Бандура а психолог: Психологический эксперимент Альберта Бандуры — «Кукла Бобо»

Бандура а психолог: Психологический эксперимент Альберта Бандуры — «Кукла Бобо»

Содержание

Психологический эксперимент Альберта Бандуры — «Кукла Бобо»

Приводит ли насилие, наблюдаемое детьми в кино, по телевидению и в видеоиграх, к формированию у них агрессивного поведения? Этот вопрос вызывает жаркие споры сегодня, но он был также очень актуален полвека назад, когда психолог Альберт Бандура решил экспериментально определить, как влияет наблюдение агрессии на психику детей.

Именно агрессия лежит в корне большинства социальных бед, насилия и войн. Неудивительно, что агрессия является одной из самых глубоко изученных тем социальной психологии. Ученые, работающие в этой области, исследовали большинство нюансов в области человеческой агрессии.

В знаменитом эксперименте, известном под названием «Кукла Бобо», Альберт Бандура и его коллеги сумели продемонстрировать один из путей изучения агрессии у детей. Теория Бандуры предполагает, что формирование агрессии у детей происходит посредством наблюдения и взаимодействия с другими людьми.

Подготовка к эксперименту Бандуры:

Эксперимент демонстрировал детям две различные модели взрослого поведения: агрессивную и неагрессивную. Участниками стали малыши Детского сада при Стэнфордском университете, в возрасте от трех до шести лет. Бандура оценил существующий уровень агрессии малышей, для эксперимента были отобраны дети со средним уровнем агрессии и разделены на группы.

Ход эксперимента:

Каждый ребенок проверялся индивидуально, чтобы исключить влияние на него поведения других детей.

Детям было показано действие продолжительностью в 10 минут, по сюжету которого некий человек избивал Бобо (надувную куклу около метра в высоту). Человек бил куклу руками, молотком, швырял, пинал ее. Концовка представления предусматривала три варианта: человека наказывали за избиения куклы, поощряли, либо он просто выходил из комнаты.

После просмотра фильма детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но детям не разрешили играть ни с одной из них. Далее расстроившихся малышей переводили в комнату с куклой Бобо и как обычными, так и «агрессивными» игрушками, такими как молоток, веревки, оружие и др. Детям разрешалось играть в этой комнате 20 минут, в то время как экспериментатор наблюдал за их действиями посредством двустороннего зеркала, отмечая уровень агрессии каждого ребенка.

Результаты эксперимента:

Результаты исследования подтвердили большинство предположений Бандуры. Дети показали достоверное подражание увиденной модели поведения взрослых в их отсутствие.

Бандура и его коллеги прогнозировали, что дети «неагрессивной» группы будут вести себя более спокойно, чем контрольной. Результаты показали, что для детей оказались важными гендерные различия. Так, мальчики показали стремление к подражанию физической модели насилия, а девочки — проявления словесной агрессии.

Также исследователи оказались правы в своем предположении, что мальчики окажутся гораздо настойчивее девочек. Мальчики демонстрировали два и более акта агрессии, в то время как девочки ограничивались единственным проявлением.

Обсуждение эксперимента и выводы:

Результатами эксперимента «Кукла Бобо» была подтверждена социальная теория обучения Бандуры. Он и его коллеги полагали, что эксперимент продемонстрировал, как определенные мо дели поведения могут быть изучены посредством наблюдения и имитации, а также что социальное подражание может ускорить приобретение новых моделей поведения.

Согласно выводам Бандуры, агрессивное поведение взрослого по отношению к кукле позволило детям предположить, что такие действия в принципе приемлемы. И в результате у детей закрепилась модель поведения с проявлениями агрессии в ответ на какое-либо расстройство.

Этот эксперимент остается одним из самых известных исследований в психологии. Сегодня психологи продолжают изучать воздействие наблюдаемого насилия на поведение детей. И все еще остается открытым вопрос, приводит ли увиденное на экране ТВ или с монитора компьютера насилие к агрессивному поведению подрастающего поколения.

Кривая процесса обучения (А. Бандура)

Посмотрите на график. От точки «Начало» вверх идет плавная зеленая пунктирная линия – кривая ожидаемой компетентности. То есть, человек ожидает, что его мастерство в каком-то деле будет увеличиваться равномерно и с хорошей динамикой. А на деле получается картина, которая на графике показана синей кривой.

Вначале, когда человек только начинает заниматься, идет скачок – много нового узнает, чему-то простому быстро научился. Первые успехи, оптимизм, связанный с ними. Потом, когда первый энтузиазм спадает, происходит регрессия, откат назад. Некоторые дистантники говорят: «Не вижу изменений, не понимаю, как эти упражнения улучшают мою жизнь». Это – именно про период регрессии, отката. И тут возникает точка бифуркации, которая на графике названа «Барьер преодоления». Человек либо прекращает обучение и возвращается к уровню первоначальной компетентности (ничего в жизни у него не меняется), либо делает усилие и продолжает обучение, день за днем выполняя упражнение. И его уровень растет.

Темп личностного развития индивидуален. Кто-то избавился от мусорных отрицаний за неделю, кто-то четвертый месяц продолжает прокалываться на этом детском упражнении. А с более сложными и неочевидными, такими, как «Ошибочка» и «Не играем в жертву» процесс вообще творческий. Поэтому не нужно давать строгую оценку тому, как быстро человек научился. Лучше оценивать количество усилий, которые он прикладывает в работе. Если человек честно прикладывает много усилий, а результаты неочевидны, то ему лучше задуматься о смене стратегии и способов работы, а не цели.

Вернемся к графику. В какой-то момент дистантнику кажется, что навык встроился, упражнение пора сдавать. Он чувствует себя профессионалом, делится опытом с коллегами. Упражнение сдаётся на бодрой ноте, после чего, как правило, постепенно снова начинается регрессия. Ведь концентрация внимания перемещается с этой задачи на другую. В какой-то момент нужно снова сделать усилие, пройти барьер преодоления, чтобы навык действительно встроился. Тогда наступит точка, где начнет проявляться синергетический эффект, то есть, эффективность возрастает, возникает новое понимание смысла упражнения, новые умения работают в комплексе.

Личностное развитие состоит в открытии новых возможностей и формировании новых навыков. Таким образом, можно рассматривать весь процесс личностного развития с оглядкой на Кривую Бандуры и оценивать затруднения как естественные периоды регрессии, которые позволят перейти на новый уровень компетентности только если приложить некоторые усилия.


Метафора в тему…

Работа над собой похожа на работу на огороде. Если пустить на самотек, всё зарастет сорняками по пояс. Потому что пыльца и семена сорняков (негативные внушения), к сожалению, в нашей полосе всё время летают в воздухе и падают на плодородную почву человеческих душ. И прорастают и размножаются со страшной силой, если за огородом не следить.

Но если ежедневно мониторить и калибровать свое душевное состояние на наличие сорняков и убирать ненужное, то в душе будут аккуратные грядочки.

Большинство людей пропалывают свой огород лишь время от времени. Тогда чувствуется облегчение, и какое-то время огород имеет приличный вид. Возникает иллюзия, что так будет всегда. К сожалению, это не так. Чисто бывает только там, где убирают. Каждый день. И человек, каждое утро просыпаясь, неосознанно принимает решение, что будет расти на его огороде и, соответственно, какой урожай он будет собирать.

Альберт Бандура биография психолога кратко

Альберта Бандуру можно смело назвать самым влиятельным психологом всех времён и народов.

Детство и ранние годы

Альберт Бандура, младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его жилах смешалась украинская и польская кровь.

Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои первые знания Альберт получает в маленькой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить область своих знаний и их понимание.

Следуя наставлениям отца, Альберт поступает в Университет Британской Колумбии. Именно здесь он внезапно открывает для себя академическую психологию. Как-то, придя на занятия много раньше назначенного времени, мальчик решает чем-то заполнить свободное утро. И, совершенно случайно, ему в руки попадается курс по психологии. Вот тут-то простое «времяпровождение» и разжигает в нём подлинный интерес, формируя направление будущей деятельности. Проучившись около трёх лет, в 1949 г. Бандура выпускается из университета в степени бакалавра и поступает в аспирантуру Айовского университета, являвшегося сердцем теоретических знаний по психологии. В 1951 г. Альберт получает научную степень магистра, а уже через год – и степень доктора философии.

Научная деятельность

Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Вместо этого, он сосредотачивает свои усилия на описании психологического процесса, который не раз подвергнет экспериментальному изучению.

Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.

Получив научную степень, Бандура проходит медицинскую практику в Консультационном центре в г. Уичито, штат Канзас. Уже в следующем, 1953 г., он займёт должность преподавателя в Стэнфордском университете, на которой пребывает и по сей день.

В самом начале научной деятельности, сильное влияние на взгляды Бандуры оказывают работы Роберта Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия с Ричардом Уолтерсом, Бандура начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.

Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.

После детальных исследований данного вопроса, в 1959 г. Бандура публикует свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера – награды, наказания и положительные и отрицательные подкрепления – как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими агрессию. Вместо этого автор предлагает выяснять причину такой чрезмерной жестокости.

Дальнейшие исследования в этой области приводят к публикации в 1973 г. его второй книги – «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою работу, Бандура пишет научный труд «Теория социального научения» (1977 г.), в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в 1980-х г.г.

Полностью основываясь на проведённых автором практических экспериментах, которые легко подвергались проверке, новаторская «Теория социального научения» стала первым подобным трудом по психологии. Она резко выделялась на фоне превалирующих в то время теорий Зигмунда Фрейда.

В 1961 г. Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.

Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.

Пересмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, определяемой воздействием внешних факторов, и в 1986 г. пишет книгу «Социальные основы мыслей и действия: социальная когнитивная теория».

В этой книге он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе и познавательные, эмоциональные и биологические процессы.

В 1970-х г.г. Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.

Теория самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после произошедшего. И вот, в 1997 г. Бандура освещает данный вопрос в книге «Самоэффективность: тренировка контроля».

Награды и достижения

За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.

В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.

В 1980 г. он становится членом Американской академии искусств и науки. В том же году, Американской ассоциацией психологов ему присуждается премия «За выдающийся вклад в науку» как первому учёному, всерьёз занявшемуся изучением вопроса саморегулирования личности.

В 1999 г. Бандура был удостоен Премии им. Эдуарда Ли Торндайка «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».

В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.

Американское психологическое общество вручило Бандуре Премию Джеймса МакКина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил Золотой медалью «За значительные достижения в науке психологии».

За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.

Личная жизнь и наследие

В 1952 г. Альберт Бандура связал себя узами брака с Вирджинией Варнс. Этот союз был благословлён появлением на свет двух дочерей, Кэрол и Мэри.

Вирджиния Варнс скончалась в 2011 г.

Интересные факты

Альберт Бандура – величайший психолог современности, первым предложивший теорию социального научения и заложивший основы теории самоэффективности.

Предыдущая

БиографииБенджамин Грэхэм биография экономиста кратко

Следующая

БиографииАбрахам Маслоу биография психолога кратко

Альберт Бандура (1925-). История современной психологии

Альберт Бандура (1925-)

Альберт Бандура родился в Канаде, в городке настолько маленьком, что в местной школе было всего двадцать учеников и два учителя. После окончания школы он работал с бригадой строителей на территории Юкона на починке дорог Аляски. Бандура искренне восхищался теми людьми, с которыми ему пришлось работать на Севере. «Оказавшись среди разношерстной компании интересных личностей, большинство которых составляли те, кто прятался от кредиторов или уплаты алиментов, или условно осужденные, у Бандуры быстро развились способности оценивать психопатологию повседневной жизни, которая пышным цветом цвела посреди суровой тундры» («Выдающиеся ученые» 1981. P. 28).

Бандура получил степень доктора философии в университете штата Айова в 1952 году и поступил на факультет Стэнфордского университета. Еще в начале шестидесятых годов он предложил свою версию бихевиоризма, которую исходно определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией (Banciura. 1986).

Социальная когнитивная теория

Социальная когнитивная теория Бандуры является менее экстремальной формой бихевиоризма, чем бихевиоризм Скиннера; она отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.

Однако система Бандуры является не только бихевиоральной, но и когнитивной. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реакции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.

Несмотря на то, что Бандура соглашается со Скиннером, что человеческое поведение можно модифицировать посредством подкрепления, а также верит в то — и даже доказывает это эмпирическим путем, — что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого — либо подкрепления.

Нам далеко не всегда требуется подкрепление; мы можем учиться на чужом опыте, посредством косвенного подкрепления[96], наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения.

Такая способность обучаться на примерах и на основе косвенного подкрепления предполагает, что человек обладает способностью прогнозировать и оценивать последствия того, что он наблюдал у других людей, что еще не пережито им на личном опыте. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая, как это предусматривается системой Скиннера. Он вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механизмом являются когнитивные процессы личности.

Таким образом, когнитивные процессы играют важнейшую роль в социальной когнитивной теории, их рассматривание является основным отличием взглядов Бандуры от системы Скиннера. Как полагает Бандура, не сама по себе схема подкрепления является эффективным фактором модификации поведения, а то, что именно человек думает об этой схеме подкрепления. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения. Согласно взглядам Скиннера, тот, кто контролирует подкрепление, контролирует и поведение. Согласно взглядам Бандуры, тот, кто контролирует <модели> в обществе, контролирует и поведение.

Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на наше поведение. Он обнаружил, что мы склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста — то есть человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими. Кроме того, на нас производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе. Различные типы поведения служат образцом для подражания в разной степени. Более простые типы поведения имитируются намного чаще, чем более сложные. Агрессивное и враждебное поведение имитируется с наибольшей готовностью, особенно детьми (Bandura.1986). Таким образом, то, что мы видим в реальной жизни и в средствах массовой информации, и определяет наше поведение.

Подход Бандуры получил название теории социального научения, поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях. Бандура критиковал исследования Скиннера, который использовал только отдельные виды подопытных животных, в основном крыс и голубей, а не людей, взаимодействующих друг с другом. Лишь немногие люди проживают в условиях полной социальной изоляции. Бандура утверждал, что не стоит ожидать новых научных открытий в психологии, если будет игнорироваться изучение социального взаимодействия, столь характерного для современного мира.

Эффективность личности

Бандура провел серьезные исследования такого понятия, как эффективность личности[97], которую он описал как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы (Bandura.1982). Его работа показала, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Они ожидают от себя способности преодолевать препятствия. Они сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в своих силах.

Напротив, люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Если они наталкиваются на проблему или препятствие, и первая попытка преодоления не увенчивается успехом, то они быстро отказываются от дальнейших попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит.

Исследования показали, что представления, связанные с эффективностью личности, оказывают существенное влияние на многие стороны человеческой деятельности. Люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Модификация поведения

Задача, которую поставил перед собой Альберт Бандура при разработке социального когнитивного подхода к бихевиоризму, была чисто практической и прикладной: каким образом можно модифицировать те виды поведения, которые общество рассматривает как нежелательные или ненормальные. Согласно его рассуждениям, если все виды поведения — включая и ненормальное поведение — изучаются на основе наблюдений за другими людьми и моделирования их поведения, значит поведение можно <выучить заново> или хотя бы частично изменить его.

Подобно Скиннеру, Бандура сосредоточил свое внимание на внешних проявлениях ненормальности — то есть на поведении — а не на предполагаемых внутренних сознательных или подсознательных конфликтах. Лечение симптомов, по Бандуре, является одновременно и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание считаются единым целым.

При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в таких ситуациях, которые кажутся им пугающими или провоцируют у них чувство тревоги. Например, дети, которые боятся собак, наблюдают, как ребенок такого же возраста подходит к собаке и начинает играть с ней. С безопасного расстояния эти дети видят, как их сверстник постепенно приближается к собаке, гладит собаку сквозь прутья и наконец входит внутрь манежа и весело играет с ней. В результате такого обучения на наглядном примере страх, вызываемый у ребенка собакой, будет значительно ослаблен.

В качестве примера такого показательного обучения можно привести случай, когда испытуемые наблюдали игру с пугающей их змеей. Спустя какое — то время они постепенно приближались к змее и даже брали ее в руки.

Методы бихевиоральной терапии, разработанные Бандурой, широко применяются в клинической практике, в бизнесе, в сфере образования. Они получили подтверждение в сотнях экспериментальных исследований. Эти методы доказали свою эффективность при избавлении от различных фобий — страхов перед змеями, замкнутыми пространствами, открытыми пространствами, высотой. Кроме того, они полезны при лечении навязчивых неврозов, сексуальных дисфункций, некоторых форм тревожных состоянии, а также способствуют повышению эффективности личности.

Комментарии

Социально — когнитивный подход к бихевиоризму, разработанный Альбертом Бандурой, вызвал критику со стороны приверженцев традиционного бихевиоризма, которые утверждали, что когнитивные процессы не могут оказывать каузального воздействия на поведение. Бандура отвечал на это следующим образом: «Очень забавно видеть радикальных бихевиористов, которые верят в то, что мысль не оказывает каузального воздействия, и в то же время отдают столько времени и сил выступлениям, статьям и книгам в попытках обратить людей в свою веру» (цит. по: Evans. 1989. P. 83).

Социально — когнитивная теория получила широкое признание в психологии в качестве эффективного способа исследования поведения в лабораторных условиях и модификации поведения в клинических. Вклад Бандуры в современную психологию признается многими его коллегами. В 1974 году Альберт Бандура являлся президентом Американской психологической ассоциации и в 1980 году получил награду «За выдающийся вклад в науку». Разработанная им теория созвучна американской психологии XX века как с функциональной, так и с практической точки зрения. Его подход является объективным; он пригоден для применения в лабораторных исследованиях; соответствует нынешнему интеллектуальному климату, в котором большое значение придается изучению внутренних когнитивных процессов; и вполне применим к тем задачам, которые ставит реальная жизнь. По мнению многих психологов, работы Альберта Бандуры представляют собой интересное и плодотворное новое веяние в длительной истории бихевиоризма.

Альберт Бандура — Психология Дома Солнца

Айовы. С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс.

Начав с методологии «стимул-реакция», он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям.

Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии. Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное. На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. Автор психотерапевтического метода «систематической десенсибилизации». В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.

Бандура, Альберт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Альберт Ба́ндура (англ. Albert Bandura; род. 4 декабря 1925 в Мундаре, Альберта, Канада) — канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального научения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо.

Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.

Биография

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады в семье украинских и польских эмигрантов[1]. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Учился в большой школе, где до самого выпуска его учителями были всего два человека.

После окончания средней школы в течение года работал в Уайтхорсе в Юконе, где восстанавливал шоссе штата Аляска, и получил возможность вживую наблюдать делинквентное поведение личностей.

После окончания работ поступил в Университет Британской Колумбии, который окончил со степенью бакалавра по психологии. В 1949 году Бандура переехал в США, где продолжил образование в Айовском университете окончив его 1951 году со степенью магистра психологии, а в 1952 получил степень PhD по психологии.

Был профессором в Стэнфордском университете. В 1956 году по программе Натурализация принял американское гражданство[2].

11 августа 1969 года была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».

В 1974 году Бандура избран президентом Американской психологической ассоциации, а также являлся Почётным президентом Канадской психологической ассоциации[en] (1999−2000)[3].

Научный вклад

В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор ряда книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почётных наград.

Награды и признание

Семья

Ещё будучи студентом в Айове, Бандура познакомился с Вирджинией Варнс — своей будущей женой. После свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.

Научные труды

  • Bandura, A., & Walters, R.H. (1959). Adolescent Aggression. Ronald Press: New York.
  • Bandura, A. (1962). Social Learning through Imitation. University of Nebraska Press: Lincoln, NE.
  • Bandura, A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart and Winston.
  • Bandura, A. (1971). Psychological modeling: conflicting theories. Chicago: Aldine·Atherton.
  • Bandura, A. (1973). Aggression: a social learning analysis. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
  • Bandura, A. (1975). Social Learning & Personality Development. Holt, Rinehart & Winston, INC: NJ.
  • Bandura, A., & Ribes-Inesta, Emilio. (1976). Analysis of Delinquency and Aggression. Lawrence Erlbaum Associates, INC: NJ.
  • Bandura, A. (1977). Social Learning Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  • Bandura, A. (1986). Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory (англ.)русск.. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
  • Bandura, A. (1997). Self-efficacy: the exercise of control (англ.)русск.. New York: W.H. Freeman.
  • Bandura, A. (2015). Moral Disengagement: How People Do Harm and Live with Themselves. New York, NY: Worth.

Переводы на русский язык

  • Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с. ISBN 5-8071-0040-9
  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия : Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Альбер Бандура, Ричард Уолтерс; Пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 509 с. (Психология. XX век).; ISBN 5-04-004214-0
  • Левин К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности / К. Левин и А. Бандура. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 125 с. (Cogito ergo sum) (Университетская библиотека). ISBN 5-93878-377-1

Примечания

Литература

Ссылки


Альберт Бандура — Википедия, свободная энциклопедия

Википедия todavía no tiene una página llamada «Альберт бандура».


Busca Albert bandura en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario)
Wikilibros (обучающие / руководства)
Викицитатник (цитаты)
Wikisource (biblioteca)
Викинотики (нотиции)
Wikiversidad (contenido académico)
Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes (viajes)
Викиданные (данные)
Викивиды (особые)
  • Comprueba si имеет кодовое обозначение правильного художественного оформления, в Википедии, на котором размещена информация о автобусах.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Буска «Альберт Бандура» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Проконсультируйтесь по списку произведений искусства на «Альберт Бандура».
  • Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «бандуру Альберта».
  • Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. No son válidos textos tomados de otros sitios web o escritos que no cumplan alguna de esas condiciones.
  • Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.

Albert Bandura Word Search — WordMint

период начального обучения классическому кондиционированию, в котором человек или животное начинает связывать нейтральный стимул и безусловный стимул, так что нейтральный стимул начинает вызывать условную реакцию.приобретение
форма обучения, которая включает соединение определенных стимулов или событий, которые вместе происходят в окружающей среде. ассоциативный
____________________ обусловливающий тип обучения, при котором стимул или переживание возникает до поведения, а затем становится парным или связанным с поведением. классическая
мысленная картина расположения окружающей среды _____________ карта. когнитивный
___________ ответ — это ответ, вызванный условным стимулом условного
Условный __________ вызывает ответ из-за того, что он сочетается с безусловным стимулом типа
типа.подкрепления, которое вознаграждает поведение каждый раз, когда оно происходит, непрерывное
уменьшение условной реакции, когда безусловный раздражитель больше не сочетается с условным раздражителем. вымирание
, когда мы учимся не реагировать на раздражитель, который постоянно предъявляется без изменения, привыкание
незнакомое знание, включающее сложные модели поведения; Считается, что у низших животных более распространен, чем у людей, инстинкт
— тип обучения, который может не проявиться до тех пор, пока не появится причина его продемонстрировать.латентное
изменение в поведении или знаниях, которое является результатом опыта обучения
Человек, который выполняет поведение, которое служит примером модели
, устранение приятного стимула для уменьшения или прекращения поведения является примером отрицательного _________________. наказание
устранение нежелательного стимула для повышения поведения — это ____________ отрицательное подкрепление
тип стимула, который изначально не вызывает реакции нейтральный
тип обучения, который происходит при наблюдении за другими
____________ обусловленность — это форма обучения, в которой стимул / опыт происходит после того, как поведение демонстрируется оперант
вознаграждающее поведение только в некоторых случаях _____________ частичное подкрепление
добавление желательного стимула для повышения поведения является положительным ________________.подкрепление
_________________ наказание — это добавление нежелательного стимула для прекращения или уменьшения позитивного поведения
Еда, вода, кров и секс являются примерами _______________ подкрепляющих элементов первичного
выполнения какого-либо следствия, чтобы уменьшить наказание за поведение
реализация последствий для того, чтобы усилить подкрепление поведения
необученная, автоматическая реакция организма на стимул в окружающей среде рефлекс
___________________ подкрепление не имеет внутренней ценности само по себе и имеет подкрепляющие качества только тогда, когда связано с чем-то еще (фишки для покера, деньги, золотые звезды) вторичное
вознаграждение за последовательные приближения к целевому поведению.формирование стимула
______________ — это способность по-разному реагировать на похожие стимулы. Различение стимула
__________________ демонстрирует условную реакцию на стимулы, похожие на условный раздражитель. обобщение
Тип наказания, при котором наблюдатель видит, что модель наказывается, что снижает вероятность того, что pbserver имитирует замещающее поведение модели

Психологи А-Я | Психология мышления

Список известных психологов

На протяжении относительно короткой истории психологии было много известных психологов, оставивших свой след как в психологии, так и в мире в целом.Хотя некоторые из этих людей не обязательно подходят под сегодняшнее определение «психолога», термин, обозначающий степень доктора психологии, их влияние на психологию не вызывает сомнений. Узнайте больше о психологах, просмотрев этот список самых известных мыслителей в истории психологии.

Альфред Адлер

Общественное достояние Альфред Адлер известен как один из самых влиятельных мыслителей в области психологии. Первоначально он был членом Венского психоаналитического общества, но в конце концов отошел от теорий Фрейда и разработал свою собственную точку зрения, которую он назвал индивидуальной психологией.Он оказал сильное влияние на ряд других выдающихся психологов, включая Карла Роджерса, Абрахама Маслоу и Карен Хорни.

Мэри Эйнсворт

Мэри Эйнсворт была психологом, наиболее известным своими исследованиями теории привязанности и разработкой оценки «странной ситуации». Ее работа сыграла важную роль в нашем понимании развития ребенка и повлияла на другие области, включая образование.

Гордон Олпорт

Гордон Олпорт был психологом, возможно, наиболее известным как один из основоположников психологии личности.Он также разработал теорию черт личности, в которой описаны три широкие категории черт личности.

Альберт Бандура

Альберт Бандура — психолог, известный своим знаменитым экспериментом «кукла Бобо», а также своими концепциями самоэффективности и социального обучения. Работы Бандуры считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его теории оказали огромное влияние на психологию личности, когнитивную психологию, образование и терапию.

Альфред Бине

Общественное достояние Альфред Бине был французским психологом, известным разработкой первого широко используемого теста интеллекта. Его часто называют одним из самых влиятельных мыслителей в истории психологии, и его первоначальный тест до сих пор служит основой для современных измерений интеллекта.

Мэри Уитон Калкинс

Мэри Уитон Калкинс была первой женщиной-президентом Американской психологической ассоциации. Она училась в Гарварде у известных учителей, включая Уильяма Джеймса и Хьюго Мюнстерберга.Несмотря на выполнение всех требований для получения докторской степени по психологии, Гарвард отказался предоставить ее ученую степень просто потому, что она была женщиной.

Джеймс Маккин Кеттелл

Изображение предоставлено Библиотекой Конгресса

Джеймс Маккин Кеттелл был первым профессором психологии в США. Он является важной фигурой в психологии благодаря своей работе в области интеллекта, использованию количественных методов и его стремлению сделать психологию законной наукой.

Раймонд Кеттелл

Изображение с Викисклада

Рэймонд Кеттелл был мыслителем-новатором, который, возможно, наиболее известен благодаря использованию многомерного анализа и своей 16-факторной модели личности.

Мэми Фиппс Кларк

Мэми Фиппс Кларк была психологом-первопроходцем, известным своими важными исследованиями развития ребенка и самооценки среди меньшинств. Как первая чернокожая женщина, окончившая Колумбийский университет, она столкнулась с дискриминацией из-за своей расы и пола.Ее исследования с мужем Кеннетом Кларком сыграли важную роль в решении Верховного суда по решающему делу Браун против Совета по образованию.

Mihaly Csikszentmihalyi

Он известный современный психолог, но, вероятно, один из ваших первых вопросов: «Как вы произносите его имя?» (Между прочим, это я-ВЫСОКАЯ цыпочка-отправила-ВЫСОКАЯ.) Узнайте больше о его работе и вкладе в современную психологию в этой краткой биографии.

Джон Дьюи

Изображение предоставлено Wikimedia Commons

Джон Дьюи был американским психологом, философом, писателем и теоретиком образования.Его работы оказали жизненно важное влияние на психологию, образование и философию, и его часто считают одним из величайших мыслителей 20-го века. Его акцент на прогрессивном образовании во многом способствовал использованию экспериментирования, а не авторитарного подхода к знаниям.

Эрик Эриксон

Общественное достояние Хорошо известная поэтапная теория психосоциального развития Эрика Эриксона помогла вызвать интерес и вдохновить на исследования человеческого развития на протяжении всей жизни.Эго-психолог, учившийся у Анны Фрейд, Эриксон расширил психоаналитическую теорию, исследуя развитие на протяжении всей жизни, включая события детства, взрослости и старости.

Ганс Айзенк

Изображение из Wikimedia Commons / Sirswindon в en.wikipedia

Ганс Айзенк был очень плодовитым психологом, опубликовавшим более 75 книг и 1600 журнальных статей. До своей смерти в 1997 году он был живым психологом, на который чаще всего ссылались в научных книгах и журнальных статьях.Он также был очень противоречивой фигурой, и его откровенные взгляды на самые разные предметы, от психотерапии до интеллекта, сделали его объектом критики.

Анна Фрейд

Анна Фрейд начала свою карьеру под влиянием теорий ее отца, Зигмунда Фрейда. Вдали от жизни в тени отца, Анна внесла важный вклад в психологию. Она основала детский психоанализ и суммировала защитные механизмы эго в своей книге Эго и механизмы защиты (1936).

Зигмунд Фрейд

Общественное достояние Зигмунд Фрейд может быть одной из самых известных фигур в истории, но он также является одной из самых противоречивых фигур. Он был основателем школы мысли, известной как психоанализ. Наследие его жизни и работы вызывает как страстные одобрения со стороны его сторонников, так и презрение со стороны его недоброжелателей. В то время как некоторые считают его культурной иконой, а другие — псевдонаучным шарлатаном, нет никаких сомнений в том, что Фрейд оставил неизгладимый след в психологии, а также в других дисциплинах.

Эрих Фромм

Лисс Голдринг / Эрих Фромм Эстейт

Эрих Фромм был психоаналитиком-неофрейдистом, оказавшим большое влияние на гуманистическую психологию. Сегодня Фромма помнят за его концепцию свободы как фундаментального компонента человеческой натуры.

Г. Стэнли Холл

Г. Стэнли Холл (впереди в центре). Всеобщее достояние.

Г. Стэнли Холл основал первую американскую лабораторию экспериментальной психологии в Университете Джона Хопкинса, а также стал первым президентом Американской психологической ассоциации (АПА) в 1892 году.Он оказал огромное влияние на развитие ранней психологии в Соединенных Штатах, и многие из его учеников стали выдающимися психологами, включая Льюиса Термана, Джона Дьюи и Джеймса МакКина Кеттелла.

Карен Хорни

Общественное достояние Карен Хорни была выдающимся психоаналитиком, наиболее известным своими теориями невроза, женской психологией и психологией себя. Хотя Хорни была неофрейдисткой, она также бросила вызов многим теориям Зигмунда Фрейда о женской психологии.Например, Хорни опроверг утверждение Фрейда о том, что женщины испытывают «зависть к пенису», предположив, что мужчины испытывают «зависть к утробе матери», потому что они не могут иметь детей.

Кларк Халл

Изображение из Викисклада

Кларк Халл был крупной фигурой в области бихевиоризма. Его идеи, включая его теорию уменьшения влечения, когда-то были доминирующими силами в психологии до когнитивной революции 1960-х годов.

Мелани Кляйн

Австрийский психоаналитик Мелани Кляйн, пожалуй, наиболее известна разработкой техники, известной как игровая терапия, которая широко используется и сегодня.

Уильям Джеймс

Общественное достояние Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его 1200-страничный текст The Principles of Psychology стал классикой по этому вопросу, а его учения и труды помогли утвердить психологию как науку. Джеймс также внес вклад в функционализм, прагматизм и повлиял на многих студентов-психологов в течение своей 35-летней педагогической карьеры.

Карл Юнг

Общественное достояние Карл Юнг был швейцарским психиатром, основавшим школу мысли, известную как аналитическая психология.Он известен своими концепциями архетипов и коллективного бессознательного.

Курт Левин

Общественное достояние Психолога Курта Левина часто называют отцом современной социальной психологии. Его новаторские теории утверждали, что поведение обусловлено как личными характеристиками, так и окружающей средой. Акцент Левина на научной методологии и систематических исследованиях оказал огромное влияние на будущие исследования в области социальной психологии. Он также известен своим стилем лидерства.

Хьюго Мюнстерберг

Общественное достояние

Хьюго Мюнстерберг — немецкий психолог, известный своим вкладом в прикладную психологию. Несмотря на то, что его работа до сих пор оказывает влияние на многие области современной психологии, его наследие было в значительной степени забыто на долгие годы. Узнайте больше о жизни, карьере и теориях Хьюго Мюнстерберга в этой краткой биографии.

Павлов Иван

Общественное достояние

Иван Павлов был русским физиологом, чьи исследования условных рефлексов повлияли на рост бихевиоризма.Экспериментальные методы Павлова помогли психологии перейти от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения. Хотя технически он не был «психологом», его вклад в область психологии и открытие классической обусловленности сделали его одним из величайших пионеров психологии.

Жан Пиаже

Roland Zumbühl Жан Пиаже был психологом, наиболее известным своей сценической теорией когнитивного развития. Он был одним из первых мыслителей, которые предположили, что дети думают иначе, чем взрослые, — концепция, которая в то время считалась революционной.

Карл Роджерс

Общественное достояние Карл Роджерс был одним из самых влиятельных психологов 20 века. Помимо вклада в развитие гуманистической психологии, его работа оказала огромное влияние на психотерапию и образование.

Мартин Селигман

Мартина Селигмана часто называют отцом современной позитивной психологии. Он занимал пост президента Американской психологической ассоциации в 1998 году, и в опросе самых влиятельных психологов 20-го века Селигман занял 13-е место среди наиболее часто цитируемых психологов в вводных учебниках психологии.

Б. Ф. Скиннер

Общественное достояние Исследование Б. Ф. Скиннера оперантного обусловливания (также известного как инструментальное обусловливание) сделало его одним из лидеров бихевиоризма, но его теории и исследования также сделали его объектом споров. Работа Скиннера остается влиятельной и сегодня, особенно в области поведенческой терапии, где изменение поведения и вмешательство используются для изменения проблемного поведения или усиления желаемого.

Сабина Шпильрейн

Сабина Шпильрейн наиболее известна как пациентка и любовница Карла Юнга, а также героиня фильма 2011 года « Опасный метод ».Однако Шпильрейн была также психиатром и внесла важный вклад в развитие психоанализа. И Юнг, и Фрейд опирались на идеи Шпильрейн о переносе и инстинкте смерти. Она также оказала влияние на других психологов своего времени, включая Мелани Кляйн и Жана Пиаже. В 1941 году Шпильрейн была убита нацистами, и ее произведения были потеряны на долгие годы.

Роберт Штернберг

Роберт Штернберг — современный психолог, получивший признание за свои исследования интеллекта, творчества, любви и когнитивных стилей.Штернберг разработал тест интеллекта для школьного проекта, когда учился в седьмом классе, и позже сформировал триархическую теорию интеллекта. Он также был президентом Американской психологической ассоциации и был удостоен множества наград за свою работу.

Эдвард Торндайк

Эдвард Торндайк был американским психологом-первопроходцем, возможно, наиболее известным благодаря закону эффекта. Хотя он был очень успешным студентом, ему сначала не понравился первый курс психологии.Его интерес к психологии вырос после прочтения классической книги Уильяма Джеймса The Principles of Psychology . Сегодня его часто называют отцом современной педагогической психологии.

Лев Выготский

Изображение предоставлено Wikimedia Commons Льва Выготского часто называют выдающимся психологом, поскольку большинство его идей многие люди не открывали до его смерти. Он наиболее известен своей социокультурной теорией и концепциями зоны ближайшего развития и управляемой практики.

Джон Б. Уотсон

Джона Б. Уотсона часто называют «отцом бихевиоризма». Его мнение о том, что психология — это наука о наблюдаемом поведении, оказало сильное влияние, и поведенческая перспектива стала доминировать в этой области в первой половине двадцатого века. Уотсон был одним из самых сильных сторонников бихевиоризма, считая, что психология должна быть объективной и сосредоточиваться на изучении человеческого поведения.

Макс Вертхаймер

Public Domain / Wikimedia Commons

Макс Вертхаймер был одним из основателей школы мысли, известной как гештальт-психология.Сегодня Вертхаймера больше всего помнят за его влияние на такие области, как ощущения и восприятие, а также на экспериментальную психологию.

Вильгельм Вундт

Общественное достояние

Вильгельм Вундт наиболее известен как основатель самой первой лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге, Германия. Его работа помогла установить психологию как отдельную дисциплину, отдельную от философии и физиологии.

Роберт Йеркес

Общественное достояние

Роберт Йеркес известен своим влиянием на сравнительную психологию и тестирование интеллекта.Он работал в комитете, ответственном за разработку разведывательных тестов Army Alpha и Army Beta. Он также основал первую лабораторию в США, посвященную исследованиям приматов.

Филип Зимбардо

Филип Зимбардо — влиятельный психолог, который в начале 1970-х годов провел знаменитый эксперимент, известный как Стэнфордский тюремный эксперимент. Он также широко известен своими исследованиями застенчивости, культового поведения и героизма.
  • Почему люди так скептически относятся к психологии?
  • Новое поколение виртуальных людей помогает тренировать психологов

Нравится:

Нравится Загрузка…

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *