Болезнь когда человек разговаривает сам с собой: Почему люди разговаривают сами с собой и нормально ли это

Болезнь когда человек разговаривает сам с собой: Почему люди разговаривают сами с собой и нормально ли это

Что скрывается за привычкой говорить о себе в третьем лице

Привычка рассуждать о себе любимом в третьем лице или во множественном числе, то есть вместо «я» говорить «она» или «мы», нарочито называть себя, как в детстве, по имени – есть у многих

Иногда такая манера речи раздражает окружающих, иногда вызывает улыбку. 

Психологи уверяют – не всё так просто. Возможно, наша психика посылает сигналы: «Мне некомфортно. Я нуждаюсь в защите!» А возможно, подсознательно мы так ищем путь, чтобы стать мудрее. Разбираемся вместе с психологом Екатериной Пятковой.

«Саша хочет кушать»

Екатерина Пяткова– Гипотез, почему происходит такое «отделение» от самого себя, множество, – говорит Екатерина Пяткова. – С одной стороны, причина может скрываться в некотором инфантилизме. «Маша пошла. Саша хочет кушать» – так обычно говорят о себе дети лет до трёх. Но если в два-три года это звучит нормально, то в речи взрослого, считают представители гипотезы инфантилизма, это может свидетельствовать о внутренней незрелости, о желании занять позицию ребёнка или «присоседиться» к кому‑то: «Мы тут решили». По сути, решение‑то может быть единоличным, но это – способ спрятаться за «мы».

В основе другой теории – нарциссизм. Когда человек говорит так о себе, он любуется собой. Подобное явление – гибрис – было описано ещё в Древней Греции. И использовалось применительно к действиям человека, наделённого властью, который взирал на всех с оскорбительным высокомерием. То есть это такое королевское «мы» и открытое желание доминировать.

У «короля», как правило, утрачивается адекватная оценка ситуации. Получив власть, он ею упивается. Но интересный момент – когда эту власть у него отнимают, ощущение высокомерия уходит. «Король» теряет свою «корону», и его королевское «мы» исчезает.

Подобное «многоличие» свойственно и людям с психическими нарушениями, когда в силу заболевания сложно провести самоидентификацию. При этом «Я» очень часто теряется, и в речи происходит замена этого местоимения.

Держим дистанцию

Но в психологии есть и другие теории. Так, например, обращение к себе в третьем лице – ментальный приём, который успешно используют в психологических практиках. Приём помогает справиться с неприятными эмоциями. Эффект заключается в том, что мысли о себе и других людях обрабатываются у нас в разных зонах головного мозга. И мы легче прощаем ошибку кому‑то, чем себе самому. И гораздо легче переносим плохие новости о посторонних, не так стыдимся из‑за неудач приятеля, как могли бы стыдиться за себя.

Это ещё и такая возможность избежать самобичевания. Использование местоимения в третьем лице – «он», но не «я», своего имени вместо «я» – позволяет мозгу легче и более беспристрастно обрабатывать информацию при стрессовой ситуации.

Приём дистанцирования помогает психике защититься. Он широко используется в реабилитации людей, прошедших боевые действия.

Благотворный эффект дистанцирования, в частности, исследовали учёные Мичиганского университета. Было отмечено, что участники эксперимента более уверенно и убедительно выступали, когда говорили от третьего лица. Они испытывали меньше стыда, меньше смущались, чувствовали себя намного лучше эмоционально.

Это подтвердило и сканирование мозга подопытных – размышления от первого лица неизбежно активировали зоны, связанные с негативными процессами, относящимися к себе. А при рассуждениях от третьего лица  такой активности не наблюдалось.

«Эффект Бэтмена»

В психологии хорошо известен и «эффект Бэтмена», который применяют в работе с детьми. Ребёнку, пережившему непростую ситуацию, предлагается рассказать об этом от лица значимого супергероя – дистанцирование от имени игрушки. И, включаясь в игру, «Бэтмен» начинает озвучивать то, что никогда бы не рассказал от собственного имени.

Взрослым надо быть очень внимательными. Если ваш малыш вдруг «ни с того ни с сего» начинает говорить от имени героя или своей игрушки: «А зайчик слышал…» – возможно, он пытается так донести до вас что‑то важное, поделиться своими страхами.

Иногда перенос подобной модели поведения переходит и во взрослую жизнь. И говоря о себе не «я», а по имени – «Люба видела» – легче рассказать о своих эмоциях и негативных переживаниях. Это ещё и сигнал нашей психики: «Я дистанцируюсь от проблемы».

Усидеть на двух стульях

В психологической практике есть особая техника – «два стула». Она используется, когда необходимо «достать» свою внутреннюю субличность, например, внутреннего критика или плаксу. Цель практики – разобраться в себе, понять, как уживаются эти личности внутри меня. Пересаживаясь со стула на стул, находясь в таких качелях, при помощи терапии мы осознаём эти состояния и учимся управлять ими.

Интересна и другая точка зрения о пользе дистанцирования. Канадский психолог Игорь Гроссман на протяжении многих лет изучает такое состояние как мудрость. Опираясь на результаты исследований, он утверждает, что привычка говорить о себе в третьем лице способна сделать нас мудрее.

В работе Гроссмана используется такое понятие как иллеизм – термин был придуман в начале XIX века, его значение – «Я не Я». То есть, опять же, рассуждение не о своей ситуации, а о проблеме условного друга позволяет взглянуть на проблему с точки зрения фактов. А туман из эмоций рассеивается.

Люди всегда были склонны к самокопанию. Это вечный путь стремящихся к познанию себя, стремящихся к мудрости. Но зачастую идти по этому пути мы не умеем. И пытаясь поразмышлять о себе, начинаем ворошить тягостные мысли и заботы. В итоге делаем ещё хуже – это не самокопание, а, скорее, самозарывание.

Поэтому приём иллеизма, который Гроссман успешно использовал при психологическом сопровождении людей с депрессиями, может помочь и при познании себя, так как не позволяет нам утонуть в эмоциях.

Секрет мудрости раскрыт?

Гроссман, пытаясь создать методику измерения мудрости, экспериментальным путём пришёл к выводу, что мудрость – это некая «конструкция», состоящая из разумных рассуждений, которая определяет то, как мы ориентируемся в жизненных проблемах. То есть раз существуют определённые показатели мудрости, то их можно улучшить, а значит – развить собственную мудрость.

Суждения подопытных измерялись по специальной шкале: беспристрастность, принятие во внимание других точек зрения, способность находить компромиссы… Было обнаружено, что показатель мудрости значительно точнее, чем показатель тестов на интеллект. А благополучие и удовлетворённость отношениями напрямую связаны с мудростью.

Эксперименты продемонстрировали силу отстранённого подхода. Оказалось, что участники вели себя скромнее и с готовностью принимали альтернативные взгляды, когда говорили о себе в третьем лице. Они также на протяжении месяца вели дневник, в котором описывали всё, что происходило в их повседневной жизни. Но по условиям эксперимента половина группы вела дневник от первого лица, половина – от третьего. В итоге «якающая» группа не показала особой динамики, а те, кто практиковал иллеизм, напротив, стали более рассудительными.

Возможно, этот метод обучению рассудительности стоит и нам взять на вооружение? И попробовать вести личный дневник иллеистического направления в качестве ежедневной практики: «Какой замечательный день! Катя сегодня проснулась в хорошем настроении…» Появляется ощущение – я смотрю на себя и события, которые со мной происходят, со стороны – на расстоянии. А ведь не зря говорят, что большое видится именно на расстоянии.

Симптомы аутизма, тест на аутизм онлайн, вопросы про аутизм

Как относиться к диагнозу?

Диагноз — это инструмент, помогающий перейти от размышления и гипотез относительно состояния человека к действиям. По общему правилу диагноз — понятие динамическое. И несмотря на то, что аутизм остается на всю жизнь, жизнь с аутизмом при совокупности факторов может быть вполне независимой. Именно поэтому диагноз для специалистов, ближайшего окружения семьи служит веским поводом для начала ранней работы с ребенком. Диагноз также помогает внести ясность в понимание поведения ребенка и характера тех трудностей, с которыми он сталикивается.

До трехлетнего возраста трудно понять в области каких нарушений лежат проблемы ребёнка. Как же ему тогда помогать?

Благодаря работам американских, канадских и английских специалистов к настоящему моменту разработан ряд поведенческих маркёров, которые с большой долей вероятности могут указывать уже с 6 месячного возраста на риск влияния аутизма на развитие ребёнка. Если риск аутизма в процессе диагностической работы с ребёнком подтверждается, то лучше начать работу, как если бы это был аутизм. Это важно, так как на первом этапе в любом случае будут решаться проблемы коммуникации. В дальнейшем, если аутизм не подтверждается, то с ребёнком легко сможет заниматься специалист по профилю уточненных проблем, а проделанные специальные занятия пойдут лишь на пользу данной задаче. Если же впоследствии аутизм подтверждается — то рано начатая работа с ребенком увеличит шанс его самостоятельной и независимой взрослой жизни.

Почему лучше не затягивать с обращением к специалистам и начинать работать как можно раньше? 

Во-первых, потому что психика любого человека развивается благодаря информации, поступающей извне, а аутизм блокирует поступление полной адекватной информации об окружающем. При обычном развитии ребенка не нужно ничему учить целенаправленно, все запускается от природы само: ребенок гулит, лепечет, обращается, выделяет близких, подражает, играет, шутит. При аутизме всему этому нужно специально учить, иначе потенциально сохранные сферы развития ребенка могут так и остаться непригодными для его самостоятельной жизни. Другими словами, чем раньше ослабить влияние аутизма на развитие ребенка, тем лучше.

Во-вторых, в раннем возрасте психика ребенка обладает такими свойствами как гибкость и пластичность. Это позволяет делать обучение наиболее успешным и эффективным.

Чем руководствоваться при выборе места для занятий?

  • избегайте предложений, связанных с «полным излечением» от аутизма

  • решения о фармакотерапии, медикаментозной поддержке ребёнка принимаются только опытным врачом детским психиатром, который обследовал ребенка (видел его очно!)

  • в работе с детьми с аутизмом очень важна индивидуализированность помощи — специалист должен сначала изучить вашего ребёнка, ваши трудности, а затем предлагать способы работы с ним

  • осторожно подходите к новым или экспериментальным методам коррекции и лечения, полагайтесь на научно-обоснованные подходы

  • как родитель вы лучше всего знаете своего ребёнка, а значит, являетесь «правой рукой» для специалистов и непосредственно включены в коррекционный процесс

Какова роль ближайшего окружения? Что могут делать бабушка, дедушка, другие близкие?

В вопросах обращения за помощью право представления интересов ребенка лежит на его законных представителях. Как правило, это родители ребенка. Иногда это могут быть другие близкие ребенка или опекуны. В таком случае должны быть соответствующие документы, которые подтверждают право законного представительства. При обращении в наш Центр договор заключается с законным представителем ребенка. Такова юридическая сторона вопроса.

Одновременно, если абстрагироваться от правовых моментов, роль ближайшего окружения очень велика. В первую очередь, чрезвычайно важна поддержка родителей самого ребенка, которым приходится работать в десять раз больше, тогда как окружающим кажется, что они работают в десять раз меньше. На этапе озвучивания диагноза или риска диагноза, как правило, любая семья чувствует растерянность, обиду, страх, «обреченность», вину, и очень нуждается в поддержке. Решение о том, что делать дальше, может откладываться, не приниматься, в силу того, что семья не чувствует, что может справиться с вызовом, не находит мест, где она бы получила помощь, не хочет верить, что у ребенка трудности. Любовь, понимание и забота со стороны близких могут дать дополнительный ресурс родителям и помочь им поверить в свои возможности. Действуя «большой семьей», последовательно выполняя рекомендации специалистов, можно добиться значительно больших успехов в работе с ребенком, чем поодиночке.

Каков прогноз?

Аутизм на сегодняшний день неизлечим. Вопрос заключается в качестве взрослой жизни. В этой связи прогноз может сильно варьировать: от самостоятельной и независимой жизни в обществе при небольшой поддержке по мере необходимости до полной зависимости от постоянного сопровождения и непосредственной помощи других людей в выполнении повседневных дел. На прогноз влияет множество факторов: тяжесть и глубина нарушений, возраст начала вмешательства, его комплексный характер, достаточный объем и продолжительность, правильный выбор основного и вспомогательных методов, тесное сотрудничество специалистов и семьи.

Именно в силу множества факторов, влияющих на прогноз, мы рекомендуем в работе с детьми с аутизмом ставить конкретные маленькие цели на ближайшие 4-6 месяцев и их достигать, одновременно находясь «здесь и сейчас».

Сколько нужно занятий и как часто?

С одной стороны, лечебной постепенно становится жизнь. С другой, ребёнок нуждается в специальных занятиях во время которых отрабатываются навыки и умения, позволяющие ему решать повседневные задачи и, в идеале, осваивать новые навыки самому. Объём этих занятий определяется индивидуально. При условии домашней работы работа со специалистами Центра начинается от 2 часов в неделю.

Шизотипическое расстройство личности — Симптомы и причины

Обзор

Людей с шизотипическим расстройством личности часто описывают как странных или эксцентричных, и обычно у них мало близких отношений, если они вообще есть. Как правило, они не понимают, как формируются отношения или влияние их поведения на других. Они также могут неправильно интерпретировать мотивы и поведение других людей и развить значительное недоверие к другим.

Эти проблемы могут привести к сильному беспокойству и склонности избегать социальных ситуаций, поскольку человек с шизотипическим расстройством личности склонен придерживаться специфических убеждений и может испытывать трудности с адекватной реакцией на социальные сигналы.

Шизотипическое расстройство личности обычно диагностируется в раннем взрослом возрасте и, вероятно, сохранится на протяжении всей жизни, хотя лечение, такое как лекарства и терапия, может улучшить симптомы.

Продукты и услуги

  • Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
  • Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — электронное издание

Симптомы

Шизотипическое расстройство личности обычно включает пять или более из следующих признаков и симптомов:

  • Одиночество и отсутствие близких друзей, кроме ближайших родственников
  • Плоские эмоции или ограниченные или неадекватные эмоциональные реакции
  • Постоянная и чрезмерная социальная тревожность
  • Неверная интерпретация событий, например ощущение, что что-то на самом деле безобидное или безобидное имеет прямое личное значение
  • Своеобразное, эксцентричное или необычное мышление, убеждения или манеры
  • Подозрительные или параноидальные мысли и постоянные сомнения в лояльности окружающих
  • Вера в особые способности, такие как мысленная телепатия или суеверия
  • Необычные восприятия, такие как ощущение присутствия отсутствующего человека или наличие иллюзий
  • Необычный стиль одежды, например неопрятный вид или ношение необычно подобранной одежды
  • Особый стиль речи, такой как расплывчатая или необычная манера речи или странная бессвязность во время разговора

Признаки и симптомы шизотипического расстройства личности, такие как повышенный интерес к уединенной деятельности или высокий уровень социальной тревожности, могут наблюдаться в подростковом возрасте.

Ребенок может плохо успевать в школе или вести себя не в ногу со сверстниками, что может привести к насмешкам или издевательствам.

Шизотипическое расстройство личности в сравнении с шизофренией

Шизотипическое расстройство личности можно легко спутать с шизофренией, тяжелым психическим заболеванием, при котором люди теряют контакт с реальностью (психоз). В то время как люди с шизотипическим расстройством личности могут испытывать короткие психотические эпизоды с бредом или галлюцинациями, эти эпизоды не такие частые, продолжительные или интенсивные, как при шизофрении.

Другое ключевое отличие заключается в том, что люди с шизотипическим расстройством личности обычно могут осознать разницу между их искаженными представлениями и реальностью. Людей с шизофренией, как правило, невозможно отвлечь от своих заблуждений.

Несмотря на различия, людям с шизотипическим расстройством личности могут помочь методы лечения, аналогичные тем, которые используются при шизофрении. Иногда считается, что шизотипическое расстройство личности находится в одном спектре с шизофренией, при этом шизотипическое расстройство личности считается менее тяжелым.

Когда обращаться к врачу

Люди с шизотипическим расстройством личности обычно обращаются за помощью только по настоянию друзей или членов семьи. Или люди с шизотипическим расстройством личности могут обратиться за помощью по поводу другой проблемы, такой как депрессия. Если вы подозреваете, что это расстройство может быть у друга или члена семьи, вы можете мягко предложить человеку обратиться за медицинской помощью, начиная с лечащего врача или специалиста в области психического здоровья.

Если вам нужна немедленная помощь

Если вы обеспокоены тем, что можете причинить вред себе или кому-либо еще, немедленно обратитесь в отделение неотложной помощи или позвоните по телефону 911 или по местному номеру службы экстренной помощи. Или обратитесь на горячую линию для самоубийц. В США позвоните или отправьте текстовое сообщение 988, чтобы связаться с 988 Suicide & Crisis Lifeline, доступной 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Или воспользуйтесь чатом Lifeline. Услуги бесплатные и конфиденциальные.

Записаться на прием в клинику Майо

Причины

Личность — это сочетание мыслей, эмоций и поведения, которое делает вас уникальным. Это то, как вы смотрите, понимаете и относитесь к внешнему миру, а также как вы видите себя. Личность формируется в детстве в результате взаимодействия унаследованных склонностей и факторов окружающей среды.

При нормальном развитии дети со временем учатся правильно взаимодействовать с другими, интерпретировать социальные сигналы и правильно и гибко реагировать на социальные ситуации. Что именно идет не так у человека с шизотипическим расстройством личности, точно неизвестно, но вполне вероятно, что определенную роль могут играть изменения в функционировании мозга, генетика, влияние окружающей среды и приобретенное поведение.

Факторы риска

Риск развития шизотипического расстройства личности может быть выше, если у вас есть родственник, страдающий шизофренией или другим психотическим расстройством.

Осложнения

Люди с шизотипическим расстройством личности подвержены повышенному риску:

  • Депрессии
  • Беспокойство
  • Другие расстройства личности
  • Шизофрения
  • Временные психотические эпизоды, обычно в ответ на стресс
  • Проблемы с алкоголем или наркотиками
  • Попытки самоубийства
  • Работа, школа, отношения и социальные проблемы

Персонал клиники Майо

Связанные

Связанные процедуры

Продукты и услуги

NAMI: Национальный альянс по психическим заболеваниям

Когда кто-то отвергает диагноз психического заболевания, возникает соблазн сказать, что он «отрицает». Но человек с острым психическим заболеванием может мыслить недостаточно ясно, чтобы сознательно выбрать отрицание. Вместо этого они могут испытывать «недостаток понимания» или «недостаток осведомленности». Формальный медицинский термин для этого заболевания — анозогнозия, от греческого значения «не знать болезни».

Когда мы говорим об анозогнозии при психических заболеваниях, мы имеем в виду, что кто-то не знает о своем психическом состоянии или не может точно оценить свое состояние. Анозогнозия является распространенным симптомом некоторых психических заболеваний, возможно, самым трудным для понимания тем, кто никогда с ним не сталкивался.

Анозогнозия является относительной. Самосознание может меняться со временем, что иногда позволяет человеку признать свою болезнь, а в другое время делает такое знание невозможным. Когда инсайт меняется со временем, мы можем подумать, что люди отрицают свое состояние из-за страха или упрямства, но для анозогнозии типичны вариации в осознании.

Что вызывает анозогнозию?

Мы постоянно обновляем наш мысленный образ самих себя. Когда мы получаем солнечный ожог, мы корректируем свое представление о себе и ожидаем, что в зеркале мы будем выглядеть по-другому. Когда мы осваиваем новый навык, мы добавляем его к нашему восприятию себя и чувствуем себя более компетентными. Но этот процесс обновления сложен. Это требует, чтобы лобная доля мозга упорядочивала новую информацию, вырабатывала пересмотренное повествование и запоминала новый образ себя.

Исследования головного мозга показали, что эта важнейшая область мозга может быть повреждена при шизофрении и биполярном расстройстве, а также при таких заболеваниях, как деменция. Когда лобная доля не работает на 100 %, человек может утратить — или частично утратить — способность обновлять свой образ самого себя.

Без обновления мы остаемся со своим старым представлением о себе, существовавшим до начала болезни. Поскольку наше восприятие кажется точным, мы приходим к выводу, что наши близкие лгут или совершают ошибку. Если семья и друзья настаивают на своей правоте, больной человек может разочароваться или разозлиться или начать избегать их.

Ранние исследования анозогнозии показали, что примерно 30% людей с шизофренией и 20% людей с биполярным расстройством испытывали «тяжелую» неосведомленность о своем диагнозе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *