Боулби джон: Автор: Боулби Джон | новинки 2022
Джон Боулби — создатель теории материнской любви
Джон Боулби родился в Лондоне в 1907 году в аристократической семье. Его отец, сэр Энтони Боулби, был хирургом и работал в группе врачей королевского двора.
В детстве Джон общался с матерью не дольше часа в день, как было заведено в то время в семьях из высшего света. Тогда было принято считать, что проявление любви и заботы к ребенку может испортить его характер. Из-за этого Джон, один из шести детей в семье, очень сблизился со своей няней. Когда ему было четыре года, няня уволилась, и мальчик пережил горе, сопоставимое с потерей матери.
В семь лет Джона отправили в закрытую школу; впоследствии он вспоминал это событие как одно из самых травматических в своем детстве. Однако, судя по всему, опыт пребывания в школе оказал огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь и карьеру: свои исследования в области психологии Боулби сосредоточил в основном на том, как на развитии ребенка сказывается отрыв от воспитателя (родителя).
После школы Боулби поступил в колледж «Тринити» при Кембриджском университете, где изучал психологию; по окончании университета он работал с трудными и плохо адаптированными детьми. В возрасте двадцати двух лет Боулби занялся изучением медицины в клинике университетского колледжа в Лондоне и в этот же период записался в Институт психоанализа. К 1937 году он стал психоаналитиком в знаменитой больнице Модсли.
В годы Второй мировой войны Джон Боулби вступает в ряды Королевского медицинского корпуса армии Великобритании. В 1938 году он женился на Урсуле Лонгстафф, с ней у них родилось четверо детей. После войны Боулби стал заместителем директора Тавистокской клиники в Лондоне. В 1950-х он недолго работал консультантом по психическому здоровью Всемирной организации здравоохранения, где и разработал свою теорию привязанности.
Больше всего Джон Боулби прославился своими исследованиями в области психического развития детей. В частности, основываясь на примерах из собственной жизни и опыта, психолог сосредоточил внимание на том, как на психике растущего ребенка сказывается отрыв от матери и других значимых людей, призванных о нем заботиться.
Джон Боулби скончался 2 сентября 1990 года в возрасте восьмидесяти трех лет.Теория привязанности
Джон Боулби начал изучать такое явление, как привязанность; его интересовало, как на ранних этапах жизненного пути человека привязанность влияет на всю его дальнейшую жизнь. Боулби определял привязанность как психологическую связь между двумя людьми. По мнению ученого, в людях это чувство от природы заложено, так как оно позволяет им выживать в окружающем мире. Кроме того, он утверждал, что первыми формируются связи между ребенком и его воспитателем, которые, как правило, оказывают очень важное влияние на всю его дальнейшую судьбу. Именно привязанность повышает шанс на выживание в окружающем мире, потому что благодаря этому психологическому фактору ребенок сохраняет близкие отношения с матерью.
Формирование психологической связи между матерью и ребенком
В своей теории Джон Боулби утверждал, что человек приобретает чувство защищенности, позволяющее ему исследовать окружающий мир, только если в детстве рядом с ним была ответственная и заботливая мать.
Согласно концепции ученого, привязанность характеризуется следующими признаками:
1. Зона безопасности. Когда бы ребенок ни почувствовал угрозу, страх или опасность, родитель (воспитатель) утешает, поддерживает и успокаивает его.
2. Надежная база. Родитель (воспитатель) обеспечивает ребенка надежным, незыблемым фундаментом, чтобы тот мог учиться, исследовать мир и самостоятельно к нему адаптироваться.
3. Поддержание близости. Даже если ребенок способен исследовать окружающий мир, чтобы чувствовать себя постоянно защищенным, ему нужно ощущение постоянной близости с родителем (воспитателем).
4. Сепарационная тревога. Разлученный с родителем (воспитателем) ребенок расстроен, несчастлив и подавлен.
- У новорожденного младенца формируется только один тип первичной привязанности, чаще всего к матери. Происходит это в первый год жизни (это явление называется монотропия).
- Если такая связь не возникает либо быстро прерывается, это приводит к весьма серьезным последствиям для психики ребенка, вплоть до развития безэмоционального расстройства.
- Если к трем годам ребенок не испытывает к кому-либо привязанности, он уже никогда ей не научится.
- Позитивное социальное, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка обеспечивается только при условии гарантированной привязанности со стороны родителя (воспитателя).
- Прерывание сформировавшейся привязанности влечет за собой нарушения социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
- Критический период, в течение которого младенец непременно должен находиться под опекой, составляет от полугода до двух лет.
Научное определение
Синдром лишения матери — так Джон Боулби описывал расстройства психического развития, возникающие из-за разлуки ребенка с матерью. К серьезным последствиям этого события относятся снижение интеллекта, депрессия, повышенная агрессия, детская преступность и безэмоциональное расстройство (полное отсутствие чувства раскаяния, неспособность к эмоциональным отношениям, неумение контролировать импульсы и хроническая злоба).
Исследование с участием сорока четырех юных воришек
Решив проверить, насколько важны взаимоотношения матери и ребенка в первые пять лет его жизни для нормальной социализации, Боулби провел исследование, в котором приняли участие сорок четыре несовершеннолетних вора.
Психолог утверждал, что высокий уровень преступности среди малолетних, асоциальное поведение и эмоциональные проблемы напрямую связаны с отсутствием у детей этой важнейшей привязанности. В сущности, он решил выяснить, приводит ли лишение ребенка матери на первых годах жизни к преступности в подростковом возрасте. Все сорок четыре участника исследования находились в лечебно-воспитательном учреждении по социальной адаптации детей; их поместили туда потому, что они были пойманы на воровстве.
В качестве контрольной группы психолог привлек еще сорок четыре подростка из этого же учреждения. Следует отметить, что, по оценкам врачей, дети из второй группы тоже относились к категории эмоционально нестабильных, однако они никогда не воровали.
Социальные отношения в исследовании Боулби
Конечно, выводы психолога об исследовании нельзя считать однозначными и абсолютно достоверными, поскольку его эксперимент базировался только на опросах и воспоминаниях респондентов, которые вполне могли быть неточными.
Можно также упрекнуть экспериментатора в необъективности, так как он разработал и провел исследование самостоятельно, сам дал определение симптомов безэмоционального расстройства и сам ставил этот диагноз.
Тем не менее, основываясь на собственном жизненном опыте, Джон Боулби создал принципиально новую область исследований в психологии. Его теория привязанности до сих пор оказывает значительное влияние на такие сферы деятельности, как образование, уход за детьми и воспитание.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.
Джон Боулби: Привязанность читать онлайн бесплатно
Здесь есть возможность читать онлайн «Джон Боулби: Привязанность» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. год выпуска: 2003, категория: Психология / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
любовные романы фантастика и фэнтези приключения детективы и триллеры эротика документальные научные юмористические анекдоты о бизнесе проза детские сказки о религиии новинки православные старинные про компьютеры программирование на английском домоводство поэзия
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
- Описание
- Другие книги автора
- Правообладателям
- Похожие книги
Привязанность: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Привязанность»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Впервые на русском языке публикуется книга классика психологии развития, выдающегося английского ученого Джона Боулби (1907-1990), положившего начало систематическому изучению формирования привязанности ребенка к матери. Теория Боулби основана на обширном фило- и онтогенетическом материале и реализует принципы междисциплинарного подхода. Для психологов и представителей смежных наук. Может служить учебным пособием для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей и специалистов в области психологии и этологии.
Джон Боулби: другие книги автора
Кто написал Привязанность? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Уважаемые правообладатели!
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat. ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Привязанность — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Привязанность», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
↓
↑
GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol
Интервал:
↓
↑
Закладка:
Сделать
1234567…245
Джон Боулби. Привязанность
Перевод с английского Н.Г.Григорьевой и Г.В.Бурменской
Общая редакция и вступительная статья кандидата психологических наук Г.В.Бурменской
МОСКВА 2003
© The Tavistock Institute of Human Relations, 1969
© «Гардарики», 2003
© Григорьева Н. Г., Бурменская Г.В. Перевод, 2003
© Бурменская Г.В. Вступительная статья, 2003
Данное издание выпущено в рамках проекта «Translation Project» при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) — Россия и Института «Открытое общество» — Будапешт
ПРОБЛЕМЫ ОНТО- И ФИЛОГЕНЕЗА ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ В ТЕОРИИ ДЖОНА БОУЛБИ
Какова природа человеческой привязанности? Где ее истоки? Как зарождается и формируется привязанность маленького ребенка к взрослому? Наверно, трудно найти в психологии вопросы, которые затрагивали бы более интригующие и сокровенные стороны душевной жизни, чем эта. Ее исследование стало центральной темой всего научного творчества выдающегося английского психолога Джона Боулби (1907—1990), в том числе и представляемого читателям первого тома его фундаментальной трилогии «Привязанность и утрата».
Работы Боулби широко известны психологам всего мира, а сам он вместе со своей ближайшей и не менее знаменитой сподвижницей из США Мэри Эйнсворт считается основоположником целого направления современной психологии — психологии привязанности[1]. Около сорока лет назад исследования Боулби привели к коренному пересмотру психоаналитических представлений о природе связи ребенка и матери, долгое время господствовавших в психологии. Они по-новому раскрыли значение этой связи для развития личности ребенка и роль ее нарушений в раннем детстве, например, из-за разлуки, эмоциональной депривации или сиротства.
Но несмотря на то, что идеи Боулби более чем на полстолетия определили одну из основных исследовательских линий в психологии развития, а понятие «привязанность» широко используется и российскими психологами, его труды на русском языке практически не публиковались[2], так что предлагаемое вниманию читателей издание позволит хотя бы отчасти восполнить этот значительный и крайне досадный пробел в переводной психологической литературе.
Анализ творческого наследия Боулби и основных событий его жизненного пути открывает перед нами образ ученого дарвиновского типа — ищущего и основательного, критичного и широко мыслящего, строгого в своих рассуждениях и не терпящего поверхностных объяснений, наконец, сторонника понимания психологии как объективной науки. Боулби был теоретиком по складу ума, но в то же время обладал редкой чуткостью к новому опыту и реалиям жизненной практики, он был способен вести кропотливые и длительные эмпирические исследования, всесторонне и с разных точек зрения анализируя их результаты. Именно эти качества и подвели его к созданию концепции привязанности и открытию новой области исследований, связанной феноменом и механизмами влияния сепарации. Учитывая особенности научного творчества и сам склад мышления этого ученого, совсем не случайного, что последним значительным произведением Боулби, опубликованным уже после его смерти, стала работа, в которой делается попытка по-новому осмыслить биографию великого соотечественника Боулби Ч. Дарвина[3]. Идейная близость к эволюционному учению Дарвина в книгах Боулби нередко ощущается заметно больше, чем к теории З. Фрейда, несмотря на то, что именно психоанализ послужил конкретной отправной точкой для его исследований привязанности.
Что же привело Боулби к кардинальному переосмыслению ряда базовых положений фрейдовского учения и созданию новой теории в психологии развития личности? Как складывалась его научная биография?
Джон Боулби родился в 1907 г. в семье хирурга[4]. Следуя по стопам отца, он начал свое профессиональное образование с изучения медицины в Кембриджском университете, однако уже на третьем курсе резко изменил специализацию, поскольку почувствовал интерес к детской психологии и другим предметам, имеющим отношение к этой тематике, из которых позднее сложилась психология развития. Но, как оказалось впоследствии, его решение порвать с карьерой врача не было окончательным. После окончания университета в 1928 г. Боулби начал работать сразу в нескольких школах закрытого типа для так называемых трудных детей, имеющих разного рода эмоциональные и поведенческие нарушения. Возрастной диапазон учащихся этих школ был довольно широким — от дошкольного возраста вплоть до восемнадцати лет. Полученный в этот период опыт работы со сложный детьми, произвел на Боулби глубокое впечатление. По сути, он и определил главное направление научных интересов Боулби — влияние ранних лет жизни ребенка на его последующее развитие — психическое здоровье и личностные особенности.
Читать дальше
1234567…245
Шрифт:
↓
↑
GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol
Интервал:
↓
↑
Закладка:
Сделать
Похожие книги на «Привязанность»
Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Привязанность» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.
Вячеслав Бодров
Ирина Казаринова
Джон Лайонз
Павла Рипинская
Волес Диксон
Вячеслав Бодров
Обсуждение, отзывы о книге «Привязанность» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.
Боулби Эдвард Джон Мостин | |
р. 1907 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Эдвард Джон Мостин БоулбиБоулби (Bowlby) Эдвард Джон Мостин (род. 1907) — английский психолог, специалист по проблемам психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии, автор теории ранней детской привязанности. Биография. Образование получил в Кембриджском университете (бакалавр, 1928; магистр, 1932; доктор медицины, 1939). В 1940 г. стал военным психиатром, работал в исследовательских и учебных центрах подготовки офицеров. С 1946 г. работал в Тавистокской клинике в качестве председателя Отдела детей и родителей. Заслуженный психиатр-консультант Тавистокской клиники. Исследования. Занимаясь вопросами роли семьи в жизни ребенка и анализируя результаты отделения детей от родителей и помещения их в новые условия, пришел к идее травмирующего влияния на ребенка разлучения его с матерью (Forty-four Juvenile Thieves. Balliere, Tindall and Cox, 1946). Классический психоанализ не давал удовлетворительных объяснений этому феномену, поэтому он предложил его модификацию за счет интеграции в него основных положений этологии. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 80. Сочинения:Maternal Care and Mental Health. WHO, 1951; Child Care and the Growth of Love. Baltimore: Penguin, 1953; Some pathological processes set in train by early mother- child separation//Journal of Mental Science. 1953, 99, 265-272; The nature of the child’s tie to his mother // International Journal of Psychoanalysis. 1958, 39, 350—373; Separation anxiety // International Journal of Psychoanalysis. I960, 41,89— 113; Processes of mourning // International Journal of Psychoanalysis. 1961, 42, 317-340; The Making and Breaking of Affectional Bonds. Methuen, 1970; Attachment theory, separation anxiety and mourning // D. A. Hamburg and H. K. Brodie (eds), American Handbook of Psychiatry, 2nd edn, vol. 6. Basic, 1975; Psychoanalysis as art and science// International Review of Psychoanalysis. 1979, 4, 3—14; On knowing what you are not supposed to know and feeling what you are not supposed to feel // Canadian Journal of Psychiatry. 1979, 24, 403-408; By ethology out of psychoanalysis: An experiment in m-terbreeding. Animal Behavior. 1980, 28, 649— 656; Привязанность. M.: Гардарика, 2003. Литература:Э. Д. М. Боулби // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Крейн У. Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности // Журнал практической психологии и психоанализа 2002. № 1; Бурменская Г. Б. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби // Журнал практической психологии и психоанализа 2003. № 1.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Шотландия | История, столица, карта, флаг, население и факты
флаг Шотландии
Смотреть все СМИ
- Глава правительства:
- Первый министр
- Капитал:
- Эдинбург
- Население:
- (2011) 5 295 400
- Официальные языки:
- Английский; шотландский гэльский
- Национальная религия:
- Церковь Шотландии
Посмотреть все факты и статистику →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Шотландия , самая северная из четырех частей Соединенного Королевства, занимающая около одной трети острова Великобритании. Название Шотландия происходит от латинского Scotia , земли шотландцев, кельтского народа из Ирландии, поселившегося на западном побережье Великобритании примерно в 5 веке нашей эры. Название Каледония часто применялось к Шотландии, особенно в поэзии. Это производное от Caledonii , римское название племени в северной части современной Шотландии.
Суровая земля, подверженная экстремальным погодным условиям, Шотландия оказалась трудным домом для бесчисленных поколений ее жителей, которые, тем не менее, ценили ее красоту и уникальную культуру. «Я шотландец», — писал поэт и писатель сэр Вальтер Скотт в 19 веке; «Поэтому мне пришлось пробивать себе дорогу в мир». Исторически одна из беднейших стран Европы, Шотландия внесла большой вклад в политические и практические теории прогресса: они были выкованы в эпоху шотландского Просвещения руками таких философов, как Фрэнсис Хатчесон, Адам Смит и Дэвид Юм, которые рассматривали человечество как продукт истории и «стремление к счастью» как неотъемлемое право, этот прогрессивный идеал в значительной степени способствовал развитию современной демократии. Шотландцы также сыграли жизненно важную роль во многих из самых важных научных и технологических инноваций в мире, а изобретатели, инженеры и предприниматели, такие как Александр Грэм Белл, Джеймс Уатт, Эндрю Карнеги и Джон МакАдам, расширили досягаемость Шотландии далеко за пределы маленькой страны. . Немногие изучающие англоязычную литературу не знакомы с историком Томасом Карлайлом, поэтом Робертом Бернсом и писательницей Мюриэл Спарк.
Отношения Шотландии с Англией, с которой она была объединена в 1707 году и образовало Соединенное Королевство Великобритании, долгое время были сложными. Несмотря на сильное влияние англичан, Шотландия долгое время отказывалась считать себя чем-то иным, кроме как отдельной страной, и она связала себя как с историческими фактами, так и с легендами, пытаясь сохранить национальную идентичность, а также с особым диалектом английского языка. называются шотландцами; Написав с вызовом о статусе своей страны, поэт-националист Хью МакДиармид провозгласил: «Потому что мы верим в скрытых бедняков Шотландии, Настоящее принадлежит им, но прошлое и будущее — их». Этот независимый дух принес свои плоды в 1996 г., когда в Эдинбург, столицу Шотландии, из Лондона был возвращен весьма символичный Камень лепешки, а в 1999 г. был избран новый шотландский парламент — первый с 1707 г., которому были предоставлены значительные полномочия в делах Шотландии.
Эдинбург — красивый город большого исторического значения и один из главных культурных центров Европы. Другие важные главные города включают Глазго, Данди, Абердин и Перт, все центры промышленности, транспорта и торговли.
Британская викторина
Тест на знание географии Великобритании
Кто такие «бродяги» Норфолка, Англия? Какое самое большое озеро на Британских островах? Проверьте свои знания. Пройдите этот тест.
Трудолюбивые, практичные и гордящиеся своими традициями шотландцы имеют репутацию бережливых людей, граничащих со скупостью. Однако путешественники в стране часто отмечают щедрость и дружелюбие хозяев, а также яркость современной шотландской культуры. Древняя гэльская песня, благословение скоту и людям, которые его держат, говорит об этом гостеприимстве в иногда негостеприимном ландшафте:
Пастбища гладкие, длинные и широкие,
Травянистые луга у ваших ног,
Дружба Бога-Сына приведет вас домой
На поле фонтанов,
Поле фонтанов.
Закрытыми да будут тебе все ямы,
Сглаженными да будут тебе все пригорки,
Уютно тебе каждое воздействие,
У холодных гор,
У холодных гор.
Мэтью Джеймс Моултон, Изабейл К. Маклеод, Элис Браун,
Шотландия граничит с Англией на юге, омывается Атлантическим океаном на западе и севере и Северным морем на востоке. Западное побережье окаймлено глубокими впадинами (морскими озерами или фьордами) и многочисленными островами, размер которых варьируется от простых скал до больших массивов суши Льюиса и Харриса, Скай и Малла. Группы островов Оркнейских и Шетландских островов лежат на севере. При наибольшей длине, измеренной от мыса Гнева до Малл-оф-Гэллоуэй, материковая часть Шотландии простирается на 274 мили (441 км), а максимальная ширина — от Эпплкросса в западном Хайленде до Бьюкен-Несс в восточной части Грампианских гор. — составляет 154 мили (248 км). Но из-за глубокого проникновения моря в морские озера и лиманы (эстуарии) большинство мест находится в пределах 40–50 миль (65–80 км) от моря, и только 30 миль (50 км) суши отделяют Ферт-оф-Клайд и Ферт-оф-Форт, два больших устья рек на западном и восточном побережьях соответственно.
Джон Боулби Биография | Известные психологи
Джон Боулби также является одним из самых цитируемых психологов всех времен. Хотите узнать о нем больше? Вы находитесь в нужном месте.
Кто такой Джон Боулби?
Джон Боулби был британским психологом, психоаналитиком и психиатром. Он широко известен как основатель теории привязанности, которая до сих пор считается действенной теорией. Боулби считал, что дети имеют врожденную склонность к развитию тесной эмоциональной связи со своими опекунами.
Ранние годы Джона БоулбиЭдвард Джон Мостин Боулби родился 26 февраля 1907 года в Лондоне. Его родителями были сэр Энтони Альфред Боулби и Мэри Бриджит Мостин. Джон Боулби был четвертым из шести детей. Его братьями и сестрами были Винни, Марион, Тони, Джим и Эвелин.
Джон Боулби Родители
Боулби вырос в викторианской семье, принадлежащей к высшему среднему классу. Его отец — сэр Энтони — был баронетом, высокопоставленным офицером британской армии и хирургом в королевском медицинском штабе. Сэр Энтони был известен своей сильной личностью и склонностью придерживаться своих решений, если считал их правильными. Мать Джона — Мэри — обучалась на дому и происходила из семьи среднего класса.
Родители Боулби поженились в 1898 году. В то время в британском обществе было принято, чтобы семьи с высоким социальным положением нанимали няню для воспитания детей. Общее мнение состояло в том, что дети станут избалованными, если им будет уделяться слишком много внимания и ласки.
Дети Боулби большую часть дня проводили в детской. Она располагалась на верхнем этаже дома и была изолирована от других комнат. В результате Боулби видел свою мать только один час каждый день после чая. Обычно он видел своего отца только по воскресеньям из-за того, что сэр Энтони работал в армии.
Летом мать Боулби старалась уделять ему и его братьям и сестрам больше времени. У Марии была глубокая любовь к природе, которую она пыталась передать своим детям. Она призвала их научиться ездить верхом, стрелять, ловить рыбу и узнавать птиц, цветы и бабочек. Вполне возможно, что Мэри пробудила у Джона любовь к природе в детстве, а также его будущий интерес к этологии.
Поскольку его родители обычно недоступны, Боулби был воспитан няней Френд и двумя ее нянями. Он был особенно близок с няней Минни, которая в основном ухаживала за детьми. Однако няня Минни ушла из дома, когда Боулби было четыре года. Позже Боулби заявил, что чувствовал себя так, как будто потерял мать.
После ухода няни Минни Няня Френд взяла на себя заботу о Боулби и его братьях и сестрах. Однако у нее не сложились очень близкие отношения с детьми, поскольку она была более саркастичной и холодной, чем няня Минни. Детей Боулби обучала на дому гувернантка, когда им исполнилось шесть лет. Позже Тони и Джон посещали дневную школу в Лондоне.
Детство Джона Боулби во время Первой мировой войны
Первая мировая война оказала большое влияние на семью Боулби. Это держало сэра Энтони вдали от его семьи, и в 1918 Джона и Тони отправили в школу-интернат под названием Линдисфарн. Хотя отправка детей в школу-интернат была обычной практикой того времени, родители Боулби также хотели обезопасить своих детей, поскольку в 1917 году Лондон подвергался воздушным налетам и бомбардировкам. Боулби описал свой опыт в Линдисфарне как ужасный и травмирующий.
Разлука была постоянной темой в детстве Джона Боулби. Помимо того, что он пережил разлуку со своими родителями, няней Минни и его семьей (после того, как его отправили в школу-интернат), он также потерял своего любимого крестного отца, который скончался. Это воспитание сделало Боулби очень чувствительным к страданиям детей, когда он стал взрослым. Его детские переживания также, вероятно, повлияли на его исследования разлуки в более позднем возрасте.
ОбразованиеБоулби поступил в Королевский военно-морской колледж Британии в 1921 году. В то время он хотел стать морским офицером. В 1925 году он поступил в Тринити-колледж в Кембридже после того, как его отец призвал его изучать медицину. Однако у Боулби не было страсти к естественным наукам или анатомии. К тому времени, когда он окончил Тринити-колледж в 1928 году, он переключил свое внимание с медицины на психологию развития.
После окончания Кембриджа Боулби отклонил предложение стать учителем естественных наук в школе для мальчиков Святого Павла в Лондоне. Он стремился расширить свое понимание в области психологии развития и образования. Он устроился в Данхерст, младшую школу Бедейлса, в которой особое внимание уделялось свободе учащихся, самовыражению и обучению на практике. Несмотря на то, что он очень хорошо ладил с маленькими детьми в Данхерсте, он покинул эту должность через шесть месяцев, поскольку бюджетные ограничения означали, что у него было мало времени со студентами.
Позже Боулби пошел в другую прогрессивную школу под названием Priory Gates. В эту школу принимали неприспособленных учеников, чьи эмоциональные проблемы можно было проследить до их семейной жизни. Боулби описал свое пребывание в Priory Gates как «самые ценные шесть месяцев в моей жизни». Этот опыт научил его, что многие из проблем, с которыми сталкиваются люди сегодня, могут быть связаны с проблемами в раннем детстве.
Колледж
Когда ему было 22 года, Боулби зарегистрировался в больнице Университетского колледжа в Лондоне. Пока он изучал медицину, он также поступил в Институт психоанализа. Боулби получил медицинскую степень в возрасте 26 лет. Затем он обучался психиатрии в больнице Модсли и получил квалификацию психоаналитика в 19 лет.36 лет в возрасте 30 лет.
Боулби работал психиатром в Лондонской детской клинике с 1937 по 1940 год. Это была школа для неприспособленных детей. За время своего пребывания в клинике Боулби обследовал 44 ребенка, имевших в анамнезе воровство. В своей первой опубликованной работе «Сорок четыре несовершеннолетних вора » Боулби подчеркнул, что высокий процент детей с эмоциональными, психическими и поведенческими проблемами пережил раннюю и длительную разлуку со своим основным опекуном.
Военный опыт
Через шесть месяцев после начала Второй мировой войны Боулби поступил на службу в британскую армию. Он служил подполковником в Медицинском корпусе Королевской армии. Боулби провел исследование того, как использовать психологию при выборе офицеров. Он также продолжал помогать детям, разлученным со своими семьями из-за войны.
Военная служба Боулби познакомила его с людьми, работавшими в клинике Тависток. После войны он принял предложение стать заместителем директора клиники. Находясь в Тавистоке, Боулби руководил работой Мэри Эйнсворт в XIX веке. 50-е годы. Позже Эйнсворт сыграла ключевую роль, помогая Боулби разработать и проверить его теорию привязанности.
В 1950 году Боулби пригласили работать во Всемирную организацию здравоохранения в качестве консультанта по психическому здоровью. Это было ярким событием в его карьере. Боулби попросили исследовать психическое здоровье бездомных детей после Второй мировой войны. В 1951 году он опубликовал Материнская забота и психическое здоровье , в которой он подчеркнул важность материнской заботы для здорового развития ребенка.
Теория привязанности Джона БоулбиОпыт Боулби в лечении неприспособленных детей в Лондонской детской психологической клинике привел его к рассмотрению отношений ребенка и матери и того, как они могут влиять на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие. Его особенно интересовало, как разлучение младенца с матерью на долгое время, по-видимому, предсказывало проблемы у ребенка в более позднем возрасте. На Боулби также сильно повлияло исследование 1935 года, в котором Конрад Лоренц показал, что только что вылупившиеся утята обладают врожденной способностью формировать привязанности и повышать выживаемость. Все эти переживания и влияния помогли Боулби разработать свою эволюционную теорию привязанности.
Что такое привязанность?
Привязанность относится к сильной эмоциональной связи, которая объединяет двух людей. Боулби считал, что процессы привязанности являются адаптивными, то есть необходимыми для выживания и благополучия младенцев. С эволюционной точки зрения у младенцев, которые оставались рядом со своими родителями, было больше шансов быть защищенными от хищников и других угроз в их среде. Следовательно, у них было больше шансов выжить, чем у отважившихся младенцев.
Что сказал Джон Боулби о привязанности?
Основная идея теории привязанности Боулби заключается в том, что младенцы рождаются с желанием сформировать тесную аффективную связь с одним конкретным опекуном, обычно с матерью. Боулби назвал эту тенденцию привязываться к одному человеку «монотропией». Он считал, что младенцы запрограммированы на поддержание близости и контакта со своими матерями посредством инстинктивного поведения, такого как плач, воркование, улыбка, ползание и хватание. Боулби назвал эти действия «социальными релизерами», потому что они высвобождали или запускали инстинктивное заботливое поведение у взрослых.
По мере того, как младенцы проявляют ряд социальных раздражителей, а их мать реагирует на них, между ними формируется привязанность. Матери, которые постоянно реагируют на потребности своих детей, помогают детям чувствовать себя в большей безопасности. Когда у ребенка есть надежная база, он или она чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать и узнавать мир. По мнению Боулби, такой ребенок, скорее всего, вырастет в хорошо функционирующего взрослого человека.
Гипотеза материнской депривацииБоулби предположил, что ранний опыт общения с матерью оказывает долговременное воздействие на социальные, эмоциональные и когнитивные функции человека. Он определил чувствительный период, длящийся от рождения до примерно двухлетнего возраста, когда постоянное присутствие наиболее значимой фигуры привязанности особенно важно. Боулби полагал, что если за это время не сформируется стабильная привязанность, ребенку будет гораздо труднее сформировать привязанность позже.
Согласно гипотезе Боулби о материнской депривации, неспособность сформировать привязанность в сензитивном периоде или нарушение такой привязанности, вероятно, приведет к серьезным последствиям в более позднем возрасте. К ним относится то, что Боулби назвал «безэмоциональной психопатией», состояние, характеризующееся трудностями в установлении близких, значимых отношений, отсутствием заботы о других и неспособностью испытывать вину или раскаяние. Боулби также назвал низкое интеллектуальное функционирование еще одним следствием материнской депривации.
Исследование сорока четырех воровБоулби стремился предоставить доказательства своей гипотезы материнской депривации с помощью того, что обычно называют исследованием сорока четырех воров. Исследование проводилось между 1936 и 1939 годами с выборкой из 44 несовершеннолетних правонарушителей, которые были направлены в детскую консультативную клинику, где работал Боулби. Все подростки были замешаны в воровстве. Были проведены интервью с подростками и их семьями, чтобы определить, испытывали ли они длительную разлуку со своими основными опекунами в раннем возрасте и проявлялись ли у них симптомы аффективной психопатии. В исследование также была включена контрольная группа из 44 неправомерных подростков.
Из 44 несовершеннолетних правонарушителей 14 были идентифицированы как «беспристрастные психопаты», и из них 12 (86%) испытали длительную разлуку со своими матерями в возрасте до 2 лет. Из 30 правонарушителей, не отмеченных как «беспристрастные психопаты», только 5 (17%) пережили раннее разлучение с матерью. Что касается контрольной группы неправонарушителей, то только 2 (5%) были разлучены со своим основным опекуном в раннем возрасте. Основываясь на этих результатах, Боулби пришел к выводу, что раннее разлучение с матерью приводит к значительным и необратимым психологическим травмам.
Внутренние рабочие моделиДругим важным аспектом теории привязанности Боулби является его концепция внутренней рабочей модели. Это относится к мысленной репрезентации самых ранних отношений привязанности младенца. Боулби считал, что это внутреннее представление глубоко влияет на отношения ребенка в более позднем возрасте, в том числе на его отношения с собственными детьми.
Согласно Боулби, если внутренняя рабочая модель ребенка представляет собой отношения с любящим, внимательным и надежным опекуном, он или она, скорее всего, воспроизведет этот образец реагирования как родитель. С другой стороны, если ребенок усвоил рабочую модель отношений с жестоким или пренебрежительным опекуном, существует большая вероятность того, что он или она будет вести себя так же, как родитель. Наличие внутренних рабочих моделей помогло бы объяснить, почему определенные модели воспитания детей повторяются в течение нескольких поколений семьи.
Применение теории привязанности БоулбиТеория привязанности Боулби подчеркивает важность ранних отношений для будущего развития и благополучия. Основные принципы его теории служат ориентиром для практиков и политиков в различных областях, в том числе:
- Здравоохранение
- Консультирование и психотерапия
- Воспитание
- Социальная работа
Здравоохранение
Во многих медицинских учреждениях и родильных домах в настоящее время подчеркивается важность контакта между матерью и ребенком в первые несколько часов жизни, поскольку считается, что это способствует укреплению привязанности. Создание отделений матери и ребенка (MBU) в таких странах, как Великобритания, также основывалось на теории привязанности. MBU — это стационарные отделения, которые обслуживают женщин, у которых развились проблемы с психическим здоровьем в течение года после рождения их ребенка. Блоки предназначены для того, чтобы держать мать и ребенка вместе и укреплять связь между ними, позволяя матери получать необходимое лечение.
Теория привязанности также оказала влияние на политику больниц в отношении прав на посещение родителей, дети которых госпитализированы. Во многих местах родителям и основным опекунам теперь разрешено неограниченное право посещения, при этом одному из родителей часто разрешается оставаться на ночь в больничной палате ребенка.
Консультирование и психотерапия
Терапевты, работающие в рамках теории привязанности, пытаются построить тесные и последовательные терапевтические отношения со своим клиентом. Таким образом, терапевт становится для клиента надежной фигурой привязанности, надежной базой, на которой он или она чувствует себя комфортно, исследуя прошлый опыт и новые модели поведения. Оценивая ранние отношения между родителями и детьми, терапевты могут помочь клиентам понять, как прошлый опыт с фигурами привязанности повлиял на их стратегии преодоления, эмоциональные проблемы и текущие отношения.
Социальная работа
В начале 1950-х годов Боулби подготовил отчет от имени Всемирной организации здравоохранения, в котором описывалось влияние материнской депривации на бездомных детей. Основываясь на сообщениях о негативных результатах, Боулби выступал против разлучения детей со своими матерями без веских оснований, таких как жестокое обращение или пренебрежение. С тех пор его аргументы сильно повлияли на практику социальной работы.
Воспитание детей
Для работы с семьями из групп риска было разработано несколько программ воспитания на основе привязанности. Эти программы предназначены для улучшения взаимодействия между младенцами и их опекунами посредством обучения основным принципам привязанности. Например, родители могут узнать, как их реакции на социальные релизы их младенца могут иметь долгосрочные последствия для развития этого ребенка.
Критика теории привязанности БоулбиНекоторые аспекты теории Боулби, такие как существование социальных релизеров и внутренних рабочих моделей, были подтверждены исследованиями. Однако, как и во всех теориях, существуют ограничения.
Материальная депривация и привязанность
Основная критика заключается в том, что Боулби переоценил роль материнской привязанности в развитии ребенка. Хотя он не исключал возможности других привязанностей, он полагал, что привязанность ребенка к матери является самой ранней и наиболее значимой формируемой связью. Однако исследования показали, что привязанность ребенка к отцу также может оказывать значительное влияние на развитие, особенно в семьях, где присутствуют и мать, и отец. Идея Боулби о монотропии также была поставлена под сомнение исследованиями, показывающими, что младенцы могут развивать одинаково сильную привязанность более чем к одному человеку.
Исследование сорока четырех воров, которое Боубли привел в качестве доказательства своей гипотезы материнской депривации, также подверглось критике по нескольким причинам. Одна критика касается возможности предвзятости исследователя. Большая часть данных для исследования — интервью и психиатрические оценки — были получены самим Боулби. Он диагностировал психопатию без аффекта и знал, какие участники принадлежали к группе правонарушителей, а какие к контрольной группе. Таким образом, собственные ожидания Боулби могли повлиять на процесс сбора данных и, в конечном счете, на результаты исследования.
Другое ограничение исследования связано с типом собираемых данных. Информация о разводе с матерью была собрана с помощью ретроспективных отчетов, а это означает, что респонденты должны были вспомнить периоды развода. Если бы воспоминания участников были неточными или если бы они ответили нечестно, полученные данные были бы скомпрометированы.
Основываясь на результатах этого исследования, Боулби пришел к выводу, что материнская депривация приводит к бесчувственной психопатии. Это классический пример ошибочного принятия корреляции за причинно-следственной связи. Результаты просто показали связь между двумя переменными, но не доказали, что одна из них вызывает другую. Диагноз аффективной психопатии мог быть обусловлен многими другими факторами, включая социально-экономический статус семьи, уровень образования, подверженность жестокому обращению и т. д.
Известный критик творчества Боулби Майкл Раттер далее утверждал, что Боулби не смог провести различие между тем, что он называл «лишением» и лишением. Согласно Раттеру, лишение — это полная неспособность сформировать эмоциональную привязанность, в то время как лишение — это нарушение уже сформированной привязанности, например, в результате разлуки или смерти. Раттер считал, что различие необходимо, поскольку лишение и лишение имеют разные последствия, причем первое приводит к более серьезным последствиям.
Наконец, другие критики утверждают, что дети более устойчивы, чем предполагает гипотеза Боулби о материнской депривации. Многие дети продолжают вести продуктивную, хорошо приспособленную жизнь, несмотря на ранние неблагоприятные условия и разлуку с основными опекунами. Кроме того, в то время как Боулби считал, что последствия материнской депривации носят длительный характер, другие теоретики утверждают, что эти последствия можно преодолеть в более позднем возрасте при надлежащем уходе и поддержке.
Книги, награды и достижения Джона БоулбиБоулби опубликовал шесть книг о своих исследованиях привязанности, а также биографию Чарльза Дарвина. Его работы перечислены ниже:
- Bowlby, J. Материнская забота и психическое здоровье. Лондон: Джейсон Аронсон, 1950.
- Боулби, Дж. Уход за детьми и рост любви. Лондон: Penguin Books, 1976.
- Боулби, Дж. Приложение. Нью-Йорк: Basic Books, 1999.
- Боулби, Дж. Разделение: тревога и гнев. Лондон: Hogarth Press, 19.73.
- Боулби, Дж. Потеря: печаль и депрессия. Лондон: Hogarth Press, 1980.
- Боулби, Дж. Надежная база: привязанность родителей и детей и здоровое человеческое развитие. Лондон: Рутледж, 1988.
- Боулби, Дж. Чарльз Дарвин: Новая жизнь. Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992 (опубликовано посмертно) .
Он также получил следующие награды за свой вклад в психологию:
- Премия Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад (1989)
- Член Королевского колледжа врачей (FRCP)
- Кавалер Высшего ордена Британской империи (CBE)
16 апреля 1938 года Джон Боулби женился на Урсуле Лонгстафф. Урсула была дочерью доктора Тома Джорджа Лонгстаффа, хирурга. Супруги вместе воспитали четверых детей.
Джон Боулби все еще жив?
Джон Боулби умер в Шотландии 2 сентября 1990 года.
Боулби вдохновил многих своих современников и оставил будущим исследователям прочную основу для развития своих теорий. Его исследования произвели неизгладимое впечатление на ряд областей, включая психологию, лечение психических заболеваний, воспитание детей, уход за детьми и образование.
СсылкиАмериканская психологическая ассоциация. (1990). Награды за выдающийся научный вклад: Мэри д. Солтер Эйнсворт и Джон Боулби. Американская психологическая ассоциация. Получено с https://psycnet.apa.org/buy/2009.-08862-001
Беквит, Х. (2018). Для чего используется теория привязанности? Получено с
https://www.acamh.org/blog/attachment-theory-applications/
Bretherton, I. (1992). Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Психология развития , 28, 759-775. Получено с http://www.psychology.sunysb.edu/attachment/online/inge_origins.pdf
Comer, R. & Gould, E. (2011). Психология вокруг нас . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.
Энциклопедия Нового Света. (2016). Джон Боулби. В Энциклопедии Нового Света . Получено с https://www.newworldencyclopedia.org/entry/John_Bowlby
Russel, J. & Jarvis, M. (2003). Углы прикладной психологии . Челтнем, Англия: Нельсон Торнс.
ван дер Хорст, FCP (2011). Джон Боулби – от психоанализа к этологии: распутывая корни теории привязанности. Джон Уайли и сыновья.
Ван Дейкен, С. (без даты). Джон Боулби. Британская энциклопедия. Получено с https://www.britannica.com/biography/John-Bowlby
Ван Дейкен, С., ван дер Веер, Р., ван Айзендорн, М. Х. и Куйперс, Х. Дж. (1998). Боулби до Боулби: источники интеллектуального отхода в психоанализе и психологии. Journal of the History of the Behavioral Sciences , 34 (3), 247–269.0003
[ссылка на статью]
Джон Боулби
Джон Боулби (1907–1990) был британским психологом, занимающимся вопросами развития, приверженцем психоаналитической традиции, известным своей новаторской работой в области теории привязанности.
Биографическая справка
Джон Мостин Боулби родился 26 февраля 1907 года в Лондоне в семье высшего среднего класса. Он был четвертым из шести детей и воспитывался няней в традиционной британской моде своего класса. Его отец, сэр Энтони Боулби, первый баронет Боулби, был хирургом при королевском дворе, но с трагической историей; в возрасте пяти лет его собственный отец (дед Джона) был убит, когда служил военным корреспондентом во время англо-китайской опиумной войны. Обычно Джон видел свою мать только один час в день после чая, хотя летом она была более доступна. Она думала, что баловать своих детей опасно, так что внимание и ласка противоположны тому, что требуется от ребенка. Когда Боулби было почти четыре года, его любимая няня, которая фактически была его основным опекуном в первые годы, ушла из семьи. Позже он описал это так же трагично, как потеря матери.
В возрасте семи лет его отправили в школу-интернат. Его более поздние работы, например «Разлука: тревога и гнев», показали, что он считал это время ужасным для себя. Из-за такого опыта в детстве он на протяжении всей своей жизни проявлял необычайную чувствительность к детским страданиям.
Он умер 2 сентября 1990 года в своем летнем доме на острове Скай, Шотландия. Он женился на Урсуле Лонгстафф, дочери хирурга, 16 апреля 1938 года, и у них было четверо детей, в том числе (сэр) Ричард Боулби, сменивший своего дядю на посту третьего баронета Боулби.
Карьера
Интеллектуальная карьера Джона Боулби началась в Тринити-колледже Кембриджского университета, где он изучал психологию и доклинические науки. Он получил призы за выдающиеся интеллектуальные достижения. После Кембриджа он какое-то время работал с неприспособленными детьми и детьми-правонарушителями, а затем в возрасте двадцати двух лет поступил в больницу Университетского колледжа в Лондоне. В возрасте двадцати шести лет он получил медицинское образование. Еще во время учебы в медицинском институте он также нашел время, чтобы поступить в Институт психоанализа. После окончания медицинской школы он обучался взрослой психиатрии в больнице Модсли. В 19В 37 лет он получил квалификацию психоаналитика.
Во время Второй мировой войны он был подполковником РАМЦ. После войны он был заместителем директора Тавистокской клиники, а с 1950 года консультантом по психическому здоровью Всемирной организации здравоохранения.
Из-за своей предыдущей работы с неадаптированными детьми и детьми-правонарушителями, он заинтересовался развитием детей и начал работать в Детской Консультационной Клинике в Лондоне.
Боулби интересовался выяснением реальных моделей взаимодействия в семье, связанных как со здоровым, так и с патологическим развитием. Он сосредоточился на том, как трудности с привязанностью передаются от одного поколения к другому. Три самых важных опыта для будущей работы Боулби и развития теории привязанности были связаны с его работой с:
Неадаптированные и правонарушители.
Джеймс Робертсон (в 1952 г.) в создании документального фильма «Двухлетний ребенок попадает в больницу», который был одним из фильмов о «маленьких детях в краткосрочной разлуке». Документальный фильм иллюстрирует влияние потерь и страданий, которые испытывают маленькие дети, разлученные со своими основными опекунами.
Мелани Кляйн во время своего психоаналитического тренинга. Она была его куратором, однако у них были разные взгляды на роль матери в лечении трехлетнего мальчика.
Самой известной и продолжительной работой Джона Боулби было теоретизирование о стилях привязанности младенцев к основным опекунам. Он наблюдал и обобщал свои наблюдения и, следовательно, разработал научную теорию (теорию привязанности). По его мнению, поведение привязанности было эволюционной стратегией выживания для защиты младенца от хищников, и теория привязанности отражает это. Мэри Эйнсворт, ученица Боулби, расширила и проверила его идеи.
Наследие
Основная статья: Теория привязанности
Теория привязанности высоко ценится как хорошо изученное объяснение поведения младенцев и малышей, а также в области психического здоровья младенцев. Трудно представить какую-либо клиническую работу с младенцем или малышом, не связанную с привязанностью, поскольку было показано, что решение этой проблемы является важной задачей развития для этого возрастного периода.
Следуя указаниям Боулби, несколько авторитетных исследователей детского развития и другие специалисты предложили соответствующие развитию психического здоровья вмешательства для чуткого развития эмоциональных отношений между маленькими детьми и взрослыми. В этих подходах использовались проверенные методы, которые не только согласовывались с теорией привязанности, но и с другими установленными принципами развития ребенка. Кроме того, почти все основные подходы к профилактике и лечению расстройств привязанности основаны на теории привязанности. Программы лечения и профилактики включают Алисию Либерман («Родительско-детская психотерапия»), Стэнли Гринспена («Время на полу»), Дэниела Хьюза («Диадическая психотерапия развития»), Мэри Дозье (автономные состояния сознания), Роберта Марвина («Круг сознания»). Безопасность»), Филлис Джернберг («Тераплей»), Дэниела Шехтера (передача информации о травмах между поколениями) и Джой Ософски («Инициатива безопасного старта»).
Некоторые клиницисты использовали теорию Боулби в качестве основы для противоречивых вмешательств (обычно называемых «удерживающей терапией»), которые не получили признания среди признанных практиков или исследователей и которые не соответствуют стандартам, установленным различными группами, такими как Национальная ассоциация социальных работников. , Американская психологическая ассоциация, Американская академия детской и подростковой психиатрии или Американское профессиональное общество по жестокому обращению с детьми, и это лишь некоторые из них. (Привязанность и развитие человека, специальный выпуск: современные взгляды на расстройства привязанности, под редакцией Томаса О’Коннора и Чарли Зина, том 5, № 3, сентябрь 2003 г.)
Избранная библиография
Боулби, Дж. (1969, 1982) Приложение [Том. 1 приложения и потери]. Лондон: Хогарт Пресс; Нью-Йорк, Основные книги; Хармондсворт, Великобритания: Пингвин (1971). ISBN 0465005438 .
Боулби, Дж. (1973) Разделение: тревога и гнев [Том. 2 приложения и потери]. Лондон: Хогарт Пресс; Нью-Йорк: Основные книги; Хармондсворт: Пингвин (1975). ISBN 0465097162 .
Боулби, Дж. (1980) Потеря: печаль и депрессия [Том. 3 приложения и потери]. Лондон: Хогарт Пресс; Нью-Йорк: Основные книги; Хармондсворт: Пингвин (1981). ISBN 0465042376.
Боулби, Дж.