Боль и наслаждения: Наслаждение или боль 2013 смотреть онлайн бесплатно в HD

Боль и наслаждения: Наслаждение или боль 2013 смотреть онлайн бесплатно в HD

Боль и наслаждение. Где Бог, когда я страдаю?

Боль и наслаждение

Природа очень расчетлива: некоторые исследования показывают, что одни и те же клетки и нервные пути служат для передачи как болевых сигналов, так и сигналов об удовольствии. На нейрофизиологическом уровне неприятное ощущение от укуса комара и приятное от легкой щекотки, воспринимаются одинаково. Разница лишь в том, что щекотку ощущаешь, когда кожи нежно касаются перышком или легко проводят пальцами по чувствительному месту. На щекотку и на укус реагируют одни и те же рецепторы, которые посылают в мозг совершенно идентичные сигналы. Вся разница в интерпретации — одно ощущение мозг истолковывает как приятное, а другое как неприятное.

У тела нет особых клеток, настроенных лишь на приятные ощущения. Датчики на кончиках пальцев доносят до мозга информацию о том, что вода слишком горячая, о том, что наждачная бумага царапает кожу. Они предупреждают о легком ударе током. И они же помогают ощутить нежность шелка или бархата.

А сенсоры, которые вызывают ощущения сексуального удовольствия, — они же предупреждают и об опасности. Исследование эрогенных зон показало: кожа в этих местах изобилует клетками, реагирующими на прикосновение и давление (оттого–то эти зоны так болезненны). Но никаких специальных клеток, отвечающих за удовольствие, обнаружено не было. Природу не обвинишь в расточительности.

Существуют болевые ощущения, которые доставляют скорее удовольствие, чем дискомфорт. Что чувствуешь, если надавить ногтем на то место, которое невыносимо чешется от укуса комара? А какое наслаждение размять мышцы, смертельно ноющие после тяжелой работы? После дня катания на горных лыжах я всегда мечтаю о джакузи с обжигающе горячей водой. Я подхожу к ванне, выжидаю несколько мгновений и наконец, набравшись духа, опускаю в нее ногу. Ой! Ну и боль! Я стремительно отдергиваю ногу, потом пробую еще раз. Теперь я могу погрузить ноги по щиколотку — боль становится намного меньше. Так постепенно я полностью погружаюсь в воду.

Минуту назад вода казалась мне невыносимо горячей, а сейчас я испытываю блаженство. Натруженным мышцам теперь намного лучше, чем в течение дня. (Мази, снимающие мышечные боли, действуют по тому же принципу: они слегка раздражают кожу, что приводит к ощущению жжения. Кровь по тревоге устремляется к больному месту, снимая напряжение в мышцах.)

Столь тесная связь между болью и наслаждением проявляется не только на клеточном, но и на душевном уровне. Как часто самые упоительные минуты наступают лишь после сильного напряжения.

Однажды я отправился в трудный поход по лесам штата Висконсин, проходивший в рамках программы «Любители странствий». Подобные программы очень хороши для людей, которые ощущают себя оторванными от природы, или для тех, кому не хватает острых ощущений. Подъем в четыре утра, штурм скальных выступов безо всяких перчаток, десять дней скитаний по лесам, вторжение в царство кусачих черных мух и мошки — вот какие прелести ожидают избалованных горожан. Никогда еще я не чувствовал себя таким измученным, как в том походе.

По вечерам я из последних сил заползал в спальник, еще не успевший просохнуть от вчерашней росы. Но и поспать толком не удавалось из–за рассвирепевшей мошки — она проникала через ячейки москитной сетки и кусала больнее пчел.

И все же, вспоминая об этом походе, я думаю о том, как сильно он подействовал на мои чувства. Они буквально ожили. Во время похода я дышал совершенно иначе, чем дома, в Чикаго — я словно пробовал воздух на вкус. Мои глаза и уши как будто открылись — я видел и слышал то, чего раньше не заметил бы.

Как–то после долгого перехода по жаркой и пыльной тропе, с тридцатикилограммовыми рюкзаками за плечами, мы сделали короткий привал. И обнаружили небольшую полянку с дикой земляникой. Ни один приличный магазин не стал бы продавать такие сморщенные и пыльные ягоды. Но нам было все равно — это была пища и хоть какая–то влага. Я набрал целую пригоршню и закинул в рот. М–м–м, какое блаженство — у меня во рту разлился сладкий, ароматный земляничный сок! Никогда не ел ничего вкуснее этих крохотных ягод! Я набрал земляники, чтобы попозже повторить блаженство.

Сначала я было решил, что мы открыли новый, невероятно вкусный вид земляники. Я даже подумал, что наше открытие способно перевернуть всю «ягодную индустрию». Но когда восторги улеглись, я понял, что дело не во вкусе ягод, а в моем физическом состоянии. Мое тело хорошо и слаженно трудилось, мои чувства ожили, и в результате мне полнее открылось наслаждение вкусом. Ягоды не показались бы мне столь восхитительными, если бы не трудности пути и не жара, если бы в желудке не засосало от голода. Тяготы обострили мои чувства.

Спортсменам хорошо знакома эта удивительная связь между напряженным усилием и восторгом. Вот, например, тяжелоатлет, выступающий на Олимпиаде. Он не спеша подходит к тяжелой штанге. Делает несколько глубоких вдохов, разминает мышцы — на лице полная сосредоточенность. Примеряется. Затем спортсмен, присев на корточки и набрав в легкие побольше воздуха, напрягается и делает рывок. Какое страдание запечатлено на его лице! В эти доли секунды на нем мучительно отражается каждое усилие, необходимое, чтобы взять вес на грудь, а затем толкнуть его над головой.

Каждая мышца как бы вопиет: «Хватит!»

Но вот вес взят. Атлет с грохотом бросает штангу и подпрыгивает, взметнув руки над головой. Секунду назад он был воплощением смертных мук, а сейчас — упоения и восторга! Одно невозможно без другого. Если спросить штангиста, было ли ему больно, он, скорее всего, придет в недоумение — о чем это вы? Он уже позабыл о безумном напряжении: радость полностью поглотила страдания.

Писатель Лин Ятанг так разъясняет суть древней китайской философии: «Идти по пыльной дороге в жару, изнемогая от жажды, и вдруг кожей ощутить первые крупные капли дождя — разве это не счастье? Почувствовать, как ужасно чешется интимная часть тела, и уединиться, чтобы ее почесать — разве это не наслаждение!» В длинном перечне Ятанга почти каждое удовольствие сопряжено с болью.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» тоже задается вопросом, почему душа больше радуется тому, что обрела, или тому, что ей вернули, а вовсе не тому, что всегда ей принадлежало? Августин говорит о полководце–победителе, чья радость тем больше, чем тяжелее была битва.

О моряке, для которого штиль — наивысшее блаженство, но лишь после жестокого шторма. Он пишет о больном, который, выздоровев, испытывает величайшую радость от простой прогулки — такую, какой не ведал до болезни.

Августин приходит к выводу, что большой радости всегда предшествует большое страдание. Как и другие отцы Церкви, он прекрасно понимал: определенные ограничения, например, во время поста, возвышают чувства. Духовный труд успешнее всего свершается в пустыне.

Я надеюсь, что, состарившись, не буду коротать свои дни в безупречно чистой больничной палате, надежно защищенный ото всех опасностей окружающего мира. Такой покой меня не привлекает. Я вижу себя на теннисном корте — вот пожилой мужчина напрягается, чтобы резануть в ударе сверху. Или из последних сил, задыхаясь, я буду брести по тропинке к Йосемитским водопадам, чтобы еще раз ощутить на своей морщинистой щеке брызги воды. Короче говоря, я надеюсь, что не отрину боль и поэтому не лишу себя возможности чувствовать наслаждение.

Наслаждение – что под этим подразумевается?

Наслаждение – что под этим подразумевается? Когда каббалисты говорят о наслаждении: «Единственная цель Творца – насладить. Мы – это желание насладиться», они подразумевают под этим обычные, понятные каждому ощущения наслаждения, или это пример для подачи материала,

Сильнее желание – больше наслаждение

Сильнее желание – больше наслаждение Эгоистическое желание дает при исправлении пропорционально себе альтруистическое желание. Но если эгоистические желания малы, то и в исправленном состоянии они малы. Как увеличить желание?Человек рождается в нашем мире с очень

Душа, экран и наслаждение

Душа, экран и наслаждение Духовное желание мы получаем не через наше тело, а непосредственно свыше. Для его наполнения также необходим орган ощущения. Он называется «экран» (масах).Как только этот орган ощущения появляется у человека, тот начинает ощущать через него

18. Высшее наслаждение

18. Высшее наслаждение Сказано: «Знай Бога отцов и служи Ему». «Знать» Творца означает познать, постичь Его, ощутить Его как самое близкое. Плохо душе, неощущающей Творца! Т.е. стремящийся сблизиться с Творцом, отдать Ему все свои намерения, потому как есть в его сердце

1.2 Высшее наслаждение

1.2 Высшее наслаждение Сказано: «Знай Творца отцов и служи Ему». «Знать» Творца означает познать, постичь Его, ощутить Его, как самое близкое. Плохо душе, не ощущающей Творца! Стремящийся сблизиться с Творцом, отдать Ему все свои намерения, потому как есть в его сердце

Творец и наслаждение – одно и то же

Творец и наслаждение – одно и то же Вопрос: Можно ли сказать, что Творец получает наслаждение, когда мы наслаждаемся тем, что Он приготовил для нас? И можно ли это отнести к животным наслаждениям или только к духовным?Ответ: Творец наслаждается тем, что услаждает нас. Но ни

Кто достоин получить наслаждение

Кто достоин получить наслаждение Вопрос: Волшебник приводит двух близнецов в мир игрушек и предлагает выбрать себе любую из них. Первый выбрал сразу, а другой говорит: «Все они хороши – хочу все либо ни одной». Дорогой Рав, за которого из них Вы?Ответ: У первого

Цель творения – наслаждение

Цель творения – наслаждение Вопрос: В одной из книг Вы пишете, что «Творец дает нам наказания для того, чтобы мы вознуждались в связи с Ним, обратились к Нему, сблизились с Ним. Поэтому, если человек молит Творца избавить его от наказания, это не значит, что он просит Творца

Цепляние за наслаждение и боязнь наслаждения

Цепляние за наслаждение и боязнь наслаждения (1) Думая, что наслаждение, счастье или радость способны доказать наше существование, мы можем за них цепляться. Обычно это происходит в сочетании со страхом или цеплянием за одно из предыдущих качеств. Например, напуганные

Счастье и наслаждение

Счастье и наслаждение Через несколько месяцев после визита Далай Ламы в Аризону я навестил его в Дхарамсале. Жарким и влажным июльским днем, обливаясь потом, я с трудом добрался до его дома, хотя он находился совсем рядом с деревней. Мне, выросшему в условиях

Наслаждение и совершенство

Наслаждение и совершенство В давние времена жил очень богатый человек, совершивший жертвоприношение, которое требовало, чтобы жертвовавший отдал всё, что имеет. Но этот человек не был искренен, — он хотел приобрести известность и славу совершившего такое

Глава 59 Наслаждение ароматом

Глава 59 Наслаждение ароматом 1. Наши мудрецы говорят, что еврей не имеет права получить пользу или наслаждение от этого мира, не произнеся за это благословения Всевышнему. Поэтому перед тем, как насладиться каким-либо ароматом, мы произносим соответствующее

Наслаждение – что под этим подразумевается?

Наслаждение – что под этим подразумевается? Когда каббалисты говорят о наслаждении: «Единственная цель Творца – насладить. Мы – это желание насладиться», они подразумевают под этим обычные, понятные каждому ощущения наслаждения, или это пример для подачи материала,

Сильнее желание – больше наслаждение

Сильнее желание – больше наслаждение Эгоистическое желание дает при исправлении пропорционально себе альтруистическое желание. Но если эгоистические желания малы, то и в исправленном состоянии они малы. Как увеличить желание?Человек рождается в нашем мире с очень

Юрий Нестеренко — Боль и наслаждение читать онлайн

12 3 4

Юрий Нестеренко (Джордж Райт)

Боль и наслаждение

Джордж Райт

Боль и наслаждение

«Протяжный скрип двери вывел Лолу из забытья. Девушка испуганно открыла глаза и инстинктивно рванулась, разглядев вошедшего. Но путы держали крепко. Лола могла лишь беспомощно наблюдать, как приближается ее мучитель.

— Боишься, — констатировал он, останавливаясь в паре футов от распятой жертвы. — Это правильно. Ты должна меня бояться. Но сейчас можешь немного расслабиться. Я не трону тебя, во всяком случае, пока. Я зашел просто поговорить.

— По… поговорить? — прошептала девушка. Она уже убедилась, что находится в лапах маньяка, взывать к которому бесполезно, но тут у нее вновь зажглась надежда. — Пожалуйста, мистер, отпустите меня! Клянусь, я не стану заявлять в полицию. Я никому не…

— Если ты, сука, еще раз откроешь рот без позволения, я его тебе зашью, — ответил похититель спокойным тоном учителя, объясняющего многократно пройденный с предыдущими классами материал. — Так вот. Я хочу рассказать тебе о сущности садизма. Видишь ли, я пересмотрел немало фильмов и перечитал немало книг на эту тему в том числе и серьезных, а не только дешевых триллеров — и нигде автор даже не приблизился к пониманию явления. В этой области царят крайне примитивные стереотипы, и меня это, по правде говоря, немного раздражает. Я даже хотел написать статью в какой-нибудь психологический журнал, но, боюсь, меня не напечатают. Они ведь публикуют только своих, с докторскими степенями. Может быть, со временем я наведаюсь к кому-нибудь из этих докторов и прочитаю ему лекцию. А чтобы он лучше усвоил, проведу с ним несколько практических семинаров. Вот как сейчас с тобой. Но это потом. Пока что у меня есть ты. Тем более что тебе тоже будет полезно избавиться от некоторых иллюзий.

Итак, наиболее распространенная теория увязывает садизм с некоторой травмой или ущербностью. Человек подвергся в детстве сексуальному насилию, или его порола мать, или дразнили одноклассники, или над ним посмеялась девочка, в которую он был влюблен в старших классах, или он сумел-таки ее уломать, но облажался в постели — и вот теперь он хочет доказать, какой он крутой, своей покойной матери, или мстит всем женщинам, или человечеству в целом. Не буду утверждать, что таких случаев не бывает. Но, видишь ли, они не имеют отношения к настоящему садизму. По сути, в действиях таких людей садизма не больше, чем у боксера на ринге или у полицейского, стреляющего в вооруженного преступника. Это так называемая инструментальная агрессия. Насилие здесь лишь инструмент, а не цель. Если бы такой человек мог добиться своей цели — своей истинной цели, то есть любви, признания, уважения и т. п. — не прибегая к насилию, он бы с радостью без него обошелся. Месть — сугубо рутинная, рациональная процедура, столь же рациональная, как торговая сделка. Простая плата по счетам. Пусть в сознании такого псевдо-садиста все смешалось, и он мстит и доказывает вовсе не тем, кто реально когда-то нанес ему обиду — неважно: ведь с его точки зрения, даже если он не осознает этого, он мстит именно тем.

Итак, это не настоящий садизм. Настоящий садист не мстит и не наказывает. То есть он может это делать, но, опять-таки, в сугубо инструментальных целях, а не удовольствия ради. Все эти садомазохистские сцены в духе „я была плохой девочкой, накажи меня“ — сущая чепуха. Нет никакого садизма в том, чтобы наказывать виновного, это, опять-таки, рутинная процедура, не более возбуждающая, чем выгул собаки или уборка квартиры. Настоящему садисту, для которого насилие и страдания жертвы самоценны, не только не нужен формальный повод, но, напротив, такой повод будет только мешать. Жертва должна быть невинной. Чем невиннее, чем лучше. Если угодно, она должна даже вызывать сочувствие. Да, представь себе, в глубине души я сочувствую тебе, и не будь этого, я не смог бы в полной мере насладиться твоими страданиями. Ведь не сочувствовать жертве — значит, считать ее заслуживающей такой участи, то есть виновной, а этот аспект мы уже разобрали. Самое изысканное удовольствие в том, чтобы вообще наблюдать мучения со стороны. Мучающий сам так или иначе, пусть даже подсознательно, оправдывает собственные действия, а значит, не может считать жертву абсолютно невинной; но наблюдатель избавлен от этого противоречия. Увы, привлекать напарника мне было бы слишком опасно. Ну да ничего, может быть, я теряю самое тонкое наслаждение, но мне хватает и того, которое я получаю.

Тебе, может быть, интересно, какой все-таки в этом смысл. А никакого, в том-то все и дело. Истинный садизм есть наслаждение страданиями жертвы в чистом виде, без всякого рационального или даже иррационального обоснования. Я не пытаюсь что-то доказать, отплатить или самоутвердиться. И дело вовсе не в том, что я не могу иным способом добиться женщины. Могу, просто это не доставит мне удовольствия. Да и вообще, сексуальные мотивы тут далеко не главные. Просто, когда человек садист, это затрагивает все стороны его натуры, в том числе и сексуальную — но не наоборот, и сводить садизм к сексу совершенно не верно. Как видишь, пока что мы с тобой обходились вообще без этого… но, разумеется, я не дам тебе никаких гарантий на будущее. Теперь у тебя нет вообще никаких гарантий. Если ты будешь вести себя плохо, ты будешь наказана, поскольку я не заинтересован, чтобы мне чинили помехи, но если ты будешь вести себя хорошо, ты все равно не сможешь заслужить никаких поблажек. В любую минуту я могу сделать с тобой все, что захочу, и сделаю, как только захочу. Ты должна всегда помнить об этом, — он отошел куда-то в сторону, но Лола, привязанная собственными волосами, не могла повернуть голову. Она лишь слышала, как он звякает какими-то инструментами, и эти звуки наполняли ее ужасом. — Вот, например, сейчас у меня возникло такое желание, — заключил он и вновь появился в поле зрения девушки. Увидев, что он держит в руке, она закричала…»

Кевин Стюарт нажал Ctrl-S, записывая текст, и откинулся на спинку кресла. Можно сделать перерыв перед описанием следующей сцены. Ему бы, конечно, хотелось продолжить эту, но издатель советовал избегать слишком натуралистичных эпизодов, и был, черт побери, прав. Скандальная популярность хороша для начинающих, а признанному мэтру негоже балансировать на грани садомазохистской порнографии. В былые времена сходило и не такое, но в нынешнюю политкорректную эпоху лучше играть по правилам. Стало быть, героиню в конце концов спасут, а маньяка застрелят. Он, кстати, ее так и не изнасилует. Жертва должна оставаться невинной, чем невинней, тем лучше. И спасет ее не бойфренд, как обычно бывает в подобных сюжетах, а женщина-полицейский. Сделаем приятное феминисткам. Хотя, конечно, истинная причина в другом. У Лолы нет бойфренда, потому что жертва должна быть невинна…

Читать дальше

12 3 4

Удовольствия боли и боли удовольствия — Пол Блум

Когда вы в последний раз кричали? Для меня это было несколько месяцев назад, в номере отеля в Мумбаи. Я собирался рано утром и пытался снять адаптер со стены. Это был одолжен в отеле, уродливая штука с металлическими штырями в непредсказуемых местах, и я, должно быть, дотронулся до нее неправильно, потому что в конце концов я рухнул на спину в другом конце комнаты, задыхаясь и дрожа.

Мы кричим, когда нам больно. Но, как ни странно, мы также кричим о противоположности боли — сильном удовольствии, радостном удивлении, сильном волнении. Вы видели видео фанаток шестидесятых в присутствии Битлз? Они положительно визжат.

Плач также вызывается противоположностями. Вы можете плакать в худший день своей жизни и в лучший. Свадьбы и похороны; радость победы и горечь поражения. У меня есть друг, который считает себя немного крутым парнем, но я видел, как он расплакался в сентиментальной рекламе, сделанной для Олимпийских игр, о том, как наши матери помогают нам, когда мы падаем. И я сопел вместе с ним, хотя трудно выразить словами, что именно выжимало из нас слезы.

Плач также вызывается противоположностями. Вы можете плакать в худший день своей жизни и в лучший. Свадьбы и похороны; трепет победы и агония поражения.

Плач загадочен. Одна из моих любимых книг — « Картинки и слезы ». Это произведение искусствоведа Джеймса Элкинса, и оно посвящено картинам, которые заставляют людей плакать. Иногда на картинах изображены ужасные события, которые могли бы заставить вас плакать, если бы вы видели их в реальной жизни, например, смерть ребенка. Иногда они вызывают болезненные ассоциации. Элкинс получил известие от английского профессора, у жены которого был роман. Недавно она нарисовала их постель, пустую и неубранную, и однажды, когда профессор был в доме один, он посмотрел на картину и подумал о том, что она означает, и заплакал. Но Элкинс также слышал от людей, которые плакали, потому что картины были так прекрасны, что они едва могли это вынести; они были тронуты положительной эмоциональной реакцией на необыкновенные человеческие творения.

Как только вы ищете парадоксальные реакции, вы видите их повсюду. Мы смеемся над тем, что смешно, но мы также смеемся, когда волнуемся или смущаемся. Мы улыбаемся, когда счастливы, но иногда улыбаемся, когда злимся. Улыбка ассоциируется с радостью, но когда исследователи попросили людей посмотреть грустную сцену из фильма — часть «Стальные магнолии », где женщина говорит на похоронах своей взрослой дочери, — примерно половина испытуемых улыбнулась. Или рассмотрим лицо, связанное с оргазмом. Он очень похож на кого-то в агонии, хмурится и гримасничает. На самом деле, когда им показывали фотографии лиц людей во время оргазма, испытуемые ошибочно идентифицировали их как лица, полные боли, примерно в 25 % случаев.

Обычно экстремальные выражения трудно интерпретировать. Авторы статьи Science приводят пример двух человек, один из которых только что выиграл огромную лотерею, а другой только что наблюдал, как его трехлетнего ребенка сбила машина, и предполагают, что, глядя на их лица, вы, возможно, не сможете отличить их друг от друга. В подтверждение этого они обнаруживают, что люди не могут отличить победителей и проигравших в спортивных соревнованиях с высокими ставками, когда видят их лица изолированно (хотя, что интересно, когда они видели свои позы и знали, на что реагируют спортсмены, тогда они «увидят» эмоциональность лиц — они уже не будут двусмысленными).

Как только вы ищете парадоксальные реакции, вы видите их повсюду. Мы смеемся над тем, что смешно, но мы также смеемся, когда волнуемся или смущаемся. Мы улыбаемся, когда счастливы, но иногда улыбаемся, когда злимся.

Возьмем другой случай, подумайте о реакции людей на младенцев. Мы хотим щипать и сжимать. Мы часто грызем младенцев и говорим, что собираемся их съесть. Вот представьте, ваш друг показывает вам своего годовалого ребенка, а вы наклоняетесь, хватаете его за пальчики, грызете их и рычите: «Я хочу тебя сожрать!» — и никто не думает, что ты сумасшедший, не даже ребенок. В ходе опроса, проведенного Орианой Арагон и ее коллегами, они обнаружили, что большинство людей согласны с такими утверждениями:

Если я держу на руках очень милого ребенка, у меня возникает желание сжать его или ее маленькие толстые ножки.

Если я смотрю на очень милого ребенка, мне хочется ущипнуть его за щеки.

Когда я вижу что-то, что кажется мне таким милым, я сжимаю руки в кулаки.

Я из тех людей, которые могут сказать милому ребенку: «Я мог бы просто съесть тебя!» сквозь стиснутые зубы.

Согласно теории Арагон и ее коллег об этих странных реакциях, они возникают, когда ваши чувства — к «Битлз», произведению искусства, ребенку — становятся непреодолимыми. Вам нужно успокоить систему, и поэтому, чтобы компенсировать это, вы создаете выражения и действия, которые противодействуют вашим чувствам, которые идут в противоположном направлении. Думайте об этом, как о холодной воде в огне, который может выйти из-под контроля. Исследователи, изучавшие выражение лица во время оргазма, утверждают нечто подобное, предполагая, что это выражение является попыткой регулировать «слишком интенсивный сенсорный ввод».

Философы давно оценили любопытную связь между болью и удовольствием. Платон описывает Сократа, потирающего больную ногу и говорящего: «Какой странной может показаться то, что люди называют удовольствием! И как любопытно оно связано с тем, что считается его противоположностью, болью! … Если вы ищете одно и получаете его, вы почти всегда должны получить и другое». В наше время многие психологи поддерживают теорию опыта «противоположного процесса», согласно которой наш разум стремится к равновесию или гомеостазу, так что положительные реакции встречаются с отрицательными чувствами, и наоборот.

На самом деле иногда мы играем с болью, чтобы максимизировать контраст с будущим опытом, чтобы получить удовольствие в будущем. Мы создаем опыт, в котором прилив сил, связанный с периодом сразу после избавления от боли, достаточно силен, чтобы перевесить негатив исходной боли. Так что горячая ванна стоит того, потому что она приносит блаженное удовлетворение, когда температура в самый раз; ожог рта от горячего карри доставляет удовольствие из-за шока облегчения, когда вы глотаете немного прохладного пива.

В соответствии с этим лабораторные исследования показывают, что после того, как люди испытали боль, например, когда одну из их рук погрузили в ледяную воду, они сообщают, что последующие переживания, такие как вкус шоколада, доставляют им больше удовольствия. Хочешь торт? Могу я вас шокировать прямо перед тем, как вы это съедите — так будет вкуснее!

Получается, что если вы думаете, что что-то действительно будет болеть, и это будет слегка больно, магия контраста может превратить эту легкую боль в удовольствие.

Рассмотрим также серию исследований , опубликованных Сири Лекнес и ее коллегами и посвященных тому, что исследователи назвали «приятной болью». Их исследование заключалось в том, что испытуемых помещали в сканер мозга и подвергали их серии переживаний тепла — умеренного, интенсивного или промежуточного. Перед любым опытом они получали предупреждение о том, чего можно ожидать, но иногда предупреждение было неверным. Важный вывод заключается в том, что, хотя обычно промежуточное количество тепла считалось болезненным, оно переставало быть болезненным, если ему предшествовало предупреждение ожидать сильного тепла — тогда оно считалось приятным.

Получается, что если вы думаете, что что-то действительно будет болеть, и это будет слегка больно, магия контраста может превратить эту легкую боль в удовольствие. Теперь я добавлю очевидное: вы не получите этого эффекта, если боль станет слишком сильной. Если вы думаете, что собираетесь приложить паяльную лампу к тыльной стороне ладони, а экспериментатор вместо этого ткнет вас зажженным концом сигары, вы не пойдете Ух! Но эти данные свидетельствуют о том, что боль будет немного меньше.

Эти эксперименты немного странные, но основная идея знакома: всем известно, что еда никогда не бывает такой вкусной, как когда ты голоден, лежание на диване приносит блаженство после долгой пробежки, а сама жизнь прекрасна, когда ты голоден. выходя из кабинета стоматолога.


Адаптировано из книги «The Sweet Spot » Пола Блума. Copyright © 2021 Пол Блум. Взято с разрешения Ecco, издательства HarperCollins Publishers.

Почему боль приятна — BBC Future

Загрузка

Психология

(Изображение предоставлено Getty Images)

Автор: Зария Горветт

1 октября 2015 г.

Почему именно некоторым людям нравится страстно горячее карри, экстремальные тренировки или садомазохистский секс?

H

Известно, что его противник вызывал припадки, сердечные приступы и даже смерть. Но Джейсон Макнабб выглядел удивительно спокойным, когда вышел на арену. Раздался свисток. Нападение было сильным и быстрым — хаотичный поток слезящихся глаз, опухших губ и пота.

Это было не обычное соревнование. Макнабб теперь является мировым рекордсменом по съедению наибольшего количества перца Бхут Джолокия за две минуты. «Мне казалось, что у меня был полный рот шершней, жалящих меня одновременно. Откровенно говоря, это был настоящий ад», — говорит он.

Bhut Jolokia, или «призрачный перец», может измеряться более миллиона единиц Сковилла – другими словами, он в 200–400 раз острее, чем халапеньо. Это одно из самых горячих мест в мире, и любой, кто откусит хотя бы кусочек, скорее всего, испытает мучительную боль. Резонный вопрос: зачем кому-то делать это с собой?

Джейсон Макнабб — чемпион по поеданию чили и описывает это как «чистый ад» (Источник: Книга рекордов Гиннеса)

Здравый смысл подсказывает нам, что люди ищут удовольствия и избегают боли. Но это не всегда так — различные действия связаны с болью, в том числе бег, горячий массаж, татуировки, пирсинг и даже БДСМ (аббревиатура от рабства, дисциплины, доминирования, подчинения, садизма и мазохизма).

По мнению Макнабба, боль от перца вызывает прилив, аналогичный приливу пищи, наркотиков или секса. «Боль утихла довольно быстро, а потом это был просто кайф от адреналина и эйфории от перца», — объясняет Джейсон.

Связь между удовольствием и болью глубоко укоренилась в нашей биологии. Во-первых, всякая боль заставляет центральную нервную систему выделять эндорфины — белки, которые блокируют боль и работают так же, как опиаты, такие как морфин, вызывая чувство эйфории.

Эти отношения не станут неожиданностью для тех, кто убегает. Всплески интенсивной нагрузки высвобождают молочную кислоту, побочный продукт распада глюкозы при нехватке кислорода. Кислота раздражает болевые рецепторы в мышцах, и они сообщают о своем тяжелом положении в мозг посредством электрических сигналов, посылаемых через спинной мозг. Сигналы интерпретируются как ощущение жжения в ногах, обычно заставляющее бегуна замедляться или останавливаться.

И так до тех пор, пока не включится центр управления нервной системой, гиппокамп. Эта часть мозга в форме морского конька реагирует на болевые сигналы, приказывая организму вырабатывать собственные наркотики, эндорфины. Белки связываются с опиоидными рецепторами в головном мозге и предотвращают высвобождение химических веществ, участвующих в передаче болевых сигналов. Это помогает блокировать боль, но эндорфины действуют еще дальше, стимулируя лимбическую и префронтальную области мозга — те самые области, которые активируются страстными любовными отношениями и музыкой. Это постболевой прилив, похожий на кайф от морфина или героина, которые также связываются с опиоидными рецепторами мозга.

Бегуны получают кайф после долгой тренировки, но что происходит в мозгу? (Фото: Thinkstock)

Между тем, боль от интенсивных упражнений также вызывает выброс другого обезболивающего в организме — анандамида. Известный как «химическое вещество блаженства», он связывается с каннабиноидными рецепторами в мозгу, чтобы блокировать болевые сигналы и вызывать теплое, нечеткое удовольствие, эмулируемое марихуаной, которая связывается с теми же рецепторами. Адреналин, также вырабатываемый в ответ на боль, усиливает возбуждение, повышая частоту сердечных сокращений спортсмена.

Считается, что обожженные ноги препятствуют перенапряжению, в то время как «кайф бегуна», возможно, позволял нашим предкам выносить боль во время марафонской охоты. В более общем плане считается, что приятная послеболевая гонка возникла, чтобы помочь людям справиться с последствиями травмы.

Но почему одни виды боли приятны, а другие просто мучительны?

Одной из теорий, объясняющих это, является «доброкачественный мазохизм» — поиск боли при осознании того, что она не причинит серьезного вреда. Это то, на что животные не способны.

Острый перец может вызывать приятные реакции… в конце концов (Фото: Thinkstock)

Одним из примеров является перец чили. Активный ингредиент, капсаицин, безвреден. Это больно, потому что он связывается с TRPV1, частью семейства чувствительных к температуре рецепторов на нашем языке, которые предупреждают тело о потенциально опасном тепле или холоде. Активация TRPV1 посылает в мозг те же сигналы, как если бы язык действительно был в огне.

Большинство детей младшего возраста испытывают отвращение к перцу чили, но они учатся получать от него удовольствие, постоянно воздействуя на него, поскольку они учатся отделять фрукт от реального физического вреда. Тем не менее, языки любителей чили так же чувствительны к капсаицину, как и у всех остальных.

Это уникальная человеческая снисходительность. Ученые пытались, но безуспешно, вызвать у крыс предпочтение перца чили. Животных учат наносить себе вред, но только с помощью «положительного подкрепления», когда животных учат ассоциировать боль с наградой. «Как правило, когда животное переживает что-то негативное, оно избегает этого», — объясняет Пол Розин из Пенсильванского университета.

Доброкачественный мазохизм не удивит тех, кто занимается БДСМ. Госпожа Александра, профессиональный садист из Лондона, объясняет: «Мы делаем разницу между хорошей болью и сильной болью. Сильная боль указывает на то, что что-то не так, на что мы должны немедленно обратить внимание. Тогда есть хорошая боль, которая доставляет удовольствие. Например, когда плечо начинает тянуть во время бондажа, это потенциально небезопасно, поэтому мы отпускаем его».

Здравый смысл подсказывает нам, что люди ищут удовольствия и избегают боли, но это не так. (Фото: Getty Images) американские горки или грустные фильмы. «Если бы животное каталось на американских горках, оно бы испугалось и никогда больше не поехало бы». — говорит Розин.

Связь между сексом и болью не ограничивается миром БДСМ. Одно исследование, в котором исследователи использовали фМРТ для визуализации мозга женщин, когда они стимулировали себя к оргазму, обнаружило, что более 30 областей мозга были активны, в том числе те, которые связаны с болью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *