились к событиям, имевшим место в течение предыдущего года (и, самое большее, в течение последних 3 лет), в то время как большинство произвольных воспоминаний относились к событиям, произошедшим за последние 4 года (Burke, MacKay Worthley). , Джэнд Уэйд, Э. 1991).

Непроизвольные воспоминания также отличаются от произвольных своей организацией: когда событие или эпизод спонтанно приходят на ум, их появление в сознании обычно не следует логической последовательной организации. Скорее, различные аспекты события могут всплывать в памяти ассоциативно, без какой-либо четкой последовательности. Один образ может вызвать другой. Возникновение непроизвольных воспоминаний происходит относительно быстро; как будто доступ к различным функциям эпизода осуществлялся параллельно. Это контрастирует с произвольными воспоминаниями, извлечение которых имеет тенденцию быть медленным, последовательным и трудоемким. Поскольку произвольные воспоминания инициируются сами собой, их извлечение часто управляется нисходящими программами, которые ограничивают последовательность, в которой они вызываются (Bousfield, W.A., and Rosner, S.R. 19).70).

В заключение мы можем констатировать, что в повседневной жизни память, как в своих преднамеренных, так и в непреднамеренных аспектах, выполняет разные функции (Glenberg, 1997). Вспоминают для того, чтобы решать различные задачи, например, чтобы ответить на вопросы, найти путь к желаемым целям, написать рассказ и т. д. Иногда мы имеем феноменологический опыт запоминания, как в случае с эпизодической памятью, когда мы имеем опыт путешествия назад во времени. В других случаях мы можем не осознавать, что решаем задачу с помощью поддержки памяти или полагаемся на свою память во время путешествия по городу. Когда пути к памяти открыты и используются, мы не всегда полностью осознаем использование этих путей (Бернтсен, Д. 19).98).

Было замечено, что свободные мысли и мечтания, которые включают в себя непроизвольно извлекаемый из памяти материал, занимают большую часть нашего повседневного времени. Воспоминание в повседневной жизни обычно происходит в контексте многих других процессов, таких как восприятие, планирование, мышление, решение и действие. Очень редко это происходит изолированно. Следовательно, пути к своему прошлому обычно открываются, когда человек одновременно путешествует по другим ментальным путям, ведущим к другим целям (Альба, Дж. В., и Хашер, Л. 19).83).

Намеренное запоминание иногда может быть трудоемким процессом. К счастью, есть фрагменты информации, к которым мы можем получить доступ почти без усилий, особенно если информация хорошо отрепетирована. В этом случае феноменологический опыт подобен прямому доступу к запрошенной информации. Такой прямой доступ является экономичным и эффективным способом извлечения воспоминаний. Быстродоступная информация также, скорее всего, будет верной.

  1. Альба, Дж. В., и Хашер, Л. (1983). Схема памяти? Психологический бюллетень, 93, 203–231.
  2. Бернтсен, Д. (1998). Произвольный и непроизвольный доступ к памяти. Память, 6, 113–141.
  3. Боусфилд, В.А., и Рознер, С.Р. (1970). Свободный и неограниченный отзыв. Психономическая наука, 20, 75–76.
  4. Берк, Д.М., Маккей, Д.Г., Уортли, Дж.С., и Уэйд, Э. (1991). На кончике языка: что вызывает проблемы с подбором слов у молодых и пожилых людей? Журнал памяти и языка, 30, 542–579..
  5. Голдсмит М. и Кориат А. (1999). Стратегическое регулирование отчетов о памяти: механизмы и последствия для производительности. В Д. Гофер и А. Кориат (ред.), Внимание и производительность XVII: Когнитивная регуляция производительности: Взаимодействие теории и применения (стр. 373–400). Кембридж, Массачусетс: MIT Press
  6. Спенс, Д.П. (1988). Пассивное запоминание. У У. Нейссера и Э. Винограда (ред.) Переосмысление воспоминаний. Экологические и традиционные подходы к изучению памяти (стр. 311–122). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета
  7. Тульвинг, Э., и Дональдсон, В. (1972). Организация памяти. Лондон: Академическая пресса.
  8. Вегнер Д.М., Шнайдер Д.Дж., Картер С.Р. и Уайт Т.Л. (1987). Парадоксальные эффекты подавления мыслей. Журнал личности и социальной психологии, 53, 5–13.
  9. Джонс, Г.В. (1989). Назад к Вудворту: роль нарушителей в феномене кончика языка. Память и познание, 17, 69–76.
  10. Квавилашвили, Л., и Мандлер, Г. (2004). Не в своем уме: исследование непроизвольных семантических воспоминаний. Когнитивная психология, 48, 47–9.4.
  11. Гольдштейн и Фортганг, (1970) Не в своем уме: исследование непроизвольных семантических воспоминаний. Когнитивная психология, 48, 47-94.
  12. Berntsen, Staugaard and Sørensen, (2012) Непроизвольная память: концепция и теория. В JH Mace (Ed.), Непроизвольная память (стр. 1-19). Малден, США: издательство Blackwell Publishing.
  13. Нейссер, Р. (1967) Категориальные и расширенные автобиографические воспоминания. В М. А. Конвей, Д. К. Рубин, Х. Спиннлер и В. А. Вагенаар (ред.), Теоретические взгляды на автобиографическую память (стр. 39).1-410). Дордрехт, Нидерланды: Kluwer Academic Publishers.
  14. Berntsen, H (1996) Контент-анализ непроизвольных автобиографических воспоминаний: изучение положительного эффекта в пожилом возрасте. Память, 17, 161-175.

Непроизвольные автобиографические воспоминания в лаборатории и за ее пределами: насколько они отличаются от произвольных автобиографических воспоминаний?

  • Ball, CT (2007). Можем ли мы вызвать непроизвольные автобиографические воспоминания в лаборатории? В JH Mace (Ed.), Непроизвольная память (стр. 127–152). Молден, Массачусетс: Блэквелл.

    Глава Google ученый

  • Болл, К.Т. и Литтл, Дж.К. (2006). Сравнение непроизвольных автобиографических воспоминаний. Прикладная когнитивная психология , 20 , 1167–1179.

    Артикул Google ученый

  • Болл, К. Т., Мейс, Дж. Х., и Корона, Х. (2007). Реплики к порывам памяти. В JH Mace (Ed.), Непроизвольная память (стр. 113–126). Молден, Массачусетс: Блэквелл.

    Глава Google ученый

  • Барсалу, Л.В. (1988). Содержание и организация автобиографических воспоминаний. В книге У. Нейссера и Э. Винограда (редакторы), Переосмысление воспоминаний: экологические и традиционные подходы к изучению памяти (стр. 193–243). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Глава Google ученый

  • Баумайстер, Р.Ф., Брацлавский, Э., Финкенауэр, К., и Вос, К.Д. (2001). Плохое сильнее хорошего. Обзор общей психологии , 5 , 323–370.

    Артикул Google ученый

  • Бернтсен, Д. (1996). Непроизвольные автобиографические воспоминания. Прикладная когнитивная психология , 10 , 455–460.

    Артикул Google ученый

  • Бернтсен, Д. (1998). Волевой и непроизвольный доступ к автобиографической памяти. Память , 6 , 113–141.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Бернтсен, Д. (2007). Непроизвольные автобиографические воспоминания: предположения, выводы и попытка их интеграции. В JH Mace (Ed.), Непроизвольная память (стр. 20–49). Молден, Массачусетс: Блэквелл.

    Глава Google ученый

  • Бернтсен, Д., и Холл, Н.М. (2004). Эпизодический характер непроизвольных автобиографических воспоминаний. Память и познание , 32 , 789–803.

    Google ученый

  • Бернтсен Д. и Рубин Д. К. (2002). Эмоционально заряженные автобиографические воспоминания на протяжении всей жизни: воспоминания о счастливых, грустных, травмирующих и непроизвольных воспоминаниях. Психология и старение , 17 , 636–652.

    Артикул Google ученый

  • Конвей, Массачусетс (2005). Память и Я. Журнал памяти и языка , 53 , 597–628.

    Артикул Google ученый

  • Конвей, Массачусетс, и Бекериан, Д.А. (1987). Организация автобиографической памяти. Память и познание , 15 , 119–132.

    Google ученый

  • Конвей, Массачусетс, и Плейделл-Пирс, К.В. (2000). Построение автобиографических воспоминаний в системе самопамяти. Психологический обзор , 107 , 261–288.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Краун, Д. П., и Марлоу, Д. А. (1964). Мотив одобрения: исследования оценочной зависимости . Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Элерс, А. , Хакманн, А., Стайл, Р., Кохесси, С., Веннингер, К., и Винтер, Х. (2002). Природа навязчивых воспоминаний после травмы: гипотеза предупреждающего сигнала. Исследование поведения и терапия , 40 , 995–1002.

    Артикул Google ученый

  • Элерс, А., Майкл, Т., Чен, Ю., Пейн, Э., и Шан, С. (2006). Улучшенное восприятие нейтральных стимулов в травмирующем контексте: путь к навязчивым воспоминаниям? Память , 14 , 316–328.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Филд, Д. (1981). Ретроспективные отчеты здоровых интеллигентных пожилых людей о личных событиях их взрослой жизни. Международный журнал поведенческого развития , 4 , 77–97.

    Google ученый

  • Джамбра, Л. М. (1989). Частота мыслей, не связанных с задачей, в зависимости от возраста: лабораторное исследование. Психология и старение , 4 , 136–143.

    Артикул Google ученый

  • Джамбра, Л. М. (1995). Лабораторный метод исследования влияет на переключение внимания на не связанные с задачей образы и мысли. Сознание и познание , 4 , 1–21.

    Артикул Google ученый

  • Холл, Н. М., и Бернтсен, Д. (2008). Влияние эмоционального стресса на непроизвольные и произвольные сознательные воспоминания. Память , 16 , 48–57.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Хак, С., и Конвей, Массачусетс (2001). Выборка процесса построения автобиографической памяти. Европейский журнал когнитивной психологии , 13 , 529–547.

    Google ученый

  • Кеннеди, К., Мазер, М., и Карстенсен, Л.Л. (2004). Роль мотивации в возрастном положительном эффекте автобиографической памяти. Психологические науки , 15 , 208–214.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Квавилашвили, Л., и Эллис, Дж. (2004). Экологическая достоверность и двадцать лет реальных и лабораторных споров в исследованиях памяти: критический и исторический обзор. История и философия психологии , 6 , 59–80.

    Google ученый

  • Квавилашвили, Л., и Мандлер, Г. (2004). Не в своем уме: исследование непроизвольных семантических воспоминаний. Когнитивная психология , 48 , 47–94.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Квавилашвили Л. и Шлагман С. (2003 г., июль). Вызов непроизвольных автобиографических воспоминаний в лаборатории: разработка нового метода исследования . Документ представлен на 5-м двухгодичном собрании Общества прикладных исследований памяти и познания (SARMAC), Университет Абердина, Шотландия.

  • Левин, Л.Дж., и Блак, С. (1997). Пережитая и запомненная эмоциональная интенсивность у пожилых людей. Психология и старение , 12 , 514–523.

    Артикул Google ученый

  • Линтон, М. (1986). Способы поиска и содержимое памяти. В DC ​​Rubin (Ed.), Autobiographical memory (стр. 50–66). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Мейс, Дж. Х. (2004). Непроизвольные автобиографические воспоминания сильно зависят от абстрактных сигналов: точка зрения Пруста неверна. Прикладная когнитивная психология , 18 , 893–899.

    Артикул Google ученый

  • Мейс, Дж. Х. (2005). Активация непроизвольных автобиографических воспоминаний. Память , 31 , 874–884.

    Артикул Google ученый

  • Мейс, Дж. Х. (2006). Эпизодическое запоминание создает доступ к непроизвольной сознательной памяти: демонстрация непроизвольного припоминания в произвольной задаче припоминания. Память , 14 , 917–924.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Мейс, Дж. Х. (2007). Непроизвольная память: Концепция и теория. В JH Mace (Ed.), Непроизвольная память (стр. 1–19). Молден, Массачусетс: Блэквелл.

    Глава Google ученый

  • Рубин, округ Колумбия (1998). Начало теории автобиографического запоминания. В CT Thompson, DJ Herrmann, D. Bruce, JD Read, DG Payne & M. Toglia (Eds.), Автобиографическая память: теоретические и прикладные перспективы (стр. 47–67). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google ученый

  • Рубин, округ Колумбия (2005). Задачи автобиографической памяти в когнитивных исследованиях. В A. Wenzel & DC Rubin (Eds.), Когнитивные методы и их применение в клинических исследованиях (стр. 219–241). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Глава Google ученый

  • Рубин, Д. К., и Козин, М. (1984). Яркие воспоминания. Познание , 16 , 81–95.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Рубин, округ Колумбия, и Шулкинд, доктор медицины (1997а). Распределение автобиографических воспоминаний на протяжении жизни. Память и познание , 25 , 859–866.

    Google ученый

  • Рубин, округ Колумбия, и Шулькинд, доктор медицины (1997b). Распределение важных и словесных автобиографических воспоминаний у 20-, 35- и 70-летних взрослых. Психология и старение , 12 , 524–535.

    Артикул Google ученый

  • Шанк, Р. К. (1999). Повторное посещение динамической памяти . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Книга Google ученый

  • Шлагман С., Квавилашвили Л. и Шульц Дж. (2007). Влияние возраста на непроизвольные автобиографические воспоминания. В JH Mace (Ed.), Непроизвольная память (стр. 87–112). Молден, Массачусетс: Блэквелл.

    Глава Google ученый

  • Шлагман С., Шульц Дж. и Квавилашвили Л. (2006). Контент-анализ непроизвольных автобиографических воспоминаний: изучение положительного эффекта в старости. Память , 17 , 161–175.

    Артикул Google ученый

  • Шулер, Дж. В., Райхле, Э. Д., и Халперн, Д. В. (2005). Зонирование во время чтения: свидетельство диссоциации между опытом и метасознанием. В Д. Т. Левин (ред.), Мышление и видение: визуальное метапознание у взрослых и детей (стр. 204–226). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • Сингер, Дж. Л. (1993). Экспериментальные исследования продолжающегося сознательного опыта. В GR Bock & J. Marsh (Eds.), Экспериментальные и теоретические исследования сознания (стр. 100–122). Чичестер, Великобритания: Wiley.

    Google ученый

  • Смоллвуд, Дж. М., и Скулер, Дж. (2006). Беспокойный ум. Психологический бюллетень , 132 , 946–958.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Уокер, В. Р., Фогль, Р. Дж., и Томпсон, С. П. (1997). Автобиографическая память: неприятное со временем исчезает быстрее, чем приятное. Прикладная когнитивная психология , 11 , 399–413.

    Артикул Google ученый

  • Уоткинс, П. К., Гримм, Д. Л., Уитни, А., и Браун, А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *