Бандура самоэффективность: Bandura Albert | Бандура Альберт: самоэффективность, self-efficacy: VIKENT.RU
Bandura Albert | Бандура Альберт: самоэффективность, self-efficacy: VIKENT.RU
Канадский психолог, известный своими работами по теории социального научения и самоэффективности — self-efficacy.
Альберт Бандура считал, что главной детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей.
«Концепция самоэффективности, впервые предложенная Альбертом Бандурой в конце 1970-х годов и активно развиваемая им в течение последних двадцати лет, — ещё один вариант теории контроля, объединивший в себе исследования, проводившиеся в рамках концепций локуса контроля и выученной беспомощности.
Бандура полагает, что привлекательность результата и вера в позитивный результат недостаточны для запуска мотивации субъекта. Необходима также вера в свои способности справиться с данным видом деятельности.
Самоэффективность заключается в том, насколько компетентным чувствует себя человек, выполняя то или другое дело.
Бандура считает, что самоэффективность — центральная и важная детерминанта человеческого поведения.
Согласно данным, полученным Бандурой и его коллегами, люди с высокой самоэффективностью более настойчивы, лучше учатся, а также обладают большим самоуважением, менее тревожны и менее склонны к депрессиям. Бандура описывает источники, механизмы самоэффективности, её влияние на мотивационные, когнитивные и эмоциональные процессы, а также на успешность деятельности.
Согласно теории Бандуры существует четыре источника самоэффективности: опыт собственных успехов, наблюдения за чужими достижениями, вербальные убеждения и воспринимаемое эмоциональное состояние.
Самым большим влиянием на самоэффективность обладает собственный опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Этот успех служит лучшим средством терапии недостаточной самоэффективности. Самоэффективность растёт также, когда люди наблюдают, как другие успешно справляются с решением различных задач.
Например, студенты, которые боятся задавать вопросы в большой группе, могут изменить прогноз эффективности с «я не могу сделать это» на «возможно я смогу», если они были свидетелями того, как их товарищи задавали вопросы без катастрофических последствий для себя.
В то же время если человек наблюдает за тем, как другие, столь же компетентные люди, неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки, это может привести к худшему прогнозу собственной способности выполнить подобные действия.
Третий способ, с помощью которого может быть достигнуто ощущение эффективности, заключается в том, чтобы убедить человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Однако попытки вербального воздействия чаще всего дают лишь кратковременный эффект в плане изменения самоэффективности.
Вербальное воздействие на ребёнка, который пытается добиться какого-то результата, прежде всего должно быть в рамках его реальных способностей и возможностей и соответствовать фактическим успехам. Бандура предполагает, что сила вербального убеждения ограничивается также осознаваемым статусом и авторитетом убеждающего.
И наконец, воспринимаемые индивидом собственные эмоциональные и физиологические состояния также могут оказывать влияние на самоэффективность как позитивным (если воспринимается подъём и жажда деятельности, а также спокойствие), так и негативным (если воспринимается тревога, скованность, страх и заторможенность) образом.
Люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны. Поскольку люди судят о своей эффективности также по уровню эмоционального напряжения, испытываемого ими перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, то любой способ, понижающий это напряжение, повысит прогноз эффективности.
Бандура предположил, что представления о самоэффективности содержат в себе нечто большее, чем просто веру в то, что усилия определяют успех. Самоэффективность понимается как вера индивида в способность справиться с деятельностью, ведущей к достижению некоторого результата. На формирование представлений о самоэффективности оказывают влияние также самооценка субъектом своих знаний, умений, стратегий преодоления стресса. Выделяют уровень, обобщенность и силу самоэффективности.
Уровень самоэффективности отражает вариации задач различных степеней трудности, например все более и более сложных математических задач. Под обобщенностью понимается перенос представлений о собственной эффективности на другие виды задач, например другие школьные предметы.
Сила сознаваемой субъектом эффективости измеряется через степень его уверенности в том, что он сможет выполнить данные задачи. […]
Бандура полагает, что те, кто считает себя «неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что всё будет плохо». Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны поддаваться самокритике.
Бандура считает, что «те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем». […]
Ещё одним показателем мотивации выступал выбор деятельности. Бандура предположил, что люди с высоким чувством самоэффективности будут с большей готовностью браться за сложные (challenging) задачи, в то время как люди, сомневающиеся в своих способностях, будут стремиться их избежать».
Гордеева Т.О., Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы, в Сб.: Современная психологии мотивации / Под ред. Д.А Леонтьева, М., «Смысл», 2002 г., с.74-76 и 77-78.
Альберт Бандура учился у Джорджа Миллера.
📖 Самоэффективность, Основные концепции, Глава 22. Альберт Бандура и социально-когнитивная теория. Теории личности и личностный рост.
![](/800/600/http/image2.slideserve.com/4296884/pokok-pokok-diskusi-panel-l.jpg)
…
Самоэффективность
Бандура определяет самоэффективность как «убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь» (1989, с. 175). Наши действия в конкретной ситуации зависят от взаимного влияния окружающей среды и нашего сознания, в особенности от сознательных процессов, связанных с убеждениями, что мы можем или не можем осуществить некоторые действия, необходимые для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую для нас сторону. Бандура (1986) назвал эти ожидания самоэффективностью (self-efficacy).
«Убеждения человека относительно его личной эффективности влияют на то, какой способ действия он выберет, как много будет прилагать усилий, как долго он устоит, встречаясь с препятствиями и неудачами, насколько большую пластичность он проявит по отношению к этим трудностям» (1986, р. 65).
По мнению Бандуры, сила, управляющая человеком, находится не во внешней по отношению к нему среде, а происходит из взаимодействия окружающей среды, его собственного поведения и его личности. Самоэффективность является важной личностной характеристикой и, в сочетании с конкретными целями и знанием о том, что надо делать, может существенно влиять на будущее поведение (Bandura, 1988 b, 1994 а).
Самоэффективность — не то же самое, что наши ожидания относительно результатов или последствий своих действий. Бандура (1986, 1995 b) отличает самоэффективность от предположений о результате (outcome expectations). Самоэффективность — это уверенность человека в том, что он может осуществить некоторые конкретные действия, тогда как предположения о результате относятся к тому, что он думает о возможных последствиях своей деятельности.
Самоэффективность — это не глобальное понятие. Она меняется от ситуации к ситуации в зависимости от умений, необходимых для различной деятельности, от присутствия или отсутствия других людей, от того, что мы думаем о способностях этих других людей, особенно если мы считаем их более умелыми, чем мы сами, от нашей предрасположенности скорее потерпеть неудачу, чем добиться успеха, а также от нашего физического состояния, в особенности когда мы испытываем усталость, тревогу, апатию или подавленность.
Самоэффективность не относится к способности реализовать основные двигательные функции, такие как ходьба, способность дотягиваться или хватать. Также эффективность не подразумевает, что мы действительно можем осуществить означенные действия без чувства тревоги, страха или подавленности, она всего лишь суждение, верное или неверное, о том, можем ли мы выполнить требуемые действия. И наконец, суждения об эффективности — не то же, что желание или стремление (Bandura, 1982с).
Высокая или низкая самоэффективность в сочетании с благоприятными или неблагоприятными условиями окружающей среды позволяет сделать четыре возможных варианта предсказаний (Bandura, 1982с). Когда самоэффективность высока и условия окружающей среды благоприятны, наиболее вероятен успешный результат. Когда низкая эффективность сочетается с благоприятными условиями, человек может впасть в депрессию, видя, как другие преуспевают в делах, которые для него самого кажутся слишком сложными. Когда люди с высокой самоэффективностью встречаются с неблагоприятной ситуацией, они обычно умножают свои усилия, стараясь изменить окружающую среду. Они могут использовать протест, социальную активность или даже силу, чтобы добиться необходимых перемен, но если все их попытки проваливаются, тогда, как предполагает Бандура, они либо откажутся от своего способа действий и найдут другой, либо будут искать более благоприятную среду. И наконец, когда низкая самоэффективность сочетается с неблагоприятной окружающей средой, человек ощущает апатию, считает себя беспомощным и склонен мириться со своим положением. Например, мелкий служащий с низкой самоэффективностью, знающий, как трудно стать президентом компании, будет чувствовать нерешительность, не захочет и не сможет предпринимать какие-либо реальные попытки добиться аналогичных, но меньших целей.
Но хотя представления самоэффективности оказывают мощное влияние на нашу деятельность, нельзя тем не менее считать, что поведение определяется только этими представлениями. Самоэффективность, совместно с окружающей средой, предыдущим поведением и другими характеристиками личности, среди которых особенно важны ее ожидания относительно результатов своих действий, определяют наше настоящее поведение.
В тройственной модели реципрокного детерминизма, согласно которой окружающая среда, поведение и личность взаимно влияют друг на друга, самоэффективность относится к характеристикам личности (P).
Факторы самоэффективности
Самоэффективность возникает, увеличивается или уменьшается в зависимости от одного из четырех факторов или от их комбинации: (1) опыта непосредственной деятельности, (2) косвенного опыта, (3) мнения общества, (4) физического и эмоционального состояния человека (Bandura, 1995 а). Информация о себе самом и об окружающем мире, полученная из перечисленных источников, обрабатывается сознанием и, совместно с воспоминаниями о прошлом опыте, воздействует на представления о самоэффективности. Кроме того, самоэффективность подвергается влиянию внутренних стандартов поведения.
Непосредственный опыт
Наиболее сильное воздействие на самоэффективность оказывает опыт непосредственной деятельности (mastery experiences), то есть воспоминания о том, что нам приходилось делать в прошлом (Bandura, 1986, 1995 а). Как правило, успешные действия повышают самоэффективность, тогда как неудачи способны понизить ее. Из этого общего утверждения следуют шесть выводов.
«Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем» (A. Bandura «Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy», DP № 25, 1989, p. 729).
Во-первых, успешное выполнение задачи повышает самоэффективность в прямой зависимости от ее сложности. Хорошо подготовленный теннисист не увеличит намного свою самоэффективность, выиграв у заведомо более слабого партнера, но значительно повысит ее, сыграв вничью с сильным соперником.
Во-вторых, успех, достигнутый самостоятельно, имеет большее воздействие, чем то, что совершено с посторонней помощью. Победа команды в спортивном соревновании меньше воздействует на личную эффективность игроков, чем индивидуальные спортивные достижения. В-третьих, неудача больше всего понизит самоэффективность тогда, когда мы знаем, что провалили свою лучшую попытку. Когда мы делаем что-то вполсилы и терпим неудачу, это не так уменьшает нашу самоэффективность, как когда мы прилагаем все старания и все равно у нас ничего не получается. В-четвертых, если мы волновались или были чем-то огорчены, когда потерпели неудачу, то она меньше повлияет на нашу самоэффективность, чем если бы мы чувствовали себя в это время хорошо. В-пятых, неудачи в том возрасте, когда человек уже имеет твердые представления о собственной состоятельности, действуют не так сильно, как неудача, пережитая в раннем детстве. И шестое — случайные неудачи не оказывают большого воздействия на самоэффективность, особенно у людей, которым свойственна уверенность в успехе.
«Те, кто считает себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария, и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение» (A. Bandura «Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy», DP № 25, 1989, p. 729).
Косвенный опыт
Вторая причина, изменяющая самоэффективность, — косвенный опыт (vicarious experiences), полученный из наблюдения схожих ситуаций. Когда мы видим, как другие преуспевают, наша самоэффективность повышается (Bandura, Adams, Hardy, & Howells, 1980), а когда мы узнаем, что некто, равный нам по способностям и подготовке, потерпел неудачу, наша самоэффективность понижается (Bandura & Inouye, 1978). Косвенный опыт не имеет большого влияния, если образец, который мы наблюдаем, не похож на нас. Когда старый, малоподвижный и боязливый человек видит, как молодой, энергичный, смелый гимнаст идет по проволоке под куполом цирка, предположения такого зрителя относительно способности артиста повторить трюк, конечно, вряд ли изменятся.
Как правило, наблюдение за другими не так существенно для повышения уровня эффективности, как собственный опыт, но оно может оказывать мощное воздействие в случае, если самоэффективность понижается. Когда человек видит, что пловцу примерно равного с ним уровня не удалось переплыть бурную речку, он скорее всего раздумает предпринимать подобные попытки. Последствия таких косвенных переживаний могут сказываться иногда всю жизнь.
Общественное мнение
Самоэффективность также может возникать или ослабевать благодаря общественному мнению (Bandura, 1995 а). Хотя воздействие этого источника ограничено, при определенных условиях мнение, высказанное другими, может повысить или понизить самоэффективность (Chambliss & Murray, 1979). Во-первых, мы должны верить тому, кто высказывает свое отношение. Увещевания или критика от источника, пользующегося нашим доверием, оказывают более сильное действие, чем слова человека, которому мы не доверяем. Второе условие, необходимое для повышения самоэффективности через общественное поощрение, состоит в том, что действия, которые человека побуждают произвести, должны находиться в пределах его реальных возможностей. Никакие словесные уверения не изменят мнение человека о том, насколько он способен перепрыгнуть через забор трехметровой высоты.
Бандура (1986) предполагает, что результативность внушения прямо связана с тем, какой статус и авторитет имеет для нас человек, высказывающий свое мнение. Статус и авторитет, конечно, не одно и то же. Например, если психотерапевт внушает пациенту, страдающему фобией, что тот может ехать на переполненном эскалаторе, это скорее повысит его самоэффективность, чем подбадривания от жены или детей. Но если тот же психотерапевт говорит своим пациентам, что они способны заменить перегоревший переключатель, это вряд ли повысит их самоэффективность по отношению к данной деятельности. Кроме того, общественное поощрение наиболее действенно, когда оно сочетается с собственным успешным исполнением. Одобрение окружающих может убедить человека попробовать что-либо сделать, и если у него это получится, тогда как его достижение, так и полученные им похвалы увеличивают его самоэффективность.
Физическое и эмоциональное состояние
Последний источник изменения самоэффективности — физическое и эмоциональное состояние человека (Bandura, 1995 а). Сильные эмоции, как правило, мешают деятельности; когда человек испытывает сильный страх, острую тревогу или находится в состоянии стресса, его уверенность в своей эффективности обычно понижается. Актер в школьной пьесе знает свою роль и хорошо играет на репетиции, но понимает, что из-за страха, который чувствует перед премьерой, вполне может забыть все слова. Иногда, в некоторых ситуациях, состояние эмоционального напряжения, если оно не очень сильно, связано с повышением качества нашей деятельности, поэтому небольшое волнение, испытываемое актером перед премьерой, может пойти на пользу его самоэффективности. Почти все мы, если только не боимся, способны успешно ловить змей. Мы без труда могли бы крепко схватить змею позади головы, но страх, связанный с ловлей змей, подавляет нас и сильно уменьшает наше ожидание успеха в этой сфере деятельности.
Психиатры давно знают, что уменьшение тревоги или увеличение физической раскрепощенности облегчают выполнение задачи. Влияние эмоционального напряжение зависит от нескольких факторов. Во-первых, конечно, уровень напряжения — обычно чем сильнее волнение, тем меньше самоэффективность. Второй фактор — представления человека о том, насколько его эмоции связаны с действительностью. Если человек знает, что его опасения имеют под собой реальную основу, например если он едет по скользкой горной дороге, его личная эффективность может повышаться. Однако если человек сознает абсурдность своей фобии, например боязни открытых пространств, тогда его волнение приводит к снижению самоэффективности. И наконец, природа самой задачи вносит свой вклад. Эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-либо простое, но, как правило, мешает выполнению сложных задач.
Коллективная эффективность
Когда теория Бандуры достигла достаточной степени развития, он, как и Фрейд, Адлер, Скиннер, Роджерс и другие теоретики личности, заинтересовался глобальными общественными и национальными проблемами. Отчасти этот интерес выразился в его концепции коллективной эффективности. Коллективная эффективность (collective efficacy) относится к уверенности людей в том, что их общие усилия могут вызвать социальные перемены. Она происходит не из коллективного «сознания», а скорее из личных эффективностей многих людей, работающих вместе.
Бандура полагает, управляют своей жизнью не только через индивидуальные самоэффективности, но и посредством коллективной эффективности. Например, человек, который бросил курить или изменил свою диету, может иметь высокую самоэффективность относительно сохранения своего здоровья, но он вместе с другими людьми может при этом чувствовать низкую коллективную эффективность относительно возможности бороться с загрязнением окружающей среды, вредными условиями труда или инфекционными болезнями. Тем не менее личная и коллективная эффективность — не противоположные понятия. Скорее они дополняют друг друга, изменяя образ жизни людей.
Бандура (1995 а) перечисляет несколько факторов, отрицательно влияющих на коллективную эффективность. Во-первых, мы живем в транснациональном мире; случившееся в одной части Земли, сказывается на жизни людей в других странах, вызывая у них ощущение собственной беспомощности. Такие явления, как, например, уничтожение амазонской сельвы, международная торговая политика или истончение озонового слоя, могут влиять на жизнь каждого человека и подрывать веру людей в их способность построить для себя лучший мир.
Во-вторых, новейшие технологии, которые непонятны нам и неподвластны нашему контролю, способны понизить уровень коллективной эффективности. В прошлом многие водители были уверены, что они способны поддерживать свой автомобиль в рабочем состоянии. С появлением компьютерного управления в современных автомобилях многие люди, имеющие ограниченные познания в механике, потеряли не только личную эффективность относительно своей способности ремонтировать машину, но также в немалой степени и коллективную эффективность относительно возможности обратить вспять движение ко все большему усложнению автомобиля.
Психология bookap
Третий фактор, подрывающий коллективную эффективность, — это запутанный социальный механизм с бюрократической прослойкой, препятствующей любым изменениям в обществе. Встречаясь с постоянными неудачами в попытках что-либо изменить или понимая, как много требуется времени, чтобы добиться каких-то заметных перемен, люди теряют охоту вообще предпринимать какие-либо действия. И тогда многие из них «вместо того чтобы усовершенствовать средства для построения собственного будущего… неохотно передают управление в руки технических специалистов и общественных деятелей» (Bandura, 1995a, р. 38).
В-четвертых, огромный размах и величина проблем, с которыми сталкивается человечество, способны подорвать коллективную эффективность. Войны, голод, перенаселение, преступления и природные катастрофы — вот только немногие из глобальных проблем, оставляющих нас с чувством беспомощности. Но Бандура считал, что, несмотря на эти громадные международные проблемы, изменения в лучшую сторону возможны, если люди будут настойчиво повторять свои совместные усилия и не позволят сбить себя с толку. «Само время требует общественных инициатив, которые создают чувство коллективной эффективности и необходимы, чтобы люди могли влиять на условия, формирующие их жизнь и жизнь будущих поколений» (Bandura, 1995 а, р. 38).
Самоэффективность и агентная позитивная психология
Профессор Альберт Бандура — один из самых цитируемых ученых в мире (Haggbloom et al., 2002).
Стипендия Бандуры стала частью многих устойчивых направлений психологии, включая социальную когнитивную теорию, взаимный детерминизм и теорию социального обучения.
Принципы, вытекающие из работы этого ученого, легли в основу политики во всем мире (Zimmerman & Schunk, 2003) и лежат в основе многих вмешательств в области когнитивно-поведенческой психологии.
Получив престижные награды от нескольких известных организаций, в том числе Национальную медаль науки от бывшего президента Барака Обамы, многие были бы удивлены, узнав, что работа Бандуры началась со скромного начала.
Точнее, все началось с надувного клоуна по имени Бобо. В своей лаборатории Бандура заметил, что дети, которые были свидетелями того, как взрослые избивают клоуна Бобо, чаще делали это сами. Выводы, основанные на этом наблюдении, превратились в исследовательское движение, теперь известное как теория социального обучения, демонстрирующее, что обучение может происходить посредством имитации и социального моделирования (Bandura & Walters, 19).77).
Благодаря работе Бандуры наше понимание человеческого опыта, поведения и психологии значительно расширилось. В частности, его исследования в области социальной когнитивной теории и конкретной концепции самоэффективности служат основой для большей части нашей текущей работы в качестве позитивных психологов (Bandura, 2008).
Поскольку сострадание к себе может способствовать самоэффективности, вы можете бесплатно загрузить наши 3 упражнения на самосострадание, прежде чем мы продолжим. Эти подробные, научно обоснованные упражнения не только помогут вам повысить уровень сострадания и доброты, которые вы проявляете к себе, но также дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.
Эта статья содержит:
- Агентный взгляд на позитивную психологию
- 4 способа повысить самоэффективность
- Как самоэффективность может повлиять на вас
- Патологизирующий оптимизм: взгляды на реальность
- Заблуждения о самоэффективности
- Хотите узнать больше об Альберте Бандуре?
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Агентный взгляд на позитивную психологию
Есть много прекрасных работ, в которых Бандура обсуждает свои взгляды на свободу воли. Агентный взгляд на позитивную психологию (Бандура, 2008) и его статья в Ежегодном обзоре психологии (Бандура, 2001) являются двумя отправными точками.
В своих работах Бандура бросает вызов раннему бихевиористскому мышлению, которое придерживалось упрощенного взгляда на человеческий разум и опыт. В соответствии с этой точкой зрения считалось, что люди функционируют подобно системам ввода-вывода, посредством которых внешние раздражители оказывают свое воздействие, приводя к определенной неизменной реакции (подобно машине, которая загорается при каждом нажатии определенной кнопки).
Нынешним психологам и в голову не придет так упрощенно относиться к человеческому опыту. Тем не менее, идея о том, что люди зависят от прихотей окружающей среды и обстоятельств, в какой-то момент была доминирующей.
Благодаря работе Бандуры психологи теперь признают, что люди являются агентами своего саморазвития, которые могут адаптироваться и саморегулироваться для достижения желаемого будущего (Zimmerman & Schunk, 2003). Но для достижения этого парадигмального сдвига в мышлении потребовался демонтаж многих существующих школ мысли.
Во-первых, Бандура критикует преимущественно негативный и ориентированный на патологию подход в психологии. Этот подход «модели болезни» контрастирует с подходом позитивной психологии, ориентированным на самоэффективность, в котором люди могут контролировать свои недостатки и дисфункцию (Bandura, 2008).
Точно так же свобода действий и самоэффективность сформировали убеждения относительно других ключевых переживаний, таких как оптимизм и реализм. До работы Бандуры психологи не видели ценности оптимизма, особенно в ситуациях, когда шансы человека на достижение желаемого результата были низкими. Теперь, благодаря работе Бандуры, способность сохранять оптимизм перед лицом трудностей признана ключом к успеху во многих ролях.
Цитируя Джорджа Бернарда Шоу:
Разумный человек приспосабливается к миру: неразумный упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит от неразумного человека.
Джордж Бернард Шоу (Goodreads)
Вдохновляет то, что самоэффективность может развить каждый. То есть самоэффективность — это не та черта, которая есть у одних, а у других нет. Скорее, каждый может проявлять свободу воли и укреплять свою самоэффективность, независимо от своего прошлого или текущего окружения (Schunk & Ertmer, 2000).
4 способа повышения самоэффективности
Бандура демонстрирует четыре способа развития самоэффективности в своих исследованиях.
1.
![](/800/600/http/image.slidesharecdn.com/bandurakatherinerojas1-110527173916-phpapp02/95/bandura-1-728.jpg?cb=1306518611)
Бандура (2008) утверждает, что наиболее эффективный способ повышения самоэффективности — это опыт мастерства.
Нет лучшего способа начать верить в свою способность добиться успеха, чем поставить перед собой цель, настойчиво преодолевать трудности на пути к цели и радоваться удовлетворительным результатам. Как только человек сделает это достаточное количество раз, он придет к выводу, что постоянные усилия и настойчивость в невзгодах в конце концов послужат цели; вера в свою способность добиться успеха будет расти.
Напротив, регулярное достижение легкого успеха с небольшими усилиями может привести к тому, что люди будут ожидать быстрых результатов, что может привести к тому, что они легко разочаруются из-за неудачи (Bandura, 2008).
Важность опыта мастерства становится острой, когда мы рассматриваем его в контексте воспитания и опыта раннего развития. Как родитель, существует сильное искушение не допустить, чтобы ребенок когда-либо испытывал неудачу (иногда это называют «воспитанием снегоочистителя»).
Однако ребенок, который не научится преодолевать разочарование и использовать свои внутренние ресурсы для преодоления препятствий, упустит возможности для развития собственной эффективности. Следовательно, ребенок может остаться недостаточно подготовленным, когда дело доходит до решения проблем, которые ждут его во взрослой жизни.
Переживание неудач важно для того, чтобы мы могли обрести устойчивость. Это делается путем рассмотрения каждой неудачи как возможности для обучения и шанса достичь компетентности с помощью другого подхода.
2. Социальное моделирование
Еще один способ, которым человек может повысить свою эффективность, — это наблюдать за демонстрацией компетентности людьми, похожими на него (Bandura, 2008). В этом сценарии человек, наблюдающий проявление компетентности, воспринимает аспекты своей личности в действующем лице. То есть актер может быть того же возраста, этнического происхождения, сексуальной ориентации или пола, что и наблюдатель (Бандура, 19 лет). 97).
Наблюдатель, который станет свидетелем успеха актера благодаря самоотверженным усилиям, будет вдохновлен верой в то, что он тоже может достичь своих целей.
Когда мы рассматриваем силу ролевого моделирования для вдохновения веры в себя, мы начинаем понимать важность разнообразного представительства в средствах массовой информации. В прошлом нужно было найти образец для подражания в ближайшем социальном окружении. Теперь, благодаря Интернету и другим цифровым средам, люди (особенно молодые люди) получают множество потенциальных образцов для подражания.
Если эти зрители никогда не увидят, как кто-то вроде них проявляет компетентность в различных сферах жизни (например, выступает в СМИ, участвует в элитных видах спорта), они лишены возможности развивать самоэффективность посредством этого косвенного моделирования и могут менее склонны к реализации своих амбиций, чем другие группы населения.
3. Социальное убеждение
Когда человеку говорят, что у него есть все необходимое для успеха, он с большей вероятностью добьется успеха. Таким образом, самоэффективность становится самосбывающимся пророчеством (Eden & Zuk, 1995).
Хотя это и не так эффективно, как мастерство, для укрепления самоэффективности (Bandura, 2008), слова человека, которому мы доверяем, о том, что мы обладаем способностями для достижения наших целей, сделают для нас больше, чем зацикливание на наших недостатках.
Таким образом, хороший наставник может повысить самоэффективность не только за счет ролевого моделирования, но и за счет надежного голоса поддержки. Они также могут помочь своим подопечным распознать возможности, в которых они могут продемонстрировать компетентность (без перегрузки) и убедить их выйти на ринг.
Другие работы (помимо работ Бандуры) даже исследовали роль внутреннего диалога для повышения самоэффективности и повышения производительности. Например, одно исследование показало, что теннисисты, которые подбадривали себя перед выполнением определенного удара, показали значительно лучшие результаты, чем группа, которая не подбадривала себя (Hatzigeorgiadis, Zourbanos, Goltsios, & Theodorakis, 2008).
Это открытие предполагает, что мы можем словесно убедить самих себя , чтобы поверить в свои возможности и укрепить нашу самоэффективность.
4. Состояния физиологии
Наконец, наши эмоции, настроение и физическое состояние влияют на то, как мы оцениваем нашу самоэффективность (Kavanagh & Bower, 1985).
Согласно Bandura (2008), труднее быть уверенным в своей способности добиться успеха, когда мы чувствуем усталость и плохое настроение. Это особенно верно, если мы воспринимаем эти эмоциональные и физиологические состояния как показатель нашей некомпетентности, уязвимости или неспособности достичь цели.
Самоанализ и образование могут предотвратить негативную интерпретацию этих физических состояний. Например, переживая личную или связанную с работой неудачу, люди могут практиковать сострадание к себе.
На хронических уровнях плохое настроение может иметь изнурительный эффект на самоэффективность и последующее достижение целей, поскольку люди с хронически плохим настроением, скорее всего, раньше откажутся от целей и продемонстрируют нежелание даже браться за цели в первую очередь ( Бандура, 2008).
Действительно, было показано, что, хотя у людей, страдающих депрессией, все еще есть цели, они придерживаются более пессимистичных убеждений относительно своей способности успешно достигать целей и считают, что они меньше контролируют результаты целей (Dickson, Moberly, & Kinderman, 2011). .
Таким образом, изменение негативных неправильных интерпретаций физических и аффективных состояний является ключом к повышению самоэффективности (Bandura, 2008).
Шкала силы и самоэффективности — это один из инструментов, который может помочь развить понимание и самоанализ, а также облегчить необходимость слишком строго судить себя, когда мы совершаем ошибки.
Как самоэффективность может повлиять на вас
Обсуждая связи агентства с позитивной психологией, Бандура (2008) объясняет, как самоэффективность оказывает свое влияние через четыре различных внутренних процесса.
Когнитивные процессы
Самоусиливающее (оптимистическое) или самоослабляющее (пессимистическое) мышление может влиять на функционирование человека (Bandura, 1994; 2008).
Если кто-то считает, что его действия влияют на его опыт и окружающую среду, он более склонен к самоподдерживающемуся оптимистическому взгляду. Другими словами, независимо от обстоятельств можно сделать «что-то», что повлияет на конечный результат.
Без этой веры может доминировать более пессимистичный мыслительный процесс, и события могут быть истолкованы как «вышедшие из-под контроля». .
Мотивационный
Самоэффективность означает веру в ценность мотивации для влияния на любой результат. Если кто-то не чувствует побуждения изменить событие, он с меньшей вероятностью приложит усилия для достижения определенного результата, особенно перед лицом препятствий. Это было бы воспринято как пустая трата энергии (Бандура, 19 лет).94).
Таким образом, ощущение уверенности в собственной эффективности ведет к самоопределяемой мотивации. Стремление к цели становится не вопросом «могу ли я достичь своей цели?» а скорее «что мне нужно, чтобы достичь моей цели?»
Часто необходимо учитывать коллективную самоэффективность. То есть, чего, по мнению группы, они могут достичь с точки зрения общей цели? Говоря словами Бандуры (2008, стр. 3): «Общая вера людей в их коллективную эффективность для достижения желаемых результатов является ключевым компонентом коллективной деятельности».
Эмоциональный
Хотя физиологические состояния (например, наше настроение) влияют на самоэффективность, верно и обратное — самоэффективность может влиять на наши эмоции (Heuven, Bakker, Schaufeli, & Huisman, 2006).
Здоровое чувство самоэффективности помогает нам не зависеть от негативных эмоциональных состояний, возникающих в результате неудач и разочарований. Вместо этого мы изящно восстаем из пепла наших неудач со здоровой дозой оптимизма и стойкости; мы верим, что можем «прийти в норму» 9.0003
Решимость не позволять негативным эмоциям блокировать наши будущие усилия — это важнейший результат самоэффективности, который тесно связан с концепцией эмоционального интеллекта.
Принятие решений
Самоэффективность также влияет на наши процессы принятия решений, когда речь идет о том, чтобы подвергать себя воздействию различных сред и ситуаций (Mun & Hwang, 2003).
Как уже отмечалось, точка зрения Бандуры на агентный человеческий опыт утверждает, что люди контролируют свое саморазвитие. Альтернативой является то, что человеческие жизни зависят от прихоти судьбы. Следовательно, используя самоэффективность, человек может выбрать условия, которые наилучшим образом будут способствовать личному росту и развитию посредством продуманного выбора и преднамеренных действий (Bandura, 2008).
Патологизирующий оптимизм: взгляды на реальность
Как уже отмечалось, ранние психологи часто сравнивали оптимизм с патологией и утверждали, что реалистический взгляд лучше всего подходит для психологического благополучия. Действительно, до появления Бандуры самоуверенность широко изучалась (см. Moore & Healy, 2008), а цена самоограничивающих убеждений в значительной степени игнорировалась.
Бандура (2008) предполагает, что, хотя реализм полезен, когда риски высоки и вероятны неудачи, он часто может препятствовать прогрессу. Далее он утверждает, что оптимизм и устойчивое чувство собственной эффективности жизненно важны для преодоления даже реалий повседневной жизни, которые могут включать в себя разочарования, неудачи, конфликты и неудачи.
Чтобы добиться успеха, говорит Бандура, нельзя позволить себе быть реалистом (Бандура, 2008, с. 1). Таким образом, в ситуациях, когда время, усилия и ресурсы являются компромиссом, оптимизм может обеспечить соответствующую самоэффективность для достижения иначе недостижимых целей.
Для дальнейшего чтения по этой теме мы предлагаем Что такое патологизация и сверхпатологизация в психологии?
Неверные представления о самоэффективности
Обращаясь к скептицизму в отношении самоэффективности, Бандура утверждает, что, вопреки мнению некоторых исследователей, эта концепция имеет мало общего с эгоцентризмом или эгоизмом.
Самоэффективность не эгоистична
Подчеркивая самопожертвование Ганди как пример его « непоколебимой самоэффективности ради социальных изменений в условиях мощной оппозиции », Бандура (2008, стр. 4) объясняет, что самоэффективность на самом деле может поднять общество. Он также утверждает, что, когда людям не хватает стойкой самоэффективности, они, вероятно, будут настолько подавлены личными невзгодами, что попытки улучшить жизнь других перегрузят индивидуальные способности.
Напротив, человек с хорошим запасом самоэффективности будет иметь большую способность управлять требованиями в своей собственной жизни и, следовательно, иметь возможность помогать другим.
Как самоэффективность может помочь преодолеть окружающую среду
Некоторые теории психопатологии считают, что население городских районов очень уязвимо к негативным последствиям жизни (например, психическим заболеваниям, преступному поведению). Однако Бандура (2008) утверждает, что самоэффективность может служить для защиты человека от воздействия неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяя людям вести полноценную жизнь, несмотря на их прошлое или настоящее окружение.
В таких условиях самоэффективность можно развивать за счет позитивного ролевого моделирования и эффективного использования своих социальных сетей для обеспечения прогресса и самореализации.
Такое мышление ставит под сомнение логику модели диатез-стресс, которая утверждает, что переживание стресса (и его негативных последствий) неизбежно, когда подверженный стрессу человек подвергается чрезмерному воздействию негативных внешних раздражителей (Meehl, 1962). Бандура (2008) считает, что эта модель игнорирует то, как люди могут использовать свою свободу действий для управления стрессом (и отрицания вреда его последствий).
Самоэффективность и злоупотребление психоактивными веществами
В случае злоупотребления психоактивными веществами, особенно курением, Бандура (2008) использует предложенные биологические и психологические механизмы, подавляющие тех, кто хочет бросить свою зависимость.
При этом он приводит веские доводы в пользу самоэффективности как опосредующего фактора, влияющего на попытки курильщиков бросить курить. Хотя Бандура не сбрасывает со счетов важность биологических и психологических механизмов отказа от курения, он подчеркивает, что большинство бывших курильщиков, которые избавляются от никотиновой зависимости, делают это без посторонней помощи. Это означает, что к успешному отказу от курения приводит внутренний фактор человека, а именно самоэффективность.
Действительно, данные показали, что высокая самоэффективность увеличивает вероятность того, что человек успешно бросит курить (Garcia, Schmitz, & Doerfler, 19). 90), а также может помочь в процессе реабилитации от зависимости.
Укрепление здоровья
В своей главе о позитивной психологии Бандура (2008) размышляет о пробелах в существующих медицинских системах и о роли самоэффективности в инициативах по профилактике здоровья. Бандура отмечает, что исследования в основном сосредоточены на том, что и как происходит «не так» в организме человека, а не на том, как можно продвигать выбор здорового образа жизни, чтобы обеспечить процветание и предотвратить возникновение таких проблем.
Самоэффективность является ключом к поощрению выбора здорового образа жизни (например, здоровое управление стрессом, регулярная физическая активность). Это потому, что человек, который не верит, что может повлиять на свое здоровье своим выбором, вряд ли даже попытается.
Подразумевается, что есть ценность в исследованиях, которые изучают, как можно укрепить убеждения в самоэффективности, связанные с влиянием на результаты личного здоровья.
Хотите узнать больше об Альберте Бандуре?
Узнайте больше о жизни Альберта Бандуры или прочтите его обзор по социальной когнитивной теории.
Мы также рекомендуем посмотреть его интервью Ассоциации психологических наук, чтобы узнать больше о ранних исследованиях Бандуры и пути к тому, чтобы стать одним из самых влиятельных психологов в мире.
Для тех, кто был вдохновлен этими основными моментами из Агентный взгляд на позитивную психологию Альберта Бандуры (2008), полная глава находится в свободном доступе в Интернете, если вы хотите прочитать работу полностью.
Важная информация
Если мы хотим что-то вынести из работы Бандуры, так это то, что самоэффективность является ключевым фактором успеха во всех сферах жизни. Хотя может возникнуть искушение закатить глаза при мысли о «вере в себя» или «доверии к своим способностям», важно помнить, что за этими обнадеживающими сообщениями стоит большое количество исследований.
Долгое время поддерживать оптимизм при расчете шансов на успех в трудных обстоятельствах казалось неразумным. Теперь принято поощрять других к реализации своих амбиций с оптимизмом и решимостью, несмотря на потенциальные проблемы, во многом благодаря смене парадигмы, порожденной работой Бандуры.
Позволяя нам управлять своими мыслями, мотивами, эмоциями и решениями, самоэффективность является ключом к признанию нашей способности формировать мир вокруг нас.
Сталкиваться с жизнью без самоэффективности — значит сужать свои возможности при преодолении часто пугающих жизненных препятствий. Поэтому проведение дополнительных исследований и определение способов развития самоэффективности может стать ключом к улучшению качества жизни.
Как вы уравновешиваете оптимистичные и реалистичные взгляды, когда преследуете цели? Мы хотели бы прочитать ваши идеи в нашем разделе комментариев.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши 3 упражнения на самосострадание.
- Бандура, А. (1994). Самоэффективность. В RJ Corsini (Ed.), Энциклопедия психологии (2-е изд., том 3, стр. 368-369) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли.
- Бандура, А. (1997). Теория поведения и модели человека (1974). В JM Notterman (Ed.), Эволюция психологии: пятьдесят лет американского психолога (стр. 154–172) . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- Бандура, А. (2001). Социальная когнитивная теория: агентная точка зрения. Ежегодный обзор психологии, 52 (1) , 1–26.
- Бандура, А. (2008). Агентский взгляд на позитивную психологию. В SJ Lopez (Ed.), Praeger перспективы. Позитивная психология: изучение лучшего в людях (том 1, стр. 167–196) . Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers/Greenwood Publishing Group.
- Бандура, А., и Уолтерс, Р. Х.
(1977). Теория социального обучения (Том 1). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- Диксон, Дж. М., Моберли, Нью-Джерси, и Киндерман, П. (2011). Депрессивные люди не менее мотивированы личными целями, но более пессимистичны в отношении их достижения. Journal of Abnormal Psychology, 120(4) , 975-980.
- Иден, Д., и Зук, Ю. (1995). Морская болезнь как самоисполняющееся пророчество: повышение самоэффективности для повышения производительности в море. Журнал прикладной психологии, 80 (5) , 628–635.
- Гарсия, М.Е., Шмитц, Дж.М., и Доерфлер, Л.А. (1990). Подробный анализ роли самоэффективности в самостоятельных попытках бросить курить. Журнал консультирования и клинической психологии, 58 (3 ), 317-322.
- Хаггблум, С.Дж., Варник, Р., Варник, Дж.Е., Джонс, В.К., Ярбро, Г.Л., Рассел, Т.М., … и Монте, Э. (2002). 100 самых выдающихся психологов 20 века. Обзор общей психологии, 6(2) , 139-152.
- Хацигеоргиадис, А.
, Зурбанос, Н., Гольциос, К., и Теодоракис, Ю. (2008). Исследование функций разговора с самим собой: влияние мотивационного разговора с самим собой на самоэффективность и производительность молодых теннисистов. Спортивный психолог, 22(4) , 458-471.
- Хевен, Э., Баккер, А.Б., Шауфели, В.Б., и Хьюисман, Н. (2006). Роль самоэффективности в работе с эмоциями. Журнал профессионального поведения, 69(2) , 222-235.
- Кавана, Д. Дж., и Бауэр, Г. Х. (1985). Настроение и самоэффективность: влияние радости и печали на воспринимаемые способности. Когнитивная терапия и исследования, 9(5) , 507-525.
- Мил, ЧП (1962). Шизотаксия, шизотипия, шизофрения. Американский психолог, 17 (12), 827–838.
- Мур, Д. А., и Хили, П. Дж. (2008). Беда с самоуверенностью. Психологический обзор, 115(2) , 502-517.
- Мун, Ю. Ю., и Хван, Ю. (2003). Прогнозирование использования сетевых информационных систем: самоэффективность, удовольствие, ориентация на цели обучения и модель принятия технологий.
- Шунк, Д. Х., и Эртмер, П. А. (2000). Саморегуляция и академическое обучение: меры по повышению самоэффективности. В Справочнике по саморегулированию (стр. 631-649). Берлингтон, Массачусетс: Academic Press.
- Циммерман, Б.Дж., и Шунк, Д.Х. (2003). Альберт Бандура: ученый и его вклад в педагогическую психологию. В BJ Zimmerman & DH Schunk (Eds.), Педагогическая психология: столетие вкладов (стр. 431–457) . Махва, Нью-Джерси: Издательство Lawrence Erlbaum Associates.
Что такое самоэффективность? Четыре источника убеждений Бандуры об эффективности
Опубликовано: 2008-11-08
Самоэффективность, или уверенность в себе, как ее обычно называют, является одной из наиболее подходящих психологических моделей, которые были приняты в позитивной психологии. Это оптимистичная вера в свою компетентность или шансы на успешное выполнение задачи и получение благоприятного результата.
Самоэффективность, безусловно, стоит иметь, потому что, как сказал Генри Форд, независимо от того, верите ли вы, что можете или не можете, вы правы. И Ганди прекрасно понимал ключевую роль, которую вера в себя играет в нашей жизни:
Ваши убеждения становятся вашими мыслями. Ваши мысли становятся вашими словами. Ваши слова становятся вашими действиями. Ваши действия становятся вашими привычками. Ваши привычки становятся вашими ценностями. Ваши ценности становятся вашей судьбой.
Самоэффективность играет важную роль в определении наших шансов на успех; на самом деле некоторые психологи ставят самоэффективность выше таланта в рецепте успеха. Нам нужно уделять особое внимание самоэффективности при постановке целей, чтобы убедиться, что наши убеждения в эффективности соответствуют нашим целям и не работают против них.
Так откуда же берется самоэффективность и как ее повысить? Создатель теории Альберт Бандура называет четыре источника убеждений об эффективности.
1. Опыт мастерства
Первый и главный источник самоэффективности — это опыт мастерства. Однако нет ничего более мощного, чем непосредственный опыт мастерства для повышения самоэффективности. Успех, например, в решении задачи или управлении окружающей средой, укрепит веру в себя в этой области, тогда как неудача подорвет эту веру в эффективность. Чтобы иметь устойчивое чувство собственной эффективности, требуется опыт преодоления препятствий с помощью усилий и настойчивости.
2. Замещающий опыт
Второй источник самоэффективности – это наше наблюдение за окружающими нас людьми, особенно за людьми, которых мы считаем образцами для подражания. Наблюдение за тем, как люди, похожие на нас, добиваются успеха благодаря своим постоянным усилиям, укрепляет нашу веру в то, что мы тоже обладаем способностями овладеть действиями, необходимыми для достижения успеха в этой области.
3. Вербальное убеждение
Влиятельные люди в нашей жизни, такие как родители, учителя, менеджеры или тренеры, могут укрепить нашу веру в то, что у нас есть все необходимое для достижения успеха. Уверенность в том, что мы способны справиться с определенными действиями, означает, что мы с большей вероятностью приложим усилия и выдержим их, когда возникнут проблемы.
4. Эмоциональные и физиологические состояния
Состояние, в котором вы находитесь, влияет на то, как вы оцениваете свою самоэффективность. Депрессия, например, может ослабить уверенность в наших возможностях. Стрессовые реакции или напряжение интерпретируются как признаки уязвимости перед плохой работой, тогда как положительные эмоции могут повысить нашу уверенность в своих силах.
5. Воображаемые переживания
Психолог Джеймс Мэддакс предложил пятый путь к самоэффективности через «воображаемые переживания», искусство визуализации себя, ведущего себя эффективно или успешно в данной ситуации.
Дополнительная литература
Бандура, А. (1997). Самоэффективность. Осуществление контроля. Нью-Йорк:
WHFreeman and Company. Университет Эмори, отдел образовательных исследований, информация о самоэффективности: сообщество ученых.