Человек определение в психологии: 1. «», «», «», «»
Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
01 октября 2022 г., 21:41
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек (с маленькой буквы) — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
При этом, когда говорят о человеке, иногда говорят о Человеке с большой буквы, и это — про другое. «Когда ты станешь Человеком?» — это вопрос «Когда ты станешь разумным и порядочным?»
Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
«Когда ты станешь личностью?» — это вопрос про внутреннюю свободу: «Когда ты начнешь жить своей головой, принимать свои решения?» Может быть яркая, свободная, сильная личность и в малой степени Человек — например, бандит.
- Индивидуальность
- Человек
- Личность — методология
Комментарии (5):
Гость, 27 октября 2013 г., 22:03
Асоциальная личность есть в малой степени личность. Маугли тоже асоциальны, как бандиты.
Галина, 25 ноября 2015 г., 10:55
Цитата «Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек». Если ключевым словом в данном утверждении является слово «проявивший» — утверждение не верно. «Самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек» — это яркая личность. Индивидуальность не всегда очевидна, но от века действительна. Индивидуальность — это кристаллизация качеств личностей духа человека( в том числе прошлых воплощений). Индивидуальность как нитка бус, где каждая бусина результат индивидуальных накоплений личности данного воплощения.
В результате череды воплощений личностей много, индивидуальность — одна, присущая только данному духу.Гостья, 25 ноября 2015 г., 11:10
«Асоциальная личность есть в малой степени личность. Маугли тоже асоциальны, как бандиты». Даже асоциальная личность — это просто личность без степени. Критерии оценки личности не имеют значения, т.к.субъективны. Личность может себя проявлять «асоциально», т.е. иметь определенную обособленность от общества, вести себя не согласуясь с правилами общества, но ни у одного человека, называющего себя личностью нет права назвать другого личностью малой степени. Личность — это набор свойств приобретенных и в большей степени кармических с помощью которых духовная сущность человека познает мир.
Гость, 10 июля 2018 г., 00:52
Ребенку всего несколько дней от роду. Какие из перечисленных терминов могут быть употреблены по отношению к нему? Почему? a. Личность. b. Человек. c. Индивид. d. Индивидуальность.
1
ответ
Козлов Николай Иванович, 12 июля 2018 г. , 21:21
Ребенок несколько дней от роду — это человек и индивид. Никаким образом не личность, поскольку личность формируется через освоение культуры. Насколько можно говорить об индивидуальности младенца, мне сказать сложно: авторы дают не очень внятное описание этого понятия. Я бы говорить об индивидуальности младенца не стал.
Материалы по теме:
19 нояб. 2021 г.
Портал саморазвития «DISTANT-NIK»
«DISTANT-NIK» – портал практической психологии. Здесь проходят занятия по системе Н.И. Козлова «Дистанция».
3Подробнее
01 янв. 2006 г.
Структура личности
В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности — это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом…
1Подробнее
В психологии индивид — что это? Отвечаем на вопрос. Понятие индивида в психологии
Термин «индивид» переводится с латинского языка как «неделимый». Ему дается следующее определение. Индивид – это конкретная особь, сочетающая в себе комплекс качеств, данных с рождения, и свойств, приобретенных при жизни. В социологии он является отдельным представителем человеческого вида.
Индивид представляет собой человеческое существо, которое несет в себе набор генетически заложенных качеств, а также индивидуальные характеристики, приобретенные в обществе. В нем проявляется принадлежность человека к определенному виду.
Каждый рождается индивидом. Со временем люди приобретают опыт и переходят на новый уровень, становятся личностью.
При изучении личности используются различные методы. Для начала рассматривают индивид. При этом человек изучается не просто в качестве представителя человеческого рода, а как член конкретной группы общества.
Понятие «индивид» в психологии используется в широком смысле. В его основе лежит наличие цельности и единства субъекта и особенностей, свойственных ему. В психологии индивид – это результат развития жизни, продукт взаимодействия с окружением. Как носитель биологического в каждом человеке он представляет собой комплекс обусловленных свойств, данных ему от природы, в ходе развития которых люди становятся зрелыми. Это означает, что каждый из нас является носителем заложенных с рождения определенных качеств, меняющихся, усложняющихся при жизни.
Свойства, характеризующие индивида
Каждое понятие обладает определенными чертами. Индивид в психологии характеризуется некоторыми свойствами. Это, во-первых, пол, возраст, особенности телосложения, нервной системы и функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, к свойствам индивида относятся темперамент и задатки человека.
Возрастные качества определяют все характеристики человека, идентифицирующие его становление в процессе онтогенеза. Половые – те свойства, в которых отражаются отличительные черты пола.
Индивидуально-типические параметры представлены общесоматическими либо конституциональными качествами, нейродинамическими и билатеральными отличительными чертами. К первым относят эндокринно-биохимические свойства, единый вид метаболизма, морфологические текстуры организма в общем. Нейродинамические характеристики определяют отличительные моменты психики, а билатеральные – высокофункциональную геометрию тела, повторяющийся вид симметрии или же асимметрии структурно-динамических черт организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.
Психологическая характеристика индивида
Индивид считается точным носителем всех данных общих черт людей. Свойства индивида в психологии характеризуются целостностью психофизической организации организма, стойкостью к действительности и активностью.
По-другому данное понятие можно объяснить как конкретного человека, живущего как индивид от рождения и до конца жизни. Это начальное состояние жителя нашей планеты в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании. Он представляет собой конкретный продукт создания жизни, взаимодействия с окружающими критериями, а не условиями, взятыми из ниоткуда.
Невозможно изобразить личность без рассмотрения его индивидных характеристик. Они являются фундаментом содержания человека. От них зависят условия развития конкретного представителя хомо сапиенс, например, от тех задатков, которые были в него вложены генетически.
Стоит отметить, что в наличии у индивида имеются две основные функции. Одну из них можно квалифицировать как сохранение, потому что непосредственно она характеризует спектр динамических и энергетических признаков, ресурсные способности. Другую, функцию перемены, — как пластичность поведения.
Человек как индивид
Каждое поколение людей задается вопросом о генетически заложенной в нем информации. Ведь человек является феноменом, которому присущи разнообразные свойства, данные ему с самого его рождения. Он — дитя природы, существо, имеющее организм и взаимодействующее с окружающим миром, хотя и отличающееся от других живых существ. Человек подчиняется с рождения не только законам вселенной, но и правилам общества.
Функционирование индивида является продолжением эволюции. С каждым новым поколением усложняются человеческие качества и свойства. Характеристика индивида включает в себя все эти изменения. Человек рассматривается со всеми его природными основами и свойственной ему психологией, темпераментом и задатками.
Человек как личность
Называя себя людьми, мы лишь отделяем себя от других живых существ. Не каждый человек может назвать себя личностью. Так как, чтобы ею стать, нужно дойти до определенного этапа развития.
В первую очередь человек как личность должен быть значимым и активным в обществе, то есть должен успешно с ним взаимодействовать. Ведь он является частью социальной среды и не может существовать без нее.
Каждый человек проходит определенные этапы развития. Его учат всему, что могут передать окружающие его люди. Посредством такого взаимодействия и формируется личность. Все его мысли и действия порождены влияниями общества, хотя и носят индивидуальный характер. Это означает, что личность не отделяется от общества, его поведение зависит от условий социальной среды, в которой он развивается.
Определение личности
Человек – член общества. Личность – результат взаимодействия с социальной средой. Но она состоит не только из качеств общества, но и из определенных биологических свойств, данных ему от рождения. В психологии социальное и генетическое всегда взаимосвязаны. Но, тем не менее, понятия «человек» и «личность» не являются синонимами. Последнее всегда связано с развитием в социальной среде. Понятие «человек» более упрощено в психологии. Индивид – это более синонимичное определение для него.
Личность взаимодействует с другими людьми, развивается психологически, имеет свои индивидуальные проявления, которые зависят от того, на кого они ориентированы. Например, на семью, друзей или коллег.
Личность всегда организованна, высокоразвита и ответственна. Именно эти черты отделяют ее от понятия «индивид» и поднимают ее на ступень выше.
Чем отличается индивид от личности?
Как говорилось выше, понятие «человек» всего лишь выделяет людей среди остального животного мира. Чтобы лучше разобраться в нем, необходимо знать его характеристики. То, кем он является. Называя человека просто индивидом, мы подразумеваем, что он несет в себе определенные черты людей, которые переданы ему с рождения, то есть он — носитель генетической информации. Личность же — более сложная структура. Она отличается от индивида своей высокоразвитостью и способностью успешно взаимодействовать с другими людьми.
Не каждый индивид может стать личностью. Для становления членом общества нужно улучшать свои психологические черты, самостоятельно обрести новые навыки и использовать их. Это означает, что в психологии индивид – это всего лишь живое существо, принадлежащее роду человеческому. А личность – понятие, связанное с взаимодействием в обществе и выполнением в нем своей роли.
Изучение личности
В психологии существуют различные методы для изучения человека. Личность исследуют, используя следующие подходы.
Первый из них называется биогенетическим. Основой этого направления является изучение биологического созревания личности.
Следующий подход – социогенетический. Он рассматривает появление человека на свет с определенными вложенными в него свойствами и приобретение им других качеств благодаря взаимодействию с социальной средой, в которой он находится.
Третий подход к изучению личности – это психогенетический. Он рассматривает и биологические данные, вложенные с рождения, и социальные условия. Однако на первом месте при изучении находится развитие психических процессов, интеллекта.
При исследовании человека можно увидеть процессы становления индивида личностью и даже наоборот.
Понятие «индивидуальность»
Каждая личность самобытна и отличается от других. Для определения уникальности человека используют термин «индивидуальность».
Он означает неповторимость, отличие. При этом индивидуальность может выражаться с биологической точки зрения, психологическим развитием, а также во взаимодействии с обществом.
Стоит отметить, что не каждый индивид может быть уникальным. Это связано опять-таки с развитием. В психологии индивид – это, прежде всего, просто человек, наделенный теми качествами и характеристиками, которые даны ему генетически. Индивидуальность же подразумевает собой не только биологические данные, но и приобретенные свойства, отличающие от всех других представителей человечества.
Свойства индивида в психологии не рассматриваются как широкий спектр качеств. Индивидуальность же подразумевает разнообразные уникальные характеристики человека.
Индивидуальность и личность
Человек, как правило, развивается при жизни, приобретает различные качества, которые отличают его от других, то есть он уходит от определения «индивид». Индивидуальность, личность в психологии — эти понятия и отображают этот переход. Они означают, что человек наделен теми свойствами, которые отличают его от других людей.
Индивид не обладает индивидуальностью, а личность характеризуется ею. Как говорилось ранее, все это связано с развитием человека. Тот, кто не развивается, обладает лишь переданной ему генетической информацией, обозначается термином «индивид». Это в психологии определение роста человека. Таким образом, мы видим, как из индивида выходит личность. Но стоит помнить, что не каждый человек – личность. Индивид, индивидуальность — не тождественные понятия. Чтобы человек стал индивидуальным, он должен стать личностью. Это понятие синонимично определению «индивидуальность». То есть эти оба термина обозначают высокоразвитого человека, способного успешно взаимодействовать с социальной средой.
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»
От всех живых существ заметно отличается человек. Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия могут делить людей на несколько категорий, что делает их более сложными по отношению к другим представителям животного мира.
Любое существо, которое относится к роду человеческому, можно назвать одним термином — индивид. Но не каждое существо можно назвать личностью. Как говорилось ранее, чтобы стать личностью, необходимо обладать высокоразвитостью. Также вести активную и успешную жизнедеятельность в обществе. То есть понятия «индивид» и «личность» не родственны. Они в некотором смысле противоположны. То же самое можно сказать о соотношении терминов «индивид» и «индивидуальность». Последнее понятие характеризует личность. Индивидуальность – показатель высокоразвитости человека.
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» стоит рассматривать как некую эволюцию человека. При рождении он находится на первой ступени развития. Спустя время, он получает новые свойства, которые смешиваются с его генетической информацией. Он становится уникальным, то есть приобретает индивидуальность. Позже он развивается психологически, становится осознанным, деятельным, ответственным, способным на успешное взаимодействие с социальной средой. Его уже можно назвать личностью.
Таким образом, можно разделить людей на две большие категории. Не развивающийся, пользующийся лишь базовыми свойствами, данными от природы, необразованный человек, не играющий особой роли в обществе, относится к первой группе. Это индивид. Индивидуальность, личность – в психологии эти понятия характеризуют социально активных людей, образуют вторую категорию.
Вместо заключения
Каждый человек пытается найти свое место в обществе. Старается стать личностью. Для этого ему необходимо играть определенную роль, выполнять значимые функции. Тот, кто постоянно развивается, выходит на новый уровень. Такой человек – личность. «Индивид», «индивидуальность» – эти понятия остаются уже позади. Ведь высшая степень развития каждого человека – это становление личностью.
Что значит быть человеком
Начиная с Дарвина ученые пытались дать определение нашему виду. Есть две ведущие теории, но ни одна из них не кажется работоспособной. Считается, что человеческая психология сформирована эволюцией и застряла в прошлом. Другой определяет нас как культурный вид, который учится быть человеком с нуля.
Подход эволюционной психологии
Эволюционные психологи утверждают, что люди, живущие во всех обществах, ведут себя одинаково, и подчеркивают генетические причины этого. Мужчины больше заинтересованы в случайном сексе, более физически агрессивны и более склонны к риску по сравнению с женщинами, например. Точно так же ревность является основной причиной супружеских убийств во всем мире, и молодые люди воспринимаются как наиболее сексуально привлекательные.
С точки зрения наблюдения, такие утверждения кажутся правдой. Учет их более проблематичен. Психологи-эволюционисты утверждали, что за нашу более чем двухмиллионную историю мы приспособились к образу жизни охотников-собирателей, который благоприятствовал таким поведенческим и психологическим качествам. Гены, которые предрасполагали нас к таким чертам, были одобрены естественным отбором.
Но генетика развития этого не подтверждает: гены не могут кодировать поведенческие или психологические программы (1).
Мы также должны помнить, что за последние два миллиона лет окружающая среда много раз резко менялась с точки зрения климата, натурального хозяйства и социальной структуры. Более того, предки людей сильно различались по размеру тела, размеру мозга, анатомии и тепловой физиологии, не говоря уже о системе размножения и социальной сложности.
Люди включали множество различных видов, в том числе австралопитеков (т. е. «людей-обезьян», таких как ископаемая Люси), Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens и множество тупиковых видов, которые все еще обнаруживаются. «Среда эволюционной адаптации» — это небылица, потому что каждый вид сталкивался с разнообразной средой.
Если эволюционные психологи сосредотачиваются на предполагаемых адаптациях к прошлым условиям, то культурные детерминисты определяют людей с точки зрения информации, полученной посредством социального обучения в течение жизни человека.
Общекультурный (чистый лист) подход
Для культурного детерминиста нас определяет не наше генетическое наследие, а то, чему мы учимся как члены сообщества. Примеры включают языки, религии, методы существования и производство инструментов. Такой подход к определению человечества также проблематичен.
Если социально усвоенная информация определяет нас, то что такое информация? Является ли это устным ответом на какой-либо пункт анкеты, например, «Я одобряю добрачный секс»? Или же. состоит ли она в изменениях в клетках нашего мозга, происходящих при получении такой информации? Или это пакет информации, который можно воспроизвести? Теоретики не смогли дать определения, которое вызвало бы широкое согласие.
На самом деле социальное обучение не свойственно людям. В самом деле, социальное обучение, вероятно, характерно для всех социальных позвоночных (2).
Возможно, по этой причине антропологи настаивают на кумулятивном качестве человеческого социального обучения как на нашей определяющей черте.
Аргумент состоит в том, что человеческие общества содержат гораздо больше информации, чем может усвоить один человек (3). Этот момент подчеркивается информационным веком, когда объем данных увеличивается с феноменальной скоростью, но так было не всегда.
В более простых обществах люди могут фактически овладеть большей частью технологических знаний и других передаваемых знаний в своем обществе. Более того, историческое изучение артефактов, таких как наконечники стрел, показывает, что их рисунки передаются из поколения в поколение, а не распространяются горизонтально среди населения (или «рассеиваются» 4). Это означает, что накопление социальных знаний произошло совсем недавно и, скорее всего, возникло после аграрной революции.
Итак, если мы хотим определить людей как уникальных людей, обладающих накопленной социальной информацией, нам придется исключить большинство охотников-собирателей из категории человечества.
Основная научная проблема подхода культурных видов заключается в том, что он отделяет людей от мира природы, утверждая, что мы сформированы определенным обществом, а не естественным отбором. Психологи-эволюционисты утверждают, что, хотя мы и не приспособлены к нашей нынешней среде, мы адаптированы к (фиктивно однородной) среде наших предков.
Имея две плохие альтернативы для определения нашего места в мире природы, разумно искать лучшую альтернативу, а именно то, что люди, как и все другие биологические виды, приспособлены к своей текущей среде.
Вид, хорошо приспособленный к современным условиям?
Существует множество различных способов адаптации животных к окружающей среде, но эволюционисты придают слишком большое значение генетике, потому что она лучше всего согласуется с теорией Дарвина. Исследования показывают, что генетический детерминизм имеет мало общего со сложным поведением, хотя генетические эффекты, безусловно, влияют на темперамент и личность.
Даже простое адаптивное поведение не передается генетически. Лоси не приходят в мир, боясь волков, их естественного хищника – они должны научиться этому у своих матерей и на собственном опыте (4).
Даже если ограничиться генами, люди (и другие виды) могут с поразительной быстротой адаптироваться к различным местным условиям. Один интригующий пример связан с непереносимостью алкоголя у людей из рисоводческих регионов Азии. При выращивании риса было слишком легко производить большое количество алкоголя, что представляло значительный риск алкоголизма, которому лучше сопротивлялись люди с непереносимостью алкоголя и, следовательно, оставляли больше потомства (5). Затем происходит эволюция толерантных к лактозе взрослых особей в местах, где широко практиковалось молочное животноводство. Такие изменения произошли в течение последних 5000 лет или около того.
Скорость адаптации человека стала еще выше после промышленной революции. Некоторые очевидные различия включают увеличение роста (до 20 %), рост показателей IQ (около 30 баллов в развитых странах), увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении (примерно на 100 %), повышение уровня жизни с точки зрения часов работы, необходимых для существования. , а снижение как брачности, так и рождаемости — примерно до трети земледельческого уровня (6). Такие изменения, конечно, не связаны с отбором генов. Не все они полезны (увеличение аллергических заболеваний, ожирения, диабета и т. д.). Тем не менее, все они являются реакцией на изменение окружающей среды.
То, что значит быть человеком, очень похоже на движущуюся мишень. Оба основных повествования настолько далеки от реальности, что выглядят как научно-фантастические фильмы с плохим сценарием. Нам нужно исследовать адаптацию к современным условиям — и выйти за рамки культурного или генетического детерминизма, который мало что объясняет в отношении того, что значит быть человеком.
Источники
1 Кэрролл. СБ (2005). Бесконечные формы прекраснейших: Новая наука evo devo и создание животного мира. Нью-Йорк: WW Norton.
2 Ричерсон П.Дж. и Бойд Р. (2004). Не только генами: как культура изменила эволюцию человека. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
3 Месуди, А. (2011). Культурная эволюция: как теория Дарвина может объяснить человеческую культуру и синтезировать социальные науки. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
4 Бергер, Дж., Свенсон, Дж. Э., и Перссон, И. Л. (2001). Реколонизация плотоядных и наивной добычи: уроки сохранения плейстоценовых вымираний. Науки, 291, 1036-1039.
5 Хенрих, Дж. (2015). Секрет нашего успеха: как культура движет человеческой эволюцией, приручая наш вид и делая нас умнее. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
6 Флауд Р., Фогель Р. В., Харрис Б. и Хонг С. К. (2011). Меняющееся тело: здоровье, питание и развитие человека в западном мире с 1700 года. Кембридж, Англия: NBER/Cambridge University Press.
определение человека+психология в Медицинском словаре
Человек+психология | определение человека+психология по Медицинскому словарю Человек+психология | определение человека+психология по Медицинскому словарюСлово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.