Арсений имя русское или нет: Арсений русское имя или нет. Арсений — церковное имя. Что означает имя Арсений
Значение имени Арсен. Имя какой национальности Арсен?
- 5 Сентября, 2018
- Происхождение
- Наталья Калиниченко
Имя Арсен многие исследователи связывают с более созвучным русским – Арсений. Другие изыскатели не выделяют имя Арсен в отдельную категорию, а считают, что это лишь одна из форм имени Арсений. Однако именно оно входит в ТОП-100 по популярности в России.
История происхождения
Многих родителей интересует вопрос, какой национальности имя Арсен? Во время существования Советского Союза, многих детей из Кавказских республик называли именно так. И действительно в нашей стране оно появилось из Армении, Башкирии и Татарстана. Но как утверждают историки, имяформа была образована от имени Арсений. Это имя широко распространено во Франции и Чехии.
Так какой национальности имя Арсен? На самом деле, имя появилось в Греции и звучало оно как Арсениос, что в переводе означает – «мужчина» или «мужественный». По другим предположениям, имя переводится как «зрелый». А некоторые лингвисты утверждают, что оно означает «человек».
От Арсениос было образовано и женское имя – Арсения. Кстати, оно было достаточно популярным примерно 20 лет назад в нашей стране. А у восточных народов и по сегодняшний день оно встречается очень часто.
Не зависимо от того, какой национальности имя Арсен, у православных народов, как и большинство имен, оно имеет своего святого – Арсения Коневского, который является покровителем моряков.
Характер у ребенка
В раннем детстве мальчики с таким именем имеют определенные трудности с общением. Однако причина кроется не в том, что они не общительны, а в том, что они ведут себя высокомерно, постоянно доказывают свое лидерство и если не согласны с чем-то, то никогда не уступят.
Для мальчика Арсена характеристика имени сильно влияет на характер. Ребенок обладает упорством, напористостью и принципиальностью, а такие качества мало кому по нраву.
Сильнейшая энергетика, которой обладает имяформа, не дает возможности ужиться окружающим с этим ребенком. Поэтому с ним нелегко приходится не только друзьям, но и родителям. Ребенок не пропустит ни одно слово в свой адрес, поэтому нужно быть постоянно на чеку, чтобы он не обиделся. Естественно, что бывают и исключения.
Подростковый возраст
А как влияет на дальнейшую судьбу значение имени Арсен? Характер в подростковом возрасте у такого мальчика становится еще невыносимее. Уже наблюдается огромная тяга к доминированию. Демонстрацию своего превосходства он уже не может скрыть. Подросток вспыльчив, бескомпромиссен, агрессивен и достаточно скрытен. Естественно, что такие черты характера мало кому понравятся, поэтому и друзей у Арсена немного.
В то же время, дети с таким именем не лишены доброты, справедливы и порядочны. Хотя, помогают окружающим, скорее всего, чтобы доказать в очередной раз свое превосходство. Ради этого они готовы даже пожертвовать своими интересами.
Сложнее всего подростку с таким именем в школе, где необходимо соблюдать правила и подчинятся. Именно там обнаруживается больше всего конфликтов со сверстниками и преподавателями. Так что родителям следует быть готовым к тому, что они будут часто посещать школу и бороться с неуспеваемостью своего чада.
Взрослый мужчина Арсен: значение имени
Повзрослев, мальчик с таким именем становится вовсе уникальной личностью. Наряду с безрассудством и принципиальностью, появляется умеренность в действиях и суждениях, некая зрелость и размеренность. С таким человеком уже проще сладить. Значение имени Арсен для мужчины предполагает желание быть лидером. И с годами оно не исчезает. Тем людям, которые пожелали остаться в его окружении придется постоянно угождать Арсену, повиноваться и слушать его. Но взамен окружающие получат преданность и верность. Арсен никогда не оставит близкого человека в беде, поможет не только словом, но и делом.
Отношения с женским полом
Независимо от того, в какой национальности имя Арсен дается, без сложностей во взаимоотношениях с женщинами не обойтись. Основная проблема – отсутствие гибкости и уступчивости. Если Арсен не приобрел этих качеств с возрастом, то ему будет достаточно сложно наладить контакт с любой представительницей прекрасного пола. Ведь вытерпеть заносчивость и эгоистичность способна не каждая женщина.
Еще одна проблема у мужчин с таким именем – излишняя влюбчивость. Любовь к Арсену приходит даже в тех случаях, когда дама совершенно не подходит ни по характеру, ни внешне. При этом мужчина думает, что не он должен завоевывать даму сердца, а она сама должна сделать все, чтобы остаться с ним.
И самое интересное, что Арсен в душе может и хочет стать добрым и внимательным, но натура не позволяет. Поэтому мужчинам с таким именем необходимо работать над своим характером, в противном случае, можно остаться одному.
Несмотря на значение имени Арсен, характер и судьба мальчика будут зависеть от многих факторов. Безусловно значение имени влияет на всю жизнь человека, но не является основополагающим обстоятельством. Ведь многое зависит от самого человека, независимо от того, как его зовут, насколько он захочет работать над собой и своим характером, а также от воспитания и социума, в котором он растет. Поэтому выбирая имя своему ребенку, не стоит полагаться исключительно на его толкование.
Профессиональная сфера
Значение имени Арсен в бизнесе и карьере играет огромную роль. Обычно, мужчины, названные так, становятся руководителями. При этом совершенно не важно, какая будет выбрана сфера деятельности — юриспруденция или торговля — Арсен везде добьется успеха. Целеустремленного сотрудника обязательно заметят, и его карьера пойдет стремительно вверх.
Как руководитель Арсен будет великодушным и справедливым, с коллективом будут складываться хорошие отношения. Для некоторых сотрудников он станет лучшим другом и вдохновителем, ведь большую часть времени он будет проводить именно на работе. Ответственность будет заставлять его скрупулезно выполнять свои обязанности и работать сверхурочно. Арсен станет даже забывать выходные и праздничные дни, но материальное вознаграждение играет не последнюю роль. Если его усилия не будут оценены адекватно, то напрягаться Арсен не будет.
Несмотря на карьерный рост, рано или поздно, мужчина с именем Арсен откроет свой частный бизнес. Сделает он это, когда будет полностью уверен в том, что предприятие будет успешным. Именно целеустремленность, уверенность в себе и бескомпромиссность помогут ему справиться со всеми трудностями и достичь высот. При этом чувство ответственности не позволит этому человеку обмануть свой персонал и партнеров.
Происхождение и значение имени Арсен в зависимости от даты рождения
Мальчиков, рожденных весной, будет отличать эгоистичность и желание, даже требование постоянной заботы и нежности. Это ранимые натуры, но очень сдержанные, не позволяющие выплеснуть свои негативные эмоции на окружающих. «Весенние» Арсены непредсказуемые, хотя и умеющие налаживать дружественные контакты.
Мальчики, рожденные летом, становятся капризными, вспыльчивыми и достаточно агрессивными личностями. Такие люди совершенно не умеют мириться с недостатками окружающих людей. С другой стороны, Арсены, родившиеся летом, быстро идут на контакт, умеют веселиться. У них много шансов стать хорошими руководителями.
Рожденные осенью отличаются мягкостью и ранимостью, позитивным настроем и миролюбием, но все это скрыто под маской импульсивности. Несмотря на агрессивность, Арсений, рожденный осенью, никогда не оставит товарища в беде. Эти мужчины дисциплинированные и бескорыстные.
Значение имени Арсен для рожденных зимой выражается в том, что главное правило для таких мужчин – достигнуть свой цели несмотря, ни на какие обстоятельства. Эти мужчины не любят шумных компаний, а предпочитают проводить свободное время в одиночестве. А для счастья таким мужчинам не нужен адреналин, удовольствие они могут найти в спокойствии.
Вместо заключения
Выбирая имя своему малышу, следует понимать, что имя Арсен означает, что у такого человека будет сложная натура. В то же время, люди с таким именем могут, при желании, достигнуть высот в профессиональной сфере, стать независимыми и богатыми.
Хотя трудности в отношениях с женщинами могут возникнуть, если Арсен не попытается усмирить свою эгоистичную и надменную натуру. Такая же ситуация с друзьями – научится идти на компромиссы, значит, будут товарищи, если нет, то останется один.
Родителям такого мальчика будет тяжело, в особенности отцам, так как Арсений не сможет и не захочет быть настоящим сыном, принимать советы и учения. Матери всегда терпимее, поэтому им будет проще.
В любом случае, какие бы ни характеризовалось у этого имени значение, характер и судьба Арсена будет напрямую зависеть от того, сколько душевного тепла будет вложено в ребенка. Только любовь и терпимость позволят воспитать достойного и благородного человека.
Похожие статьи
Происхождение
Красивые английские женские имена: список, произношение, значение имен и личные предпочтения
Происхождение
Мужские и женские славянские имена
Происхождение
Имя Булат: происхождение, значение, совместимость, характер и судьба
Происхождение
Фамилия Егоров: происхождение, национальность и значение
Происхождение
Женские латинские имена: тайна и значение
Происхождение
Вадим: тайна имени, происхождение, значение, совместимость, характер и судьба
У кого сегодня день ангела: значение имени и поздравления
15 марта все Арсении отмечают свои именины.
Имя Арсений имеет греческие корни. Это имя появилось от греческого имени Арсениос, означающее «зрелый», «мужественный». Также трактуют как «мужчина», «мужской». От мужского имени Арсений образовано женское имя – Арсения.
Краткая форма имени Арсений – Арсен – стала самостоятельным именем и употребляется независимо. Имя Арсен стало широко употребляемым именем среди татар, башкир и армян, и среди этих народов приобрело значение «сильный, бесстрашный». Также встречается и тождественный перевод греческому значению – «человек», «мужчина». От мужского имени Арсен образована женская форма – Арсена.
В детстве Арсений покладистый и застенчивый мальчик. Он и вырастает таким же мягким и добродушным. Он не лишен внутренней энергии, но она, как правило, находит выход в воображении и мечтательности. Арсению нравится общаться, он стремится играть в компании. У него всегда много товарищей, никого он особо не выделяет и настоящих друзей у него совсем немного. Арсений очень тщательно выбирает себе друзей и в тоже время в дружбе он небескорыстен и просто так не поможет.
Но вот к животным и растениям питает любовь и может самоотверженно ухаживать за ними.Арсений – очень творческий человек. Он тонко переживает все события своей жизни и обидеть его ничего не стоит. Не всегда этот мужчина способен постоять за себя, ему для этого не хватает решительности. Арсений старается держаться в стороне от бурной жизни, в большей степени живет в мире иллюзий.
Благодаря мягкости и душевности мужчина, носящий имя Арсений, никогда не страдает от недостатка друзей и знакомых. Только в кругу друзей Арсений становится жизнерадостным человеком. А по жизни этот мужчина предпочитает пускать все на самотек и не заботится о своем реальном состоянии. У Арсения даже есть опасность слишком погрузиться в свои мечты и совсем оторваться от реальной жизни.
Но и Арсений имеет свои шансы на успех в жизни. Может так случиться, что мужчина возьмет себя в руки и начнет развивать в себе решительность и твердость. Приобретя эти качества, он уже сможет постоять за себя и многого добиться, не потеряв при этом свойственной ему душевности. Арсений трудолюбив, общителен и аккуратен. Если в нем родители заложили стремление к действию и желанию побеждать, то его целеустремленность, смелость и решительность помогут ему добиваться задуманного. Но главный враг Арсения – это его упрямство. Он даже сам не знает, куда может оно его привести – к победе или к поражению.
Арсений не переносит насмешек надо собой. Неудачная шутка – верный способ испортить отношения с этим человеком. Правда, обиду он быстро забывает, но в первые минуты либо выскажет свое недовольство в форме строгой отповеди, либо на какое-то время замкнется в себе. Если же подружиться с этим человеком, то можно быть уверенным, что в его лице найдешь одного из самых верных друзей.
Арсений не против приврать, чтобы добиться желаемого. Его расчетливость и хитрость помогают ему карабкаться по карьерной лестнице, но вот блистать и быть на виду у всех не в интересах Арсения.
В семейной жизни Арсений не очень внимательный муж. Он готов и здесь изворачиваться и придумывать отговорки, лишь бы не ехать в гости к теще, не ходить в магазин или же мыть машину, когда ему от этого нет никакой выгоды. Женщину он ищет непритязательную и доверчивую.
Поздравления:
Дорогой Арсений!Сердечно поздравляю тебя с днем твоего небесного Покровителя, с праздником именин. Я хочу пожелать, чтоб твой невидимый защитник оберегал тебя от разных бед и напастей, чтоб направлял тебя на верный путь, не давал грустить, чтоб отгонял от тебя глупые и не нужные мысли. А также, чтобы ты почаще улыбался, ведь когда ты улыбаешься, твой святой Покровитель светится от счастья и этот свет отражается у тебя в глазах. Пусть он хранят тебя всю жизнь! Будь счастлив!
Ты, Арсений, классный парень
Знают близкие, друзья.
Я добра тебе желаю,
Счастлив будь, живи любя.
Положительных эмоций
Я желаю лишь тебе.
В личной жизни и работе
Быть желаю на коне.
В этот чудный день принимай скорее поздравленья, Арсений, ведь сегодня у тебя именины! Я желаю тебе сохранить в себе те струнки души, которые создают прекрасную мелодию.
Эта мелодия – сочетание мужественности, образованности, трудолюбия, доброты, заботы и красоты сердца! Пусть Ангел хранит тебя от бед и наполняет жизнь светом!Зазвенел с утра будильник,
Наш Арсений — именинник.
Принесем ему мы сок
И расскажем поздравок.
Мы любимому Арсюшке
Потягаем чуть-чуть ушки,
Чтобы рос большим и сильным,
Образованным и стильным,
Добрым, ласковым, красивым,
И здоровым, и счастливым,
Крепким, умным пареньком.
Чтоб и глазки — с огоньком!
Желаем сегодня Арсению
Добра, настроенья весеннего,
Успеха во всех начинаниях,
Пусть радость придёт долгожданная!
Быть сильным духовно, физически,
Характер иметь героический,
Стать крайне богатым финансово
И жить очень долго и счастливо!
Сквозь столько много поколений,
Есть имя редкое — Арсений.
Оно полно добра и силы,
Его всегда судьба любила.
Пусть мужество твое крепчает,
А вечер встретит теплым чаем.
И радуга вдруг заискрится,
А в жизни — светлая страница.
Мужественный наш Арсений! В этот день мы поздравляем тебя с именинами и днем твоего Ангела! Пусть он хранит тебя от бед, освещая твой жизненный путь. Пусть небо будет снисходительным к твоим ошибкам и всегда дает шанс их исправить! Будь надежным, верным и преданным и с честью носи свое прекрасное имя!
Дорогой Арсений, поздравляю!
Что тебе сегодня пожелать?
Вдохновенье чтобы наполняло,
Не пришлось чтобы скучать,
Чтоб на всех фронтах победы
Приносили лавры и почет,
Окружали счастья чтоб букеты
И чтоб рос, конечно же, доход.
15 марта — приметы и обряды в день Федота-ветроноса
Всегда, в любую пору года,
Какая б не была погода,
Пусть будет каждый день, Арсений,
Заряжен радостью весенней,
Чтоб вдохновляющая сила
Тебя повсюду находила,
Чтоб был ты в жизнь всегда влюбленный,
И свет во всём горел зелёный.
Святитель Арсе́ний Элассонский, Суздальский, архиепископ
Основные сведения об Арсении Элассонском (1550–1625), архиепископе Суздальском и Тарусском, содержатся в его сочинениях и греческом житии святителя, написанном человеком, хорошо его знавшим[1].Родился в январе 1550 года в селении Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона монастыря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями Арсения были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий[2] и Пахомий (в миру Панайотис) – «слава иеромонахов», по выражению Арсения Элассонского.
После смерти отца (ок. 1560) воспитывался в доме брата еп.
В 1568–1572 гг. учился в Трикале в школе известного дидаскала монастыря Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией, а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита.
В 1572 г. был пострижен в монашество Арсением, митр. Патр, через несколько дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона.
В 1572–1575 гг. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в монастыре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха.
В конце 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени патриархом, вызвал Арсения в Константинополь и поставил чередным священником патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 – нач. 1584 г. в Константинополе, Арсений посещал лекции дидаскалов.
21 февраля 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февраля 1584 г. до марта–апреля 1585 г. жил в Элассоне.
Поездка в Россию и деятельность во Львове
В мае 1585 г. патриарх Феолипт II вызвал его в Константинополь. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, который привез патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В благодарность патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав которого был включен и Арсений. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули русскую столицу.
Участие в образовании Московского патриархата. Жизнь в Москве
В 1586 г. патриарх Иеремия II в 3-й раз вступил на Константинопольскую кафедру. Состояние церковных дел было плачевным, и патриарх решил отправиться в Москву за милостыней. 1 мая 1588 г. вл. Арсений получил грамоту Иеремии, предлагавшего ему приехать в Замостье: здесь патриарх должен был встретиться с канцлером Яном Замойским для получения разрешения польского короля на проезд через его страну. 20 мая А. Э. соединился с патриархом в Замостье и выразил желание сопровождать его до рус. столицы вместе с Монемвасийским митр. Иерофеем, архим. Христофором, архидиак. Леонтием, Георгием Логофетом, Николаем Аристотелем и др. 11 июля 1588 г. посольство прибыло в Москву. Арсений Элассонский принимал участие в переговорах русского правительства с патриархом Иеремией относительно учреждения в России патриаршества, поддержал эту идею (среди членов греч. посольства существовали острые противоречия по вопросу об учреждении патриаршества). Принял участие в избрании патриарха всея Руси, состоявшемся 23 янв. 1589 г. в Успенском соборе, доставил во дворец к царю акт избрания. 26 января патриарх Иеремия в сослужении митр. Иерофея, Арсения Элассонского и русских архиереев рукоположил св. митр. Иова во патриарха. На торжественных обедах, устроенных царем и царицей в честь Иеремии, члены греческого посольства получили богатые дары. В феврале того же года патриарх Иеремия совершил поездку в Троице-Сергиев монастырь и в мае 1589 г. покинул Москву. Арсений Элассонский получил от царя Феодора Иоанновича разрешение остаться в русской столице, дом вл. Арсения находился в Кремле, недалеко от царского дворца.
В мае 1591 г. Тырновский митр. Дионисий доставил в Москву акт Константинопольского Собора 1590 г., утверждавший создание Московского патриархата. Арсений Элассонский был привлечен для рассмотрения этого документа, отвергнутого русским правительством из-за того, что в ряду православных патриархов Московскому патриарху отводилось 5-е место. 12 февраля 1593 г. Собор вост. иерархов в Константинополе еще раз признал законность учреждения в России патриаршества и подтвердил 5-е место Московского патриарха в ряду других православных патриархов. Доставленный в Москву акт был признан рус. властями, однако привезшие этот документ архим. Неофит и чтец Иоасаф испытали в России немалые трудности, прежде чем в 1597 г. смогли возвратиться к себе. Большая роль в их освобождении принадлежала Арсению Элассонскому, благодаря чему у него завязались отношения с патриархом Александрийским, святителем Мелетием (Пигой).
«Живя в Кремле, постоянно общаясь с русским царем и патриархом, Арсений видел свою важнейшую обязанность в том, чтобы информировать греческий мир об обстановке в России, на помощь и поддержку которой рассчитывало тогда все порабощенное турками православное население Восточного Средиземноморья»[3]. Видимо, с начала своего пребывания в Москве Арсений Элассонский стал делать подробные записи о современных ему событиях. В Триоди митр. Фотия[4] он оставил запись об основании в 1589 г. Московского патриархата и о рождении у царя Феодора Иоанновича в мае 1592 г. дочери Феодосии. В 1590–1593 гг. Арсений Элассонский написал большое поэтическое произведение «Труды и странствования смиренного Арсения, архиепископа Елассонского, и повествование о создании Московского патриархата». Изложение событий, приведших к образованию в России патриархата, в поэме не расходится с русскими источниками (посольскими книгами). Арсений Элассонский старается оправдать действия патриарха Иеремии против обвинений патриарха Мелетия (Пиги), считавшего, что Иеремия превысил свои полномочия.
Арсений Элассонский делал многочисленные вклады в греч. монастыри, в храм Воскресения Господня в Иерусалиме, монастыри Палестины и Афона. По-видимому, с посольством Дионисия, покинувшим рус. столицу в марте 1592 г., Арсений Элассонский послал в Александрийский патриархат, в Метеоры и в монастырь Дусику рус. иконы. В том же году он сделал вклады иконами в Лавру Саввы Освященного, в Афонские монастыри Хиландар и Дионисиат. В 1593 г. послал 4 иконы в дар митр. Филадельфийскому Гавриилу Севиру и греч. церкви св. Георгия в Венеции, в 1594 г. – икону «Преображение» на Синай.
Между 1595 и 1598 гг. составил греч. службу св. Василию Блаженному и переслал ее в монастырь Дусику, где она хранится до наст. времени. В 1599 г. отправил на Афон рукописный Литургиарион. В 90-х гг. XVI в. выдающийся каллиграф иером. Лука (впосл. митр. Унгро-Влахийский) создал в Москве книгописную школу, к которой принадлежали Арсений Элассонский, поташанский иером. Матфей, буд. митр. Мир Ликийских, Иерофей Монемвасийский, Иерофей Кукузелис, Порфирий Созопольский, переписавшие в Москве более десятка греч. книг. В 1596 г. Арсений Элассонский по заказу Бориса Годунова написал для храма Воскресения в Иерусалиме роскошное «златокованное» Евангелие-апракос, еще одна такая же рукопись была изготовлена им и послана, вероятно в 1604 г., в Лавру Саввы Освященного.
Титулярный архиепископ Архангельский
В 1597 г. был поставлен титулярным архиепископом Архангельским и стал «хранителем царских гробниц» в Архангельском соборе Московского Кремля. В акте избрания на царство Бориса Годунова 1 августа 1598 г. он подписался как архиепископ Архангельский, указав также свой прежний титул – «архиепископ Елассонский». Грамотой от 15 ноября 1599 г. царь пожаловал ему как архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах, принадлежавшие до этого собору. На получаемые с них доходы Арсений Элассонский строил храмы в Москве и пожалованных владениях. В московском Андрониковом монастыре он построил церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, восстановил большую трапезу, выстроил каменную колокольню (о строительстве колокольни сообщает житие Арсения, однако мн. исследователи это оспаривают). В подмосковном с. Святые Отцы (Всехсвятском) «воздвиг церковь Всех святых и украсил ее внутри и вне, обнес ее оградой кругом, и насадил около нее различные деревья, и вблизи ее устроил пруд, и вырыл вблизи колодезь, против двери ее». В с. Завидово Клинского у. на средства Арсения Элассонского была воздвигнута церковь Успения Богородицы с 2 приделами – в честь Соборов Архангелов Михаила и Гавриила и всех Небесных Сил Бесплотных и во имя прор. Илии. Вблизи от Завидова, по-видимому в с. Спас-Заулки, Арсений Элассонский «воздвиг церковь великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В с. Никитском Боровского у. он построил церковь во имя Архангелов, «обнес ее оградою… и насадил около нее различные деревья». В 1599 г. Арсений Элассонский отослал в метеорский монастырь Варлаам серебряный дискос, в кремлевский Архангельский собор дал вкладом Служебник (Вильно, 1583). Позднее Арсений Элассонский сделал еще ряд вкладов в Архангельский собор: в 1606 г. – Евангелие, в 1609 г. – Минею за ноябрь; на окладе печатного Евангелия XVII в., хранившегося в соборе, имелись фрагменты серебряного оклада, снятого с Евангелия, – вклада Арсения Элассонского в собор в 1609 г. По-видимому, в связи с многочисленными вкладами Арсения Элассонского его род был записан в синодик Архангельского собора. В 1602 г. отправил с иерусалимским архим. Дамаскином в монастырь Татарна подаренный ему иером. Матфеем в 1596 г. Евхологий и некоторые предметы церковной утвари. С августа 1603 по март 1604 г. в Москве для сбора милостыни находились посланцы Иерусалимского патриарха Софрония V во главе с архим. Феофаном, буд. патриархом. Арсений Элассонский немало способствовал успеху этого посольства.
Смутное время
В Смутное время архиепископу Архангельскому пришлось перенести немало испытаний. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I занял Москву, 7 июля венчался на царство. И в его встрече, и в венчании Арсений Элассонский принимал самое активное участие: после коронации самозванца в Успенском соборе «императорской короной» Арсений Элассонский в Архангельском соборе возложил на него шапку Мономаха. 30 июня состоялся Собор Русской Церкви, в котором участвовал Архангельский архиепископ. Собор низложил патриарха свт. Иова и на его место избрал грека Игнатия. 8 мая 1606 г. Арсений Элассонский участвовал в короновании Марины Мнишек, 11 мая явился во дворец с поздравлениями и подарками новобрачным Лжедмитрию и Марине. 19 мая Арсений Элассонский был среди высшего духовенства Русской Церкви, когда после расправы с Лжедмитрием состоялось избрание царем Василия Иоанновича Шуйского. Вслед за этим Игнатий был низложен и патриархом избрали Казанского митр. сщмч. Ермогена. Далее Арсений Элассонский стал свидетелем появления Лжедмитрия II и пленения поляками Василия Шуйского (июль 1610), пожара в Кремле (1611), при котором пострадал и дом архиеп. Арсения. После ареста поляками 1 мая 1611 г. патриарха Ермогена Арсений Элассонский стал главой православного духовенства в Москве и в этом качестве участвовал в переговорах боярского правительства с королем Сигизмундом III, 5 окт. 1611 г. Архангельский архиепископ подписал 2 грамоты Сигизмунду и его сыну Владиславу, содержавшие «убеждение королевича к скорому приезду в Москву» для последующего коронования на царство.
Потерявший почти все свое имущество и голодавший во время осады Кремля рус. ополчением в августе-октябре 1612 г., Арсений Элассонский сподобился явления ему прп. Сергия Радонежского, который предсказал скорое избавление от бедствий. 27 ноября во главе московского духовенства Арсений Элассонский с Владимирской иконой Божией Матери встречал вступавшее в Москву русское войско. 2 мая 1613 г. он вместе со всем духовенством встречал близ Москвы Михаила Феодоровича Романова и его мать Марфу и сопровождал их к царским гробницам, где служил молебен. 11 мая он поставил свою подпись на грамоте об избрании царем Михаила Феодоровича, 11 июля участвовал в венчании юного царя.
На Тверской кафедре
В 1613 г. был назначен на Тверскую кафедру[5], за ним был также сохранен титул «архиепископ Архангельский».
В 1613 г. подписал антиминс для храма в Оршине монастыре. Житие сообщает, что он возобновил, отремонтировав и перестроив, Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери, в котором 25 лет не совершались богослужения. Назначил к собору «протопопов, и священников, и протодиакона, и иеродиакона, клириков, и певцов, и чтецов, чтобы петь и священнодействовать в ней и в приделах каждый день немолчно и непрерывно»[6]. Без должной аргументации данное известие оспаривается исследователями тверской старины[7]. Однако в описании собора в тверских писцовых книгах П. Нарбекова и подьячего Б. Фадеева 1626 г. отмечены многочисленные вклады Арсения: напрестольное Евангелие, обложенное серебром, ризы, епитрахили, палица, параманд, омофор, сулок – все украшенное золотым шитьем, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, и др. вещи. На некоторых предметах были вкладные надписи святителя[8]. Пожертвовал в тверскую церковь Арх. Михаила рукописное Евангелие XV в. с собственноручной вкладной записью, неск. книг – в Успенский Отроч монастырь. Житие сообщает, что «после возобновления этой соборной церкви и приделов ее он прожил там на архиепископии немного времени. Сначала 2 года и 10 месяцев, а вторично около двух месяцев»[9].
Архиепископ Суздальский
Точная дата перевода Арсения Элассонского на Суздальскую кафедру неизвестна. Некоторые исследователи считают, что это случилось в 1615 г., достоверно известно, что он титуловался «архиепископом Суздальским и Тарусским» в октябре 1616 г. После перевода в Суздальскую епархию святитель был освобожден от служения при Архангельском соборе и утратил титул «архиепископ Архангельский», однако продолжал жить в Москве в кремлевском Богоявленском монастыре, принимая активное участие в общецерковных делах.
В 1618 г. присутствовал на Соборе, который осудил архим. прп. Дионисия (Зобниновского) и его сподвижников, исправивших Требник; участвовал в поставлении на Рязанскую архиепископию Иосифа, инока Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря. В 1619 г. в Москву приехал Иерусалимский патриарх Феофан, в июне 1619 г. возглавивший интронизацию патриарха Филарета. Арсений Элассонский не только участвовал во всех богослужениях и совещаниях рус. властей с патриархом Феофаном, но, по-видимому, являлся переводчиком и ближайшим советником последнего. 22 июня 1619 г. при наречении митр. Филарета патриархом Московским Арсений Элассонский встречал его при входе в Успенский собор, 24 июня принимал участие в его поставлении.
В 1620 г. святитель участвовал в Соборах, принявших постановления «О крещении латын и о их ересех» и об отношении к «белорусцам, приходящим от Польского и Литовского государства в православную веру греческого закона».
В 1625 г., незадолго до смерти, по повелению патриарха Филарета принял участие в расследовании о чудотворениях от Казанской иконы Божией Матери, перенесенной из Шартомского Никольского монастыря в храм Воскресения Христова в Суздале. Расследование подтвердило чудеса от иконы, и в память перенесения иконы в Суздаль 23 ноября было установлено празднование.
За время пребывания Арсения Элассонского на Суздальской кафедре известны следующие его вклады: в 1619 г. в Николо-Шартомский монастырь рукописное Евангелие с собственноручной подписью и просьбой поминать его родителей и братьев, в 1623 г. медный ковшичек для теплоты в Боголюбовский монастырь и в 1624 г. такой же ковшичек в Евфросиниев суздальский монастырь. Вероятно, были и др. пожертвования.
Скончался 29 апреля 1625 года в Суздале, погребен в Суздальском кафедральном Рождественском соборе. Вскоре после кончины установилось его местное почитание. В 1660 г. над могилой святителя была устроена деревянная гробница и был написан его образ, в храмах Суздаля (Воскресения Христова) и епархии (в селах Знаменском и Красном Суздальского у.) появились иконы, на которых Арсений был изображен вместе с канонизированными Суздальскими чудотворцами. В 1668 г. Суздальский архиеп. Стефан обрел нетленные мощи Арсения Элассонского. Память святителя под 29 апреля и обретение его мощей под 28 апреля отмечены в Кайдаловских святцах кон. XVII в.[10]. Имя Арсения Элассонского упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII–XVIII в.). На его гробе часто заказывались панихиды. Особенно большое стечение молящихся было в пятницу перед Троицыным днем, это были преимущественно женщины и дети, просившие святителя о помощи больным детям.
Местная канонизация совершилась в 1982 г., когда имя святителя было включено в Собор Владимирских святых. В 4-м тропаре 5-й песни канона утрени Арсений Элассонский прославляется как «благочестия столп непоколебимый». О почитании святителя Арсения на православном Востоке свидетельствует существование греч. жития.
В связи с неоднократным обращением во Владимиро-Суздальский музей-заповедник Председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и по благословению патриарха Алексия II специальная комиссия в августе 2005 г. провела археологическое обследование и вскрытие захоронения Арсения Элласонского. Тогда были обнаружены кирпичная стенка и переложенный свод склепа, остатки деревянного гроба, хорошо сохранившиеся мощи святителя Арсения и фрагменты его облачений. Мощи святого были извлечены из старой гробницы и помещены в новую раку, сооруженную над местом его захоронения. Частицу мощей через патриарха Алексия передали Элладской Православной Церкви. Д.В. Пежемским было проведено комплексное антропологическое исследование мощей Арсения Элассонского и С.А. Никитиным сделана научная реконструкция его внешнего облика.
Труды
Написал двуязычную «Грамматику доброглаголиваго еллинословенскаго языка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).
Составил греч. службу св. Василию Блаженному.
Можно предположить, что по побуждению патриарха Феофана Арсений Элассонский обработал свои заметки, которые он делал в Москве на протяжении многих лет, и превратил их в «Историю России» – первое греч. сочинение на эту тему, кратко излагающее русскую историю со времени Крещения до вступления на царство Михаила Феодоровича (более подробно описаны события после смерти Иоанна IV Грозного). В «Истории» Арсений Элассонский вновь рассказывает о событиях, приведших к учреждению Московского патриархата. В разногласиях между патриархом Иеремией и русской стороной, обнаружившихся в процессе переговоров, Арсений Элассонский винит спутников патриарха. Для церковной истории имеют также значение подробные записи Арсения о пожертвованиях царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова храмам и монастырям России и правосл. Востока, а также патриаршим кафедрам. Отдельные сведения, в этой связи сообщаемые Арсением Элассонским, являются уникальными. При описании Смуты Арсений Элассонский не касается религиозной стороны событий, рассматриваемых им как результат столкновений политических интересов отдельных группировок людей и государств. Подобно боярскому правительству в Москве, он видел выход из бедствий в приглашении на русский трон королевича Владислава; все, что мешало осуществлению этого плана, воспринимал враждебно: он называет участников восстания в Москве весной 1611 г. «глупыми и пьяными холопами». Лишь позднее, испытав ужасы пребывания в осажденной Москве, он изменил свое мнение. Большое значение имеют подробные описания в «Истории» коронации Лжедмитрия I и Марины Мнишек, уточняющие соответствующие рус. свидетельства, а также оценки Арсением Элассонским некоторых событий церковной истории тех лет. Так, он полагал, что Игнатий был поставлен патриархом в соответствии с церковными канонами, низложен же без достаточных оснований. «История России» была переписана в Москве сопровождавшими патриарха Феофана архим. Христофором и архидиак. Неофитом и увезена на Восток. Копия была найдена А.А. Дмитриевским в Сумелийском монастыре под Трапезундом в одной рукописи с житием Арсения Элассонского.
Существует мнение, что Арсений Элассонский является составителем рус. летописного свода 1-й пол. XVII в. – «Пискаревского летописца», однако эта точка зрения не получила признания в научной литературе.
Примечания
[1] Житие было найдено А.А. Дмитриевским в монастыре Сумела под Трапезундом.
[2] Посетил Москву в 1591 вместе с Тырновским митр. Дионисием, доставившим в Россию акт Константинопольского Собора 1590 г. об учреждении Московского Патриархата.
[3] Фонкич. Греческо-русские культурные связи. С. 58
[4] ГИМ. Син. греч. № 462
[5] Наиболее ранний известный документ, в котором он назван «архиепископом Тверским и Кашинским», датируется июлем 1613 – ААЭ. Т. 3. СПб., 1836. № 4. С. 7
[6] Житие. С. 208
[7] Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994. С. 51-52
[8] Выпись из Тверских писцовых книг П. Нарбекова и подьячего Б. Фадеева 1626 г. Тверь, 1901. С. 4, 9, 10-12
[9] Житие. С. 208
[10]Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549
In Memoriam – Арсений Борисович Рогинский, 1946-2017
Вашингтон, округ Колумбия, 20 декабря 2017 г. – Архив национальной безопасности скорбит о кончине на этой неделе нашего дорогого друга, коллеги и вдохновляющего партнера Арсения Борисовича Рогинского, основателя и руководитель общества «Мемориал» в Москве. Веб-сайт «Мемориала» сообщил о его смерти от рака 18 декабря в возрасте 71 года.
Арсений Рогинский родился в политической ссылке в маленьком северном городке Вельск, Россия, куда его семья была отправлена после осуждения его отца во время сталинских репрессий. Борис Рогинский вскоре снова был арестован и умер в лагерях в 1951. Так в этой истории родился величайший историк и хранитель общественной памяти о репрессиях в России.
Учась у известного историка культуры и философа литературы Юрия Лотмана в Тартуском университете в Эстонии, Арсений Рогинский занимался исследованием декабристов и оппозиционных движений XIX века в России, затем работал учителем в народной школе для следующего 10 лет. Продолжая исследования XIX века в Ленинградском государственном архиве, он заинтересовался документами ХХ века и сталинскими репрессиями. Преданный архивариус, Рогинский начал собирать собственный архив репрессий в начале 19 века.70-е годы и начал издавать самиздатский журнал « Память » (Память).
В 1981 году был арестован по обвинению в использовании поддельных документов для работы в архивах и приговорен к 4 годам лагерей, где отбыл полный срок. Выйдя на свободу, Рогинский страстно проникся духом перестройки , разделив с новым советским лидером Михаилом Горбачевым идею — а точнее необходимость — заполнить «белые пятна истории», которые были стерты Коммунистической партией. В 19В 88 году он стал соучредителем Общества «Мемориал», которое играло ведущую роль в восстановлении истории, памяти жертв и защите прав человека в последние годы Советского Союза и в новой Российской Федерации. Рогинский остался подлинным руководителем «Мемориала», а в конце жизни был председателем общества.
Когда сотрудники Архива национальной безопасности впервые приехали в бывший Советский Союз в 1992 и 1993 годах, Рогинский уже был легендарным благодаря своему вниманию к документам и своим расследованиям. Впервые мы встретили Арсения Борисовича среди кучи собранных им документов и фотокопий, начиная от расстрельных приказов, подписанных Сталиным, и заканчивая рукописными мемуарами на листах туалетной бумаги, тайно вывезенных из ГУЛАГа. Мы всегда видели его на острие историко-памятной работы, сотрудничая и консультируясь с журналистами, учеными, семьями погибших, правозащитниками, следственными комитетами Верховного Совета и Думы, аппаратом омбудсмена, руководителями государственных архивных организаций. , и всех, кто мог продвигать поиск доказательств и правды.
К 1996 году Архив привозил рассекреченные американские документы и скромное грантовое финансирование для поддержки ряда проектов под руководством Арсения Борисовича в Мемориале. Мы очень гордимся тем, что сыграли небольшую вспомогательную роль в таких знаковых публикациях «Мемориала», как многотомная серия биографий и фотографий агентов НКВД и КГБ, взятых из экстраординарного набора данных Коммунистической партии, обнаруженного Рогинским в личных делах партии при проверке сотрудники тайной полиции для каждого продвижения по службе.
Мы также гордимся тем, что внесли свой вклад в «Мемориал» Словарь ГУЛАГа , том, в котором содержится информация об истории, населении, директорах, уставах и распоряжениях каждого лагеря на архипелаге ГУЛАГ с 1923 по 1960 год. Тщательно собранный за годы Благодаря усилиям эти данные легли в основу всех современных отчетов о лагерях для военнопленных и заложили основу знаний, которую невозможно стереть. Для меня было честью получить лично от Арсения Борисовича чрезвычайное издание Мемориала 9-го века Бориса Свешникова.0009 Лагерные рисунки , замечательные работы пером и тушью (иногда кистью) из лагерей студента-художника Свешникова, ложно обвиненного в антисоветском заговоре, во время его 8-летнего заключения, начиная с 1946 года.
Работа с Рогинским, Архив также поддержал создание указателя для цифрового издания знаменитого самиздата «Хроника текущих событий » и серию тестов с использованием российского закона о доступе к информации для проверки открытости в региональных и местных российских архивах. «Мемориал» также выступил одним из спонсоров конференции Архива 2011 года в Горбачев-фонде в Москве, посвященной 19 годам89-1991, и объединив государственные документы самого высокого уровня из советских и американских файлов с презентациями ученых, ветеранов и активистов о роли Горбачева и гражданского общества в преобразовании Советского Союза в те годы.
Во всех наших совместных проектах оригинальная идея практически всегда исходила от Арсения Борисовича. Он вдумчиво и тщательно руководил каждым из проектов, уделяя много личного времени и заразительной энергии нашей совместной работе. Он также нашел время, чтобы принять участие в нашем многолетнем проекте по свободе информации и доступу к архивам в бывших советских республиках, посетил многочисленные конференции с нами в Грузии, Армении и Азербайджане, работал в грузинских архивах безопасности с нашим грузинским коллеги. Его целеустремленность и репутация были гарантией успеха этих конференций, потому что участники понимали, что если Рогинский будет вовлечен, то разговор будет честным, всесторонним и взвешенным. Мы и наши партнеры бережно храним память о нашей работе с Арсением Борисовичем.
В сентябре 2011 года, по завершении двухлетнего проекта с «Мемориалом», мы организовали в Москве публичный запуск нового веб-портала «Картер и советские диссиденты», на котором были представлены рассекреченные документы США и СССР. Присутствовали многие ведущие советские диссиденты, в том числе Людмила Алексеева и Сергей Ковалев. Арсений Борисович был мозгом портала и главным спикером на запуске — веб-публикация остается постоянным наследием Рогинского.
В 2012 году по приглашению Рогинского у нас была уникальная возможность посетить последний съезд Пилорамы, который был закрыт властями в 2013 году. Этот фестиваль истории, музыки и живых свидетелей проводился ежегодно, начиная с 2005 года. в музее «Пермь-36», одном из немногих уцелевших бывших лагерей ГУЛАГа (в которых заключенные содержались еще в 1987), в конечном счете сохраненная усилиями местного отделения «Мемориала» при активной поддержке Рогинского. Название Pilorama относится к лесозаготовительным работам, которые ранее проводились заключенными. Мы видели около 3000 молодых людей, разбивших лагерь на полях рядом с лагерем в холодную и дождливую погоду. Они пришли послушать настоящих бывших узников Перми-36, ведущих правозащитников, легендарных бардов и рок-групп и даже судей Конституционного суда. Все участвовали в дебатах об исторической памяти и современной борьбе за права человека в России. Нам посчастливилось стать частью незабываемой экскурсии по лагерным баракам, которую провел сам Арсений Борисович.
Когда в 2016 году «Мемориал» был признан государством «иностранным агентом», Рогинский продолжал свою работу в сложных условиях, но не желал замедлять борьбу за сохранение исторической памяти России против господствующей политики прославления советского прошлого. Он считал, что «мы застряли в длительном периоде», когда неблагоприятные условия вряд ли изменятся в ближайшее время, и что историкам необходимо научиться настойчивости и использовать все еще имеющиеся возможности для работы с первоисточниками и публикации правдивых сведений о большом терроре.
Трудно поверить, что в следующий наш приезд в Москву мы не сможем прийти к Арсению Борисовичу за советом, выпить его крепкий френч-пресс в чашках для эспрессо в его кабинете и сопровождать его на перекурах на улице. Нам будет очень не хватать его очень литературного, ироничного и забавного комментария к недавним событиям в России.
На протяжении более двух десятилетий он был нашим источником вдохновения и идей по поводу конкретных проектов, которые стартовали благодаря его точному пониманию того, что нужно сделать и что можно сделать в условиях сужения общественного пространства в России. Он был диссидентом до мозга костей, крупным интеллектуалом с критическим взглядом на свою страну, глубоко заботившимся об обществе и его исторической памяти.
Однако его оппозиция не была обструкционистской, он всегда был готов работать с властями и другими политическими силами над проектами и вопросами, которые могли дать существенные результаты, такими как памятники жертвам репрессий в любой форме. Те, кто сегодня идет по Тверской улице в центре Москвы, могут увидеть одно из могущественных наследий Рогинского почти на каждом подъезде многоквартирного дома: маленькие металлические таблички с памятью о жертвах государственного террора, исчезнувших из этого дома, с дыркой на месте фотографии, с указанием на каждом имени с указанием рода занятий, даты ареста, приговора, даты казни и даты реабилитации.
Арсений Рогинский навсегда останется в нашей памяти.
— Светлана Савранская и Том Блантон
Бывший премьер-министр Украины обсуждает возможность нападения со стороны России : NPR
Мэри Луиза Келли из NPR беседует с бывшим премьер-министром Украины Арсением Яценюком об угрозе российского вторжения.
МЭРИ ЛУИЗА КЕЛЛИ, ВЕДУЩАЯ:
И я Мэри Луиза Келли в Киеве, Украина, где президент Зеленский говорит украинцам: сохраняйте спокойствие, думайте позитивно. Но, по оценкам США, российская атака может произойти в любой момент, с чего я начал свои вопросы следующему гостю.
Чтобы мы записали это на пленку, не могли бы вы сказать мне свое имя, пожалуйста?
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК: Арсений Яценюк, премьер-министр военного времени.
КЕЛЛИ: Премьер-министр военного времени. Яценюк руководил страной в последний раз, когда Россия вторглась в страну в 2014 году. Как это говорит о том, как он видит развитие этого кризиса прямо сейчас?
Начну с этого момента и с прямого вопроса — насколько Украина готова защищаться, если ее к этому призовут?
ЯЦЕНЮК: Ну, если сравнивать украинскую армию 2022 года с украинской армией 2014 года, то это совсем другое. Таким образом, мы увеличили нашу военную мощь в несколько раз.
КЕЛЛИ: Все еще намного меньше, хотя гораздо меньше, чем в России. Это Давид и Голиаф или что-то в этом роде?
ЯЦЕНЮК: Давайте будем откровенны, ок. Россия – страна, вооруженная до зубов. Они тратят десятки миллиардов долларов на модернизацию своей армии. И у России есть ядерное оружие. Так что это совершенно другой тип армий.
Но сможем ли мы сдержать Россию? Можем ли мы выдержать? Да мы можем. И мы это показали, и мы это сделали в 2014 году. Путин был полностью уверен, что он захватит Украину, что украинская армия отступит. Украинцы, у них нет сил, мужества и воли бороться за свою свободу и свободу. И он потерпел неудачу. Мы победили, и нам это удалось.
КЕЛЛИ: Еще вопрос по ситуации сейчас — насколько вы уверены в способности президента Владимира Зеленского руководить страной в этот кризисный момент? Я спрашиваю, потому что только в этом месяце вы сказали — и я процитирую — что «Владимир Путин съел бы его на завтрак, если бы эти двое встретились лицом к лицу».
ЯЦЕНЮК: Ну вот в чем дело.
КЕЛЛИ: Вы согласны с этой цитатой?
ЯЦЕНЮК: Абсолютно. Я могу повторить эту цитату. Цитата заключалась в том, что президент Зеленский может встречаться с Путиным только в компании президента Байдена, президента Макрона и канцлера Германии. Так что после моего комментария Зеленский фактически выдвинул новую идею, что он готов к разговору не с глазу на глаз с Путиным, а именно к разговору с глазу на глаз и еще одним взглядом президента Байдена. Так что это сработало хорошо.
По поводу г-на Зеленского, в это непростое время — честно говоря, несмотря на то, что мы с президентом Зеленским совершенно по разные стороны прохода, я не хочу его критиковать. Но я призываю его действовать как президент в своей администрации, потому что мы, как государство Украина, переживаем один из самых драматических и сложных периодов в истории моей страны.
КЕЛЛИ: На ваш комментарий о том, что вы не хотите критиковать его, но хотите, чтобы он спросил, как… действовать как президент, он…
ЯЦЕНЮК: Как президент военного времени.
КЕЛЛИ: По-вашему, он действует как президент военного времени?
ЯЦЕНЮК: Он должен успеть — еще нет.
КЕЛЛИ: Среди вещей, к которым призывают Зеленский и его правительство, — санкции — много санкций — и сейчас, до того, как русские что-то сделали, до того, как они попытались атаковать. Это реалистично?
ЯЦЕНЮК: Ну, поэтому я вам и сказал, что он должен действовать как президент. Есть закономерность, как применять санкции. Грядущие санкции в данном конкретном случае лучше. И это как раз более разумно, чем санкции, которые вводятся без какого-либо реального вторжения.
Это не так работает. Путин должен знать, что речь идет о санкциях. Если он что-то сделает, то заплатит очень высокую цену.
КЕЛЛИ: Вы говорите, что если санкции будут введены сейчас, к чему в настоящее время призывает правительство Украины, прежде чем Россия что-либо предпримет, они потеряют рычаги воздействия, потому что…
ЯЦЕНЮК: Абсолютно. Абсолютно.
КЕЛЛИ: …Максимальные последствия уже наложены.
ЯЦЕНЮК: Абсолютно. И таким образом, Путин — это способ оправдать путинское вторжение. Путин скажет, смотрите, я ничего не сделал. На меня уже налагают санкции. Так что никакого блокпоста нет. Я собираюсь двигаться вперед.
КЕЛЛИ: Почему в интересах Америки помочь вооружить Украину, помочь в этой борьбе?
ЯЦЕНЮК: Так вот о чем — это о свободе, свободе, суверенитете и независимости. Это краеугольный камень Соединенных Штатов. И США должны поддерживать всех в этом мире, кто разделяет те же ценности.
Украина – свободное и независимое государство, находящееся под российской угрозой и российской агрессией. Так что Россия представляла угрозу не только для Украины. Россия представляла эту угрозу Соединенным Штатам.
Напомню, что Россия совершила ряд преступлений против США — кибератака, вмешательство в выборы в США. Россия угрожает НАТО. Итак, Россия угрожает вашей жизни — я имею в виду американской жизни.
С экономической точки зрения цены на бензин — Россия многое сделала для дестабилизации энергетических рынков, повышения цен на энергоносители и подстегивания мировой инфляции. Так что это еще один инструмент, который внедряет Россия.
КЕЛЛИ: Последний вопрос. Вы назвали себя премьер-министром военного времени, потому что помогали управлять страной во время последнего нападения России в 2014 году. Что чувствуется? Что в этот момент кажется другим?
ЯЦЕНЮК: Мы намного сильнее, намного сильнее. Мы в…
КЕЛЛИ: Военные или более того?
ЯЦЕНЮК: Оба — оба в военном отношении, в экономическом. Так Украина оказалась на грани банкротства. Могли бы вы представить, что на казначейском счету всего правительства было всего 20 000 долларов? Не 20 миллиардов долларов — 20 000 долларов. Военных вообще не было. Не было ни газа, ни угля, ни электричества — ничего. И не было единства среди украинского народа. На данный момент у нас очень сильная единая нация.
КЕЛЛИ: Когда вы говорите, что Украина чувствует себя сильнее, ощущается ли угроза, опасность также сильнее? В 2014 году у Владимира Путина у вашей границы не было больше 100 тысяч военнослужащих.
ЯЦЕНЮК: Все эти войска можно запросто отправить за несколько недель. Россия стала более агрессивной. Проблема в том, что после того, как Путин совершил это международное преступление с захватом земель Украины, он не заплатил настоящую цену. Даже благодаря санкциям Путин улучшил свою позицию. Он не изолирован. Его экономика не на эскалаторе вниз.
Он создал и сфабриковал этот энергетический кризис. Он вмешивается в выборы за границей, в выборы на Западе. Он совершает покушения и убийства иностранных граждан на чужой территории. Он совершает кибератаки. Так что зверь очень и очень опасен.
КЕЛЛИ: Арсений Яценюк, бывший премьер-министр Украины. Господин премьер-министр, спасибо.
ЯЦЕНЮК: Спасибо, что пригласили.
(ЗВУК МУЗЫКИ)
Copyright © 2022 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.
Стенограммы NPR создаются в сжатые сроки подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.
Поэзия Арсения Тарковского
Хотя Арсений Тарковский — отец известного кинорежиссера Андрея — долгое время был признан в Советском Союзе, а затем и в России великим поэтом, продолжателем традиции Осипа Мандельштама, он был малоизвестен западным читателям. почти полностью неизвестен на английском языке. Близкий друг советских великих людей начала 20-го века, таких как Марина Цветаева (которая стремилась завязать романтические отношения с Тарковским, прежде чем совершить самоубийство), Анна Ахматова и многие другие, немногие американцы могли представить, что Тарковский, как его описала Ахматова, был воспринят столько, сколько у одного «настоящего поэта» в Советском Союзе:
[…]из всех современных поэтов один Тарковский — вполне
сам по себе, совершенно самостоятельный. Он обладает самой важной чертой поэта, которую я бы назвал первородством.
Существует множество причин для недосмотра. Несмотря на то, что он был признан героем войны за свои действия во Второй мировой войне в качестве корреспондента публикации Советской Армии Battle Alarm , во время которого он был серьезно ранен, его нога в конечном итоге была принесена в жертву гангрене, Тарковский достиг совершеннолетия после того, как секретарь ЦК Андрей Идеологическая атака Жданова на произведения Ахматовой и Михаила Зощенко и, соответственно, собственное творчество Тарковского 1946 книга, хотя и принята к печати, была отозвана. Только в 1962 году поэт смог опубликовать свой первый том « Перед снегом », когда ему было 55 лет. Хотя его работа действительно получила некоторую известность на Западе благодаря фильмам его сына « Зеркало » (1974) и « Сталкер » (1979), которые включали цитаты из нескольких его стихов, его сочинения почти невозможно передать на английском языке, основанном на это по давним русским традициям конца рифмы и метра. Тарковский умер в 1989, незадолго до распада Советского Союза.
Наконец, в книге Филиппа Метерса и Дмитрия Псурцева « Я сгорел на пиру: Избранные стихи Арсения Тарковского » мы получаем четкое представление о том, как могло бы звучать произведение Тарковского на русском языке. Если возникающая в результате поэзия иногда кажется лишенной энтузиазма других крупных русских поэтов того времени, то переводчикам, безусловно, следует похвалить за их смелые попытки передать совершенно «другую» поэтическую традицию на языке, понятном американскому уху. .
Действительно, одним из наиболее важных аспектов этой книги является то, насколько она раскрывает трудности, с которыми сталкивается любой переводчик. Послесловие Филипа Метреса, представленное как «25 предложений о процессе перевода», стоит цены книги.
Вместо того, чтобы представлять эти проблемы в качестве академического упражнения, Метрес, часто с юмором и всегда с умом, обрисовывает в общих чертах некоторые из основных невозможностей перевода «аутентичной» поэзии. Тот факт, что Тарковский был известным переводчиком многих языков на русский язык и хорошо знал о трудностях переводчика, мог вызвать у Метерса и Псурцева молчаливое чувство поддержки. Метры цитаты из стихотворения Тарковского «Переводчик»
Для чего я потратил
Свои лучшие годы на иностранные слова?
О, восточные переводы,
Как ты расшиб мне голову.
«Конечно, — отмечает Метрес, — Тарновский ничего подобного не писал. Он написал…» — следует отрывок на кириллице. «Или, — продолжает переводчик, — как когда-то было закодировано электронное письмо»:
????????????????????????????????
?????????????????????????????????
?????????????????????????????????
?????????????????????????????????
Помимо глубокой опоры поэта на русские корневые слова и другие тропы из романских языков, восходящие к Пушкину, Метерс отмечает лишь некоторые из того, что он описывает как «острые и непреодолимые особенности русской поэзии, наиболее острое и непреодолимое ее отношение к метру»:
Правильность русских спряжений и склонений,
гибкость порядка слов в значении предложения,
многосложная природа русских слов — все это вместе создает впечатление0151 бесконечно бесконечный источник рифм и метрических возможностей.
В противоположность поэзии Запада, вдыхавшей
дыхание модернизма свободного стиха и лишь изредка возвращавшейся в парадные комнаты
строгих метров, русская поэзия до самого последнего времени была
почти всецело верна своей высокоорганизованной и пышные метры. В одной только поэзии Тарковского
можно найти стихи не только на ямб,
, но и на хорей, дактил, анапест, амфибрахию, не до
упоминают просодические узоры народных песен, нерифмованные метрические стихотворения и,
да, даже свободный стих. Как будто в США наша поэзия,
в метрическом выражении, наигрывает свою дудку в пределах эстрадной формы,
а в русском языке продолжают выпускаться целые симфонии.
Признать эти и многие другие препятствия на пути к легкому усвоению произведений Тарковского на английском языке не означает, что переводчики снова и снова не находят способа передать величие и красоту этого русского поэта. Многие из этих стихотворений начинаются с простой метафоры, которая быстро переносится в другое время и мир. Образ «стола, накрытого на шестерых», например, в стихотворении военного времени, начинающемся с этого образа, вскоре переходит в несколько пугающую ностальгическую сцену:
Как и двенадцать лет назад, ее рука,
, все еще холодная на ощупь.
Ее шелка, синие и старомодные,
Еще шуршат и шуршат.
В следующей строфе поэт превращает простые обеденные занятия «пения вина» и «звона хрусталя» в мрачную, призрачную песню прошлого: Сколько зим назад.
Завершая стихотворение тем, что на первый взгляд может показаться мгновенным воспоминанием о предшествующих событиях, оно преображается присутствием смутного женского голоса (которым, как мы обнаруживаем в сносках, является ныне покойная поэтесса Марина Цветаева), говорящего из мертвых:
Мой отец улыбнется мне,
мой брат, налей вина,
Ее безымянная рука в моей,
женщина скажет: голоса теперь вызывают
из-под земли.
Действительно, учитывая тот факт, что многие из этих стихов Тарковский написал во время Второй мировой войны, смерть преследует ряд его ранних произведений. Неотвратимость смерти наиболее очевидна в стихотворении типа «[Немецкий пулеметчик застрелит меня на дороге, или]»:
Немецкий пулемётчик пристрелит меня на дороге, или
детонационная бомба сломает мне ноги, илиэсэсовец всадит мне пулю в живот —
во всяком случае, на этом фронте они покрыл меня.Без имени моего, ни славы, ни даже сапог —
застывшими глазами Гляжу на снег кровавый.
Стихотворение становится еще более сардоническим из-за объяснения переводчика о том, что в первые дни Второй мировой войны, когда не хватало русских валенок, с убитых солдат часто снимали обувь, одна история рассказывает о сотнях замерзшие ноги, отпиленные русскими войсками, чтобы снять примерзшие к ногам убитых сапоги.
И даже в таких более поздних стихотворениях, как многочастная элегия Анне Ахматовой 1967 года, Тарковский пишет о смерти так, что выражает глубокую скорбь, но принимает ее неизбежность. Это стихотворение заканчивается болезненным раскатом слов «всю ночь», повторяя бесконечность смерти перед лицом живых:
Всю ночь мы обещали
вам бессмертие, всю ночь
мы жаждали, чтобы вы
забрали нас из дом скорби—
всю ночь, всю ночь, всю ночь,
как было в начале.
Учитывая страдания, которые Тарковский пережил при жизни, довольно удивительно, что, несмотря на эти мрачные выражения горя, так много его стихов обращены к природе за возрождением и новыми возможностями. Иногда это возрождение, как в разделе IV его стихотворения «После войны», представляет собой насилие между силами жизни и смерти, которое поэт лично испытал:
крутой
подрыто водой, корни в воздухе,
пороги обрывают ветви —
так мой двойник на других порогах
путешествует из будущего в прошлое.
С другой высоты я тащусь
глазами, хватаюсь за грудь. Кто дал мне
дрожащие ветки, крепкий ствол
но слабые, беспомощные корни?
Смерть гнусна, а жизнь хуже,
и ничем не обязывает ее тирания.
Ты уходишь, Лазарь? Ну, уходи!
Ничто нас не связывает. Спи,
Живой, сложи руки
на грудь и спать.
Но чаще всего ужасы его жизни превращаются в сцены обновления и красоты через мир природы. Достаточно прочесть его замечательный «Полевой госпиталь», в котором рассказывается о ранении Тарковского в ногу в 1944 году. Перед ампутацией ноги поэт начинает стихотворение внетелесным видением себя, можно сказать, «под эфиром на столе». ”:
Стол повернулся к свету. Я кладу
голову вниз, как мясо на весы,
моя душа пульсирует на ниточке.
Я мог видеть себя сверху:
Я был бы уравновешен
толстым рыночным грузом.
Вскоре после того, как ему отрубили ногу, время словно остановилось:В тот день
часы остановились, души поездов
больше не летели по безламповым сборам,
по серым плавникам ручья;
ни вороньи свадьбы, ни метели
ни оттепели не проникали в этот лимб
где я лежал в опале, голый,
в собственной крови, вне грядущего
магнитная тяга.
И все же поэма продолжается почти чудесным «приходом в себя» (предсказанным повторением «а также»), когда поэт вызывает из своего внутреннего «я» язык почти библейского прошлого, возвращая его к жизни и к видение, еще раз, красоты мира природы:
Мои губы были покрыты язвами, а также
Меня кормили с ложки, а также
Я не мог вспомнить свое имя,
но язык Короля Дэвид ожил на моем языке.
А потом
даже снег исчез,
и ранняя весна, поднявшись на цыпочки,
набросила свой зеленый шарф на деревья.
Даже на фронте в 1942 году Тарковский благодаря славе природы и своей памяти о прошлом смог в незабвенном стихотворении «Прекрасный день» (что по-русски означает «Белый день») восстановить почти лучезарную радость . Стихотворение входит в число цитируемых Андреем Тарковским « Зеркало :
Под жасмином камень
отмечает зарытое сокровище.
На пути стоит мой отец.
Прекрасный, прекрасный день.Цветет тополь сизый,
цветет столифола,
и молочная трава,
а за ней плетутся розы.Я никогда не был
более счастлив, чем тогда.
Я никогда не был
счастливее, чем тогда.Вернуться невозможно
и говорить об этом, запрещено-
как блаженством был наполнен,
тот райский сад.
Я не знаю, как это стихотворение работает по-русски, но по-английски третья строфа с ее простыми выражениями радости, каждое из которых изменено со своими enjambings и ослаблениями, выражает некоторые чувства по отношению к миру, которые остаются невысказанными, если их читать просто как одно длинное предложение. Рассказчик начинает с незаконченной фразы, которая предполагает ощущение его небытия («Меня никогда не было»), прежде чем продолжить во второй строке выражением радости. Третья строка расширяет это чувство: «Я никогда не был больше», предполагая, что счастье — это лишь часть полноты его чувства, прежде чем строфа продолжается с (теперь ограниченным) счастьем, которое завершает строфу.
Соответственно, даже выражая свою великую радость, он, кажется, уже осознает, как сказано в последней строфе, что такая радость каким-то образом выходит за его пределы, это то, к чему он никогда не сможет вернуться. Счастье приходит откуда-то извне его существа, и, будучи однажды испытанным, даже за пределами его воспоминаний. На самом деле это «белый» мир, пустота, одновременно чистая и очищающая, но, тем не менее, запретная территория для выжившего взрослого.
Мир Тарковского, как мы быстро понимаем, не просто хрупок, но потерян, это постлапсариатская вселенная, место, возможно, населенное Эдемским прошлым, но пропитанное запахом смерти, горения плоти.