Арсений имя википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Арсений имя википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Старец Арсений (Стрельцов Пётр Андреевич), Православные старцы XX века

(1894–1975)

Пётр Стрельцов родился в Москве в 1894 году. В 1911 году он окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916 году Пётр успешно окончил университет.

Многочисленные исследования и монографии Пeтра по истории русской древней культуры были хорошо известны среди искусствоведов. В 1917 году Пётр, с шестнадцати лет мечтавший о монашестве, был принят послушником в Оптину Пустынь.

Из воспоминаний старца Арсения:

– Я прожил долгую жизнь, две трети которой окружали меня люди, несущие божественную радость и свет. Первой была моя мама Мария Александровна, человек одаренный, мудрый, проникнутый глубочайшей верой в Бога… Именно моя мать заложила в мою душу зерна веры, взрастила их, и я вошел в жизнь, стоя на твердом основании, с которого ничто не могло меня столкнуть. Я был третьим ребенком в семье… Мама, когда я родился, дала обещание Господу вложить в меня веру, правдивость и любовь к людям, и она воспитала меня так. В шестнадцать лет, увлекаясь древнерусским искусством, уже мечтал о монашестве. Потом была Оптина Пустынь… Два года прожил в Оптиной Пустыни под руководством старца о. Нектария и старца о. Анатолия.

В монастыре, находясь в послушании у старцев, нельзя иметь своей воли, а должно поступать так, как говорит духовный наставник, вне зависимости от того, нравится это или не нравится… Принятием воли старца послушник совершенствуется, отсекается от помыслов, грехов, живет волей старца, имеющего благодать от Господа, знающего его душу, знающего, что ему духовно необходимо для достижения монашеского совершенства… Были искушения, попускаемые Господом. Приходя к старцу, хотел все рассказать. Но он уже все знал. И по характеру твоего отношения к совершившемуся, определял уровень твоего духовного совершенства или падения, и поучал воспринимать случившееся с молитвой как волю Господню.

Твое мнение, полученное унижение, обида во внимание не принимались, принималась только смиренность перед Богом и понимание: ты настолько еще несовершенен, что происшедшее есть результат твоей греховности, и является справедливым. Старец в монастыре – твой отец, наставник, руководитель во всем, своей воли у тебя нет, есть полное отречение от твоего суетного “я”… По благословению о. Нектария и о. Анатолия в сане иеромонаха был послан служить “в мир”, в приходскую церковь… Не знаю, кто говорил обо мне Святейшему Патриарху Тихону, но меня пригласили к нему, он принял, разрешил служить в приходском храме, где настоятелем был протоиерей Павел. Патриарх минут десять говорил со мной, благословил и сказал пророческие слова о моем иерейском пути… Находясь в ссылках, лагерях, выводимый на расстрелы, избиваемый на допросах и почти умирающий на морозных этапах, верил словам великого святителя земли Русской – Патриарха Тихона, что исполнятся его предначертательные слова, и вновь приду к моим духовным детям. Верил дерзновенно, ибо это были слова Патриарха. (Специальное разрешение св. Патриарха Тихона понадобилось в связи с тем, что служение иеромонахов на приходах обычно не допускалось.)

Я, малоопытный иеромонах Арсений, пришел к настоятелю храма о. Павлу… Отец Павел сказал: “ Вот что, батенька, все, что монастырское, при тебе останется, но для службы в городе буду тебя переучивать. Не обижайся, образованием ты силен, но я служу иереем более тридцати пяти лет, все, что знаю, тебе передам”.

Знал ли о. Павел Господнее произволение? Был он арестован и в Архангельской области умер в ссылке от голода через шесть лет после этого разговора…

И вот я, иеромонах Арсений, ощутил духом, увидел два пути, разных, но ведущих к одной цели. И задумался, просил Господа указать, какой духовной дорогой идти, какую выбрать. Долго раздумывал, молился, умоляя Господа помочь сделать правильный выбор, поехал в Оптину пустынь получить совет от старцев. Прожил три дня, о. Анатолий выслушал и сказал:

“Благословляю! Милость Господа да будет с тобой. Дерзай!” Благословение старца Анатолия было для меня путеводной звездой. Моя мысль была в том, чтобы научить человека беспредельно верить в Бога и любить ближнего своего. Считал и считаю, что вера Христова зиждется на двух заповедях о любви ко Господу и ближним. ..

Встреча с архиепископом Иларионом была необыкновенным, чудесным проявлением милости Господа ко мне, незначительному священнику, начавшему служение в небольшом московском храме… Все, о чем думал и мечтал, дерзновенно высказал перед владыкой Иларионом. Внимательно выслушав меня, владыка Иларион стал так говорить со мной, словно он знал всю мою жизнь… Встал, повернулся к иконам и произнес: “Помолимся”. Прочел молитвы, сел, я остался стоять. “Вы хотите соединить два направления в одно: Оптинское и то, что живет в наших приходах, у вашего настоятеля о. Павла?” – “Да”, – ответил я. “Вы хотите вложить любовь ко Господу, как сказано в заповедях, и любовь к ближнему, как к самому себе, и этим создать в душе человека сопротивляемость грехам, гонениям, смущению, безбожию, падениям. Встреча наша произошла по произволению Божию и необходима для нас обоих. Я, епископ Иларион, благословляю Вас идти по избранному пути, соединив два пути в одном. О разговоре нашем доложу Святейшему Патриарху. Благословляю, идите избранной дорогой. Господь сохранит Вас во всех бедах и напастях”.

В жизни человека чудо не может быть случайным, оно определяется степенью его духовности, необходимостью влияния на его внутренний мир. Такое чудо подал мне Господь через владыку Илариона, и я пошел по этой дороге, постоянно помня полученное благословение.

Возвратившись в свой храм, я отслужил благодарственный молебен, все рассказал о. Павлу, и он сказал мне: “Если владыка Иларион благословил тебя, иди этим путем, Владыка – человек глубокой духовности. Мне, старику, переучиваться негоже, но тебе помогу”.

С этого дня я начал служение в храме, руководствуясь принятым решением. Каждый день служил раннюю обедню, стараясь сделать все понятным и ясным для прихожан, вводя их как бы в круг участников службы. Отец Павел стал ко мне исповедников посылать. Организовал вечером беседы, поучения…

В начале 1921 г. о. Арсений стал вторым священником, а в конце 1921 г., после ареста отца Павла, стал настоятелем храма. За восемь лет служения он собрал в своем храме значительную общину, для которой стал любимым пастырем и духовником. В 1927 г. в конце декабря отец Арсений был первый раз арестован и выслан в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений служил в подмосковном храме. В 1931 г. – был арестован вторично и сослан в Вологодскую область на пять лет. После освобождения старец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях, но служить в храмах было запрещено. Старец тайно окормлял свою духовную общину. В 1939 г. был арестован опять и сослан в Сибирь, затем – на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в с. Троицкое Архангельской обл. В мае 1940 г. – был вновь арестован и заключен в Уральский лагерь. В марте 1941 г. его перевели в лагерь усиленного режима, а в 1942 г. – в лагерь особого режима, без права переписки.

Однажды в лагере старец Арсений вступился за студента Алексея, с которым намеривался расправиться уголовник. По доносу уголовника старец Арсений и Алексий были вынуждены провести двое суток без еды и воды в карцере.

Из воспоминаний о. Алексея:

– Пол, стены лежака были сплошь обиты листовым железом. Сама камера была шириной не более трёх четвертей метра, длиной два метра. Мороз на улице тридцать градусов. Ветер, дышать трудно… При таком морозе в этот карцер не посылали, при пяти-шести градусах, бывало, только на сутки. Живыми оставались лишь те, кто 24 часа прыгал на одном месте…

Привели в карцер, втолкнули. Упали оба, разбились, кто обо что…

Пробовал прыгать на одном месте, но это не согревало. Сопротивляться холоду было бессмысленно…

– Замёрзнем, о. Арсений… Что Вы молчите?

– Молюсь Богу, Алексей… одни мы с тобой, Алёша. Двое суток никто не придёт. Будем молиться. Первый раз допустил Господь молиться в лагере в полный голос. Будем молиться, а там воля Господня…

Отец Арсений замолк, и вдруг я услышал отчётливо слова и понял – это молитва. .. Бабка когда-то крестила. Семья неверующая… Я – комсомолец, студент. Какая могла быть здесь вера? Сквозь оцепенение, сознание наступающей смерти, боль от побоев и холода сперва смутно, но через несколько мгновений отчётливо стали доходить до меня слова:

– Господи Боже! Помилуй нас грешных. Многомилостиве и Всемилостиве Боже наш,

Господи Иисусе Христе, многие ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех по неизреченной Твоей милости спаси и помилуй нас и отведи от лютые смерти, ибо веруем в Тя, яко Ты еси Бог наш и Создатель наш…

Молитва охватывала душу спокойствием, уводила от леденящего сердца страх…

Я стал повторять:

– Дано будет Отцом Моим Небесным, ибо, где двое или трое собраны во Имя Моё, там и я среди них…

Вдруг наступил момент, когда карцер, холод, оцепенение тела, боль от побоев, страх исчезли. Голос о. Арсения наполнял карцер… Всё кругом изменилось, преобразилось…

Карцер раздвинулся, полоса лунного света исчезла, было светло, ярко горел свет, и о. Арсений, одетый в сверкающие белые одежды, воздев руки вверх, громко молился…

Я увидел, что ему помогали ещё два человека, и эти двое тоже были в сверкающих одеждах и горели необъяснимым белым светом… Было тепло, дышалось легко, ощущение радости жило в душе…

Били по дверному засову… Отец Арсений ещё молился. Двое в светлых одеждах благословили нас и медленно вышли. Ослепительный свет постепенно исчезал, наконец, карцер стал тёмным и по-прежнему холодным и мрачным.

Кто-то из лагерной администрации говорил за дверью:

– Это недопустимо, могут сообщить в Москву… Мороженные трупы – это не современно…

– Живы? – с удивлением спросил начальник лагеря.

– Как вы тут прожили двое суток? Выходи…

Войдя в камеру и внимательно осмотрев её, врач спросил:

– Чем согревались?

И о. Арсений ответил:

– Верой в Бога и молитвой.

– Фанатики. Быстро в барак, раздражённо крикнул кто-то…

Я слышал спор, возникший между пришедшими. Последняя фраза была: “Поразительно! Необычайный случай, они должны были прожить при таком морозе не более четырёх часов…

Барак встретил нас, как воскресших из мёртвых… Я после карцера переродился.

(После освобождения из лагеря Алёша посвятил себя служению Господу, а после смерти старца стал духовным отцом для его осиротевших духовных чад)

Из воспоминаний Даниила Матвеевича (геолога, попавшего в лагерь по ложному доносу):

– Три, четыре сосны свалили, стали валить пятую. Подпилили, подрубили всё как надо, определили, куда упадет, крикнули, чтобы отошли. Последний подпил и подруб сделали и ждем, когда упадет. Подул ветер, дерево стало падать не туда, куда рассчитывали, а на нас. Бросился в сторону и зацепился за старый пень, упал; вижу – придавит меня, а о. Арсений стоит, не бежит. Кричу: “Беги!” Мне-то уже конец… Понял, погибаю. Комель сосны взвился над моей головой. Отец Арсений, перекрестившись, толкнул его руками в сторону. Ветки сосны еще ломались от падения, но комель лежал в двух метрах от меня. Я встал верующим человеком, увидевшим чудо, настоящее чудо. Увидел Бога и без оглядки пошел за о. Арсением. И вспомнил до мельчайших подробностей то, чему учила мать. Так я обрел Бога. Чудо было настолько явным, что все, находившиеся около падения дерева, удивлялись, как мог человек оттолкнуть дерево весом в несколько тонн. Кто-то из зеков, помню, перекрестился.

Из воспоминаний старца Арсения:

– Лагерь физически был непосилен и страшен, но многочисленные встречи и исповеди заключенных открывали мне, иерею, неизмеримо высокую духовность людей…

Человека, приходившего с огромным горем, просившего молитв и духовной помощи, я принимал, молился с ним и воспринимал его горе, как свое, и вместе с ним переживал и страдал. Я как бы соединялся с ним в его страданиях, и если человек уходил после исповеди успокоенный, понявший, что во всем воля Господа, – я бывал духовно счастлив и после исповеди усердно молился об исповедниках…

Ранее я прочел много хороших духовных книг об исповеди. .. Это вошло в мою душу и сознание непреложной истиной, я руководствовался этим при общении со своими духовными детьми, а также заимствовал опыт иереев, стоявших в духовном отношении намного выше меня и обогащенных долгим служением в Церкви…

Весной 1958 г. старец Арсений был освобожден из лагеря особого режима. Последние семнадцать лет своей земной жизни, старец провел в г. Ростове Великом, он поселился у вдовы погибшего в лагере духовного сына Надежды Петровны. В её маленьком доме он тайно служил, окормлял своих духовных чад.

Из воспоминаний Анастасии Владимировны Корсаковой:

– Отец Арсений, положив руку на мою голову, сказал: “Анастасия Владимировна! Я не осуждаю. Мне Господь дал пройти пять ступеней духовного постижения жизненного пути. Первая ступень была постижением веры, дали мне это моя мать Мария Александровна и великие Оптинские старцы о. Нектарий и о. Анатолий, у них я научился молиться, любить людей. На вторую ступень дали мне подняться Патриарх Московский и всея России Тихон в краткой беседе и архиепископ Иларион (Троицкий). Третью ступень показал простой сельский священник о. Иларион – тезка архиепископа Илариона. Четвертой был лагерь особо строгого режима (мы называли его “смертным”), где общение с самыми разными лагерниками открывало и духовно прекрасные души людей, и самые страшные души, охваченные неизмеримой злобой, соединенные с темными силами. И пятая ступень – мое пастырское служение и общение с вами, моими духовными детьми. Это научило меня никогда не осуждать никого, ибо сказано в одной из молитв: “Несть человек, иже жив будет, и не согрешит”.

Помните, вся наша вера утверждается на любви к Богу, ко Пресвятой Богородице, на почитании святых, и это мы выражаем в постоянных молитвах, а также в безотказной любви к людям, в помощи им. Всем и всегда говорю евангельскими словами: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим и ближнего своего, как самого себя.

Разве Вы одиноки? В Вашей квартире находятся иконы: Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Вашей святой Анастасии Узорешительницы, Ангела Хранителя, Архангела Михаила, вероятно, есть и другие. Если чувство тоски и одиночества охватит душу, подойдите и помолитесь, тогда темные силы исчезнут.

Каждый день читайте одну главу Евангелия. В четырех Евангелиях 89 глав, за год прочтете весь круг четыре раза. С малых лет я читаю Евангелие по одной главе в день, пятьдесят лет – иеромонах и почти ежедневно совершаю служение, и каждый раз нахожу в читаемой главе новое и богодухновенное. Будьте с людьми, помогайте им, кем бы они ни были – сослуживцы, знакомые, родные, – всем помогайте, и окружающие поймут, что такое христианин и придут к Церкви, к Богу”.

Повторю старую и много раз кем-то сказанную фразу: душа моя “навсегда легла в ладони” старца о. Арсения… Отец Арсений для людей был источником, из которого любовь изливалась неисчерпаемым потоком, и жаждущий мог подойти, зачерпнуть эту любовь горстью руки, выпить и передохнуть от жизненных тягот и грехов или, наполнив до краев взятый сосуд, унести его и пить дома, постепенно расходуя полученное.

Встречаясь с ним, всегда уходила от него напитанная любовью, с наставлениями, советами и помощью, но первая встреча с ним в 1971 году послужила основой моего духовного перерождения.

Из воспоминаний Киры Бахмат:

– Сколько людей за эти семнадцать лет перебывало у него – не счесть. Более половины приезжавших были бывшие “лагерники” и вновь пришедшие, приведенные кем-нибудь из бывших братьев и сестер или “лагерниками”.

Приходилось встречаться с замечательными людьми, полными такой внутренней духовности, что я чувствовала себя недостойной общения с ними. Вспоминаются: иеросхимонах Серафим, о. Евгений Богородский, о. Кирилл, монахини Иоанна и Евдокия, Александра Федоровна Берг, Елизавета Александровна, схимонахиня Ирина, иеромонах Филипп, о. Алексий. Каждая встреча с этими людьми всегда была радостью и наполняла душу духовным теплом…

В доме Надежды Петровны постоянно находилось не менее четырех-пяти человек, приезжавших на один-два дня, иногда в выходные дни приезжало до двенадцати человек. Отцу Арсению было необходимо переговорить с приехавшими, побеседовать, поисповедовать и причастить, а на это требовались время и силы. Он очень уставал, сердце часто сдавало, и он вынужден был ложиться на диван и принимать приехавших лежа. .. Уставший и больной батюшка вынужден был принимать даже ночью…

Расскажу теперь о поистине чудесном, что совершалось по молитвам о. Арсения. Внучка Марины Петровны – Таня, которой было двадцать пять лет, заболела: в области желудка и печени возникли боли. Ее положили на обследование, сделали рентген, гастроскопию и обнаружили опухоль. Решили делать операцию по удалению части желудка. Положили Таню в самую лучшую хирургическую клинику, разрезали брюшную полость и обнаружили огромную опухоль желудка, поражение поджелудочной железы и метастазы даже на печени. Операцию делать было бессмысленно, зашили брюшину и больной ничего не сказали. Все родные были в безысходном горе – оставалась трехлетняя дочка… Я и Марина поехали к о. Арсению, Таня была его духовной дочерью с 1959 года. Приехали и рассказали обо всем батюшке…

– Завтра поедем к ней, – сказал он…

Приехали прямо на квартиру к Марине, бабушке Тани. Таня лежала, постанывая от боли. Войдя в комнату, о. Арсений прочел несколько молитв, благословил Таню и, на удивление собравшихся, сказал: “Таня! Таня! Такая молодая и заболела раком, разрезали и зашили, Господь милостив, будем молиться о Его милости и помощи Пресвятой Богородицы”. Попросил зажечь перед иконами лампадки, надел подрясник, епитрахиль, опустился около кровати на колени, попросив нас выйти. Не выходил из комнаты четыре часа, исповедовал, соборовал и причастил Таню. Прожил три дня, каждый день по несколько часов молился около больной, потом – со всеми нами о здоровье Татьяны, на четвертый день уехал домой в Ростов.

Прошло полтора месяца, Таня давно встала. Обследовали несколько раз – опухоли исчезли… Произошло Господне чудо по молитве о. Арсения, устремленной к Богу и Пресвятой Богородице. Большое, настоящее чудо.

Таких исцелений было много, приведу еще два примера. Муж Алевтины Кирилл Петрович, в прошлом заядлый курильщик, при прохождении на предприятии обязательной флюорографии узнал, что на левом легком обнаружена онкологическая опухоль. Вопрос об операции резко осложнялся: Кириллу Петровичу было 55 лет, сердце работало отвратительно, была аритмия, ишемическая болезнь сердца, и когда-то был мощный инфаркт. На консилиуме решили операцию не делать, вероятность смерти на операционном столе была стопроцентной. Кирилл Петрович все понял, но спокойно отнесся к случившемуся. Видя, что выздороветь ему невозможно, поехал к отцу Арсению на исповедь. Батюшка, увидев Кирилла Петровича, сказал: “Господь милостив, все обойдется, проживете у нас два дня, и будем молить Господа и Пресвятую Богородицу помиловать и исцелить вас”. Два дня все мы собирались и молились почти беспрерывно, о. Арсений и Кирилл молились даже ночью, конечно, батюшка исповедовал и соборовал Кирилла.

Явившись в диспансер на обследование онкологов, Кирилл удивил врачей тем, что опухоль рассосалась, объяснить происшедшее не смогли. Это было чудо, которое произошло по молитве праведника, понятное только верующим людям.

Третье исцеление произошло с дочерью Марии Федоровны – Евгенией, у нее к тридцати годам резко обострился диабет, никакие новейшие препараты не помогали, инсулин не снижал сахара в крови. Евгения начала быстро слепнуть, возрастала слабость. Врачи предрекали быструю смерть. Помню, собрались мы в комнате о. Арсения, и он попросил всех молиться о Евгении. Сам о. Арсений, встав на колени, молился со слезами на глазах и не вставал более трех часов. Плакал о. Арсений очень редко, а сейчас, читая молитвы, буквально заливался слезами и даже временами не мог произносить слов. В этот день приехал о. Андрей, он, также стоя на коленях, умолял Пресвятую Богородицу исцелить рабу Божию Евгению…

Прошло два месяца, зрение возвратилось, сахар в крови пришел в норму, Евгения полностью выздоровела и через два года родила совершенно здорового сына без каких-либо осложнений. Вымолил о. Арсений больную Евгению у Господа и Пресвятой Богородицы.

Многим десяткам, а может быть и сотням людей, пришедшим к о. Арсению после 1958 г., дал он веру, многих направил своей молитвой к Богу, к познанию Церкви. Сейчас старые члены общины двадцатых годов и те, кто пришел после 1958 г., встречаются, как самые родные люди, объединенные в одно целое наставлениями, поучениями и любовью о. Арсения. Он всех нас любил, мы все – его духовные дети. Батюшки теперь нет с нами, но в своих несчастьях и бедах мы спешим помочь друг другу, ибо этому учил он нас.

Каждый из нас, еще живущий на земле, просит молитв батюшки перед Господом и Пресвятой Богородицей. Вечная, вечная память тебе, наш старец и духовный отец иеромонах Арсений!

Упокой, Господи, душу старца Арсения, и его молитвами спаси нас!

– Я – иеромонах, моя обязанность, по благословению старцев, помогать людям, нести им успокоение, любовь, учить молиться и любить ближних своих и Господа всем сердцем своим, всем разумением своим. Верю в Отца и Сына и Святаго Духа – нераздельную Троицу. Моя вера точно соответствует великим словам “Символа Веры”, утвержденным Вселенскими Соборами, мне заповедано никогда не вступать в богословские споры, и я считаю их ненужными…

Я принял послушание служить людям, и то, что буду говорить о молитве, исходит только из канонов Церкви и моего иерейского опыта, накопленного годами в общении с духовными детьми и приходящими ко мне людьми…

Молитва многообразна и у каждого человека исходит из сердца (души) по-своему, в зависимости от внутреннего устроения, духовного опыта, умения настроить себя на молитву, от созерцательности молящегося. .. Все учителя Церкви писали о значении молитвы для верующего… Мне представляется самым главным при совершении молитвы: духовная собранность, душевная искренность, отрешение от житейской суеты, соблазнов и погружение в молитвенное состояние. Только тогда душа в своем молении может устремиться к Богу, но не каждому человеку это доступно в одинаковой степени.

Молитвы ко Господу Богу условно можно подразделить на три вида:

1. Просительная молитва, когда молящийся просит Бога оказать помощь, избавить от бед и несчастий, помочь близким, исцелить от болезней, утешить в скорби, дать хлеб насущный, простить грехи или когда он молится за умерших…

2. Благодарственная молитва – возносящая благодарность за оказанную человеку помощь в делах его, за исполнение наших просьб, ранее излагавшихся в просительных молитвах, за то, что Господь милует и дает жизнь… Благодарственная молитва, устремленная к Богу, Пресвятой Богородице и святым, и устремленная не единожды, а много раз, является возвращением человеком его долга Господу за исполнение просимого ранее в просительной молитве.

3. Прославляющая Бога молитва – это высшее моление к Богу, Творцу неба и земли, это восхваление Господа за все и вся. За скорби и беды, за спасение и избавление, за то, что живем, за радости и горе… Господь – наш Творец, все исходит от Него, Он создал нас и дает нам возможность своей благочестивой жизнью на земле спасти свою душу и по Его милости войти в Царствие Божие. Это великое моление совершенной души, и каждый из нас, постигнув всю силу благодарственной молитвы, может войти в круг прославляющей молитвы.

Прославляющая Господа молитва всегда звучит в храме, и особенно во время самой великой церковной службы – литургии.

Скажу несколько слов о том, как следует молиться. Отрешиться от окружающего тебя мира и войти в слова и дух молитвы без долгого молитвенного опыта многим бывает трудно… Чтобы преодолеть это, необходимо чаще и больше молиться, обязательно, первое время вслух, если есть возможность…

– Все евангельские слова боговдохновенны, но с особым чувством я воспринимаю слова, сказанные Спасителем: “Ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них” (Мф.  18, 20). Есть прекрасная, глубоко проникновенная молитва, созданная, по-видимому, в XVI веке, но никогда не включавшаяся ни в один молитвослов и называемая в народе “Молитва по соглашению”… Как правило, при каких-то бедах, несчастьях несколько православных христиан договариваются читать ее одновременно и просить Господа о выздоровлении больного, о милости к падшему, о спасении воина, заключенного. Молящиеся могут находиться в разных городах, домах, но читают молитву все в одно и то же время утром, днем или вечером. Многие знают эту молитву, но я прочту ее: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты рекл еси пречистыми устами Твоими, егда двое или трое на земли согласятся просить о всяком деле, дано будет Отцем Моим Небесным, ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них.

Непреложны словеса Твои, Господи, человеколюбие Твое беспредельно, милосердию Твоему нет конца. Мы, рабы Твои (следует назвать имена одновременно молящихся), согласно молимся о рабах (упоминаются люди или события, о которых молятся), помоги, Господи, все дела наши, совершаемые в сегодняшний, завтрашний и во все дни, о Тебе Самом совершити, но обаче, не как мы хотим, а как Ты. Да будет воля Твоя, Господи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь” (Мф. 18, 19–21).

Стрельцов Пётр Андреевич (Старец Арсений)

Информация о материале
Автор: Денис Стрельцов

Категория: Известные Стрельцовы

Создано: 21 ноября 2021

Просмотров: 12813

Рейтинг: 5 / 5

Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5  

Очередная статья из серии «Известные Стрельцовы» посвящена старцу Арсению, в миру Стрельцов Петр Андреевич, иеромонаху, с трудной судьбой, прошедшему через все перепетии XX века нашей истории, через лагеря и ссылки, тем не менее не сломавшемуся и сохранившему силу духа и веру в бога.

Отцу Арсению посвящена книга с одноименным названием, которая является своеобразным сборником литературно обработанных свидетельств людей, знавших отца Арсения лично или прошедших с ним через ссылки и лагеря в разные периоды времени. Эта книга стала довольно известной в 90-е годы прошлого столетия в нашей стране. Позднее она была переведена и издана на английском и греческом языках. Выдержала не одно издание и даже сейчас будоражит некоторые умы.

Родился Пётр Андреевич Стрельцов в 1894 году в Москве. Учился в гимназии, после окончания которой в 1911 году поступил в Московский Императорский Университет на историко-филологический факультет. Из университета выпустился в 1916 году. В этом же году заболел эндокардитом, которым проболел более 8 месяцев. И, приблизительно в это же время Пётр Андреевич Стрельцов пишет свои первые работы по древнему русскому зодчеству, которым увлекался еще с детства.

Одновременно Пётр Андреевич Стрельцов переживает сложный период духовных исканий и в результате, в начале 1917 года осуществляет свою детскую мечту — уезжает в Оптину пустынь, где становится послушником двух старцев – Анатолия и Нектария. Позднее он принимает монашеский постриг под именем Арсения, после которого был рукоположен в иеромонаха. В 1919 году отца Арсения определяют третьим священником в один из Московских храмов. Так как служение иеромонахов на приходах обычно не допускалось, для перевода отца Арсения в Москву понадобилось специальное разрешение святого Патриарха Тихона. В начале 1921 года отец Арсений становится уже вторым священником в храме, а после перевода в другой храм и последовавшего за ним ареста в конце 1921 г. настоятеля храма отца Павла, настоятелем становится уже отец Арсений, служивший в этой должности до конца 1927 года.

В конце декабря 1927 года отца Арсения первый раз арестовывают и высылают в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений возвращается в подмосковье (за пределами стокилометровой зоны) и служит в одном из подмосковных храмов до 1931 года. В 1931 году происходит второй арест, после которого отец Арсений повторно отправляется в ссылку, на этот раз в Вологодскую область и уже на пять лет. Несмотря на постоянно создаваемые советской властью трудности, отец Арсений всё это время продолжает свою деятельность православного священника. Службы в храмах в это время уже были официально запрещены, поэтому отец Арсений продолжает службы дома в условиях серьезной конспирации. Несколько раз тайно приезжал в Москву, встречался с владыкой Афанасием (Сахаровым), просил за нескольких своих учеников рукоположить в священнический сан, на что получил согласие. В 1939 году состоялся новый арест и ссылка в Сибирь. После Сибири была ссылка на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в селе Троицком Архангельской области. В мае 1940 года происходит уже четвертый по счету арест и заключение в Уральский лагерь, после которого в марте 1941 года отца Арсения переводят в лагерь усиленного режима с очень суровыми условиями для жизни и без права переписки. А в 1942 г. отец Арсений попадает уже в лагерь особого режима из которого был освобожден только весной 1958 года.

После освобождения из лагеря отец Арсений поселился в городе Ростов Великий, где и прожил до самой своей смерти в 1975 году. Там же, на кладбище он и был похоронен. Позже могила отца Арсения была утеряна и в настоящее время её местонахождение неизвестно. В 1991 году в Ростове Великом у входа на старое городское кладбище был установлен гранитный памятник в память о преподобном старце иеромонахе Арсении.

А теперь об альтернативной точке зрения на старца Арсения. Позднее, на некоторых православных форумах, главным образом зарубежных, я обнаружил интересное обсуждение книги «Отец Арсений» и вообще личности Петра Андреевича Стрельцова, существование которого многие ставят под сомнение. Существует точка зрения, что сам по себе образ отца Арсения выдуманный и собирательный, а книга «Отец Арсений» вообще была проектом, рожденным в недрах могущественного когда то КГБ. Некоторые основания так считать действительно имеются, хотя многие аргументы в пользу этой версии весьма сомнительны. Действительно есть много вопросов и к утерянной могиле Арсения, и к очевидцам из книги. А самое главное — отсутствуют какие либо фотографии старца, и это несмотря на то, что его многие знали и у него было много прихожан.

К тому же его совершенно не помнят старожилы Ростова, а в архивах МГУ не сохранилось никакой информации о выпускнике 1916 года Стрельцове Петре Андреевиче. Не знаю, как обстояли дела на самом деле и где находится истина в этом вопросе. Возможно те, кто с сомнением относится к отцу Арсению, и правы, но скорее всего истина, как всегда, где то посередине. И вполне возможно, что вместе с реальными воспоминаниями очевидцев в книгу закрались и выдуманные истории. Или истории со временем «приукрасились» новыми не существовавшими в действительности подробностями. Не берусь утверждать однозначно. Ибо не суди и не судим будешь. Поэтому предлагаю самостоятельно ознакомиться с этой неоднозначной книгой, которая даже если и является выдуманной, тем не менее оказала сильное влияние на многих людей и очень многих из них укрепила в православной христианской вере. Книга будоражит человеческие умы, а значит как минимум достойна прочтения. А уж выдуманные ли там истории или нет — решайте сами.

Вообще же вопросы, поднимаемые главным образом на эмигрантских православных сайтах, очень серьезные — это вопросы взаимоотношений официального представителя Русской Православной церкви (РПЦ) в лице Московской патриархии и представительства РПЦ за рубежом (РПЦЗ), которые очень непросты.

Как выясняется, у РПЦЗ много претензий к современной РПЦ, которая является преемницей еще советской православной церкви. Отсюда и большой скептицизм по отношению ко многим святым и старцам, появившихся в советские времена. Но об этих противоречиях подробнее поговорим в следующей статье.

Дополнительно по теме:

Название: Отец Арсений

Аннотация:

Немногочисленные жизнеописания подвижников и мучеников XX века хотя и являют торжество любви над злом и смертью, столь характерное для древних житий святых мучеников, но редко в такой степени, как книга «Отец Арсений», принадлежащая неизвестному составителю. «Отец Арсений» – это сборник литературно обработанных свидетельств очевидцев о жизни современного святого-преподобного, исповедника – их духовного отца, также их рассказы о своей жизни. Еще в самиздатской машинописи замечательная книга широко распространилась и произвела сильнейшее воздействие на большой круг читателей.

Она явила образ святого нашего времени, внутренне тождественный православной святости всех времен, но имеющего неповторимые черты подвижника нового времени. В новом издании впервые печатается пятая часть «Возлюби ближнего своего», переданная издателям после выхода в свет предыдущих изданий.

Скачать книгу «Отец Арсений» (в форматах TXT, FB2, RTF, HTML)

Эта же книга на Литрес:

Киностудия «Покров» в 2011 году выпустила довольно интересный документальный фильм «Отец Арсений», посвященный одноименной книге. Фильм рассказывает о книге «Отец Арсений», а также о том, как собирались рассказы и повести, об их подлинности и литературной составляющей. Посмотреть данный фильм вы можете прямо на нашем сайте:

Добавить комментарий

Arseny Syuhin — IMDB

  • Биография
  • Награды
  • Викторины

IMDBPRO

  • Редактор
  • Режиссер
  • Writer

Arseny Syuhin был рожден в 1982 года. Окончил Мурманское музыкальное училище. Шесть лет служил в погранвойсках. После службы работал на телевидении в Мурманске. С 2009 года занимается монтажом трейлеров к фильмам, сериалам и видеоиграм. С 2012 года снимает короткометражки в жанрах боевик и ужасы. В 2014 году снял короткометражный боевик «Сталинград», после чего получил предложение о работе в одной из крупнейших российских кинокомпаний и переехал в Москву. Сейчас занимается монтажом фильмов и телесериалов.

BornOctober 5, 1982

Known for

Superdeep

9 Floors

Lockout

Stalingrad

Credits

Editor

  • Iron Mask

    • action unit editor
  • Sleepers II

    • Editor
    • TV Mini Series
  • The Crossing

    • Editor
    • Short
  • Hard Hangover

    • Editor
    • Short
  • The Day After

    • Editor
    • TV Series
  • Stalingrad

    • Editor
    • Короткий
  • Блокировка

    • Редактор
    • Короткий
  • Обещание

  • 9000 Редактор0004
  • Short
  • 9 Floors

    • Editor
    • Short
  • Director

    • Superdeep

      • Director (as Arseniy Sukhin)
    • The Crossing

      • Директор
      • Короткий
    • Тяжелое похмелье

      • Директор
      • Короткий
      • 0009
      • Stalingrad

        • Director
        • Short
      • Lockout

        • Director
        • Short
      • The Promise

        • Director
        • Short
      • 9 этажей

        • Режиссер
        • Короткий

      Писатель

      • Суперглубокий

        • screenplay by (as Arseniy Sukhin)
      • The Crossing

        • Writer
        • Short
      • Hard Hangover

        • Writer
        • Short
      • Stalingrad

        • Писатель
        • Короткий
      • Блокировка

        • Писатель
        • Короткий
          09
            0

            The Promise

            • Writer
            • Short
          • 9 Floors

            • Writer
            • Short

          Personal details

            • Arseniy Sukhin
            • October 5 , 1982
            • Мурманск, Россия

          Знаете ли вы

            • Снаряды летят в замедленной съемке.

          Связанные новости

          Внесем свой вклад в эту страницу

          Предложить редактирование или добавить недостающий контент

          Подробнее, чтобы исследовать

          Недавно просмотр

          Вы недавно не просмотрели Pages

          . Архив национальной безопасности

          Вашингтон, округ Колумбия, 3 марта 2022 – В то время как на этой неделе российские войска вторглись в Украину, Верховный суд России отклонил апелляцию легендарной правозащитной группы «Мемориал» против приказов о «ликвидации», намеченных властями в Декабрь 2021 года, чтобы вывести общество из бизнеса после более чем 30-летней работы по документированию жертв и ранее засекреченной истории советских репрессий.

          Европейский суд по правам человека 29 декабря 2021 г. приостановил исполнение постановлений о «ликвидации» Общества «Мемориал» и Правозащитного центра «Мемориал» в ожидании споров о том, нарушает ли российский закон об иностранных агентах Европейскую конвенцию о который подписала Россия. Однако апелляционное решение Верховного суда России на этой неделе и, тем более, российское нападение на Украину демонстрируют, что Россия не будет подчиняться требованиям Европейского суда в этом деле, как, вероятно, и во многих предстоящих делах о военных преступлениях России против Украины.

          Сегодня Архив национальной безопасности отдает дань неукротимому духу и вечному наследию Мемориала, публикуя документы и фотографии, ставшие результатом многолетнего сотрудничества Архива с Мемориалом. Во главе поста стоят три отчета из архивов «Мемориала», написанные тогдашним уполномоченным по правам человека Сергеем Ковалевым в 1994 и 1995 годах, в которых война России в Чечне описывается в терминах, прямо параллельных тому, что мир видит сегодня на Украине: неизбирательные нападения на мирных жителей, плохо информированных и плохо снабженных российских призывников, а российское руководство больше похоже на «мафиозную организацию», чем на правительство.

          В сегодняшнюю дань уважения «Мемориалу» также включены примеры его выдающихся энциклопедий, отслеживающих каждый лагерь для военнопленных в советском ГУЛАГе и карьеру каждого офицера НКВД и КГБ, служившего Сталину.

          На фотографиях покойный председатель «Мемориала» Арсений Рогинский, прогуливающийся с сотрудниками архива и российскими специалистами по настоящим баракам лагеря для военнопленных «Пермь-36», которые были сохранены «Мемориалом», во время последнего фестиваля «Пилорама» в этом лагере в 2012 году перед закрытием властями. сайт.

          Архивы Мемориала содержат тысячи записей о советском и российском инакомыслии, начиная от подпольной публикации критической литературы вопреки цензуре и заканчивая преследованием КГБ Московской Хельсинкской группы. Мужество и независимый дух, очевидные в этой многолетней диссидентской истории, а также государственные репрессии и жестокость, вновь проявились на прошлой неделе, когда тысячи протестующих были избиты и арестованы на улицах Москвы и 100 других городов России, говоря: « Нет войне».

          Сегодняшняя публикация также включает подробный отчет «Мемориала» о слушаниях в Верховном суде РФ 28 февраля 2022 года. Хотя мнимые судебные обвинения касались недостаточной маркировки «иностранного агента» в постах «Мемориала» в социальных сетях, прокуроры раскрыли свои истинные мотивы в ходе декабрьских споров. , утверждая, что «Мемориал» «искажает память о войне», «реабилитирует нацистов» и «создает ложный образ СССР» и России как террористических государств.

          Елена Жемкова, директор Мемориала и один из его основателей в XIX80-х, прокомментировал во время звонка в Zoom на этой неделе: «Наша организация разрушена, но наша работа продолжается, чтобы найти семьи жертв, сохранить память о политических репрессиях, внести свой вклад в реабилитацию пострадавших, и эта работа не исчезнет». Жемкова добавила: «Мы не возвращаемся к исходной точке, потому что многое из того, что мы собрали, теперь оцифровано и широко распространено и является частью мирового наследия. Но мы сейчас в другой реальности: не только «Мемориал», а все люди в России, которые открыто говорят и выражают свое несогласие с властью, подвергаются репрессиям».

          Жемкова описала цель «Мемориала»: «Наша первоначальная мысль, еще до сбора документов или установки памятников, была не допустить повторения подобных репрессий.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *